Какие темы поднимаются в произведении уроки французского. Распутин, анализ произведения уроки французского

Валентин Распутин стал известен широкому кругу читателей как «деревенский» писатель. Его прежде всего интересуют не нов-шества нашей жизни, а то древнее, исконно русское, глубинное, что уходит из нашей жизни.

Но помимо этого он изображал и тяготы, легшие на плечи крестьян, которые не могли не отразиться и на детских судьбах. В рассказе «Уроки французского» Распутин описывает нелегкую, полуголодную жизнь деревенского мальчишки. Его мать изо всех сил старается дать ему образование. В одиннадцать лет начинает-ся у него самостоятельная жизнь. И хотя он очень хорошо учит-ся, его постоянным спутником остается голод. Он ужасно поху-дел, так что даже мать напугалась его. Он прекрасно понимает, что ей нелегко, поэтому утаивает от нее тяготы своей жизни, старается не расстраивать ее жалобами. Он прекрасно знает цену деньгам, цену каждой посылки матери. У такого маленького, еще не окрепшего психологически человечка, тем не менее, есть жесткий внутренний стержень, который не дает ему сломиться под ударами судьбы. Гордо и стойко переносит он голод, отверга-ет помощь учительницы Лидии Михайловны. Терпит он и униже-ния со стороны игроков в «чику». Эта игра в один прекрасный момент становится его единственной надеждой на выживание. Но жестокость его сверстников заставляет его покинуть поле игры.

Выручает его Лидия Михайловна. Уроки французского пере-носятся из школы к ней домой. А здесь учительница сама предла-гает мальчику играть. Она прекрасно понимает, что маленький гордец ни за что не примет ее подарки. Поэтому она дает ему возможность честно их заработать, выиграть. Именно этой мыс-лью он себя и успокаивает, беря деньги. Молодая, но уже мудрая и сметливая, она сначала подыгрывает мальчику, а потом, пони-мая, как это его обижает, прямо на его глазах начинает мошенничать. Это убеждает его в честности заработанных им денег. «Я тут же напрочь забыл, что всего вчера Лидия Михайловна пыталась подыграть мне, и следил только за тем, чтобы она меня не обманула. Ну и ну! Лидия Михайловна, называется».

Таким образом, уроки французского станут уроками добро-ты, великодушия, хотя и не оцененными, не понятыми. Печален финал произведения. Лидия Михайловна уволена и уезжает на родину. Но даже там она не забывает о своем ученике, посылает ему посылку с макаронами, а на дне лежат, как догадывается мальчик, три яблока. Грусть проскальзывает в заключительных строках: мальчик видел их раньше только на картинке. Материал с сайта

Распутин задумывается о судьбах детей, принявших на свои хрупкие плечи тяжелое бремя эпохи переворотов, войн и рево-люций Но, тем не менее, есть на свете доброта, способная пре-одолеть все трудности. Вера в светлый идеал доброты — харак-терная особенность произведений Распутина.

План

  1. Деревенский мальчик приезжает в школу. Учится хорошо.
  2. Из-за бедного существования и постоянного голода он на-чинает играть на деньги. За удачу в игре его избивают.
  3. Учительница Лидия Михайловна заставляет его дополни-тельно заниматься французским.
  4. У нее дома они начинают играть на деньги. У мальчика сно-ва появляются средства на еду.
  5. За одной из игр их застает директор. Это заканчивается увольнением Лидии Михайловны.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • план сочинения душевная щедрость в рассказе распутина уроки французского
  • как описана война в рассказе уроки французского
  • сочинение на тему уроки французского распутин по плану
  • уроки французского анализ рассказа
  • уроки французского план о жизни мальчика

Нравственное значение рассказа В. Распутина «Уроки французского»

В. Г. Распутин — один из крупнейших современ-ных писателей. В своих произведениях он проповеду-ет вечные жизненные ценности, на которых держится мир.

Рассказ «Уроки французского» — произведение автобиографичное. Герой рассказа — простой дере-венский мальчик. Нелегко живет его семья. Мать одна воспитывает троих детей, которые хорошо зна-ют, что такое голод и лишения. Тем не менее она все же решается отпустить своего сына в район на учебу. Не потому что не ведает, что там ему будет тяжело, не потому что бессердечна, а потому, что «хуже уже не будет». Мальчик и сам соглашается уехать учиться. Несмотря на возраст, он достаточно целеустремлен и имеет тягу к знаниям, да и природные задатки у него неплохие. «Башковитый у тебя парень растет,— гово-рили все в селе его матери. Вот и пошла она «напере-кор всем несчастьям».

