Календарь церковных имен по дате рождения. Как назвать ребенка по святцам: правила и традиции

Имя ребенка, данное ему при рождении, будет оказывать влияние на всю его дальнейшую жизнь. Недаром в истории есть имена счастливые и несчастливые, их связывают с какими-то событиями, природными явлениями, религиозными праздниками и т.д. Считается, что нельзя давать имя умершего ребенка вновь рожденному, так как он будет несчастливым, приняв на себя все несчастья умершего собрата.

Где искать имя для девочки

Когда на Руси было введено христианство, и люди стали планировать свою жизнь по православным святцам, детей стали нарекать в честь православных святых. Вполне справедливо считается, что получая имя какого-либо святого, человек получает и тесную духовную связь, и покровительство этого святого. Он может даже получить силу и благодать святого человека. Поэтому выбирая имена для детей, следует хорошенько подумать, ведь вы выбираете еще и заботливого ангела-хранителя и духовного покровителя ему на всю жизнь.

Православный Месяцеслов поможет подобрать имя по дате рождения

В православных святцах гораздо больше мужских имен, чем женских. Но некоторые мужские имена имеют аналоги и в женском роде.

Каждый день в году хранит память о каком-либо канонизированном святом, некоторые дни могут похвастаться и добрым десятком именинников. Кроме этого, имена некоторых святых повторяются в православном календаре несколько раз, и поэтому имена подходят детям, рожденным в разное время года.

Церковный календарь или Месяцеслов

Многие современные родители обращаются к Месяцеслову или святцам. Церковный календарь может оказать в этом неоценимую помощь, так как имеет в своем содержании имена православные, старославянские, древнееврейские и греческие, самого разного происхождения. Некоторые имена являются сегодня анахронизмами, они давно вышли из употребления, и вызывают легкую улыбку при их упоминании. Но множество имен пользуется большим спросом и в наши дни.


Православный календарь на 2016 год

Конечно, почти все родители хотят выбрать редкое и необычное имя, и Святцы могут им помочь подобрать имя по месяцам.

Выбор православного имени для девочки

Особенно трепетно родители подходят к выбору имен для девочек. Хочется, чтобы красивое имя подчеркнуло ее нежность, грацию и изящество.

Женские имена всегда имеют некий сакральный магический смысл. Их значение призвано даровать нежность или силу, мудрость или терпение, плодовитость или любовь. Например, всем известные женские имена - Вера, Надежда, Любовь и мать их София (Мудрость) олицетворяют главные христианские добродетели. Женские имена восхваляли и некоторые необходимые будущей хозяйке черты характера- трудолюбие, терпение и целеустремленность, смирение и покладистость.


Православное имя дается при крещении

Но, как бы то ни было, выбирать имя стоит со всей ответственностью, подумать о его звучании и соответствии с отчеством и фамилией. А также обратить внимание и на время года, в котором ребенок появился на свет.

Общеизвестно, что в разные времена года рождаются дети (особенно девочки) с совершенно противоположными характерами. Женские имена призваны не только подчеркивать индивидуальность владелицы, но и помогать в жизни.

Взаимосвязь имени и времени года

В зимний период рождаются дети выносливые, имеющие хорошее здоровье, твердые и жесткие. Они имеют суровый, непреклонный характер, который помогает достичь задуманного. Но этот характер часто им вредит в личной жизни. Твердость и непреклонность мешают доверительным отношениям с близкими. Дети, рожденные зимой, обычно не терпят вмешательства в свои дела и не слушают ничьих советов. Они уверены в себе, активны, целеустремленны и идут напролом к намеченной цели.


Выбор имени для девочки зимой

Девочки, родившиеся в зимний период, имеют чисто мужской характер, который помогает им добиться успеха в карьере и бизнесе, но мешает устраивать личную жизнь. Поэтому женское имя должно быть нежное, мелодичное, смягчающее суровую зимнюю стужу.

Весна – капризное, изменчивое время года. И девочки весной рождаются капризные, эгоистичные, брезгливые, физически слабые. Они консервативны и трудно привыкают к изменениям. Но если считают себя правыми, то их ничто не переубедит. Они весьма упрямы, самолюбивы, нерешительны и осторожны, любят лесть и им присущ некий нарциссизм. Девушке, рожденной весной, нелегко найти себе мужа, потому, что ее пугают любые изменения в образе жизни.


Какое имя выбрать для девочки весной

И в то же время «весенние» дети умеют приспосабливаться к любым жизненным ситуациям. Поэтому и женское имя должно быть твердым и жестким.

Летом рождаются щедрые, веселые и оптимистичные дети. Они не мелочатся, не жадничают и при этом крайне трудолюбивы и прилежны. Летние дети эмоциональны, вспыльчивы, темпераментны, впечатлительны. Кроме всего прочего, они самые добрые и справедливые натуры.


Какие имена подходят для девочек, родившихся летом

Девочки, родившиеся летом, гордые и отважные, настойчивые и целеустремленные. Они будут страстно любить мужа и трепетно заботиться о детях. Поэтому лучше всего им подойдут нейтральные имена, призванные немного сдерживать их благородную натуру.

