Какой была история Шумера? Культура древнего шумера кратко. Культура двуречья

Среда обитания и особенности шумерской культуры

Всякая культура существует в пространстве и во времени. Первоначальным пространством культуры является место ее возникновения. Здесь находятся все отправные точки развития культуры, к которым относятся географическое положение, особенности рельефа и климата, наличие водных источников, состояние почв, полезные ископаемые, состав флоры и фауны. Из этих основ на протяжении веков и тысячелетий складывается форма данной культуры, то есть специфическое расположение и соотношение ее компонентов. Можно сказать, что каждый народ принимает форму той местности, в которой он длительное время живет.

Человеческое общество архаической древности может воспользоваться в своей деятельности только теми объектами, которые находятся в пределах видимости и легко доступны. Постоянное соприкосновение с одними и теми же предметами впоследствии определяет навыки обращения с ними, а через эти навыки - и эмоциональное отношение к этим предметам, и их ценностные свойства. Следовательно, через материально-предметные операции с первоэлементами ландшафта происходит оформление основных черт социальной психологии. В свою очередь, сформированная на основе операций с первоэлементами социальная психология становится основой этнокультурной картины мира. Ландшафтное пространство культуры является источником представлений о сакральном пространстве с его вертикальной и горизонтальной ориентацией. В этом сакральном пространстве размещается пантеон и устанавливаются законы мироздания. Значит, форма культуры неизбежно будет состоять как из параметров объективного географического пространства, так и из тех представлений о пространстве, которые появляются в процессе развития социальной психологии. Основные представления о форме культуры можно получить при изучении формальных особенностей памятников архитектуры, скульптуры и литературы.

Что касается существования культуры во времени, то здесь также можно выделить два вида отношений. Прежде всего, это время историческое (или внешнее). Любая культура возникает на определенном этапе социально-экономического, политического и интеллектуального развития человечества. Она вписывается во все основные параметры этого этапа и, кроме того, несет в себе информацию о времени, предшествующем ее образованию. Стадиально-типологические черты, связанные с характером протекания основных культурных процессов, при совмещении с хронологической схемой могут дать довольно точную картину культурной эволюции. Однако наряду с историческим временем необходимо всякий раз учитывать время сакральное (или внутреннее), явленное в календаре и различных ритуалах. Это внутреннее время очень тесно связано с повторяющимися природно-космическими явлениями, как-то: смена дня и ночи, смена сезонов, сроки сева и созревания злаковых культур, время брачных отношений у животных, различные феномены звездного неба. Все эти явления не просто провоцируют человека на отношение к ним, но, являясь первичными в сравнении с его жизнью, требуют подражания и уподобления себе. Развиваясь в историческом времени, человек старается максимально закрепить свое существование в череде природных циклов, встроиться в их ритмы. Отсюда возникает содержание культуры, выводимое из основных особенностей религиозно-идеологического мироощущения.

Месопотамская культура зародилась среди пустыни и заболоченных озер, на бескрайней плоской равнине, однообразной и на вид совершенно серой. На юге равнина обрывается соленым Персидским заливом, на севере переходит в пустыню. Этот унылый рельеф побуждает человека или к бегству, или к активной деятельности в борьбе с природой. На равнине все крупные предметы выглядят одинаково, они тянутся ровной линией по направлению к горизонту, напоминая массу людей, организованно движущихся к единой цели. Однообразие равнинного рельефа весьма способствует возникновению напряженных эмоциональных состояний, противостоящих образу окружающего пространства. По мнению этнопсихологов, народ, живущий на равнине, отличается большой сплоченностью и стремлением к единству, стойкостью, трудолюбием и терпением, но вместе с тем склонен к немотивированным депрессивным состояниям и выплескам агрессии.

В Месопотамии протекают две полноводные реки - Тигр и Евфрат. Они разливаются весной, в марте - апреле, когда в горах Армении начинается таяние снегов. При половодье реки несут много ила, служащего отличным удобрением для почвы. Но половодье губительно для человеческого коллектива: оно сносит жилища и истребляет людей. Кроме весеннего половодья людям часто приносит вред сезон дождей (ноябрь - февраль), во время которого дуют ветры с залива и разливаются каналы. В целях выживания нужно строить дома на высоких платформах. Летом в Месопотамии царит страшная жара и засуха: с конца июня по сентябрь не проливается ни одной капли дождя, а температура воздуха не падает ниже 30 градусов, причем тени нет нигде. Человек, постоянно живущий в ожидании угрозы со стороны таинственных внешних сил, стремится понять законы их действия, чтобы спасти от смерти себя и свою семью. Поэтому больше всего он сосредоточен не на вопросах самопознания, а на поиске постоянных основ внешнего бытия. Такие основы он видит в строгих движениях объектов звездного неба и именно туда, наверх, обращает все вопросы к миру.

В Нижней Месопотамии много глины и почти нет камня. Люди научились использовать глину не только для изготовления керамики, но и для письменности и для скульптуры. В культуре Месопотамии лепка превалирует над резьбой по твердому материалу, и этот факт немало говорит об особенностях мировосприятия ее обитателей. Для мастера-гончара и скульптора формы мира существуют как бы уже готовыми, их нужно только уметь извлечь из бесформенной массы. В процессе работы происходит проецирование идеальной модели (или трафарета), сложившейся в голове мастера, на исходный материал. В результате возникает иллюзия присутствия некоего зародыша (или сущности) данной формы в объективном мире. Такого рода ощущения вырабатывают пассивное отношение к действительности, стремление не навязывать ей собственные конструкции, а соответствовать мнимым идеальным прообразам сущего.

Нижняя Месопотамия небогата растительностью. Здесь практически нет хорошего строительного леса (за ним нужно идти на восток, в горы Загроса), зато много тростника, тамариска и финиковых пальм. Тростник растет по берегам заболоченных озер. Связки тростника нередко использовали в жилищах в качестве сиденья, из тростника строили и сами жилища, и загоны для скота. Тамариск хорошо переносит жару и засуху, поэтому он растет в этих местах в большом количестве. Из тамариска производили рукоятки для различных орудий труда, чаще всего для мотыг. Финиковая пальма была настоящим источником изобилия для владельцев пальмовых плантаций. Из ее плодов готовили несколько десятков блюд, включая лепешки, и кашу, и вкусное пиво. Из стволов и листьев пальмы изготовлялась различная домашняя утварь. И тростники, и тамариск, и финиковая пальма были в Месопотамии священными деревьями, их воспевали в заклинаниях, гимнах богам и литературных диалогах. Такой скудный набор растительности стимулировал изобретательность человеческого коллектива, искусство добиваться больших целей малыми средствами.

В Нижней Месопотамии почти нет полезных ископаемых. Серебро нужно было доставлять из Малой Азии, золото и сердолик - с полуострова Индостан, лазурит - из районов нынешнего Афганистана. Парадоксальным образом этот печальный факт сыграл весьма положительную роль в истории культуры: жители Месопотамии постоянно находились в контакте с соседними народами, не зная периодов культурной изоляции и не допуская развития ксенофобии. Культура Месопотамии во все века своего существования была восприимчива к чужим достижениям, и это давало ей постоянный стимул к совершенствованию.

