К году 200 летия тургенева. Викторина «200 лет со дня рождения Тургенева»

Кто сыграл роковую роль в жизни писателя?

Текст: Наталья Лебедева/РГ
Фото: кадр из фильма «Иван Тургенев. Русский европеец»

200-летний юбилей Ивана Сергеевича Тургенева Государственный музей А. С. Пушкина отмечает передвижной выставкой «Русский европеец Иван Тургенев» и документальным фильмом о биографии писателя под созвучным названием « . Русский европеец». Первыми выставку увидели испанцы, затем экспозиция отправится в тур по 12 странам Европы и СНГ - во Францию, Бельгию, Германию, Сербию, Данию, Белоруссию, Азербайджан, Молдову… Сочетание имен двух великих русских писателей неслучайно — музей Тургенева, расположившийся в доме, который когда-то снимала мать писателя, Варвара Петровна, является одним из филиалов музея Пушкина.

- Цель нашей выставки показать, что Иван Тургенев был послом русской интеллигенции за рубежом, - рассказывает сотрудник музея А. С. Пушкина и сценарист документального фильма Анна Хрусталева . - Он, пожалуй, первым вывел нашу литературу в мир, открыл ее для европейцев, познакомив их с Пушкиным, Лермонтовым, Толстым, Салтыковым-Щедриным. Одновременно с этим привел и европейскую литературу в Россию.

О жизни писателя в России и Европе, о его друзьях и непростых взаимоотношениях с Полиной Виардо рассказывает и документальный фильм «Иван Тургенев. Русский европеец», снятый молодым режиссером Марией Линдер благодаря поддержке фонда «Русский мир». Фильм будет сопровождать выставку во время ее европейского турне.

В отведенные 52 минуты авторы попытались вместить всю жизнь писателя, стараясь избегать каких-либо оценок его поведения и не делая скоропалительных выводов.

Достоверность гарантируют документы, письма, гравюры, картины из коллекций музея А. С. Пушкина и усадьбы .

- У нас есть небольшие игровые выставки, но актеров снимали так, чтобы не было видно их лиц, лишь смутные, будто подернутые дымкой времени силуэты… Сделали это намеренно, чтобы показать, что это именно образ, намек, - объясняет Анна Хрусталева. - Конечно же, не смогли обойтись без кадров из знаменитых тургеневских экранизаций: «Муму», «Первая любовь», «Отцы и дети».

Удивительна история его дочери, которую в России родила ему прачка матери. О ребенке писатель узнал, когда девочке было уже лет 8, и первое, что сделал, - это обратился за советом к . Она ему ответила, что готова взять девочку к себе и воспитать как родную дочь. Тургенев отправил Пелагею в Париж, где она стала Полиной. Девушка выросла похожей на отца как две капли воды - высокая, статная, с круглым, абсолютно русским лицом. Но родной язык, конечно, забыла, хотя до конца жизни говорила с русскими интонациями, нараспев.

- Потрясают бесконечные ссоры Тургенева , - делится своими открытиями Анна Хрусталева. - Он был мягким, отзывчивым, благородным человеком, но при этом постоянно со всеми ссорился. 17 лет не разговаривал с Толстым, порвал отношения с Фетом, Некрасовым и со всем «Современником». Некрасов писал ему письма, пытался наладить отношения, но безрезультатно.

Отдельного рассказа заслуживает мать писателя, Варвара Петровна, которая, безусловно, сыграла роковую роль в жизни сына.

А личная жизнь Тургенева, по его же признанию, не сложилась. Он говорил о себе: «всю жизнь прожил на краю чужого гнезда».

Отец Варвары Петровны умер, когда она еще не родилась. И до 16 лет она жила в жуткой обстановке - мать ее била, а отчим домогался. Кончилось все тем, что она полуодетая ночью сбежала к своему дяде, брату отца, Ивану Ивановичу Лутовинову. Он был человеком неженатым и принял девушку как родную дочь, а потом оставил ей все свое огромное состояние.

