Как выглядит славянин? Кто такие славяне. Наши предки – древние славяне

Внутренний быт славян при тех естественных условиях, которые они встретили на русской равнине, определялся их основными занятиями и ремеслом. Мирный, земледельческий характер славян придавал их нравам значительную мягкость, об этом свидетельствуют все писавшие о славянах. Славяне своими нравами производили выгодное впечатление. «В них нет ни зложелательства, ни коварства, - говорит один византийский писатель, - они любят свободу. Hе выносят ига рабства и повиновения, соблюдают целомудрие и исполнены мужества и кротости, искренность их такова, что им вовсе не известны воровство и обман».

В особенности хвалят древние историки гостеприимство славян: когда к ним является иностранец, они провожают его из одного места в другое и, если случится, что странник потерпит какую-нибудь беду по нерадению своего хозяина, то сосед последнего вооружается против него, почитая священным долгом отомстить за странника. С пленными славяне обращались кротко, пленные не оставались у них рабами целый свой век, как у дргих народов, но по прошествии известного срока вольны были или возвратиться к своим, давши выкуп, или остаться жить между славянами. Родителям славяне оказывали почтение, заботились о них в старости.

Писавшие о славянах византийцы указывают также на их мужество в бою и умение применять в деле борьбы военные хитрости, между которыми особенно замечателен способ скрывания в воде, с выставленной для дыхания тростинкой. Если же славяне сражались в поле, то окружали себя укреплением, ставя внутри женщин и детей. Но они избегали выходить на бой в открытое поле, природа страны давала им уже достаточный оплот против врагов. Так как селения их всегда лежали при реках, «которые так часты, что между ними не остается значительного пространства», то идущие на них войною принуждены бывали останавливаться у самого предела нх страны; между тем славяне, узнав о приближении врага, мгновенно укрывались от нападения с другой стороны. Мирный земледельческий быт славян мешал им обратиться в завоевателей. Отмечают византийские историки и частые раздоры среди славянских племен: «Между ними, говорит один писатель, господствовали постоянно различные мнения; ни в чем они не были между собой согласны; если одни в чем-нибудь согласятся, то другие тотчас же нарушают их решение, потому что все питают друг к другу вражду и ни один не хочет повиноваться другому».

Далеко не так снисходителен был к нравам древних славян русский летописец; как христианин и монах, он с омерзением смотрел на все, что напоминало об язычестве. Только о полянах отзывается он благосклонно, говоря. что они имели обычаи кроткие и тихие, были стыдливы перед снохами и сестрами, матерями и отцами, свекровями и деверьями, имели брачный обычай. Нравы других славянских племен летопись изображает, напротив, мрачными чертами: древляне жили «по-скотски», убивали друг друга, ели все нечистое и вместо брака похищали девиц; радимичи, вятичи и северяне имели одинаковый обычай жили в лесу, как звери, ели все нечистое, срамословили перед отцами; браков у них также не было, но происходили игрища между селами, где молодые люди, сговорившись с девицами, похищали их; держали по две и по три жены; если кто умрет, творили над ним тризну, сожигали труп и, собравши кости, складывали их в малый сосуд, который ставили в столпе (кургане), на распутье.

Внешний облик

Что касается внешнего облика наших предков славян, то это вопрос, о котором много спорят до сих пор. Брили ли славяне-мужчины себе головы или носили длинные подстриженные волосы, отпускали ли бороды или нет - все это очень спорные вопросы, а косвенные свидетельства говорят и за и против. Арабский писатель Ибн-Хаукал говорит, что у славян -- «некоторые бреют бороду, некоторые же из них свивают ее наподобие громадной грины и окрашивают ее желтой или черной краской». Другой араб - Аль-Бекри тоже говорит, что «иные из руссов бреют бороды, другие же из них закручивают свои бороды наподобие кудрей».

Византийские и арабские писатели VI -IХ веков описывают славян как высоких блондинов. Прокопий говорит, что славяне «очень сильны, высокого роста, цвет волос имеют ни темный, ни слишком светлый, но все они рыжие». У арабов славяне всегда именуются русыми. «Славяне народ с румяным цветом лица и русыми волосами», говорит Абу Мансур. Даже своих за высокий рост, белокурые волосы и голубые глаза они называют в шутку славянами. Но, вероятно, эта подчеркнутая белокурость славян казалась таковой на арабский взгляд, по сравнению с их собственной смуглостью и темным волосом, так как археологические находки свидетельствуют, что у славян преобладал темно-русый цвет волос.

