Искусство неизвестные факты из жизни федора васильева. Художник васильев федор александрович


Судьба бывает жестока и отпускает слишком мало лет жизни подлинным талантам. Фёдор Васильев должен был вырасти в талантливейшего пейзажиста, но ему было отпущено всего 23 года жизни. Даже за столь короткий срок, когда другие только учатся азам живописи, он успел написать картины, вошедшие в золотой фонд Российского искусства.

Болото в лесу.Осень.1872

Фёдор родился 22 февраля 1850 года в небольшом городке Гатчина под Петербургом в семье мелкого чиновника Александра Васильева. Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала. Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты. Чтобы как-то поддержать семью двенадцатилетний Фёдор пошёл работать на почтамт, а затем устроился помощником писца в Адмиралтейство. Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало.

Кроны деревьев.

В 1865 году окончательно спившийся отец умер, и в 15 лет Фёдор стал главным кормильцем семьи: матери, старшей сестры и двух младших братьев. Чтобы быть ближе к любимому делу, Васильев устроился учеником реставратора в Академию художеств, а по вечерам стал заниматься в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Одаренный ученик быстро обратил на себя внимание художников. Юношу взял под свою опёку уже известный пейзажист Иван Шишкин, незадолго до этого вернувшийся из заграничной пенсионной поездки.

Пейзаж со скалой и ручьём.1867

Рассвет.1873

Летом 1867 года Шишкин пригласил Васильева в поездку на Валаам писать этюды. Работа рядом с опытным мастером много дала Фёдору, но, как ни странно, он тоже оказал какое-то влияние на своего старшего друга, вскоре женившегося на его сестре. Искусствоведы считают, что именно под воздействием Васильева живопись Шишкина стала немного лиричнее. От того периода сохранилась небольшая картина Шишкина, на которой кладбищенский пейзаж на Валааме «оживляет» сидящий на траве Васильев.

В церковной ограде.Старое кладбище Валаамского манастыря.1867

Федору удивительно везло на хороших людей. Его покровителем стал известный меценат граф Павел Сергеевич Строганов, купивший одну из вааламских картин начинающего художника. Он стал приглашать Федора в свои имения в Харьковской и Тамбовской губерниях, где освобожденный от забот о хлебе насущном живописец мог самозабвенно отдаваться творчеству. Немаловажно, что у Строганова он мог общаться с элитой российского общества, впитывая светский лоск и манеры поведения. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». А строгановские гости стали покупать у молодого художника картины, что было очень кстати, ведь на иждивении Федора оставались мать и братья.

Деревья.Этюд.1870

Волжские лагуны.1870

Изба.

В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло, и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». С удивлением наблюдали опытные художники за стремительным профессиональным ростом молодого собрата.

Гатчина.1850-1873

Уже в 1868 году Васильев представил на выставку работы «Возвращение стада», «Деревенская улица», «После грозы», которые продемонстрировали, что в России появился новый пейзажист-лирик, тонко чувствующий природу и умеющий передавать в своих работах прелесть родного русского пейзажа.

Деревня.1869

После грозы.1868

После дождя.Просёлок.1867-1869

Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Он с упоением пишет, стараясь передать в эскизах и рисунках не просто красоту природы, а её изменчивость и настроение. Итогом этой поездки стало несколько картин, но наибольший восторг товарищей по профессии и зрителей вызывала «Вид на Волге. Барки». Картина буквально обволакивает зрителей полуденным покоем, одновременно передавая раздолье мощной реки, покорившейся человеку, вынужденному тяжелым бурлацким трудом зарабатывать свой хлеб. Все отмечали удивительное мастерство, с которым художник изобразил небо, занимающее более половины полотна.

Вид на Волге.Барки.1870

"Молодой, сильный, всего пять лет живший как художник, достигший высоты громадной,.. он открыл живое небо, он открыл мокрое, светлое, движущее небо и те прелести пейзажа, которые он выразил в сотне своих картин."

(Ге Н.Н.)

В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». Современники отмечали, что можно пересказать словами все, что изображено на полотне, но передать словами его своеобразное очарование - невозможно. Картину купил для своей галереи П.М. Третьяков. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе.

