Игры и конкурсы на природе для детей и взрослых. Конкурсы для детей на природе летом

Активный отдых на свежем воздухе — отличная альтернатива гаджетам. Живое общение, навыки взаимодействия со сверстниками — это то, чему полезно научиться в любом возрасте. Вспомним игры, в которые можно поиграть во дворе, те, что знакомы не одному поколению ребятишек. Дорогие взрослые, проявите инициативу! Вспомните, во что вы играли в детстве и расскажите об этом своим детям. Игры — как сказки, их нужно передавать из поколения в поколение.

polzavred.ru

Во дворе, в лагере, в походе, на даче — везде, где соберется компания ребятишек, можно организовать командные или коллективные игры: спокойные или очень активные, на траве или в беседке, с атрибутами и без. Делимся БОЛЬШИМ списком игр для детей на улице, в которые можно поиграть летом. Мы выбрали САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ, которые прошли проверку не одним поколением ребятни и по прежнему не потеряли актуальность. Уверены, вы сможете продолжить этот список — и у ваших детей хватит развлечений на все лето!

1. Колечко-колечко

www.kis-brys.ru

Выбирается ведущий, все остальные садятся напротив него. В качестве «колечка» нужно найти мелкий предмет: пуговку, камешек, кольцо и т.п. Игроки складывают ладошки «лодочкой». «Колечко» прячется в «лодочке» ведущего и он проводит руками по слегка приоткрытым «лодочкам» игроков, незаметно подбрасывая колечко одному из них. Главное, делать все очень профессионально, по-актерски, чтобы никто из сидящих не догадался в какой именно момент «колечко» из рук ведущего перекочевало в ладошки счастливца-игрока. Тот, у кого оказалось колечко, тоже должен сохранять интригу… После того, как все игроки пройдут процедуру, ведущий произносит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко». В этот момент тот, у кого действительно оказалось «колечко», должен быстро встать и выбежать вперед, чтобы остальные не успели его поймать. Если у него получилось, он становится новым ведущим.

Теплые детские воспоминания об этой популярной игре уводят во времена, когда колечки на пальцах у девочек были большой редкостью, подержать в руках чужое колечко — это уже само по себе клево! В эту простую игру можно играть как с малышами, так и с детками школьного возраста, она практически универсальна как для мальчиков, так и для девочек. В качестве «колечка» может быть использована и маленькая машинка, раз на то пошло.

2. Калим-бам-ба

Все играющие делятся на две команды. Игроки каждой команды берутся за руки и становятся цепью лицом к соперникам на расстоянии 10-12 метров. Команды начинают выкрикивать по очереди такие слова:
— Калим-бам-ба!
— На что слуга?
— Пошить рукава!
— На какие номера?
— На пятые-десятые, нам Машу (Олю, Таню, Свету, Сашу, Андрюху…) сюда!

Тот, чье имя назвали, бежит на команду соперников и пытается расцепить руки противников. Если у него получится, он может забрать в свою команду любого из двух ребят, которые расцепили руки, как правило того, кто сильнее. Если разорвать цепь не получилось, то он уходит в команду соперников. Играют до тех пор, пока в одной из команд останется один или два человека (как условятся).

Аналог этой игры — «Цепи». Диалог может быть таким:
— Цепи-цепи кованы, разорвите нас!
— Кто из нас?

Возможно, вспомните как «Али-Баба, пришей рукава»:
— Али-Баба!
— Зачем слуга?
— Пришить рукава!
— На какие бока?
… и.т.д.

Обязательно научите детей играть в эту игру. Она учит стоять друг за друга, действовать сплоченно.

3. Возвращалки

Для игры понадобится свисток. По просьбе ведущего дети строятся в шеренгу. По сигналу игроки разбегаются в разные стороны в пределах оговоренной территории, бегают по поляне, танцуют, принимают различные позы. По свистку, игроки должны вернуться на прежнее место и снова встать в шеренгу. Можно, например, сосчитать до трех: кто не успел — выбывает. Игру повторяют 3 раза.

Идея хороша для воспитателей лагерей, когда нужно быстро организовать детей, собрать их всех вместе.

4. Лягушка

Игроки становятся напротив стены (обычно это торцевая стена дома, где нет окон и дверей) друг за дружкой (в колонну). На стене рисуется мелом отметка. Обычно начинают с 1-1, 5 метров.

Нужно бросить мяч выше этой линии и пока он с отскока летит назад, успеть перепрыгнуть через него. Мяч должен удариться о землю и пройти между ног игрока. Если получилось, игрок переходит в конец очереди. Если во время прыжка мяч задели ногами или не смогли перепрыгнуть через него, игрок уходит в конец очереди, получив одну букву из слова «лягушка». Когда все прыгнут по одному разу, отметка ставится выше, прыжки начинаются заново. Игра продолжается, пока кто-то из игроков не соберет слово «л-я-г-у-ш-к-а» целиком.

Если честно, в нашем детстве все называли своими именами — «козел». Возможно, именно под этим кодовым словом в вашей памяти всплывет эта игра и истерика бабушки-соседки, которой сутки напролет стучали мячом в стену неугомонные дворовые ребятишки.

Еще один вариант этой игры (упрощенный) подойдет детям помладше. Принцип тот же, с той лишь разницей, что тот, кто не смог перепрыгнуть через мяч, становится у стены. Со временем таких «штрафников» наберется немало. Их задача — попытаться словить мяч, пока он не ударился о стену. Если получилось, «штрафник» становится в строй и продолжает игру, а тот, кто в этот момент бросал мяч, занимает его место у стенки. Игра заканчивается, когда все, кроме одного (победителя) окажутся у стенки.

5. Море волнуется раз…

pln-pskov.ru

Ведущий поворачивается спиной к игрокам и произносит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!» Остальные в это время хаотично двигаются и изображают руками движение волн. На слове «Замри!» все дети застывают в задуманных позах. Ведущий оборачивается, подходит к любому из играющих и дотрагивается до него со словами «Отомри!». Выбранный игрок должен показать задуманную фигуру в движении так, чтобы ее можно было угадать. Если ведущий угадывает фигуру, он подходит к следующему игроку и продолжает угадывать. Тот, чья фигура не будет разгадана, становится новым ведущим.

Кстати, фигуры вовсе не обязательно должны быть морскими, выбирайте и озвучивайте любую тему до начала игры.

