Изобразительное искусство осетии.

В Твиттере писательницы Дарьи Донцовой есть фотография одной из ее самых любимых картин. Автор — Мурат Кабулов. Немного «погуглив», узнаю, что у «звезды ироничного детектива» есть несколько книг, в которых ее герои тоже счастливые обладатели картин нашего земляка.

Решив узнать об этом художнике, нахожу его краткую биографию: родился в Северной Осетии, учился в Санкт-Петербурге, жил в Америке. В процессе поиска знакомлюсь с работами его однофамилицы Зарины Кабуловой и понимаю, что очень хочу взять у нее интервью.

Приятное знакомство. Так что я безмерно благодарна Дарье Донцовой за то, что она такими окольными путями свела меня с настоящим творцом.

— Зарина, среди ваших званий и наград мне почему-то приглянулась одна, и стало безумно интересно, что значит «обладатель серебряной медали Творческого Союза Художников»?

— У меня три очень памятные для меня медали, потому как каждая из них подарила мне счастье пожать руку людям, при жизни вписавшим свои имена в историю нашей страны. Первая получена в 2006 г — это серебряная медаль от Творческого союз художников России Международной Федерации художников за вклад в отечественную культуру. Вручал мне ее Президент ТСХР Эдуард Николаевич Дробицкий – эпохальная личность. Честь получить такую награду из рук человека, при жизни ставшего легендой.

Вторая награда 2014 года за возрождение памяти о грандиозном мастере – Джаиде Джамале, так много сделавшем для взаимодействия культуры России и Монголии. Мне интересны творчество и личность Джаида Джамаля, его подвижническая деятельность. Организовать выставку такого масштаба уже и есть награда. И когда генерал-майор, лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Виктор Васильевич Горбатко (друживший с Джаидом Джамалем) объявил о вручении мне памятной медали «95 лет ленинскому комсомолу» (подписано Председателем ЦК КПРФ Г.А. Зюгановым) от ЦК КПРФ, я с благоговением причастилась к комсомолу. А вот третья награда, Медаль Почетного члена РАХ, была вручена мне в 2015 году в канун Нового года самим Зурабом Церетели — президентом РАХ!!! Это человек-планета! Какое же это счастье — получить одобрение-оценку от Мужей благородных, снискавших почет и уважение друзей и врагов.

— А чем отличаются члены Творческого Союза Художников России от тех, чье имя вписано в бордовую книжечку Союза Художников?

— Я состою в ТСХР и МСХ, поэтому у меня есть синяя и красная книжечки, и теперь от РАХ бордовая.

— Скажи, как человек творческий, чей полет фантазии не ограничен ни размером холста, ни оттенками красок, так ли важно подобное членство?

— Союз важен, так как никаких ограничений свобод ни в одном содружестве художников быть не может. Это добровольное единение возможностей для реализации взаимодействия с большей аудиторией. Прекрасная площадка для бурных творческих дискуссий, рождения новых тем и полета к новым горизонтам.

— Выставка «Арт-дуэт», прошедшая два года тому назад в столице страны, наверняка стала для тебя особой творческой отметкой. И не в плане выставления оценок или определения статуса. Просто классический союз «мастер-ученик» для каждого имеет свое собственное значение.

— В 2006 г я поделилась желанием, идеей с одним из титанов живописи Шалвой Евгеньевичем Бедоевым (который являлся зав кафедрой и педагогом) организовать в Москве на Таганке в выставочном зале «Творчество» выставку «Арт-дуэт». Идея воплотилась в реальность. На открытии выставки Президент ТСХР Дробитский Эдуард Николаевич вручил Шалве Евгеньевичу, непревзойдённому таланту, прославившему наш край своим творчеством, напоенным солнцем и безграничной любовью к искусству, золотую медаль, мне – серебряную. Арт-дуэт, состоялся!

— Вы преподаете в Московской школе искусств. Ваш Фонд «Люблю и точка» помогает талантливой молодежи. Вы участвовали в выставках, приуроченных к юбилею Москвы. Один из ваших проектов был посвящен ветеранам, живущим, как это не страшно звучит, в домах престарелых. За каждым делом, творческим процессом или благодеянием, если то на то пошло, стоите Вы. Красивая, молодая, хрупкая женщина. Но силы и энергия ведь небезграничны? Откуда черпаете?

