Характеристика Татьяны Лариной. Евгений Онегин

июля 17 2014

Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою. А. Пушкин В своем непревзойденном Алл С о ч. Р У романе “Евгений Онегин” А. С. Пушкин сумел создать образы насколько типичные -4 для своего времени, настолько и своеобразные. В романе два главных - Евгений Онегин и Татьяна Ларина. Именно Татьяна стала “милым идеалом” Пушкина, именно с помощью ее убеждает нас, что человеку всегда доступно понимание возвышенных целей, всегда есть возможность подняться над бездуховной средой. Так кто же она, Татьяна Ларина?

Татьяна росла и воспитывалась в деревне, в традиционной семье провинциальных дворян: “Они хранили в жизни мирной привычки милой старины…” Русская природа, атмосфера народных традиций и обычаев, “преданья простонародной старины”, рассказы няни родили и укрепили в сердце девушки любовь, чувство близости к своему наро- Общение с природой, близкие доверительные отношения с няней научили Татьяну естественному проявлению чувств, и с самого первого мига знакомства с героиней мы зопадаем во власть обаяния и душевной красоты “девы лесов”. С детства Татьяна зачитывалась сентиментальными эоманами Ричардсона и Руссо, которые “ей заменяли все”. 1тение книг пробуждало мысль и развивало воображение впечатлительной и мечтательной девушки, однако не мог-ю заглушить в ней те черты личности, которые корнями ходили в народную почву.

Будучи маленькой девочкой, эна страшные рассказы няни предпочитала обычным детским забавам и играм. , печальна, молчалива, Как лань лесная, боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Живущая в своем мире искренности и чистоты чувств, Татьяна всегда была замкнута и одинока: “Я здесь одна, никто меня не понимает”, - однако эта погруженность в себя, задумчивость лишь обогащают ее внутренний мир, делают его более цельным.

Мечты и нерастраченные впустую душевные силы, образы прочитанных романов и бурная личная сестры Ольги подготовили нежное и искреннее сердце Татьяны к большой и красивЪй любви. Душа ждала… кого-нибудь, И дождалась…

Открылись очи; Она сказала: это он! Евгений Онегин выгодно отличался от окружения Та-’тьяны своей неординарностью, умом, образованностью, знанием света, поэтому все герои прочитанных девушкой романов …в единый облик облеклись, В одном Евгении слились. Татьяне чуждо притворство, поэтому письмо, которое она пишет Онегину, наполнено искренностью, непосредственностью, чистотой.

Это письмо просто и естественно вылилось из ее полюбившего сердца, хотя на самом деле подобное объяснение в любви бросило вызов пошленькому миру пустяковых, скотининых, буяновых. Доверяясь Онегину, Татьяна ожидала, что он поймет ее, оценит, полюбит, однако для Евгения время любви еще не настало, он отнесся к глубокому чувству девушки как к легкому увлечению. Но в то же время сумел оценить достоинства Татьяны и даже постарался предостеречь ее от дальнейших ошибок: Учитесь властвовать собою; Не всякий вас, как я, поймет; К беде неопытность ведет.

Отвергнутая любимым, Татьяна не только продолжает любить его, но и стремится понять его внутренний мир, стремления и надежды. Она посещает дом Онегина, читает его книги. Верная своим чувствам и принципам, Татьяна не изменяет клятве, данной Онегину: “Нет, никому на свете не отдала бы сердца я!” - даже когда волей обстоятельств выходит замуж за нелюбимого князя. Но Татьяна умеет |жертвовать собой, своим счастьем, поскольку видит свой Iнравственный долг в нерушимой супружеской верности, в Iсобственной внутренней чистоте. Она оказалась хорошей ученицей и научилась “властвовать собой”.

Став светской дамой, она, конечно же, не приобрела ни , ни притворства, ни жеманства, а осталась простой и естественной, милой сердцу автора Таней. Но, теперь уже княгиня, Татьяна умеет скрывать свои чувства, поскольку она прошла науку “высшего света” и не может уже безоглядно доверять людям: Княгиня смотрит на него… И что ей душу не смутило, Как сильно ни была она Удивлена, поражена, Но ей ничто не изменило: В ней сохранился тот же тон, Был так же тих ее поклон. Теперь между Онегиным и Татьяной лежит настоящая бездна, потому что они любят, но не понимают друг друга. Они не могут быть вместе, поскольку Татьяна замужем, а нравственная чистота, долг и честь для нее важнее личного - таково ее воспитание, принципы жизни.

