История телевизионной игры "Что? Где? Когда?". Борис Крюк: биография Директор что где когда

В 1989 году окончил МГТУ им. Баумана. По профессии - инженер-конструктор.

Первый заместитель генерального директора Телекомпании «Игра-ТВ».

Вице-президент Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?».

Что? Где? Когда?

В игре «Что? Где? Когда?» слышен только его голос. В первое время после смерти Ворошилова редакция скрывала ведущего передачи как от зрителей, так и от знатоков: его голос искажали с помощью компьютера, на площадку приезжал двоюродный брат Ворошилова (знатоки думали, что он ведет Игру) .

Но позже Крюк раскрыл личность, его фамилия стала появляться в титрах. На данный момент Крюк показывался в эфире дважды - 26 октября 2007 года и 27 декабря 2008 года.

Несмотря на то, что Крюк ведущий передачи только с 2001 года, он принимал участие в подготовке более 100 игр - в дикторскую он впервые попал ещё в школьном возрасте. Ещё учась в школе и институте, работал на программе «Что? Где? Когда?» в качестве ассистента режиссёра, режиссёра, автора, музыкального редактора. В течение 10 лет во время каждого прямого эфира работал в дикторской рядом с Владимиром Ворошиловым.

Лучшие дня

«Что? Где? Когда?» транслируется в прямом эфире. Сам Борис Крюк отмечает, что в последние годы игра «Что? Где? Когда?» стала с одной стороны, более коммерциализированной, а с другой, более эмоциональной и более зрелищной. Вместе с тем, игра не утратила интеллектуальный азарт, а судейский стиль Б. Крюка также вызывал неоднократные нарекания со стороны телезрителей.

Борис Крюк – ведущий, сценарист и режиссер телевизионных программ «Что? Где? Когда?», «Брэйн ринг» и «Любовь с первого взгляда». Кроме того, Борис Крюк является первым заместителем генерального директора телекомпании «Игра-ТВ» и вице-президентом Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?».

Борис Крюк родился в Москве в семье Александра Крюка, инженера-конструктора, и Наталии Стеценко, которая трудилась соавтором и первым редактором телеигры «Что? Где? Когда?». Кстати, у Бориса в роду присутствовал еще один небезызвестный родственник: прадед телеведущего Петр Савельевич считался первой скрипкой в Минском театре оперы и балета.

Родители будущего телеведущего были одноклассниками, встречались задолго до свадьбы, но после рождения сына прожили вместе только 4 года. Вскоре Наталия вышла замуж повторно за своего коллегу , который также сильно повлиял на воспитание Бориса.

В школе мальчику гораздо лучше давались гуманитарные предметы, а кроме того, Бориса интересовало творчество – Крюк учился в музыкальной школе по классу гитары и не раз выступал с бардовскими песнями. Тем удивительнее для окружающих стало решение Бори поступать в вуз, который окончил отец - МГТУ имени Н.Э.Баумана. Тем не менее, юноше удалось успешно окончить технический университет и получить профессию инженера-конструктора.


Впрочем, по прямой специальности Борис Крюк работать не стал, а сразу же официально трудоустроился на телестудию. В останкинской телебашне Борис стал сотрудником Молодежной редакции Центрального телевидения.

Телевидение

Биография Бориса Крюка оказалась предопределена семьей телеведущего. В студии Борис проводил время со школьного возраста, что неудивительно, когда мать и отчим зарабатывают этой интересной работой. Борис частенько помогал в дикторской телепрограммы «Что? Где? Когда?», еще когда игру вел Владимир Ворошилов. И именно Борису принадлежит авторство правила «Проигравшие знатоки навсегда покидают клуб», которое мальчик придумал в 12 лет. Чуть позднее юноша работал ассистентом режиссера, а в старших классах и в студенческие годы занимал должность музыкального редактора и «командовал» музыкальными паузами.


В 1990 году Борис впервые попробовал себя в роли режиссера самостоятельного проекта. Крюку принадлежала идея создать динамичную интеллектуальную игру «Брэйн ринг». А с 1991 года Борис Крюк стал появляться перед зрителями в роли телеведущего развлекательного шоу «Любовь с первого взгляда», которое в течение 8-ми лет вел вместе с бессменной соведущей Аллой Волковой. Любопытная ситуация сложилась вокруг этих двух программ. Борис Крюк режиссировал «Брэйн ринг», который вел знаменитый знаток , а Козлов, в свою очередь, работал режиссером романтической передачи, которую вел Борис.

После смерти телеведущего Владимира Ворошилова в 2001 году Крюк занял кресло своего отчима в игре «Что? Где? Когда?». Еще за шесть лет до смерти Владимир Ворошилов обещал отдать шоу Борису, но Крюк в ответ заявил, что готов работать над телепередачей, но вести шоу должен только Владимир Яковлевич.


Хотя первое время информация о том, кто же заменил телеведущего, тщательно скрывалась. Причем как от зрителей, так и от знатоков. Голос Бориса Александровича специально искажался с помощью компьютерной программы, а для полной дезориентации в студию приезжал двоюродный брат Ворошилова, одетый в смокинг, и стремительной походкой устремлялся в дикторскую комнату.

Впервые показался Борис Крюк как официальный телеведущий «Что? Где? Когда?» только в 2007 году, да и то камеры успели зафиксировать телеведущего только со спины. И только через год Борис Крюк вышел и пообщался со знатоками при награждении Андрея Козлова званием Магистра.


Борис Александрович старается сохранять традиции, которые вложили в игру Ворошилов и Стеценко, но при этом не желает отставать от времени. К примеру, теперь вопросы от телезрителей знатокам приходят как по традиционной почте, так и по Интернету и даже при помощи смс. Но главная атмосфера интеллектуального азарта остается неизменной.

Борис Крюк стоял у истоков этой популярной интеллектуальной телеигры и уверен, что последние годы игра «Что? Где? Когда?» стала, с одной стороны, более коммерциализированной, а с другой - более эмоциональной и зрелищной. В интервью телеведущий заявил, что деньги портят знатоков.

Личная жизнь

В первый раз Борис Крюк женился в 1990 году. Его супругу звали Инна, и она была по профессии микробиологом. В этом браке у супругов родились сын Михаил и дочь Александра, которые окончили престижные вузы в Великобритании. Сын стал экономистом, а дочка получила степень бакалавра искусств. Борис и Инна прожили вместе чуть менее 10 лет, но с детьми отец сохранил близкие отношения и всегда берет их с собой на отдых вместе с новой семьей.