Одежда

Одежду славян составляли ткани и шкуры диких и домашних животных. Мужчины надевали на ноги порты из холста, а на плечи рубахи; в холодное время окутывались «кожухами» и «мехами», на ногах носили лапти, сплетенные из липовых лык, кожаные сапоги; в качестве верхнего платья, служившего защитой от холода и непогоды, был в ходу плащ – четырехугольный кусок какой-либо ткани, который накидывался на левое плечо так, чтобы оставалась свободной, готовой к защите и нападению правая рука. Люди богатые, после того, как широкое развитие торгового движения по Дпепру и участие в торговле самих славян создавало богатство, носили одежды более пышные и богатые, как свидетельствуют могильные находки.

Византийские писатели отмечают, впрочем, что славяне особой роскошью в одежде не отличались. По словам Прокопия, писавшего о славянах конца VI века, некоторые из них не имеют ни сорочки, ни плаща и идут в битву, надев только штаны. «Это могла быть,- замечает профессор М. Грушевский,- какая-либо пограничная голытьба, а может быть, это являлось известного рода военным шиком, как впоследствии, много веков спустя у запорожцев». Но что одежды в общем были очень просты, свидетельствует непосредственная запись современника-очевидца, описавшего встречу Святослава с Иоанном Цимисхием, когда Святослав прибыл на свидание одетым в простую белую рубаху, надо думать, рубаху и порты,- которые только чистотой отличались от одежды его спутников.


С.А.Князьков. «Картины по русской истории»

Сегодня нельзя с абсолютной точностью воссоздать облик жителя Киевской Руси. Однако, исходя из описаний хронистов, средневековых изображений и данных антропологических исследований, ученые могут нам показать, как выглядел древний киевлянин.

Откуда родом?

Родословная жителей Киевской Руси тесно связана с народами, издавна проживавшими на этих территориях, либо мигрировавшими через нее. Их было немало: скифы, сарматы, гунны, славяне, хазары, половцы, татары. На протяжении многих столетий народы, сменяя друг друга и перемешиваясь, создавали неповторимый этнический облик этого региона.

Одной из наиболее известных архаичных культур развивавшихся на землях центральной Украины археологи называют трипольскую, которую они датирует III–IV тысячелетием до нашей эры. Внешний вид первых жителей будущих киевских земель, с точки зрения антропологов, напоминал внешность жителей Малой Азии: скошенный лоб, орлиный нос, продолговатое, вытянутое лицо. Это, так называемый, баскоидный тип, преобладавший среди большинства населения Европы и Средиземноморья периода неолита.

Именно трипольцев украинские ученые считают этническими предками, как жителей Киевской Руси, так и современной Украины. Академик Алексей Соболевский отождествлял трипольцев с пеласгами – предками киммерийцев и скифов. Но все же большинство исследователей предпочитает искать корни средневековых киевлян в более поздних временах, так как доказать их генетическую связь с трипольской культурой практически невозможно.

Авторитетный украинский историк-публицист Иван Лысяк-Рудницкий родоначальниками населения Древней Руси называет антов. Этой же точки зрения придерживался и Михаил Грушевский. Он полагал, что украинско-русская культура возникла еще в IV–VI веках. Именно культура антов породила Киевскую Русь, а после ее распада – Галицко-Волынскую.

Скифы мы

Если о трипольцах известно сравнительно немного, то о скифах наука может рассказать значительно больше. Именно скифов многие ученые, начиная с Ломоносова, называют предками украинского и русского этноса. Эта гипотеза в частности подтверждается тем, что крупные скифские городища расположены в основном в пределах Украины и России. Любопытно, что обычай встречать гостей хлебом-солью мы переняли именно у скифов.

По словам этнографов, традиционный украинский костюм хранит «воспоминания» о скифских временах: расшитая на плечах и груди одежда, шаровары, остроугольный башлык, из которого намного позже развилась форма казацкой шапки.