Осень – время раздумий. И детям, рожденным осенью, присущи такие черты характера, как мудрость, неторопливость, расчетливость и аккуратность. Никогда такой ребенок не будет действовать наобум, он тщательно взвесит все «за» и «против», но поступит дипломатично, никого не обидев. Верность и покорность помогут им обрести счастье в браке.


Как назвать девочку осенью

Девочки, рожденные осенью, спокойны и вдумчивы, уравновешены, и в любой ситуации руководствуют, прежде всего, здравым смыслом. Имена этим девочкам следует давать имена, наполненные сакральным смыслом.

То есть, выбирая имя девочек обязательно нужно рассматривать его по месяцам, чтобы помочь в устройстве женской судьбы.

Имена для девочек, рожденных в январе

Январь – самый суровый месяц года. Названная одним из этих имен девочка проведет всю свою жизнь в счастье и благоденствии без особых проблем и препятствий, достигнет намеченных целей, не вкладывая слишком много труда. Из нее выйдет хорошая жена и мать и всю свою жизнь она будет счастлива в браке.

Икона Святая Татьяна

КЛАВДИЯ, АГЛАЯ, АГАФЬЯ, ИРАИДА, АНИСЬЯ, ТАТЬЯНА, АППОЛИНАРИЯ.

Имена для девочек, рожденных в феврале

Очень часто эти женщины не обладают привлекательной внешностью. Но они обладают прекрасным характером: активны, общительны, жизнерадостны и трудолюбивы. Они чрезвычайно любят наряжаться, менять свою внешность, идут в ногу с модой и тратят на это большие деньги. Их не привлекает спокойная и размеренная жизнь, им нужно постоянное общение, веселье и музыка. В большинстве случаев эти женщины выходят замуж несколько раз, и обычно второй брак бывает удачным.


Имя Мария для девочки

РИММА, КАРОЛИНА, КРИСТИНА, ХРИСТИАНА, ИННА, ЭММА, МАРИЯ, АННА, ПАВЛА.

Имена для девочек, рожденных в марте

Эти девочки и женщины завистливы и чрезвычайно любопытны. Им редко везет в супружеской жизни, но и женятся на них люди с высоким положением в обществе, добившиеся успеха. В семье женщина будет играть главную роль.


Имя Марианна - значение

РЕГИНА, РУФИНА, МАРГАРИТА, АНТОНИНА, УЛЬЯНА, ВАСИЛИСА, КИРА, ВАЛЕРИЯ, НИКА, МАРИАННА, ДОМНА, АГАФЬЯ.

Имена для девочек, рожденных в апреле

Женщина, живущая в любви и для любви. Очень часто выходит замуж за ревнивого мужчину, но может наладить с ним прекрасные отношения. Иногда в старости меняется в худшую сторону: становится злоязычной сплетницей, озлобленной на весь окружающий мир.


Имя Дарья - значение

АЛЕКСАНДРИНА, ДАРЬЯ, ПРАСКОВЬЯ, ПЕЛАГИЯ, СВЕТЛАНА, ФЕОДОСИЯ, ЛИДИЯ, ЛЮДМИЛА, СЮЗАННА, СУЗАННА, МАТРЕНА.

Имена для девочек, рожденных в мае

Эта женщина всю жизнь будет страстно обожать мужа. Хотя она обладает и умом, и красотой, и воспитанием, но слишком много говорит, причем, не к месту. Ей частенько завидуют, поэтому могут навредить, особенно, в сердечных делах.


Значение имени Елизавета

ЕЛИЗАВЕТА, ГЛАФИРА, ЗОЯ, ПЕЛАГЕЯ, ЕВДОКИЯ, ЕФРОСИНЬЯ, МУЗА, ЛУКЕРЬЯ, ГЛИКЕРИЯ, ФАИНА, НАИНА, ЮЛИЯ, ЮЛИАННА, ТАМАРА.

Имена для девочек, рожденных в июне

Это эмоциональная женщина, окруженная друзьями и поклонниками. Но из-за своей вспыльчивости часто конфликтует с окружающими и быстро рвет отношения.


Значение имени Елена

ЕЛЕНА, ФЕОДОСИЯ, ФЕОДОРА, КАРОЛИНА, АДЕЛАИДА, ИДА, АДА, АКУЛИНА, ФЕКЛА, КАЛЕРИЯ, АЛЕВТИНА.

Имена для девочек, рожденных в июле

Для этой женщина любовь – игра. Это страстная и темпераментная натура, пылкая и нежная одновременно. Она нравится мужчинам, ей и самой нравится флиртовать. Яркая и красивая, она находится в водовороте отношений, любви и веселья.


Имя Ольга 0 одно из самых популярных

АГРИППИНА, ИРИНА, САРА, РУФЬ, ОЛЬГА, РИММА, ЭЛЛА, ЮЛИАННА, СОСИПАТРА.