Еще одна особенность здешнего ландшафта - обилие смертоносной фауны. В Месопотамии около 50 видов ядовитых змей, множество скорпионов и москитов. Неудивительно, что одной из характерных особенностей данной культуры является развитие травной и заговорной медицины. До нас дошло большое число заклинаний против змей и скорпионов, иногда сопровождаемых рецептами магических действий или траволечения. А в храмовом декоре змея - самый сильный оберег, которого должны были бояться все демоны и злые духи.

Основатели месопотамской культуры принадлежали к разным этносам и говорили на неродственных между собой языках, но имели единый хозяйственный уклад. Они занимались преимущественно оседлым скотоводством и ирригационным земледелием, а также рыболовством и охотой. Скотоводство сыграло в культуре Месопотамии выдающуюся роль, повлияв на образы государственной идеологии. Наибольшим почитанием отмечены здесь овца и корова. Из овечьей шерсти делали превосходную теплую одежду, которая считалась символом состоятельности. Неимущего называли «не имеющий шерсти» (ну-сики). По печени жертвенного ягненка пытались узнать судьбу государства. Более того, постоянным эпитетом царя был эпитет «праведный овечий пастух» (сипа-зид). Он возник из наблюдения за овечьим стадом, которое может организовываться лишь при умелом направлении со стороны пастуха. Не менее ценилась и корова, дававшая молоко и молочные продукты. На волах в Месопотамии пахали, производительной мощью быка восхищались. Не случайно божества этих мест носили на голове рогатую тиару - символ могущества, плодородия и постоянства жизни.

Земледелие в Нижней Месопотамии могло существовать только благодаря искусственному орошению. Воду с илом отводили в специально построенные каналы, чтобы в случае необходимости подавать на поля. Работа на строительстве каналов требовала большого количества людей и их эмоционального сплочения. Поэтому люди здесь научились жить организованно и при необходимости безропотно жертвовать собой. Каждый город возникал и развивался вблизи своего канала, что создало предпосылку для независимого политического развития. До конца III тысячелетия не удавалось сформировать общегосударственную идеологию, поскольку каждый город был отдельным государством со своей космогонией, календарем и особенностями пантеона. Объединение происходило только во время тяжелых бедствий или для решения важных политических задач, когда требовалось избрать военного вождя и представители различных городов собирались в культовом центре Двуречья - городе Ниппуре.

Сознание человека, живущего земледелием и скотоводством, было ориентировано прагматически и магически. Все интеллектуальные усилия направлялись на учет имущества, на изыскание возможности приращения этого имущества, на совершенствование орудий труда и навыков работы с ними. Мир человеческих чувств того времени был куда богаче: человек ощущал свою связь с окружающей природой, с миром небесных явлений, с умершими предками и родственниками. Однако все эти чувства были подчинены его повседневной жизни и работе. И природа, и небо, и предки должны были помогать человеку получать высокий урожай, производить на свет как можно больше детей, пасти скот и стимулировать его плодовитость, продвигаться вверх по общественной лестнице. Для этого нужно было делиться с ними зерном и скотом, восхвалять их в гимнах и влиять на них с помощью различных магических действий.

Все предметы и явления окружающего мира были или понятны, или непонятны человеку. Понятного можно не бояться, его необходимо учитывать, а его свойства изучать. Непонятное не вмещается в сознание целиком, поскольку мозг не может правильно отреагировать на него. Согласно одному из принципов физиологии - принципу «шеррингтоновой воронки» - количество поступающих в мозг сигналов всегда превышает количество рефлекторных ответов на эти сигналы. Все непонятное посредством метафорических переносов превращается в образы мифологии. Этими образами и ассоциациями древний человек мыслил мир, не отдавая себе отчета в степени важности логических связей, не отличая причинную связь от ассоциативно-аналоговой. Поэтому на этапе ранних цивилизаций нельзя отделить логические мотивировки мышления от магико-прагматических.

Из книги Древний Шумер. Очерки культуры автора Емельянов Владимир Владимирович

Символы шумерской культуры Под символами шумерской культуры мы в данном случае понимаем наиболее частотные образы, многократно использованные как шумерской традицией, так и преемниками шумеров - вавилонянами и ассирийцами. Не имея возможности подробно осветить в

Из книги Изба и хоромы автора Беловинский Леонид Васильевич

Глава 1 Великорусская историческая среда обитания и национальный характер Древние римляне полагали, что начинать любое повествование нужно ab ovo – с яйца. Того самого, из которого вылупилась курица. Собственно говоря, этого правила придерживались не только римляне.

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

1. Особенности эллинистической культуры Процесс культурного развития в период эллинизма проходил в новых условиях и имел значительные особенности по сравнению с предшествующим временем. Эти новые условия создавались в расширившейся ойкумене, том круге земель, в

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ОСОБЕННОСТИ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Эпоха эллинизма характеризовалась рядом совершенно новых черт. Произошло резкое расширение ареала античной цивилизации, когда на обширных территориях практически во всех сферах жизни отмечалось взаимодействие греческих и

Из книги Василий III автора Филюшкин Александр Ильич

Среда обитания русского государя Первые политические вызовы были Василием III пережиты с разной степенью благополучности. Казань стала проблемой на востоке, Крым - на юге. Михаил Глинский не смог снабдить Россию очередной порцией земель Великого княжества Литовского,

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Особенности культуры В своем классическом очерке Кирхгофф выделяет несколько подгрупп высших и низших земледельцев Северной и Южной Америки: высшие земледельцы андского региона и частично амазонские народы, низшие земледельцы Южной Америки и Антил, собиратели и

автора Керов Валерий Всеволодович

2. Особенности древнерусской культуры 2.1. Общие особенности. Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами соседних народов и подчинялась общим закономерностям развития средневековой культуры евразийской

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

1. Особенности русской культуры 1.1. Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго оказали отрицательное воздействие на темпы и ход культурного развития древнерусской народности. Гибель многих тысяч людей и пленение лучших ремесленников привели не только к

автора Константинова С В

1. Особенности китайской культуры Китайская цивилизация – одна из самых древних в мире. Как считают сами китайцы, история их страны начинается с конца III тыс. до н. э. Китайская культура обрела уникальный характер: она рациональна и практична. Для Китая свойственен

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

1. Особенности индийской культуры Индия является одной из древнейших стран мира, заложивших основы глобальной цивилизации человечества. Достижения индийской культуры и науки оказали значительное влияние на арабские и иранские народы, а также на Европу. Расцвет

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

1. Особенности античной культуры Античная культура в истории человечества – это уникальное явление, образец для подражания и эталон творческого совершенства. Некоторые исследователи определяют ее как «греческое чудо». Греческая культура сформировалась на основе

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

1. Особенности японской культуры Периодизация японской истории и искусства очень сложна для восприятия. Периоды (особенно начиная с VIII в.) выделялись по династиям военных правителей (сегунов).Традиционное искусство Японии очень самобытно, его философские и эстетические

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

1. Особенности культуры Возрождения Возрождение (франц. renaissance – «ренесанс») – явление культурного развития ряда стран Центральной и Западной Европы. Хронологически эпоха Возрождения охватывает период XIV–XVI вв. При этом до конца XV в. Ренессанс оставался в основном

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том пятый: Украина в период империализма (начало XX в.) автора Коллектив авторов

1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ Борьба большевистской партии за передовую культуру. Зарождение пролетарской культуры. Созданная В. И. Лениным пролетарская партия подняла знамя последовательной борьбы не только против социального и национального угнетения, но и за

Из книги Древние китайцы: проблемы этногенеза автора Крюков Михаил Васильевич

Особенности материальной культуры Специфика материальной культуры - один из существенных признаков любого этноса. Однако, как было убедительно показано С. А. Токаревым [Токарев, 1970], материальная культура имеет различные функции, среди которых наряду с

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Среда обитания Мало кому из столичных городов мира так не повезло с климатической средой обитания, как Петербургу. Из крупнейших мегаполисов, население которых превышает один миллион человек, Петербург - самый северный. Он находится на 60-й параллели, расположен севернее

розлив вина

шумерская керамика

Первые школы.
Шумерийская школа возникла и развилась до появления письменности, той самой клинописи, изобретение и усовершенствование которой явилось самым значительным вкладом Шумера в историю цивилизации.

