и литература». Войтоловская Э

Литература (Русская литература XIX века). 10 класс. Часть 1

Под редакцией А. Я. Архангельского

Республика русской словесности


Вместо предисловия

В этом году мы продолжим изучать творчество лучших русских писателей XIX века. Некоторые их произведения вы уже читали в предыдущих классах, другие – прочтете впервые. Но даже знакомые книги могут открыться вам с неизвестной стороны и потому, что вы накопили новый читательский опыт, научились понимать более сложные, глубокие уровни авторского замысла, и потому, что изучать литературу мы теперь станем иначе. Мы будем не только вслушиваться в голос автора, вдумываться в художественный смысл отдельной повести, романа, стихотворения, но и попытаемся понять закономерность развития литературы в целом, разобраться в законах движения литературного процесса. А когда читаешь произведения писателей, ставя их в исторический контекст, даже привычные книги раскрываются с неожиданной стороны.

Краткий период в истории русской литературы, начавшийся публикацией повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» (1792), а завершившийся явлением Пушкина (конец 1810-х годов), принято называть ее золотым веком, то есть легендарным временем высшего расцвета культуры, которое для людей следующих поколений служит классическим образцом. В более широком смысле золотым веком отечественной литературы принято считать весь XIX век. И тем не менее именно писатели первой половины этого славного столетия стали основателями вольной «республики словесности» (пушкинское выражение), надолго определили облик родной культуры.

Их смелые эксперименты со словом сформировали русский литературный язык – неисчерпаемыми возможностями этого языка мы пользуемся и поныне. Своими художественными открытиями они подготовили взлет великой русской прозы второй половины XIX века: на пушкинской, лермонтовской, гоголевской почве вырастают романы Льва Николаевича Толстого, Федора Михайловича Достоевского, Ивана Сергеевича Тургенева, Николая Семеновича Лескова, пьесы Александра Николаевича Островского, лирика Федора Ивановича Тютчева и Афанасия Афанасьевича Фета. Их напряженные политические, религиозно-философские и этические искания повлияли на многие поколения россиян. А самое главное, в их творчестве высшие достижения мировой словесности естественно переплелись с тысячелетней национальной традицией.

Русская культура первой половины XIX века, не жертвуя национальным своеобразием, стала равноправной частью европейской культуры нового времени.

Как будет построена наша совместная работа, как пользоваться учебником, чего от него следует ждать?

В центре нашего внимания будет творчество русских писателей пушкинской поры, гоголевского и лермонтовского периодов. Но их невозможно изучать в отрыве от европейской литературы того времени. В XVIII веке, когда в результате политики Петра I молодая Российская империя стала активно взаимодействовать с Европой, русская словесность оказалась в роли «догоняющей». Это было и плохо, и хорошо. Почему плохо, понятно. Отставать всегда невесело. А вот почему хорошо? Да потому, что можно было отказаться от мучительно долгого «изобретения велосипеда» и сразу взять за основу готовый образец.

Русская литература XVIII – начала XIX века, минуя многочисленные промежуточные этапы, быстро осваивала итоги, высшие достижения литературного развития. А высвободившуюся художественную энергию – колоссальную энергию ускоренного движения – направляла в глубь литературного процесса. Потому, прежде чем обратиться к главам, посвященным творчеству отдельных русских писателей, стоит ознакомиться с обзорными главами, освещающими западноевропейскую литературу той поры.

Наконец, главная задача учебника – как и вообще цель преподавания литературы в школе – вовсе не в том, чтобы просто сообщить сумму каких-то (пускай очень важных) сведений. А в том, чтобы научить вас самостоятельно читать художественную литературу, самостоятельно понимать замысел автора, самостоятельно вступать в диалог с произведением и его создателем.

Что значит самостоятельно читать! Это не значит читать без комментариев, пояснений. Наоборот, любой грамотный читатель, обращаясь к книге, написанной давно, в другую историческую эпоху, обязательно пользуется предисловием, комментариями, примечаниями (их обычно печатают в конце книги). Самостоятельно – значит читать не из-под палки, не по обязанности, но получая удовольствие от самого процесса чтения.

