Интеллектуальные передачи на теле. Феномен игры в современной культуре

СССР был самой читающей страной мира. Книги, журналы, газеты печатались миллионными тиражами. Ни одна страна не могла похвастаться такими цифрами. Но парадокс – в Советском Союзе книга входила в разряд дефицита. Классики литературы были не в почете, частично из–за своей доступности, частично благодаря школе. Классикам марксизма–ленинизма и книгам “колхознозаводского” жанра с читателями повезло еще меньше. У людей пользовалась спросом другая, легкая литература. Но такие наиболее востребованные книги выходили недостаточными тиражами…

Дефицит породил моду на такой феномен, как коллекционирование книг. Не для чтения, нет, а для того, чтобы обладать. Модным стало иметь много книг для создания имиджа интеллектуала и просто домашнего интерьера. Зачастую по велению моды стояли в квартирах советских граждан ряды томов классиков, которые никто не читал, стояли для красоты и престижа. Этот «книжный голод» также выдавался за тягу народа к чтению.

Зимой 1975 года были подведены итоги всесоюзного эксперимента по обмену макулатуры на дефицитную литературу. О том, как граждане самой читающей страны мира снабжали себя духовной пищей,— обозреватель "Власти" Евгений Жирнов.

"Друг! Дай моему брату отца и сына"

Много лет назад в киножурнале "Фитиль", которому официально было разрешено бичевать отдельные недостатки, возникающие в ходе социалистического строительства, появился сюжет против, как тогда выражались, "блатовства".

Клиент, пообедав в ресторане, предлагает официанту вместо денег расплатиться записками к людям, распределяющим дефицитные товары. В числе прочих он пишет такую записку: "Друг! Дай моему брату отца и сына". В то время никому не требовалось объяснять, что речь шла о романах отца и сына Дюма, каждый из которых стоил на черном рынке от 25 до 70 рублей.

Прилично изданную — в коленкоровой обложке и на хорошей бумаге — трилогию Дюма-отца о мушкетерах, стоившую по номиналу не больше червонца, только при большой удаче можно было добыть за 120-150 рублей. И это при том, что средняя зарплата по стране тогда была 160.

На одной шестой части суши покупка популярных книг всегда была непростой задачей. Причем вне зависимости от их литературных достоинств. Учительница литературы в школе с гордостью рассказывала нам, как зимой, в мороз она выстояла ночь в огромной очереди возле книжного магазина, чтобы купить только что вышедшую "Молодую гвардию" Александра Фадеева.

Предметом спекуляции являются также антикварные книги и книги старых изданий, скупаемые спекулянтами в букинистических магазинах, у владельцев частных коллекций и лиц, похищающих книги в государственных библиотеках и читальных залах. При этом спекулянты, изучая конъюнктуру книжного рынка, используют несовершенство системы оценки книг в букинистических магазинах и отсутствие единых каталогов-прейскурантов на некоторую литературу.

Для отдельных лиц спекуляция книгами превращается в основное занятие и становится источником обогащения. Житель гор. Ленинграда Бобков, нигде не работая, на протяжении нескольких лет нажил более 10 тыс. рублей, скупая в букинистических магазинах города и у частных лиц старые и антикварные книги и перепродавая их по более высоким ценам в другие магазины.

Сочинения представителей чуждой советскому народу пустой, безыдейной поэзии Ахматовойи Мандельштама и белогвардейского писателя Булгакова были изданы с таким расчетом, чтобы тиража хватило только для идейно выдержанных клиентов закрытых распределителей

Спекуляции книгами способствуют серьезные недостатки в издательской деятельности и организации торговли книгами. До настоящего времени в книготорговой сети не изжита порочная практика сокрытия литературы от свободной продажи. В магазине #139 "Новинка" Москниготорга в 1974 году были обнаружены укрытые 51 том "Большой советской энциклопедии", в магазине #52 "Светоч" — 200 экземпляров книги А. Яковлева "Цель жизни", 25 — шеститомника В. Маяковского, 375 экземпляров сказок Г. Х. Андерсена и другие книги, всего на сумму более 5,7 тыс. рублей.


В магазинах гор. Минска укрывались от продажи книги Г. Жукова "Воспоминания и размышления", А. Иванова "Тени исчезают в полдень", А. Тимкова "Дзержинский" и другие. Аналогичные факты выявлены в книжных магазинах и других городов.

