Голова человека 3 положения. Пропорции головы человека

В этом уроке рисунка я подготовил материал так, чтобы были видны ключевые принципы рисования головы человека. Чтобы научиться рисовать портрет, нужно понять форму головы, а это возможно при помощи упрощения и обобщения излишних подробностей. Для этой цели я использовал схематичное изображение головы с названием «обрубовка», академический рисунок черепа, поэтапный рисунок головы человека и дополнительные схематичные рисунки, позволяющие понять особенности анатомического строения.

1. Объемность формы. Упрощение и обобщение.

На начальном этапе обучения рисованию люди чаще всего видят контуры объекта вместо его объема. Именно так начинающие и рисуют портрет: срисовывают контуры глаз, носа… А ведь голова человека, глаза, нос, губы — все они имеют объем, это не просто контуры. Кроме того, у них достаточно сложная форма. Поэтому в начале обучения нужно уметь обобщать второстепенное и осознавать объем каждой формы.

Вначале, попробуем нарисовать лицо человека с выступающими вперед носом и лбом, представленными в виде прямоугольных геометрических фигур.

2. Череп — основа формы головы.

Далее нужно усвоить один важный урок. Все основные изгибы и контуры лица образуются от выпуклостей и изгибов черепа. Ведь именно череп является той основой, на которой строится форма головы в портрете. Попробуйте проследить эту взаимосвязь, сопоставляя форму черепа с рисунком головы. Это очень важный момент в обучении.

Поскольку череп имеет сложную форму, то понять сразу эту взаимосвязь будет непросто. Поэтому сначала мы нарисуем череп обобщенно.

Череп состоит из двух основных отделов: мозгового и лицевого.

К тому же форму черепа можно условно представить в виде куба. Череп имеет фронтальную сторону, две боковые, затылочную и, так называемый, свод черепа или крышу.

После условных, обобщенных рисунков привожу в качестве примера учебный академический рисунок черепа. При множестве деталей, в нем можно увидеть фронтальную, затылочную, боковые стороны и свод. Также видно как детали группируются в два основных отдела — мозговой и лицевой.

Еще следует отметить, что самая широкая часть черепа находится ближе к затылку. Ее хорошо видно на рисунке ниже.

Для тех, кто учится рисовать портрет, могут пригодиться следующие анатомические названия различных частей черепа:

  • надбровные дуги;
  • лобная кость;
  • теменная кость;
  • затылочная кость;
  • височная кость;
  • скуловой отросток;
  • скуловая кость;
  • верхнечелюстная кость;
  • нижнечелюстная кость;
  • носовая кость;
  • глазница или глазная впадина.

3. «Орубовка» — ключ к пониманию формы головы человека.

Кроме черепа, на форму головы и лица влияют мышцы, хрящи, жировые отложения и т. п. Чтобы не запутаться в деталях, разобраться в анатомическом строении поможет обрубовка. Обрубовка представляет собой условное изображение головы человека, состоящее из граней. При помощи таких плоскостей формируется объем всей головы. Благодаря этим граням хорошо видны основные изгибы черепа и основные мышечные группы лица. В любом портрете, у любого человека форма головы строится на основе этих граней обрубовки. Конечно у каждого человека свои особенности лица, свои пропорции, но ключевые точки в построении головы соответствуют обрубовке. Поэтому в рисовании портрета художник всегда держит в памяти эти ключевые грани.

Попробуйте проследить основные плоскости обрубовки в рисунке черепа и в тональном рисунке головы, выполненном карандашом.

4. Формирование объема посредством светотени на фронтальной, боковой и верхней сторонах головы.

Чтобы рисунок головы был объемным, его нужно проработать штриховкой. Штриховка создает нужный тон. Посредством изменения тона (светлее-темнее) мы видим объем и форму. По закону светотени свет распределяется на поверхности формы в следующей последовательности: блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падющая тень. Если рисовать шар или подобные простые геометрические фигуры, то все намного проще. Но как показать светотень в тональном рисунке головы человека? В портрете светотень также прокладывается штриховкой как и в рисунке шара. Но с той разницей, что художник должен проследить свет и тень на каждом отдельном фрагменте лица в частности и на всей голове в целом. Т. е. нужно показать свет, полутень, тень — на носу, на лбу, на глазных впадинах, на губах, подбородке и т. д. Но кроме этого, свет и тень нужно показать на всей голове в целом, то есть на ее основных крупных гранях или сторонах. Например, одна сторона головы может быть темнее другой. Это важный момент при создании объема головы в портрете.

Для лучшего понимания данной темы я привожу в качестве примера наглядные схемы и рисунки гипсовой обрубовки, черепа и головы человека. В них вы можете отчетливо увидеть фронтальную, боковую и верхнюю грани головы. Схемы и рисунки карандашом составлены таким образом, что с помощью них можно поэтапно проследить основные грани головы, что поможет начинающим художникам увидеть светотень на поверхности головы в целом.

5. Мозговой и лицевой отделы головы.

Выше я уже приводил схематичный рисунок в котором были видны мозговой и лицевой отделы черепа. Но, как на практике увидеть эти области в рисовании портрета? В этом может помочь ряд рисунков и схем ниже. Здесь вы можете проследить границу между лицевой и мозговой частями головы в привычном рисунке карандашом, гипсовой обрубовке и учебном рисунке черепа.

6. Поэтапный тональный рисунок карандашом.

После изучения основных анатомических особенностей строения головы, можно приступить к поэтапному рисунку карандашом. Здесь нужно усвоить такую последовательность. Сначала мы рисуем обобщенно. Потом усложняем рисунок, добавляя подробности.

а) Поскольку форма головы напоминает форму яйца, то в начале рисуем линией соответствующую фигуру.