Оттепель.1871

К этому времени Васильев уже был серьезно болен, врачи нашли у него прогрессирующий туберкулез. Требовалось срочное лечение и смена климата. Общество поощрения художеств выделило ему деньги для поездки в Крым, но сначала Васильев поехал в харьковское имение графа Строганова. Возможно, именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». В ней есть что-то сказочное. Кажется, что по ночам к этому заросшему камышом и осокой берегу приплывают русалки, а в зарослях ивняка живет леший.

Заброшенная мельница.1871-1873

На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Буйная южная природа не произвела на него впечатления. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. «Тоскую по России и не верю Крыму», - жалуется он в письме Крамскому. В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Мэтр с интересом рассматривал картины и эскизы Федора, делился опытом изображения моря и южной природы. Но южная яркая природа не вдохновляет художника, он пишет картины по старым эскизам и зарисовкам.

Эриклик.Фантан (Крым).1872

Здесь родилась одна из лучших его картин «Мокрый луг». За неё Общество поощрения художеств присудило ему премию. Произошло и еще одно важное событие, Академия художеств заочно присудила Васильеву, который не сдавал экзамены за академический курс, звание «классного художника первой степени». Это звание позволяло баллотироваться на официальные должности, а при поступлении на государственную службу получить чин 12 класса.

Мокрый луг.1872

Вечер в Крыму.1871-1873

Постепенно художник привыкает к местной природе и начинает её писать, но жизненный путь Васильева уже заканчивается. Его последней большой работой стала картина «В крымских горах».

В крымских горах.1873

6 октября 1873 года Фёдор Александрович Васильев умер. Друзья художника устроили его посмертную выставку. Удивительно, но все выставленные на ней работы, включая эскизы и зарисовки, были раскуплены еще до её официального открытия. Только Павел Третьяков приобрел для своей галереи сразу 18 картин.

"Он прожил короткую, но прекрасную творческую жизнь. «Ему суждено было внести в русский пейзаж то, что последнему недоставало и недостает: поэзию при натуральности исполнения",

Написал о нём Крамской.

И.Н.Крамской.Портрет художника Ф.А.Васильева

Под большим шатром
Голубых небес -
Вижу - даль степей
Зеленеется.

И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.

Посмотрю на юг -
Нивы зрелые.
Что камыш густой,
Тихо движутся;

Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.

Гляну к северу -
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;

Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;

И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную...

Это ты, моя
Русь державная.
Моя родина
Православная!

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

@Иван Никитин

Гениальный русский пейзажист, исполнявший картины с лёгкостью Моцарта и «лёгкой статью» Пушкина. Фёдора Васильева называли гениальным мальчиком. Умер русский художник в 23 года. Его картины, при всей натуральности, были наполнены поэзией.

Родители художника жили в невенчанном браке. Отец, Александр Васильевич Васильев был бедным чиновником. Мать, Ольга Емельяновна Польнцева – мещанка. После рождения сына семья переехала в Петербург, что не улучшило материального благосостояния. Свой скромный заработок отец проигрывал в карты или пропивал. Уже в 12 лет Фёдор Васильев вынужден был пойти работать на почту. Получал 3 рубля и отдавал их матери. Когда Фёдору Васильеву исполнилось 15, после смерти отца, он становится единственным кормильцем матери, сестры и двух младших братьев. Рисовать он мог только вечерами и по воскресеньям.

Страсть к рисованию, целеустремлённый характер, решение стать художником подвигли Фёдора Васильева действовать осмотрительно и последовательно. В 1863 году он начинает посещать классы Рисовальной школы при Обществе поощрения художников. В это же время устроился на работу к реставратору Академии художеств П.К. Соколову. Знаменитый русский художник, Крамской, самый известный преподаватель, заметил необычайное дарование Васильева. Так Васильев, несмотря на свой юный возраст, идёт вровень со старшими членами организованной Крамским Артели художников, предшественницы Товарищества передвижных художественных выставок. Фёдор Васильев обладал искромётной способностью к импровизациям в рисунке, неиссякаемым остроумием поражал товарищей на вечерах Артели.

К нему всех тянуло, и он зорко и быстро схватывал все явления кругом

И. Репин

Друзей поражало то, как Фёдор Васильев умел держать себя. Он вёл себя так будто был, по меньшей мере, графом, вводя в заблуждение мало знавших его людей своим светским лоском и непринуждённостью в обращении. Однако художник тяжело переживал своё «двойственное» состояние, ведь с другой стороны по происхождению он был сыном мелкого чиновника, в паспорте которого не был записан в дети. В 1870 году Петербургская мещанская управа выдала Васильеву паспорт с отчеством Викторович, а не Александрович. Существует также версия, что Васильев был побочным сыном графа Павла Сергеевича Строгонова, но серьёзных подтверждений эта гипотеза не имеет.

