Хундертвассер картины и архитектура. Фриденсрайх хундертвассер - один из самых неординарных архитекторов современности

Он успел проучиться всего три месяца в венской Академии изящных искусств у профессора с символическим именем Робин Христиан Андерсен, испытал влияние художников-экспрессионистов Уолтера Кампманна и Эгона Шиле и укатил в долгое путешествие.

Как-то все же это скомкано и поверхностно. Известно, что в 1948 году Хундертвассер недолгое время посещал Венскую академию изящных искусств.

Надо отметить, что семья нисколько не пострадала в период Второй мировой войны, не просто сохранив, но и чудесным образом приумножив свое состояние, средства на длительные вояжи у Фридриха имелись.

Более того, он мог себе позволить в разоренной Европе не работать, а «активно заниматься творчеством». Сильное влияние на него оказал Эгон Шиле, по его утверждению. А вот… по примечаниям льстецов, главным образом на его беззаботное богемное бытие в послевоенный период оказало… богатство . Кому ведь война, а кому мать родна!

В доме Хундертвассера расположены 50 квартир площадью от 30 до 150 кв.м., а также медицинский кабинет, парковка и кафе, детские игровые комнаты, частные и общественные террасы. На участке (в том числе и на самом доме) высажено 250 деревьев.

Дом Хундертвассера, строившийся с 1977 по 1986 год, стал первым свободным Домом и реализацией мечты художника. В бесконтрольной неправильности его линий ощущалась страсть к приключениям, принадлежность к волшебной стране, где соблюдаются права окон и деревьев, где полы не дают соскучиться в своей неровности, а крыши зарастают буйной растительностью. Где красота в широком смысле не имеет препятствий.

Подобная «индивидуальность», кстати, свидетельствует не только об отсутствии той самой «концепции», на которую постоянно претендовал Фриденсрайх Хундертвассер, но и об отсутствии практических представлений в современном зодчестве.

Разные окна и разная окраска… это ведь не архитектурная концепция, а детские капризы, значительно увеличивающие стоимость сооружения. Стоит лишь сравнить с исходной пластикой Гауди, где продумано все, от изготовления до совершенно иного уровня жизни действительно в воплощенной сказке. А здесь… такое впечатление, что малыш из школы Монтессори рисует по памяти знаменитые дома Гауди.

Здесь надо понять, что австрийцы, как и немцы, в этот момент узнают об ужасах этнических чисток в годы нацизма, вместе с Нюрнбергским процессом выплывают ужасы концлагерей… поэтому Фриденсрайх Хундертвассер купается в славе, он объявлен гением, ему воздают за всех замученных в годы Холокоста.

Все, что о нем написано, рассчитано на человека, который не знает современного уровня строительства, его развития, типологии. Это всего лишь удачливый декоратор, оформитель. Ну, пусть выдающийся дизайнер. Но это точно не архитектор! Если говорить о его профессии, которую он так и не приобрел, то он в послевоенный период был профессиональным евреем, сняв сливки с чужих страданий и погубленных жизней.

Доказательством этому служат два факта. Первый факт — это то, как распоясывался Фриденсрайх Хундертвассер в общественной жизни Австрии.

В 1959 году Хундертвассер устроил в Гамбурге перформанс с непрерывной линией. Пока зрители толпились в помещении, ожидая представления, Хундертвассер, ползая буквально под ногами у них, начал вести свою линию, выбрав точку внизу стены.

В течение двух дней и двух ночей он и два его друга, Базон Брох (Bazon Broch) и Харальд Шульт (нем. Harald Schult), непрерывно рисовали линию на стенах - сначала черным, потом красным, при свете свечей, когда власти отключили электричество. Перформанс прервали, когда линия достигла высоты 2,5 м. Хундертвассер сетовал, что ему не дали завершить задуманное и добраться до точки в центре потолка, где бы линия-спираль нашла своё завершение. В знак протеста художник отказался от должности доцента в Высшей школе искусства на Lerchenfeld и покинул Гамбург.

…Из занимательных фактов, стоит заметить что Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди спрашивали его: «Почему вы носите разные носки?», он всегда отвечал: «А почему, собственно, вы носите одинаковые?!»

А это «из области легенд». Серьезный архитектор, заинтересованный в заказах и завоевывании профессиональной известности, не позволит себе таких публичных выходок.

Сочинил манифест «Право на третью кожу», который обнаженным прочитал в 1967 году в Мюнхене изумленной публике. Второе «голое» выступление с манифестом-бойкотом называлось «Loose from Loos». Кажется, в третий раз он устраивал мужской стриптиз перед тогдашним мэром Вены во время борьбы за проект своего Дома. Если учесть, что мэром была женщина, это уже смахивает на легенду. Хотя чем Хундертвассер не шутит.

А второй факт, стоящий за всеми этими перфомансами в том, что конструктивно-планировочную часть за него разрабатывали другие, профессиональные архитекторы , хотя Хундертвассер никогда не имел своего архитектурного ателье, очевидно… вообще не соображая, каково приходится другим воплощать его картинки в подражание Гауди.

Дома состоят не из стен — это иллюзия, — а из окон. Все свои лукавые декларации художник честно воплотил в жизнь. Он построил здания, свободные от общепринятых норм и клише, где природа и человек встретились не на почве борьбы и самоутверждения, а на основе творчества.

А далее… возникает вопрос по поводу «деревьев-квартиросъемщиков», которых Хундертвассеру нестерпимо жаль. Если в Германии и Австрии ему было позволено все, то в Америке он столкнулся… с экологическим контролем, выяснив, что вредные фасадные красители, а также плитку со свинцовыми красками там не производят.

Ну, скажите, где тут последовательность? С одной стороны страдает за природу, с другой стороны использует соединения, крайне вредные для окружающей среды и здоровья человека.