б) После этого выполняем построение рисунка головы. Рисуем ось симметрии, которая будет проходить по середине головы. Это очень важно так как ось позволит сравнивать левую и правую стороны, что поможет избежать ошибок и неровностей. Далее, намечаем уровни на которых располагаются брови, глаза, нос, губы. Намечаем их с помощью легких линий. О том, как определить эти уровни я писал в уроке

в) На следующем этапе можно наметить глазные впадины, глаза, нос, губы, а также скуловую кость, лобные доли, основные мышечные группы и складки на лице.

г) Уточняем детали.

д) Облегчаю ластиком черноту вспомогательных линий, которые будут стерты в итоге, однако, нужны в начале построения головы.

е) Начинаем тональный рисунок. Вводим штриховку. Обозначаем тени и свет. «Лепим» форму головы тоном. Я не стал фиксировать промежуточные стадии штриховки, поэтому опубликовываю сразу заключительный этап рисунка.

7. Различная манера и техника исполнения рисунка.

В конце этого урока хочу добавить, что манера и техника исполнения рисунка может быть разной. Рисунок может быть линейный и тоновой. Можно рисовать линией, а можно рисовать с помощью пятна. Можно вести работу в свободной манере наброска, допуская неточности. А можно выполнить точный академический рисунок. Можно рисовать подробно, а можно обобщенно.

Но при всем многообразии подходов, в рисунке должна быть видна грамота. Принципы построения головы сохраняются — будь то на бумаге или в сознании художника. Профессиональный художник, имеющий опыт работы, может и не рисовать вспомогательные линии построения. Он может вести работу в другой последовательности. Однако, какой бы ни была техника исполнения, в его рисунке будет видно понимание основ пластической анатомии. Поэтому если Вы хотите научиться рисовать портрет, нужно понимать суть, а не просто поэтапно копировать натуру или картинку. Когда начинающий художник обретает такое понимание и начинает видеть натуру анализируя, а не просто копируя, то он будет значительно более успешен в обучении. Надеюсь рисунки и схемы из этого урока помогут начинающим в этом.

Для того, чтобы нарисовать действительно качественный портрет, мало описаться на собственные внутренние чувства. Интуиция может ошибаться, в то время как фундамент академических знаний прочен и надежен.

В академическом рисунке есть довольно большое количество интересных и важных разделов. Много внимание уделяется созданию портретов. Художники стремятся соответствовать всем пропорциям и соблюдать максимальное сходство с моделью.

Почему это так важно

Для того, чтобы создать качественную портретную картину, стоит изучить правила, по которым изображается академический рисунок головы человека. Можно говорить о достаточно высоком мастерстве, глядя на картины Брюллова, Рокотова, Кипренского и прочих выдающихся творцов. Художник должен быть знаком с техникой рисования, как карандашом, так и красками, чувствовать пропорции, уметь придавать объемность и глубину с помощью теней, бликов. Всё это – тонкая материя, постигаемая не за один день, но зато в итоге можно опираться на прочный фундамент теоретической базы.

Глядя на работы французских мастеров, творивших в 16-18 вв., испытываешь восхищение из-за точности прорисовки черт лица. Кажется, что портрет глядит в самую душу, чувствуется душа человека, которого изображал художник. В работе используют не только краски, которых большое количество разновидностей, но и карандаш, уголь. В каждой технике есть свои особенности, которые нужно изучать отдельно.

Как рисовать голову человека карандашом поэтапно

Как мы чувствуем настроение человека, глядя на изгиб его губ, морщинки в уголках глаз, мимолетный блеск во взгляде, так и люди, увидевшие вашу работу, должны будут прочувствовать как вас самого, так и модель. Не зря говорят, что глаза – зеркало души. Ваша же задача – заставить его отражать всё необходимое с максимальной точностью. Рисунок должен вызывать эмоции. Если проводить аналогию с фотографией, можно взять пример из жизни.

Допустим, вы увидели на небосводе прекрасную луну и хотите сфотографировать ее на телефон с камерой средней мощности. Между ожиданием и реальностью будут разительные отличия. Как правило, когда не используется профессиональное оборудование, получается размытое пятно – не более. Так вот, академический рисунок головы человека – это раздел обучения изобразительному искусству, который позволит вашим навыкам от уровня плохой камеры перейти на более высокую ступень, позволяющую улавливать даже мельчайшие детали, подобно сверхточному фотоаппарату. Хотя рисование и творческий процесс, в нем масса своих специфических технологий.

Начать можно хотя бы с познаний анатомии. Сделав человеку на рисунке слишком высокий лоб, неправильный разрез глаз, просчитавшись в пропорциях, можно рисовать одну личность, а получить совершенно другую – существующую только на бумаге. Часты ситуации, когда работа вроде бы неплохая, что-то в ней определенно есть, а вот самого человека нет. Ценность такого портрета, каким бы миловидным он ни был, стремительно падает.

Делаем контуры головы с первого раза

Интересной особенностью также является то, что на картине многие предпочли бы видеть себя чуть лучше, чем в повседневной жизни. Можно, конечно, сделать чуть пышнее волосы, поменьше тени под глазами, но когда доходит до главных лицевых черт, таких как глаза, губы, нос, эксперименты здесь могут принести вред. Выполняя все эти задачи, крайне тяжело полагаться только на собственную интуицию. Без владения знаниями об анатомии, пропорциях, игре света и тени придется совершать большое количество ошибок, и в итоге работа может превратиться в одно пятно, на котором постоянно что-то закрашивали и стирали.

Поэтому практика всегда должна идти рука об руку с теорией. Эта формула опробована в многих отраслях и, как правило, никогда не подводит. Не стоит отказываться от шанса сэкономить собственное время и усилия. После прохождения курса ваши навыки значительно повысятся, а рисунки, что называется, действительно оживут.


