Как быстро воспринимать информацию. Как замедлять время и наслаждаться жизнью

Пока дочитал параграф — половина вылетела из головы... Знакомо? С этой проблемой сталкиваются почти все школьники и студенты. Дело в том, что мозг человека не запрограммирован на зубрёжку, а большую часть того, что написано в учебнике, он вообще воспринимает как шум — бесполезную информацию, которую не стоит сохранять в памяти. Но если вы знаете, как работают эти механизмы, то сможете научиться контролировать этот процесс и поймёте, как запоминать прочитанное с первого раза.

Наука памяти

Прежде чем какая-то информация попадает на наш "винчестер", она проходит сложный путь и подвергается многоуровневой обработке. Первым эти механизмы изучил и описал немецкий учёный Он выделил 4 основных процесса сохранение, воспроизведение и забывания.

Как лучше запомнить прочитанное? В этом деле ключевое значение имеют первые два этапа. Поэтому именно их стоит рассмотреть подробнее.

Запоминание - это непроизвольное запечатление того, что воздействовало на органы чувств. При этом какое-то время в коре головного мозга сохраняется некий след от возбуждения, вызванного электрическими импульсами. Говоря простым языком, всё, что мы видим, слышим и ощущаем, оставляет физические следы в нашем мозге.

Это может происходить по-разному. Ещё в раннем детстве у ребёнка активизируется процесс непроизвольного запоминания. Все мы храним моменты и факты, которые не пытались запомнить: прогулку в парке в 5 лет, первое свидание, кадры из любимого фильма... Интересный феномен заключается в том, что не всё мы помним одинаково хорошо. Почему так происходит?

Всё зависит от силы электрических импульсов, поэтому лучше всего мы запоминаем лишь определённые виды информации:

  • то, что имеет жизненно важное значение (боль, когда подносишь руку к огню);
  • необычные, яркие события и образы (яркий костюм актёра на карнавале);
  • информация, которая связана с нашими интересами и потребностями (рецепт вкусного блюда);
  • ценные знания, необходимые для нашей деятельности и осуществления целей (правильные ответы теста).

На 90 % то, насколько хорошо какая-то информация фиксируется в памяти, зависит от нашего восприятия. В первую очередь отпечатывается то, что вызывало сильные эмоции (как позитивные, так и негативные) или интерес.

Кроме того, существует преднамеренное запоминание — как раз тот процесс, при котором мы сознательно стараемся "записать" определённую информацию, например даты из учебника истории или важный номер телефона.

Сохранение - это процесс обработки, преобразования и закрепления новой информации в определённых отделах мозга.

Сперва все сведения попадают в некий "буфер", оперативную память. Здесь материал хранится в течение короткого времени в первоначальном виде. А вот на следующем этапе информация подвергается обработке, связывается с уже известной, упрощается и переходит в долговременную память. Сложнее всего не допустить искажений, не дать мозгу добавить несуществующие факты или "выкинуть" ключевые моменты. Зная всё это, гораздо проще понять, как запоминать прочитанное с первого раза.

Ставим чёткие цели

Даже если вы читаете очень внимательно и вдумчиво, перелистнув страницу, вы едва ли сможете подробно пересказать то, о чём только что узнали.

Ещё в XIX веке югославский психолог П. Радоссавлевич провёл любопытный эксперимент. Задача, которая стояла перед испытуемым, заключалась в заучивании бессмысленных слогов. Обычно для этого требовалось несколько повторений. Затем цель изменилась — теперь нужно было просто читать написанное. Испытуемый сделал это целых 46 (!) раз, но когда экспериментатор попросил повторить ряд наизусть, он не смог этого сделать. Зато как только понял, что их нужно было выучить — потребовалось всего 6 раз пробежаться взглядом по слогам, чтобы безошибочно пересказать их. О чём это говорит?

Здесь тоже есть свои хитрости. Основную цель нужно разбивать на более специализированные задачи. Проще говоря, вы выбираете, на чём концентрироваться. В одном случае достаточно выделить основные факты, в другом — их последовательность, а в третьем — запомнить текст дословно. Тогда мозг уже при чтении начнёт создавать "крючки", которые помогут запомнить нужную информацию.

