Исторические субботы в историческом музее расписание. Расписание лекций

Генрик Ибсен

Привидения

Семейная драма в 3-х действиях

Действие первое

Просторная комната, выходящая в сад; в левой стене одна дверь, в правой – две. Посреди комнаты круглый стол, обставленный стульями; на столик книги, журналы и газеты. На переднем плане окно, а возле него диванчик и дамский рабочий столик. В глубине комната переходит в стеклянную оранжерею, несколько поуже самой комнаты. В правой стене оранжереи дверь в сад. Сквозь стеклянные стены виден мрачный прибрежный ландшафт, затянутый сеткой мелкого дождя.

Сцена первая

В садовых дверях стоит столяр ЭНГСТРАН. Левая нога у него несколько сведена; подошва сапога подбита толстой деревянной плашкой. РЕГИНА, с пустой лейкой в руках, заступает ему дорогу.


ЭНГСТРАН. Бог дождичка послал, дочка.

РЕГИНА. Черт послал, вот кто!

ЭНГСТРАН. Господи Иисусе, что ты говоришь, Регина! (Делает, ковыляя, несколько шагов вперед.) А я вот чего хотел сказать…

РЕГИНА. Да не топочи ты так! Молодой барин спит наверху.

ЭНГСТРАН. Лежит и спит? Среди бела дня?

РЕГИНА. Это уж тебя не касается.

ЭНГСТРАН. Вчера вечерком я кутнул…

РЕГИНА. Нетрудно поверить.

ЭНГСТРАН. Слабость наша человеческая, дочка…

РЕГИНА. Еще бы!

ЭНГСТРАН. А на сем свете есть множество искушений, видишь ли ты!.. Но я все-таки встал сегодня, как перед богом, в половине шестого – и за работу.

РЕГИНА. Ладно, ладно. Проваливай только поскорее. Не хочу я тут с тобой стоять, как на рандеву.

ЭНГСТРАН. Чего не хочешь?

РЕГИНА. Не хочу, чтобы кто-нибудь застал тебя здесь. Ну, ступай, ступай своей дорогой.

ЭНГСТРАН (еще придвигаясь к ней ). Ну нет, так я и ушел, не потолковавши с тобой! После обеда, видишь ли, я кончаю работу здесь внизу, в школе, и ночью марш домой, в город, на пароходе.

РЕГИНА (сквозь зубы). Доброго пути!

ЭНГСТРАН. Спасибо, дочка! Завтра здесь будут святить приют, так уж тут, видимо, без хмельного не обойдется. Так пусть же никто не говорит про Якоба Энгстрана, что он падок на соблазны!

РЕГИНА. Э!

ЭНГСТРАН. Да, потому что завтра сюда черт знает сколько важных господ понаедет. И пастора Мандерса дожидают из города.

РЕГИНА. Он еще сегодня приедет.

ЭНГСТРАН. Вот видишь. Так я и не хочу, черт подери, чтобы он мог сказать про меня что-нибудь этакое, понимаешь?

РЕГИНА. Так вот оно что!

ЭНГСТРАН. Чего?

РЕГИНА (глядя на него в упор ). Что же это такое, на чем ты опять собираешься поддеть пастора Мандерса?

ЭНГСТРАН. Тсс… тсс… Иль ты спятила? Чтобы я собирался поддеть пастора Мандерса? Для этого Мандерс уж слишком добр ко мне. Так вот, значит, ночью махну назад домой. Об этом я и пришел с тобой потолковать.

РЕГИНА. По мне, чем скорее уедешь, тем лучше.

ЭНГСТРАН. Да, только я и тебя хочу взять домой, Регина.

РЕГИНА (открыв рот от изумления ). Меня? Что ты говоришь?

ЭНГСТРАН. Хочу взять тебя домой, говорю.

РЕГИНА. Ну, уж этому не бывать!

ЭНГСТРАН. А вот поглядим.

РЕГИНА. Да, и будь уверен, что поглядим. Я выросла у камергерши… Почти как родная здесь в доме… И чтобы я поехала с тобой? В такой дом? Тьфу!

ЭНГСТРАН. Черт подери! Так ты супротив отца идешь, девчонка?

РЕГИНА (бормочет, не глядя на него ). Ты сколько раз сам говорил, какая я тебе дочь.

ЭНГСТРАН. Э! Охота тебе помнить…

РЕГИНА. И сколько раз ты ругал меня, обзывал… Fi donc!

ЭНГСТРАН. Ну нет, таких скверных слов, я, ей-ей, никогда не говорил!

РЕГИНА. Ну я-то знаю, какие слова ты говорил!

ЭНГСТРАН. Ну да ведь это я только, когда… того, выпивши бывал… гм! Ох, много на сем свете искушений, Регина!

РЕГИНА. У!