Одной из основных причин книжного дефицита, способствующего спекуляции, является издание малыми тиражами литературы, пользующейся повышенным спросом у населения, а также крайне растянутые сроки переиздания классиков отечественной и мировой литературы и лучших произведений советских и зарубежных писателей.

В то время как спрос на книги растет, в книготорговой сети не находит сбыта значительное количество литературы, которая впоследствии частично списывается в макулатуру или уценивается. В некоторых издательствах имеют место параллелизм и дублирование выпуска отдельных изданий.

В 1971 году издательствами "Музыка" и "Советский композитор" одновременно была выпущена книга Успенского о древнерусском певческом искусстве, В 1970 году Политиздат, "Советская Россия" и "Советский писатель" под разными названиями выпустили одни и те же очерки Л. Иванова о совхозах Омской области.

Органы внутренних дел принимают меры по пресечению фактов спекуляции книгами. Вместе с тем МВД СССР считало бы необходимым поручить Государственному комитету Совета министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли осуществить дополнительные мероприятия, направленные на устранение книжного дефицита в стране и условий, способствующих спекуляции и иным злоупотреблениям в книготорговой сети".

Все, что мог обещать Госкомиздат, так это установить "более строгий контроль за распространением художественной литературы, по тем или иным соображениям выпускаемой малыми тиражами" (как известно, по указанию ЦК КПСС небольшими тиражами были изданы сборники сочинений М. Булгакова, О. Мандельштама, А. Ахматовой, И. Северянина и др.).

Все остальное было не во власти издательских чиновников. В ЦК были вынуждены констатировать:

"По расчетам Госкомиздата СССР, для сколько-нибудь заметного удовлетворения населения художественной и детской литературой в десятой пятилетке требуется дополнительно около 300 тыс. тонн типографской бумаги. Отдел пропаганды ЦК КПСС считает возможным согласиться с этим мнением.

Ограниченные резервы мощностей бумажной промышленности при медленных темпах ее развития не позволяют рассчитывать на увеличение внутренних ресурсов для удовлетворения потребности населения в книгах и в десятой пятилетке".

Графиня де Мусоро

В конце зимы 1975 года были подведены предварительные итоги эксперимента, который проводили Госснаб и Госкомиздат. По мнению руководства Союзглаввторсырья, результаты были вполне обнадеживающими:

"В целях повышения заинтересованности населения в сдаче макулатуры в октябре 1974 года в десяти городах страны — Москве, Ленинграде, Киеве, Алма-Ате, Горьком, Новосибирске, Свердловске, Кемерове, Красноярске и Донецке — был начат эксперимент по продаже населению художественной литературы за сданную макулатуру.


Начиная с 20-х годов (на фото) популярная литература легко находила своего читателя с помощью книжного спекулянта

Во всех десяти городах достигнут значительный рост объема заготовки макулатуры от населения. В Москве в сравнении с соответствующим периодом прошлого года заготовка от населения увеличилась на 25,3 тыс. тонн, или 34%, в Ленинграде — на 8 тыс. тонн, или 28%, Свердловске — 1,6 тыс. тонн, или 41%, а в Кемерове, Горьком и Новосибирске — более чем в два раза.

Итоги за шесть месяцев эксперимента, несмотря на недостатки как в организации сбора макулатуры, так и в выпуске и продаже книг, показывают, что эксперимент вполне себя оправдал. Ни одна из ранее действовавших форм сбора макулатуры у населения не давала таких результатов. Продажа книг в обмен за макулатуру изменяет отношение населения к использованной бумаге, о чем свидетельствует состав макулатуры, поступающей на приемные пункты.

И действительно, если в первые месяцы на приемные пункты поступали исключительно старые журналы, газеты, книги, потерявшие товарный вид, то в настоящее время наряду с этой макулатурой поступают аккуратно сложенная оберточная бумага, пакеты из-под сыпучих продуктов, коробки из-под мелкой галантереи и кондитерских изделий и т. д. Газета "Кузбасс" писала: "В людях появилось пристальное внимание к макулатуре как к ценности".

Поэтому эта форма в дальнейшем должна получить самое широкое развитие, что поможет довести в ближайшие годы объем сбора макулатуры у населения до 1500 тыс. тонн и значительно превысит уровень сбора, достигнутый в зарубежных странах".

