Как в диалоге чацкого и молчалина раскрываются характеры обоих героев. Чацкий и Молчалин

Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей,

Найдется враг исканий...

........................................

Мне завещал отец,

Во-первых, угождать

Всем людям без изъятья...

А. С. Грибоедов

В гостиной знатного московского барина Павла Афанасьевича Фамусова встреча-ются два молодых человека. Они не знают друг друга, да и что общего может быть у блестящего юноши-дворянина, воспитанного в этом доме и только что возвратившего-ся из-за границы, и скромного, угодливого секретаря хозяина, который, униженно кланяясь и заискивая перед всеми, сумел приобрести расположение тех, от кого зави-сел? Оказывается, общее есть — это любовь к хозяйской дочери, Софье. Читатель и зритель знают больше, чем герои. Мы видим горячность, нетерпение Чацкого, кото-рый «голову сломя» мчался к любимой девушке, слышим вкрадчивые, уклончивые объяснения Молчалина и не можем не удивляться выбору Софьи. Но вскоре другая сторона конфликта захватит наше внимание и станет ясно, что эти молодые люди — антиподы во всем, их противостояние неизбежно и объясняется оно не столько сопер-ничеством в любви (по сути, этого соперничества и нет — ведь Молчалин не любит Софью), сколько противоположным отношением к жизни, к общественным и нрав-ственным ценностям.

В молодости каждый человек выбирает свой жизненный путь, ставит перед собой какие-то важные для него цели. Все, наверное, хотят добиться успеха, сделать карье-ру, обрести личное счастье — ничего зазорного в этом нет. Но как достичь желаемо-го? Все ли средства для этого хороши? Вот тут и проверяется человек, раскрывается его истинная сущность.

«Обманщица смеялась надо мною», — воскликнул Чацкий после разговора с Мол-чалиным, убедившись, что человек «с такими чувствами, с такой душою» не может быть любим. Действительно, как может разумная Софья полюбить человека, для ко-торого «мнения чужие только святы», который настолько лишен чувства собственно-го достоинства, что искренне полагает: «надо же зависеть от других».

Враг рабства во всех его проявлениях, Чацкий бросается в бой не только против крепостнических взглядов, старых порядков, но и против нравственного убожества, раболепства, угодничества. И здесь его непримиримые противники — Фамусов, мно-гочисленные представители московского барства и... Молчалин, который даже не счи-тает нужным маскироваться, искренне полагая, что для достижения успеха хорошо все, в том числе самые низменные средства. Он самодоволен настолько, что осмели-вается поучать Чацкого, делится с ним своей жизненной «мудростью», основа которой — «угождать всем людям без изъятья». Самовлюбленный секретарь-хамелеон убежден, что два незаменимых таланта — умеренность и аккуратность, проложат ему путь к сердцу (и карману!) тех, от кого он зависит. Самоуверенность Молчалина доходит до того, что он решается высказать сочувствие своему противнику: «Вам не дались чины, по службе неуспех?» Чацкий вначале даже несколько растерялся, поэтому его ответ прозвучал не резко, а уклончиво: «Чины людьми даются, а люди могут обмануться». А Молчалин продолжает наступление. Его реплика «жалели вас» — кульминация ди-алога с Чацким. Этот секретаришка, оказывается, достаточно умен и язвителен, что-бы выбрать едкое, жалящее слово, особенно оскорбительное для сильного, гордого, непримиримого человека. Изворотливым своим умом Молчалин, видимо, понял, к чему приведут наскоки Чацкого на такие ценности мира фамусовых, хлестовых, скалозу-бов — его мира, как крепостное право, чинопочитание и карьеризм, преклонение пе-ред «золотым мешком» и генеральским чином. Материал с сайта

Правда, лишь на мгновение осторожный Молчалин позволил себе раскрыться, а потом снова стал робким, угодливым, проявляя раболепие по отношению к Татьяне Юрьевне (Чацкий слыхал о ней, что «вздорная»), к Фоме Фомичу (по Чацкому, «пу-стейший человек из самых бестолковых»). Маска снова надежно скрыла истинное лицо, но мы понимаем: социально-психологического и нравственного противостояния, уси-ленного личной драмой Чацкого, не избежать, потому что противники — антагонис-ты во всем. Если Чацкий воплощает «век нынешний» с его требованием политичес-кой свободы для всех, с его уважением к человеческой личности, то Молчалин — порождение и защитник «века минувшего», соединяющий в себе самые отвратитель-ные черты этого века: оправдание крепостничества, лицемерие, ложь, презрение к людям, чинопочитание и угодничество. Чацкий прекрасно понял это, потому и не со-мневается, что его противник «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бес-словесных».

