Как кроить прямую юбку. Как сшить юбку. Подробный мастер-класс.

Построение чертежей и крой юбок

Для построения чертежей юбок необходимо снять несколько дополнительных мерок. По линии талии подвяжите шнурок или тонкую резинку и следите, чтобы все время оставались в одном положении, иначе мерки будут неточные.

1) объем талии 2) объем бедер 3) длина спины 4) расстояние от линии талии до пола сбоку 5) расстояние от линии талии до пола сзади 7) расстояние от пола до нижнего края юбки. Величину расстояния от пола до нижнего края юбки вычтете из мерок длины от талии до пола спереди, сбоку, сзади, т.о. определите длину юбки спереди, сбоку, сзади. Построение чертежа выкройки юбки начинайте от горизонтальной линии низа юбки

Наименование

Мерки
Юбка прямого покроя с 8-ю вытачками на фигуру с высокими бедрами

Мерки: От=37, Об=52, Дл сп =38 Длина юбки спереди до пола 100, Длина юбки сзади до пола 100, Длина юбки сбоку до пола 102.

2-х бок. вытачек=0,55R=8,8 (каждая=4,4)

передних вытачек=0,15R=2,4

задних вытачек= 0,3R=4,8

Юбка прямого покроя с выступающим животом

Мерки: От=39, Об=52, Дл сп =38 Длина юбки спереди до пола 103, Длина юбки сзади до пола 100, Длина юбки сбоку до пола 101.

от пола до низа юбки= 35 R=(ОБ+2)-(ОТ+1)=54-40=14

2-х бок. вытачек=0,4R=5,6 (каждая=4,4)

передних вытачек=0,25R=3,5(2 и 1,5)

задних вытачек= 0,35R=4,9

Юбка прямого покроя с 10-ю вытачками на фигуру с узкой талией

Мерки: От=33, Об=52, Дл сп =38 Длина юбки спереди до пола 100, Длина юбки сзади до пола 100, Длина юбки сбоку до пола 101.

от пола до низа юбки= 35 R=(ОБ+2)-(ОТ+1)=54-34=20

2-х бок. вытачек=0,25R=5 (каждая=4,4)

передних вытачек=0,2R и 0,15R (4 и 3)

задних вытачек= 0,2R=0,4 каждая

Юбка с фигурными вытачками

Мерки: От=37, Об=52, Дл сп =38 Длина юбки спереди до пола 100, Длина юбки сзади до пола 101, Длина юбки сбоку до пола 101.

от пола до низа юбки= 35 R=(ОБ+2)-(ОТ+1)=54-38=16

2-х бок. вытачек=0,35R=5,6

передних вытачек=0,35R=5,6

задних вытачек= 0,3R=4,8

5 Юбка прямого покроя с 8-ю вытачками на фигуру с выступающими ягодицами

Мерки: ОТ- 35, ОБ-52, Д сп- 38 R =(ОБ+2)-(ОТ+1)= 54-36= 18.

Величина раствора боковой вытачки= 0,35R =6,3 . Величина раствора передней вытачки 0,15R=2,7. Величина раствора двух задних вытачек= 0,5R= 9 (каждая=4,5).

6 Юбка- полуклеш
Наименование и фасон Крой

Юбка 4-х шовная с прорезным

карманом

Юбка с фигурными складками
Юбка с односторонней складкой сзади. Передняя вытачка образует карман

Пошив: К верхним и нижним подрезампришивается мешковина кармана. К нижней линии капмана пришивается листовица шириной 4 см в готовом виде. Линия кармана м.б. прямая или несколько выпуклая, т.е. фигурная

Юбка этого фасона можно вырезать без бокового шва. На спинке оформить одностороннюю складку. По фасонной линии переда делаем подрез на ткани.

Юбка фантазия.

фасонная линия образует карман

Пошив : к фасонной линии 2-ой детали приметывается холст и подкройная деталь. Все вместе пристрачивается на машине. После чего выворачиваем подкройную деталь на лицевую сторону и отюживаем. Затем 2-ю деталь настрачиваем на 1-ю отделочными строчками. В последнюю очередь прострачиваем мешковину кармана. Этими строчками прострачивается 2-я деталь и частично 2-я деталь настрачивается на 1-ю деталь по этим же строчками. Делают 6-7 строчек на расстоянии 0,5- 0,7 см.Направление строчек чередуются вправо и влево.

Юбка с клапанами

Юбка с фигурным патом и драпировкой

Пошив :Заложить драпировку. обработать пат подкройными обтачками. пат наложите на нижнюю часть юбки, приметайте, отстрочите и проутюжьте.

Юбка с верообразной складкой

Юбка с карманами и складками
от кармана

1

Фасоны, чертежи и крой юбок

Юбка с ассиметричными односторонними складками

Крой



Юбка с драпировкой

Юбка с односторонней складкой, переходящей в карман



Модель разработана на основе прямой юбки в развернутом виде. нанести фасонную линию и линию складки. При раскрое приббавить на одностороннюю складку 6-10 см.

Пошив. застрочить вытачки. Под верхнюю часть кармана подложить подкладочную ткань и обработать петлю. Обтачку кармана притачать к запасу на складку, затем обтачку кармана притачать к запасу на складку, затем обтачку отвернуть к лицевой стороне юбки, сметать и стачать все 3 слоя поверху сразу. вывернуть мыс, выпустить кант, дать отделочную строчку. Деталь с обтачкой кармана положить на переднюю часть юбки и прострочить на 1/3 длины складки. стачать внутренний шов складки, обработать застежку.

Крой



Юбка с застежкой и одним карманом



Модель разработана на основе чертежа прямой юбки в развенутом виде. Вместо застежки оформляется по месту правой передней вытачки.

Пошив Обработать верх клапана подкройной деталью из отделочной ткани с прокладкой, настрочить юбку на кокетку. Отделочная строчка проходит по карману и кокетке. Обработать обе стороны под застежку. Сделать петли. Подшить низ.

Крой

Фасон
Костюмная юбка двухшовная

Примечания: линия боковых срезов может быть сдвинута как в заднего, так и в сторону переднего полотнища. она может проходить и через середину ширины сетки. Для малых размеров рекомендуется последний вариант.

Пояснения к чертежу-

В=(ОБ+2)-(ОТ+1)

Бок выт=1/2 В

Раствор задней вытачки=1/3В

Раствор передней вытачки=1/3В

Юбка с большой разностью между объемом бедер и окружностью талии

Юбка с большим количеством складок

Количество складок-20

Ширина складки по талии-ОТ/10=40/10=4

1/3х15=5 ширина складок по бедрам

2/3х15= глубина

150:10=15- ширина и глубина складки

Ширина полотнища 50х3=150

Юбка чертится на ткани



Крой юбки с большим количеством складок


Раскле-шенная двухшовная юбка На сложенную ткань лицевой стороной внутрь кладут выкройки серединами. Даются припски на швы и на подгиб низа. По низу припуск 4-6. Боковой шов 2-3 и по линии талии 1 см
Крой расклешенной двухшовная юбки


Юбка с бантовой складкой сбоку

От середины полотнища по линии талии откладываем отрезок, равный (ОТ/4=38,4=9,5). От полученной точки до низа проводится линия разреза, параллельной линии середины переда. К этой линии подводится вытачка переда. Расход ткани при ширине 75-80- 3 длины юбки +10-15 см.

При ширине 90-100-2 длины +20 см.

При ширине 1,4 1 длина+ 10-15 см (если окружность бедер<=50см)

Раскрой Выкройка разрезается по линии разреза на 2 детали. 1-я деталь кладется с середины сложенной вдоль ткани(к сгибу). 2-я деталь отодвигается от 1-ой на глубину складки на 12-16см. Глубина складки по линии низа уменьшается с каждой стороны 1,5-2 см.

Юбка с подрезными карманами

Расход ткани: 75-90- 2 длины+ 15-20см

1,4- 1 длина + 20-25 см

Пошив : мешковина кармана прикрепляется лицевой стороной к лицевой стороне юбки и приметывается по основной детали и вытачивается швом шириной 0,8см. Выворачивается на лицевую сторону. шов выметывается с образованием канта шириной 0,2 см и проутюживается. После чего отстрачивается

Крой юбки с подрезными карманами
6 юбка на кокетке Формакокетки бывает разная: прямая, овальная, фигурная и т.д. Ширина кокетки определяется по отношению к длине бокового среза. Кокетка может быть притачной и накладной (кокетка настрачивается на полотнище или полотнище на кокетку. По краю кокетка обделывается строчкой, кантом, кружевом, оборкой, воланом, тесьмой.
Крой юбки на кокетке


ПОШИВ ЮБОК

1) По контурным линиям прокладывают силки. середины полотнищ отмечаются прокладочными стежками, сметываются вытачки. Сметываются сколотые предварительно булавками боковые срезы. На левом боку шов не доходит до верхнего среза на 16-20 см, где будет обработана застежка. К верхнему срезу приметывается карсажная тесьма или пояс. Делается примерка.