Имена для девочек, рожденных в августе

Эта женщин щедра и терпелива, беспристрастна и выдержана. Добрый и отзывчивый характер привлекает к ней всех окружающих. Ей непросто выбрать себе мужа, из-за большого количества поклонников. Но если ее первый брак распадется, она станет недоверчивой и осторожной.


Имя Екатерина - значение

МАГДАЛИНА, ЕКАТЕРИНА, МИЛЕНА, ЗАБАВА, ХРИСТИНА, ПРАСКОВЬЯ, СЕРАФИМА, НОННА.

Имена для девочек, рожденных в сентябре

Весьма оптимистичная и жизнерадостная особа. Даже неприятности и огорчения не убавят ее оптимизма. Она кокетлива и общительна, а со временем становится самой преданной матерью.


Икона Святая София

ВАССА, АНФИСА, АНИТА, МАРФА, РУФИНА, ЛЮДМИЛА, ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ, СОФИЯ.

Имена для девочек, рожденных в октябре

Это женщина с самым счастливым характером и самой счастливой судьбой. Она проживет счастливо в браке с любящим мужем и детьми долгую жизнь.


Об имени Вероника

ЕФРОСИНЬЯ, КОНКОРДИЯ, СОСИПАТРА, ВЕРОНИКА, ИРАИДА, ПЕЛАГЕЯ, ТАИСИЯ, ЕВЛАМПИЯ, ИОНА.

Имена для девочек, рожденных в ноябре

Эта женщина всю жизнь будет проводить в ссорах с мужем из-за ее любви к нарядам и обществу посторонних мужчин. Игривый образ жизни для нее норма.


Икона Святая Клавдия

ГЛИКЕРЬЯ, ГЛИКЕРИЯ, ЛУКЕРЬЯ, КАПИТОЛИНА, ПРАСКОВЬЯ, ЕЛЕНА, НЕЛЛИ, КЛАВДИЯ.

Имена для девочек, рожденных в декабре

Эта женщина обладает привлекательной внешностью и открытым благородным характером. Не любит подчиняться чужой воле и быть в подчинении.


Певица по имени Варвара

АВГУСТА, ВАРВАРА, ТАТЬЯНА, ТАТИАНА, АНФИСА, ЛАРИСА, МАРИНА, ЗОЯ, ЗИНОВЕЯ.

Влияет ли имя на жизнь человека?

Этот вопрос задают себе многие родители, давая имя малышу. Дашь имя мученика – будет всю жизнь мучиться, наречешь именем преподобного (монаха) – упаси Бог, станет монахом. Может быть, дать имя царя, полководца, мыслителя?

И каждый раз священники терпеливо объясняют: имя, данное ребенку, никаким образом на жизнь человека не влияет. И многие распространенные имена – в этом легко убедиться, раскрыв святцы, – носили одновременно и цари, и монахи, и мученики.

Вот пример: Иоанн.

Имя древнееврейское, которое в переводе значит – Благодать Божия.

В современном церковном календаре святых Иоаннов 188 человек.

Тут и апостол Христов Иоанн Богослов, и поэт-песнописец и богослов Иоанн Дамаскин.

И один из отцов-основателей сурового монашеского подвига Иоанн Лествичник, игумен монастыря на Синайской горе.

Иоанн Власатый – Христа ради юродивый, подвизавшийся в Ростове.

Иоанн Дамасский – отшельник, оставивший город и затворившийся в пещере.

Иоанн Кронштадтский – великий русский пастырь и общественный деятель.

Иоанн Палестинский – выдающийся постник.

Иоанн Константинопольский – патриарх и выдающаяся личность своего времени.

Иоанн Креститель, первый из мучеников, и за ним еще множество мучеников Иоаннов, пострадавших и в древние времена, и в новейшее советское время.

То же наблюдаем относительно других известных имен.

Вывод очевиден: имя святого никаким образом не отражается на судьбе ребенка.

А теперь скажем несколько слов об истории наречения имени.

Как нарекалось имя ребенку в дохристианские времена?

В Библии имя совсем не было неким случайным условным обозначением; имя – определяло место, которое должен занимать в мире его носитель . Бог завершает творение, нарекая имена его элементам: дню, ночи, небу земле, морю (), называя каждое светило его именем (), и этим определяет местоположение во вселенной этих элементов мироздания. Или же, Бог предоставляет Адаму наречь имена всем животным () и этим самым определить их место и роль в мире Адама .

Так же и с человеком: первоначально имя, данное ребенку при рождении, обозначало его судьбу или будущий род деятельности. Это несложно увидеть, вспомнив имена древних ветхозаветных героев: Иаков значит занимающий место другого (); Навал – безумец () и проч. Иногда имя указывало на особенность рождения: Моисей – вынутый из воды , иногда – на предназначение человека: Исаия – да спасет Бог . Имя считалось как бы отпечатком личности человека!

В Древней Руси ребенку давали народное имя. Русские не были так изобретательны, как греки или римляне. Часто малыша нарекали именем, производным от количества детей в семье – Перва, Первой, Первак, Вторак, Четвертуня; от цвета его волос и кожи – Черныш, Черняй, Беляй, Белуха. Имена придумывались и по другим внешним признакам – росту, особенностям телосложения – Сухой, Толстой, Долгой, Мал, Малыш, Малой, Малюта, Заяц, Беспалой, Головач и проч.

