Где и когда появились фокусы. История карточных фокусов

О.БУЛАНОВА

Неизвестно доподлинно, когда и где возникли карты. Есть лишь две легенды. Согласно первой, их создали индийские брамины около 800 г. н.э. Другая утверждает, что карты появились в Китае примерно в 1120 г. н.э. – ими заинтересовался тогдашний правитель Сеун-Хо, чтобы развлечь своих наложниц.

Зато четко зафиксирован момент появления игральных карт в Европе – 1376 г., Италия. Одни ученые полагают, что их завезли арабы-путешественники, другие считают, будто карты принесли с собой участники крестовых походов.

Но никто не оспаривает, что индийские и китайские оригиналы были в Европе сильно переработаны. Следы итальянского и испанского влияния сохранились в наименовании колоды – Нейрис.

“Обратите внимание, что игральные карты символизируют четыре великих особенности человеческой натуры, – писал в 1956 г. американский исследователь Джесси Мюллер. Любовь олицетворяется червами, страсть к знаниям отражают трефы, стремление к богатству может быть соотнесено с бубнами, а о смерти говорит пиковая масть”. Интересное наблюдение, тем более что именно четыре карточных масти были изначально заявлены в Нейрис.

Европейская игра в карты, сложившаяся к 1480 г., в дальнейшем менялась незначительно. Правда, из исходной итальянской системы с ее мечами (аналог будущих пик), булавами (трефы), кубками (червы) и монетами (бубны) позже выделялись три: швейцарская – с желудями, розами, листьями и гербовыми щитами; немецкая – с желудями, листьями, сердцами и колоколами; французская – с трефами, пиками, червами и бубнами.

Наиболее устойчивой оказалась последняя, которая после Тридцатилетней войны практически вытеснила остальную символику и теперь в ходу почти всюду.

Однако привычная колода обрела любопытное многоголосие: мелодию человеческих страстей дополнил мотив времени: красный и черный цвета созвучны представлениям о дне и ночи, 52 листа соответствуют числу недель в году, не всем понятный джокер напоминает о високосном годе, а четыре масти соотносятся с весной, летом, осенью и зимой.

Если каждого валета оценить в 11 очков (он идет сразу после десятки), даму – в 12, короля – в 13, а туза принять за 1, то сумма очков в колоде составит 364. Добавив “единичного” джокера, придем к числу дней в году. Ну, а 13 лунных месяцев легко вывести из количества карт каждой масти. Получается кодированный календарь.

Чрезвычайно трудно ответить на вопрос, когда был показан первый карточный фокус. Зато имя первого шулера в летописях сохранилось – Рикко де ла Молиньер. И год – 1495-й. С той далекой поры презрение к шулерам бросает свой недобрый отсвет и на труды фокусников.

У карт вообще уникальная судьба… Одни не уважают игру в карты за то, что все подчиняется воле случая – и никакого стратегического мышления, как в шахматах. Лишь случай и риск. Другие возражали, что подлинная жизнь – это и есть риск, т.е. удача или банкротство. Карточная игра не модель ли зигзагообразности, а зачастую и непредсказуемости жизненного пути?

Эти две противоположные позиции общественного мнения были всегда. Английский король Генрих VIII в 1526 г. вообще объявил карты “дьявольской игрой” и поставил вне закона, а уже в 1541 г. запрет был снят.

Если внешней стороной карточных действий оказываются азартная притягательность, гипнотизм чародейства и эффектность зрелища, то каковы внутренние пружины? Первый, самый невысокий уровень – использование заранее подготовленных колод. Этакие ученические гаммы для начинающих. Шулера даже не удостаивают их своим вниманием.

Иное дело – фокусники. Для их загадочных священнодействий годится и такая примитивность. А знаменитейший австрийский чародей Йоханн Гофцинзер, сказавший однажды, что “любой фокус требует от начала до конца всего фокусника”, даже разработал классификацию специальных карт, состоящую из пяти подразделений.

Гофцинзер – легендарная в карточном иллюзионизме личность. О нем рассказывают, что он изобрел более 5000 карточных фокусов. Правда, сам он полагал, что ему принадлежит лишь около 60 оригинальных идей, остальное – лишь композиционные находки. С именем этого уникального искусника связан второй класс потайных фокусных пружин, когда трюки выполняются с обычными картами, но без использования ловкости рук. Т.е. работает чистая математика и расчет.

“Без некоторой ловкости рук, без этих увлекательных для самого исполнителя манипуляций, сообщающих его искусству пикантный азарт и известного рода спортивность, по которой, собственно говоря, коллеги оценивают фокусника куда строже, чем зрители – без этого трудно говорить о волшебнике, вышедшем на достойный уровень, – писал канадский исследователь иллюзионизма Сид Лоррэйн. – Ловкость рук здесь выступает подводной частью айсберга, а перекладки – всего лишь декоративная составляющая”. Весьма точное и грамотное наблюдение.

Через 20 лет после смерти Гофцинзера его друг Георг Хойбек поведает Оттокару Фишеру о карточном чародействе замечательного мастера, и тот посвятит свою жизнь поискам материалов о нем.

Высший класс карточной магии – фокусы, основанные исключительно на ловкости рук. По свидетельству иллюзиониста Э.Кио, русский фокусник Павел Соколов-Пассо “был настоящий самородок, пожалуй, единственный в своем роде. Он работал одновременно с двумя колодами, которые мгновенно появлялись и исчезали у него в руках. Карты “вытаскивались” из “носа”, “уха”, “рта” зрителей, они летали по воздуху, уменьшались и увеличивались в размерах. Известно, что карты все время находятся в руках у фокусника, но он так быстро перемещает их между своими пальцами, что они перестают быть видными зрителям. Попробуйте проделать это хотя бы с двумя-тремя картами – и вы тогда оцените мастерство Пассо, манипулировавшего с двумя колодами”.

“Кто я? Откуда пришел? Куда иду?” – такие вопросы красовались на афише рядом с портретом человека в маске, уникального карточного мастера Хосе Антенора Гаго-и- Завала, маркиза д’Оригуэлы. В конце XIX в. он выступал в знаменитом Монте-Карло, потрясая зрителей и удивляя специалистов.

Обладая высочайшей техникой рук, он заставлял исчезать из колоды только что выбранные зрителями карты, извлекая их затем из воздуха. Он бросал их до последнего ряда, и они, кружась в воздухе, возвращались к нему назад. Известные шулера, работавшие в игорных домах, приходили на представления и придирчиво изучали бесподобную технику.

Но самым таинственным фокусником, по мнению специалистов, является Шарлье, замкнутый, молчаливый старик с пергаментной кожей и прядью седых волос. Он объявился тихо и неожиданно – в Лондоне, около 1870 или 1874 г. Он поселился на окраине в маленькой мансарде и предложил называть себя Шарлье.

Шарлье был карточным фокусником. Он не признавал никакого реквизита. “Величайший мастер в карточных манипуляциях”, – отзывался о нем английский эксперт Анджело Льюис. Виднейшие мастера того времени побывали у него в гостях, и он обучил их совершенно новым приемам. Например, вольт (смена местами верхней и нижней полуколод) выполнялся только двумя руками. Шарлье предложил действовать одной, и этот прием вошел в историю под названием “вольт Шарлье”.

О публичных выступлениях Шарлье, увы, ничего неизвестно. На жизнь он зарабатывал, гравируя надписи на часах и портсигарах.

