На смену романтизму в начале XIX века приходит реализм. Направление окончательно развивается уже к середине века и становится наиболее популярным течением во всех видах искусства во всем мире.
Популярность реализма в России по времени соответствует Европе - 1830-1900 годá.
Характеристика направления
Как и в других видах искусства, реализм в литературе характеризуется отказом от идеализированного изображения персонажей и действительности. На первый план вышло достоверное описание ситуаций , с которыми читатели могут встретиться в реальной жизни.
Если главной целью романтизма было показать невероятные героические поступки и эмоции, то в реализме больше внимания уделяется внутренним переживаниям героя в его обыденности . Писатели хотели изменить общество в лучшую сторону путем правдивого изображения его изъянов.
Главные признаки того, что перед нами именно реализм:
- основной конфликт в произведении строится на сопоставлении персонажа и общественности;
- изображаемые конфликтные ситуации глубоки по своей сути и отображают драматичные моменты жизни;
- обращение внимания автором на предметы быта, внешность персонажей, природное окружение;
- акцент на внутренних переживаниях героя;
- персонажи произведение могут быть разделены на типы;
- описанное в точности отражает реальность.
Жанры реализма
Гораздо чаще писатели реализма обращались к прозе , нежели к поэзии. Это позволяло описывать окружающий мир с большей степенью правдивости, что и было главной идеей реалистов. Наиболее популярные жанры направления:
- роман;
- рассказ;
- повесть.
Романы, в свою очередь, можно разделить на:
- философские;
- социально-психологические;
- социально-бытовые;
- романы в стихах.
Реализм в России
Именно с этого особенного для реализма жанра, романа в стихах, началось активное развитие направления в русской литературе. Произведения, написанные в этой форме, можно найти у А. С. Пушкина. Именно Александр Пушкин считается основателем реализма в России.
В своих работах «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка» писатель ставит перед собой задачу описание всей сложности внутреннего мира героев. Пушкин гармонично показывает читателям душевные переживания персонажей и их настоящий душевный облик.
К представителям раннего русского реализма так же относят и М. Ю. Лермонтова, А.П Чехова, Н. В. Гоголя, А.С. Грибоедова, А.И. Герцена и А. В. Кольцова. Русский реализм первой половины XIX века сосредоточен на описании положения героя в обществе, на чем и часто строится основной конфликт. Первенство среди жанров занимает физиологический очерк.
Начиная со второй половины века, писатели все чаще прибегают к открытой критике всех сфер общественной жизни. В своих произведениях они пытаются ответить, насколько окружения может влиять на индивидуальность, что может заставить человека измениться, почему все мы несчастны.
Ярче всего это отображается в творчестве Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого.
В XX веке русский реализм разделился на четыре направления:
- социалистический реализм, анализирующих проблемы классовой борьбы на фоне революции;
- критический реализм, который развивал заложенные в XIX традиции;
- натурализм, ставящий цель точного отображения действительности выше всего;
- мифологический реализм, применяющих техники направления для анализа легендарных сюжетов прошлого.
Реализм в странах Европы
В Англии реализм занимает главное положение начиная с 1830-ых годов. Именно это время характеризуется нарастанием общественного недовольства в стране. Разворачивается активная социальная и идеологическая борьба, стремящаяся изменить рабский фабричный труд.
Такая обстановка способствовала популяризации реализма среди писателей, особенно, его критического течения.
Англия
Наиболее значимые представители направления в Англии:
- Чарльз Диккенс;
- Уильям Теккерей;
- Джейн Остин.
Франция
Первые реалистичные произведения французской литературы - песни Пьера-Жана де Беранже. По мере развития направления, главным жанром стал уже социально-бытовой роман. На начальном этапе французский реализм имел очень много общего с романтизмом.
Но все изменилось после Июльской революции 1830 года . Романтизм более не соответствовал требованиям эпохи и был заменен. В дальнейшем французские реалисты второй половины XIX века будут упрекать своих предшественников в наличии у них черт романтизма и недостаточной критике.
Главные представители французского реализма:
- Стендаль;
- Оноре де Бальзак;
- Ги де Мопассан.
