Как стать культурной девушкой. Что значит быть культурным человеком? Материальная и духовная ипостаси

В наше время люди редко задумываются, над тем как вести себя культурно, не то, что быть человеком высокой культуры. Да и что говорить о просто людях, на улице или в магазине в другом общественном месте, если на высоких трибунах люди забывают как прилично вести себя в обществе. Прочитав эту статью, посмотрите вокруг, и сделайте выводы. Что изменилось в поведении окружающих нас людей? А может еще не поздно измениться и главное научить наших детей культурному поведению? Ведь даже для детей предусмотрены правила этикета.

А все начинается с приветствия. Если хотите знать, то дети, приехавшие в город из деревни или маленького поселка, здороваются со всеми кого встретят возле подъезда. А взрослые местные жители нет. Объясняя это тем, что «я их не знаю». А у меня был такой случай, поправляю рано утром грядку с цветочками, проходит молодой человек и говорит «здравствуйте», я разогнулась и говорю «что-то я вас не припомню». А он — «ну и что? Просто здравствуйте». Было очень удивительно и трогательно — неужели еще не перевелись нормальные молодые люди? А ведь именно с приветствия и начинается этикет.

Человек высокой культуры, всегда придерживается моральных норм поведения, он обладает высокой нравственностью. Мораль это нравственность, а все вместе это этика. Все что хорошо это нравственно, что плохо безнравственно, простая истина. Смеяться над недостатками других людей, делать больно, отбирать жилье и наносить вред это аморально. Мораль предполагает принятия любого решения и выполнение любого дела так чтобы не нанести вред другим людям. Предавать и подсиживать сотрудников, выдавать их секреты это не этично. Вот как связаны все эти понятия, и все это культура поведения человека в обществе. Все остальное техника соблюдения этих понятий.

Культурный человек это не только манеры и умение вести себя в обществе это и уважение других людей, их интересов, проявление высокой гуманности и умение жить, учиться и работать в обществе. Честность и способность сдержать данное слово одна из черт культурного человека.

Культурный человек, всегда аккуратен, он опрятен и дома и на улице. Перед тем как выйти на улицу посмотрите на себя в зеркало. Поправьте прическу, поправьте галстук, все ? Мужчина всегда открывает дверь перед женщиной и пожилыми людьми уступает им дорогу. Мужчина идет рядом с женщиной всегда слева от неё. Военные мужчины справа, чтобы правая рука была свободна для приветствия других военных. Не прилично держать руки в карманах.

Встречая знакомых, старайтесь первыми поприветствовать их, хотя по правилам этикета первыми приветствуют дети — взрослых, младшие — старших, мужчины — женщин. Мужчина не подает руку первым, если перед ним женщина или старшие по возрасту. Мужчина снимает перчатку, прежде чем подать руку, женщина нет.

Культурное поведение в обществе не позволяет при встрече на улице громко разговаривать, надо отойти в сторону и вести беседу. Этикой поведения предусмотрено выслушивать собеседника, а не прерывать его, не разговаривать громче него, не жестикулировать руками и не размахивать бумагами. Не прилично брать собеседника за воротник или держать за пуговицу. Жевать при разговоре. Сдержанно вести споры и тем более переговоры.

Не будьте назойливым, не хочет человек общаться, пройдите мимо, грустит, не приставайте с анекдотами. Не заглядывайте в книгу, которую читает попутчик.

Не предусмотрено этикой поведения человека громко сморкаться и чихать, надо делать это скромнее в носовой платок, нельзя плевать и зевать. Но если зеваете, прикройте рот ладонью.

Поведение в общественном транспорте должно быть этичным. При входе в трамвай мужчина пропустит сначала женщину, молодые старших. Уступать место женщинам и пожилым. Не употреблять пищу и тем более пиво, . При входе в общественный транспорт мужчина пропускает женщину и старших, так же поступает и при выходе.

В легковую машину мужчина пропускает женщину, а при выходе выходит первым, чтобы помочь выйти женщине, подать ей руку.

Нравственный человек не будет останавливать свой взгляд на людях необычной внешности и имеющих физические недостатки. Не прилично смотреть на незнакомых людей в упор и разглядывать их. Смеяться громко и долго в общественном месте не прилично.

Если заметили что в одежде человека, что не так надо тихо сказать ему об этом, не заметно для окружающих, но женщине пусть скажет женщина.