В 1882 г. Шарлье бесследно исчез, оставив после себя лишь изобретенные им карточные трюки и легенды. Вот одна из них: видному иллюзионисту, посетившему его, он предложил перетасовать колоду, достать оттуда любую карту и положить лицом вниз. Из небольшого ящичка Шарлье извлек карту с абсолютно чистой лицевой стороной. Держа ее в руках, принялся выполнять в воздухе какие-то “невероятно организованные жесты” над лежащей картой.

Затем его руки замерли в пространстве, и на чистой стороне карты проступило изображение выбранной карты! Потом Шарлье произвел несколько “разряжающих” пассов, и карта в его руках опять стала белой.

В мае 1992 г. в Москве побывал американский волшебник Тони Хассини. Он предлагал взять колоду, перетасовать ее, а затем произнести вслух названия двух любых карт. Например, выбрать шестерку и короля. Близкие карты, скажем, семерку и восьмерку, называть не рекомендуется, тогда фокус может не выйти.

Зрители называли. Хассини щелкал по колоде, и названные карты оказывались лежащими рядом – либо вплотную, либо (наихудший случай) разделенными какой-то одной картой. Специалисты-коллеги проверяли Хассини, разворачивая колоду. Но все получалось именно так, как планировал фокусник.

По материалам Анатолия Карташкина

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФОКУСОВ

Искусство иллюзий (фокусов) зародилось в Древнем Египте примерно пять тысяч лет назад. Фокусники того времени заставляли исчезать и появляться драгоценности, обезглавливали гусей. Во время фокусов из-под земли вылезали огромные статуи богов. Эти статуи могли протянуть руки к народу, статуи могли даже заплакать. Подобные выступления считались либо божественной силой, либо силой тьмы.

В средневековой Европе фокусы считались колдовством и за это фокусники расплачивались своей жизнью.

В 18 веке в Германии и Голландии большой популярностью пользовались представления одного самозванного “волшебника”, называвшего себя Охес Бохес и использовавшего псевдоним “Фокус Покус”. Во время « базарного колдовства» он использовал путанное словосочетания “фокус покус, тонус талонус, вадэ целеритер» для того, чтобы отвлечь внимание зрителей.

Данное "заклятье" было тут же подхвачено другими фокусниками и через некоторое время стало визитной карточкой всех иллюзионистов.

В 18 веке, в Англии иллюзионисты и маги обретают некоторое признание и положение в обществе. Благодаря этому к концу 18 началу 19 веков появляются сотни профессиональных фокусников. И широкую популярность приобретают, так называемые, «научные» фокусы, то есть фокусы, которые можно объяснить с научной точки зрения.

Особенности математических фокусов.

Математические игры и фокусы появились вместе с возникновением математики, как науки.

Еще в Древней Элладе без игр не мыслилось развитие личности. Наши предки знали шахматы и шашки, ребусы и загадки.

Все мы знаем великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, но не каждому известно, что он был большим любителем и математики, особенно его привлекали математические фокусы, которых он знал великое множество, причем некоторые из них он придумывал сам.

Математические фокусы интересны именно тем, что каждый фокус основан на свойствах чисел, действий, математических законах. Математических фокусов достаточно много, их можно найти в отдельных книгах для внеклассной работы по математике, можно придумать самостоятельно.

Основной темой арифметических фокусов являются угадывание задуманных чисел или результатов действий над ними. Весь секрет фокусов в том, что "отгадчик" знает и умеет использовать особые свойства чисел, а задумывающий этих свойств не знает.

Математический интерес каждого фокуса и заключается в разоблачении его теоретических основ, которые в большинстве случаев довольно просты, но иногда бывают хитро замаскированы.

Подобно многим другим предметам, находящимся на стыке двух дисциплин, математические фокусы не пользуются особым вниманием ни у математиков, ни у фокусников. Первые склонны рассматривать их как пустую забаву, вторые пренебрегают ими как слишком скучным делом. Математические фокусы, скажем прямо, не принадлежат к той категории фокусов, которая может держать зачарованной аудиторию из неискушенных в математике зрителей; такие фокусы обычно отнимают много времени, и они не слишком эффектны; с другой стороны, вряд ли найдется человек, собирающийся черпать глубокие математические истины из их созерцания.

И все-таки математические фокусы, подобно шахматам, имеют свою особую прелесть. В шахматах объединено изящество математических построений с удовольствием, которое может доставить игра. В математических же фокусах изящество математических построений соединяется с занимательностью. Неудивительно поэтому, что наибольшее наслаждение они приносят тому, кто одновременно знаком с обеими этими областями. фокус математический иллюзия

Математические фокусы - самое любимое развлечение 17-18вв. Способность отгадывать задуманное число, результат арифметических действий считалось в те времена чуть ли не колдовством. Многие не знали, что эти отгадывания основаны на очень простых свойствах некоторых чисел и математических действий. Однако и теперь математические фокусы являются великолепным развлечением, они вызывают искреннее изумление и общий интерес, а самое главное - способствуют формированию логического мышления школьников, прививают им любовь к математике, показывают чудесные возможности этой науки.

В настоящее время имеется огромное количество самых разнообразных математических фокусов, в основе которых лежат различные математические теории, а также свойства задействованных предметов (игральных кубиков, карт, домино, календарей и др.).

Угадывание числа карт, снятых с колоды

Показывающий просит кого-нибудь из зрителей снять небольшую пачку карт сверху колоды, после чего сам тоже снимает пачку, но с несколько большим количеством карт. Затем он пересчитывает свои карты.

Допустим, их двадцать. Тогда он заявляет: «У меня больше, чем у вас, на четыре карты и еще столько, чтобы досчитать до шестнадцати». Зритель считает свои карты. Допустим, их одиннадцать. Тогда показывающий выкладывает свои карты по одной на стол.

Считая при этом до одиннадцати. Затем в соответствии со сделанным им утверждением откладывает четыре карты в сторону и продолжает класть карты, считая далее; 12, 13, 14, 15, 16. Шестнадцатая карта будет последней, как он и предсказывал.

Фокус можно повторять снова и снова, причем число откладываемых в сторону карт нужно все время менять, например одни раз их может быть три, другой -- пять и т.д. При этом кажется непонятным, как показывающий может угадать разницу в числе карт, не зная числа карт, взятых зрителем.

Объяснение. В этом тоже несложном фокусе показывающему совсем не нужно знать числа карт, имеющихся на руках у зрителя, но он должен быть уверенным, что взял карт больше, чем зритель. Показывающий считает свои карты; в нашем примере их двадцать. Затем произвольно берет какое-нибудь небольшое число, скажем четыре, и отнимает его от 20; получается 16. Затем показывающий говорит: «У меня больше, чем у вас, на четыре карты и еще столько, чтобы досчитать до шестнадцати». Карты пересчитываются, как это объяснялось выше, и утверждение оказывается справедливым ).

Использование числовых значений карт

Фокус с четырьмя картами

Колода карт тасуется зрителем. Показывающий кладет ее в карман и просит кого-либо из присутствующих назвать вслух любую карту. Предположим, что будет названа дама пик. Тогда он опускает руку в карман и достает какую-то карту пиковой масти; это, поясняет он, указывает масть названной карты. Затем он вытаскивает четверку и восьмерку, что дает в сумме 12 -- числовое значение дамы.

Объяснение. Перед демонстрацией этого фокуса показывающий вынимает из колоды трефового туза, двойку черв, четверку пик и восьмерку бубен. Затем прячет эти карты в карман, запоминая их порядок.

Перетасованная зрителем колода тоже опускается в карман, причем так, чтобы отобранные четыре карты оказались сверху колоды. Присутствующие и не подозревают о том, что при тасовании колоды четыре карты уже были в кармане показывающего.