Германия
Романтизм в Германии окончился со смертью Иоганна Вольфганга Гете. Творчество многих писателей, как и во Франции, поначалу имело переходной характер. Полный отказ от романтизма начался в немецкой литературе с группы «Молодая Германия», куда входил и Генрих Гейне.
Они первыми огласили о полном отказе от погружения в мир фантазий и концентрацию внимания на реальности.
Реалисты Германии:
- Томас Манн;
- Бертоль Брехт;
- Бернгард Келлерман.
Реализм в литературе - это направление, основной особенностью которого является правдивое изображение действительности и ее типичных черт без каких-либо искажений и преувеличений. Данное зародилось в XIX столетии, а его приверженцы резко выступали против изощренных форм поэзии и использования в произведениях различных мистических понятий.
Признаки направления
Реализм в литературе 19 века можно отличить по четким признакам. Основным из них является художественное изображение действительности в знакомых для обывателя образах, с которыми он регулярно сталкивается в реальной жизни. Реальность в произведениях рассматривается в качестве средства познания человеком окружающего мира и самого себя, а образ каждого литературного персонажа прорабатывается таким образом, чтобы в нем читатель мог узнать себя, родственника, коллегу либо знакомого.
В романах и повестях реалистов искусство остается жизнеутверждающим, даже если для сюжета характерен трагический конфликт. Еще одним признаком данного жанра является стремление литераторов рассматривать окружающую действительность в ее развитии, причем каждый писатель пытается обнаружить появление новых психологических, общественных и социальных отношений.
Особенности данного литературного течения
Реализм в литературе, пришедший на смену романтизму, обладает признаками искусства, ищущего истину и находящего ее, стремящегося преобразовать действительность.
В произведениях писателей-реалистов совершали открытия после долгих раздумий и мечтаний, после анализа субъективных мироощущений. Эта особенность, которую можно выделить по авторскому восприятию времени, определила отличительные признаки реалистической литературы начала ХХ столетия от традиционной русской классики.
Реализм в XIX столетии
Такие представители реализма в литературе, как Бальзак и Стендаль, Теккерей и Диккенс, Жорд Санд и Виктор Гюго, в своих произведениях наиболее ярко раскрывают тематику добра и зла, причем избегают абстрактных понятий и показывают реальную жизнь своих современников. Данные литераторы дают понять читателям, что зло заключается в образе жизни буржуазного общества, капиталистической действительности, зависимости людей от различных материальных ценностей. К примеру, в романе Диккенса «Домби и сын» владелец компании был бессердечным и черствым не по своей природе. Просто такие черты характера у него появились из-за наличия больших денег и честолюбия собственника, для которого главным жизненным свершением становится нажива.
Реализм в литературе лишен юмора и сарказма, а образы персонажей уже не являются идеалом самого писателя и не воплощают его заветные мечты. Из произведений XIX-го столетия практически исчезает герой, в образе которого просматриваются представления автора. Такая ситуация особенно ярко прослеживается в произведениях Гоголя и Чехова.
Однако наиболее явственно данное литературное направление проявляется в работах Толстого и Достоевского, описывающих мир таким, каким они его видят. Это выражалось и в образе персонажей со своими достоинствами и слабостями, описании душевных терзаний напоминание читателям о суровой действительности, изменить которую одному человеку невозможно.
Как правило, реализм в литературе затрагивал и судьбы представителей русского дворянства, о чем можно судить по работам И. А. Гончарова. Так, характеры героев в его произведениях остаются противоречивыми. Обломов является чистосердечным и мягким человеком, однако из-за своей пассивности он не способен к лучшему. Подобными качествами обладает еще один персонаж в русской литературе - безвольный, но одаренный Борис Райский. Гончаров сумел создать образ «антигероя», типичного для XIX столетия, который был замечен критиками. В результате появилось понятие «обломовщина», относящееся ко всем пассивным персонажам, основными чертами которых являлись лень и безволие.
В каждом литературном направлении складывается своя система жанров, которая является его внутренним свойством. Внутри этой системы устанавливается определенная иерархия жанров в зависимости от их роли в литературном процессе. Соответственно те жанры, которые занимают ведущие места, производят ощутимое влияние на другие жанры, на поэтику и стиль направления в целом.
