Кафедра психологии. Участие в конференциях

Евгений Александрович Петров — лауреат международных конкурсов, профессор московской консерватории по классу кларнета, Заслуженный артист РФ. Окончил ЦМШ при Московской Государственной консерватории, а затем Московскую Государственную консерваторию имени П. И. Чайковского с красным дипломом (1995 г.) и аспирантуру (1997 г.) по классу кларнета у профессора, Народного артиста Российской Федерации В. А. Соколова. С 1994 преподает в ЦМШ, с 1996 — в московской консерватории.

Евгений Петров — ярчайший представитель русской исполнительской школы. Свой первый сольный концерт он дал в 14 лет. Тогда же стал дипломантом Международного конкурса «Концертино-Прага» (1986 г.), а три года спустя одержал блестящую победу на этом престижном состязании, получив Первую премию. В 1990 г. кларнетист стал первым в истории России лауреатом Международного конкурса кларнетистов в Женеве (II премия), а также обладателем Международной стипендии «Award association».

В 1995 г. имя Е. Петрова было внесено в Золотую книгу талантов России «ХХ век - ХХI веку». В 2001 г. статья о нем вошла в энциклопедию «Музыканты мира» (научное издательство «Большая российская энциклопедия»). С 2001 г.

В репертуаре Е. Петрова порядка тридцати концертов с оркестром, сочинения для кларнета соло, камерные ансамбли, переложения сочинений для флейты и скрипки. С сольными концертами он гастролировал в городах России, Франции, Германии, Мексики, Болгарии, США, Дании, Греции, Швейцарии и др. Его сценическими партнерами в разные годы были такие исполнители как: Т. Алиханов, Н. Гутман, Ю. Башмет, В. Спиваков, Н. Петров, В. Попов, А. Любимов, Н. Штаркман, А. Бондурянский, А. Рудин, И. Бочкова, Н. Луганский, В. Постникова, А. Уткин, А. Князев.

В Москве Е. Петров регулярно выступает на лучших концертных площадках, в том числе и как постоянный гость престижных международных музыкальных форумов («Декабрьские вечера Святослава Рихтера», открытый фестиваль искусств «Черешневый лес», Международный фестиваль Н.Петрова «Кремль музыкальный» и др.). Выступал с ЗКР АСО Санкт-Петербургской филармонии, с Национальным заслуженным академическим симфоническим оркестром Украины.

Дискография исполнителя включает более двух десятков произведений, выпущенных на ведущих отечественных и зарубежных звукозаписывающих лейблах, таких как «Мелодия» (Россия), «Forlane» (Франция), «Etcetera Records» (Нидерланды), «Quatro-Disc» (Россия), «Marco Polo» (Россия), «Грамзапись» (Россия), «Dowani International» (Швейцария) и «Триоль» (Россия). Диск «Ave Maria» с участием Е. Петрова в составе ансамбля «Концертино» получил национальную премию в области индустрии грамзаписи «Рекордъ-2003».

Он постоянно принимает участие в работе жюри международных состязаний кларнетистов, проходящих в Москве, Новосибирске, Краснодаре, Петропавловске и других городах.

В 2007 году был членом жюри международного конкурса кларнетистов в г.Женева. (Швейцария),выступал с концертом и давал мастер-классы в Израиле.

В 2008 дал сольный концерт и мастер-классы в Венесуэле. Выступал на фестивале в de La Roque d’Antheron (Франция) С 2008 преподает в Московском государственном училище имени Ф. Шопена. С 2009 член Ученого совета Московской консерватории,был членом жюри первого международного конкурса кларнетистов в Пекине,а также в Италии. С октября Е. А. Петров — профессор московской консерватории.

С 2010 — профессор ГКА имени Маймонида. В 2012 был председателем жюри на 8-м Международном конкурсе им. Меркаданте (Италия)

Ученики Е.А.Петрова стали лауреатами крупнейших Международных конкурсов,таких как Мюнхен (АРД), Женева, Пекин, Нью-Йорк и многих других, преподают в Московской консерватории, ГКА им.Маймонида, работают в лучших оркестрах РФ.


Список публикаций Петровой Елены Алексеевны

Монографии, книги, главы в книгах

  1. Петрова Е.А. Созависимость у специалистов помогающих профессий: монография / Е.А. Петрова; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2010. - 99 с.
  2. Петрова Е.А. Созависимость как психологический феномен: монография. - Lambert Academik Publishing. - 2011. - 188 с.