Но я другому отдана, Я буду век ему верна. Пушкина заканчивается очень грустно, потому Что очень хочется, чтобы люди, по-настоящему близкие Друг другу, были счастливы. Но в трагичной концовке Ьболыые правды и знания жизни, которая далеко не всегда быстро и точно удовлетворяет наши желания. Наблюдение за судьбой и взаимоотношениями героев очищает нас, обогащает наши чувства и душу, поскольку в образе Евгения Онегина Пушкин отобразил хоть и типичного, но совсем не заурядного своего современника, а Татьяны Лариной на долгие десятилетия останется идеалом русской женщины.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” . Литературные сочинения!

Главной героиней романа «Евгений Онегин» является Татьяна Ларина. Девушка выросла в окружении многовековых дубрав, на лоне широких полей и привольных лугов. Любовь к окружающему миру жила в Татьяне с детства. Отношение героини к природе помогает понять ее сущность.

Автор характеризует Татьяну как нежную мечтательницу. Она с детства любила зиму. В эту пору года девушке особенно ярко мечталось. В юном возрасте Ларина не стремилась проводить время со сверстниками. Ей больше нравилось читать и слушать сказки, окунаясь в мир фольклора длинными зимними ночами. Неудивительно, что она придавала большое значение гаданиям, обрядам, приметам, поверьям. И даже вещий сон Татьяны, который подробно описывается в романе, наполнен яркими фольклорными красками – девушка в лесу повстречалась с медведем – частым героем русских сказок.

На формирование личности Лариной во многом повлияла та обстановка, в которой она росла и воспитывалась. Самым близким человеком для нее стала крепостная няня, ей героиня и открыла душу в трудную минуту. После свадьбы и переезда в Петербург Татьяна оказалась вынуждена окунуться в мир лицемерия и лжи. Тем не менее, она не изменила себе, оставшись тем же образцом чести и благородства. Образ Лариной в романе «Евгений Онегин» олицетворил авторские идеалы и национальный русский дух. Больше всего в этой героине поражает гармоничное сочетание лучших простонародных и дворянских качеств.

Поурочное проектирование

Класс: 9

Предмет: литература
Тема:
Татьяна Ларина - «милый идеал» А.С. Пушкина.

Цели: 1. Развить речь учащихся.2. Раскрыть образ, показать, что Татьяна – “милый идеал Пушкина”, .3. Совершенствовать навыки работы с текстом.4. Воспитывать чувство верности, преданности.

Оборудование : презентация, текст.

Эпиграф (на доске)

Татьяна – существо исключительное,
Натура глубокая, любящая, страстная… В.Г.Белинский

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

Ребята, сегодня мы продолжим работу по роману “Евгений Онегин”. Наша задача – раскрыть образ Татьяны, доказать, что Татьяна-милый идеал Пушкина – идеал русской души.

2. Работа по теме .

Проверка дом.задания (дети выполняли характеристику Татьяны).

3.Вступительное слово учителя. Об эпиграфе.

У каждого человека, а тем более поэта, свои представления и мечты «об ангеле земном». Поэтому, наверное, в русской литературе женщины воспеты, особенно, впечатляюще.

Часто говорят о «тургеневских девушках». Эти образы будут вечно тревожить воображение своей женственностью, чистотой, искренностью и силой характера. Но мне кажется, что «пушкинские девушки» не менее интересны и привлекательны. Маша Троекурова из «Дубровского», Марья Гавриловна из «Метели». Но самая привлекательная и «знаменитая» из всех героинь Пушкина – Татьяна Ларина.

«Милый идеал» Пушкина – его Татьяна – и есть та самая красота, которая спасет мир. Когда читаешь роман или повторяешь про себя любимые строчки, всегда невольно забываешь о том, что Татьяна Ларина – всего лишь мечта, представление Пушкина о том, какой должна быть женщина, достойная восхищения и любви его, «одного из умнейших мужей России».

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

А.С.Пушкин

Татьяна- участница сюжетного действия романа, в котором ее роль сопоставим с ролью Онегина.

То, что ее характер динамичный, развивающийся, рассмотрим сегодня на уроке. Беседа о Татьяне продолжится по такому плану: (таблица на доске):

    Детство и юность Татьяны

    Встреча с Онегиным и любовь к нему

    Татьяна в финале романа

4.Беседа по вопросам: (попутно заполняем таблицу 1. Детство и юность Татьяны)

- В какой социальной среде прошло детство Татьяны?( Татьяна – помещичья дочка, представляет патриархальное дворянство, тип культуры ближе к народу.)