Первые письменные памятники были обнаружены среди развалин древнего шумерского города Урука (библейский Эрех). Здесь нашли более тысячи маленьких глиняных табличек, покрытых пиктографическим письмом. В основном это были хозяйственные и административные записи, однако среди них оказалось несколько учебных текстов: списки слов для заучивания наизусть. Это свидетельствует о том, что по меньшей мере за 3000 лет до и. э. шумерские писцы уже занимались вопросами обучения. В течение последующих веков Эрех дело развивалось медленно, однако к середине III тысячелетия до и. с), на территории Шумера). ПО-ВИДИМОМУ, существовала сеть школ для систематического Обучения чтению и письму. В древнем Шуруппаке-па родине шумерского … во время раскопок 1902--1903 гг. было найдено значительное количество табличек со школьными текстами.

Из них же мы узнаём, что количество профессиональных писцов в тот период достигало нескольких тысяч. Писцы делились на младших и старших: были писцы царские и храмовые, писцы с узкой специализацией в какой-либо одной области и писцы высокой квалификации, которые занимали важные государственные должности. Все это дает основания предполагать, что по всему Шумеру было разбросано множество довольно крупных школ для писцов и что этим школам придавалось Немалое значение. Однако ни одна из табличек той эпохи еще не дает нам ясного представления о шумерских школах, о системе и методах обучения в них. Чтобы получить такого рода сведения, необходимо обратиться к табличкам первой половины II тысячелетия до н. э. Из археологического слоя, соответствующего этой эпохе, были извлечены сотни учебных табличек со всевозможными заданиями, выполненными самими учениками во время уроков. Здесь представлены все стадии обучения. Такие глиняные "тетрадки" позволяют сделать немало интересных выводов о системе обучения, принятой в шумерских школах, и о программе, которая там изучалась. К счастью, и сами преподаватели любили писать о школьной жизни. Многие из этих записей также сохранились, хотя и в отрывках. Эти записи и учебные таблички дают достаточно полное представление о шумерской школе, о ее задачах и целях, об учениках и учителях, о программе и методах обучения. В истории человечества это единственный случай, когда мы можем узнать так много о школах столь отдаленном эпохи.

Первоначально цели обучения в шумерской школе были, так сказать, чисто профессиональными, то есть школа должна была готовить писцов, необходимых в хозяйственной и административной жизни страны, главным образом для дворцов и храмов. Эта задача оставалась центральной на протяжении всего существования Шумера. По мере развития сети школ. а также по мере расширения учебных программ школы постепенно становятся очагами шумерской культуры и знания. Формально тип универсального "ученого" - специалиста по всем существовавшим в ту эпоху разделам знания: по ботанике, зоологии, минералогии, географии, математике, грамматике и лингвистике редко учет. поог^шахи знания своей этике. причем не эпохи.

Наконец, в отличие от современных учебных заведений шумерские школы были своеобразными литературными центрами. Здесь не только изучали и переписывали литературные памятники прошлого, но и создавали новые произведения.

Большинство учеников, оканчивавших эти школы, как правило, становились писцами при дворцах и храмах или в хозяйствах богатых и знатных людей, однако определенная их часть посвящала свою жизнь науке и преподаванию.

Подобно университетским профессорам наших дней, многие из этих древних ученых зарабатывали себе на жизнь преподавательской деятельностью, посвящая свое свободное время исследованиям и литературному труду.

Шумерская школа, первоначально возникшая, по-видимому, как придаток храма, со временем отделилась от него, и ее программа приобрела в основном чисто светский характер. Поэтому труд учителя вероятнее всего оплачивался за счет взносов учеников.

Разумеется, в Шумере не было ни всеобщего, ни обязательного обучения. Большинство учеников происходили из богатых или зажиточных семей - ведь беднякам было нелегко найти время и деньги для продолжительной учебы. Хотя ассириологи уже давно пришли к такому выводу, это была только гипотеза, и лишь в 1946 г. немецкий ассириолог Николаус Шнейдер сумел подкрепить ее остроумными доказательствами, основанными на документах той эпохи. На тысячах опубликованных хозяйственных и административных табличек, относящихся примерно к 2000 г. до н. э.. упоминается примерно пятьсот имен писцов. Многие из них. Во избежание ошибки, рядом со своим именем ставили имя своего отца и указывали его профессию. Тщательно рассортировав все таблички, Н. Шнейдер установил, что отцами этих писцов, -а все они, разумеется, обучались в школах,- были правители, "отцы города", посланники, управляющие храмами, военачальники, капитаны судов, высшие налоговые чиновники, жрецы различных рангов, подрядчики, надсмотрщики, писцы, хранители архивов, счетоводы.

Иными словами, отцами писцов были наиболее зажиточные горожане. Интересно. что ни в одном из фрагментов не встречается имени писца- женщины; по-видимому. и шумерских школах обучались только мальчики.

Во главе школы стоял уммиа (знающий человек. учитель), который именовался также отец школы. Ученики назывались "сыновьями школы", а помощник учителя --«старшим братом». В его обязанности, в частности, входило изготовление каллиграфических табличек-образцов, которые потом переписывали ученики. Он же проверял письменные задания и заставлял учеников рассказывать выученные ими уроки.

В числе преподавателей были также учитель рисования и учитель шумерского языка, наставник, следивший за посещаемостью, и так называемый ^владеют ни \лыстом"> (очевидно, надзиратель, отвечавший за дисциплину в школе). Трудно сказать, кто из них считался выше по рангу; мы знаем только, что "отец школы" был ее фактическим директором. Нам ничего не известно и об источниках существования школьного персонала. Вероятно, "отец школы" выплачивал каждому его долю из обшей суммы, поступавшей в уплату за обучение.

Что касается школьных программ, то здесь к нашим услугам богатейшие сведения, почерпнутые из самих школьных табличек - факт поистине уникальный в истории древности. Поэтому нам нет нужды прибегать к косвенным свидетельствам или к сочинениям древних авторов: мы располагаем первоисточниками-табличками учеников, начиная от каракулей "первоклассников" и кончая работами "выпускников", настолько совершенными, что их с трудом можно отличить от табличек, написанных преподавателями.

Эти работы позволяют установить, что курс обучения шел по двум основным программам. Первая тяготела к науке и технике, вторая была литературной, развивала творческие особенности.