Числовые значения отложенных четырех карт образуют ряд чисел (1, 2, 4, 8), каждое из которых вдвое больше предыдущего, а в этом случае, как известно, можно, комбинируя их различными способами, получить в сумме любое целое число от 1 до 15.

Карта требуемой масти вытаскивается первой. Если она должна участвовать в комбинации карт, дающих в сумме нужное число, тогда ее включают в общий счет вместе с одной или несколькими картами, которые вытаскиваются из кармана дополнительно. В противном случае первая карта откладывается в сторону, а из кармана вынимается одна или несколько карт, необходимых для получения нужного числа.

При показе нашего фокуса случайно может быть названа и одна из четырех отобранных карт. В этом случае показывающий вытаскивает из кармана сразу ее -- настоящее «волшебство»!

Встреченный нами в этом фокусе ряд чисел, из которых каждое последующее вдвое больше предыдущего, применяется и во многих других математических фокусах.

Удивительное предсказание

Кто-нибудь из зрителей тасует колоду карт и кладет ее на стол. Показывающий пишет название карты на листке бумаги и, не показывая никому написанного, переворачивает листок надписью вниз.

После этого на столе раскладываются 12 карт лицевой стороной вниз. Кого-нибудь из присутствующих просят указать четыре из них. Эти карты тут же открываются, а оставшиеся восемь карт собираются и кладутся под колоду.

Предположим, что были открыты тройка, шестерка, десятка и король. Показывающий говорит, что на каждую из этих четырех карт он будет укладывать карты из колоды до тех пор, пока не досчитает до десяти, начиная с числа, следующего за числовым значением данной карты. Так, например, на тройку придется положить семь карт, произнося при этом: «4, 5, 6, 7, 8, 9, 10»; на шестерку нужно будет уложить четыре карты; на десятку класть ничего не придется; фигурной карте в этом фокусе также приписывается числовое значение 10.

Затем числовые значения карт складываются:

3 + 6 + 10 + 10 = 29

Остаток колоды передается зрителю, и его просят отсчитать 29 карт. Последняя из них открывается. Листок с предсказанной заранее картой переворачивается, и написанное читается вслух. Конечно, там будет название только что открытой карты!

Объяснение. После того как колода будет перетасована, показывающий должен незаметно посмотреть, какая карта лежит внизу колоды. Именно эту карту он и предсказывает. Все остальное выходит само собой. После того как восемь из двенадцати карт будут собраны и положены под колоду, замеченная карта окажется по порядку сороковой. Если все операции, о которых говорилось выше, были выполнены правильно, мы неизменно будем приходить к этой карте). То обстоятельство, что колода вначале тасуется, делает этот фокус особенно эффектным.

Интересно заметить, что в описанном фокусе, как и в других, основанных на том же принципе, показывающий может разрешить зрителю приписывать любые числовые значения валетам, дамам и королям.

Фокус, собственно, требует только одного: чтобы в колоде были 52 карты; какие это будут карты, не играет ни малейшей роли. Если все они будут двойками, фокус тоже получится. Это означает, что зритель может приписать любой карте новое значение, какое ему вздумается, причем это не повлияет на успех фокуса.

Фокусы, основанные на различии цветов и мастей

Фокус с королями и дамами

Из колоды выбирают королей и дам и раскладывают их в две кучки: короли отдельно, дамы отдельно.

Кучки переворачивают лицевой стороной вниз и укладывают одну на другую. Зрители просят «снять» нашу колоду из восьми карт один или несколько раз.

Показывающий убирает кучку за спину и тут же открывает перед зрителями две карты. Оказывается, что это король и дама одной масти. С остальными тремя парами можно продемонстрировать то же самое.

Объяснение . Показывающему следует позаботиться лишь о том, чтобы в двух первоначальных кучках последовательность мастей была одинаковой.

«Снятие» этой последовательности не нарушит. За спиной показывающий только разделяет кучку строго пополам и получает нужные пары, беря в каждой половине верхнюю карту. В этой паре всегда окажутся король и дама одинаковой масти).

Использование лицевой и обратной сторон карт

Сопоставление числа карт черной и красной масти

Из колоды выбирают десять карт: пять красных и пять черных. Карты какого-нибудь одного цвета переворачиваются, и все десять карт тщательно тасуются зрителем. На мгновение показывающий убирает карты за спину. Затем он протягивает руки вперед, держит в каждой из них по пяти карт, которые тут же раскладываются на столе. Число открытых карт в каждой пятерке оказывается одинаковым, и эти карты будут различного цвета. Например, если в одной пятерке окажутся три красные карты, то в другой пятерке будут открытыми три черные карты. Фокус можно повторять сколько угодно раз, и он будет всегда удаваться.

Объяснение. Нетрудно сообразить, что среди карт одной пятерки будет открытых карт (а они одного цвета, например черного) столько же, сколько закрытых (красных) в другой пятерке.

За спиной следует просто разделить пачку пополам и, прежде чем показать карты зрителям, перевернуть одну из половин. Таким образом, благодаря тому, что карты перевернуты, число открытых карт в каждой пятерке будет одинаковым и эти карты будут разного цвета. В этом фокусе, конечно, можно пользоваться любым четным числом карт, нужно только, чтобы половина их была красной, а половина -- черной.

«Манхеттенские чудеса»

Зрителя просят снять колоду примерно посередине, взяв себе любую половину и пересчитать в ней карты.

Допустим, их 24. Два плюс четыре дает шесть. Зритель замечает в своей полуколоде шестую карту снизу, кладет эту полуколоду на другую и, подравняв карты, вручает их показывающему. Последний начинает сдавать карты по одной на стол, произнося при этом по-буквенно фразу «М-а-н-х-е-т-т-е-н-с-к-и-е ч-у-д-е-с-а» («The Magic of Manhattan»), причем так, чтобы на каждую положенную карту приходилось по одной букве. Вместе с последней буквой появится замеченная карта.

Объяснение. В результате описанной процедуры выбранная карта всегда оказывается на девятнадцатом месте сверху. Поэтому любая девятнадцатибуквенная фраза, например «П-о-р-а-з-и-т-е-л-ь-н-ы-е ф-о-к-у-с-ы», приводит к нужной карте).

Игральные кости

Игральные кости так же стары, как и игральный карты, а история зарождения этой игры так же неясна. И все же с удивлением приходится отметить, что самые ранние из известных игральных костей древней Греции, Египта и Востока имеют точно такой же вид, как и современные, т. е. кубик с цифрами от единицы до шестерки, нанесенными на грани кубика и расположенными таким образом, что сумма их на противоположных гранях равна семи. Однако кубическая форма игральной кости объясняется тем, что только правильный многогранник обеспечивает полное равноправие всех граней, а из пяти существующих в природе правильных многогранников куб обладает, явным преимуществом как атрибут игры: его легче всего изготовить, и, кроме того, он единственный из них, который перекатывается легко, но не слишком (тетраэдр перекатывать труднее, а октаэдр, икосаэдр и додекаэдр настолько близки по своей форме к шару, что быстро укатываются). Поскольку куб имеет шесть граней, то нанесение на них шести первых целых чисел напрашивается само собой, а расположение их с суммой -- семеркой -- представляется наиболее простым и симметричным. И это является между прочим единственным способом такого их попарно противоположного расположения, чтобы суммы всех пар были одинаковы.