— Да, художник, живущий по расписанию, это не просто. Дыхание свободы, дыхание жизни необходимы, иначе не творить. Уйти с должности заместителя директора выставочного зала «Феникс» смогла, как только пошло поветрие профанации пропаганды искусства. В ДШИ им. Шуберта преподаю с 2011г. Не могу уйти. Люблю своих учеников, верю в них, знаю, что это люди, которыми наша родина будет всегда гордится. Невероятный директор школы – Алла Аркадьевна Варламова – музыкант! Создала настоящую колыбель искусств. Капкан настоящий. И, конечно, это дань памяти и уважение моему самому первому и любимому педагогу из художественной школы им. Тавасиева Жукову Николаю Васильевичу!

В 2008 году Фонд «Люблю и точка» в ММДМ в Светлановском зале провел международный фестиваль «Этно во времени», для многих участников эта площадка и мероприятие, сочетающее в себе и сохранение традиций, и трансформацию творческих поисков, стала поворотным моментом. Для меня этот проект останется особенным; каждый участник, каждая минута. И есть то, что остается самым сокровенным. В антракте, когда зрители после оваций покинули зал, были самые тревожные несколько минут, которые казалось, длились вечность. Минуты пронизанные страхом мысли «что если зритель не вернется после получасового антракта, ведь это будет означать, что то, во что ты так веришь, в единое образующее этно роднящее нас всех, окажется важным лишь тебе». И все. Да, на этом все. Мысли исчезли, потому что ко мне подошла женщина с мальчиком, еле передвигающимся от детского церебрального паралича и попросила помочь, помочь ее сыну дотронутся до органа, на котором играл перед антрактом музыкант из Германии Доктор Хаук. Охрана категорически отказала ей в возможности пройти на сцену. Я не помню, что я сказала охранникам, но они в итоге помогли нам подойти к инструменту, поддерживая этого мальчика.

«Альма-матер», — навсегда запомню его возглас и слова его матери о том, что ее сын обрел смысл, и он во что бы то ни стало будет жить. А зрители вернулись, все… И было это важно и неважно одновременно, и отчетливо стало ясно, что мы все питаемы одним источником жизни и одними силами: веры, надежды и любви. С ветеранами Великой Отечественной Войны, волею судьбы оказавшимися в доме престарелых, мы с художниками и моими учениками дружим уже шесть лет. Изначально ни о каком проекте никто не думал. Я решила сделать подарок этим величайшим людям, героям – написать их портреты им в подарок. И нашлись единомышленники – художники, которые стали ездить вместе со мной. В пансионате уже целая коллекция. К сожалению, за это время многие ушли, и остались только портреты, с которых смотрят их честные, решительные глаза, посмотрев в которые хочется быть достойными их подвигов. И это настоящая дружба с настоящими людьми нашла свое отражение в появлении проекта «Лица России», и проект живет и становится ежегодным. Наверное, я получаю много больше, нежели отдаю, не знаю, я не думала об этом. Бывает всякое, конечно, не все поддерживают, не все понимают, не все Не мешают, но когда я чувствую себя разрушенной, я кладу свою голову маме на колени. Но высказать свои сомнения или неуверенность вслух — «а то ли я делаю?» — не хватает духу перед мамой. А оказывается и не надо ничего говорить. Она не позволяет мне размякнуть и упасть в жалость к себе.

Скажет коротко: «Я верю в тебя!» и погладит по голове с такой любовью безмерной, что я, конечно, ВСЕ могу.

— К сожалению, видела ваши картины только в интернете. Но даже через экран можно понять, как силен характер ваших героев. Вы специально выбираете персонажей, способных на эмоции и драму?

— Способных на подвиг, можно без драмы. Человек, способный на действие, поступок, преодоление самого себя. Да, мне интересны подобные характеры.

— Понятно, что язык искусства не требует перевода. Но есть ли у вас картины, посвященные родному краю, иллюстрирующие быт и традиции народа?

