Город прославленный башней которую не построили. Что осталось от Вавилонской башни? Смотреть что такое "Вавилонская башня" в других словарях

В какой стране располагалась вавилонская башня? Существует ли она сейчас и где находятся ее остатки? Разбираемся вместе с ЭГ.

Название города Вавилон упоминается в священных книгах - Библии и Коране. Долгое время считалось, что на самом деле его вообще не существовало, а привычные и сегодня метафоры про башню и столпотворение взялись из легенд.

Несколько веков жители Ирака даже не подозревали, что холмы у окраины современного города Эль-Хилла, в ста километрах от Багдада, скрывают развалины первого в мире мегаполиса и той самой Вавилонской башни. Но в XIX веке нашелся человек, который открыл миру тайну древних развалин. Это был археолог из Германии Роберт Кольдевей .

Как птица Феникс

Справка: Вавилон (в переводе – «врата богов») основан не позже третьего тысячелетия до нашей эры, располагался на юге Древней Месопотамии (междуречье Тигра и Евфрата), в области Аккад. Шумеры, один из древнейших народов, поселившиеся здесь, называли его Кадингирра. Город не раз переходил из рук в руки при нашествиях многочисленных завоевателей. В - I тыс. до н. э. он стал главным городом созданного амореями Вавилонского царства, где жили потомки шумеров и аккадцев.

Царь Хаммурапи (1793 -1750 гг. до н. э.) из династии амореев, завоевав все значимые города Месопотамии, объединил большую часть Двуречья и создал государство со столицей в Вавилоне. Хаммурапи - автор, по сути, первого в истории законодательного кодекса. Написанные клинописью на глиняных табличках законы Хаммурапи дошли до нашего времени.

При Хаммурапи Вавилон стал быстро расти. Здесь строилось много защитных сооружений, дворцов, храмов. Богов у вавилонян было много, а потому и храмы возводились в честь богини врачевания Нинисины, бога Луны Нанны, бога грозы Адада, богини любви, плодородия и власти Иштар и других шумеро-аккадских божеств. Но главным был Эсагил - храм, посвященный покровителю города богу Мардуку.

Однако боги не спасали Вавилонию от нашествий захватчиков. В конце XVII века до н. э. Вавилонское царство завоевали хетты, в начале XVI века до н. э. оно перешло к касситам, в XIII веке им стали править ассирийцы, в VII-VI - халдеи, а в IV веке до н. э. город Вавилон стал столицей державы Александра Македонского . Завоеватели не щадили города и потому Вавилон не раз подвергался разрушению, чтобы в конце концов, как птица Феникс, снова возродиться из пепла.


Город чудес

Считается, что наибольшего расцвета Вавилон достиг при халдейском царе Навуходоносоре II , который правил между 605 и 562 годами до н.э. Он был старшим сыном Набопалассара , основателя нововавилонской династии.

С малых лет Навуходоносор («первенец, посвященный богу Набу»), показал себя отличным воином. Его армия покорила несколько небольших государств на территории современного Ближнего Востока, а всё, что было там ценного, везли в Вавилонию. В том числе бесплатную рабочую силу, превратившую пустыню в оазис с многочисленными каналами.

Навуходоносор усмирял непокорных иудеев, которые то и дело бунтовали против Вавилонии. В 587 году вавилонский царь разрушил Иерусалим и его главный храм Соломона, забрал из храма священные сосуды и переселил евреев под свой присмотр.

70 лет длилось «вавилонское пленение» евреев – столько им было отмерено, чтобы осознать свои ошибки, раскаяться в грехах перед Богом и опять обратиться к вере своих предков. Вернуться домой им было позволено, когда персидский царь Кир завоевал Вавилонию.

Как ни странно, но в своих мемуарах Навуходоносор отмечал, что больше всего он гордится отстроенными городами и дорогами, которые в них пролегают. Вавилону позавидовали бы многие современные города. Он стал крупнейшим мегаполисом Древнего мира: в нем было миллион жителей.

Здесь сосредоточилась международная торговля, процветали наука и искусства. Его укрепления были неприступны: со всех сторон город окружили стенами толщиной до 30 метров с башнями, высокими валами, емкостями с водой.


Красота Вавилона поражала воображение. Улицы были вымощены плиткой и кирпичом, вырезанными из редких горных пород, дома знати украшены огромными барельефами, а стены многочисленных храмов и дворцов – изображениями мифических животных. Чтобы соединить Восточный и Западный районы города, Навуходоносор решил построить мост через реку Евфрат. Этот мост длиной в 115 метров и шириной в 6 метров со съемной частью для прохождения кораблей – инженерное чудо того времени.

