Какой памятник минину и пожарскому самый известный. Краткая информация о памятнике минину и пожарскому

МОНОЛОГИ О ЛЮБВИ

«Заметьте: я не понимаю, какая разница между любовью к людям и любовью к собакам»
(Курт Воннегут «Балаган»)
_________________________________________________

***
И так, свершилось. Я долго вынашивал идею написания некоего произведения, в котором отражались мои взгляды на нечто, именуемое человечеством Любовью, и вот, торжественный момент рождения детища моей творческой беременности настал. Возможно это мое самое возмутительное произведение, возможно, что и самое гениальное, а может быть то и другое одновременно. Такой вот я скромный.

***
Начать, пожалуй, следовало бы с определения. Такого весьма серьезного и научного, как и все философские определения. Ох, как я не люблю это дело! Поэтому за определениями обращайтесь к другим источникам, а не ко мне. Перечислять все существующие утверждения о том, что же есть Любовь – это слишком долго и муторно, да и сами многочисленные авторы утверждений дают порой весьма неравнозначные формулировки, охватывающие очень обширные просторы естествознания: от биохимических процессов, происходящих в организме, загадок непонятной души до животных инстинктов и банальных телодвижений. Многие ученые умы весьма существенный период времени ломают голову над всяческими выдумываниями новых умозаключений. Особенно в этом преуспела западная наука. Но, обратим взоры на Восток.

***
«Не ум, а сердце любит, и ему
понятно недоступное уму»
(Ибн Аль Параби).

Гмм-да-а-а... Оказывается, вместо того, чтобы ломать голову, надо было просто наладить связь с сердцем. Такие дела. А раз так, то передаю бразды правления своему сердцу и именно под диктовку сердца продолжаю творить далее.

***
В мире существуют определенные устоявшиеся эпитеты, связанные с любовью. Именно на них мы и будем опираться. И так, вот некоторые из них: «Свет любви», «Огонь Любви», «Радость Любви», «Муки Любви», «Потеря Любви», «Поиск и обретение Любви», «Первая любовь», «Вечная Любовь», «Измена Любви»... и тому подобные словосочетания.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что Любовь – это нечто светлое, теплое, иногда радостное, иногда не очень: нечто, искомое подавляющим большинством людей, находимое, теряемое... нечто, что может случиться в первый раз и остаться вечным, а может измениться.

***
Ох-хо, сам того не желая, сочинил свое собственное определение. Даже не ломая себе голову. Пусть над моей трактовкой бьются другие, а я побежал дальше.

***
И так, общую сводку данных я привел. Теперь настало время приступить к более углубленному разбору.

Начну с простого и гениального предложения: «Любовь – это Свет души». Вот и все.

***
О природе Любви тебе нужен ответ?
Знай, Любовь, - это просто солнечный свет.
Он горит для других, отдавая себя,
Он пылает для всех, для тебя, для меня...
И не может иначе Любовь поступать,
Или все, иль ничто. Или вечно пылать,
Или снегом покрыться на тысячи лет.
Либо Тьма без просвета, либо искренний Свет.
Так пылают сердца для мира, огни
Расточая повсюду, и они не одни.
В мире тысяч миров миллиарды огней
Разгоняют призраков прошлых теней.
Так люби же весь мир, и прекрасный и злой,
Так люби же весь мир, и родной, и чужой.
Солнцем будь среди туч и уставших сердец,
Пронеси факел Мира. Терновый венец
Пусть украсит главу, но страданья – лишь суть
Испытаний души, составляющих Путь.
25.02.02

***
Вот так. Можно сравнить Любовь с солнцем, к которому все настолько привыкли, что уже не замечают, не обращают внимания. А солнце светит. Для всех. И не требует взаимности. Так вот. Настоящая Любовь – это чистый свет. Свет, не искаженный розовыми стеклами романтики, не изуродованный ревностью, не сконцентрированный узконаправленными линзами страсти и не зажатый в уничтожающий капкан похоти. Просто чистый и горячий свет. Именно такой настоящей, чистой Любовью любит мать свое дитя, так любит дочь отца, так любит брат сестру, ребенок свою игрушку, старушка свою собачку. Чувство – оно ОДИНАКОВОЕ ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ. Свет Любви не может быть разным по самой своей природе. Его делают разным стекла, призмы, линзы и прочие примеси. А солнце не выбирает, кому светить. Если вы видели, как дети рисуют солнце, то замечали, что лучи идут во все стороны. Оно светит и ДЛЯ ВСЕХ. И ничего не требует взамен. Кстати, это очень важный фактор – дарение Света безвозмездно. Чего-то мною было подмечено, что люди порой больше хотят, что светили ИМ, но не слишком стараются светить САМИ.
Иными словами, все хотят, чтобы их любили, но не все хотят или умеют любить в ответ.
Разучились наверное.

***
У меня есть кошка. Ее зовут Лиза. Элиза Лизаветовна. Я ее люблю. И, знаете, она меня тоже любит.

***
Исторический пример. Последние слова Иисуса: «Отец, прости их, ибо не ведают они что творят» Как же надо Любить людей, чтобы простить такое!!! Вот так я представляю себе настоящую Любовь. Хмм, ну и сам Бог видимо тоже умел Любить человеков, раз смог пожертвовать Сыном ради спасения этих человеков.

***
А вот внесу небольшую путаницу. Наряду с Любовью существует такое понятие, как влюбленность. Для сравнения сменю огненную стихию: на водную. Влюбленность - нечто подобное кругам на водной глади от брошенного камня. Круги могут долго волновать и далеко расходиться… но только по поверхности. Это весьма поверхностное чувство. А Любовь… это мощное подводное течение, затрагивающее самые глубины. Огромный поток, не знающий преград. Но на поверхности его может и не быть видно. Совершенно спокойная поверхность океана, а в глубине… Вот так. Где граница перехода одного состояния в другое, – ищите сами.