Культурный человек должен знать, что в кинотеатре или театре, проходить на свое место надо лицом к сидящим в ряду. Мужчина должен снять головной убор, а женщина, если только её шляпка мешает окружающим. Нельзя топать ногами, выбивая в такт музыке во время концерта. Бинокль в театре предназначен, чтобы в него смотреть на сцену, а не разглядывать окружающих.

Зная как правильно себя вести в обществе, не значит быть культурным человеком, культура это образованность, хороший вкус во всем, доброта, любовь, внутренняя гармония.

Тебе надоело не знать элементарных правил этикета, без которых сегодня невозможно сделать карьеру? Ну что ж, мы поведаем тебе, как стать культурным человеком и не ударить в грязь лицом в нужной ситуации. Для того, чтобы это свершилось, у тебя должен быть стимул, огромное желание и время - вот твои верные союзники в этом непростом деле.

Для чего ты хочешь стать культурной?

Для начала постарайся определить, зачем тебе это надо. Почему вдруг ты задалась вопросом, как стать культурным человеком, светской дамой, знатоком этики? Что привело тебя к этой удивительной мысли? Причины будут у всех разные - соответственно, и дороги тоже будут выбраны разные.

  • Культура как один из этапов собственного самосовершенствования

Если ты занимаешься собственным духовным ростом, ты поистине редкая и волевая девушка. Если именно это побудило тебя стать культурным человеком, тебе будет достаточно приобрести самоучитель по этикету или найти в Интернете соответствующие курсы и пошагово пройти всё, что там написано. Изучив теорию, отработать её на практике и постепенно становиться настоящей светской дамой. В результате ты не только сама себя зауважаешь, но и окружающие наверняка заметят, что ты перестала чавкать во время обеденного перерыва и вместо небрежного кивка по утрам стала приветливо со всеми здороваться. Будь уверена: это не останется незамеченным.

  • Культура как ступень карьерной лестницы

Возможно, ты захотела стать культурной девушкой потому, что перешла на новую, достаточно престижную работу, где все общаются в соответствии с деловым этикетом, и тебя просто могут удивлять некоторые его нормы, о которых ты никогда слыхом не слыхивала. Например, в уважающих себя фирмах (не всех, но многих) считается признаком дурного тона сидеть женщине нога на ногу. И это только один из множества нюансов. Ну что же, в этом случае общей инструкцией, как стать культурным человеком, тебе не ограничиться: ищи основы именно делового этикета. И чем быстрее ты его изучишь, тем быстрее приживёшься на новом рабочем месте.

  • Культура как составляющая личных отношений

Вполне возможна и такая ситуация, что раньше ты даже не задумывалась о своей культуре: круг твоего общения и место работы были привычными и соответствующими твоему уровню. И вдруг ты встретила мужчину своей мечты, но он… Он такой… такой… Короче говоря, ты обнаруживаешь, что вы словно с разных планет: он интеллигентен, галантен, культурен, и ты боишься в его присутствии что-то сделать не то. Но между вами всё так серьёзно, такие чувства, такая любовь! А ведь нужно идти с его родителями знакомиться. Тогда вполне понятно твоё желание повысить уровень своей культуры. Причём твой мужчина может и выступать для тебя учителем. Не нужно бояться показаться смешной и нелепой: если он тебя любит, он с радостью будет заниматься тобой этикетом. Ведь наверняка эти занятия понравятся вам обоим.

Возможно, тебя побудили стать культурной и интеллигентной совершенно другие причины, не указанные здесь. Так или иначе, проанализируй их и сделай соответствующие выводы, какую именно сторону этикета тебе нужно изучать изначально. А пока давай займёмся общими рекомендациями для первых шагов на этом сложном пути.

В зависимости от причин, побудивших стать культурным человеком, каждый пойдёт своей дорогой, но первые шаги будут у всех одинаковыми. И мы поможем тебе их осуществить.

  1. Постарайся объективно оценить уровень своей культуры: ты вообще не знакома с этикетом, только что приехала из деревни в город? Или всё-таки тебе стоит просто обновить свои уже имеющиеся знания по этому вопросу? Пройди один многочисленных тестов и сделай соответствующие выводы.
  2. Если всё очень запущено, тебе потребуются профессиональные курсы или даже личный учитель, чтобы ты могла общаться с ним «вживую», что называется. Если же какая-то основа уже есть, достаточно будет изучить один из интересующих тебя разделов этикета: деловой, межличностный, корпоративный, за столом и т. п.
  3. Не нужно за один вечер прочитывать всю книжку или просматривать весь видеокурс целиком. Так ты ничего не запомнишь, и в голове у тебя будет каша. Прочитала главу на ночь - повтори её на следующее утро - закрепи её днём (или вечером) на практике. И не переходи к чтению следующей главы, пока не отработаешь на практике эту.
  4. Помни, что культурный человек - это не только внутреннее состояние, но ещё и соответствующий внешний вид. Даже если ты будешь вежлива, предупредительна, освоишь правила делового этикета, но будешь ходить на работу в старых джинсах, статус культурного человека тебе не светит.