Здесь проблема не только в том, что ни о ком, кроме самого себя, этот «зодчий» не думает. Но он не владеет комплексным инженерным подходом, вообще не соображает, что должен учитывать на стадии проектирования.

…Парочку раз с задумчивым видом в разных носках заявишь, как окна и деревья хотели жить (с нажимом), а их отправили в концлагерь… и все вокруг проникаются необходимостью налепить черти что и с боку бантик. Да еще и прославить на весь мир, чтоб только им в четвертый раз мужской стриптиз не устроили.

Родина начала гордиться своим художником и устроила выставочный тур «Австрия представляет Хундертвассера континентам». Он начал с Парижа и проехал по Люксембургу, Марселю, Каиру, побывал в Нью-Йорке и Бостоне, заскочил в Тель-Авив, Варшаву, Рейкьявик, Копенгаген, Дакар… Можно смело брать географическую карту и повсюду ставить крестики: Мехико, Монреаль, Торонто, Брюссель, Будапешт, Ганновер, Бруклин, Мэриленд… Хундертвассер никогда не был в России, а жаль. Здесь бы его графика наверняка прижилась, он увидел бы воочию объекты своего вдохновения и главное — нашел бы аудиторию для своих экологических призывов, если бы, конечно, выдержал загазованность нашего воздуха.

Философия этого гражданина мира и заступника живой природы эффектнее всего иллюстрируется дизайном созданного им Флага мира для Ближнего Востока, на котором соседствовали зеленый арабский полумесяц и голубая звезда Давида на белом фоне. Сопровождало флаг издание Манифеста мира.

Открытый всем народам, Хундертвассер рисовал почтовые марки для республик Сенегал и Берег Слоновой Кости. В День Хундертвассера в Вашингтоне (18 ноября 1980 года) на площади Правосудия посадили первые двенадцать из сотни деревьев, и художник представил антиядерный плакат, агитировавший за экологию против ядерного вооружения.

«Человек и природа должны жить в гармонии», — декларировал Хундертвассер.

…Он считает, что живопись сродни религиозной деятельности. Он получает стимулы извне, чувствует какую-то неведомую силу, которая приходит или не приходит, чтобы управлять рукой художника. В былые времена сказали бы, что это Муза. «Конечно, идиотская идея, но вдохновляет», — усмехается художник. Он не признает амбиций вроде силы воли, образованности и перфекционизма.

«Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде».

Его энтузиазма хватает на оформление церквей и на дизайн детских центров, на развитие современного искусства и на заботу об облике города. Он удостоен Почетной золотой медали города Вены и Почетной золотой медали земли Штирия, с которой его связывает один из самых громких проектов последних лет.

…А понятие красоты в творчестве художника-фантаста очень обширно. Он не считает зазорным браться за то, от чего любой мэтр шарахнулся бы. Казалось бы, что еще нужно удачливому архитектору и известному на весь мир графику? А нужно ему в ничтожной ерунде, как, например, дизайн жетонов для казино, видеть художественную ценность. К слову, казино в Австрии всего ничего, шестнадцать штук, так что бизнес это солидный и престижный. Поэтому и жетоны Хундертвассер делает не простые, а художественные. С теми же чувствами он берется за дизайн телефонных карточек (привет коллекционерам), почтовых марок и плакатов. Хундертвассер увлекается собственным проектом Библии и параллельно разрабатывает внешний дизайн для «Боинга В 757» германских линий «Кондор». Он строит летние деревни, рынки, оформляет книжные обложки для библиоклубов.

Особо важных объектов Хундертвассеру не поручалось, все понимали, что получат на выходе графику со спиралькой (конечно-конечно! спираль изобрел Хундертвассер! сразу же по возвращении из концлагеря!) и разными окнами. В основном и на родине он занимался редизайном (картинками к архитектурной проработке) существующих зданий.

Один из ярчайших примеров – церковь Св.Варвары в Бёрнбахе (Австрия)

Работы над обновлением церкви проходили в 1987-1999 годах. Они включали редизайн церкви, планировку прилегающей территории, создание 12 арок над входами, символизировавших 12 основных мировых религий. В процессе Хундертвассер добавил многое «от себя». Он постарался максимально разнообразить окна здания, так как всегда считал, что именно окна, а вовсе не стены, создают фасад дома.

Различается не только оформление оконных проемов, но и размеры. Вершину колокольни украшает золотая маковка – архитектор любил завершать шпили и башни куполами по образцу православных церквей.

Как и каталонец Гауди, австриец Хундертвассер широко использовал в своих работах, в частности при оформлении церкви Св.Варвары, мозаику из кусочков керамической плитки, получая таким образом яркие поверхности с абстрактным рисунком.

Мило, конечно, сослаться на «каталонца Гауди» в таком контексте. Но мы видим, что Фриденсрайх Хундертвассер один к одному заимствует архитектурный вернакуляр в творческой манереГауди, как бы намекая на собственную самобытность.

Здесь, наверно, уместно сравнивать два творческих подхода к использованию вернакуляра в строгой графичности Марио Ботта и текучей пластике Гауди, который будто соединяет мавританское прошлое и испанское настоящее.

И если заметите, то Хундертвассер со старанием копииста передирает даже пропорции сказочных минаретов Гауди, будучи неспособным связать их концептуально с масштабами сооружения.

Впрочем… весь этот архитектурный волюнтаризм настолько приелся, что впоследствии Хундертвассера стали представлять как «

Хундертвассер оспорил ценность прямых линий и прославил свою знаменитую спираль, подчеркнул гуманность и человечность кривизны. Художник даже придумал себе профессию – лекарь архитектуры. Он лечил австрийские здания своеобразными дополнениями – росписью фасадов, надстройкой частей зданий разными асимметричными компонентами, размещением в неожиданных местах деревьев и кустарников. Многие историки архитектуры искренне считают, что художник вылечил венское зодчество от господства унылых прямых линий.