Родственные скифам скотоводческие племена сарматов ученые также нередко связывают с этногенезом будущего населения Украины. Так, в казацких летописях встречаются любопытные выражения: «наши казацко-сарматские предки», «князь сарматский и гетман всего Запорожского войска».

На сегодняшний день сохранилось большое количество изображений, позволяющих предположить, что скифский расовый тип во многом совпадает с древнерусским. К примеру, на позолоченных скифских фигурках мужчины имеют такие же прически и бороды, какие носил традиционный жителей Руси вплоть до XVII столетия. А изображения конных скифов на концах гривны российский историк Александр Нечволодов считал неотличимыми от облика русских крестьян.

Ученые-генетики, исследуя сотни скифских захоронений, пришли к выводу, что антропологический тип скифов был не иранский, как считалось ранее, а индоевропейский. В середине прошлого столетия выдающийся антрополог и скульптор Михаил Герасимов восстановил портрет скифской амазонки,найденной в захоронении близ Мцхета на Северном Кавказе. Это оказалась молодая женщина русского типа с традиционной славянской косой, уложенной на голове высокой короной.

Глазами современников

Довольно наглядно облик жителя Киевской Руси вырисовывается в характеристиках современников, зафиксированных во многих летописных источниках. Из них, к примеру, ясно, что обязательным для древнерусского жителя было ношение бороды. Так, в Судной грамоте князя Ярослава Владимировича (первая четверть XI века) прямо говориться: «Аще пострижеть голову или бороду – епископу 12 гривен, а князь казнить».

Как мы видим, утрата бороды в начале XI столетия являлась одним из тягчайших преступлений и каралась смертью. Но согласно «Русской правде» последней четверти XI века наказание за повреждение бороды ограничивается только денежным штрафом: «О бороде. А кто порветь бороду, а въньметь знамение, а вылезуть людие, то 12 гривен продаже».

Если мы посмотрим на изображение князей на монетах раннего киевского периода, то также увидим обязательный мужской атрибут – бороду. Так на сребренике Владимира Святославича борода хорошо просматривается в виде косой линии на подбородке.

Описывающий нравы древних руссов арабский хронист Ибн Хаукаль отмечал, что «Некоторая часть русов бреет свою бороду, другие завивают ее наподобие гривы и красят шафраном». Эта запись относится ко второй половине X века, как и описание князя Святослава Игоревича византийским историком Львом Диаконом:

«Умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с густыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерны».

Однако часть исследователей не согласна, что Святослав был безбородый и советует переводить латинское словосочетание barba rasa, как «с редкой бородой». При этом согласно историку Сергею Соловьеву, чуб великого князя мог свисать не с одной, а с двух сторон.

Чаще всего в описаниях жители Киевской Руси предстают крепкими и высокорослыми. Арабский путешественник Ибн Фадлан, описывая русов в 921-922 годах заметил: «Я не видал [людей] с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом».

Ибн Фодлан имел все основания обратить внимание на высокий рост русов, так как, по антропологическим данным, поляне значительно превосходили ростом других восточных славян – кривичей, древлян, радимичей. Именно поляне, по мнению крупного советского антрополога Валерия Алексеева, составляли основу населения Киевской Руси. «Поляне, яже ныне зовомая русь», – читаем мы у древнего летописца.

Более того, Алексеев предполагал, что древние киевляне являются в большей степени предками великороссов, чем малороссов. «Черепа полян более тонкостенные, средних размеров, как у северных великороссов, а черепа современных центральных украинцев массивные, крупные, то есть такие же, как у жителей Карпат, Словакии, Чехии», – пишет ученый.

Смешанный тип

Многие современные историки обращают внимание на антропологическую неоднородность современных украинцев. Тоже самое, по их предположению, было и с жителями Киевской Руси. Академик РАН Татьяна Алексеева пишет, что Киевский некрополь дает обширный краниологический материал захоронений в деревянных гробах, грунтовых могилах и срубных гробницах, который заставляет предполагать смешанный этнический состав населения древнего Киева.

При этом Алексеева отмечает, что краниологические признаки показывают разительное отличие древних киевлян от германцев. По-видимому, норманнов в составе дружины киевского князя было очень мало, коль скоро это не наложило отпечаток на антропологический облик населения города, предполагает ученый.