6. Хищники и Травоядные

Среди игроков выбирается хищник: по желанию или по жребию. Остальные — травоядные. Хищник чертит большой круг (около 2-2,5 м диаметром). В процессе игры ему нужно поймать как можно больше травоядных и посадить их в свое логово — в круг. Выйти из круга пленники могут только в одном случае — если кто-то из травоядных, гуляющих на воле, дотронется рукой до вытянутой руки пойманного. Задача хищника непроста: ему нужно не только ловить новых травоядных, но и не позволять «свободным» освобождать уже схваченных. Игра заканчивается, когда в круге окажутся все травоядные, либо все будут на свободе.

7. Казаки-Разбойники

Участники делятся на 2 команды и оговаривают территорию для игры. Разбойники втайне от Казаков придумывают слово-пароль. В процессе игры Казаки должны попытаться выведать это тайное слово.

Игра начинается с того, что казаки отворачиваются и закрывают глаза. В это время Разбойники должны убежать и где-нибудь спрятаться в укромном месте. Убегая, Разбойники рисуют на дороге, бордюрах или деревьях стрелки, указывающие точное направление их движения, иногда ставят стрелки в разные стороны, чтобы запутать следы.

Пока Разбойники убегают и прячутся, Казаки очерчивают мелом небольшой участок — тюрьму. Через 10-15 минут Казаки отправляются на поиски Разбойников. Казак, поймавший Разбойника, ведет его в тюрьму и пытается шуточными методами в виде щекотки узнать пароль. Разбойники, которых не поймали, могут нападать на тюрьму, чтобы освободить захваченного члена команды. Казаки выиграют, если выведают секретное слово Разбойников или поймают их всех.

Эх, Детство! С этой игрой мы знали все «нычки» в окрестностях и в радиусе, дозволенном для освоения мамой. Одна из самых любимых игр, причем не надоедала никогда!

8. Прятки

годкультуры.рф

Назначается ведущий, оговаривается место, где игроки смогут «застукаться». Водящий отворачивается, закрывает глаза и считает до … (как договоритесь). Остальные в это время прячутся. Досчитав, вода отправляется на поиски. Если кого-то нашел, бежит к условленному месту и «застукивает» его: «Стуки-стуки за…» (назвать имя). Тот, кого нашли, может попытаться обогнать воду и «застукаться» сам за себя. В таком случае пойманным он не считается. Игра заканчивается, когда все застуканы. Новым ведущим становится тот, кого «застукали» самым первым.

Игра хороша тем, что участвовать могут даже малыши. При желании, можно играть и в помещении.

rostovmama.ru

Усложненный вариант — «Двенадцать палочек». Нужна дощечка и 12 палочек. Дощечку кладут на камень, чтобы получились качели. На один конец выкладывают 12 палочек, а по второму кто-то из игроков ударяет ногой, чтобы палочки разлетелись. Пока вода собирает палочки, все прячутся. Дальше — по правилам обычных пряток, только «застукиваться» нужно с палочкой в руках о дощечку.

9. Пионербол

22-91.ru

Мяч, поле с сеткой или высокой перекладиной посредине и 2 команды с равным количеством игроков (оптимально 6-7 человек). Игроки занимают позиции на игровом поле по обе стороны от сетки. Игра начинается с подачи мяча. Подача выполняется с угла поля. Главное — бросить достаточно сильно, чтобы мяч перелетел через сетку на сторону противника. Не застрял в сетке, не упал на своей половине, не улетел за линию, а именно попал на поле на стороне противника. Дальше — как повезет. Если соперники не отобьют, очко и право следующей подачи снова за вами. Если мяч зацепился за сетку, очко проигрыша получает подающая команда. Если к мячу прикоснулись или уронили на своей половине поля, то засчитывается очко проигрыша.

Участник или члены другой команды должны ловить мяч и перебрасывать его обратно через сетку. Разрешается с мячом в руках сделать не больше 3-х шагов по полю. Мяч, вылетевший за пределы поля противника, к которому в полете не прикоснулись, позволяет сделать подачу противнику. Игра длится до 15 голов.

В отличие от волейбола, вариант попроще, под силу тем, кто помладше и послабее.

Интересным в пионерболе были и передвижения по площадке команд — то есть - после каждого заработанного командой очка игроки команды непременно менялись местами, передвижение шло по часовой стрелке, и таким образом менялся и подающий. Всю команду заботило главное — чтобы каждый в ней умел подавать, ну и ловить, конечно.

Игра в пионербол, как правило, идет до 25 очков, причем очки начисляются команде и если мяч, после подачи соперника попал за пределы игровой зоны, при этом, не задел игроков принимающей команды. Если же это случалось — очко получал соперник.

10. Съедобное-несъедобное

Мяч и чувство юмора — вот что нужно для этой игры. Ведущий кидает игроку мяч и называет что-либо съедобное или несъедобное. Задача игрока, ловить мяч только на съедобном, а несъедобное отбрасывать. Если игрок поймал несъедобное, он сам занимает место ведущего. Порой получается очень смешно.

11. Классики

www.7ya.ru

На асфальте мелом рисуются клеточки с цифрами либо улитка. Игрок должен бросить камушек (биту) на цифру 1, прыгнуть одной ногой на клетку с камушком, наклониться, поднять камень и затем продолжить перепрыгивать все цифры до конца. Важно не потерять равновесие, не наступить ногой на линию. Другой делает то же самое. Далее камушек кидается снова первый игрок, на этот раз на цифру 2. Теперь игроку необходимо сразу перепрыгнуть со старта на клетку с этой цифрой. Так продолжается со всеми прописанными цифрами. Если брошенный камушек или нога прыгающего попадают на линию, то необходимо пропустить ход и попробовать снова после соперника с того места, где ошибся. Побеждает тот, кто первым пройдет таким образом все цифры.

Традиционное поле для игры в классики состоит из 10 пронумерованных прямоугольников, расположенных в столбик, пары 3-4 и 6-7 чертятся рядом, чтобы можно было стать двумя ногами, полукруг с 9-10 — на выходе для разворота в обратную сторону. Это, пожалуй, самый известный вариант, но есть и другие.

www.7ya.ru

Разновидность класскиков, известная не всем, — «Классики-имена».