Нередко ребенка называли в зависимости от какой-то заметной черты его характера (Забава, Крик, Истома, Молчан, Неулыба, Смеяна, Несмеяна) или отношения к нему в семье (Голуба, Любим, Неждан, Чаян, Милава, Поспел, Хотен и др.).

Имена освященные

С возникновением христианства ситуация начала меняться, однако не сразу. Примерно до III века все принимающие Крещение оставляли те имена, которыми их нарекали родители-язычники. Многие имена, даже такие, как Вера, Надежда, Любовь… – это имена языческие: римские, греческие или еврейские.

Имена могли указывать на добродетели, какой-то род занятий, особенности характера, на многое-многое другое. Например, имя Роман – происходило от названия города Рим; имя Виктор (по-латински победитель) на добродетель доблести и т.п. Родители желали, чтобы их чадо походило на древних героев, богов, желали через имя привлечь на ребенка благословение неведомых высших сил.

Однако с распространением христианства рождаются иные принципы наречения имени. Уже в III веке становится принятым давать ребенку имя подвижника христианской веры. Этот святой, мыслили христиане, станет другом нашему сыну или дочери, будет молиться за него на небесах, перед троном Отца Небесного.

Получить свое имя, причем имя освященное , которое носил до тебя подвижник Церкви, значит вступить в таинственную связь и со Христом – Абсолютной Личностью, и с личностью прежде жившего подвижника Христовой веры.

Современный богослов отец Александр Шмеман пишет: «Человеческая природа не существует вне личностей, каждая из которых представляет собой поистине единственный и вполне личностный тип воплощения и реализации этой природы. Поэтому обряд наречения имени есть признание Церковью единственности этого конкретного ребенка, наличия у него божественного дара «личности»… Имя человека, отличая его от всех других людей, идентифицирует его личность и утверждает его неповторимость. Воплотившийся Сын Божий имеет человеческое имя, потому что Он есть совершенная личность, а не человек вообще, абстрактный и безличный носитель абстрактной человеческой природы».

Люди, ведущие подлинную христианскую жизнь, нередко рассказывают, что они чувствуют связь с тем человеком, имя которого носят, со своим святым небесным покровителем.

День, в который церковно празднуется память нашего святого, называется именинами .

Свт. Иоанн Златоуст настойчиво учил прихожан:
«Христиане должны всячески стараться давать детям такие имена, которые бы не только возбуждали к добродетели самих получающих эти имена, но и для всех других и для последующих родов служили наставлением во всяком любомудрии».

Чаще всего христиане нарекали своих детей именами Апостолов Христовых, так что и в V веке, как и сегодня, больше всего было Иоаннов, Петров, Павлов…

Как правильно дать имя ребенку

Ныне принято давать ребенку имя прославленного святого, причем святого Православной Церкви. Однако если родители настойчиво хотят назвать малыша каким-нибудь экстравагантным именем или именем неправославным – это возможно. В таком случае по паспорту человек будет иметь имя Олеся, Алёна, Руслан, Санчес и проч., при Крещении же ему дадут имя святого.

Некоторые святые имеют по два имени – имя, которое они имели до Крещения, и имя христианское. Киевский князь Владимир в Крещении получил имя Василия , Ольга – Елены и т. д. В честь этих святых можно давать любое из двух их имен.

Сегодня называют детей именем любимой бабушки или деда, именем книжного героя, или просто понравившимся звучным и красивым именем. В этом нет ничего плохого, но можно вспомнить и иную, древнюю традицию: младенцу давали имя того святого, память которого пришлась на день наречения имени (8-й день по рождении).

Я еще раз повторю то, чего, бывает, не знают и некоторые батюшки: если мы хотим наречь имя ребенку по церковному, или, как говорят, по святцам , то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка.

Можно дать имя (как сегодня распространено) в честь святого, в день памяти которого родился малыш. Говорят: «моя девочка родилась в день святой Ксении Петербургской. Разве я могу назвать ее иначе?..» Некоторая логика в этих словах есть, но это уже современная практика, а не церковная традиция.

С древности установлено, что крещаемые не могут принимать Имена Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери – Марии. (Можно принять имя Иисус в честь ветхозаветного святого Иисуса Навина, а имя Мария – в честь святых Марий, которых множество.)

Выбирая для своего ребенка имя, следует помнить, что это имя – на всю жизнь, поэтому не следует стараться выделиться, называя младенца. Такие имена, как Аристоклий или Анемподист, безусловно, красивы и оригинальны, но не слишком ли ко многому они обязывают?.. Посмотрите, чтобы имя ровно и легко произносилось, не вызывало смешных или двусмысленных ассоциаций (автору известен такой анекдотический, но, к сожалению, реальный пример, когда родители, носившие фамилию «Дураковы», дали своей дочери имя… Идея).