Впрочем, Веной художник не ограничивался. Постройки и декор, имеющий в основе идеи Хундертвассера, мы находим не только в Австрии, но и в Новой Зеландии, Германии и Израиле.

Хундертвассер много работал также над дизайном государственных флагов, монет, почтовых марок. Он с радостью брался за все, делал эскизы почтовых марок и очень в этом преуспел, так что в 1997 году получил гран-при филателистов Германии. Фильм о нем показывали в Каннах; первым среди европейских художников Хундертвассер вдохновил японских скульпторов по дереву, создавших по его образцам резные скульптуры.

В 1999 году он приступил к своему последнему проекту, получившему название «Зеленая цитадель Магдебурга ».

Цитадель расположена в центре города, и ее строительство бурно обсуждалось общественностью: находились как ярые приверженцы, так и противники. В прошлом на этом месте находился панельный дом – обычная многоэтажка, которую власти города решили обновить в фирменном стиле Хундертвассера, но в конце концов было принято решение возвести новое здание.

Зеленая цитадель носит все самые знаковые черты стиля, присущего художнику. Так, свое имя она получила благодаря огромному количеству зеленых насаждений на крыше, на стенах и внутри дома; деревья, кустарники и трава являются полноценными жильцами, и за ними тщательно ухаживают. Внутренние дворики оформлены мозаикой из битой керамической плитки.

Особое внимание уделено, как всегда, окнам: рядом нельзя увидеть два окна той же формы. По замыслу Хундертвассера, дом будет «стареть естественным образом», а красить фасады имеют право только жильцы – «куда руки достают».

Первый этаж занимают магазины, кафе, ресторан и магазин Хундертвассера; также в здании функционируют детский сад, театр и гостиница.

Хундертвассер дважды женился — один раз в Гибралтаре, другой — в Японии. Первый брак продержался два года, второй — пять. Зато теперь известный на весь мир семидесятилетний художник неизменно появляется всюду в сопровождении юных девушек. Подруги часто менялись, что вызывало зависть и любопытство коллег и деловых партнеров. Похоже, что и в интимной сфере Хундертвассер был не чужд эпатажа и перфомансов.

В местечке Блюмау на юго-востоке Австрии искали нефть, а открыли два минеральных источника. В этом регионе подобное — не редкость, так что разочарованные геологи закопали кипящие струи обратно и залили все бетоном. Но местные власти не желали сдаваться. В Блюмау было решено построить оздоровительный центр.

Фриденсрайх Хундертвассер – архитектор сказки, переплетение яркости, сказочности, романтичности и самобытности натуры архитектора. Хундертвассер – это не просто проектировщик памятных зданий, а ещё художник-фантаст, философ, космополит в жизни и мировом творчестве, одним словом, это архитектор настоящей сказки.

Практически все работы великого венского творца сравнивают с домами улитки, неизвестно уж чем так очаровало архитектурного гения это простое существо: единством жильца и его дома, либо бесконечной спиралью, которая всегда присутствует в творчестве Хундертвассера.

Однако сложно отрицать, что улитка не повлияла на его архитектурные принципы. Таким образом, Фриденсрайх Хундертвассер оставил после себя многогранную память, не только в виде необычайных строений, но и марки, плакаты, флаги, монеты, эмблемы, даже игровые жетоны казино.
Родился гений архитектуры в декабре 1928 года и, проучившись всего пару месяцев в Академии изящных искусств города Вены, он смог создать собственный оригинальный, виртуозный и одновременно радужный стиль в архитектуре.

Он чётко обрисовал доминанту окон, которая рисует индивидуально каждое окно с правом на свою собственную жизнь, где переливается праздник с радостью, воплощая в жизнь волшебные фантазии художника. У Хундертвассера получались поистине поющие дома, свободные, они олицетворяли то, что будет вечно – радость, сказку и дух странствования.

В 1949 году, после непродолжительной учёбы в Вене, будущий художник-архитектор отправляется в мировое путешествие. Он посещает Италию, заезжает в Париж, где тщетно пытался продолжить учёбу в искусствоведении, однако это был всего лишь однодневный урок. Далее Фриденсрайх едет в арабские страны – Тунис, Марокко, а потом и в Японию…

В своих путешествиях молодой Хундертвассер сформировал непоколебимую архитектурную точку зрения, которая и стала главным принципом в работах мастера. Первое, что всегда проповедовал архитектор – это то, что дом не являет собой какую-либо искусственную, враждебную среду, состоящую из многократно повторяющихся и одинаково печальных ячеек. Дом – это весёлая и полностью безопасная обитель, которая обустроена «по размеру» и «по вкусу» её владельца. В домах Хундертвассера царит асимметрия, природная гармоничность, и, самое главное, окна. Симметричность и правильность линий архитектор всегда приравнивал к концлагерям, уносящим жизни людей, в том числе и его родных (по линии матери Фриденсрайх Хундертвассер был евреем). Каждое окно в его зданиях живёт собственной жизнью, главенствуя над общим абрисом постройки. Как считал мастер, правильный дом должен состоять именно из окон, но никак не из стен.

Самой известной постройкой Хундертвассера является дом в Вене в честь его имени, который строился два года (1983-85). Это здание стало самым «цитируемым» и растиражированным на обложках журналов по архитектуре. Это дом мечты, который слил и воплотил почти все идеи великого художника.

Дом, где есть пристанище не только человеку, но всей растительности – от мала, до велика: траве, кустарникам, пышным деревьям. Сегодня, жить в доме Хундертвассера хоть и крайне дорого, но с момента постройки, ни одна квартира в этом здании никогда не была пустой.