Принципиальное отличие жанровой системы реализма состоит в том, что впервые в истории литературы ведущую роль в ней стали играть прозаические жанры - роман, повесть, рассказ. Безусловно, это было обусловлено теми глубинными сдвигами и изменениями, которые произошли в результате стабилизации буржуазного строя и той «прозаизации» жизни, о которой уже упоминалось. Прозаические жанры, и прежде всего роман, оказались наиболее пригодными для художественного освоения новых реалий современности и их адекватного отражения. Поэтому роман раскрывает заложенные в нем возможности и выступает как действительно универсальный жанр по охвату различных сфер жизни, в частности тех, которые традиционно считались «неэстетичными» или «непоэтическими», и их «переплавки» в высокие достижения искусства.
Впрочем, несмотря на мощное развитие реализма в середине XIX в., Он не был всеобъемлющим художественным направлением. Это касается не только некоторых видов искусств (например, музыки, осталась преимущественно романтической), но и литературы, определенных ее родов и жанров. Реализм масштабно оказался в эпических прозаических жанрах, но этого никак нельзя сказать о лирике (в европейских и американской литературах середины XIX в. Она, в отличие от прозы, осталась преимущественно романтической) и отчасти о драматургии (в драматургии большинстве европейских стран реализм утверждается примерно в последней трети XIX в.). Материал с сайта
Чем же объясняется слабое развитие лирической поэзии в реалистической литературе? Отвечая на этот вопрос, следует принять во внимание, во-первых, внелитературные факторы, в частности «прозаический» характер действительности буржуазной эпохи, создавала духовную и эмоциональную атмосферу, неблагоприятную для расцвета лирической поэзии. Во-вторых, внутренние факторы - в частности специфику реализма как художественной системы, ориентированной на внешний, прежде социальный мир, его исследования и аналитическое отображение. Это не означает, что личность, субъективный мир не интересовали реалистов, - речь идет о подавляющем направленность на объективно существующее, развертывание произведения в объективном пространстве, в который включается личность и ее внутренний мир. Между романтизм есть искусство, ось которого смещена в область субъективности, духовного и душевной жизни личности. Конечно, эта жизнь не прекращалась и в эпоху буржуазной прозы, однако художественно воплощалось преимущественно в лирической поэзии романтического типа или в близких к ней формах.
В 30-е гг. XIX в. в европейском искусстве на смену романтизму приходит совершенно непохожий на него художественный стиль – реализм, парадоксальным образом не только воспринявший многие идеи романтизма, но и развивший и углубивший их.
Примерным образом реализм можно определить как художественный метод отражения конкретно-исторического своеобразия действительности, социальной детерминированности личности и характера ее взаимоотношений с обществом.
Реализм за его ярко выраженную критическую направленность почти сразу же стали именовать критическим реализмом. В центре внимания критического реализма – анализ художественного средствами классовой структуры, социальной сущности и социально-политических противоречий достигшего уже расцвета капиталистического общества. Основным в специфике критического реализма как особого творческого метода является художественное осмысление действительности как фактора социального, и значит, раскрытие социальной детерминированности изображаемых событий и характеров.
Если романтизм выдвигал на первый план индивидуальность, наделяемую идеальными устремлениями, то отличительной особенностью реализма стало обращение искусства к непосредственному изображению повседневной жизни людей, лишенной какой-либо загадочности, таинственности, религиозной или мифологической мотивировки.
О так называемом реализме в широком смысле
Иногда говорят о реализме в широком смысле и реализме в узком смысле. Согласно узкому пониманию реализма подлинно реалистическим может считаться только произведение, отображающее сущность изображаемого социально-исторического явления. Персонажи произведения должны нести в себе типичные, собирательные черты той или иной социальной прослойки или класса, а условия, в которых они действуют, должны являться не случайным плодом фантазии писателя, а отражением закономерностей социально-экономической и политической жизни эпохи. Под реализмом в широком смысле имеется в виду свойство искусства воспроизводить истину действительности путем воссоздания чувственных форм, в которых идея существует в реальности.