Теперь ты знаешь, с чего именно нужно начать освоение азов этикета и как стать культурным человека, к которому в обществе, несомненно, отношение гораздо лучше. Найдя в себе силы пройти этой дорогой до победного конца, ты убедишься в том, что, начиная с желания сделать себе карьеру путём культуры, ты улучшила все сферы своей жизни. Ведь культура - это общечеловеческая ценность, которая так украшает любую девушку и на работе, и дома, и на улице.

Древние римляне называли культурными тех, кто окружал себя достойными попутчиками среди вещей, людей и мыслей. Немецкий философ Гегель наделял культурного человека универсальными способностями, характерными для всех остальных. Что сегодня значит быть культурным человеком – в этой статье.

Что значит быть культурным и цивилизованным человеком?

Такого человека нередко называют воспитанным и интеллигентным, ведь только такой может идеально вести себя в обществе с точки зрения общепринятых норм морали. Если он соблюдает этакий обывательский кодекс чести, то для общества в любой ситуации будет оставаться культурным человеком, а вот наедине с собой, то есть за «закрытыми дверями» может быть кем угодно – тираном, деспотом, маргиналом и пр. Выйдя за пределы своего жилища, у культурного человека должен автоматически включаться тумблер самоконтроля по соблюдению общепринятых ритуалов и правил . Если к данным характеристикам культурного человека прилагалось еще и хорошее образование, то в глазах окружающих он поднимался до уровня интеллигента. В принципе, другие требования к «культурному человеку» общество не предъявляло.

Как менялось понятие о культуре?

Однако, само понятие «культура» в ходе развития человечества претерпевало различные изменения. Сначала оно больше относилось к сельскохозяйственной науке, что находит отражение в трактовке толкового словаря Ушакова: «культурный человек» – человек «возделанный». С развитием мировой урбанизации и появлением «городской культуры» термин стали рассматривать в контексте передаваемой из поколения в поколение информации. Это и традиции, и обычаи, и социальные нормы, и правила, которые регулируют поведение живущих ныне и тех, кто придет после них. То есть к качествам культурного человека стали относить способность усваивать и анализировать большой объем информации, умение ее трактовать и выстраивать причинно-следственные связи.

История показывает, что многие выдающиеся личности были культурными людьми. Они обладали энциклопедическими знаниями, а их мастерство отличалось исключительным совершенством. К таковым несомненно можно отнести Леонардо да Винчи – великого художника, инженера и ученого. Возможно, именно в связи с этим появилось выражение: «Талантливый человек талантлив во всем». Сегодня возможности культурного человека необычайно выросли. Но основные характеристики базируются на тех же постулатах: знаниях, их объеме и глубине, умениях, их высокой квалификации и мастерстве, а также нравственном и эстетическом воспитании и самоконтроле.

Признаки культурного человека

  1. В первую очередь это внешние признаки. Культурный человек всегда следит за своим внешним видом. Он хорошо и по ситуации одет, грамотно говорит, соблюдает правила этикета и нормы поведения в обществе.
  2. К чертам характера такого человека относят вежливость, доброту, ответственность, искренность и великодушие, уверенность в себе и умение владеть своими эмоциями. Его отличает чувство меры и такта, толерантность, отсутствие хамства, сострадание и готовность прийти на помощь.
  3. Тем, кто интересуется, каким должен быть культурный человек, стоит ответить, что высокоразвитым, образованным и эрудированным. Он открыт ко всему новому и готов учиться и расти. Он умеет созидать и ценить прекрасное.
  4. Такой человек умеет работать в команде и готов сотрудничать с другими людьми. Он умеет жертвовать собой ради высоких целей.
  5. Предан Родине и ее культуре, чтит ее историю, народ и национальные традиции.

Таким образом, культурным человеком можно назвать того, кто соблюдает нормы поведения в цивилизованном обществе, но при этом остается

Классный час по теме:
«Кто такой культурный человек?»