В общей сложности с 1980 по 2000 год архитектором было создано около 36 значимых проектов, некоторые из них реализованы уже после его смерти. Помимо архитектуры он оформлял плакаты, фасады и автомобильные номера, писал картины, разрабатывал образы государственных монет и флагов, а также преподавал в школах и академиях искусств.

Знаменитые творения Хундертвассера
Оформление фасада зернохранилища Mierka – 1982-83, Австрия. Казалось бы, простое амбарное здание, но его художник сумел преподнести в оригинальном виде.
Редизайн фасада Церкви Св. Варвары – 1987-88, Австрия. Хундертвассер самолично принимал участие в строительных работах.
Редизайн придорожного ресторана – 1989-90, Австрия.
Детский центр во Франкфурте-Хеддернхайме - 1988–95, Германия.
Редизайн общественного туалета в Кавакаве – 1999, Новая Зеландия. Это здание 60-х годов архитектор реконструировал до неузнаваемости и предложил свой дизайн, который и был утверждён.

Церковь св. Варвары

Также его работы есть и в Швейцарии, США, Японии и Израиле. Хундертвассер не останавливался только на архитектуре, рисовании и преподавательской деятельности. В 1967 году Фриденсрайх сочиняет знаменитый манифест «Права на третью кожу» и лично зачитывает его в центре буржуазного и отчасти консервативного города Мюнхена полностью голым.
Когда Фриденсрайх Хундертвассер получил мировое признание архитектора, Венского профессора и стал лауреатом различных премий, он ежедневно стал дарить миру экстравагантность, выходя из дома в носках разного цвета, формы и длины.
В 2000 году, 19 февраля, неординарный архитектор, художник и дизайнер умирает. Его душу забирают нескончаемые просторы самой зелёной страны – Новой Зеландии.

Имя австрийского художника и архитектора Фриденсрайха Хундертвассера слышали практически все. И дело не только в том, что он — один из самых известных и влиятельных деятелей искусств XX века, но и в том, что одна из постоянно обновляющихся и лучших коллекций знаменитого венского ювелирного дома Freywille посвящена как раз его творениям.

Потому всякий человек, не чуждый прекрасному, оказавшись в Вене, в обязательном порядке отправляется посмотреть на знаменитый Дом Хундертвассера-Кравины, что был построен в столице Австрии в 1986 году и расположен по адресу Untere Weissgerberstrasse, 13, 1030 Wien.

Однако большинство туристов влечет сюда не только страсть к необычной архитектуре, но и любопытство, ведь про авангардный Дом известно следующее: он разноцветный, по форме напоминает холмы, фасад украшен мозаикой и орнаментами из цветных глазурованных плиток, крыша покрыта почвой, и на ней высажены цветы и кустарники. В Доме нет прямых углов, зато много террас, на которых, опять-таки, имеются многочисленные зеленые насаждения. Одинаковых квартир внутри строения тоже нет — каждая абсолютно индивидуальна.

Первое, что замечаешь, подъехав на трамвае к знаменитому Дому, — красную телефонную будку — совершенно нехарактерный для Вены объект. Ее появление близ дома объясняется следующим — когда Хундертвассер разрабатывал свой проект, он подумал, что на улице рядом с его удивительным Домом должен находится какой-нибудь яркий предмет — для придания большей гармонии общему виду. Венские телефонные будки 80-х годов были бледно-желтыми, вот архитектор и привез ярко-красную будку из Великобритании — в качестве дополнительной декорации пространства.

Сам же Дом настолько внушительный, что производит впечатление целого квартала. Тут есть и арки, и внутренний двор, и лестница, на которой красуется каменная статуя льва и цветные кегли. Смотреть на Дом разрешается со стороны фасада, также можно заглянуть во двор и забраться на лестницу с каменным львом.

Фасад, конечно, самое любопытное. Он украшен хаотичными мозаичными узорами, террасами и окнами различной формы — всего при проектировании Дома Хундертвассер придумал 13 типов окон. У многих при взгляде на творение Хундертвассера могут возникнуть невольные ассоциации с парком Гуэля в Барселоне, и это вполне закономерно, ведь Хундертвассер к творчеству Гауди относился с любовью — ходят слухи, что идею узоров из битой мозаики Фриденсрайх позаимствовал как раз у своего испанского коллеги.

«Я не люблю прямые линии и упорядочность, — говорил архитектор в многочисленных интервью. — Это хорошо для планирования, для экономики, но плохо для природы. Как люди могут чувствовать себя счастливыми, если они создают то, отчего природа отказалась, и живут в домах, которые представляют собой прямое нарушение всех законов природы?»

Дом в Вене Хундертвассер считал вершиной своего творчества, и, действительно, когда смотришь на строение со стороны, кажется, что это — не творение рук человеческих, просто потому что люди так не строят. Подобное могло вырасти само по себе, как некое мифическое дерево, или же удивительное жилище могли сотворить сказочные феи, решившие от души позабавиться. Никаких прямых линий и полная ассиметрия. Не только окна разноразмерные, но и лестницы неровные. Буйство красок. Ну и, главное, растения везде, где только возможно: на террасах, балконах и крышах, которые напоминают своими очертаниями холмы.

Между прочим, Дом в Вене — архитектурное воплощение не только фантазий Хундертвассера, но и его жизненной философии. Фриденсрайх считал, что люди не должны жить в квартирах, построенных по единому проекту, им от этого плохо, при этом, по мнению архитектора, идеальный дом должен был стать аналогом безопасной норы, покрытой травой — отсюда большое количество зелени. Кстати, свой собственный идеальный дом Хундертвассер построил в Новой Зеландии, куда переселился на старости лет. Крыша и стены его жилища переходили в самый настоящий холм, на котором паслись овцы.