С другой стороны антропологи в облике древних киевлян прослеживают отчетливые признаки степного кочевнического населения, характеризующиеся ослабленными чертами монголоидности. Подобные могильники были обнаружены в Зливках и Каневке. Сельское население Киевской Руси, по словам ученых, антропологически близко городскому, но более однородно по своим физиологическим характеристикам.

Многие историки в описываемом облике князя Святослава – бритая голова, вислые усы и шаровары – склонны усматривать в большей степени тюркские, чем славянские или норманнские черты.

В смешении различных антропологических черт также повинна и киевская дипломатия, сопровождавшаяся династическими браками, как с европейцами, так и с кочевниками. Так, история знает о половецких женах русских князей Святополка Изяславича и Всеволода Владимировича. Неслучайно монголоидные черты просматриваются на некоторых антропологических реконструкциях киевских князей.

Возьмем, к примеру, реконструкцию облика Андрея Боголюбского – сына Юрия Долгорукого и его второй жены, дочери половецкого хана Аепы. Юрий хоть и не был киевлянином, однако его портрет позволяет предположить, как выглядели, в том числе и киевские князья, рожденные в династических браках.

Производивший реконструкцию Михаил Герасимов оставил такую характеристику князя: «Общее впечатление от черепа, что он европеоиден с определённым тяготением к северо-славянским или даже нордическим формам, но лицевой скелет, особенно в верхней части (орбиты, нос, скуловые кости), имеет несомненные элементы монголоидности. Этот монголоидный характер лица подчеркивается некоторым нависанием верхнего века, связанным со слабым надбровьем и наличием небольшого эпикантуса. Учитывая конституциональные и этнические особенности данного черепа, я восстановил волосяной покров: волосы на голове даны волнистыми, а борода и усы монголоидного характера, что как нельзя лучше сочетается с общим типом лица Андрея Боголюбского».

Как я уже отметил выше, славяне, которых более правильно будет называть Русо-Арии, поскольку они являются как носителями славянской русо-варяжской гаплогруппы I, так и славянской арийской R1а, исконно являлись жителями северного полушария нашей планеты в отличие от других народов сегодняшней Европы. Генетическая наука говорит, что славяно-арийская гаплогруппа R1а возникла не где-то на юге, как это кому-то очень хотелось бы, а много тысячелетий назад в полярных широтах Евразии.
.
Что же касается славянской гаплогруппы I русо-варягов, то из научной информации вытекает, что она появилась в Европе где-то около 40000 лет назад, ставши ни чем иным, как маркером расового типа людей, известных широкому читателю под именем кроманьонского человека. Все это является фактом, который игнорировать нельзя, как является фактом и то, что в период Великого Оледенения, которое закончилось примерно 12000 тысяч лет назад, древний славянин-носитель арийской гаплогруппы R1а вынужден был пойти на юг в поисках убежища от холодов.
.

То же самое произошло и со вторым славянином - носителем русо-варяжской гаплогруппы I, некогда расселившимся по всей Европе, а теперь вынужденным концентрироваться вокруг Средиземного моря, которому повезло не быть похороненным под шапкой льда (слева выше Фрагмент фрески " Jason и Pelias" - из Помпей - 1 тысячелетие Нашей Эры ). В то время, как славяне-арии, отступивши на азиатский юг и основав там ряд знаменитых государств древности, постепенно смешивались с коренными народами, славяне-арии, попавшие в средиземноморский регион, ассимилировались там не с чужеродными аборигенами, а с близкими им по крови славянами русо-варягами, которые уже успели построить Египет, и совместно с ними учредили, в дополнение ко всему, еще и древние Грецию и Рим, постепенно распространивши свое русо-арийское присутствие и влияние на всю послеледниковую Европу.

