Гоголь портрет брифли краткое содержание. Пересказ произведения "Портрет" Гоголя Н.В

Н. В. Гоголь видел Петербург не только как цветущую столицу, чья жизнь полна пышными балами, не только город, где сосредоточены лучшие достижения искусства России и Европы. Писатель видел в нем концентрат порочности, бедности и малодушия. Обозначению проблем общества северной Пальмиры, а вместе с тем и всей России, и поиску путей спасения был посвящен сборник «Петербургские повести». В этот цикл включен «Портрет», о котором пойдёт речь в нашей статье.

Идея повести «Портрет» возникла у писателя в 1832 году. Первая редакция была опубликована в сборнике «Арабески» в 1835 году. Позднее, уже после написания «Мёртвых душ» и поездки за границу, в 1841 году Гоголь подвергает книгу существенным изменениям. В третьем номере «Современника» новая версия увидела свет. В нем были изменены эпитеты, диалоги, ритмика изложения, а фамилия ведущего персонажа стала «Чартков» вместо «Чертков», что ассоциировалось с чёртом. Такова история «Портрета».

Мотив изображения, обладающего зловещей силой, был навеян Гоголю модным тогда романом Метьюрина «Мельмот Скиталец». Кроме того, образ жадного ростовщика также роднит эти произведения. В образе алчного дельца, чей портрет переворачивает жизнь главного героя, слышны отголоски мифа об Агасфере – «Вечном жиде», который не может обрести покой.

Смысл названия

Идейный замысел произведения кроется в его названии – «Портрет». Гоголь не случайно так нарекает своё детище. Именно портрет является краеугольным камнем всего сочинения, позволяет расширить жанровый диапазон от повести до детектива, а также полностью меняет жизнь главного героя. Наполнен он и особым идейным содержанием: именно он является символом алчности, порочности. Эта работа ставит вопрос об искусстве, его подлинности.

Кроме того, такое название повести заставляет читателя задуматься над проблемами, которые раскрывает писатель. Каким ещё мог бы быть заголовок? Предположим, «Гибель художника» или «Жадность», всё это не несло бы такого символического значения, а зловещее изображение оставалось бы только произведением искусства. Название же «Портрет» фокусирует читателя именно на этом творении, заставляет всегда держать в уме, а впоследствии, видеть в нём больше, чем запечатлённое лицо.

Жанр и направление

Направление фантастического реализма, заданное Гоголем, относительно мало проявилось в этом произведении. Здесь нет призраков, оживших носов или иных очеловечившихся предметов, но присутствует некая мистическая сила ростовщика, чьи деньги приносят людям только горе; картина, выполненная в конце его жизни, продолжает страшную миссию запечатленного на ней человека. Но всем наводящим ужас явлениям, происходившим с Чартковым после приобретения полотна, Гоголь даёт простое объяснение: это был сон. Поэтому роль фантастики в «Портрете» не велика.

Повесть во второй части получает элементы детективной истории. Автор даёт объяснение, откуда могли появиться деньги, находка которых в начале произведения казалась волшебной. Кроме того, черты детектива имеет и сама судьба портрета: он таинственным образом исчезает со стены во время аукциона.

Изображение характеров капризных клиентов Чарткова, его наивная тяга к безвкусной пышности – всё это приёмы комического, воплощенные в книге. Поэтому жанр повести соотносится с сатирой.

Композиция

Повесть «Портрет» состоит из двух частей, но каждая из них имеет свои особенности композиции. Первый раздел имеет классическое строение:

  1. экспозиция (быт бедного художника)
  2. завязка (покупка портрета)
  3. кульминация (душевное расстройство Чарткова)
  4. развязка (смерть живописца)

Вторую часть можно воспринимать как эпилог или некий авторский комментарий к вышеизложенному. Особенности композиции «Портрета» в том, что Гоголь использует приём рассказ в рассказе. Сын художника, написавшего зловещий портрет, появляется на аукционе и заявляет о своих правах на работу. Он рассказывает о непростой судьбе своего отца, жизни алчного ростовщика и мистических свойствах портрета. Обрамляет его речь торг аукционеров и исчезновение самого предмета спора.

О чем?