2) Стачиваются вытачки, в конце строчка свордится на нет и обрабатывается в этом месте. Слабина ткани сутюживаются. Вытачки могут быть разрезанными и неразрезанными. Иногда они переходят в мягкие складки или заменяются вытачками-защипами, складочками, подрезами, рельефными швами. Вытачки сметываются от центра к срезу и стачиваются от талии вниз. В тонких и мягких тканях вытачки заутюживаются в сторону середины. В плотных, толстых тканях разутюживаются по обе стороны от шва стачивания. Вытачки, переходящие в мягкие складки, стачиаются вначале по длине, а потом под углом к сгибу. Складки заметываются от линии ткани к бедрам и проутюживаются ч/з ткань, смоченную в воде, с добавлением уксуса (на 1 стакан воды 1 стол. ложка уксуса)

Наименование Описание и пошив
Юбка клеш- полусолнце

Прежде, чем шить юбку солнце или полусолнце, надо учесть, что нельзя кроить ткань с ворсом, а также ткань с односторонним рисунком. из клетчатой ткани рисунок не совпадает, в ворсовых тканях будет отсвечивать. перед раскроем нужно проверить, совпадает ли рисунок. в готовой юбке низ иногда неравномерно растягивается. избежать этого можно так: выкроенное полотно нужно сложить в 6-8 раз. К сложенной юбке приколите булавками кусок ткани и внутрь положите грузики для оттяжки. оттянутые неровности выравниваются во врем примерки.




синяя линия проводится, если одношовная юбка
Клеш "солнце" Обработка застежки Переднее и ззаднее полотнища выкраиваются с припуском на обработку застежки по левым боковым срезам длиной 16-20 см, шириной 3-4 см. К сгибу верхней чсти застежки с изнаночной стороны подкладывается кромка или долевик, равным по длине застежки+2 см, шириной 1,5-2 см и притачивается на расстоянии 0,2 см от края. Срез припуска окантовывается. Для обработки нижней части застежки из подкладочной ткани в тон верха юбки выкраивается обтачка длиной, равной длине застежки +2 см. Обтачка прикладывается лицевой стороной к лицевой стороне припуска и притачивается. Свободный срез обтачки подгибается на 0,5 см и прострачивается по изнаночной стороне швом 0,2 см. Припуск на застежки закрепляется на конце 2-3 поперечными строчками
Колокольчик(с одним швом)

Можно использовать ткань с шахматным рисунком. Расход- 2 длины.

для полных от низа длину изделия и по линии талии припосаживают

Шестиклинка

ОТ=76, ОБ=104, (ОБ+4)/6=108/6

Шестиклинка ГОДЕ

Юбки с кокетками

Кокетки в юбках могут быть со стороны как переднего, так и заднего полотнищ. Их различают по длине и по оформлению линии отреза — соединения с основной частью полотнища. Важно знать, что маленькая кокетка на юбке эрительно удлиняет фигуру, а большая — сокращает.
Вытачки по линии талии по возможности должны быть перенесены в линию отреза кокетки, поэтому ее лучше проводить через вершины вытачек. Если же линия кокетки расположена выше концов вытачек, то их верхнюю часть закрывают, а оставшуюся включают в рельефы, складки и другие конструктивные линии. Если кокетка расположена ниже линии вытачек, то их либо сохраняют, либо удлиняют до линии отреза.

Модель юбки с обрезной кокеткой (на уровне 14— 18 см) по линии бедер (рис. 1)

Верхний край переднего и заднего полотнищ юбки с обрезной кокеткой заложен в мелкие складки глубиной 4 см каждая. Посредине кокетки переда и переднего полотнища юбки проходит застежка на пуговицах.
На выкройку переднего полотнища юбки наносят линию кокетки (рис. 2). Вытачку удлиняют до этой линии. Нижнюю часть переднего полотнища отрезают по линии кокетки. Вытачку на кокетке переднего полотнища закрывают, сближая ее стороны, но не накладывая их друг на друга. Верхний и нижний края кокетки оформляют плавными линиями. По нижнему ее краю намечают контрольные метки расположения складок переднего полотнища юбки. На уровне этих меток выкройку раздвигают на величину глубины складок (по 4 см на каждую). От середины передней половинки кокетки и переднего полотнища юбки откладывают величину полузаноса юбки под застежку шириной 4 см (рис. 3)
На выкройку заднего полотнища юбки наносят линию кокетки. Она проходит через нижний конец вытачки. Нижнюю часть заднего полотнища юбки отрезают по линии кокеткя. Вытачку закрывают, сближая ее стороны. Верхний и нижний края кокетки оформляют плавными закругленными линиями. По нижнему краю кокетки намечают контрольные метки расположения складок заднего полотнища юбки. На уровне этих меток выкройку раздвигают величину глубины складок (по 4 см каждая).

Модель юбки с отрезной кокеткой (Рис. 4)

Спереди кокетка оформлена с удлинением по центру, сзади параллельно верхнему срезу юбки. На переднем полотнище посредине переда заложена встречная складка, а на уровне вытачек - односторонние складки. На заднем полотнище юбки на уровне вытачек заложены односторонние складки.
На выкройку переднего полотнища юбка наносят линию кокетки, проходящую через нижний конец вытачки (рис. 5). Выкройку разрезают по линии кокетки. Затем закрывают вытачку на кокетке переднего полотнища юбки, сближая ее стороны, но не накладывая друг на друга. Верхний и нижний края кокетки оформляют плавными линиями.

На выкройке нижней части переднего полотнища юбки намечают линию расположения складки. Выкройку разрезают по намеченной линии и раздвигают на величину глубины складки (от 8 до 14 см). От середины переднего полотнища юбки откладывают величину глубины встречной складки по центру (от 8 до 14 см). Складки закладывают в заданном направлении и соответственно оформляют верхний срез переднего полотнища юбки (рис. 6),
На выкройку заднего полотнища юбки наносят линию кокетки, параллельную верхнему срезу. Кокетка расположена выше конца вытачки. Выкройку разрезают по линии кокетки. Верхнюю часть вытачки закрывают, оформляя верхний н нижний края кокетки плавными закругленными линиями, а оставшуюся часть включают в складку из нижнего конца вытачки на заднем полотнище юбки. По намеченной линии складки деталь разрезают и раздвигают на величину ее глубины (от 8 до 14 см). Складку закладывают в заданном направлении, учитывая глубину оставшейся части вытачки, и оформляют верхний срез заднего полотнища юбки.
По нижнему срезу переднего и заднего полотнищ дают небольшое расклешение (2—З см) и соответственно оформляют линии боковых швов и низа изделия.

Модель юбки с отрезной кокеткой сложной овальной формы спереди и сзади (Рис. 7)

Модель юбки с отрезной кокеткой сложной овальной формы спередя и сзади. Переднее и заднее полотнища юбки заложены мягкими складками, выходящими из под кокетки. Юбка заужена квизу. На выкройку переднего полотнища юбки наносят линию кокетки (рис. 8). Нижний конец вытачки удлиняют до этой линии. На нижней части переднего полотнища юбки параллельно его середине проводят три параллельные линии. Выкройку разрезают по линии кокетки. Закрывают вытачку на кокетке переднего полотнища юбки, сближая ее стороны, и плавными линиями оформляют верхний и нижний края кокетки. На выкройке нижней части переднего полотнища юбки по намеченным линиям делают разрезы, выкройку раздвигают на величину раствора складок (от 4 до 10 см), при этом нижний срез оставляют неизменным. Затем оформляют верхний и нижний срезы переднего полотнища юбки (рис. 9).

Юбки с оборками

Конструкции юбок с оборками строятся путем преобразования чертежа основы прямой юбки. На выкройку основы наносят линии притачивания оборок и оформляют их в зависимости от того, притачиваются они со сборкой или без нее.

Рис.1. Юбка с обоками по низу.

Рис. 2. Линия притачивания юбки.

Рис.3.

Юбка прямая, плотно прилегающая по бедрам с оборкой по низу. На выкройку переднего полотнища юбки наносят линии притачивания сборки (рис. 2) и разрезают по ней выкройку. Затем выкройку нижней части юбки разделяют на 5 равных частей, проводя четыре линии, параллельные середине ее переднего полотнища, разрезают и раздвигают на нужную величину в зависимости от фасона - на 5—15 (рис. 3). Заднее полотнище юбки строят аналогичным способом.

Юбка с подрезами и оборками сбоку

Юбка прямая, плотно прилегающая по бедрам, с рельефными линиями на уровне вытачек спереди и сзади. По боковым частям внизу оформлены подрезы с оборками.
На выкройку переднего полотнища юбки наносят линии рельефов и подрезов (рис. 2). Рельефная линия. параллельная середине переднего волотнища юбки, начинается на уровне конца вытачки и продолжается до низа. На боковой его части обозначают линию приталивания оборки. Затем нижнюю часть оборки разделяют на 4 равные части и проводят три линии, параллельные середине переднего полотнища. Выкройку разрезают по рельефной линии (рис.3), учитывая глубину раствора вытачки, и по линии притачиванив оборки. Для получения оборки нижнюю часть юбки разрезают на четыре части и раздвигают на нужную величину в зависимости от фасона (на 5—15 см).
Заднее полотнище юбки строится аналогично переднему.

Юбка со сложными подрезами — с кокетками из боковых швов, переходящих в рельефные линии, и тремя присобранными оборками из-под кокеток на боковых частях.

Рис.1. Юбка со сложными подрезами и оборками по бокам

Рис.2. Нанесение линий сложного подреза

Рис.3. Раздвиг чертежа выкройки юбки со сложными подрезами

Рис.4. Раздвиг чертежа выкройки юбки со сложными подрезами

На выкройку переднего полотнища юбки наносят линию сложного подреза (рис. 2). Затем параллельно низу юбки проводят линии притачивания оборок и далее параллельно середине переда — линии, разделяющие оборки на три равные части. Выкройку разрезаюг по линии сложного подреза, а затем контуры верхней, средней и нижней частей оборок на боковой части юбки переводят с выкройки на другой лист бумаги. Каждую из оборок раздвигают на величину сборки — от 5 до 15 см (рис. 3 и 4).
Выкройка заднего полотнища юбки строится аналогично выкройке переднего, с небольшими изменениями. Сложная рельефная линия подреза расположена здесь близко к концу вытачки. Поэтому последнюю целесообразно закрыть, а ее конец продлить к линии рельефа, тем самым заложив вытачку в рельефную линию на уровне кокетки. Если позволяет ширина ткани, боковые швы на сборках делать не следует.