Композиция пространства листа решена. Найдены пропорциональные отношения между высотой и шириной выбранной массы головы человека.

Проведите срединную линию головы человека согласно выбранному вами положению натуры. Это будет линия вертикальная или почти вертикальная, в зависимости от наклона головы. Проводить ее надо наполненной, ощущая под ней поверхность эллипса. Срединная линия проходит через переносицу, основание носа, середину разреза рта и подбородок. Ее пересекают под прямым углом другие вспомогательные линии, которые проходят через глазничные впадины, образуя осевую глаз, через скуловые кости, лобную кость, подбородок.

Осевая глаз разделяет высоту головы на почти равные части (лицевую часть и черепную коробку). Осевая линия скул делит на равные части высоту от подбородка до верхней осевой линии лба. Размечать вспомогательные линии нужно с учетом пропорционального отношения частей лица к целому, а также характера натуры.

Все горизонтальные вспомогательные линии надо проводить с учетом выбранного положения и перспективы. Если горизонтальные вспомогательные линии продолжить, они сойдутся в одну точку на линии горизонта. Она находится на уровне ваших глаз, а положение натуры по отношению к вам выбрано. Теперь определите положение натуры относительно линии горизонта: выше линии, на уровне линии, ниже линии.

Проведите вспомогательные осевые линии: голова прямая, без наклона. Но даже если голова рисуемой модели будет иметь наклон вперед или назад, все равно горизонтальные осевые линии будут параллельны и сойдутся в точку на линии горизонта. За исключением модели, имеющей наклон головы вправо или влево: у нее точку схода горизонтальных осевых линий необходимо подобрать.

Рисунок начинается с конструктивного построения фронтальных поверхностей головы. Они соответствуют фронтальной поверхности куба (если модель головы человека абстрагировать до модели куба) и прямоугольной фронтальной поверхности подиума, на котором обычно находится гипсовая модель головы человека.

Нарисуйте переднюю поверхность лобной кости головы человека (как вы рисовали ее у черепа) согласно осевой линии. Ширина поверхности лба приблизительно равна расстоянию между центрами глазниц.

Далее определите глубину осевой линии глаз, рассмотрев голову в профиль и поняв, насколько поверхность лба выдвинута вперед по отношению к данной осевой. На этой линии найдите точку срединной линии; соедините со срединной линией, проходящей через поверхность лба. Затем найдите на осевой линии глаз крайние точки глазниц и соедините их с поверхностью лба. Таким образом, мы получили «козырек», который будет нависать над фронтальной поверхностью лицевой части головы.

Определите глубину осевой линии скул относительно фронтальной поверхности лба. Найдите опорные точки на осевой линии скул. Скуловая линия соответствует самому широкому месту лицевой части головы человека. Если вы рисуете голову в три четверти, то одна точка будет совпадать с контурной линией на самом ее выступающем месте. Другая точка будет находиться на границе поворота лицевой части в пространстве, между фронтальным и боковым положением сторон.

Хорошо, если вы в это время сможете себе представить конструкцию черепа. Соедините опорные точки скул со внешними точками глазниц на осевой линии глаз - получите площадку, выдвигающуюся вперед. Продолжите срединную линию до пересечения со скуловой линией, а потом проведите ее вертикально вниз. Посмотрите еще раз на контурную линию лицевой части: она опускается вниз, с наклоном к осевой. Проведите две линии от опорных скуловых точек вниз, на сужение, до пересечения с нижней частью челюсти. Это поможет нам построить переднюю вертикальную поверхность лицевой части головы.

Постройте переднюю площадку подбородка на срединной линии. Площадка подбородка окажется «выдвинутой» вперед от передней поверхности лицевой части головы.

Перейдите к конструктивному построению боковой части маски лица. Представьте боковую поверхность куба и черепа головы человека. Найдите величину скуловой дуги от опорной точки до уха. Проведите осевую линию в глубину листа с учетом перспективы. От верхней части поверхности лба до пересечения с осью скулы проведите линию к уху, затем вниз, чтобы построить дальнюю, нижнюю и переднюю части нижнечелюстной кости. Таким образом, вы построите конструктивную основу маски головы человека.

От передней поверхности лобной кости продолжим конструктивное построение черепной коробки по представлению. Вот где особенно потребуется ваше простое понимание формы черепной коробки, которому вы научились в предыдущем задании.

Обратите внимание на форму прически головы. Она повторяет форму черепа, все его площадки; необходимо просто добавить толщину прически. Каким бы волнистым ни был волос, какими бы ни были крупными локоны, они (в обобщенной форме) представляют форму черепа.

Шея представляет собой форму цилиндра, имеющего наклон вперед. Это зависит от положения шейного участка позвоночника, который соединяется с основанием черепа. Шея завершается как бы скошенным сечением (с осевой линией от яремной ямки до седьмого шейного позвонка), которое находится на ромбовидном участке плечевого пояса. Не увлекайтесь в дальнейшем выявлением у шеи грудинно-ключично-сосцевидных мышц - это приведет к разрушению целостности формы.

Итак, мы завершили работу над конструктивной основой всей головы человека. Другими словами, возвели под будущим рисунком фундамент, и чем он крепче, тем успешней будет идти последующая работа (ил. 72,73).

От срединной линии передней поверхности лобной кости проведите срединную осевую линию носа. Найдите длину носа, постройте его переднюю площадку, соответствующую положению в пространстве передних поверхностей лицевой части. Определите глубину носа, базой которого будет являться лицевая часть головы. Так получился блок носа.

Не пытайтесь нос детализировать на этом этапе рисунка. Это можно сделать и позже, убедившись, что блок носа перпендикулярен лицевой поверхности, соответствует срединной осевой линии головы человека, имеет правильный наклон лицевой площадки. Иначе, не убедившись в этом и потеряв цельное видение блока носа, вы сделаете вашу детальную проработку напрасным трудом. Ведь легче исправить ошибку в рисунке одного обобщенного блока носа, чем в рисунке носа, состоящего из многих сочленяющихся характерных объемов (ил. 79,80).