Статьи в журналах из списка ВАК

  1. Петрова Е.А. Особенности феномена созависимости у педагогов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей (статья). // Психология обучения. - М.: Изд-во СГУ, 2008, июль.- №7.
  2. Петрова Е.А. Феномен психотравмы: теоретический аспект // Вестник НовГУ. - № 74, 2013. - Том 2.
  3. Петрова Е.А. Детские психотравмы: проблема отсроченного влияния на личность взрослого человека // Вестник НовГУ. - № 79, 2014.
  4. Петрова Е.А. Влияние детского травматического опыта на формирование психопатологической симптоматики взрослых людей // Вестник НовГУ. - 2 (93). - 2016.
  5. Петрова Е.А. Возможности психотерапии взрослых, имевших в детстве травматический опыт //Вопросы психологии. - № 1, 2017.
  6. Петрова Е.А. Влияние детского психотравматического опыта на формирование иррациональных установок взрослых // Вестник НовГУ. - 1 (99), 2017
  7. Петрова Е.А. Дисфункциональные семьи как фактор психотравматизации в детском возрасте // Вестник НовГУ. - 4 (102,) 2017

Учебные пособия

  1. Петрова Е.А. Психологические аспекты формирования феномена созависимости у специалистов, работающих в социальной сфере. // Менеджмент организации. Практическая психология работы с персоналом. Технология супервизии. Учебное пособие /сост. Т.Н. Страбахина, Е.А. Петрова. - Великий Новгород. - 2008.
  2. Петрова Е.А., Страбахина Т.Н. Менеджмент организации. Практическая психология работы с персоналом. Учебное пособие. В.Новгород. -2008.
  3. Петрова Е.А., Крайнева Е.И. Основы успешного взаимодействия с приемным ребенком. Методическое пособие. В.Новгород, НИРО, 2010. 28 с.
  4. Петрова Е.А. Детское творчество / несколько психологических уроков для педагогов дополнительного образования. Сборник методических материалов. В.Новгород, ГОУ ДПО «Новгородский областной Центр подготовки кадров в сфере культуры», 2011. 53 с
  5. Петрова Е.А, Волкова Н.А. Игровые формы досуга молодежи и их организация. Методическое пособие. В.Новгород, ГОУ ДПО «Новгородский областной Центр подготовки кадров в сфере культуры», 2011. 75 с.
  6. Петрова Е.А., Нигай Н. Как разобраться с чувствами? Обида: Методические материалы для проведения тренинга. - Москва, 2014. - 32 с.
  7. Петрова Е.А. Психологические основы тренинговой работы: Учебно-методическое пособие. - НовГУ, 2014. - 60 с.