Так в течение одного дня не только состоялось знакомство, но и определились противоположные, а поэтому непримиримые жизненные позиции двух молодых лю-дей, один из которых вызывает наше горячее сочувствие и симпатии, а другой — презрение и гадливость. Их противостояние носит идейно-политический характер, потому что они отражают мировоззрение противоборствующих лагерей в обществен-но-политической жизни России 20-х годов XIX века и в то же время всегда происхо-дящую борьбу порядочности и непорядочности, искренности и фальши, нравственно-сти и безнравственности.

Эта борьба шла вчера, продолжается сегодня и будет идти завтра, и в ней едино-мышленник и союзник всех заслуживающих уважения людей — бессмертный Чацкий, а их противник — презренный Молчалин.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • эпиграф к сочинению горе от ума чацкий и софья
  • мнение чацкого о раболепстве цитаты
  • жизненные и нравственные ценности молчалина
  • противостояние и отношение к чацкому
  • какое характер чацки

Персонажи в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”, в полном соответствии с правилами классицизма, наделены “говорящими” фамилиями. Однако здесь совпадение бывает чисто внешним: Молчалин, конечно, бессловесный (Чацкий: “Еще ли не сломил безмолвие печати?..”, “Вот он. На цыпочках и не богат словами”; Софья: “При батюшке три года служит, // Тот часто без толку сердит, // А он безмолвием его обезоружит”). Но молчание – это не столько черта его характера, сколько способ достижения целей (“Ведь нынче любят бессловесных”). Молчалин легко и свободно разговаривает с Лизой, раскрывает систему своих взглядов перед Чацким. Следовательно, характер героя не исчерпывается “говорящей” фамилией полностью.

Говорит Молчалин совсем немного, но и тех немногих слов, которые он произносит в диалогах с другими героями, достаточно для того, чтобы раскрыть его характер. В диалоге с Фамусовым Молчалин предстает тихим, услужливым молодым человеком. Он осознает свою зависимость от Фамусова, поэтому ведет себя очень скромно. Его реплики в этом диалоге поражают вкрадчивостью: “Я слышал голос ваш”, “Сейчас с прогулки”, “С бумагами-с”. Причем стоит обратить внимание на характерную частицу “с”, которая появляется в речи Молчалина только тогда, когда он обращается к вышестоящими. В диалогах же с Лизой он гораздо многословнее. Здесь проявляются его чувства и эмоции (“Веселое созданье ты! живое!”, “Какое личико твое! Как я тебя люблю!”). Он действительно откровенен, здесь нет его показной скромности и угодливости.

Если диалоги с Лизой выявляют чувства Молчалина, то диалог с Чацким раскрывает его общественную позицию. Из их разговора мы узнаем, что Молчалин принадлежит к “веку минувшему”: он разделяет общественное мнение, не смеет иметь своего:

В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь,

он разносит сплетни:

Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,

Из Петербурга воротясь,

С министрами про вашу связь,

Потом разрыв…,

он карьерист, хочет, как и все представители фамусовского общества, сделать карьеру нечестным путем:

…Так, частенько там

Мы покровительство находим, где не метим.

Каждый поступок Молчалина разоблачает в нем “низкопоклонника и дельца”. Что бы он ни делал, он преследует одну цель: как можно лучше устроиться в жизни. Он всеми силами старается добиться расположения Фамусова, завоевать уважение Чацкого, услужить Хлестовой. Он всем хочет угодить, каждому сделать приятное, но все это только из корыстных побуждений.

При сравнении с Чацким, искренним в своих поступках и словах, Молчалин предстает притворщиком и лгуном. Он лжет всем (кроме Лизы): Фамусову, не знающему о романе с его дочерью, Софье, которую он совсем не любит, а лишь “по должности” разыгрывает роль любовника.