Почему же одна за другой погибли все эти могущественные государства древности, даже не оставив адекватной памяти о своих основателях - славянах? Повторюсь и на этот счет. Все произошло очень просто без всяких особенных тайн. Зажиточное государство всегда привлекает своим богатством мигрантов из-за границы. Когда тот же Рим, построенный нашими предками, укрепился и расцвел, туда в поисках лучшей жизни безудержно ринулись бесчисленные рои выходцев из Африки и Ближнего Востока.
.
В начале Нашей Эры в Римской Империи был обычай рисовать на стенах частных домов их хозяев, изображения которых в большом количестве дожили до наших дней на месте античного города Помпеи, благодаря фактору консервации в слое затвердевшей лавы у подножия вулкана Везувий. Ввиду этого обстоятельствa, мы имеем редкую возможность убедиться, как выглядели в то далекое время не только Римские Императоры, но и простые люди . Мы наблюдаем, что, по крайней мере, где-то в середине 1-го века новой эры в Римской Империи уже жили не только известные нам славяне русо-арии (смотри слева изображение жительницы Помпеев на стене ее дома, которое блестяще сохранилось до нашего времени под слоем лавы Везувия ), которые основали Рим, но и мигранты из-за пределов Римской державы (ниже - изображение на стене дома пекаря-мигрантa с женой, которые жили в тех же Помпеяx ).

Представители чужаков, пользуясь уважением и доверием славян, быстро внедрялись в ключевые структуры последних вплоть до правительства, втягивая туда все больше "своих " и вытесняя оттуда представителей титульного народа. С течением времени язык славян, который для мигрантов оказался неодолимым, был вытолкнут из употребления на официальном уровне, а тех, кто на нем еще разговаривал, начали высмеивать и унижать. В школах, где училась знать, начали преподавать на латыни - искусственно созданном "эсперанто " античности.
.
Мораль римского общества начала падать, культура и искусство стремительно гибли, памятники зодчества начали приходить в упадок. Честные граждане, которым на все, что делается, было больно смотреть, чтобы сохранить себя и свое культурное ведическое наследство, начали покидать государство и отступать на север к своим людям - в "Германию " - так римляне называли остальную территорию Европы, которая не подпадала под юрисдикцию Римской Империи и где все еще доминировали Славяне Русо-Арии.

Нетрудно понять, что античной Германией была земля, где сейчас находятся Беларусь, Польша, Германия сегодняшняя, Скандинавские страны. Те же cлавяне, которых в Риме уже успели частично латинизировать, осели на болотах юго-восточного берега Балтийского моря, заселенныx финскими племенами, и дожили до наших дней в виде литовцев, латышей и прекративших в XVIII в веке свое лингвистическое существование пруссов, частично ассимилировавшись в последствии с теми финнами.
.
До наших дней дожила община латинизированных в Римской Империи славян - лингвистических братьев нынешних латышей и литовцев - также и в Восточной части Дании - на нескольких маленьких островах в Балтийском море. Единственным государственным средоточием в Риме позднего периода, где еще разговаривали по-славянски и уважали традиции своих предков, была армия, сохранившая русо-арийский дух славян. Именно она и восстала, смевши Рим с лица земли при помощи славян - жителей античной Германии - пусть уже и под прозвищем "варваров ".

Тем не менее, главной причиной, которая окончательно похоронила не только Римскую Империю, но и до самого основания разрушила весь античный мир, была христианизация. Внедренная путем обмана, манипуляций, массивной корумпизации правящих элит и, наконец, умелой инициацией насилия и кровопролития среди населения в массовых размерах, христианство, которое является ни чем иным, как подтипом иудаизма, специально изобретенным для неиудеев, взорвало ведическую гармонию Русо-Ариев и созданных ими античных государств, тем самым, отбросив человечество в своем развитии на тысячелетия назад (слева - контрастные портреты из римской эпохи Египта, начало Нашей Эры; щелкните по картинке для увеличения ).

Если попытаться представить себе, в древности, многие опишут примерно такой образ: пожилого мужчину с длинными волосами в белой рубахе. Однако это не совсем истина. Есть немало версий, как выглядели славяне. Тема их внешнего облика очень интересна, поэтому она заслуживает более подробного изучения.

Обитание славянских племен

Славяне проживали с древних времен в центральной части Европы, в Прикарпатье и на По одной из версий, продвижение в восточную часть происходит в период с V по VII века нашей эры. Если прислушаться к другой, то можно услышать версию, что в Восточной Европе славяне находились как этой части Европы. Всего было три больших группы: восточная, западная и южная. Языческие верования определяли не только духовность славян, но и их внешний облик.