Создаём комфортную обстановку

А мы продолжаем обсуждать, как запомнить прочитанный текст с первого раза. В первую очередь стоит оглянуться по сторонам в поисках "раздражителей". В шумной аудитории или общественном транспорте внимание рассеивается, и иногда вы даже не осознаёте, что написано в учебнике.

Для того чтобы полностью погрузиться в процесс, желательно расположиться в тихой комнате или найти уединённое местечко где-то на природе — там, где вас ничто не будет отвлекать.

Заниматься желательно в утренние часы, когда голова ещё максимально чиста и новая информация усваивается гораздо быстрее.

Обсуждаем с друзьями

Хотя многие не любят пересказы на школьных уроках литературы, это — один из самых эффективных способов, как лучше запомнить прочитанное. Когда вы проговариваете то, о чём недавно читали, мозг задействует сразу два канала запоминания и воспроизведения — визуальный и аудиальный (слуховой).

Учимся правильно читать

Если вы хотите знать, как научиться запоминать прочитанное с первого раза, прежде всего стоит поработать над техникой чтения. Не забывайте, что огромную роль в запоминании имеет зрительная память: вы мысленно "фотографируете" страницу, а если не можете что-то вспомнить — стоит лишь представить её, и нужная информация сама всплывёт в голове. Но как этого добиться?

  1. Не начинайте сразу вчитываться в каждое слово, а попробуйте охватить взглядом всю страницу целиком.
  2. Повышайте скорость чтения. Доказано, что чем быстрее человек изучает текст, тем эффективнее усваивается информация. Старайтесь расширять область фокусировки, чтобы "выхватывать" взглядом не одно, а хотя бы 2-3 слова. Кроме того, можно записаться на курсы скорочтения, где вас научат
  3. Когда замечаете, что отвлеклись и пропустили какой-то фрагмент, ни в коем случае не возвращайтесь к нему, чтобы перечитать. Такие "скачки" мешают целостному восприятию материала. Лучше изучить параграф до конца, а затем перечитать ещё раз полностью.
  4. Отучитесь от привычки мысленно проговаривать предложения или шевелить губами. Из-за этих детских привычек мозг не может сосредоточиться на тексте, а тратит часть ресурсов на поддержку вашего "внутреннего диктора".

В первые 3-4 часа будет непривычно и трудно. Но как только вы перестроитесь, увеличится не только скорость чтения, но и количество информации, которую вы будете запоминать уже с первого раза.

Пишем конспекты

Ещё один вариант, как запоминать прочитанное с первого раза. Если не просто пробежаться глазами по тексту, а проработать материал и хотя бы кратко записать основные моменты, впоследствии по этим пометкам вы легко восстановите в памяти нужную информацию.

Однако важно знать, что и как конспектировать, ведь без определённой системы вы просто запутаетесь в куче обрывочных фактов. Вот несколько методик, которые вы можете использовать:

  • Группировка . Весь материал разбивается на небольшие фрагменты, которые затем объединяются по каким-то признакам (тематике, временному периоду, ассоциациям и т. д.).
  • План . Для каждой части текста (абзаца, главы или раздела параграфа) создаются короткие пометки, которые выступают в качестве опорных пунктов и помогают восстановить полное содержание. Формат может быть любым: ключевые тезисы, заглавия, примеры или вопросы к тексту.
  • Классификация . Оформляется в виде схемы или таблицы. Позволяет распределить различные объекты, явления или понятия по группам и классам на основе общих признаков.
  • Схематизация. С помощью текстовых блоков, стрелочек и простых рисунков демонстрируются связи между различными предметами, процессами и событиями.
  • Ассоциации . Каждый пункт плана или тезис соотносится с привычным, понятным или просто запоминающимся образом, который помогает "воскресить" в памяти остальное.

При этом постарайтесь не увлекаться. Помните, что это не полноценный конспект, а небольшие указатели, которые направят мысли в нужное русло.

5 лучших техник активного запоминания

А теперь перейдём к самому "вкусному" и поговорим о том, как запоминать прочитанное с первого раза даже без подготовки. Возможно, вы уже сталкивались с понятием мнемотехники — это разнообразные приёмы, позволяющие усвоить большой объём информации в сжатые сроки.