Эксперимент продолжили, но больше всего обрадовались этому спекулянты из городов, не охваченных книжно-макулатурным обменом. Они покупали в столице талоны, выкупали "Графинь де Мусоро", как они называли произведения отца и сына Дюма, и прочую макулатурную литературу. И если в Москве "Виконт де Бражелон" обходился им в 30-35 рублей, то в областных городах его сбывали уже за 70-80 рублей. Но это была отнюдь не вершина рентабельности.

Простую и эффективную схему книготорговли разработал Вольдемар, как звали в моем родном городе одного из самых крупных книжных дельцов. Он создал сеть обмена книгами, изданными в местных издательствах. Просто взял выходивший в то время журнал "Филателия СССР", где коллекционеры печатали предложения об обмене марками, и послал письма по указанным адресам с просьбой помочь установить контакты с местными книголюбами. И машина завертелась.

Вольдемар покупал в местной типографии "Трех мушкетеров" по 5 рублей вместо 1 рубля 70 копеек по номиналу. А затем рассылал их по городам и селам, получая взамен "Королев Марго", детективы и другие книги, которые у него с руками отрывали минимум по 25 рублей.

Бизнес рос и расширялся. Милиция боролась с ним обычными методами. К месту, где по субботам шла торговля книгами, не чаще раза в месяц подъезжали милицейские патрули. "Спикули" прикидывались покупателями, а стражи порядка грузили в машины бесхозную литературу. Размеры этого своеобразного налога не слишком душили бизнес, так что до начала перестройки все оставалось без изменений.


Заплатив 25 копеек за билет беспроигрышной лотереи, советский читатель получал книжку, которую не купил бы ни за какие деньги.

Все кончилось, когда Вольдемар закупил огромную партию "Цусимы" Новикова-Прибоя практически на все оборотные средства. И тут оказалось, что в условиях гласности и самостоятельности предприятий это же произведение на такой же плохой бумаге и без предварительного объявления выпустили еще пять издательств.

В конце 80-х приказала долго жить и макулатурная литература. Издательская свобода добила и ее. А вскоре из самой читающей страна превратилась в самую смотрящую фильмы и сериалы. И новое поколение сограждан абсолютно не понимает, как можно было отдать большую часть зарплаты за какие-то книжки отца и сына.

Сделано в СССР - ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕ ВОЙНЫ

Здесь каракули младшего брата, там пятно от эскимо, а на соседней странице -- забытый гербарий еще из семидесятых. Но эта вещь -- милее всех фантазий Маленького Принца, ценнее миелофона Алисы Селезневой и дороже, чем электронный пес Рэсси.

Старые советские книги - именно с них начиналось детство, полное приключений и чудесных открытий. О них - уютных, добрых и удобных - фильм «Детская литература после войны» из цикла программ «Сделано в СССР».

link

Давным-давно, во времена моего детства, да и юности, я очень гордилась тем, что Советский Союз, мою Родину, называли самой читающей страной в мире. Не знаю, как там в сравнении с другими странами, но читали мы раньше действительно очень много.

Знакомство с литературой начиналось с раннего детства, когда мне, еще не умеющей складывать черненькие буковки в слова, читала сказки мама. Потом, в начальных классах школы мы с подружками частенько бегали в школьную библиотеку. У нас была очень интересная библиотекарша, женщина уже в годах (или мне так раньше казалось), начитанная, эрудированная. Немножко поговорив с ребенком и выяснив, что того привлекает, она умела всегда посоветовать именно те книги, которые увлекали. Так что мы с удовольствием бегали за книжками.

Из моих любимых книжек детства: Золотой ключик, Конек-Горбунок, Два капитана и т.д.

Книжки были потрепанные, зачитанные до дыр. Хорошо помню, как дома с мамой подклеивали библиотечные книжки, чтобы и другие дети могли их прочитать. Потом началось увлечение приключениями, индейцами, и, конечно, великим Дюма. Книжки были дефицитом. Однокласснику повезло где-то достать «Три мушкетера». Он по очереди давал ее читать, за три дня надо было одолеть толстенный том. Так что для чтения частенько прихватывались и ночи.

Помните «Два капитана»? А «кортик» и «Бронзовая птица»? Люди моего поколения наверняка вспомнят, как зачитывались этими книжками.