Действие происходит в Петербурге. Молодой художник Чартков находится в крайней нужде, но на последние гроши покупает в лавке на Щукином дворе портрет старика, глаза которого «гладят, как живые». С тех пор в его жизни стали происходить небывалые перемены. В одну ночь молодому человеку приснилось, будто старик ожил и высунул мешок с золотом. На утро в рамке картины были обнаружены золотые червонцы. Герой переехал с лучшую квартиру, приобрел все необходимые для живописи вещи в надежде посвятить всего себя искусству и развить свой талант. Но всё вышло совсем по-другому. Чартков сделался модным популярным художником, а его основной деятельностью стало написание заказных портретов. Однажды он увидел работу своего товарища, которая пробудила в молодом человеке былой интерес к настоящему творчеству, но было уже слишком поздно: рука не слушается, кисть выполняет лишь заученные штрихи. Тогда он приходит в бешенство: скупает лучшие полотна и зверски уничтожает их. В скором времени Чартков погибает. Такова суть произведения: материальные блага губят в человеке творческую натуру.

Во время аукциона, когда распродаётся его имущество, один господин заявляет права на портрет старика, который был куплен Чартковым на Щукином дворе. Он рассказывает предысторию и описание портрета, а также признается, что сам он — сын художника, автора этой работы. Но во время аукциона полотно загадочным образом исчезает.

Главные герои и их характеристика

Можно сказать, что у каждой части повести есть свой главный герой: в первой это Чартков, а во второй ярко представлен образ ростовщика.

  • Характер молодого художника на протяжении произведения меняется кардинально. В начале «Портрета» Чартков – это романтический образ художника: он мечтает развить свой талант, учиться у лучших мастеров, только были бы для этого деньги. И вот деньги появляются. Первый порыв был вполне благороден: молодой человек закупился всем необходимым для занятий живописью, но желание стать модным и известным более легким путем, нежели через многочасовой труд, взяло верх. В конце первой части художник обуреваем алчностью, завистью и досадой, что заставляет его скупать лучшие картины и уничтожать их, он становится «свирепым мстителем». Конечно, Чартков – маленький человек, неожиданное богатство вскружило ему голову и в итоге свело с ума.
  • Но можно предположить, что действие золотых червонцев на главного героя связано не с его низким социальным положением, а с мистическим действием денег самого ростовщика. Сын автора портрета этого персиянина рассказывает множество историй об этом. Сам ростовщик, желая сохранить часть своей силы, просит художника написать с него портрет. Отец рассказчика взялся за эту работу, но не смог с нею справиться. В этом живописце Гоголь изобразил истинного творца в христианском понимании: пройти очищение, усмирить свой дух и только тогда приступать к работе. Он противопоставляется Чарткову — художнику из первой части повести.

Темы

Эта относительно небольшая по объёму повесть затрагивает множество тем, касающихся довольно разнообразных сфер жизни человека.

  • Тема творчества. Гоголь представляет нам двух художников. Каким должен быть истинный творец? Один стремится к изучению работ мастеров, но не прочь обрести славу и более легким путём. Другой живописец в первую очередь работает над собой, над своими желаниями и страстями. Для него искусство – это часть его философии, его религии. Это его жизнь, оно ей не может противоречить. Он чувствует ответственность перед творчеством и считает, что человек должен доказать своё право заниматься им.
  • Добро и зло. Эта тема выражена как через искусство, так и через богатство. С одной стороны, необходимы оперённые средства, чтобы творец мог свободно заниматься своим делом и развивать свой талант. Но на примере Чарткова мы видим, что изначально благие намерения вложиться в своё совершенствование могут обернуться гибелью, прежде всего, гибелью человеческой души. Только ли мистическая мила наследия ростовщика тому виной? Гоголь показывает, что всё человек может преодолеть, только бы он был сильным. Главный герой же продемонстрировал слабость духа, потому и сгинул.
  • Богатство – основная тема в повести «Портрет». Здесь она представлена, как способ обрести счастье. Казалось бы, вот немного денег, и всё станет прекрасно: будет счастливый брак с первой красавицей, кредиторы оставят в покое семью, приобретётся всё необходимое для творчества. Но всё выходит иначе. Кроме удовлетворения потребностей, у денег есть оборотная сторона: порождение алчности, зависти и малодушия.