В то же время заметим, что в последние десятилетия выбор имени для детей ограничился десятком-другим имен. Среди них – обязательно: Наталья, Татьяна, Мария, Екатерина, Елена и проч. (можно выявить даже некую моду на имена).

Родители забывают, что есть масса интересных и замечательных имен, сегодня почти не употребляющихся. И эти имена не менее благозвучны или интересны, чем популярные сегодня, а их носительницы-святые в своем христианском подвиге совсем не менее известны, чем те, чьи имена на слуху.

Чтобы показать, как, к сожалению, мало знаем мы о наших именах, приведем примеры мужских и женских имен, редко или вообще не встречающихся на практике. Из обширного списка я выбрал лишь малую часть благозвучных и древних имен и указал, что данное имя значит на языке народа, в среде которого оно появилось.

Имена мужские

Аввакум любовь Божия (евр. ); имя, к сожалению, дискредитированное предводителем старообрядческого раскола протопопом Аввакумом, но, тем не менее, древнее и выразительное; происходит от имени библейского пророка.

Августин из города Августа (лат. )

Аверкий удерживающий, удаляющий (лат. )

Агапий любовь (греч. )

Агафангел добрый вестник (греч. )

Агафон добрый (греч. )

Адриан из Адрии (небольшой италийский городок) (лат. )

Адам человек (евр ); этимологически имя произведено от «адама» – «красная земля».

Алипий беспечальный (лат. )

Алфей перемена (евр. )

Амвросий бессмертный, божественный (лат. )

Анастасий воскресение, воскрешенный (греч. )

Андроник победитель мужей (греч. )

Аристарх лучший начальник, отличный ( греч. )

Арсений мужественный, мужчина (греч. )

Валериан из города Валерии (лат. )

Варлаам сын Божий (халд. )

Варфоломей сын Фоломея (Толомея) (евр. )

Виссарион лесной (греч. )

Вонифатий благотворец (лат. )

Гавриил крепость Божия (евр. )

Галактион молочный (греч. )

Герман воин (древневерхненем. )

Григорий бодрствующий (греч. )

Гурий львенок (евр. )

Давид возлюбленный (евр. )

Дамиан покоритель, укротитель (греч. )

Даниил Бог – мой судья (евр. )

Дидим близнец (греч. )

Диодор Божий дар (греч. )

Дионисий божественный из Нисы (греч .)

Евлогий благословение (греч. )

Евсевий благочестивый (греч. )

Едесий радость (сирийск. )

Елисей его спасение – Бог (евр. )

Ераст любящий (греч. )

Ефрем плодовитый (евр. )

Зосима жизненный (греч. )

Иаков заклинатель (евр. )

Ианнуарий привратник (лат. )

Игнатий огненный, раскаленный (лат. )

Иероним священноименный (греч. )

Иларион тихий, радостный (греч. )

Илия крепость Господня (евр. )

Ириней мирный (греч. )

Иустин сын Иуста (лат. )

Кассиан порожний, пустой (лат. )

Киприан с острова Кипр (греч. )

Кирилл солнце (перс. )

Климент милостивый (лат. )

Корнилий сильный (лат. )

Лаврентий лавровый (лат. )

Лазарь Бог-помощник (евр. )

Лев лев (греч. )

Ливерий свободный (лат. )

Лонгин долгий (лат. )

Лука родом из Лукании (греч .)

Макарий блаженный (греч. )

Мануил определение Божие (евр. )

Марк сухой, увядающий (лат. )

Меркурий торговец (лат. )

Мефодий упорядоченный (греч. )

Назарий посвященный Богу (евр. )

Нестор возвратившийся домой (греч. )

Никандр муж победы (греч. )

Никита победитель (греч. )

Никон побеждающий (греч. )

Нифонт трезвый (греч. )

Паисий детский (греч. )

Палладий из Паллады (греч. )

Панкратий вседержавный, всесильный (греч. )

Пантелеимон всемилостивый (греч. )

Парфений девственник (греч. )

Пимен пастырь (греч. )

Платон широкий (греч. )

Поликарп многоплодный (греч. )

Порфирий багряный (греч. )

Прокл далекий (лат. )

Родион геройский, розовый (греч. )

Рустик деревенский (лат .)

Савватий субботний (евр. )

Севастиан досточтимый (греч. )

Серафим пламенный (евр. )

Сила молчание, покой (евр. , лат. )

Силуан лесной (лат. )

Сильвестр лесной (лат. )

Симеон услышание (евр. )

Симон услышание (евр. )

Софроний здравомыслящий (греч. )

Стефан венец (греч. )

Терентий полирующий, растирающий (греч. )

Тимофей почитающий Бога (греч. )

Тихон счастье (греч. )

Трофим питомец (греч. )

Фаддей хвала (евр. )

Феодор Божий дар (греч. )

Феодосий Богом данный (греч. )

Феоктист Богом созданный (греч. )

Феофан Богоявление (греч. )

Феофил друг Божий (греч. )

Феофилакт богохранимый (греч. )

Ферапонт слуга (греч. )

Филадельф братолюбец (греч. )

Филарет любитель добродетели (греч. )

Филипп любящий коней (греч. )

Флорентий цветущий (лат. )

Фома близнец (евр. )

Харитон благодатный (греч. )

Христофор Христоносец (греч. )

Имена женские

Агапия добрая (греч. )

Агнесса Агния непорочная (греч. )

Ада благородная (древневерхненем .)