Вторая жена Крюка - Анна Антонюк. Женщина работала в экономической сфере, но после замужества ушла с работы и сосредоточилась на ведении домашнего хозяйства и воспитании двух дочерей, Александры и Варвары. Как можно заметить, в двух разных семьях Борис назвал первых дочек одинаковым именем Саша. Как узнали журналисты, это фамильное имя: в роду Крюка почти всех бабушек и прабабушек звали также.

Борис Крюк сейчас

В 2016 году Борис Крюк и знаток клуба стали гостями популярного ток-шоу «Вечерний ». Телеведущий и участница игры рассказали телезрителям о традициях интеллектуальной игры и объяснили, почему знатоки «Что? Где? Когда?» и сегодня продолжают играть в смокингах. Также гости передачи ответили на вопрос, кого считают лучшим знатоком, и рассказали, что значит для клуба и интеллектуальной игры .

2 января 2017 года Борис Крюк снова вышел в игровой зал интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?». Это четвертый раз за весь период, который Крюк ведет игру. Первый раз состоялся в 2008 году, второй - 28 декабря 2013 года, третий - 26 декабря 2015 года. Получается, Борис Крюк выходил к знатокам только в зимних сериях игр (финалы года).

В ноябре 2017 года интеллектуальный клуб привлек внимание даже тех, кто не был поклонником телеигры. и Александр Друзь устроили скандал на съемках интеллектуальной программы «Что? Где? Когда?».

Скандал спровоцировал комментарий Бориса Крюка, который заметил, что стоявший в зале Ким Галачян кивнул, услышав правильную догадку за столом. Телеведущий обратился к Александру Друзю и Андрею Козлову с просьбой помочь разобраться в сложившейся ситуации. Этот жест судья и магистры посчитали подсказкой и не засчитали игрокам правильный ответ.


Ровшан Аскеров заявил, что Александра Абрамовича для него больше не существует и назвал поступок Друзя "подлым", а магистра - "ничтожеством". Также Аскеров отказался пожать руку конкурентке по этой игре Елене Потаниной. Александр Друзь в ответ заявил, что Аскеров «потерял репутацию на глазах у миллионов телезрителей».

В 2016 году оппоненты уже устраивали подобный скандал на игре. Александр Друзь поссорился с Ровшаном Аскеровым после первой игры весенней серии, а поводом для конфликта между знатоками стал вопрос о помидорах, на который команда Аскерова дала неоднозначный ответ.

Проекты

  • 2001 - «Что? Где? Когда?»
  • 1991-1999 - «Любовь с первого взгляда»
  • 1990 - «Брэйн ринг»

— Моя мама, Наталия Ивановна Стеценко, работала на телевидении, делала разные передачи и постоянно брала меня маленького на съемки. На «А ну-ка, девушки!» я впервые ездил на тракторе, поскольку участницы соревновались, кто быстрее вспашет поле, впервые сел на лошадь — участницы скакали на лошадях. А потом мама вместе с мужем Владимиром Ворошиловым снимала «А ну-ка, парни!». И там мне удалось покататься на мотоцикле, подержать в руках автомат. Я все бегал вокруг Вовки (так я звал в детстве Ворошилова, а когда начали вместе работать, стал обращаться на вы и по имени-отчеству — Владимир Яковлевич). Когда мне было лет восемь-

девять, мама сказала, что для ее новой передачи «Что? Где? Когда?» нужно срочно придумать вопрос. Что ж, надо так надо. Я в те годы увлекался шахматами, поэтому написал шахматную задачку. Мой вопрос прозвучал самым первым, на него не смогли дать правильный ответ, и мне достался приз — книжка «Эврика». Даже не знаю, где она сейчас: я уже тридцать с лишним лет ее не видел. Потом Ворошилов регулярно говорил со мной о «Что? Где? Когда?», советовался… Но не нужно думать, что он считал меня гениальным ребенком, разбирающимся в телепрограммах лучше профессионалов. Просто его всегда интересовали люди, которые мыслят не так, как он, и это могли быть уборщицы, врачи, которые его лечили, соседи по креслу в самолете. Мама над ним посмеивалась, потому что, садясь в такси, он сразу заговаривал про «Что? Где? Когда?» с таксистом: как лучше сделать то и это? Не исключаю, что некоторые их советы он воплотил в жизнь. По крайней мере, к моим он прислушивался. Когда мне было лет 19, Ворошилов ввел придуманное мною правило: проигравшая команда покидает клуб навсегда. С 12 лет я постоянно помогал Ворошилову. Очень хорошо помню, как в 1981 году принимал в клуб Александра Друзя, он тогда был в клетчатой бело-синей рубашке.

— Сразу поняли, что он будущая звезда?

— Нет, но Саша и звездой стал только через несколько лет. Хотя в историю игры вошел в 1982 году, еще когда был на вторых ролях: стал первым знатоком, дисквалифицированным за подсказку. Потом, когда его «поймали» за этим во второй раз, на самом деле подсказал не он, а я! Стоял у него за спиной, и именно мой голос услышал Ворошилов. Причем я и ответа-то сам не знал: рядом со мной перешептывались другие знатоки. Но я так и не смог признаться…

— А вне игр вы общались с Друзем, другими игроками?


— Нет, они же были прилично старше, и у нас мало пересекались ­интересы. Раза три они меня звали на посиделки после игры, и, конечно, мне было интересно со взрослыми. А когда я оканчивал школу, много общался с Александром Бялко: он занимался со мной физикой, готовил к поступлению в институт. Я собирался пойти по папиным стопам, в МВТУ имени Баумана. На экзамене я получил по физике тройку. И это означало, что даже если я получу по остальным предметам пятерки, стипендии все равно не видать, поэтому на письменном экзамене по математике я повел себя довольно нагло. В тот день мне надо было куда-то съездить. Я за 40 минут решил четыре задачи — и был настолько уверен в правильности ответов, что за пятую вообще не стал браться. Она была сложная, я бы с ней часа полтора провозился. Папа же втайне от меня договорился со знакомым преподавателем Бауманки, что тот придет на экзамен и проверит мою работу. Он пришел часа через полтора после начала, искал меня среди двухсот или трехсот абитуриентов — но, разумеется, безуспешно. Когда вернулся вечером домой, мама накинулась: «Тебя папа разыскивает! Ты что, не ходил на экзамен?!»

— Редкий абитуриент может похвастаться таким спокойствием!