1. Визуализация

При чтении вы должны как можно ярче представить себе все события и явления, описанные в тексте. Чем более "живыми" и эмоциональными будут картинки, тем лучше.

2. Креативные ассоциации

Мало кто знает, но придумывать их — целое искусство. Существует 5 "золотых" правил, которых нужно придерживаться, чтобы легко запомнить любую информацию:

  • Не думайте. Используйте первый образ, который пришёл на ум.
  • Ассоциации должны иметь сильную эмоциональную составляющую.
  • Представьте себя главным героем (например, если лимон лежал на столе — попробуйте "съесть" его).
  • Добавьте абсурда.
  • Сделайте получившуюся "картинку" смешной.

Как это работает? Допустим, вы изучаете направления живописи и хотите запомнить, что такое пуантилизм. Вкратце: это одна из разновидностей неоимпрессионизма, где картины состоят из множества ярких точек правильной формы (основоположник — Жорж-Пьер Сера). Какую ассоциацию здесь можно придумать? Представьте балерину, которая измазала пуанты в краске и, кружась в танце, оставляет на сцене картину из разноцветных точек. Движется дальше и случайно задевает ножкой банку с жёлтой серой, которая падает с громким грохотом. Вот и наши ассоциации: пуанты с яркими пятнами — пуантилизм, а ёмкость с серой — Жорж-Пьер Сера.

3. Метод повторения И. А. Корсакова

Этот приём основан на том, что огромную часть информации мы забываем практически моментально. Однако, если повторять материал регулярно, он прочно закрепится в памяти. О чём нужно помнить?

  1. Новую информацию нужно повторить в течение 20 секунд после её восприятия (если речь о большом фрагменте текста — до минуты).
  2. В течение первого дня перескажите материал несколько раз: через 15-20 минут, затем — спустя 8-9 часов и, наконец, по прошествии 24 часов.
  3. Чтобы запомнить прочитанное надолго, необходимо повторить текст ещё несколько раз в течение недели — на 4-й и 7-й день.

Техника очень проста, но в то же время невероятно эффективна. Регулярные повторения дают мозгу понять, что это не просто информационный шум, а важные данные, которые постоянно используются.

4. Метод Цицерона

Полезный приём для тех, кто хочет знать, как запоминать информацию, прочитанную в книгах. Суть довольно проста. Вы выбираете некую "базу" — например, обстановку вашей квартиры. Вспомните, с чего начинается ваше утро, что и в какой последовательности вы делаете. После этого к каждому действию нужно "привязать" какой-то фрагмент текста — опять же, с помощью ассоциаций. Так вы запомните не только суть, но и последовательность изложения информации.

Допустим, изучая параграф по истории, можно мысленно "нарисовать" сцены сражений на прикроватной тумбочке или "отправить" Колумба бороздить просторы ванной.

5. Метод пиктограмм

Приготовьте чистый лист и ручку. Сразу в процессе чтения нужно мысленно отмечать ключевые слова и моменты. Ваша задача — придумать для каждого небольшой рисунок-пиктограмму, которая напомнит, о чём шла речь. Не нужно делать схематичные или, наоборот, слишком подробные картинки, иначе не сможете сосредоточиться на тексте и нормально его запомнить. Когда дойдёте до конца параграфа или главы, попытайтесь, глядя лишь на пиктограммы, пересказать только что прочитанный текст.

Мы часто удивляемся тому, как быстро летит время. Средняя продолжительность жизни в России составляет примерно 71 год, в США - 79 лет. Но некоторые люди живут гораздо дольше и смотрят на мир широко открытыми глазами. Разумеется, не в буквальном смысле.

Все знают о том, что время пролетает незаметно, когда мы занимаемся чем-то приятным. Как известно, счастливые часов не наблюдают. А , когда мы попадаем в какие-то экстремальные или необычные для нас ситуации.

Вспомним фильмы. В них самые опасные для жизни главного героя моменты часто выделяют с помощью замедленной съёмки. И это не просто визуальная метафора. Бывшая первая ракетка мира Джон Макинрой однажды описал это явление таким образом:

Всё замедляется, мяч кажется гораздо больше, и вам кажется, что у вас есть больше времени на то, чтобы его отбить.