ЭНГСТРАН. И еще, когда мать твоя, бывало, раскуражится. Надо ж было чем-нибудь донять ее, дочка. Уж больно она нос задирала. (Передразнивая .) «Пусти, Энгстран! Отстань! Я целых три года прослужила у камергера Алвинга в Русенволле». (Посмеиваясь .) Помилуй бог, забыть не могла, что капитана произвели в камергеры, пока она тут служила.

РЕГИНА. Бедная мать… Вогнал ты ее в гроб.

ЭНГСТРАН (раскачиваясь ). Само собой, во всем я виноват!

ЭНГСТРАН. Чего ты говоришь, дочка?

РЕГИНА. Pied de mouton!

ЭНГСТРАН. Это что ж, по-англицки?

РЕГИНА. Да.

ЭНГСТРАН. Н-да, обучить тебя здесь всему обучили; вот теперь это и сможет пригодиться, Регина.

РЕГИНА (немного помолчав ). А на что я тебе понадобилась в городе?

ЭНГСТРАН. Спрашиваешь отца, на что ему понадобилось единственное его детище? Разве я не одинокий сирота-вдовец?

РЕГИНА. Ах, оставь ты эту болтовню! На что я тебе там?

ЭНГСТРАН. Да вот, видишь, думаю я затеять одно новое дельце.

РЕГИНА (презрительно фыркая ). Ты уж сколько раз затевал, и все никуда не годилось.

ЭНГСТРАН. А вот теперь увидишь, Регина! Черт меня возьми!

РЕГИНА (топая ногой ). Не смей чертыхаться!

ЭНГСТРАН. Тсс… тсс!.. Это ты совершенно правильно, дочка, правильно. Так вот я чего хотел сказать: на этой работе в новом приюте я таки колотил деньжонок.

РЕГИНА. Сколотил? Ну и радуйся!

ЭНГСТРАН. Потому куда ж ты их тут истратишь, деньги-то, в глуши?

ЭНГСТРАН. Так вот я и задумал оборудовать на эти денежки доходное дельце. Завести этак вроде трактира для моряков…

РЕГИНА. Тьфу!

ЭНГСТРАН. Шикарное заведение, понимаешь! Не какой-нибудь свиной закуток для матросов, нет, черт побери! Для капитанов да штурманов и… настоящих господ, понимаешь!

РЕГИНА. И я бы там…

ЭНГСТРАН. Пособляла бы, да. Так только, для видимости, понимаешь. Никакой черной работы, черт побери, на тебя, дочка, не навалят! Заживешь так, как хочешь.

РЕГИНА. Еще бы!

ЭНГСТРАН. А без женщины в этаком деле никак нельзя; это ясно, как божий день. Вечерком ведь надо же повеселить гостей немножко… Ну, там музыка, танцы и прочее. Не забудь – моряки народ бывалый. Поплавали по житейскому морю… (Подходя к ней еще ближе. ) Так не будь же дурой, не становись сама себе поперек дороги, Регина! Чего из тебя тут выйдет! Кой прок, что барыня тратилась на твою ученость? Слыхал я, тебя тут прочат ходить за мелюзгой в новом приюте. Да разве это по тебе? Больно ли тебя тянет стараться да убиваться ради каких-то шелудивых ребятишек!

РЕГИНА. Нет, если бы вышло по-моему, то… Ну да, может, и выйдет. Может, и выйдет?

ЭНГСТРАН. Чего такое выйдет?

РЕГИНА. Не твоя забота… А много ль денег ты сколотил?

ЭНГСТРАН. Так, крон семьсот-восемьсот наберется.

Пьеса «Привидения» написана Генриком Ибсеном в 1881 году. Герои пьесы переживают страсти высочайшего накала и горько расплачиваются за них. Еще современники драматурга отмечали сходство пьесы «Привидения» с древнегреческими трагедиями, где тема родового проклятия - одна из центральных. Поднятые в пьесе проблемы нравственной наследственности, вины и ответственности за нее прозвучали в Норвегии конца 19 века, словно взрыв. Только спустя десятилетие после написания пьесу впервые поставили на сцене. «Привидения» расценили как вызов общественной морали, скандал. Всех шокировал фантастический феномен, продемонстрированный Ибсеном, - фатальность наследования лжи и порока. Главные герои в спектакле «Привидения» - человек и его душа, которая, пребывая долгое время под гнетом обмана и притворства, уродуется, превращаясь в нечто разрушающее внутренний мир и сущность личности. Проект осуществлен специально для Фестиваля Ибсена в Дели (Delhi Ibsen Festival) при поддержке Посольства Норвегии в Индии и Академии Драматического Искусства и Дизайна в Нью Дели (Dramatic Art & Design Academy). Премьера спектакля в Нью Дели, состоявшаяся 3 декабря 2012 года, имела огромный успех у зрителей.