- По крайней мере, так гласит легенда, но судя по всему, она недалека от истины, - добавляет Анна Хрусталева. - Можно только догадываться, как все это повлияло на характер Варвары Петровны, весьма, надо сказать, противоречивый. Она занималась благотворительностью, открывала школы для крестьян, помогала обедневшим соседкам-дворянкам и одновременно секла провинившихся крестьян на конюшне, распродавала дворовые семьи по одному, разлучая детей с родителями. Родным ее сыновьям тоже доставалось…

Она так и не приняла детей старшего сына Николая, который посмел жениться против воли матери. В какой-то момент попросила прислать портреты внуков, что и было исполнено. Запершись в кабинете, Варвара Петровна разбила изображения. Вскоре после этого по какому-то мистическому совпадению дети умерли. Не приняла она и Полину Виардо, которая никак не соответствовала мечтам Варвары Петровны удачно женить своего младшего сына. Иван Сергеевич был любимцем матери, но это не мешало ей в наказание отказывать ему в финансовой помощи и лишать средств к существованию.

Премьера фильма состоится 2 июня на XX Международном фестивале «Интермузей». Увидеть его можно будет и на книжном фестивале «Красная площадь», который пройдет со 2 по 6 июня в самом центре столицы, а также на открытии дома-музея И. С. Тургенева в начале ноября .

И только у нас вы сможете увидеть отрывки из фильма еще до его премьеры.

Просмотры: 0

Тургенев И. С. (1818 – 1883)

Детство и юность

Иван Сергеевич Тургенев происходил из старинного рода тульских дворян. Его отец Сергей Николаевич – отставной полковник-кирасир женился на немолодой состоятельной помещице Варваре Петровне Лутовиновой. Брак стал несчастливым и для Сергея Николаевича, и для ВарварыПетровны.

В 1818 г. спустя два года после свадьбы у них родился второй сын – Иван. До девяти лет Тургенев жил в имении Спасское-Лутовиново в Орловской области. У его матери был сложный, вздорный характер: её искренняя и сердечная любовь к детям сочеталась с жестким деспотизмом, Варвара Тургенева сама лично нередко била сыновей. Она нанимала для воспитания детей лучших французских гувернеров, общалась с сыновьями только на французском, но при этом оставалась поклонницей русской литературы, хорошо разбиралась в творчестве Н. Карамзина, В. Жуковского, А. Пушкина и Н. Гоголя.

В 1827 году Тургеневы переехали в Москву, чтобы дать детям хорошее образование. Иван учился сначала в пансионе Вейденгаммера; затем его отдали пансионером к директору Лазаревского института Краузе. К 14 годам он свободно говорил на трех иностранных языках и успел ознакомиться с лучшими произведениям европейской и русской литературы.

В 1933 году, пятнадцатилетний Иван Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. Тогда же будущий писатель впервые влюбился в княжну Екатерину Шаховскую, которой на то время уже исполнилось девятнадцать. Девушка обменивалась с Иваном письмами, но предпочла его отца Сергея Тургенева, который к тому моменту покинул семью, и тем самым разбила сердце юноши. Позже эта история стала основой повести Тургенева «Первая любовь».

Драматическая история завершилась трагедией – Сергей Тургенев после расставания с юной любовницей умер, ходили слухи, что он покончил с собой из-за любовных переживаний. Екатерина Шаховская через год вышла замуж за Льва Владимирова, родила ему сына и через неделю скончалась.

В 1934 году, после того как старший брат Ивана Николай Тургенев поступил в гвардейскую артиллерию, Варвара Петровна с детьми переехала в Санкт-Петербург, где Иван стал учиться на философском факультете Петербургского университета. В университете он познакомился с Т.Н. Грановским, будущим учёным-историком западнического направления.

В это время Иван серьезно увлекался лирикой и написал свое первое произведение – драматическую поэму «Стенo». Позже Тургенев отзывался о ней как о «совершенно нелепом произведении, в котором с бешеною неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому Манфреду». Всего за годы учебы Тургенев написал около сотни стихотворений и несколько поэм.

