«Фестиваль народных игр» для детей подготовительной к школе группы. «Канатоходец» — узбекская игра

Январь 30, 2016

Яркие наряды, смуглая кожа, характерные гордость и любовь к свободе. А еще постоянные танцы, развлечения и никакой скучной работы. Да, это цыгане!

Они живут во множестве стран Европы и мира. Это единая не территориальная нация. Существует множество недоказанных фактов происхождения этой этнической группы. Однако согласно генетическим и лингвистическим исследованиям предками цыган являлись жители Индии.

Вместо герба, этот народ использует определенные символы: колода карт, подкова, колесо кибитки. Флаг: две полосы, обозначающие синее небо и зеленый луг. В центре – красное колесо.
Такие атрибуты украшают журналы, сайты и любую литературу, повествующую о цыганском свободолюбивом народе.

В результате влияния окружающих национальностей цыгане разных стран отличается друг от друга, некоторые даже не знают родной язык. Историк и этнограф Николай Бессонов считает, что есть только один четкий маркер, присущий каждому представителю кочующего народа – «противопоставление». Точнее, психологическое разделение мира на цыган и нецыган.

Забудьте распланированный образ жизни современных деловых людей. Время почувствовать всю прелесть авантюризма, беззаботности, страсти и экспрессии! И поможет в этом организация очень оригинальной, веселой и зажигательной цыганской вечеринки !

Подобное гуляние предполагает романтичный настрой, раскрепощенность участников и воссоединение с природой. Готовы? Тогда вашему вниманию сценарий цыганской вечеринки по порядку.

1. День и время

Несомненно, для организации веселья необходимо выделить целый день, а то и сутки. Так как начало праздника планируется на дневное время, идеальным днем будет суббота. Время сбора: около 14.00. На более раннее время звать не стоит – дайте людям выспаться и спокойно собраться.

2. Приглашение

Здесь несколько вариантов.

Можете сделать пригласительные в виде свернутой в трубочку старинной бумаги. Подписываете черной ручкой, желательно гелевой или чернильной. Бумага делается очень просто: возьмите необходимое количество листов А4, оставьте их в емкости с заранее разбавленным кофе и корицей (по 1 ст. ложке на 2 литра воды), на 1-2 часа. Или настоявшимся раствором прокрасьте листы с двух сторон кисточкой для рисования. Оставьте в теплом месте до полного высыхания. Старая затертая бумага готова! Сверните в узенький сверток, завяжите тоненькой ленточкой либо крученой веревкой.

Второй вариант изготовления пригласительных: вырежьте подкову из фольги или сделайте открытку в форме веера. В тексте: сделайте ударение на важном. Гости должны прийти вовремя в соответствующих костюмах. Если место сбора будет незнакомым, подробно укажите адрес и как добраться. Можете даже дорисовать нехитрую карту. Отметьте красным крестиком местом встречи: добавьте колорит своей идее!

А почему бы не оформить пригласительную в виде гадальной карты Таро: укажите на обратной стороне предсказание о том, что гостю суждено попасть на веселье, на зеленом просторе или в шикарном доме, с указанием где, когда, с кем. Лучше всего, выбрать карту с изображением символа-солнца (везение, удача, благополучие).

3. Встреча гостей

Делайте это громко и задорно. Можно, предлагая распростёртые объятья, говорить: «Проходи, дорогой! Как же долго я тебя ждал!». Женщины, встречая приглашенных, могут бесцеремонно просить позолотить ей ручку, чтоб те могли погреться у большого семейного костра и познать настоящее веселье, да, такое веселье, чтоб «душа развернулась»! Заранее попросите гостей взять мелочь или шоколадные монетки (таких полно на кассах супермаркетов).

4. Дресс-код

Одежда цыган не имеет строгих критериев в отношении длины рукава или юбки. Привычный вариант: юбка из тяжеленной волочащейся по полу ткани и мужские широкие сорочки с расклешенными рукавами. Но, в домашнем гардеробе вряд ли сможете отыскать много подходящих вещиц. Самый простой вариант – арендовать костюмы в домах культуры, театре или заказать в Интернете.

Если будете искать, шить и комбинировать сами, вот небольшие подсказки:

Женщины: длинные юбки в пол. Современной цыганке можно юбку и покороче, если остальные элементы образа будут соответствовать задуманному. Например, Дженнифер Лопес в своем клипе Ain’t It Funny была одета далеко не в традиционный костюм, но все получилось очень даже эффектно!

Блузы открывающие плечи, но не очень откровенным декольте — цыганки дерзкие, но не вульгарные! Волосы распущенные. За ухо – яркий цветок или цветную ленту в волосы. Обувь: спрячьте под юбкой удобные балетки, или наденьте открытые сандалии. Самые отчаянные могут ходить босиком, но предварительно проверьте местность на наличие острых камней и битого стекла. Макияж неброский. Но приветствуется сочная красная помада. Подберите массивные бусы, браслеты, кольца и крупные серьги кольцами: теперь вы настоящая цыганка!