- Какое значение имели для Татьяны книги? Что она читала?

- . Как жили Ларины? (На чисто бытовом уровне Онегин и Татьяна живут в кругу абсолютно различных яств, вкусов, привычек. Онегин употребляет английские слова, Ларины привыкли к русскому “жаргону”. Онегин уважает французские трюфли – у Лариных приняты соленые грибы (“Солила на зиму грибы”).

- Какими словами Пушкин показывает одиночество Татьяны в семье? Есть ли

у нее внутренняя близость с сестрой Ольгой? В чем разница между ними?

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

- Какие черты характера сложились у Татьяны в детстве и в юности? («Задумчивость, мечтательность, наклонность к грусти, одиночеству, молчаливость…»)

- В чем проявляется близость Татьяны к народной жизни? («Татьяна верила преданьям Простонародной старины, И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны», Через окружающую ее природу, через крепостных и няню, через обряды, наивные верования и приметы, которыми так полна была деревенская жизнь, Татьяна постигает русское, родное, близкое ее душе)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (до поворота в судьбе Татьяны)

5. Встреча с Онегиным и любовь к нему. (заполняем колонку)

Где произошла встреча героев?

Итак, встреча произошла. Мы узнаем о том, что Татьяна влюбилась. Кому она говорит о своей любви? (Няне)

В разговоре изображена русская барышня в разгаре томящей ее страсти. Сестра не поняла бы ее. Няня тоже не поймет, потому то она и открывает ей свою тайну.

Да, любовь – прекрасное чувство. Говоря о ней, я не могу не вспомнить слова выдающегося академика Лихачева.

Самое воспитательное свойство человека – любовь. Д.С.Лихачев.

Татьяна решается написать письмо Онегину. Что самое удивительное в нем? Каковы слова Татьяны? (Татьяна решается писать письмо. Это порыв наивный и благородный. Все в письме истинно. Поэт старается оправдать Татьяну за ее решимость написать и послать письмо. Письмо Татьяны – это поступок бесстрашия и отчаяния любви, это воплощение “идеальности” героини)

Как же отнесся Онегин к письму? Как проявил Онегин себя во взаимоотношениях с Татьяной?

(Сердцу не прикажешь, нельзя упрекать героя в том, что он не ответил на любовь Татьяны. Он слушается не голоса своего сердца, а голоса рассудка, не верит в любовь, не способен пока любить.)

“Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель”
Почему “мило поступил”?

“Милый поступок” в том, что он не захотел соблазнять влюбленной в него юной девушки, а предпочел просто той девушке нравоучительную проповедь. Поведав Татьяне о невеселом будущем из совместной жизни и любви он завершает рассуждения утомительными советами “старшего товарища”.

Онегин не понял любви Татьяны, не “доверился” ее искренности. Онегин уезжает

6.Татьяна в финале романа

Как сложилась жизнь Татьяны? Изменилась ли Татьяна?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Чем заканчивается роман?

(Отповедью Татьяны. Татьяна не любит света и за счастье почла бы навсегда оставить его для деревни. Татьяна ответила ему таким же непониманием, восприняв его письмо и признание в охватившей его мучительной любви только как “прихотливого повесы, жаждущего развлечься светской интрижкой с замужней женщиной”. Она не поверила его искренности этим избавила себя и его от множества хлопот)

Татьяна - милый идеал возникает в последней строфе “Я другому отдана”. В этих словах истинная гордость. Верность. Верность таким отношениям, которые составляют особые чувства и чистоту женственности.

7.Подведение цели урока. Оценки и их анализ.

8. Д/ з. Письмо – наизусть.

9. Итог урока. Рефлексия.

Ребята, какой вы сделаете вывод?

Вывод: В отличие от Онегина, Татьяна думает не только о себе. И даже больше всего не о себе. В этом заключается нравственное величие Татьяны. Это и делает Татьяну идеалом русской женщины.

Можно ли сказать, что Татьяна “милый идеал”.

Образ Татьяны - один из самых пленительных и глубоких в истории русской литературы. Татьяна открывает галерею портретов прекрасных женщин с истинно русским характером. Она - духовный предшественник поэтичных, самобытных, самоотверженных “тургеневских женщин”. А. С. Пушкин вложил в этот образ свои представления о женской добродетели, духовности, внутренней красоте, и как мифический Пигмалион в Галатею, искренне влюбился в свою героиню:

Простите мне: я так люблю
Татьяну милую мою.