Оказавшись среди чужих людей, обездоленный мальчик вдруг осознает, как одиноко ему, как «горь-ко и постыло», «хуже всякой болезни». Тоска по дому одолевает его, по материнской ласке, по теплу, по род-ному углу. От душевной тоски он и физически ослабе-вает, худеет так, что это сразу бросается в глаза прие хавшей к нему матери.

Материных передачек мальчику не хватает, он по-настоящему голодает. Проявляя душевную чут-кость, он не берется искать, кто ворует у него небога-тые запасы — измотанная тяжелой долей тетя Надя или кто-то из ее таких же полуголодных, как и он сам, детей.

Маленький человек осознает, как тяжело достают-ся матери и эти жалкие куски, он понимает, что она отрывает последнее от себя и от его брата с сестрой. Изо всех сил он старается учиться, и все ему дается легко, кроме французского.

Вечное недоедание и голодные обмороки толкают героя на путь поиска денег, и находит он его довольно быстро: Федька приглашает его играть в «чику». Смышленому мальчику ничего не стоило разобраться в игре, и, довольно быстро к ней приноровившись, он скоро начал выигрывать.

Сразу понял герой некую субординацию в компа-нии ребят, где все относились со страхом и заискива-нием к Вадику и Птахе. Вадик и Птаха брали верх не только тем, что были взрослее и физически развитей остальных, они не гнушались пускать в ход кулаки, открыто хитрили, мошенничали в игре, вели себя раз-вязно и нагло. Герой не намерен потакать им в их не-добрых поступках и незаслуженно терпеть обиды. От-крыто говорит он о замеченном обмане и, не умолкая, твердит б этом, все время, пока его за это избивают. Не сломить этого маленького, честного человека, не растоптать его нравственные принципы!

Игра на деньги для героя не средство наживы, а путь к выживанию. Он заранее устанавливает для себя порог, за который никогда не заходит. Мальчик выигрывает ровно на кружку молока и удаляется. Ему чужд агрессивный азарт и страсть к деньгам, ко-торые управляют Вадиком и Птахой. Он крепко вла-деет собой, имеет твердую и несгибаемую волю. Это стойкий, смелый, самостоятельный, упорный в дос-тижении цели человек.

Впечатлением, оставшимся на всю жизнь, стала в его жизни встреча с учительницей французского, Лидией Михайловной. По праву классного руково-дителя она больше других интересовалась ученика-ми того класса, где учился герой, и скрыть от нее что-либо было трудно. Увидев первый раз синяки на лице мальчика, она спросила его о случившемся с доброй иронией. Конечно, он соврал. Рассказать все значит подставить под удар всех, кто играл к деньги, и это неприемлемо для героя. А вот Тишкин, не колеблясь, сообщает, кто и за что избил его одно-классника. В своем предательстве он не видит ничего предосудительного.

После этого герой уже не ожидал ничего хорошего. «Пропал!» — думал он, ведь за игру в деньги его легко могли исключить из школы.

Но Лидия Михайловна оказалась не таким челове-ком, чтобы ни в чем не разобравшись, поднимать шум. Она строго пресекла насмешки Тишкина, а с ге-роем решила поговорить после уроков, один на один, так, как это и должен был сделать настоящий учи-тель.

Узнав, что ее ученик выигрывает только рубль, ко-торый тратится на молоко, Лидия Михайловна мноroe поняла о его не по-детски тяжелой многострадаль-ной жизни. Прекрасно понимала она и то, что игра в деньги и такие вот драки не доведут мальчика до доб-ра. Она стала искать для него выход и нашла его, ре-шив назначить ему дополнительные занятия по фран-цузскому, с которым у него не ладилось. План Лидии Михайловны был незатейлив — отвлечь мальчика от походов на пустырь и, приглашая его к себе в гости, подкармливать. Такое мудрое решение приняла эта неравнодушная к чужой судьбе женщина. Но совла-дать с упрямым мальчишкой было не так-то легко. Он чувствует огромную пропасть между собой и учитель-ницей. Не случайно автор рядом рисует их портреты. Ее — такой умной и красивой, пахнущей духами и его, неопрятного без матери, тощего и жалкого. Ока-завшись у Лидии Михайловны в гостях, мальчик чув-ствует себя неуютно, неловко. Самым страшным ис-пытанием для него становятся не занятия по француз-скому языку, а уговоры учительницы сесть за стол, от которых он упорно отказывается. Сесть за стол рядом с учительницей и утолять свой голод за ее счет и на ее глазах для мальчика страшнее смерти.