Мужчины: свободного кроя брюки и рубашки. Можете надеть широкий атласный пояс. Хорошие сочетания: белая или красная рубашка, черные брюки, красный пояс. Или же атласная яркая рубашка и черный жилет. Дополнят образ черная шляпа и клипсы в ухе.
Обувь: сапоги или туфли. В первом случае обязательно заправьте брюки в сапоги, во втором – наоборот, потому брюки должны быть свободного кроя, а туфли – классические. Если среди мужчин будет главный барон, позаботьтесь о том, чтобы он был один. Или сделайте из этого занимательное зрелище: главным бароном будет тот, кто пройдет испытание (к примеру, бороться на руках). Побежденный должен покорно принять вожака!

Для эффектного появления можете приклеить себе усы и приехать на вечеринку на вороном коне. Но подумайте заранее, как дальше быть со скакуном!

Эксклюзивные роли: Оракул/гадалка, медведь, конь. Здесь проявите фантазию. Если вы найдете первоклассный костюм медведя для прирожденного заводилы – хорошее настроение обеспечено!

5. Место проведения. Оформление

Оптимальным местом для вечеринки в цыганском стиле является открытая местность. Лучше зеленая лужайка на живописном побережье реки: настоящий табор под открытым небом!

Дача или частный дом с большим земельным участком отлично подойдут. И природа, и все удобства рядом, и затраты невысокие.

Конечно же, это должно быть теплое время года.

Огородите большую площадь следующим образом: по периметру необходимого участка земли поставьте палки из сухих деревьев, лучше кривые, так более реалистично, между ними натяните старую веревку. На эти веревки развесьте разноцветные лоскуты ткани и элементы одежды: блузы, майки, полотенца (все яркое или белое). Это вещи, которые сушатся после стирки – некий опознавательный признак разбитого табора для случайных прохожих.
Повяжите цветные платки на деревянные палки. И вообще, цветные платки с бахромой должны украшать всех и все: чем больше вы их отыщите, тем лучше!

По центру лужайки – большой костер. Приготовьте чугунные котелки. В одном из них сварите кашу или уху прямо во время праздника.

Организуйте 1-2 палатки. Украсьте вход бахромой, монетками, гирляндами, если будет возможность зажечь их. Прицепите распечатанные картинки с кибитками и табором прямо к ткани ваших палаток. Это должны быть качественные яркие снимки настоящих колоритных цыган, гадалок, актеров из тематических фильмов, артистов.

Можете сделать из пенопласта или картона декоративные кибитки, повозки, телеги (отличное место для фото!).

В отдаленном уголке поставьте маленький раскладной столик с «волшебным шаром», причудливыми баночками, пробирками с высушенными травами и специями. Украсьте стол перышками и маленькими чашечками для гадания на кофейной гуще! Там посадите предсказательницу, которая заранее подготовит самые интересные пророчества каждому гостю! Этот образ может быть поистине оригинальным. Гадалкой должна стать хорошая актриса, которая не будет выходить из томного образа с пронизывающим взглядом. Либо же это будет парень, переодетый в бабку-гадалку. В последнем случае все то же, только добавить юморные фразы.

Положите пестрые покрывала на землю: такое количество, чтобы все гости могли свободно посидеть вразвалочку или даже полежать. Хорошим дополнением декора станут музыкальные инструменты: бубны, гитары, скрипки.

Столом может послужить как отдельное покрывало, расстеленное по центру, так и настоящий стол, к которому подставите деревянные лавки (второй вариант более хлопотный, да и менее уместен, если праздник делать не в частном дворе, а на природе). Как бы там ни было, по центру праздничного стола поставьте огромный букет с полевыми цветами. Можете предварительно высушить опустошенную тыкву (мякоть необходимо вынуть за 2-3 дня), которая превратится в креативную вазу для цветов. Хорошо, если найдете латунную или медную посуду. Можно использовать обычную с золотистыми ободками (но не берите дорогие вещи – полевые условия не предполагают излишней аккуратности).

Подготовьте мангал – шашлык всегда уместен на день рождения летом.

6. Меню

Можно приготовить все блюда заранее. Но лучше несколько угощений состряпать прямо во время празднования на костре. Цыгане – народ кочевой, потому часто готовят на огне разное мясо: баранину, курицу, телятину. Можно стушить мясо в чугунном казане, с перцем и зеленью и сладким перцем! Или просто пожарить шашлык. Отварите молодую картошку с укропом, добавьте сливочного масла и зелени! Можно приготовить любимый суп цыган «хабе», с луком, зеленью, на мясном бульоне. Возьмите на заметку, что этот народ любит томаты и острые приправы. Вместо хлеба – хлебные лепешки (можно с кунжутом) и пирожки. Дабы не сильно заморачиваться, приберегите железный аргумент для себя и гостей, что цыгане едят ту еду, которая популярна в стране, где они пребывают! Но акцент, несомненно, ставьте на мясо. Деликатес – рыбные блюда.