Если бы наше представление о том, как идёт время, соответствовало действительности, нам бы не приходилось так часто пользоваться часами. Субъективное время хорошо тем, что его можно контролировать. Хотя бы в какой-то мере. Как обнаружили учёные, на наше восприятие времени влияет два основных фактора: внимание и эмоциональное возбуждение. И вот как можно ими манипулировать.

Подключитесь к настоящему

Как показали исследованияPeter Ulric Tse. Attention and the subjective expansion of time . , когда фокус нашего внимания перемещается на что-то новое, время для нас как будто замедляется. Вспомните ситуации, когда вы попадали в какое-нибудь место, где никогда раньше не были. В этом месте для вас всё было ново, и, скорее всего, вы были полностью сосредоточены на изучении окружающих вас объектов. Потом, когда вы шли назад, вам наверняка казалось, что время шло быстрее.

Очевидно, нельзя дважды впервые пройти по одной и той же улице. Но замедлить субъективное время с помощью внимания можно и по-другому. Чтобы лучше сконцентрироваться на происходящем, нужно просто начать лучше его осознавать. Учёные подтвердилиAviva Berkovich-Ohana. Temporal cognition changes following mindfulness, but not transcendental meditation practice . , что осознанности, которая нужна для того, чтобы научиться полностью присутствовать в настоящем моменте, замедляет субъективное время.

С другой стороны, если вы занимаетесь только одной конкретной задачей, время проходит очень быстро. Как подтвердили нейробиологи, чем больше вы вовлечены в какое-то дело, тем скорее пролетает времяAnthony Chaston, Alan Kingstone. Time estimation: The effect of cortically mediated attention . . Например, в воскресенье вы наконец-то решили оформить детскую комнату или навести порядок в доме, но вдруг понимаете, что день подошёл к концу, а через несколько часов снова нужно будет отправляться на работу.

Поэтому для того, чтобы замедлить или ускорить субъективно воспринимаемое время, следует контролировать то, как много внимания в количественном и качественном отношении вы уделяете определённому объекту или процессу.

Задействуйте эмоции

В ситуациях, которые вызывают у вас сильные , заставляют ваше сердце биться чаще, вы также ощущаете, что время идёт медленнее. Психологи называют это состояние эмоциональным возбуждением.

В ходе одного экспериментаJason Tipples. Facial Emotion Modulates the Neural Mechanisms Responsible for Short Interval Time Perception . исследователи показывали участникам рассерженные или счастливые лица, которые вызывали у испытуемых эмоциональный отклик. Участники подтвердили, что, по их субъективным ощущениям, эти лица им показывали дольше, чем лица безэмоциональные. В действительности время было одинаковым и в первом, и во втором случаях.

Кроме того, во время эксперимента сканирование мозга испытуемых показало различие в активности мозга в тех его частях, которые отвечают за субъективное восприятие времени. Возможно, именно поэтому в решающие моменты соревнования спортсмены чувствуют, что время как будто замедляется.

Другое исследованиеChess Stetson. Does Time Really Slow Down during a Frightening Event . было проведено на более экстремальном уровне. Участникам пришлось испытать на себе состояние свободного падения. Целью эксперимента было сильно напугать участников и проследить их восприятие времени. Как показало исследование, время для них действительно замедлилось (в численных показателях - на 36%). Во время полёта участники не чувствовали эффекта замедленной съёмки, но когда они вспоминали о полёте, им казалось, что он проходил гораздо дольше, чем это было на самом деле.

Это не значит, что для замедления субъективного времени вам нужно совершать прыжки с парашютом. Всё дело в эмоциях.

Выводы

Итак, чтобы время не утекало так быстро, меняйте виды деятельности и постарайтесь более осознанно воспринимать происходящее. Осознанность в целом помогает нам ощутить и насладиться всем, чем мы занимаемся. Или время от времени вы можете устраивать себе эмоциональную встряску. Она работает одинаково хорошо и в позитивном (приятное волнение, возбуждение), и в негативном плане (гнев). Можно совмещать и то, и другое.