Рисуется поле. Первый игрок прыгает вперед и назад на одной ноге, наступая в каждый прямоугольник. Если он проделает это без ошибок, то может на любом прямоугольнике написать свое имя. Если он ошибется, приходит очередь другого игрока. Смысл в том, что нужно перепрыгивать прямоугольники, названные именем других игроков, но на свой (где написано свое имя) можно вставать двумя ногами. Игра продолжается и тогда, когда заняты все прямоугольники, но теперь, если кто-то ошибется, он выходит из игры. Игра заканчивается, когда остается один игрок — победитель.

12. Я знаю пять…

Игра учит выполнять несколько задач одновременно, концентрировать внимание. Нужно ударять мячом о землю со словами: «Я знаю пять…». После этого назвать пять имен мальчиков, девочек, названий городов, цветов, стран, планет. Если игрок не может придумать слово, он уступает мяч следующему.

13. Тише едешь — дальше будешь

rostovmama.ru

Чертят линии старта и финиша. Все участники стоят на старте, водящий – спиной к ним на линии финиша. Водящий говорит: «Тише едешь, дальше будешь, стоп!», можно в любом темпе. Пока он говорит, участники стараются добежать до него. После слова «стоп», все замирают и не шевелятся. Если шевельнулся – выбываешь. Задача участников добежать до водящего и дотронуться до него, пока он не сказал «стоп».

14. Кис-кис-мяу

rostovmama.ru

Вперед выходят два человека и становятся спиной друг к другу, остальные игроки садятся в одну линию. Тот, кто стоит лицом ко всем (водящий), показывает на одного из участников и спрашивает: «Кис?» Если игрок, стоящий спиной, ответит «Брысь!», водящий продолжает выбирать. Когда игрок скажет «Мяу!», тот, на кого упал выбор ждет «вердикта» — какое задание предстоит выполнить. Водящий спрашивает у того, кто стоит к нему спиной: «Какой цвет?» Игрок называет цвет и поворачивается лицом к остальным, чтобы выполнить задание с тем участником, кого он выбрал.

Каждый цвет предполагает выполнение определенных действий (заранее договариваются каких). Например, белый — двое должны вместе уйти в подъезд и пробыть там 5 минут. Что они там делают — история всякий раз умалчивает. Зеленый — три вопроса, отвечать на которые можно только «да». Обычно вопросы каверзные, вроде: «Ты его любишь?» Красный — поцелуй в губы, розовый — то же самое, но в щечку, синий — поцеловать руку. Желтый — три вопроса наедине. Оранжевый — пройтись под ручку, желательно мимо взрослых. Фиолетовый — наступить на ногу и т.п.

На самом деле, игра очень хорошая, популярна в подростковом возрасте, когда важно научиться налаживать отношения с противоположным полом.

15. Я садовником родился

Игроки выбирают себе название цветка и произносят его вслух. Водящий, он же «садовник», произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме…» И называет название цветка одного из игроков. Участник, чей цветок назвали, должен откликнуться. Если кто-то замешкался и не отреагировал, перепутал название цветов, он должен отдать фант (любую свою вещь).

В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание: попрыгать на одной ноге, спеть, поприседать, рассказать стихотворение и т.д. Игрок забирает свою вещь только после того, как выполнит задание «садовника».

16. Светофор

Считалочкой выбирается «светофор» — водящий. На дороге чертят две линии на расстоянии приблизительно 30 м одна от другой. Игроки становятся в ряд за одной линией, а «светофор» — посреди дороги, спиной к остальным. «Светофор» называет любой цвет и поворачивается лицом к остальным. Дети должны найти на себе (на одежде, обуви, головных уборах) названый цвет. Если нашли, то, держась за него рукой, можно спокойно переходить дорогу. Если такого цвета на себе не нашлось, придется быстро перебежать на другую, чтобы «светофор» не дотронулся до «нарушителя». За границы дороги выбегать нельзя. Тот, кого поймали, сам становился «светофором».

Еще один вариант этой игры — «Песенный светофор». Разница в том, что «светофор» называет не цвет, а любую букву. Игроки должны вспомнить и напеть строчки из песни, которые начинаются на названную букву.

17. Штендер, стоп!

Возможно, кто-то из взрослых вспомнит эту игру как «Поехали-поехали», «Верблюд».

Правила просты. Игроки становятся в линию, а ведущий — спиной к ним и чуть впереди. По сигналу все разбегаются. Ведущий выкрикивает: «Штендер, стоп!», все замирают. Водящий окрикивает одного игрока, но сам не поворачивается, т.е. он не видит, на коком расстоянии от него этот игрок. Затем объявляет, сколько нужно шагов определенного типа, чтобы он смог дойти до этого игрока.

chelovechki.net

Водящий поворачивается и пытается добраться до названного игрока, используя объявленную комбинацию шагов. Двигаться можно только по прямой. Сделав все шаги, он пытается дотронуться до игрока. Если получается, водящий и игрок меняются ролями. Если нет, то вся процедура повторяется сначала.

18. Резиночки

Любимая игра девочек всех времен и народов. Эх, были времена, когда каждая девочка носила пару метров резинки в кармане, и не важно, что вытянутую из папиных семейных трусов).

Около 2-2, 5 метров бельевой резинки связывались узлом в кольцо. Двое растягивали резинку, надев на ноги, третья — прыгала, выполняя различные комбинации. Если ошибалась — менялись местами. Если выполняла — уровень усложнялся и там вся комбинация повторялась. И так до самого сложного уровня, который назывался «по шейку» - резинка держалась на шеях. Был еще уровень «на ушах», но до него мало кто доходил.)

Комбинаций прыжков была разными: «широкие» - когда две ноги держащих в резиночке; «узенькие» - резиночка у держащих только на одной ножке; по три-два-одному прыжку.

chelovechki.net

Дворовые игры — это то, что должно передаваться по наследству. Не стоит лишать наших детей Двора, привязав к себе ради безопасности и изоляции от плохого влияния сверстников. Чтобы этого самого «плохого влияния» не было, нужно научить детей общаться в реале, а не в чате любимой «стрелялки». Столько хороших веселых игр может вспомнить прошлое поколение, так пусть же о них узнают и наши дети! Игрового вам лета, наши Непоседы!

Уважаемые читатели! Рассказывайте в комментариях, в какие дворовые игры играют ваши дети, во что играли вы сами в детстве. Давайте пополнять игровую копилку сайт, чтобы досуг наших детей был полезным, познавательным и разнообразным. Ждем комментариев, с удовольствием разделим ностальгию по играм нашего детства.