Нужно сразу же отметить, что широкое понимание реализма, характерное для традиционной, но нс для современной эстетики, делает понятие реализма совершенно неясным. Оказывается вполне возможным говорить о реализме античной литературы, о реализме Возрождения, о "реализме романтизма" и т.п. Когда реализм определяется как направление в искусстве, изображающее социальные, психологические, экономические и прочие явления как максимально соответствующие действительности ("отвечающие правде жизни", как иногда говорят), реализм становится, в сущности, единственным полноценным стилем искусства. Барокко, классицизм, романтизм и т.п. оказываются всего лишь модификациями реализма. К реалистам можно отнести и Данте, и Шекспира, и даже Гомера, хотя, конечно, с известными оговорками, касающимися выдуманных им циклопов, Нептунов и т.п.. Широко понимаемый реализм становится даже не стилем, т.е. манерой изображения, а самой сутью искусства, причем сутью, выраженной абстрактно и неясно.
Характерные черты реализма
Основные черты критического реализма как особого художественного стиля можно вкратце свести к следующим:
- – вера в познавательную и преобразующую силу человеческого разума, в особенности разума художника;
- – выдвижение на первый план задачи объективного художественного воспроизведения действительности, попытка основать художественные открытия на глубоком, подобном научному, изучении фактов и явлений жизни;
- – доминирование социально-политической проблематики, которое провозглашалось еще искусством Просвещения и которое не прерывалось в романтизме, хотя, как правило, играло в нем периферийную роль;
- – утверждение воспитательной, гражданской миссии искусства;
- – высокая, можно сказать без преувеличенная – исключительная, оценка возможностей художественного творчества в искоренении социального зла;
- – стремление изображать действительность в формах самой действительности;
- – точность деталей при художественном воспроизведении действительности;
- – углубление возможностей типизации характеров; связь психологизма как одного из средств типизации с раскрытием обобщающего социального содержания того или иного характера; реалисты восприняли и заметно углубили психологизм, характерный для романтиков;
- – использование романтической теории контрастов при описании противоречий социальной действительности;
- – выдвижение на первый план темы утраченных иллюзий, возникшей в связи с идеологическими последствиями Французской революции конца XVIII в.;
- – показ героя в развитии при создании художественных образов, изображение эволюции изображаемых характеров, определяемой сложным взаимодействием личности и общества;
- – стремление соединить социально-критическую направленность, суровое разоблачение современной общественной системы с выдвижением высокого нравственно- этического идеала, образца справедливого социального устройства;
- – связанное с позитивными устремлениями создание обширной галереи ярких положительных героев; большинство из этих героев принадлежало к социальным низам общества.
Хотя реализм пришел на смену романтизму, многие характерные особенности реализма были впервые прочувствованы именно романтиками. В частности, они абсолютизировали духовный мир отдельной личности, но это возвеличивание индивида, принципиальная установка вести путь познания всего сущего через ее внутреннее "Я" привели к самым значительным идейно-эстетическим завоеваниям. Романтики сделали тот важный шаг вперед в художественном познании действительности, который выдвинул романтизм на смену искусству Просвещения. Обращение к избранной личности, возвышающейся над "толпой", отнюдь не мешало их глубокому демократизму. В творчестве романтиков следует искать истоки образа "лишнего человека", прошедшего через всю литературу XIX столетия.
Презентация на тему "Реализм как направление в литературе и искусстве" по литературе в формате powerpoint. Объемная презентация для школьников содержит информацию о принципах, чертах, формах, этапах развития реализма как литературного направления.
Фрагменты из презентации
Литературные методы, направления, течения
- Художественный метод – это принцип отбора явлений действительности, особенности их оценки и своеобразие их художественного воплощения.
- Литературное направление – это метод, который становится главенствующим и приобретает более определенные черты, связанные с особенностями эпохи и тенденциями в культуре.
- Литературное течение – проявление идейно-тематического единства, однородность сюжетов, характеров, языка в творчестве нескольких писателей одной эпохи.
- Литературные методы, направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм)
- Реализм - направление литературы и искусства, возникшее в 18 веке, достигшее всестороннего раскрытия и расцвета в критическом реализме 19 века и продолжающее развиваться в борьбе и взаимодействии с др. направлениями в 20 веке (вплоть до современности).
- Реализм - правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.