Столь же искренне он сопереживает душевному беспокойству, тревогам и разочарованиям своего любимого создания:

Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью...

Чем же привлекателен этот образ, не навязывает ли автор свое субъективное восторженное отношение к героине? Поэт не идеализирует героиню, не рисует образ совершенной, классической красоты популярных романов:

Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.

Больше внешность Татьяны в романе не описывается, но зато очень подробно А. С. Пушкин воссоздает особенности ее характера, поведения:

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

С детства Татьяну отличали задумчивость, созерцательность, серьезность, мечтательность, отрешенность от ребяческих игр и забав, увлекали ее завораживающей поэзией наивные и загадочные рассказы няни (“...страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей”), романтические песни дворовых девушек, чудесные картины природы (“Она любила на балконе предугадать зари восход...”), сентиментальные романы иностранных писателей о любовных переживаниях героев (“Ей рано нравились романы; они ей заменяли все...”). Девушка живет в органической связи с миром природы и народным миром, то есть жизнью естественной и гармоничной, черпая душевную силу в стихии природы и народном творчестве.

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму.

В этих строках подчеркнута органическая общность русской души и среднерусской природы, неразрывная связь “мглы крещенских вечеров” с “преданиями простонародной старины” - короткие зимние дни и отсутствие крестьянской страды способствовали общению в долгие темные вечера, гаданию, рассказыванию под звук прялки передающихся из поколения в поколение загадочных историй, выражающих священный трепет перед грозным и таинственным миром.
И вот эта одухотворенная, погруженная в свой внутренний мир, тонко чувствующая девушка (тип характера, который современные психологи называют “интровертом”) встречает блестящего молодого человека, столь непохожего на окружающих ее людей - образованного, загадочного, отрешенного от бытовых хлопот, со следами высоких переживаний и разочарований - и, разумеется, влюбляется без памяти со всей страстностью самососредоточенной натуры:

Пора пришла, она влюбилась.
Так в землю падшее зерно
Весны огнем оживлено.
Давно ее воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой...

Теперь все ее мысли, “...и дни и ночи, и жаркий одинокий сон, все полно им...”

Теперь с каким она вниманьем
Читает сладостный роман,
С каким живым очарованьем,
Пьет обольстительный обман!
...Воображаясь героиней
Своих возлюбленных творцов...

Как точно и тонко передает поэт смятение неопытной души, и жар ее тайных помыслов, и надежду на взаимность, и смущение, и стыд, и отчаяние! Только эта кристальной чистоты и беспредельной честности, с убежденностью в святости традиционных народных представлений о девичьей чести и правилах приличия и в то же время жаждущая облагораживающих жизнь высоких чувств девушка могла написать столь искреннее, одновременно и сумбурное, и гармоничное, прекрасно выражающее и глубину любви, и бездну противоречивых мыслей, чувств, сомнений письмо. Поразительно трогательно передана поэтом глубина переживаний, каждое слово кажется единственно верным выражением малейшего движения души, идет от сердца автора к сердцу читателя:

Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан Богом,
До гроба ты хранитель мой...

Избранник Татьяны, высоко оценив “души доверчивой признанья”, ее искренность и чистоту, не ответил ей взаимностью, и “увы, Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит...” Убийство Онегиным на дуэли по пустяшчному поводу жениха сестры, посещение покинутого хозяином дома возлюбленного, осмотр его библиотеки, хоть “и в одиночестве жестоком сильнее страсть ее горит”, заставили Татьяну более критически, объективно взглянуть на избранника своего сердца.
Она мучительно ищет ответа на вопрос: что же такое Евгений Онегин? - и ее нелицеприятные предположения свидетельствуют о духовном становлении, взрослости девушки, гармонии души и разума. Татьяну выдают замуж за генерала, и героиня пассивно, безвольно повторяет жизненный путь своей матери, няни, исполняя свой христианский, дочерний, женский долг. Став блестящей светской дамой, Татьяна вдруг возбуждает мучительное чувство почти безнадежной любви у Онегина, еще более разочаровавшегося в жизни, уставшего “притворным хладом вооружать и речь и взор...” Онегин пишет ей письмо, не уступающее по накалу чувств и кричащей искренности письму Татьяны к нему. Молодая женщина глубоко тронута, хоть и упрекает Онегина в неестественности, несвоевременности его чувства. С горечью и умилением вспоминает она свою первую любовь, как самое светлое и значительное, что у нее было в жизни:

А счастье было так возможно,
Так близко!..
Но судьба моя
Уж решена”.