В 1836 году Тургенев показал свои стихотворные опусы в романтическом духе литератору пушкинского круга, университетскому профессору П. А. Плетневу. который напечатал в «Современнике» стихотворения Тургенева «Вечер» и «К Венере Медицийской».

В том же году Тургенев окончил университет. В мае 1838 года отправился в Германию для продолжения образования.До августа 1839 года Тургенев жил в Берлине, посещал лекции в университете, занимался классическими языками, писал стихи, общался с Т. Н. Грановским, Н. В. Станкевичем. Затем посетил Италию и Австрию.

С мая 1840-го по май 1841-го Тургенев вновь в Берлине, где познакомился с М.А. Бакуниным. В 1840 – х годах Тургенев вернулся на родину, получил степень магистра греческой и латинской филологии в Петербургском университете, написал диссертацию, но защищать её не стал. Интерес к литературной деятельности взял верх над научными исследованиями. В это время Тургенев познакомился с Николаем Гоголем,Сергеем Аксаковым, Алексеем Хомяковым, Федором Достоевским, Афанасием Фетом и многими другими литераторами.

Зрелость

В январе 1843 года Тургенев поступил на службу в Министерство внутренних дел. В том же году он написал поэму «Параша», которую высоко оценил В.Г. Белинский. Знакомство с критиком, сближение с его окружением (в частности, с Н. А. Некрасовым) повлияли на его литературный стиль – от романтизма он перешел к иронической нравоописательной поэме («Помещик», «Андрей», обе 1845 г.) и прозе, близкой к «натуральной школе», испытывающей влияние М. Ю. Лермонтова(«Андрей Колосов», 1844; «Три портрета», 1846; «Бретер», 1847).

В ноябре 1843 г. Тургенев познакомился с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой во многом определила его судьбу. Знакомство произошло в Петербурге во время гастролей певицы. Тургенев часто путешествовал вместе с Полиной и ее мужем, искусствоведом Луи Виардо, по Европе, гостил в их парижском доме. В семье Виардо воспитывалась его внебрачная дочь Пелагея (от белошвейки Дуняши (Авдотьи Ермолаевны Ивановой).

В мае 1845 года Тургенев вышел в отставку. С начала 1847-го по июнь 1850-го он жил за границей (в Германии, Франции), стал свидетелем французской революции 1848. Общался с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, познакомился с Ж. Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, Ф. Шопеном, Ш. Гуно. В это время он написал повести «Петушков» (1848), «Дневник лишнего человека» (1850),комедии «Холостяк» (1849), «Где тонко, там и рвется», «Провинциалка» (обе 1851), психологическую драму «Месяц в деревне» (1855).

Главное дело этого периода «Записки охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева: отсюда тянутся нити к исследованию феномена «лишнего человека» (проблема, намеченная в «Гамлете Щигровского уезда»), и к осмыслению таинственного («Бежин луг»), и к проблеме конфликта художника с душащей его обыденностью («Певцы»).

В апреле 1852 года за отклик на смерть Н.В. Гоголя, запрещенный в Петербурге и опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему повелению был посажен на съезжую (там написан рассказ «Муму»). В мае писатель выслан в Спасское, где проживал до конца 1853 года. В хлопотах о прощении Тургенева большую роль сыграл А. К. Толстой. До июля 1856 года Тургенев жил в России, общался с И.А. Гончаровым, Л. Н. Толстым и А. Н. Островским, участвовал в издании «Стихотворений» Ф. И. Тютчева (1854) и написал к нему предисловие.

Были опубликованы повести «Затишье» (1854), «Яков Пасынков», «Переписка», «Фауст» (обе 1856). В 1856 году увидел свет первый крупный роман писателя – «Рудин», написанный за семь недель. Имя героя романа стало нарицательным для людей, не у которых слово не согласуется с делом. Три года спустя опубликован роман «Дворянское гнездо», который приобрел невероятную популярность в России.

С 1860 по 1861 год в «Русском вестнике» публиковались отрывки романа«Отцы и дети». Роман был весьма актуален, исследовал идеологическую моду молодежи того времени – нигилизм. Роман был отмечен критиками, но не получил одобрения либералов.

