Исторические личности в повести Капитанская дочка. Презентация

Ученика(цы) 8 __ класса

ФИ _______________

Оценка_______

Вариант 1

1. Повествование в «Капитанской дочке» ведётся от лица:

в) Маши Мироновой; г) Петра Гринёва;

д) Пугачёва

а) композиции б) эпиграфов

д) выбора героя

3. Какие исторические личности упоминаются в повести?

а) Фридрих второй б) граф Миних

в) Григорий Орлов г) Екатерина первая

д) Елизавета первая е) Екатерина вторая

4. Назовите художественные приёмы, которые Пушкин не использовал для создания образа Пугачёва.

в) эпиграфы г) речевая характеристика

д) отношение других персонажей е) вставные элементы

5. В чём заключается смысл названия повести? Маша Миронова - …

а) единственный женский персонаж повести

б) стоит в центре сюжета

в) носительница высокой нравственности и чести

г) дочь погибшего русского офицера

6. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.

а) экспозиция 1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца

б) завязка 2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше

в) кульминация 3) детство Петруши в родовом имении

г) развязка 4)знакомство Гринёва с главной героиней повести

7. С какой целью в повесть вводится сон Гринёва?

а) характеризует Гринёва

б) предвещает развитие отношений двух персонажей

в) характеризует Пугачёва

г) подчёркивает кровожадность Пугачёва

8. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…»?

б) Екатерине второй

в) Петруше Гринёву

д) Савельичу

9. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.

а) Пугачёв 1) оренбургские генералы

б) Швабрин 2) Екатерина вторая

в) «енералы» Пугачёва 3) Гринёв

10. Какие фольклорные жанры использует А.С.Пушкин для создания образа Пугачёва?

а) былины г) песни

б) загадки д) пословицы, поговорки

в) сказки е) мифы

11. Какую главу предваряет собой эпиграф:

«В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.

«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?»-

спросил он ласково». (А.Сумароков)

а) «Суд» г) «Незваный гость»

б) «Арест» д) «Мятежная слобода»

в) «Приступ»

12. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?

а)проблема любви

б)проблема чести, долга и милосердия

в)проблема роли народа в развитии общества

г)проблема сопоставления родового и служивого дворянства.

13. Каким показан в повести Савельич?

а)забитым, безгласным крепостным

б)послушным, рабски преданным своим господам

в)глубоким, наделённым чувством собственного достоинства

г)любящим, верным, самоотверженным, заботливым помощником и советчиком.

14. Отметить верное суждение. Литературный характер – это…

а)образ конкретного человека, в котором через индивидуальные качества выражаются типические черты времени

б)художественное изображение человека

в)персональные черты, присущие герою.

15. Какие символические образы используются А.С.Пушкиным в повести «Капитанская дочка»?

а)путь, дорога д)кинжал

б)могила е)виселица

в)буря, буран

г)орёл, ворон

16. Какие черты русского национального характера показаны А.С.Пушкиным в образе Пугачёва?

а)ум, сметливость

б)лень, бездеятельность

в)удальство, широта натуры

г)склонность к пьянству

д)память на добро, благодарность

17. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»

а)Марии Мироновой

б)Василисы Егоровны

в)Екатерины второй

г)Авдотьи Васильевны

Ученика(цы) 8 __ класса

ФИ _______________

Оценка_______

Тест по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Вариант 2

1. Назовите эпиграф к повести «Капитанская дочка»:
А. Береги честь смолоду
Б. И жить торопится и чувствовать спешит
В. Служи верой и правдой

2. От чьего лица ведется повествование в «Капитанской дочке»:
А. От автора
Б. От лица Маши Мироновой
В. От лица Петра Гринева

4. В какой город был отправлен на службу Петр Гринев:
А. Оренбург
Б. Симбирск
В. Санкт-Петербург

5. Отправляясь на службу, какой наказ получил Петр Гринев от отца:
А. Служи верой и правдой
Б. Береги платье снову, а честь смолоду
В. За правое дело стой смело

6. Чему научил Зурин Петра Гринева:
А. Стрелять из оружия
Б. Рассказывать армейские анекдоты
В. Играть в бильярд

7. Где впервые Петр Гринев встретился с Пугачевым:
А. Во время осады Оренбурга
Б. В степи во время метели
В. Во время взятия Белогорской крепости

8. Что стало истинной причиной поединка между Швабриным и Гриневым:
А. Оскорбление Маши Мироновой
Б. Предательство Швабрина и его переход на сторону Пугачева
В. Критика Швабрина касательно стихотворений Петра Гринева

9. За кого выдавал себя Емельян Пугачев:
А. За атамана
Б. За государя Петра Федоровича
В. За борца с царской властью

10. Кто оказался предателем и перешел на сторону мятежников:
А. Зурин
Б. Гринев
В. Швабрин

11. Почему Пугачев помиловал Гринева:
А. Савельич Христом Богом просил
Б. Гринев присягнул Пугачеву
В. Пугачев узнал Гринева, который ранее подарил ему заячий тулуп

12. После того как Пугачев отпустил Гринева с Савельичем на все четыре стороны, они снова, несмотря на опасность, вернулись в крепость. Почему?
А. Так велел долг
Б. Гринев получил письмо от Маши Мироновой
В. Гринев мечтал отомстить Швабрину

13. Что в «Капитанской дочке» Пушкин называет бессмысленным и беспощадным?
А. Бунт
Б. Казнь
В. Война

14. Что стало причиной ареста Петра Гринева:
А. То, что он самовольно выехал из Оренбурга в Белогорскую крепость
Б. Слухи о дружеских путешествиях с Пугачевым
В. Донос Швабрина

15. Петр Гринев был освобожден, потому что:
А. Маша Миронова обратилась за помощью к самой императрице
Б. Отец Гринева просил о помиловании
В. Доказательств было недостаточно

16. Укажите название главы повести «Капитанская дочка», в которой происходит знакомство Петра Гринева с Пугачевым

а) «Вожатый»

б) «Незваный гость»

в) «Пугачевщина»

г) «Сержант гвардии»
17. Укажите фамилию коменданта Белогорской крепости, казненного Пугачевым (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

а) Алексей Швабрин

б) капитан Миронов

в) Петр Гринев

г) Савельич

Вариант 1 Ответы: Часть1

1г; 2б,в,д; 3абе;4а; 5бвг; 6а-3, б-4,в-1, г-2; 7бв; 8г; 9а-2,б-3, в-1; 10вгд; 11д; 12б; 13г;14а; 15авге; 16авд; 17в

Вариант 2 Ответы: Часть 1

1А, 2В, 3В, 4А, 5Б, 6В, 7Б, 8А, 9Б, 10В, 11А, 12Б, 13А, 14В, 15А, 16 А, 17 Б.


Цели урока:

  • дать историческую оценку личностям XVIII века Е.Пугачеву и Екатерине II;
  • уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы, оценивать свою работу.

Главное: какими человеческими качествами наделил их А.С.Пушкин.

Воспитательная цель: формирование интереса детей к истории России; общечеловеческие ценности, утверждаемые А.С.Пушкиным: добро, честь, благородство, верность любви, стойкость.

Оборудование: слайды по проектору, рабочие листы.

Учителя использовали метод проблемного изложения по технологии развивающего обучения: диалоговое обучение на фоне интеграции смежных предметов: литературы и истории; использование музыки и живописи как вспомогательных элементов в раскрытии художественного образа литературных героев. На уроке так же работают принципы развивающего обучения как опережающие задания, рефлексия – самооценка учащимися своей работы. Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.

План урока.