Именно этот «принцип семерки» лежит в основе большинства математических фокусов с игральными костями. В лучших из таких фокусов упомянутый принцип применяется настолько тонко, что о нем никто и не подозревает. В качестве примера рассмотрим один очень старый фокус.

Угадывание суммы

Показывающий поворачивается спиной к зрителям, а в это время кто-нибудь из них бросает на стол три кости. Затем зрителя просят сложить три выпавших числа, взять любую кость и прибавить число на нижней ее грани к только что полученной сумме.

Потом снова бросить эту же кость и выпавшее число опять прибавить к сумме. Показывающий обращает внимание зрителей на то, что ему никоим образом не может быть известно, какую из трех костей бросали дважды, затем собирает кости, встряхивает их в руке и тут же правильно называет конечную сумму.

Объяснение. Прежде чем собрать кости, показывающий складывает числа, обращенные кверху. Добавив к полученной сумме семерку, он находит конечную сумму.

Вот еще один остроумный фокус, основанный на принципе семерки. Показывающий, повернувшись спиной к зрителям, просит нх составить столбиком три игральные кости, затем сложить числа на двух соприкасающихся гранях верхней и средней костей, потом прибавить к полученному результату сумму чисел на соприкасающихся гранях средней и нижней костей, наконец, прибавить к последней сумме еще число на нижней грани нижней кости. В заключение столбик накрывается платком.

Теперь показывающий поворачивается к зрителям и вынимает из кармана горсть спичек, количество которых оказывается равным сумме, найденной зрителем при сложении пяти чисел на гранях кубиков.

Объяснение. Как только зритель сложит свои числа, показывающий на мгновение поворачивает голову через плечо якобы для того, чтобы попросить зрителя накрыть столбик платком. В самом же деле он в это время успевает заметить цифру на верхней грани верхнего кубика. Допустим, это шестерка.

В кармане всегда должна быть 21 спичка. Захватив все свои спички, показывающий, вынимая руку из кармана, роняет шесть из них обратно. Иными словами, он вытаскивает все спички без стольких, какова цифра наверху столбика. Это число спичек и даст сумму цифр на пяти гранях.

То обстоятельство, что зритель складывает числа на соприкасающихся гранях соседних кубиков, а не взаимно противоположные числа одного и того же кубика, служит хорошей маскировкой применения принципа семерки.

Этот фокус можно демонстрировать и без использования принципа семерки. Следует лишь заметить цифры на любых двух гранях каждого из кубиков. Дело в том, что существуют, только два различных способа нумерации костей, причем один из них является зеркальным отображением другого и, более того, все современные игральные кости нумеруются одинаково: если держать кубик так, чтобы была видна тройка 1, 2 и 3, то цифры в ней будут расположены в порядке, обратном движению часовой стрелки (рис. 1).

Рисуя себе мысленно взаимное расположение цифр 1, 2, 3 и вспоминая принцип семерки, чтобы представить себе местонахождение цифр 4, 5, 6, можно, глядя сбоку на столбик (верхнюю грань верхнего кубика предварительно накрывают монетой), правильно назвать число на верхней грани любого кубика. При хорошем пространственном воображении и небольшой практике этот фокус можно показывать с поразительной быстротой.

Календари

Существует много интересных фокусов с использованием табель-календаря. Вот некоторые наиболее интересные из них.

Таинственные квадраты

Показывающий стоит, повернувшись спиной к зрителям, а один из них выбирает на помесячном табель-календаре любой месяц и отмечает на нем какой-нибудь квадрат, содержащий 9 чисел. Теперь достаточно зрителю назвать наименьшее из них, чтобы показывающий тут же, после быстрого подсчета, объявил сумму этих девяти чисел.

Объяснение. Показывающему нужно прибавить к названному числу 8 и результат умножить на 9).

Спички

Существует много математических фокусов, в которых мелкие предметы используются просто как счетные единицы. Сейчас мы опишем несколько фокусов, для которых особенно удобны спички, хотя годятся и другие мелкие предметы, например монеты, камешки или листочки бумаги.

Сколько спичек зажато в кулаке?

На аналогичном принципе основан следующий фокус, для показа которого необходим коробок с 20 спичками. Показывающий, повернувшись спиной к зрителю, просит его вытянуть из коробка несколько спичек (не больше десяти) и положить в карман. Затем зритель пересчитывает оставшиеся в коробке спички. Допустим, их 14. Это число он «выписывает» на столе следующим образом: единица изображается одной спичкой, положенной слева, а четверка -- четырьмя спичками, положенными несколько правее. Эти пять спичек берутся из числа оставшихся в коробке.

После этого спички, изображавшие число 14, также кладутся в карман. В заключение зритель вынимает из коробка еще несколько спичек и зажимает их в кулаке.

Показывающий поворачивается лицом к зрителям, высыпает спички из коробки на стол и сразу называет число спичек, зажатых в кулаке.

Объяснение. Чтобы получить ответ, нужно вычесть из девятки число спичек, рассыпанных на столе ).

Кто что взял?

Еще один старинный фокус можно показать на 24 спичках, которые складываются кучкой рядом с тремя небольшими предметами, скажем, монетой, кольцом и ключиком. В фокусе просят принять участие трех зрителей (будем называть их условно 1, 2, 3).

Первый зритель получает одну спичку, второй -- две, третий -- три. Вы поворачиваетесь к ним спиной и просите каждого взять по вещице из лежащих на столе (обозначим их А , Б и В ).

Предложите теперь зрителю, держащему предмет А , взять ровно столько спичек из числа оставшихся в кучке, сколько у него на руках. Зритель, взявши Б , пусть возьмет дважды столько спичек, сколько у него на руках. Последнему зрителю, взявшему предмет В , предложите взять четырежды столько спичек, сколько у него на руках. После этого пусть все три зрителя положат свои предметы и спички в карманы.

Обернувшись к зрителям и взглянув на оставшиеся спички, вы сразу же говорите каждому зрителю, какой предмет он взял.

Объяснение. Если остается одна спичка, то зрители 1, 2 и 3 взяли соответственно предметы А , Б и В (именно в таком порядке).

Если осталось 2 спички, то порядок предметов будетБ , А , В .

Если осталось 3 спички, то А , В , Б .

Если 4 спички, то кто-то ошибся, так как подобный остаток невозможен.

Если 5, то порядок предметов будет Б , В ,А .

Если 6, то В ,А ,Б .

Если 7, то В ,Б , А ).

Удобным мнемоническим средством будет список слов, согласные буквы которых (в порядке их написания) соответствуют начальным буквам названий трех выбранных предметов. Так, например, если показывать фокус с ложкой, вилкой и ножом, то можно предложить следующий список слов:

1. Л и В е Н ь.

2. Л е Н и В е ц.

3. В о Л а Н.

5. В а Н и Л ь.

6. Н е В о Л я.

7. Н а Л и В к а.

Здесь буква «Л» должна обозначать ложку, «В» -- вилку, «Н» -- нож. Буквы расположены в словах в порядке, соответствующем порядку предметов. Числа, стоящие перед словами, обозначают число оставшихся спичек.

Монеты

Монеты обладают тремя свойствами, которые делают их удобными для демонстрации математических фокусов. Их можно использовать как счетные единицы, они обладают определенным числовым значением и, наконец, у них есть лицевая и обратная стороны.

В каждом из следующих трех фокусов демонстрируется какое-нибудь одно из этих трех свойств.

Таинственная девятка

Дюжина (или больше) монет размещается на столе в форме девятки (рис. 2).