Молчалин и Софья совершенно разные люди, тем удивительнее то, что их “бог свел”. Живой ум Софьи никак не сравнить с практическим умом Молчалина, а смелость и решительность ее поступков резко контрастирует с его лакейской покорностью и угодливостью.

В то же время Софья не замечает его недостатков. Она восторгается его душевными качествами, не замечая, что сама разоблачает в нем недалекого человека:

При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,

А он безмолвием его обезоружит.

Конечно нет в нем этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивит.

Он наконец: уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства

И на душе проступков никаких

Чужих и вкривь и вкось не рубит.

Чацкий же, напротив, с первой же встречи разгадал Молчалина и по прошествии времени все же не изменил своего мнения:

Ума в нем только мало…

Молчалин прежде был так глуп!..

Жалчайшее созданье!

Чацкий отказывает Молчалину в уме, да и вообще считает, что тот не заслуживает никакого внимания. Именно поэтому он так не хочет верить тому, что Софья полюбила этого человека. При этом Чацкий замечает умение Молчалина приспосабливаться, оказываться в нужное время в нужном месте:

Молчалин! – Кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрет,

В нем Загорецкий не умрет!

Муж-мальчик, муж-слуга.

Фамусов, хотя и понимает, что Молчалин близок его обществу, видит сходство их взглядов, все же держит его в доме лишь “затем, что деловой”. И эту “деловитость” с величайшим усердием он проявляет только для продвижения по служебной лестнице, он использует Фамусова.

Безусловно, оценка Грибоедовым этого персонажа категорически отрицательна. Автор ярко изображает явление “молчалинщины”, а также объясняет сущность и причины этого явления. Очевидно, что по возрасту Молчалин принадлежит к поколению Чацкого. Но сознание в нем осталось от “века минувшего”, и он стремится достичь цели наиболее простым способом; поскольку чацких пока единицы, то их способ существования, их желание утвердить себя не представляется легким, а значит, неприемлем для Молчалина.

«Горе от ума» - реалистическое произведение, где А.С.Грибоедов дает картину жизни крепостной Москвы девятнадцатого
века. Содержание комедии раскрывается прежде всего как столкновение и смена двух больших эпох русской жизни – «века
нынешнего» и «века минувшего». Оно (столкновение) было выражением борьбы двух политических лагерей – лагеря феодальной
реакции, защитников крепостной старины в лице Фамусова, и лагеря передовой дворянской молодёжи, облик которой воплощен
Грибоедовым в Чацком.

Мир фамусовых состоит не только из крепостников-тузов типа Фамусова и Скалозуба, но и из прислуживающих им,
подхалимствующих чиновников – молчалиных. Если Фамусов и Чацкий – люди разных поколений, то Молчалин и Чацкий –
ровесники. Тем резче контраст между ними. Они противостоят друг другу, и это противостояние проявляется как в любовном,
так и в общественном конфликтах. Молчалин – убежденный консерватор, поэтому диалог и взаимопонимание между ним и Чацким
невозможны, а конфликт неизбежен – их жизненные идеалы и поведение в обществе абсолютно противоположны.

Молчалин беден и безроден, но он поставил перед собой цель достичь «степень известных». И если бы, не Фамусов,
пришлось бы Молчалину «коптеть в Твери», то есть служить с минимальным жалованием и почти без всякой возможности
продвинуться. Однако Молчалин знает, как ему надо себя вести:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
Хозяину, где доведется жить,
Начальству, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Как у Скалозуба, у Молчалина «чтоб чины добыть, есть многие каналы». За несколько лет, проведенных в Москве, он успел
сделать неплохую карьеру. Но главное – сумел наладить нужные связи и приобрести полезные знакомства. В отличие от
Чацкого, Молчалин вписывается в фамусовское общество. Это «маленький Фамусов», ведь у него много общего с московским
«тузом». Например, отношение Молчалина к службе – чисто «фамусовское»: он хотел бы и «награжденья брать, и весело
пожить». Молчалин считает зависимость «от других» основным законом жизни. Чацкий же не может понять, «зачем же мнения
чужие только святы».Общественное мнение для Молчалина свято: «Ах! злые языки страшнее пистолета».

