Как писать темперными красками. Темперные поливинилацетатные краски Темперные краски пва

Натуральные (разбавленный водой желток цельного куриного яйца, соки растений, редко - только во фресках - нефть) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея , полимеры). Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как письмо тонким слоем, лессировками, так и густое пастозное письмо.

Темперные краски - одни из древнейших. До изобретения и распространения масляных красок вплоть до XV-XVII вв. темперные краски были основным материалом станковой живописи . История использования темперных красок насчитывает более 3 тысяч лет. Так, знаменитые росписи саркофагов древнеегипетских фараонов выполнены темперными красками. Темперной в основном была станковая живопись византийских мастеров. В России техника темперного письма была преобладающей в искусстве вплоть до конца XVII века.

В настоящее время промышленным способом изготавливаются два вида темперы: казеиново-масляная (связующим является водный раствор казеина с добавками) и поливинилацетатная (ПВА , связующее - эмульсия синтетической поливинилацетатной смолы). Темпера на основе ПВА более проста в употреблении, разводится водой, не желтеет, но её существенный недостаток состоит в том, что со временем она имеет тенденцию к растрескиванию. В связи с этим долговечность реставрационных работ, выполненных темперой ПВА, всегда вызывает большие сомнения. При высыхании темпера изменяет тон и цвет, поверхность произведений, выполненных в этой технике матовая. Высохшая краска водостойка, поэтому темпера используется и в монументальной живописи . В торговой сети предлагается широкий ассортимент сухих пигментов для самостоятельного приготовления из них темперных красок; темпера, приготовленная самим художником по несложным технологиям непосредственно перед использованием её в работе, является наиболее качественным и долговечным красочным материалом, что подтверждено многовековой практикой.

Темпера по левкасу на деревянной основе с использованием натуральных пигментов - традиционная техника иконописи , где она используется приготовленной на желтке или смеси желтка с варёным маслом или масляным лаком . Техника древнерусских иконописцев нашла своё продолжение в творчестве мастеров лаковой миниатюры (Палех , Мстёра, Холуй). По увлажнённой штукатурке (извести) темперой с древнейших времён выполняются настенные росписи.

Литература

  • Изаксон А. Учитесь писать темперой // Художник. 1961, № 1. С.54-56.
  • Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. М., Искусство, 1961.
  • Лактионов А., Виннер А. Русская темперная живопись // Художник. 1961, № 12. С.26.
  • Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. - М .: Педагогика, 1983. - С. 196, 379-380. - 416 с. - 500 000 экз.

Ссылки

  • Рецепты приготовления натуральных темперных красок из минералов

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Темпера" в других словарях:

    - (итал. tempera, от temperare смешивать краски), живопись красками, связующим веществом в которых являются эмульсии из воды и яичного желтка, а также из разведённого на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом (или с… … Художественная энциклопедия

    - (ит.). 1) все, что входит жидкого в живописные краски. 2) особый род живописи. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТЕМПЕРА ит., от tempera, всякая жидкая смесь для сухих красок. Род живописи красками,… … Словарь иностранных слов русского языка

    - [тэмпера], темперы, жен., а также нескл. (итал. tempera) (живоп.). 1. Минеральные краски, тертые на яичном желтке, жидком клее, меде и иных эмульсиях, употр. в живописи до изобретения масляных красок и снова вошедшие в употребление в новейшее… … Толковый словарь Ушакова

    - (итальянское tempera), живопись красками, связующим веществом которых служат эмульсии натуральные (цельное яйцо, желток, соки растений) или искусственные (водный раствор клея с маслом и т.д.) … Современная энциклопедия Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    темпера - темпера. Произносится [тэмпера] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    темпера - На протяжении многих столетий на Руси иконы писали в технике желтковой темперы (яичная темпера или просто темпера). Вообще ТЕМПЕРА – живопись красками, в которых пленкообразующим веществом чаще всего является эмульсия яичного желтка в воде;… … Словарь живописи и реставрации

Темперные краски можно без преувеличения назвать одним из самых древних художественных материалов. Ими люди рисуют уже более 3500 лет. Именно такими красками расписывались саркофаги древних египтян, именно их предпочитали древнерусские иконописцы, именно ими рисовали величайшие мастера истории: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Эти краски требуют определенных навыков, и вместе с тем только благодаря им можно добиться наиболее естественного цвета.

В чем преимущество темперы?

