Гладкая поверхность всегда светится лишь. Законы отражения света

Лучи, падающие на поверхность, могут отражаться от нее, проходить насквозь или поглощаться. В зависимости от этого различают поверхности блестящие и матовые, прозрачные и непрозрачные, черные и белые. Поверхность, которая поглощает значительно большее количество световых лучей, чем отражает и «пропускает», воспринимается как черная, а та, которая большую часть падающего на нее света отражает, видится нам белой. Если же большинство световых лучей беспрепятственно проходят через слой вещества, то оно будет прозрачным.

Отражение световых лучей от поверхности подчиняется хорошо известному закону, открытому И. Ньютоном, - угол падения луча равен углу отражения независимо от природы материала и длины световой волны. Если световой поток, состоящий из параллельных лучей, падает на гладкую поверхность, то отраженный поток будет также состоять из параллельных лучей и казаться как бы выходящим из этой поверхности. Поверхность, отражающая таким образом свет, называется блестящей. Если поток такого света попадает в глаз наблюдателя, то поверхность, которая его отражает, оказывается невидимой. В таких случаях говорят: «она блестит». С этим явлением мы постоянно сталкиваемся в музеях и на выставках, когда застекленная картина со многих точек зрения блестит или отсвечивает, и бывает трудно найти точку зрения, с которой она становится хорошо видимой.

Тела, имеющие шероховатую поверхность, отражают свет согласно тому же закону, что и блестящие. Однако по той причине, что поверхность таких тел состоит из расположенных под разными углами микроскопических поверхностей, свет отражается от нее в разных направлениях, происходит диффузное отражение или рассеивание света. Такие поверхности с разных точек зрения кажутся одинаковыми по светлоте, не имеют бликов и называются матовыми. Но нужно иметь в виду, что различные материалы отражают свет по-разному. Например, стекло, пластмассы, вода обладают так называемым зеркальным отражением, а металлы дают более мягкое отражение, даже будучи отполированными.

Некоторые поверхности не отражают и не пропускают света, а излучают его - как, например, поверхность раскаленного металла. Такие поверхности всегда будут превосходить по яркости поверхности, отражающие свет. Индивидуальные особенности сочетания рассеивания и прямого отражения света данной поверхностью определяют ее характер, «фактуру», позволяют отличать гипс от мрамора, белила масляные от гуашевых. Мы даже различаем предметы одним только зрением по характеру их поверхности, по сочетанию бликов и теней, образующих матовую, полуматовую или глянцевую поверхность. Мы различаем блеск на поверхности предмета и говорим о блеске металлическом, алмазном, стеклянном, фарфоровом; мы производим это различение по каким-то едва уловимым признакам, словесно не определяемым. В живописи передача качеств поверхности предмета наряду с их цветом, освещением, формой и положением в пространстве является одной из важнейших задач.

№1: Дно водоёма всегда кажется расположенным ближе к поверхности воды для наблюдателя, находящегося в лодке. Объяснить это явление.
ОТВЕТ: Изображение дна озера формируется на сетчатке глаза от отражённых от дна лучей. При переходе лучей, отражённых от дна из воды в воздух, угол падения лучей на границу раздела сред меньше угла преломления. Поэтому лучи, попадающие на сетчатку глаза, пересекаются "ближе" от точки их выхода. Данное явление можно проверить построением изображения какой-либо точки дна.

№2: Почему изображение предмета находящегося в воде, всегда выглядит менее ярко, чем сам предмет находящийся в воздухе?
ОТВЕТ: Отражённые лучи от предмета, находящегося в воде всегда теряют часть энергии на границе раздела данных сред (результате отражения) и прохождении некоторого расстояния в данной среде. В результате чего, интенсивность (энергия) лучей, попадающих в глаз наблюдателю -уменьшается.

№3: Возможен ли переход из одной среды в другую без преломления. Указать два возможных варианта.
ОТВЕТ: А) Луч света падает перпендикулярно поверхности границы раздела двух сред.
B) Абсолютные показатели преломления сред одинаковы, например глицерин и скипидар.

№4: В центре полого толстостенного стеклянного шара находится точечный источник света. Преломляются ли лучи света проходящие через стенки этого шара?
ОТВЕТ: Преломление не происходит, так как лучи падают перпендикулярно элементу поверхности шара т.е.по радиусу, который является перпендикуляром к данному элементу поверхности шара.

№5: Почему дно реки находящегося в близи моста для наблюдателя находящегося на мосте видна, а для наблюдателя находящегося на берегу та же область может быть и не видна?
ОТВЕТ: До глаз наблюдателя, находящегося на мосту, доходят лучи падающие отражённые от дна под углом, меньше предельного. Для наблюдателя, находящегося на берегу реки, лучи отражённые от дна лучи могут падать на границу раздела под углом больше предельного. В результате этого дно реки может быть и не видно.