В 1867 году Фёдор Васильев оставил занятия в Рисовальной школе. В свои 17 лет он был сложившимся художником, чьи работы вызывали восхищение. В июне этого же года, вместе с Иваном Шишкиным (позднее Шишкин женился на сестре Васильева Евгении), Васильев отправляется на остров Валаам, где он провёл полгода. Привезённые этюды с Ладожского озера были показаны на первой выставке Васильева от Общества поощрения художников. Эта выставка принесла русскому художнику славу в «узкопрофессиональных» кругах.

Слава и известность достались художнику сразу, его любили и в аристократических кругах, и среди петербургской богемы. Ему покровительствовал граф Строгонов, приглашая его жить в своих обширных имениях – на Тамбовщине и под Сумами. Весь свет носился с Фёдором Васильевым. Картины его раскупали лучше, чем картины его товарищей. Весёлый и бесшабашный художник безрассудно распоряжался свалившимися на него деньгами. Покупал невообразимые наряды себе, гостинцы матери, дорогие игрушки младшему брату. Друзья не доумевали, когда у него было время работать и работать много! Не обладая крепким здоровьем, художник едва выдерживал подобный ритм, со свойственным ему легкомыслием, не обращая внимание на «маленький сухой кашель», уже несколько лет по временам напоминавший о себе. Зимой 1871 года, разгорячённый катанием на коньках, Васильев наелся снега. Лёгкая простуда перешла в серьёзную болезнь лёгких и горла. Весною его обследовали врачи и, найдя у него чахотку, настоятельно рекомендовали ехать на юг.

Тоскую по России и не верю Крыму

Крым стал последним пристанищем художника. Деньги заканчивались, врачи запретили не только прогулки, но и переходы из комнаты в комнату. Чтобы не говорить, Фёдор Васильев использовал «разговорные тетради». Работать ему разрешали по часу в день.

Безнадёжно больной он мечтал о возвращении в Россию, вспоминал поездку с Репиным на Волгу в 1870 году.

Никогда ещё художник не работал так плодотворно, как в Крыму. Последние дни его скрашивали приезды и письма друзей. На исходе тихого крымского сентября 1873 года Фёдор Васильев тихо угас на руках матери.

На посмертной выставке Васильева, устроенной Крамским, случилось небывалое: все картины покойного двадцатитрёхлетнего мастера были раскуплены ещё до открытия экспозиции.

Для памятника над его могилой друзья сочинили эпитафию: «Щедро он был одарён могучим и дивным талантом. Чудною силою чувства и красок владел он в искусстве».

Известные произведения Васильева Фёдора Александровича

Картина «Оттепель» исполнена художником в 1871 году, находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Картина «Оттепель» принесла художнику первую премию на конкурсе поощрения художников в феврале 1871 года. В апреле Васильев, по просьбе князя Александра Александровича (будущего императора Александра III), сделал копию. В 1872 году Академия художеств передала картину на Всемирную выставку в Лондоне.

Мы желали бы, чтобы г. Васильев приехал к нам в Лондон и написал бы наши лондонские улицы во время быстрой оттепели… Не он ли настоящий артист для этой задачи!

Корреспондент британской газеты

Картина наполнена лиризмом, который был свойственен картинам Саврасова, та же мягкость красок. Пожалуй «Оттепель» можно сравнить с шедевром Саврасова «Грачи улетели», написанным в том же году, но показанный на другой выставке – первой передвижной выставке. Рядом же с картиной Васильева экспонировался ещё один шедевр Саврасова – картина «Печерский монастырь под Нижним Новгородом». Однако эта картина получила лишь вторую премию, уступив работе Фёдора Васильева.

Ландшафт картины унылый и просторный, над ним нависло набухшее влагой небо. Старик и ребёнок усиливают ощущение покинутости и уныния. Низкая изба со слепым окошком и криво стелющимся из трубы дымом символизирует Россию, по слову классика, «всех краёв дороже» подлинно-русскому человеку. В пространство картины как бы вводят зрителя глубокие следы от полозьев саней, затопленные чёрной талой водой.