Знаете, мы наверное, как герои Купера, «последние из могикан» читающие. К сожалению, большинство молодых людей сейчас не читает совсем. В лучшем случае, специальную литературу или развлекательную. Может быть, причиной послужил технический прогресс: множество телеканалов, Интернет представляют больший интерес, нежели чтение. А жаль... Ведь хорошие книги не только ум развивают, но и душу.

Если вам понравился сайт или данная статья, пожалуйста добавьте этот код в свой блог, сайт, на страницы любимого форума, в социальные закладки, твиттер или просто отправьте ссылку другу. Это будет лучшая награда нам за то что мы делаем.
СССР был самой читающей страной в мире

17 комментариев на «СССР был самой читающей страной в мире»

    «К сожалению, большинство молодых людей сейчас не читает совсем...» Ну, не всё так грустно. Читают! Во всяком случае, заходя в книжный магазин, я вижу у полок не только людей среднего возраста, но и молодежь. Не подростков, правда, а людей студенческого возраста. Причем у полок с художественной литературой, а не только с учебниками! И на любой книжной ярмарке очень много молодых людей...

    А развлекательную литературу и старшие поколения читают — не только младшее. Вот, допустим, детективы — это же развлекательная литература? А с другой стороны, многие детективы давно уже стали классикой — Конан Дойль, Сименон, Агата Кристи... Книги Александра Дюма — тоже «классическое» развлекательное чтение.

    Ни «Кортик», ни «Бронзовую птицу» я в детстве не читала — как-то эти книги мимо меня прошли. Но очень хорошо помню книги Носова — от «Веселой семейки» до «Незнайки на Луне», серию Волкова «Волшебник Изумрудного города»... А еще мне безумно нравились «математические» книги Владимира Лёвшина — «Магистр Рассеянных наук», «Три дня в Карликании» и т.д.

    согласен с annamarta читают и сейчас не меньше. в мом городе более 30 книжных (причем половина площадью под 300-400кв.метров) и они не разоряются платят немалую аренду значит книги берут и оборот есть (правда в последнее время цены не просто кусаются они заглатывают живьем). у самого библиотека под 1000 книг (по большей части куплены с 200 по 2005 сейчас же стараюсь покупать на распродажах)

    к тому же информацию можно получать и из интернета понимаю что для детей СССР это дико, неудобно, опасно для глаз (нужное подчеркнуть) но для детей капитализма более привычно.

    Ого! Именно эту книжку, что тут сфоткана о Буратино я впервые прочитала, взяв её в 1 классе одну из первых в школьной библиотеке!. Смутно помню, но помню! Так необычно её увидеть вновь спустя двадцать с лишним лет))

    Не знаю, из моих знакомых не думаю чтобы процент читающих по доброй воле, а не от скуки был меньше чем в советские времена. Первой книгой, которую я одолел, была «Незнайка на Луне», потом было много Кира Булычева, другой фантастики, затем моя классическая троица: Куприн, Чехов, Достоевский (брал в библиотеке том за томом, пока не вычитывал всё), Гончаров «Обыкновенная История». Когда начитался отечественного, взял немного почитать украинскую классику (знаю украинский язык), сейчас по доброй памяти купил сборник Франко, стоит, кстати, как два детектива Агаты Кристи, а качество издания превосходное и формат четвертушка. Потом взялся за англичан: Джейн Остен, Уайльд, «Конец Главы» Голсуорси, Арчибальд Джозеф Кронин, Сомерсет Моэм. Последнее что читал - «Гиппопотам» Стивена Фрая.

    Извините, что вывалил сюда свою библиографию, но во-первых хочется показать что может читать современный молодой человек и во-вторых самому захотелось вспомнить.

    Моей любимой книгой в подростковом возрасте был роман известного

    грузинского писателя (ныне незаслуженно забытого) Гурама Панджикидзе,

    фанстасмагория о том, что будет, если станет возможной пересадка голов-

    ного мозга. Короче, мозг академика с мировым именем пересадили в черепную

    \коробку простого парня, как выяснилось впоследствии, связанного с кримина-

    лом и что из этого вышло. Книгу перечитывал много раз, но она была не

    моя, а библиотечная, а теперь нигде не могу ее найти. Обшарил все элект-

    ронные библиотеке — не нашел ни в одной. Спрашивал в букинистических

    магазинах — то же самое. Помогите, пожалуйста!