***
Сначала анекдот:
«Он и она в постели.
Она: Ты меня любишь?
Он: А что я по-твоему делаю???»
________________________________________

Немного скорбное наблюдение:
В наше время Любовь сильно опошляется так называемой «битвой полов». Как ее прекратить? Да очень просто. Надо относиться к людям не как к мужчинам и женщинам, а просто как к людям. . Если человек Любит, то он Любит именно внутреннюю, глубокую суть человека – душу. А души не имеют никаких различий, ни возрастных, ни национальных, ни половых, ни… ни… Различия имеют только тела. А любить только телесную оболочку – все равно, что любить статую. Душа беспола. Вот именно ее родимую и нужно воспринимать. А то ведь сейчас как? Напридумывали для тела всякий секс с обилием гимнастических позиций и телодвижений и все это дело еще умудряются называть любовью. Вот, любовью в наше время занимаются. Как бизнесом. И все отношения между разнополыми особями строятся с более или менее близкой перспективой на постель, а потом вокруг да около этой самой постели и продолжаются и из-за этой самой койки часто и разводятся. Как прекратить? Надо научиться Любить по настоящему, дружить по настоящему (что в общем то наверное одно и то же одно и тоже). А как я представляю чистые чувства, уже изложил выше. А что сейчас? Даже скотством не назовешь, потому что никакая уважающая себя скотина до такого не додумается. А люди смогли. Вот тебе и горе от ума. А все из-за того, что тепла то хочется человеку, только вот невдомек людям, что ТЕЛОМ ДУШУ НЕ СОГРЕЕШЬ. Для души духовное же тепло и нужно. Отсюда вывод таков: Суть проблемы в том, что Любовь смешали с половыми отношениями. Хотя эти две категории АБСОЛЮТНО друг с другом не связаны и, как показывает жизнь, замечательно существовать могут по отдельности. Я тут еще раз повторю, что любовь – едина для всех. Чистый свет. Секс в данном контексте – лишь примесь, загрязнитель чувства. Вот скажите, у вас ведь никогда не возникало желание переспать с друзьями одного с вами пола, с родителями, с родственниками, с детьми? Вот, не возникало. И что? Вы от этого их меньше любили? В общем, подумайте над этим.

***
И так, половые отношения и Любовь – это абсолютно независимые категории. Обе прекрасно существуют по отдельности. Хотя для многих стало нормой отождествление этих понятий. Но, норма – понятие относительное. Вообще, секс – это весьма заземленная штука, ибо тут подразумевается чисто физиологический процесс, не связанный с Сотворением новой Жизни. Для людей заземленных – это норма. У таких людей очень силен животный инстинкт, который и правит телом. Более того, подобные люди себя и отождествляют именно с телом, но не с душой. Поэтому это для них нормально. В общем-то сей инстинкт направлен на продление рода, но… «горе от ума». Начинают все извращать. Вернее основа не та. В природе у животных случки происходят регулярно (эта регулярность и стремление положены в основы инстинкта), НО! Происходит оплодотворение (цель инстинкта). У людей осталось только стремление к регулярности. Это в общем-то не сильно противоречит животной природе, но теряется цель. Однако, люди тем и отличаются от животных, что более одухотворены. Хмм, ну я на это надеюсь:)

***
А как же обычная нежность в отношениях, ласка? – Возможно возмутитесь вы. Отвечаю: Нежность выражать можно и нужно не половым путем. Поверьте, обычный взгляд, рукопожатие, улыбка, объятие, поцелуй (не эротический)- они несут огромный заряд тепла и нежности. Не обязательно все завершать в постельной позиции. Мне думается, организм человека не предназначен для частых и бесплодных контактов. Тело начинает болеть. Кучу гинекологических и урологических болячек перечислять наверное не стоит. Информация доступна. Остается добавить сюда венерические заболевания и венец всему – психозы, неврозы. Все это из-за износа вследствие безудержной половой деятельности, разнообразных контрацептивов, абортов, частой смены партнеров, и социально-психологических моментов типа ревности. Стоит заметить, что такое явление, как ревность очень часто строится именно вокруг постельных дел. Хотя ревность в сущности является тяжелейшим оскорблением любви. Любовь, как и любые человеческие отношения должны строится обязательно на взаимном доверии. А ревность подразумевает недоверие. Вот и выходит, что ревность и Любовь несовместимы. Определенная часть разводов происходит именно на почве ревности или сексуальной неудовлетворенности супругов. Дело порой даже до самоубийства доходит. Все из-за секса. Начинаешь задумываться, является после этого секс благом и радостью или это ВЕЛИЧАЙШИЙ ОБМАН? Противоречие Природе. Я еще раз повторю, что количество половых контактов должно быть примерно равным количеству детей. Половая система для того и предназначена. А с сексом дело в наше время обстоит так, что намеренно разжигают в людях сексуальность, потому, что это очень выгодно и прибыльно для определенного круга власти, экономики, промышленности... сейчас мало таких отраслей, которые не имели бы какую либо выгоду от того, что пошло повальное увлечение сексом. Тут следует отметить и медицину: гинекология (аборты, лечение венерических и прочих, связанных с сексуальной невоздержанностью болячек), фармакология (оральные контрацептивы – тут вообще завал. Почти каждая женщина ими пользуется, а это полностью противоречит самой живой Природе). Далее следует отметить порноиндустрию и разумеется проституцию. Все данные явления составляют важную и очень существенную часть дохода (теневого и не только) любого уважающего себя развитого государства. То есть на сексе сейчас просто делают деньги. Народ же обычный как раз и пополняет копилку тех, кому это все выгодно. Людям навязали «знание» о том, что секс это благо, это хорошо, это радостно и вообще необходимо для здоровья. Проще говоря, произошло методичное и массовое зомбирование. Народ настолько ПСИХОЛОГИЧЕСКИ свыкся с мыслью о необходимости и незаменимости секса, что при отсутствии оного, начинает ПСИХОЛОГИЧЕСКИ же и страдать. Одно время меня удивляло то, что почти все парни являются сексуально озабоченными. А все оттого, что было ВНУШЕНО, что высокая сексуальная активность – есть непременный атрибут мужественности. Короче говоря, народу так промыли мозги, что секс стал действительно необходимым. Это стало чем-то вроде наркотика. ИМЕННО НАРКОТИКА. Симптомы те же: кратковременный миг наслаждения, после чего опять таки пустота внутри и желание принять еще одну «дозу». Причем со временем дозу хочется увеличить. Но тут следует выделить и такую категорию, для которых данный наркотик присутствует в качестве лекарства. В малых дозах. Но! Само слово «лекарство» подразумевает болезнь. А болезнь такова, что люди разучились выражать, или воспринимать чувства, нежность, ласку, любовь без секса. Вот тут работы с оздоровлением непочатый край.