Чацкий же происходит из благородной семьи. Он потомственный дворянин и получил хорошее образование. Чацкий имеет
богатый жизненный опыт, он много путешествовал, жил как в деревне, так и за границей. Чацкий называет «нынешний век»
веком просвещения и всячески восхваляет тягу к знаниям, наукам и искусствам «высоким и прекрасным». Чацкий не требует
«ни мест, ни продвижения в чин». Он готов служить по велению долга, «служить делу»: «Служить бы рад, прислуживаться
тошно».

Чацкий талантлив, «его речь кипит умом, остроумием», он всегда говорит то, что думает, «у него есть и сердце, и притом
он безукоризненно честен». «Таланты» же Молчалина состоят в «умеренности и аккуратности». Он скромен и услужлив, потому
что «в чинах «небольших», не может без «покровителей».Молчалин – человек, лишенный достоинства и чести, готовый
унижаться, подхалимничать, человек, не имеющий «своих суждений», зависящий от других. Рабская мораль неприемлема для
Чацкого. «Зачем же мнения чужие только святы?» - с иронией он спрашивает Молчалина. Сам он свободно и прямо высказывает
свои мнения, не считается с мнением света, ни от кого не зависит, он не придает большого значения связям в обществе,
покровительство ему не нужно. О «тузах» Чацкий безбоязненно говорит то, что думает. Если «пустейшего человека» ставят в
образец, это для него совершенно ничего не значит. Фома Фомич как был, так м останется для Чацкого одним «из самых
бестолковых», а властная и имеющая широкие связи!
Татьяна Юрьевна – «вздорной».Для Чацкого Молчалин – полное ничтожество, «жалчайшее создание»:

Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.
Вот он на цыпочках и не богат словами.

В свою очередь Молчалин ни во что не ставит Чацкого. В его глазах Чацкий – неудачник: «Вам не дались чины, по
службе неуспех?»

Молчалин - антипод Чацкого не только по убеждениям, но и по характеру отношения к Софии. «Пригретый» Фамусовым,
он ловко играет роль влюблённого в Софью человека:

И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека

Любовь же Чацкого к Софье – чувство искреннее, горячее. В нем нет никакой скрытности, никакой фальши. Он твердо
убежден, что Софья никак не может полюбить Молчалина:

С такими чувствами, с такой душою
Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!

Когда же лицемерие Молчалина по отношению к Софье открылось, он попросту струсил. Он униженно ползает перед девушкой
не потому, что чувствует свою вину, а потому, что может пострадать его карьера. Молчалин, вероятно, удвоит усилия, чтобы
загладить свою вину перед Софьей. Остановить карьеру такого человека, как Молчалин, невозможно, он «дойдет до степеней
известных».

Увы, «Молчалины блаженствуют на свете». Чацкий недооценил Молчалина, он терпит поражения, но в моральном плане
остается победителем. Такие личности, как Чацкий, «живут и не переводятся в обществе, они всегда будут появляться «при
резких переходах из одного века в другой».

Чацкий и Молчалин в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» объединяет в себе лучшие достижения предшествующей драматургии и открывает новый этап в развитии русской и мировой реалистической комедии. Художественное новаторство пьесы проявляется прежде всего в характере типизации и индивидуализации действующих лиц. Каждый образ концентрированно отражает в сее конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи.

Чацкий и Молчалин - оба молодые люди, они принадлежат к одному поколению. Их также объединяет и то, что они ищут путь к сердцу Софьи. Но на этом, пожалуй, сходство заканчивается.

Чацкий - образованный человек с аналитическим складом ума. Даже Фамусов признает, что он «славно пишет, переводит». Он намного умнее других персонажей пьесы, даже тех, которые старше его.

Молчалина тоже нельзя назвать глупым. Он обладает умом, но это практический, житейский ум, направленный на достижение корыстных целей. Молчалин занят лишь поисками теплого местечка, удачного устройства в жизни.

Чацкий критически относится к ложным представлениям фамусовского общества, которое понятие ума связывает с меркантильными интересами.