Игры в походе на природе для школьников

Костырина Галина Владимировна, педагог дополнительного образования МБОУ Центра детского творчества п. Карагайлинский.
Назначение: Данная разработка может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования, родителям.
Лето время активного отдыха, загородных прогулок, походов, пикников. Прогулки на свежем воздухе очень полезны, особенно для растущего детского организма. Чем больше времени ребенок проводит вне помещения, тем лучше, особенно если дети регулярно выезжают со своей семьей или коллективом на природу.
Часто взрослые не знают чем занять детей во время отдыха на природе, поэтому собираясь на пикник, стоит заранее продумать, чем занять детвору. Предлагаю вам несколько вариантов веселых и активных подвижных игр на природе для детей. Дайте им возможность побегать, пошуметь и повеселиться в свое удовольствие!

Цель: Организовать всестороннее социально-коммуникативное и физическое развитие ребенка; развитие смекалки, восприятия и понимания мира природы посредством игры.
Задачи:
Расширять представления и знания детей о природе.
Умение вести себя правильно в общении с природой.
Развивать эмоциональную сферу детей посредством художественного и звукового восприятия природы.
Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.
«Чей прыжок дальше?»
Соревнование проводится между командами (от 2х и более человек).
Задание: первый член команды прыгает в длину с места от намеченной линии, на его следы становится следующий игрок и прыгает дальше и т.д. Выигрывает команда, длина коллективного прыжка которой больше.


«Кто быстрей?»
Дети распределяются на две команды (от 2х и более человек). Для каждой команды выбирается, какой либо отличительный знак. (Ленты разного цвета, фантики от конфет, пробки от бутылок и т.п.)
По всему маршруту вперемешку размещаются опознавательные знаки каждой команды (на деревьях, кустах, на камнях и т.п.)
Задание: как можно быстрее прийти в установленное место, к финишу собрав свои отличительные знаки. Побеждает та команда, которая соберет больше знаков и придет первая к финишу.
«Самый наблюдательный»
Взрослый прячет какой-либо предмет (флажок, бейсболку, пакет с чипсами, и т.п.) в лесу на ограниченном, хорошо просматриваемом участке. Называет один-два признака, указывающих на его местонахождение (раздвоенная береза, пенёк, и т.п.)
Задание: по названным признакам найти спрятанный предмет.
Тот, кто первым нашел предмет, присваивается звание «Лучший следопыт».


«Перебежки»
По компасу определяются стороны света и обозначаются по краям поляны яркими предметами (кепкой косынкой, мячом, футболкой и т.п.)
Задание: дети собираются в центре поляны и по сигналу «Восток», «Юг» и т.д. игроки должны как можно быстрее достичь обозначенного места. Игрок, который ошибся, выбывает из игры.
Игра длится до тех пор, пока не останется два самых быстрых и внимательных.
«Не сверни»
Дети распределяются на две команды (от 2х и более человек). Каждой команде даются два кодовых слова обозначающих «правильно идешь»-синее, «неправильно идешь»-красное. Команды размещаются на противоположных краях поляны.
Задание: каждый участник поочередно с завязанными глазами переходит на сторону противника. Команда направляет его кодовыми словами.
Выигрывает та команда, которая быстрее и безошибочно доберется до места.
«Следопыты»
Двое игроков удаляются под наблюдением взрослого, вглубь леса, оставляя за собой заранее оговоренные мелкие предметы (кубики, пробки, шишки, ленточки и т.п.), с помощью взрослых там они маскируются.
Задание: оставшимся на поляне детям нужно найти спрятавшихся товарищей.
«Найди и запомни»
На маршруте длиной 200 метров на одинаковом расстоянии располагаются 7-9 предметных картинок (книга, мяч, животные, растения и т.п.)
Задание: участники игры стартуют по одному с интервалом в 3 минуты.
Выигрывает тот, кто преодолеет трассу в кратчайший промежуток времени и назовет все предметы, изображенные на картинках.
Желаю Вам приятного и веселого времяпрепровождения!

Молодые родители часто задумываются, что было бы неплохо свозить ребенка на природу, море. Все понимают, дышать свежим лесным или морским воздухом полезно. В целях оздоровления, поддержания иммунитета отдых за пределами городских условий рекомендуется многими педиатрами. Да и многим родителям важно для психологического равновесия сменить привычные пейзажи на лесные, полевые, морские. Но при пользе и радости от предстоящего отдыха возникает множество вопросов, связанных с организацией развлечения, питания и режима дня.

Чем занять малыша на отдыхе, как обеспечить его безопасность, наверное, самые сложные из вопросов, которые появляются в голове мамы при подготовке. Если взрослые прекрасно могут проводить долгое время просто наслаждаясь окружающим видом, нежиться в лучах солнца, общаться, то детям такое времяпровождение довольно быстро надоедает, настает момент, когда приходится придумать, чем занять свое чадо, чтобы отдых был интересным и полезным.

Чтобы помочь вам в этом вопросе мы подготовили подборку простых и увлекательных занятий для детей разного возраста и памятку, в которой написаны нюансы безопасности и их желательно учитывать еще до отправления в дорогу.

Чем занять ребенка на природе

Отдых у костра, на берегу реки или в лесу с шашлыком и жареной картошкой – популярный вид развлечения, к которому часто прибегают многие в теплое время года. Убегая из города на лоно природы, люди хотят расслабиться, насладиться прекрасными видами и отдохнуть в хорошей компании. Семьи с маленькими детьми − не исключение. Детям полезно знакомиться с внешним миром не только на картинках, но и в живую, рассматривая травку, камушки, деревья. Давая возможность своему чаду наслаждаться чистым воздухом, свободно бегать, кричать и изучать новые для него предметы, взрослые создают условия для развития физических навыков, любознательности и других важных для малыша качеств. Основой для качественного отдыха на природе становится умение найти полезное и интересное занятие.

Занятия и игры для детей 1–3 года

Отправляясь на природу с маленькими детьми, желательно подготовиться. Взять некоторые предметы для развлечений, подумать, где малыш сможет поспать (не забудьте москитную сетку, чтобы защитить спящего кроху от насекомых). Неплохо подумать о соблюдении чистоты, смене подгузников, запасной одежде на случай смены погоды или непредвиденной ситуации.