Акилина орлиная (греч. ); в простонародье это благозвучное имя было превращено в Акулину. Можно предложить родителям требовать от знакомых и родственников именно такого, греческого , а не простонародного русского (Акулина) варианта произнесения имени

Алевтина сильная (лат. )

Ангелина вестница (греч. )

Аполлинария Аполлонова (греч. )

Ариадна строго сохраняющая супружескую верность (греч. )

Афанасия бессмертная (греч. )

Варвара иноземка (греч. )

Василисса царственная (греч. )

Вероника образ верности (греч., лат. )

Гликерия сладкая (греч. )

Диодора Божий дар (греч. )

Ева жизнь (евр. )

Евдокия благоволение (греч. )

Евсевия благочестивая (греч. )

Евфросиния радость (греч. )

Женевьева (по-церковнославянски – Геновефа )

Зинаида божественная (греч. )

Илария тихая, радостная, ясная

Иоанна благодать Божия (евр. ); обычно это имя передают на западный манер: Жанна или Яна;

Исидора дар Исиды (египетской богини) (греч. )

Иулиана , Иулиания, Иулитта и др. дочь Иулиева, или Юлиева (лат. ). Это имя древнего римского рода. Один из представителей этого рода – Гай Юлий Цезарь.

Иустина дочь Иуста.

Касиния служанка (лат. )

Кирия Господня (греч. )

Клеопатра славная по отцу (греч. )

Констанция постоянная (греч. )

Лия утомленная (евр. )

Лукия светлая (лат. )

Мариам их восстание, звезда моря (евр. )

Мелания черная (греч. )

Павла маленькая (лат. )

Павлина, Паулина принадлежащая Павлу (лат .)

Параскева пятница, приготовление (греч. )

Пелагия морская (греч. )

Руфина рыжеватая (греч. )

София премудрость (греч. )

Сусанна белая лилия (евр. )

Феодора Божий дар (греч. )

Феодосия Богом данная (греч. )

Феофания Богоявление (греч. )

Харита любезная (греч. )

Харитина благодатная (греч. )

Христина Христова (греч. )

Юния молодая, юная (лат. )

Священник может советовать при выборе имени следовать современным справочным изданиям, особенно церковным календарям, так как в светских изданиях часто даются имена советские или искаженные западные и таких святых нет в помине.

Напомним, что ежегодно выходит Церковный календарь Московской Патриархии, где дается перечень наиболее известных святых, он продается в церковных лавках и магазинах.

Помните: имя, данное ребенку, будет пронесено им до самой смерти и может послужить в детстве и юности поводом к насмешкам и издевательствам со стороны сверстников. Многие из древних имен, которые носили подвижники благочестия, вряд ли уместны сегодня. Из числа таких имен упомянем: Алгабдил, Амавс, Аод, Араб, Атом, Евпл, Евпроб, Квадрат, Мудий.

Женские: Аксуя, Голиндуха, Дракона, Каздоя и проч.

А еще недавно…

Еще несколько десятилетий назад новорожденным давались «новые» имена, порожденные идеями социализма, индустриализации и проч.

Мальчики часто получали имя Коммунар, а девочки Коммунара. Появились имена Октябрь (муж. ) – Октябрина (жен. ); Май (муж. ) – Майя (жен. ) и проч. В одной семье сына назвали Рево, дочь Люция, что вместе означало «Революция».

В календарях советского времени можно встретить и совсем экстравагантные: Даздрасперма (расшифровывается как «Да здравствует Первое мая»), Владлен (расшифровывается как «Владимир Ленин»), Воля, Интерна, Искра, Идея, Перкосрак (первая космическая ракета).

В 60-х – 70-х годах интерес к новым «оригинальным» именам угасает. Если детей и нарекают по-новому, то это уже не «коммунистические» имена, но «индустриальные», «космические».

Так, относительно популярными становятся: Ион, Аполлон, Венера, Меркурий, Феб, Гелий. Можно встретить и Икара, Одиссея, Титана, Селену. В начале 70-х годов Ленинградском Дворце торжественной регистрации рождений «Малютка» двум девочкам были присвоены имена Весна и Тайна.

Начиная же с 70-х годов пробуждается интерес к старым русским именам (особенно для девочек). К 90-м годам особо популярными среди них становятся: Ксения, Варвара, Иулиания, Елизавета, Евдокия и проч.

На 90-е годы особо популярными среди них становятся: Ксения, Варвара, Иулиания, Елизавета, Евдокия…

Что делать, если христианское имя забылось?