Проблематика

  • Проблема искусства. В повести Гоголь предлагает художнику два пути: писать портреты ради денег или заниматься самосовершенствованием без особых претензий на достаток. Живописец стоит перед сложным выбором: для развития ему необходимы средства на краски, кисти и прочее, но многочасовая работы и бесславие никаких денег не принесут. Есть способ быстро разбогатеть, но написание портретов не подразумевает повышение уровня мастерства. Решая, как быть, необходимо помнить одно: если тот, кто следует пути мастера-инока, ошибется, он сможет ещё спастись, но идущий по лёгкой дороге уже не избавится от «затверженных форм».
  • Тщеславие. Гоголь показывает в повести, как неожиданно разбогатевший Чартков постепенно приходит к тщеславию. Сначала он делает вид, что не узнаёт своего учителя, потом соглашается терпеть капризы клиентов ради денег и славы. Предзнаменованием беды становится порицание классиков, а итогом этого пути явилось сумасшествие.
  • Бедность. Эта проблема стоит перед большинством героев «Портрета». Нищета не позволяет Чарткову свободно заниматься творчеством, из-за не самого высокого положения один из героев второй части не может жениться на возлюбленной. Но бедность здесь — проблема не только материальная, но и духовная. Золото сводит героев с ума, делает их алчными и завистливыми. По мнению автора, малодушный человек с большими деньгами не в состоянии справиться: они его окончательно разрушают.

Смысл повести

Всегда помнить о своей душе, а не гнаться за богатством – это и есть основная мысль повести «Портрет». Все возможности для достижения цели, обретения счастья в человеке уже есть – об этом говорит Гоголь. Позже Чехов обратится к этой мысли в своей драме «Три сестры», где девушки будут верить, что путь к радости – Москва. А Николай Васильевич показывает, что прийти к цели, в данном случае – постичь искусство, можно и без особенных материальных затрат. Главное не в них, а во внутренней силе человека.

Рассказчик во второй части повествует о фатальном воздействии денег ростовщика, но справедливо ли все беды приписывать мистике? Человек, ставящий во главу угла деньги, уязвим перед завистью и порочностью. Именно поэтому в счастливом супруге пробудилась дикая ревность, а в Чарткове – отчаяние и мстительность. В этом кроется философский смысл повести «Портрет».

Личность, сильная духом, на подвластна таким низким качествам, она способна справиться с ними и изжить их из себя. Это иллюстрирует жизненный путь художника, автора портрета ростовщика.

Чему учит?

Повесть «Портрет» предупреждает об опасности превознесения денег. Вывод прост: нельзя богатство ставить как цель жизни: это приводит к гибели души. Важно заметить, что для образа маленького человека свойственна не только бедность материальная, но и духовная. Этим можно объяснить беды Чарткова и заёмщиков ростовщика. Но Гоголь не приводит ни одного положительного примера, когда деньги принесли бы пользу. Авторская позиция выражена ярко: единственный правильный путь писатель видит в духовном совершенствовании, в отречении от светских соблазнов. Главный герой понимает это слишком поздно: он не внял предупреждениям своего учителя, за что был жестоко наказан.

В этой повести Гоголь по стилю и методу соотнесения фантастического и реального наиболее близок к Гофману. Здесь каждую необычную вещь можно объяснить рационально, а действующие лица максимально близки к обществу Петербурга. Такая убедительность встревожила читателя повести и сделала «Портрет» актуальным произведением и для современников Гоголя, и для наследников.

Критика

Литературная критика современников автора была разнообразной. Белинский неодобрительно относился к этой повести, особенно к второй части, он считал её приделкой, в которой не видно самого сочинителя. Придерживался подобной позиции и Шевырев, обвиняя Гоголя в слабом проявлении фантастического в «Портрете». Но вклад Николая Васильевича в развитие русской классической прозы трудно переоценить, и «Портрет» в том числе вносит сюда свою лепту. Об этом говорит в своих статьях Чернышевский.

Рассматривая оценки критиков, важно иметь в виду, что финальная редакция «Портрета» была в поздний, критический период творчества Гоголя. В это время писатель ищет путь к спасению России, погрязшей во взяточничестве, жадности и филистерстве. В письмах к друзьям он признаётся, что видит возможность исправить ситуацию в поучении, а не во внедрении каких-либо новомодных идей. С этих позиций следует рассматривать справедливость критики Белинского и Шевырёва.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Портрет» - повесть Николая Васильевича Гоголя

Живущий в бедности молодой художник Чартков, несмотря на то, что ему нечем расплатиться за аренду квартиры, в лавочке на Щукином дворепокупает за двугривенный портрет неизвестного ему человека - старика в азиатских одеждах, который привлёк его внимание тем, что глаза изображённого выглядят совершенно как живые. Придя домой, он не может отделаться от впечатления, что старик смотрит на него, ночью Чарткову снятся кошмары, связанные с портретом. В одном из снов старик выходит из рамы с мешком, набитым деньгами, и художнику удаётся схватить один свёрток с надписью «1000 червонцев». Утром, когда появляется хозяин квартиры и квартальный, требующий с Чарткова плату за квартиру, в раме портрета обнаруживается точно такой же свёрток, какой художник видел в своём кошмаре.