Картина «Заброшенная мельница» написана Фёдором Васильевым в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Жизнь в Крыму была трудной для художника не только из-за болезни и разлуки с русской природой, но и из-за редких встреч с друзьями и коллегами. Васильев много писал писем в Москву. Для исследователей его творчества это не заменимый источник сведений о его картинах. Однако, «мельница» не была озвучена в письмах автора. По какой причине, неизвестно. На выставке Васильева, когда практически все работы были раскуплены, на мельницу никто не обратил особого внимания, а позднее картина была признана одной из лучших работ мастера.

В картине очевидны украинские черты. Над эскизами Васильев работал в имении графа Строгонова, а закончил картину в Крыму. Сама мельница не выглядит такой уж заброшенной, крыша ещё не обветшала, цело и мельничное колесо. Заброшенность видна в окружающей обстановке. И птицы и животные чувствуют себя здесь привольно, мельница давно «необитаема». Чёрная лодка на глади пруда напоминает о малороссийских приданиях, связанных с мельницами, мельничными прудами (в которых девушки топились из-за несчастной любви) и о мельниках колдунах.

Картина «Болото в лесу. Осень» написана в 1872 году и хранится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Это полотно не было дописано. «Болото в лесу» тоже, как и «Заброшенная мельница» является потаённой работой автора. Только лишь раз, в письмах друзьям, Васильев упомянул, что начал писать картину «Болото большое». Картина звучит чистыми красками среднерусской осени. И самая важная деталь пейзажа – болото, к которому художник был привязан.

О, болото, болото! Как болезненно сжимается сердце от тяжёлого предчувствия! Ну, ежели не удастся мне опять дышать этим привольем, этой живительной силой просыпающегося над дымящейся водой утра? Ведь у меня возьмут всё, всё, если возьмут это. Ведь я, как художник, потеряю больше половины

Ф. Васильев в письме Крамскому

«Болото» Васильев написал в Крыму по привезённым из России наброскам. Однако в картине есть удивительный «эффект присутствия» - одной только силой мысли и своего творческого воображения художник переносится в болотистый и берёзовый край. В картине мастера-колориста пламенеющая осенняя листва выигрывает от соседства насыщенно-свинцовой тучи. Едва намеченные цапли на переднем плане, кажется, перелетели сюда из «Заброшенной мельницы». Основная вертикаль композиции картины задаётся могучими деревьями, как бы подпирающими своими ветвями небо.

Картина «В Крымских горах» написана в 1873 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Безусловно, Россия со своими лесостепными ландшафтами была основным источником вдохновения для художника. Но есть и несколько крымских работ, превосходно выполненных художником. Самая лучшая из них – картина «В Крымских горах», одна из последних картин Васильева. Эта картина сразу была замечена критиками и зрителями на выставке в Петербурге. Картина отличается от других картин не броскими красками, спокойствием и величавостью. В ней автор смотрит на Крым по новому, хотя и ищет русские черты.

Симфония величия природы

И. Крамской

Стройные сосны имеют в своём облике нечто северное (крымские сосны, как правило, несколько ниже и разлапистей), что, возможно, и пленило тосковавшего по России художника. Задний план несколько затуманен низко опустившимися облаками – это придаёт картине величественность и одновременно указывает на то, что перед нами именно высокие горы. Далеко внизу мы видим ещё одну группу высоких сосен, звучащую как бы эхом сосен переднего плана. Животные идут в горы медленно, через силу, татарин слез с повозки, чтобы облегчить их учесть.

Шедевр Васильева Ф.А. – картина «Мокрый луг»

Картина исполнена в 1872 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В первую зиму 1871-72 годов, проведённую в Крыму Васильев в написал эту картину. По его замыслу картина должна была экспонироваться на выставке Общества поощрения художников, которое выделило средства на поездку Васильева в Крым. Ещё до завершения картина нашла своего покупателя. Им стал князь Николай Константинович (в 1874 году его объявили сумасшедшим и выслали из Петербурга сначала на Урал, а потом - в Ташкент). Картину также хотел заполучить П. Третьяков, которому Васильев в то время был должен тысячу рублей, он просил мастера прислать ему работу ещё до выставки в Петербурге. Васильев не успел выполнить его просьбу и 20 февраля попавшей прямиком на выставку «Мокрый луг» увидел Крамской, пришедший в восторг. Третьяков назначил цену картины тысячу рублей (такую цену назначил автор) и выкупил её у князя.