Слово режиссера: Я думаю, что пьеса «Привидения», основанная на семейной драме, охватывает глубокие и важные проблемы человечества, невзирая на его национальные, культурные и даже территориальные различия и границы. Эта проблема является актуальной во все времена. Как я понимаю, привидения – это символ наших животных инстинктов, возвращение к истокам нашей цивилизации, к существованию дикого, примитивного человека без этических и моральных устоев. Этот призрак преследует каждый характер пьесы. Я хочу привлечь внимание зрителей к тому факту, что всегда трудно найдите «золотую середину» и оставаться с хорошими духовными намерениями, которые помогли бы нам оставаться «уравновешенными и трезвыми». Трудно сохранить беспристрастное отношение ко всем и всему, чтобы не пасть до уровня дикарей и не быть марионетками в руках таких людей, как, например, плотник Энгстран – самый жадный и «грязный» среди всех персонажей. В пьесе он зачинщик зла, являющийся своего рода воплощением падшего ангела Люцифера, который пытается показать безнравственность и похоть человечества, забывшего свою истинную духовную природу. В пьесе «Привидения» зло персонифицировано, наделено физическим телом, ярко демонстрирует свою животную натуру. Все герои пьесы стали пешками плотника в его «игре». Даже Пастор Мандерс из-за своего невежества и страхов неосознанно позволяет Энгстрану вести этих людей к бедствию, отчаянию и ужасному падению. Энгстран превратит имение госпожи Алвинг в кладбище, а его жителей – в живых мертвецов; большой мраморный стол станет его алтарем и могилой Капитана Алвинга, жизнь которого была полна распутства. План Энгстрана сработал, потому что он нашел «кнопку контроля» в каждом характере, угадал «призрак» каждого. Например, эгоистичная любовь госпожи Алвинг к сыну и ее желание спасти его, страх ортодоксального Пастора нарушить догмы, слепое стремление Регины быть в высшем обществе и посетить Париж, а также жажда Освальда найти свое место в жизни и быть ближе к матери. Все эти слабости и страсти персонажей пьесы будут превращены Сатаной Энгстраном в ад. Эгоистичная любовь госпожи Алвинг приведет ее к тому, что она займется сексом с собственным сыном, и это сделает ее сына еще более беспомощным и несчастным. Желание Освальда найти причину своего недуга приведет его к еще одной болезни – комплексу Эдипа. Как только Регина поймет, что она не сможет осуществить свои мечты с Освальдом, она выберет легкий и порочный путь для достижения цели. Большой грех и падение пастора в том, что он позволил всему этому произойти. Несмотря на то, что Генрик Ибсен поднял данный вопрос более ста лет назад, к сожалению, эта проблема все еще релевантна, и наше общество – такой же «расслабленный мозг», как Освальд, мы стали такими же рабами и жертвами, как Энгстран.

От Кишинева до границ Венгрии. Начало освобождения Красной Армией Юго-Восточной Европы в 1944 году

Лектор: Исаев Алексей Валерьевич
кандидат исторических наук, военный историк

Установление Патриаршества в России и его предыстория

Лектор: Назаренко Александр Васильевич
доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, руководитель Центра истории религии и церкви Института российской истории РАН

Мифы о Григории Потёмкине. К 280-летию со дня рождения великого сына России

Лектор: Махнырёв Антон Леонидович
кандидат исторических наук, сотрудник Государственного исторического музея

Государственный исторический музей, Российское военно-историческое общество (РВИО) при поддержке Министерства культуры Российской Федерации осуществляют образовательный проект - лекторий «Исторические субботы». Он посвящен как известным, так и малоизученным страницам прошлого России.

Лекторий был открыт 6 февраля 2016 г. Председателем Государственной Думы РФ Сергеем Нарышкиным и Министром культуры РФ, Председателем РВИО Владимиром Мединским.

В рамках научно-популярного цикла лекций «Исторические субботы» известные ученые увлекательно и достоверно рассказывают о происхождении и становлении Древней Руси, развитии нашего государства на протяжении столетий, его культуре и религии, войнах и революциях, внешнеполитических событиях и реформах. Такой формат лекций интересен широкой аудитории, но прежде всего тематические встречи рассчитаны на старшеклассников, абитуриентов и студентов. Это и редкая возможность для интеллектуального общения с самыми известными историками страны.

«Исторические субботы» помогут понять причины, предпосылки и результаты многих важнейших исторических событий, заставят задуматься о прошлом, без которого нет настоящего и будущего. А многие события в современном мире найдут зримые исторические параллели.

«Для нас было крайне важным, что инициатива создания исторического лектория была поддержана на государственном уровне. Реализация подобных проектов способствует расширению музейной аудитории, повышению уровня образования и усиления роли музея как научно - просветительского центра», - подчеркнул Директор Исторического музея Алексей Левыкин.

Адрес: город Москва, Красная Площадь, дом 1.