Когда все основные вопросы разрешены, хорошо задуматься над развлечениями. Среди простых способов занять детей 1–3 лет:

  • Посмотри, что это . С детьми до 3-х лет хорошо проводить время, рассматривая окружающие предметы, слушая звуки природы, акцентируя внимание на красоте небольших объектов. Множество различных камушков, узоры на листиках, запах цветов увлечет маленького исследователя, а если вы будете рассказывать, какого цвета, формы предмет, называть его имя, то малыш получит больше информации, чем на самом плодотворном занятии дома. Кроме основных знаний, у него будут формироваться тактильные, звуковые, визуальные ощущения, которые невозможно передать в домашних условиях;
  • Копать и высыпать. Немного места среди вещей займет обычное ведерко с лопаткой, несколько формочек для песочницы. Дайте малышу покапать землю рядом с собой, пусть он посмотрит, чем она отличается от гладкого песка в песочнице, попробует насыпать горку, слепить с вашей помощью куличики, использовать привычные методы работы с сыпучим материалом. Земля отличается от песка своей текстурой, наполнением, влажностью, температурой. Такое занятие даст дополнительные тактильные знания. Если карапузу сложно самостоятельно накопать земли, помогите ему, снимите верхний слой дерна, взрыхлите и просмотрите на наличие нежелательных объектов;
  • Сокровища . Когда малютке надоест копаться в земле, предложите собирать в ведерко красивые камушки, листочки, шишки или другие предметы, которые он найдет. После возвращения, из них можно сделать поделку или аппликацию, напоминающую об отдыхе. Дети, которые уже знают цифры, могут считать собранный материал, сортировать его по размеру, количеству или другим предложенным признакам;
  • Рисунки на земле. Малыши до трех лет еще не очень умеют рисовать, но их фантазии уже хватает на создание прекрасных сюжетов из камушков, листочков и т. д. Пусть ваш маленький творец создаст свою картину из того обилия природных материалов, которые есть. Покажите, как из камней и нескольких палочек сделать человечка, солнышко, машинку. Обсудите с ним, что он сделал, поищите знакомые образы в окружающей местности, постарайтесь их передать при помощи подручных материалов. Такое занятие хорошо развивает мелкую моторику, воображение;
  • Мыльные пузыри. Развлечение не только для малышей, но и взрослых. Просто лопайте, догоняйте или пытайтесь поймать. Неплохо приобрести не обычные пузыри, а большие, из которых делаются огромные шары. Дайте возможность не только наблюдать, но и самому попробовать надуть пузырь, но будьте внимательны, чтобы малыш не выпил раствор. Бегая, прыгая, пытаясь словить мыльный пузырь, ребенок получит отличную физическую нагрузку, потренирует координацию, меткость;
  • Если на улице теплая летняя погода, а ваш отдых будет проходить вблизи водоема, то возьмите с собой надувной бассейн . Большинство детей с удовольствием плескаются и играют с водой. Дополнительно дайте мячик или шарик, предложить его покатать по воде, постройте кораблик из веточки и листочка, устройте морские приключения;
  • Детская палатка . Прекрасный вариант, когда в компании будет не один ребенок, а несколько. В такую палатку достаточно просто положить плед или несколько дорожных подушек и место для игр готово. Подскажите детям играть в догонялки, прятки вокруг сооружения. Если дети еще слишком маленькие для самостоятельных игр, то удобно читать в палатке книги, проводить постановки из кукол, сделанных из цветов и веточек;
  • Мяч. С ребенком до 3-х лет хорошо просто кидать друг другу, пинать или устроить небольшие ворота из веток. Отдых на природе позволяет малышу почувствовать свободу, покричать вволю, не бояться что-то разбить или повредить;
  • Догонялки, салочки или другие подвижные игры, в которые вы играете дома или на детской площадке подходят и для природы. Проследите, чтобы малыш был одет в удобную обувь и одежду, позволяющую ему свободно передвигаться. Если вы едете в компании, то поинтересуйтесь у друзей, какие у них были любимые игры в детстве, подходящие по возрасту для крохи – прекрасный вариант узнать новое занятие.

Отдых на природе с детьми до 3-х лет − полезное и интересное мероприятие, но к нему стоит подготовиться. Не забудьте взять с собой горшок или памперсы. Малыши на свежем воздухе лучше едят, поэтому запаситесь необходимым количеством еды. На время сна найдите тихое место и обязательно защитите кроху от солнца и насекомых. А используя предложенные занятия с ребенком, сможете легко развлечь его в любом месте.

Задания и игры для детей 3–6 лет

Отдых на природе с малышом старше трех лет – выездное занятие для познания мира, прекрасный способ развить новые навыки, закрепить знания о природе, подышать свежим воздухом. Освоившие речь маленькие исследователи, с большим удовольствием изучают новые для них вещи, затрачивают больше времени на исследование непривычных предметов. Полезных и интересных вариантов развлечений на природе множество. Вот некоторые примеры занятий:

  • С детьми старше 3-х лет хорошо вначале ознакомиться с окружающей природой , пофантазировать и предложить увидеть знакомые образы. Дайте крохе время на изучение нового для него пространства под вашим контролем. Помогите найти знакомые предметы, назовите новые, расскажите о них;
  • Бадминтон, мяч, скакалка, резиночки и другие интересные активные игры. Если в компании будут дети, то эти игрушки могут занять их на очень долгое время. При отсутствии компаньонов сверстников поиграйте сами. Привлеките ваших спутников, пусть они вспомнят свое детство и покажут, на что способны в простых, но очень интересных занятиях;
  • Бассейн. Дети старше 3-х лет с удовольствием играют с водой. Предложите им водные пистолеты, мяч и различные фигурки из подручных материалов. Не оставляйте их одних;
  • Игры с мячом. В зависимости от знаний малыша, поиграйте в «Съедобное — несъедобное», «Я знаю 5…» и другие игры из вашего детства. Чадам, знающим цифры, предложите карты «Уно» или по возрасту;
  • Догонялки и салки . Координация движений у 3–6-летних детей уже довольно хорошая, поэтому поиграйте в подвижные игры на определенной территории. Для создания соревновательного момента установите дополнительные правила, ограничив по времени, территории;
  • Коллекции и букеты . Выезд на природу хорошо использовать для сбора материала для поделок и аппликаций, начните собирать гербарий или коллекцию интересных камушков и других предметов разной формы и/или расцветки;
  • Складная мебель, палатки или удочки , если планируется рыбалка. Для малышей, которые с удовольствием играют в ролевые игры или интересуются взрослыми занятиями, удобно захватить игрушечный аналог взрослых вещей или потренировать способность сохранять тишину, предложив поймать рыбку. Дети − подражатели по своей натуре, поэтому дайте им возможность поиграть во взрослую жизнь;
  • Материалы для рисования . Любителям порисовать рекомендуют захватить необходимые принадлежности, а когда надоест классический вид, предложите разрисовать камушки и составить яркий коврик или рисунок из окрашенных камней;
  • Лупа и бинокль . Маленького исследователя обязательно заинтересует возможность изучить, как выглядит мельчайшая частичка листика, земли. Если на улице солнечный денек, то строго под вашим присмотром покажите, как при помощи лупы извлекается огонь, выжигается имя или рисунок. Предложив такое занятие, обязательно расскажите крохе о правилах безопасности и важности аккуратного обращения с огнем. Бинокль позволит развивать свое пространственное мышление, наглядно покажет разницу в понятиях далеко и близко, развлечет;
  • Воздушный змей . При отдыхе в ветреную погоду на довольно свободном пространстве, интересным занятием для детей становится возможность запускать воздушного змея. Основным правилом для такого развлечения является ваше умение это делать, если сомневаетесь в собственных знаниях, до поездки ознакомьтесь с техникой запуска.

