Где происходит действие в повести максим максимыч. Анализ главы “Максим Максимыч”

Повесть «Максим Максимыч» по своей роли в структуре романа выполняет связующую функцию: она соединяет повесть «Бэла» и «Журнал Печорина» как в сюжетном, так и в идейном плане. Печорин, расставшись с Максимом Максимычем в предыдущей повести, вскоре встречает его во Владикавказе, где и разворачивается короткое действие главы-связки. Там он получает от штабс-капитана тетради с записками Печорина, которые легли в основу «Журнала Печорина».

Меняется стилевая атмосфера повествования: если в «Бэле» события описываются на традиционно романтическом фоне при сохранении реалистической трезвости в описании характеров и событий, то повесть «Максим Максимыч» реалистична и по стилю, и по предмету изображения. В ней показана встреча странствующего литератора, слушателя истории о Печорине и Бэле. Максима Максимыча и самого Печорина. Эта встреча знаменательна и тем, что в ней по воле автора сошлись вместе все три повествователя в романе, то есть как бы пересеклись три взгляда на мир, три ракурса.

Идейная сторона романа подчёркнута странностью в поведении Печорина. Во-первых, читателя неприятно удивляет, что Печорин не спешит увидеть Максима Максимыча. Вторая странность проявляется в безразличии, отчуждённости Печорина от происходящего, а также в настойчивом упоминании о Персии, куда направляется герой. И наконец, третья странность заключается в той лёгкости, с которой Печорин отказывается от своих записок, столь откровенно раскрывающих интимные стороны его души.

Между тем все странности имеют объяснение. Прежде всего Печорин бессознательно уклоняется от встречи с Максимом Максимычем, потому что не хочет напоминаний о трагической истории своей любви, к тому же он явно испытывает острое чувство вины. Вспомним текст:

Едва Максим Максимыч освоился, он сразу задал Печорину болезненный для того вопрос:

- А помните наше житьё-бытьё в крепости?.. Славная страна для охоты!.. Ведь вы были страстный охотник стрелять... А Бэла?..

Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся.

— Да, помню! — сказал он, почти тотчас принуждённо зевнув...

Выбор Персии для путешествия тоже не случаен. Название страны звучит трижды, автор подчёркивает недоумение Максима Максимыча по этому поводу. Дело в том, что для культурного русского читателя того времени любое упоминание Персии несло трагический оттенок, вызывая в памяти гибель Грибоедова. Таким образом, Лермонтов включает Печорина в драматический ряд русских дворян-интеллигентов, объединённых общей судьбой. Слова Печорина: «Еду в Персию — и дальше...» — можно понять так, что герой едет навстречу неизбежной смерти. А лёгкость, с которой Печорин оставляет свои записки, свидетельствует о том, что герой отчуждён от жизни, от людей и самого себя, поэтому они для него словно дневник другого человека, чьи откровения не имеют к нему никакого отношения.

Данная часть произведения является связующим звеном между «Бэлой» и «Журналом Печорина». Григорий Печорин после расставания с Максим Максимычем много лет о нем ничего не слышал. Они перестали общаться. Не интересовались жизнью друг друга. Новая встреча произошла во Владикавказе, где развернулись события этой главы. Анализ главы «Максим Максимыч» из романа «Герой нашего времени» покажет истинное отношение Печорина к друзьям.



Поведение Печорина непонятно. Встретив старого друга, он нисколько не обрадовался. Казалось, ему просто наплевать на него. Когда штабс-капитан пригласил его в гости и прождал весь день, отложив намеченные дела в сторону, Печорин так и не соизволил заглянуть хоть на минуту.

Печорин казался отчужденным, погрязшим в своих мыслях. Ничего кроме Персии его не волновало. Разговор сводился только к ней, ведь именно туда лежал его путь. Даже от своих записок Печорин с легкостью отказался, а ведь в них были его откровения, которыми он делился на бумаге. В них раскрывались интимные стороны его души.

Между тем объяснение его поступку имеется. Печорин не желал ворошить прошлое, вспоминать трагедию, случившуюся с Бэлой. Он осознавал свою причастность к ее гибели. При виде Максима Максимыча в душе всколыхнулись воспоминания, которые он хотел навсегда стереть из памяти. Старая рана не заживала. Чувство вины грызло изнутри и не покидало. Все-таки не такой он холодный и монументальный, каким казался. Была в этом человеке совесть, и сострадать он умел, но нацепив маску равнодушия, Печорин не готов был ее снять. Так проще прятаться под панцирем отчуждения и напускного безразличия.