    Барух, если ты еще смотришь комменты — ищи писателя на aldebaran.ru

    «Спираль» был издан в 1989 г. Больше ничего, нельзя даже найти и скачать

    многосерийный фильм, снятый в 1990 г. по этому роману.

    Да,библиотеки это был особый мир...Домашнюю собирали по много лет, дополняли постепенно. Ходили в городскую, в детскую, потом в юношескую. Во взрослую.Очень любила в детстве книгу В.Осеевой «Динка». И там были ещё книги-продолжения потом.

    1. В.Козлов. Валерка-председатель. На старой мельнице. Копейка. Изд-во. «Детская литература» Л., 1964.

    3. Владислав Крапивин. Повести: Тень каравеллы. По колено в траве. Рассказы. (хочу сказать, что «По колено в траве» — это как будто с меня списано — по настроениям, которые у меня были в детстве).

    4. Николай Богданов. Чудесники. Пионерские повести. М., «Молодая гвардия», 1967. (Изумительная книга, включающая четыре повести о пионерах разных лет — от послереволюционных до военных включительно: «Партия свободных ребят», «Чудесники», «Пропавший лагерь», «Искатели сбитых самолетов»). До сих пор иной раз перечитываю. Кто не читал, найдет эту книгу и прочтет — не пожалеет.

    5. Л.Воронкова, К.Воронков. Рожок зовет Богатыря. Государственное Издательство Детской литературы Министерства Просвещения РСФСР. М., 1958.

    6. Мелентьев. Солнце над школой. Государственное Издательство Детской литературы Министерства Просвещения РСФСР. М., 1961.

    7. Олег Коряков. Приключения Леньки и его друзей. Свердловское книжное издательство. 1963.

    8. В.Клепов. Тайна Золотой долины. Четверо из России. (разные издания)

    9. Мих. Ильин. Воспоминания и необыкновенные путешествия Захара Загадкина. Изд-во «Детская литература». М. 1965.

    10. А.Рыбаков. Повести Кортик. Бронзовая птица. Приключения Кроша. Каникулы Кроша. (разные издания).

    11. Елена Ильина. Четвертая высота. Изд-во. «Детская литература» М., 1965.

    12. Анатолий Алексин. В стране Новогодних каникул. Изд-во. «Детская литература» М., 1966.

    13. П.Бажов. Сказы: Малахитовая шкатулка. Повести: Зеленая кобылка. У старого рудника. (разные издания)

    Вот лишь малая часть книг детства, которые до сих пор живут в моей домашней библиотеке. А многое мы еще и раздали родственникам и друзьям, у которых были дети. Я перечислил далеко не все, и не стал включать не менее интересные познавательные книги.

    Я ЧИТАЛА ОЧЕНЬ МНОГО,КАК БУДТО ВСЕ ХОТЕЛА ПРОГЛОТИТЬ...БИБЛИОТЕКА-САМОЕ ЛЮБИМОЕ БЫЛО МЕСТО И ЧИТАЛА ВЕЗДЕ — И НА УРОКАХ И ПОД ОДЕЯЛОМ...ЧИТАЛА ВСЕ -И ПРИКЛЮЧЕНИЯ И О ВОЙНЕ,О ЛЮБВИ...МНЕ БЫЛО ВСЕ ИНТЕРЕСНО...ТОГДА НЕ БЫЛО ТЕЛИКОВ,ТОЛЬКО РАДИО,А Я ХОТЕЛА ЧИТАТЬ И ЧИТАТЬ...ЖИЛА В СВОЕМ МИРЕ КНИГ...И С ТЕХ ПОР ОСТАЛОСЬ ТАКОЕ ТЕПЛОЕ ЧУВСТВО О ТЕХ ВРЕМЕНАХ...

    А как же Крапивин и Железников? По их книгам было поставлено столько фильмов: «Чудак из 5 Б», Чучело, Валькины паруса и тд Еще были очень хорошие книги для детей украинского писателя Всеволода Нестайко (до сих пор перечитываю) и воронежского писателя Добрякова «Вредитель Витька Черенок, Недолгие зимние каникулы, Одиннадцать бестолковых» и тд

    Алекс, класс, спасибо, нашла Вильяма Федоровича Козлова на либрусеке, детские приключение, То, что мне надо!!! Огромное спасибо за рекомендации, побежала читать!!!