Это касается рисунка всех частей головы человека. Если вы обнаружили в рисунке ошибку слишком поздно, нужно все же ее исправлять. Нельзя идти на компромисс с собой, потому что в следующем рисунке эта ошибка повторится.

Далее приступайте к рисунку глаз. Глаз представляет собою шарик, вставленный в глазницу черепа. Посмотрите на рисунок: как пластически организовано место для глаза тремя поверхностями (боковой поверхностью носа, козырьком нависающего лба и наклонной площадкой лицевой части головы)? Найдите место и ширину глаза на вспомогательной осевой линии. Нарисуйте часть выступающего из глазницы шарика, обращая внимание на дугообразные линии, образованные от пересечения шариком навесной поверхности лба и лицевой части. Шарик отделил от этих поверхностей верхнее и нижнее веко.

Здесь хочется обратить ваше внимание на то, что голова человека, как и вся его фигура, при рассмотрении в фас симметрична. И мы не раз еще будем упоминать срединную осевую линию.

Рисуйте попарно, на счет раз-два. Не рисуйте один глаз, а рисуйте оба сразу; намечаете опорную точку на скуловой кости - намечайте парную. Их свяжет поперечная осевая линия, идущая параллельно лицевым поверхностям головы в точку на линии горизонта, и таких линий в рисунке лицевой части головы может быть предостаточно.

Постройте блок формы, включающий в себя носогубную часть, верхнюю и нижнюю губу, подбородок. Срединная осевая линия проходит по передней площадке этого блока, от носа до нижней части подбородка. Ширина площадки увеличивается к подбородку и соответствует ширине передних площадок частей формы. Блок примыкает к лицевой части головы, на него опирается нос.

После конструктивной деталировки наведите в линейном рисунке порядок. Как и в рисунке черепа головы человека, уберите ненужные линии, оставляя только линии, связанные с конструкцией формы. Подготовьте линии к эстетическому восприятию. Примените к рисунку головы законы воздушной перспективы. Самая темная линия - та, которая находится ближе всего к вам. Рассмотрите характер контурных линий и линий границ поверхностей.

Напоминаем, что границы сторон у формы головы имеют мягкий переход и различные радиусы. Чем больше радиус, тем граница менее выражена и тем труднее определить ее. Помогает источник освещения, светотень. Переведите линии граней формы в мягкое, размытое состояние. Для этого вы возьмете от света и тени только светотень; обязательно применение воздушной перспективы!

Убедитесь в вышесказанном еще раз на простых примерах, потому что все это очень важно, и, не разобравшись, вы просто не сможете грамотно продолжать рисунок.

Посмотрите на шестиугольную фигуру. Никто не сможет увидеть в ней нарисованный куб, потому что она не трехмерна. В ней отсутствует понятие объема, в отличие от следующей геометрической формы. Точно такое же отличие рисунков студентов, которые слепо копируют модель, от рисунков студентов, имеющих объемно-пространственное мышление.

В следующем ряду мы скруглили у куба грань. Вопрос о наличии вертикальной линии вместо отсутствующей грани имеет отрицательный ответ, ведь ребра у куба нет. Ребра нет, но стороны остались на своих местах. Должна же быть здесь какая-то граница, тем более, что между поверхностями куба разница в 90 градусов! Даже если визуально этой границы не видно, вы должны ее поставить, иначе на стадии конструктивного разбора формы в пространстве вы не сможете передать ее как объем.

Теперь давайте воспримем скругленную грань как часть цилиндра, а точнее, его четвертую часть. Если куб будет иметь освещение, то на части поверхности цилиндра возникнет граница между светом и тенью (или блик). Отличие границы между светом и тенью на цилиндре от такой же границы на кубе в том, что эта граница мягкая (размытая), а не жесткая.

Если вы в конструктивном рисунке на первых этапах в местах поворота формы в пространстве будете указывать резкие границы вместо мягких, а затем, при моделировании формы, их скруглять светотенью, разве это как-то разрушит форму? Наоборот, выявит. Форма - это всегда объем в пространстве. Пространство трехмерно, значит, и форма, находящаяся в пространстве, трехмерна.

Форма имеет границы пространств. Вопрос в следующем: где эти границы у формы головы человека, ведь она вся такая округлая? На этот вопрос ответ может дать только ваш конструктивный анализ модели головы человека, и чем больше вы будете осознавать, тем больше будете видеть.

Продолжение темы- как научиться рисовать голову человека, принцип рисования головы человека. И, как иногда здесь бывает, небольшое предисловие... Когда- то мне пришлось наблюдать такую картину: абитуриент сдает экзамены, задание- рисунок головы человека. И представьте: перед ним сидит живой человек, живая голова, объем его полон мышц и костей, сверху естественно светотень, распределяющаяся по всему этому богатству. Абитуриент видит все это и рисует...череп этого человека. Ничего нет, одна черепушка. Нарисовав его, притом полностью заполнив рисунок тоном, начинает подтирать поочередно фрагменты черепа и наполнять их мышечной массой. Так он накладывал на основу объемы мышц и кожу, пока не решил, что рисунок закончен. Если честно, это страшно. Просто не знаешь, что сказать. Я его ни в коем случае не ругаю и не смеюсь, и имен не называю, просто констатирую факт. Экзамен для него прошел благополучно, он его сдал на мягкую троечку, поступил и отучился, так что все в порядке. Но вы постарайтесь так не делать.

Даю рисунок черепа:

Вы можете просматривать его и частенько проверять себя во время рисования головы человека или ее деталей.