Получать удовольствие от книги, не понимая, о чем говорит с тобой ее автор, невозможно. Однако понимать художественное произведение – это совсем не то же самое, что понимать речь собеседника, общий смысл параграфа в учебнике или высказывания участников телепередачи. Чтобы просто понимать письменную или устную речь, родную или чужую, достаточно знать правила грамматики и иметь хороший запас слов. Чтобы понять человека, говорящего на языке, которого ты не знаешь, нужен еще один язык – язык жестов. А чтобы самостоятельно понимать художественное произведение, необходимо знать особый язык художественной формы.

Изучать этот язык вы уже начали в предыдущих классах, разбирая сочинения разных писателей, русских и зарубежных. И потому знаете, в чем заключается главная сложность этого языка. Он не признает никаких готовых, раз навсегда сложившихся значений. Мало знать его основные элементы, мало отвечать без запинки, что такое метафора, сравнение, аллитерация, сюжет, рассказчик, жанр. (Вспомнили эти понятия? Мы еще не раз вернемся к ним и познакомимся с более сложными определениями, чем те, которые вы узнали в младших классах.)

Бесполезно «выковыривать» из того или иного произведения отдельно метафоры, отдельно сравнения, выписывать их на листочке в столбик и думать, что художественный язык, язык словесного искусства изучен. Это так же глупо, как выковыривать изюм из булки: и булка будет испорчена, и изюма окажется мало. Нужно куда большее – умение соотносить эти разрозненные элементы с конкретным замыслом автора. Всякий раз мы должны задаваться вопросом: что они значат именно в том произведении, которое мы сейчас читаем? Как они связаны друг с другом? Этому вы будете учиться на уроках литературы.

А что значит самостоятельно вступать с автором в диалог, вы, наверное, и сами догадываетесь. У каждого из нас свой внутренний мир, свои ощущения, свои мысли. И мы не можем как автоматы послушно следовать авторской (или учительской) воле. Да ни один большой писатель и не хочет, чтобы читатель безвольно подчинялся его литературным «хотениям»: иди туда– и пошел, сделай то-то – и сделал.

Писатель мечтает о таком читателе, который понимает его замысел, умеет оценить его творческие находки, художественные открытия. Такой читатель, не домысливая за автора, привносит в прочитанное что-то свое, личное: активно соглашается или не соглашается с писателем, принимает или не принимает его художественные, этические, философские решения. Словом, участвует в сотворчестве, без которого настоящая литература невозможна.

Поэтому разговор о том или ином писателе мы будем начинать с самого «внешнего» по отношению к литературе – с его биографии. Почему биография писателя – это нечто «внешнее»? Конечно, художник проживает такую же сложную, драматическую, подчас радостную, подчас печальную жизнь, как любой человек на свете, но его личность и его судьба интересуют нас не сами по себе. Они важны для нас лишь в той мере, в какой связаны с творчеством, преобразованы им. Отсюда естественно сделать следующий шаг – задуматься над тем, как в целом устроен художественный мир поэта, прозаика, драматурга. И только потом можно заняться анализом текста, чтобы неспешно и внимательно проследить за мельчайшими «подробностями» отдельного произведения.

Для тех, кому покажется мало сведений учебника, кто хочет знать больше, в конце каждой главы приводится аннотированный список рекомендуемой дополнительной литературы.

Вопросы и задания помогут вам самостоятельно проверить свои знания, убедиться, что материал полностью вами усвоен и можно двигаться дальше. В отдельную рубрику выделены вопросы и задания повышенной сложности.

В конце разделов приводятся также темы сочинений и рефератов .

В учебнике вы найдете и краткий словарь основных литературоведческих терминов: обращение к нему поможет вам в предстоящей работе.

Часть материалов учебника предназначена для тех, кто хочет восстановить в памяти произведения русских классиков XIX века, изученные в младших классах, и при помощи учителя углубить представление о них, часть – для тех, кто заинтересовался русской литературой специально. Разделы, предназначенные для углубленного повторения, в оглавлении помечены звездочкой.

М.: Прометей, 2000. Ч.1 -504с., Ч.2 - 304с.