***
Столкнулся однажды с мнением, что секс оказывается, не просто бессмысленное траханье, а, главным образом, нежность, желание сделать человека счастливым (пусть даже примитивно). Ошибка заключается в том, что происходит потакание примитивизму. Вместо того, чтобы развивать, возвышать отношения (что ОЧЕНЬ ТРУДНО), идет упрощение. Да, это упрощение намного легче, приятнее (впрочем, тут спорный момент). Да только последствия таковы, что душа должного тепла не получает. А нравы падают. Становятся примитивными. Так стоит ли высокое чувство Любви низводить до примитивизма? Конечно, все поменять ОЧЕНЬ СЛОЖНО, но это ведь нужно, и возможно. Тут нужно воспитывать и себя и любимого человека. УЧИТЬ. Более того, основная задача лежит на женщине. Почему? Да потому, что женщины в силу сложившихся стереотипов намного меньше одержимы сексом, в отличие от мужчин, для которых, повторю, это неотъемлемый атрибут мужественности. Именно женщина должна в наше время воспитывать мужчин, да и вообще всех. Не случайно учительницы, воспитательницы именно женщины. Мужчина-учитель – явление исключительное и редкое. Все дело именно в женской чуткости, интуиции, гибкости, умении находить «ключик» к каждому. Мужчинам данные качества, в силу стереотипов воспитания, присущи в меньшей степени. Хотя мужественность предполагает наличие более высокого энергетического потенциала, творческого. Но мужчины почему-то данный потенциал обращают полностью в потенцию совершенно другого рода. Хотя и это тоже стереотип. Потенциал присущ именно душе. А душа беспола. Но! В наше время, когда все подвержены влиянию стереотипов, нужно и учить исходя из этого. Вот и выходит, что большая часть ложится на «хрупкие» женские плечи. Обратите внимание. Женщина – мать отвечает за начальное воспитание человека, женщина – учитель продолжает воспитание, образование. Видите, что получается? Начальные этапы развития полностью зависят от женщины, потому что мужчины в наше время воспитанием почти не занимаются. Это ОЧЕНЬ ТРУДНО. Но любовь того стоит. Может быть, что Любовь это труд. Но труд свободный, не по принуждению. А вот делать так, как хочется, - это есть ничто иное, как рабство собственных желаний. Самообман. Приятное, но РАБСТВО.

***
И так, суть, если быть кратким, заключается в следующем: любые плотские отношения должны иметь целью именно Сотворение новой Жизни. То, что сотворять сие нужно с человеком любимым, тут сомнений не возникает. Все дело как раз в том, чтобы не было пустого, бесцельного комплекса телодвижений. В итого получается, что за всю жизнь совместную число половых контактов должно примерно совпадать с количеством детей. (Примерно, потому, что бывает, соитие происходит не в подходящий день). Вот в общем-то, и все. А будет ли это связь внебрачная или брачная – тут абсолютно без разницы, лишь бы дело «было замешано» на Любви.

***
Немного о браке. На сей день это лишь процедура получения бумажки. Формальность. Пустой ритуал. Не всегда конечно так грустно, но часто. Часто браки совершаются не на Небесах, а на бланке брачного договора.

***
На протяжении данной писанины можно проследить некоторое сопоставление двух начал, духовного и телесного. Попробуем внести небольшую ясность, или еще больше все запутать:)

Душа и тело это не равносильные начала. Что касается души, то она по своим возможностям намного превосходит тело, хотя бы потому, что тело без души умирает, а душа без тела живет совершенно спокойно. Просто это уже другой, более высокий уровень жизни. Надземный. Далее о главенстве. Разумеется, душа и тело в рамках жизни земной неотделимы. Но! Знака равенства ставить нельзя. Тело – это лишь оболочка для души. Аналогия может быть такая: тело – это автомобиль, а душа – водитель. Другое сравнение: Сердце (не как орган, а как уполномоченный представитель души) – это паровоз, а разум – это вагоны, нагруженные знаниями. Если все поставить на один уровень, рядышком, то состав не тронется. Должен быть управитель, руководитель. Это и есть Сердце. Вот и выходит, нельзя ставить знак равенства между душой и телом, как нельзя его ставить между водителем и автомобилем. Проблема многих в том, что они отождествляют свое земное существование именно с телом, а душу, как нечто эфемерное, забывают. Между тем Любовь – это состояние именно души. Ну а плоть на любовь не способна. Само понятие «плотская любовь» – это величайшая ересь. Плоть без души – это труп. Вот и выходит, что любит именно душа. Но любовь свою выражает порой плотски, так как не может по иному вследствие недостаточного для иного, развития. Между прочим, в это нет ничего унизительного. Это как в школе. Есть первый класс, есть десятый, но и на этом развитие не останавливается.

***
Вообще, стоит отметить, что о душе существуют куча разных предположений и утверждений. Мне импонирует следующее: Душа – это частица Божественного. Ну и немного о Боге. Творце, Высшем Разуме... и еще куча подобных названий.
Во первых давайте решим, что есть Бог? Если верить картинкам в книжках, то это некий старик с бородой, живущий на неведомых пределах и играющий планетами, как воздушными шариками, - надул, создал, лопнул, уничтожил. Для меня же Бог – это именно космическая сила, высший вид разумной, созидательной энергии. Единый высший разум, некоторые проявления деятельности которого мы называем Законами Природы. Разумеется, что подобная высокая материя недоступна полностью для нашего, человеческого осознания, поэтому и приходится подгонять категории Бога именно под свое восприятие. Для этого и существует религия. Однако религия каждый раз пересматривалась, меняла порой в корне свои позиции в соответствие с уровнем развития человечества. Начиналось все еще на заре шаманизма и идолопоклонничества. Потом были тотемизм, политеизм, где явления природы, жизни олицетворялись с проявлением деятельности сначала каких либо сверхъестественных животных (в то время животные были сильнее человека), а затем каждому явлению было дано главенство какого либо божества, подобного человеку (греческий пантеон, египетские боги, японские и пр.) Далее, по мере развития взглядов, дошли таки до вывода, что Бог един. Появились религии монотеистические, утверждающие именно одно, единое Начало. Сначала это был индуизм с Богом по имени Ягве. На основе индуизма развилось христианство, причем старый и новый заветы существенно различаются и являют собой очередные этапы развития мировоззрения. Ислам пришел позже. Но вообще, примерно в одно время с индуизмом возникла такая религия, как буддизм. Суть его заключается в том, что каждый человек может достичь состояния будды (просветления), то есть утверждается божественное начало в самом человеке (все мы - Боги). И упор делается на совершенствование духа, души. Душа в данном понимании является лишь частью Единого высшего разума. И будды имеются конечно же разные. Есть те, которые живут в мире людей, земные учителя, и есть те, которые действуют надземно. Там тоже бесконечное множество степеней просветления. Кстати, об этом говорится и в христианстве. Святой дух – это и есть проявление божественности, и все люди – сыны Божьи. Но далее по истории религии. Христианство извратила средневековая церковь просто до неузнаваемости. О бессмертии духа знание намеренно вычеркнули, так как это было удобно для торговли теми индульгенциями. Позиция была такова: человек живет лишь один раз, и за грехи расплачиваться придется именно в этом единственном воплощении. Шла торговля опущениями грехов. На деле же душа воплощается бессчетное количество раз. И разумеется, периодом существования одной единственной телесной оболочки жизнь не ограничивается. Отсюда выходит, что опыт прошлых накоплений переносится в неосознанном виде и на данное воплощение и на последующие. Развитие бесконечно. Тут даже следует посудить здраво: не возможно совершенства достичь, пройти путь от «земного» - человеческого к «надземному» - сверхчеловеческому за короткий век жизни одной физической оболочки. Было бы грустно полагать, что человек – это вершина всех вершин. Тут следует указать, что возраст души и возраст тела далеко не всегда пропорциональны. Есть младенцы, души которых проходят свое, скажем сотое воплощение, а есть старики, с новой, только что рожденной душой. Но и это еще не все. Длинный духовный путь еще не подразумевает высокую духовность. Можно идти долго и часто падать, а можно пройти быстро без падений. Тут многое зависит именно от самой души.