Три маленькие незаутюженные складки, выходящие из наклонной, слегка изогнутой вытачки, создают эффект драпировки.
На выкройку переднего полотнища юбки наносят линии направления складок-драпировок (рис. 2). По намеченным линиям выкройку разрезают и разводят на желаемую величину. Расстояние между складками не должно быть одинаковым: между первой и второй оно примерно 3,5—4 см, а с каждой последующей уменьшается на 0,5 см по сравнению с предыдущим (рис. 3).

Модель 2 (рис. 4)
Юбка с асимметричной драпировкой по переднему полотнищу.

При асимметричной драпировке выкройку переднего полотнища юбки строят в полном размере. Дралировку можно расположить от линии тални до линии бедер и ниже. Если она проходит ниже линии бедер, то для большей элегантности юбку зауживают внизу по боковым швам на 2—3 см с каждой стороны. На выкройке намечают линию подреза, по которой будут располагаться складки дралировки (рис. 2). Размещать их в крайних точках линии лодреза нежелательно, необходимо отступить на 2—З см. От линии подреза к боковому шву проводят Ливии, определяющие направление складок.
Сначала разрезают выкройку переднего полотнища юбки по линии подреза (рис. 3) и закрывают вытачку на его левой части, а затем — по намеченным линиям драпировок. Ширина складок составляет от 3,5 до 4,5 см.
Заднее полотнище юбки оставляют без изменений.

Модель З (рис. 4)
Юбка с мягко драпирующимся запахом по переднему полотнищу

Выкройку переднего правого полотнища юбки строят в полном размере. Намечают линии подрезов (рис. 2), по которым будут проходить складки драпировкк. Эти линии идут от бокового шва к низа юбки до вытачки на талии на расстоянии 5—6 см друг от друга. По фасону намечают скругленную линию низа.
По намеченным линиям выкройку правого переднего полотнища разрезают и разводят на принятую величину (рис. 3) — от 10 до 15 см.
Левое переднее полотнище юбки оставляют без изменений, т. е. с вытачками по талии. Заднее полотнище также оставляют без изменений.

Построение конструкции конических юбок

ПОСТРОЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ КОНИЧЕСКИХ ЮБОК

К коническим относят юбки покроя клеш,"солнце" и "полусолнц" - клеш, "колокол".
Принцип построения выкроек таких юбок однотипен:
При построении чертежа уровня линии талии, бедер и низа определяют от точки О вниз по вертикали. При этом расстояние от точки О до линии талии выбирают о зависимости от проектируемой формы юбки, когда ОТ=К*Ст, где Ст— полуобхват талии, а К— коэффициент, характеризующий кривизну верхнего среза юбки. Для конических юбок К составляет: для покроя солнце — 0,32; полусолнце — 0,64; большой колокол — 0,8; средний —0,9; малый — 1,0; большой клеш — 1,2; клеш — 1,4.
В зависимости от модели юбка может быть одношовной и двухшовной.
При построенвию выкройки юбки- солнце на середине прямой горизонтальной линии ставят точку О (рис. 1.) и вправо от нее откладывают отрезок:
ОТ=0,З2(Ст+Пт).
От точки О радиусом, равным ОТ, проводят полуокружность Т, Т1, Т2 — линию талии юбки. От точки Т отклздывают отрезок ТН — длину юбки, а из О радиусом, равным ОН, проводят дугу НН1Н2 линию низа юбки
В связи с тем, что долевая нить ткани проходит по линии Н1Н2, на линии ОН будет располагаться косая часть юбки. Для предохранения ее от растяжения корректируют линию низа: от Н откладываюг 4 см в ставят точку Н1’, а от Т вверх отмеряют 2 см и получают точку Т1’ . Через точки Т1, Т1’ и Т2 проводят линию талии, а через Н1, Н1’ и Н2 — линию низа (см. рис. 1).
При построении чертежа юбки полусолнце на листе бумаги чертят прямой угол с вершиной в точке О (рис. 2). От нее вниз откладывают отрезок ОТ:
ОТ=0,б4(Ст + Пт).
Из О радиусом ОТ проводят дугу до пересечения со второй стороной прямого угла в точке Т1. На ней отмеряют отрезок ТН, равный длине юбки, и радиусом 0Н проводят линию низа.
На выкройке косой части юбки сокращают линию низа на 3,5 см, а линию талии — на 1,7 см с целью предохранения этой части юбки от растяжения.
При построении чертежа юбки колокол на середине горизонтальной линии обозначают точку О (рис. 3). Вправо от нее в зависимости от модели откладывают отрезки:
ОТ1=0,8(Ст+Пт) —для большого колокола;
ОТ2=0,9(Ст+Пт) — для среднего;
0Т3=1 (Ст+Пт) —для малого.
От точки О радиусом ОТ1 проводят полуокружность. От Т1 по кривой откладывают величину мерки полуобхвата талии (Ст) и ставят точку Т1’. Через точки О и Т1’ проводят прямую. От Т1’ по горизонтали отмеряют отрезки Т1’Б1’ и Т1’Н1’:
Т1Б1 =Дтс/2,
а Т1Н1 — длина юбки в готовом виде.
Из точки О, как из центра, радиусом ОБ1 и ОН1 проводят линии бедер и низа.
Аналогично строят чертежи юбок покроя среднего и малого колокола.
На косой части производят сокращение размеров по линии низа и талии: для большого колокола по нижнему срезу — З и по талии — 1,5 см; среднего — соответственно 2,5 и 1,25 см и малого — 2 и 1 см.
Для юбок, степень расклешенности которых определяет коэффициент 1,2—1,4, чертежи строятся аналогично предыдущему. Однако для фигур с тонкой талией и большим обхватом бедер ширина юбки по линии белер может быть недостаточной — меньше мерки Сб. В таких случаях при построении чертежа необходимо проверять длину дуги по линии бедер (рис. 4). Если она меньше величины Сб+2 см, то ее продлевают на недостающую величину и ставят точку Б. Из О через полученную точку Б проводят прямую до пересечения с дугами из Т1 и Н1 в точках Т и Н. В результате ширина юбки по линии талии будет больше проектируемой. Если излишек превышает 1,5 см, то его убирают в одну или две вытачки, располагаемые либо в срезах юбки, либо в обычных местах.

ЮБКА, СУЖИВАЮЩАЯСЯ КНИЗУ

На рис. 5 изображена юбка на кокетке, суживающаяся книзу. Для того, чтобы сделать выкройку такой юбки, на основную выкройку прямой юбки с шестью вытачками наносят линии фасона. Делают это следующим образом (рис. 6а). Середину переда от линии талии до линии бедер делят пополам. Затем расстояние от точки деления до линии бедер также делят пополам. От верхней точки деления (расстояния от талии до бедер) влево под прямым углом к линии середины переда откладывают 4 см. Конец передней вытачки соединяют с точкой 4 и далее с нижней точкой деления на линии середины переда. По низу юбки от середины переда влево откладывают б—10 см. Точки б—10 и нижнюю точку деления на линии середины переда соединяют. Заштрихованную часть выкройки срезают, закрывают вытачку и, если это предусмотрено фасоном, разрезают по линии. фасона.
Раскладка выкройки на ткань (рис. 6 б). При крое делают следующие припуски на швы (в смх): по линии талии — 1, по сере

Но выход, разумеется, есть. Мы предлагаем освоить азы конструирования, чтобы без проблем построить себе идеальную модель. Начнем наш курс с построения прямой классической юбки.

Вам понадобится:

  • миллиметровая бумага (),
  • карандаш,
  • ластик,
  • линейка (),
  • лекало портновское,
  • калькулятор
  • для снятия измерений с фигуры нам пригодится сантиметровая лента

Мерки для построения

  • Ст – полуобхват талии (мерки обхватов мы делим пополам и получаем полуобхваты)
  • Сб – полуобхват бедер
  • Ди – длина изделия

Как снять мерки

Обхват талии

Снимая мерки обхвата талии нужно обратить особое внимание на то, что сантиметровая лента должна располагаться строго горизонтально в самом узком месте. Не натягивайте ленту, так как это может повлечь за собой заужение изделия по линии талии.


Рис. 1

Обхват бедер

Снимая мерку обхвата бедер, нужно так же обратить особое внимание на то, что сантиметровая лента должна располагаться строго горизонтально, проходя по самым выступающим точкам ягодиц. Лента также должна проходить с некоторой свободой и без натяжения. Расстояние от талии и до выступающих точек ягодиц и есть измерение высоты бедер.


Рис. 2

Прибавки на свободу облегания

  • прибавка по талии (Пт) 0 – 1,0см,
  • прибавка по бедрам (Пб) 0 – 2,0см.
Прибавки зависят от типа ткани, ее эластичности, а также желаемой свободы изделия, и это обязательно нужно учесть при построении. Для примера мы возьмем средние значения. Также нужно учесть, что прибавки мы используем для построения половины изделия.

Для построения юбки классической мы возьмем размер 44 (это размер 88 см по груди) на рост 170.