«В домах должно быть как можно больше зелени, — любил повторять Хундертвассер. — Таким образом мы можем хотя бы немного компенсировать тот урон, который индустриализация наносит природе». Если же говорить о радостном безумстве цветов на фасаде, то вот вам еще один занятный факт об авторе удивительного Дома — Хундертвассер всю жизнь носил носки разного цвета, а когда окружающие спрашивали его, зачем он это делает, архитектор просто отвечал: «А почему вы носите одинаковые носки?»

Осмотрев дом снаружи, отправляйтесь в кафе 100 Wasser , что открыли квартиранты Дома Хундертвассера. Там подают супы, глинтвейн и сладости, торгуют сувенирами и нетривиальными книгами из серии «Такой-то день в истории человечества». А еще здесь крутят фильм об авторе проекта дома, так что, если вы владеете английским, то сможете бесплатно прослушать целую лекцию о жизни и творческом пути Хундертвассера. Если же говорить про интерьер кафе, то он — яркое выражение идей архитектора: половики здесь на индийский манер, все разноразмерное и цветное, на стенах — картины, а туалет выложен цветной битой плиткой.

Как известно, Дом Хундертвассера — жилой, в необычных апартаментах проживает около 200 человек. Спрашиваем у владельца кафе: «Каким образом можно прописаться в этом архитектурном чуде?» и узнаем, что собственником квартиры в знаменитом Доме стать нельзя, все местные жители — квартиросъемщики. «Стоимость аренды жилья, на самом деле, здесь очень низкая — всего 5 евро за квадратный метр. Но попасть в число счастливчиков непросто — нужно подать заявку, обосновать, почему именно ты достоин жить здесь, а уже потом, если в доме освободится квартира, заявки начинают рассматривать», — рассказывает жилец Дома.

Отбирают квартирантов придирчиво. Приоритет художникам, дизайнерам, архитекторам, экологам и тем, кто разделяет философию Хундертвассера. А еще все жители Дома должны ухаживать за ним. При этом квартиранты могут немного модернизировать апартаменты на свой вкус, конечно, после предварительного согласования. Ведь Хундертвассер считал, что каждый человек имеет право творчески переосмысливать под себя то место, где он поселился.

Еще один важный факт. После окончания строительства Дома Фриденсрайх Хундертвассер отказался от причитающегося ему гонорару, заявив, что счастлив, поскольку в его родном городе появилось что-то красивое, а не какое-нибудь уродство. И уже через несколько лет власти города, вдохновленные идеями архитектора, устроили напротив необычного Дома «Деревню» имени архитектора.

По своей сути, «Деревня Хундертвассера» — это крытый павильон с магазинчиками, торгующими, как сувениркой «по мотивам Хундертвассера», так и продуктами питания. В центре павильона устроен бар с характерной «холмистой» барной стойкой, по которой течет самый настоящий ручей, а на второй этаж «Деревни» ведет каменная лестница с разноразмерными ступенями, похожая на спираль домика улитки. Это опять-таки, неспроста, Хундертвассер считал улиток настоящим чудом природы.

На фото: бар в «Деревне Хундертвассера»

Раньше на месте «Деревни» располагались автомастерские, и, хотя сегодня многие считают «Деревню Хундертвассера» местом чересчур сувенирным, все-таки она смотрится в разы органичнее, чем гаражи, стоявшие здесь до 1991 года. Кстати, если на оригинальные украшения или платки Freywille из коллекции Хундертвассер денег вам жалко, то в «Деревне» при желании можно отыскать сравнительно недорогую им альтернативу. Так же из местных товаров внимания заслуживает посуда, декорированная рисунками под фирменную битую плитку — любителем дерзких акцентов в домашнем интерьере рекомендуем присмотреться.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

Речь в обнаженном виде за право на третью кожу по случаю акции Pintorarium
в Галерее Рихарда П. Гартмана. Мюнхен, 1967

Почему люди не надевают короны?
Потому что они слишком трусливы для того,
чтобы быть королями.

Голый человек за словом в карман не полезет. Хундертвассеру всегда было что сказать миру. Чего только стоят его многочисленные манифесты!

Художник, скульптор, архитектор, дизайнер, философ, эколог, гражданин мира и безудержный творец – все это Великий Фриденсрайх Хундертвассер! Это свободный от каких-либо условностей бродяга, фанатик искусства и матушки-природы, революционер-провокатор в мире архитектурных законов, гениальный и эксцентричный художник-космополит, который оставил после себя яркие пятна творческо-архитектурного наследия.

«Каждый создает свой мир сам. Сам выбирает где жить, с кем жить и главное как, создает свой «дом», наполняет его людьми, красками, вещами, запахами, воспоминаниями, надеждами. Иногда этот дом прекрасен, иногда этот дом ужасен, но точно неповторим, как не повторим узор на снежинках».

Именно таким и было творчество Хундертвассера – каждый раз неповторимый узор.

жилой комплекс «Лесная спираль» в Дармштадт (Германия)

Рождение светилы Хундертвассера

Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде.

Творческое светило Хундертвассер зажглось на небосводе Вены 15.12.1928 г. Детство Фридриха Стовассера (настоящее имя) сложно назвать благодатной почвой для рождения волшебника. Когда Хундертвассеру исполнился месяц — умер его отец. Он остается один с мамой-еврейкой. Чтобы хоть как-то обезопасить своего ребенка от цепких лап нацистов, Стовассера посвящают в католическую веру. В 1943 порядка 69 родных семейства Стовассеров становятся жертвами холокоста…

Волшебник не взирая на все тяжбы уцелел, талант в нем раскрылся алым цветом. Еще в школе по методике Монтессори у маленького Фридриха отметили «необычное ощущение цвета и формы». Возможно именно эта школа и пробудила фантазию малыша, показала яркую палитру природы, которую он полюбил, и пронес до конца дней. В любом случае это было единственное учебное заведение, которое Хундертвассер закончил.