Статьи, материалы научно-практических конференций

  1. Петрова Е.А. Социальные матери как группа риска по развитию созависимого поведения (статья) // Новые технологии социальной работы: сборник материалов.- Великий Новгород, 2005.
  2. Петрова Е.А. Образ матери и ее роль у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья) // Ученые записки института непрерывного педагогического образования. Выпуск 7: В 2 кн. - Великий Новгород, 2005. - Кн. 2.
  3. Петрова Е.А. Причины формирования созависимого поведения (статья) // Ученые записки института непрерывного педагогического образования. Выпуск 8. - Великий Новгород, 2006.
  4. Петрова Е.А. Работа с детьми-сиротами: проблема созависимости у специалистов (материалы) // Психология XXI века: материалы международной межвузовской конференции студентов, аспирантов, молодых специалистов 20-22 апреля 2006 года. - СПб, 2006.
  5. Петрова Е.А. Дисфункциональные семьи как один из факторов развития созависимости (материалы) // Образование и семья: проблемы индивидуализации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 20-21 апреля 2006 года, Санкт-Петербург/ Под общей редакцией И.А. Хоменко. - СПб, 2006.
  6. Петрова Е.А. Развитие созависимого поведения у работников социальной сферы (материалы) // Социальная психология сегодня: наука и практика: материалы межвузовской научно-практической конференции, 15 июня 2006 года. - СПб, 2006.
  7. Петрова Е.А. Изучение феномена созависимости у специалистов, работающих с детьми-сиротами (статья) // Ученые записки института непрерывного педагогического образования. Выпуск 9. - Великий Новгород, 2007.
  8. Петрова Е.А. Изучение причин формирования и особенностей проявления феномена созависимости у специалистов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (материалы) // Современные технологии в практике социального взаимодействия. Сборник материалов международной научно-практической конференции. - Великий Новгород, 2007.
  9. Петрова Е.А. Воспитатели социальных учреждений как группа риска по развитию созависимого поведения // Проблемы семьи и пути их решения/ Сборник материалов международной научно-практической конференции/ Сост. Т.Н. Страбахина, Е.А. Петрова. - Великий Новгород. - 2008.
  10. Петрова Е.А. Риск деформаций в деятельности специалистов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей // Потребность ребенка в семье. Инновационные формы социализации детей-сирот: сборник статей / сост. В.С. Овечкина. - Псков: ПОИПКРО. - 2008. - 117с.
  11. Петрова Е.А. Использование «Метода Мюррей» в работе психолога со специалистами, воспитывающими детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Проблемы семьи и пути их решения/ Сборник материалов международной научно-практической конференции/ Сост. Т.Н. Страбахина, Е.А. Петрова. - Великий Новгород. - 2008.
  12. Петрова Е.А. Имитация отношений приносит вред // Педагогический вестник Новгородчины №38 (84), январь, 2009г. - Великий Новгород, 2009.
  13. Петрова Е.А. Влияние профессиональной деятельности по воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на личность специалистов // Ученые записки Института непрерывного педагогического образования выпуск 11, книга 2. - Великий Новгород 2009.
  14. Петрова Е.А., Андреева С.В. Проблемы психологического исследования феномена футбольного фанатизма // Ученые записки Института непрерывного педагогического образования. -Выпуск 13. -Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2011. - С. 251-253.
  15. Петрова Е.А., Иванова А.С. Коррекция внимания у младших школьников с задержкой психического развития в ходе игротерапии // Ученые записки Института непрерывного педагогического образования. -Выпуск 13. -Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2011. - С. 254-256.
  16. Петрова Е.А., Кузнецова А.В. Социально-психологический тренинг как способ формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни в подростковом возрасте // Ученые записки Института непрерывного педагогического образования. -Выпуск 13. -Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2011. - С. 256-259.
  17. Петрова Е.А., Оруджов Н.Б. Формирование зависимости от азартных игр в юношеском возрасте // Ученые записки Института непрерывного педагогического образования. -Выпуск 13. -Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2011. - С. 259-261.
  18. Петрова Е.А. Использование методов арт-терапии в ходе психологического сопровождения специалистов образовательной сферы // Сборнике научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании - 2011". 20 -27 декабря 2011 г.
  19. Петрова Е.А., Зейналов Р.Т. Об использовании интерактивных технологий в обучении студентов // Ученые записки Института непрерывного педагогического образования. -Выпуск 15. -Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2013. - С. 36-38.
  20. Петрова Е.А., Лучина Е.П. Особенности поведения в конфликте подростков с задержкой психического развития из неполных семей // Ученые записки Института непрерывного педагогического образования. -Выпуск 15. -Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2013. - С. 187-190.
  21. Петрова Е.А., Вихрова А.Ю. Взаимосвязь уровня агрессивности и успешности в учебной деятельности детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста // Ученые записки Института непрерывного педагогического образования. -Выпуск 15. -Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2013. - С. 185-187.
  22. Петрова Е.А., Зейналов Р.Т. Психологические аспекты создания и реализации игровых технологий, направленных на профилактику зависимых форм поведения // Ученые записки Института непрерывного педагогического образования. -Выпуск 15. -Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2013. - С. 190-192.
  23. Петрова Е.А. Психоаналитический подход к понятию психотравма // Проблемы современного образования: педагогический и психологический аспекты: сб.статей. - Великий Новгород, 2014. - с.236.
  24. Петрова Е.А., Зейналов Р. студ. Проблема повышения результативности соревнований в командных видах спорта // Проблемы современного образования: педагогический и психологический аспекты: сб.статей. - Великий Новгород, 2014. - с.236.
  25. Петрова Е.А., Останина Г. студ. Детские психотравмы как фактор развития созависимого поведения // Проблемы современного образования: педагогический и психологический аспекты: сб.статей. - Великий Новгород, 2014. - с.236.
  26. Петрова Е.А., Широченков Е. студ. Особенности лечебной мотивации подростков с химической зависимостью // Проблемы современного образования: педагогический и психологический аспекты: сб.статей. - Великий Новгород, 2014. - с.236.
  27. Петрова Е.А. Эмоциональное состояние взрослых, переживших в детстве психотравмирующие ситуации // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Современный взгляд на будущее науки», 28 октября 2015. - Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015.
  28. Петрова Е.А. Проблема поиска эффективных методов работы по преодолению влияния детских психотравм на личность взрослого // Современные тенденции развития науки и технологий. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. - Белгород, 2015.
  29. Петрова Е.А. Проблема риска профессиональных деформаций у специалистов помогающих профессий // Психологическое сопровождение: проблемы и перспективы: Материалы научно-практической конференции с международным участием. - НовГУ, 2015.
  30. Петрова Е.А., Широченков Е. студ. Проблема формирования лечебной мотивации химически зависимых подростков // Тенденции и перспективы развития науки века XXI: сборник статей Международной научно-практической конференции. Ч.2 - Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015.
  31. Петрова Е.А., Широченков Е. студ. Проблема формирования лечебной мотивации химически зависимых подростков методом мотивационного интервьюирования // Международный научный журнал «Инновационная наука» - № 10. - 2015.
  32. Петрова Е.А, Удальцова В.Л. студ. Использование метода Мюррей в работе по преодолению негативных последствий детский психотравм на личность взрослого человека // Международный научный журнал «Инновационная наука» - № 10. - 2015.
  33. Петрова Е.А. Использование метода Мюррей в работе по преодолению негативных последствий детских травм на личность взрослого человека // Инновационная наука. - № 11. - 2015.
  34. Петрова Е.А. Когнитивные последствия детских психологических травм // Служба практической психологии в системе образования: достижения и перспективы развития. Сборник материалов международной научно-практической конференции Выпуск ХХ. - СПБ, АППО, 2016.
  35. Петрова Е.А., Тома А. студ. Взаимосвязь эмоциональной направленности и поиска ощущений старших подростков // Проблемы современного образования: педагогический и психологический аспекты: сб.статей. - НовГУ, 2016.
  36. Петрова Е.А., Широченков Е. студ. Проблема изучения мотивации потребления наркотических средств // Проблемы современного образования: педагогический и психологический аспекты: сб.статей. - НовГУ, 2016.
  37. Петрова Е.А., Гриднева А. студ. Особенности развития эмоционального интеллекта студентов-психологов на разных стадиях обучения // Проблемы современного образования: педагогический и психологический аспекты: сб.статей. - НовГУ, 2016. - с.11-14.
  38. Петрова Е.А., Клишина Е. студ. Особенности удовлетворенностью жизнью работающих студентов // Проблемы современного образования: педагогический и психологический аспекты: сб.статей. - НовГУ, 2016. - с.17-19.
  39. Петрова Е.А., Бекмурзаев С. Особенности мышления студентов-психологов //Научные исследования и разработки в эпоху глобализации: сборник статей Международной научно-практической конференции. Пермь, 2016
  40. Петрова Е.А., Широченков Е. Диагностические вопросы изучения мотивации потребления психоактивных веществ //Материалы международной научной конференции Ананьевские чтения 2016 «Психология: вчера, сегодня, завтра. СПб., Т.1
  41. Петрова Е.А. Исследование выраженности психопатологической симптоматики взрослых, имеющих травматический опыт детства //Современные научные исследования и разработки. Электронное научно-практическое периодическое издание. Выпуск 7 (7), декабрь, 2016