Показывающий стоит, повернувшись спиной к зрителям. Кто-нибудь из присутствующих задумывает число, большее числа монет в «ножке» девятки, и начинает отсчитывать монеты снизу вверх по ножке и, далее, по колечку против часовой стрелки, пока не дойдет до задуманного числа. Затем он снова считает от единицы до задуманного числа, начав с монеты, на которой остановился, но на этот раз по часовой стрелке и только вокруг колечка.

Под монету, на которой закончился счет, прячется маленький кусочек бумажки. Показывающий поворачивается к столу и сразу же поднимает эту монету. Объяснение. Независимо от того, какое число было задумано, счет заканчивается всегда на одной и той же монете. Сначала сами проделайте все это в уме с любым числом, чтобы узнать, какая это будет монета. При повторении фокуса добавьте к ножке несколько монет, тогда счет закончится уже в другом месте.

В какой руке монета?

Вот старинный фокус, в котором используется числовое значение монеты. Попросите кого-нибудь взять в один кулак гривенник, а в другой -- копейку. Затем предложите умножить числовое значение монеты, лежащей в правом кулаке, на восемь (или любое другое четное число), а числовое значение другой монеты на пять (или любое нечетное число, какое вам захочется). Сложив эти два числа, зритель должен сказать вам, четное или нечетное число получилось. После этого вы говорите ему, какая монета у него в какой руке.

Объяснение. Если сумма четная, то в правой руке -- копейка; если нечетная -- гривенник. Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Игра царя Ура: понятие, история появления. Игры в чет и нечет в Древнем мире. Го как одна из пяти базовых дисциплин Всемирных интеллектуальных игр. Нарды как древняя восточная игра. Средневековые игры: шахматы, игральные карты. История азартных игр.

    презентация , добавлен 04.03.2012

    Причины возникновения искусства, его связь с традициями и ритуалами, история развития. Классификация искусства пo paзным кpитepиям, их жaнpoвaя диффepeнциaция. Видные теоретики искусства. Функции и цели искусства, диcкуccии o знaчимocти пpoизвeдeний.

    реферат , добавлен 20.10.2010

    Виды театрального жанра. Особенности жанров искусства, связанных с театром и музыкой. Опера как вид музыкально-театрального искусства. Истоки оперетты, ее родство с другими видами искусства. Моноопера и монодрама в театре. История возникновения трагедии.

    реферат , добавлен 04.11.2015

    Зарождение искусства в пещерной эпохе. Развитие искусства в Древней Греции и Риме. Особенности развития живописи в Средние века, эпоху Возрождения и Барокко. Художественные течения в современном искусстве. Сущность красоты с моральной точки зрения.

    статья , добавлен 16.02.2011

    Знакомство с архитектурными объектами, относящимися к чудесам света. История постройки Мавзолея, уцелевшие рельефы. Висячие сады Семирамиды как самое тёмное из всех чудес света. Характеристика Храма Артемиды в Эфесе, Статуи Зевса, Великой пирамиды в Гизе.

    презентация , добавлен 22.01.2013

    История возникновения балета. Зарождение основ балетной техники в Парижской опере в 1681 г. Упразднение балета в Туркменистане в 2001 году. Балеты известных композиторов. Выдающиеся мастера балетного искусства России. Классическая балетная школа.

    презентация , добавлен 16.01.2013

    Деятельность модернистского журнала "Мир искусства", предпосылки возникновения и роль Дягилева в его создании, а также концепция, принципы издания, анализ роли и значения в культурной жизни России. История создания объединения художников "Мир искусства".

    курсовая работа , добавлен 24.11.2009

    Зарождение искусства батика; история его возникновения России. Основные виды художественной росписи ткани. Основы композиции в батике, колорирование. Методы обучения росписи в системе дополнительного образования; организация кружков младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 28.07.2011

    Развитие промыслов резьбы по кости, определяемое условиями ее получения. Хотьковская резьба по кости как один из самых молодых промыслов, находящийся в городе Хотькове Сергиево-Посадского района Московской области. Материалы и инструменты для резьбы.

    реферат , добавлен 11.12.2016

    Исследование истории возникновения искусства бумагокручения. Изучение технологии изготовления бахромчатых цветов, букетов, животных в технике квиллинг. Описания материалов, инструментов и приспособлений. Основные этапы изготовления открытки с цветами.

Номинация «Первые шаги в науке»

Что такое фокусы? Одни люди считают фокусы настоящим волшебством, другие говорят, что фокусы это всего лишь ловкость рук и никакой магии. Чтобы разобраться в этом вопросе, мы решили провести исследование. Мы предположили, что если мы раскроем тайны фокусов, то сможем сами показывать несложные фокусы. Мы изучили необходимую информацию в книгах и Интернете и вот, что узнали.

Цель нашего исследования: раскрыть тайны фокусов.

Задач и исследования: изучить историю возникновения фокусов; обнаружить главный принцип работы фокусника; освоить основные правила фокусника; научиться показывать несложные фокусы.

Объект исследования: искусство иллюзий (фокусов).

Предмет исследования: история возникновения фокусов, способы показа несложных фокусов.

Методы исследования: сбор информации из разных источников, сравнение, анализ, наблюдение, эксперимент.

Приложение № 1: Текст работы

Приложение №2: Презентация.

Как говаривал знаменитый сыщик Шерлок Холмс — герой произведений английского писателя Артура Конан Доила: «Мы видим, но не наблюдаем».
Заставить зрителя увидеть только то, что происходит у него на глазах, оставляя скрытым тайный механизм трюка, — заветная цель любого фокусника.

Фокусы были известны еще в древнейшие времена. Одно из самых ранних свидетельств датируется приблизительно 1700 годом до нашей эры. На древнеегипетском папирусе был изображен некий Деди из Дедснефу, выполняющий фокус перед фараоном.

Древние греки и римляне приходили в восторг от разных трюков, особенно от тех, в которых использовались всевозможные скрытые механизмы. С помощью таких механизмов жрецы совершали настоящие чудеса: массивные двери храмов открывались сами собой, вино лилось из уст и рук мраморных статуй. Фокус под названием «Стаканы и шарики был описан римлянином Сенекой еще в I веке нашей эры, но и по сей день его охотно включают в свой репертуар профессиональные иллюзионисты. В средневековой Европе ремесло фокусника считалось колдовством, а значит, занятием, караемым смертью. Тем не менее некоторые фокусники умело подчиняли своей власти и влиянию богобоязненных людей.

В 1584 году некий англичанин по имени Реджинальд Скотт в книге «Открытие колдовства» (The Disco-verie of Witchcraft) впервые, наверное, попытался показать, как исполняются фокусы — благодаря ловкости рук, а не с помощью дьявола. Его книга объясняла секреты многих трюков, в частности с монетами, картами и веревочками. Любопытно, что автор написал книгу с намерением «разоблачить» секреты магов, а вместо этого она стала первым учебником для начинающих фокусников!
И хотя «трюкачество» не считалось достойным занятием, поглазеть на глотателей шпаг или «думающих» животных собирались толпы восторженных зрителей. В Англии XVIII века фокусники и маги приобрели некоторое признание и положение в обществе. Самым знаменитым иллюзионистом того времени считался Айзек Фоукс. Он снискал славу, выполняя свои трюки «крупным планом», чуть ли не на глазах у зрителей — в ярмарочных балаганах и на званых вечерах у состоятельных вельмож. Конец XVIII — начало XIX века — время появления сотен профессиональных фокусников. В ту пору стали особенно модными «научные» фокусы, когда исполнители, называвшие себя «докторами» и «профессорами», описывали сценические действа языком «науки». Например, француз Жан-Эжен Робер-Удэн объяснял свой знаменитый трюк с левитацией (подъем человека в воздух без видимой опоры) свойствами только что открытого газа — эфира. К истине это никакого отношения не имело, но тогдашнюю публику вполне убеждало. Робер-Удэну предстояло превратиться в фигуру легендарную — позже он был даже назван «отцом современного фокуса». Самое занятное, что этот часовщик и изобретатель стал профессиональным фокусником только на шестом десятке лет! Он усовершенствовал технику исполнения многих трюков и реквизит, которые впоследствии получили повсеместное распространение. Именно благодаря Робер-Удэну, развившему свой дар до высочайшего уровня, профессия иллюзиониста во многом обязана своей популярностью.
К началу нынешнего века и в Европе, и в Соединенных Штатах Америки появилось множество трупп талантливых фокусников, которые переезжали со сцены на сцену, из театра в театр. Их известность так возросла, что в 1873 году некто Джон Невил Мас-клин, сам иллюзионист и антрепренер, открыл в Лондоне первый постоянный Цирк Фокусов, просуществовавший сорок лет.