Говоря о первой программе, необходимо подчеркнуть, что она отнюдь не была подсказана жаждой знания, стремлением разыскать истину. Эта программа постепенно сложилась в процессе преподавания, основная цель которого заключалась в обучении шумерскому письму. Исходя из этой Основной задачи шумерские учителя создали систему обучения. основанную на принципе лингвистической классификации. Лексика шумерского языка разделялась ими на группы, в опоры слова и выражения были связаны общим. Эти грунте слов заучивались и иеренисыровались до тех пор, пока ученики не привыкали воспроизводить самостоятельно. Но к III тысячелетию до н, э. школьные учебные тексты начали заметно расширяться и постепенно превратились в более или менее стабильные учебные пособия, принятые во всех школах Шумера.

В одних текстах приводятся длинные списки названий деревьев и тростников; в других -названия всевозможных пкивых существ (животных, насекомых и птиц): в третьих- названия стран, городов и селений; в четвертых -названия камней и минералов. Подобные списки свидетельствуют о значительной осведомленности шумеров в области "ботаники", "зоологии", "географии" и "минералогии" - весьма любопытный и малоизвестный факт. который лишь недавно привлек внимание ученых, занимающихся историей науки.

Шумерские педагоги также создавали всевозможные математические таблицы и составляли сборники задач, сопровождая каждую соответствующим решением и ответом.

Говоря о лингвистике, следует прежде всего отметить, что особое внимание, судя по многочисленным школьным табличкам, уделялось грамматике. Большинство таких табличек представляет собой длинные списки сложных существительных, глагольных форм н т. п. Это говорит о том, что грамматика шумеров была хорошо разработана. Позднее, в последней четверти III тысячелетия до н. э., когда семиты Аккада постепенно завоевали Шумер, шумерские педагоги создали первые известные нам "словари". Дело в том, что завоеватели-семиты переняли не только шумерскую письменность: они также высоко ценили литературу древнего Шумера, сохраняли и изучали ее памятники и подражали им даже тогда, когда шумерский стал мертвым языком. Этим и была вызвана необходимость в "словарях". где давался перевод шумерских слов и выражений на язык Аккада.

Обратимся теперь ко второй учебной программе, которая имела литературный уклон. Обучение по этой программе заключалось в основном в заучивании и переписывании литературных произведений второй половши Ш тысячелетия до н. э.. когда литература была особенно богата, а также в подражании им. Таких текстов были сотни и почти все они представляли собой стихотворные произведения размером от 30 (или менее) до 1000 строк. Судя по тем из них. которые удалось составить и расшифровать. эти произведения припадали к различным канонам: мифы и эпические сказания в стихах, прославляющие песни; Шумерских богов и героев; хвалебные гимны богам;царям. плач; разрушенных, библейских городах.

Среди Литературных табличек и их ииломкоп. извлеченных из развалин Шумера, многие представляют собой школьные копии, переписанные руками учеников.

О методах и технике преподавания в школах Шумера мы пока знаем совсем немного. С утра, придя в школу, ученики разбирали табличку, которую написали накануне.

Затем - старший брат, то есть помощник учителя, подготавливал НОВУЮ табличку, которую ученики начинали разбирать и переписывать. Старший брат. а также отец школы, видимо, еле/шли за работой учеников, проверяя, правильно ли они переписывают текст. несомненно, что успехи шумерских учеников в значительной мере зависели от их памяти, учителя и их помошники должны были сопровождать подробными объяснениями слишком сухие списки слов. таблицы и литературные тексты, переписываемые учениками. Но эти лекции, которые могли бы оказать нам неоценимую помощь при изучении шумерской научной и религиозной мысли и литературы, по-видимому, никогда не записывались, а потому навсегда утрачены.

Несомненно одно: преподавание в школах Шумера не имело ничего общего с современной системой обучения, при которой усвоение знаний в значительной степени зависит от инициативы и самостоятельной работы; самого ученика.

Что касается дисциплины. то без палки дело не обходилось. Вполне возможно, что. не отказываясь от поощрения учеников за успехи, шумерские педагоги все же больше полагались на Устрашающее действие палки, мгновенно каравшей отнюдь не райской. Он ходил в школу каждый день и просто там с утра до вечера. Наверное, в течение года устраивались какие-то каникулы, то мы об этом не имеем никаких сведений. Обучение длилось годами, ребенок успевал превратиться в юношу. интересно было бы посмотреть. имели ли шумерские ученики возможность выбирать работу или ИНУЮ специализацию. и если да. то в какой мере и на каком этапе обучения. Однако об этом, как и о многих других подробностях. источники умалчивают.

Одно в Сиппаре. а другое - в Уре. Но кроме того. что в каждом из этих зданий найдено большое количество табличек, они почти ничем не отличаются от обыкновенных жилых домов, а потому наша догадка может быть и ошибочной. Только зимой 1934.35 г. французские археологи обнаружили в городе Мари на Евфрате (на северо-запад от Ниппура) две комнаты, которые по своему расположению и особенностям явно представляют собой школьные классы. В них сохранились ряды скамеек из обожженного кирпича, рассчитанные на одного, двух или четырех учеников.

Но что думали сами ученики о тогдашней школе? Что бы дать на этот вопрос хотя бы неполный ответ. Обратимся к следующей главе, в которой приводится весьма любопытный текст о школьной жизни в Шумере, написанный почти четыре тысячи лет назад, но лишь недавно собранный из многочисленных отрывков и наконец-то переведенный. Этот текст дает, в частности, ясное представление об отношениях между учениками и учителями и является уникальным первым документом в истории педагогики.

школы у шумер

реконструкция шумерской печи

Вавилрнские печати-2000-1800гг.

о

Серебряная модель лодки,шашечная игра

Древний Нимруд

Зеркало

Быт шумер,писцы

Доски для письма

Классная комната в школе

Плуг-сеялка,1тыс.до н.э.

Винный погреб

Литература шумерская

Эпос о Гильгамеше

Шумерская керамика

Ур

Ур

Ур

Ур


Ур

ур

Ур


Ур


Ур


Ур

Ур

Ур

Ур

Ур


Ур

Ур


Урук

Урук

Убейдская культура


Медный рельеф с изображением птицы Имдугуд из храма в Эль-Убейде. Шумер


Фрагменты фресковых росписей во дворце Зимрилима.

Мари. XVIII в. до н. э.

Скульптура профессионального певца Ур-Нина. Мари.

Сер. III тыс. до н. э

Чудовище с головой льва, один из семи злых демонов, родившийся в Горе Востока и обитающий в ямах и развалинах. Он вызывает раздор и болезни среди людей. Гении, как злые, так и добрые, играли большую роль в жизни вавилонян. I тыс. до н. э.

Каменная резная чаша из Ура.

III тыс. до н. э.


Серебряные кольца для упряжи осла. Гробница царицы Пу-аби.

Ур. III тыс. до н. э.

Голова богини Нинлиль – жены бога Луны Нанна, покровителя Ура

Терракотовая фигура шумерского божества. Телло (Лагаш).

III тыс. до н. э.

Статуя Курлиля – начальника житниц Урука.Урук. Раннединастический период, III тыс. до н. э.

Сосуд с изображением животных. Сузы. Кон. IV тыс. до н. э.

Каменный сосуд с цветными инкрустациями. Урук (Варка).Кон. IV тыс. до н. э.

«Белый храм» в Уруке (Варке).