Острой критике подвергся роман Тургенева «Дым». Это был роман-памфлет, который одинаково остро обличал консервативную российскую аристократию, и революционно настроенных либералов. По словам автора, его ругали все: «и красные, и белые, и сверху, и снизу, и сбоку – особенно сбоку». С 1871 года Тургенев жил в Париже, изредка посещая в Россию.

Последние годы жизни

Он активно участвовал в культурной жизни Западной Европы популяризировал русскую литературу за границей. Писатель переписывался с Чарльзом Диккенсом, Жорж Санд, Виктором Гюго, Проспером Мериме, Ги де Мопассаном, Гюставом Флобером. Во второй половине 1870-х годов Тургенев написал свой самый объемный роман «Новь», в котором в резкой форме сатирически и критически изобразил членов революционного движения 1870-х годов. Этот роман, как и «Дым», не был принят коллегами Тургенева. Михаил Салтыков-Щедрин писал, что «Новь» была услугой самодержавию.

Последние годы жизни писателя стали его триумфом как в России, так и за границей. В это время был создан цикл лирических миниатюр «Стихотворения в прозе». Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня», а завершал ее «Русский язык» – знаменитый гимн о вере в великое предназначение своей страны: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Этот сборник стал прощанием Тургенева с жизнью и искусством.

В это же время Тургенев встретил свою последнюю любовь – актрису Александринского театра Марию Савину. Ей было 25 лет, когда она сыграла роль Верочки в пьесе Тургенева «Месяц в деревне». Увидев ее на сцене,Тургенев был поражен и открыто признался девушке в чувствах. Мария считала Тургенева скорее другом и наставником, и их брак так и не состоялся. Скончался Тургенев 3 сентября 1883 года в Буживале под Парижем на 65 -м году жизни.

Календарь образовательных событий Минпросвещения предполагает проведение в школах Всероссийского урока, посвященного жизни и творчеству писателя. Сценарии внеурочных мероприятий (викторины и литературной гостиной) по этой теме опубликован на следующей странице.

Лирическое отступление

Закон ускорения истории действует, убедился на собственном опыте, почувствовал на собственной шкуре. Все течет, меняются мнения, меняются представления, меняются интерпретации произведений художников. Я учился еще при коммунистах, в 80 – е годы. Помню, как учительница литературы превозносила взгляды нигилиста Базарова и всячески принижала идеологию дворян Кирсановых.

Но довольно быстро наше общество из индустриальной стадии нагнуло в постиндустриальную эпоху. Природа перестала быть мастерской, снова стала источником чувственных, художественных наслаждений. Искусство снова в моде.

Года два назад посетил один семинар. Там молодой профессор философии Борисов иллюстрировал переход в постиндустриальное общество весьма странными аргументами. Это разве личности, – говорил он, демонстрируя фотографию чумазых шахтеров после смены.

Следующий слайд – фото докторов на крыльце поликлиники, все в белых халатах. Комментарий тот же. Третий слайд – фотография двух молодых людей неопределенного пола с полуметровыми хаерами, у одного (или у одной) зеленый, у другого оно – фиолетовый. А вот, – говорит Борисов, – настоящие яркие личности. Куда катится Америка!

Вернемся к Тургеневу. Как-то Жириновский спросил школьников – кто главный герой рассказа “Муму”? Собачка, – ответили дети. При метафорическом восприятии ответ совершенно верный. Собачка Муму – это аллегория мечты крестьян о свободе, вот ее-то и утопил крепостной крестьянин Герасим, вернее утопила помещица, руками Герасима.

Мнений всегда больше, чем людей (некоторые одновременно имеют по несколько мнений). Это всего лишь лирическое отступление, не стоит относиться к нему серьезно, на то оно и лирическое.

Прогрессивная общественность мира 9 ноября отмечает 200-летие со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева – одного из самых значимых русских писателей XIX века. Созданная им художественная система изменила поэтику романа, как в России, так и за рубежом. Его произведения восхваляли и жестко критиковали, а Тургенев всю жизнь искал в них путь, который привел бы Россию к благополучию и процветанию.