    Все книги у Alex_02 достойны внимания, но с книгой В.Клепова Тайна Золотой долины. Четверо из России связана такая история:. Мне она так понравилась, что взяв однажды ее в библиотеке, я не смогла с ней растаться. При возврате книг солгала, что ее потеряла. Вот такое темное пятно в моей биографии.

    Я научилась читать, когда мне было что-то около 5 лет. Конечно, в первое время обходилась домашней библиотекой. Как же я ждала первого класса! Мечтала о школьной библиотеке, ведь дома вся детская литература была уже перечитана! И вот — первый класс, первый визит в школьную библиотеку. Мечтала попасть в это книжное царство! Прихожу — а библиотекарь меня не записывает! Почему? Оказывается, первоклашек записывать не положено. Типа — сначала читать научись! Я стала объяснять, что уже давно читаю, причем очень бегло, но меня никто не слушал. Просто выдворили за дверь. Я огорчилась. Ладно, думаю, на следующий год уж обязательно запишут. Прихожу на следующий год (я уже второклашка). Та же библиотекарша смотрит на меня с подозрением: а что, тебе букваря и «Родной речи» мало? Ну-ка, прочитай мне вслух (дала какой-то текст). Я бойко прочитала. Она вздохнула: причин для отказа нет, придется записывать... И когда я направилась к стеллажу с нормальными книжками, она зашикала на меня и буквально отфутболила к полкам, где лежали тонкие книжки для дошколят, типа «Игрушки» Агнии Барто, сказки про репку и колобка. Я дома в то время читала Тома Сойера и Робинзона Крузо, а мне — сказку про репку и «Наша Таня громко плачет».)))) В общем, не сложилась у меня дружба со школьной библиотекой, а скорее — библиотекаршей, для которой главное было не увеличить число читателей, а уменьшить до минимума. Поэтому и дальше я покрывала свой читательский голод книгами из домашних библиотек своих родственников (потому что свою домашнюю уже знала наизусть) или из районной библиотеки.

    В детско-юношескую библиотеку записалась в 1 классе,когда хорошо научилась читать, и стала постоянной читательницей.Сколько замечательных произведений было прочитано:Валентина Осеева «Динка»,"Динка прощается с детством", «Васёк Трубачёв и его товарищи»,"Отряд Трубачёва сражается".Николай Носов «Приключения Незнайки и его друзей».Анатолий Рыбаков"Кортик","Бронзовая птица","Приключения Кроша",Каверин «Два капитана»,Беляев «Старая крепость»,Елена Ильина «Четвёртая высота», Многие произведения перечитывала!

    А моя самая любимая книга «4 танкиста и собака».

Некрасова Галина Аркадьевна, учитель географии

Попова Екатерина Александровна, учитель математики

ГБОУ АО “Северодвинская школа – интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”

Сценарий интеллектуального шоу “Что? Где? Когда?”

Цель : расширить знания учащихся по предметам.

Задачи :

1. Формировать умение интегрировать знания по разным дисциплинам;

2. Развивать слуховое и зрительное восприятия, коммуникативную речь учащихся;

3. Воспитывать интерес к учебным предметам;

4.Формировать личностные качества учащихся: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.

Оборудование : игровой стол, волчок, вопросы в конвертах для каждого сектора, чёрный ящик, географические карты, компас, мыло, ножницы, оформление зала.

В-1.Здравствуйте уважаемые гости!

В-2. Здравствуйте, УВАЖАЕМЫЕ ДРУЗЬЯ!

(музыка)

В-1. Пусть каждый школьный день приносит радость,

Сбываются все лучшие мечты.

И пусть тебе учитель каждый скажет,

Что самый умный в школе – это ты!

В-2.Сможем мы гранит науки

Весь в песок перетереть.

А помогут нам, друзья,

Любимые учителя.

В-1. Сегодня мы проводим марафон,

Проверит наши знанья он!

Как это интересно - много знать,

И всем друзьям свои умения показать!

К интеллектуальным конкурсам готовы?!

Вперед, друзья! К победам новым!