Отдавая дань городу, царь не забывал и о своих нуждах. Он как сообщает древний источник, немало постарался, чтобы «выстроить дворец для жилища моего величества в Вавилоне».

Во дворце был тронный зал, пышно украшенный изображениями колонн и пальмовых листьев, выполненных цветной эмалью. Дворец был настолько хорош, что его прозвали «Чудо человечества».

На севере Вавилона, на специально созданных каменных возвышениях, имевших вид гор, Навуходоносор выстроил дворец для своей жены Аманис . Она была родом из Мидии и скучала по привычным местам. И тогда царь велел украсить дворец пышной растительностью, чтобы это напоминало зеленые оазисы Мидии.

Привезли плодородный грунт и посадили растения, собранные со всех концов света. Воду для орошения поднимали на верхние террасы специальными насосами. Спускавшиеся уступами зеленые волны были похожи на гигантскую ступенчатую пирамиду.

Вавилонские «висячие сады», положившие начало легенде о «висячих садах Семирамиды» (легендарной азиатской завоевательницы и царицы Вавилона, жившей в другой период), стали седьмым чудом света.


Пиры Валтасара

Навуходоносор II правил Вавилонией более 40 лет, и казалось, ничто не может помешать городу процветать и дальше. Но иудейские пророки еще за 200 лет предсказали ему падение. Это произошло во времена правления внука Навуходоносора II (по другим источникам - сына) Валтасара .

Как свидетельствует библейская легенда, в это время к стенам Вавилона подошли войска персидского царя Кира. Однако вавилонян, уверенных в крепости стен и защитных сооружений, не очень это волновало. Город жил роскошно и весело. Иудеи вообще считали его безнравственным городом, где царит распутство. Царь Валтасар собрал на очередной пир не менее тысячи человек и приказал подать гостям вино в священных сосудах из Иерусалимского храма, использовавшихся раньше только для служения Богу. Вельможи пили из этих сосудов и насмехались над Богом иудеев.

И вдруг в воздухе появилась человеческая рука и начертала на стене непонятные слова на арамейском языке: «Мене, мене, таке, упарсин». Пораженный царь позвал пророка Даниила , который еще юношей попал в вавилонский плен, и попросил перевести надпись. Она гласила: «Исчислено, исчислено, взвешено, разделено», Даниил пояснил, что это послание Бога Валтасару, в котором предсказана скорая гибель царю и его царству. Никто не поверил предсказанию. Но оно сбылось той же октябрьской ночью 539 года до н. э.

Кир взял город хитростью: он приказал отвести воды реки Евфрат в специальный канал и по осушенному руслу проник в Вавилон. Валтасара убили персидские воины, Вавилон пал, его стены были разрушены. Позже его завоевали арабские племена. Слава великого города канула в Лету, сам он превратился в руины, и «ворота богов» навсегда закрылись для человечества.

Была ли башня?

Многие европейцы, посещавшие Вавилон, искали следы башни, о которой рассказывала библейская легенда.

В 11 главе книги «Бытие» содержится предание о том, что задумали сделать потомки Ноя, спасшиеся после Великого потопа. Они говорили на одном языке и, двигаясь с востока, пришли на равнину в земле Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где и поселились. А потом решили: наделаем кирпичей и построим «себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли».

Башня всё росла, поднимаясь в облака. Наблюдавший за этим строительством Бог заметил: «вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать».

Ему не понравилось, что люди возомнили вознести себя выше неба, и он решил смешать их язык, чтобы они перестали понимать друг друга. Так и случилось.

Строительство замерло, поскольку все стали говорить на разных языках, люди были рассеяны по всей земле, а городу, где Господь «смешал язык всей земли», было дано имя Вавилон, что обозначает «смешение». Таким образом, первоначально «вавилонское СТОЛПО-ТВОРЕНИЕ» - это создание высокого сооружения, а не куча-мала и неразбериха.

Повествование о Вавилонской башне, наверное, так бы и осталось преданием, если бы во время раскопок Вавилона не обнаружили следы колоссального сооружения. Это были развалины храма.

В Древней Месопотамии строили храмы, совершенно не похожие на привычные европейские, - высоченные башни, которые назывались зиккуратами. Их вершины служили площадками для религиозных обрядов и астрономических наблюдений.

Среди них выделялся вавилонский зиккурат Этеменанки, что означало «Дом, где сходятся небеса с землею». Его высота – 91 метр, он имел восемь ярусов, семь из которых шли по спирали. Общая высота составляла около 100 метров.