— Да, есть серия пейзажей. Мои любимые вершины, перемежающиеся в сотнях отблесков воздушных преломлений. Находятся в частных коллекциях. Были иллюстрации к Нартскому Эпосу, конечно кони, орлы и все, что символизирует свободу, но главным везде остается человек, как центральная фигура начала новой эпохи Возрождения. Мое творчество в целом есть отражение нашего героического этноса. Куда бы я ни поехала и где бы я ни жила, я – осетинка. Дочь Зелимхана.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Проржавевший остов оружия нашли в поле в 1960-х годах, почти через 70 лет после таинственной гибели великого голландца
  • 17.06.2019 После акции «Юный безбожник», проведенной в 1998 году, против Тер-Оганьяна было возбуждено дело по статье 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды). Находясь под угрозой тюремного заключения, художник уехал в Чехию
  • 13.06.2019 Соперниками мариниста в конкурсе «Великие имена России» были императрица Екатерина Великая, адмирал Павел Нахимов и хирург Валентин Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука)
  • 07.06.2019 Джефф Кунс - самый дорогой из ныне живущих художников. Его скульптурки изготовлены французской мануфактурой Bernardaud - одной из главных по лиможскому фарфору
  • 06.06.2019 В краснодарский краевой арбитражный суд пришли документы в почтовом конверте с репродукцией картины Герарда Давида «Сдирание кожи с продажного судьи» из музея в Брюгге. Для отправителя экскурс в историю искусства чуть не закончился статьей 297 УК РФ
    • 21.06.2019 Продано 50%. Покупали Москва, Сергиев Посад, город Энгельс Саратовской области и др.
    • 21.06.2019 В минувшую субботу аукционный дом «Литфонд» продал картин, рисунков, фарфора, книг, карт, автографов, фотографий и др. на 57,9 млн.руб. Топ-лотом стала живописная работа Валентина Серова – 18,75 млн.руб.
    • 20.06.2019 В субботу 22 июня в доме «Русская эмаль» в рамках ежемесячного аукциона покупателям предложат 516 лотов картин, рисунков, икон, изделий из серебра, фарфора, стекла, ювелирных украшений и др.
    • 19.06.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, пять листов оригинальной и два - печатной графики, работа с элементами коллажа, фотоальбом и фарфоровая тарелка с авторской росписью
    • 14.06.2019 Статистика в этот раз будет общая: регулярный плюс кураторский аукционы закончились продажей 23 из 40 лотов - 57,5 % каталога
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
    • 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
    • 12.03.2019 Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
    • 11.06.2019 В Лондон на выставку привезли около 170 работ Гончаровой из музеев и коллекций со всего мира, включая Россию
    • 07.06.2019 В Галерее Церетели на Пречистенке до конца июня проходит большая персональная выставка Константина Александровича Батынкова, отмечающего в этом году своё 60-летие

    18 сентября 2010 года в городе Брентвуд (США) скончался Мурат Кабулов. Член Союза художников России, Ассоциации портретистов США, он и последние часы своей жизни провел за мольбертом.

    Работы художника выставлены во многих галереях России и Америки. Самые крупные коллекции его скульптур и картин хранятся в частных коллекциях Франции, Германии, Израиля, Норвегии, Испании.

    Мурат Кабулов родился в 1939 году во Владикавказе. Он рано осознал истинное призвание, в 14 лет написав свою первую картину.

    Потом были годы обучения в Ленинградской академии художеств имени Репина у прославленного мастера Евсея Моисеенко, где начал формироваться узнаваемый стиль мастера – непревзойденное сочетание импрессионистической манеры письма, национальных мотивов, открытости к новым тенденциям изобразительного искусства.

    Перебравшись в США, Мурат Кабулов, тем не менее, постоянно возвращался в своих работах к традиционным картинам из быта осетин. Масштабное полотно, изображающее осетинскую свадьбу, украшает интерьер одного из домов города Нэшвилл.

    Мурат Кабулов известен и как талантливый портретист. Особенно удавались ему женские образы. Чистота цвета, плавность линий, нежность красок… Все это придает картинам Кабулова оттенки загадочности и легкой печали, достойные великих мастеров живописи.