Поэт, талант, аристократ, красавец

Семья Ивана Тургенева происходила из старинного рода тульских дворян. Его отец, Сергей Тургенев, служил в кавалергардском полку и вел весьма расточительный образ жизни. Решив поправить положение, женился на 28-летней очень состоятельной помещице Варваре Лутовиновой. Брак стал для них обоих несчастливым. Их второй сын, Иван, родился в 1818 году, в Орле. Мать записала в своем дневнике: «…в понедельник родился сын Иван, ростом 12 вершков (примерно 53 сантиметра – Авт.)». Всего детей в семье Тургеневых было трое: Николай, Иван и Сергей, после рождения которого отец покинул семью.

До девяти лет Иван жил в имении Спасское-Лутовиново в Орловской области. С детьми занимались лучшие французские и немецкие гувернеры. В 15 лет Иван поступает на словесный факультет Московского университета, а через год – на философский факультет Петербургского университета. После учебы 20-летний Тургенев отправился в Европу, чтобы продолжить образование. Он изучал античных классиков, римскую и греческую литературу, путешествовал по Франции, Голландии, Италии. Европейский уклад жизни поразил Тургенева: он пришел к выводу, что Россия должна избавиться от некультурности, лени, невежества, следуя за западными странами. Примерно через два года он возвращается на родину, получает степень магистра греческой и латинской филологии, пишет диссертацию.

Однокашники его и друзья худо ли, хорошо, но прибились к заветному берегу. И только он, Тургенев все метался из стороны в сторону: то в Питер бросится невесть зачем, то в Москву, то в Спасское, то опять за границу – в Берлин, Дрезден, Мариенбад… Мелькали дни, недели, месяцы, не принося ни счастья, ни успокоения. Балы, маскарады, пустая светская болтовня в салонах... Да что в них? Только одно оставалось – стихи. И желание писать вытеснило интерес к научной деятельности.

Именно в это время он знакомится с Николаем Гоголем, Сергеем Аксаковым, Алексеем Хомяковым, Федором Достоевским, Афанасием Фетом и многими другими литераторами. «На днях возвратился из Парижа поэт Тургенев, – писал брату Федор Достоевский. – Что за человек! Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умен, образован, 25 лет, – я не знаю, в чем природа отказала ему?»

Новые штрихи в биографии

И жизнь, и произведения писателя продолжают изучать и сегодня. Известно, что личная жизнь Тургенева, по его же признанию, не сложилась. Он говорил о себе: «всю жизнь прожил на краю чужого гнезда». Исследователи считают, что сыграла роковую роль в жизни сына мать писателя, Варвара Петровна, на характер которой повлияли жизненные обстоятельства. Отец ее умер, когда она еще не родилась. И до 16 лет девушка жила в жуткой обстановке: мать ее била, а отчим домогался. Кончилось все тем, что она полуодетая ночью сбежала к брату отца, Ивану Ивановичу Лутовинову. Он был человеком неженатым и принял ее как родную дочь, а потом оставил ей все свое огромное состояние. Варвара Петровна была поклонницей русской литературы и читала Николая Карамзина, Василия Жуковского, Александра Пушкина и Николая Гоголя, занималась благотворительностью, открывала школы для крестьян, помогала обедневшим соседкам-дворянкам. Но одновременно секла провинившихся крестьян на конюшне, распродавала дворовые семьи по одному, разлучая детей с родителями. Родным ее сыновьям тоже доставалось… Она так и не приняла детей старшего сына Николая, который посмел жениться против воли матери.

Когда у юного Ивана случился роман с крестьянкой, то его мать со скандалом выслала Авдотью в Москву, где та родила дочь Пелагею. О ребенке Тургенев узнал, когда девочке было уже восемь лет, и обратился за советом к Полине Виардо. Она ему ответила, что готова взять девочку к себе и воспитать как родную дочь. Тургенев отправил Пелагею в Париж, где она стала Полиной. Девушка выросла похожей на отца как две капли воды – высокая, статная, с абсолютно русским лицом. Но родной язык, конечно, забыла, хотя до конца жизни говорила с русскими интонациями, нараспев.