  1. Диалог Пугачева с Гриневым. Отрывок из главы повести “Капитанская дочка” Мятежная слобода.
  2. Введение. Целевая установка учителя
  3. Краткая характеристика истории России XVIII века.
  4. Оценка учащимися – литературоведами, искусствоведами характеристики Е.И.Пугачева
  5. Оценка деятельности Екатерины II
  6. Заключение

Ход урока

I. Введение. Диалог Пугачева с Гриневым. Пугачев рассказывает Гриневу калмыцкую сказку. (Алеша и Захар.)

Учитель литературы: Безумство храбрых – вот мудрость жизни. Мудрость жизни или бунт страдания? Смелому орлу дано жить недолго, зато он вечно свободен и силен своей мудростью, независимостью. Сегодня, на уроке каждый из нас попытается пропустить через себя эпоху II половины XVIII века, когда произошло крестьянское восстание под руководством Емельяна Пугачева. Мы составим переход от исторического факта к литературным образам.

Историческая тема проходит через всю повесть А.С.Пушкина, он интересовался прошлым, много ездил, копался в архивах, изучал “Историю государства Российского” Карамзина, русские летописи. “История народа принадлежит поэту”, – писал он.

Целевая установка учителя. На уроке будем работать в 3-х условных группах.

I группа – литературоведы, должны обсудить образы Екатерины II и Пугачева: какими людьми они обрисованы; II группа – историки, они дают беспристрастную оценку деятельности личностей; III группа – искусствоведы: образы великих людей в живописи, музыке.

Учитель истории: Итак, XVIII век. Величественный XVIII век! Век Екатерины II. Эпоха царствования Екатерины II по исторической оценке. (Приложение 1 Слайды. )

Ученик – историк : Императрица Екатерина II царствовала 34 года.

Что приобрела Россия за 34 года, которые назвали целой эпохой. Укрепление державы. Российская империя достигла такого влияния и могущества, что по меткому выражению современника, “без ее дозволения в Европе ни одна пушечка выпалить не смела”. Население страны увеличилось почти вдвое (с 19 до 36 млн.). Никогда больше в России такими темпами не строились города. За три десятилетия – 144 города! Государственная казна “потяжелела” в четыре раза. Россия производила чугуна и железа в два раза больше, чем Англия – мировой экономический лидер того времени. Россия отвоевала Кубань, Крым, все побережье Черного моря. Утвердилась на Балтийском море, на Дальнем Востоке, в Сибири и на Аляске.

Учитель истории: Но, в период царствования Екатерины II происходит восстание крестьян под предводительством Е.И.Пугачева. Кто назовет причины восстания? И расскажите о пугачевском восстании.

Ученик: Крестьянское восстание было вызвано резким ухудшением положения широких слоев населения. Выросли размеры барщины и оброка, а также государственные повинности. Крестьян продавали целыми деревнями.

Сообщение ученика – историка: Восстание Е.И. Пугачева началось в сентябре 1773г. на хуторе Толкачевых. Отряд Пугачева из 80 человек быстро вырос за счет казаков и солдат гарнизонов Яицкой линии. В “манифестах” от имени Петра III Пугачев жаловал казаков “реками и морями, денежным жалованьем и всякой вольностью”. К 1774г. восстанием была охвачена огромная территория Нижнего Поволжья, Оренбуржья, Южного Урала, Прикамья. Заводы Урала были охвачены восстанием. Простые люди с нетерпением ожидали прохода Пугачева. За июль – август 1774г. Пугачев овладел Саранском, Пензой, Саратовом и другими городами. После неудачного штурма Царицына, 24 августа в бою у Сальниковой ватаги войско Пугачева потерпело поражение. Яицкие казаки решили, что дальнейшая борьба бесполезна, и 8 сентября 1774г. схватили Пугачева, и выдали его властям. В начале сентября во главе войск, действовавших против пугачевцев, встал А.В.Суворов. И в 1775 г. восстание было подавлено.

Учитель литературы: Пушкин глубоко и исторически верно раскрыл причины, ход и характер крестьянских восстаний, вспыхивавших в Поволжье и на юге Урала. Причину восстания поэт справедливо видит в крепостном гнете, жестокости и самовластии правителей края и в политике царского правительства в отношении нерусских народностей юга Урала. Несмотря на стихийный характер восстания, социальная направленность его была ясна для каждого участника.

Учитель истории: Емельян Иванович Пугачев. (Слайд – Пугачев.) Какого его место в истории? (Историческая справка.)

Ученик – историк: Емельян Иванович Пугачев был казаком из донской станицы Зимовейская. К 30-ти годам у этого человека за плечами был немалый опыт: участие в двух войнах (Семилетней и русско-турецкой), попытка перебраться с Дона на Терек в поисках воли, несколько арестов и побегов из – под стражи. Во время русско-турецкой войны за храбрость произведен в хорунжие (младший офицерский казачий чин). В 1772г. появился на Яике и объявил себя императором Петром III. В своих манифестах Емельян Пугачев обещал земли, воды, леса, покосы. В армию Пугачева вливались казаки, рабочие Урала, крестьяне, калмыки, башкиры. Численность войск превысила 20 тыс. человек. Пугачев стремился придать своей армии подобие организованной структуры. Он учредил “Военную коллегию”, окружил себя гвардией, присваивал чины и титулы. В войске поддерживалась дисциплина, велось воинское обучение. Отличившиеся награждались “медалями” – рублями Петра III. В новых манифестах Пугачев “злодеев – дворян” приказал “ловить, казнить и вешать”. Всего пугачевцы казнили около 3 тыс. человек.

Учитель литературы: Дворянские писатели и публицисты видели в нем “изверга, не считающегося с законами, мошенника, убийцу.” Совершенно другим он предстает в повести. Он кровно связан с народом, пользуется его поддержкой. Именно он определяет судьбу и действующих лиц (Гринева, Машу Миронову), с ним связаны все сюжетные линии повести. Слово искусствоведам:

Ученик – литературовед: Пушкин пишет: Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалось проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.

Ученик – искусствовед: (По портрету Е.И.Пугачева.) Вероятно, художник работал по описанию Пушкина, портрет сходится с литературным воображением писателя: только на картине Пугачев изображен в тяжелый для него момент: он закован в кандалы. Глаза задумчивы, но в них нет раскаяния. Это глаза человека, с честью идущего по своей дороге. Он будет верен себе до конца!

Ученик – искусствовед: (По картине “ Уральцы преподносят”.) На картине Бунина Пугачев изображен в момент разговора с Гриневым. Он внимательно прислушивается к собеседнику, идет чисто мужской разговор, конкретный, честный: Пугачев предлагает Петру Гриневу вступить в его войско, но молодой офицер прямо дает отказ. Он сказал, что присягнул императрице, что не будет этого делать. Пугачеву понравилось честность, открытость Гринева и он сказал: “Казнить так казнить, миловать так миловать, отпускаю”.

Учитель литературы: Несомненно Пугачев в повести изображен сильным человеком, за которым шел народ, таким его видели и мастера кисти. Чтобы подчеркнуть близость Пугачева к народной массе, раскрывая его образ, Пушкин широко использует фольклор.

Ученик – литературовед: Речь Пугачева пересыпана народной мудростью, при разговоре с хозяином постоялого двора, он говорит такие пословицы и поговорки: “Будет дождик, будут и грибки”, “заткни топор за спину: лесничий ходит”, – он иносказательно говорил про грядущие события, когда он был в бегах, готовил восстание. А в общении с Гриневым он употребляет такие: “Долг платежом красен”, “Казнить так казнить, миловать так миловать”, “Послужи мне верою и правдою”. В речи Пугачева выражаются живой ум, смекалка, талант.