Мерки

  • Ст=33,5 см,
  • Сб=48,0 см,
  • положение линии бедер для построения юбки: 18,0 – 20,0 см (это измерение зависит от типа фигуры, при значительно нестандартной фигуре это измерение необходимо снять непосредственно с фигуры).
Прибавки: Пт=0,5 см, Пб=1,0см.

Расчет для построения

  1. Ст+Пт=33,5+0,5=34,0 см – ширина юбки по линии талии.
  2. Сб+Пб=48,0+1,0=49,0 см – ширина юбки по линии бедер и ширина сетки для построения.
  3. Вб=19,0см – положение линии бедер
  4. Ди=55,0 см – длина изделия в готовом виде и высота сетки для построения.

Шаг 1. Построение сетки

Первой точкой построения берем точку Т – и от нее откладываем вправо ширину сетки – 49,0см, проводим линию и в конце отрезка ставим точку Т1.

Вниз от точки Т откладываем высоту сетки и ставим в конце отрезка точку Н – длина изделия – соответствует линии низа изделия.

Завершаем прямоугольник, выстроив точку Н1 вправо от точки Н. отрезок Н-Н1 также равен 49,0 см и является шириной базовой сетки.

Также для построения нам необходима линия бедер: от точки Т вниз на отрезке ТН откладываем расстояние равное высоте бедер = 19,0 см. а вправо откладываем горизонтальную линию и на отрезке Т1-Н1 получаем точку Б1.

Намечаем линию бокового шва, она будет располагаться посередине сетки, т. е. 49,0 см/2=24,5 см.

Первый и важный этап построения должен выглядеть так, как показано на рис. 3.



Рис. 3

Шаг 2. Построение вытачек

Для построения вытачек по переднему, заднему полотнищу и боковому шву нужно выполнить расчет: (Сб+Пб)-(Ст+Пт)= Гвыт (глубина вытачки).

49,0см - 34,0 см=15,0 см – это общая разница между величиной талии и бедер, а также полная сумма вытачек по талии изделия.

В боковой шов мы закладываем половину разницы между бедрами и талией, что составляет 15,0 см/2=7,5 см.

В свою очередь нужно общую вытачку по боковому шву разделить на вытачку по переднему полотнищу, и вытачку по заднему полотнищу, что составит 7,5 см/2=3,7 см.

Построение вытачки бокового шва

Откладываем от точки Т2 влево точку Т3 и вправо точку Т4 расстояние 3,7 см, соединяем точки Т3 и Т4 с точкой Б2, у нас получилась временная линия бокового шва.

Оставшуюся вытачку по талии нужно распределить в процентном соотношении 30%/70% по талии передней/задней части юбки соответственно.

Общая сумма вытачки по талии переднего полотнища 7,5*30%=2,2 см, общая сумма вытачки по талии заднего полотнища 7,5*70%=5,2см.

Для удобства построения нужно общую сумму вытачки разделить на 2, в связи с этим половина вытачки переднего полотнища будет составлять 2,2 см/2=1,1 см, а половина вытачки заднего полотнища будет составлять 5,2 см/2=2,6 см.

Длина вытачки переднего полотнища должна быть 8,0 – 11,0 см, а длина вытачки заднего полотнища – 15,0 – 20,0 см.

Для примера возьмем среднюю длину вытачек для построения:

  • длина вытачки переднего полотнища – 9,0 см
  • длина вытачки заднего полотнища – 17,0 см.

Длина вытачки переднего и заднего полотнища зависит от типа фигуры и высоты бедер: для более высоких бедер вытачки нужно сделать короче, для более низких бедер вытачки необходимо удлинить.

Расположение вытачек на переднем и заднем полотнище должно быть на расстоянии около 50% от центра переднего полотнища и заднего полотнища до бокового шва.

Для построения вытачки заднего полотнища расстояние Т-Т2*50%=24,5*50%=12,2 см.

Для построения вытачки переднего полотнища расстояние Т1-Т2*50%=24,5*50%=12,2 см.

Построение вытачки заднего полотнища

Откладываем от точки Т по линии талии вправо точку Т5, и опускаем вниз перпендикуляр до точки Т51, длиной 17,0 см – длина вытачки ЗП. Раствор вытачки заднего полотнища 2,6 см откладываем в каждую сторону от перпендикуляра и ставим точки Т5* и Т5** соответственно. Соединяем данные точки с точкой Т51. Вытачка заднего полотнища готова.

Построение вытачки переднего полотнища

Откладываем от точки Т1 по линии талии влево точку Т6, и опускаем вниз перпендикуляр до точки Т61, длиной 9,0 см – длина вытачки ПП. Раствор вытачки переднего полотнища 1,1 см откладываем в каждую сторону от перпендикуляра и ставим точки Т6* и Т6** соответственно. Соединяем данные точки с точкой Т61. Вытачка переднего полотнища готова.

Второй этап построения должен выглядеть так, как показано на рис. 4.



Рис. 4

Шаг 3. Построение бокового шва

Для построения бокового шва отрезок Т3Б2 и отрезок Т4Б2 разделить пополам – получаем точки Т31 и Т41. Из этих точек выстраиваем перпендикуляр Т32 и Т42 величиной 0,5 см.

Для выравнивания линии талии необходимо удлинить линии боковых швов переднего и заднего полотнища на 0,5 см. В соответствии с этим, линию временного бокового шва Т3Б2 и Т4Б2 необходимо удлинить вверх на 0,5 см и получаем точку Т3* и Т4*.

Третий этап построения должен выглядеть так, как показано на рис. 5.



Рис. 5

Шаг 4. Силуэт юбки

Силуэт классической прямой юбки по линии низа может варьироваться, и боковой шов может немного расширяться или заужаться по линии низа. Для более строгого силуэта выполним небольшое заужение по боковому шву. Для этого по линии низа от точки Н2 в каждую сторону отложим заужение в размере 1,5 см и получим соответственно точки Н3 и Н4.

Четвертый этап построения должен выглядеть так, как показано на рис. 6.



Рис. 6

Шаг 5. Линия бокового шва

Через точки Т3*-Т32-Б2-Н3 и Т4*-Т42-Б2-Н4 проводим линии боковых швов переднего и заднего полотнищ. Линия бокового шва должна быть плавная, выполненная по лекалу.

Пятый этап построения должен выглядеть так, как показано на рис. 7.



Рис. 7

Шаг 6. Линия талии

Далее точки Т5**-Т3* соединяем плавной линией – получается линия талии ЗП, а точки Т6**-Т4* соединяем плавной линией – получаем линию талии ПП.

Шестой этап построения должен выглядеть так, как показано на рис. 8.



Рис. 8

Шаг 7. Линия низа

Для того чтобы линия низа по боковому шву не была углом ее нужно удлинить вниз на 0,2 см с каждой стороны. Далее соединяем точки Н-Н3 и Н1-Н4 плавной у бокового шва линией.

Седьмой этап построения должен выглядеть так, как показано на рис. 9.



Рис. 9


Основное построение юбки завершено, в итоге у нас получился чертеж переднего и заднего полотнища юбки, как показано на рис. 10.



Рис. 10

Шаг 8. Построение пояса

Для построения пояса необходимо измерить длину линии талии и проверить ее с изначально рассчитанной величиной по линии талии.

Длины участков по заднему и переднему полотнищу равны: 9,6 см+5,9 см+7,4 см+11,0 см=34,0 см. Первоначально рассчитанная ширина юбки по талии составила 34,0 см, значит чертеж верен.

Длина пояса составляет 34,0 см в половине и ширина пояса для классической юбки 3,0 см.

Этот этап построения должен выглядеть так, как показано на рис. 11.



Рис. 11


Теперь детали юбки нужно перевести на кальку, соединить вытачки, если это необходимо, деталь переднего полотнища отзеркалить, чтобы деталь переда была цельновыкроенная. Вырезать для удобства раскроя, как показано на рисунке 12. Припуски можно нанести на кальке или непосредственно на ткань.



Рис. 12


Поняв основной принцип построения классической юбки, вы можете добавлять различные детали (разрезы, шлицы, карманы, застежки, кокетки, различные подрезы) и создавать свои неповторимые модели. Такие элементы внесут яркую индивидуальность даже в такую базовую модель, как классическая юбка. А также на ее основе вы можете создать и другие изделия.

В следующем мастер-классе по конструированию мы расскажем, как построить юбку из клиньев и юбку-годе .

Как построить юбку-солнце

Юбка-солнце - это один из вариантов юбки-клеш. Она также имеет расклешенный силуэт и строится на основе окружности. Вы можете самостоятельно сделать выкройку юбки-солнце с помощью нашего мастер-класса . Пошаговый иллюстрированный мастер-класс расскажет, как правильно снять мерки, сделать расчеты для построения и выполнить конструкцию юбки-солнце, юбки-полусолнце и юбки-клеш на основе 1/6 части окружности.

Автор мастер-класса Ольга Кузнецова
Фото и иллюстрации: Ольга Кузнецова
Материал подготовила Анна Соболева

Авторы статьи: Валентина Нивина Александр Нивин.

Предлагаем вашему вниманию ещё одну методику построения выкройки прямой юбки. Если предыдущая методика рассчитана на так называемые стандартные фигуры и больше подходит для массового пошива, то данная методика хороша тем, что с её помощью можно построить выкройку на любую фигуру, в том числе и на фигуру, имеющую отклонения от общепринятых стандартов. Эта методика по сравнению с предыдущей учитывает некоторые индивидуальные особенности конкретного человека.

Есть ещё более точные методики, способы и приёмы, применяемые для построения выкроек при индивидуальном пошиве юбок. С ними мы познакомимся позже.