В образе Чацкого угадываются и романтические черты, такие, как восторженность, пламенная страстность.

В противоположность ему Молчалин - спокойный, умеренный, тихий и аккуратный:

Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.

Он старается держаться в тени, в отличие от Чацкого, который всегда на виду.

Чацкий обладает чуткой душой и пылким сердцем. Чацкий опасен для фамусовского общества тем, что он неравнодушный человек и протестующий гражданин. Ему хочется всколыхнуть тину застойного общества.

А вот Молчалину в этом обществе безразличных и молчаливых людей живется прекрасно. Он «не богат словами» и «блаженствует на свете», потому что там «любят бессловесных». Молчалин нашел секрет процветания - он никогда ни с кем не спорит:

В мои лета не должно сметь свое суждение иметь...

Молчалин выбирает мнение большинства. Он искренне уверен, что главным качеством человека должна быть осторожность в поступках и словах. Чацкий с Молчалиным не согласен и после разговора с ним думает, что Софья пошутила: она не может любить настолько бездарного и глупого человека.

Чацкий преданно любит Софью. Хотя он и не приемлет фамусовское общество, но вынужден оставаться в нем ради своей любви к дочери Фамусова. Однако она не видит недостатков Молчалина и достоинств Чацкого.

Молчалин же лишь прикидывается влюбленным, о чем он с циничной откровенностью признается горничной Лизе: «И вот любовника я принимаю вид // В угоду дочери такого человека...»

Лживость и притворство Молчалина распространяются не только на сферу чувств. Они охватывают все стороны его жизни и проявляются в его отошениях с другими героями комедии. С Фамусовым Молчалин ведет себя очень почтительно, старухе Хлестовой нашептывает льстивые слова и комплименты, снисходительно разговаривает с Чацким и развязен с Лизой. Он стремится льстить лишь тем, кто хоть в какой-то мере способен повлиять на его карьеру:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья -
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежания зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Если Молчалин что-то и говорит, то только для того, чтобы угождать нужным людям:

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка,
Я гладил все его: как шелковая шерстка!

Чацкий же, напротив, порывает связи с министрами, отказываясь тем самым от блестящей карьеры. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», - заявляет он. Ему не важно мнение всесильной Татьяны Юрьевны, покровительства которой ищет вся фамусовская Москва.

Чацкий и Молчалин - разные люди: один из них свободный человек и, скорее всего, останется без высокого поста или чина. Другой, напротив, если и не достигнет больших высот из-за недалекости своего ума, то уж точно недолго задержится на низшей ступеньке.

Речь двух героев также характеризует каждого из них и еще больше обнажает их глубокое внутреннее отличие друг от друга. Так, например, речь Чацкого патетична, динамична и эмоциональна. Она, по меткому выражению Гончарова, «кипит умом и остроумием». Чацкий - человек, обладающий разносторонним образованием, большой эстетической культурой, блистательным умом, глубиной чувств и прекрасным знанием родного языка.

Для Молчалина и в речи характерна угодливая почтительность, проявляющаяся в льстивом, почти лакейском, употреблении «с» на конце слов: «я-с», «по-прежнему-с», «с бумагами-с». Он также использует много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, таких, как «ангельчик», «шерстка». Его выражения отличаются приторной лживой деликатностью жеманностью: «Я вам советовать не смею».

Противоположность Чацкого и Молчалина особенно ярко проявляется в их диалогах. Создается впечатление, что они говорят на разных языках, не слыша и не понимая друг друга. Молчалин не в состоянии понять поступок Чацкого, который добровольно отказывается от завидной перспективы «и награждения брать, и весело пожить». А Чацкий с его системой ценностей не может согласиться с тем, что взрослый человек «не должен сметь свое суждение иметь».

И Молчалин, и Чацкий в финале должны покинуть фамусовское общество. Чацкий об этом не жалеет:

Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!

Чацкий стремится к полезной деятельности и искренне хочет служить «делу, а не лицам». Поэтому он и не сможет сделать карьеру, которой сумеет, скорее всего, добиться Молчалин не с помощью ума, а лишь с помощью «умеренности и аккуратности».