    «Когда я смотрю на полотно, я понимаю, что оно привлекает меня гораздо больше, чем прекрасный пейзаж за окном. Почему? Возможно, потому, что созерцание произведения искусства похоже на диалог с автором, который многое должен прочувствовать и ощутить на опыте, прежде чем обмакнет кисть в краску. Конечно, никто не может соперничать с природой, которая создает чудеса красоты. И любые попытки превзойти ее обречены на неудачу. Но, как художник, я готов продолжать добиваться невозможного, следуя высочайшему искушению творчеством. Образы часто приходят ко мне с неясными полосами заката и трепетными ночными тенями, но гораздо чаще они рождаются после долгих переполненных дней, что выстраиваются в очередь, стремясь задержаться в моей памяти. Ничто не восхищает и не вдохновляет меня так, как человеческая натура. Бурю и покой человеческой души я делаю предметом своего искусства», - так говорил о своем творчестве сам Мурат Кабулов…

    Современное состояние осетинского изобразительного искусства было подготовлено не одним поколением художников. Основы его были заложены Коста Хетагуровым, Махарбеком Тугановым, Аслангереем Хоховым, Давидом Дзантиевым, Сосланбеком Тавасиевым, получившими образование в Москве и Санкт-Петербурге. Русская школа дала Осетии и следующее, послевоенного поколение художников, среди которых живописцы А. Джанаев, Б. Калманов, П. Зарон, скульпторы Ч. Дзанагов, С. Санакоев, Б. Шанаев, Н. Баллаева и другие.

    Влияние русской профессиональной школы на становление осетинского изобразительного искусства трудно переоценить. Ее доброе семя, упав на благодатную национальную почву, проросло самобытным, глубоко профессиональным осетинским искусством. Коста создал «Детей – каменщиков» и серию портретов осетинской интеллигенции, Махарбек Туганов – «Пир Нартов», Сосланбек Тавасиев – «Памятник К. Хетагурову», а Азанбек Джанаев и Батр Калманов запомнились тем «что в то сложное грустное время официозных картин и портретов, создали свои незабываемые полотна «Аланы в походе» и «Одевание невесты».

    60-е годы стали переломными в искусстве страны. Новое поколение художников отвоевывало свои позиции бурно и страстно. В Осетии этот период во многом связан с именем Юрия Дзантиева, тогда только что окончившего Ленинградский художественный институт. В своих работах он провозглашал новое понимание живописи, как искусства свободного, философски осмысленного, сопрягающего человека не просто с социальной средой и ее проблемами, но и с понятием и вечными: природой, временем, вселенном, космосом. Созданная им в то время серия «Годы и люди» стала символом нового времени.

    Вскоре в искусство Осетии буквально влилась целая плеяда молодых живописцев, выпускников московских ленинградских вузов – Казбек Хетагуров, Эльбрус Саккаев, Шалва Бедоев, Мурат Кабулов, Магрез Келехсаев, Магомед Чочиев, Таймураз Айларов, Батраз Дзиов, чуть позже Эльбрус и Ирина Цогоевы. Живопись в эти годы достигает в Осетии наивысшего расцвета. Многочисленные выставки как в Осетии, так и за ее пределами заставили говорить об осетинской живописи, как о серьезном глубоком явлении. Почти каждый из этих художников сумел создать неповторимый, яркий, индивидуальный стиль в искусстве, определить свой круг интересов и проблем. Разные, не похожие друг на друга, они делали общее дело, уводя искусство от традиционного внешнего понятия национального, от излишней экзотики и назойливой атрибутики в сторону более глубокого постижения духовных ценностей своего народа. Эти художники во многом определяют уровень и сегодняшнего дня искусства.

    В тяжелое для Осетии время люди чаще стали вспомнить своих богов, связывая с ним надежды на мир, добро, благоразумие. Неожиданный, совершенно лишенный героического начала, но исполненный величественной красоты, образ одного из самых почитаемых осетинами богов – Уастырджи создал художник Шалва Бедоев «Уаст Герги».

    К теме легендарных предков осетин – нартов обращаются художники Б. Дзиов «Волшебная свирель», Т. Айларов «Тбау – Уацилла», В. Цаллагов «Песня Ацамаза» и другие.

    Время своеобразно проявляется в рабах Ушага Козаева, в его взрывах, сверхэмоциональных и, безусловно, высокого уровня абстрактных композициях.

    Однако тематический подход к искусству не определяет его сегодняшнего состояния. Художники свободно изъясняются в любых жанрах, любой форме, создавая многочисленные картины, пейзажи, портреты.

    Картины-пейзажи Магреза Келехсаева, например, создают свой особый мир удивительных, как бы склеенных кусочков жизни с тонкими подробностями деятельности человека, среды его обитания, быта, объединенных единым временным пространством «Зима Осетии». Уточненные, изящные портреты Эльбруса Саккаева воспевают женскую красоту, и все богатейшие живописные качества художника направлены на достижение этой цели. Очень красивые композиции создает Захар Валиев. В его работах изысканным образом

    сочетаются холодная прибалтийская живописи с тонким, едва ощутимы намеком на осетинский колорит.