В-2. По традиции мы собрались в этом зале, чтобы найти самых- самых…

В-1. В этом году будет проходить «Школьный марафон». В конце года мы подведем итоги и назовем победителя «Школьного марафона».

В-2. Жюри сегодняшнего конкурса: …

В-1. 1 тур - это осенний марафон. Он будет проходить в форме игры «Что? Где? Когда?»

В-2. 4 сентября 1975 года ровно в 12:00 впервые в эфир вышла программа "Что? Где? Когда?". Сегодня правила этой игры может рассказать даже ребенок, но мало кто помнит, что 38 лет назад не было ни знатоков, ни волчка, ни знаменитой хрустальной совы. В первых играх друг против друга выступали две семьи, в доме у которых снимались 2 раунда, а потом сюжеты монтировались с помощью фотографий из семейного альбома участников. Позже в игре стали принимать участие студенты и программа получила название "молодежного телевизионного клуба", а в 1991 году превратилась в "интеллектуальное казино".

В-1. Сегодня против команды учителей играет команда знатоков.

В-2.Встречайте команду знатоков:

  • Ученик 7 класса - Летовальцев Влад

Уравновешенный, любит заниматься спортом, добросовестный, ответственный.

В-1. Ученица 7 класса - Ковалева Светлана

Целеустремленная, обладает чувством юмора, любит рисовать, поэтому занимается в художественной школе, ответственная.

В-2. Ученик 8 класса - Челпанов Эрик.

Умный, ответственный, хорошо знаком с современным программным обеспечением, ему это интересно.

В-1. Ученик 8 класса – Панкратов Влад.

Активный, участвует во всех мероприятиях, спортсмен.

В-2. Ученица 9 класса – Бушуева Нина.

Рукодельница, ответственная, может поддержать в трудную минуту.

В-1. Ученик 9 класса – Червочков Виталий.

Ставит реальные цели и добивается их, придет на помощь в трудную минуту, любит компьютер.

В-2.Уважаемые члены клуба и зрители!

В-1. Знатоки должны ответить на 11 вопросов. За каждый правильный ответ знатокам дается 1 балл. В случае неправильного ответа балл переходит команде знающим, т.е. учителям.

В-2. 13 вопрос – вопрос от зрителей.

В-1.1 раз в ходе игры знатоки могут взять помощь зрителей.

В-2.Итак, мы начинаем игру! ГОНГ.

1 раунд

  • Вопрос от учителя русского языка.

Прослушайте начало одной сказки:

«Октябрь… Осень…

Однажды осенью около озера оказался огорченный обиженный Ослик. «Один, опять один», – охал он, – одиночество, опять одиночество…»

Придумывать такие сказки не так просто, как кажется на первый взгляд, ибо есть в них одна интересная особенность. Какая?

(Ответ: все слова начинаются на одну и ту же букву.)

  • Вопрос от учителя технологии.

Внимание! Чёрный ящик!

Это простейшее устройство, находящееся сейчас в черном ящике, действует по принципу рычага. Одно из древнейших найдено в Смоленске и изготовлено в X веке. Вспомните известную детскую загадку о пяти составляющих этого устройства и скажите, что в черном ящике?

(Ответ: ножницы.)

  • Вопрос от учителя литературы.

Во дворе музея на Бейкер-стрит находится ресторан

"У миссис Хадсон". Названия блюд в меню выдержаны в соответствии со спецификой музея, например, блюдо из помидоров и моркови "Союз рыжих", сосиски "Скандал в Богемии" и т.д. А как называются в этом меню разноцветные спагетти?

(Ответ: «пёстрая лента».)

  • Вопрос от учителя физкультуры

Есть только один вид спорта, в котором к победе надо пятиться задом. Когда-то он даже входил в программу Олимпийских игр. Как он называется?

(Ответ: перетягивание каната.)

  • Вопрос от учителя ОБЖ.

Аквалангист под водой потерял ориентацию. Внимание, вопрос! Как он может определить, где верх, а где низ?

(Ответ: бросить камень или пустить пузырьки воздуха.)

  • Вопрос от учителя истории

В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски – их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем весь брусок, то отрубали половину. Тоже деньги!

Внимание, вопрос! Как называлась отрубленная часть серебряного бруска?

(Ответ: рубль.)

  • Вопрос от учителя начальных классов.