Текущая страница: 1 (всего у книги 25 страниц) [доступный отрывок для чтения: 17 страниц]

Елена Петрова, Светлана Шмелёва, Андрей Голенков
Психология

© Петрова Е. А., Шмелёва С. В., Голенков А. В., 2013

© Российский государственный социальный университет, 2013

* * *

Предисловие

Современное социальное образование и его составная часть – психологическая подготовка – детерминированы общностью предметности профессиональной деятельности: социальной сферы жизни страны.

Работник социальной сферы – посредник между личностью и государством. Специфика его труда конкретизируется в следующих функциях: посредничество между личностью, отдельными группами, частными и государственными организациями; удовлетворение социальных потребностей личности (в частности, в защите и безопасности); социально-психологическая помощь (консультирование, диагностика и т. д.).

Область профессиональной деятельности будущих бакалавров обширна. К ней можно отнести государственную службу занятости; государственную службу медико-социальной экспертизы; миграционную службу; МЧС; пенитенциарную систему; предприятия, фирмы (государственные, частные, общественные, а также промышленные и сельскохозяйственные); ритуальную службу; силовые структуры; системы здравоохранения, культуры, образования, пенсионного обеспечения, социального обслуживания, социального страхования, социальной защиты.

Особенности типа труда социального работника предъявляют специфические требования к его профессионализму. Так, объекты профессиональной деятельности бакалавров отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и социальном обслуживании. Поэтому при построении модели подготовки будущего специалиста социальной сферы сегодня происходит опора не только на профессиограммы, но и на психограммы специалиста. В квалификационных характеристиках содержатся не только требования к умениям и знаниям выпускников вуза, его компетенциям, но и профессионально важным личностным особенностям (свойствам). Соответственно выросли требования к профессионалу как личности.

Требования к подготовке будущих работников социальной сферы определены рамками Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по направлению подготовки 040400.62 «Социальная работа» (бакалавр) по дисциплине «Психология». Данный учебник написан с целью формирования у выпускника по направлению подготовки «Социальная работа» с квалификацией (степенью) «бакалавр» ряда важнейших общекультурных и профессиональных компетенций. Среди них – готовность к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия (ОК-20), к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации (ПК-3), к созданию благоприятной среды в социальных организациях и службах (ПК-5); умение решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента (ПК-7); готовность к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального «выгорания» (ПК-8); способность целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населению (ПК-9), исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп (ПК-13), выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-15); готовность к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья (ПК-17); учитывать в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенности национально-культурного, половозрастного и социально-классового положения граждан, нуждающихся в помощи, в обеспечении благополучия (ПК-23) и как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы (ПК-31); готовность к координации психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы различных организаций, учреждений и предприятий, а также деятельности различных специалистов в решении задач социальной защиты населения (ПК-26);

Психологическое знание представляет собой ориентационную основу профессиональной деятельности специалистов социальной сферы. Оно непосредственно «встроено» в действия специалиста, выступает средством его профессиональной деятельности, функционирует при проектировании, конструировании и организации трудового процесса, профессионального общения, проявляется в понимании внутреннего состояния другого и в регуляции своего поведения.

В ходе создания учебника реализован компетентностный подход, который ориентирует студентов на использование базисных психологических знаний в практической деятельности в социальной сфере, имея своей целью расширение теоретических и практических знаний в области общей психологии и психологии личности, возрастной психологии, экспериментальной психологии, социальной психологии, психологии межличностных отношений, а также систематизацию, закрепление и применение этих знаний при решении конкретных задач профессиональной деятельности.