Подсчитали, что для строительства башни понадобилось не менее 85 млн кирпичей. На верхней площадке возвышался двухэтажный храм, к нему вела монументальная лестница.

Наверху располагалось святилище, посвященное богу Мардуку, и предназначенное для него золотое ложе, а также золоченые рога. У подножия Вавилонской башни, в Нижнем храме, стояла статуя Мардука из чистого золота, век ее составлял 2,5 тонны.

Предполагают, что храм существовал еще во время правления Хаммурапи, его не раз разрушали и перестраивали. Последний раз – при Навуходоносоре. В 331 году до н. э. по приказу Александра Македонского башня была разобрана, ее собирались реконструировать, Но смерть Александра Великого помешала осуществить этот план. На память человечеству остались только величественные развалины и библейские легенды.

важнейший эпизод из рассказа о древнейшем человечестве в кн. Бытие (11. 1-9). Согласно библейскому повествованию, потомки Ноя говорили на одном языке и поселились в долине Сеннаар . Здесь они начали строительство города и башни, «высотою до небес, сделаем себе имя,- говорили они,- прежде нежели [в МТ «чтобы не»] рассеемся по лицу всей земли» (Быт 11. 4). Однако строительство было пресечено Господом, Который «смешал языки». Люди, переставшие понимать друг друга, прекратили строительство и рассеялись по земле (Быт 11. 8). Город получил название «Вавилон». Т. о., рассказ о В. б. (Быт 11. 9) строится на созвучии древнеевр. названия «Вавилон» ( , ) и глагола «смешивать» ( , ). По преданию, строительством В. б. руководил потомок Хама Нимрод (Ios . Flav . Antiq. I 4. 2; Epiph . Adv. haer. I 1. 6).

Библейское повествование о В. б. дает символическое объяснение причины появления разнообразия языков мира, к-рое может быть соотнесено и с совр. пониманием развития языков человечества. Исследования в области исторического языкознания позволяют сделать заключение о существовании единого праязыка, условно названного «ностратическим»; из него вычленились индоевроп. (яфетические), хамито-семитские, алтайские, уральские, дравидийские, картвельские и др. языки. Последователями этой теории были такие ученые, как В. М. Иллич-Свитыч, И. М. Дьяконов , В. Н. Топоров и Вяч. Вс. Иванов. Кроме того, рассказ о В. б. является важным указанием на библейское понимание человека и исторического процесса и, в частности, на вторичность для человеческой сущности разделения на расы и народы. В дальнейшем эта идея, выраженная в др. форме у ап. Павла , стала одной из основ христ. антропологии (Кол 3. 11).

В христ. традиции В. б.- символ, во-первых, гордыни людей, считающих возможным своими силами достичь неба и имеющих в качестве главной цели «сделать себе имя», и, во-вторых, неизбежности наказания за это и тщеты человеческого разума, не освященного Божественной благодатью. В даре сошествия Св. Духа в день Пятидесятницы рассеянное человечество получает некогда утраченную способность полного взаимопонимания. Антитезу В. б. представляет чудо основания Церкви, к-рая соединяет народы Духом Святым (Деян 2. 4-6). В. б. также является прообразом совр. технократии.

Образ «города и башни» в кн. Бытие отразил целый комплекс мифологических универсалий, напр., идею «центра мира», к-рым должен был стать построенный людьми город. Исторически засвидетельствованные храмы Месопотамии действительно выполняли эту мифологическую функцию (Oppenheim . P. 135). В Свящ. Писании строительство В. б. описано с позиций Божественного Откровения, в свете к-рого оно есть прежде всего выражение человеческой гордыни. Др. аспектом рассказа о В. б. является указание на перспективы прогресса человеческой цивилизации, и в то же время в библейском повествовании присутствует отрицательное отношение к урбанизму месопотамской цивилизации (Nelis J . T . Сol. 1864).

Образ В. б., несомненно, обнаруживает параллели с месопотамской традицией храмового строительства. Храмы Месопотамии (зиккураты) представляли собой ступенчатые сооружения из неск. террас, расположенных одна над др. (их число могло достигать 7), на верхней террасе находилось святилище божества (Parrot . Р. 43). Свящ. Писание точно передает реалии именно месопотамского храмового строительства, где в отличие от большинства др. гос-в Др. Переднего Востока в качестве основного материала использовались высушенный на солнце или обожженный кирпич и смола (ср.: Быт 11. 3).