Отдых на природе – прекрасный способ отвлечься от обыденной жизни и позволить ребенку узнать большое количество новой для него информации, потренировать его физические умения и дополнить арсенал новыми навыками. Отдыхая вместе с детьми в лесу, у водоема, можно получить большое количество положительных эмоций и помочь ребенку в его развитии. Если в компании будут дети, то в дополнении к знаниям малыш получит бесценный опыт коммуникации и, возможно, заведет новых друзей.

Летом мы стараемся отправить наших деток в гости к бабушке или на дачу - укреплять здоровье и дышать свежим воздухом. Но, чтобы это время принесло максимум пользы, неплохо бы прихватить с собой шпаргалку, где будут собраны игры, например, для праздника на природе или таки, которые дадут зарядку для их ума и направят детскую энергию в правильное русло. Близость к природе, дачные условия - создают благоприятную атмосферу для развития у малышей воображения и внимания, не упускайте этой возможности.

Близость к природе, дачные условия - создают благоприятную атмосферу для развития у малышей воображения и внимания, не упускайте этой возможности, уделяйте играм и занятиям со своим ребенком хотя бы немного времени. Особенно полезны игры для малышей, когда у себя на даче вы проводите детский праздник или к вам в гости пришли соседские ребятишки.

Предлагаем нашу коллекцию развивающих и подвижных игр, которые помогут развлечь детей летом, когда они вместе с родителями отдыхают на природе или даче.

1. Подвижная игра "Дачный паровозик".

Сюжет этой игры уместен в любом новом для собравшихся вместе детей пространстве - на даче, в гостях, в детском развлекательном центре или где-нибудь на природе, потому что эта игра позволяет в ненавязчивой форме познакомить малышню с новыми обстоятельствами и сориентировать их «на местности».

Ведущий как бы организовывает веселую экскурсию, предлагая ребятам стать вагончиками забавного паровозика. Конечно, «локомотивом» должен стать сам ведущий. Путешествовать лучше всего от одной «станции» к другой. На даче это могут быть «станции» «Малинник», «Теплица», «Завалинка», а вот в квартире - «Детская», «Лоджия» и так далее. Безусловно, на даче или где-то на природе каждая остановка должна быть прокомментирована: объясните детям, что такое завалинка или поленница. Также очень полезной будет беседа, например, о муравейнике, если вашему веселому «паровозику» посчастливиться остановиться у подобной «станции».

Кстати, свое путешествие не стесняйтесь «приправить» пением песен или декламацией стихов, благо, строчки «Мы едем, едем, едем в далекие края» известны всем. А чтобы поддержать «паровозную» тему, предлагаем такой стишок:

Слышу, слышу стук колес! Едет, едет паровоз!

Паровозик дачный! День у нас удачный!

Много станций на пути! На какой же нам сойти?

Между прочим, не бойтесь через пару «станций» на свое место «локомотива» поставить кого-нибудь из детей - малышня быстро подхватит принцип игры и получит дополнительную мотивацию. Есть смысл менять изображающего «локомотив» после каждой остановки. Главное, вовремя закончить путешествие, чтобы ребятам не наскучило. В противном случае дети начнут баловаться. Завершите веселую «поездку» где-нибудь рядом с угощениями или игровыми приспособами - качелью, бассейном или песочницей.Такая увлечет детей и направит их энергию в нужное русло.

2. Развивающая игра для детей "Чудо-ваза своими руками".

Подобным рукоделием вполне возможно заниматься и с совсем маленькими детьми и с ребятами постарше. Для этого запаситесь стеклянными бутылочками или баночками необычной формы. Тщательно обмажьте их пластилином. Кстати, дети постарше могут выполнить этот этап самостоятельно. Заранее приготовьте разнообразную крупу, фигурные макароны, арбузные и тыквенные семечки, фасоль и самые разные виды скорлупы (от грецких орехов, от фисташек или фундука).

Задание состоит в том, чтобы, используя эти материалы, украсить стеклянную посудину. Вариантов здесь множество: можно выкладывать разные орнаменты по краю горлышка и у основания бутылочки, сформировать крупный узор в центре, выложить крупу разного цвета в шахматном порядке и так далее. Будет здорово, если после экспериментов ваш ребенок придумает что-нибудь свое, а именно так и будет, ведь каждый из них обладает поистине неисчерпаемой фантазией.

3. Творческое занятие "Живой" пластилин.

Эта игра тоже подойдет, чтобы развлечь детей на даче или в летне-осенний период и позаниматься с ними вместе творчеством, для нее потребуются цветки, лепестки, листики и пушистые метелки разных растений и т.п.

Предварительно нужно приготовить небольшие листы картона разной конфигурации, обмазать их пластилином. Из собранного цветочного материала предлагается выложить на пластилиновых заготовках декоративные панно. Здесь, также как и в случае с чудо-вазами, существует огромное пространство для творчества и фантазии детей. Причем, это занятие будет под силу и совсем малышам, и вполне взрослым ученикам начальной школы.

Полученные навыки затем можно применить для изготовления милого подарка кому-нибудь из близких, например, доверить малышу изготовить подарок бабушке, взявшись за изготовление целой композиции.

4. Познавательная игра для летнего отдыха "Птички-невелички".