Данное издание - пособие по русской литературе XIX века, адресованного учащимся гуманитарных школ и подготовительных курсов, преподавателям литературы средней школы и студентам первого- второго курсов педагогических институтов.

Часть 1.

Формат: pdf / zip

Размер: 31,8 Мб

Часть 2.

Формат: pdf / zip

Размер: 20 Мб

Предисловие 3

НЕОБХОДИМЫЕ КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

Деталь. Сюжет и композиция 7

Роды и жанры литературы 8

Стихосложение 10

Средства художественной выразительности 17

Литературные направления 20

Классицизм 21

Сентиментализм 21

Романтизм 22

Реализм 23

Идейно-художественное своеобразие стихотворения или рассказа 26

I КРУГ - ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ

А. С. ГРИБОЕДОВ

Черты классицизма, реализма и романтизма в «Горе от ума» 27

Век нынешний и век минувший 32

Жанровое своеобразие «Горя от ума» 42

Сюжет и конфликт «Горя от ума» 46

Образная система «Горя от ума» 51

Чацкий как...

Отдохни - посмотри картинки,приколы и смешные статусы

Разные афоризмы

Мы не отступаем, мы наступаем в другом направлении. (Закон отступления по Дугласу)

Цитаты и Статусы со смыслом

Чисто прибранная квартира и вкусный ужин - два признака неисправного компьютера.

Приколы из школьных сочинений

Вася приобрел себе собаку, когда он был еще щенком.

Данное издание - пособие по русской литературе XIX века, адресованного учащимся гуманитарных школ и подготовительных курсов, преподавателям литературы средней школы и студентам первого- второго курсов педагогических институтов.

СЮЖЕТ И КОНФЛИКТ «ГОРЯ ОТ УМА».
I. В основе сюжета «Горя от ума», согласно классицистической традиции, лежит любовная интрига, однако по жанру пьеса Грибоедова - общественная комедия, основной конфликт здесь - столкновение между «веком нынешним» и «веком минувшим» - социальный, то есть конфликт оказывается шире любовного сюжета (см. «Жанровое своеобразие «Горя от ума»).
Гончаров:
Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчали-ным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел.
(«Мильон терзаний»)

II. Особенности любовной линии.
1. Сюжет «Горя от ума» строится на развитии «любовного треугольника», соответствующего в основном классицистической «системе амплуа» (см. «Черты классицизма, реализма и романтизма в «Горе от ума»).
2. Отличительная черта - наличие еще двух «любовных треугольников», которые, раскрываясь, усиливают комизм положения.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
НЕОБХОДИМЫЕ КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание произведения 6
Деталь. Сюжет и композиция 7
Роды и жанры литературы 8
Стихосложение 10
Средства художественной выразительности 17
Литературные направления 20
Классицизм 21
Сентиментализм 21
Романтизм 22
Реализм 23
Идейно-художественное своеобразие стихотворения или рассказа 26
I КРУГ - ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ
А. С. ГРИБОЕДОВ