№6: В каких случаях стеклянная призма отклоняет падающий на неё луч не к основанию призмы, а в сторону преломляющего угла (угла при вершине призмы)?
ОТВЕТ: Абсолютный показатель преломления окружающей среды должен быть больше абсолютного показателя материала, из которого изготовлена призма.

№7: Почему пена образованная в воде (из-за сильного напора) непрозрачна, хотя она представляет собой пузыри воды наполненных воздухом?
ОТВЕТ: Непрозрачность неоднородной среды обусловлена тем, что при каждом переходе из одной среды в другую помимо преломления наблюдается и отражение от пузырьков. В результате этого интенсивность лучей, попадающих в глаз от множества пузырьков, минимальна и они кажутся непрозрачными.

№8: Почему бриллиант блестит сильнее, чем его имитация из стекла при той же форме?
ОТВЕТ: Энергия отражённого света, помимо угла падения, зависит и от абсолютного показателя преломления (чем больше показатель преломления, тем больше доля отражённой энергии) Различные углы падения на грани бриллианта создают на сетчатке глаза изображения меняющиеся с течением времени, что и обуславливает блеск.

№9: Почему предметы, находящиеся на дне водоёме, кажутся колеблющимися при порывах ветра?
ОТВЕТ: Угол падения лучей на поверхности воды (из-за колебаний) постоянно изменяется. Поэтому изменяется и угол преломления, соответственно меняется и угол отражения от предмета, находящегося на дне водоёма. B результате чего изображения предметов кажутся движущимся.

№10: Почему видимое положение звезды, не совпадает с его истинным положением?
ОТВЕТ: На различных высотах показатель преломления воздуха в атмосфере Земли различен. Bследствие этого траектория движения луча искривляется, потому в глаз попадает луч, на продолжении которого не находится данная звезда. Это явление называется атмосферная рефракция.

№11: Почему шарик густо покрытый сажей при опускании в воду и при освещении его светом кажется блестящим?
ОТВЕТ: На границе сажа-вода абсорбируется воздух, в результате чего происходит полное отражение от данного слоя, что приводит к максимальной интенсивности потока лучей, попадающих в глаз наблюдателю.

№12: При каких условиях прозрачный и бесцветный предмет становится невидимым в лучах проходящего света?
ОТВЕТ: Это возможно только в том случае, когда абсолютный показатель преломления окружающей среды равен абсолютному показателю преломления наблюдаемого объекта.

№13: Почему предметы наблюдаемые через толстые стеклянные витрины иногда кажутся искривлёнными?
ОТВЕТ: Оптическая плотность и толщина стекла в различных местах витрины может быть различной (из-за большого размера), что и создаёт некоторое смешение частей рассматриваемого предмета.

№14: Толчённое стекло является непрозрачным, но находясь в воде, оно вновь становится прозрачным. Объяснить это явление.
ОТВЕТ: Энергия отражённого луча зависит от относительного показателя преломления сред, т. к. стекло и вода имеют практически одинаковые абсолютные показатели преломления, то доля отражённой энергии от толчённого стекла резко уменьшается, что приводит к увеличению энергии проходящего луча.

№15: Днем в пустынях иногда наблюдается мираж - наблюдатель видит вдали поверхность водоёма. Объяснить данное явление.
ОТВЕТ: Нагретый слой воздуха, непосредственно прилегающий к асфальту имеет меньшую плотность, а следовательно и меньший абсолютный показатель преломления, чем у выше лежащих слоёв. В результате этого песок кажется столь же хорошо отражающим свет, как и поверхность воды.

№16: Чем отличается отражение света от прозрачной среды, от полного внутреннего отражения, при том же угле падения в туже среду? Указать как минимум два отличия.
ОТВЕТ: А) Тем, что в случае полного внутреннего отражения наблюдается и преломленный луч.
B) Интенсивность отражённого луча, в случае полного внутреннего отражения, всегда меньше, чем при отражении от прозрачной среды

№17: Аквалангист, (достаточно далеко находящийся от берега) всегда может видеть объект находящийся на берегу. Человек, находящийся на берегу может лишь в редких случаях, увидеть аквалангиста? Объяснить этот факт.
ОТВЕТ: В глаз аквалангисту попадают все лучи отражённые от объекта на берегу. Лучи света, отражённые от аквалангиста, в основном (из-за большого расстояния) падают под углами больше предельного, в результате чего, глаз человека на берегу воспринимает минимальное энергию света.

№18: Почему резкий изгиб световода (светопровода) приводит к резкому ослаблению энергии выходящему из него световому потоку?
ОТВЕТ: В месте изгиба, угол падения становится малым и свет уже не претерпевает полного отражения, а частично выходит из данной системы наружу.