Маленькому ребенку интересно буквально все, поэтому, чем необычнее ему покажется предложенная игра, тем лучше. Так что предложите вашему малышу немного «полетать».

Полетать можно следующим образом: покажите ему сами, как машет крылышками и чирикает какая-нибудь маленькая птичка, например, воробышек. А потом - как размашисто машет крыльями огромный орел. Очень ярким образом для подражания, конечно, может стать ворона, домашняя птица курица и даже уточка, чья походка вразвалочку очень повеселит кроху. Попросите ребенка повторить вместе с вами.Старайтесь не упускать возможности и устраивайте детям тематические небольшие праздники, тем более подходящие есть в самом календаре (например, - весной или Иван Купала - летом).

Может быть, ему будет интересно, как летает самолет? Вот только придется объяснить, что это совсем не птичка, а мощная машина с двигателями. Но и это знание совершенно не будет лишним.

5. Познавательная игра "Юные огородники" .

Чтобы ваш малыш точно знал, как растет морковка - хвостиком вверх или вниз - не запрещайте ему вместе с вами копаться в огороде. Приобретите для этого малышковые грабельки, лопатку и лейку. Это будет весьма педагогично с вашей стороны, ведь ребенок все равно будет рваться помогать вам на даче, и лучше, если вы организуете это грамотно.

Обязательно разрешите ему что-либо покопать или вместе с вами окучить кустик картошки. Поверьте, через пять минут ребенок устанет и переключится на другое занятие, а вы сэкономите нервы и время. Кстати, для смены занятий придумайте ему что-нибудь полегче, например, поливку цветов или сбор созревших огурчиков. Конечно, толку от такой помощи будет мало, однако ни в коем случае не переделывайте работу малыша у него же на глазах! Этим вы доставите ребенку колоссальное разочарование. Наоборот, обязательно похвалите его за удачные действия и мягко укажите на «недоработки», пообещав, что в следующий раз вы вместе справитесь с подобными трудностями.

5. Познавательная игра "Купание цветов".

Самые лучшие условия для этой игры - дача и лето, поскольку для нее нужны самые настоящие цветы и овощи, растущие на грядках. «Купанием цветов» можно заниматься чуть ли не с полуторагодовалыми малышами, ведь именно в это время они начинают познавать мир.

Вручите своему крохе игрушечную лейку и покажите, как надо поливать цветы и грядки с овощами. Обязательно называйте то, что вы поливаете. Обращайтесь к цветам и овощам с ласковыми словами, здоровайтесь с ними, желайте им хорошего роста и солнечных дней. Будет просто здорово, если свои действия вы попутно снабдите прибаутками, стихами и подходящими к случаю загадками, например, про морковку (девица в темнице, а коса на улице). Можно быстренько рассказать сказку про репку. Проговорите и такой стишок:

Воду в лейку набираем

И цветочки искупаем.

Наши капельки летят,

Напоить цветы хотят.

А поскольку маленькие дети просто обожают возиться с водой, то разрешите своему ребенку немножко побрызгаться из лейки, сравнивая его с цветком.

Такая игра довольно познавательна для любого малыша. Возможно, купание цветов станет вашей каждодневной традицией, но это только на пользу, поскольку непосредственное общение с малышом очень сближает.

7. Игра для детского праздника "Зайцы и пугало".

Чтобы развлечь детей с помощью этой на природе - необходим участок свободной земли, на котором можно очертить круг диаметром от восьми до десяти метров. Внутрь круга - это будет «огород», укладывают в хаотичном порядке десять морковок (или предметов их заменяющих). В роли «пугала» сначала может выступить кто-то из взрослых, его задача поймать кого-нибудь из «зайцев», которые стремятся завладеть «морковками на его огороде».

Условия игры такие, по сигналу ведущего: «Гулять» - дети должны быстро забежать в круг и завладеть морковкой, кого «пугало» поймает за этим занятием или даже заденет, становится на его место. Ловить «зайцев» можно только на территории круга, за его пределами «застукивание» не засчитывается. Играть можно пока не надоест или пока не закончится «морковка».

8. Дачные истории.

Пока еще ваш ребенок верит в сказки и искренне ждет чуда - устройте ему небольшой сюрприз и разыграйте мини-представления. Это особенно хорошо получится на даче, где, используя саму нестандартную обстановку, можно придумывать каждый день целую уйму сказок и маленьких историй.

Например, можно развлечь детей так: посадите среди грядок плюшевого мишку и рядом положите еловую шишку. Разыграйте ребенка так, будто бы мишка плачет:

Миша, ты почему плачешь?

Шел я по лесу, а шишка прямо на дорожке лежала. Она отскочила и прямо мне в лоб!

Ой, мишенька, давай мы тебя пожалеем! - здесь можно предложить вашему малышу приложить ко лбу бедного мишки подорожник, погладить его, успокоить и даже позвать его пить чай со свежей малиной.

Подобные истории могут возникать на каждом шагу. Их содержание зависит от вашей выдумки и игрушечных героев, которые есть у вас под рукой. Обязательно используйте воду, которую на дачах копят в бочках, старых ваннах и почти сказочных кадушках. Пусть в этом случае действующими героями станет резиновая уточка со своим веселым выводком и даже коварный крокодил, который, например, спрятал детскую леечку, а она так нужна вашему малышу, ведь вы как раз собрались вместе идти поливать морковку!

Можно также обыграть историю про сороку-ворону, которая, как водится, кашу варила. Для этого соберите всех имеющихся игрушечных птичек, рассадите их на кусте смородины или облепихи и предложите ребенку покормить их из игрушечной посудки.

Подобным игровым способом вполне возможно будить ребенка по утрам или способствовать тому, чтобы он съел ложечку творога или чего-то еще не менее полезного, но не очень им любимого.

9. Игра на природе "Игрушки едут в гости".

Для начала этой игры позаботьтесь о том, чтобы среди ваших грядок и ягодных кустов поселились веселые обитатели - это может быть семейство серых зайчиков, белочка и ворчливый ежик. Потом, как бы между прочим, обратите внимание вашего ребенка, что его игрушки (находящиеся в доме) несколько заскучали. «Может быть, они хотят поехать в гости к своим знакомым, которые живут у нас на огороде?» - спросите вы. Конечно, хотят! Поэтому вместе со своим малышом вы усаживаете кого не лень в грузовички и тележки (если детей несколько, то каждому обязательно должно достаться свое транспортное средство) и едете в ваш садик-огородик.