— У меня вообще есть такая черта: если мне чего-то достаточно, я не вижу смысла тратить силы и время на что-то большее. На мой поток поступили 52 человека, а окончили 18. Я был среди них. Когда учились на пятом курсе, нам объявили, что распределения не будет, но москвичей могут пристроить в Москве. Вариантов было два: трубный завод, находившийся на месте нынешней «Горбушки», и НИИ, расположенный в конце Рязанского проспекта. НИИ мне подходил больше, зато завод был существенно ближе к дому. А я уже намучился с большими расстояниями: каждое утро тратил на дорогу в институт час двадцать. В общем, я никак не мог выбрать. Но тут как раз решили провести в Мариуполе конгресс «Что? Где? Когда?», и Ворошилов отправил меня туда. Мы с Андреем Козловым, с которым я там и познакомился, организовали это мероприятие, и Ворошилов сказал: «Да не надо тебе ни на завод, ни в НИИ. Иди к нам».

Я согласился, но… никогда бы не подумал, что это будет так ужасно! Первые три года были непрекращающимся кошмаром! Помните, как у Райкина? «Мой отец, Сидоров-старший, драл меня, Сидорова-младшего, как сидорову козу». Только меня драл не отец, а Ворошилов. Он был не только невозможно талантливым, но и просто невозможным. Моя должность называлась «ассистент режиссера», и я должен был состоять при Ворошилове и заниматься и программой, и его личными вопросами. Первую осень я не понимал, утро сейчас или вечер, что вокруг происходит. Ворошилов мог позвонить в семь утра с вопросом, который вполне можно было решить в обед или вообще завтра, хотя знал, что я лег в два или в три часа.

— Ворошилов был не только невозможно талантливым, но и просто невозможным. С мамой Наталией Стеценко и Владимиром Ворошиловым (1995). Фото: Архив телекомпании «Игра-ТВ»

Когда в 1992 году на мое место пришел Владимир Молчанов, его должность уже называлась «референт». Дела программы Володи не касались. А на мне висело сразу все: ремонт ворошиловской машины, покупка продуктов, вопросы, связанные с режиссерской работой, с декорациями и реквизитом, со съемкой и монтажом. Сейчас эти вопросы решает не один человек, а несколько… Вдобавок я был старшим по «музыкальным паузам», и здесь мне тоже жутко не повезло: я начал работать в тот год, когда Ворошилову приспичило звать иностранных певцов и музыкантов, и я вынужден был заниматься их билетами и гостиницами. У Ворошилова были нежные отношения с финской компанией Finnair, и мне долго приходилось уговаривать артистов лететь в Москву через Хельсинки. Например, какой-нибудь голландский певец говорил: «Я могу лететь напрямую из Амстердама. Я куплю билеты на месте, а вы мне в Москве вернете деньги». Я говорил: «Мы не можем на это пойти! Мы вам пришлем билеты, но вы полетите через Хельсинки». — «Но почему?! Так же неудобно!» И так с каждым.


А в 1990 году после Нового года Ворошилов задумал снимать «Брэйн ринг». И он поручил мне, молодому режиссеру Коле Востокову и его ассистенту Ире Задворновой — этакому совсем неопытному, зеленому трехглавому дракону — самостоятельно организовать программу, как говорится, под ключ. И это было… невыносимо. Я был так измучен и столько ночей провел без сна, что однажды вырубился прямо на планерке в комнате, где спорили, перекрикивая друг друга, 15 человек! При этом надо учесть, что в обычном состоянии я вообще не могу спать днем и даже ночью, например в самолете, засыпаю только после гигантской дозы снотворного… Это была утопия — думать, что три новичка могут полностью сделать программу, а мэтр просто придет и сядет в кресло ведущего. В итоге, когда Ворошилов незадолго до начала съемок приехал на студию, оказалось, что все надо срочно переделывать. И мы провели незабываемые двое суток!

— Не хотелось уйти?

— То, что ухожу, я говорил регулярно. Тогда Ворошилов на время ослаб­лял хватку.

— А ваша мама не могла ему сказать «Не издевайся над ребенком»?


— Она не знала всех нюансов, ведь очень многое по телефону решалось, и она наши разговоры не слышала. Мы только на собраниях вместе сидели. Но поругаться на собрании — это было как чаю попить, никто на такую ерунду не обращал внимания… Снявшись в первых выпусках «Брэйн ринга», Ворошилов сказал: «Мне неинтересно больше им заниматься, я хочу сконцентрироваться на «Что? Где? Когда?». Естественно, встал вопрос, кто же тогда будет ведущим «Брэйн ринга». «Да хоть Боря», — ответил он. Но я даже не успел начать готовиться вести программу. События в 1990 году неслись особенно бурным потоком. 25 августа я женился на Инне, а в сентябре в Москву прилетел английский продюсер, который хотел продать советскому телевидению программы, которые делала его компания. Поскольку они были в основном игровые, «Совтелеэкспорт» пригласил в качестве эксперта Ворошилова, а он позвал Наталию Ивановну и меня. Нам все показалось однообразным: люди стоят, нажимают на кнопки­ и отвечают на вопросы. Забавной и необычной показалась только «Любовь с первого взгляда» — ее и купили. Я должен был стать режиссером, а Андрея Козлова собирались сделать ведущим. Однажды на отборочном туре, когда Андрея не было, я занял его место, и Ворошилов засмеялся: «По Боре видно, насколько он в любовных делах ничего не понимает! Пусть и набирается ума-разума вместе с телезрителями». И правда, усатый Козлов выглядел мужчиной опытным, и могло показаться, что он смотрит на происходящее чуть-чуть сверху и поучает, а я в своих очках производил впечатление наивного ботаника. Так произошла рокировка. Года два потом Козлов был режиссером «Любви…», которую вел я, а я был режиссером «Брэйн ринга», который вел он, а после он стал и режиссером,

и ведущим «Брэйн ринга», а я — «Любви…». Кстати, из-за того что у ­нас в обиходе было такое сокращение, не раз возникали забавные ситуации. Наш звукорежиссер, интеллигентнейшая Наташа Плуталова, как-то позвонила в техническую дирекцию телецентра и сказала: «Мне необходимы сложные технические приспособления для «Любви…». Руководитель службы, услышав смелое заявление от 55-летней дамы, выпал в осадок. В другой раз мы в «Останкино» ехали в битком набитом лифте с редактором Валентиной Алексеевной Андреевой после монтажа «Что? Где? Когда?», и Валя в полной тишине устало выдохнула: «Да, Боря, только одного не знаю — когда мы с тобой «Любовью…» будем заниматься…»

— А вам нравилось вести «Любовь с первого взгляда»?