№19: Почему при плавании под водой видно много лучше, если надеть маску?
ОТВЕТ: Глаз преломляет световые лучи. Если вода касается глаза, то световые лучи преломляются достаточно слабо, т.к. коэффициент преломления воды по своему значению близок к коэффициенту преломления хрусталика глаза. Находясь в маске, между глазом и стеклом находится воздух и лучи, попадающие в глаз, преломляются как обычно.

№20: Почему стёкла автомобильных фар делают рифлёными, т. е. состоящими из маленьких трёхгранных призм?
ОТВЕТ: Данный набор призм, преломляющий угол которых находится в верху, отклоняют лучи от источника света и отклоняет их вниз - на дорогу.

№21: Почему вода, образующая туман или облако кажется непрозрачной для наблюдателя, находящегося на поверхности Земли, хотя вода прозрачна для световых лучей?
ОТВЕТ: Непрозрачность обусловлена рассеянием света в неоднородной среде. При каждом переходе из одной среды в другую происходит отражение света, при этом "доля" отраженной энергии зависит от абсолютного показателя преломления среды и угла падения. Ввиду того, что облако расположено достаточно высоко, углы падения малы, следовательно и доля отражённой энергии мала. В случае тумана, который расположен на малой высоте из-за большой концентрации молекул воды падающие лучи света испытывают многократное отражение и не смотря на большие углы падения, здесь существенную роль играет абсолютный показатель преломления.

№22: Почему из самолёта, летящего над морем, пассажиру, смотрящему вниз, вода кажется темнее, чем в дали?
ОТВЕТ: Если наблюдатель смотрит вниз, то углы падения лучей малы, а следовательно малы и углы отражения. В результате этого в глаз пассажира попадает пучок лучей с малой энергией. Лучи, попадающие в глаз наблюдателю от более дальних областей моря, естественно попадают под большими углами, поэтому обладают большей энергией.

№23: Почему в солнечные дни водители машин, двигающихся по шоссе, видят на шоссе лужи воды?
ОТВЕТ: Нагретый слой воздуха, непосредственно прилегающий к асфальту, имеет показатель преломления меньший, чем у выше лежащих слоёв воздуха. В результате этого происходит полное отражение и асфальт, (показатель преломления, которого близок к показателю преломления воды) кажется столь же хорошо отражающим свет, как и вода.

№24: Почему стёкла автомобильных фар с внутренней стороны имеют рифленую поверхность?
ОТВЕТ: Рифлёная поверхность стёкол фар является набором малых призмочек, собирающих лучи в нужном направлении.

№25: Почему одни ткани блестят, а другие нет?
ОТВЕТ: Ткань блестит, если нити в ней расположены в правильном порядке параллельно друг другу и как бы образуют на поверхности ткани бороздки. Под определенными углами такая ткань довольно сильно отражает падающий на нее свет. Под другими углами это отражение слабое. Поэтому, когда ткань поворачивается в лучах света, она отражает то лучше, то хуже - блестит.

№26: Почему облака в основном белые? Почему грозовые тучи черные?
ОТВЕТ: Размеры водяных капель в облаке достаточно большие, и свет отражается от их внешней поверхности. При таком отражении свет не разлагается на составляющие цвета, а остается белым. Очень плотные облака кажутся черными потому, что они пропускают мало солнечного света - он либо поглощается каплями воды в облаке, либо отражается вверх.

№27: Почему цвета влажных предметов, после дождя, кажутся более глубокими, более насыщенными, чем сухих?
ОТВЕТ: Тонкая плёнка воды, покрывающая влажный предмет, отражает падающий белый свет по одному определённому направлению. Поверхность предмета уже не рассеивает белый свет во все стороны, и господствующим становится его собственный цвет. Рассеянный свет не налагается на отражённый от предмета, и поэтому цвет кажется более насыщенным.

№28: Укажите различие в освещении с помощью прожектора и с помощью автомобильной фары.
ОТВЕТ: Прожектор испускает параллельные лучи, поэтому освещает небольшую площадь, а в фаре есть рассеиватель, который расширяет световой пучок для освещения всей ширины дороги.

№29: Почему почва, картон, дерево и т.п. кажутся более тёмными, если их смочить?
ОТВЕТ: У сухого материала поверхность шероховатая, поэтому отражённый свет оказывается рассеянным. Если материал смочить, то от плёнки воды свет будет отражаться зеркально. Кроме того, пройдя сквозь эту плёнку, свет частично поглощается, частично опять же диффузно отражается от картона. Но часть лучей испытают полное отражение и не выйдут наружу.

№30: Можно ли два куска стекла склеить так, чтобы место склейки оказалось невидимым?
ОТВЕТ: Можно, если показатель преломления засохшего клея равен показателю преломления стекла.