Почему: я считаю, что для хорошего рисунка головы человека конечно нужно знание костной основы, еще лучше, когда вы можете запомнить хоть третью часть названий костей черепа. Плюс к этому- знание мышечной структуры головы человека, как они изменяют форму при сокращении.

Но это все начинает пониматься со временем, на протяжении длительного времени практических занятий. В противном случае и получаются такие казусы, как с тем абитуриентом. Он хотел показать знание строения и рисования черепа человека? Он их показал, но немного не так как нужно было и не в этом случае.

С другой стороны, представьте следующую картину: на одном очень хорошем форуме для художников человек выложил свой рисунок, рассказал и показал как он его делал. Он поделился своей работой, как делал рисунок, вернее- перерисовывал с фотографии. Проще сказать- он срисовывал. Картинка получилась очень красивой. В добавок ко всему прекрасно были найдены пропорции головы, схожесть с фото практически один в один. И получил в свой адрес много отзывов, разных, хороших и не очень, а за один отзыв мне просто стало обидно. На мой взгляд очень обидный комментарий в плане того, что: "хорошая картинка на могилку". Получается один неприятный факт, вытекающий из срисовывания, не зная конструктивных особенностей предмета и не зная, как ведет себя рисуемый предмет в пространстве- делается с огромной любовью, трудов масса, а результат далеко не тот, что ожидается.

Нам бы с вами найти что- то среднее. Что- бы вы смогли получать информацию и с конструктивной точки, и с эстетической, то- есть, приближаясь к документальной передаче человека. Важно, что- бы вы смогли развиваться в этих двух направлениях одновременно. Мы учимся понимать голову человека как общего объема, так и стараемся рассматривать конкретнее- изучаем детали, но при этом они также подчиняются основному- общему объему. Мы и не детализируем, и не занимаемся срисовыванием. В таком процессе любая детализация не выходит за рамки основ. Такой процесс позволяет нормально нарисовать и череп, и живую голову человека, и ее детали как гипсовые, так и живые фрагменты, и позволяет нарисовать портрет. А опыт и практика, для получения коих нужно время, обагащают знания в обеих направлениях одновременно.

Итак, предисловие закончилось, приступаем к работе. Вам дан рисунок черепа человека. Посматривайте на него.

Как нарисовать голову человека

Все слышали о таком человеке, прекрасном рисовальщике, как Готфрид Баммес. Он работал с объемом головы очень просто, и в то- же время умно. Посмотрите, как он работал с изучением объема головы, находил общий объем ее:

Это не оригинальные его работы, а срисованные мной и "подтасканы" для лучшего понимания. Он ведь не рассчитывал тогда, что его работы будут изучаться учениками. Это копии поисковых рисунков объема головы Готфридом Баммесом.

Смотрите слева- он как- бы отсекает ненужные области и выстраивает болванку из общего объема намечая главные плоскости. Также вы можете увидеть, как он цеплялся за конструктивные точки, которые мы разбирали с вами на прошлом уроке. Он основывался на понимании их при построении объема головы таким образом. Не вырисовываются детали, он не вдается в документализацию, он ищет главное.

Теперь посмотрите на рисунок справа. Это тоже его работы, но здесь Баммес к поиску формы головы при помощи основных плоскостей добавляет конструктивный рисунок линией для поиска пропорциональных соотношений и проверяет таким образом себя для построения невидимых областей головы человека.

Вы можете покопировать эти рисунки, прям так как показано здесь. Потом, используя для наглядности свою натуру, также попробовать анализировать объем ее головы. Это все поможет вам при рисовании живой головы человека.

Это не единственный способ рисования объема головы. Время ушло далеко вперед и наработки в области рисунка также. Сейчас мы еще раз пройдем тот путь, который нарабатывали на прошлом уроке и продвинемся дальше в понимании объема головы человека, в создании рисунка головы человека простым обычным карандашом.

На чем мы с вами тогда остановились? Смотрите как нарисовать голову человека первую часть материала. Мы поняли, что существуют конструктивные точки, оси, плоскости, на основании которых можно находить пропорциональные соотношения частей головы и построить ее. Сегодня мы добавим следующий материал- будем учиться понимать форму- голову как объем, на котором уже существуют деления общего объема на мелкие. От общего к частному- главное правило. Будем учиться не детализировать рисунок головы человека на начальном этапе работы.

Рисование головы человека простым карандашом

Начинаем рисовать голову человека простым карандашом. Натяните бумагу на планшет обязательно, посадите перед собой натурщика. Рассмотрите хорошо голову этого человека и берите в руки карандаш.

Возможно ваш человек по характеру черепа отличается от моего, возможно даже сильно- все люди разные. Но основа остается неизменной , то, что есть у моего человека также есть у вашего, только со своими особенностями.

1. Находим место композиции, портрета в листе. Не используйте ракурс, не используйте точку зрения слишком высоко или низко- берите примерно на уровне глаз натуры. Желательно, что- бы были хорошо видны основные конструктивные точки. Потом будете экспериментировать. Отступ от верха меньше чем с низу, отступ от лица больше чем с затылка.

2. Находим место для объема головы, для шеи и плечевого пояса.