Учитель литературы: Пугачев великодушен, отзывчив: он спасает счастье Петрушу.

Ученик – литературовед: Несмотря на то, что Маша Миронова – дочь врага, Пугачев дал приказ освободить её, он одобрил решение Петра Гринева жениться на ней, он говорит: “Погуляем же мы вашей свадьбе!”. Он разрешил Гриневу уехать из крепости с дочерью капитана. “ Это была последняя встреча с Пугачевым…”

Учитель литературы: Пугачев неграмотен, но умен и талантлив, обладает незаурядными способностями полководца, во время сражений ведет за собой народ.

Ученик – литературовед: Он говорит о себе: “Я воюю хоть куда! Знают ли у вас в Оренбурге о сражении под Юзеевой? Сорок енаралов убито, четыре армии взято в полон”.

Учитель литературы: Пугачев милостив и добр. На всем протяжении повести один только раз показана суровая расправа с Мироновыми и Иваном Игнатьевичем. Однако,” на войне как на войне – это беспощадное отношение к своим врагам. А как расправилось царское правительство с мятежником Пугачевым?

Ученик историк: Приговор по делу государственного преступника, творившего разбойные злодеяния под именем императора Петра III

– Омельяна Пугачева – приговорить ко смертной казни через отсечение головы…

Учитель литературы: Образ Пугачева глубоко симпатичен А.С. Пушкину: он наделил его прекрасными человеческими качествами, и он предстает перед нами в живом образе истинно русского человека, душой и сердцем болеющего за судьбу родного народа.

Сейчас прозвучит музыкальная композиция. Чей это музыкальный образ?

(Звучит G.Marinello – Orchestra Words.)

Ученик – искусствовед: Это – умиротворение, красота, это утро в царскосельском парке, когда Маша Миронова в душевном смятении идет по дорожке сада.

Учитель литературы: В повести пейзаж играет значительную роль – буран, вожатый, постоялый двор, снежная буря как бы символизируют народное волнение. Это еще и завязка сюжетной линии – эта встреча сыграла большую роль в судьбе молодого дворянина Петра Гринева. А в сцене свидания Марьи Ивановны с Екатериной II пейзаж – другой, резко контрастирующий с первым. Там – “мрак и вихорь”, здесь – прекрасное утро. (Слайд портрет Екатерины Второй.)

Учитель истории: Екатерина была просто умна, у неё был ум гибкий, осторожный и сообразительный. У неё был один счастливый дар, производивший наиболее сильное впечатление: памятливость, наблюдательность, догадливость, чутье положения, уменье быстро схватить и обобщить все наличные данные, чтобы вовремя принять решение. В обращении она старалась блистать разговором, чтобы не мешать высказываться собеседнику. Зато в ней удивлялись искусству слушать, долго и терпеливо выслушивать всякого, о чем бы кто ни говорил с ней. Так вместе со знанием людей Екатерина выработала себе и лучшее средство приобретать их – внимание к человеку, уменье входить в его положение и настроение, угадывать его нужды, задние мысли и невысказанные желания.

Ученик – литературовед: В повести перед нами встает образ милой, спокойной дамы, с которой Маша Миронова встретилась в Царском Селе. “Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке. Ей казалось лет 40. Лицо её полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую.

Диалог. Екатерина II с Машей Мироновой.

Екатерина II: Вы, верно, нездешние? По каким-нибудь делам?
Мария Ивановна: Точно так-с. Я приехала подать просьбу государыне, просить милости.
Екатерина II: Позвольте спросить, кто вы таковы?
Мария Ивановна: Я дочь капитана Миронова.
Екатерина II: Капитана Миронова? Того самого, что был комендантом в одной из оренбургских крепостей?
Мария Ивановна: Точно так-с.
Екатерина II: А может я вам смогу помочь, я бываю при дворе.
(Мария Ивановна подает бумагу.)
Екатерина II: Вы просите за Гринева? Императрица не может его простить. Он – безнравственный и вредный негодяй.
Мария Ивановна: Ах, неправда! Неправда, ей богу неправда! Я знаю всё, я всё вам расскажу. Он для одной меня шёл на дело, он – не предатель! И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел впутать меня. Я клянусь именем своих родных: батюшки и матушки, погубленных самозванцем! (Мария Ивановна стоит, опустив голову) Екатерина II выходит и заходит, подает бумагу.
Екатерина II: Я рада, что могла вам помочь. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти отцу Гринева.
Мария Ивановна: Благодарствую, я надеюсь на вашу милость.

Учитель литературы: Царица – благодетельница приказала освободить Гринева, но сделала это, убедившись в том, что он не был пугачевцем. Отпуская Машу, она сказала: “Знаю, что вы небогаты, но в долгу перед дочерью капитана Миронова. Я беру на себя устроить ваше состояние.” И своего обещания она не выполнила. Заканчивая повесть, Пушкин уже от своего имени пишет, что внуки Гриневых владеют только тем селом, которое принадлежало их деду и прадеду.

Слайд с изображением Екатерины II.

Ученик – искусствовед: Её величество Екатерина II изображена во всем величии: умное лицо, в руках – символы власти, видно, что она – сильная личность, целеустремленный человек.

Учитель литературы: Композиционно урок начался с разговора Пугачева с Гриневым. В чем смысл калмыцкой сказки? Кого символизирует Орёл? А кого – Ворон?

На слайде – Герб России.

Символика повести: свобода, независимость, мощь, сила и власть сливается в один геральдический знак – герб России.

Учитель истории: Информация к размышлению: ныне по каналу “Россия” проводился интерактивный проект – “ Имя Россия”. В финале вышло 12 кандидатов на “Имя России”. В числе выдающихся деятелей науки, искусства, военного дела, политики вышли и А.С. Пушкин и Екатерина II.

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН 1. Введение. История России полна воспоминаний о народных волнениях, иногда глухих и малоизвестных, иногда кровавых и оглушительных. Одним из наиболее известных таких событий является восстание Емельяна Пугачева. Александр Сергеевич Пушкин серьезно интересовался русской историей. Среди его исторических работ наиболее известны История Петра и материалы о пугачевщине.А. С. Пушкин обращался к личности Пугачева дважды когда работал над документальной Историей пугачевского бунта и когда писал Капитанскую дочку.

Удивительно, что сухие и точные отчеты хроникеров стали основой для создания богатого исторического полотна знаменитой повести. Повесть была написана в 1836 году, а Историю Пушкин закончил на два года раньше. Поэт работал по высочайшему разрешению в закрытых архивах, внимательно изучил документы, относящиеся к пугачевскому бунту. Отношение Пушкина к стихийным народным восстаниям было сложным.Горькие слова Не приведи господь видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный стоят многих томов исследований, посвященных славянскому менталитету.

Пушкин прозорливо указал на две характерные черты крестьянских движений отсутствие долговременной цели и звериную жестокость. Бесправие, неразвитость, убогая жизнь не могут породить организованного, планомерного сопротивления. Вожаки народа отличаются предприимчивостью, широтой характера, бесстрашием.Таков пушкинский Пугачев, провозгласивший себя Петром III. Когда его предупреждают, что на бунтовщиков нацелены пушки, он насмешливо отвечает Разве пушки на царей льются Он притягивает любовь народа своим буйством и удалью, а больше всего мечтой о свободе.

Не зря открываются навстречу его войску ворота крепости. А рядом с этим жестокость, массовые казни, часто бессмысленные, вором и разбойником называет его комендант крепости Миронов. Ему присущи черты авантюриста.Он не обманывает себя, хотя лукавит с окружающими, называя себя царем.