Алкоголь: конечно же, красное вино! На усмотрение организатора, можно добавить сладкие ликёры и горючее покрепче.

На десерт: творожный пирог «сывьяко», с изюмом, курагой, черносливом и маком. Положите в плетеные корзинки конфеты в ярких обертках!

7. Музыка и развлечения

Можете пригласить настоящий ансамбль, который часок-два поиграет вам на бубнах и скрипках, да споет песен цыганских! Но если у вас веселая компания танцующих и поющих, гораздо интереснее исполнять песни самим, пусть даже и под фонограмму.

Главный хит, конечно, «Спрячь за высоким забором девчонку». Вот видео, где, кстати, и хорошо показана знаменитый танец – цыганочка.

Можно взять современные песни, но с подходящим характером: Елена Ваенга «Абсент», Потап и Настя Каменских «Разгуляй», «Хуторянка», или более лирические, душевные: «Спасибо за дочь», «Дорогой длинною, да ночкой темною», «А цыганская дочь» Мохнатого Шмеля. Цыганочка «с выходом» — обязательный пункт программы. Не стесняйтесь поддерживать колоритные, классически-цыганские песни и танцы! Цыгане знают толк веселью, перевоплотитесь на все 100!
Конь, как атрибут праздника, может стать настоящей изюминкой. В качестве развлечений можете организовать поездку на телеге или верховую езду.

Конкурс «за танец с красавицей!». Два мужчины-конкурента перечисляют, что могут сделать для того, чтобы получить согласие красавицы-цыганки потанцевать с ним. Она определяет то, что ей было бы интересно оценить, и после 2-3 выполненных обещаний с каждой стороны, она должна определить, с кем потанцует. К примеру, мужчины демонстрируют умения: выпить бокал вина за 3 секунды, перепрыгнуть через костер, побороть медведя, исполнить цыганский танец и т. д. Вознаграждение – обещанный медленный с красавицей.

Конкурс «было вашим, стало нашим». Цыгане народ принципиальный только в собственном кругу. Вне его они часто крали коней у жителей поселка. Перекрасив их в другой цвет, они умудрялись продать коня, иногда даже истинному хозяину! Ваша задача обеспечить конкурсантам по коню (деревянные детские качалки, или просто ватманы с нарисованным конем). Команде даются краски и кисточки. На преображение объектов – 2 минуты. Чей вариант будет более перспективным для продажи, тот победил.

Конкурс всего праздника «ловкачи». На протяжении всей вечеринки каждый старается стащить незаметно как можно больше мелочей. Предупредите заранее, что в 21.00 (или другое время на ваше усмотрение) будет определяться лучший ловкач по количеству украденных мелочей. Важно! Поставьте ударение на том, что дорогие вещи брать нельзя, это может вызвать негатив и беспокойство у гостей.

Конкурс «пришей кобыле хвост». К лошадям из первого конкурса необходимо прикрепить пышный хвост из ниток или волос куклы — так коня можно гораздо дороже продать. К смастеренному хвосту приделайте дротик или липкую ленту (зависит от того, на какого коня придется крепить хвост). Конкурсантов раскручиваем вокруг своей оси, останавливаем лицом к «коню», они крепят хвост. Оцениваем, кто оказался ближе к цели.

Конкурс «Фанты». Красавица-цыганка закидывает большую часть длинной юбки на свой локтевой изгиб, образуя тканевую нишу. Подходит к гостям, заглядывает глубоко в глаза, просит положить туда самое ценное, что у него есть. Это может быть сережка, часы, телефон, шнурок из туфли… Напарник цыганки не видит, какие предметы были собраны. Ему, с завязанными глазами, та самая цыганка дает по одной вещи, спрашивая, что должен сделать этот «фант». Владелец вещи обязан выполнить задание. Такими заданиями могут быть:
спародировать танец Элвиса без музыки;
спеть «Антошка, пошли копать картошку!» в стиле хэви-металл;
рассказать, почему он сегодня не надел нижнее белье;
станцевать сексуальный танец с нелепым предметом: сковорода, деревянный конь, сапог;
изобразить верховую езду, используя подушку вместо седла…

Еще варианты заданий для фантов читайте .

Также, в качестве развлечений можете просто поиграть в карты или кости!

Подарки для победителей в конь курсах: колода красивых игральных карт или карт Таро, сувенирная подкова с теплыми пожеланиями, бусы и яркие платки.

В завершение

Вспомните о том, что фото нужны не только для обновления «аватарки» в социальных сетях. Пополните фотоальбом яркими, живыми снимками с родными людьми и веселыми друзьями. Не поскупитесь на профессионального фотографа. Кадры, сделанные на смартфоны, хороши, только если их смотреть на этих же смартфонах.

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Спортивный праздник в котором используются игры народов представители которых обучаются в нашей школе.

«Человек познаётся в беде, а ребёнок – в игре».

Народная мудрость

«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет».