Позже юное дарование поступило в Академию изящных искусств Вены, правда его хватило лишь на 3 месяца. Видоизменяя все вокруг, он на протяжении жизни изменял и свое имя. Фридрих Стовассер на более соответствующие его натуре имена: капитан Регентаг («дождливый день») или Дункельбунт («темно-красочный»), пока, наконец, не прославил имя Фриденсрайх Хундертвассер.

«Нельзя учить или учиться искусству. Особенно учить человека человеку.
Только природа может научить нас творить. Человек на это не способен».

Хундертвассер считал природу лучшим учителем. Поэтому немудрено, что в 1949 г. он отправился в путешествие. Италия, затем Париж, где пытается продолжить академическую учебу, его хватает лишь на 1 день. Затем и Тунис.

Так началось путешествие в поисках себя, в поисках идеального дома. И это странствие оказалось длиною в жизнь, такой же яркой, пестрой, разрушающей все каноны, сметающей все правила и ровные линии, как и его неординарные, брызжущие энергией и цветом картины, почтовые марки, эмблемы, монеты, гербы, плакаты, знамена и конечно же они, домики из сказки, рассказанной Хундертвассером, и по мановению волшебной палочки выросшие в реальности, наперекор всем архитектурным канонам.

«Мы проходим вдоль серых, стерильных фасадов зданий,
и мы не понимаем, что наши дома это тюремные камеры».

Символом творчества Хундертвассера стала улитка, которая медленно передвигается

Почтовая марка «Спиральное дерево»

по листику и несет на себе закрученный в спираль дом. По сути, Хундертвассер и являлся той самой улиткой, дом, который всегда с ним.

Он строил себе виллы по всему миру: Австрия, Венеция, Нормандия, Новая Зеландия: некоторые из домов так ни разу и не увидели своего хозяина – характер нашего героя противоречив и непостоянен. Единственный дом, который был всегда с ним – это корабль “Regentag”. На этом товарище (бывший деревянный корабль для перевозки соли) художник пересек практически весь мир.

Хундертвассер был дважды женат: 1-ый раз брак продлился 2 года, второй – 4.

Мы живем в раю, но мы уничтожили его.
Здесь, на земле, есть все, чтобы быть счастливым.
У нас есть снег, и каждый день новое утро.
У нас есть деревья и дождь, надежды и слезы.
У нас есть гумус и кислород, животные и все цвета, далекие страны и велосипеды.
У нас есть солнце и тень, мы богаты.

«Дом творчества» Хундертвассера

Сложно объяснить, как я добился успеха!
Точно не силой и даже не размышлениями,
Не умом, и необязательно интуицией,
Скорее всего – путешествием по мечтам.

Образ красоты в творчестве художника-мечтателя многолик и обширен. Его творческая натура проявлялась во всем, за что бы он ни брался. Прежде всего это выдающийся художник. Еще при жизни было издано аж 1000 каталогов. Также с большим рвением и удовольствием он разработал дизайн телефонных карточек, почтовых марок, жетонов для казино, плакатов, авторской посуды, а также флагов для стран Ближнего Востока и Новой Зеландии, иллюстрировал Библию! И даже разработал дизайн «Боинга 757» (правда его не приняли).


жилой комплекс «Зелёная цитадель» в Магдебурге (Германия)

Строил дома, оздоровительные центры, социальные учреждения, рынки, деревни. Его творения щедрыми яркими пятнами разбросаны по всему миру: Токио, Португалия, Мехико, Торонто, Оттава, Монреаль, Будапешт, Бруклин, Ганновер, Новая Зеландия, США – вот неполный список деяний его творческой силы.

Вообще Хундертвассер считал себя доктором архитектуры, этаким лечащим врачом больного зодчества. Вся жизнь его была связана с философским переосмыслением и преобразованием среды обитания человека и архитектурного сооружения как основного элемента этой среды. Всю мощь своего творческого потенциала он направил на воспевание окна!

Дом Хундертвассера

Справка
Адрес: Löwengasse 41-43, угол Kegelgasse 34-38, 1030 Vienna, Austria.
Количество жильцов - около 200 человек.
Площадь квартир - от 30 до 150 м2. 50 квартир, медицинский кабинет, кафе, парковка на 37 автомобилей, зимний сад, две детские игровые комнаты, 16 частных и три общественных террасы.
Количество посаженных на территории деревьев - 250

Наиболее известной и пожалуй отправной точкой творчества Хундертвассера-архитектора является сюрреалистический «Дом Хундертвассера» в Вене — обязательный пункт для посещения.

Дом — представление красок и цвета. Фасад дома расчерчен ассиметричными четырехугольниками, глазурованная плитка как элемент декора, окна разных форм и размеров, неровные стены и полы, лестничный пролеты словно лесная тропинка. И всю эту красоту венчает растительность всех оттенков зелени. В этой сказке Хундертвассера, как в русской народной про рукавичку места найдется всем: и лягушкам в пруду, и ниспадающему водопаду, и деревьям в комнатах и на крыше, и людям в квартирах. Окошки каждой из квартир увенчаны маленькими коронами, ибо каждый в своем доме хозяин и король.

Хундертвассер выделял в своих творениях место для деревьев и травы, чтобы немного компенсировать урон, наносимый обществом природе. Вы не поверите, но художник не взял причитавшийся гонорар за проект дома, аргументируя это тем, что он и без того рад, что на данном месте не соорудили что-нибудь уродливое.