3. Находим объем болванки головы, обобщенная форма, где учтены высота ее и ширина, а также характерные особенности- форма головы, например: грушевидная, овальная, круглая, ну или квадратная (шутка). Заметьте пропорции ширины- высоты болванки, форма может находиться при помощи тех конструктивных точек, которые мы изучали- самые выпуклые части на черепе- высокая, височная точка, точка подбородка, длины между скуловой и височной точкой, и так далее. Пропорции ищем при помощи условных трех точек, образующих условные углы:

4. Находим ось симметрии, которая разделяет голову на две равные симметричные части- левую и правую. Ось симметрии находим по красной линии (помните первое занятие по рисованию головы человека?), цепляемся за высокую точку на черепе и на точку подбородка- смотрите:

5. Находим линию трехчетвертного поворота. Она будет проходить через скуловую точку- точку скулы, которая хорошо видна и через височную точку, ее тоже находим визуально. Это как в кубике- грань, которая делит его на стороны- переднюю и боковую:

6. Находим линию надбровных дуг. Ее можно проводить по бровям, по выпуклой их части, по точкам излома и ведем дальше. Если вы помните, проведя по форме эту линию дальше, она будет определять верхушку уха- значит вы будете знать исход, проверяйте пропорции и не забывайте о перспективном искажении:

7. Находим линию, которая будет проходить по нижней части пирамиды или по другому- призмы носа. Проведя ее дальше определяем нижнюю часть уха- ищите пропорции:

8. Ищем линию, которая разделяет голову на лицевую и затылочную части, проходит она через высокую точку, височную точку и ушное отверстие:

9. Находим объемы пирамиды носа и уха, которое мы можем видеть, место для них уже уготовлено, единственное замечание: если ухо можно наметить окончательно, то нос пока предварительно. Дальше его месторасположение будет уточняться. Пока он у нас несколько "зависает" в воздухе. Но пирамида носа видна достаточно отчетливо, так что, включаем свой глазомер и работаем:

10. Находим скуловые точки. Месторосположение и пропорции замечаем по условной плоскости, которую образовывают эти точки и точки излома. Ну а также по пропорциональным отношениям с другими найденными объектами:

11. Находим место для глаз. Предварительно они будут располагаться на одной горизонтальной линии (с учетом того, что линия проводится по форме и с учетом перспективного искажения), к этому добавим следующее: угол наклона от внутреннего края глаза до внешнего может быть различным и не всегда бывает так, что внешний край глаза выше внутреннего, что и уточняем на своей натуре. Также, между двух глаз должен поместиться еще один. Также, если провести линию по форме от края носа вверх, то она будет сопрекасаться с внутренним краем глаза- проверяем себя:

12. Теперь давайте подумаем вот над чем: голова человека это цельный объем, здесь не бывает так, что какая- то плоскость или точка, или линия появляется вдруг ниоткуда и куда- то, неизвестно- куда пропадает, здесь все связано и взаимоповязано . Если коснуться за один "кусок", то он всегда приведет к поиску или изменению второго. Если смотреть на нашу работу, то не совсем понятно месторасположение нашего носа и не видно, как он вписывается в общий объем головы. Давайте исправим этот недочет, возможно и конструкцию или пропорции носа нужно будет немного подправить. В любом случае, нужно увидеть откуда он появляется и разобрать это конструктивно, возможно к носу у нас добавится еще кое- что.

Нужно зацепиться за что-то, на прошлом уроке мы изучили с вами надбровные бугры, давайте найдем их на натуре. А где расположены надбровные бугры? На надбровных дугах. А где располагаются надбровные дуги? На линии надбровных дуг. И если присмотреться поближе, то становится ясно, что это все богатство образует еще одну плоскость, которую мы с вами и обозначаем, тем самым соединяем объем носа с нависающей над ним объемом лба:

13. Дальше посмотрим на черепную коробку. Очевидно то, что точки надбровных дуг можно соединить с точками лобных бугров, а лобные бугры с высокой точкой на черепе, в результате мы прорабатываем, прощупываем, изучаем и выстраиваем объем мозговой части головы. Ну и можно пройтись глазом от лобных бугров до височной точки:

14. Работаем дальше. Совсем не понятна для нас остается височная часть головы. Попробуем разобраться. На прошлом занятии мы просто создали дополнительную вспомагательную плоскость- соединив точку излома (для удобства мы так ее назвали, в пластанатомии такого названия нет, есть названия двух костей, которые соединяются между собой образуя излом) и серединой уха, помните? Разбираем детальнее, смотрим:

Если посмотреть на этот участок на черепе, то можно видеть, как две кости образуют излом, видна сама скуловая кость, видно, как поднимаясь к излому она несколько изгибается вглубь.

У нас с вами не череп, у нас сам человек, с полным набором мышечной ткани и кожным покровом, так- что, таких четких градаций как в черепе не будет, но подразумевать и понимать все происходящее под слоем мышц не помешает.

Кстати, посмотрите на область виска- он отчетливо расположен ЗА скуловой костью, ЗА точкой излома, несколько вдавлен в черепную коробку. Мы называем его- висок, на самом деле там сочленяются клиновидная кость, которая располагается сразу за скуловой и височная кость.

Вот берем и как можно приближеннее к натуре обозначаем эту височную область, височную кость под телом, нанося условные плоскости, которые будут образовывать для нас объем.

15. Дополнительно можем разбить на меньшие плоскости одну большую- плоскость, которая образуется надбровными дугами над линией надбровных дуг:

16. Ну и проработаем окончательно надбровные дуги, найдем их строение, характер, объем. Как видите, мы не цепляемся за одну какую- то область головы и не доводим ее окончательно ни конструктивно, ни в тоне. Мы плавно переходим от одного к другому, так как все взаимосвязано, прорабатываем общий объем, потом меньшие и более детально, потом снова возвращаемся к общему объему. В результате получаем плавное поэтапное ведение рисунка. Итак, надбровные дуги...
Находим следующие плоскости, смотрите:

Ну и можем прорисовать эти надбровные дуги во всей их красе- обозначьте их, а заодно пройдитесь по лобным буграм- прочувствуйте их форму, пройдитесь по виску- наметьте ту область на объеме головы, которая будет "уходить" в глубь объема черепа. У каждого человека она разная, смотрите на свою натуру и ловите ее характерные особенности:

17. Ну вот, верхнюю часть головы мы вроде как проработали, выстроили, давайте перейдем к нижней. Хотя вы можете делать все не поочередно, просто переходить от одного к другому- только поймите сам процесс. Итак, переходим к нижней части объема головы человека. А здесь дела обстоят также: любые плоскости между собой взаимосвязаны, одна форма "вытекает" из другой, потому- что голова человека- один цельный объем. Берем и соедняем скуловую точку с углом нижней челюсти, скуловую точку с уголком рта, опять- же, скуловую точку с точкой подбородка, а еще лучше с точками, которые образуют фронтальную плоскость подбородка, смотрите:

Таким образом, мы один большой сложный объем разбиваем на несколько небольших областей, но уже не таких сложных. Тем не менее, которые по преждему составляют один сложный большой объем головы.