А Гриневу, который глубже всех его понял, говорит Гришка Отрепьев над Москвой ведь царствовал. От волжского разбойника у Пугачева яркий, иносказательный, пересыпанный намеками, прибаутками и баснями язык. Больше всего же в нем привлекает могучая вольная натура, которой тесно в том мундире, в который его одела судьба. Рассказывая Гриневу об орле и вороне, он выдает свое сокровенное желание прожить жизнь хоть короткую, но яркую, не питаясь мертвечиной, а напившись живой крови.Реальный Пугачев был страшнее.

Он мог приказать повесить поближе к звездам мирного астронома Ловица, мог отдать на расправу любовницу Елизавету Харлову и ее семилетнего брата, повелеть тайно удавить близкого друга и соратника Лысова после пьяной ссоры. Схваченный, Пугачев молит Екатерину II о помиловании. Когда граф Панин назвал его вором, Пугачев ответил Я не ворон, я вороненок ворон еще летает. Панин в кровь разбил ему лицо и вырвал клок бороды.А Пугачев опустился на колени и стал просить о помиловании.

В народе все равно осталась яркая память о Пугачеве-освободителе. Когда он сидел в клетке, солдаты кормили его из рук. Простые люди приводили детей, чтобы те запомнили они видели Пугачева. Разбойник или освободитель, Пугачев был народным героем. Только такого героя и мог породить в то время российский народ. 2. Основная часть. 1. Композиционные особенности повести А. С.Пушкина Капитанская дочка.Капитанская дочка исторический роман, написанный в форме мемуаров.

Пушкин обращается именно к теме пугачевщины, потому что она долгое время считалась запретной, неудобной, и историки практически не занимались ею, а если и занимались, то освещали однобоко. Вначале он столкнулся практически с полным отсутствием материалов. Тогда он сам едет в Оренбургскую область, расспрашивает еще оставшихся в живых очевидцев и участников, долгое время проводит в архивах.Фактически Пушкин стал первым историком, объективно отразившим события этой суровой эпохи.

Если История Пугачевского бунта историческое сочинение, то Капитанская дочка написана совсем в другом жанре. Это исторический роман. Главный принцип, который использует Пушкин в своем произведении, это принцип историзма, так как основной сюжетной линией стало развитие реальных исторических событии. Вымышленные герои, их судьбы тесно переплетаются с историческими лицами.В каждом эпизоде Капитанской дочки можно провести параллель между судьбами отдельных личностей и судьбой народа в целом.

Форма мемуаров, выбранная автором, говорит о его исторической зоркости. В XVIII веке действительно можно было подобным образом описать пугачевщину в воспоминаниях, для внуков. Не случаен выбор автором Петра Гринева в качестве мемуариста. Пушкину был нужен свидетель, непосредственно участвовавший в событиях, который был бы лично знаком с Пугачевым и его окружением.Пушкин намеренно выбрал для этого дворянина. Как дворянин по своему социальному происхождению и офицер, призванный присягой усмирять бунт, он верен долгу.

И мы видим, что Петр Гринев действительно не уронил своей офицерской чести. Он добр, благороден. На предложение Пугачева служить ему верой и правдой Гринев отвечает с твердостью отказом, так как присягал государыне-императрице.Но он и отвергает восстание как бессмысленный и беспощадный бунт, кровопролитие. Петр Гринев последовательно повествует нам не только о кровавых и жестоких расправах, подобных расправе в Белогорской крепости, но и о справедливых поступках Пугачева, о его широкой душе, мужицкой смекалке, своеобразном благородстве.

Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза щадил и миловал его Пугачев. Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, говорит Гринев, данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты Образ Гринева дан в динамике Гринев-юноша, недоросль, и Гринев-старик. Между ними существует некоторое различие в убеждениях.Старик не только описывает, но и оценивает юношу.

Иронично рассказывает Гринев о своем детстве при описании эпизода бегства из осажденного Оренбурга возникает интонация, оправдывающая безрассудный поступок героя. Выбранная форма повествования позволяет герою посмотреть на себя со стороны. Это была удивительная художественная находка. Значительное место в повести занимает и Емельян Пугачев. Его характер раскрывается постепенно в ходе событий.Первая встреча происходит в главе Вожатый, в следующий раз это уже предводитель мятежников. Далее он предстает великодушным, справедливым человеком.

Особенно ярко это проявляется в сцене освобождения Маши. Пугачев наказывает Швабрина и отпускает Гринева с невестой, приговаривая Казнить, так казнить, жаловать, так жаловать. 2.2. Главные герои. Хоть Повесть А. С. Пушкина и называется Капитанская дочка, но как раз Машу Миронову можно назвать второстепенным действующим лицом. Сюжетное напряжение повести держится на трех опорных точках.Это образы Швабрина, Гринева и Пугачева, который своими поступками стал своеобразным проявителем подлинной натуры персонажей, худших черт Швабрина и лучших Гринева.

Пугачев в Капитанской дочке похож на героя казацких песен и былин. Он появляется сначала как некая загадочная фигура, а затем разрастается и заполняет собой все пространство повествования. Непонятный человек ведет таинственные разговоры с хозяином постоялого двора, больше похожего на разбойничий приют.Он то ли беглый каторжник, то ли пропойца заложил тулуп у целовальника, то есть за водку.

Но огненные глаза, притягивающие внимание, выдают человека незаурядного. В пророческом сне Гринева читатель уже получает намек на сложность и силу образа зверство, хитрость и неожиданная ласковость и широта души обо всем этом мы узнаем после. Пугачев жесток, безжалостен, когда велит казнить защитников крепости, зарубить жену коменданта. Но он помнит добро и ценит искренность, правдивость и верность чести. Именно это подкупает его в Гриневе.Он не мстителен, единственный раз нахмурился, узнав, что Гринев обманул его. Наивная пышность титулов, которые он раздает своим приближенным это и расчет, и радостная игра во власть.

Перед Гриневым он не притворяется, почти открыто говорит, что он самозванец, сравнивая себя с Гришкой Отрепьевым. Пугачев Пушкина отчаянный человек, который не променяет три месяца царского пира на тридцать лет райской похлебки. Он и былинный герой, и песенный разбойник, и царь-избавитель для забитого народа.Русская история полна легенд о подлинном царе, о царе, спасшемся от смерти, настоящем, правильном царе, который придет в урочный час. Пугачев назвался таким царем, но люди не пошли бы за ним, если бы он не вел себя, как настоящий повелитель и избавитель. 2.3. Народ в повести А. С. Пушкина Капитанская дочка.

В Капитанской дочке А. С. Пушкин создал поистине народные характеры, поистине русские.Он показал, что наравне со свободолюбием и мятежностью, наравне с величием и достоинством, национальному характеру присущи смиренность и послушание качества, сформированные многовековым рабством. Как пример таких характеров в повести следует рассматривать образы Савельича и капитана Миронова.

Савельич слуга молодого дворянина, Миронов бывший солдат, получивший за храбрость в бою офицерское звание и должность коменданта Белогорской крепости. Казалось бы, что у этих людей может быть общего Но общее есть отсутствие самостоятельности.И Савельич, и Миронов привыкли жить по давно заведенному уставу беспрекословно подчиняться и безоговорочно выполнять указы, первый помещика, второй правительства.

Такой образ жизни представляется им единственно возможным так жили их деды, так живут они, и только так должны жить их дети и внуки. Люди, подобные Савельичу и Миронову, никогда не смогут воспротивиться власти, как бы ни было им тяжело.Впервые вырвавшись из-под опеки родных, Петр Гринев в первом же кабаке напивается до беспамятства да к тому же проигрывает в карты случайному человеку.