В этой картине Васильев мастерски выстраивает воздушную перспективу, искусно приглушая цвета и затуманивая даль, в которой теряется далёкая земля с пятнами невысоких деревьев. Так плоскость холста превращается в осязаемую трёхмерную реальность.

Я не знаю ни одного произведения русской школы, где бы так обворожительно это было сработано. И потом счастливый какой-то фантастический свет, совершенно особенный, и в то же время такой натураыльный, что я не могу оторвать глаз <

И. Крамской

Сквозной мотив русского художника во многих его картинах – ручьи, болотца, заводи. Картины «влажны» - почти на ощупь. Вертикаль композиции задаёт большое дерево, оно сразу привлекает внимание зрителя. Без этого картина приобрела бы горизонтальную монотонность. С величием картины сочетается выписанная, детализированная трава с искрящимися каплями дождя. Динамику картины задаёт отброшенная тучей тень, увлекая внимание зрителя за собой.

  • Оттепель

  • Заброшенная мельница

  • Болото в лесу. Осень

Картины Федора Васильева представлены в Русском музее, Третьяковской галерее, в музеях Ялты и Одессы. По воспоминаниям современников, он был очень трудолюбив, от его «магического карандаша» не могла ускользнуть ни одна деталь.

Если бы ни его упорство и страсть к живописи, то мир искусства мог бы и не узнать его фамилии. Мальчик родился в семье бедного петербургского почтового чиновника. Из-за нехватки денег юноша в 12 лет пошел работать в главный почтамт, но, тем не менее не забросил свое увлечение рисованием. Когда ему исполнилось 15 лет, он поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, где познакомился с выдающимися художниками.

Его хорошим другом стал Иван Крамской. Несмотря на разницу в возрасте (Иван Иванович на 13 лет был старше Федора), они стали очень близки. Сохранилось письмо живописца, в котором он признавался Васильеву: «Жизнь моя не была бы такая богатая, гор-дость моя не была бы так основа-тельна, если бы я не встретился с Вами в жизни... Вы - точно часть меня самого, и часть очень дорогая, Ваше развитие - мое развитие. Ваша жизнь - отзывается в моей...»

Автопортрет Федора Васильева. Фото: Public Domain

Немалую роль в становлении Васильева как художника сыграл и Иван Шишкин. Он учил юношу переносить увиденное на холст с предельной точностью, рассказывал о мастерстве рисунка. Со временем они даже стали родственниками: Шишкин женился на Евгении Васильевой, сестре Федора.

Сохранилось несколько писем, которые молодой художник отправлял чете Шишкиных. Одно из них от 11 августа 1872 года было написано из Ялты, куда художник перебрался из-за болезни легких.

«Я работаю, как и всегда, только приходится работать из-за денег, что меня всегда весьма огорчает; великий князь Владимир Александрович, который уже получил одну мою картину, заказал еще четыре, от которых я не мог отделаться, хотя и пробовал; еще, к довершению печали, эти картины нужно окончить к сроку, к 24 декабря; так что начатые картины так, значит, и пропадут даром, да и на конкурс в нынешнем году не удалось написать, так как время остается только январь да февраль будущего года, а Вы небось опять такую штуку выдвинете, что опасно мне и рассчитывать писать».

Довести работу до конца ему не удалось: через два месяца, 6 октября 1873 года, он скончался..

«Волжские лагуны», 1870 год

Картина «Волжские лагуны» привлекла большой интерес на посмертной выставке картин Фёдора Васильева. Фото: Public Domain

В 1870 году 20-летний Федор Васильев отправился в путешествие по Волге вместе со своими художниками Ильей Репиным и Евгением Макаровым. Годы спустя Илья Ефимович в своей книге «Далекое близкое» писал, что молодой человек поразил спутников своей манерой работы и стал для старших товарищей «превосходным учителем»: «Не прошло и недели, как мы взапуски, рабски под-ражали Васильеву и до обожания верили ему. Этот живой блестя-щий пример исключал всякие спо-ры и не допускал рассуждений; он был для всех нас превосходным учителем».

По его словам, «его тон-ко заостренный карандаш с быст-ротой машинной швейной иглы черкал по маленькому листику его карманного альбомчика и обрисо-вывал верно и впечатлительно це-лую картину крутого берега с по-кривившимися над кручей доми-ками, заборчиками, чахлыми де-ревцами и остроконечными коло-кольнями вдали...»