— Да, хотя это было очень сложно. Актеры и режиссеры говорят, что комедия требует гораздо больше усилий, чем трагедия. Вот и мне проще пять игр «Что? Где? Когда?» провести, чем одну легкомысленную «Любовь с первого взгляда». На съемках «Любви…» было много импровизаций. Если не знаешь, что дальше сказать и как пошутить, — это очень напряженный момент…

— Мне проще пять игр «Что? Где? Когда?» провести, чем одну легкомысленную «Любовь с первого взгляда». С соведущей — Аллой Волковой (кадр из программы «Любовь с первого взгляда», 1990). Фото: Архив телекомпании «Игра-ТВ»

— А редакторы не могли выручить?

— Я в этом смысле неудобно устроен: категорически не могу озвучивать то, что придумал кто-то еще. И даже если свою шутку редакторам заранее рассказал, мне ее уже неинтересно повторять на публику. Придумал что-то — и молча держу в голове до нужного момента.

— Тяжело так…


— Но еще тяжелее было скрывать работу над «Любовью с первого взгляда» от Ворошилова! С 1991 по 1998 год мы сняли около 200 выпусков. Нет, он меня не трогал семь-восемь дней, что шли съемки блока программ. Но сказать Ворошилову, мол, тебе не до «Что? Где? Когда?», потому что другие съемки на носу, — это был бы смертельный номер! Мы потому и снимали по два-три десятка выпусков за один подход, что иначе время выкроить не получалось. Ворошилов со скрипом давал нам на это месяц, зато на подготовку четырех прямых эфиров «Что? Где? Когда?» отводилось три месяца, причем первые два были очень тяжелыми.

— Хочется спросить, а было ли хоть что-то легкое?

— День прямого эфира. Ворошилов в этот день был тихий, спокойный, ни с кем не ругался, меня не трогал. Сидеть с ним на эфире мне было нетрудно, так что я считал это практически выходным. Правда, наутро Ворошилов снова начинал гонять меня как сидорову козу… Только года через три после начала работы я научился справляться.­

Понимал, что Ворошилов кричит, скандалит и требует луну с неба не потому что самодур, а потому что не может чего-то решить, не знает, как лучше поступить, и поэтому дико нервничает. И когда я стал способен оградить его от каких-то подобных проблем и мог просто сказать: «Не бери в голову, я сам это решу», то у нас изменились отношения. Но все равно уже году в 1996-м позвонил мне однажды в четыре часа утра и потребовал немедленно привезти ему домой кассету Betacam (профессиональное оборудование для телевидения. — Прим. «ТН») с записью программы. Причем смотреть ее дома ему было не на чем! Но той ночью я был не первым, кому он позвонил, — просто никто больше не взял трубку.

— А став режиссером, ведущим и генпродюсером «Что? Где? Когда?», наверное, сами побывали по другую сторону баррикад и тоже звонили по ночам сотрудникам?

— Нет, честное слово! И вообще, когда звоню сотрудникам, всегда сначала спрашиваю, удобно ли разговаривать.

— У вас половина коллектива не один десяток лет проработала с Ворошиловым и помнит вас еще ребенком. Когда вы стали руководителем, резко поменялись отношения?


— Отношения менялись постепенно. Конечно, сейчас они не такие, как в мои 10 лет, и в 20, и в 25. Помню, как редактор Валя развеселилась, когда в 1989 году кто-то в разговоре обронил фразу: «И Борька будет твоим шефом…» Так она потом смеялась, не могла остановиться: «Ой, Борька будет шефом! А-ха-ха-ха!» Но есть сотрудники, которые если не выросли, то возмужали уже на моих глазах. Андрей Лысенко, которого зрители могут помнить как распорядителя зала, носившего «черный ящик», попал к нам двадцатилетним студентом. Его друг хотел участвовать в «Любви с первого взгляда», а Андрей ждал его на отборочном туре. Редакторы, заметив кудрявого красавца, сказали: «Мальчик, давай-ка мы и тебя попробуем». И он сначала поучаствовал в программе, потом начал работать ассистентом режиссера, а сейчас сам режиссер, моя правая рука.

— Я слышала, что вы во время эфира «Что? Где? Когда?» придумали общаться с помощью карточек. Чтобы соблюдать тишину в дикторской и экономить время, просто показывали карточку, например: «Друзь спит», «Подсказка» или «Дать слово другому».

— Нет, это как раз придумал Ворошилов. Я вслед за ним начал писать карточки и вопросы. Наверное, я единственный ведущий в стране, который до сих пор все пишет лично и от руки. Во время подготовки у меня все руки перемазаны фломастерами. Когда я пишу вопросы, лучше вникаю, а если мне их просто дадут прочитать, то прочту, но не погружусь в материал на нужную­ глубину. Так что, пусть и надоедает, я себя заставляю.

— Я вслед за Ворошиловым начал писать от руки карточки и вопросы. Так я лучше вникаю. Во время подготовки к съемкам у меня все руки перемазаны фломастерами. В дикторской комнате программы «Что? Где? Когда?». Фото: PhotoXPress

— Когда после смерти Ворошилова программу стали вести вы, это было обставлено как мистический детектив…


— Никому в нашей телекомпании «Игра-ТВ» даже в голову тогда не приходило, что программу может делать кто-то кроме Ворошилова! Но Константин Эрнст убедил нас, что нужно попробовать, провести хотя бы еще одну серию. Стали судорожно искать ведущего и поняли, что в первую очередь думаем про низкий голос, максимально похожий на ворошиловский. Но как мог человек со стороны быстро «въехать» в тонкости ведения?! Владимир Яковлевич умер 10 марта, а игра должна была вый­ти уже в мае. Времени, чтобы ввести в курс дела постороннего человека, было не просто в обрез — его, считай, не было вовсе. Наверное, без большой подготовки мог справиться Козлов: он все-таки вел родственную передачу. Для меня же вести «Что? Где? Когда?» вообще не составляло труда: я вел все прогоны и мог встать ночью с кровати и произнести все нужные тексты с любого места. Но мой голос намного выше ворошиловского и, как мы дружно считали, сильно проигрывал ему в выразительности! Вызвали синхрониста, который переводил международные игры «Что? Где? Когда?». У него был очень красивый низкий голос — Ворошилов в свое время долго искал тембр, который бы звучал не хуже его собственного. Провели репетицию, где синхронист переводил меня с русского на русский — и поняли, что нужен другой вариант. В моей речи чувствовались радость и огорчение, отношение к игрокам, а синхронист говорил монотонно. Он же не знает, я дальше буду строчить или замолчу через секунду, и голосом ему играть некогда. И кто-то предложил обработать мой голос на компьютере — замаскировать и сделать пониже. Честно говоря, сегодня я не понимаю, чего мы так боялись. Но мы настолько исказили мой голос, что он звучал совершенно металлически. Я год или два назад пересматривал ту первую программу и ужаснулся — не дай Бог, ночью такой голос приснится! В мистификацию тогда вовлекли двоюродного брата Ворошилова, Юрия Борисовича. Он был заводной товарищ и с воодушевлением подключился к розыгрышу, но мне все равно было перед ним неудобно.