Во время активного археологического изучения Др. Месопотамии было сделано множество попыток найти т. н. «прообраз» В. б. в одном из раскопанных зиккуратов, наиболее обоснованным можно считать предположение о вавилонском храме Мардука (Jacobsen . P. 334), к-рый имел шумер. название «e-temen-an-ki» - храм краеугольного камня неба и земли.

Найти остатки В. б. пытались уже в XII в. Вплоть до кон. XIX - нач. XX в. с ней отождествляли 2 зиккурата, в Борсиппе и Акар-Куфе, на месте древних городов, находившихся на значительном расстоянии от Вавилона (в описании Геродота город имел столь большие размеры, что мог включать оба пункта). С зиккуратом в Борсиппе В. б. отождествляли раввин Бенджамин из Туделы, дважды посетивший Вавилонию (между 1160-1173), нем. исследователь К. Нибур (1774), англ. худож. Р. Керр Портер (1818) и др. В Акар-Куфе В. б. видели немец Л. Раувольф (1573-1576), купец Дж. Элдред, описавший в кон. XVI в. руины «башни». Итал. путешественник Пьетро делла Валле, составивший первое подробное описание городища Вавилона (1616), считал В. б. самым сев. из его холмов, к-рый сохранял древнее название «Бабил». Попытки найти В. б. в одном из 3 теллей - Бабиле, Борсиппе и Акар-Куфе - продолжались до кон. XIX в.

В нач. ХХ в. границы Др. Вавилона были выявлены и соседние города уже не воспринимались как его части. После раскопок К. Дж. Рича и Х. Рассама в Борсиппе (городище Бирс-Нимруд, 17 км юго-западнее Вавилона, II-I тыс. до Р. Х.) стало ясно, что в связи с В. б. речь не может идти о ее зиккурате, входившем в храм богини Набу (старовавилонский период - 1-я пол. II тыс. до Р. Х.; перестройка в нововавилонский период - 625-539). Г. К. Роулинсон отождествил Акар-Куф с Дур-Куригальзу, столицей царства касситов (30 км к западу от Вавилона, основан в кон. XV - нач. XIV в., уже в XII в. до Р. Х. оставлен жителями), что исключило возможность его зиккурат, посвященный богу Энлилю (раскопан в 40-х гг. XX в. С. Ллойдом и Т. Бакиром), считать В. б. Наконец, раскопки Бабиля, самого сев. из холмов Вавилона, показали, что он скрывает не зиккурат, а один из дворцов Навуходоносора II.

Найти В. б. внутри Вавилона было одной из задач, поставленных перед герм. экспедицией Р. Кольдевея (1899-1917). В центральной части города были открыты остатки фундаментной платформы, к-рые в 1901 г. отождествили с основанием зиккурата Этеменанки. В 1913 г. Ф. Ветцель осуществил зачистку и обмеры памятника. Его материалы, опубликованные в 1938 г., стали основой новых реконструкций. В 1962 г. Ветцель завершил исследования памятника, а Х. Шмид провел детальный анализ собранных за столетие материалов и опубликовал (1995) новую, более обоснованную периодизацию и реконструкцию зиккурата Этеменанки.

Иконография

Библейский рассказ о строительстве и разрушении В. б. был проиллюстрирован уже в раннехрист. период. Самое раннее сохранившееся изображение находится в лондонской рукописи кн. Бытие (Cotton Genezis. London. Otho. B. VI. Fol. 14, 14v, 15, кон. V - нач. VI в.). В ее миниатюрах и в повторяющих их мозаиках ц. Сан-Марко в Венеции (XII в.) представлено также и разделение людей (разделение языков) после разрушения башни. В визант. иллюминированных Октатевхах, как правило, присутствует сцена разрушения В. б. (Vat. gr. 747. Fol. 33v, XI в.; Vat. gr. 746. Fol. 61v, XII в.). Наряду с иллюстрациями книг Свящ. Писания строительство В. б. («Столпотворение») как один из важнейших эпизодов всемирной истории изображается в миниатюрах средневек. сочинений исторического содержания: Христианской топографии Космы Индикоплова, хронографах, палеях, получивших широкое распространение в древнерус. книжности. В мозаиках Сан-Марко В. б. изображена в виде сооружения на прямоугольном основании; в лицевых списках Христианской топографии Космы Индикоплова (напр. РНБ. ОЛДП. F 91. Л. 25 об., нач. XVI в.) она имеет вид граненой башни с окошками и расширенным верхом; в иллюстрациях лицевой Псковской Палеи (ГИМ. Син. 210. Л. 65, 65 об., 1477 г.) представлено строительство В. б. (в виде столпа) и разрушение ее. В этих сценах обычно изображаются строители с различными инструментами, несущие носилки с камнем, выверяющие по отвесу кладку.