Нередко в храм приходят люди, имеющие неправославное имя, но когда-то, в детстве крещеные. Своего христианского имени они не помнят, а родители, которые их крестили, умерли. Что делать? Так и приходить в храм с именем Лениана, Марксина, Октябрина?.. Ничего страшного в этой ситуации нет. Нужно просто прийти к священнику и сказать об этом. Священник прочитает специальную молитву На наречение имени и даст вам новое имя православного святого.

При рождении малыша каждый родитель желает ему дать такое имя, которое будет ему не только подходить, но и приносить удачу и счастье.

А счастливые родители девочек хотят, чтобы имя благосклонно влияло на жизнь, было редким, знаменательным, подходило девочке и подчёркивало её индивидуальность. Но выбор имени сопровождается раздумьями и спорами. Иногда сложно выбрать, как назвать ребёнка, ведь обилие имён поражает, и родители не могут однозначно определиться.

Поэтому многие новорождённых называют именем Святого дня, в который родился ребёнок. В народе это называется днём Ангела. Согласно поверью при рождении малыша Бог дарит ему ангела-хранителя, призвание которого уберегать кроху от бед и несчастий.

Обратите внимание! Имя играет важную роль в жизни человека. Оно способно изменить судьбу. Поэтому выбор имени должен быть обоснован. Лучше называть девочек в честь Святых по православному календарю.

Преимущества данного выбора:

  • Празднование дня Ангела и день рождения происходит в один день.
  • Ангел-хранитель с аналогичным наречием как у девочки будет оберегать судьбу ребёнка, не даст ей стать на ложный путь и вовремя направит в нужный момент.

В эти поверья многие не верят. Но родители, которые поступили именно так отмечают, что малыш, который носит имя Месяцеслова растёт более счастливым и жизнерадостным.

В православном календаре каждый день отмечают именины Святых. Чтобы понять, как назвать девочку при рождении стоит заглянуть в церковный календарь. Русские православные календари содержат все даты и наречия Святых. Исходя из даты рождения крохи, выбирается имя аналогично дате в календаре.

Таблица: имена по Святцам для девочек по месяцам в 2017 году.

Название месяца Месяцесловы
Январь В январе девочку лучше назвать Аглаей, Мариной, Анисией, Полиной, Евгенией или Домной. В январе месяцесловами являются наречения:

Ева.
Ира.
Клавдия.
Василиса.
Мелания.
Таня.
Леонидия.

Можно назвать Ульяной, Викой, Настей, Еленой. Также Сусанной, Агафией, Эмилией или Ниной.

Февраль В феврале желательно нарекать девочку Светой, Агафьей, Агнией, Машей, Аксиньей, Ксюшей. Можно называть Вероникой, Инной или Ефросинией.

В этом месяце называют в честь Святой Марфы, Ульяны, Риммы, Павлы. Феодоры, Зои, Ани и Марианны.

Март В марте новорождённых лучше нарекать Антониной, Настей, Евдокией, Василисой, Ираидой, Ритой, Марианной, Никой или Региной.

Также называют Кристиной, Мариной, Алиной, Ариной или Кирой.

Апрель Новорождённых девочек называют:

Акулиной.
Ирой.
Клавдией.
Никой.
Лидой.
Галей.
Василисой.
Матрёной.
Машей.
Прасковью.
Аней.
Сусанной.
Светой.
Ларисой.
Тамарой.
Феодосией.
Аллой.
Дашей.
Настей.
Евой.
Софией.
Александрой.
Нелли.

Редкое имя Святого этого месяца – Нинель.

Май Нарекать малышку лучше Глафирой, Фаиной, Евдокией, Клавдией, Пелагеей или Сусанной.

Также нарекают Тамарой, Марией, Марфой, Елизаветой, Зоей или Александрой. Редкие наречия: Гликерия, Лукерья.

Июнь В июнь много редких наречий:

Акулина.
Фёкла.
Марфа.
Феодосия.

Часто девочек называют в честь Антонины, Леры, Лены, Карелии и Киры. А также Нелли, Ирины или Ульяны.

Июль В июле празднуют именины Алевтина, Рита, Агриппина, Жанна и Ангелина. В этом месяце день ангела отмечают Марина, Юля, Евдокия и Лена.

Девочек в этом месяце называют Ефимией, Риммой, Саррой, Олей, Инной, Аней, Машей, Галей, Марфой, Валей или Ульяной.

Август В августе день ангела отмечают:

Евдокия.
Анфиса.
Анита.
Конкордия.
Магдалина.
Милена.
Нонна.
Серафима.
Валя.
София.
Катя.
Маша.
Карина.
Кристина.
Аня.

Сентябрь В сентябре именины у:

Вассы.
Лизы.
Руфины.
Феодоры.
Люды.
Надежды.
Наташи.
Виты.
Алины.
Софии.
Ани.
Любови.
Веры.

Октябрь В октябре день Ангела у:

Ариадны.
Иринеи.
Златы.
Евлампии.
Марианны.
Устиньи.
Алисы.
Светы.
Прасковьи.
Марианны.
Милы.
Софии.
Иры.
Поликсении.
Ираиды.
Ефросинии.
Ани.
Вероники.
Таисии.
Зины.