Со временем исполнители трюков стали уделять все большее внимание внешнему оформлению представления, реквизиту, а также своему сценическому образу — как бы сейчас сказали, имиджу. Одним из самых знаменитых тогда был Уильям Эллсу-орт Робинсон, белокожий американец, скрывавшийся под маской (гримом) китайского мага Чун Лин Су. Он даже изобрел некий псевдокитайский язык, которым изъяснялся на сцене. Робинсон настолько вжился в свой сценический образ, что на публике всегда изображал из себя китайца. Он умер на сцене во время исполнения потрясающего номера — «ловли пули» на лету (фокусник умудрялся поймать зубами пулю, выпущенную из ружья). В тот трагический вечер ружье неожиданно выстрелило настоящей пулей... Возможно, величайшим иллюзионистом в мире был Гарри Гудини, родившийся в 1874 году в Будапеште (тогда его звали просто Эрих Вайсе). На протяжении своей карьеры «эскейписта» (от английского ese -- убегать, избегать), иначе говоря, человека, способного скрыться из любого места и освободиться от каких угодно пут, Гудини не один раз бросал вызов полицейским и всегда выходил победителем.

Хотя обстоятельства иногда были весьма необычны: например, однажды его опустили на дно нью-йоркского порта запертым в массивном сейфе!.. Гудини умер, получив травму во время одного из своих представлений. Случилось это 31 октября 1926 года — как раз на традиционный американский праздник Хэллоуин. За несколько дней до этого Гудини, заявив, что выдержит любой удар в область брюшного пресса, предложил одному из своих учеников нанести ему несколько сильных ударов кулаком в живот. Перед одним из них фокусник не смог как следует напрячь пресс, и удар вызвал прорыв аппендикса, послуживший причиной смерти Гудини несколько дней спустя. Одним из интереснейших исполнителей трюков в XX веке был Кардини, отточивший технику карточных манипуляций, сидя солдатом в траншеях Первой мировой войны. Опасаясь холода, который мог нанести непоправимый ущерб его дару, он никогда не снимал перчаток. Позже белые перчатки и монокль стали отличительной чертой сценического образа Кардини, который с ловкостью чародея выхватывал целые карточные веера буквально из воздуха. Среди прочих его номеров был и такой: прикинувшись пьяным, он сдавал в гардероб ворох самых невероятных предметов... Спад популярности эстрадного искусства, пришедшийся на 1950-е годы, привел к обвальному закрытию варьете и прочих заведений такого рода, что сузило возможности для выступления многих профессиональных фокусников.
Тем не менее лучшие из них продолжают и сегодня с успехом демонстрировать свое мастерство, путешествуя из страны в страну, и с помощью всесильного телевидения обретать поистине всемирную аудиторию.

Перевод из книги "The Little Giant Encyclopedia of Card and Magic Tricks"

Поделиться с друзьями: Известно: достаточно лишь зацепиться за интригу развивающегося действа, чтобы оказаться вовлеченным в хоровод новизны. Особенно если сюжет подразумевает некую парадоксальность. Свидетельствует английский писатель Сомерсет Моэм:
«- Любите карточные фокусы? - спросил мистер Макс Келада.
- Ненавижу, - ответил я.
- Я все же покажу вам один.
Он показал три».

Скорострельность текста не должна смущать - все изложено верно. Поистине дьявольская привлекательность карточных фокусов способна затянуть праздного зрителя на куда большее количество трюков.
В самом деле:
- колода игральных карт непостижимым образом меняет свой цвет в руках лауреата международного конкурса иллюзионистов Сергея Волкова;
- тузы, разложенные по столу, подчиняясь четким и уверенным движениям рук Александра Жабина, вдруг неожиданно оказываются собравшимися в одной пачке;
- карта, задуманная зрителями и затасованная ими в колоду, почти тотчас же обнаруживается внутри конверта, запечатанного сургучными печатями, - это демонстрирует Василий Руденко;
- шестилетняя Катенька Савицкая, дочь иллюзиониста, буквально из ничего молниеносно выстраивает огромный карточный дом.
И так далее. И тому подобное.
Какой магией пропитаны эти чудеса? Люди ли мастерски владеют картами, как рядовым сценическим реквизитом? Или карты столь очаровали людей, что притягивают их как магнит?
Напомню о коротком и островыразительном номере «Игрок» (постановка Михаила Харитонова). Исполнитель - народный артист России Владимир Данилин, удостоенный в 1991 году высшей мировой премии иллюзионизма - Гран-при международной Федерации магических обществ (ФИСМ).
На сцене появляется уверенный в себе маг. Невозмутимо и сосредоточенно он работает с колодой карт. Быстрые, но мягкие развороты. Безошибочные перебросы с легким налетом небрежности. Извлечения карт и вееров из воздуха. Графически четкая пластика. И зрители видят: да, перед ними мастер высшего класса. А тревожная музыка продолжает свой разбег, ритмы нагнетаются, и вдруг в движениях маэстро проступает смятенность. Если прежде он виртуозно управлял картами, то теперь уже они являют свое самостоятельное бытие, и магу поневоле приходится следовать тому, что диктует ему их стихия. А они затевают дьявольский хоровод, возникают в самых неожиданных местах, следуя своему собственному разумению. Одна из них, словно бесовское наваждение, даже вьется над головой изнемогающего повелителя. Итог трагичен - мастер погибает, не выдержав опустошающей динамики навязанного ему инобытия. Два невесть откуда извергающихся карточных потока завершают эту зрелищную притчу, и зал погружается в темноту...
Эту сценическую трактовку можно принять как вариант, а можно и отбросить. Но факт остается - простая колода карт обладает удивительной притягательностью. Почему?
Нам неизвестно доподлинно, когда и где они возникли. Лишь две легенды могут служить путеводными нитями в глубокую древность. Согласно первой, их создали индийские брамины около 800 года нашей эры. Другая же утверждает, будто карты появились в Китае примерно в 1120 году нашей эры - ими заинтересовался тогдашний правитель Сеун-Хо, чтобы развлечь своих наложниц. Зато исследователи зафиксировали момент появления игральных карт в Европе - 1376 год, Италия. Одни ученые полагают, что их завезли арабы-путешественники, другие считают, будто карты принесли с собой участники крестовых походов. Но никто не оспаривает, что индийские и китайские оригиналы были в Европе сильно переработаны. Следы итальянского и испанского влияния сохранились в наименовании колоды - Нейрис.