Учебник посвящен основным разделам психологической науки и содержит 12 теоретических глав, вопросы для самопроверки, рекомендации по проведению семинаров, подготовке докладов и рефератов, современную библиографию, глоссарий. Структура и содержание учебника подготовлены в соответствии с учебной программой ФГОС третьего поколения по направлению подготовки бакалавров по специальности «Социальная работа» и включает необходимую информацию для квалифицированной деятельности студента по получению основных знаний в области психологии.

Первая глава является вводной. В ней приведена краткая история формирования психологии как науки. Во второй главе раскрывается структура психики как единства психических процессов, состояний и свойств, даны психологические характеристики сознания, рассмотрены особенности психического бессознательного, классические и современные представления о кризисных явлениях.

С третьей по шестую главы студенты знакомятся с возрастными особенностями психики человека, начиная с развития раннего и заканчивая пожилым и старческим возрастами. Глава седьмая раскрывает психологические процессы познавательной деятельности, где дан анализ традиционно рассматриваемых в общей психологии видов внимания, ощущений и восприятий, особенностей памяти, мышления, воображения, понимание которых важно в деятельности социального работника.

Восьмая глава посвящена эмоциональным состояниям и чувствам человека. В ней также дан материал современных исследований синдрома эмоционального выгорания и его профилактики в деятельности социального работника. В девятой главе раскрывается психология индивидуальности. Начинается глава с темы, посвященной темпераменту, затем проведен психологический анализа характера и его видов, проявлений, а также способностей и интеллекта человека.

В десятой главе рассказывается о психологической структуре личности и путях ее социализации, анализируется мотивационно-потребностная сфера личности и подходы и теории данного направления психологического исследования. Затем глава одиннадцатая посвящена общению, где приводится анализ важных для социального взаимодействия особенностей построения диалога, межличностных отношений, а также рассматриваются этические основы профессионального общения социальных работников. Заключительная, двенадцатая, глава обращена к проблемам психологической помощи как части социальной работы с населением.

В целом учебник с позиции современных требований раскрывает основные проблемы психологии и ее понятийный аппарат. Включение предложенного текста в учебный процесс поможет преподавателю методически правильно подготовиться к лекции, а студенту – к семинарским и практическим занятиям. Изложение изучаемого материала включает рекомендацию литературных источников в области психологии, анализ современного состояния проблем, историю, сопоставление разных точек зрения; дается авторское понимание вопроса, проводятся систематизация и классификация материала, раскрывается сущность проблем, выделяются главные положения и ведущие идеи.

Авторы надеются, что учебник поможет специалисту овладеть методами и методиками научно-исследовательского поиска, экспериментирования при решении рассматриваемой социальной проблемы, поможет научиться обобщать литературные источники, научные данные, разрабатывать практические предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности социальных служб, учреждений и организаций, технологий социальной работы.

Раздел I. Введение в психологию

Глава 1. Психология как наука

В результате изучения раздела обучающийся должен знать:

– основные этапы и направления развития психологии как науки;

– основные методы психологического исследования, их характеристику и область и особенности применения;

– роль и место психологических знаний в профессиональной деятельности социального работника;

уметь:

– давать характеристику современному состоянию развития психологической науки;

– применять основные методы психологического исследования в практике;

– применять психологические знания в социальной сфере с учетом особенностей профессиональной деятельности социального работника;

владеть:

– понятийным аппаратом современной психологии;

– способами самостоятельной работы с психологической литературой;

– основными навыками и умениями, необходимыми для реализации практики социальной работы.

1.1. Предмет и история психологии

Психология – академическая и прикладная наука о психике человека либо животного. Научная психология – это система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.

Психология прошла долгий путь развития. На протяжении тысячелетий происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии.

Краткий перечень основных дефиниций предмета психологии выглядит так:

Душа (все исследователи до начала XVIII века)

Явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология – Д. Гартли, Дж. Ст. Миллъ, А. Бэн, Г. Спенсер)

Непосредственный опыт субъекта (структурализм – В. Вундт)

Интенциональные акты сознания (функционализм – Ф. Брентано)

Происхождение психических деятельностей (психофизиология – И. М. Сеченов)

Поведение (бихевиоризм – Дж. Уотсон)

Бессознательное (психоанализ – З. Фрейд)

Процессы переработки информации и результаты этих процессов (гештальт-психология – Макс Вертгеймер)

Личный опыт человека (гуманистическая психология – А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ролло Мэй)

Общепринятым предметом современной психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью.

Своим названием психология обязана греческой мифологии, согласно которой Эрот, сын богини Афродиты, влюбился в красивую, но простую смертную женщину Психею. Афродита прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных. Но любовь молодых была столь сильна, что тронула богов и богинь, решивших помочь Психее. Эроту удалось убедить Зевса обратить Психею в богиню. Таким образом, влюбленные были соединены навеки, а Психея – смертная, обретшая бессмертие, стала символом души.