Как выглядели невозможно сказать однозначно. На этой территории проживало огромное количество племен. Это такие, как вятичи, волыняне, кривичи, радимичи, хорваты, полочане и многие другие. Каждое из них имело свои характерные особенности. Среди общего можно отметить тот факт, что одежда не имела сложных деталей, но внешнее оформление всегда было под особым вниманием. На тканях вышивали различные узоры, орнаменты, фигуры. Для украшений использовали височные кольца различного типа. На ногах они носили лапти. Под верхней одеждой носили льняные просторные рубахи. Чем богаче был человек, тем больше одежды он носил. Различия могли состоять в цвете предпочитаемой ткани, размере, форме и количестве украшений, способах плетения лаптей. Однозначно можно сказать, что на то, как выглядели влияла окружающая природа, быт и образ жизни племен, а также их соседи - скифы и сарматы.

Есть ли схожесть с викингами?

Некоторые историки категорически отвергают тот образ, который представляется нам в виде длинноволосого мужчины и с бородой. Это менее похоже на то, как выглядели древние славяне, а больше соответствует викингам.

По их мнению, славяне выступали против стрижки волос на голове и бритья бороды.
Скандинавы взяли такой внешний вид из религиозных традиций. Славяне в те времена обитали на Балтийском побережье. В отличие от викингов, они тщательно брились и состригали волосы очень коротко по всей голове, оставляя чуб на лбу. А с длинными волосами ходили волхвы. Внешний облик скандинавских мужчин славяне высмеивали. Как выглядели славяне, ученые пытаются определить по найденным скелетам. Благодаря этим находкам появляется возможность у потомков ознакомиться с украшениями, одеждой и аксессуарами, которые использовали древние славяне. Схожесть со скандинавскими нарядами наблюдается в женских украшениях для волос и головных уборах.

славянских женщин

Во все времена славянские женщины использовали многослойную одежду. Причем для каждого события предназначались разные костюмы. Внешний вид также зависел от возраста женщины. На тело всегда надевали рубаху с широкими рукавами. Чем ближе к нашему времени, тем больше внешний облик славян наполнялся роскошью. Одежда становилась разнообразнее. Голова прикрывалась различными уборами. От ленточек до шапок необычной формы. Женщины украшали наряды бусами, которые были яркими и опускались на груди в несколько рядов. Вся одежда была длинная, практически до самых пят. Её украшали нашитыми лентами, небольшими оборками и тесьмой. Также они любили носить крупные серьги и кольца.

Мужской славянский костюм

Мужчины облачались в длинные рубахи - распашонки. Они запахивались и подпоясывались ремнем. Рубахи не имели застежек, некоторые из них надевали сверху. Зимняя одежда была выполнена из меха различных животных. Это и тулупы, и рукавицы. Штаны были широкие, их подвязывали на поясе и внизу. У состоятельных людей таких штанов было несколько. Зимой на холщовые надевали шерстяные. Обувь мужчин и женщин делали из холста. Им оборачивали ноги и прикрепляли подошву при помощи ремешков. Сапоги делали из целого куска кожи.

Вся одежда имела вышивку. С течением временем её стновилось все больше.

Прически древних славян

Волосы и прически занимали особое место в жизни древних славян. По прическе можно было судить о социальном статусе человека. Стригли волосы ритуально, соблюдая традиции. Это необходимо было делать в определенный период жизни. Мальчикам волосы длинные не отращивали и стригли достаточно часто.

Девочкам необходимо было заплетать косички. По этой причине их отращивали, усердно следили за ними, ухаживая при помощи растительных компонентов. Девушки носили одну или две косы.

Мальчики, становясь взрослее, отращивали более длинный чуб. Вся остальная часть головы остригалась очень коротко. Чуб - это был особый атрибут. Молодой человек гордился им, иногда закручивал. Взрослые мужчины чаще всего носили стрижку «в кружок». Еще ее называют «под горшок». Именно с помощью этого атрибута и делали подобную прическу. Для восточных славян это также было общепринято.