Черты классицизма, реализма и романтизма в «Горе от ума» 27
Век нынешний и век минувший 32
Жанровое своеобразие «Горя от ума» 42
Сюжет и конфликт «Горя от ума» 46
Образная система «Горя от ума» 51
Чацкий как победитель и как побежденный 55
Идейно-художественное своеобразие монологов Чацкого 57
А. С. ПУШКИН
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина 73
«Пророк» 81
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» 82
Тема дружбы в лирике Пушкина 85
«Во глубине сибирских руд...» 91
Тема любви в лирике Пушкина 93
К*** («Я помню чудное мгновенье...») 100
«Я вас любил: любовь еще, быть может...» 102
Жанры лирики Пушкина 103
«Песнь о вещем Олеге» 109
Природа в лирике Пушкина и в «Евгении Онегине» 112
«Осень» 124
Философия лирики Пушкина 126
«Анчар» 133
«Вновь я посетил...» 135
Эволюция идеала свободы в лирике Пушкина 137
«К Чаадаеву» 145
«Деревня» 147
«К морю» 149
Фольклор в творчестве Пушкина
Дворянство в «Евгении Онегине» 161
Культура в «Евгении Онегине» 176
Образ автора в «Евгении Онегине» 190
Композиция «Евгения Онегина» 200
Идейно-художественное своеобразие поэмы «Медный всадник» 207
Идейно-художественное своеобразие романа «Дубровский» 221
Поэзия автора и рассказчика в «Капитанской дочке» 231
Жанровое своеобразие «Капитанской дочки» 236
Образ Пугачева и средства его раскрытия 241
Сюжет и композиция «Капитанской дочки» 246
Эпиграфы в «Капитанской дочке» 250
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова 256
«Смерть поэта» 260
«Поэт» 263
Природа в поэзии Лермонтова 265
Образ родины в поэзии Лермонтова 275
«Родина» 279
Тема одиночества в поэзии Лермонтова 281
«Парус» 287
«Дума» 288
«Как часто, пестрою толпою окружен...» 291
«Выхожу один я на дорогу...» 293
Идейно-художественное своеобразие «Песни про купца Калашникова» 296
Историческая тема в творчестве Лермонтова 304
«Бородино» 309
Сюжет и композиция «Мцыри» 313
Тема любви в лирике Лермонтова 318
Жанры лирики Лермонтова 328
Проблемы личности и ее художественное воплощение в «Герое нашего времени» 335
Жанровое своеобразие «Героя нашего времени» 346
Природа в «Герое нашего времени» 350
Образная система «Героя нашего времени» 354
Н. В. ГОГОЛЬ
Новаторство «Ревизора» 363
Жанровое своеобразие «Ревизора» 370
Образ города в «Ревизоре» 372
Образ Петербурга в «Ревизоре» 378
Средства раскрытия характеров в «Мертвых душах» 381
Жанровое своеобразие «Мертвых душ» 401
Лирические отступления в «Мертвых душах» 408
Образ автора в «Мертвых душах» 420
Чиновничество в «Ревизоре» и в «Мертвых душах» 425
Женские образы в «Мертвых душах» и в «Ревизоре» 438
Сюжет и композиция «Мертвых душ» 447
Идейно-композиционная роль образа Чичикова 459
Народные образы, образ народа, народность «Мертвых душ» 463
Фольклор в «Ночи перед Рождеством» и других повестях цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» 474
Идейно-художественное своеобразие повести «Шинель» 488.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Текст, Пособие по русской литературе XIX века, Часть 1, Азарова Н.М., 2000 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Текст. Пособие по русской литературе XIX века. Ч. 1-2. Азарова Н.М.

М.: Прометей , 2000. Ч.1 -504с., Ч.2 - 304с.

Данное издание - пособие по русской литературе XIX века, адресованного учащимся гуманитарных школ и подготовительных курсов, преподавателям литературы средней школы и студентам первого- второго курсов педагогических институтов.

Часть 1.

Формат: pdf / zip

Размер: 31,8 Мб

Скачать:

Часть 2.

Формат: pdf / zip

Размер: 20 Мб

Скачать:

СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1
Предисловие 3
НЕОБХОДИМЫЕ КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание произведения 6
Деталь. Сюжет и композиция 7
Роды и жанры литературы 8
Стихосложение 10
Средства художественной выразительности 17
Литературные направления 20
Классицизм 21
Сентиментализм 21
Романтизм 22
Реализм 23
Идейно-художественное своеобразие стихотворения или рассказа 26
I КРУГ - ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ
А. С. ГРИБОЕДОВ
Черты классицизма, реализма и романтизма в «Горе от ума» 27
Век нынешний и век минувший 32
Жанровое своеобразие «Горя от ума» 42
Сюжет и конфликт «Горя от ума» 46
Образная система «Горя от ума» 51
Чацкий как победитель и как побежденный 55
Идейно-художественное своеобразие монологов Чацкого 57
А. С. ПУШКИН
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина 73
«Пророк» 81
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» 82
Тема дружбы в лирике Пушкина 85
«Во глубине сибирских руд...» 91
Тема любви в лирике Пушкина 93
К*** («Я помню чудное мгновенье...») 100
«Я вас любил: любовь еще, быть может...» 102
Жанры лирики Пушкина 103
«Песнь о вещем Олеге» 109
Природа в лирике Пушкина и в «Евгении Онегине» 112
«Осень» 124
Философия лирики Пушкина 126
«Анчар» 133
«Вновь я посетил...» 135
Эволюция идеала свободы в лирике Пушкина 137
«К Чаадаеву» 145
«Деревня» 147
«К морю» 149
Фольклор в творчестве Пушкина
Дворянство в «Евгении Онегине» 161
Культура в «Евгении Онегине» 176
Образ автора в «Евгении Онегине» 190
Композиция «Евгения Онегина» 200
Идейно-художественное своеобразие поэмы «Медный всадник» 207
Идейно-художественное своеобразие романа «Дубровский» 221
Поэзия автора и рассказчика в «Капитанской дочке» 231
Жанровое своеобразие «Капитанской дочки» 236
Образ Пугачева и средства его раскрытия 241
Сюжет и композиция «Капитанской дочки» 246
Эпиграфы в «Капитанской дочке» 250
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова 256
«Смерть поэта» 260
«Поэт» 263
Природа в поэзии Лермонтова 265
Образ родины в поэзии Лермонтова 275
«Родина» 279
Тема одиночества в поэзии Лермонтова 281
«Парус» 287
«Дума» 288
«Как часто, пестрою толпою окружен...» 291
«Выхожу один я на дорогу...» 293
Идейно-художественное своеобразие «Песни про купца Калашникова» 296
Историческая тема в творчестве Лермонтова 304
«Бородино» 309
Сюжет и композиция «Мцыри» 313
Тема любви в лирике Лермонтова 318
Жанры лирики Лермонтова 328
Проблемы личности и ее художественное воплощение в «Герое нашего времени» 335
Жанровое своеобразие «Героя нашего времени» 346
Природа в «Герое нашего времени» 350
Образная система «Героя нашего времени» 354
Н. В. ГОГОЛЬ
Новаторство «Ревизора» 363
Жанровое своеобразие «Ревизора» 370
Образ города в «Ревизоре» 372
Образ Петербурга в «Ревизоре» 378
Средства раскрытия характеров в «Мертвых душах» 381
Жанровое своеобразие «Мертвых душ» 401
Лирические отступления в «Мертвых душах» 408
Образ автора в «Мертвых душах» 420
Чиновничество в «Ревизоре» и в «Мертвых душах» 425
Женские образы в «Мертвых душах» и в «Ревизоре» 438
Сюжет и композиция «Мертвых душ» 447
Идейно-композиционная роль образа Чичикова 459
Народные образы, образ народа, народность «Мертвых душ» . 463
Фольклор в «Ночи перед Рождеством» и других повестях цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» 474
Идейно-художественное своеобразие повести «Шинель» 488