Для Савельича это удар, ведь он относится к Гриневу, как собственному ребнку, более того в его руки вручили хозяева дальнейшую судьбу своего сына. А к порученному делу Савельич привык относиться очень ответственно, поэтому-то и старается он внушить молодому барину и своему воспитаннику, что так поступать необдуманно. И что же слышит в ответ Я твой господин, а ты мой слуга. Деньги мои А тебе советую не умничать и делать то, что тебе приказывают.Оскорбление было таким тяжелым, что Савельич даже заплакал.

Однако он помнил о своем долге сдерживать молодого барина, похоронив свою обиду, снова попытался образумить Гринева, на что получил еще более оскорбительное подавай сюда деньги или я тебя взашей прогоню. А эпизод с дуэлью. Узнав о том, что замыслили Гринев со Швабриным, Савельич, не раздумывая, мчится к месту дуэли, чтобы, если это потребуется, заслонить своего хозяина собственной грудью Бог видит, бежал я заслонить тебя своею грудью от шпаги Алексея Иваныча.А в результате ему не только не вынесли благодарность, а еще его и обвинили Гринев-младший за донос, Гринев-старший за молчание.

В этом эпизоде наиболее ярко и отчетливо проявляется драматизм положения простого человека все его обвиняют, а он ни в чем не повинен. И в ответ на все оскорбления и ругательства смирение, потому что это его удел. А почему, за что такой удел, Савельич не задумывается. Он уяснил только одно главное в жизни добродетель. И этим одним он руководствуется.Поэтому-то готов Савельич сунуть свою голову в петлю вместо Гринева. Только благодаря ему Гринев остался жив, но и тут Савельич не услышал от своего воспитанника слов благодарности.

И принял это как должное. Пугачева и его братию Савельич не приемлет, называет его злодеем и разбойником. Он глух к провозглашенной мятежниками вольности, он слеп к событиям и судит о них с позиций своих хозяев.От этого Савельич выглядит еще более жалким он на стороне тех, кто не ставит его ни в грош. Что касается капитана Миронова, то этот честный и добрый, скромный, готовый подчиняться во всем жене, человек был мужественным солдатом.

Ему свойственно чувство верности долгу, слову, присяге и, наоборот, противны измена и предательство. Именно в этих качествах проявляется его русская натура, русский характер. Миронов смел, но действует бессознательно.Выступая на борьбу с мятежниками, он ни разу не задался вопросом что это за борьба, откуда мятежники, почему мятежники. Миронов получил приказ и он с честью его выполняет.

Правда, благородству у капитана Миронова стоит поучиться. Последние минуты его жизни вызывают восхищение он тверд и непоколебим в своих ответах, он готов принять смерть, но изменить присяге и долгу никогда. В этом тоже проявляется истинно русская натура этого героя. Показана в повести и та часть народа, что способна на протест. Это Пугачев и его собратья.Сочувствуя их угнетенному и бесправному положению, автор, однако, как противник всяких революций, не скрывает темных сторон восстания и поведения бунтовщиков грабежи, жестокость народа и его предводителя в борьбе со своими мучителями, возможность предательства Пугачева его же соратниками.

Таким образом, в Капитанской дочке на примерах Пугачева и его единомышленников, Савельича и Миронова Пушкин раскрыл глубоко драматичную, исполненную острых противоречий судьбу народа в самодержавном крепостническом государстве. 3. Заключение.Последняя встреча Пугачева и Гринева происходит за минуту до казни плененного бунтовщика.

В это страшное мгновение Пугачев узнает того, кого полюбил за честность, храброе и доброе сердце, и кивает ему. Через минуту его голова, мертвая и окровавленная, была показана народу. Пушкин устами героя сокрушается о позорном конце Емеля Емеля думал я с досады, зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся на картечь Лучшего ничего не мог бы ты придумать. Капитанская дочка положила начало русскому историческому роману.Своими произведениями на исторические темы Пушкин внес вклад огромной ценности в русскую литературу.

В своих исторических произведениях он воссоздал самые значительные эпизоды из жизни России от глубокой древности до 1812 года. Особенно привлекают поэта эпохи переворотов и кризисов начала XVII и XVIII веков. Роман Капитанская дочка повествует о драматических событиях 70-х годов XVIII века, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в войну под предводительством Емельяна Пугачева.Но роман не ограничивается только этой темой, она одна из многих, поставленных в этом многоплановом и философском произведении.

Параллельно в романе Пушкин ставит и решает ряд важных вопросов о патриотическом воспитании, о любви и верности, чести и достоинстве человека. Форма и язык произведения доведены Пушкиным до совершенства. За кажущейся простотой и легкостью скрываются серьезнейшие вопросы бытия.Читая повесть А. С. Пушкина, Капитанская дочка, мы одновременно.следим за сюжетом обыкновенной повести и наблюдаем за событиями исторического романа.

Это произведение является интересным и содержательным и, по мнению Белинского, одним из самых лучших произведений русской литературы. В заключение хотелось бы остановиться еще на одном незримом герое этой чудесной повести, на образе самого автора, который своим тайным присутствием все время наблюдает за событиями и поступками героев. Выбрав Гринева рассказчиком, Пушкин не прячется за него. Позиция писателя очень четкая.Во-первых, очевидно, что Гринев выражает мысли автора о восстании.

Пушкин отдает предпочтение реформам перед революцией. Во-вторых, Пушкин отбирает ситуации, в которых Гринев ведет себя по желанию автора.Пушкин сумел донести до нас много интересных фактов из истории восстания Пугачева. v Беленький Г.И учебник-хрестоматия для 8 класса, Мнемозина, 2000 год Ч. 1 v Беленький Г.И. учебник-хрестоматия для 8 класса общеобразовательных учреждений, Просвещение, 2000 год v Введенский Б. А энциклопедический словарь в двух томах, Советская энциклопедия, 1963, том I. v Пушкин А. С Капитанская дочка собрание сочинений в десяти томах, Правда,1981, том V.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

После жестокого подавления мятежного восстания военных переселенцев в Старой Руссе в начале 30-х годов XIX века Пушкин обращает внимание на «смутные» времена в истории отечества. Отсюда начинается история создания «Капитанской дочки». Образ мятежника Пугачева завораживает и притягивает к себе внимание поэта. И эта тема проходит сразу в двух произведения Пушкина: историческом произведении «История Пугачева» и «Капитанской дочке». Оба произведения посвящены событиям 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачева.

Начальный этап: сбор информации, создание «Истории Пугачева»

История создания «Капитанской дочки» занимает более 3 лет. Первым Пушкин написал произведение «История Пугачева», для которого он тщательно собирал факты и свидетельства. Ему пришлось объехать несколько губерний в Поволжье и Оренбургском крае, где проходило восстание и еще жили свидетели тех событий. Указом царя поэту был предоставлен доступ к секретным документам, относящимся к восстанию и подавлению его властями. Семейные архивы и частные коллекции документов составляли немалую часть источников информации. В «Архивных тетрадях» Пушкина есть копии именных указов и писем самого Емельяна Пугачева. Поэт общался со стариками, которые знали Пугачева и передавали предания о нем. Поэт расспрашивал, записывал, осматривал места сражений. Всю собранную информацию он скрупулезно и пунктуально записал в историческом труде «История Пугачева». Небольшой роман раскрывает нам одну из самых захватывающих страниц в русской истории - период пугачевщины. Этот труд получил название «История Пугачевского бунта» и вышел в 1834 году. Лишь после создания исторического произведения поэт приступил к написанию художественного - «Капитанской дочки».