№31: Почему сажа чёрная, хотя на неё падают лучи всего солнечного спектра?
ОТВЕТ: Сажа поглощает все лучи.

№32: Некоторые автомобили имеют дополнительные противотуманные фары жёлтого цвета. Зачем?
ОТВЕТ: Меньше всего капельки воды (туман) рассеивают красный, оранжевый и жёлтый свет.

№33: Какие светильники предпочтительнее устанавливать в магазинах, где продают ткани: лампы накаливания или дневного света?
ОТВЕТ: Лампы дневного света, т.к. их излучение по спектральному составу ближе к солнечному.

№34: При изготовлении искусственных перламутровых пуговиц на их поверхности делают мельчайшую штриховку. Почему после этого они приобретают радужную окраску?
ОТВЕТ: Штриховка играет роль дифракционной решётки, дающей спектр в отражённых лучах.

На границе раздела двух различных сред, если эта граница раздела значительно превышает длину волны, происходит изменение направления распространения света: часть световой энергии возвращается в первую среду, то есть отражается , а часть проникает во вторую среду и при этом преломляется . Луч АО носит название падающий луч , а луч OD – отраженный луч (см. рис. 1.3). Взаимное расположение этих лучей определяют законы отражения и преломления света .

Рис. 1.3. Отражение и преломление света.

Угол α между падающим лучом и перпендикуляром к границе раздела, восстановленным к поверхности в точке падения луча, носит название угол падения .

Угол γ между отражённым лучом и тем же перпендикуляром, носит название угол отражения .

Каждая среда в определённой степени (то есть по своему) отражает и поглощает световое излучение. Величина, которая характеризует отражательную способность поверхности вещества, называется коэффициент отражения . Коэффициент отражения показывает, какую часть принесённой излучением на поверхность тела энергии составляет энергия, унесённая от этой поверхности отражённым излучением. Этот коэффициент зависит от многих причин, например, от состава излучения и от угла падения. Свет полностью отражается от тонкой плёнки серебра или жидкой ртути, нанесённой на лист стекла.

Законы отражения света

Законы отражения света были найдены экспериментально ещё в 3 веке до нашей эры древнегреческим учёным Евклидом. Также эти законы могут быть получены как следствие принципа Гюйгенса, согласно которому каждая точка среды, до которой дошло возмущение, является источником вторичных волн. Волновая поверхность (фронт волны) в следующий момент представляет собой касательную поверхность ко всем вторичным волнам. Принцип Гюйгенса является чисто геометрическим.

На гладкую отражательную поверхность КМ (рис. 1.4) падает плоская волна, то есть волна, волновые поверхности которой представляют собой полоски.

Рис. 1.4. Построение Гюйгенса.

А 1 А и В 1 В – лучи падающей волны, АС – волновая поверхность этой волны (или фронт волны).

Пока фронт волны из точки С переместится за время t в точку В, из точки А распространится вторичная волна по полусфере на расстояние AD = CB, так как AD = vt и CB = vt, где v – скорость распространения волны.

Волновая поверхность отражённой волны – это прямая BD, касательная к полусферам. Дальше волновая поверхность будет двигаться параллельно самой себе по направлению отражённых лучей АА 2 и ВВ 2 .

Прямоугольные треугольники ΔАСВ и ΔADB имеют общую гипотенузу АВ и равные катеты AD = CB. Следовательно, они равны.

Углы САВ = = α и DBA = = γ равны, потому что это углы со взаимно перпендикулярными сторонами. А из равенства треугольников следует, что α = γ .

Из построения Гюйгенса также следует, что падающий и отражённый лучи лежат в одной плоскости с перпендикуляром к поверхности, восстановленным в точке падения луча.

Законы отражения справедливы при обратном направлении хода световых лучей. В следствие обратимости хода световых лучей имеем, что луч, распространяющийся по пути отражённого, отражается по пути падающего.

Большинство тел лишь отражают падающее на них излучение, не являясь при этом источником света. Освещённые предметы видны со всех сторон, так как от их поверхности свет отражается в разных направлениях, рассеиваясь. Это явление называется диффузное отражение или рассеянное отражение . Диффузное отражение света (рис. 1.5) происходит от всех шероховатых поверхностей. Для определения хода отражённого луча такой поверхности в точке падения луча проводится плоскость, касательная к поверхности, и по отношению к этой плоскости строятся углы падения и отражения.

Рис. 1.5. Диффузное отражение света.

Например, 85% белого света отражается от поверхности снега, 75% — от белой бумаги, 0,5% — от чёрного бархата. Диффузное отражение света не вызывает неприятных ощущений в глазу человека, в отличие от зеркального.