Лидия Михайловна старательно ищет выход из этой ситуации. Она собирает нехитрую посылку и на-правляет ее герою, который быстро догадывается, что его бедная мать не могла прислать ему ни макарон, ни тем более яблок.

Следующий решительный шаг учителя — игра на деньги с мальчиком. В игре мальчик видит ее совсем другой — не строгой тетенькой, а простой девчонкой, не чуждой игре, азарту, восторгу.

Все рушит внезапное появление в квартире Лидии Михайловны директора, заставшего ее в самый раз-гар игры с учеником на деньги. «Это преступление. Растление. Совращение»,— кричит он, не намерева-ясь ни в чем разбираться. Достойно ведет себя Лидия Михайловна в разговоре с начальником. Она проявля-ет смелость, честность, чувство собственного достоин-ства. Ее поступком руководили доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, душевная щедрость, но Ва-силий Андреевич не захотел увидеть этого.

Слово «урок» в названии рассказа имеет два зна-чения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во-вторых, это нечто поучи-тельное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уро-ки доброты и сердечности, преподанные Лидией Ми-хайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Литературовед Семенова называет поступок Лидии Михайловны «высшей педагогикой», «той, что прон-зает сердце навсегда и светит чистым, простодуш-ным светом естественного примера,... перед которым стыдно за все свои взрослые отступления от самого себя».

Нравственное значение рассказа Распутина — в воспевании вечных ценностей — доброты и человеко-любия.

Валентина Распутина по праву можно назвать «деревенским» писателем, так как на страницах его произведений часто разворачиваются события именно с представителями деревни, в то же самое время, автор всегда вплетает добрую иронию, доброту и легкую грусть.

Произведение «Уроки французского» в жанровом плане представляет собой рассказ. Именно эта форма, охватывающая относительно небольшой промежуток жизни главного героя, наилучшим образом раскрывает основную тему: отношение ученика и учителя, духовное и нравственное становление ученика посредством взаимодействия с учителем.

В рассказе затрагивает целый ряд проблем: это и адаптация сельского выходцы к условиям жизни в городе, тяжесть послевоенной жизни, взаимоотношения в мальчишеском коллективе, как модели общества и безусловно проблема тонкости грани между нравственным и аморальным.

Сюжет рассказа строится вокруг 11-тилетнего мальчика, приехавшего из сибирской деревни «обучаться грамоте» в районной школе. Будучи старательным и упорным учеником, он добивается успехов в учебе. Послевоенное время заставляет главного героя довольно рано повзрослеть, а постоянный голод не дает покоя. Его учительница французского Лидия Михайловна замечает способность мальчика к учебе, его старательность, упорство и стеснительность из-за тяжелого финансового состояния. В своем стремлении ему помочь, учительница дарит посылку с едой, пытается накормить у себя дома, куда позвала его под предлогом дополнительных занятий по французскому. Однако, будучи человеком гордым и имеющим самоуважение, главный герой отвергает все ее попытки помочь. И Лидия Михайловна решается на необычный шаг – игру на деньги со своим учеником. С таким поворотом событий и связана основная мысль рассказа. Является ли поступок учительницы безнравственным и аморальным?