***
Еще немного о религии. Извращенность христианства породила вполне закономерные поиски ответа на вопрос: так где же истина? Следствием данных поисков явилось появление множества течений и сект. Это уже в наше время. причем каждая подобная секта трактовала Учение по разному, чем внесла полный хаос в христианство. С исламом произошло примерно то же самое. Результаты все знают. Крестовые походы, войны между разными ответвлениями, возникновение исламистского сепаратизма и фанатизма, появление такого понятия как война с неверными...
Теперь, в свете данной ситуации само собой возникла необходимость Нового Учения. Подобные учения стали появляться как грибы после дождя. Их называли новыми толкователями старых религий. Разумеется, большая часть данных «новорожденных» являлась ничем иным, как лжеучением, либо намеренным, либо ненамеренным. Но суть одна: истины не давалось. Были есть и будут лжепророки. И среди этого множества были однако же и истинные учения, изложение материала в которых полностью соответствовало уровню развития человечества и вообще стилю эпохи. Хмм да, материала развелось очень много, разобраться в нем не просто, но... Ищите и обрящете.

***
А теперь вернемся к нашей Любви.
Вот вам очередное невеселое обстоятельство.
Однонаправленность Любви. Вот с чего-то все решили, что можно и нужно любить только ОДНОГО человека. Это в высшей степени неразумно. Тут вероятно ключевым моментом является твое желание, стремление обладать, объектом, безраздельно влиять. Собственничество получается. Значит – не Любовь. Опять таки, природа света такова, что он может только дарить, отдавать. Применяя это к Любви, нужно сказать, что это именно такое свечение. Безвозмездный дар, порой самопожертвование. А делать из другого человека собственность… это один их вариантов подслащенного рабовладельчества. Любовь же свободна по натуре. Душа тоже. Любить надо ВСЕХ. Дарить свое тепло для всех. Радость приносить, освещать, озарять, просветлять. Нельзя мешать любовь с глупой романтикой, смешивать с сентиментальностью и прочей дребеденью. Любовь - не шутка. Это скорее долг, обязанность, призвание, работа. Обязанность каждого Любить каждого. Дарить свой Свет. Гореть для всех, отречься от себя ради всех, гореть для всего мира и не только для людей. Образ свечи, - один из символов Любви. Чистое пламя, искренний Свет. Огонь для всех. Повторюсь: Любовь – это состояние души, а не «состояние стояния» тела. Ну, а как любить всех. Это трудно. Сложно, но возможно. Значит так: в каждом человеке есть и плохое и хорошее. Это аксиома. Теперь следствия. Можно развить в себе либо хорошее, либо плохое. Можно воспринимать и хорошее и плохое. Вот в восприятии суть. Мы привыкли обращать внимание на недостатки. Но это нормально, если это для того, чтобы помочь исправить. Обычно же на недостатки обращают внимание для того, чтобы ОСУДИТЬ. А для того чтобы любить… в общем, надо любить именно хорошую часть человека, которая есть в каждом. Пусть это всего один процент, пусть самая маленькая искра, но она-то как раз и заслуживает любви. Любить, значит хотеть помочь человеку стать лучше, раздуть искру, помочь справиться с недостатками, радость подарить. Обратите внимание: помочь, подарить, отдать… Любовь предполагает безответность. Это в том смысле, что любви ОТВЕТА И НЕ НУЖНО. Опять таки солнце. Горит, отдавая себя, и не требует, чтобы все светили ему в ответ. Станьте солнцем, друзья. Каждый может светить в меру своих возможностей. ИСКРА есть В КАЖДОМ.

***
Для того, чтобы сделать мир красивее, чище, добрее, надо бороться с антиподами этих качеств. А данная борьба – это не тишина и покой. Это вечное напряжение. Для того, чтобы было тепло и светло, нужен огонь. А огонь надо постоянно поддерживать. Расслабление вдет к падению. Вспомните: жизнь – это движение. А движение, даже чисто с физической стороны – это напряжение определенных групп мышц. Вот, например, сердце – бьется непрерывно. Так же нужно работать и над поддержанием в себе огня и над разжиганием подобного огня в других. Это работка не на один день и даже не на один год. Началась она давно, и не нами, но еще предстоит много смен поколений, прежде чем появятся более ощутимые результаты. Однако, важно было именно начать, Семя было посеяно давно. Задача нашего времени – дать ростку взойти. Плоды будут пожинать другие. В конце концов, не для себя живем.

***
Вместо послесловия:
«Любовь всегда приходит сама. По моему глупо скитаться в поисках Любви...»
(Курт Воннегут «Балаган»)

И так, не забивайте голову и не создавайте проблем себе и другим разными глупостями. Просто Любите.


Кто не знал любви, тот все равно, что не жил. Мольер (Жан Батист Поклен). Любовь это самое прекрасное чувство в жизни человека, если ты любишь ты по настоящему живешь. Ищешь красивые монологи про настоящую любовь? Предлагаем твоему вниманию красивую подборку монологов о любви.

Кошачьи монологи о любви к двуногим..


С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КОШКИ...
Вот - мой человек. Я его не боюсь. Он очень сильный, потому что очень много ест; он - Всеядный. Что ты жрешь? Дай мне!

Он некрасив, потому что без шерсти. У него мало слюней, и ему приходится умываться водой. Мяучит он грубо и слишком много. Иногда со сна мурлычет.
Открой мне дверь!

Не понимаю, отчего он стал Хозяином: может, сожрал что-нибудь необыкновенное.
Он содержит в чистоте мои комнаты.