Начинаем со снятия мерок.

Для того чтобы правильно снять мерки, нужно повязать на линии талии шнурок или тонкую резинку Причём шнурок должен лежать в том месте туловища, где обычно при носке располагается поясок юбки, а не горизонтально пола. В противном случае в процессе носки пояс юбки неизбежно будет стремиться занять своё привычное положение, что повлечёт за собой смещение боковых швов в сторону переда или спинки, т.е. нарушение их вертикальности, а значит и нарушение горизонтальности линии низа. От этого пострадает весь внешний вид юбки.

К процессу снятия мерок всегда следует подходить с особой ответственностью, так как от этого зависит конечный результат.

Для построения чертежа юбки дополнительно к полуобхватам талии и бёдер, необходимо снять следующие мерки:

В нашей таблице в качестве примера мы взяли мерки полуобхватов для 48 размера, длину произвольную, а вы снимаете свои мерки или мерки человека, которому собираетесь шить эту юбку.

Полуобхват талии Ст

Для поясных изделий мерку полуобхвата талии измеряют по тому месту туловища и в том положении, где обычно носят поясок юбки, а не горизонтально полу. Мерку записывают в половинном размере.

Полуобхват бедер Сб

Измеряют горизонтально по наиболее выступающим точкам ягодиц, учитывая выпуклость живота. Мерку записывают в половинном размере.

Расстояние от талии до пола спереди

Измеряют по середине переда вертикально вниз от шнурка на линии талии до пола.

Мерку записывают полностью.

Расстояние от талии до пола сбоку

Измеряют по боковой линии вертикально вниз от шнурка на линии талии до пола.

Мерку записывают полностью.

Расстояние от талии до пола сзади

Измеряют сзади по середине спины вертикально вниз от шнурка на линии талии до пола.

Мерку записывают полностью.

Расстояние от пола до нижнего края юбки

Измеряют от пола до уровня желаемой длины юбки. Или определяют расчетным путем, вычитая от расстояния от талии до пола желаемую длину юбки. Например, 102–67(длина юбки) = 35см. Мерку записывают полностью.

Длина спины до талии Дст

Измеряют от седьмого шейного позвонка до линии талии. Мерку записывают полностью.

Кроме основных мерок необходимо предусмотреть прибавки на свободное облегание по линии талии и бёдер. Эти величины зависят от нескольких факторов, таких, например, как толщина и плотность ткани, особенности конкретной фигуры, направление моды, пожелания клиента и пр. И самое главное, все это определяете вы, исходя из того, какие задачи вам нужно решить.

Мы возьмём следующие прибавки:

По линии талии Пт - 0 см

По линии бёдер Пб - 1 см.

Особенностью данной методики является то, что построение выкройки начинается не с линии талии, а с линии низа юбки.

Поэтому начнём построение с левого нижнего угла с вершиной в точке Н.

От этой точки вверх откладываем длину юбки сзади Дюз.

Чтобы определить длину юбки сзади, производим вычитание: Расстояние от талии до пола сзади минус расстояние от пола до нижнего края юбки.

Дюз=101-35=66 см.

От точки Н вверх откладываем 66 см и ставим точку Т.

Расстояние от линии талии до линии бёдер обычно колеблется в пределах 18–20 см (редко до 23 см), вне зависимости от того, каким путём оно определяется. Поэтому в некоторых методиках эта величина предлагается как постоянная, например, 18 см для всех размеров.

Вы можете определить её по формуле - это 1/2 мерки длины спины до талии минус 1-2 см или ещё проще - взять сантиметр и промерять это расстояние на конкретной фигуре.

От точки T вниз отложим полученный результат и поставим точку Б.

В нашем примере это 18 см, мы определили его по вышеупомянутой формуле Дст: 2 - 1 см = 38: 2 - 1 = 18 см.

Из точки Б вправо проводим горизонтальную линию.

Определяем ширину юбки - полуобхват бёдер плюс прибавка на свободное облегание.

Сб + Пб = 52 + 1 = 53 см

От точки Б вправо откладываем эту величину и ставим точку Б1.

Через точку Б1 вверх и вниз проводим вертикальную линию. Точку пересечения с линией низа обозначим буквой Н1

Чтобы определить длину юбки спереди Дюп, производим вычитание: Расстояние от талии до пола спереди минус расстояние от пола до нижнего края юбки.

В нашем примере это выглядит так:

Дюп = 100 - 35 = 65 см.

От точки Н1 вверх откладываем 65 см и ставим точку Т1.

Положение бокового шва можно определить по формуле, приведённой ниже, но всегда нужно учитывать особенности конкретной фигуры (выпуклости ягодиц, выступающий живот) и исходя из этого, сдвигать боковой шов в ту или иную сторону.

В нашем примере боковой шов определён по формуле:

Расстояние ББ1 (ширина юбки) разделённое на 2 плюс 1 см.

53:2+1=27,5 см.

От точки Б1 влево откладываем 27,5 см и ставим точку Б2, через которую проводим вертикальную линию. Точку пересечения с линией низа обозначаем буквой Н2.

Длина юбки сбоку.

Чтобы определить длину юбки сбоку, производим вычитание:

Расстояние от талии до пола сбоку минус расстояние от пола до нижнего края юбки.

В нашем примере это выглядит так:

102 - 35 = 67 см, а вы проводите расчёты со своими цифрами.

От точки Н2 вверх откладываем 67 см и ставим точку Т2.

Соединяем точки Т, Т2 и Т1 прямыми линиями.

Расчёт вытачек по линии талии.

Суммарный раствор вытачек по линии талии определяется вычитанием полуобхвата талии с прибавкой на свободное облегание из ширины юбки по линии бёдер, т.е. из полуобхвата бёдер с прибавкой на свободное облегание.

В нашем примере это выглядит так:

(Сб+Пб) - (Ст+Пт)=(52+1) -

(38+0) = 15 см.

А вы подставяете в формулу свои значения.

Раствор передней вытачки равен 0,16 - 0,2 от суммарного раствора вытачек 0,2 х 15 = 3 см.

Раствор задней вытачки равен 0,3-0,35 от суммарного раствора вытачек 0,35 х 15 = 5,2 см.

Раствор боковой вытачки равен 0,45-0,5 от суммарного раствора вытачек 0,45 х 15 = 6,8 см.

Коэффициент, который вы будете выбирать для расчётов должен как можно точнее отражать особенности конкретной фигуры.

Проверяем: 3 см + 5,2 см + 6,8 см =15 см

Положение передней вытачки можно определить расчётным путём, а лучше исходить из особенностей фигуры и в соответствии с ними сдвигать вытачку ближе к боковой линии или к линии середины переда, в зависимости от этих особенностей (наличие и форма живота).

Более того, положение вытачек, как на переднем, так и на заднем полотнищах можно определить при первой примерке. Подробности такого способа в следующих статьях.

В данном примере мы определяем положение вытачки при помощи одной из нескольких существующих формул:

Ширину юбки по линии бёдер делим на 5:

ББ1: 5 = 53: 5 = 10,6 см.

От точки Б1 влево откладываем 10,6 см и ставим точку Б3. От этой точки вверх проводим вертикальную линию до пересечения с линией талии и ставим точку Т3.

Длина передней вытачки может значительно колебаться в своих размерах (от 6 до 14 см и более), если мы говорим об индивидуальном подходе.

В нашем примере мы определим её по формуле, умножив раствор вытачки на 4, получаем: 3 х 4= 12 см.

Откладываем эту величину вниз от точки Т3 и ставим точку В.

От точки Т3 влево и вправо откладываем по половине раствора передней вытачки 3: 2 = 1,5 см и ставим точки В1 и В2.

Соединяем точку В с точками В1 и В2. С помощью циркуля выравниваем стороны вытачки по меньшей стороне и ставим точку В3. (Рис. 11 Увеличен.)

Стороны вытачек могут быть прямыми и выгнутыми. Их конфигурация зависит от формы живота. В нашем примере вытачки слегка выгнуты, а вы ориентируетесь на данные фигуры вашего клиента.

Положение, длина и глубина задней вытачки.

Положение задней вытачки можно определить расчётным путём, аналогично передней вытачке, но всегда необходимо учитывать особенности фигуры, и в соответствии с ними корректировать положение вытачек.При необходимости сдвинуть вытачку ближе к боковой линии или к линии середины переда.

Длина задней вытачки также должна основываться на особенностях конкретной фигуры (форма ягодиц).

Следует лишь иметь в виду, что вершина задней вытачки не должна подходить ближе, чем на 3 - 4 см к линии бёдер (к выступающей точке ягодиц).

Мы определяем положение задней вытачки так же, как и передней:

ББ1: 5 = 53: 5 = 10,6 см.

От точки Б вправо откладываем 10,6 см и ставим точку Б4. От точки Б4 вверх проводим вертикальную линию.

В точке пересечения с линией талии ставим точку Т4.

От точки Т4 вниз откладываем длину вытачки 14-15 см и ставим точку В4.

От точки Т4 влево и вправо откладываем по половине раствора задней вытачки

5,2: 2 = 2,6 см и ставим точки В5 и В6.

Соединяем точку В4 с точками В5 и В6.

Стороны вытачки выравниваем с помощью циркуля по большей стороне и ставим точку В7.

Стороны вытачек могут быть прямыми и выгнутыми. Их конфигурация зависит от формы ягодиц. Фигура с плоскими или пышными ягодицами, все это индивидуальные особенности конкретной фигуры, отсюда и следует исходить.