СОДЕРЖАНИЕ
Часть 2
II КРУГ:
И. А. КРЫЛОВ
Художественное своеобразие басен Крылова 3
Тематика басен Крылова 13
Образная система басен Крылова 21
Образ автора в баснях Крылова 2&
В. А. ЖУКОВСКИЙ
Художественный метод Жуковского
Особенности жанра баллады у Жуковского 33
Тема природы в поэзии Жуковского 41
Тема любви в поэзии Жуковского 54
Тема поэта и поэзии в лирике Жуковского 59
Поэтическое новаторство Жуковского 63
Разборы стихотворений Жуковского 68
II КРУГ - ТЕМЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
А. С. ГРИБОЕДОВ
Сплетня в «Горе от ума» 83
Женские образы в «Горе от ума» 86
Чацкий и декабристы 93
Язык «Горя от ума» 96
А. С. ПУШКИН
Мотив дороги в творчестве Пушкина 99
Мотив семьи в творчестве Пушкина 105
Эволюция жанра элегии у Пушкина 110
Национальная специфика циклов «Подражания Корану» и «Песни западных славян» 112
Пушкин и декабристы 120
Пушкин и Жуковский 123
Пушкин и Батюшков 128
Понимание свободы в южных поэмах Пушкина 137
Эпиграфы в «Евгении Онегине» 142
Женские образы в «Евгении Онегине» 145
Онегинская строфа 152
Сказочные мотивы в «Капитанском дочке» 155
Образ России в творчестве Пушкина 157
Образ Петра I в творчестве Пушкина 163
Портрет в творчестве Пушкина 168
Предметно-бытовая деталь в прозе Пушкина 172
Ирония в прозе Пушкина 175
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
Образ Наполеона у Пушкина и Лермонтова 181
Время в поэзии Лермонтова 187
Тема молодости и старости в поэзии Лермонтова 192
Особенности ранней лирики Лермонтова 195
Простой человек в творчестве Лермонтова 201
Структура поэм Лермонтова 204
Лермонтов и Жуковский 209
Романтизм и образ Печорина 215
Этнографическая и бытовая деталь в творчестве Лермонтова 219
Н. В. ГОГОЛЬ
Стилистические и языковые особенности «Ночи перед Рождеством» и других повестей цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» 226
Город в «Мертвых душах» 232
Природа в творчестве Гоголя 236
Фантастика и реальность в творчестве Гоголя 243
Список рекомендуемой литературы 251
Темы, рекомендуемые для самостоятельной работы 253
ОБЗОРНЫЕ ТЕМЫ:
Литературная жизнь и критика первой трети XIX века 254
- Литературно-журнальная жизнь и критика 10-х - середины 20-х годов 257
- Литературно-журнальная жизнь и критика второй половины 20-х - 30-х годов 272
В. Г. Белинский. Творческий путь. Анализ произведений Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Историко-литературная концепция 286

Курс русской литературы XIX в. на филологических факультетах университетов и педагогических вузов велик по объему, и, естественно, пройти весь этот курс с одинаковой обстоятельностью нелегко. Параллельно с курсом русской литературы XIX в. идут практические занятия, которые являются дополнением к нему.

Именно на практических занятиях будущий учитель–словесник должен овладеть разнообразными путями и методами анализа литературных произведений.

Авторы не рассматривают приведенные конкретные разборы произведений как образцовые, а самую книгу как сборник методических рецептов. Анализ отдельных сторон художественных произведений, а также разборы критических статей и мемуаров проводятся затем, чтобы сделать наглядными и убедительными принципы и методы анализа, продемонстрировав их на конкретном материале.

Подходя к анализу художественного произведения, следует продумать, что более полно раскрывает творческий замысел писателя. В анализе произведения могут быть применены самые различные пути, но предпочтение должно быть оказано тому, который способствует более глубокому раскрытию произведения. Так, например, социально–философский роман Достоевского «Преступление и наказание» глубже раскрывается в процессе изучения творческой истории произведения, а рассмотрение портрета Пугачева дает возможность выявить художественный замысел произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

В пособии не дается указаний о последовательности изучения отдельных вопросов на практических занятиях, о распределении часов и т. д. На протяжении всей книги авторы старались на конкретном материале указать необходимые звенья литературоведческого анализа, разнообразный характер литературоведческих поисков, принципы работы над монографическими трудами, эпистолярным наследием и др. Хотя книга адресована руководителям практических занятий, она будет полезна аспирантам и студентам, которых познакомит с разнообразными типами литературоведческих исследований, а также с вспомогательными дисциплинами: библиографией и текстологией.

В главе первой выясняется место практических занятий в системе вузовского преподавания литературы, определяются специфические цели и задачи, которые отличают их от других видов работы со студентами, делается попытка проанализировать различные формы самостоятельного участия студентов в них, выявляется роль преподавателя в организации занятий. Здесь охарактеризованы некоторые формы работы со студентами замечательных советских ученых и педагогов.

Вторая и третья главы посвящены работе по вспомогательным литературоведческим дисциплинам: библиографии и текстологии. Во второй главе говорится о путях ознакомления студентов с различными видами библиографии (рекомендательный, научно–вспомогательный, учетно–регистрационный) и о приобретении навыков их использования.