Прототипы героев, построение сюжетной линии

Повествование в романе ведется от лица молодого офицера Петра Гринева, который проходит службу в Белогорской крепости. Несколько раз автор менял план произведения, по-разному строил сюжет и переименовывал героев. В начале героем произведения задумывался молодой дворянин, который перешел на сторону Пугачева. Поэт изучал историю дворянина Шванвича, который добровольно перешел на сторону восставших, и офицера Башарина, угодившего в плен к Пугачеву. На основании их подлинных дел сформировались два действующих лица, одно из которых - дворянин, ставший изменником, чей образ требовал прохождения через морально-цензурные преграды того времени. Можно сказать, что прототипом Швабрина послужил офицер Шванович. Это фамилия упоминалась в царском указе «О наказании смертною казнию изменника бунтовщика и самозванца Пугачева и его сообщников». А главные герой «Капитанской дочки» Гринев был создан автором на основании действительной истории офицера, взятого под стражу властью. Его подозревали в связях с но позже это не подтвердилось, офицер был признан невиновным и освобожден.

Публикация и история создания «Капитанской дочки» Пушкина

Для Пушкина освещение такой острой политической темы было непростым трудом, о чем говорит история создания «Капитанской дочки»: многочисленные перемены в построении плана произведения, смена имен героев и сюжетной линии.

Рассказ «Капитанская дочка» впервые упоминается в середине 1832 года. Само произведение появилось в печати в декабре 1836 года в журнале «Современник» без подписи автора. Однако цензурой была запрещена публикация главы о бунте крестьян в деревне Гринева, которую сам поэт позже называл «Пропущенная глава». У Пушкина создание «Капитанской дочки» заняло последние годы его жизни, после выхода произведения в печать поэт трагически погиб на дуэли.

Александру Сергеевичу пришлось приложить немало сил, чтобы создать персонажей. Он обращался к неопубликованным документам, семейным архивам, яро изучал историю восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Пушкин посетил множество городов Поволжья, включая Казань и Астрахань, где начинались «подвиги» бунтаря. Он даже нашел родственников участников, чтобы более достоверно изучить всю информацию. Из полученных материалов было составлено историческое произведение «История Пугачева», которая и была использована им же для создания своего Пугачева для «Капитанской дочки». Приходилось одновременно думать о цензуре и персонаже, который противоречил не только морально-этическим ценностям того времени, но и поднимал политические дискуссии. Его дворянин-отщепенец поначалу должен был стать на сторону Пугачева, но еще в ходе план изменялся много раз.

В итоге пришлось разделить персонажа на двух - «светлого» и «темного», то есть защитника Гринева и предателя Швабрина. Швабрин вобрал в себя все самые плохие качества, начиная от предательства и заканчивая трусостью.

Мир героев «Капитанской дочки»

Поэту удалось описать на страницах повести истинно русские качества и черты характера. Пушкину очень четко и красочно удается передавать противоположности характеров людей из одного сословия. В произведении «Онегин» он ярко описал противоположные типажи дворянства в образах Татьяны и Онегина, а в «Капитанской дочке» ему удалось показать противоположность характеров типажей русского крестьянства: благоразумный, преданный хозяевам, рассудительный и осмотрительный Савельич и мятежный, неистовый, непокорный Пугачев. В повести «Капитанская дочка» характеристика героев дается очень правдоподобно и выразительно.

Дворянин Гринев

Особого внимания в нашем рассказе заслуживают персонажи главные. Герой «Капитанской дочки» молодой офицер Гринев, от лица которого ведется повествование, воспитан в старинных традициях. Он был отдан с малых лет на попечение Савельича, влияние которого только усилилось после изгнания из учителей француза Бопре. Еще не родившись на свет, Петр был записан в сержантом, что определило все его будущее.

Петр Алексеевич Гринев - главный герой «Капитанской дочки» - был создан по образу реального человека, сведения о котором Пушкин нашел в архивных документах эпохи пугачевщины. Прототип Гринева - офицер Башарин, который попал в плен к восставшим и бежал из него. Создание повести «Капитанская дочка» сопровождалось изменением фамилии героя. Она менялась несколько раз (Буланин, Валуев), пока автор не остановился на Гриневе. С образом главного героя связаны милосердие, «семейная мысль», свободный выбор в непростых и жестких обстоятельствах.

Описывая устами Гринева страшные последствия пугачевщины, Пушкин называет бунт бессмысленным и беспощадным. Горы мертвых тел, куча народа, закованного в цепи, забитого кнутами и повешенного - вот страшные последствия восстания. Видя ограбленные и разорённые селения, пожары, ни в чем не повинных жертв, Гринев восклицает: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Крепостной Савельич

Создание повести «Капитанская дочка» было бы невозможным без яркого образа выходца из народа. Крепостной Савельич свято верил, что рожден лишь для того, чтобы служить своему господину. Другую жизнь он себе и представить не мог. Но его служение господам - это не раболепие, он полон чувства собственного достоинства и благородства.

Савельич богат внутренним душевным теплом, бескорыстной привязанностью и самопожертвованием. Своего молодого хозяина он любит по-отечески, заботится о нем и страдает от несправедливых упреков в свой адрес. Этот старик страдает от одиночества, ведь всю свою жизнь он посвятил служению господам.

Мятежник Пугачев

Другой яркий образ русского характера поэту удалось передать через Емельяна Пугачева. Этот герой «Капитанской дочки» рассматривается Пушкиным с двух разных сторон. Один Пугачев - это умный, с большой смекалкой и проницательный мужик, которого мы видим как простого человека, описанного в личных отношениях с Гриневым. Он помнит добро, оказанное ему, и испытывает глубокую признательность. Другой Пугачев - жестокий и беспощадный палач, отправляющий людей на виселицу и казнивший немолодую вдову коменданта Миронова. Эта сторона Пугачева - отвратительная, поражающая своей кровавой жестокостью.

Рассказ «Капитанская дочка» дает понять, что Пугачев - злодей поневоле. Он выбран на роль «вожатого» старейшинами и после был предан ими же. Сам же Пугачев считал, что России было суждено быть наказанной через его окаянство. Он понимал, что обречен, что он лишь игрок главной роли в мятежной стихии. Но в то же время Пугачев не бездушная марионетка в руках старейшин, он прилагает все мужество, настойчивость и душевные силы для успеха восстания.

Антагонист главного героя - Швабрин

Дворянин Швабрин, герой «Капитанской дочки», еще один реальный человек, упоминания о котором найдены Пушкиным в архивных документах. В противоположность благородному и честному Гриневу, Швабрин - подлец с бесчестной душой. Он легко переходит на сторону Пугачева, как только тот захватил Белгородскую крепость. Силой он пытается добиться Машиного расположения.

Но в то же время Швабрин далеко не глупый, он остроумный и занимательный собеседник, попавший на службу в Белгородскую крепость за любовь к дуэльным поединкам. Именно из-за Швабрина Гринев попадает под подозрение в измене и едва не лишается жизни.

Капитанская дочка Мария Миронова

Рассказ «Капитанская дочка» повествует также о любви в нелегкое время народного восстания. Главная героиня «Капитанской дочки» - Мария Миронова, воспитанная на французских романах бесприданница, дочь капитана Белогорской крепости. Именно из-за нее дерутся на дуэли Гринев и Швабрин, хотя она не может принадлежать ни одному из них. Петруше родители запретили даже и думать о женитьбе на бесприданнице, а подлецу Швабрину, который практически выиграл дуэль, нет места в сердце девушки.