Как выглядели славяне, достоверно сказать невозможно. Можно определенно сказать одно, что их одежда была удобной и просторной, независимо от эпохи.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

Вопросом, каким характером обладали славяне, до сих пор задаются многие обыватели и исследователи. Ведь интересно понять, что именно переняло современное поколение у своих предков и какие черты характера можно называть исконно русскими. Известные…

Короткая стрижка сегодня считается одним из главных атрибутов мужского пола. Правда, если такую носят женщины, это ни у кого не вызывает удивления, но в отношении мужчин с волосами до плеч все еще можно услышать обвинения в…

Славяне считаются самой крупной группой народов, которую объединили особенности языков и территория происхождения. Они делятся на восточных, западных и южных. Древнерусскую народность создали восточнославянские племена. Инструкция 1Поляне. Эти…

Считается, что предками таких народов, как русские, поляки, чехи, болгары, сербы, боснийцы и др., были славяне. Но как появились праотцы стольких народов и куда уходит многолетняя история происхождения славян, историкам до сих пор до конца не…

Татарский национальный костюм является ярким выражением народного творчества. Он включает в себя изготовление тканей, пошив и украшение одежды, создание сложных и богато декорированных головных уборов, производство обуви и уникальных ювелирных…

Внешний облик древних славян всегда вызывал восторженные отзывы европейских и азиатских путешественников. Они отмечали высокий рост и гордую осанку славян, их белую кожу с ярким румянцем и прекрасные густые русые волосы. Одежда славян позволяла…

Одежда горожан 17 века имела свои особенности, шилась из определенных тканей, отличающих высшее сословие от низшего. Определенные характеристики одеяний рассказывали не только о происхождении человека, но и о его статусе. Бедный не мог носить богато…

Предки нынешних славян относились к древним индоевропейским племенам, населявшим огромную территорию Евразии. Постепенно из них стали выделяться родственные группы народов, которых объединяли похожий язык общения, хозяйственная деятельность и…

Русский народ произошел от древних славянских племен, проживавших на территории современной европейской России. История этих племен достаточно хорошо изучена, хотя до IX века славяне не имели письменности. В изучении их истории помогают вещественные…

Жизнь славян прошлого вызывает неподдельный интерес не только у их прямых потомков, но и у представителей других культур. Быт наших предков по-своему привлекателен и весьма загадочен. Инструкция 1Жители лесов и луговСлавяне начали расселяться с…

Инструкция

Однако интересно, каков же был облик воинственных и непоколебимых руссов? Источников, которые могут рассказать об этих особенностях, предостаточно. Сейчас можно попробовать осветить некоторые описание внешности древних славян.

Как сообщают некоторые источники, руссам было свойственно носить куртки, фасон которых был схож с верхней одёжей булгаров и хазаров. Взрослые мужчины предпочитали широкие шаровары. На пошив каждой штанины такого фасона приходилось 100 локтей расходуемой материи. Также в моде были широкие золотые массивные браслеты, которые предпочитала носить сильная половина. Еще древние славяне носили шапки из натурального со свисающим в области затылка хвостом.

Если взять для примера внешнюю характеристику русско–скандинавских дружинников, то можно узнать следующие : по свидетельствам одного венгерского монаха Юлиана известно, что в 11 веке на Руси мужчины отращивали богатую бороду и брили наголо . Однако подобная тенденция не распространялась на знать, представители которой ограничивались тем, что в знак своего титула и происхождения сохраняли, как правило, над левым ухом некоторое количество волос, а от остальных избавлялись.

Хронолог А. Шабанский также сообщает о том, что ношение бороды на Руси связано с внедрением христианства, которое всячески поощряло этот нюанс.

Внешний облик древних славян всегда вызывал восторженные отзывы европейских и азиатских путешественников. Они отмечали высокий рост и гордую осанку славян, их белую кожу с ярким румянцем и прекрасные густые русые волосы. Одежда славян позволяла подчеркнуть их природную красоту и стать.

Основные элементы славянского костюма

Основным элементом и мужского и женского славянского была , которая изготавливалась преимущественно из льняного полотна. Мужская рубаха была примерно до колена длиной и обязательно подпоясывалась. Длина женской рубахи, как правило, доходила до щиколотки. Нередко она выполняла функции современного женского легкого платья. Ворот, рукава и подол рубахи обязательно украшались вышивкой. Причем вышивка несла не столько декоративную, сколько обереговую функцию, защищая человека от вредоносных сил.