– это когда падающие на гладкую поверхность под определённым углом лучи света отражаются преимущественно в одном направлении (рис. 1.6). Отражающая поверхность в этом случае называется зеркало (или зеркальная поверхность ). Зеркальные поверхности можно считать оптически гладкими, если размеры неровностей и неоднородностей на них не превышают длины световой волны (меньше 1 мкм). Для таких поверхностей выполняется закон отражения света.

Рис. 1.6. Зеркальное отражение света.

Плоское зеркало – это зеркало, отражающая поверхность которого представляет собой плоскость. Плоское зеркало даёт возможность видеть предметы, находящиеся перед ним, причём эти предметы кажутся расположенными за зеркальной плоскостью. В геометрической оптике каждая точка источника света S считается центром расходящегося пучка лучей (рис. 1.7). Такой пучок лучей называется гомоцентрическим . Изображением точки S в оптическом устройстве называется центр S’ гомоцентрического отражённого и преломлённого пучка лучей в различных средах. Если свет, рассеянный поверхностями различных тел, попадает на плоское зеркало, а затем, отражаясь от него, падает в глаз наблюдателя, то в зеркале видны изображения этих тел.

Рис. 1.7. Изображение, возникающее с помощью плоского зеркала.

Изображение S’ называется действительным, если в точке S’ пересекаются сами отражённые (преломлённые) лучи пучка. Изображение S’ называется мнимым, если в ней пересекаются не сами отражённые (преломлённые) лучи, а их продолжения. Световая энергия в эту точку не поступает. На рис. 1.7 представлено изображение светящейся точки S, возникающее с помощью плоского зеркала.

Луч SO падает на зеркало КМ под углом 0°, следовательно, угол отражения равен 0°, и данный луч после отражения идёт по пути OS. Из всего множества попадающих из точки S лучей на плоское зеркало выделим луч SO 1 .

Луч SO 1 падает на зеркало под углом α и отражается под углом γ (α = γ ). Если продолжить отражённые лучи за зеркало, то они сойдутся в точке S 1 , которая является мнимым изображением точки S в плоском зеркале. Таким образом, человеку кажется, что лучи выходят из точки S 1 , хотя на самом деле лучей, выходящих их этой точки и попадающих в глаз, не существует. Изображение точки S 1 расположено симметрично самой светящейся точке S относительно зеркала КМ. Докажем это.

Луч SB, падающий на зеркало под углом 2 (рис. 1.8), согласно закону отражения света отражается под углом 1 = 2.

Рис. 1.8. Отражение от плоского зеркала.

Из рис. 1.8 видно, что углы 1 и 5 равны – как вертикальные. Суммы углов 2 + 3 = 5 + 4 = 90°. Следовательно, углы 3 = 4 и 2 = 5.

Прямоугольные треугольники ΔSOB и ΔS 1 OB имеют общий катет ОВ и равные острые углы 3 и 4, следовательно, эти треугольники равны по стороне и двум прилежащим к катету углам. Это означает, что SO = OS 1 , то есть точка S 1 расположена симметрично точке S относительно зеркала.

Для того чтобы найти изображение предмета АВ в плоском зеркале, достаточно опустить перпендикуляры из крайних точек предмета на зеркало и, продолжив их за пределы зеркала, отложить за ним расстояние, равное расстоянию от зеркала до крайней точки предмета (рис. 1.9). Это изображение будет мнимым и в натуральную величину. Размеры и взаимное расположение предметов сохраняются, но при этом в зеркале левая и правая стороны у изображения меняются местами по сравнению с самим предметом. Параллельность падающих на плоское зеркало световых лучей после отражения также не нарушается.

Рис. 1.9. Изображение предмета в плоском зеркале.

В технике часто применяют зеркала со сложной кривой отражающей поверхностью, например, сферические зеркала. Сферическое зеркало – это поверхность тела, имеющая форму сферического сегмента и зеркально отражающая свет. Параллельность лучей при отражении от таких поверхностей нарушается. Зеркало называют вогнутым , если лучи отражаются от внутренней поверхности сферического сегмента. Параллельные световые лучи после отражения от такой поверхности собираются в одну точку, поэтому вогнутое зеркало называют собирающим . Если лучи отражаются от наружной поверхности зеркала, то оно будет выпуклым . Параллельные световые лучи рассеиваются в разные стороны, поэтому выпуклое зеркало называют рассеивающим .

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

гимназия № 2

г. Новокубанска муниципального образования Новокубанский район

Краснодарского края

Дидактические материалы

для подготовки к итоговой аттестации

по русскому языку

Составитель

Вахонина Галина Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

Проверочная работа № 1. Тире между подлежащим и сказуемым

1. Человек кузнец своему счастью.

2. Лень и трусость самые дурные пороки.

3. Дома города точно груды грязного снега.

4. Офицер этот не чета вам.

5. Хлопчатник как известно важнейшая техническая культура.