Она не поддалась ему во время захвата крепости, когда он силой пытался добиться ее благосклонности. В Маше собраны все лучшие черты характера русской женщины - невинность и чистота нрава, душевное тепло, терпение и готовность к самопожертвованию, стойкость духа и умение не изменять своим принципам. Ради спасения Маши из рук Швабрина Гринев идет к Пугачеву просить его об освобождении любимой.

Описание событий в повести

Описание событий основано на мемуарах пятидесятилетнего дворянина Гринева Петра Алексеевича. Они были написаны во время правления императора Александра и посвящены восстанию крестьян под предводительством Емельяна Пугачева. По воле судьбы молодому офицеру пришлось принять в нем невольное участие.

Детство Петруши

Начинается история «Капитанской дочки» с ироничных воспоминаний Петра Андреевича о своем детстве. Его отец - отставной премьер-майор, мать - дочь бедного дворянина. Все восемь братьев и сестер Петруши умерли еще в детстве, а сам герой был записан в сержантом еще во чреве матери. В пять лет к мальчику приставляют стремянного Савелыча, которого жалуют Петруше в дядьки. Под его началом он обучился русской грамоте и «мог здраво судить о свойствах борзого кобеля». После молодому барину был выписан в учителя француз Бопре, учительсвование которого завершилось позорным изгнанием за пьянство и порчу дворовых девок.

Юный Петруша живет беззаботной жизнью до шестнадцати лет, гоняет голубей и играет в чехарду. В семнадцать лет отец решает отправить недоросля на службу, но не в Семеновский полк, а в действующую армию, чтобы он нюхнул пороха. Это послужило поводом для разочарования молодого дворянина, который надеялся на веселье и беззаботную жизнь в столице.

Служба офицера Гринева

По дороге в Оренбург барин со своим слугой попадают в сильный буран, и совсем уже было заблудились, когда навстречу им попадался чернобородый цыган, который вывел их к умету. По пути к жилью Петру Андреевичу снится пророческий и жуткий сон. Благодарный Гринев отдает своему спасителю заячий тулуп и угощает стаканом вина. После взаимных благодарностей цыган и Гринев расстаются.

Прибыв на место, Петр с удивлением обнаружил, что Белгородская крепость совсем не похожа на неприступный бастион - это всего лишь милая небольшая деревушка за деревянным забором. Вместо удалых солдат - военные инвалиды, а вместо грозной артиллерии - старенькая пушка, в жерло которой забит старый мусор.

Начальник крепости - честный и добрый офицер Миронов - не силен в образовании и находится полностью под влиянием своей жены. Супруга заправляет крепостью как своим домашним хозяйством. Мироновы принимают молодого Петрушу как родного, и он сам привязывается к ним и влюбляется в их дочь Марию. Необременительная служба располагает к чтению книг и сочинению стихов.

В начале службы Петр Гринев испытывает дружескую симпатию к поручику Швабрину, который близок ему по образованию и роду занятий. Но язвительность Швабрина, с которой он раскритиковал стихи Гринева, послужила поводом для ссоры между ними, а грязные намеки в стороны Маши - поводом для дуэли, в ходе которой Гринев был подло ранен Швабриным.

За раненым Петром ухаживает Мария, и они признаются друг другу во взаимных чувствах. Петр пишет письмо родителям, спрашивая их благословения на женитьбу. Однако, узнав, что Мария не имеет приданого, отец запрещает сыну и думать о девушке.

Восстание Пугачева

Создание «Капитанской дочки» связано с народным восстанием. В повести события развивались следующим образом. В крепостной деревушке пойман немой башкир с возмутительными посланиями. Жители со страхом ждут нападения восставших крестьян во главе с Пугачевым. И нападение мятежников произошло неожиданно, при первом же военном приступе крепость сдала свои позиции. Жители вышли навстречу Пугачеву с хлебом-солью, и их ведут на городскую площадь для присяги новому «государю». Комендант и его супруга погибают, отказавшись присягать самозванцу Пугачеву. Гринева ждет виселица, но позднее сам Емельян милует его, узнав в нем того попутчика, которого он спас в буран и получил в дар от него заячью шубу.

Пугачев отпускает офицера, и тот пускается за подмогой в сторону Оренбурга. Он хочет спасти из плена больную Машу, которую попадья выдает за свою племянницу. Он сильно переживает за ее безопасность, ведь комендантом назначен Швабрин, который перешел на сторону мятежников. В Оренбурге не приняли всерьез его донесения и отказали в помощи. И вскоре сам город оказался в долгой осаде. Случайно к Гриневу попадает письмо Маши с просьбой о помощи, и он снова направляется в крепость. Там с помощью Пугачева он освобождает Машу, а сам попадает под подозрение в шпионаже с подачи все того же Швабрина.

Заключительный анализ

Основной текст повести составлен из записок Петра Андреевича Гринева. Критиками была дана повести «Капитанская дочка» характеристика следующая: это исторически важное повествование. Эпоха пугачевщины увидена глазами дворянина, который дал присягу на верность императрице и свято следовал своему долгу офицера. И даже в трудной ситуации, среди гор мертвых тел и моря народной крови, он не нарушил данного слова и сберег честь мундира.

Народное восстание под предводительством Пугачева рассматривается в «Капитанской дочке» как национальная трагедия. Пушкин противопоставляет народ и власть.

Критики называют рассказ «Капитанская дочка» вершиной художественной прозы Пушкина. В произведении зажили подлинно русские характеры и типажи. Всю поэзию Пушкина пронизывает мятежный дух, он переступает рамки обыденности. И в повести, в рассказе о бунте Пугачева, поэт воспевает вольность и мятеж. Русские классики дали повести «Капитанская дочка» отзыв положительный. Еще одним шедевром пополнилась русская литература.

«Капитанская дочка»: жанровая принадлежность

Можно ли считать, что у рассказа «Капитанская дочка» жанр исторического романа? Ведь сам поэт считал, что осветив в своем произведении целую историческую эпоху, он мог бы считать его романом. Однако по объему, принятому в литературоведении, произведение относят к повестям. Немногие критики признают, что «Капитанская дочка» - роман, чаще ее называют повестью или рассказом.

«Капитанская дочка» в театре и на постановках

На сегодняшний день осуществлено множество театральных и кинопостановок повести «Капитанская дочка». Наиболее популярным стал художественный фильм Павла Резникова с одноименным названием. Картина была выпущена в 1978 году и по сути является киноспектаклем. Роли главных персонажей получили известные и привычные для телезрителей актеры. Необычность актерской игры состоит в том, что никто не вживается в образ, никому не накладывают особого грима, и вообще нет ничего, что связывало бы актеров и книгу, кроме текста. Именно текст и создает настроение, заставляет зрителя проникнуться, а актеры просто читают его своим голосом. Несмотря на всю неординарность постановки повести «Капитанская дочка», отзывы картина получила потрясающие. Многие театры до сих пор следуют по принципу одного только чтения текста Пушкина.

Такова, в общих чертах, история создания повести "Капитанская дочка" А. С. Пушкина.

«Капитанская дочка» - последнее крупное произведение А. С. Пушкина на историчес­кую тему. Тема романа - крестьянское вос­стание 1773-1775 годов - так же законо­мерна и важна в идейной и творческой эволю­ции поэта, как тема Петра I и тема 1812 года. Но, в отличие от «Арапа Петра Великого» и «Рославлева», «Капитанская дочка» была за­кончена: интерес Пушкина к проблеме крес­тьянства оказался более устойчивым.