Трюк "Появление карточного домика". Исполняет Сергей Волков


Василий Руденко угадывает задуманные зрителями карты

«Обратите внимание, что игральны карты символизируют четыре великих особенности человеческой натуры, - писал в 1956 году американский исследователь Джесси Мюллер. - Любовь олицетворяется червовой мастью, страсть к знаниям отражают трефы, стремление к богатству может быть соотнесено с бубнами, а о смерти говорит пиковая масть». Интересное наблюдение, тем более что именно четыре карточных масти были изначально заявлены в Нейрис.
Европейская игра в карты, сложившаяся к 1480 году, в дальнейшем менялась незначительно. Правда, из исходной итальянской системы с ее мечами (аналог будущих пик), булавами (трефы), кубками (червы) и монетами (бубны) позже выделялись три:
- швейцарская - с желудями, розами, листьями и гербовыми щитами;
- немецкая - с желудями, листьями, сердцами и колоколами;
- французская - с трефами, пиками, червами и бубнами.
Наиболее устойчивыми оказались французские изображения мастей, которые после Тридцатилетней войны практически вытеснили остальную символику и теперь в ходу почти всюду. Однако привычная колода обрела любопытное многоголосие. Мелодию человеческих страстей дополнил мотив времени. В самом деле, красный и черный цвета созвучны представлениям о дне и ночи. 52 листа соответствуют числу недель в году, не всем понятный джокер напоминает о високосном годе. Я уж не говорю, что четыре масти вполне соотносятся с весной, летом, осенью и зимой. Если каждого валета оценить в 11 очков (он идет сразу после десятки), даму - в 12, короля - в 13, а туза принять за 1, то сумма очков в колоде составит 364. Добавив «единичного» джокера, придем к числу дней в году. Ну, а 13 лунных месяцев легко вывести из количества карт каждой масти. Чем не кодированный календарь?
Чрезвычайно трудно ответить на вопрос, когда был показан первый карточный фокус. Зато имя первого шулера в летописях сохранилось - Рикко де ла Молиньер. И год - 1495-й. С той далекой поры презрение к шулерам бросает свой недобрый отсвет и на труды волшебников развлекательного жанра. Конечно, использованное де ла Молиньером фальшивое снятие карт или наколки на их оборотной стороне входят в секретный арсенал тогдашних и нынешних фокусников. Однако мастера увеселений резко отделяют себя от карточных жуликов, всегда подчеркивая, что они всерьез чтут Уголовный кодекс.
«Фи, карты! Как это низко!» - говорили одни. И обосновывали: мол, неизвестно, какое сочетание карт складывается в лежащей на столе неразвернутои колоде, а потому исчезают преимущества глубокого стратегического мышления, остается упование на везение, риск, мгновенную тактическую перекрутку первоначального замысла. Оттого и становится возможным надувательство, ловкие выверты. Не то, что в шахматах, где позиции фигур открыты изначально, и величавость игры вызывает почтение. «Но ведь подлинная жизнь - это и есть риск, удачливость или банкротство!» - возражали другие. Что ж, понятно и это, людям часто приходится иметь дело с неизвестным. Карточная игра - не модель ли зигзагообразности, а зачастую и непредсказуемости жизненного пути?
Обрисованные мною две противоположные позиции общественного мнения были всегда. Отсюда - качание карточного «маятника». Например, английский король Генрих VIII в 1526 году объявил карты «дьявольской игрои» и поставил их вне закона, а в 1541 году этот запрет был снят. Так или иначе, но карты живы и по сей день, невзирая на некий присущий им оттенок сатанизма.
Если внешней стороной карточных действий оказываются азартная притягательность, гипнотизм чародейства и эффектность зрелищных аккордов, то каковы внутренние пружины этой захватывающей чертовщины? Первый, самый невысокий, уровень - использование особых, заранее подготовленных колод. Этакие ученические гаммы для начинающих. Шулера даже не удостаивают их своим вниманием. Ну что толку, если вся колода состоит, скажем, из семерки червей? Иное дело - фокусники. Для их загадочных священнодействий годится и такая примитивность. А знаменитейший австриискии чародей Йоханн Гофцинзер, сказавший однажды, что «любой фокус требует от начала до конца всего фокусника», даже разработал классификацию специальных карт, состоящую из пяти подразделений.
Гофцинзер - легендарная в карточном иллюзионизме личность. О нем рассказывают, что он изобрел более пяти тысяч карточных фокусов. Правда, сам он полагал, что ему принадлежит лишь около 60 оригинальных трюковых идей, остальное же - всего лишь композиционные находки. С именем этого уникального искусника связан второй класс потайных фокусных пружин, когда трюки выполняются с обычными картами, но без использования ловкости рук.

Один из немногих сохранившихся портретов Йоханна-Непомука Гофцинзера. Он похож на поэта или музыканта, не правда ли?

Вот пример. Заранее, еще до демонстрации трюка, сверху колоды кладутся четыре туза, а сама колода помещается на стол лицевой стороной вниз. Фокусник предлагает любому из зрителей поднять вверх около половины колоды (пачку А) и положить ее на стол рядом с оставшейся половиной - также лицом вниз. Далее следует снять верхнюю карту с А и не подсматривая ее, положить сверху оставшейся половины. Затем другой зритель должен проделать примерно то же самое с полу колодой А: снять с А верхнюю половину (это будет пачка Б) и положить ее на стол лицом вниз, после чего вернуть верхнюю карту, не подсматривая ее, с Б на А. Третий зритель обязан выполнить сходный прием с пачкой Б: верхнюю ее половину (пачку В) положить на стол лицом вниз, после чего вернуть, не подглядывая, верхнюю карту с В на Б. Фокус окончен. Когда же четвертый зритель переворачивает верхние карты каждой из четырех кучек, это оказываются тузы. Проделываемый в сравнительно быстром темпе фокус выглядит чрезвычайно эффектно, хотя почти не требует предварительного тренажа.
Наиболее распространено третье направление карточного волшебства - фокусы, включающие в себя предварительные раскладки и требующие известной ловкости рук. Именно в этом классе Гофцинзер явил свое величие, в нем чаще всего орудуют и шулера, и современные карточные чародеи.

Фрагмент выступления карточных фокусников в одном из скандинавских варьете

«Без некоторой ловкости pук, без этих увлекательных для самого исполнителя манипуляций, сообщающих его искусству пикантный азарт и известного рода спортивность, по которой, собственно говоря, коллеги оценивают фокусника куда строже, чем зрители - без этого трудно говорить о волшебнике, вышедшем на достойный уровень, - писал канадский исследователь иллюзионизма Сид Лоррэйн. - Ловкость рук здесь выступает подводной частью айсберга, а перекладки - всего лишь декоративная составляющая». Весьма точное и грамотное наблюдение, ибо, когда я побывал в одном из недавно открывшихся московских казино, где меня попросили продемонстрировать несколько фокусов с картами, один из руководителей шепнул: «Если можно - с ловкостью рук». Да, скрытая механика пальцев оттого и ценится специалистами, что ведет к захватывающим эффектам. Все незаметные подмешивания, особые укрывания карт в кистях, неуловимые подмены - вот арсенал такого рода трюков. А также известные многим фокусные сказки: «Шли четыре дамы, встретили четырех валетов, потом появились четыре туза...»
Через два десятилетия после смерти Гофцинзера его друг Георг Хойбек поведает Оттокару Фишеру о карточном чародействе замечательного мастера, и тот посвятит свою жизнь поискам материалов о нем. Но 18 фокусов карточного маэстро так и останутся загадкой. Например: из колоды вытаскиваются восемь любых карт, которые кладутся лицевой стороной на стол; зритель называет любую из мастей, и все восемь выбранных карт оказываются картами именно этой масти. Или: два туза кладутся на стол; из колоды достается одна карта, запоминается, снова вкладывается в колоду и затасовывается; один из тузов, лежащих на столе, вскрывается - оказывается, это вовсе не туз, а та самая извлеченная карта; потом в нее превращается и второй туз...
Наконец, последний, высший класс карточной магии - фокусы, основанные исключительно на ловкости рук.
По свидетельству иллюзиониста Э. Кио, русский фокусник Павел Соколов-Пассо «был настоящий самородок, пожалуй, единственный в своем роде. Он работал одновременно с двумя колодами карт, которые мгновенно появлялись и исчезали у него в руках. Карты «вытаскивались» из «носа», «уха», «рта» зрителей, они летали по воздуху, уменьшались и увеличивались в размерах. Известно, что карты все время находятся в руках у фокусника, но он так быстро перемещает их между своими пальцами, что они перестают быть видными зрителям. Попробуйте проделать это хотя бы с двумя-тремя картами - и вы тогда оцените мастерство Пассо, манипулировавшего с двумя колодами».