Этюды, сделанные во время поездки, в дальнейшем послужили основой для нескольких картин, в том числе «Волжские лагуны».

В будущем полотно попало в собрание Павла Третьякова. Он забрал ее после посмертной выставки картин художника в 1874 году в счёт долга, который Васильев не смог выплатить меценату из-за своей болезни и смерти.

«Вид на Волге. Барки», 1870 год

В настоящее время полотно экспонируется в Петербурге в Русском музее. Фото: Public Domain

Эта картина также была написана после путешествия по Волге.

Через год после смерти художника ее выставили на всеобщее обозрение, где на нее обратил внимание Третьяков. Сохранилось его письмо Ивану Крамскому, в котором он писал, что должен иметь ее своей коллекции.

«Я решил, что для известной уже Вам моей цели, мне непременно нужно иметь Васильева пейзаж с барками, так как этот экземпляр дает понятие, какой бы он также был замечательный маринист; и вот я вчера послал Вам телеграмму; я уверен, что Вы сочувствуете моей такой усиленной любви к произведениям Васильева…», - писал он.

Однако его планам не суждено было сбыться. В настоящее время полотно экспонируется в Петербурге в Русском музее.

«Оттепель», 1871 год

Великий князь Александр Александрович заказал Васильеву авторское повторение картины «Оттепель». Фото: Public Domain

«Картина «Оттепель» такая горячая, сильная, дерзкая, с большим поэтическим содержанием и в то же время юная (не в смысле детства) и молодая, пробудившаяся к жизни, требующая себе право гражданства между другими, и хотя решительно новая, но имеющая корни где-то далеко», - так описал эту работу Васильева Иван Крамской.

«Оттепель» впервые была представлена на суд зрителей в ходе конкурсной выставки Общества поощрения художников, на которой она удостоилась первой премии. В том же 1871 году ее смогли увидеть и москвичи: она участвовала в выставке МОЛХа -Московского общества любителей художеств.

Искусствоведы отмечают, что это полотно сделало Васильева по-настоящему знаменитым. Молодому человеку стали предлагать сделать авторские копии картины. Одному из заказчиков он не смог отказать - великому князю Александру Александровичу, будущему императору Александру III.

Пейзаж, выполненный несколько в другой цветовой гамме, украсил Аничков дворец, откуда в 1872 году отправился на Лондонскую ежегодную международную выставку. У англичан картина удостоилась восторженных отзывов.

Сейчас копия, сделанная для Александра III, представлена в Русском музее. Оригинал же можно увидеть в одном из залов Третьяковской галереи.

«Мокрый луг», 1872 год

Картина участвовала в конкурсной выставке Общества поощрения художников. Фото: Public Domain

Работая над «Оттепелью», Васильев подорвал здоровье. Вскоре врачам стало понятно, что они имеют дело не с простой простудой, а с туберкулезом. Для поправки здоровья Федору предложили поехать в Крым.

Уже на полуострове Васильев создает картину «Мокрый луг», написанную им по его воспоминаниям. В 1872 году полотно было представлено на выставке Общества поощрения художников, где заняла второе место, уступив работе его шурина - Ивана Шишкина.

«Мокрый луг» был приобретен Павлом Третьяковым, который специально приехал в Петербург еще до начала выставки.

«В Крымских горах», 1873 год

«Настоящая картина — ни на что уже не похожа, никому не подражает — ни малейшего, даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой, это что-то до такой степени самобытное и изолированное от всяких влияний, стоящее вне всего теперешнего движения искусства, что я могу сказать только одно: это еще не хорошо, даже местами плохо, но это — гениально», - такую восторженную характеристику дал полотну Иван Крамской.

По его мнению, глядя на татарскую повозку, запряженную волами, зритель невольно попадает внутрь этой истории: «покорно стоит под соснами, слушает какой-то шум в вышине над головою».

Эта картина стала одной из последних работ Васильева. Известно, что изначально он планировал использовать широкое полотно, но потом передумал, выбрав вертикаль. Тем самым, считают искусствоведы, он хотел подчеркнуть высоту гор и устремленность вверх.