Полину Виардо, знаменитую французскую певицу и единственную любовь всей жизни Ивана Сергеевича, его мать не приняла, потому что она никак не соответствовала мечтам Варвары Петровны. Иван Сергеевич был любимцем матери, но это не мешало ей в наказание отказывать ему в финансовой помощи и лишать средств к существованию.

Интересно, что при росте 192 см, говорил он высоким и тонким голосом – фальцетом. Его считали человеком мягким, благородным, отзывчивым, но при этом он постоянно со всеми ссорился.17 лет не разговаривал с Л.Н. Толстым, порвал отношения с Фетом, Некрасовым, всем «Современником». Документы свидетельствуют о том, что он яро интересовался социально-политическими вопросами, а в личной жизни был скорее язвителен и ехиден, нежели нежен (так нам кажется при чтении его книг – Авт.).

На юбилейной выставке в Российской национальной библиотеке в этом году представлены не только письма, где Тургенев не благосклонно оценивает творчество своих великих современников, но и оригиналы «Записок охотника», черновики романа «Накануне» с правкой автора. Они наглядно показывают, как он был требователен к самому себе, как многое ему не нравилось в текстах, признанных впоследствии шедеврами.

Немного о наследии

– Тургенев один из самых универсальных русских писателей, – считает директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля Дмитрий Бак. – Он писал стихи, рассказы, повести, романы, драмы. Кстати, он был ведущим драматургом в Санкт-Петербурге на рубеже 40-х годов XIX столетия (пьесы «Нахлебник», «Холостяк», «Месяц в деревне» и «Провинциалка» – Авт.). Он мастер эпистолярного жанра. Он выдающий мемуарист, критик и публицист.

В 1847 году в журнале «Современник» вышел рассказ «Хорь и Калиныч», а немного позже там же были опубликованы рассказы из сборника «Записки охотника». Сам сборник вышел в свет в 1852 году. Тургенев называл его своей «Аннибаловой клятвой» – обещанием бороться до конца с врагом, которого он ненавидел с детства – с крепостным правом. Цензора, допустившего «Записки охотника» к печати, по личному распоряжению Николая I уволили со службы с лишением пенсии, а сам сборник запретили переиздавать. В 1856 году в печать вышел первый крупный роман писателя – «Рудин», написанный всего за семь недель. Имя героя романа стало нарицательным для людей, у которых слово не согласуется с делом. Спустя три года публикуется роман «Дворянское гнездо», который оказался невероятно популярен в России.

А далее – «Отцы и дети». Роман был написан на «злобу дня» и исследовал общественные настроения того времени, в основном взгляды нигилистически настроенной молодежи. Роман отлично приняли критики, но либералы – нет. В это время осложнились отношения Тургенева со многими друзьями. Например, Герцен видел будущее России в крестьянском социализме, считая, что буржуазная Европа изжила себя, а Тургенев отстаивал идею об усилении культурных связей России и Запада.

Острая критика обрушилась на Тургенева после выхода его романа «Дым». Это был роман-памфлет, который одинаково остро высмеивал и консервативную российскую аристократию, и революционно настроенных либералов. По словам автора, его ругали все: «и красные, и белые, и сверху, и снизу, и сбоку – особенно сбоку».

Главные особенности его романов: они всегда короткие; всегда полифоничны (все персонажи говорят по-своему, есть и авторский голос, но верить ему нельзя); всегда с глубоким подтекстом, мораль спрятана глубоко; теснейшая связь с современностью; каждый роман построен вокруг нового героя, а точнее, нового поколения.

Посол русской культуры

После 1871 года Тургенев жил в Париже, изредка возвращаясь в Россию. Он активно участвовал в культурной жизни Западной Европы, пропагандировал русскую литературу за рубежом. Тургенев общался и переписывался с Чарльзом Диккенсом, Жорж Санд, Виктором Гюго, Проспером Мериме, Ги де Мопассаном, Гюставом Флобером. Во многом благодаря его усилиям меняется отношение к русской литературе и культуре и в Европе, и в Америке.