6. Грош цена всем твоим рассуждениям.

8. Неплохой игрок этот парень.

9. Этот парень неплохой игрок.

10. Хороший характер богатство на всю жизнь.

11. Лучший способ избавиться от врага сделать его другом.

12. Любовь не картошка, не выбросишь в окошко.

13. Большая Медведица семь ярких звёзд.

14. У неё сердце очень доброе.

15. Он точно помешанный.

16. Падающая звезда как добрая примета.

17. Пространство и время основные формы всякого бытия.

18. Моё занятие этнография, изучение жизни русских людей.

19. Злой язык что стрела.

20. Знание орудие, а не цель.

Оценка ____

Проверочная работа № 2.

1. Тёмное небо смотрит сверху и будто дышит своими огнями.

2. Черная косая туча птиц заслонила лес и небо и синеющую даль.

3. Осень пришла врасплох и завладела землёй садами и реками лесами и воздухом полями и птицами.

4. Она шьёт хорошо да медленно.

5. Кругом были пни да корявые стволы да поросль.

6. Вася положил книгу в шкаф да и забыл про неё.

7. Я люблю эти звёздные ночи эти звёзды и клёны и пруд.

8. Туманы в Лондоне бывают если не каждый день то через день непременно.

9. Работа хотя и несложная но трудоёмкая и потребует много времени.

10. Мы сегодня проснулись ни свет ни заря.

11. Каждый вечер солнце садилось в море а не в тучи и было при этом клюквенного цвета.

12. Ни справа ни слева ни на воде ни на берегу никого не было.

13. Тучи нависали над землёй закрывая полнеба и угрожая непогодой.

14. Сеялся мелкий дождь мерно стуча по крыше и постепенно усиливаясь грозил перейти

в затяжной ливень.

15. Казачки сидели на земле и завалинках хат и звонко болтали.

16. Некоторые хозяева уже вырастили на даче вишни или сирень или жасмин.

17. Среди рек есть большие и малые спокойные и бурные быстрые и медленные.

18. На сельской площади собрались и стар и млад.

Оценка ____

Проверочная работа № 3. Знаки препинания при однородных членах

  1. В глубине леса отражались и замирали звуки труда скрежет камня шорох песка гудки машин лязг вскрики.
  2. Произведения М. А. Шолохова «Тихий Дон» «Судьба человека» «Поднятая целина» завоевали себе признание во всём мире.
  3. Ни столба ни стога ни забора ничего не видно.
  4. Среди птиц насекомых в сухой траве словом всюду чувствовалось приближение осени.
  5. В человеке должно быть всё прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.
  6. Всякий пустяк поворот шоссе ветка над забором свет фонарей всё казалось значительным.
  7. В пруду развели разную рыбу как-то карпов толстолобиков.
  8. Для выработки навыков грамотного письма необходимы три условия а именно знание правил внимание и умение пользоваться справочниками.
  9. Поэмы Пушкина «Цыганы» «Братья-разбойники» Кавказский пленник» всё это классические образцы русского слова и стиха.
  10. Мне предложили выбрать одну из двух комнат или залу или гостиную.
  11. В этом крае всё и небо и рощи и трава и сам ветер дышит Пушкиным.
  12. Оба и мать и сын были поглощены своим занятием.
  13. И вы и я мы оба порядочные люди.
  14. Надежда и ненависть обе разом исчезли.
  15. Старик знал две профессии сапожника и плотника и в свободное время подрабатывал.

Оценка ____

Проверочная работа № 16.

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

1. В бору громко куковала кукушка осторожная и пугливая она не сидела на месте а то и дело шныряла с ветки на ветку и когда издавала звуки кивала в такт головой подымая хвост кверху.

2. Маяковский ходил среди людей как Гулливер и хотя он нисколько не заботился о том чтобы они ощущали себя рядом с ним лилипутами но как-то само собой выходило что самым заносчивым людям не удавалось взглянуть на него свысока.

3. Восход помазал жёлтым цветом края туч на горизонте и вскоре стало светло хотя солн це ещё так и не показалось но оно было где-то потому что верхушки дубов за причалом загорелись золотом.

4. Главный герой фильма оказался в весьма драматичной ситуации и зрители искренне ему сочувствовали и надеялись что даже если все обстоятельства будут против него он найдёт в себе силы выстоять.

5. Чем ниже спускаемся мы с холма тем сильнее пахнет туманом и рекой и когда ступаем на луг охватывает запах скошенной но ещё сырой ещё не охваченной хотя бы первым увяданием травы.

6. Объездчик слушал со вниманием и соглашался и по выражению его фигуры и по молчанию видно было что всё что рассказывал ему старик было не ново для него и что это он давно уже передумал.