Максим Максимыч не понимал поступков Печорина. Был обижен и огорчен. Они через столько прошли вместе, а он так к нему относится, как будто к чужому. Чем он заслужил такое обращение, для него было загадкой. Старик искренне радовался встрече, как малое дитя при виде мамки. Однако вместо теплого приема получил холодное равнодушие и банальные фразы, которыми обмениваются два малознакомых человека.

Почему Печорин выбрал Персию конечной точкой маршрута. Видимо это было неслучайно. Для Максима Максимыча эта новость была неожиданной и вызвала недоумение на его лице. Печорин чувствовал скорую смерть, стремился ей навстречу. Поэтому отказался от своего дневника. Он для себя поставил точку в этой жизни и не хотел тащить с собой в путешествие груз воспоминаний, тяжелым кирпичом, давившим на него.

Глава «Максим Максимыч» романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» посвящена встречи рассказчика и главного героя Максим Максимыча с Печориным. Столкновение противоположных героев позволяет глубже понять их.

Печорин выступает как антигерой, он сложный, многогранный, неоднозначный, живой и невероятно реальный человек. Печорин яркий представитель своей эпохи. Это умный, образованный офицер дворянских кровей. В поисках применения своих многочисленных талантов молодой человек постоянно томится в муках. Он не может найти смысла своего существования, свое место в этом мире. Печорин постоянно в движении, смерть так же находит его в дороге. Несмотря на молодость перед нами предстает герой, уставший от жизни. Лермонтову удалось изобразить неприкаянного героя, мучающегося от одиночества и тоски. Ради собственной забавы Печорин идет на авантюру, которая заключается в игре судьбами окружающих его людей. Но даже это ненадолго занимает эгоистичного юношу. Такое чистое чувство, как любовь отвлекает его лишь на время. Он также поворачивается к любимым спиной, заставляя их страдать.

Именно глазами старого штабс-капитана нам показывают Печорина. Максим Максимыч – человек открытый, обладающий добротой душевной и искренним сердцем. На Кавказе он давным-давно, прекрасно знает местных жителей, их обычаи и нравы, хорошо ориентируется в окрестностях. Он четко исполняет свой армейский долг, дорожит спокойствием и не бросается на поиски приключений. Он ценит дружбу, о своем чине военачальника вспоминает только в случае непристойного поведения сослуживцев.

Старый офицер услышав о приезде своего давнего знакомого ожидает встречи с трепетом, он думает, что Печорин непременно будет рад встретиться ним. Печорин на встречу не тропиться, он даже спешит уехать не повстречавшись с Максим Максимычем. Увидев холод в глазах Печорина, старый вояка остолбенел, ему хотелось расплакаться. Ему хотелось броситься на шею другу, но тот всего лишь холодно протянул ему руку. Эта сцена очень хороший показатель человеческих качеств главных персонажей романа. Открытому, добродушному, отзывчивому старому штабс-капитану Максиму Максимычу противопоставлен эгоистичный, авантюрный, уставший от жизни молодой повеса Печорин. Печорин пренебрегает самыми дорогими людьми, он с легкостью отвергает искренние человеческие качества.

Глава «Максим Максимыч» - финал произведения, финал жизни Печорина. Позади остались и Петербург, и Пятигорск, и Тамань, и Кавказ, целая череда жизненных событий, из которых он не смог бы ничего выделить особняком. Все для Печорина было серо и обыденно. Жизнь не смогла его увлечь, наверное, из-за такой черты его характера как самовлюбленность. Он мог не любить всех и вся, кроме самого себя. Сложность и противоречивость характера Печорина Лермонтов также продолжает и во внешности, которая имеет ряд особенностей. Крепкое телосложение в противовес нежным рукам, улыбка на губах, но холодные глаза. Печорин яркая красивая индивидуальность со сложным даже для себя самого внутренним миром.

Подробный анализ

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - удивительное произведение. В нём нет единого сюжета, а каждая глава – это отдельные повести, связанные между собой лишь фигурой основного героя. Такое построение способствует наиболее полному и глубокому анализу образа главного героя.