Бесспорно, этот дом в Вене считается одним из самых дорогих. Однако после строительства дома в 1986 г. от желающих новосельцев не было отбоя. Каждый хотел попасть на чаепитие сказочника-Хундертвассера: мечтатели, эстеты, художники и просто почитатели таланта художника. Во всей этой «творческой неправильности», нелинейности ощущалась сказка, приключение, протест, детство. Этакая страна зазеркалья, где соблюдаются права окон, стен, деревьев, где шероховатые полы выбивают землю из под ног, а крыши сливаются с зеленью деревьев.

Но в каждой сказке есть конец, так и в нашей, не всем жильцам удается выдержать пристальное внимание туристов к данному дому, шум, вспышки камер. Однако за все время существования дома ни одна из квартир еще не пустовала.

Находясь в поисках идеального дома, Хундертвассер писал:

«Каждый рисует свой мир самостоятельно. Сам решает, где жить, с кем жить и самое важное - как жить. Мы создаем собственный дом, наполняем его красками, вещами, запахами, воспоминаниями, надеждами. Порой этот дом великолепен, иногда ужасен, но однозначно неповторим, как неповторим узор на снежинках или листьях. Да пребудут в радости те, кто смог создать что-либо удивительное, новое, вдохновляющее. Да пребудут в блаженстве чудаки, чьи жизни, поступки и творчество помогают проснуться, встряхнуться, отбросить шоры и взглянуть на этот мир иначе…».

Глядя на всю эту красоту, какой-либо скептик спросит о практичности здания. О насчет этого не беспокойтесь! Дом Хундертвассера надежно защищен от ветров, дождей, и прочих погодных условий. Коммунальная составляющая дома по-европейски безупречна. Все жилищные нормы, требования пожарной и технической безопасности соблюдены.

Венский дом искусств

Напротив расположился Венский дом искусств (KunstHausWien). Это бывшее здание мебельной фабрики, выкупленное и переоборудованное художником в музей. Рука волшебника сделала неузнаваемым (вернее очень узнаваемым) когда-то неприметное здание.

Здание сюрреалистическим лейтмотивом дополняет собрата напротив. Дом неровных полов и танцующих окон, элементы из дерева, металла и керамики всех цветов радуги хаотично расположенные, украшают фасад здания, — дом словно сошел из доброй детской сказки. Все плоские поверхности здания сровняли с землей, из которой бьет жизнь растений: травы и деревьев.

В этом доме прописаны деревья-квартиросъемщики (как называл их Фриденсрайх). Работы Хундертвассера расположились на двух этажах, остальные два демонстрируют временные экспозиции. На нижнем этаже кафе и ресторан, откуда можно лицезреть дом Хундертвассера и попялиться в окна «счастливчиков».

Мусоросжигательный завод Шпиттелау

Мусоросжигательный завод Шпиттелау (Müllverbrennungsanlage Spittelau) — сказочный дворец с трубой, которую венчает елочный нарядный шар, окаймлённый волнистыми стенами. Турист, увидевший это диво-дивное, принимает за телебашню. Ан нет, внутри расположился завод по переработке мусора – один из важнейших экологических проектов Хундертвассера. Переработанные здесь отходы вырабатывают энергию, которая идет на освещение вечерней Вены. Экологически безопасное производство (иначе бы Хундертвассер и не брался). Так Вена имеет уникальный экологически чистый завод-котельную, и до сих пор является одной из самых чистых европейских столиц.

Хундертвассер придумал яркие, свободные здания, которые олицетворяют собой сказку. На протяжении его творчества с 1980 по 2000 год художником было создано около 36 проектов, некоторые были реализованы уже после его смерти. В их числе: дом «Зелёная цитадель» в Магдебурге (Германия), жилой комплекс «Лесная спираль» в Германии, Мусоросжигательный завод в Осаке, кирха Святой Барбары в Бернсбахе, детский сад в Хеддернхайме близ Франкфурта, термы в Блюмау, Винодельня Кихот в США, Семейный центр Ronald McDonald House. В Эссене, Германия, придорожный ресторан в Бад-Фишау, Австрия, Вокзал природы. Ильцен, Германия, Общественный туалет в Кавакава, Новая Зеландияи т. д. Все его здания фантастичны по форме и декору, необычные снаружи и изнутри.


Завод по сжиганию мусора MOP, Осака (Япония)

Творчество Фриденсрайха Хундертвассера ярко и насыщенно, в корне отличающееся от традиционного искусства. Его работы алогичны с колокольни инженеров и архитекторов. Однако это не помешало ему создать самобытно-космическое архитектурно-декоративное направление.

По мнению Хундертвассера, архитектура отстаёт от живописи, и если архитекторами были бы все, то люди бы уже давно строили бы что-то нереальное. Заметьте, что Фриденсрайх никогда не был архитектором по образования (у него вообще не было какого-либо диплома).

«Проживающий в квартире должен иметь возможность высунуться из своего окна и — насколько далеко дотянутся его руки — преобразовать внешний вид своего жилища. И ему должно быть позволено взять длинную кисть и — насколько далеко он дотянется — все покрасить в розовый цвет, так, чтобы издалека, с улицы, все видели: здесь живет человек, который проводит различие между собой и соседями, подавленными скотами!

Жизнь и творчества Хундертвассера – яркое подтверждение того, что все мы творцы! Достаточно просто обмакнуть кисть в яркую краску, открыть окно и провести линию, да пожирнее, потом еще одну…

Поэтому Вы сейчас дочитаете эту статью, поставите лайк. Разденетесь, обмажетесь краской. Яркий и голый высунетесь из окна, разукрасите все вокруг насколько хватит сил и длины руки. Ибо все мы короли и творцы своей жизни, черт побери!

Так оно и есть, Хундертвассер! Твое желание исполнено!