Мы в своём примере стороны задней вытачки несколько выгнули, чтобы обеспечить хорошую посадку на умеренно пышных ягодицах нашего условного клиента.

Определяя длину боковой вытачки следует учесть, что участок от талии до бёдер по боковой линии у каждого человека имеет индивидуальную конфигурацию.

Длина боковой вытачки зависит от крутизны бёдер конкретного человека, т.е. того, кому вы делаете выкройку.

В среднем длина боковой вытачки равна 15 -18 см.

От точки Т2 вниз по боковой линии откладываем 16 см и ставим точку В8.

От точки Т2 влево и вправо откладываем по половине раствора боковой вытачки 6,8: 2 = 3,4 см и ставим точки В9 и В10.

Если полученная величина больше 4 см, то лучше сделать по две вытачки на переднем и на заднем полотнищах юбки, чем закладывать все в боковые вытачки.

Точки В9 и В10 соединяем пунктирной линией с точкой В8. Стороны вытачки с помощью циркуля выровнять по большей из сторон и поставить точку В11.


Если вы строите выкройку для пропорционально сложенной фигуры, стороны вытачки разделите пополам и от полученных точек деления под прямым углом к вспомогательным линиям отложите по 0,3 - 0,5 см и оформите боковые линии плавной кривой.

Если же вы имеете дело с фигурой, в которой крутизна бёдер имеет свои особенности, тогда боковую линию следует привести в соответствие с этой крутизной.

Причём это не значит, что боковая линия должна повторять изгибы фигуры. Скорее это значит, что, меняя конфигурацию боковой линии, можно изменить акценты, т.е. кое-что скрыть, завуалировать и таким образом добиться желаемого визуального эффекта.

При раскрое в местах, которые вызывают у вас сомнения, увеличьте припуски для последующего уточнения при примерке и возможной коррекции деталей кроя.

Окончательно линию верхнего среза юбки оформляем вогнутой линией при закрытых вытачках.

ВАЖНО: Линия верхнего среза юбки должна подходить к средним линиям под прямым углом.


Построение закончено.

Это базовая выкройка прямой юбки.

На её основе вы можете создавать различные фасоны юбок.

Детали кроя

В ближайшее время мы представим вниманию наших посетителей еще несколько методик построения выкройки юбки, которые в той или иной степени учитывают особенности нестандартных фигур.

Желаю Вам вдохновения и уверенности в своих силах.

Готовая выкройка в натуральную величину модной юбки этого сезона. Спереди – это юбка-годе, а сзади – юбка с воланом . По бокам среднего клина юбки расположены высокие складки. На юбке имеются карманы в отрезных бочках.

Юбка с воланом, так же как и юбка-годе, всегда смотрится эффектно и стильно.

Этот фасон подходит практически любой женщине.

Ответственно подходите к выбору ткани для юбки. Модный качественный материал – это половина успеха. А когда юбка уже готова, подберите к ней блузку, модную обувь, «дорисуйте» образ стильной прической, дополните аксессуарами и отправляйтесь… на работу, на прогулку или в театр.

Юбка с воланом хорошо сочетается с коротким жакетом или курточкой, а также со свободной шелковой блузкой, заправленной в юбку. Можно такую юбку носить и с водолазкой или свитером, но здесь важноправильно подобрать длину вышеназванных вещей – она (длина) должна быть ниже линии талии на 10-15см не более.

Выкройка юбки в пол в натуральную величину подойдет для девушек с обхватом талии 100-104-108-112 см .

Выкройка присылается моментально на электронную почту (на ваш e-mail адрес). Скачивать ничего не нужно. Файл с выкройкой находится во вложении письма. Открываете, распечатываете, склеиваете листы, вырезаете нужный вам размер и можно приступать к раскрою.

Юбка макси для полных слегка расширенная книзу из мягкой комфортной ткани. В левом боковом шве расположен умеренной высоты разрез (шлица).

По предлагаемой выкройке, подбирая соответствующую ткань, можно пошить юбку и для межсезонья, и для зимы, и для лета. Расход ткани примерно 2,2-2,3 м при ширине 1,5 м.

Для пошива юбки подбирайте мягкие плательные ткани. Обратите внимание на ткани синих оттенков, они прекрасно скрывают объем. Еще можно рекомендовать ткани в клетку, при крое по косой они зрительно вытягивают фигуру.

Собственно, цвет ткани – это дело вкуса. Экспериментируйте в свое удовольствие.

Еще одна юбка в гардероб современной деловой женщины.

У классической юбки-карандаш масса вариантов. Это разнообразные подрезы, кокетки, складки и пр.

Предлагаемая модель юбки для полных спереди имеет классический вид, а заднее полотнище юбки украшает широкий волан.

Готовая выкройка юбки-карандаш рассчитана на девушек и женщин пышных форм с обхватом бедер от 116 до 128 см.

Пошив этой модели юбки не покажется сложным даже для начинающих портних.

Для пошива подойдет самая разная ткань и от этого выбора будет зависеть конечный результат. Идеально подойдет габардин, неплотные костюмные и плательные ткани, тафта, плотный шелк и др.

Готовая выкройка юбки на фигурной кокетке. Юбка длиной до колена, расширенная книзу. Дополнительную пышность юбке придают встречные складки, расположенные посередине переднего и заднего полотнищ юбки. По низу юбки - широкая полоска контрастной ткани.

Построение основы юбки по методике Г.Злачевской

Мы все знаем, что при построении выкройки любой юбки, необходимо иметь, проверенную и хорошо сидящую основу. Любая из этих юбок может быть смоделирована, имея основу Г.Злачевской

.



...

Идеальная юбка

Расчет основы прямой юбки с идеальной посадкой. Для этого снимем мерки, используя инструкцию.

Будем в дальнейшем использовать для расчета следующие данные:
Окружность талии 76
Окружность бедер 106
Длина юбки сзади 104
Длина юбки сбоку 105
Длина юбки спереди 103

Для построения чертежа введем сокращения:
Ст - полуокружность талии 38
Сб - полуокружность бедер 53
Дюсз - Длина юбки сзади 61
Дюсб - Длина юбки сбоку 62
Дюсп - Длина юбки спереди 60

Прибавки на свободу облегания.
По талии на свободу прибавляем: Пт= 0,5 -1,0 см.
По бедрам прибавляет 1 см. Для раскроя подкладки эту прибавку давать не будем, чтобы подкладка обтягивала фигуру.

"Модели женских юбок"
Прибавка по бедрам зависит от полноты фигуры:
Об= 96см - 100см => Пб= 0,5см
104см - 108см => Пб= 1см
112см - 116см => Пб= 1,5см
Свыше 120см => Пб= 2см

Для построения чертежа используем ту же сантиметровую ленту, которой снимали мерки.
1. Строим прямой угол в левом нижнем углу с вершиной в точке Н.
2. Ширина юбки: НН1 = Сб + Пб = 53 + 1 = 54
3. Длина юбки сзади: НТ = Дюсз = 61
4. Отмечаем линию бедер. ТБ= 18-19 см проводим горизонтальную линию ББ1=HH1.
Цифра ТБ усредненная. Если Вы считаете свои ягодицы слишком высокими (низкими), попросите измерить Ваше расстояние от линии до максимального выступа ягодиц.
При несимметричной фигуре эта мерка может отличаться для разных половинок и строят две разных половинки заднего полотнища юбки, отличающиеся положением линии бедер.
5. Ширина заднего полотнища: НН2 = НН1: 2 - 1 = 54: 2 - 1 = 26

.
Совет из книги Г.Н. Александровой:
смещение бокового шва в сторону заднего полотнища для маленьких размеров, объем бедер (ОБ меньше или равно 104), не нужено.
Для средних размеров, до ОБ=116 - смещение на 1см (используется в пункте 5)
Для больших размеров, ОБ более 116 - смещение 2см
6. Из Н2 проводим вертикальную линию и откладываем на ней длину юбки сбоку. Н2Т2 = Дюсб = 62.
Из Н1 по вертикали откладываем длину юбки спереди: Н1Т1 = 60
7. Точки Т1, Т2 и Т соединяем прямыми линиям. Это положение линии талии. Оформить плавной линией с легким прогибом вниз.
8. Вытачки. Определяем сумму растворов передней и задней вытачек:
СУММАв = (Сб + Пб) - Ст = (53 + 1) - 38 = 16
9. Раствор боковой вытачки составляет половину этой суммы:
Т3Т4= СУММАв: 2 = 16: 2 = 8 (от точки Т2 откладываем вправо и влево поровну)
Соединим точки Т3 и Т4 с Б2
Линию бока сделаем плавной (для пропорциональной фигуры): Т3Б2 и Т4Б2 делим пополам и восстанавливаем по маленькому перпендикуляру, откладываем на каждом 0,5 см. Проводим через эти точки плавные линии бедра.
10. Остаток СУММАв делим на три части. Одна часть идет на переднюю вытачку: 8: 3 = 2,7 Две части - на заднюю: 2,7 х 2 = 5,4 11. Место положения вытачек на линии талии (для пропорционально сложенной фигуры): участок линии талии от середины заднего полотнища до боковой вытачки (ТТ4) делим пополам и от точки деления проводим прямую, перпендикулярную линии талии. Это середина вытачки, ее внутренний сгиб. На заднюю вытачку приходится 5,4 см, значит вправо и влево от середины вытачки откладываем по 2,7 см. Средняя длина задней вытачки - 14-16 см.
Совет из книги Г.Н. Александровой
Вытачки зрительно расширяют или сужают фигуру. При узких бедрах их лучше сместить на 1-2см в сторону боковой линии. А при полной фигуре, напротив, на 1-2см сместить к середине переда.
12. Аналогично оформляем и переднюю вытачку. Длина передней вытачки значительно меньше: 9-11 см.
Совет из книги Г.Н. Александровой
При плоском животе переднюю вытачку лучше сместить на 1-2см в сторону боковой линии. При выступающем животе, напротив, на 1-2см сместить к середине переда.