Оценка ____

Проверочная работа № 4. Знаки препинания при обособленных определениях

  1. Покрытые росой тополя наполняли воздух нежным ароматом.
  2. Бледный свет похожий на разбавленную синькой воду заливал горизонт.
  3. Утомлённые маминой чистоплотностью ребята приучились хитрить.
  4. Она пришла домой расстроенная усталая и голодная.
  5. Тишина громадных комнат нарушаемая только изредка пением доносившимся из нижнего этажа нагоняла зевоту.
  6. Над рекой повис густой туман белый страшный.
  7. Ветер сырой холодный пронизывающий стучит в окна.
  8. Внизу виднеется весь залитый электрическим светом недавно построенный город.
  9. Среди нагромождённых друг на друга каменных глыб трудно найти дорогу.
  10. В прошлом году было необычное лето тёплое но не жаркое с редкими дождями и грозами.
  11. Варвара Дмитриевна оказалась женщиной чуткой и деликатной.
  12. Пароход покрытый чёрными клубами дыма и издающий хриплые густые гудки отчалил от пристани.
  13. Уже виднелся блеск городских окон горящих на закате и дым парохода подымавшийся прямо из-за крыш.
  14. Я увидел наверху группу скал похожих на оленя и залюбовался.
  15. Песня тихая тягучая и заунывная похожая на плач и едва уловимая слухом слышалась то справа то слева.

Оценка ____

Проверочная работа № 5. Знаки препинания при обособленных приложениях

  1. Санкт-Петербург крупнейший научный культурный и промышленный центр нашей страны расположен на берегах реки Невы.
  2. Цветная осень вечер года мне улыбается светло.
  3. А он мятежный просит бури как будто в бурях есть покой.
  4. Пришёл ноябрь месяц крепких заморозков.
  5. Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы.
  6. Её отец Платон Петрович инженер был старым другом моего отца.
  7. Лимонница жёлтая бабочка сидит на бруснике.
  8. Дядя Сергей Николаевич начал учить меня чистописанию или каллиграфии.
  9. Самые скороспелые грибы например берёзовики и сыроежки достигают полного развития в три дня.
  10. Всякая птичка даже воробей привлекала мо внимание.
  11. У Пушкина этого отца русского искусства было в творчестве два прямых наследника Лермонтов и Гоголь породившие целую плеяду деятелей 40-60-х годов.
  12. Наши праотцы основатели российских деревень и сёл заботились не только об удобстве но и о красоте.

Оценка ____

Проверочная работа № 6. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

  1. Ветер крепчал сильнее закутывая город пеленой морских туманов.
  2. Далеко в вышине вглядевшись молодой человек различал неясные очертания облака.
  3. На севере слабо мерцая подымались какие-то белесоватые облака.
  4. Читать лёжа вредно.
  5. Несмотря на поздний час было душно.
  6. Лёжа на горячем песке мы слушали шум прибоя.
  7. Весело шутя и подсмеиваясь друг над другом мы незаметно дошли до лагеря.
  8. Работал он не покладая рук.
  9. Они ещё долго сидели на скамейке в парке взявшись за руки молча думая о своём.
  10. И солнечный поток прорезав тело тучи упал дымясь на кристаллические кручи огромных ледников.
  11. Море играло маленькими волнами рождая их украшая бахромой пены сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль.
  12. Дорога извиваясь подползает ближе к песчаной полоске у моря.
  13. Отражаясь в играющем море звёздочки прыгали по волнам то исчезая то вновь блестя.
  14. Я шёл не торопясь.
  15. Я задержался во дверях подъезда удивившись неожиданно пролившемуся ливню и подняв воротник плаща обречённо шагнул в лужу.

Оценка ____

Проверочная работа № 9. Знаки препинания при вводных конструкциях

  1. К счастью на всём своём протяжении река имеет большую глубину.
  2. Упражнение должно быть выполнено чисто и аккуратно.
  3. Правда в огне не горит и в воде не тонет.
  4. Он правда не очень аккуратен, но доверить ему это дело вполне возможно.
  5. Вполне возможно мы летом поедем за границу.
  6. Ученик должно быть торопился и не продумал задания до конца.
  7. В мае возможно будут заморозки.
  8. В результате быстрого таяния снега возможно наводнение.
  9. Решение по делу было совершенно очевидно.
  10. Поезд очевидно немного запаздывает.
  11. Мы не надеялись ещё когда-нибудь встретиться однако встретились.
  12. Вскоре однако недоумение наше рассеялось.
  13. Штабс-капитан простился со своими спутниками и пешком тогда все в городе ходили пешком направился к Смольному.
  14. Дубечня так называлась наша первая станция находилась в семнадцати верстах от города.