Повесть «Максим Максимыч» - это связующее звено между главами «Бэла» и «Журнал Печорина». Это самая маленькая повесть из всех глав. Здесь нет действия. Это всего лишь эпизод встречи двух когда-то знакомых людей.

Отличительной чертой характера Максима Максимовича была его тяга к людям, вера в них. С первых минут он умел расположить собеседника к себе. Приняв в судьбе Печорина непосредственное участие, Максим Максимович первым предложил тому общаться «без формальностей».

Обрадовавшись случайной встрече со старым знакомым, Максим Максимович впервые пренебрёг важными армейскими делами, отложив их на второй план.

Сконцентрировавшись на службе, Максим Максимович не сумел завести семью. Но однообразная воинская жизнь не сломила нашего героя. Она лишь сделала его характер твёрже, приучив его находить радость в самых обычных делах.

Говоря о Максим Максимыче, ряд критиков называет его «добрым простаком», который даже не подозревает «насколько глубока и богата его натура».

Не получив должного образования, имея самые приземлённые взгляды на жизнь, Максим Максимович готов бескорыстно помогать каждому, попавшему в беду. Приняв Бэлу как дочь, Максим Максимыч сочувствует ей, переживает за неё.

При этом, Максим Максимыч, полностью отдавшись выполнению воинского долга, не противится судьбе и обстоятельствам. Он принимает их, как данность. В отличие от Печорина Максим Максимович не ищет смысла жизни. Он просто живёт. Принимая жизнь такой, какая она есть.

Узнав, что к ним во двор приезжает Печорин, Максим Максимович предвкушает приятную встречу. Он даже выбегает за ворота, чтобы встретить своего старого друга. А встречает уставшего от жизни молодого человека, для которого Максим Максимович был лишь «очередным» человеком, с которым свела его судьба.

Он не желает ни одной лишней минуты оставаться наедине со старым служакой, ставшим невольным свидетелем его очередной душевной драмы. И когда Максим Максимович напоминает ему о юной черкешенке, Печорин говорит о ней «принуждённо зевая».

И лишь после слов «не так я думал с вами встретиться», в Печорине на секунду просыпаются дружеские чувства к старому человеку, и он позволяет себе обнять Максим Максимыча. И сразу же уезжает, словно боясь кого-то впустить в свою душу, боясь, что кто-то разгадает, какие тяжёлые чувства разъедают его душу.

Последнюю встречу Максим Максимыча с Печориным вполне можно назвать случайной. Однако в структуре самого романа эта встреча не случайна.

Именно в повести «Максим Максимыч» автор чётко формулирует своё отношение к своему герою: он не одобряет его поступка. Между строк явно читается лермонтовский вывод: «Как мало нужно простому человеку для счастья и как просто сделать его несчастным».

Из, казалось бы, случайного эпизода мы узнаём о Печорине больше, чем из всех остальных глав. Поэтому и без образа Максим Максимовича образ Печорина так и остался бы непонятым и неполным.

Вариант 3

Максим Максимыч – ключевое лицо в произведении Лермонтова, получившего название «Герой нашего времени». Составить его образ помогают главы «Бэла» и «Максим Максимыч». Автор старается четко передать происходящее в душе главного героя, желающего постоянных приключений и живущего в духе авантюризма.

Повествование главы «Максим Максимыч» является логическим развитием событий в главе «Бэла». Несмотря на то, что в ней нет особого композиционного развития, автор показывает то, как Печорин относится к своим близким друзьям.

Печорин встречается с Максимом Максимычом. Из повествования читатель узнает, что раньше мужчина работал штабс-капитаном. Ему приходилось на протяжении долгого времени находиться на Кавказе. За это время он отлично изучил территории, а также традиции и культуры местного населения, которое встречает его достаточно гостеприимно. Максим Максимыч человек с огромным сердцем, которое отличается особой добротой. По-дружески он относился к каждому из своих подчиненных. Дружба для него была на первом месте, поэтому он особенно дорожил теми, с кем ему довелось развить близкие отношения.

Главные герои встречаются неожиданно, Максим Максимыч в дали видит дорожную коляску, которая была оставлена под охрану лакея. Лакей рассказывает, что на ней прибыл Печорин. Мужчина сразу отправляет к нему посыльного с весточкой, но Печорин не отвечает на его приглашение и не приходит к мужчине в гости.