Для пропорциональной фигуры вытачки оформляются линиями с незначительным прогибом (0,1 - 0,2см) от середины внутрь вытачки.http://www.season.ru/sovety/modeling/yubki/vik_jubki.html

Юбка на асимметричную фигуру

Для понимания материала необходимо обязательно прочесть статью "Изучение и описание фигуры. Юбка Злачевской".

Небольщую асимметрию левой и правой части тела могут заметить многие дамы, внимательно рассматривая себя в зеркало. Разная высота плеч, кривизна бедер и выпуклость груди - много всяких "чуть-чуть" делают нас нестандартными.

Однако, при изготовлении одежды факт асимметрии принято скрывать, и плечевые изделия выполняют по наиболее высокому плечу, скрывая различный скос плеча за счет толщины плечевых накладок.

Другое дело юбки. Область талии (пояса) является опорной, поэтому и изделия называют поясными. Юбка должна плотно облегать талию и бедра, четко "сидеть" на выпуклых точках. Тогда она не будет смещаться при движении, крутиться и задираться вверх. Особенно важна точность построения при явной асимметрии фигуры.

Снятие мерок при асимметричной фигуре.
Перед нами дама с разной крутизной бедер слева и справа и разной выпуклостью живота - Ксения. Уже на этапе снятия мерок работы у вас прибавится.

Необходимо отдельно промерить левую и правую части тела, внимательно снимая значения х-ов и у-ов. Возможно, различными окажутся измерения длин по левому и правому боку.

Все расчеты и измерения по левому боку будем сопровождать индексом Л, а по правому индексом П.

Значение поперечного диаметра бедер D снимем с учетом наибольшей выпуклости живота. Она у нас слева ПХ=5. Итак, мерки сняты:

Левая пол-на Правая пол-на ДП=102

ПХЛ=5 ПХП=4 ДБЛ=103 ДБП=104
БХЛ=4,5 БХП=б Д3=106,5
ЗХЛ=8,5 ЗХП=8,5 ОТ=107
ПYЛ=8 ПYП=6 ОБ=141
БYЛ=15 БYП=18 Д=45,5
ЗYЛ=19 ЗYП=19 d=32

Различие в измерениях ПХЛ и ПХП говорит о разной выпуклости живота.

Разница в мерках БХЛ и БХП - о различной кривизне бедер. Заметьте также и разную высоту бедер.

Выполнение расчетов.
Поскольку фигура асимметричная, расчет и построение выполняем целиком на все изделие в разворот.
Выполним расчет вытачек: S=ОБ-ОТ=141-107=34

На всем изделии их шесть: две передних, две боковых и две задних. Поскольку измерения ЗХ слева и справа одинаковы, можем предположить, что и растворы задних вытачек слева и справа также будут одинаковы.

Расчет вытачек на левую половину.
РПЛ=ПХЛ*S: (ПХЛ+БХЛ+ЗХЛ+ПХП+БХП+ЗХП)=5*34:(5+4,5+8,5+4+6+8,5)=4,65
РБЛ=БХЛ*S: (ПХЛ+БХЛ+ЗХЛ+ПХП+БХП+ЗХП)=4,5*34:(5+4,5+8,5+4+6+8,5)=4,19
РЗЛ=ЗХЛ*S: (ПХЛ+БХЛ+ЗХЛ+ПХП+БХП+ЗХП)=8,5*34:(5+4,5+8,5+4+6+8,5)=7,91

Расчет вытачек на правую половину.
РПП=ПХП*S: (ПХЛ+БХЛ+ЗХЛ+ПХП+БХП+ЗХП)=4*34:(5+4,5+8,5+4+6+8,5)=3,72
РБП=БХП*S: (ПХЛ+БХЛ+ЗХЛ+ПХП+БХП+ЗХП)=6*34:(5+4,5+8,5+4+6+8,5)=5,58
РЗП=ЗХП*s: (ПХЛ+БХЛ+ЗХЛ+ПХП+БХП+ЗХП)=8,5*34:(5+4,5+8,5+4+6+8,5)=7,91

Нам пригодится сумма вытачек по левой половине, подсчитаем ее: 4,65+4,19+7,91=16,75

Сумма вытачек по правой половине юбки равна: 3,72+5,58+7,91=17,21

Всего шесть вытачек. Выполним проверку:
РПЛ+РБЛ+РЗЛ+РПП+РБП+РЗП=4,65+4,19+7,91+3,72+5,58+7,91=34=S

Первый этап работы закончен, выполнен точный расчет вытачек с учетом асимметрии фигуры. Если шить юбочку с одним швом, например, сзади, приведенного выше расчета достаточно для идеальной посадки на фигуре.

Вопрос определения ширины полотнищ изделия встает, когда у модели юбки должны присутствовать боковые швы и точно определенная линия середины переда.

Выполняя построение на симметричную фигуру, мы отдельно рассчитывали ширину передних и задних полотнищ юбки, объясняя это различной выпуклостью живота и ягодиц. У нас была выведена формула для расчета участка ОО1.
ОО1=Д:2-(d:2+ПХ) или ОО1=(ЗХ-ПХ):2

На фигуре модели также значения X-ов спереди и сзади отличаются с обоих боков.
ПХЛ=5, а ЗХЛ=8,5 - с левого бока. Справа - ПХП=4, а ЗХП=8,5.
Учтем это расчетом участка ОО1 (используем бОльшее значение мерки):
ОО1=Д:2-(d:2+ПХ)=45,5:2-(32:2+5)=1,75

На нашей фигуре положение осложняется еще различной кривизной бедер. На наиболее выпуклое бедро потребуется больше ткани. В переводе на язык конструирования это означает, что ширина переднего левого полотнища будет меньше, чем ширина переднего правого полотнища юбки. В свою очередь ширина заднего левого полотнища будет меньше ширины заднего правого полотнища изделия. Таким образом, все четыре полотнища юбки будут иметь различную ширину, которую надо рассчитать. Как это выполнить?

Вы помните, как подробно мы останавливались на рачете участка ОО1 в предыдущей статье в главе "Прикладная геометрия".

В этой статье мы рассмотрели фигуру сбоку и рассчитали ОО1 от значений ПХ и ЗХ. Вам знаком рисунок

Представьте теперь, что это взгляд на фигуру спереди. И вы видите не выпуклость живота и ягодиц, а кривизну бедер. Ваша задача рассчитать ширину участка между вертикалями. Обозначим их буквами А и А1 от слова асимметрия, так как необходимость в этом расчете возникает только при асимметричной фигуре.

Формула для расчета АА1 аналогична формуле для расчета ОО1. Только вместо отклонений наиболее выпуклых точек по переду и сзади, подставим значения отклонений по левому и правому бедру или значения БХЛ и БХП.
АА1=(БХП-БХЛ):2=(6-4,5):2=0,75

Теперь можно рассчитать ширины полотнищ. Общая закономерность такова: со всех передних деталей вычитаем OО1, на все задние добавляем ОО1, со всех левых вычитаем (АА1:2), на все правые прибавляем (АА1:2). Расстояние между вертикалями А и А1 делим на два, чтобы не идти на поводу у фигуры и не подчеркивать асимметрию.

Ширина передней левой детали=ОБ:4-ОО1-АА1:2=141:4-1,75-0,375=33,125
Ширина передней правой детали=ОБ:4-ОО1+АА1:2=141:4-1,75+0,375=33,85
Ширина задней левой детали=ОБ:4+ОО1-АА1:2=141:4+1,75-0,375=36,625
Ширина задней правой детали=ОБ:4+ОО1+АА1:2=141:4+1,75+0,375=37,375

Выполним проверку. Сумма всех ширин полотнищ должна равняться обхвату бедер.
33,125+33,85+36,625+37,375=141 что и требовалось.

Для распределения боковой вытачки необходимо найти левую и правую дуги по талии. На асимметричных фигурах они разные.

Для этого из суммы ширин левых полотнищ надо вычесть сумму левых вытачек и разделить полученное значение на два: (69,75-16,75):2=26,5

Итак, левая дуга по талии на фигуре равна 26,5, тогда дуга на чертеже равна дуге на фигуре плюс раствор вытачки или: 26,5+РПЛ=26,5+4,65=31,15

Вычитая из ширины переднего левого полотнища дугу по талии на чертеже, получим часть левой боковой вытачки, которую надо убрать с переднего левого полотнища. В цифрах это выглядит так: 33,125-31,15=1,975

Следовательно распределение боковой вытачки следующее:
1,975 см убирают с переднего полотнища, а с заднего РБЛ-1,975=2,22 см.

Выполним проверку по задней детали. Ширина заднего левого полотнища минус левая дуга по талии и раствор задней левой вытачки должен равняться части боковой вытачки, которую необходимо убрать с заднего левого полотнища.
36,625-(26,5+7,91)=2,22

Распределение боковой вытачки также посчитаем и для правой части изделия.
Правая дуга по талии=(71,22-17,21):2=27 см
Дуга по чертежу: 27+РПП=27+3,72=30,72 см

Часть правой боковой вытачки, которую убираем с переднего полотнища:
33,85-30,72=3,13 см

Часть правой боковой вытачки, которую убираем с заднего полотнища:
5,58-3,13=2,45 см

Проверка по задней детали: 37,375-(27+7,91)=2,45 см.