С первого взгляда так и есть, ведь такое поведение можно отнести к педагогическому преступлению, но автор подчеркивает, с какой именно целью был совершен этот поступок. Ведь искреннее, где-то возможно, неуклюжее желание помочь мальчику, возможно, было реализовать, только дав ему ощущение справедливости и честности полученных денег. В данном случае, путем честной игры в «пристенок». Кульминацией произведения является тот момент, когда учительницу, играющую на деньги со своим учеником, застает врасплох директор школы. Так на пути бескорыстной помощи в становлении личности главного героя, Лидия Михайловна приносит в жертву свою репутацию и работу. Автор пытается ответить на множество вопросов: возможен ли был другой исход этой истории? Нет. Действия директора были обусловленными нормами морали в обществе. Был ли этот урок полезен? Да. Главный герой, наконец, смог раскрыть свою душу перед учительницей, осознав, что именно она сделала ради него. И в конце рассказ сквозит ностальгией и добротой, которая переполняет мальчишку, заставляя его самого стать еще чуточку лучше.

План:
1. Приезд 11-ти летнего мальчика в районную школу.
2. Успехи в учебе и постоянный голод.
3. Знакомство с ребятами и игрой в «чику»
4. Драка и разговор с учительницей французского
5. Индивидуальные уроки с Лидией Михайловной
6. Игра на деньги с учительницей
7. Застигнутые врасплох директором
8. Прощание

Обучающихся знакомятся с некоторыми чертами личности писателя, главными темами его творчества, историей создания рассказа, раскрываются духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее, обозначаются нравственные проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа»

План-конспект

урока по теме

«Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

Учитель Шалиманова С.В.

2012 год

Тема урока: Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».

Цели урока:

  1. Познакомить обучающихся с:

некоторыми чертами личности писателя,

главными темами его творчества,

историей создания рассказа.

2.Помочь раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее.

3.Воспитывать наблюдательность, отзывчивость, доброту.

Оборудование: портрет В.Г. Распутина, толковый словарь под редакцией С. И. Ожегова (значение слова «автобиография»).

Оформление доски: эпиграф: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л.Н.Толстой)

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы на уроке литературы познакомимся с творчеством В. Г. Распутина, узнаем историю создания рассказа «Уроки французского» и какие уроки доброты получил главный герой от своей учительницы, а также попытаемся раскрыть нравственные проблемы рассказа.

Валентин Григорьевич Распутин родился в крестьянской семье. Мать - Распутина Нина Ивановна, отец - Распутин Григорий Никитич. Детство будущий писатель провел в деревне Аталанка. “Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы, - вспоминает писатель. - Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Закончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. Живёт и работает в Иркутске и Москве. В студенческие годы был внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала « Роман-газета ». Первый рассказ “Я забыл спросить у Лешки...” опубликован в 1961 году.

Распутин В. Г. отмечает, что “писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве”.

2. Главные слова в творчестве писателя – совесть и память.

Свою статью об истории создания рассказа «Уроки французского» Валентин Григорьевич назвал «Уроки доброты». Давайте прочитаем её.

Почему в названии статьи и рассказа употреблено слово уроки? (ответы обучающихся)

3.Работа с эпиграфом.

«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л.Н.Толстой).

В чём заключается смысл эпиграфа? (ответы обучающихся)

4. Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое.

Что такое автобиография? (ответы обучающихся).

Автобиография – описание своей жизни.

- Сегодня мы познакомимся с новым литературным понятием автобиографический рассказ . Обратимся к словарю .

5 . Беседа по вопросам.

Какие чувства и мысли вызвал рассказ «Уроки французского»? (ответы обучающихся).

Почему рассказ называется «Уроки французского»? (ответы обучающихся)

На какие две части можно разделить рассказ?

Кто является главным героем первой части рассказа? (Рассказчик) .

Кто находится в центре повествования? (учительница Лидия Михайловна).

Найдите в тексте описание портрета Лидии Михайловны и выпишите ключевые слова . («Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание…» «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25 или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами…»). Ключевые слова и словосочетания «косящие внимательные глаза», «красивая», «внимательно осматривала класс» и т. д.).

Какой прием применяет автор в описании Лидии Михайловны? (В описании Лидии Михайловны использовано противопоставление. Антитезой описания учительницы является описание самого героя. Лидия Михайловна противопоставлена директору, и не только описании внешности. ).

Что роднит её с главным героем рассказа?

А сейчас, ребята, давайте найдем отрывок, который начинается словами: « - Не в склад! – объявил Вадик», и прочитаем его по ролям.

Почему нашему герою пришлось смириться? (потому что он не мог доказать свою правоту).

Почему мальчик стал играть в «чику»?