Когда он отправляется по делам, то встречает Печорина в городе, он уже готов отправиться дальше. Максим Максимыч бежит за ним, чтобы пообщаться с давним товарищем, но Печорин отстраненно и холодно протягивает руку.

Они разговаривают о неважных вещах, штаб-капитан спрашивает, не хочет ли Печорин забрать ряд документом, но оказывается, что старому другу не нужны бумаги.

После короткого разговора, у Максима Максимыча остается неприятный осадок. Он не ожидал, что товарищ таким образом отреагирует на встречу. Он привык, что дружба является для него одной из главных ценностей, он с радостью встречает всех новых и старых друзей, проводит с ними время, разговаривает и зовет в гости, если появляется такая возможность. Печорин лишен такой возможности, он не понимает ценности отношений между людьми, готов поступать так, как его душе угодно, при этом не думая о чувствах окружающих. Дух авантюризма не позволяет ему размышлять о ценности человеческих отношений.

  • Критика о Слове о полку Игореве

    Одним из величайших произведений в древнерусской культуре считается «Слово о полку Игореве». В книге повествуется история поражения вовремя похода на земли половцев. Изложение проигранного боя не случайно

  • Вот и закончилась горячая пора отпусков и морских приключений. Всё чаще небо затянуто свинцовыми тучами, вечера стали холодными и длинными, но днём всё ещё можно понежиться в лучах тёплого солнышка.

  • Семья Ростовых в романе Война и мир Толстого

    Семья Ростовых очень часто фигурирует в романе Толстого «Война и мир». Вокруг нее происходят все события, вся семья или ее члены каким-то образом участвуют во всех перипетиях и действиях, происходящих в произведении.

  • «Герой нашего времени» - самое выдающееся творение Михаила Юрьевича Лермонтова в прозе. Этот роман отличается сюжетным своеобразием. Каждая из глав - законченная история, отражающая одну из граней характера главного героя. Но мы рассмотрим не все произведение, а лишь одну часть, точнее, ее краткое содержание. «Максим Максимыч» - глава, ценная для нас тем, что отражает отношение Печорина к близким людям. Поэтому остановимся именно на ее разборе.

    Роман «Герой нашего времени»

    Это произведение стало первым в русской литературе романом, вобравшим в себя нравственно-философские и социально-психологические проблемы 30-х годов XIX столетия. К моменту опубликования произведения сам жанр романа был еще не до конца сформирован и разработан.

    Уникальность этого произведения состоит в сочетании двух различных и даже противоречивых литературных направлений, используемых Лермонтовым: романтизма и реализма. Также произведению присущи черты социально-психологического романа. Несмотря на разрозненность повествования, состоящего из небольших рассказов, описывающих фрагменты жизни Печорина, роман не теряет своей целостности и законченности.

    Лермонтов, создавая «Героя нашего времени», по сути, синтезировал такие жанры, как очерк, путевые заметки, новелла, исповедь, дневниковые записи, философско-психологическая повесть. Совместив все эти формы, поэт добился того, что образ Печорина предстает перед читателем сложным, многогранным, неоднозначным, но невероятно живым и реальным. Главы романа по-своему высвечивают каждую из сторон личности героя. Эта особенность влияет на объем частей. То же можно сказать и про наше краткое содержание. «Максим Максимыч» - глава, написанная в жанре рассказа.

    Хронология повествования

    Как было отмечено выше, «Герой нашего времени» отличается фрагментарностью и несвязанностью повествования. Единственное, что объединяет все части романа, - главный герой. И персонажи, возникающие в повествовании, связаны с образом Печорина. Однако они не просто бледные тени, призванные оттенить главного персонажа, сами по себе они вполне полнокровные и живые личности. И это можно заметить, просто прочитав краткое содержание. Максим Максимыч, Бэла, Вулич, Грушницкий, княжна Мери, Вера, Вернер - все они наделены своими характерами, привычками, историей. Подобное отношение к созданию персонажей было необходимо, чтобы в общении с этими реальными и полноценными персонажами личность и характер Печорина проявились еще отчетливее и ярче.