А.С. Макаренко

Пояснительная записка

В период с октября 2016 года по январь 2017 года совместно с учеником 6 «В» класса Рожковым Вадимом мы провели исследовательскую работу «Игры нашей школы». Нами было установлено, что в нашей школе обучаются представители 6 народов: русские, армяне, курды, цыгане, молдоване, украинцы.

На первом этапе нашей работы мы составили картотеку подвижных игр, в которые играли представители разных народов.

Вторым этапом нашей работы мы планируем провести в рамках Всемирного дня здоровья спортивный праздник «Игры нашей школы».

Праздник будет проводится для учащихся начальных классов в два потока. Первый поток– 1-2 классы, второй поток– 3-4 классы.

На стадионе будут расположены станции, отмеченные названием государств и изображением флагов: России, Молдовы, Армении, Украины, Краснодарского края.

  1. Русские подвижные игры
  2. Армянские подвижные игры
  3. Молдавские подвижные игры
  4. Украинские подвижные игры
  5. Подвижные игры цыган и курдов
  6. Кубанские казачьи подвижные игры.

Организаторами на каждой станции будут по два подготовленных учащихся 7-8 классов.

Спортивный праздник

Тема: «Игры нашей школы».

Цель: воспитание у учащихся осознанной потребности в занятиях физической культурой.

Задачи:

  1. Развитие физических качеств через подвижные игры.
  2. Патриотическое, гражданское, духовное воспитание учащихся.
  3. Приобщение учащихся к культуре разных народов через национальные подвижные игры.

Место проведения: стадион

Форма проведения: спортивно-игровая программа.

Ход проведения праздника

  1. Построение на стадионе. Приветственное слово учителя физической культуры, в котором он поздравляет ребят с проведением праздника, говорит о том, что наше государство многонационально и в нашей школе, в частности обучаются представители 6 народов. Выражает уверенность, что данное мероприятие привлечёт их интерес к культуре и традициям своего народа, своей семьи.
  2. Разминка. Ходьба (50 м.), бег (1-2 кл.-300м.; 3-4кл.-400м.), комплекс общеразвивающих упражнений. (Классы по очереди отправляются на беговую дорожку с интервалом движения 50 метров).
  3. Каждая команда получает путевой лист, где расписан порядок их передвижения по станциям.
  4. Движение по станциям.

Армянские народные подвижные игры

«Армянский народ – один из древнейших народов, имеющих многовековую историю. Подвижные игры являлись одним из средств воспитания молодого поколения. В играх отражены трудовая деятельность сельских тружеников, ремесленников, быт людей, военное дело. И сегодня мы поиграем в игру «Крепость».

«Крепость» («Берд»)

Играют две команды.Игроки одной команды-защитники берутся за руки, образуя круг. В середину круга кладут палку, камень– это и есть «крепость», которую надо защищать. У нас «крепостью» будет конус. Игроки второй команды– нападающие. По сигналу они расходятся в разные стороны и пытаются пробраться внутрь круга и коснуться конуса. А защитники стараются им помешать. «Крепость» считается завоёванной, когда кто-то из нападающих коснётся конуса.

Молдавские народные подвижные игры

«Молдавская республика отличается преобладанием сельских жителей. Основные занятия молдаван в прошлом, как, впрочем, и сегодня, – это земледелие и животноводство. Естественно, что народные игры отражают эти виды труда, кроме того на характер игр накладывает свой отпечаток природа республики. Мы с вами сыграем в игру «Яблоко».

«Яблоко» («Де-а мэрул»)

Взявшись за руки, игроки образуют круг. Выбирается водящий, который встаёт в центр круга и говорит: «Яблоко, червивое яблоко. Ветер дует, оно падает». Когда водящий произносит эти слова, дети бегут по кругу. Руки разъединять нельзя. С окончанием фразы все должны быстро присесть на корточки. Кто не смог этого сделать (упал или сделал лишний шаг) выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор пока в кругу не останутся трое игроков – они и считаются победителями.

Украинские народные подвижные игры

«История украинских игр связана с историей народа, его трудом, бытом, верованиями, обычаями. Эти игры включают в себя элементы фольклора, народного театра, трудового и воинского искусства. Есть игры, которые носят охотничий или сельскохозяйственный сюжет, а также сюжеты которых сложились под влиянием культовых и бытовых обрядов. В одну из таких игр мы с вами и поиграем».

«Колдун» («Чаклун»)

Перед началом игры выбирают «колдуна». Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, а все остальные подставляют под неё по указательному пальцу. По команде игрок с вытянутой рукой пытается схватить чей– нибудь палец, а остальные стараются палец отдернуть. Чей палец будет пойман, тот и становится «колдуном».

Все разбегаются в стороны, а «колдун» старается догнать и коснуться рукой играющих. Пойманый замирает на месте и разводит руки в стороны. Его могут расколдовать другие игроки, дотронувшись до него рукой. Но «колдун» следит за своей жертвой и если кто-то попытается его расколдовать он повторным ударом снова его заколдовывает. Кроме того, он старается заколдовать и тех, кто пытается помочь своему товарищу. Игра может ограничиваться временем, либо играть до тех пор пока «колун» не поймает всех.