— Никому в нашей телекомпании даже в голову не приходило, что программу может делать кто-то кроме Ворошилова! Но Константин Эрнст убедил попробовать провести хотя бы еще одну серию. На церемонии вручения премии «ТЭФИ» (2011). Фото: Юлия Ханина

— Почему?

— Перед игрой он приезжал на «ягуаре» Ворошилова, в черном смокинге, стремительно проходил в дикторскую — но на этом эффектная часть его работы заканчивалась.

Следующие пять часов Юрий Борисович должен был сидеть в уголке на стульчике совершенно молча — и никуда не мог выйти. А пока знатоки и сотрудники устанавливали личность таинственного гостя, я в своих обычных джинсах и свитере занимался обычными делами, общался со знатоками — и забегал в дикторскую за пять минут до начала эфира. Операция разрабатывалась в обстановке строгой секретности, о ней даже часть съемочной группы не знала — и после первой программы никто из сотрудников и знатоков меня не вычислил. Только один непосвященный человек понял, что программу вел я, — мой папа. А когда я стал отнекиваться, сказал: «Да ладно, думаешь, я тебя не узнаю!» На второй программе правильная версия появилась у Друзя. Он сказал о своей догадке Козлову, а тому не удалось пустить Сашу по ложному следу. «Да, это Боря, — признался он, — только никому не говори!» И Саша по большому секрету сказал всего паре игроков… Так нашу страшную тайну потихоньку узнали уже многие. Но мы и не рассчитывали долго ее хранить. Когда весенняя серия закончилась, приняли решение продолжить игру без Ворошилова.

Помню, тогда я сразу уехал в отпуск и там сильно заболел. Лежал с температурой под сорок и в полубреду увидел сон: мы разговариваем с Ворошиловым, и он мне говорит, что поскольку у нас на игровом столе 12 секторов, они пересекаются под прямыми углами, и получаются сплошные кресты. Тогда я понял, что секторов должно быть 13, — а чем наполнить 13-й сектор, я уже потом придумал. Кстати, Владимир Яковлевич любил число 13. У меня в старой квартире был домашний телефон, в котором это число повторялось три раза, и он в шутку говорил, что хочет у меня купить телефонный номер.

— Его вообще сильно увлекали такие вещи — нумерология, астрология?


— Как я уже говорил, его в принципе очень интересовали люди, которые думали не так, как он, — а уж тут… Нас в 1990-е годы консультировал известный астролог Валерий Ледовских, он составлял гороскопы Владимиру Яковлевичу, Наталии Ивановне и другим сотрудникам, советовал, кого из знатоков лучше сажать за один игровой стол, каких артистов приглашать на «музыкальную паузу». Мы смотрели на Ледовских как на факира: он давал какие-то советы, и если ты им следовал, то получал нужный результат, хотя логической связи ты не видел. К тому же Валерий Александрович был очень обаятельным человеком и его было интересно слушать — только понять при этом было непросто. Что, например, означает «квадрат Солнца к Юпитеру»? А для него все было настолько очевидно, что он не мог подобрать слова. «Ну квадрат Солнца к Юпитеру, ты что, не знаешь?!» Как-то мы договорились, что я приеду к нему на работу в два часа дня. А Ледовских был очень необязательный, непунктуальный. Накануне созваниваемся: «Завтра в два?» — «Да, только позвони перед выездом». Я сижу в офисе, в половине второго ему звоню: «Я выезжаю?» А он: «Не могу говорить, позвони часа через два» — и сразу ­телефон отключил. Я обалдел: у меня весь остальной день распланирован. Через два часа перезваниваю, а он говорит: «Что ты хотел?» — «Мы должны были в два встретиться…» — «Ой, слушай, я сейчас не могу». — «Вообще-то мы вчера вечером договаривались». — «Ну хорошо, в пять мне позвони». Я позвонил в пять, договорились встретиться в половине седьмого, но я его еще минут сорок прождал у подъезда. Наконец он вышел. Сидим беседуем, и он говорит об одном знатоке: «Он ведет себя по типу Девы». Спрашиваю: «Это как?» — «Ну он зануда, как ты! Вот как ты мне сегодня названивал, названивал!»

— А лично вам он что советовал?

— Не баловаться астрологией. Он чувствовал, что меня в эту сферу тянет. Ведь астрология основана на математических вычислениях, которые нужно облекать в правильные, понятные слова. А мне и математика очень близка, и русский язык.

— Чаще человеку дается что-то одно…

— У моих мамы с папой так и было. Папа талантлив в точных науках, зато не помнит, что «жи-ши» с буквой «И» пишется: когда он писал маме письма, называл ее «милый чижЫк». А мама у меня по образованию преподаватель русского языка и литературы, но считает так: «50 процентов средств мы потратим на одно, 15 — на другое, 30 — на третье и 40 — на четвертое». — «Мама, у тебя уже 135 процентов получилось, а может быть только 100». — «А, да, действительно».

— А дети ваши чьи таланты унаследовали?


— Мой первый ребенок, Миша, унаследовал мои и дедушкины математические способности. Однако Ледовских всегда говорил, что Мише нужно спортивные культмассовые мероприятия вести. Мы, хоть и привыкли, что наш астролог обычно бывает прав, слушали его с недоумением: Мише прекрасно давались точные науки, когда он учился в школе. Они и сейчас ему хорошо даются, и он окончил в Эдинбурге университет. Стал экономистом. Но года полтора назад поставил на уши весь город — увлек всех игрой в «Что? Где? Когда?». Сын с огромным удовольствием организует игры: люди собираются по вторникам… Причем отвечать на вопросы ему, как и мне, не очень интересно — его привлекает оргпроцесс. Учась на первом курсе, он пытался создать русскоязычную футбольную команду, но не сложилось: многие прогуливали тренировки. А потом мы его познакомили с нашим заслуженным знатоком Оксаной Петрунько — она много лет живет в Эдинбурге и преподает в Мишкином университете, — и это его натолкнуло на новую идею. Сын вообще с ума сходит, когда есть коллектив, для которого он может придумать дело. Когда был маленьким, а бабушка приезжала на дачу и давала ему по шее за бардак, сын моментально организовывал остальных детей на уборку. Внешне Миша на меня не очень похож, а вот голос теперь один в один как у меня, и родственники перестали понимать, кто им звонит.