Тростниковый жилой дом убейдского периода. Современная реконструкция. Национальный парк г. Ктесифона


Реконструкция частного дома (внутренний дворик)Ур

Ур-царская могила


Быт


Быт


Шумер несет ягненка для жертвоприношения


Переход к земледелию и скотоводству начался ранее всего в регионе Ближнего Востока. Там уже в 6 тысячелетии существовали крупные поселения, жители которых владели секретами земледелия, гончарного производства и ткачества. К рубежу 3-го тыс. в этом регионе начали складываться первые цивилизации.

Как уже отмечалось, родоначальник антропологии Л. Г. Морган использовал понятие «цивилизация» для обозначения более высокой стадии развития общества, чем варварство. В современной науке понятие цивилизация используется для обозначения стадии развития общества, на которой существуют: города, классовое общество, государство и право, письменность.

Те черты, которые отличают цивилизацию от первобытной эпохи, зародились в 4 тыс., и в полной мере проявились в 3-м тыс. до н. э. в жизни людей, освоивших долины рек, текущих в Месопотамии и Египте. Позднее, в середине 3-го тыс. стали складываться цивилизации в долине реки Инд (на территории современного Пакистана) и в долине реки Хуанхэ (Китай).

Проследим процесс становления и развития первых цивилизаций на примере месопотамской цивилизации Шумера.

Ирригационное земледелие как основа цивилизации

Месопотамией (Междуречьем) греки назвали земли между реками Тигр и Евфрат, которые на территории современного Ирака текут почти параллельно друг другу. На юге Месопотамии народ, который назвали шумерами, создал первую цивилизацию в этом регионе. Она просуществовала до конца 3-го тыс. и стала базой для развития других цивилизаций региона, прежде всего для вавилонской культуры 2-го и 1-го тыс. до н. э.

Основой шумерской, как и всех других восточных цивилизаций, явилось ирригационное земледелие. Реки приносили с верховьем плодородный ил. Зерна, брошенные в ил, давали высокие урожаи. Но надо было научиться отводить избыток воды в период разлива и подавать воду в период засухи, т. е. орошать поля. Орошение полей называется ирригацией. По мере роста населения людям приходилось орошать дополнительные участки земли, создавая сложные ирригационные системы.

Ирригационное земледелие явилось основой для цивилизационного рывка. Одним из первых следствий развития ирригации стал рост численности населения, проживающего в одной местности. Теперь десятки родовых общин, т. е. несколько тысяч человек, жили вместе, образовав новое сообщество: крупную территориальную общину.

Для того чтобы поддерживать сложную систему ирригации и обеспечить мир и порядок в округе с большим количеством населения, потребовались специальные органы. Так возникло государство – институт власти и управления, который стоял над всеми родовыми общинами округи и выполнял две внутренние функции: хозяйственного управления и социально-политического управления (поддержание общественного порядка). Для управления требовались знания и опыт, поэтому из родовой знати, накопившей навыки управления в рамках рода, сформировалась категория людей, осуществлявших функции государственного управления на постоянной основе. Государственная власть распространялась на всю территорию округи, и эта территория была вполне определенной. Отсюда возникло и другое значение понятия государства – определенного территориального образования. Свою территорию надо было защищать, поэтому главной внешней функцией государства стала защита своей территории от внешней угрозы.

Появление в одном из поселений органов управления, чья власть распространялась на всю округу, превращала это поселение в центр округи. Центр стал выделяться среди других поселков размерами и архитектурой. Здесь строились наиболее крупные здания светского и религиозного характера, наиболее активно развивались ремесло и торговля. Так появились города.

В Шумере города с прилегающей сельской округой долгое время существовали самостоятельно как города-государства. В начале 3-го тыс. такие шумерские города-государства, как Ур, Урук, Лагаш, Киш, насчитывали до 10 тыс. жителей. К середине 3-го тыс. плотность населения возросла. Например, население города-государства Лагаш превышало 100 тыс. чел. Во второй половине 3-го тыс. ряд городов-государств был объединен правителем города Аккад Саргоном Древним в царство Шумера и Аккада. Однако объединение не было прочным. Более прочные крупные государства существовали в Месопотамии только во 2-м и 1-м тыс. (Старо-вавилонское царство, Ассирийская держава, Ново-вавилонское царство, Персидская держава).

Общественный строй

Как был устроен город-государство Шумера в 3-м тыс. Во главе стоял правитель (эн или энси, затем лугаль). Власть правителя была ограничена народным собранием и советом старейшин. Постепенно должность правителя из выборной становится наследственной, хотя долго сохранялись процедуры подтверждения народным собранием права сына занять пост отца. Формирование института наследственной власти было связано с тем, что правящая династия обладала монополией на опыт управления.

Важную роль в становлении наследственной власти играл процесс сакрализации личности правителя. Он стимулировался тем, что правитель совмещал светские и религиозные функции, поскольку религия у земледельцев тесно переплеталась с производственной магией. Главную роль играл культ плодородия, и правитель как главный распорядитель хозяйственных работ выполнял обряды, призванные обеспечить хороший урожай. В частности, он совершал обряд «священного брака», который проводился накануне посевных работ. Если главное божество города было женским началом, то в священный брак с ним вступал сам правитель, если мужским – то дочь или жена правителя. Это придавало семье правителя особый авторитет, ее считали более близкой и угодной богу, чем другие семьи. Обожествление живущих правителей для шумеров была нетипичным. Лишь в конце 3-м тыс. правители требовали считать себя живыми богами. Их так официально именовали, но из этого не следует, что люди верили в то, что ими правили живые боги.

Единство светской и религиозной власти закреплялось и тем обстоятельством, что вначале в общине был единый административный, хозяйственный и духовный центр – храм, дом бога. При храме существовало храмовое хозяйство. В нем создавались и хранились запасы зерна для страховки общины на случай неурожая. На храмовой земле выделялись участки для должностных лиц. Большинство из них совмещали административные и религиозные функции, поэтому их традиционно именуют жрецами.

Из храмовых запасов кормилась еще одна категория людей, выделившихся из общины – профессиональные ремесленники, которые сдавали в храм свою продукцию. Важную роль играли ткачи и гончары. Последние делали керамику на гончарном круге. Литейщики плавили медь, серебро и золото, заливая их затем в глиняные формы, умели делать бронзу, но ее было мало. Значительная часть продукции ремесленников и излишки зерна шли на продажу. Централизация торговли в руках храмовой администрации позволяла более выгодно закупать те товары, которых не было в самом Шумере, прежде всего металлы и дерево.

При храме формировалась и группа профессиональных воинов – зародыш постоянной армии, имевших на вооружении медные кинжалы и копья. Шумеры создали боевые колесницы для вождей, запрягая в них ослов.

Ирригационное земледелие, хотя и требовало проведения коллективных работ по созданию оросительной системы, в то же время позволяло сделать основной хозяйственной ячейкой общества патриархальную семью. Каждая семья работала на отведенном ей участке земли, и другие сородичи не имели права на результат труда этой семьи. Семейная собственность на произведенный продукт возникла потому, что каждая семья могла сама себя прокормить, и поэтому не было необходимости обобществлять и перераспределять этот продукт в рамках рода. Наличие частной собственности на произведенный продукт труда сочеталось с отсутствием полной частной собственности на землю. По представлениям шумеров земля принадлежала богу – покровителю общины, а люди лишь пользовались ей, принося за это жертвы. Так в религиозной форме сохранялась коллективная собственность на землю. Общинная земля могла передаваться в аренду за плату, но нет твердо установленных случаев продажи общинной земли в частную собственность.