Из книжной иллюстрации сцена сооружения В. б. попала на иконы «Св. Троица в деянии» (напр. икона сер. XVI в., ГРМ): башня имеет вид восьмигранника с открытым верхом, перед ней отдающий приказания строителям царь Нимрод, в небесном сегменте - Господь. В западноевроп. искусстве изображение В. б. встречается в иллюстрациях Библии, Псалтирей, мировых хрониках, на средневек. картах, в настенных росписях и витражах, а также в станковой живописи (напр., «Вавилонская башня» худож. П. Брейгеля старшего, 1563, Художественно-исторический музей. Вена). Помимо прямоугольной, многогранной или круглой формы В. б. может иметь вид ступенчатого сооружения (напр., на фресках ц. Санта-Мария Новелла во Флоренции, сер. XIV в.) или спиралевидной пирамиды (как у П. Брейгеля).

Лит.: Unger E . Der Turm zu Babel // ZAW. 1927. Bd. 45. S. 162-171; Dombart T . Der Stand der Babelturmsproblem // Klio. 1927. Bd. 21. S. 135-174; Gressmann H . The Tower of Babel. N. Y., 1928; Wetzel F ., Weisbach F . H . Das Hauptheiligtum des Marduk in Babylon, Esagila und Etemenanki. Lpz., 1938. (Osnabrück, 1967); Vincent L .-H . De la tour de Babel au temple // RB. 1946. T. 53. P. 403-440; Parrot A . Ziggurat et tour de Babel. P., 1949; Baur G . F ., Mauville A . The Tower of Babel // Priestly Studies. 1953. Vol. 21. p. 84-106; Протасьева Т . Н . Псковская Палея 1477 г. // ДРИ. М., 1968. [Вып.:] Искусство Пскова. С. 97-108; Nelis J . T . Tour de Babel // Dictionnaire Encycl. de la Bible. Tournhaut, 1987. Сol. 1864; Jacobsen T . Babel // IDB. Vol. 1. P. 334; Oppenheim A . L . Ancient Mesopotamia: Potrait of a Dead Civilisation. Chicago, 1977 (рус. пер.: Оппенхейм А . Л . Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации. М., 1980); Vicari J . Les ziggurats de Tchoga-Zanbil (Dur-Untash) et de Babylone // Le dessin d"architecture dans les sociétés antiques. Leiden, 1985. P. 47-57; Кленгель-Брандт . Вавилонская башня: Легенда и история: Пер. с нем. М., 1991; Allinger-Csollich W . Birs Nimrud II: «Tieftempel» - «Hochtempel»: Vergleichende Studien Borsippa-Babylon // Babylonische Mitteilungen. 1998. Bd. 29. S. 93-330; Schmid H . Der Tempelturm Etemenanki in Babylon. Mainz, 1995; Albrecht S . Der Turm zu Babel als bildlicher Mythos: Malerei - Graphik - Architektur // Babylon: Focus mesopotamischer Geschichte, Wiege früher Gelehrsamkeit, Mythos in der Moderne / Hrsg. J. Renger. Saarbrücken, 1999. S. 553-574.

В первой книге Моисеева Бытие сказано: "На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшиеся с Востока люди нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём их огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели чем рассеемся по лицу всей земли.

И сошёл Господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие. И сказал он: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдём же и смешаем там язык их, так, чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле" (Первая книга Моисеева Бытие, гл. 11, параграфы 1-9).

Так, согласно "Ветхому Завету", появились на земле разные языки и была построена Вавилонская башня. Но существовало ли это грандиозное сооружение в действительности?

На этот вопрос постарался ответить немецкий археолог Роберт Колдевей (1855-1925). С 1898 по 1917 год он проводил раскопки на месте древнего Вавилона и обнаружил фундамент с руинами. Но учёный предположил, что библейская башня была разрушена задолго до царя Хаммурапи, правившего в первой половине XVIII века до н. э. В память о ней люди воздвигли другое, не менее величественное сооружение.

По предположению Колдевея у него было квадратное основание. Длина каждой из сторон достигала 90 метров. В высоту башня также равнялась 90 метрам и состояла из 7 ярусов. Первый ярус был самым высоким. Его высота достигала 33 метров. Высота второго яруса составляла 18 метров. Третий, четвёртый, пятый и шестой ярусы по высоте были одинаковыми. Она равнялась 6 метрам. Последний ярус представлял собой святилище богу Мардуку. Его высота достигала 15 метров.