Расчеты окончены. Теперь вы не только сможете посадить юбку на асимметричную фигуру точно определив расворы вытачек, но рассчитаете ширину каждого полотнища юбки отдельно. На практике это гарантирует четкое вертикальное расположение боковых швов, несмотря на различную кривизну бедер.


Выполняем построение.

Построение начинайте с линии низа. Затем определите середину передней детали, влево отложите ширину левого переднего полотнища, вправо ширину правого переднего полотнища. Поднимите соответствующие вертикали боковых швов. И так далее, постепенно, откладывая соответствующие ширины и вертикали, вы формируете сетку чертежа. Нанесение вытачек ничем не отличается от построения обычной юбки.

А это еще приложение от Галии Злачевской по построению юбки по индивидуальным меркам.

Здравствуйте дорогие Дамы! С Вами — как всегда — Галия Злачев-ская.

В прошлый раз мы завершили построение «облипочки». Чертеж выполнен на конкретную Марью Ивановну с учетом ее индивидуального телосложения. «Юбочка-облипочка» симпатично обтянула крутые бедра своей хозяйки, без перекосов и заломов расположилась на выпуклых ягодицах, и даже небольшой животик удобно занял выпуклость, которую образовала для него передняя вытачка. Строгая вертикаль бокового шва просто глаз радует! Заказчице — комфортно, закройщику — приятно, портному — удобно! Можно сразу нести вещь «под машинку», и шить.

Хороша фигура у Марьи Ивановны. Про такие женственные формы в народе говорят: «Всё на месте». А как у вас?

Из многочисленной почты я выбрала несколько поучительных примеров, которые предлагаю разобрать вместе.

Марья Ивановна была нашим первым примером, поэтому девушку Лиду будем считать примером № 2. Итак, Лида прислала нам свои мерки:

ПХ=0 ПY=0 ДП=90 ОТ=73

БХ=5 БY=11 ДБ= 92ОБ=85

ЗХ=0 ЗY=0 ДЗ=90

Кому-то такие измерения могут показаться странными или невероятными. Могут ли вообще быть такие мерки? Могут! У фигуры могут быть любые особенности! Поэтому поверим Лиде на слово, и будем работать с тем, что она нам дала.

На примере Лиды научимся делать прибавки.

В юбках делают прибавки к обхвату талии и обхвату бедер. При правильно снятых с фигуры мерках ОБ и ОТ, достаточно на свободу облегания прибавить по два см к каждому обхвату. «На свободу облегания» значит, чтобы дышалось легко, чтобы можно было выпить стаканчик чаю, и присесть, не расстёгивая пуговки. Если кто-то этого — есть, пить, сидеть и дышать — делать не собирается, можно от прибавок по талии отказаться.

Итак, добавив 2 см к талии, получаем: ОТ=73+2=75 см.

При изготовлении изделий из эластичных тканей, прибавка по бедрам может равняться нулю. Однако использование таких тканей является частным случаем.

Прибавка к бедрам может быть более 2 см в том случае, если юбку предполагается одевать поверх нескольких слоев одежды, что в нашем суровом климате — обычное дело. В учебных целях рассмотрим самый распространенный вариант, когда прибавка равна 2 см: ОБ=85+2=87 см.

Перейдем к расчетам Лиды. Так как вы внимательно изучили наши предыдущие выпуски, мои комментарии будут краткими.

Сумма передней, боковой и задней вытачек:

S=(87-75):2=6 см

Значения обхвата бедер и обхвата талии подставляются в формулу с учетом прибавок.

Теперь рассчитываем растворы вытачек:

РП=0:(0+5+0)х6=0 (в следующий раз, при отклонениях от талии, равных нулю, и считать не будем, сразу возьмем ноль)

РБ=5:(0+5+0)х6=6

Несмотря на всю простоту вычислений, сделаем проверку:

РП+РБ+РЗ=0+6+0=6 см.

По нашим расчетам растворы передней и задней вытачек равны нулю, т.е. в данной конструкции они попросту отсутствуют. Подобный результат некоторых приводит в полное замешательство. Вернемся к фигуре и посмотрим на нее внимательно (ЛИДА). Выпуклостей живота и ягодиц нет. Вытачки же предусматриваются кроем для создания объемности на определенном участке. А если объема нет, то для чего делать вытачки? На это следует очень забавный ответ: «Так положено», или «Так обычно делают».

Всё, что «обычно», и применяют на обычных фигурах. А у девушки Лиды фигура очень даже необычная, прямо скажем, редкая фигура. И крой юбки для неё будет не обычный, а подходящий только к её фигуре.

Продолжим наши расчеты. В мерках, присланных Лидой, отсутствуют значения D и d. Попробуем обойтись без них. Расстояние ОО1, необходимое для расчета ширины переднего и заднего полотнищ, можно найти и по другой формуле. Она выглядит так:

ОО1=(ЗХ-ПХ):2

Пользоваться ею удобно, вы быстро привыкнете и откажетесь от мерок D и d. Но не торопитесь этого делать! Имеющиеся значения поперечных диаметров дают возможность проверить в целом правильность снятых мерок, что очень важно особенно для начинающих. Делают это по формуле:

Проверьте это самостоятельно на своих фигурах.

При ПХ и ЗХ, равных нулю, вертикали, проведенные из центров эллипсов, совпадают (то есть, ОО1=0). Ширина переднего и заднего полотнища у таких фигур одинакова.

Ширина передней детали=

ОБ:4-0=21,75 см

Ширина задней детали= =ОБ:4+0=21,75 cм

Важное замечание: ширина переднего и заднего полотнища юб-ки будут равны, если выполняется условие ПХ=ЗХ.

Зная это на будущее, часть расчетов можно пропустить.

по талии ОТ:4=75:4= =18,75 см.

Позаботимся о распределении боковой вытачки. Раствор передней вытачки равен нулю, поэтому длина дуги по талии на чертеже совпадает с длиной дуги по талии на фигуре. Тоже самое, изложенное математческим языком:

РП=0; 18,75+0=18,75 см

Для расчета части боковой вытачки, которую необходимо убрать с переднего полотнища, из ширины передней детали вычтем дугу по талии:

21,75-18,75=3 см

Это составляет половину боковой вытачки.

Тот факт, что боковая вытачка распределена на переднее и заднее полотнища юбки равномерно, является частным случаем. Это характерно только для данной фигуры! Иногда вы будете сталкиваться с таким распределением, однако не расслабляйтесь: это всего лишь исключение из правил, а не закономерность.

Расчеты выполнили, теперь к построению.

Проводим горизонтальную линию, являющуюся линией низа юбки. По центру ставим засечку и поднимаем вверх перпендикуляр, на котором откладываем длину юбки по боковому шву. К примеру, определим желаемую длину изделия как 60 см.

Влево по горизонтали откладываем ширину переднего полотнища юбки по линии бедер (по нашим расчетам это значение равно 21,8 см). Вправо — ширину заднего полотнища по линии бедер (21,8 см).

Из полученных точек строим вверх перпендикуляры к линии низа, на которых соответственно откладываем длину по переду 58 см, (по меркам ДП и ДЗ меньше ДБ на 2 см), и длину изделия сзади 58 см.

От талии по линии бокового шва опускаемся вниз на величину БY=11 см. Ставим в полученную точку ножку циркуля и радиусом, равным БY =11 см, проводим влево и вправо небольшие дуги.

На переднем полотнище по дуге откладываем величину рассчитанной боковой вытачки (3 см). Вправо, на заднем полотнище, откладываем величину боковой вытачки сзади (3 см). Соединяем полученные точки с точкой R, и боковая вытачка оформлена. Передняя и задняя вытачки отсутствуют. «Облипочка» готова!

Вспомним правило, которое мы выводили в начале наших занятий:

Одежда хорошо сидящая на фигуре — это компромисс между классическими пропорциями и индивидуальными особенностями фигуры.

Половина работы выполнена, т.е. индивидуальные особенности фигуры учтены.

Необычность фигуры Лиды, наличие индивидуальных особенностей требует индивидуального подхода в выборе фасонов или моделей юбок. Обычная прямая юбка здесь будет неуместна.

Большая ширина боковой вытачки РБ=6 см наталкивает на мысль распределить величину этого раствора на две или три вытачки — по желанию. Я распределю в две. Сумма растворов распределенных вытачек должна равняться исходному раствору, думаю, что это понятно. Новые вытачки должны располагаться именно в области бокового шва, так как они обуславливаются выпуклостью БХ.

Расстояние между вытачками в стачанном виде должно быть 3-5 см. Длина обоих вытачек в данном случае равна БY=11 см, т.е. расстоянию наиболее выпуклой точки бедра от талии. Наличие бокового шва в данном случае не только не обязательно, но и нежелательно. Такой вид основы прямой юбки уже приемлем.

Развивая тему подбора индивидуальных модельных особенностей для конкретной фигуры, можно предложить трансформировать боковые вытачки в рельефные швы (см. рисунки справа и слева).

Этим мы решили бы сразу две задачи: во-первых, убрали излишки по талии в рельефы, и, во-вторых, разбили переднее и заднее полотнища вертикалями, зрительно сделав фигуру стройнее. Это особенно важно при отсутствии передней и задней вытачек.

Это только самые элементарные варианты, которые можно предложить при данных значениях ПХ, БХ и ЗХ. В самом же деле разнообразие возможных фасонов, расположения рельефных швов и декоративных элементов, приближающих фигуру Лиды к эталону, практ