Русские народные подвижные игры

«Русский народ был основной движущей силой развития многонационального российского государства. Всё это отразилось на различных сторонах культуры, включая народные игры. Для большинства русских игр характерны простота, общедоступность, широкая распространённость среди других народов. В играх подражали животным, кроме того в них отражаются трудовые процессы, быт, социальные отношения, воинское искусство».

«Два мороза»

На расстоянии 15 м. друг от друга фишками отмечаются две линии – два «дома». Играющие располагаются в одном из «домов». В середине между «домами» – два водящих – два «мороза»: один «мороз– синий нос», другой: «мороз– красный нос». Оба «мороза» обращаются к играющим со словами: «Мы два брата молодые, два мороза удалые».

Один, указывая на себя, говорит: «Я мороз – красный нос».

Другой: «Я мороз – синий нос».

И вместе «Кто из вас решится в путь– дороженьку пуститься?»

Все ребята отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!»

После этих слов играющие бегут на другую сторону площадки и выстраиваются за линией «дома». Оба «мороза» ловят перебегающих ребят и «замораживают» их. Кого заморозили остаются на месте. Затем «морозы» снова обращаются к ребятам, а те, ответив, перебегают обратно, стараясь выручить по дороге «замороженных» (дотронуться до них рукой). «Морозы» ловят игроков и мешают им освободить своих товарищей. Играют так несколько раз, затем меняют водящих. В конце– определяют какая пара «морозов» заморозила больше игроков.

Подвижные игры курдов и цыган

«Цыгане всегда считались кочевниками. Но на территории нашей станицы они проживают давно, поэтому и игры они позаимствовали у местного населения. То же самое можно сказать и о представителях курдского народа. Курды– кочевой народ. В настоящее время почти 2,5 млн. курдов разбросаны по странам Европы и Америки, где они создали мощные и организованные общины. В нашей стране большая часть курдов проживает на территории Краснодарского края и Адыгеи».

«Бравондие»

Играют несколько человек. Игроки стоят в кругу, один из них считает считалку, указывая на каждого. На кого последнего укажет водящий, тот начинает догонять всех играющих. Кого поймают первым, становится водящим на следующую игру.

Кубанские казачьи подвижные игры

«Мы живём на Кубани, где на протяжении многих лет в среде казачества формировались самобытные народные игры и забавы, которые передавались из поколения в поколение. Эти игры доступны, для их проведения не требуется специально оборудованного места и дорогостоящего инвентаря: играть можно на лужайке, открытой площадке, а инвентарём служить камешки, палки, верёвки, набитые опилками тряпичные мячи. В них заложены огромные возможности для благоприятного воздействия на духовный мир ребёнка, его гражданско-патриотическое воспитание и физическое развитие».

«Четыре угла» («По уголкам»)

В игре участвуют пять человек. На земле чертится квадрат. Четверо игроков становятся по углам, а пятый «мышка» заходит в середину. Стоящие по углам меняются местами по условному сигналу одного из игроков, а «мышка» старается занять чей-нибудь угол. Игрок, оставшийся без угла, становится «мышкой».

Сценарий общешкольного спортивного мероприятия

Праздник народных игр

28.12.2015 года

Цели и задачи:

Популяризация народных игр среди школьников и их родителей;

Развитие ловкости, координационных способностей, выносливости, смекалки;

Воспитание толерантности, интереса к культуре других народов;

Создание благоприятного микроклимата, доверительных отношений между взрослыми и детьми, родителями и педагогами;

Приобщение детей и родителей к русскому фольклору.

Предварительная работа:

Ознакомление детей с русскими народными играми и народов Поволжья;

Разучивание считалок, жеребьевок,

Изготовление атрибутов к народным играм;

Действующие лица: Скоморох, скоморошка, дети, родители.

Оформление зала: Зал оформлен с интерером «деревня скоморошкино».

Ход праздника

(В фойе встречают гостей скоморох со скоморошкой, трубят в дудочку, бьют в барабан).

Скоморох.

Здравствуйте родители!

В наш праздничный зал пройти, не хотите ли?

Скоморошка.

Проходите без стесненья!

Билетов не надо.

Предъявите только нам

веселое настроение!

(Родители занимают места в зале. В фойе находятся дети в народных костюмах.

Скоморох.

Заходите, ребятишки.

Здравствуйте, детишки.

Девчонки и мальчишки.

Спасибо, что мимо не прошли.

К нам на праздник зашли.

Проходите, не стесняйтесь.

Удобнее располагайтесь!

Скоморошка.

Какие вы все ладные да нарядные.

Катюшка-Катюшка

златовласая девчушка.

А Андрюша-молодец.

А Кирюша-удалец!

И татары и башкиры,

и чуваши и мордва.

Всех мы рады сегодня видеть,

и праздник открывать пора!

Общий выход: скоморохов всех группы девчонок «веночек» и гостей «папуасов».

Скоморох.

Праздник наш не простой народных игр и развлечений.

Ребенок.