Что касается распространённого утверждения о том, что время проходит быстрее, когда занимаешься чем-то приятным, на деле это действительно так. Оказывается, связь между субъективным восприятием времени и удовольствием от деятельности, которой вы занимаетесь в это время, сильнее, чем можно представить. Учёные доказалиAaron M. Sackett. You’re Having Fun When Time Flies. The Hedonic Consequences of Subjective Time Progression . , что она работает и в обратном направлении. Когда мы чувствуем, что время пролетело быстро, мы, как правило, считаем, что провели его как следует.

Иногда нам хочется лучше ощущать настоящее. А иногда - просто повеселиться. Субъективное восприятие времени исключительно ваше, вам и распоряжаться им. И это прекрасно.

Конечно, нам всем хотелось бы усваивать информацию быстро и эффективно.

Касается ли это изучения иностранного языка, незнакомого инструмента или нового вида спорта, ускорение процесса обучения дает множество преимуществ. Но проблема в том, что у нас на это ограниченное количество времени.

Ключ к ускоренному обучению, однако, не в том, чтобы посвятить занятиям большее количество часов, но в увеличении эффективности этого процесса.

Память аналогична сосуду с водой

Представьте, что вам необходимо наполнить ведро водой. Большинство ведер без труда вмещают и удерживают жидкость до тех пор, пока вода не начнет переливаться через край.

Мозг функционирует несколько иначе. Фактически, информация, попадая в память, затем постепенно ускользает из нее. И если сравнивать мозг с сосудом, то это будет скорее дырявое протекающее ведро.

Аналогия с протекающим ведром звучит, конечно, негативно, тем не менее, это абсолютно нормальное явление. И если только вы от рождения не одарены фотографичной памятью, то полезно знать, что человеческий мозг не был предназначен для того, чтобы большие объемы информации, каждый факт, ответ или опыт, который встречался в его жизни.

Как запоминать 90% изучаемой информации

В 60-е годы прошлого века институтом NTL в Бетеле (штат Мейн, США) была описана пирамида обучения, наглядно отображающая эффективность обучения и способность мозга запоминать новые знания.

Как показали исследования, человек усваивает:

  • 5% информации, воспринимаемой через лекции (в университетах, колледжах и т.п.);
  • 10% прочитанной информации (из книг, статей и т.д.);
  • 20% аудио-визуальной информации (приложения, видео и т.д.);
  • 30% информации, воспринятой с помощью наглядных презентаций;
  • 50% изученного в ходе групповых дискуссий;
  • 75% информации, которая применялась на практике (полученные навыки);
  • 90% информации, которая использовалась сразу (а также, если требовалось научить кого-либо еще).

Как происходит обучение у большинства людей?

Книги, аудиторные лекции, видео – это неинтерактивные способы восприятия информации с низкой эффективностью, поскольку порядка 80–95% знаний влетает в одно ухо и вылетает из другого.

Суть вопроса в следующем: вместо того, чтобы принуждать мозг к запоминанию информации с помощью пассивного обучения, лучше направить свои усилия и время на способы, использующие вовлечение в процесс. Результат окажется более выраженным, а время удастся сэкономить.

Это условие означает, что:

  • Если вы учите иностранный язык, отдавайте предпочтение не мобильным приложениям, а общению с носителями языка, поскольку это возможность мгновенной обратной связи в обучении.
  • Если вы хотите привести себя в хорошую форму, то, вместо просмотра тренировочных роликов на Youtube, занимайтесь у персонального инструктора по фитнесу.
  • Если вы хотите играть на музыкальном инструменте, обратитесь к учителю музыки.

По большому счету, к этому все сводится. Это следует признать наиболее “правильным”, хотя и не самым легким подходом в приобретении новых знаний и навыков.

Время или деньги?

Конечно, занятия с индивидуальными инструкторами, учителями и тренерами заметно дороже, чем другие варианты обучения. Однако, оно и гораздо более эффективное.

Например, согласно приведенным выше данным вы можете потратить 1 час на обучение и усвоить 90% материала, и вы можете потратить тот же час и усвоить только 10% материала. Разница в девять раз!