Биография Васильева

Васильев Федор Александрович (1850-1873) - з амечательный пейзажист. Васильев был сыном мелкого почтамтского чиновника в Петербурге; уже двенадцатилетним ребенком его отдали на службу в Главпочтамт за три рубля жалованья в месяц. Он с ранних пор пристрастился к рисованию. Молодой Васильев вскоре оставил службу и поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств, а несколько позже стал пользоваться советами И.Н. Крамского и И.И. Шишкина. В 1867 г. Васильев написал на Валааме несколько этюдов с натуры, которые были выставлены в Обществе поощрения художеств. В 1870 г. вместе с Репиным и Макаровым предпринял поездку по Волге и написал картины: “Оттепель”, “Вид на Волге” и “Зимний пейзаж”, доставившие ему известность. Зимой 1870 г. Васильев сильно простудился и у него обнаружилась чахотка. По приглашению графа Строганова он провел лето 1871 г. в имениях его в Харьковской и Воронежской губерниях, но здоровья своего не поправил. Общество поощрения художеств дало ему средства ехать в Крым; еще до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника 1-й степени с условием выдержать экзамен из научного курса. В Крыму Васильев провел два года и, кроме множества рисунков, написал две картины: “Болото” и “Крымский вид”, за которые ему была присуждена премия от Общества поощрения художеств в 1872 г. В сентябре 1873 г. он умер в Ялте от чахотки. Последние годы его существования были омрачены безуспешностью хлопот о документах, которые определили бы его общественное положение (Васильев был незаконнорожденный).

Все оставшиеся после него произведения, большей частью неоконченные, были раскуплены. Из альбомов его два были приобретены покойной императрицей Марией Александровной и два находились в библиотеке Академии художеств.

Наиболее значительные произведения Васильева: “Приближение грозы”, “Полдень”, “Болото”, “Вид на Волге”, “Перед грозой”, “Зимний пейзаж”, “Взморье”, “Оттепель”, “Зима”, “Мокрый луг”. Федор Васильев - один из самых талантливых русских пейзажистов; картины его отличаются поэтичностью и редкой гармонией красок.

Васильев Федор Александрович - , русский живописец-пейзажист. Учился в Рисовальной школе общества поощрения художеств в Петербурге, пользовался советами И. И. Шишкина (1866-67), а затем учился в АХ (1871). Был близок с И. Н. Крамским. Исключительно одарённый, В. своей недолгой художественной деятельностью оставил глубокий след в русском искусстве. В его живописи образы природы приобрели особую поэтичность и глубину чувств. Написанные сияющими, насыщенными красками, полные упоения чувственной красотой мира, произведения В. проникнуты одухотворённостью, романтическим волнением. Эти черты определились уже в небольших по размеру пейзажах 1868-69 ("Возвращение стада", "Перед дождём" - оба в Третьяковской галерее), запечатлевших жизнь природы в яркие, эффектные моменты. В этих картинах живописная манера характеризуется звучными акцентами цветовых пятен, динамичностью свободного мазка. Большое значение для творчества В. имела его поездка на Волгу совместно с И. Е. Репиным (1870). Итогом её явились рисунки и живописные произведения ("Вид на Волге. Баржи", 1870, Русский музей, Ленинград; "Волжские лагуны", Третьяковская галерея), в которых сказалось пробуждающееся стремление художника к картинной обобщенности пейзажного образа, тональному единству цветовой гаммы, лирическому переживанию природы. По возвращении в Петербург В. создал одно из главных своих произведений - "Оттепель" (1871, Третьяковская галерея). Проникнутое тоской и грустью, навеянными горькими раздумьями о жизни русской деревни, оно несёт в себе большое социальное содержание. В 1871 В. заболел туберкулёзом и переселился в Ялту. В Крыму по старым этюдам и воспоминаниям он написал широкое эпическое полотно "Мокрый луг" (1872, Третьяковская галерея). Строгая по композиции картина поражает свежестью и глубиной цвета, его богатой внутренней градацией; это - синтетический образ природы, таящий в себе сложную гамму чувств. Последняя работа В. - "В крымских горах" (1873, Третьяковская галерея) - отличается тонкостью цветовых отношений, объединённых общим серовато-коричневым тоном; образ природы приобретает в ней оттенок героического величия. В творчестве В. проявилось свойственное мастерам русской пейзажной живописи 1860-70-х гг. стремление сделать пейзаж одухотворённым, выражающим передовые обществ, идеалы.