Величественное сооружение возвышалось на левом берегу Евфрата. Вокруг располагались храмовые постройки, жилища жрецов и дома, предназначенные для паломников. Святилище на вершине было облицовано плиткой голубого цвета и украшено золотым орнаментом. Такое описание архитектурного шедевра древности оставил древнегреческий историк Геродот, живший в V веке до н. э. Но по всей видимости он уже описывал третью башню, так как вторая была разрушена ассирийским царём Синаххерибом в VII веке до н. э.

Третий вариант библейской святыни был восстановлен лишь через 100 лет царём Нововавилонского царства Навуходоносором II, построившим также сады Семирамиды . А вот Геродот был в Вавилоне уже во времена персидского владычества. Он являлся единственным жителем Европы, описавшим величественное сооружение. Вот как оно выглядело с его слов:

"В одной части города находится царский дворец, окружённый стеной. В другой части города располагается огромное сооружение, состоящее из семи башен, поставленных друг на друга. На самый верх можно подняться по наружной лестнице. Рядом с ней находятся скамейки, на которых можно отдыхать. Верх башни венчает храм. В нём находятся стол и ложе, выполненные из золота. За храмом наблюдает женщина, выбранная из числа местных жителей. Рядом с величественным сооружением располагается святилище. В нём стоит алтарь, на котором приносят в жертву животных".

Такой мог видеть Вавилонскую башню Геродот

Следует заметить, что в каждом городе Вавилонского царства имелась своя башня или зиккурат - культовое сооружение, состоящее из усечённых пирамид, поставленных друг на друга, и со святилищем наверху. Но все они по высоте значительно проигрывали Вавилонской башне. Колдевей считал, что на её строительство было потрачено не менее 80 млн. кирпичей, а строили её несколько поколений правителей.

Башню несколько раз разрушали завоеватели, но затем её вновь восстанавливали и украшали. При этом отреставрированное строение становилось всё выше и выше. Это было центральное место поклонения богу Мардуку, и каждый год его посещали тысячи паломников.

Когда персидский царь Кир овладел Вавилоном, то запретил разрушать город. Все строения остались нетронутыми. Однако по-другому повёл себя его потомок Ксеркс I. В начале его правления жители великого города восстали. Восстание длилось долго, и мятежники захватили огромную территорию, так как большая часть персидской армии находилась в Малой Азии, готовясь к нападению на Древнюю Грецию.

Лишь по прошествию года удалось навести порядок, а город Вавилон штурмовали в течение 7 месяцев. Когда же он пал, то грозный Ксеркс приказал разрушить все религиозные святыни и казнить жрецов. В результате приказа владыки Вавилонская башня была разрушена. От неё остались лишь огромные руины.

По преданиям рядом с башней стояла огромная статуя бога Мардука из чистого золота. Её вес достигал 600 кг. Статую вывезли из города и отправили в Персеполь - столицу Персидского царства династии Ахеменидов. Там её по всей видимости переплавили. Таким образом, вечный город лишился статуса столицы, так как главный символ, дающий на это право, был уничтожен.

Когда Александр Македонский разгромил персов и решил сделать Вавилон столицей своей империи, то его поразили огромные руины, оставшиеся после башни. В планы нового владыки входило разобрать завалы, а на их месте возродить величайшее сооружение. Но для этого требовались десятки тысяч рабочих рук. В то время великий полководец не мог выделить такое количество людей, так как планировал новый грандиозный поход в Средиземноморье.

Однако судьба распорядилась по-своему. Грозный завоеватель скоропостижно скончался, и все его великие планы канули в вечность. На смену Александру пришёл Диадох Селевк. На реке Тигр он основал новую столицу своего царства Селевкию, а великий город стал приходить в упадок. Уже никому и в голову не приходило заниматься грандиозными строительными работами по восстановлению огромной Вавилонской башни.

После Селевкидов на эти земли пришли парфяне, а затем настала очередь римских легионов под командованием Траяна. Великий город пришёл в полный упадок, так как торговые пути уже проходили стороной. Коренное население постепенно вымерло, а древние постройки скрылись под слоем земли. В VII веке на месте когда-то огромного города осталась лишь маленькая деревня, населённая арабами. Богатое историческое прошлое кануло во тьму веков, а вместе с ним стало далёкой историей и грандиозное сооружение, построенное в честь бога Мардука.

Кто не слышал миф про легендарную Вавилонскую башню? Об этом недостроенном сооружении до небес узнают еще в глубоком детстве. Это название стало нарицательным. Но не каждый знает, что Вавилонская башня реально существует. Об этом свидетельствуют записи древних и современные археологические исследования.