Самое главное достоинство темперных красок - это их долговечность. На самом деле к этому выводу пришли сравнительно недавно. Все началось с того, что в 16 веке появились масляные краски, которые высыхали не так быстро и давали возможность сделать более плавные переходы. В результате темпера была практически забыта. И только спустя столетия выяснилось, что масло имеет склонность желтеть и выгорать, а те же египетские саркофаги и иконы, написанные темперой, между тем сохраняли первозданную яркость

  • Темперные краски немного меняют тон при высыхании. Поэтому, если вы хотите внести какие-либо исправления, лучше смочить корректируемое место водой и немного подождать.
  • Для того чтобы готовая работа приобрела насыщенность и прозрачность, ее рекомендуется покрыть лаком. Делать это стоит не ранее, чем через 20 – 30 дней. До этого желательно покрыть работу 4% раствором желатинового клея.
  • Картину нельзя хранить при температуре ниже нуля, так как краска расслаивается. Нагревание тоже плохо влияет на структуру эмульсии. Оптимальная температура - комнатная.

Этот вид красок используют уже более 3 тысяч лет – именно их веками применяли в станковой живописи, широко использовали в иконописи. Саркофаги фараонов древнего Египта расписаны ими. Микеланджело и Леонардо да Винчи, Рафаэль и Коррэджо использовали ее при написании своих работ. Масляные краски при своем появлении на некоторое время стали более популярны среди профессиональных художников, темперные же продолжали жить в народной росписи.

Разницу показало время – когда картины, написанные маслом, тускнеют, темнеют, полотна, выполненные темперой, сохраняют яркость и насыщенность оттенков.

Что представляют собой темперные краски?

Название возникло от сочетания «смешивание красок» (от латинского «temperare»), так как этот тип краски, как раньше, так и сейчас, получают путем смешивания составляющих. Темперная краска состоит из нескольких компонентов – порошковый красящий пигмент в основе, связующее вещество (один из нескольких вариантов – натуральный или искусственный), масло, вода.

При смешивании в нужной пропорции, получается густая однородная масса, легко смешивающаяся с водой для получения более светлого оттенка или выполнения более тонкого письма, лессировки. Многообразие приемов и текстур, возможных с использованием темперы, делает работу художника действительно творческой. Темперные краски позволяют писать в разных техниках, на различной основе – холст, дерево, картон, бумага – самые распространенные из современных основ для темперной живописи.

Какие темперные краски купить?

По своему составу темперные краски отличаются по связующему компоненту, определяющему свойства и внешний вид готового произведения. В качестве эмульсии используют:

  • Целое яйцо или только его желток, разведенные водой;
  • Казеиново-масляная, (здесь растительное масло используется для разведения казеина, высыхая впоследствии);
  • ПВА (поливинилацетатная);
  • Акриловая;
  • Восково-масляная.

Яичную готовят в домашних условиях, остальные – промышленным способом.

Использование различных эмульсий делает более разнообразной и текстуру готового произведения. Например, можно купить темперные краски с акрилом в качестве эмульсии матовые, полуматовые или глянцевые. Традиционная яичная смесь будет после высыхания иметь более бархатистую текстуру. А выполненное восково-масляной темперой произведение не требует дополнительного покрытия (воск отлично справляется с защитной функцией). Какие темперные краски купить – зависит от эффекта, который художник стремится получить в итоге.

Преимущества покупки темперных красок

Изготавливаемые ранее самостоятельно художниками в домашних условиях, темперные краски сейчас производятся в промышленных масштабах. Краски домашнего приготовления имеют меньший срок хранения, чем фабричные. В домашних условиях их, как правило, готовят из яйца (или только желтка) на один раз.

Промышленное производство темперы решило целый ряд вопросов – точное соблюдение пропорций позволяет получать стабильные предсказуемые оттенки, тубы более компактны, их удобно использовать. Увеличение срока хранения позволяет приступать к работе и заканчивать ее, не ориентируясь на количество заготовленной краски. Кроме того, у художника снижается количество подготовительных работ и больше времени остается для непосредственного творчества.

Сегодня купить темперные краски можно готовыми как в наборах, так и в отдельных тубах. Кроме уже описанных, есть и другие преимущества использования этого вида красок:

    Легко и плотно ложатся, обеспечивая равномерное покрытие, четкую детализацию;Используются для разных поверхностей;Широкие возможности письма в разных техниках;Разнообразие эмульсий позволяет еще более расширить возможности художника;Не трескаются со временем;Сохраняют цвет и оттенки столетиями, не изменяясь (некоторые виды эмульсии потребуют дополнительного лакирования для долговечности);Яркие насыщенные цвета, удобные и интересные в творчестве.

Учитывая количество преимуществ современной темперы, неудивительно, что эта разновидность красок пользуется такой популярностью среди современных художников. Купить темперные краски нужных оттенков, в требуемом количестве, у которых срок использования не ограничивается сутками, безусловно, проще, чем изготовить.

Как сохранить высокое качество красок?

Несмотря на то, что срок хранения темперных красок, купить которые можно прямо на сайте, существенно выше, чем приготовленных дома, необходимо соблюдать некоторые условия, чтобы сохранить качественные показатели, структуру и иметь возможность полноценно использовать в своем творчестве.