«Острый и тонкий наблюдатель», – писал о Тургеневе французский классик Проспер Мериме. «Гениальный романист, изъездивший весь свет», – это уже Мопассан. «Давно уже вы являетесь для меня мэтром, меня изумляет ваш талант», – из письма автора «Мадам Бовари» Флобера. «Если английский роман обладает какими-то манерами и изяществом, то этим он обязан Тургеневу», – Джон Голсуорси.

Вот что пишет сегодня о юбиляре председатель Координационного совета Всероссийского созидательного движения «Русский лад» В.С.Никитин:

– Важно подчеркнуть, что Тургенев очень современен, потому что по масштабу и содержанию личности также как Пушкин, говоря словами Н.В.Гоголя, опередил время на 200 лет... Он должен навсегда остаться в памяти потомков. Во-первых, как пример, достойный подражания в бережно-благоговейном отношении к великому и могучему русскому языку, к красоте родной природы, духовной мощи русского народа и его стремлению к справедливости, к жизни по правде. Во-вторых, как вдохновитель и организатор создания в России полноценной русской литературы в виде мощной и влиятельной общественной силы, ...объединяющей вокруг себя людей разных сословий и нацеливающей их на решение социальных проблем, на мировоззренческое единство ради спасительного обновления России. В-третьих, как настоящий посол русской культуры в Европе, возводящий мост дружбы и взаимопонимания между Россией и Европой, но при этом твердо заявлявший, что его берег – Россия.

Татьяна ЖУРАВОК.

2018 - Юбилейный год:
200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева (1818-1883)

И.С. Тургенев - классик русской литературы, первый русский писатель, при жизни удостоившийся мировой известности, прежде всего, как автор « Записок охотника» . Поэт, публицист, переводчик, философ, драматург, Тургенев заложил основы русского классического романа. Художественное мастерство Тургенева-романиста высоко ценили великие современники в России, Западной Европе, Америке. Литературный преемник Пушкина, хранитель «великого и могучего» русского языка, Тургенев явился создателем классических образов, ставших воплощением русского характера, русского человека. Его произведения переведены на все европейские языки и известны во всем мире.

9 ноября 2018 года исполняется 200 лет со дня рождения писателя!

В рамках празднования 200-летия со дня рождения И.С. Тургенева Государственный музей А.С. Пушкина подготовил юбилейную программу мероприятий, включающую выставки, научные конференции, театральные постановки, городские туристические и экскурсионные маршруты, интерактивные программы, издания, межмузейные проекты.
Основным событием юбилейного года станет открытие Дома-музея И.С. Тургенева на Остоженке.

Предлагаем ознакомиться с планом юбилейных мероприятий
Государственного музея А.С. Пушкина:

11 ноября
2018 года

Остоженка, 37/7, стр.1

Конференции, научные заседания
19-20 ноября
2018 года

Запланирован круглый стол, посвященный итогам празднования 200-летия со дня рождения И.С. Тургенева.
г. Москва
2 ноября
2018 года
Открытое торжественное заседание
Ученого совета Государственного музея А.С. Пушкина.

На заседании будут подведены итоги празднования 200-летия со дня рождения И.С. Тургенева и реставрации Дома-музея И.С. Тургенева.
Остоженка, 37/7, стр.1
Начало ноября
2018 года
Пресс-конференция к открытию Дома-музея И.С. Тургенева
и пресс-показ новой экспозиции.

На повестку для обсуждения будут вынесены следующие темы: открытие Дома-музея И.С. Тургенева на Остоженке, история дома, история реставрации, новая экспозиция музея, усадебное пространство - сад и Тургеневский сквер, установка памятника И.С. Тургеневу в Тургеневском сквере.
Остоженка, 37/7, стр.1



Выставки
2018 год
Выставка будет представлена в 13 странах Европы, СНГ и Азии, в том числе - в Германии, Франции, Бельгии, Дании, Венгрии, Сербии, Болгарии, Польше, Беларуси, Азербайджане, Китае.
Март - май 2018 года
Из фондов Государственного мемориального и природного музея-заповедника И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново».
Выставка включает уникальный комплекс экспонатов и мемориальных предметов И.С. Тургенева.