Чартков переезжает в роскошную квартиру на Невском проспекте, даёт объявление в газету, и вскоре у него появляется много заказчиков. Чартков становится модным художником, пишет множество портретов. Он удовлетворяет запросам клиентов, однако многие его прежние знакомые замечают, что талант его, раньше явно проявлявшийся, исчез. Чартков становится скрягой и мизантропом. Увидев на выставке картину одного из прежних знакомых, он понимает, что собственные его работы на самом деле далеки от совершенства. Чартков запирается в своей мастерской и пытается создать что-то подобное, однако у него ничего не получается; тогда он начинает скупать живописные шедевры и уничтожать их. Вскоре Чартков сходит с ума и скоропостижно умирает.

Через некоторое время на неком аукционе выставляется среди прочих предметов искусства портрет азиата, когда-то купленный Чартковым. Когда цена в ходе торгов значительно возрастает, появляется художник Б. и заявляет, что обладает особыми правами на эту картину. В подтверждение своих слов он рассказывает историю.

Он описывает некогда жившего в петербургской Коломне ростовщика, который был известен тем, что мог ссудить любую сумму на казавшихся выгодными условиях, но при этом в результате всегда оказывалось, что на самом деле набегали огромные проценты. Сделка с ростовщиком неизменно приносила его клиентам несчастья.

Отец Б., тоже художник, живший неподалёку, получил заказ на портрет от ненавистного всеми ростовщика, человека скупого и одинокого. Поскольку он давно думал о том, чтобы изобразить духа тьмы в облике своего соседа, он принял заказ. Однако в ходе работы над портретом (на котором особенно страшными получаются глаза) художник начинает испытывать непонятный ужас и в конце концов бросает работу и убегает из дома заказчика. На следующий же день ростовщик умирает, и служанка приносит художнику неоконченный портрет. Со временем художник начинает чувствовать в себе странные перемены. Он хочет сжечь портрет, но приятель отговаривает его и забирает себе; затем сам сбывает его своему племяннику. Каждого владельца портрета преследуют несчастья, а у его создателя вскоре умирают жена, дочь и сын. Тогда художник, понявший, что в портрет вселилась часть души старика, отправляет оставшегося в живых старшего сына в Академию художеств, а сам уходит в монастырь, где через некоторое время ведения строгой жизни и самоотвержения пишет Рождество Христово, и его работа оказывается исполненной святости. Сын посещает его в монастыре, и отец сообщает ему некоторые наставления и мысли об искусстве, а также завещает ему найти портрет и уничтожить его.

Повесть Н. В. Гоголя «Портрет» входит в цикл «Петербургские повести» и, как многие из них, наполнена отголосками мистики, будоражит и оставляет послевкусие неразрешенности и загадочности. Автор осознанно оставляет финал открытым, позволяя читателю предугадать дальнейшее развитие событий, ведь сюжет не завершен. И эта недосказанность вселяет еще больший трепет. Очень краткое содержание для читательского дневника поможет читателям запомнить основные события из этой истории, а ее от «Литерагуру» упростит понимание ее замысла.

(579 слов) Сюжет завязывается у лавочки на Щукином дворе, где продавались картины. Туда приходит художник Чартков (22 года), и взгляд его оказывается прикованным к портрету некого старика в азиатском одеянии. Глаза изображенного на холсте человека насквозь сверлили каждого, кто смотрел на него. Герой покупает портрет за последний имевшийся у него двугривенный. Принеся приобретение в свою скромную обитель, художник потерял покой. Каждую минуту ему казалось, будто старик с полотна наблюдает за ним. Глаза на картине вселяли ужас в обладателя холста. Чартков поспешил лечь в постель, стоявшую за ширмой, но через ее щели по-прежнему чувствовал на себя сверлящий взор. Художника мучает череда кошмаров, которые он принимает за реальность. Во снах старик вылезает из рамы, присаживается на край кровати Чарткова. Он достал из мешка свертки с деньгами и пересчитывал их. Один из свертков выпал из его рук. Художник быстро подхватил его и крепко зажал в руке. На этом свертке он прочел надпись «1000 червонцев». После тяжелого пробуждения Чартков принимает у себя в комнате хозяина вместе с квартальным. Художник не имеет возможности расплатиться за жилье, и квартальный предлагает ему в счет долга отдать свои работы. Заметив на стене портрет старика, тот неосторожно хватает его за раму, из которой на пол падает тот самый сверток «1000 червонцев». Чартков успевает поднять его и обещает хозяину скорую оплату комнаты.

Герой переезжает в новую квартиру на Невском проспекте, закупается красками и холстами, одевается щеголем. Чартков дает объявление в газету о том, что принимает заказы как портретист, и вскоре встречает первых посетительниц своей мастерской. Светская дама, решившая заказать портрет дочери, недовольна стремлением художника запечатлеть на картине малейшие замеченные им детали внешности юной барышни. Чартков вынужден исполнить все прихоти заказчицы.

Постепенно он входит в высший свет Петербурга, у него появляется много новых заказов, он обогащается. Но вместе с тем талант художника уходит, так как он лишь удовлетворяет притязания богатых господ, не имея возможности вложить душу в произведения. Чартков становится все более заносчивым. Ситуация достигает своего апогея, когда по приглашению он приходит посмотреть на работу одного из своих прежних товарищей, видит совершенство и осознает свою посредственность. Злоба и зависть поглощают Чарткова до такой степени, что он задается целью скупить на аукционах все величайшие произведения искусства и уничтожить их. Чартков заболевает чахоткой и умирает, вспоминая жуткие глаза того старика на купленной им картине.

Этот портрет фигурирует и во второй главе повести Гоголя. Он был выставлен на одном аукционе в Петербурге. По-прежнему глаза на картине не отпускали взор ни одного из взглянувших. Неожиданно появляется некий молодой художник и рассказывает историю создания картины, которую тот узнал от отца. В одном из районов Петербурга жил ростовщик, обладавший необычной демонической внешностью и уникальной способностью заставлять людей закладывать ему свое имущество под огромные проценты. Судьба тех, кто получал деньги из рук азиата, всегда была трагична. Предчувствуя приближающуюся смерть, ростовщик обратился к отцу этого художника с просьбой написать его портрет. Чем дольше работал мастер над портретом старика, чем выразительнее и живее выходили его глаза на полотне, тем большая тревога одолевала самого художника, и возрастало отвращение к выполняемой работе. Ростовщик умолял закончить портрет, но получил его в незавершенном виде, а на следующий же день умер. Служанка вернула портрет его создателю, но тот стал замечать деструктивные перемены в себе, зависть к ученику и даже хотел сжечь картину, но предпочел все же ее отдать. И все те, кто в дальнейшем владел этим холстом, коверкали свои судьбы. Поэтому этот молодой художник, поклявшийся отцу, удалившемуся в монастырь, любым способом уничтожить портрет, прибыл на аукцион. Однако пока он рассказывал, портрет исчез. Все ахнули, так и не поняв до конца, был ли он на самом деле.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Много народа останавливалось перед лавочкой с картинами на Щукином дворе.

Не прошел мимо и начинающий художник Чартков. Его старая одежда говорила о том, что он был поглощен своей работой и не слишком заботился о своем наряде. Картины ему не понравились, но дабы не обидеть хозяина лавки, он все же купил одну из них. На картине был изображен старик. Глаза у старика были как живые.

По дороге домой он вспомнил, что он отдал за картину свои последние деньги. Дома, он задумался о том, что мог бы не ходить в учениках, а зарабатывать деньги. И тут он вздрогнул, с картины, купленной им, смотрели прямо на него два страшных глаза. Он закрыл простыней портрет и лег в постель за ширму.

Ему стало страшно, сквозь щелку ширмы он наблюдал за портретом. Вдруг он увидел, что простыня исчезла, старик выбрался из рам и подошел к нему. Он достал мешок со свертками денег. Один сверток откатился в сторону и Чартков незаметно взял его.

Проснувшись, он снимает себе роскошную квартиру. Приодевшись, он идет гоголем по тротуару, проходит мимо своего профессора, делая вид что не замечает его.

Мечтая о славе, он заказывает статью о себе. Он становится модным художником, обретает богатство, но теряет талант.

У него появляется зависть к таланту молодых художников. Он скупает лучшие картины и рвет их на части. Он впадает в сумасшествие, ему мерещатся глаза старика с картины. Он умирает от горячки.

Во второй части, портрет старика продается на аукционе. Многие желают купить его. Появляется человек, который рассказывает историю портрета. Когда-то его отец нарисовал портрет старика. Этот старик был богат, но со всеми кому он занимал деньги случались несчастья. После того, как был написан его портрет, он умер.

Отца молодого человека также преследуют несчастья, умирают его близкие и он уходит в монастырь. Он просит сына найти и истребить портрет.

Люди, которые слушали рассказ, поворачиваются к портрету и обнаруживают его пропажу.

Читать подробное краткое содержание рассказа Портрет Гоголя

Время чтения 3 минуты.

Чартков – человек, который живет весьма бедно, и каждый его следующий день – это мысль о том, где взять деньги и как прожить этот день, как можно экономнее. Чартков ничем особенным не выделяется, но у него есть способность к рисованию картин. Он – художник, который пытается своим талантом заработать денег себе на жизнь. Он еще молод, а потому не успел еще нажить денег. Потому он надеется, что сможет еще заработать денег.

Однажды молодой художник прогуливался по улице в обычный день. Немного пройдя, он решает зайти в лавку, которая зарабатывает тем, что по дешевке продает самые разные портреты и другие картины художников. Чартков видит весьма интересную картину. На ней изображен очень пожилой мужчина, лицо которого бронзового цвете – серого и унылого. Лицо – чахлое и скулы слишком резко выведены на портрете.

Этот портрет обличает в нем человека умного и пристального. Об этом особенно говорят глаз. Если тело выглядит старым и хилым, то глаза – еще живут и говорят о многом. Эти пристальные глаза как будто рассматриваю Чарткова, они очень искусно нарисованы, что поражает молодого, не совсем опытного художника. Он сам себя не понимая, покупает за последние деньги эту картину. А вернее – за две гривны, в то время достаточные деньги для прожития нескольких дней. Когда Чартков приходит домой к себе с картиной, только что купленной, ему немного не по себе, ведь на портрете старик как будто следит за ним, как бы прицениваясь.

После того, как картина была повешен на стену, художник случайно взглянул опять на нее. И тут увидел такое, что сначала подумал, что ему померещилось. Старик вдруг как будто совершил прыжок с самого полотна, и вытащил из своих бесконечных складок одежды много свертков, в которых находились деньги – самые настоящие деньги. Эти деньги были червонцами. Когда они начал пересчитывать свое богатство, случайно один сверток остался в невнимании. Чартков решает, что это его шанс. Он, просто тихонько подкрадываясь, забирает себе один из этих свертков. Когда старик закончил с тем, что все пересчитал подробно, он снова впрыгнул в свою картину.

Ночью, когда юноша, пытаясь заснуть после всех этих весьма странных событий, думал об этом, но так ничего и не надумал. Чартков просыпается наутро, понимая, что ему снились кошмары, от которых он не выспался. Молодой художник окончательно проснулся и встал, потому что к нему постучали, и весьма громко, а также, что невозможно не заметить, весьма настойчиво. Это были кредиторы. Они уже давно у него требовали денег за жилье, в котором он живет. Чартков как всегда стал говорить, что у него ничего нет, но он обязательно все выплатит, стоит только подождать. Один из кредиторов в то время рассматривал картину, наверно надеясь ее забрать, думая, что она ценная.

Вот тут-то он и увидел совершенно случайно, что за рамой картины есть сверток, и этот сверток наполнен самыми настоящими деньгами. Хозяин жилья и надзиратель по кредитам, удивлены, но они забирают плату из денег, которые выплатил тут же им Чартков. Он тоже очень удивлен, так как этот сверток из его сна, так как он думает, что это тогда ему просто приснилось. Молодой художник не медлит. Он за эти драгоценные деньги покупает нормальное жилье, в котором начинает жить припеваючи. Он также покупает себе нормальную и дорогую одежду. Он очень обрадован. Но просто лентяйничать он не собирается, поэтому он дает сразу же объявление в газету о том, что как художник готов писать картины на заказ. Через некоторое время, к нему приходит в числе первых – заказчики.

Мать вместе с дочерью по имени Лиза. Он рисует ее портрет, но мать втайне прости подкорректировать лицо ее дочки, чтобы скрыть ее недостатки. Художник соглашается, так как ему в принципе все равно. Главное, что он получается не плохие деньги за этот заказ. Картин с портретов выходит очаровательная, но конечно, не натуральная, так как сама девушка вовсе не такая красавица. Дальше дела у молодого художника идут очень хорошо.

За первыми клиентами приходят вторые, и все довольно знатные и богатые. Он стает очень богатым и известным в кругу аристократов. Ведь он делает все, о чем его попросят – корректирует лица, делая их более красивыми. Но, сама того не замечая, он делает все механически. И когда однажды, он видит на выставке картину одного художника, он понимает, что он – полный профан.

Он тоже хочет писать такие картины, но у него, к его ужасу, ничего не выходит. Портрет старика, который до сих пор у него, он приказывает выбросить. Но даже это не помогло. Он отчаянно завидует все художникам, а потому все картины их скупает себе и режет на куски, уничтожая и таким образом убирая свою злость и зависть. Он вскоре сошел с ума, ведь ему везде виднелись глаза старика, с которого все началось. Он умирает.

Вторая часть повести рассказывает про аукцион, где собрались очень многие художники и простые люди. Когда на аукционе доходит дело до одной странной картины, где написан самый обычный старик, но с необыкновенно живыми глазами. Внезапно посреди самых торгов вмешивается один молодой человек, который тоже художник. Он начинает говорить, что претендент на эту картину, так как имеет на нее самое настоящее право, которого не отнять.

Ведь этой картиной владел его отец, который умер. Отец этого человека жил в городе, и там жил один ростовщик, необыкновенно богатый. Отцу молодого художника дали заказ нарисовать духа тьмы. Чтоб нарисовать, нужен был прототип. И ему посоветовали нарисовать ростовщика. Художник предложил ростовщику нарисовать его. Тот соглашается. Когда художник рисует, он все больше чувствует нарастающее отвращение, и ничего не может поделать. Он просто сбегает, отказываясь.

Ростовщик умоляет его дорисовать портрет. Но утром он кончает жизнь самоубийством. Мужчина начинает с тех пор быть злым и завистливым. На его голову как будто пли все проклятья. У него умирают все родные, но остается еще сын, потому он отдает его в закрытый пансион, сам уходит в монастырь. Там он пишет картину про Иисуса, что помогает ему. Он умирает в спокойствии. Перед этим он дает наставление единственному сыну и просит его найти портрет того ростовщика и как можно быстрее уничтожить его, ведь он всегда приносит всем несчастье.

Повесть «Портрет» Гоголя была написана в 1833 – 1834 годах и вошла в цикл «Петербургские повести». Произведение состоит из двух частей, которые рассказывают нам о двух различных судьбах художников. Связующим звеном между историями является мистический портрет ростовщика, оказавший особое влияние на жизни обоих героев.

Главные герои

Чартков Андрей Петрович – талантливый художник, который после приобретения портрета ростовщика загубил свой талант, начав рисовать портреты на заказ.

Отец художника Б. – коломенский художник-самоучка, писавший картины для церкви, нарисовал портрет ростовщика, ушел в монастырь.

Другие персонажи

Художник Б. – сын художника, который написал портрет ростовщика, рассказчик во второй части.

Ростовщик – высокий смуглый мужчина с большими «необыкновенного огня глазами». По национальности он был индеец, грек или персианин, всегда ходил в азиатской одежде.

Часть 1

В картинной лавочке на Щукином дворе молодой художник Чартков за последний двугривенный покупает портрет «работы высокого художника» . На картине был изображен «старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым» , при этом особенно выделялись его глаза.

Дома Чарткову кажется, словно глаза старика с картины пристально смотрят прямо на него. В какой-то момент старик на портрете ожил и «выпрыгнул из рам» . Сев возле Чарткова, он вытащил из складок одежды мешок и высыпал из него свертки с червонцами. Пока старик пересчитывал деньги, Чартков незаметно забрал себе один из откатившихся свертков. Пересчитав свое богатство, старик вернулся в картину. Всю ночь юноше снились кошмары.

Утром к Чарткову пришли хозяин жилья с квартальным надзирателем, чтобы узнать, когда юноша отдаст деньги за жилье. Во время разговора квартальный, осматривая портрет старика, повредил раму картины, и на пол упал один из приснившихся художнику свертков.

На полученные чудесным образом деньги Чартков покупает новую одежду, снимает прекрасную квартиру и дает объявление в газету о том, что готов писать картины на заказ. Первыми к нему приходят богатая дама с дочерью Лизой. Женщина просит убрать «дефекты» лица дочери и в итоге довольная покупает недоработанный эскиз лица Психеи, приняв его за портрет Лизы.

Чартков становится известным в городе художником, его любят в высшем свете. Он научился рисовать портреты механически, искажая черты лиц, изображая не реальных людей, а заказные маски.

Как-то на выставке Академии Художеств Чарткова попросили оценить картину его давнего приятеля. Герой хотел высказать критические замечания, но картина была настолько искусно написана, что он потерял дар речи. Только теперь Чартков понял, насколько бездарные картины он рисовал. Герой пытается создать что-то действительно стоящее, но у него ничего не выходит. Чартков приказывает выбросить портрет старика, но это не помогло.

Завидуя другим художникам, герой потратил все свои богатства на покупку картин, а дома резал их и топтал ногами, смеясь. «Казалось, в нем олицетворился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин» . Постепенно художник впал в безумие – ему везде мерещились глаза старика с портрета, и он умер.

Часть 2

Самый разгар аукциона. На кону портрет «какого-то азиатца» с «необыкновенной живостью глаз» . Внезапно в торги вмешивается один из посетителей – молодой художник Б. Юноша сообщает, что имеет особое право на это картину и рассказывает историю, случившуюся с его отцом.

Когда-то в Коломне жил ростовщик, который всегда мог снабдить нужной сумой денег любого человека в городе. Казалось, что он предлагал выгодные условия, но в итоге людям приходилось платить «непомерные проценты» . Однако самым странным было то, что все, кто брал у него в займы, «оканчивали жизнь несчастным случаем» – молодой вельможа сошел с ума, а благородный князь чуть не убил собственную жену и покончил жизнь самоубийством.

Как-то отцу художника Б. заказали изобразить «духа тьмы» . Мужчина считал, что идеальным прототипом стал бы ростовщик, и вскоре тот сам пришел к художнику с просьбой нарисовать его портрет. Однако чем дольше мужчина рисовал, тем большее отвращение у него вызывала работа. Когда художник сказал о своем намерении отказаться от заказа, ростовщик бросился к нему в ноги и начал умолять закончить портрет, так как только от этого зависит, останется ли он в мире. В испуге мужчина убежал домой.

Утром служанка ростовщика принесла художнику недописанный портрет, а вечером он узнал, что ростовщик скончался. С тех пор характер мужчины изменился, он начал завидовать молодым художникам. Как-то, соревнуясь с собственным учеником, художник нарисовал картину, на которой «всем почти фигурам придал глаза ростовщика» . В ужасе мужчина хотел сжечь злополучный портрет, но его у него забрал приятель. Сразу после этого жизнь художника наладилась. Вскоре он узнал, что и приятелю портрет не принес счастья и тот отдал его племяннику, который, в свою очередь продал полотно какому-то собирателю картин.

Художник понял, какую страшную вещь совершил, когда у него умерли жена, дочь и сын. Отдав старшего сына в Академию Художеств, мужчина уходит в монастырь. Много лет он не писал картин, отмаливая свой грех, но в итоге его уговаривают написать Рождество Иисуса. Увидев готовую картину, монахи были поражены мастерством художника и решили, что его кистью водила «святая высшая сила» .

После окончания академии художник Б. навещает отца. Тот благословляет и наставляет сына, говоря, что, что художник-создатель должен во всем уметь находить внутреннюю «мысль» . Прощаясь, отец просит найти портрет ростовщика и уничтожить его.

Когда художник Б. заканчивает свой рассказ оказывается, что картина пропала. Видимо, ее кто-то украл.

Заключение

В повести «Портрет» Н. В. Гоголь на примере судеб двух художников описал два противоположных подхода к задачам искусства: потребительский и созидательный. Автор показал, насколько губительным для художника может стать отказ от своего дара ради денег и непонимание того, что «талант есть драгоценнейший дар бога».

Пересказ «Портрета» Гоголя будет интересен школьникам, студентам и всем, кто интересуется классической русской литературой.

Тест по повести

После прочтения попробуйте пройти тест:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 2026.