Кстати, заранее продумайте, что игрушечные гости и хозяева будут делать при встрече: можно включить им музыку для танцев, а можно прямо на свежем воздухе накрыть стол. Очень веселое занятие - прятки: сначала прячутся дети, а игрушки (с помощью родителей их ищут), потом прячутся игрушки. Главное, что все в восторге.

10. Развивающая игра "Кем был? "

В теплый летний день приятно отдохнуть на природе. Конкурсы помогут провести досуг весело и интересно. Дети и взрослые с удовольствием поучаствуют в эстафетах и соревнованиях. Активные игры дадут возможность размяться физически и принесут положительные эмоции. Повседневная суета отступит на задний план и даст место веселью и радости.

    Игра «Суровый пионер»

    Участвуют все желающие. Для проведения игры понадобятся газеты, из которых игроки должны сделать себе пилотки, и маленькие пластиковые стаканчики, такого размера, чтобы их можно было поставить на голову и накрыть пилоткой.

    Выбирается один водящий. Он отходит. Игроки в это время наполняют один стаканчик водой, и кто-то прячет его под пилотку. Водящий возвращается и пытается понять, у кого на голове стакан. Он бьет сверху по пилотке выбранного игрока. Если угадывает, то участник со стаканчиком занимает место водящего. Если ошибается, снова отходит и дает игрокам возможность перепрятать стакан.

    Игра «Сардины»

    Участвуют все желающие. Принцип игры «Сардины» схож с прятками. Всем участникам закрывают глаза. Один игрок прячется. Подсматривать нельзя, иначе будет неинтересно. Затем все начинают искать спрятавшегося игрока. Тот, кто находит его, должен спрятаться вместе с ним, незаметно для других участников. Когда их находит еще кто-нибудь из игроков, то также присоединяется к ним в тайник. В итоге участники лежат в засаде, как сардины в банке. Последние два игрока ищут всю компанию. Тот, кто находит участников последним, становится водящим.

    Игра «Дяденька»

    Участвуют все желающие. Для проведения игры понадобится много пространства.

    Один игрок добровольно или методом жеребьевки объявляется «дяденькой». Он становится спиной к остальным участникам. Игроки отходят подальше. Далее они начинают продвигаться к водящему. С каждым шагом участники по очереди спрашивают: «Дяденька, какой сегодня день?». Водящий отвечает им смешными фразами. Когда он решает, что участники подошли достаточно близко, то говорит, что сегодня день охоты, и кидается ловить их. Пойманный игрок становится новым водящим.

    Активная игра-эстафета для веселой детской компании. Для ее проведения понадобятся 2 теннисных мяча. Нужно выбрать ровную местность, на которой 2 дерева растут на одной линии, и обозначить в отдалении линию старта.

    Все ребята разделяются на 2 отряда. Каждый из них получает по теннисному мячу. Команды выстраиваются в 2 шеренги перед стартовой линией. Первые участники зажимают мячик между коленями. После сигнала «старт» они начинают, как зайчики, скакать до дерева, затем огибают его и возвращаются обратно, чтобы передать эстафету следующему игроку своей команды. Таким образом дистанцию должны пройти все участники. Если «зайчик» роняет мячик по пути, он должен вернуться к старту. Задачу можно усложнить, предложив детям во время прыжков держать руки над головой, имитируя заячьи ушки.

    Побеждает команда, участники которой быстрее справляются с заданием.

    Игра «Калистоп»

    Участвуют все желающие дети. В процессе игры они будут сменять друг друга.

    Начинают игру двое детей. Пока один из них говорит: «Калистоп, калистоп, раз, два, три, четыре, стоп», другой, что есть силы, бежит вперед. На слове «стоп» бегущий ребенок останавливается. Игрок, который произносил речовку, должен на глаз определить расстояние до стоящего участника. Он называет количество великанов (больших шагов) и лилипутов (приставных шагов, когда пятка приставляется к носку) и совершает озвученное число шагов. Если он не достает до второго участника или переступает, пробуют другие дети. Следующим бегуном становится ребенок, которому удается точнее всех определить расстояние до стоящего игрока.

    В конкурсе участвуют от 3 до 6 пар «мужчина-женщина». Ведущий просит каждую пару придумать себе название или сам дает им шуточные прозвища.

    Задача каждой команды - преодолеть обозначенную дистанцию особым образом, наполнить пакет песком и принести его обратно. Мужчина принимает лежачее положение (лицом вниз), приподнимается на руки и опирается на ладони. Женщина берет партнера за щиколотки и поднимает его ноги. Таким образом пара добирается до места назначения, где быстро набирает песок. Затем мужчина сажает женщину на спину, берет в руки мешок с песком и бежит назад. На конкурс отводится 5 минут.

    Побеждает пара, которая приносит больше мешков за выделенное время.

    Игра «Путанка»

    Играют все желающие дети. Участники становятся в круг. В середине ходит водящий. Он указывает на любого игрока и дает какую-то команду (к примеру, «руки вверх»). Участник, на которого указал водящий, должен замереть без движения, а соседи слева и права поднять руки. Сделать это нужно быстро. Затем водящий указывает на других игроков, отдавая еще какие-то команды (например, «присесть», «прыгнуть», «спеть», «поднять правую руку», «поднять левую ногу», «чихнуть», «громко засмеяться», «прокукарекать»). Выполнять названное задание должны соседи.

    Дети, которые запутываются и отступают от правил, выбывают. Игра продолжается до последних трех участников.

    Игра «Бидон»

    Играют все желающие. Один человек назначается ведущим. Он берет в руки часы с секундной стрелкой.

    Игра начинается с того, что ведущий называет любую букву. Задача остальных участников - по очереди называть на эту букву предметы, которые можно поместить в бидон. Тот, на ком происходит заминка, имеет 30 секунд на спасение. Если у него не получается ничего придумать за это время, он выбывает из игры и становится «доктором». Буква для слов меняется, и игра продолжается. «Доктор» может спасать погибающих игроков. Трое спасенных участников дают ему право вступить снова в игру. Игра продолжается, пока не пропадет интерес.

    Дети делятся на несколько команд по 4 человека в каждой. Участники каждой группы становятся в ряд (в затылок друг другу), берутся за талию и присаживаются на корточки, образуя многоножку. Ведущий предлагает детям показать, как многоножка танцует, передвигается, ложится спать, пробуждается, делает другие действия. Побеждает команда, которая работала более слаженно.