Термин «психея» впервые появился в работах философа Гераклита (530–470 гг. до н. э.) для обозначения психической реальности. Термин «психология», образованный из двух греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (учение), впервые ввел в 1590 г. немецкий философ Р. Гоклениус для обозначения науки, изучающей психику человека.

Начиная с античных времен психология развивалась внутри философии как наука о душе. Первые представления о душе носили анимистический (от лат. «анима» – дух, душа) характер. Согласно им у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая сущность, отделенная от тела и способная управлять всеми живыми и неживыми предметами. Позднее, признавая наличие души, философы придерживались либо идеалистических, либо материалистических позиций. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Душа как особое состояние рассматривалась наряду с такими состояниями, как воздух, вода, огонь и т. д. Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Согласно дуалистическому учению Р. Декарта, человек состоит из нематериальной души и материального тела. С его точки зрения, душа и тело имеют разную природу.

В конце XVII в. физиологические открытия способствовали тому, что психология начала преимущественно развиваться в рамках физиологии как наука о сознании. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Место души заняли разум, сознание. Содержание и структуру сознания начали изучать на научной основе в лабораториях экспериментальной психологии. Впервые лабораторию открыл В. Вундт в 1879 г. в Германии, а в России ее организовал В. М. Бехтерев в 1885 г.

Именно в конце XVIII в. психология выделяется в самостоятельную экспериментальную науку. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Сознание было разбито на психические структуры: ощущения, чувства, образы и т. д. Русский физиолог И. М. Сеченов основные психические процессы объяснял на основе рефлексов. Он считал психические явления не свойствами души, а связывал их с работой нервной системы и головного мозга. Усилия И. П. Павлова были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Он создал учение о высшей нервной деятельности. Однако физиологическая трактовка не объясняет специфику психической реальности. Если элементарные психофизиологические процессы можно исследовать с помощью физиологических методик, то это невозможно в отношении высших психических явлений (сознание, мышление), изучаемых только путем их субъективного описания.

Бихевиористами, предложившими новое направление в психологии, предполагалось, что «сознание» является не более как субъективным понятием, недоступным для объективного исследования. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть.

В современном представлении психология – это наука о психике человека, т. е. наука о его внутреннем, душевном мире. Отдельными сторонами психики являются ощущения и восприятия; внимание и память; воображение и мышление; общение и поведение; сознание и речь; способности, свойства и качества личности и др. Они взаимосвязаны, плавно переходят одна в другую и влияют друг на друга. Так, образы ощущений, восприятия, представлений и воображения служат исходным материалом для процессов мышления. Эмоции в свою очередь влияют на процессы мышления, создавая чувственный фон, состояние вдохновения, необходимые для него. Эмоции и чувства неразрывно связаны с потребностями человека, а динамика их протекания обусловлена темпераментом и волевыми качествами. Развитие науки добавляет все новые факты о структуре психики, проблемы, строение которой окончательно не решены до сих пор.

Функция психики, возникшей в эволюции именно в связи с необходимостью обеспечения выживания живого существа в сложных условиях обитания, прежде всего состоит в отображении действительности в целях организации и регуляции поведения. Психика обеспечивает гораздо более гибкое и адекватное поведение в различных условиях среды. Отражение внешнего мира индивидуально и зависит от опыта, возраста, воспитания человека как субъекта. Тем не менее субъективность психического отражения не отрицает объективную возможность правильного отражения реального мира. Реальность психического отражения проверяется индивидуальной практикой человека и практикой всего человечества.

Современная психология направлена на решение ряда важнейших социальных задач. На уровне человека это решение таких проблем, как проблема социализации личности, формирования меры ее социальности как степени активного вхождения человека в систему социальных связей и (или) активное управление ими (построение, конструирование). Здесь традиционно выделяются такие грани социализации, как инкулыпурация (усвоение и трансляция культурно задаваемых особенностей, представлений, ценностных ориентаций, образцов поведения и т. д.), интернализация (изучение условий детерминант и механизмов усвоения социального опыта), адаптация (приспособление к конкретным условиям социальной ситуации развития) и, наконец, социальное конструирование.

Мера социальности проявляется на уровне социально-психологической структуры личности в соотношении единичного, особенного и типичного в ее ментальности, ценностно-смысловой и мотивационной сферах, картине мира, «Я» – личности, мере интернальности – экстернальности, социально-психологической компетентности, статусно-ролевых позициях, социальных состояниях и чувствах. Наиболее актуальными темами современного исследования этих проблем являются вопросы детерминации и формирования таких востребованных в обществе характеристик, как социальная активность и социальная ответственность, и, наоборот, преодоления таких явлений, как социальное иждивенчество и социальный инфантилизм.