Оценка ____

Проверочная работа № 7. Знаки препинания при уточняющих членах предложения

  1. Мы гуляли довольно долго до самого вечера.
  2. Внизу в закурившемся тумане глухо шумел лес.
  3. В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств кроме лесов лугов и прозрачного воздуха.
  4. Грузовик подобрал нас через три часа то есть к вечеру.
  5. Земля окружена воздушной оболочкой или атмосферой.
  6. В конце ноября в ясный день в слободу явились гости.
  7. Осьминоги или спруты это морские моллюски.
  8. Я остался здесь на неделю то есть до воскресенья или до понедельника.
  9. В море у самой отмели поблёскивают серебряные рыбки.
  10. Я слышал эти рассказы под Аккерманом в Бессарабии на морском берегу.
  11. Каждое утро в шесть часов я отправлялся на работу.
  12. Я всегда и везде особенно на Кавказе встречал тёплый приём людей.

Оценка ____

Проверочная работа № 8. Знаки препинания перед как

  1. Дорога гладка как водяная поверхность.
  2. Всю неделю дождь лил как из ведра.
  3. Таруса вошла в историю нашего искусства как место плодотворного вдохновения.
  4. Глаза светятся будто две свечки.
  5. Ночью ехать было безопаснее нежели днём.
  6. С утра поползли серые как дым облака.
  7. Как стройный тополь носился всадник на буланом коне своём.
  8. Твои глаза как два тумана как два прыжка из темноты.
  9. Двор как плац мощённый булыжником.
  10. На повороте в лицо нам пахнуло точно из глубокого погреба сырым холодком.
  11. Такие поэты как Лермонтов бывают строже к самим себе чем самые строгие и взыскательные их критики.
  12. Говорю вам это как читатель имеющий определённый вкус.
  13. Как опытный читатель я имею право строго оценивать это произведение.

Оценка ____

Проверочная работа № 10. Знаки препинания при обращениях

  1. Как хорошо ты о море ночное!
  2. Здравствуй красавица Волга!
  3. Как ты чудесен и как ты хорош в шуме своём замечательный город.
  4. В защиту мира вставайте люди!
  5. Здравствуй солнце да утро весёлое!
  6. Товарищи пассажиры предъявите на проверку билеты.
  7. А вы друзья как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.
  8. Ты жива ещё моя старушка?
  9. Протяните мне ветви ты берёзка белоствольная и ты рябинушка кудрявая.
  10. Ты дорогой мой юноша-подросток уверенно, без страха и тревог вступаешь на счастливый перекрёсток страной открытых для тебя дорог.
  11. Поздравляем Вас многоуважаемый Иван Владимирович с юбилеем!
  12. Мы за мир, и песню эту пронесём друзья по свету!

Оценка ____

Проверочная работа № 11. Знаки в сложных союзных предложениях

  1. Когда дует ветер и рябит воду то становится и холодно и скучно и жутко.
  2. Я опять пришёл сюда слушать прибой долго смотрел в ту сторону куда ушёл теплоход и очнулся когда совсем стемнело.
  3. Когда занялась заря стало видно что погода будет хорошая.
  4. Я передал ему ваше поручение и он исполнил его с большим удовольствием.
  5. Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр.
  6. Звёзды уже начинали бледнеть и небо светлело когда мы подъехали к домику на Васильевском острове.
  7. Вот присел я у забора и стал прислушиваться.
  8. Начинало темнеть и на небе зажигались звёзды.
  9. Скворцы вывелись и улетели и давно уже их место в скворечнике занято воробьями.
  10. Раз гуляя по лесу я чуть не заблудился но к счастью набрёл на тропу и она привела меня к морю.
  11. По тёмному небу которое было усеяно тысячами звёзд вспыхивали едва уловимые зарницы.
  12. Сёстры хотели спросить как мне живётся но обе молчали и только смотрели на меня.

Оценка ____

Проверочная работа № 12. Знаки в сложных бессоюзных предложениях

  1. Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи наискось резали небо молнии чуть слышно погромыхивал гром.
  2. Время стоит ещё раннее начало шестого золотистый утренний туман вьётся над просёлком едва пропуская только что показавшееся солнце трава блестит.
  3. Любите книгу она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей она научит вас уважать человека.
  4. Вдруг я чувствую кто-то берёт меня за плечо и толкает.
  5. Сыр выпал с ним была плутовка такова.
  6. Ввысь взлетает Сокол жмётся Уж к земле.
  7. Погода была ужасная ветер штормовой ревел с ночи дождь лил как из ведра.
  8. Кончил дело гуляй смело.
  9. Несчастья бояться счастья не видать.
  10. Степь весело пестреет цветами ярко желтеет дрок скромно синеют колокольчики белеет пахучая ромашка дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами.
  11. Я поднял голову сквозь тонкий пар мороза блестела в вышине Большая Медведица.
  12. Будешь книги читать будешь всё знать.

Оценка ____