Есть еще такой момент, что индивидуальный инструктор или преподаватель может дать вам совет, опираясь на свой богатый опыт, который будет полезен именно вам. Никакое чтение или просмотр видео никогда не даст такого понимания и разница в эффективности обучения может быть гораздо больше, чем 9 раз.

Резюмируя все вышеизложенное: зная, как усвоить больше информации, мы становимся заметно эффективнее в использовании своего времени. А время, это наш основной жизненный ресурс.


Неделю назад на работе мы с коллегами подняли интересную тему, и по следам нашей дискуссии я решила написать этот текст. В общем, мы в редакции говорили о том, как улучшить работу мозга. Думаю, весной эта проблема терзает многих (а многих - и не весной!), и некоторые способы улучшить собственное соображение мне показались наиболее любопытными.

С чего мы вообще этим заинтересовались

Как и в любой другой редакции, у нас нет какого-то слишком четкого плана действий, большую часть времени мы проводим в поисках вдохновения - а именно в интернете. Время от времени кто-то из нас натыкается на различные тесты (Кто вы в мире животных? Какой вы хлеб?), и мы все радостно их проходим, а затем сравниваем результаты.

А тут что-то на нас нашло, и мы массово пошли проверять собственный интеллект. И были неприятно поражены - во время учебы в университете у каждого из нас показатели были на несколько пунктов выше. То есть что? То есть, с годами мы стали медленнее, хуже соображать.

Справедливости ради могу сказать, что некоторые из нашей редакции (не будем показывать пальцем) и вовсе собственным мозгом не пользуются, так что ситуация складывалась плачевная.

Как заставить мозг работать? Как соображать быстрее и эффективнее? Как принимать решения? Это настолько застопорило нашу работу, что мы углубились опять в интернеты и начали искать различные способы, а потом сразу их опробовали.

Апгрейдим себя

Апгрейд мы начали с того, что выявили различные аспекты интеллектуальной деятельности, а именно:
  • память и концентрация внимания;
  • восприятие информации;
  • решение различных вопросов и задач;
  • воображение;
  • логические цепочки;
  • умение быстро реагировать;
  • умение находить нестандартные решения.
Сразу скажу, что есть способы, которые помогают на 100% загрузить мозг, есть способы, которые прокачивают что-то одно, есть те, что совмещают несколько навыков.

Я советую вам сначала пройти несколько простеньких тестов - никаких ссылок не даю, чтоб не сочли за рекламу, но я надеюсь, вас не забанили в гугле? Тогда вы легко найдете официальные психологические тестирования на каждый вид умственной деятельности, а затем решите, что именно вам нужно развить и прокачать.

Улучшаем память

Памятью мы пользуемся на протяжении всей нашей жизни. Если в какой-то момент не пользоваться ею, то она начинает ослабевать - совсем как мышцы без тренажерного зала и физических нагрузок. Значит что? Правильно, значит нужно почаще запоминать что-то.

Однако, мозги - слишком ценный ресурс для того, чтоб хранить какие-то бесполезные сведения. Ну, по крайней мере, я так считаю, и мои коллеги со мной согласны. А это значит, что вам нужно:

  • учить что-то РЕГУЛЯРНО;
  • запоминать полезные для вас сведения;
  • пользоваться знаниями.
Самый простой способ улучшить память - учить иностранный язык. Любой, лишь бы вам нравилось. Если язык вам действительно нужен, то можно пойти в какой-то учебный центр, а если вы просто хотите понять, как тренировать мозг, то вам подойдет любой сервис для изучения иностранного языка.

Одна из моих коллег в порядке эксперимента в течении недели занималась на одном популярном портале немецким языком, и вот какие у нее результаты:

  • она стала лучше реагировать на какие-либо оперативные задания;
  • улучшилась техника чтения;
  • стала более разговорчивой;
  • отметила улучшение памяти (легче запоминает номера телефонов, задания, планы на день).
Из чего делаем вывод - метод рабочий, а в качестве приятного бонуса у вас будет новый иностранный язык в активе.

Разучивание стихов

Говорят, что это влияет на память, но я бы сказала, что это скорее активизирует мозги. Дело в том, что в любом стихотворении существует огромное количество смысловых линий и образов, и когда мы многократно в процессе запоминания прочитываем эти строки и воспроизводим в своем мозгу эти образы, мы обрабатываем какое-то невероятное количество информации, что позволяет нам нагрузить мозг на все 100 процентов.