Появление семейной собственности способствовало возникновению имущественного неравенства. В силу действия десятков житейских причин одни семьи становились более богатыми, а другие более бедными.

Однако более важным источником неравенства стала профессиональная дифференциация в обществе: богатство концентрировалось прежде всего в руках управленческой элиты. Экономической основой этого процесса явилось появление прибавочного продукта – избытка в продуктах питания. Чем больше избыток, тем больше были возможности у управленческой элиты присвоить его часть, создав себе те или иные привилегии. До определенной степени элита имела право на привилегии: управленческий труд был более квалифицированным и ответственным. Но постепенно имущество, полученное по заслугам, становилось источником дохода, несоразмерного заслугам.

Своим богатством выделялась семья правителя. Об этом свидетельствуют погребения середины 3-го тыс. в Уре. Здесь найдена гробница жрицы Пуаби, похороненной со свитой из 25 человек. В гробнице найдены прекрасные утварь и украшения из золота, серебра, изумрудов и лазурита. В том числе корона из золотых цветов и две арфы, украшенные скульптурными изображениями быка и коровы. Бородатый дикий бык – олицетворение урского бога Нанны (бога Луны), а дикая корова – олицетворение жены Нанны, богини Нингаль. Это позволяет думать, что Пуаби была жрицей, участницей обряда священного брака с богом Луны. Погребения со свитой – редкость и связаны с каким-то очень значительным событием.

Характер украшений показывает, что знать уже жила другой жизнью. Простые люди в это время довольствовались немногим. Одежда мужчин летом состояла из набедренной повязке, женщины носили юбки. Зимой к этому добавлялся шерстяной плащ. Пища была простой: ячменная лепешка, бобы, финики, рыба. Мясо ели по праздникам, связанным с принесением животных в жертву: люди не решались есть мясо, не поделившись с богами.

Социальное расслоение порождало конфликты. Наиболее серьезные проблемы возникали тогда, когда обедневшие общинники теряли свою землю и попадали в кабалу к богатым вследствие неспособности вернуть взятое в долг. В тех случаях, когда общине грозили крупные конфликты, обусловленные долговой кабалой, шумеры применяли обычай, который назывался «возвращение к матери»: правитель отменял все кабальные сделки, возвращал заложенные участки земли ее первоначальным владельцам, освобождал бедняков от долгового рабства.

Итак, в шумерском обществе были механизмы, которые защищали членов общины от потери свободы и средств к существованию. Однако в нем были и категории несвободных людей, рабов. Первым и основным источником рабства являлись межобщинные войны, т. е. рабами становились чужие для общины люди. Вначале в плен брали только женщин. Мужчин убивали, ибо их трудно было держать в повиновении (раб с мотыгой в руках мало, чем уступал войну с копьем). Женщины-рабыни работали в храмовом хозяйстве и рожали детей, становившихся работниками храмов. Это были несвободные люди, но их нельзя было продать, им доверяли оружие. От свободных они отличались тем, что не могли получить наделы общинной земли и стать полноправными членами общины. По мере роста численности населения стали брать в плен и мужчин. Они работали при храме и в семейных хозяйствах. Такие рабы продавались, но и они, как правило, не подвергались жесткой эксплуатации, поскольку она порождала опасность восстания и связанных с этим потерь. Рабство в Шумере носило преимущественно патриархальный характер, т. е. рабы рассматривались как младшие и неполноправные члены семьи.

Таковы были основные черты общественного строя шумерских городов-государств первой половины 3-го тыс.

Духовная культура

Письменность. Мы знаем о шумерах потому, что они изобрели письменность. Рост храмового хозяйства сделал важным учет земли, запасов зерна, скота и т. д. Эти потребности и стали причиной создания письменности. Шумеры начали делать записи на глиняных табличках, которые высыхали на солнце и становились очень прочными. Таблички дошли до наших дней в большом количестве. Они расшифрованы, хотя порой и весьма приблизительно.

Вначале письмо носило вид стилизованных рисунков-пиктограмм, обозначавших наиболее важные предметы и действия. Знак ноги означал «идти», «стоять», «приносить» и т. д. Такое письмо называют пиктографическим (рисунчатым) или идеографическим, поскольку знак передавал целую идею, образ. Затем появились знаки для обозначения корней слов, слогов и отдельных звуков. Поскольку знаки выдавливались на глине клиновидной палочкой из тростника, постольку шумерское письмо ученые назвали клиновидным или кунеформическим (кунеус – клин). Выдавливать знаки было легче, чем рисовать палочкой на глине. Потребовалось шесть веков, чтобы письмо из напоминательных знаков превратилось в систему передачи сложной информации. Это произошло около 2400 г. до н. э.

Религия. Шумеры перешли от анимизма к политеизму (многобожию): от одушевления и почитания явлений природы к вере в богов как высших существ, создателей мира и человека. Каждый город имел своего главного бога-покровителя. В Уруке верховным богом был Ан – бог неба. В Уре – Нанна, бог Луны. Шумеры стремились поместить своих богов на небе, полагая, что именно оттуда боги наблюдают за миром и управляют им. Небесный, или звездный (астральный), характер культа повышал авторитет божества. Постепенно сложился обшешумерский пантеон. Его основу составляли: Ан – бог неба, Энлиль – бог воздуха, Энки – бог воды, Ки – богиня земли. Они представляли четыре главных, по мнению шумеров, элемента вселенной.

Богов шумеры представляли себе как антропоморфных существ. Богам посвящались специальные храмы, где жрецы ежедневно выполняли определенные обряды. Кроме храмов каждая семья имела глиняные фигурки богов и держала их в доме в специальных нишах.

Мифология и литература

Шумеры сочинили и записали много мифов.

Вначале мифы создавались в устной форме. Но с развитием письменности появились и письменные варианты мифов. Фрагменты сохранившихся записей относятся ко второй половине 3-го тыс.

Известен космогонический миф о создании мира, согласно которому первичной стихией мира являлся водный хаос или великий океан: «Он не имел ни начала, ни конца. Никто его не создал, он существовал всегда». В недрах океана зародились бог неба Ан, изображаемый с рогатой тиарой на голове, и богиня земли Ки. От них пошли другие боги. Как видно из этого мифа, у шумеров не было представления о Боге-творце, создавшем землю и все живое на земле. Природа в форме водного хаоса существовала вечно, или по крайне мере, до возникновения богов.

Важную роль играли мифы, связанные с культом плодородия. До нас дошел миф о правителе по имени Думузи, который добился любви богини Инанны и тем обеспечил плодородие своей земли. Но затем Инанна попала в подземный мир и, чтобы выбраться из него, послала туда вместо себя Думузи. Шесть месяцев в году он сидел в подземелье. В эти месяцы земля становилась сухой от солнца и ничего не родила. А в день осеннего равноденствия наступал праздник нового года: Думузи выходил из подземелья и вступал в супружеские отношения с женой, и земля давала новый урожай. Каждый год в городах Шумера отмечали священный брак между Инанной и Думузи.