Учитель: 2014 год объявлен годом культуры в России. Как вы думаете, почему?
(Что бы повысить уровень культуры в России)
Эпиграфом к нашему классному часу возьмем слова Дмитрия Сергеевича
Лихачева «Культура объединяет все стороны человеческой личности.
Нельзя быть культурным в одной области и оставаться невежественным в
другой. Уважение к разным сторонам культуры, к разным ее формам – вот
черта истинно культурного человека».
Итак, ключевой фигурой является человек. Как повысить уровень культуры
человека? Какими качествами должен обладать человек, что бы его можно было
назвать культурным?
Ответы на эти вопросы мы будем искать сегодня на нашем классном часе,
который мы проведем с элементами диспута.
Высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачева будет служить гипотезой нашего
классного часа, которую мы должны либо доказать, либо опровергнуть.
Хочу обратить ваше внимание на слова истинно культурного человека. Это
понятие волнует многих, в том числе и самых маленьких граждан России.
(видеофрагмент) Дети о культуре
Этот вопрос – основной вопрос, над которым мы будем сегодня работать.
Итак,тема нашего классного часа «Кто такой культурный человек?»
Цель: доказать или опровергнуть гипотезу, составить портрет культурного
человека.
Учитель: Перед нами вопросы, на которые мы должны дать ответ.
Итак, первый вопрос.
.Верно ли что, если человек образованный, то он культурный?
И мы предоставляем слово 1 исследовательской группе.

Ученик: Мы бы хотели сначала поинтересоваться у своих одноклассников, что
они думают по данному вопросу. Всегда ли образованный человек является
культурным?
(Ответы учащихся.)
­ Образованный – начитанный, а значит культурный
­ Образование и культура как две сестры, они неразлучны
­Культурный человек не может быть не образованным.
Ученик: Мы согласны с вашей точкой зрения, но в любом деле есть свои
исключения. И мы бы хотели предложить вам ситуацию……
Случай в музее….
Гид: Проходите, побыстрее пожалуйста, располагайтесь так, чтобы вы не
заслоняли попадания света с моей стороны, а еще не стойте у меня за спиной, я
этого не приемлю. На картине представленной в виде прямоугольного формата
видно изображение женщины в темной одежде, которая находится в положении
вполоборота. Она сидит в кресле, а руки ее сложены вместе, одна рука опирается
на подлокотник кресла, а другая находится сверху первой. Лицо моны Лизы
отражает моду кватроченто: у Моны Лизы выбриты брови вместе с волосами на
верхушке лба.
Ученик: Я не расслышал, как она сказал, какая мода? Гид: Кватроченто… фу…
бескультурье! Художник представил Мону Лизу в сидящем положении на фоне
прекрасного пейзажа и уже при первом взгляде ассоциация ее сильно
увеличенной фигуры с просматривающей вдалеке большой горы и ландшафтом
придает сразу присутствие необыкновенного величия.
(В это время ученик подходит близко к картине и пытается рассмотреть). Гид:
Отойдите немедленно от картины, если каждый будет практически водить носом
по картине, от нее ничего не останется.
Ученик: Но я не трогал картину, я просто подошел поближе у меня зрение
слабое.
Гид: Ну если у вас нет зрение, зачем вообще ходить по музеям. Лежите себе в
больничке и пытайтесь рассмотреть обои на стенках. Проходим дальше.
Ученик: Вот одна из ситуаций, которая показывает, что образованный человек
может быть не воспитанным и соответственной некультурным.

Ученик: Если вообще анализировать ситуацию, то Экскурсовод первоначально
повела себя неправильно. Вся ее речь сводилось к показу завышенной
самооценки, излишнего жеманства. Я бы не хотела попасть к такому
экскурсоводу.
Ученик: Она не только неприятна согласно стиля разговорной речи и ее жестов,
но еще и оскорбительного тона в адрес одного из посетителей музея. Это
вообщем говорит о ее бескультурие.
Ученик: Но это очень редкое исключение и это радует. Ну а в целом образование
конечно влияет на формирование культуры, не зависимо какой человек
профессии и какой у него социальный статус.
Итог (итак, мы пришли к выводу, образование влияет на формирование
культуры человека)
Второй вопрос.
2.Считаете ли вы, что если человек ведет здоровый образ жизни, то он
культурный?
Слово 2 исследовательской группе.
Демонстрация презентации.
Ученик: Человеку здоровому радостно смотреть на окружающий мир, он уверен
в своих силах, удовлетворен тем, что и как он делает, знает что и для чего
делает, верит в удачу, в успех, с поднятой головой идет в будущее. Спорт
способствует тому, что формы и оттенки поведения и общения человека
становятся шире, богаче. Это очень важно.
Итог (надеюсь всем понятно, что соблюдение ЗОЖ является одним из
показателей культуры человека)
Третий вопрос
3. Всегда ли можно судить по поведению человека о его культуре?
Учитель:По этой проблеме у нас работала третья группа. Вам слово.