Вавилонская башня: реальная история

Вавилон известен многими своими сооружениями. Одна из главных личностей в возвеличивании этого славного древнего города - Навуходоносор II. Именно в его время были построены стены Вавилона, и Дорога процессий.

Но это лишь край айсберга - на протяжении всех сорока лет своего правления Навуходоносор занимался строительством, восстановлением и украшением Вавилона. О своих проделанных работах он оставил после себя большой текст. Не будем останавливаться на всех моментах, но именно здесь имеется упоминание про Зиккурат Этеменанки в городе.

Эта Вавилонская башня , которую по легенде не смогли достроить из-за того, что строители начали разговаривать на разных языках, имеет и другое название - Этеменанки, что в переводе означает Дом краеугольного камня неба и земли. Археологи при проведении раскопок смогли обнаружить огромный фундамент этой постройки. Это оказался типичный для Месопотамии зиккурат (у нас можно также почитать про зиккурат в Уре), находящийся при главном храме Вавилона Эсагиле.

Вавилонская башня: особенности архитектуры

За все время башню несколько раз сносили и восстанавливали. Впервые на этом месте зиккурат был построен еще до Хаммурапи (1792-1750 годы до нашей эры), до него же ее уже успели разобрать. Сама Вавилонская башня появилась при царе Набупалассаре, а уже конечное строительство вершины взял на себя его преемник Навуходоносор.

Огромный зиккурат Этеменанки был возведен под руководством архитектора из Ассирии Арадахдешу. Он состоял из семи ярусов общей высотой порядка 100 метров. Диаметр сооружения был около 90 метров.


На вершине зиккурата находилось святилище, покрытое традиционным Вавилонским глазурованным кирпичом. Святилище было посвящено главному божеству Вавилона - Мардуку, и именно для него здесь были установлены позолоченные ложе и стол, а на вершине святилища закреплены золоченые рога.


У основания Вавилонской башни в Нижнем храме находилась статуя самого Мардука из чистого золота общим весом в 2,5 тонны. Вавилонская башня построена из 85 миллионов кирпичей. Вавилонская башня выделялась среди всех построек города и создавала впечатление мощи и величия. Жители этого города искренне верили в схождение Мардука в свое место обитания на земле и даже говорили об этом знаменитому Геродоту, побывавшему здесь в 458 году до нашей эры (через полтора века после постройки).

С верхней точки Вавилонской башни была видна и другая из соседнего города - Эуриминанки в Барсиппе. Именно руины этой башни долгое время относили к библейской. Когда в городе обитал Александр Македонский, он предложил перестроить величественное сооружение заново, но его смерть в 323 году до нашей эры оставило постройку навечно разобранной. В 275 году Эсагила была восстановлена, но Вавилонская башня не была отстроена. Напоминанием о былой великой постройке остался лишь ее фундамент и бессмертное упоминание в текстах.

Вавилонская башня: легенда и реальная история

Вавилонская башня — древнее чудо света, украшавшее собой. Согласно преданиям Вавилонская башня достигала неба. Однако Боги прогневались за намерение добраться до небес и наказали людей, наделив их разными языками. В результате строительство башни не было завершено.


Легенду лучше прочитать в библейском оригинале:

1. На всей земле был один язык и одно наречие.

2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.

После окончания Всемирного потопа люди снова начали плодиться, размножаться и наполнять землю. Все они говорили на одном языке и хорошо понимали друг друга. И вот они решили построить башню, которая должна была возвыситься до неба. Для чего? Чтобы стать равными с Богом и при этом оставаться вместе. Этот символ божественной силы человека, как люди думали, должен был быть построен в долине Страны Шинар.

Бог решил наказать их за высокомерие, повлияв на способность людей понимать друг друга. Поэтому он создал путаницу, внезапно разделив человечество на семьдесят разных народов и племен, каждый из которых имел свой собственный язык (отсюда и название Вавилон, что схоже со словом «путаница»).

Когда это произошло, от строительства Башни пришлось отказаться. Народы стали отделяться друг от друга, расходились в разных направлениях и так поселились по всем краям света.

Толкования этой истории

В классических комментариях на эту тему есть множество увлекательных объяснений. Начнем с Талмуда (Сангедрин 109a), где мы находим три варианта трактования:

В Школе рабби Шела учили, что люди строили башню с намерением пронзить небеса топорами, чтобы слить всю воду, содержащуюся в них, и таким образом сделать невозможным для Бога в случае Его гнева навести на мир еще один потоп. (Наверное, причина этого в том, что они решили, что их понимание науки и инженерного дела настолько велико, что они могут посоревноваться с Богом в управлении миром.)