ГМП, Пречистенка, 12/2
1 - 25 марта 2018 года
Выставка В. Апухтина, А. Евдокимова, А. Мелик-Саркисяна.
1 - 25 ноября 2018 года Выставка « Виктор Брагинский. Записки охотника»
Иллюстрации к одноименному циклу И.С. Тургенева.
Выставочные залы на Арбате, Арбат, 55/32 (вход со стороны Денежного пер.)

Издательские проекты
2018 год Альбом
«Московская тургеневская коллекция.
К 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева (1818-1883)»

Художественный альбом материалов московской тургеневской коллекции из собрания Государственного музея А.С. Пушкина.
Ноябрь 2018 года Выпуск юбилейной сувенирной продукции к 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева

Популяризация музейной коллекции и творческого наследия И.С. Тургенева на материалах Государственного музея А.С. Пушкина .


Экскурсионный проект «Тургеневская осень в Москве»
27 - 29 июля
2018 года
Трехдневный автобусный тур
«Пишется хорошо, только живя в русской деревне»
И.С. Тургенев в Орле, Спасском-Лутовинове, Тургеневе, Ясной Поляне
Москва, Тульская, Орловская обл.
18 ноября
2018 года

Автобусно-пешеходная экскурсия по тургеневским местам Москвы
Остоженка, 37/7, Москва

Иван Сергеевич Тургенев – русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половины 19 века.

Из биографии писателя:

И.С.Тургенев родился 9 ноября 1818 года в г. Орле, в дворянской семье. Детство писателя прошло в родительском имении Спасское – Лутовиново, близ г. Мценска Орловской губернии;

В 1837 году закончил философский факультет Петербургского университета. Учился за границей, после чего путешествовал по Европе. В студенческие годы начал писать стихи, прозу. Первый литературный успех Тургеневу принес цикл рассказов “Записки охотника”, расцененный обществом как протест против крепостного права.

Часто и долго жил за границей. Являлся пропагандистом русской литературы и драматургии на Западе.

Тургенев – автор повестей “Муму”, “Ася”, “Первая любовь”. В его романах “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”, “Отцы и дети” отразились современные писателю общественные умонастроения. Тургенев сделал объектом литературного исследования феномен нигилизма.

Последние 25 лет своей жизни писатель провел за границей. Он стал самым популярным и читаемым русским писателем в Европе. В 1879 году получил звание почетного доктора Оксфордского университета.

Среди его поздних сочинений–цикл лирических миниатюр “Стихотворения в прозе”.

Умер Иван Сергеевич Тургенев в 1883 году, похоронен в Петербурге на Волковском кладбище.

И.С.Тургенев

Афоризмы и высказывания

– Нет ничего тягостнее сознания только что сделанной глупости.

– Слово “завтра” придумано для людей нерешительных и для детей.

Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть.

Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

– О молодость! Молодость! Может быть, вся тайна твоей прелести состоит не в возможности все сделать, а в возможности думать, что все сделаешь.

– Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Кто пожил, да не сделался снисходительным к другим, тот сам не заслуживает

План мероприятий

МБУК «Межпоселенческая библиотека Навлинского района»

к 200-летию И.С.Тургенева

№ п/п Наименование мероприятия Дата проведения Место проведения
1. «В мире Тургенева»

/ стенд в вестибюле МБ/

июнь МБ, с/б
2. «Золотой эталон русской литературы»

/ выставка /

август МБ, с/б
3. «Великий мастер языка и слова»»

/Слайд-презентация/

сентябрь МБ
4. “Летописец душ народных ” /обзор книг: «Ася», «Первая любовь», «Бежин луг», «Записки охотника»/ сентябрь МБ, с/б
5. «По залам музея Спасского-Лутавиново»

/Эл. презентация/

октябрь МБ, с/б
6. «И.С. Тургенев – жизнь и судьба» /литературно-музыкальная гостиная/ ноябрь МБ