(Мальчик стал играть в «чику», потому что сначала не понял нечестного характера игры, на первом плане было только стремление проявить ловкость. Ещё он понял, что, потренировавшись, сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко. Так он и делал: «Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой…Мне нужен был только рубль».)

- Почему Вадик и Птаха избили героя? (Герой быстро понял, что Вадик хитрит в игре, получает большую часть денег. А наш герой после долгих тренировок добился хороших результатов в игре, он не хитрит, как Вадик, а играет честно. Но игра на деньги не может быть честной. Честных она не принимает.)

Ребята, мы оставили нашего героя в очень сложной ситуации: его жестоко и подло избили. Найдем отрывок, который начинается словами: «они били меня…» и прочитаем выразительно.

Как ведет себя герой в драке и после неѐ? (Мужественно. Герой знает, что за него никто не заступится. Он почти не защищается, только кричит: «Перевернул!», отстаивая справедливость).

- Каким же человеком показал себя в этом эпизоде наш герой ?(Честным и принципиальным.)

- Почему мальчик доверился Лидии Михайловне и рассказал всю правду? (Лидия Михайловна пытается выяснить всѐ шуткой. Герой же неумело врѐт. Если бы дело дошло до директора, то герою грозило бы исключение из школы. Он боится позора, боится показаться ненадежным человеком.)

Встречали ли вы учителей, похожих на Лидию Михайловну? (ответы обучающихся).

Почему не любому учителю можно довериться? (ответы обучающихся).

Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? (Лидия Михайловна поняла, что помощь мальчик не примет, и

решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Она

специально подстраивается под него, просит не выдавать Василию

Андреевичу. Учительница подзадоривает мальчика безотказными приемами: «Неужели боишься»; поддаётся ем, а когда он разоблачает нечестную игру. то делает вид, что бессовестно обманывает героя. Так она добилась, что

мальчик стал выигрывать деньги и покупать себе молоко.)

Педагогично ли она поступила? (Нет. Она хотела помочь мальчику выдержать испытания голодом, и она понимала, что в другой форме этот необычный ученик помощи от нее не примет.)

Каково ваше отношение к поступку учителя? (ответы обучающихся).

- А как повёл себя директор? (Директор обвинил учительницу в самых страшных грехах и выгнал из школы. В этом эпизоде противопоставляются доброта, чуткость, отзывчивость, доверительное, уважительное отношение к детям Лидии Михайловны и черствость, невнимательность бездушие директора. Он должен был знать о бедственном положении мальчика.)

Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно? И почему для мальчика это были мучительные дни?

(Она решила таким образом отвлечь героя от игры в деньги, спасти от издевательств и избиений. Мальчик этого не понимал. А рассказчик, уже взрослый человек, вспоминая события своего детства, понимает, что учительница спасла его, помогла ему).

Как вы расцениваете этот поступок? (Доброта, отзывчивость).

Как ведет себя Лидия Михайловна? Почему она не объяснила свой поступок директору? (Она отвечает на возмущение директора спокойно, не выкручивается, не оправдывается. Её растерянность выдают первые секунды после «разоблачения»: она «медленно, очень медленно поднялась с колен, раскрасневшаяся и взлохмаченная…»)

Какие поступки Лидии Михайловны свидетельствуют о том, что в ней присутствует добро? (Она пытается накормить мальчика, присылает посылку, затевает с ним игру, наконец, добивается своего, и мальчик снова может покупать молоко).

В чем смысл концовки рассказа? (Она подчеркивает ответственность, доброту, чуткость учительницы).

Как вы думаете, что испытывал герой, получив эту посылку? (Встретив впоследствии свою учительницу, автор узнал, что она и не помнит об этой посылке).

Как вы думаете, почему? (ответы обучающихся).

Как этот факт помогает понять главную мысль рассказа? (Добро бескорыстно, оно не требует награды, оно передается от человека к человеку и возвращается к тем, от кого оно исходило).

6.Итог урока.

Удалось ли Распутину на примере истории из своего детства рассказать, что такое законы доброты, что они существуют так же, как и настоящие добрые люди? (ответы обучающихся).

7. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему: «Моё отношение к поступку учительницы Лидии Михайловны»


«Уроки французского» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

В 1973 году был публикован один из лучших рассказов Распутина «Уроки французского ». Сам писатель выделяет его среди своих произведений: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».