    По-своему решают задачи в живописи Аслан Арчегов и и Юрий Бигаев, Жорж Гасинов и Тузар Засеев, Алан Калманов и Эмма Келехсаева, многие другие художники.

    Особого внимания заслуживает имя Юрия Абисалова. С его именем связано новое направление в осетинской живописи, тяготеющее к более условной, как бы очищенной манере письма с опорой при этом на национальный образ, характер, колорит.

    Живопись Юрия Абисалова полна тайн, скрытого смысла, она как загадка, которую не легко и просто разгадать, но в процессе «угадывания» испытываешь истинное наслаждение и удовольствие.

    Освобожденная от всего лишнего и ненужного, она предельно национальна, но не традиционно архаична, а до крайности обострена, и каждый образ воспринимается как символ, каждая деталь дает особую нагрузку, и в то же время во всех работах есть теплинка, изюминка, не позволяющая образу превратится в заурядный гротеск «Проба араки», «Покой».

    У Юрия есть свои ученики и последователи – Ахсар Есенов, Тимур Плиев, Фидар Фидаров - тяготеющие к его манере, но творчески осмысливающие это новое в своих работах.

    Основные направления в современной осетинской графике определяют несколько имен. Батраз Дзиов, создавший собственный оригинальный стиль, построенный на удивительной вязи тонких и изящных линий, причудливых сплетений, из которых выступают детали осетинского быта, национальные образы, из них буквально сотканы пейзаж и интерьер. Мурат Джигкаев - один из лучших художников книги, мастер цветной графики, автор многочисленных иллюстраций к нартскому эпосу, острохарактерных карандашных портретов и пейзажей. Валерий Цагараев – мастер изысканной стилистики, художник, острая мысль и высочайшие технические возможности которого находятся в полном согласии. Аслан Арчегов – создатель изящного и тонкого акварельного пейзажа. Заурбек Абоев – автор многочисленных портретов современников, Юрий Бигаев, Николай Василенко, Фатима Цаллагова, Валентина Третьякова, Константин Кокаев – вклад каждого из них в дело осетинской графики значителен и весом.

    Народный национальный пласт искусства особенно удачно используется в современной скульптуре. Сама форма деревянных надгробий камней «цырт», близкая им по духу пластика народного мастера Сосланбека Едзиева настолько образна, символична, что обращение к ней, при той же профессиональной культуре, которая присуща большинству наших скульпторов, дает результат удивительный - при внешней архаичности формы – предельно современное звучание.

    Заметное влияние на развитие молодых осетинских скульпторов оказали большие мастера современности, московские художники, наши земляки – Владимир Соскиев и Лазарь Гадаев. Опираясь на их опыт и достижения, в столице успешно работают Руслан Тавасиев, Олег Цхурбаев, Билар Царикаев, Казбек Наскидаев, в Осетии – Заур Дзанагов, Станислав Тавасиев – молодые, очень талантливые, разные в проявления чисто художнических интересов и пристрастий, но близкие в желании поднять осетинскую скульптуру на уровень мировых достижений.

    Более старшее поколение скульпторов устойчивей в своих интересах и привязанностях. Хорошая реалистическая школа, прекрасное владение портретом, жанровой и исторической композицией, монументальной скульптурой – главные достоинства именитых Чермена Дзанагова, Сергея Санакоева, Михаила Дзбоева, Руслана Джанаева, Владимира Хаева и других.

    Большой интерес представляет декоративно- прикладное искусство, которое представлено именами Маирбека Царикаева, Валерия Салиева, Валерия Плиева, Сергея Цахилова, Людмилы Байцаевой, Людмилы Гассиевой, Земфиры Дзиовой, Азамата Кцоева выполнены в лучших традициях осетинского национального декоративного искусства и заслуживают большого внимания.

    Искусство Северной Осетии, живет и развивается, анализируя жизнь и просто радуясь ей. У него прекрасное и интересное прошлое, помогающее жить и работать сегодня. Следовательно, оно вправе рассчитывать на будущее, во всяком случае, почву для него подготовило.