Этот миф дает представление об отношении шумеров к загробной жизни. Шумеры верили в то, что после смерти их души проваливаются в подземный мир, из которого нет выхода, и там много хуже, чем на земле. Поэтому земную жизнь они рассматривали как высшую награду, которую боги даровали людям в обмен на службу богам. Именно шумеры создали представление о подземной реке как границе подземного мира и о перевозчике, который перевозит туда души усопших. У шумеров были зачатки учения о воздаянии : чистую питьевую воду и покой в подземном мире получают войны, погибшие в бою, а также многодетные родители. Улучшить свою жизнь там можно было и правильным соблюдением похоронного обряда.

Важную роль в формировании мировоззрения шумеров играли героические или эпические мифы – сказания о героях . Наиболее известен миф о Гильгамеше, правителе Урука конца XXVII в. Сохранилось пять историй о его подвигах. Одним из них был поход в Ливан за кедровым деревом, в ходе которого Гильгамеш убивает хранителя кедров великана Хумбабу. Другие связаны с победами над чудовищным быком, исполинской птицей, волшебной змеей, общением с духом своего погибшего друга Энкиду, который рассказал о мрачной жизни в подземном мире. В следующий, вавилонский, период истории Месопотамии будет создан целый цикл мифов о Гильгамеше.

Всего в настоящее время известно более ста пятидесяти памятников шумерской литературы (многие сохранились лишь частично). В их числе помимо мифов, имеются гимны, псалмы, свадебно-любовные песни, погребальные плачи, плачи о социальных бедствиях, псалмы в честь царей. Широко представлены поучения, споры-диалоги, басни, анекдоты, пословицы.

Архитектура

Шумер называют цивилизацией глины, ибо в архитектуре в качестве главного материала использовали кирпичи из глины. Это имело печальные последствия. От шумерской цивилизации не дошло ни одного сохранившегося памятника архитектуры. Об архитектуре можно судить только по сохранившимся фрагментам фундаментов и нижних частей стен.

Важнейшей задачей было строительство храмов. Один из ранних храмов раскопан в шумерском городе Эреду и относится к концу 4-го тыс. Это прямоугольная постройка из кирпичей (глина с соломой), в торцах которой находились, с одной стороны, статуя божества, а с другой стороны, стол для жертвоприношений. Стены украшены выступающими лопатками (пилястрами), которые расчленяют поверхность. Храм поставлен на платформу из камня, поскольку местность была болотистой и фундамент проседал.

Шумерские храмы быстро разрушались, и тогда из кирпичей разрушенного храма делали платформу и ставили на нее новый храм. Так постепенно к середине 3-го тыс. сложился особый шумерский тип храма – ступенчатая башня (зиккурат ). Наиболее известным является зиккурат в Уре: храм высотой в 21 м стоял на трех платформах, украшенных изразцами и соединенных лестницами-пандусами (XXI в. до н. э.).

Скульптура в основном представлена небольшими фигурками из мягких пород камня, которые ставились в нишах храма. Статуй божеств сохранилось мало. Наиболее известная – голова богини Инанны. Из статуй правителей сохранилось несколько скульптурных портретов Гудеи – правителя города Лагаша. Сохранилось несколько настенных рельефов. Известен рельеф на стеле Нарам-Суэна, внука Саргона (около 2320 г. до н. э.), где царь изображен во главе войска. Фигура царя крупнее фигур воинов, над его головой сияют знаки Солнца и Луны.

Глиптика, резьба по камню – излюбленная форма прикладного искусства. Резьба делалась на печатках, сначала плоских, потом появились цилиндрические печати, которые прокатывались по глине и оставляли фризы (декоративные композиция в виде горизонтальной полосы).

На одной из печатей сохранился рельеф, изображающий царя Гильгамеша в виде могучего героя с кудрявой бородой. Герой сражается со львом, одной рукой он сдерживает вздыбившегося льва, а другой вонзает кинжал хищнику в загривок.

О высоком уровне развития ювелирного дела свидетельствуют упоминавшиеся выше украшения Пуаби – арфа, корона из золотых цветов.

Живопись представлена в основном росписью по керамике. Дошедшие изображения позволяют судить о канонах. Человек изображался так: лицо и ноги в профиль, глаз в фас, туловище развернуто на 3/4. Фигуры укорочены. Глаза и уши изображены подчеркнуто крупными.

Наука. Хозяйственные потребности шумеров положили начало развитию математических, геометрических, астрономических знаний. Для проведения учета храмовых запасов шумеры создали две системы счета: десятеричную и шестидесятеричную. И обе дошли до наших дней. Шестидесятеричная сохранилась при исчислении времени: в 1 часе 60 минут, в 1 минуте 60 секунд. Число 60 взяли потому, что оно легко делилось на многие другие числа. Было удобно делить на 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 15, 20, и 30. Потребности, связанные с прокладкой оросительных систем, измерениями площади полей, строительством зданий привели к созданию основ геометрии. В частности, шумеры использовали теорему Пифагора за 2-го тыс. лет до того, как ее сформулировали греки. Вероятно, именно они первыми разделили круг на 360 градусов. Вели наблюдения за небом, связывая положение светил с разливами рек. Выделяли различные планеты и созвездия. Особенно внимательно следили за теми светилами, которые были связаны с божествами. Шумеры ввели стандарты мер длины, веса, площади и объема, стоимости.

Право . Порядок мог существовать лишь в том случае, если есть известные всем законы, т. е. обязательные для исполнения нормы. Совокупность обязательных норм, охраняемых силой государства, принято назвать правом. Право возникает до появления государства и существует в виде обычаев – норм, сложившихся на основе традиции. Однако с появлением государства понятие «право» всегда связано с государственной властью, поскольку именно государство официально устанавливает и охраняет правовые нормы.

От III династии Ура до нас дошел, хотя и не полностью, самый древний из известных свод законов, составленный правителем Шульги, сыном Ур – Намму (XXI в. до н. э.). Законы защищали имущественные и личные права граждан: поля общинников от захватов, от затопления соседями по небрежности, от ленивого арендатора; предусматривали компенсацию хозяину за ущерб, причиненный его рабу; защищали право жены на денежную компенсацию в случае развода с мужем, право жениха на невесту после уплаты ее отцу брачного дара и др. Очевидно, что эти законы опирались на длительную правовую традицию, не дошедшую до нас. Правовая традиция шумеров имела религиозное обоснование: считалось, что именно боги создали набор правил, которым все должны следовать.

Наследие шумерской цивилизации

Около 2000 г. III династия Ура пала под ударами новой волны семитских племен. Семитский этнический элемент стал доминировать в Месопотамии. Шумерская цивилизация как бы исчезает, но на самом деле все основные элементы ее культуры продолжают жить в рамках Вавилонской цивилизации, получившей название по имени Вавилона – главного города Месопотамии во 2-м и 1-м тыс. до н. э.

Вавилоняне взяли у шумеров систему клинописного письма и долгое время использовали уже ставший мертвым шумерский язык как язык знаний, постепенно переводя на семитский (аккадский) язык шумерские научные, правовые, религиозные документы, а также памятники шумерской литературы. Именно шумерское наследство помогло самому известному царю Старо–вавилонского царства Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.) создать самый крупный свод законов Древнего мира, состоящих из 282 статей, детально регулирующих все основные стороны жизни вавилонского общества. Знаменитая Вавилонская башня, ставшая символом Ново-вавилонского царства, существовавшего в середине 1-ом тыс. до н. э., также являлась прямой наследницей ступенчатых шумерских зиккуратов.