Татьяна столь же искренне, как в юности, признается Онегину в любви, но столь же неискренне, как и искренне, отвергает его любовь:

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Что же мешает героине, пробудившей наконец ответное чувство у своего возлюбленного, обрести счастье, исполнить заветную мечту, осуществить то, к чему стремиться ее сердце?
Конечно же, не боязнь обывательского осуждения света - ведь Татьяна признается, что готова отдать “всю эту ветошь маскарада, весь этот блеск, и шум, и чад” за уединенную жизнь в глуши, где когда-то встретила большую любовь. Татьяна живет не только сердцем, но и душою, и не может предать человека, который верит ей и любит ее. Долг, честь, добродетель для нее выше личного счастья, которое сейчас можно построить только на несчастье близкого человека.
Этот исход продиктован верой героини в святость устоев народной морали, освященной веками, которую она чтила с детства. Поступок Татьяны выражает и взгляд поэта на призвание, идеал настоящей русской женщины: самоотверженной, преданной, верной.

Знакомя читателя с Татьяной Лариной во второй главе романа (строфы XX-XXIX), Пушкин очень подробно характеризует ту бытовую и духовную культуру, на почве которой взросла героиня, рассказывает, как прошло её детство. Поместный, деревенский быт вполне патриархален. В нём сохранились «привычки милой старины» и стародавние обычаи. Это русская культура. На её фоне вырисовывается необычная натура Татьяны, её исключительность, её «нетипичность», те черты, которые составляли индивидуальность её «необщего лица»:

Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью её румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
При всей естественности, «природности», детской чистоте Татьяны-девочки и Татьяны-девушки, при всех общих чертах с другими детьми пушкинская героиня уже в детстве отличалась необычностью характера и поведения:
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей …
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.

Итак, интимное общение с природой, молчаливость, задумчивость, мечтательность, сдержанность чувств, свидетельствующие о глубокой натуре, об интеллектуальной сосредоточенности, о погружении в свой внутренний мир — такова пушкинская обрисовка Татьяны, которой не нужен пёстрый и ослепительный внешний быт. Её привлекает простая обстановка, скромный сельский досуг. Ей не скучно наедине с собой: достаточное удовлетворение и развлечение дают пленяющие воображение страшные рассказы.

В девичестве характер Татьяны при всех его индивидуальных особенностях складывался под воздействием русского быта, русской патриархальной культуры и европейской книжности, недооценивать которую тоже нельзя. И хотя Татьяна резко отличалась от своих сверстниц, есть законы природы, одинаковые для всех. Наступает время, когда девушка задумывается о своей судьбе, о своём суженом. Так и Татьяна, однажды увидев Онегина,

С неизъяснимою отрадой
Невольно думала о том;
И в сердце дума заронилась;
Пора пришла, она влюбилась.
Так в землю падшее зерно
Весны огнём оживлено.
Давно её воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала кого-нибудь,
И дождалась Открылись очи;
Она сказала: это он!
Увы! теперь и дни и ночи,
И жаркий одинокий сон,
Всё полно им; всё деве милой
Без умолку волшебной силой
Твердит о нём.

И тут Пушкин снова погружает нас в круг чтения девушки, давая понять, какие же книги читала Татьяна Ларина и которые наполняли её духовный мир в пору влюблённости. Их набор традиционен и очень интересен тем, что они, во-первых, к тому времени, когда писался роман «Евгений Онегин», изрядно устарели — все они принадлежали к сентиментализму (Ричардсон, Руссо, Вертер, Грандисон) XVIII века, за исключением романов баронессы Юлии Крюднер «Валерия, или Письма Густава де Линара к Эрнесту де Г.» (1803) и Софи Коттен «Матильда, или Крестовые походы» (1805), но и те по духу своему должны быть отнесены к предшествующему веку — и, во-вторых, среди героев названы только положительные лица. Через книги Пушкин проникает в душу Татьяны, приоткрывая для нас чистоту, свежесть чувств, наивность, объясняемую малым жизненным опытом и исключительной доверчивостью благородного сердца, ещё не встречавшегося с земным злом, не знавшего ни несчастий, ни страданий.