Он берет в лапку острый черный коготь и царапает им по белым листам. Ни во что больше играть он не умеет. Спит ночью, а не днем; в темноте ничего не видит; не знает никаких удовольствий: не жаждет крови, не мечтает об охоте и драке, не поет, разнежившись.

Часто ночью, когда я слышу таинственные, волшебные голоса, когда вижу, как все оживает во тьме, он сидит за столом и, наклонив голову, царапает, царапает своим черным коготком по белым листам. Не воображай, будто я думаю о тебе; я только слушаю тихое шуршание твоего когтя. Иногда шуршание затихает: жалкий глупец не в силах придумать никакой другой игры, и мне становится жаль его, я - уж так и быть! - подойду к нему и тихонько мяукну в мучительно-сладкой истоме. Тут мой Человек поднимет меня и погрузит свое теплое лицо в мою шерсть. В такие минуты в нем на мгновение бывает заметен некоторый проблеск высшей жизни, и он, блаженно вздохнув, мурлычет что-то почти приятное.

Но не воображай, будто я думаю о тебе. Ты меня согрел, и я пойду опять слушать голоса ночи.

С любимыми не расставайтесь…
Как горько на душе. Как тяжело на сердце. В горле - комок слез и крик «ну, почему?». Почему я должен уезжать? Зачем должен ее оставить? Сейчас хочется всё бросить и бежать к ней. Но остаются только письма...
Здравствуй, любимая!
Больше всего на свете я хотел бы сказать это, глядя в твои огромные глаза. Как сладкий сон вспоминаются те мгновения, когда мы были вместе. И горечь ложится на сердце от того, что тебя нет рядом. На душе тоска. Голова занята только тобой и безумными мечтами…
Теперь я не избавлюсь от покоя
Ведь все, что было на душе - на год вперед,
Не ведая, ты забрала с собою
Сначала в порт, а после в самолет.
В душе моей бекрайняя пустыня.
Не стойте над пустой моей душой!
Обрывки ее песен там и паутина,
А остальное все она взяла с собой.
И пусть мне вечер зажигает свечи,
И образ твой окуривает дым…
Но не хочу я знать, что время лечит,
Что всё уходит вместе с ним.
Ну, кто придумал это слово «время»? Почему оно должно меня лечить? Я не хочу лечиться, я хочу оставаться больным тобою и любовью. Разве можно забыть тебя? Твои глаза, твои руки, твои прикосновения и объятия. Никто и ничто не в силах стереть тебя из моей памяти, из моей души. И я безумно этому рад!
Смотрю французский сон с обилием времен,
Где в будущем не так и в прошлом по-другому.
К позорному столбу я пригвожден!
К барьеру вызван я языковому!
И положение мое почти что крах,
Но выход мы вдвоем поищем и обрящем.
Люблю тебя и в прошлых временах
И в будущем, и прошлом настоящем!
Моя дорогая прекрасная леди, ты подарила мне то, ради чего я теперь живу! Ты сделала меня счастливым!
Письма, как ниточки, соединяют меня с тобой. Они несут мне жизнь, наполненную тобой!
Люблю! И вспоминаю запах твоих волос…

Ветер перемен.


Дул тёплый весенний ветер. Наш герой спешил. Он как будто не шёл, а летел. Летел на встречу с той, которую не видел уже несколько дней. Эти несколько дней без неё, казались намного длиннее, чем можно себе представить. Его мысли полностью были заняты скорейшей встречей с девушкой. Предвкушение её голоса, смеха, улыбки и рук не давали ему покоя.

Тем временем, в парке на лавочке сидела та самая девушка, пребывая в таком же волнительном ожидании. Она, то о чём-то задумывалась, то невинно улыбалась. Она ждала его.

Через несколько минут, перед ней стоял наш герой, держа в руках ароматную и красивую белую розу. Совершенно незаметно, девушка оказалась около него. Держась за руки, и обнимая друг друга, они закружились в вальсе. В одном из поворотов наш герой и девушка оказались на уютной скамейке. Они начали о чём-то разговаривать, то смеясь, то что-то обсуждая. Это могло продолжаться часами, ведь они даже не замечали время, которое неумолимо сгорало назло влюблённым.

Вдруг, в разговоре промелькнула искра, они неожиданно начали о чём-то спорить. Беседа приобрёла какой-то стремительный поток необузданных и неосознанных слов, и он, совершенно не желая этого, оскорбил её. Она дала ему пощечину. Они оба сожалели о происшедшем, но их гордость не позволила всё исправить. В горячке, он сбросил розу со скамейки и стремительно начал удаляться от девушки. Со временем, он совсем скрылся за многочисленными деревьями, а она, оставшись одна, упивалась слезами и перематывала последние моменты их встречи.

Шли годы. Наш герой кружился в вальсе с другими девушками, чтобы хотя бы немного забыть о той, к которой однажды было приковано его сердце. Всё та же гордость не позволяла ему сделать первый шаг для примирения, а сердце, как та белая роза со временем лишь теряла свой неповторимый аромат и прекрасный вид. Где-то внутри себя он понимал, что всё это не то и не те, и никто уже так не будет ласкать его слух, радовать своей улыбкой и прикосновением рук как она. Она… Её имя резонансом отозвалось в его сердце. И почему столько времени он был так слеп и глух? Может быть, всё ещё можно изменить? Возможно, она пришла вновь на ту лавочку, и он встретит её там?

Дул сильный северный ветер, а над городом нависли тёмные и не просветные тучи. От непрерывного ветра его красивую розу, которую он нёс в надежде о встрече с ней, растрепало, и белоснежные лепестки уносились безвозвратно вдаль как минувшие годы, которых уже невозможно вернуть.

Пока нашего героя окутывали разные мысли и чувства, он незаметно оказался у той самой лавочки, на которой как будто совсем недавно он и она ворковали как два голубка. Но теперь, лавочка была пуста. Угнетённый и расстроенный он уже собрался уходить, как неподалёку, в тех самых деревьях, через которые он однажды скрылся из её вида, наш герой увидел её. Такую же красивую и прекрасную, неповторимую, воздушную и загадочную. Он пошёл ей на встречу, держа в руках потрепанную розу о которой он уже совершенно забыл. Подойдя к ней, он как будто по старой памяти протянул ей этот цветок, который уже нельзя было назвать розой, но теперь это было не так важно. Наш герой стоял и смотрел девушке в глаза, как будто через них он рассказывал всё то, что произошло за эти годы и как ему не хватало её. А в это время, по щеке девушки медленно катилась слезы. Она нежно обняла его и прижала к своей груди, а уже через несколько минут, они оказались на уютной скамейке, где начали о чём-то разговаривать, то смеясь, то что-то обсуждая и вспоминая. Им было всё равно на неумолимо сгорающее время, потому что они вновь были вместе.