Принципы реализма
- Типизация фактов действительности, т.е., по Энгельсу, «помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах».
- Показ жизни в развитии и противоречиях, носящих прежде всего общественный характер.
- Стремление раскрыть сущность жизненных явлений без ограничения тем и сюжетов.
- Устремленность к нравственным исканиям и воспитательному воздействию.
Наиболее яркие представители реализма в русской литературе:
А.Н.Островский, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, М.Горький, И.Бунин, В.Маяковский, М.Булгаков, М.Шолохов, С.Есенин, А.И.Солженицын и др.
- Основное свойство – посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
- Ведущий критерий художественности – верность действительности; стремление к непосредственной достоверности изображения, «воссозданию» жизни «в формах самой жизни». Признаётся право художника освещать все стороны жизни без каких-либо ограничений. Большое разнообразие художественных форм.
- Задача писателя-реалиста – стараться не только уловить жизнь во всех её проявлениях, но и понимать её, понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу; нужно сквозь игру случайностей добиться до типов – и со всем тем всегда оставаться верным правде, не довольствоваться поверхностным изучением, чуждаться эффектов и фальши.
Черты реализма
- Стремление к широкому охвату действительности в её противоречиях, глубинных закономерностях и развитии;
- Тяготение к изображению человека в его взаимодействии со средой:
- внутренний мир персонажей, их поведение несут на себе приметы времени;
- большое внимание уделяется социально-бытовому фону времени;
- Универсальность в изображении человека;
- Социальный и психологический детерминизм;
- Историческая точка зрения на жизнь.
Формы реализма
- просветительский реализм
- критический реализм
- социалистический реализм
Этапы развития
- Просветительский реализм (Д.И. Фонвизин, Н.И.Новиков, А.Н. Радищев, молодой И.А. Крылов); «синкретический» реализм: сочетание реалистических и романтических мотивов, при доминанте реалистического (А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов);
- Критический реализм – обличительная направленность произведений; решительный разрыв с романтической традицией (И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский);
- Социалистический реализм – проникнут революционной действительностью и ощущением социалистического преобразования мира (М. Горький).
Реализм в России
Появился в XIX веке. Стремительное развитие и особый динамизм.
Особенности русского реализма:
- Активное освоение социально-психологической, философской и моральной проблематики;
- Выраженный жизнеутверждающий характер;
- Особый динамизм;
- Синтетичность(более тесная связь с предшествующими литературными эпохами и направлениями: просветительством, сентиментализмом, романтизмом).
Реализм 18 века
- проникнут духом просветительской идеологии;
- утверждается прежде всего в прозе;
- определяющим жанром литературы становится роман;
- за романом возникает буржуазная, или мещанская драма;
- воссоздал обыденную жизнь современного общества;
- отразил его социальные и нравственные конфликты;
- изображение характеров в нём было прямолинейным и подчинялось моральным критериям, резко разграничивавшим добродетель и порок (лишь в отдельных произведениях изображение личности отличалось сложностью и диалектической противоречивостью (Филдинг, Стерн, Дидро).
Критический реализм
Критический реализм - течение, возникшее в Германии в конце 19 века (Э. Бехер, Г. Дриш, А. Венцль и др.) и специализирующееся на теологической интерпретации современного естествознания (попытки примирить знание с верой и доказать «несостоятельность» и «ограниченность» науки).
Принципы критического реализма
- критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей среды
- человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами
- предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека(критический реализм потому одновременно становится психологическим)
Социалистический реализм
Социалистический реализм - одно из важнейших художественных направлений в искусстве XX века; особый художественный метод (тип мышления), базирующийся на познании и осмыслении жизненной действительности эпохи, которая понималась как динамично изменяющаяся в своём «революционном развитии».
Принципы соцреализма
- Народность. Герои произведений должны быть выходцами из народа. Как правило, героями соцреалистических произведений становились рабочие и крестьяне.
- Партийность. Отказаться от правды, эмпирически найденной автором, и заменить её партийной правдой; показать героические поступки, поиск новой жизни, революционную борьбу за светлое будущее.
- Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать доктрине исторического материализма (материя первична, сознание вторично).