Качественная краска, независимо от типа эмульсии представляет собой густую однородную смесь, которая не расслаивается, не густеет и не имеет неприятных запахов после хранения в тубе. Если при открытии тюбика, обнаружится один из перечисленных недостатков – не стоит его использовать – краска или низкого качества, или хранилась в неправильных условиях, или истек срок годности.

В таком случае купить темперные краски этого оттенка, скорее всего, придется снова, поэтому важно изначально выбирать надежного производителя и магазин, а также соблюдать правила хранения после покупки. Замораживать или перегревать такую краску нельзя, идеальная температура для нее – комнатная. Также, не стоит оставлять под прямыми солнечными лучами – от этого нарушается структура темперы.

Некоторые виды темперной краски могут незначительно изменять оттенок после высыхания – это зависит от типа эмульсии, но ни одна из них не растрескивается со временем.

Современная основа для письма темперой

Разнообразие интересов современной творческой личности может не ограничиваться одним или двумя видами рабочего материала. Пейзаж на холсте, роспись на шкатулке, миниатюра на камне – одной из самых широких областей применения обладает темпера. Одинаково хорошо ложится и на деревянную поверхность, и на холст, и на камень. Универсальная профессиональная краска удовлетворит запросам самых требовательных художников.

Темперная краска, или как ее еще называют темпера, изготовленная на основе эмульсионного связующего и пигмента. Название происходит от латинского слова «темпере», что переводится как «смешивать».

Темперные краски использовались еще до появления и имели широкое распространение. Например, они были совершенно незаменимы в иконописи. Их история насчитывает более 3500 лет.

Связующая темперных красок состоит из трех элементов: воды, различных видов клея, который варьируется от вида темперы, и масла. К эмульгирующим веществам относят , белок и желток яйца, гуммиарабик, декстрин и мыло. Клеевой раствор при соединении с частицами масла создает эмульсию. В таком состоянии масло делает краски эластичными и не дает им растрескиваться.

По своим свойствам темпера – нечто промежуточное между клеевыми и масляными красками. Ее также можно разводить водой, как и маслом. А работать ей можно и на бумаге, и на холсте. В принципе они применимы для любого вида поверхности, а вот кисти лучше использовать мягкие и эластичные. По форме же рекомендуются плоские кисти или круглые.

К основным преимуществам темперы можно отнести скорость ее высыхания, которая значительно ускоряет процесс , и ее удивительную стойкость – работы, выполненные темперой, сохраняют свою яркость на протяжении мноих веков.

Сегодня темперные краски изготавливаются промышленно и продаются в наборах.

Виды темперных красок

Исходя из компонента, на основе которого изготавливают эмульсию для разведения темперы, различают яичную, казеиново-масляную и гуммиарабиковую темперу, которую также называют клеевой. Другими словами, название краски получается от связующего, используемого для «затирания» сухого пигмента.

Яичная темпера была особенно распространена в средние века и долгое время применялась даже после появления масляных красок. Краска, приготовленная на яичной основе, легко растворяется, смешивается и практически не изменяет свои цвета при высыхании, не светлея и не темнея. Работы, выполненные яичной темперой, очень долго сохраняют насыщенность и яркость цвета.

Казеиново-масляная темпера – это водорастворимая краска, которая состоит из мельчайших пигментов, смешанных с эмульсией из льняного масла и водного раствора казеина. Этот вид краски подразумевает работу на грунтованном холсте, картоне и дереве. После высыхания она быстро твердеет и прочно пристает к основанию. На сегодняшний день это самый распространенный вид темперы.

Гуммиарабиковая, или клеевая, темпера имеет в своей основе клей, например, ПВА. Ей рекомендуют работать не только на бумаге, картоне и фанере, но и на линолеуме, штукатурке, бетоне, стекле. Однако клеевую темперу не следует смешивать с другими видами красок.

Художественные темперные поливинилацетатные краски завода "Невская палитра" изготавливаются на основе высококачественных органических и неорганических пигментов и поливинилацетатной дисперсии. Темперные краски являются традиционным материалом для живописи, а также для декоративно-дизайнерских работ. Легко наносятся на бумагу, картон, дерево, холст. При высыхании краска образует эластичный, непрозрачный и несмываемый слой.

«Мастер-Класс»

Темперные поливинилацетатные краски «Мастер-Класс» предназначена для станковой и монументальной живописи, а также декоративно-оформительских работ по различным поверхностям. Темперные краски «Мастер-класс» представляют собой суспензии пигментов и наполнителей в поливинилацетатной дисперсии с различными добавками. Они легко наносятся на бумагу, картон, дерево. При высыхании образуют эластичную, непрозрачную, несмываемую пленку. Палитру темперных красок «Мастер-класс» составляют 23 ярких интенсивных цвета.

Темперные краски «Мастер-класс» выпускаются в тубах объёмом 46 мл, а также в наборах по 10 цветов в тубах объёмом 46 мл и 12 цветов в тубах объёмом 18 мл.