Старшая дочь, Саша, с детства была моей копией: фигура, руки, комплекция, лицо. Но лет в 15 она села на очень строгую диету, сильно похудела и стала копией своей мамы — моей первой жены, Инны! Мы с Инной смеемся, что она — это похудевший я. Характер у Сашки сильный, режиссерский. Она в семь лет пошла в театральную студию и ездила туда самостоятельно, хотя это было далеко от дома. А когда ей было лет 13-14, она после очередного итогового спектакля сказала, что больше туда не пойдет, потому что режиссер ничего не понимает в постановке. Сейчас она учится в Лондоне в университете, специализируется на медиа: делает сюжеты для радио и телевидения, пишет статьи. Хотя, так как хорошо рисует, первоначально пошла на рекламу. И вот это у нее точно не от меня. Я рисую как курица лапой, и хотя Ворошилов никогда не помогал мне с уроками, однажды перед Новым годом сделал за меня два рисунка, чтобы за них поставили пятерки. Но за кошку и елку, изображенные человеком, окончившим художественный институт, мне поставили четверки! Посчитали, что на пятерку я в принципе нарисовать не могу…

— Миша в Шотландии, Саша — в Англии. Они ездят друг к другу в гости или встречаются, только когда оба в Москве бывают?

— Когда у Миши была сложная ситуация, он жил у Саши в Лондоне. Но вообще их отношения похожи на догонялки с односторонним движением: Саша бегает за Мишей.

Она моложе на три года и все время тянется к старшему брату, жаждет общения, а он делает вид, что ее не замечает. Причем Миша с детства чудесно общался с младшими, играл с ними, но для Саши всегда делал исключение. Мы говорили, что Миша любит всех детей на свете, кроме Саши. Однако если Саше угрожала малейшая опасность, он моментально вставал на дыбы, кидался спасать. И сейчас так: Сашин молодой человек неправильно себя ­повел — Миша ­бросается раз­­­­би­раться. У сестры все хорошо и она хочет общаться просто так — «Саша, не трогай меня». С Сашей-младшей и с Варей — моими дочками от второго брака — он не так часто видится. Только если мы вместе едем отдыхать или он на час-другой заскакивает в гости, бывая в Москве. Но в эти редкие визиты уже через 15 минут одна висит у него на шее, вторая на руках, и он с ними прыгает и веселится.

— Извините, а почему вы обеих дочек Сашами назвали?

— У меня с Сашами «страшная» история: обе бабушки Саши, прабабушка Саша, прадедушка Саша… И когда у нас с Инной родилась дочка, мы ее назвали в честь их всех.

Но Аня, моя вторая жена, тоже всегда мечтала назвать дочку Сашей. И я, разумеется, согласился. Сашка-младшая мне говорит: «Папа, я все понимаю, ты назвал Сашу-старшую в честь всей своей родни, а меня вы назвали Сашей, потому что мама хотела. Ты мне одно объясни. Почему, когда у вас родилась Варя, вы ее тоже Сашей не назвали?» (Улыбается.) Кстати, Варя — единственный мой ребенок, которого очень интересует «Что? Где? Когда?». Она с ясельного возраста пытает меня: «Папа, я хочу задать знатокам вопрос!» А я ей объясняю, что не могу задавать им вопрос, придуманный дочкой, — это нехорошо. Она раз сто возвращалась к этой теме. «Папа, а еще я придумала вот такой вопрос. Его можно задать?» — «Нет, никакой вопрос моего ребенка нельзя задать знатокам». И когда в прошлом году корреспондент приезжал снимать мою семью для программы «Сегодня вечером с » и Варя добралась до камеры, она сказала: «У меня есть вопрос знатокам!» Задала какой-то свой вопрос, а Малахов за него зацепился. И сбылась мечта моего ребенка: у Андрея в студии сидел Нурали Латыпов, Друзь и куча других знатоков, и им задали вопрос Варвары Крюк из Москвы: «Откуда произошло слово «букет»?» Варя была страшно собой горда и перестала требовать от меня невозможного.

— Варя — единственный мой ребенок, которого очень интересует «Что? Где? Когда?». Она с ясельного возраста пытает меня: «Папа, я хочу задать знатокам вопрос!». Слева направо: с детьми — Александрой, Михаилом, Александрой, Варварой — и женой Анной. Фото: Архив телекомпании «Игра-ТВ»

— Детей с собой на эфир берете?

— Нет, не пускаю. Давно им объяснил, что не могу на съемках отвлекаться. Предупредил: «Если вы готовы, что пройдете мимо, а я в вашу сторону даже не взгляну, то приходите. Но лучше не надо — мне нужно быть очень сосредоточенным». И они не особо рвутся. Только Варя переживает. Она знает сына Григория Гусельникова и видит, что тот иногда бывает в зале. После каждого такого случая меня ждут упреки: «Почему ты Саше разрешаешь там стоять, а мне нет?»

— Как вам 26 лет работается с мамой?


— С одной стороны, это тяжело. Но с другой — работа нам позволяет часто видеться. Только плохо, что производственные конфликты сказываются на взаимоотношениях, ведь не всегда удается четко разделить: вот здесь мы сотрудники, а здесь сын с мамой. Сейчас я больше стараюсь ее опекать, от всего ограждать, а раньше у нас отношения были жестче: когда я только пришел, Наталия Ивановна мне спуску не давала и если кому-то могла простить оплошность, то на меня тумаки сыпались. Потом мне в период становления было важно, чтобы все было строго по-моему — и точка. Но моя мама в детях больше всего ценит самостоятельность и сама же меня таким и вырастила.

Борис Крюк

Семья: мать — Наталия Стеценко, гендиректор ТК «Игра-ТВ» (жена и соавтор Владимира Ворошилова, один из создателей игры «Что? Где? Когда?»); жена — Анна Антонюк, экономист; дети — Михаил (23 года), экономист, выпускник Эдинбургского университета, Александра (20 лет), студентка Лондонского университета искусств, Александра (14 лет), Варвара (10 лет)

Образование: окончил МГТУ (МВТУ) им. Баумана

Карьера: в 1989 году начал работать ассистентом режиссера у Владимира Ворошилова в программе «Что? Где? Когда?». Был ведущим и режиссером программы «Любовь с первого взгляда», режиссером программы «Брэйн ринг», в мае 2001 года стал ведущим, режиссером-постановщиком и генпродюсером программы «Что? Где? Когда?»