Возникновение шумерского этноса до сих пор остается загадкой. Эта культура была речной. Основным занятием населения Шумер было ирригационное земледелие. Необходимо было объединить усилия для содержания в порядке сложной оросительной системы. Объединение населения Шумер впервые было осуществлено политическими средствами. Появление публичной власти привело к увеличению налогов. На этой почве участились восстания, в результате чего шумерское государство просуществовало недолго. Шумеры оказались под влиянием семитского города Аккад. Аккадский царь Саргон, создавший первую в истории человечества армию, в которой было более 5000 воинов, объединил под своей властью всю Месопотамию. Значение аккадского периода в истории Шумер было настолько весомым, что некоторые авторы называют всю культуру данного периода шумеро-аккадской.

Краткий расцвет Шумеро-Аккадского царства (II-I тыс. до н. э.) принес миру новые элементы цивилизации: появилась денежная единица из серебра - сикль. Вместе с установлением товарно-денежных отношений появилось долговое рабство и первые законы. Возникает суд. Государство было с централизованной властью, поля жрецов и царей обрабатывались рабами.

Основу экономики Шумера составляли земледелие и скотоводство. В Шумерах была развита металлургия, изготавливались бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н. э. вступили в железный век. В производстве посуды применялся гончарный круг. Успешно развиваются ткацкое, камнерезное, кузнечное ремесла. Между шумерскими городами и другими странами - Египтом, Ираном, Индией - развивается торговля. Шумеры изобрели свое письмо. Изобретенная шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во II тыс. до н. э. финикийцами, она составила основу письма почти всех современных алфавитов.

Шумер представлял собой систему городов-государств, во главе каждого стоял покровитель, приравненный к Богу. В системе религиозно-мифологических верований главным был миф об умирающем и воскресающем боге (таковым был бог Думузи). Шумеры одушевляли силы природы, за которыми стояло отдельное божество - неба (Ан), земли (Энлиль), воды (Энки). Большое значение в шумерской религии имела богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Некоторые мифы шумеров - о сотворении мира, о всемирном потопе - оказали сильное влияние на мифологию других народов. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды означала понятие «бог».

В художественной культуре Шумера ведущим искусством была архитектура. Все сооружения сооружались не из камня, а из кирпича. В строительстве широко использовались арки и своды. Храмы воздвигались в честь богов, украшались рельефами. В Шумере сложился особый тип культовой постройки - зиккурат, который представлял собой ступенчатую башню, прямоугольную в основании. На верхней площадке зиккурата находилось «жилище бога». Большое развитие в Шумере получила скульптура. Как правило, она имела культовый, «посвятительский» характер: верующий ставил сделанную по его заказу статуэтку в храме, которая как бы молилась о его судьбе. В аккадский период скульптура становится более реалистической, приобретает индивидуальные черты. Самым большим шедевром этого времени является портретная голова из меди царя Саргона. Известным открытием в области шумерской литературы стал «Эпос о Гильгамеше». В этой эпической поэме рассказывается о человеке, который все видел, все испытал, все познал и который был близок к разгадке тайны бессмертия.

Основу экономики Шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской литературы стал «Земледельческий альманах», содержащий наставления по ведению земледелия - как сохранять плодородие почвы и избегать ее засоления. Важное значение имело такжескотоводство. металлургия. Уже в начале III тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н.э. вступили в железный век. С середины III тыс. до н.э. в производстве посуды применяется гончарный круг. Успешно развиваются другие ремесла - ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место как между шумерскими городами, так и с другими странами - Египтом, Ираном. Индией, государствами Малой Азии.

Следует особо подчеркнуть значениешумерского письма. Изобретенная шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во II тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.

Системарелигиозно-мифологических представлений и культов Шумера отчасти перекликается с египетской. В частности, в ней также присутствует миф об умирающем и воскресающем боге, каковым выступает бог Думузи. Как и в Египте, правитель города-государства объявлялся потомком бога и воспринимался в качестве земного бога. В то же время между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия. Так, у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. В равной мере жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. В целом же шумерская система религиозных верований представляется менее сложной.

Как правило, каждый город-государство имел своего бога-покровителя. Вместе с тем были боги, которые почитались во всей Месопотамии. За ними стояли те силы природы, значение которых для земледелия было особенно велико - неба, земли и воды. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Некоторые боги были связаны с отдельными звездами или созвездиями. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды означала понятие «бог». Большое значение в шумерской религии имела богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из них была богиня Инанна. покровительница города Урука. Некоторые мифы шумеров - о сотворении мира, всемирном потопе - оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианские.

В художественной культуре Шумера ведущим искусством былаархитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах - насыпях. С середины III тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды.

Первыми памятниками архитектуры стали два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке (конец IVтыс. до н.э.) и посвященные главным божествам города - богу Ану и богине Инанне. Оба храма - прямоугольные в плане, с выступами и нишами, украшены рельефными изображениями в «египетском стиле». Другим значительным памятником является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре (XXVI в. до н.э.). Он был построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В нишах стен стояли медные фигурки идущих бычков, а на фризах - горельефы лежащих бычков. У входа в храм - две статуи львов из дерева. Все это делало храм праздничным и нарядным.

В Шумере сложился своеобразный тип культовой постройки - зиккураг, который представлял собой ступенчатую, прямоугольную в плане, башню. На верхней площадке зиккурата обычно находился маленький храмик - «жилище бога». Зиккурат в течение тысячелетий играл примерно ту же роль, что и египетская пирамида, но в отличие от последней не был загробным храмом. Самым известным стал зиккурат («храм-гора») в Уре (XXII-XXI вв. до н.э.), который входил в комплекс из двух больших храмов и дворца и имел три платформы: черную, красную и белую. Сохранилась лишь нижняя, черная платформа, но даже в таком виде зиккурат производит грандиозное впечатление.

Скульптура в Шумере получила меньшее развитие, чем архитектура. Как правило, она имела культовый, «посвятительный» характер: верующий ставил сделанную по его заказу, чаше всего небольшую по размерам, статуэтку в храме, которая как бы молилась о его судьбе. Человек изображался условно, схематически и абстрактно. без соблюдения пропорций и без портретного сходства с моделью, часто в позе молящегося. В качестве примера может служить женская фигурка (26 см) из Лагаша, которая имеет в основном общие этнические черты.

В аккадский период скульптура существенно меняется: она становится более реалистической, приобретает индивидуальные черты. Самым знаменитым шедевром данного периода является портретная голова из меди Саргона Древнего (XXIII в. до н.э.), которая прекрасно передает неповторимые черты характера царя: мужество, волю, суровость. Это редкое по выразительности произведение почти ничем не отличается от современных.

Высокого уровня достигла шумерскаялитература. IТомимо упомянутого выше «Земледельческого альманаха» самым значительным литературным памятником стал «Эпос о Гильгамеше». В этой эпической поэме рассказывается о человеке, который все видел, все испытывай, все познал и который был близок к разгадке тайны бессмертия.

К концу III тыс. до н.э. Шумер постепенно приходит в упадок, и его в конце концов покоряет Вавилония.