18. Дальше работаем. У нас осталась непонятна область рта и подбородка. Для начала давайте найдем область рта. Если посмотреть на череп человека, то можно отчетливо увидеть, что рот (дальше детальнее смотрите как нарисовать рот) располагается на встрече двух костей- нижнечелюстной и верхнечелюстной, образующих дугообразный участок, где располагаются наши зубы. Если посмотреть на живого человека, то область рта также обозначена краями мышечной массы, окаймляющей этот участок дугами. Вот и мы покажем эти дуги:

19. Прорабатываем область рта- нижнюю часть и подбородок (детальнее- как нарисовать подбородок). Он не обрезан, не плоский, он также имеет толщину, объем, форму, которую можно заметить визуально по распределению света по его форме. Давайте покажем и его толщину- проведите линию от выступающей точки подбородка к углу нижней челюсти, вы увидите, как он "завернется" вниз к цилиндру шеи:

И верхнюю часть, которая будет сопрягаться с объемом носа при помощи носогубных складок:

20. Перейдем к области глаз. Для начала наметим место для них в нашем объеме головы, в пространстве листа. Пока определяем только место для глаз:

Что мы наблюдаем? Мы наблюдаем характерные точки на черепе, которые воспроизводятся на живой натуре, с той только разницей, что это- живая голова, с мышцами и кожным покровом, потому и границы этих точек будут нечетки, костная основа будет под пластикой кожи, но она несомненно должна учитываться при строении и дальнейшей работе с объемом головы, в частности с глазницами и глазами в них.

21. И наконец, немного проработав цилиндр шеи, на который посажена наша голова, объем плечей, которые держат все это богатство, получаем вот такой конструктивный рисунок:

Не забывайте, что шея- тоже объем, также имеет основу- часть позвоночного столба и мышечную массу.

Как вы можете заметить, если смотреть на весь объем головы человека, четко прочитывается ее сходство с нашим кубиком, что очень видно, допустим, в области скуловой кости.

Разобрав визуально таким образом строение объема головы, можно понимать, как свет будет ложиться по ее форме, создавая тональные градации. Лучше понять- как "вылепливать" форму головы и ее деталей. И можно понимать и обосновывать каждое свое действие этими знаниями. Эту работу не забрасывайте далеко в угол, когда научитесь рисовать детали- рот, нос , глаза , подбородок, шею (смотрите детальнее- как нарисовать шею), продолжите работу над ней. Ну а если сильно зачернили как я- начните сначала. Таких сильных линий построения в рисунке быть не должно.

Как вы понимаете, всех знаний этого материала не достаточно, дабы создать полную картину, рисунок головы человека, портрет. Но сейчас нужно "переварить" объем этой информации, прежде чем приступать к следующему- как нарисовать портрет . Отдохните, вникните в суть, поймите принцип работы, порисуйте потом еще самостоятельно. Нам ведь не достаточно каждый раз создавать рисунок нового человека с нуля, нам нужно понять способ создания, понять принцип. Тогда любой человек, со своим, присущим только ему набором характерных особенностей в строении головы, поддасться воспроизведению на бумаге. Все люди разные, как и строение их голов, но все можно обобщить, сравнить, найти ключ для передачи сложного, набором простых вещей.

Для того чтобы нарисовать голову под каким-либо углом необходимо понять ее базовую структуру и сделать конструктивное построение головы человека поэтапно.
Для начала мы игнорируем детали и подготавливаем самую простую основу головы.
Схема (заготовка) (о которой мы поговорим во втором уроке) помогает построению изображения формы головы.

Урок №1

Вам понадобится лист бумаги, карандаш или уголь. И самое главное – это натура.

С натуры рисовать всегда предпочтительней. Посадите перед собой того, кто сможет уделить вам достаточно времени - свою бабушку или деда. Хорошо если вы учитесь вместе со своим другом – можно рисовать и позировать поочередно.
Если же возможности рисовать с натуры нет, то используйте фотографию, непременно очень хорошего качества. Однако знайте, фотография – плохой товарищ и лучше использовать её в крайнем случае.

Начнем. Перед нами натура. Или фотография.
Делаем конструктивные наброски. Не беспокоимся о чистоте…

1. Скомпонуйте голову человека, а также шею (можно и плечи) на плоскости листа. Для начала используем глазомер и заодно проверяем себя.
2. Находим основной объем головы, шеи и плечевого пояса. Представьте, что перед вами не человек, а точнее не его голова, перед вами, в первую очередь, форма, объем. Постарайтесь понаблюдать за этим объемом. Нам необходимо перенести этот объем на плоскость листа. Начинаем с изображения основных объемов и плоскостей. Никаких деталей, сейчас нет ни глазок, ни ресничек.
Не забывайте о трехмерном изображении формы. Попробуйте почувствовать конструкцию формы лицевой части. Обратите внимание на выступающие части скелета. На данном этапе вам необходимо понять, видите ли вы конструкцию этого объема.
Всё ещё читаете?... Рисуйте! Сейчас важно понять сам процесс. Внимательно изучайте форму, примечайте и улавливайте все свои ощущения.