Ноябрь В ноябре день ангела у Гликерии, Зины, Капитолины, Матрены и Неонилы.

Также в этом месяце девочек нарекают Прасковьей, Клавдией, Машей, Настей, Наташей, Верой, Дашей, Анной, Лизой, Александрой и Степанидой.

Декабрь В декабре именины у Августы, Ангелины, Анфисы, Варвары, Зои, Екатерины, Ульяны, Людмилы, Татьяны, Ольги и Ани.

Как правильно выбрать имя малышу?

Ранее имя на Руси называлось «наречием». Издавна это понятие служило оберегом для малыша. В то время многие люди свято верили, что если назвать кроху наречием Месяцеслова, то малыш будет счастливым всю жизнь.

Поэтому имя выбиралось из церковного календаря исходя из даты появления младенца на свет.

Сегодня родители называют детей по желанию. Но остались те, кто хочет соответствовать традиции и назвать малыша согласно Святцам.

Но в церковном календаре бывают дни, когда отмечаются именины только мужских Святцев. В такой ситуации родители могут выбрать имя не только исходя из даты рождения крохи. На Руси нарекали ребёнка на восьмой или сороковой день после его появления на свет.

Поэтому если вам не нравятся имена Ангелов в дни появления крохи на свет или они вовсе отсутствуют можно выбрать наречия исходя из других дат:

  • Согласно древней традиции именно на восьмые сутки рождения младенца устраивали торжество, где родители нарекали своего наследника именем на всю жизнь. Такая традиция появилась во времена жизни Иисуса Христа. Согласно поверью Иисуса Христа назвали именно на восьмой день после его рождения.
  • Можно назвать малыша в день крещения на сороковые сутки после его появления на свет. Обряд крещения – древняя православная традиция. Во время таинства крохе присваивают церковное имя, которое он будет носить на небесах.

Важно! Но церковь гласит, что называть младенца стоит до таинства крещения.

Соблюдать ли это правило – индивидуальный выбор самих родителей. При крещении малышу даётся другое имя, если ни одно из церковных не нравится.

    Похожие записи

Какие имена подойдут январским деткам? Как выбирать имена девочек по Святцам на январь? - об этом, и о многом другом мы поговорим с вами сегодня. Итак, если вы хотите назв...


Как нужно выбирать имя ребенку? Кому можно доверить это непростое дело? Можно ли давать ребенку имя родственников? - таких вопросов уйма. И довольно часто в семьях появл...


Подбирать имена для девочек очень сложно, так как красивых, необычных женских имен очень много. Как сделать правильный выбор в этом случае? Смогут ли Святцы помочь в этом...


Подобрать для малышки имя весьма сложно, так как каждая мама хочет дать своему ребенку красивое, необычное имя. Существует несколько способов подбора имен, самым легким способом считается подбор имени по Святцам. Сначала, нужно определить месяц рождения вашей дочери. Представим, что ваша дочка ро...


Как выбирать имена девочек по Святцам в мае? Можно ли брать любое майское имя в церковном календаре? - такие вопросы волнуют многих новоиспеченных родителей, которые хотят на...


Одной из давних православных традиции можно назвать выбор имен по Святцам. В советские годы про нее многие забыли, но сейчас Святцы вновь становится популярным среди родител...


Святцы или церковный календарь, где отражаются имена всех почитаемых православной церковью Святых стали приобретать у народа популярность. Люди начали давать имена своим дет...


Если вы уже давно раздумываете над тем, каким именем наделить рожденную в августе малышку, то советуем вам обратиться к православному перечню. Такой церковный календарь н...


Вы давно ищите необычное и старинное имя для своей дочери, которая родится в сентябре? Вам поможет наша статья. В ней вы найдете несколько вариантов имен девочек по Святц...


Какое же имя дать ребенку по Святцам, если она родилась в октябре? Следует отметить, что календарь Святцев используют в основном только верующие семьи. Если вы входите в...


Святцы или церковный календарь предлагает родителям много разнообразных, звучных имен. И если вы хотите подобрать имя для своей дочери, рожденной в ноябре, то советуем вам...


Какое имя дать девочке в декабре? Какие имена девочек по Святцам в декабре предлагает православие? В первый зимний месяц дети рождаются с некоторой суровостью в характер...


Как выбирать имя мальчика по Святцам? Какие имена подойдут мальчикам, рожденным в январе? По христианскому обычаю мальчику родители дают имя в честь Святого, в день памя...


Святцами называют церковную книгу, точнее календарь, который состоит из месяцеслова, пасхалии, нескольких молитв и песнопений. Также Святцами называют список празднико...


p>Ваш сын родился в марте, и вы хотите наделить его именем Святого? Вы делаете правильный выбор. Ведь таким образом, вы с рождения отдаете своего сына под защиту праведных...


Как выбирать имя ребенку, кто в семье должен давать мальчику имя? В этих вопросах нет единодушия. Каждый выбирает имя так, как принято у них в семье, кто-то по традици...

.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для , красивые свечи для молитвы, книги, аудио и видеодиски духовного содержания.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые .

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.