Монолог любви


«Что такое любовь? Это источник, начало источника, это когда мир становится богатым, это восхищение, это чувство, будто ты впервые встретился с чудом и в то же время уже знаком с ним, это возвращение в потярянный рай, помирение тела с духом, ощущение нашей силы и нашей хрупкости, привязанность к жизни и отсутствие страха перед смерью, вера, непоколебимая и вместе с тем неустойчивая, переходящая, которую каждый день нужно завоевывать заново. …

Некоторые говорят мне, что, когда люди слишком хорошо знают друг друга, это убивает любовь. Тайна необходима любви, как зерну - лучи солнца. Но ведь лелеять тайну, пестовать ее - значит признать ее хрупкость. Нет, тайны не должно быть, ее нужно раскрыть. Но чем глубже мы проникаем в нее, тем больше убеждаемся, что она существует.
Я смотрю, как ты спишь; мир, в котором ты сейчас пребываешь, улыбка в уголках твоих губ, чуть вздрагивающие ресницы, твое обнаженное и беспомощное тело - это и есть тайна.
Я плаваю в теплой и прозрачной воде. Ты где-то рядом, я жду, когда ты появишься в проеме двери, увитой глициниями. Ты говоришь мне „доброе утро“, я знаю, что тебе снилось, с какими мыслями ты проснулся, и все-таки ты - тайна. …

Как-то в сентябре, ночью, мы вернулись из дальней поездки. Никто нас не услышал, собака не залаяла; она радовалась, молча прыгая вокруг нас. Мы присели на каменную ограду, которая возвышалась над рекой. Полная луна заливала своим светом дом и парк, в котором мы знали каждый уголок. Много лет предчувствовали, что наша любовь откроет перед нами неограниченные возможности созидания: у нас будут дети, работа, друзья, дом, и, может быть, мы даже поможем сделать мир лучше. …»

Красивый монолог


Красивый сегодня закат, правда? Да ты посмотри, посмотри! Красота какая! Что ты сказал, солнце мое? Что в такие вечера хочется признаваться в любви? Сорваться, забросить все дела, забыть про разгар рабочего дня – и поехать, побежать к любимой? Купить по дороге непонятный, странный и интересный цветок, и стоять, ждать ее у выхода, с дрожащими пальцами, с горящими глазами? Чтобы она удивилась, ахнула, засияла, бросилась на шею? И сказать ей, что она – самая лучшая на свете, самая красивая, и что она – это самое важное, самое нужное для тебя в мире, и что ты начинаешь скучать, даже если она еще не ушла? И что ты... что-что? Что ты... любишь ее?... Любишь так, что перехватывает дыхание?... Правда?... Как... как это романтично, любимый, как... трогательно; да, трогательно! Как чудесно, как... волнующе! Неужели ты сказал это только из-за заката? Я тебя тоже лю... Что-что? Аааа... Это ты рассказываешь, как признавался в любви своей Первой Девушке?... Да ну конечно, я сразу поняла, родной, само собой, ха-ха-ха. Я сразу поняла, что ты рассказываешь о ней, конечно, я помню, что ты безумно ее любил и был готов ради нее на все. Да, очень красивая история... Нет, я не грустная, с чего ты взял? Смотри, какой красивый закат, как же я могу грустить? Видишь, улыбаюсь... Что-что ты сказал? Да, ты прав, родной, уже поздно, а завтра тебе рано вставать и очень много дел... да, конечно, ты ложись, тебе завтра нужно быть бодрым и полным сил. А я... еще посмотрю. На закат.
...Давно мы здесь не сидели, верно? Музыка замечательная... Что-что? Настраивает на романтический лад? Да, любимый, меня тоже... Тебе хочется потанцевать? Держать в объятиях любимого человека? Ощущать тепло ее тела, видеть рядом такие красивые, такие прекрасные, такие любимые глаза? Видеть в них свое отражение и улыбаться? И мечтать, что так будет долго-долго, что ваши руки так и будут ладонь в ладони, что когда-нибудь вы точно так же будете танцевать на своей золотой свадьбе, среди детей и внуков, два седеньких, маленьких, но таких близких друг другу, таких любящих друг друга старичка? Что ее глаза всегда будут смотреть на тебя с любовью, и ты будешь видеть в них себя, отраженного... почему в карих, родной?... у меня же голу... что-что? Ну конечно, я поняла, что ты говоришь о ней, о женщине, которую любишь и всегда любил. Конечно, я сразу догадалась, родной, это я немного задумалась, потеряла нить... Нет-нет, я всегда тебя внимательно слушаю, что ты. Я просто подумала, что... да нет, само собой, я не ревную, что ты, как можно ревновать своего лучшего друга? С чего бы мне ревновать, ха-ха! Ты свободный мужчина, я свободная женщина, какая здесь может быть ревность – тем более, ты же прекрасно знаешь, что я тебя... что я всегда готова тебя выслушать, поддержать... да, солнышко мое, я помню, ты рассказывал про нее. Давай мы с тобой выпьем еще вина, ты немножко отвлечешься; не надо так переживать из-за нее, не надо. Нет, что ты, я не плачу, это тут свет такой, неверный, это тушь у меня с блестками, вот и кажется, что я... нет-нет, все замечательно, я улыбаюсь, видишь? Давай лучше выпьем еще вина, и говори, говори, говори... а я буду слушать... Ты же знаешь, я всегда готова тебя слушать... ты умеешь красиво говорить, ты всегда находишь самые красивые, самые правильные слова о любви, уж я-то не раз слышала, ты рассказывал мне... я? Самый лучший в мире друг? Ой... ну что ты! Мне приятно... Мне очень приятно, правда. Видишь, я даже смеюсь, а ты говоришь, плачу. Что ты! Нет, я смеюсь! Мы очень хорошо сидим тут с тобой... Нет, я не умею танцевать, давай лучше посидим, и ты мне расскажешь... а что-нибудь. Неважно. Я просто люблю тебя слушать... Ты говори, говори... ты так красиво рассказываешь про свою любовь...

Завтра, 4 ноября, в России будет отмечаться прекрасный и на долгое время незаслуженно забытый праздникДень народного единства .

В новой России этот праздник отмечается лишь с 2005 года, но стоит вспомнить, что до революции 1 ноября (22 октября по-старому) с 1649 года и до самого 1917 г. отмечаемый в этот день Праздник в честь Казанской иконы Божией Матери (в память об избавлении Москвы и России от поляков в 1612 г.) отмечался на государственном уровне.