Зимой 1991 года российские телезрители увидели на своих экранах раскованное игровое шоу «Любовь с первого взгляда» - русскую версию английской телеигры Love at first sight. Ее ведущими были улыбчивая и обстоятельный Борис Крюк.

Уже тогда страна заметила, что шутить и импровизировать перед камерой этот круглолицый крепыш в очках может великолепно. Но мало кто знал, что обаятельный Крюк больше специализировался на интеллектуальных играх, нежели на романтических шоу. За год до выхода этой программы он разработал сценарий молодежного турнира умов под названием «Брейн-ринг», должен был стать ее ведущим. Подростком Борис Крюк рядом с Владимиром Ворошиловым обживал рубку ведущего в знаменитом интеллектуальном казино «Что? Где? Когда?». В начале нового тысячелетия он стал ведущим этой увлекательнейшей и азартной телепрограммы.

Кое-что из биографии

Родился Крюк Борис Александрович летом 1966 года в Москве. Был, как сам рассказывает, этаким тихоней с большими глазами и кудрявой головой. Однажды на улице бабушке Бориса, которая и без того гордилась внуком, уважительно сказали, что у ее мальчика «ленинская голова». Родители доверяли своему ребенку, никогда не устраивали личных досмотров и допросов с пристрастием. График жизни у мальчишки был свободным.

Мама мечтала, чтобы Боря выучился на врача, но он выбрал технический вуз, хотя всегда был, как признается, чистым гуманитарием. Просто учительница литературы, которая ставила двойки за самостоятельное мышление, напрочь отбила охоту к гуманитарным предметам. Окончив школу, Крюк поступил в университет им. Баумана, получил образование инженера. Из технической профессии Борис ушел сразу после Теперь очевидно, что ему судьбой было уготовано трудиться в недрах телестудии, где он провел все сознательное детство.

Крупье интеллектуального казино

Его родители (телережиссер) и Александр Крюк (строитель) разошлись, когда Борису было около четырех лет. Мама снова вышла замуж - за Владимира Ворошилова, «неудобного» и гениального режиссера, работавшего, как и она, на телевидении. Вместе они придумали игру «Что? Где? Когда?», которая появилась на голубых экранах осенью 1975 года. Ворошилов долго оставался инкогнито, зрители и участники программы слышали только его голос. Это стало своеобразной изюминкой передачи, хотя продиктовано было цензурными соображениями телевизионного руководства. Когда в 2001 году, после кончины Ворошилова, из рубки ведущего раздался голос невидимого диктора, все обомлели: сходство в тембре и манере ведения игры было поразительным. Так преемником и автором передачи стал Борис Крюк. Фото и записи программы, где его видно в кадре, появились позже - в 2008 году.

Детство по ту сторону экрана

Маленький Борис был свидетелем съемок, а кое-где и участником самых популярных советских передач: «Это вы можете» (в 4 года), «А ну-ка, парни» (в 5 лет). В 10 лет он играл на стороне телезрителей в «Что? Где? Когда?» (его вопрос выпал знатокам в самой первой игре). В 12 лет придумал правило исключать проигравшую команду из клуба. Будучи студентом, Борис Крюк работал на этой передаче ассистентом режиссера. В 1989 году Борис стал штатным сотрудником Молодежной редакции Центрального телевидения, а затем - первым заместителем гендиректора Телекомпании «Игра-ТВ» и вице-президентом Международной Ассоциации Клубов «Что? Где? Когда?», где является заместителем своей мамы Натальи Ивановны. Если Крюка спрашивают о «блате», он приводит в пример Фордов и Рокфеллеров и замечает, что деловые династии во всем мире достигают успеха именно потому, что их члены могут во всем полагаться друг на друга.

Таинственный голос

Первые передачи «Что? Где? Когда?» после Ворошилова были похожи на детектив. Крюк, как все привыкли, приходил на съемку в джинсах и свитере, до самого начала сновал среди людей, готовя студию к эфиру. В это время на «Ягуаре» Ворошилова к телестудии привозили незнакомца в черном смокинге (это был двоюродный брат Владимира Яковлевича), и он сразу направлялся в дикторскую. В самый последний миг перед игрой туда заходил Борис. Мистификацию поддерживала компьютерная предложенная Константином Эрнстом. Все это нужно было для того, чтобы не сбить психологического настроя знатоков перед игрой. Не скоро зрители телепередачи узнали о том, что настоящий ведущий - Борис Крюк.

Личная жизнь

Поклонники шоу «Любовь с первого взгляда» сразу поженили двух симпатичных ведущих - Волкову и Крюка. Но их отношения были деловыми, более того - Крюк уже был женат на микробиологе Инне. У Бориса и Инны двое детей - Михаил и Александра. Второй раз Крюк женился на Анне Антонюк, от этого брака у него есть две дочери - Александра и Варвара.

Кроме умственных состязаний, Борис Крюк страстно увлекается футболом, что только помогает ему совершенствовать интеллектуальное шоу, лошадку которого он давно и успешно оседлал.

4 сентября исполняется 35 лет со "дня рождения" популярной интеллектуальной телеигры "Что? Где? Когда?"

Датой рождения телевизионной передачи "Что? Где? Когда?" официально считается 4 сентября 1975 г., когда в эфир вышел первый выпуск игры, основателем которой был телеведущий Владимир Ворошилов.

Вначале игра называлась "Семейная викторина "Что? Где? Когда?". В первой игре приняли участие две команды - семья Ивановых и семья Кузнецовых из Москвы.

Игра состояла из двух раундов, снимавшихся дома у каждой из семей. Командам задавалось по 11 вопросов. Два сюжета соединялись в один при помощи фотографий из семейных альбомов Ивановых и Кузнецовых.

С течением времени правила игры, призы и само название клуба менялись. В 1976 г. семейная викторина "Что? Где? Когда?" превратилась в телевизионный молодежный клуб "Что? Где? Когда?". Первыми игроками были студенты МГУ.

В игре появился волчок, с действием которого выбирался не вопрос, а отвечающий игрок. Минуты обсуждения еще не было, участники игры отвечали на вопросы сразу, без подготовки. Каждый участник играл сам за себя.

Самые первые вопросы были выдуманы самим Ворошиловым, а после, когда игра стала известной, начали принимать вопросы от зрителей. Ответивший на вопрос получал приз - книгу, ответивший на семь вопросов получал главный приз ‑ комплект книг.