Рабби Ирмия Бар Элазар учил, что на самом деле люди разделились на три группы, и у каждой были свои собственные планы на башню. Первая группа планировала подняться на нее, чтобы быть в безопасности, если наступит еще один потоп. Вторая хотела использовать башню как место, с которого удобнее всего поклоняться звездам. А третья группа фактически собиралась забраться по башне наверх, ближе к небесам, и оттуда сразиться с Богом.

Рабби Натан объяснял, что все помыслы людей, связанные с башней, были исключительно об идолопоклонстве.

Таргум Йерушалми говорит, что башня должна была быть увенчана статуей человека, держащего в руке меч — это настоящий акт неповиновения Богу, которого люди надеялись побороть.

Интересное мнение приводит Мидраш. Он поясняет, что люди боялись, что небеса будут обрушиваться на землю регулярно с периодичностью 1656 лет, потому что Всемирный потоп произошел в 1656 году от сотворения мира. И люди решили просто построить подобие подмостков, чтобы поддержать небеса в следующий раз.

Объясняет сказанное в Мидраше и учение Школы рабби Шела, говоря, что люди воспринимали потоп как естественное явление, которое произошло в результате движения небесных сфер и их расположения в небе. Целью возведения башни было как-то повлиять на потенциальную угрозу того, что они искренне считали естественным погодным явлением.

(15-16 вв.) учит, что план размещения идола на вершине башни был таким, чтобы строение получило всеобщее признание как самый высокий храм и величайший бог в мире, что превратило бы его в центр поклонения для всего человечества — и тогда правитель башни стал бы управлять всем миром.

(13-14 вв.) так же дает ряд пояснений. На начальном уровне он объясняет, что план состоял в том, чтобы построить некий памятник, который будет видно с очень большого расстояния. Люди хотели поселиться вместе и решили, что все они останутся жить рядом с башней и никогда не отойдут от нее. А любой, кто заблудился и отойдет слишком далеко от поселения, сможет вернуться домой, ориентируясь на башню. Однако это противоречило плану Бога, который создал мир, чтобы мы наполняли его и делали его лучше.

Он также предполагает, что люди, возможно, действительно создали первый молниеотвод. Они знали, что Бог обещал не спускать на мир еще одно наводнение и боялись, что вместо этого Он накажет бунтовщиков с помощью огня. Люди надеялись, что башня сможет спасти их от всех подобных ударов с использованием электричества, который сможет послать Бог. (Обратите внимание, что рабейну Бахья жил за много веков до Бенджамина Франклина.)

(Рабби Нафтали Цви Йеуда Берлин, глава знаменитой Воложинской ешивы 19 века) делится увлекательным и весьма поучительным взглядом на ситуацию. Он объясняет, что люди поколения Вавилонской башни были первыми социальными инженерами, которые надеялись создать утопическое общество, где все жили и мыслили как единый организм. Они боялись, что если отдельные люди образуют свои колонии и города, они будут развивать свою собственную культуру и уникальный образ жизни. А им хотелось, чтобы все жили в одной контролируемой среде, где можно было бы контролировать, чтоб все человечество оставалось культурно однородным. Башня служила базой, вокруг которой могли бы поселиться все люди их планируемой колонии — никто не покидал бы своих ближайших окрестностей. Проблема этого плана заключалась в том, что это был первый шаг к тираническому государственному режиму, в котором не допускалось никаких свободы слова и самовыражения, и именно поэтому Бог разделил всех на отдельные народы.

Некоторые мудрецы объясняли этот эпизод нашей истории следующим образом: люди задумывали построить башню, которая стала бы памятником, вдохновляющим их на общую цель — выживание. Они хотели «сделать себе имя» — обеспечить долгую память о себе на протяжении поколений.

В чем они ошибались?

Именно в том, что они видели выживание как самоцель. Давайте сделаем себе имя, сказали они, давайте сделаем все, чтобы будущие поколения читали о нас в своих книгах по истории. Для этих людей сама по себе жизнь была неким идеалом, а само выживание — добродетелью.

Это стало началом конца. Природа не терпит пустоты, что справедливо и для духовных реальностей: если наша душа или наши намерения не наполнены неким положительным содержанием, в конечном итоге создавшаяся пустота заполнится чем-то негативным. Когда нечто святое лишают его истинного высшего смысла, это неизбежно приводит к созданию Вавилонской башни.