Главными героями торжества были гражданин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, которым и поныне на Красной площади стоит памятник, самый первый памятник в Москве .

Изначально установить памятник планировали в 1812 г. к двухсотлетнему юбилею изгнания поляков Вторым ополчением под предводительством князя Пожарского и гражданина Минина.

Памятник должен был украсить площадь перед Кремлем в Нижнем Новгороде, где и собиралось ополчение.

Сюжет памятника: нижегородский гражданин Минин указывает князю Пожарскому на Кремль и призывает его подняться на борьбу с поляками. Князь в тот момент под Нижним Новгородом отдыхал и лечился от ран, полученных в московских боях в ходе Первого ополчения. Кузьма Минин передает ему меч, как будущему военному начальнику, а сам же обязуется найти собрать средства и людей.

Что интересно, сначала по замыслу скульптора Ивана Мартоса оба великих мужа стояли, но запротестовала тогдашняя: «Как же можно, чтоб знатный князь на равных стоял рядом с простолюдином!?»

Средства на памятник собирались по всей России и, его, наконец, решили поставить в центре Красной площади в Москве в 1818 г.
Хотя в Нижний Новгород водными путями из Петербурга в Москву памятник все же заехал.


Торжественное открытие памятника в 1818 г. Обратите внимание на старые Верхние торговые ряды.

До строительства нынешнего ГУМа в 1890-х (новые Верхние торговые ряды) площадь выглядела так:

Но вернемся к памятнику. Барельефы на нем тоже отражают два ключевых момента из истории Второго ополчения.

Спереди постамента горельеф изображает граждан-патриотов жертвующих свое имущество на благо Родины. Это гражданский подвиг.

Слева можно видеть самого Ивана Мартоса, автора памятника, отдающего Отечеству самое дорогое — двух своих сыновей.
И, действительно, сыновья Ивана Мартоса прошли через Отечественную войну 1812 г. Один из сыновей был послан на учебу в Италию, где был убит наполеоновскими солдатами в 1813 г.
Всего у Мартоса было 6 дочерей и 4 сына от двух браков.


Иван Мартос. Портрет работы П.О.Росси

В 1910 г. в журнале «Сатирикон» И.Л.Оршер следующим своеобразным путем описывал историю образования ополчения:

Однажды на площади появился человек в форме мясника и закричал:
— Заложим жен и детей и выкупим отечество!
— Заложим! — загудела толпа. Кузьма Минин заложил (впоследствии оказалось, что это был он), пересчитал деньги и сказал:
— Маловато!
И, воодушевившись, снова воскликнул:
— Продадим дворы и спасем отечество!
— Продадим! — снова загудела толпа. — Без жен и детей дворы ни к чему.
Тут же наскоро стали продавать дворы и вырученные деньги отдавали Минину.

Кто покупал дворы — никому из историков не известно. А может быть, известно, но из стыдливости они это скрывают. Полагают, что была основана тайная патриотическая компания по скупке домов и имущества.

«Странно, — замечает один иностранный историк, имя которого мы дали слово держать в секрете. — Всех принуждали продавать дома; кто не хотел добровольно продавать дом, того принуждали. Как же в такое время могли появляться люди, которые осмеливались покупать дома?»


На щите у Пожарского — лик Спаса Нерукотворного.

Горельеф с задней части постамента изображает уже князя Пожарского, гонящего поляков из Москвы. Это военный подвиг.


Проработка деталей просто изумляет

После революции снести памятник ни у кого не поднялась рука, единственно его переместили в 1931 г. с центра площади к Собору Василия Блаженного — мешал парадам.
Правда, еще ходила легенда, что кому-то сверху не понравился указующий жест Минина с призывом освободить Кремль от временщиков. К тому же, кто-то в один день нацарапал на постаменте: «Гляди-ка, Князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась» (по другой версии: «Гляди-ка, Князь, какая мразь у стен кремлевских разлеглась»).

Если памятник стоял бы сейчас на прежнем месте, то вид был бы примерно таким:

Или таким:

А нижегородцы памятник все-таки получили. Копию работы небезызвестного Церетели в 2005 г. поставили у Кремля на той самой площади, где некогда Минин созывал ополчение.

С наступающим праздником!

Будете на Красной площади подойдите к памятнику, чтобы почтить память героев.

Кроме того, завтра 4 ноября 2010 г. на Красной площади пройдет официальное освящение и открытие надвратной иконы Николая Чудотворца на Никольской башне.
Видеть ее можно уже сейчас:

Также напомним, что ранее, 28 августа 2010 г. была открыта и освящена икона Спаса на Спасской башне:

Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому - один из наиболее известных памятников Москвы. Находится на Красной площади, рядом с собором Василия Блаженного. Автор памятника Минину и Пожарскому Мартос Иван Петрович.

Изначально установить памятник планировали в 1812 г. к двухсотлетнему юбилею изгнания поляков Вторым ополчением под предводительством князя Пожарского и гражданина Минина.

Средства на памятник собирались по всей России по всенародной подписке, и его, наконец, решили поставить в центре Красной площади в Москве в 1818 г.

Скульптор Мартос работал над памятником с 1804 по 1817 г. Это лучшее творение И. П. Мартоса, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы гражданской доблести и патриотизма. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.

Фигура Минина безраздельно господствует в композиции. Навсегда запоминается его призывный жест. Рука, вскинутая вверх, не только призывает Пожарского, она как бы обращена ко всему народу, поднимает его на борьбу. Мужественное лицо и подстриженные в скобку волосы придают ему характер русского крестьянина. Хитон, обшитый по краю узором, напоминает русскую рубаху. Энергично вылепленный торс и широкий шаг придают всей фигуре Минина силу и уверенность. Пожарский, ещё не оправившийся от ран, сидит на ложе. Его фигура в античном одеянии несколько нерешительна, она вообще менее удалась Мартосу, но основное движение выражено ясно: он откликнулся на призыв Минина. В одной руке Пожарский держит щит с изображением Спаса, а другая положена на меч, протянутый Мининым. Как и в гравюре, меч является центром композиции и связывает обе фигуры, символически устанавливая их единство.

Памятник Минину и Пожарскому принадлежит к тем произведениям, которые при осмотре их с разных точек зрения постепенно раскрывают свой идейный смысл. Ещё издали четко вырисовывается силуэт памятника, и первое на что мы обращаем внимание, - это высоко поднятая рука Минина, его призывной жест. Когда мы подходим ближе, перед нами встает во весь рост мужественная фигура Минина, который призывает Пожарского подняться с ложа и возглавить ополчение. Устремленным вперед взволнованным взглядом и движением руки, берущей меч, Пожарский как бы откликается на призыв. Если обойти памятник с другой стороны, то можно видеть, что Пожарский опираясь рукой на щит, как бы приподнимается на встречу Минина. С задней стороны отчетливо видны скрещенные на мече руки Минина и Пожарского символизирующие крепкое единство обоих героев. Таким образом, превосходное композиционное решение всей группы делает её выразительной с любой точки зрения.