Мужчины с самых древних времен носили ременные пояса, считавшиеся одним из главных символов мужского престижа. Особенно ценились пояса из кожи дикого тура, которую можно было добыть во время охоты, подвергая свою жизнь смертельной опасности.

Традиция ношения штанов была заимствована славянами у представителей древнейших кочевых племен. Славянские штаны были примерно по щиколотку длиной и заправлялись в онучи.

Славянский принято подразделять на северный и южный комплексы. При этом южный костюм имеет более древние . Помимо рубахи, его обязательным элементом является понева – своеобразная распашная юбка, сшитая из полушерстяной ткани, как правило, клетчатого рисунка.

Сарафан впервые упоминается в русских летописях ХIV века. При этом первоначально сарафаном называлась не только , но и мужская одежда. В качестве женской одежды сарафан впервые упоминается в ХVII веке.

Обувь и головной убор

Самой распространенной обувью в славянском являлись лапти. Однако существовала и кожаная обувь, подразделявшаяся на поршни (мягкая обувь из одного куска кожи, который стягивался по краям шнурком), башмаки и сапоги.

Особое внимание в славянском женском костюме уделялось головному убору. При этом девушек и замужних женщин имели существенные . Основным признаком девичьего головного убора была открытая макушка, головной убор замужней женщины закрывал волосы полностью. Головные уборы являлись символом небесной сферы, а потому нередко украшались изображениями , звезд или птиц. Названия головных уборов также, чаще всего, были «птичьими»: от слова «кокошь» - петух, кика или кичка – утка, сорока. А украшавшие их нити жемчуга и височные кольца символизировали капли дождя или росы.

Древний славянский костюм до сих пор удивляет и радует глаз своей красотой и гармоничностью. Отдельные его элементы по сей день можно встретить в современной одежде.

Считается, что предками таких народов, как русские, поляки, чехи, болгары, сербы, боснийцы и др., были славяне. Но как появились праотцы стольких народов и куда уходит многолетняя история происхождения славян, историкам до сих пор до конца не известно.

Первые упоминания о славянах

Вопрос появления на земле не дает покоя ученым-историкам уже почти тысячу лет. Первым этот вопрос поднял автор леписи «Повести временных лет» Нестор. В его описаниях событий можно было найти упоминания о том, как славяне были вынуждены покинуть Римскую провинцию. Они стали жить на новых местах в разных концах Европы. О датах их переселений не было информации.

Теории происхождения славян

В византийских источниках первое упоминание о славянах было в первой половине VI века. Народ этот оказался мощной силой и занимал земли от Иллирии до Нижнего Дуная. Позднее поселения славян распространились вдоль реки Эльбы, дошли до побережья Балтийского и Северного морей и проникли даже в Северную Италию.

Каждый, кто хоть немного углублялся в историю происхождения праотцов, встретился с теорией, согласно которой предками славян были венеды. Так называли племена, жившие близ Балтийского моря. Однако и эта теория имеет недостаточно доказательств.

Интересную точку зрения представили историки. Они убеждены, что не было единого первоначального пранарода. По их мнению, славянский народ, наоборот, образовался в результате соединения множества разных древнейших племен.

Библейское сказание гласит, что после «Великого потопа» сыновьям Ноя достались разные земли. Страны Европы оказались под покровительством Аорета. На этой земле и появились славяне. Изначально они поселились вблизи реки Вислы, сейчас это Польши. Затем поселения разрастались вдоль таких рек, как Днепр, Десна, Ока, Дунай. Данная теория, выдвинутая еще летописцем Нестором, имеет множество археологических доказательств.

Кто был до славян?

Среди археологов не существует единого мнения по поводу более ранних культур славян, и неизвестно, как происходила преемственность среди поколений. Однако согласно существующим научным версиям предполагают, что праславянский язык выделился из праиндоевропейского. Это становление языка происходило в очень широких временных рамках от второго тысячелетия до нашей эры до первых веков нашей эры.

Данные, полученные учеными с помощью языкознания, письменных источников и археологии, указывают, что изначально славяне проживали на территории Центральной и Восточной Европы. С разных сторон их окружали германцы, балты, иранские племена, древние македоняне и кельты.

Становится ясно, что сегодня нельзя с уверенностью ответить на вопрос «Как появились славяне на земле?», и по сей день он остается открытым для многих умов.

Связанная статья