Содержание романа определилось не сразу, и первоначальный замысел, в осно­ву которого был положен исторический факт участия в восстании Пугачева гвар­дейского офицера Шванвича, претерпел почти полное изменение. Сюжет «Капитан­ской дочки», сочетавший историческое со­бытие - восстание Пугачева - с хроникой одной дворянской семьи, сложился лишь в 1834 году, после путешествия Пушкина на Волгу и Урал и окончания «Истории Пугаче­ва». В ноябре 1836 года роман появился на страницах «Современника».

Несмотря на небольшой объем, «Капитан­ская дочка» - произведение широкого тема­тического охвата. В нем нашли яркое отраже­ние жизнь народа, образы крестьян и каза­ков, помещичий быт, губернское общество и жизнь затерянной в степях крепости, лич­ность Пугачева и двор Екатерины II. В романе выведены лица, представляющие разные слои русского общества, раскрывающие нравы и быт того времени. «Капитанская доч­ка» дает широкую историческую картину, ох­ватывающую русскую действительность эпо­хи пугачевского восстания.

Проблематика «Капитанской дочки» нео­бычайно остра и разнообразна. Положение и требования народа, взаимоотношения помещиков и крестьянства и проблемы го­сударственной внутренней политики, кре­постное право и морально-бытовые сторо­ны жизни дворянства, обязанности дворян­ства перед народом, государством и своим сословием - таковы основные вопросы, поднятые Пушкиным в романе. Важнейшим из них является вопрос об историко-политическом смысле и значении крестьянского восстания.

Исторический роман о XVIII веке, вместе с тем является политическим романом 1830-х годов. Изображение борьбы народа с дворянством - крестьянское восста­ние - дано в «Капитанской дочке» в наибо­лее развернутом виде. Противоречия внут­ри самого дворянства привлекают внима­ние в гораздо меньшей степени. Пушкин стремится раскрыть и показать всю сово­купность явлений, связанных с восстанием крестьянства. Широкое распространение движения, его причины, истоки и начало восстания, его ход, социальный и нацио­нальный состав участников движения, ря­довая масса восставших и ее вожди, рас­права с помещиками и отношение восстав­ших к мирным жителям, психология кресть­янских масс, политика дворянской монар­хии и дворянская расправа с крестьянст­вом - все это отражено в романе.

Социальную направленность движения, ненависть народа к дворянству Пушкин, не­смотря на цензуру, показывает достаточно четко. В то же время он раскрывает и другую сторону пугачевского движения - присущую участникам восстания гуманность по отно­шению к «простому народу». При взятии Бело-Горской крепости казаки растаскивают только «офицерские квартиры». Страшен гнев самого Пугачева на Швабрина, угнета­ющего сироту из народа (Машу Миронову). И в то же время автор рассказывает в «Про­пущенной главе»: «Начальники отдельных ^отрядов, посланных в погоню за Пугаче­вым... самовластно наказывали и виноватых, и безвинных». Пушкин был беспристрастен, рисуя исторически верную картину кресть­янского восстания, показывая чисто фео­дальные методы расправы с крепостными крестьянами. То, что крестьяне при первом приближении пугачевских отрядов мгновен­но «пьянели» от ненависти к помещикам, по­казано Пушкиным поразительно верно.

Народ, изображенный в «Капитанской дочке», не безликая масса. Со свойствен­ным ему художественным лаконизмом Пуш­кин индивидуализировано показывал кре­постное крестьянство. Он не рисовал при этом картины повседневной жизни кресть­янства, их быта. На первом плане стояли те­мы восстания и расправы с помещиками, поэтому образы крестьян Пушкин индивиду­ализировал в аспекте их политического со­знания, их отношения к помещикам и к Пуга­чеву как вождю движения.

Политическое сознание восставшего кре­стьянства Пушкин характеризует как сти­хийное. Типичной стороной, основой этого сознания является, однако, отчетливое по­нимание каждым участником движения его социальной направленности. Пушкин очень ясно показывает это в сцене приезда Грине­ва в Бердскую слободу. Караульные кресть­яне захватывают Гринева и, не задумываясь о причинах странного явления, каким им должен был показаться добровольный при­езд офицера к Пугачеву, не сомневаются в том, что «сейчас» или на «свету божьем», но «батюшка» прикажет повесить дворяни­на-помещика. Но это типическое с разной силой логики и действия появляется у бердского караульного, у мужичка на заставе в «Пропущенной главе», у Андрюшки - зем­ского, у белогорских казаков, у ближайших помощников Пугачева. Пушкин показывает различные ступени этого сознания и, таким образом, добивается индивидуализации образов. Вместе с тем создается и единый образ восставшего народа.

В изображении Пушкина народ - стихий­ная, но не слепая, не рассуждающая сила. Хотя сознание его незрело, народ не воск, из которого руководители лепят то, что им угодно. Изображение народа как пассивной массы, покорной своим дворянским руково­дителям, было дано, например, в историче­ском романе современника Пушкина, лите­ратора Загоскина. Пушкин, напротив, пока­зывает, что отношение народа к Пугачеву есть результат понимания народной массой социальной, антикрепостнической направ­ленности восстания. Образ народа и образ его вождя сливаются в романе воедино, от­ражая историческую истину.

Пушкин подчеркивал отсутствие идеализа­ции, реалистичность в изображении Пугаче­ва, художественную и историческую вер­ность образа. Образ Пугачева раскрыт во всей сложности и противоречивости его лич­ности, совмещающей в себе качества выда­ющегося человека, руководителя массового народного движения с чертами лихого быва­лого казака, немало побродившего по свету. Первая и главная черта пушкинского Пугаче­ва - его глубокая связь с народом. Подлин­ный реализм проявляется во всей силе в ти­пичном противопоставлении отношения дворянства и народа к Пугачеву.

В мотиве «заячьего тулупчика» некоторые критики видели чисто формальный прием удачного развертывания сюжета. Несомнен­но, что этот мотив глубоко содержателен, раскрывая в образе Пугачева черты природ­ного благородства и великодушия.

Благородство и гуманность Пугачева про­тивопоставлены жестокости и эгоизму «про­свещенного» дворянина Швабрина. Образ Пугачева раскрывается во взаимоотношени­ях с Гриневым. Весьма полно автор вклады­вает в представления Гринева о Пугачеве официальную трактовку вождя крестьянского восстания: изверг, злодей, душегуб. На всем протяжении романа Пушкин показывает об­ратное - гуманизм Пугачева, его способ­ность к проявлению милосердия и справед­ливости по отношению к добрым и честным людям. Это отнюдь не было идеализацией крестьянского вождя. Пушкина интересовала деятельность Пугачева как предводителя восстания. Пушкинский Пугачев даровит, та­лантлив как военачальник, противопоставлен в этом плане бездарному и трусливому орен­бургскому губернатору.

Много раз в романе Пушкин подчеркивает пытливость, ум, сметливость Пугачева, от­сутствие в нем черт рабской униженности. Все эти черты раскрывают облик подлинно­го Пугачева. Для Пушкина они выражали вместе с тем национальный характер рус­ского народа.

Но при всем при том в образе Пугачева и его ближайших соратников показана и сла­бость движения, его политическая незре­лость. Монархическая форма политической программы Пугачева, весь его образ царя-батюшки коренился в настроениях самого народа, в его чаянии «народного царя». Пу­гачеву свойственно недоверие и недобро­желательство ко всякому «барину». Добро­душие и простосердечие Пугачева - также черты характера народного. Ведущее в этом образе - величие, героизм, столь импонирующие Пушкину. Это выражено символи­ческим образом орла, о котором говорит сказка, образом, в котором Пушкин показы­вает и трагизм судьбы Пугачева.


Страница: [ 1 ]