В этом известном вам с детства произведении слово «за» повторяется 2, потом 3, потом 4, потом 5, потом 6 раз. А что это за произведение?

(Ответ: «Репка».)

  • Вопрос от учителя химии.

Внимание! Чёрный ящик!

В Древнем Египте красивыми считались жирные волосы, поэтому египтяне обильно смазывали их жиром. В дни похорон принято было посыпать голову пеплом. Однажды во время похорон пошел дождь, и в этот момент, как гласит предание, люди изобрели нечто, что сыграло значительную роль в жизни человечества. Что лежит в черном ящике?

(Ответ: мыло)

  • Вопрос от учителя географии

В Лапландии существует поверье, что это явление вызывает лиса, бегающая по снежным шапкам гор и высекающая искры своим хвостом. Современная наука доказала, что это явление возникает из-за столкновения солнечного ветра с атмосферой Земли. Назовите это явление двумя словами, начинающимися на одну и ту же букву.

(Ответ: северное сияние.)

  • Вопрос от учителя биологии

Грифовая черепаха, живущая в водоемах юга Северной Америки, с этой целью часто высовывает изо рта свой длинный тонкий язык. А каких животных обычно использует с той же целью человек?

(Ответ: червяков, рыбу подманивать.)

  • Вопрос от учителя физики.

В чёрном ящике находится прибор, который стал известен в Европе в XII веке. Считалось, что он был изобретён китайцами 4500 лет назад. Сейчас эта версия признана ошибочной. Основу прибора составляет магнитная стрелка. Что в чёрном ящике?

(Ответ: компас.)

  • Вопрос от учителя математики

Её название происходит от двух латинских слов, означающих «двойной» и «разрезание, рассечение». О чём идет речь?

(Ответ: о биссектрисе.

(bi - «двойное», и sectio - «разрезание»))

Дополнительные вопросы:

Русский язык В.И. Даль указывает, что прохиндей - это мошенник, который врет, что ездил в некую страну и там постиг всяческие тайны. Назовите эту страну.

Ответ: Индия.

Химия Считалось, что этот драгоценный камень нельзя уничтожить, и что скорее наковальня уйдет в землю, чем молот разобьет его. Назовите этот драгоценный камень.

Ответ: Алмаз.

Биология Мало кто знает, что дикобраз – одно из самых непотопляемых животных, причём утонуть он не сможет даже в том случае, если захочет это сделать. А виной этому его длинные иглы, внутри которых находится… а что находится внутри игл дикобраза?

Ответ: воздух

Корова и кресло, курица и циркуль, штатив и рояль. Что общего у каждой пары?

Ответ: количество ног.

МХК Черный ящик Китайский мудрец Сюй Цзэшу писал, что этим можно заниматься, когда ты празден, когда слушаешь скучные стихи, когда музыка умолкает, когда живешь в уединении, когда беседуешь поздно ночью, когда принимаешь у себя ученого мужа или воспитанных певичек, в хорошую погоду, в жаркий день, в сумерки. Все вы наверняка этим занимаетесь, и большинство - регулярно. А что для этого нужно?

Ответ: Чай и чашки. Это чаепитие.

От медработников Доктор медицинских наук профессор Змановский, пытаясь выделить главные компоненты здоровья современного человека и найти соотношения между ними, вывел "формулу здоровья". Приведем ее, опуская некоторые детали: З (здоровье) равняется: в числителе - Д (двигательная активность), Т (термозакаливание), П (рациональное питание), а в знаменателе стоят буквы Б, К, А. Этими буквами обозначены факторы, отрицательно влияющие на уровень здоровья. Расшифруйте их (или хотя два из них).

Ответ: Болезни, Курение, Алкоголизм.

География В тундре значительная часть круговорота веществ в природе происходит благодаря им: ежегодно с каждых 100 га "улетает" 32 кг углерода, 16 кг азота, 9 кг фосфора, 6 кг кальция. А кто стал самой известной женой одного из них?

Ответ: Муха-цокотуха.

Комментарий: Речь идет о комарах.

В-1. Итак, наша игра закончена. Победили сильнейшие. За участие в игре команда награждается сертификатами и призами.

В-2. Пускай сулят надежду дни,

Приносят радость вечера,

И пусть же вас ведут они

Дорогой света и добра!

В-1. Всего вам доброго, до свидания!