Этот метод мы не проверяли, но одна из наших девочек, которая постоянно разучивает стихи с сыном, говорит что это действительно помогает держаться в интеллектуальном тонусе. Верим ей на слово, а вы можете попробовать.

Восприятие информации

У вас в школе был такой предмет, как техника чтения? Или, может быть, вы ходили на курсы по скорочтению? В общем, у нас в редакции оказалось даже двое выпускников таких курсов, и вот что они нам рассказали:
  • нужно учиться видеть предложение целиком, а не последовательно;
  • необходимо привыкнуть пробегать по странице взглядом, вырывая фрагменты текста - это улучшает его распознавание и позволяет читать намного быстрее;
  • лучше всего человек воспринимает хорошо структурированный текст.
Можно найти в интернете тренажер для скорочтения, и иногда тренировать собственные мозги с его помощью. Это действительно поможет в работе - вы сможете быстрее воспринимать информацию, быстрее справляться с работой, и осилите новый детективчик буквально за вечер (это, конечно, минус - но зато быстрее узнаете, что убийцей был дворецкий).

Вопросы и задачи

Это очень простой способ - пробуйте решать время от времени какие-либо задачки, загадки на логику. В течении недели две девочки из редакции занимались тем, что каждое утро в течении получаса решали логические загадки - все они есть в сети, если кто желает. По результатам этой недели можно сделать следующие выводы:
  • это реально работает;
  • если заставить мозг с утра хорошо потрудиться, он потом в течении всего дня работает на 100 процентов;
  • в интернете не так много хороших загадок;
  • это входит в привычку и помогает поднять самооценку.
На работе это отразилось положительно, у обеих девушек улучшился слог и они стали быстрее справляться с привычным объемом работы (для того, чтоб в свободное время опять решать свои загадки).

Развиваем воображение

Как развить мозг на всю катушку? Задавайтесь теми вопросами, которые никогда не приходили вам в голову. Попробуйте доказать или опровергнуть существование:
  • потолочного лампогрыза;
  • инопланетян;
  • компьютеров, которые испытывают эмоции.
Если вы увлекаетесь какими-нибудь творческими занятиями вроде рисования или сочинения небольших рассказов (или даже больших), то попробуйте выполнить несколько работ на сложную несуществующую тему. Опишите свою картину апокалипсиса (например, что будет с Москвой, если её захватят голуби? Или бабули у подъездов?), попробуйте порисовать несуществующие вещи.

Дело в том, что когда нашему мозгу ставятся непривычные задачи, он начинает отыскивать в закромах памяти все сведения, которые так или иначе касаются данного вопроса. В это время устанавливаются новые нейронные связи между разными частями и клетками мозга, что позволяет легко улучшить собственные умственные способности.

Как развить мозг и при этом не слишком себя утруждать? Наполните свою жизнь впечатлениями и событиями! Любое событие, которое мы расцениваем как не очень типичное для нашей жизни, выводит наш мозг на новый уровень. Те люди, которые говорят, что в жизни нужно попробовать все - правы. Попробуйте полеты в аэротрубе, сходите на мастер-класс к хорошему шоколатье, выбросите все юбки из гардероба и ходите только в шортах. Любые безумства хороши (только не забывайте о репутации и здоровье).

Найдите различные тренажеры реакции. Они хороши тем, что заставляют работать наш мозг в непривычном режиме. Ну, посудите сами - где вы еще спасете квадрат от летающих полосок?

Как ни странно, для тренировки мозга подходят и компьютерные игры. Здесь мнения в редакции разделились на мужскую и женскую половину, но я расскажу вам про обе стороны этой медали.

Девушки в нашей редакции (во главе со мной, между прочим) уверены в том, что лучше всего на интеллект влияют обычные казуальные игрушки - например, в известной соцсети. Собирайте цветные камешки, играйте в покер, спасайте мармеладных мишек - это помогает и отвлечься на минутку (а переключаться между различными задачами полезно для мозга), и ставит вас в неожиданную ситуацию.