А разве бывает такой праздник?

Скоморох.

Еще как бывает.

Собирайся народ, становись в хоровод.

Танец «Веночек». (выступают девочки в русском народом костюме).

Скоморошка.

Ой, хорошо танцевали!

А маменьки и тятеньки немного заскучали.

Давайте вместе с ними поиграем в русскую народную игру «Ручеек».

(Игра «Ручеек». Под музыку «Кадриль» дети становятся в пары, поднимают руки вверх и образуют ворота. Водящий ребенок проходит в ворота и выбирает себе пару. Оставшийся без пары ребенок становится водящим).

Много нас разных:задорных, веселых,

Светлых, и темных, красивых и проворных.

Сколько же вместе дорог будет пройдено.

Край у нас общий и общая Родина.

И чтобы Россия могла процветать

душою и сердцем должны мы понять

Что мир от отцов нам достался в наследство

Все дети планеты давайте дружить.

И землю родную беречь и любить.

Скоморошка.

А в былые времена русский народ был веселый, потешный. В какие только игры не играли. На меткость, силу, быстроту, ловкость.

Живут в России разные народы с давних пор

Одним тайга по нраву, другим степной простор.

У каждого народа язык свой и народ.

Один черкеску носит, другой надел халат.

Одним милее осень, другим милей весна.

А Родина Россия у н ас у всех одна.

Представляет цыганскую народную игру девчонки с цыганским танцем «босоногая девчонка».

А теперь поиграем в цыганскую народную игру «Бояре»

Дайте детству наиграться

Вдоволь, досыта не вкратце,

Дайте, как цветку открыться

Душу детскую щадите,

Пуще глаза берегите.

Зря за шалость не корите.

Ни родитель, ни учите

Дайте детству наиграться,

Насмеяться наскакаться.

Ребята! А хотите побывать на необитаемом острове и поиграть с папуасами? Тогда закройте глаза и не открывайте без команды.

Танец «папуасы»

А сейчас поиграем в папуасскую народную игру « сантики,сантикилимпопо». А дети во всем мире одинаковы. Озорны, любознательны, подвижны.

Ребенок.

Игралия, Игралочка,

Чудесная страна.

Каждый здесь не раз бывал,

Кто когда-нибудь играл

В прятки или салочки.

Насмеяться, наскакаться.

Уважаемые родители, дети и гости! Спасибо вам за участие на нашем празднике. Будьте всегда сердцем чисты и не забывайте, что сами когда-то были детьми.

Ребенок.

И пусть мальчишки и девочки.

Вся озорная детвора.

Сегодня скажут громко-громко.

Да здравствует Игра! (произносят хором).

"При рассмотрении цыганских традиций этнологи описывали прежде всего свадебную обрядность, обычаи, связанные с родами и похороны. Широко обсуждались проблемы, связанные с ритуальной нечистотой (пэкэлимос или магримос). Определённое внимание уделялось в научных публикациях трудовому воспитанию детей. В то же время вопрос о цыганских играх в российской этнографии никогда не ставился. <...>

Во-первых, в игровой форме цыганские дети из кочевых семей готовились к взрослой жизни, развивая силу, ловкость или профессиональные навыки.
Во-вторых, именно от образа жизни конкретной цыганской этногруппы зависели формы детского, подросткового и молодёжного досуга.
В-третьих, сами игры были заимствованными у местного населения. <...>

Цыганята водят хоровод. Германия, 1924.

Главным этнокультурным контактом кочевых цыган было общение с крестьянами, у которых на зиму снималось жильё. В Российской империи, а позже и в СССР таборы всех этногрупп проводили зимние месяцы в деревнях, что привело в итоге к огромным заимствованиям в материальной культуре, фольклоре, языке и обычаях. Влияние крестьянской культуры на кочевые таборы было массовым и постоянно действующим фактором <...>

Принято считать, что кочевые цыгане были поголовно неграмотны. Между тем, работа в национальной среде позволяет опровергнуть это утверждение. В ряде этнических групп было принято отдавать детей в школы в период зимовки. В результате даже в довоенный период в таборах сэрвов, русских цыган и кишинёвцев насчитывалось немало грамотных людей. Интересно, что кочевые родители отправляли учиться не только мальчиков, но и девочек. Полагаю, не надо доказывать, что многомесячное пребывание в школе приводило к тому, что цыганские дети немало перенимали от своих славянских сверстников. Относится это и к играм.
Впрочем, и в тех этногруппах, которые игнорировали образование (влахи, кэлдэрары, плащуны) заимствования в игровой области были не меньше. <...>