На уровне семьи и группы психология должна решить важнейшие научные задачи описания особенностей и характеристик сложившейся семьи или иной малой группы, диагностики таких особенностей, как структура, ценностно-ориентационное единство, нормативное поведение и групповая сплоченность, а также процессы группового функционирования, проявляющиеся в межличностных отношениях и при принятии группового решения, вопросы управления. Центральными проблемами психологического анализа здесь должны стать вопросы гармонизации человека и группы, формирования просоциального поведения, противодействия повышению агрессивности, насилия и других асоциальных форм взаимоотношений между людьми, формирования эффективного морально-психологического климата, оптимального командообразования, вопросы интеграции просоциальных групп в более широкий социальный контекст, а также современные проблемы группового менталитета, формирования социальных представлений, социальной идентичности, социальной ответственности, специфики социальных переживаний у представителей отдельных социальных категорий.

Главные исследования касаются общества в целом, т. е. массового сознания (в генезисе, содержании и проявлении), механизмов воздействия на психологию масс, массовых психических состояний, настроений, поведения, а также таких массовых психологических явлений, как религия, мода и т. д. Наиболее актуальной психологической проблемой на данном уровне для современного развития России является формирование толерантности к представителям иных социальных категорий (межгрупповая толерантность, в частности этнотолерантность). Другим важным направлением является изучение социальных представлений, имиджа, социальных настроений, самочувствия людей; всей сложившейся в массовом сознании «картины мира» и отношения к ней со стороны масс.

1.2. Основные направления психологии

В настоящее время существует большое число подходов к пониманию природы психического и динамики его развития. В психологии созданы многочисленные психологические теории современных психологических направлений.

В начале XX в. в психологии возникло направление психоанализа, объясняющее психическую жизнь человека с точки зрения динамики различных составляющих психики или личности. Согласно психологической концепции З. Фрейда личность состоит из трех структурных компонентов:

1. «ОНО» – бессознательная часть психики – включает врожденные инстинкты, ищет немедленного удовлетворения, действует согласно принципу удовольствия.

2. «Я» формируется под влиянием общества, анализирует, рассуждает, принимает решения, подчиняется принципу реальности, ищет пути удовлетворения с учетом норм и правил общества.

3. «Сверх-Я» служит носителем моральных стандартов, содержит систему ценностей и норм, формируется в процессе воспитания, действует на основе морального принципа. Психодинамический подход утверждает, что мысли, чувства, поведение детерминированы бессознательными психическими процессами.

По мнению сторонников бихевиоризма, основатель Дж. Уотсон, единственной психологической реальностью, доступной непосредственному наблюдению и обладающей параметрами, которые можно непосредственно измерить и на которые можно воздействовать, является поведение. Поведение понимается при этом как совокупность реакций организма на воздействия внешней среды, на набор фиксируемых стимулов. Предложенная для объективного подхода к изучаемым явлениям схема «стимул – реакция» позволяет связывать между собой разные аспекты поведения человека с соответствующими им стимулами. Эта схема рассматривается в качестве основной единицы поведения.

Другой известный представитель бихевиоризма Б. Скиннер разработал учение об оперантном поведении. Он усложнил традиционную бихевиористскую схему «стимул – реакция» за счет введения промежуточных переменных, т. е. психологических образований, которые опосредуют реакции организманате или иные стимулы. Поведение человека определяется своими последствиями. Устойчивое поведение наблюдается в случае приятных для организма последствий, а в случае неприятных – организм избегает соответствующего им поведения. Согласно поведенческому направлению здоровье и ситуация являются результатом того, чему человек научился и чему не научился в жизни. Невротический симптом рассматривается как неадаптивное поведение, которое сформировалось в результате неправильного научения.

В противовес бихевиоризму был выдвинут когнитивный подход, который обращает внимание прежде всего на сам процесс познания, а не на взаимосвязь его только с поведенческой реакцией. Сторонники когнитивной психологии утверждают, что любая ассоциация между стимулом и реакцией создается сначала в мозгу, т. е. в поведении субъекта решающую роль отводят знаниям. Восприятие объекта или события опосредуется мышлением, и, только осознав это опосредующее звено, можно понять реакцию индивида – ее эмоциональные и поведенческие аспекты. Схема взаимодействия окружения и индивида представляется в виде «стимул – реакции» с промежуточной переменной, включающей когнитивную переработку воспринятого.

Когнитивная психология исходит из положения, что психологические нарушения, предшествующие этапу нейрофизиологических расстройств, связаны с нарушением мышления на когнитивной стадии переработки информации. Обозначение, интеграция, интерпретация предметов и явлений искажают видение объекта или ситуации. Искаженные когниции становятся причиной ложных представлений и самосигналов и, следовательно, неадекватных эмоциональных реакций.

Гештальтпсихология изучает психику с точки зрения гештальтое – целостных структур. Гештальтисты полагали, что предметы окружающей человека среды воспринимаются психикой не в виде отдельных элементов, а как организованное целое. Так, Ф. Перлс перенес закономерности образования фигуры, установленные гештальтпеихологией в сфере восприятия, в область мотивации человеческого поведения. Возникновение и удовлетворение потребностей он рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов.

Функционирование мотивационной сферы осуществляется по принципу саморегуляции организма. Человек находится в равновесии с самим собой и окружающим его миром. Для сохранения гармонии нужно лишь довериться «мудрости тела», прислушаться к потребностям организма и не мешать их реализации. Быть самим собою, реализовывать свои потребности, наклонности, способности – это путь гармоничной, здоровой личности. Отказ от собственных потребностей и следование ценностям, навязанным извне, приводят к нарушению процесса саморегуляции организма.