Третья глава книги знакомит студентов с отдельными элементами текстологии и методами работы над источниками. При этом выявляется большое значение текстологии в литературоведческом анализе: и в раскрытии истории создания произведения, и в знакомстве с различными редакциями и вариантами, и при рассмотрении различных типов изданий, текстологических комментариев и т. д. Здесь затрагиваются некоторые вопросы текстологической науки, определяющей пути и методы работы над источниками, проблематика текстологии, ее основные теоретические принципы. Споры, возникающие по поводу отдельных текстологических положений, говорят о сложности и увлекательности текстологии.

В четвертой главе намечены различные способы подхода к тексту и дан. детальный разбор романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». На примере анализа романа показано, какое значение имеют все компоненты художественного произведения (сюжет, композиция, порядок расположения материала, слово писателя). Рассмотрены и некоторые пути анализа произведений И. С. Тургенева и А. П. Чехова с учетом их художественного своеобразия. Специальное место отведено роли портрета героя в художественном произведении.

Глава завершается рассмотрением анализа лирического стихотворения. Подробнее, чем другие, анализируется стихотворение А. С. Пушкина «…Вновь я посетил».

Пятая глава посвящается выявлению особенностей анализа драматического произведения на примере комедии А. Н. Островского «Лес».

На практических занятиях по русской литературе XIX в. приходится постоянно обращаться к мемуарам и письмам, а также критическим статьям. Эти вопросы составляют содержание шестой и седьмой глав пособия. На примере книги С. Т. Аксакова «История моего знакомства с Гоголем» указаны вопрос–л, возникающие при разборе мемуарного произведения, в частности установление объективной достоверности воспоминаний и искренности автора, обусловливающих степень научной значимости мемуаров. Достоверность последних проверяется сопоставлением с другими произведениями мемуарного плана (так, «История…» С. Т. Аксакова сопоставлена с четвертой частью «Былого и дум» Герцена, с воспоминаниями П. В. Анненкова и другими документами эпохи). Вместо анализа отдельных критических статей разных периодов в книге рассматривается ряд связанных между собой журнальных статей середины 30–х годов XIX в.: «О критике и литературных мнениях «Московского наблюдателя» В. Г. Белинского, «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году» Н. В. Гоголя и другие.

Э. Л. Войтоловской написаны третья, шестая и седьмая главы пособия, а также две части^четвертой главы: «Портрет героя в художественном произведении», «Лирическое стихотворение на практических занятиях». Э,М. Румянцевой написаны вторая, четвертая (за исключением двух вышеуказанных частей) и пятая главы книги. Первая глава книги написана авторами совместно.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ КАК УЧЕБНЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

В последнее время проблемы преподавания литературы в педагогических вузах привлекают к себе все большее внимание. Преподаватели разных вузов обмениваются опытом, обдумывают пути работы со студентами, возможности повышения идейного, эстетического и культурного уровня студентов . Обсуждаются система обучения студентов по литературе, соотношение различных видов занятий - лекций, спецкурсов, спецсеминаров, практических занятий, ставится вопрос о подготовке кадров для вузов и школ .

Меняются и обдумываются не только формы работы со студентами, но и подход к изучению многих вопросов теории и истории литературы. Перед студентами ставятся задачи и конкретно–исторического и типологического изучения литературы . Им предлагается освоить основные принципы методики и техники литературоведческого анализа . Перед нами проходят в новом освещении вопросы анализа художественного произведения . Появились труды, обобщающие литературоведческие приемы работы, освещающие методологию изучения литературы . Все это свидетельствует и о новых серьезных задачах, стоящих перед преподаванием литературы, и о новых требованиях, предъявляемых к подготовке преподавателей вузов, учителей–словесников, будущих литературоведов; постепенно складывается единая методика преподавания литературы в вузах.

В связи с расширением общего культурного движения в стране стоит серьезно вопрос о формах и методах изучения литературы в институтах. Со всей силой подчеркнуто, что «решения XXIV съезда КПСС настоятельно требуют резкого повышения научно–исследовательской работы кафедр литературы педагогических институтов, так как именно уровень научной квалификации преподавателей определяет степень их эффективности как руководителей учебных занятий, воспитателей и общественников» .