Итак, чтобы нарисовать голову человека необходимо зацепиться, найти то, с чего необходимо начинать работу.
Во-первых, находим основные точки (о которых речь пойдет позже). Во-вторых, находим основные плоскости, образующиеся изломами формы.
Точки, плоскости и изломы, улавливаемые нами, на самом деле не случайны. Это и есть структура головы человека, её конструктивные моменты. Это то, что образует характерный объем головы и индивидуальные особенности человека.

Глядя на натуру первое, что мы находим по самой высокой точке на черепе и выпирающей точке на подбородке - высоту головы, далее выделяем: шары глаз в глазницах, пирамиду носа, скуловые точки, выпирающий объем подбородка и плоскость лба.
В ходе выполнения данного упражнения вы, надеюсь, поняли, что голова это такой же объем, который имеет грани и плоскости, основные точки, высоту, ширину, глубину и светотень.

Урок №2

Конструктивные точки позволяют определить пропорциональные соотношения всех плоскостей объема головы человека. Они образуют форму головы.
Разберем детально все конструктивные точки:


  1. Глазницы и глазничные впадины
  2. Скуловые точки
  3. Лобные бугры
  4. Точка подбородка
  5. Угол (точка) нижней челюсти
  6. Самая высокая точка на черепе
  7. Височные точки (как они образуются, скажем ниже)
  8. Теменные бугры на затылочной части


Оси, разделяющие голову на определенные части:

  1. Линия, разделяющая голову вертикально на две симметричные части – красный цвет.
  2. Линия, разделяющая голову на верхнюю черепную часть и нижнюю лицевую, проходит по надбровным дугам – синий цвет.
  3. Линия, разделяющая голову на затылочную и лицевую части, проходит через самую высокую точку черепа и ушные отверстия – зеленый цвет.
  4. Линия, определяющая в дальнейшем трехчетвертной поворот головы, проходит скуловую и височную точки, а также теменной бугор- желтый цвет.
  5. Линия, определяющая нижнюю часть пирамиды носа, проходит через нижнюю линию носа, и нижние точки ушей – бирюзовый цвет.

Заготовки. Заготовки или шаблоны могут быть прямоугольными или овальными. Прямоугольные заготовки в данном случае дают нам самое простое и понятное представление о пропорциях человеческой головы.
На рисунке показаны сразу три положения: в три четверти, в профиль и анфас.
Основные конструктивные точки и линии позволяют выявить некоторые закономерности.
Обычно высота уха равна расстоянию между линией надбровной дуги и нижней частью носа.
Рот расположен на одной линии с точкой, определяющей угол нижней челюсти.
Голова условно делится на три части одинаковой высоты: от точки на подбородке до нижней части носа = от нижней части носа до надбровных дуг = от надбровных дуг до точки, которая располагается на два пальца выше лобных бугров.
Не забывайте о правилах перспективы. В положении в три четверти та ча сть головы, что располагается ближе к нам, будет иметь истинные размеры, а та, что дальше будет искажаться в размерах в меньшую сторону.


Поработаем с матрицей-заготовкой и закрепим полученные знания.
Порядок работы:
1. Намечаем композицию на листе бумаги, вырисовываем основные объемы.
2. Определим основные пропорции, форму и характер головы. Возможно, голова будет круглая или грушевидная.
3. Проведем вертикальную ось. Для этого необходимо определиться с поворотом головы и, соответственно, с положением носа, так как линия пройдет вдоль него. Ось разделит нашу заготовку на правую и левую части. В результате мы получим самую высокую точку черепа и точку подбородка.
4. Окончательно определимся с поворотом головы. В этом нам поможет линия трехчетвертного поворота . Предварительно наметим скуловую точку, её точное местоположение мы откорректируем позже. И проводим через неё линию.
5. Линия надбровной дуги . Визуально определите, сколько места необходимо для черепной части, а, сколько для лицевой части. Проведите линию, не забывая о перспективе.

6. Линия нижней части пирамиды носа. Как мы отметили выше - линия надбровной дуги и линия нижней части носа делят голову на три равные части (в идеальном случае). Воспользуемся этой закономерностью, учитывая индивидуальные особенности

натуры.
7. Линия, разделяющая голову на затылочную и лицевую части. Рисуем ее по форме головы, проводя через самую высокую точку черепа и ушные отверстия
8. Височная точка – выпуклое место на черепе человека. Она автоматически определиться в месте пересечения линии, разделяющей голову на затылочную и лицевую части, и линии трехчетвертного поворота.

9. Намечаем нос. Место для него уже задано. Переносица будет располагаться на уровне верхнего века (о расположении глаз – ниже)
10. Намечаем ухо. Высота уха равна расстоянию между линиями надбровной дуги и нижней части носа.

11. Корректируем скуловые точки. Они расположены на уровне середины носа на линии трехчетвертного поворота.
12. Линия рта располагается на расстоянии двух третей от кончика подбородка до основания носа. Длина рта (в идеальном случае) равна расстоянию между точкой подбородка и линией рта.
13. Точка нижней челюсти. Лежит на пересечении линии рта и линии, разделяющей голову на затылочную и лицевую части.
14. Определим место для глаз. Линия глаз расположена примерно посередине между самой высшей точкой черепа и точкой подбородка. Размеры глазных щелей равны расстоянию между внутренними уголками глаз. То есть между глазами можно было бы поместить еще один точно такой же глаз. Не забывайте о перспективных сокращениях форм и расстояний!
15. Лобные бугры – два выпуклых выступа в верхней части лобной кости. Определяются визуально. От лобных бугров до самой высокой точки на черепе можно провести по форме головы линии (чтобы почувствовать объем).
16. Если это предполагает ракурс головы, определяем самую выпуклую часть на затылке – теменной бугор.