Ученик: Чтоб разобраться в этом вопросе, мы сначала выясняли что же такое
культура поведение человека со всех точек зрения.
Ученик: Культура поведения, культура речи, культурный человек...Мы часто
пользуемся этими понятиями, но какой смысл мы включаем в них?
Авторы книги "Язык и культура", Е.М.Верещагин и В.Г.Костомаров,
утверждают, что сегодня в научной литературе определений понятия "культура"
более 200!Обратимся к Толковому словарю. Здесь дано шесть определений слова
"культура".Нас более всего интересует третье его значение.
Ученик: Культура это ­ "Просвещенность, образованность, начитанность.
Наличие определенных навыков поведения в обществе; то есть воспитанность..."
Ученик: Ну к культуре поведения относятся и Правила хорошего тона, культура
речи, этикет.
Ученик: Но очень часто в общественных местах люди, даже очень образованные,
ведет себя, мягко говоря, неприлично.
(Видеоролик)
Ученик: Но правила поведения в разных странах разные. Согласно нормам
поведения своей страны, я в полнее культурный человек, знающий как себя вести
в общественных местах, но попав на территорию другой страны, я могу оказаться
сугубо бескультурным человеком и даже хамом.
Ученик: Небольшой экскурс по странам нашей планеты.
Демонстрация презентации.
Ученик:Мы делаем вывод что по поведению человека не всегда можно судить о
его культуре.
Итог (Не всегда правильное поведение говорит о культуре человека, а по
истине культурный человек должен знать и владеть правилами поведения в
обществе)
Четвертый вопрос.
4.Влияет ли религия (вера) на культуру человека?
Учитель: Итак, слово вам, дорогие историки, так именовала себя последняя
группа.

Ученик: Давайте вместе словесно и наглядно ознакомимся с видами религии и
ее влияние на культуру человека.
Демонстрация презентации
Ученик: Являясь неотъемлемой частью культуры, религия определяет традиции,
обычаи, некий культурный "фундамент". Но и не только. К примеру,
удивительно, но факт: в обиходе человек каждый день использует, сам того не
замечая, библейские фразеологизмы ­ не от мира сего, козел отпущения... Вот
как религия влияет на культуру через язык. А ведь наш язык, наша речь
неразрывно связаны с мировоззрением. За более чем тысячелетнюю историю
христианства на Руси, в нашем мировоззрении прочно закрепились не только
свойственные христианству традиции, но и моральные и культурные ценности.
Учитель: И прежде чем мы сделаем вывод по теме нашего классного часа «Кто
эе такой культурный человек?», я бы хотела провести с вами игру, которая
называется«Волшебный магазин»
Учитель говорит: «Представьте себе, что вы пришли в магазин. Магазин, в
котором есть все человеческие свойства, чувства, поступки, проблемы,
способности, умения. Все это можно «купить» в обмен на то, что вам не нужно,
что вы считаете для себя лишним, ненужным, вредным. Обязательно нужно
описать то, что «продаешь», и то, что «покупаешь».

Итог(Итак, религия влияет на сознание человека, а значит и на
формирование внутренней культуры человека)
Учитель: На все вопросы вы дали ответ, осталось ответить на последний вопрос
Кто такой культурный человек? Давайте посмотрим что думают по этому
вопросу учащиеся нашей школы.
Видеоролик «Кто такой культурный человек»
Учитель: А теперь подведем итог. Согласны ли вы с высказыванием Лихачева, с
его многогранным определением культурного человека?
Учитель: А теперь, предлагаю Вам коллективно создать свою модель
культурного человека, модель к которой Вы должны стремиться.
Учитель: Перед вами карточки, на которых вы должны написать основные
качества, которыми должен обладать культурный человек.

(после того как написали)
Итак,
Культурный человек это…….
­ образованный,
­ интеллигентный,
­ ведущий здоровый образ жизни (хочу дополнить заботящий о своем здоровье
и здоровье окружающих, соблюдающего экологическую культуру, надеюсь
вы со мной согласны)
­соблюдающий этические нормы,
­ духовно­нравственный,
­ толерантный,
­ патриот.
Учитель: А я хочу добавить, что культурный человек должен идти в ногу со
временем, повышать уровень своего развития. От культуры каждого человека
зависит культура всей нации. Спасибо за работу.