Весьма показательный пример заимствований из русской среды я обнаружил у влашских цыган. Подростки выстраивались друг напротив друга и вели широко известный этнографам диалог:
- Бояре, мы к вам пришли, молодые мы к вам пришли,
- Бояре, а зачем пришли? Молодые, зачем вы пришли?
- Бояре, нам невеста нужна, и т.д.
Разумеется, эти вопросы и ответы дублировались по-цыгански:
- Тэрнэ, мэ тумэндэ авиле.
- А пал со тумэ амэндэ авиле?
- Амэнди тэрни трэбуй.
- А сави тумэнди трэбуй?
Потом завязывали мальчику глаза платком, и он шёл вперёд, пока не дотрагивался до юной цыганки ладонью. Тогда глаза завязывали уже ей, и она касалась кого-то в шеренге парней.
Кроме того, зимой в хате влашские дети играли в жмурки. Кому-то одному завязывали глаза, и он ловил остальных, ориентируясь на возгласы. Летом отдавали предпочтение игре в прятки. Девочки-власицы освоили скакалку, и даже игру городских школьниц - "классики". Напомню, что в этой статье речь идёт не об оседлых, а именно о кочевых цыганах. Мои информанты провели своё детство в палатках. Тем не менее, приятельские отношения с русскими сверстниками сказались на формах развлечений.
Конечно же, были игры, которые имели более "цыганский" оттенок. Но и они, по сути, были одинаковы как в крестьянской, так и в таборной среде. Я имею в виду игру "в конячки". Дети делали из прутьев и палок дугу, запрягали "тройку" и начиналась резвая беготня.5 Поскольку обыденное сознание неразрывно связывает цыган с лошадьми, именно этот сюжет прежде всего привлекал внимание со стороны. Не случайно единственная известная мне картина с играющей таборной детворой называется "Цыганская тройка". Данное живописное полотно написал Людвиг Кнаус в 1888 году. Коней здесь изображают мальчишки, а в роли возницы выступает их старшая сестра, которая размахивает поднятым прутиком. <...>

Людвиг Кнаус. Цыганская тройка. Х., м. 1888 г.

Нет сомнений, что игры, в которых имитировались кони, занимали у всех этногрупп почётное место. Особенно это относится к северной ветви цыганского народа (которая жила за счёт конной торговли). Русские, латышские, польские и финские цыгане имели настоящий культ лошади. Верный конь воспевался в песенном фольклоре, упоминался в сотнях пословиц и поговорок. Мальчики росли в этой атмосфере, поэтому, едва научившись бегать, уже скакали верхом на палочке. Подрастая, они играли в ролевые игры, копируя слова, услышанные на ярмарках. Купание и выпас коней становились источником самых ярких эмоций. Разумеется, родители поощряли интерес сыновей к будущему ремеслу. Менее ожидаемо (и потому особо интересно) то, что отцы в какой-то мере шли против цыганских традиций, желая доставить удовольствие дочерям. Как известно, взрослой цыганке запрещалось ездить верхом (в связи с понятием ритуального "осквернения"). Обычай предписывал цыганке ходить пешком даже на очень далёкие расстояния. И всё же я не раз слышал, что отцы баловали любимых своих дочерей - они усаживали девочку лет четырёх-пяти на лошадиную спину и катали вокруг палатки, держа уздечку в руке. <...>

Итак, при типовом развитии ситуации, цыганские семьи поощряли игры "в лошадок" у мальчиков; девочек же ориентировали на семейные ценности. С этой целью им дарили куклы. Некоторые матери шили их сами, но проще было достать такой подарок в деревне. "У девочек были старые тряпичные куклы, набитые соломой.- вспоминает Анна Орловская.- Матери во время гадания выпрашивали их в крестьянских домах". Интересным показался мне рассказ о времяпровождении девочек в таборах плащунов. Оказывается, возле настоящей цыганской палатки устанавливалась её уменьшенная копия. В шатёрике раскладывались перины с подушками. Матери шили дочкам тряпичные куклы, и в игрушечном таборе устраивались настоящие спектакли. Самодельная кукла "ходила в гости", готовила, укладывалась спать. На ночь девочка устанавливала перед шатром своей любимицы свечку, чтобы ей было не страшно ночью возле "костра".
Важным отличием цыганской игровой культуры был её пацифистский характер. Если у русских детей в дореволюционное время были популярны "казаки-разбойники", а позже на смену пришла игра "в войнушку", то от бывших таборных цыган я ничего подобного не слышал. Вероятно, исключения были. Но отказ от игр военного характера вполне сообразуется с традиционными цыганскими моральными установками.
Из сказанного отнюдь не следует, что мальчиков воспитывали, упуская из виду "мужские качества". Цыган должен был вступать в жизнь готовым постоять за себя. Соответственно, взрослые поощряли состязания, требующие силы, ловкости и стойкости. У русских цыган существовала борьба "пал э кустык". Участвовали в ней подростки в возрасте до 18 лет. Они хватали друг друга за пояса. Победа присуждалась тому, кто сумеет повалить соперника на землю. Допускались подсечки, подножки, броски через грудь или бедро. За состязаниями с интересом наблюдали девочки и даже старики. Точно такая же борьба существовала в таборах кишинёвцев и сэрвов. <...>