Во всяком случае, когда мне нужно спасти мармеладных мишек из-под толстого слоя льда, я чувствую себя героем и немножко сумасшедшей, что для меня очень нетипично.

Мужская часть редакции уверена в том, что игры - дело хорошее, если они сложные, серьезные и большие. Танчики, вархаммер, различные РПГ и шутеры - все это, по словам наших мальчиков, развивает реакцию, помогает держать интеллект в тонусе (там, оказывается, нужно не просто стрелять, а еще и тактику иметь), а хорошая графика также помогает отвлечься и воздействует на наши органы зрения.

Ну и последний совет на сегодня - уже лично от меня. Читайте книги, каждая прочитанная книга приближает вас к новым интеллектуальным способностям и умениям. Нагружайте свой мозг на все 100 процентов, и не забывайте о том, что знаний много не бывает.

Существует специальная техника для качественного усвоения текстовой информации, она называется SQ3R. Благодаря этой уникальной технологии, информация подвергается четкому структурированию и осмыслению. Также человек максимально эффективно читает текст, он запоминает информацию, которая соответствует поставленным задачам. Так влияет техника SQ3R на человека и его восприятие текста.

Наименования SQ3R дано определенному методу, который помогает достичь максимального результата в чтении текста. Конечно, речь идет не о тех случаях, когда вы читаете ради удовольствия. Метод применим к тем случаям, когда человек занимается обучением или самообучением, изучает специальную литературу, пытается разобраться в какой-то сложной теме, научной ли профессиональной.

Итак, что же из себя представляет SQ3R, это просто аббревиатура алгоритма работы с информацией. Сам по себе он включает пять этапов: Survey (оценить), Question (задать вопросы), Read (прочесть), Recall (вспомнить) и Review (пересмотреть).

Что же нужно делать для достижения наивысшей эффективности прочтения текста?

Сначала нужно пробежаться по тексту глазами, вы теперь имеете о нем общее представление. Обратите внимание на оглавление, введение, заголовки и подзаголовки, заострите внимание на том, как началась и, как завершилась та или иная глава. Подумайте, насколько может быть полезен этот текст для вас. Если вы осознаете, что он ни в коем случае не может быть полезен, читать его вовсе не стоит.

Теперь переходим ко второму шагу - задайте вопросы. Это нужно для понимания того, каково результата вы ждете от текста, также после таких вопросов будет проще структурировать текст. Далее нужно записать все вопросы, превратить их в некие заголовки и подзаголовки, продумайте цели и задачи текста, каким они могут быть.

Также необходимо использовать вопросы из самого текста и поразмыслить - кто из моих родных, друзей, знакомых заинтересовался бы этим? Теперь сформулируйте цели прочтения данного текста именно для себя.

Читайте текст. Обратите особенное внимание на его части, которые вы отметили, как самые информативные именно для вас. Подумайте, какие части текста отвечают на те вопросы, что вы поставили. Делайте заметки, фиксируйте некоторые слова - ключевые, создавайте ментальные карты, которые будут фиксировать наиболее важные данные.

Когда глава или раздел подошли к концу, попытайтесь сформулировать ключевые моменты этого отрывка, те, которые опят же отвечают на поставленные вами вопросы. Подумайте, как с этими положениями согласуется другая информация текста. Таким образом вы сможете упорядочить, организовать свой материал.

Заново пробегитесь по тексту, прочтите его снова или поработайте с созданными вами заметками. Пересмотрите ментальные картинки, обсудите то, что прочитали с другом, перескажите кому-то усвоенную информацию, так она основательно закрепится в вашей памяти, как некая история.

Впрочем, такова система запоминания под названием SQ3R, попробуйте применить ее на одном из текстов для самообразования или в целях работы, и вы убедитесь в ее эффективности. Конечно, процесс этот кажется трудоемким, но это лишь на первый взгляд. Стоит несколько раз попробовать усвоить информация по данной схеме, и вы будете делать это автоматически, так сказать "без шпаргалки».

Изменится само восприятие текста, машинально вы будете анализировать его, структурировать, задавать вопросы, делать пометки, делить на части, думать о важности. Система SQ3R - доступная возможность изменить свое восприятие информации, в разы повысив его эффективность.