Рассказ Распутина «Уроки французского» посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери его друга известного драматурга Александра Вампилова, всю жизнь проработавшей в школе. В основу рассказа легло воспоминание детской жизни, оно, по словам писателя, «было из тех, которые греют даже при слабом прикосновении к ним».

Рассказ автобиографический. Лидия Михайловна названа в произведении своим собственным именем (фамилия ее — Молокова). В 1997 году писатель в беседе с корреспондентом журнала «Литература в школе» рассказывал о встречах с нею: «Недавно была у меня в гостях, и мы с нею долго и отчаянно вспоминали нашу школу, и ангарский поселок Усть-Уда почти полувековой давности, и многое из того трудного и счастливого времени».

Род, жанр, творческий метод

Произведение «Уроки французского» написано в жанре рассказа. Расцвет русского советского рассказа приходится на двадцатые (Бабель, Иванов, Зощенко) и затем шестидесятые— семидесятые (Казаков, Шукшин и др.) годы. Оперативнее прочих прозаических жанров рассказ реагирует на изменения в общественной жизни, так как он быстрее пишется.

Рассказ можно считать древнейшим и первым из литературных жанров. Краткий пересказ события — случая на охоте, поединка с врагом и тому подобное, — уже является устным рассказом. В отличие от прочих родов и видов искусства, условного по своей сути, рассказ исконно присущ человечеству, возникнув одновременно с речью и являясь не только передачей информации, но и средством общественной памяти. Рассказ есть изначальная форма литературной организации языка. Рассказом принято считать законченное прозаическое произведение объемом до сорока пяти страниц. Это приблизительная величина — два авторских листа. Такая вещь читается «на одном дыхании».

Рассказ Распутина «Уроки французского» — реалистическое произведение, написанное от первого лица. Его в полной мере можно считать автобиографическим рассказом.

Тематика

«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами поеле». Так писатель начинает свой рассказ «Уроки французского». Тем самым он определяет основные темы произведения: взаимоотношения учителя и ученика, изображение жизни, освещенной духовным и нравственным смыслом, становление героя, приобретение им духовного опыта в общении с Лидией Михайловной. Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств.

Идея

Игра на деньги учительницы со своим учеником, с точки зрения педагогики, -— поступок безнравственный. Но что стоит за этим поступком? — спрашивает писатель. Видя, что школьник (в голодные послевоенные годы) недоедает, учительница французского языка под видом дополнительных занятий приглашает его к себе домой и пытается подкормить. Она присылает ему посылки, как будто от матери. Но мальчик отказывается. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И счастлива, что ей удается этот обман.

Идея рассказа заключается в словах Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». Эти слова напрямую относятся к рассказу «Уроки французского».

Основные герои

Главными героями рассказа являются одиннадцатилетний мальчик и учительница французского языка Лидия Михайловна.

Лидии Михайловне было не более двадцати пяти лет и «в лице ее не было жестокости». К мальчику она отнеслась с пониманием и сочувствием, оценила его целеустремленность. Она рассмотрела в своем ученике замечательные способности к обучению и готова любыми способами помочь им развиваться. Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы.

Мальчик поражает своей целеустремленностью, желанием при любых обстоятельствах выучиться и выйти в люди. Рассказ о мальчике может быть представлен в виде цитатного плана:

1. «Чтобы учиться дальше... и мне пришлось снаряжаться в райцентр».
2. «Учился я и тут хорошо... по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».
3. «Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни».
4. «Получив его (рубль), ... я покупал на базаре баночку молока».
5. «Они били меня по очереди... не было в тот день человека несчастнее меня».
6. «Я пугался и терялся... она представлялась мне человеком необыкновенным, не походила на всех остальных».

Сюжет и композиция

«Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось снаряжаться из дому за пятьдесят километров в райцентр». Одиннадцатилетний мальчик впервые волею обстоятельств оторван от семьи, вырван от привычного окружения. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.

С особым пониманием к мальчику подошла молодая учительница. Она начала дополнительно заниматься с героем французским языком, рассчитывая дома подкормить его. Гордость не позволила мальчику принять помощь от постороннего человека. Не увенчалась успехом затея Лидии Михайловны с посылкой. Учительница наполнила ее «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. В поисках способа помочь мальчику учительница предлагает ему сыграть на деньги в «пристенок».