    Главы в романе представлены в следующем порядке: «Бэла», затем «Максим Максимыч», предисловие к «Журналу Печорина», после которого приводятся главы из него: «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Если же рассматривать события в хронологическом порядке, то их следовало бы выстроить так: «Тамань», затем «Княжна Мери», потом «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч» и замыкающее список предисловие к «Журналу Печорина». Лермонтов неспроста избрал хронологически непоследовательный способ изложения жизни Печорина. Именно в романной последовательности главы точнее всего рисуют портрет главного героя. Особое же значение имеет повесть «Максим Максимыч», краткое содержание которой мы приведем ниже.

    Образ Печорина

    Печорин - представитель своего времени, он офицер и дворянин, умен и образован. Но он неудовлетворен своей жизнью, не знает, куда применить свои таланты, его мучают тоска, одиночество и неприкаянность. Он неустанно стремится найти смысл существования, бросает вызов судьбе, но ему все быстро надоедает.

    Печорин всегда в пути, он не остается надолго нигде, даже смерть настигает его в дороге. Лермонтов словно желает подчеркнуть неприкаянность героя и его желание найти свое место в мире. Мучимый скукой, главный герой может не только пойти на авантюру, но и начать играть судьбами других людей. Однако ничто не может доставить ему радости и удовлетворения. Печорин - эгоист и не привык ценить тех, кто его окружает. Особенно ярко эта черта характера персонажа проявилась в главе «Максим Максимыч», краткое содержание которой мы опишем ниже.

    Даже любовь не способна надолго отвлечь Печорина от его тоски, он быстро разочаровывается и приводит своих возлюбленных к страданиям и гибели.

    Образ Максима Максимыча

    Сведения об этом герое содержит в себе глава «Бэла» и глава «Максим Максимыч», краткое содержание которых помогают раскрыть и понять образ.

    Максим Максимыч - один из центральных персонажей в романе. Его глазами мы видим Печорина, он одновременно рассказчик и герой. Максим Максимыч - штабс-капитан, давно служит на Кавказе, отлично знает местность, природу и обычаи здешних обитателей. Этот персонаж наделен добрым сердцем и широкой душой, он ценит покой и не стремится к приключениям. Главное для него - исполнить свой долг. Все эти особенности характера персонажа можно найти, прочитав краткое содержание.

    Максим Максимыч никогда не злоупотреблял своим чином и с подчиненным вел себя по-приятельски. Только во время службы он вспоминал о своем звании, но вмешивается лишь тогда, когда кто-то из подчиненных совершает неправильные поступки. Дружба для этого человека стоит на первом месте, поэтому холодность Печорина так сильно обижает его.

    Глава "Максим Максимыч": краткое содержание

    Пересказ этой главы можно начать с описания встречи Максима Максимыча и Печорина. Штабс-капитан давно не видел своего друга, его внимание привлекает щегольская коляска. Лакей, охраняющий ее, сообщает, что принадлежит она Печорину, который остановился у полковника. Максим Максимыч, считая, что старый друг будет рад его видеть, просит слугу доложить хозяину о месте своего пребывания. Однако проходит вечер, а Печорин так и не появляется.

    Утром штабс-капитан отправляется по служебным делам, и почти сразу после его ухода является главный герой - он собирается уезжать. И тут рассказчик видит бегущего к ним Максима Максимыча, который готов броситься другу на шею. Но Печорин холодно улыбается и протягивает руку для пожатия. Штабс-капитан хочет пообщаться с другом, но главный герой торопится. На вопрос же о том, заберет ли он бумаги, которые бережно хранил Максим Максимыч, Печорин отвечает, что их судьба его не интересует. Главный герой уезжает. Открытость и радость в образе старого офицера рисует Лермонтов.

    «Максим Максимыч», краткое содержание которой мы пересказываем, - глава очень показательная в плане отношения Печорина к другим людям.

    Максим Максимыч сильно расстроен холодностью главного героя, он даже готов заплакать. И не задумываясь, отдает рассказчику бумаги, от которых так легко отказался Печорин. Штабс-капитан желает как можно скорее уехать, но из-за нерешенных дел вынужден задержаться еще на день.

    Вывод

    Интересна и важна в отношении понимания образа Печорина глава «Максим Максимыч». Краткое содержание ее дает исчерпывающую информацию об отношении главного героя к близким людям.