Барельефы на постаменте отражают два ключевых момента из истории Второго ополчения.


Передний барельеф разделен на две части. В правой - группа мужчин приносит обильные пожертвования, в левой - группа женщин. Коленопреклоненные женщины непросто отдают свои драгоценности, но плавным движением рук как бы возлагают их на алтарь Отечества. Позы женщин значительны и торжественны. Одежды на них античные, но Мартос вводит и русский мотив, украсив головы кокошниками.

Обращает внимание группа за женскими фигурами, в которой изображен отец с двумя сыновьями. Любимый ученик Мартоса С. И. Гальберг, лепивший голову отца, предал ей портретные черты своего учителя. Основанием для этого, видимо, послужило то, что сын Мартоса в 1812 г. сражался в армии Кутузова. Центром барельефа являются пожертвования, сложенные на земле. Над барельефом надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818 г.».

На другой стороне постамента барельеф посвящен победе Пожарского над врагами. Барельеф также разделен на две части - на одной изображены русские войны, спокойные и мужественные, во главе с Пожарским, конь которого топчет врага, на другой - группа поляков бежит, с ужасом оглядываясь на победителей.


Однако этот барельеф менее удался Мартосу, чем лицевой, в нем недостает напряженности и выразительности, которые так характерны для творчества Мартоса. Важно отметить, что барельеф с приношениями нижегородцев помещен именно на лицевой стороне, а барельеф, посвященный Пожарскому, - на задней. Этим Мартос подчеркнул не только значение Минина, но и роль в освобождении Москвы.

После революции снести памятник ни у кого не поднялась рука, единственно его переместили в 1931 г. с центра площади к Собору Василия Блаженного - мешал парадам.

Правда, еще ходила легенда, что кому-то сверху не понравился указующий жест Минина с призывом освободить Кремль от временщиков. К тому же, кто-то в один день нацарапал на постаменте: «Гляди-ка, Князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась» (по другой версии: «Гляди-ка, Князь, какая мразь у стен кремлевских разлеглась»).


P.S. А нижегородцы памятник все-таки получили. Копию работы Церетели в 2005 г. поставили у Кремля на той самой площади, где некогда Минин созывал ополчение.

Подготовил К. Морозов

Памятник Минину и Пожарскому

Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, один из наиболее известных памятников Москвы. Находится на Красной площади, рядом с собором Василия Блаженного. Автор памятника Минину и Пожарскому Мартос Иван Петрович.

Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев. Средства на памятник были собраны по всенародной подписке. Мартос работал над памятником с 1804 по 1817 г. Это лучшее творение И. П. Мартоса, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы гражданской доблести и патриотизма. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.

Фигура Минина безраздельно господствует в композиции. Навсегда запоминается его призывный жест. Рука, вскинутая вверх, не только призывает Пожарского, она как бы обращена ко всему народу, поднимает его на борьбу. Мужественное лицо хотя и напоминает своими чертами лицо Зевса, но подстриженные в скобку волосы придают ему характер русского крестьянина. Хитон, обшитый по краю узором, напоминает русскую рубаху. Энергично вылепленный торс и широкий шаг придают всей фигуре Минина силу и уверенность. Пожарский, ещё не оправившийся от ран, сидит на ложе. Его фигура в античном одеянии несколько нерешительна, она вообще менее удалась Мартосу, но основное движение выражено ясно: он откликнулся на призыв Минина. В одной руке Пожарский держит щит с изображением Спаса, а другая положена на меч, протянутый Мининым. Как и в гравюре, меч является центром композиции и связывает обе фигуры, символически устанавливая их единство. Претерпел некоторые изменения лицевой барельеф: он стал лаконичнее, фигур стало меньше и трактовка их - выразительнее. Барельеф разделен на две части. В правой - группа мужчин приносит обильные пожертвования, в левой - группа женщин. По сравнению с первым вариантом эта группа стала ещё более выразительной. Коленопреклоненные женщины непросто отдают свои драгоценности, но плавным движением рук как бы возлагают их на алтарь Отечества. Позы женщин значительны и торжественны. Одежды на них античные, но Мартос вводит и русский мотив, украсив головы кокошниками.

Барельеф на памятнике Минуну и Пожарскому

Обращает внимание группа за женскими фигурами, в которой изображен отец с двумя сыновьями. Любимый ученик Мартоса С. И. Гальберг, лепивший голову отца, предал ей портретные черты своего учителя. Основанием для этого, видимо, послужило то, что сын Мартоса в 1812 г. сражался в армии Кутузова. Центром барельефа являются пожертвования, сложенные на земле. Над барельефом надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818 г.».

На другой стороне постамента барельеф посвящен победе Пожарского над врагами. Барельеф также разделен на две части - на одной изображены русские войны, спокойные и мужественные, во главе с Пожарским, конь которого топчет врага, на другой - группа поляков бежит, с ужасом оглядываясь на победителей.

Однако этот барельеф менее удался Мартосу, чем лицевой, в нем недостает напряженности и выразительности, которые так характерны для творчества Мартоса. Важно отметить, что барельеф с приношениями нижегородцев помещен именно на лицевой стороне, а барельеф, посвященный Пожарскому, - на задней. Этим Мартос подчеркнул не только значение Минина, но и роль в освобождении Москвы.

Символизм памятника Минину и Пожарскому

Памятник Минину и Пожарскому принадлежит к тем произведениям, которые при осмотре их с разных точек зрения постепенно раскрывают свой идейный смысл. Ещё издали четко вырисовывается силуэт памятника, и первое на что мы обращаем внимание, - это высоко поднятая рука Минина, его призывной жест. Когда мы подходим ближе, перед нами встает во весь рост мужественная фигура Минина, который призывает Пожарского подняться с ложа и возглавить ополчение. Устремленным вперед взволнованным взглядом и движением руки, берущей меч, Пожарский как бы откликается на призыв. Если обойти памятник с другой стороны, то можно видеть, что Пожарский опираясь рукой на щит, как бы приподнимается на встречу Минина. С задней стороны отчетливо видны скрещенные на мече руки Минина и Пожарского символизирующие крепкое единство обоих героев. Таким образом, превосходное композиционное решение всей группы делает её выразительной с любой точки зрения.