Фриденсрайх Хундертвассер (нем. Friedensreich Hundertwasser , настоящее имя - Фридрих Штовассер; 15 декабря 1928, Вена, Австрия - 19 февраля 2000, Новая Зеландия) - австрийский архитектор и живописец, создатель оригинальных зданий в «естественном», «экологичном», «биоморфном» стиле.

Фриденсрайх Хундертвассер - художник, архитектор, мыслитель, мистагог, чудак... Его творчество было неразрывно связано с Веной, это был венец с головы до ног, несмотря на декларативное сопротивление классическому имперскому стилю. Его настоящее имя - Фридрих Штовассер, и он родился 15 декабря 1928 года в столице Австрии. Витиеватый псевдоним, словно бы сопротивляющийся прямой линии, художник взял себе гораздо позже. Любопытно, что будущий бунтарь против монохромности, прямых углов и параллелей занимался в школе Монтессори, известной тем, что детям преподают знания окольными путями, по гибкой системе, чаще всего в форме игры. Возможно, именно школа повлияла на приверженность архитектора ярким цветам, пробудила фантазию, привила любовь к природе. Это было единственное учебное заведение, которое он окончил: в Венской академии изящных искусств, где ощущалось сильное влияние Эгона Шиле, Фриденсрайх проучился всего два дня, предпочтя кабинетным штудиям свободную поездку по Европе. Так началось его путешествие в поисках идеального дома.

Это путешествие оказалось длиною в жизнь, а она была столь же пестрой, насыщенной, ломающей традиции и устои, как и его яркие, брызжущие цветом и энергией картины, раскрашенные самолеты, придуманные почтовые марки, эмблемы, плакаты, монеты, гербы, знамена и, конечно же, сказочные дома, возникшие в реальности вопреки всем архитектурным канонам. Можно сказать, это был первый дизайнер-рекламист, универсал в современном понимании.

Символом творчества Хунлертвассера стала улитка, медленно передвигающаяся по виноградному листу и несущая на себе дом, закрученный в спираль. Олицетворяющая единство обитателя и обители, улитка сделалась главным сюжетом, к которому, варьируя его всякий раз иначе, он возвращался снова и снова. Кругообразная линия бесконечности, спираль превратилась в любимую тему, форму и содержание, став реальным воплощением мировой гармонии. Он рисовал эти бурные водовороты особой страстью и тщательностью, чувствуя какую-то неведомую силу, управляющую его рукой. Взамен линии и углы Хундертвассер считал причиной упадка, из-за которого человек никогда не достигнет гармонии.

Он пытался отучить общество от линейности мышления. В 1959 году устроил в Гамбурге любопытный «спектакль». Пока зрители толпились в помещении, ожидая представления. Фриденсрайх начал вести кистью, выбрав точку внизу стены. В течение двух дней и ночей он и два его помощника непрерывно расцвечивали стену черно-красной вьющейся линией, которая ни разу не прерывалась. Эту линию, к тому времени достигшую высоты 2,5 м, а заодно и представление прервали городские власти. Хундертвассер сетовал, что ему не дали завершить задуманное и добраться до точки в центре потолка, где линия-спираль нашла бы свое завершение. В знак протеста художник отказался от должности доцента в Высшей школе искусства и покинул Гамбург.

Графика Хундертвассера сплошь состоит из таких вот кривых; любую его картину можно «разобрать», как конструктор, на ряд длинных закрученных линий. Многоцветная и геометричная, эта живопись лишь на первый взгляд может показаться слишком расплывчатой и абстрактной. При ближайшем рассмотрении оказывается, что каждая картина таит в себе особую концепцию. При этом надо добавить, художник создал огромное количество работ. Только при его жизни было издано 1 008 каталогов!

И все же Хундертвассер более известен в качестве курьезного архитектора - здания и постройки, возведенные им, узнаваемы мгновенно. Первый манифест, воплотивший его архитектурное кредо, был направлен против рационализма в зодчестве и озвучен в храме бенедиктинского монастыря. Свою дальнейшую концепцию он изложил в эссе и статьях и воплотил во множестве проектов. Идеальный дом по Хундертвассеру - внутри холма, идеальная крыша - та, которую покрывают цветы и трава, идеальные окна - это глаза, выражающие настроение. Уже на исходе жизни, обустроившись в Новой Зеландии, он создал себе такой дом, идеально вписанный в ландшафт, где крышей служил естественный холм.

Дома, им спроектированные, словно бы покрыты глазурью... Он очень любил голубой цвет, цвет распахнутых небес. Постепенно Хундертвассеру стали доверять австрийские градоначальники. Фриденсрайх возглавил несколько проектов по реабилитации жилых массивов: унылые кварталы он превращал в россыпь сказочных сюжетов. Как и Антонио Гауди, у которого с нашим героем немало общего, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку, превращая ее в мозаику. Он украшал дома золотыми или голубыми куполами-маковками, нарушающими монотонность прямой крыши, оборудовал в стенах ниши для деревьев, словом, делал все возможное, чтобы «развеселить» пространство. Один из самых известных проектов - Kunsthaus, выставочный зал в Вене.

Всей силой своего парадоксального творчества Хундертвассер воспел окно. Он говорил, что дома состоят вовсе не из стен, как может показаться, а из окон. «Апартеид оконных рас должен прекратиться, - с жаром, достойным политической трибуны, писал художник. - Повторение неизменно одинаковых окон, как в модульной сетке, есть признак концентрационного лагеря. Окна, идущие в ряд, «строем», плечом к плечу, - грустны; окна должны танцевать.

У человека в многоквартирном доме должна быть возможность высунуться из своего окна и... например, поскрести стену. И ему должно быть разрешено длинной кистью - насколько он сможет дотянуться - расписать стену снаружи, чтобы издалека, с улицы, было видно: здесь живет человек, отличающийся от своих соседей, отличающийся от заключенных в квартиры порабощенных и стандартизированных людей».