Кульминация рассказа наступает после того, как учительница начала играть с мальчиком в пристенок. Парадоксальность ситуации обостряет рассказ до предела. Учительница не могла не знать, что в то время подобные отношения учителя с учеником могли привести не только к увольнению с работы, но и к уголовной ответственности. Мальчик этого до конца не понимал. Но когда беда все же случилась, он начал понимать поведение учительницы глубже. И это привело его к осознанию некоторых аспектов жизни того времени.

Финал рассказа почти мелодраматический. Посылка с антоновскими яблоками, которых он, житель Сибири, никогда не пробовал, как бы перекликается с первой, неудачной посылкой с городской едой — макаронами. Все новые и новые штрихи готовят этот оказавшийся вовсе не неожиданным финал. В рассказе сердце недоверчивого деревенского мальчика открывается перед чистотой молоденькой учительницы. Рассказ удивительно современен. В нем большое мужество маленькой женщины, прозрение замкнутого, невежественного ребенка, в нем уроки человечности.

Художественное своеобразие

С мудрым юмором, добротой, человечностью, а главное, с полной психологической точностью описывает писатель взаимоотношения голодного ученика с молодой учительницей. Повествование течет неспешно, с бытовыми подробностями, но ритм его незаметно захватывает.

Язык повествования прост и в то же время выразителен. Писатель умело использовал фразеологические обороты, добиваясь выразительности и образности произведения. Фразеологизмы в рассказе «Уроки французского» большей частью выражают одно понятие и характеризуются определённым значением, которое часто равно значению слова:

«Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? Затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда ещё не умел» (лениво).

«В школе я птаху до этого не видел, но, забегая вперёд, скажу, что в третьей четверти он вдруг, как снег на голову, свалился на наш класс» (неожиданно).

«Наголодавшись и зная, что харч мой долго не продержится, как бы я его ни экономил, я наедался до отвала, до рези в животе, а затем через день или два снова подсаживал зубы на полку»(голодать).

«Но запираться не было никакого смысла, Тишкин успел продать меня с потрохами» (предать).

Одной из особенностей языка рассказа является наличие областных слов и устаревшей лексики, характерной для времени действия рассказа. Например:

Квартировать — снимать квартиру.
Полуторка — грузовая машина грузоподъемностью в 1,5 т.
Чайная — род общественной столовой, где посетителям предлагаются чай и закуски.
Пошвыркать — похлебать.
Гольный кипяточек — чистый, без примесей.
Вякать — болтать, говорить.
Тюкать — несильно ударять.
Хлюзда — плут, обманщик, шулер.
Притайка — то, что спрятано.

Значение произведения

Творчество В. Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев. Размышления автора о жизни, о человеке, о природе помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты.

В сложное время пришлось учиться главному герою рассказа. Послевоенные годы были своеобразным испытанием не только для взрослых, но и для детей, потому что и хорошее, и плохое в детстве воспринимается гораздо ярче и острее. Но трудности закаляют характер, поэтому главный герой часто проявляет такие качества, как сила воли, гордость, чувство меры, выдержка, решительность.

Через много лет Распутин вновь обратится к событиям давно минувших лет. «Сейчас, когда довольно большая часть моей жизни прожита, я хочу осмыслить и понять, насколько правильно и полезно я ее провел. У меня много друзей, которые всегда готовы прийти на помощь, мне есть что вспомнить. Теперь я понимаю, что самый близкий мой друг — моя бывшая учительница, учительница французского языка. Да, спустя десятилетия я вспоминаю именно о ней, как о верном друге, единственном человеке, который понимал меня во время учебы в школе. И даже спустя годы, когда мы встретились с ней, она проявила ко мне жест внимания, прислав яблоки и макароны, как раньше. И кем бы я ни был, что бы от меня ни зависело, она всегда будет относиться ко мне лишь как к ученику, потому что я для нее был, есть и всегда буду оставаться учеником. Сейчас я вспоминаю, как тогда она, взяв вину на себя, покинула школу, а мне на прощанье сказала: «Учись хорошо и ни в чем не вини себя!». Этим она преподала мне урок и показала, как должен поступать настоящий добрый человек. Ведь недаром говорят: школьный учитель — учитель жизни».