Ответы игроков оценивали члены почетного жюри - академик АМН СССР Оганес Бароян, член-корреспондент АН СССР Виталий Гольданский, писатель Даниил Данин.

Владимиру Ворошилову в то время было запрещено появляться в кадре, поэтому первым ведущим игры был Александр Масляков. Он провел всего одну игру.

В 1977 г. ведущего в кадре сменили четыре голоса за кадром, среди которых были Владимир Ворошилов и сотрудники молодежной редакции ЦТ журналисты Андрей Меньшиков и Светлана Бердникова, а также геолог Зоя Арапова. Их имена для телезрителей долго оставались загадкой. Владимир Ворошилов был основным ведущим игры, остальные голоса выполняли вспомогательную роль - озвучивали письма телезрителей (в адрес программы каждый день присылались мешки писем, на каждое из которых необходимо было ответить, найти лучшие вопросы, проверить достоверность вопроса, отредактировать, подготовить).

В 1977 г. впервые волчок стал указывать на письма телезрителей, а не на отвечающего игрока и в игре появилась минута обсуждения. Каждый правильный ответ приносил приз-книгу в общий фонд участников игры. Если члены клуба проигрывали вопрос, вся шестерка игроков менялась. В этом же году в клубе появилась традиция вручать приз телезрителю за лучший вопрос, а в зале появился живой символ передачи - филин Фомка.

С 1978 г. Владимир Ворошилов стал единственным закадровым ведущим игры , а игры в телевизионном клубе "Что? Где? Когда?" стали традиционными и постоянными.

С 1979 г. все игроки, бывшие членами клуба "Что? Где? Когда?" или просто участниками передачи, впервые стали называться знатоками . В этот же год 24 января в игре прозвучала первая музыкальная пауза. Первое время музыкальные паузы всегда шли в записи. Номера с участием приглашенных на игру артистов появились только в 1982 г., а с 1983 г. музыкальные паузы в зале стали традиционными.

С 1979 по 1983 год призы-книги представляла член президиума Всесоюзного общества книголюбов, директор Московского дома книги Тамара Владимировна Вишнякова.

В 1980 г. впервые было упомянуто имя ведущего игры Владимира Ворошилова, а в 1981 г. появилась первая почетная награда клуба - "Знак совы" - подвеска в виде деревянной совы. Приз вручался лучшему знатоку игры; первым его обладателем стал Александр Бялко.

В 1982 г. окончательно определилась форма игры. Было введено новое правило: игра продолжается до шести очков. До этого момента счет игры все время был разным - задавалось столько вопросов, сколько позволял хронометраж.

6 декабря 1983 г. на игре впервые появился "черный ящик" (в настоящее время используются четыре разных по размеру черных ящика. Все они сделаны из дерева, внутри обиты бархатом).

В 1984 г. был учрежден приз "Хрустальная сова" , первым обладателем которого стал Нурали Латыпов. С 1984 по 1990 год приз "Хрустальная сова" вручался один раз в год - лучшему игроку года в команде телезрителей и в команде знатоков. С 1991 по 2000 год приз вручался два раза в год - в финале летней и зимней серии. Исключением стали юбилейные игры 2000 г., когда "Хрустальная сова" вручалась лучшему знатоку каждой игры серии.

С 2001 г. "Хрустальная сова" вручается четыре раза в год в финальной игре весенней, летней, осенней и зимней серии. Приз получает лучший игрок победившей команды - знаток или телезритель.

Первые "Хрустальные совы" были изготовлены на стекольном заводе в городе Гусь-Хрустальном Владимирской области, с 1985 года их делают на Львовской экспериментальной керамико-скульптурной фабрике (гутное стекло, ручная работа).

С 1987 г. стала проходить серия международных игр "Что? Где? Когда?", состоялись три прямых эфира из Болгарии.

В 1989 г. по инициативе Владимира Ворошилова была создана Международная Ассоциация Клубов "Что? Где? Когда?" (МАК) - общественная неправительственная организация, которая объединяет клубы интеллектуальных игр многих стран мира и является координирующим центром движения спортивного "ЧГК". Под эгидой МАК проводятся крупнейшие турниры - многоэтапный Кубка Мира, ежегодный Чемпионат Мира.

В 1991 г. на игровом столе в качестве приза впервые появились деньги, превратив интеллектуальный клуб в интеллектуальное казино, а ведущий стал называться крупье.

Был введен титул Бессмертного члена элитарного клуба, который получал право остаться в клубе, несмотря на проигрыш команды. Атрибутом Бессмертных стал красный пиджак.

В 1992 г. в игре появляется сектор "Зеро".

Зимой 1993 г. знатоки в первый раз появились на игре в смокингах.

30 декабря 2000 г. Владимир Ворошилов провел свою последнюю игру, 10 марта 2001 г. он скончался. С мая 2001 г. автором, ведущим, режиссером и продюсером игры "Что? Где? Когда?" стал Борис Крюк. С этого года был введен "13 сектор", в который пользователи сети Интернет могут присылать вопросы на игру прямо во время прямого эфира.

В 2002 г. в клубе учрежден новый почетный приз ‑ "Бриллиантовая сова" , который является главным призом года и вручается в финальной игре лучшему игроку победившей команды. Приз "Бриллиантовая сова" выполнен из серебра и хрусталя по технологии "Алмазная грань" (ручная работа). В украшении совы использовано 70 рубинов. Вес "Бриллиантовой совы" более 8 кг.

С 1976 по 1982 год игры "Что? Где? Когда?" проходили в баре Останкинского телецентра; с 1983 по 1986 год - в старинном особняке на улице Герцена (теперь Большая Никитская) в доме № 47, где размещался учебно‑методический центр МГК ВЛКСМ по организации свободного времени молодежи; в 1988 и в 1989 гг. игры "Что? Где? Когда?" проходили в Центре Международной торговли на Красной Пресне.

С 1990 г. все игры телевизионного элитарного клуба "Что? Где? Когда?" проходят в Охотничьем домике в Нескучном саду.

Программа "Что? Где? Когда?" не раз награждалась телевизионной премией "ТЭФИ" : в 1997 г. в номинации "Развлекательная программа"; в 2001 г. в номинации "Телевизионная игра", а ее основатель и первый ведущий Владимир Ворошилов посмертно был награжден призом "За личный вклад в развитие отечественного телевидения"; в 2002 г. программа "Что? Где? Когда?" вышла в финал номинации "Телевизионная игра"; в 2004 и 2005 гг. стала победителем в номинации "Телевизионная игра".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников