Чем нам запомнился режиссер Эльдар Рязанов? Самые яркие цитаты эльдара рязанова и героев его фильмов Кадр из фильма "Небеса обетованные".

© пресс-служба Интера

18 ноября известному режиссеру Эльдару Рязанову исполнился бы 91 год. Сотни миллионов людей любят его за фильмы "Берегись автомобиля", "Невероятные приключения итальянцев", "Забытая мелодия для флейты", а показ "Иронии судьбы" накануне новогодней ночи стал традицией на много лет. Накануне дня рождения режиссера телеканал "Интер" покажет 4 фильма, снятые Рязановым. 17 ноября в 8.45 смотрите "Гусарскую балладу", в 10.45 - фильм "Девушка баз адреса", в 12.30 - "Дайте жалобную книгу", а 14.10 - "Берегись автомобиля".

Мы собрали самые яркие цитаты Эльдара Рязанова и героев его фильмов.

Правда жизни Эльдара Рязанова и его героев: лучшие цитаты © пресс-служба Интера

Правила жизни Эльдара Рязанова:

  • Где есть юмор — там есть и правда.
  • Неважных периодов в жизни не бывает.
  • Те, кто постоянно ругает наше поколение, кажется, забыли, кто его вырастил.
  • Дети не могут быть разменной картой политиков.
  • Когда робкие люди выходят из себя, их следует остерегаться.
  • Чтобы узнали все, достаточно рассказать кому-нибудь одному.
  • Люди делятся на тех, кто доживает до пенсии, и на остальных.
  • Есть вещи, которые не должны приносить денежную прибыль. Потому что они приносят другую прибыль - не материальную, а духовную. Ее никакими деньгами измерить нельзя.
  • Я с отчаянием смотрю на то, как из нашего кино уходят такие понятия, как художественный образ, идея, сочувствие, милосердие, одухотворенность. А испарившись из кино, они уходят и из сознания людей.
  • Что меня трогало в пятидесятые, шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые — это же трогало и огромное количество людей, большинство. Сегодня таких, как я, все меньше и меньше. Феллини в восьмидесятых говорил: "Мой зритель уже умер". Это ужасная правда.

Правда жизни Эльдара Рязанова и его героев: лучшие цитаты © пресс-служба Интера

Правила жизни героев Рязанова:

  • Я и сам шутить не люблю, и людям не дам.
  • Бабу-Ягу со стороны брать не будем — воспитаем в своем коллективе.
  • Товарищи! Есть установка весело встретить новый год! Мы должны провести наш новогодний вечер так, чтобы никто бы ничего бы не мог сказать.
  • Если человек морально разложился, об этом надо прямо сказать, а не смеяться, понимаете ли. ("Карнавальная ночь")
  • Какая гадость эта ваша заливная рыба!
  • На правду нельзя обижаться, даже если она горькая. ("Ирония судьбы")

Правда жизни Эльдара Рязанова и его героев: лучшие цитаты © пресс-служба Интера

  • Стойте! Не поднимайте руки! Вы их всю жизнь потом не отмоете!
  • Если женщина с такими внешними данными борется за правду, она наверняка не замужем. ("Гараж")
  • Сто грамм не стопкран: дернешь — не остановишься! ("Вокзал для двоих").

Правда жизни Эльдара Рязанова и его героев: лучшие цитаты © пресс-служба Интера

Грудь вперед!

Грудь? Вы мне льстите, Вера.

Вам все льстят!

  • Тихо вокруг, только не спит барсук. Уши свои он повесил на сук и тихо танцует вокруг.

А как же цирк?

Цирка мне вполне хватает в жизни.

Мало того, что вы враль, трус и нахал, — вы ещё и драчун!

Да, я крепкий орешек!

("Служебный роман")

Правда жизни Эльдара Рязанова и его героев: лучшие цитаты © пресс-служба Интера

  • Жениться надо на сироте.
  • Тебя посодют, а ты не воруй!
  • Человек как никто из живых существ любит себе создавать дополнительные трудности.
  • Слушай, я здорово набрался. Я должен положить себя в горизонтальное положение. ("Берегись автомобиля")

Несмотря на возраст, многие фильмы Эльдара Александровича остаются если не актуальными, то по-прежнему любимыми за их теплоту, душевность и внутреннее озорство

Подборки фильмов

Кадр из фильма "Зигзаг удачи"

У Эльдара Рязанова с новогодними чудесами сложились особенные отношения, и мы еще не раз упомянем об этом празднике в контексте его фильмов, но начнем с комедии 1968 года «Зигзаг удачи». Главный герой картины, фотограф Орешников в исполнении стремительно набирающего популярность Евгения Леонова , в предпраздничные дни выигрывает большие деньги в лотерею. Беда заключается в том, что деньги на счастливый билет он взял из общих денег, накопленных всеми работниками фотоателье. В наши дни из подобной завязки можно было бы сделать авантюрную приключенческую комедию, но Рязанов пошел по более романтичному пути - в сюжете его больше интересовало не внешнее богатство героев, а их внутреннее состояние.

Ключевая фраза: «Давно известно: деньги портят человека. Но отсутствие денег портит его ещё больше».

Камео Рязанова: нет.

Кадр из фильма "Небеса обетованные"


Особый пиетет Рязанов питал и к Италии, сразу несколько его фильмов так или иначе связаны с этой южной европейской страной. Например, «Небеса обетованные» в какой-то мере являются парафразом картины «Чудо в Милане » режиссера Витторио де Сика . Последний являлся этакой притчей-фантазией о вознесении, поэтому решение жюри одного из международных фестивалей вручить Рязанову приз за лучший фантастический фильм вызвало у режиссера саркастический смех - для него-то «Небеса обетованные» были едва ли не документальным фильмом о новой России, в жестокой переходной экономике которой не нашлось места слишком многим. Лента должна была стать очередной работой Георгия Буркова , которому была уготована роль президента, но незадолго до начала съемок актер сначала попал в больницу, а затем скончался.

Ключевая фраза: «Широка страна моя родная, Много в ней лесов, полей и рек, Я другой такой страны не знаю… Не знаю другой… страны… нигде не была! Никогда!»

Камео Рязанова: Человек в кафе.

Кадр из фильма "Дорогая Елена Сергеевна"


Перестроечные и новые российские годы вообще дались Эльдару Александровичу тяжело, из режиссера он был вынужден переквалифицироваться и в продюсера, и в администратора, и в менеджера, что никак не могло не сказаться отрицательно на творческих порывах. Однако есть в перестройке страны и плюс, она заставила и самого Рязанова перестроиться - снять драму о молодежи. Задумка экранизировать пьесу Людмилы Разумовской возникла у Рязанова еще в начале 80-х, но тогдашнее руководство «Мосфильма» не позволило снимать столь резкую по отношению к школьникам картину. Зато с приходом к власти Горбачева цензура пала, и Рязанов выдал одну из самых ярких, но незаслуженно обходимую вниманием работу с блистательной Мариной Нееловой в главной роли. Валерии Гай Германике , Ивану Твердовскому и Андрею Зайцеву только сейчас удалось подойти к такой же глубине понимания внутреннего мира подростков.

Ключевая фраза: «Вы не женщина, вы тетрадь в клеточку!»

Камео Рязанова: Сосед.

Кадр из фильма "О бедном гусаре замолвите слово"


Свой отпечаток цензура оставила и на трагикомедии «О бедном гусаре замолвите слово». Во-первых, ленту отказался снимать «Мосфильм», и Рязанову пришлось работать с телевизионщиками. Во-вторых, строгая сценарная комиссия внесла в скрипт Григория Горина и Эльдара Рязанова множество правок, вылившихся в сюжетные дыры, заполнять которые не было уже ни времени, ни средств. Наконец, готовый фильм руководство Госкино тоже «покромсало», лишив ленту трагического глубокого финала. Впрочем, даже в этих условиях Рязанов остался на высоте - блистательные актерские работы Валентина Гафта и Станислава Садальского , глубокий смысл и выпуклые персонажи, фирменная сатира и вплетение исторических фактов и персоналий в канву рассказа - все это заставляет зрителей бежать к экранам при первых звуках въезжающего в город гусарского полка.

Ключевая фраза: «Ну, вы мой полк не марайте. Мои орлы газет не читают, книг в глаза не видели — никаких идей не имеют!»

Камео Рязанова: Кондитер.

Кадр из фильма "Старики-разбойники"


В наше стремительное время под напором энергичной молодежи за свое рабочее место непросто удержаться не только пенсионеру, но и тому, кому едва перевалило за сорок. Во времена советские опасность потерять работу была не так велика, но вот страх оказаться выброшенным за пределы уютного мира своих привычек, навыков и знакомств был таким же сильным, как сейчас. В 1971 году Эльдар Рязанов совместно со своим другом Эмилем Брагинским написал сценарий фильма «Старики-разбойники», поднимающего тему следователя, отправленного на пенсию, а выпустив фильм, режиссер заслужил всенародную любовь старшего поколения. Великолепный дуэт Юрия Никулина и Евгения Евстигнеева и в одиночку справился бы с любыми задачами, но блестящий второй план актеров делает картину и вовсе незабываемой.

Ключевая фраза: «Вообще-то это неправильно, что пенсию дают в старости. По-настоящему её надо давать от 18 до 35 лет. Лучший возраст. В эти годы и работать-то грех, надо заниматься только личной жизнью. А потом уж можно и на службу ходить. Всё равно от жизни никакого толку».

Камео Рязанова: Прохожий у окон тюрьмы.

Кадр из фильма "Жестокий романс"


Ленты Рязанова редко вызывали споры в среде критиков или между зрителями, но «Жестокий романс», вольная интерпретация пьесы Островского «Бесприданница», по-настоящему всколыхнул общественность и породил полновесные культурологические войны. С одной стороны, картина получила несколько наград, а читатели главного киножурнала страны «Советский экран» назвали «Романс» фильмом года, с другой - критики, особенно театральные, в гневе топтали афиши и рвали на себе волосы от злости на Рязанова, существенно сместившего акценты, расставленные Островским, и фактически изменившего толкование сюжета. Все гневные выпады «акул пера», впрочем, моментально растворяются в воздухе с первыми цыганскими аккордами картины, а работы Алисы Фрейндлих , Никиты Михалкова и Андрея Мягкова вошли в учебники актерского мастерства - кино получилось душевным.

Ключевая фраза: «Я искала любви и не нашла… На меня смотрели и смотрят как на забаву. Значит, буду искать золота».

Камео Рязанова: нет.

Кадр из фильма "Забытая мелодия для флейты"


Сложно представить себе, но пьеса «Аморальная история», легшая в основу сценария фильма «Забытая мелодия для флейты», была написана Рязановым и Брагинским еще в 1976 году. Конечно, тогда о ее постановке не могло быть и речи, а вот с провозглашением Эпохи Гласности воплощение на экране сатирической истории о противоречии чиновничества и простого народа стало для Рязанова делом чести. Увы, но работа над картиной серьезно подорвала здоровье режиссера, на съемках Эльдар Александрович перенес инсульт и совмещал труд с отдыхом в стационаре. Наверняка Рязанов своей картиной хотел изменить страну, сделать ее чище, более открытой и искренней, но суровый ход времени растоптал эти мечты - чиновничества стало еще больше, разрыв между руководством и народом только усилился, а нынешняя бедность и рядом не стоит со скудностью быта советского человека.

Ключевая фраза: «Нас в колхоз нельзя — мы делать ничего не умеем. Мы им окончательно всё развалим. Они и так на ладан дышат. Жалко колхозы».

Камео Рязанова: Астроном.

Кадр из фильма "Гусарская баллада"


Сегодняшнее пафосное празднование юбилеев многих заставляет задуматься о том, насколько глубоко и серьезно мы погружены в дела минувших дней и как плохо представляем себе свое будущее. В советские годы к годовщинам относились проще (за исключением, пожалуй, празднования дня 7 ноября), а юбилей вполне могли отметить легкой комедией. Музыкальный фильм Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», например, вышел к 150-летию Бородинского сражения, причем премьера его прошла в день битвы, 7 сентября, но сравнить его с нынешними «Василисой », «Батальоном » или «Битвой за Севастополь » не поднимется рука - это совершенно иной подход к истории. «Баллада» - игривое обращение к самым светлым чувствам, изящное стимулирование патриотических настроений и вера в большую любовь, то, чего часто не хватает современным лентам о боевых заслугах нашей Родины.

Ключевая фраза: «Корнет, вы женщина?»

Камео Рязанова: нет.

Кадр из фильма "Гараж"


Сегодня предложить посмотреть фильм «Гараж» четырнадцатилетнему школьнику равносильно демонстрации ему ленты о жизни тропического племени, причем на оригинальном языке и без субтитров - ничегошеньки не понятно! И это правда: ну кто сейчас с радостью вспоминает о дефиците мяса на рынке, о командировках научных сотрудников в колхозы, о коммунистических субботниках и профсоюзных сборах - время изменилось кардинально. Но для тех, кто в своей жизни успел постоять в очередях за синюшними курами, кто застал талоны на мыло или открытки с номером очереди на чешский гарнитур, «Гараж» остается настоящей ностальгической энциклопедией советской жизни, каталогом того, от чего мы с радостью избавились, но с нежностью вспоминаем.

Ключевая фраза: «Да вы что? Как же можно меня выгонять? Я за машину родину продал!»

Камео Рязанова: Начальник отдела насекомых.

Кадр из фильма "Вокзал для двоих"


Пользуясь бешеной популярностью на родине, Рязанов редко имел удовольствие представлять свои картины зарубежным зрителям, особенно из стран так называемого капиталистического мира. И все же его творчество в Европе не осталось незамеченным - мелодраму «Вокзал для двоих» в свою конкурсную программу отобрал престижнейший Каннский кинофестиваль. Никаких призов во Франции наша лента не получила, но внутри Союза ей это и не было нужно, лента к тому стала лучшим фильмом по мнению читателей «Советского экрана», а Людмила Гурченко этим же журналом была признана лучшей актрисой. И все произошедшее абсолютно обоснованно. Действительно, лента не очень понятна за рубежом, слишком много в ней «советских нюансов», которые делают ее ни с чем не сравнимым зрелищем для наших соотечественников, ну а к талантливому исполнению своей роли любимой рязановской актрисой Людмилой Гурченко и вовсе не подкопаешься - вот уж действительно символ советской женщины, одинокой, любящей, работящей.

Ключевая фраза: «Я те чё велел делать-то, козёл? Я те велел дыни стеречь! А ты чё натворил?»

Камео Рязанова: Заместитель начальника станции.

Кадр из фильма "Карнавальная ночь"


Если уж говорить о Людмиле Гурченко, то никак нельзя оставить без внимания ее блистательный комедийный дебют, совпавший с полновесным дебютом самого Эльдара Рязанова, - музыкальную «Карнавальную ночь». Картина о столкновении двух поколений, желающих по-своему отметить общий праздник, имеет десятки аналогов, от старинной «Республики Шкид » до недавнего «Горько », но даже в ряду десятка коллег «Ночь» возвышается прекрасной башней. Редкий режиссер может похвастать тем, что его первый фильм становится лидером проката, но Рязанов с легкостью одолел этот рубеж. Нечасто в картинах дебютантов соглашаются играть заслуженные мэтры, но в «Карнавальную ночь» с удовольствием пришли и Сергей Филиппов , и Игорь Ильинский . Наконец, вспомните великолепную песню «Пять минут» из фильма - она до сих пор мотивирует и поднимает настроение. И это спустя 60 лет после выхода картины на экраны!

Ключевая фраза: «Докладчик сделает доклад, коротенько так, минут на сорок, больше, я думаю, не надо».

Камео Рязанова: нет.

Кадр из фильма "Служебный роман"


Не секрет, что многие сценарии рязановских фильмов выросли из его же пьес, написанных в соавторстве с Эмилем Брагинским. Естественно, пьесы часто попадали на театральные подмостки, прежде чем стать достоянием Госфильмофонда, и среди постановок попадались весьма талантливые. Но не в случае с «Сослуживцами», предтечей «Служебного романа». Пьеса обошла множество театров, но ни одно из режиссерских решений не удовлетворило Рязанова, и тогда постановщик решил сам перенести свою историю на большой экран, благо актеры были готовы идти за Эльдаром Александровичем в огонь и в воду. Лирическая комедия стала одной из любимейших картин советских женщин, талантливо сыгранная Фрейндлих и Мягковым пара, чья энергетика во многом построена на импровизациях актеров, превратилась в эталон романтических героев позднесоветского периода. А уж как разлетелись по миру фразы из фильма…

Ключевая фраза: «Мы называем её “наша мымра”. Конечно, за глаза».

Камео Рязанова: Пассажир автобуса.

Кадр из фильма "Берегись автомобиля"


За сценарий лирической комедии «Берегись автомобиля» Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский (это их первая совместная работа) сели еще в 1963 году, но продвинуть через литующие органы историю о современном Робин Гуде, угоняющем машину у жуликов и передающем деньги за них в детские дома, оказалось делом непростым. Только после того, как переделанный в повесть сценарий был опубликован в журнале и получил положительные отзывы руководителей страны, фильму был дан зеленый (на самом деле черно-белый) свет. Рязанов стоял перед сложнейшим выбором, кому отдать роль Деточкина - на нее пробовались Юрий Никулин Ватерлоо » Сергея Бондарчука . Продюсер европейского партнера Дино Де Лаурентис был недоволен сценарием, но когда Рязанов добавил в скрипт несколько экшен-сцен с самолетом и погонями и ввел в сюжет живого льва, стороны пришли к согласию и совместная работа стартовала. Лента пестрит знаменитостями, съемки прошли в самых узнаваемых местах Ленинграда, многие трюки исполняли сами актеры - от такого фильма дух захватывает до сих пор. «Итальянцы» стали одной из самых кассовых комедий, снятых СССР совместно с кинокомпаниями других стран.

Ключевая фраза: «Да при чём здесь я, вы посмотрите, что у вас на дорогах творится!»

Камео Рязанова: Доктор на крыле самолета.

Кадр из фильма "Ирония судьбы, или С легким паром!"


Вот уж без какого фильма Рязанова свою жизнь совершенно невозможно представить, так это без «Иронии судьбы». Песня «Я спросил у ясеня», мокрый от слез Ипполит и 3-я улица Строителей стали таким же неотъемлемым атрибутом новогоднего праздничного стола, как мандарины, шампанское и бенгальские огни. Сколько бы каждый год в Интернет ни выплескивалось негатива о том, каким инфантилом на самом деле является Лукашин и насколько легкомысленно себя ведет Надя, пара героев Андрея Мягкова и Барбары Брыльски все равно остается любимой миллионами зрителей. Из года в год телеканалы бьются за право транслировать этот фильм Рязанова в тот самый час, когда куранты пробьют двенадцать раз, чтобы еще раз продемонстрировать чудо неожиданной влюбленности, блеск искренности и благородство авантюризма. Первенство в своем хит-параде мы, без сомнения, отдаем этому гимну здоровой самоиронии и готовности к новогодним приключениям.

Ключевая фраза: «Какая гадость, какая гадость эта ваша заливная рыба…»

Камео Рязанова: Пассажир самолета.


18 ноября замечательному российскому кинорежиссеру Эльдару Рязанову исполнилось бы 90 лет. Диапазон эмоциональной насыщенности его фильмов необычайно широк: от трагического «Жестокого романса» до безудержно жизнерадостной «Карнавальной ночи». О том, что Рязанов - настоящий мастер, можно догадаться уже по тому, насколько «живучи» его персонажи и цитаты из его работ: тут вам и анекдоты про поручика Ржевского на грани фола (кто вообще помнит, откуда этот поручик Ржевский взялся?), и «какая гадость эта ваша заливная рыба!» вместе со всей троицей влюбленных Жени и Нади и несчастного Ипполита, и девиз «свободу Юрию Деточкину!»…

Все фильмы Рязанова - своего рода «раскрашенные картинки из жизни». Они реалистичны, но чуть-чуть сказочны. Они назидательны, но нисколько не нравоучительны. Его герои порой могут выглядеть очень нелепо, но сквозь все их несуразность просвечивает напоминание о вещах по-настоящему серьезных и важных.

  1. Юрий Деточкин

Объективно говоря, Юрий Деточкин - совсем не положительный герой. На одно мгновение вообразите себе такого человека в жизни: лезет в частную жизнь людей, собирает на них досье, а потом еще и вершит справедливость, вместо того чтобы передать преступников в руки правосудия. Вспомним Канта: «Ты всегда должен поступать так, чтобы максима твоей воли послужила основой для всеобщего законодательства». Это что же за общество получится, если всеобщим законодательством станет угонять машины у воров, пусть даже и переводя деньги за нечестно нажитое добро нуждающимся? Хаос. Жизнь по понятиям.

Но есть в Деточкине одна черта, которая перекрывает все его недостатки. И делает похожим на юродивого. Искание правды определяет все его существо. Именно за это он и гоним. Трагедия Деточкина в том, что закон юридический не успевает за ним в его утопической погоне за правдой.

А для нас все же этот очевидно чокнутый, уж простите за простонародное выражение, герой - напоминание. Напоминание о том, как важны искренность и ясность в «различении духов». О том, что в отношение ко злу нет места компромиссам. Пусть метод, который избрал Деточкин, и спорный, но цель - верная.

  1. Корнет Шурочка

Фильм «Гусарская баллада» - практически гимн женскому равноправию (если не считать того, что женщины вовсе не обязаны бояться мышей, это, как нынче принято говорить, ложный гендерный стереотип).

Начало XIX века, то есть время, когда о равноправии полов думать просто смешно. Девушка, обученная фехтованию и верховой езде, отлично вписывается в обстановку Отечественной войны 1812 года и утирает нос молодым да и опытным офицерам. Шурочка не просто успешно притворяется юношей - она совершает настоящие подвиги, она удостаивается заслуженной награды, она продолжает военную службу…

Автор сценария Александр Гладков утверждал, что его Шурочка нисколько не списана с «первой женщины-офицера» Российской армии Надежды Дуровой. Действительно, в Шурочке больше того, что мы бы назвали «безбашеностью», а целеустремленность - та же. И это огромный урок.

За ее хитростью, на самом деле стоит простота. Сначала она подшучивает над самоуверенным женихом, но вскоре ее игра превращается в полную опасностей жизнь. Шурочка очень ясно дает понять, что человека следует ценить по тому, что он сделал.

Ничто не мешает девушке, владеющей навыками военного, спасти императорского адъютанта. Дерево познается по плоду, а не по форме.

  1. Надя Шевелева

Вообще-то, «Ирония судьбы, или С легким паром» - фильм откровенно вредный. Начнем с того, что нельзя так ужасно напиваться, даже на Новый год (тем более накануне). Кроме того, очень жаль и Галю, невесту Жени, и Ипполита, жениха Нади. Они совершенно не виноваты, что их предполагаемые будущие супруги встретят свою судьбу в сказочную новогоднюю ночь и покинут их без малейшего сожаления. Говорят, в современном сиквеле «Иронии судьбы» все-таки оказалось, что Надя вернулась к Ипполиту, а Женя - к Гале, и это очень реалистично. Но это будет через двадцать лет, а пока - обратимся к оригиналу.

Описанная в фильме новогодняя ночь крайне сумбурна, и понять характер героев не так-то просто. Но у Нади есть одно неотъемлемое качество - доброта.

Это по доброте своей Надя не выставляет навязчивого гостя с милицией, особенно когда он начинает вести себя откровенно неприлично, выкидывая портрет ее жениха и так далее. Это по доброте (а вовсе не только потому, что он ее раздражает в ее же собственной квартире) она готова одолжить ему денег на билет до Москвы. Она, в конце концов, поет просто добрые и светлые песни!

И в развязке ее доброта сливается с надеждой на чудо. Пьяный, но мудрый Ипполит прямо и честно признал, что сломать отношения за одну ночь - можно, построить - нет. Но Надежда слишком хотела сказки и чуда. Она берет Женин портфель с веником и отправляется в Москву. Просто вернуть забытый веник. И чудо происходит.

  1. Новосельцев

«Что может быть поучительного в этом слабохарактерном мужичке - ни рыба ни мясо?» - удивится читатель. Напрасно.

«Служебный роман» - одна из лучших и глубоких работ Рязанова. При всей нереалистичности происходящего: не превращаются гадкие уточки в царевен-лебедей только от разового мужского внимания, не превращаются невзрачные мужчины в мачо от симпатии со стороны начальницы. Но суть уловлена гениально: нам всем нужны любовь, внимание и забота. Только они сдирают маску Мымры с прекрасной благородной внешности, подаренной Людмиле Прокофьевне великой актрисой Алисой Фрейндлих. Только они делают незаметного сотрудника бессмысленного учреждения мужественным и открытым человеком.

Догадаться о том, что Новосельцев не так прост, как кажется, можно уже по тому, что он не вдовец - детей он отсудил у «угулявшей жены». И это - «плюс один к карме», как говорят живущие в компьютерных играх люди. Дело не в том, что Новосельцев мстительный мерзавец, не допускающий несчастную оступившуюся (а может и не оступившуюся, а просто полюбившую другого - не велик грех в эпоху застоя был официально развестись) мать до воспитания детей. Дело в том, что мать на протяжении фильма не появляется и не упоминается ни разу. Хоть бы единожды в разговорах с сослуживцами Анатолий в сердцах бросил, что она караулит детей у садика или школы. Или что пытается судиться.

Нет этого. Новосельцев - достойный отец, очень точно понимающий свой долг перед брошенными матерью детьми.

Новосельцев - порядочный человек. Он категорически не хочет приударять за начальницей ради повышения по совету как раз непорядочного приятеля Самохвалова. Его неловкие попытки привлечь ее внимание к себе - только доказательство того, что под бесхарактерностью скрывается неумение лгать.

Наконец, когда роман уже развивается «на полную катушку», Новосельцев еще раз проявляет свою порядочность, на этот раз уже по отношению к коллеге Рыжовой, опозоренной Самохваловым, когда дает пощечину последнему. Что, Анатолий не понимал, что Самохвалов и его заложит? Да он просто об этом не думал. Он думал про обиженную ни за что наивную влюбленную женщину.

Конец истории закономерен. Новосельцев, даже преданный «другом» может доказать своей «железной леди» силу своих чувств. Да, на истерике, да со скандалом. Но смог. Потому что в основе его характера - вовсе не мягкотелость, а стальной стержень порядочности.

  1. Елена Павловна Малаева

«Гараж» - никакая не комедия, а трагедия советского быта. Люди ради блага превращаются в нечто страшное. Благо - это гаражи, по которым должно пройти скоростное шоссе. В наше время люди бы устроили скандал, написали бы в блоги, в Фейсбук, Путину - и добились бы не компенсации, так общественного внимания. Но на календаре -– глубокий застой, конец семидесятых. Руководство коллектива просто предлагает жертв. А коллектив готов этих жертв загрызть.

И тут на арену этого цирка человеческих отношений выходит маленькая и не очень красивая женщина, которую никто в жертвы не назначал. Елена Павловна Малаева, младший научный сотрудник, по-детски наивно заявляет, что так нечестно, запирает помещение, где происходит совещание, и требует разобраться. Между прочим, прекрасно понимая, что «разобраться» могут и не в ее пользу.

Ох, и получит она за свое правдолюбие. Обругают, публично распустят сплетни про ее личную жизнь, не пожалев даже ее ребенка. Ей бы рассердиться, кинуть ключ и уйти вон: «Решайте, как знаете, можете и меня выкинуть». Но нет. Малаева способна на обиду, но не способна ни на гордыню, ни на гнев. Она тоже, как и первый наш герой - прирожденный правдоискатель.

«Гараж» заканчивается так же печально, как и «Берегись автомобиля» - правду восстановить не удалось. Ни за что ни про что был исключен из числа пайщиков спящий заведующий отделом насекомых (дело происходит в загадочном НИИ охраны животных от окружающей среды). Но по крайней мере два шага к правде с помощью Елены Павловны сделать удалось - выставили «блатных», а не тех, кто не мог себя защитить.

Был ли Эльдар Александрович христианином, я не знаю. Но своих героев он наделял простыми человеческими добродетелями. Которые по сути и есть христианские.

Эльдар Рязанов Фото: Instagram

Кинорежиссер Эльдар Рязанов скончался в Москве на 89-ом году жизни. На его счету – около 30 фильмов, среди них такие известные, как "Берегись автомобиля", "Ирония судьбы, или С легким паром", "Служебный роман", "Гараж" и др.

"Ирония судьбы, или С легким паром!" – один из самых популярных советских фильмов. С "Иронии судьбы" в творчестве Рязанова начался период фильмов, в которых соединяются комическое и серьезное, которые приближаются к мелодраме и даже к трагикомедии. Фильм снимали в феврале-марте 1975 года и снега уже практически не было. В качестве снега были использованы ватные шарики из аптек, мелко-нарезанная бумага и прочие материалы. По фильму Надя - учительница русского языка, но вместо слова "я забыла надеть праздничное платье" она говорит "Я забыла одеть праздничное платье".

"Карнавальная ночь" – первый фильм Эльдара Рязанова фильм, вышедший на широкий экран кинотеатров, и вторая роль Людмилы Гурченко (после дебюта в фильме "Дорога правды"). Фильм стал лидером советского кинопроката в 1956 году с общим числом проданных билетов в 48,64 млн. штук. По трагическому совпадению, исполнитель одной из главных ролей в одном из самых "новогодних" фильмов, Юрий Белов, скончался в канун Нового года - 31 декабря 1991 года.

"Гусарская баллада" – советский художественный фильм-кинокомедия, поставленный на Московской ордена Ленина киностудии "Мосфильм" в 1962 году Эльдаром Рязановым по пьесе Александра Гладкова "Давным-давно". Дебют в кино актрисы Ларисы Голубкиной. Фильм был снят специально к 150-й годовщине Бородинской битвы. На съемках фильма была использована небольшая часть костюмов, пошитых для "Войны и мира".

"Берегись автомобиля" – советский художественный фильм, поставленный на киностудии "Мосфильм" в 1966 году Эльдаром Рязановым. Лирическая комедия стала первой совместной работой Эльдара Рязанова и кинодраматурга Эмиля Брагинского. Как вспоминал впоследствии режиссер, в основу сюжета легла "бродячая легенда" тех лет – о человеке, который угонял машины у людей, живущих на нетрудовые доходы (взяточников, спекулянтов, расхитителей социалистической собственности и т. п.), продавал их, а деньги переводил в детские дома. Историю эту Рязанов и Брагинский слышали в разных городах - в Москве, Ленинграде, Одессе; желая услышать ее из первых уст, обращались в различные правоохранительные учреждения, но оказалось, что история целиком вымышлена: "Просто народ выдумал легенду о современном благородном разбойнике – Робине Гуде, в которой выдал желаемое за действительное".

"Невероятные приключения итальянцев в России" - совместный советско-итальянский комедийно-приключенческий кинофильм в жанре буффонады, снятый в 1973 году режиссерами Эльдаром Рязановым и Франко Проспери. После принятия "Закона об информации" получил оценку 12+ (для зрителей, достигших возраста 12 лет). В СССР фильм за первый год проката посмотрели около 50 млн зрителей. Для съемок взрыва бензоколонки художник Михаил Богданов воздвиг бензоколонку, которая ничем не отличалась от настоящей. В результате многие автомобили подъезжали заправиться.

"Служебный роман" - советский художественный фильм, лирическая трагикомедия в двух сериях режиссера Эльдара Рязанова. Актеры для фильма были подобраны очень быстро, поскольку у Рязанова оставались своеобразные "резервы" после кинопроб в других его картинах: Светлана Немоляева пробовалась на роль Нади в фильме "Ирония судьбы, или С легким паром!", в нем же были в числе претендентов на роли Олег Басилашвили (должен был играть Ипполита, но накануне съемок у него умер отец) и Алиса Фрейндлих (которая пробовалась также в фильмах Рязанова "Гусарская баллада" и "Зигзаг удачи"). С "Иронией судьбы" связано также и появление в "Служебном романе" Андрея Мягкова и Лии Ахеджаковой. По словам Рязанова, сцена "романтического застолья" Калугиной и Новосельцева у нее дома – исключительная импровизация этих двух актеров, сыгранная на высшем уровне. Также импровизацией была сцена обращения Новосельцева с "рационализаторским предложением" к Калугиной, на торжестве у Самохвалова.

"Дайте жалобную книгу" – советский художественный фильм, поставленный на киностудии "Мосфильм" в 1964 году. В фильме участвует знаменитая тройка актеров: Вицин, Никулин, Моргунов. Они играют работников магазина, которые любят выпить и похулиганить (Труса, Балбеса и Бывалого). И все это случается с ними в ресторане "Одуванчик". В фильме герои поют песню "Ну выйди, Татьяна…" на мотив мексиканской песни "Cielito Lindo".

"Вокзал для двоих" – советский мелодраматический кинофильм режиссера Эльдара Рязанова 1982 года. Главные роли исполнили Олег Басилашвили и Людмила Гурченко. Участник официальной конкурсной программы Каннского кинофестиваля 1983 года. Первой снималась финальная сцена, где главные герои бегут по полю к колонии. По словам Людмилы Гурченко, съемки проходили "где-то в Люберцах" при 28-градусном морозе. В фильме использованы фрагменты песен "Яблони в цвету" Е. Мартынова, "Прощай" А. Челентано, "Старинные часы" Р. Паулса, "Москва – Одесса" В. Высоцкого с ансамблем "Мелодия" под управлением Г. Гараняна и других.

"Жестокий романс" – советский художественный фильм режиссера Эльдара Рязанова, снятый в 1984 году по мотивам пьесы Александра Островского "Бесприданница". Третья советская экранизация пьесы. Главную роль сыграла Лариса Гузеева, для которой этот фильм стал дебютом в кино. "Жестокий романс" – попытка Эльдара Рязанова выйти за пределы комедийного жанра. Несмотря на зрительский успех, фильм вызвал гневную отповедь со стороны литературно и театрально ориентированных критиков, обвинивших его создателей в опошлении исходной пьесы и в глумлении над русской классикой.

18 ноября известному режиссеру Эльдару Рязанову исполнился бы 91 год. Сотни миллионов людей любят его за фильмы «Берегись автомобиля», «Невероятные приключения итальянцев», «Забытая мелодия для флейты», а показ «Иронии судьбы» накануне новогодней ночи стал традицией на много лет. Накануне дня рождения режиссера телеканал «Интер» покажет 4 фильма, снятые Рязановым.

17 ноября в 8.45 смотрите «Гусарскую балладу», в 10.45 — фильм «Девушка баз адреса», в 12.30 — «Дайте жалобную книгу», а 14.10 — «Берегись автомобиля».

Мы собрали самые яркие цитаты Эльдара Рязанова и героев его фильмов.

Правила жизни Эльдара Рязанова

— Где есть юмор — там есть и правда.
— Неважных периодов в жизни не бывает.
— Те, кто постоянно ругает наше поколение, кажется, забыли, кто его вырастил.
— Дети не могут быть разменной картой политиков.
— Когда робкие люди выходят из себя, их следует остерегаться.
— Чтобы узнали все, достаточно рассказать кому-нибудь одному.
— Люди делятся на тех, кто доживает до пенсии, и на остальных.
— Есть вещи, которые не должны приносить денежную прибыль. Потому что они приносят другую прибыль — не материальную, а духовную. Ее никакими деньгами измерить нельзя.
— Я с отчаянием смотрю на то, как из нашего кино уходят такие понятия, как художественный образ, идея, сочувствие, милосердие, одухотворенность. А испарившись из кино, они уходят и из сознания людей.
— Что меня трогало в пятидесятые, шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые — это же трогало и огромное количество людей, большинство. Сегодня таких, как я, все меньше и меньше. Феллини в восьмидесятых говорил: «Мой зритель уже умер». Это ужасная правда.

Правила жизни героев Рязанова

— Я и сам шутить не люблю, и людям не дам
— Бабу-Ягу со стороны брать не будем — воспитаем в своём коллективе
— Товарищи! Есть установка весело встретить новый год! Мы должны провести наш новогодний вечер так, чтобы никто бы ничего бы не мог сказать
— Если человек морально разложился, об этом надо прямо сказать, а не смеяться, понимаете ли.
(«Карнавальная ночь»)

— Какая гадость эта ваша заливная рыба!
— На правду нельзя обижаться, даже если она горькая.
(«Ирония судьбы»)

— Стойте! Не поднимайте руки! Вы их всю жизнь потом не отмоете!
— Если женщина с такими внешними данными борется за правду, она наверняка не замужем.
(«Гараж»)

— Сто грамм не стопкран: дернешь — не остановишься!
(«Вокзал для двоих»)
— Грудь вперёд!
— Грудь? Вы мне льстите, Вера.
— Вам все льстят!

Тихо вокруг, только не спит барсук.
Уши свои он повесил на сук и тихо танцует вокруг.

— А как же цирк?
— Цирка мне вполне хватает в жизни.

— Мало того, что вы враль, трус и нахал, — вы ещё и драчун!
— Да, я крепкий орешек!
(«Служебный роман»)

— Жениться надо на сироте.
— Тебя посодют, а ты не воруй!
— Человек как никто из живых существ любит себе создавать дополнительные трудности
— Слушай, я здорово набрался. Я должен положить себя в горизонтальное положение
(«Берегись автомобиля»)