Молчалин переживает, что он дал волю своему увлечению Лизой. Будучи очень предусмотрительным, он все же не сумел предвидеть того, что его разговор с горничой может быть подслушан. Но и здесь мы понимаем, что Молчалин встретил лишь препятствие на пути к своей карьере. Он еще оправится от удара и, по всей видимости, станет важным чиновником. Молчалин не пропадет.

Получается, что в обществе, которое показывает нам в комедии Грибоедов, нет места умным и просвещенным людям, а молчалины «блаженствуют на свете», постепенно превращаясь в фамусовых.

Как в диалоге Чацкого и Молчалина раскрываются характеры обоих героев? Фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что «вольнее всяких дышит». Свобода личности - вот мотив времени и комедии А. С. Грибоедова, причем свобода и от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его единомышленники стремятся к «искусствам творческим, высоким и прекрасным», мечтают «в науки вперить ум, алчущий познаний», жаждут «возвышенной любви, перед которой мир целый… - прах и суета». Всех людей они хотели бы видеть свободными и равными. Стремление Чацкого - служить Отечеству, «делу, а не людям». Он ненавидит все прошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство. Молчалин и Чацкий - это главные и наиболее яркие герои комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Они являются представителями двух сторон жизни России, двух больших групп, сложившихся в обществе того времени. Одни - «гордецы», которые, по словам Фамусова, «рыскают по свету, бьют баклуши», а другие, по определению Чацкого, «не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол не жалея». Сравнение Молчалина и Чацкого в комедии показывает, что «Молчалины блаженствуют на свете», тогда как Чацкий не может быть принят и понят в московском обществе. Но еще до развязки автор сталкивает их один на один, чтобы полнее раскрыть характеры обоих героев.Этому эпизоду предшествует разговор Чацкого с Софьей о Молчалине. Чацкий, видя, с каким воодушевлением девушка отзывается о качествах последнего, начинает понимать, что она испытывает к нему глубокие, нежные чувства. С другой стороны, слыша, что она говорит, Чацкий сомневается, действительно ли эти чувства искренни. И вот, находясь в таком состоянии, он встречает Молчалина и пытается выяснить истину. В начале разговора Чацкий действительно хочет понять, что же такое есть в Молчалине, что пленило Софью. Тем не менее он не отказывается от своей привычной иронии, которой, впрочем, не принимает Молчалин. Он изредка высказывается о себе, чем только подтверждает свои взгляды, знакомые читателю по предыдущим эпизодам. Если разговор Чацкого и Молчалина рассматривать вне контекста пьесы, можно подумать, что Молчалин постоянно поучает неразумного, непонятливого, оторванного от реальности Чацкого. Действительно, Александр Андреевич постоянно переспрашивает, самый частый его вопрос - «зачем?». Несмотря на свой ум, образованность и жизненный опыт, Чацкий не может понять, как можно иметь такие взгляды, он не верит, что так можно жить. И до самого финала пьесы Чацкий не поймет всей трагичности ситуации, не сможет поверить в то, что совершенно не вписывается в московское общество. Кроме того, Молчалин, в котором, по выражению Чацкого, «ума... только мало», очень вежливо, без малейшего смущения поучает Чацкого, искренне жалеет его, терпеливо объясняет ему все тонкости жизни в обществе. Молчалин советует Чацкому «хоть раз бы съездить» к Татьяне Юрьевне, служить в Москве, «и награжденья брать, и весело пожить», советует «зависеть от других». Заметно, что Молчалин совершенно не понимает своего собеседника, да он и не в состоянии это сделать. Их разговор длится недолго, но за это время Чацкий успевает измениться в настроении и манере говорить, причиной этому стало постижение им натуры собеседника. Он понимает, что Молчалин ничуть не изменился, все такой же «бессловесный». Из разговора с Молчалиным Чацкий делает один вывод: «Обманщица смеялась надо мной!» Он не обращает внимания на то, что именно «с такими чувствами, с такой душой» Молчалин успешно принимается в обществе. Этот разговор является для Чацкого своего рода шансом - шансом отказаться от собственных взглядов, принести их в жертву спокойной, «веселой» жизни в Москве. Он не использует его и остается самим собой: «безумным», навсегда покинувшим Москву.