Представители гуманистического подхода А. Маслоу, К. Роджерс и др., отвергая главную идею психоанализа о сексуальности как ведущей побудительной силе психики, полагают, что в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя. Предметом психологических исследований в этом направлении считают творческую личность человека.

По К. Роджерсу, индивид взаимодействует с реальностью, руководствуясь врожденной тенденцией организма к развитию своих возможностей, обеспечивающих его усложнение и сохранение. Так осуществляется организмический оценочный процесс: организм испытывает удовлетворение при тех стимулах или поведенческих актах, которые усложняют и сохраняют организм и «Я» как в непосредственном настоящем, так и в отдаленном будущем. Поведение направлено в сторону приближения к положительно оцениваемым опытным данным и избегания результатов, получивших отрицательную оценку.

По мере возникновения осознания «Я» у индивида развивается потребность в положительной оценке значимым окружением. В дальнейшем удовлетворение или фрустрация положительной оценки начинают переживаться независимо от взаимодействия с социумом и обозначаются как самооценка. Ради сохранения положительной оценки индивид начинает фальсифицировать свои переживания и воспринимать их по критерию ценности для окружающих. Как следствие такой неконгруэнтности (несоответствия) между «Я» и опытом возникают неконгруэнтность в поведении и процесс защиты. Однако если степень неконгруэнтности велика, то защита не срабатывает, и тогда имеет место дезорганизация функционирования индивида.

В отечественной психологии сегодня реализуются многие идеи перечисленных зарубежных научных школ. Однако российская психология богата и собственными подходами и теориями. Обозначим основные.

В российской психологии в двадцатом столетии формировались свои научные подходы и школы. Основоположниками культурно-исторического подхода заслуженно считаются Лев Семенович Выготский (1896–1934), Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960), Александр Романович Лурия (1902–1977).

В работах Л. С. Выготского психические функции человека анализировались на двух уровнях – низшие (врожденные) и высшие (прижизненно приобретенные). В центре внимания этой школы находились вопросы формирования высших психических функций (опосредованных знаком).

С. Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого и до сих пор неповторимого в нашей стране по фундаментальности содержания и широте охвата психологической проблематики труда под названием «Основы общей психологии» (впервые появился в начале 40-х годов XIX в. и был многократно переиздан в XX и XXI веках). Этот автор активно развивал деятельностный подход, определяя особую роль труда, учения и игры в психологическом развитии человека. Им обоснованы методологические принципы, общепринятые в отечественной психологии – принцип историзма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития и др.

А. Р. Лурия стал основателем двух направлений психологического знания – психолингвистики и нейропсихологии области знаний, которая занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций, т. е. того, как восприятие, внимание, память, воображение и мышление представлены в головном мозге человека. Особое значение имели научные труды А. Р. Лурии, посвященные исследованию нейрофизиологических основ памяти и мышления человека. Он был автором так называемого детектора лжи (названного им моторно-сопряженной методикой). Работы А. Р. Лурии заложили научно-психологическую базу для современной медицинской психологии, судебной психологии, широко применяются в настоящее время в диагностических и терапевтических целях в практике.

Велик вклад в развитие отечественной психологии А. Н. Леонтьева, который также внес существенный вклад в разработку проблем восприятия, памяти, сознания, личности и развития психики. Им разработана теория, получившая название психологической теории деятельности, в русле которой оригинальную трактовку приобрели мотивационно-смысловые образования и познавательные процессы. Леонтьевым открыт первый в нашей стране факультет психологии при МГУ им. М. В. Ломоносова.

Работы другого лидера отечественной психологической мысли Б. Г. Ананьева направлены на формирование общих интегральных вопросов человекознания, на изучение психологии восприятия, психологии педагогической оценки. Заслугой Б. Г. Ананьева явилось создание факультета психологии при Ленинградском (ныне – С.-Петербургском) университете, подготовка плеяды известных в нашей стране ученых, объединенных под названием «ленинградской школы».

А. В. Запорожец совместно с Д. Б. Элькониным заложил основы детской психологии. В сферу основных научных интересов А. В. Запорожца, организатора и многолетнего руководителя Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР, входили вопросы возрастного развития, воспитания детей. Д. Б. Эльконин известен как автор теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития и новой концепции обучения детей младшего школьного возраста. Значительный вклад в развитие педагогической психологии внесли труды П. Я. Гальперина – автора теории поэтапного формирования умственных действий, которая открыла практически эффективный путь обучения умственным и другим операциям взрослых и детей.

В работах А. А. Бодалева разрабатывалась психология общения. Предложенный им социально-перцептивный подход рассматривал вопросы восприятия и понимания людьми друг друга.

Г. М. Андреева заложила основы российской социальной психологии и ее учебник по данной дисциплины переиздается в современной России ежегодно, заслуженно считаясь классическим.