Павел Соколов-Пассо во время демонстрации трюка "Появление карточных вееров в обеих руках"

«Кто я? Откуда пришел? Куда иду?» - такие вопросы красовались на афише рядом с портретом человека в маске, уникального карточного мастера Хосе Антенора Гаго-и-Завала, маркиза д’Оригуэлы. В конце прошлого века он выступал в Мекке игорного бизнеса, знаменитом Монте-Карло, потрясая зрителей и удивляя специалистов. Обладая высочайшей техникой рук, он заставлял исчезать из колоды карты, только что выбранные зрителями, извлекая их затем из воздуха. Он бросал их до последнего ряда, и они, кружась в воздухе, возвращались к нему назад. Известные шулера, работавшие в игорных домах, приходили на его представления и придирчиво изучали бесподобную технику «человека в маске».

По внешнему виду Хосе Антенора Гаго-и-Завалы никогда не скажешь, что перед нами легендарный карточный фокусник "Человек в маске"

Но то было давно. А сейчас?
Макао - небольшое местечко вблизи Гонконга. Здесь, в казино, с наступлением темноты разворачивается игорный ад. Около полуночи набирает силу, раскручивается яростная, безжалостная игра. Огромные ставки, пачки нераспечатанных банкнот, ястребиное напряжение. «Главное лицо тут, видимо, молодая, очень молодая красивая китаянка, - рассказывает болгарский журналист Крум Босев. - Она тасует и раздает карты. Какое умение, какое изящество, какая красота! Когда она успела научиться этому искусству? Она берет нежными, тонкими пальцами, длинными, как у скрипачей-виртуозов, колоду карт, едва касается их, и они как будто сами двигаются, играют в ее руках, прилипают к ее пальцам. Она с молниеносной быстротой группирует их в идеальный полукруг, и так же молниеносно карты начинают вылетать из ее рук, как маленькие ракеты. Карты делают красивый правильный круг в воздухе и равномерно и точно падают в руки или перед руками игроков. И все это делается с необычайной элегантностью».
Хищность игры и изысканность пластики, денежная подоплека и свободная линия полета, презренные карты и чистые мелодии рук... На память приходит выступление Александра Попова, лауреата Всесоюзного конкурса иллюзионистов. Он продемонстрировал подлинную фантастику. Разделил колоду пополам - по половинке на каждую руку, началось наваждение. Карты на его ладонях поднимались вертикально, молниеносно смещались в стороны, выпуская снизу другие части колоды. Те, в свою очередь, раскрывались, подобно книге, и тотчас же захлопывались, пропуская внутрь себя новые пачки карт. При этом полуколоды вращались, разворачивались, перепадали и переносились то вверх, то вниз, так что глаз не успевал улавливать детали этого неимоверного быстродействия. Такое феерическое буйство длилось около 30-40 секунд - гигантское время для престидижитатора привыкшего мерить манипуляции долями секунды.
Когда же меня спрашивают о самом таинственном фокуснике, я всегда отвечаю: Шарлье! Он объявился тихо и неожиданно - в Лондоне. Замкнутый, молчаливый старик с пергаментной кожей и прядью седых волос. Когда? «Около 1874 года», - указывают отечественные историки иллюзионизма А. Вадимов и М. Тривас. «Около 1870 года», - отмечает немецкий исследователь Йохен Цмек. Старик этот поселился на окраине Лондона в маленькой мансарде и предложил называть себя Шарлье. Было ли имя настоящим? Это неизвестно и поныне. Откуда он взялся? И это по сей день остается загадкой.
Шарлье оказался карточным фокусником. Он не признавал никакого иного реквизита. «Величайший мастер в карточных манипуляциях», - отзывался о нем английский эксперт Анджело Льюис. Виднейшие чародеи того времени побывали у него в гостях, и он обучил их совершенно новым приемам работы с картами. Например, вольт (смена местами верхней и нижней полуколод) выполнялся только двумя руками. Шарлье предложил действовать одной, и этот прием вошел в историю карточного волшебства под названием «вольт Шарлье». Используя компьютерную терминологию, можно сказать, что он изобрел несколько пластических пальцевых программ для демонстрации своего рода супервозможностей. В частности, он разработал особую систему расположения карт в колоде - после перемешивания ее зрителями фокусник мог угадать, какую карту задумала аудитория. О публичных выступлениях Шарлье, увы, ничего неизвестно. На жизнь он зарабатывал, делая гравировальные надписи на часах и портсигарах...
В 1882 году Шарлье бесследно исчез, оставив после себя лишь изобретенные им карточные трюки и легенды. Вот одна из них. Видному иллюзионисту, посетившему Шарлье, он предложил перетасовать колоду, достать оттуда любую карту и положить ее на табурет лицом вниз, что тот и сделал. Из небольшого ящичка Шарлье извлек игральную карту с абсолютно чистой лицевой стороной. Держа ее в руках, принялся выполнять в воздухе какие-то «невероятно организованные жесты» над лежащей картой. Затем его руки замерли в пространстве, и на белой стороне карты проступило изображение той карты, что находилась на табурете! Потом Шарлье произвел несколько «разряжающих» пассов, и карта в его руках опять стала белой. И доныне этот трюк не разгадан. Иногда у меня закрадывается странная мысль: не тот ли принцип переноса карточного изображения использовал и Гофцинзер? А может, здесь не обошлось без парапсихологических эффектов?


Английские игральные карты с изображением театральных сцен (конец XVIII века)

В мае 1992 года в Москве побывал американский волшебник Тони Хассини. Он предлагал взять колоду, перетасовать ее, а затем произнести вслух названия двух любых карт. Например, выбрать шестерку и короля. Близкие карты, скажем, семерку и восьмерку, называть не рекомендуется, тогда фокус может не выйти. Назвали? Хорошо. Хассини щелкал по колоде, и карты, о которых вы упомянули, оказывались лежащими рядом - либо вплотную, либо (наихудший случай) разделенными какой-то одной картой. Мы проверяли Хассини, разворачивая колоду. Но все получалось именно так, как говорил маг.
Этот трюк практически не дает сбоев автоматически - можете проверить сами. Почему так получается, я не знаю. Тут проступает какая-то совершенно непонятная карточная мелодия. И авторы американских книг по искусству карточных фокусов тоже не знают. Может быть, вы сумеете разгадать загадку? Попробуйте...