В котлярских таборах подростки имели другую форму состязаний. Физическая сила очень ценилась в семьях лудильщиков, поэтому мальчишки тренировались, поднимая гири или кусок рельсы. Победителем считался тот, кто поднимет тяжести большее число раз.16 Отмечу, что котляры с удовольствием фотографировались с гирями, гантелями или рельсами. Мне доводилось видеть такие снимки в Волгограде, Твери и посёлке Пери Ленинградской области.
Мне кажется, именно здесь будет уместно перейти к теме различий в играх, вызванных ментальностью. Особенностью котляров (кэлдэраров) было строгое разделение детей по признаку пола. Мальчики и девочки играли вместе только до тех пор, пока они были малышами. Лет до пяти-шести дети были голыми, что со стороны выглядело очень "по-цыгански". Особенно экзотичными выглядели зимние забавы. В предвоенном Ленинграде (на Охте) полуголые ребята катались на коньке, привязанном к босой ноге.17 А в Куйбышеве (в конце 1950-х) котлярский табор поселился в бараке, завесив дверной проём матрасом. Время от времени на мороз выскакивали совершенно голые детишки лет четырёх и бежали к ледяной горке. Накатавшись, они бежали назад в барак греться у костра.18 Понятно, что такие развлечения возможны были только благодаря крепкой закалке.
Кэлдэрары сформировались как этническая группа на румынских землях; некоторые из них перед тем, как прикочевать в Россию жили в Венгрии. Отношения полов у румынов и венгров традиционно были более свободными, чем у русских. Конечно же, цыгане не могли избежать влияния окружающих народов и вынуждены были вводить в противовес строгий контроль. Первым сдерживающим средством кэлдэрарские родители считали разделение подрастающих мальчиков и девочек. Не менее важными были и ранние браки. Отцы старались выдать дочерей замуж ещё до того, как наступит половое созревание. Реальная супружеская жизнь начиналась при этом иногда только через два-три года после свадьбы - однако благодаря этому у отца была гарантия, что ему не придётся стыдиться за недостойное добрачное поведение дочери. Строгий контроль за замужней женщиной осуществляла уже новая семья. По сию пору котлярки выходят за пределы своего посёлка группами, следя друг за другом. (Русских цыганок или кишинёвок мужья отпускают в одиночку даже в другой город, поскольку супружеские отношения в этих этногруппах строятся на доверии). Есть мнение, что строгий контроль за подрастающей котляркой имел и материальную основу. За дочь отец брал выкуп золотыми монетами. Соответственно, если бы девушка убежала с понравившимся парнем, семья теряла бы крупную сумму. Конечно же, данный фактор играл свою роль. Напомню, однако, что у крымских цыган за невесту также выплачивается крупный калым - но девушки этой этногруппы пользуются гораздо большей свободой.
Итак, котлярские мальчики и девочки составляли две раздельные группы. Несмотря на обособленность от окружающего мира, игры мальчиков были похожи на игры славянских детей (салочки, ножички, лапта). Практически весь двадцатый век у котляров была особая модель кочевья. На дальние расстояния они перемещались поездами, далее просили у властей барак для жилья и выполняли для всей округи лудильные работы. Приглядываясь к спортивным играм городских ребят, котлярские мальчики увлеклись футболом. При многочисленности детей не составляло никакого труда набрать несколько команд и устроить соревнования по всем правилам. Задолго до указа 1956 года футбол стал культивироваться в кэлдэрарских таборах.19 Эта традиция поддерживается и сейчас - например, в посёлке Косая гора в Тульской области.
Была у котляров в ходу также игра под названием "курица", когда дети подбрасывали и ловили камешки, а также кидали их сквозь маленькие воротца.20
Танцы же устраивались под присмотром взрослых. Вечерами в таборе цыгане собирались вместе, и детей вызывали показать, кто на что способен. При этом взрослые присматривались к будущим женихам и невестам.21
У цыган северной ветви был иной подход. Те этногруппы, которые сформировались в славянской среде, впитали нравственные установки и обрядность русских, белоруссов, поляков. Умение девушек "блюсти себя" до свадьбы было правилом у коренного населения. Как известно, русские родители спокойно отпускали молодёжь "в хоровод". Под хороводом здесь понимается "весеннее-летнее времяпровождение деревенской молодёжи в разных его видах", включавшее в себя песни, пляски и ролевые игры. <...>

В общем и целом родители в этногруппах русска рома и польска рома доверяли подрастающему поколению. Поэтому браки были более поздними, нежели у котляров. Вечерами родители отпускали девушек в молодёжную компанию. Считалось достаточным, если за ней наблюдал родной или двоюродный брат. По котлярским меркам на подобных посиделках было слишком много вольностей. Но раскованность не переходила в распущенность; ночные потехи имели строгие рамки. Доверие родителей дочери не оправдывали крайне редко. Ещё Т.Киселёва в своей диссертации 1952 года подметила эту особенность психологии русских цыган, цитируя характерную фразу: "Пусть погуляют. Дело молодое…" Такую снисходительность отец с матерью могли себе позволить именно потому, что не ждали на будущей свадьбе позора.
Польская цыганка Анна Орловская (из табора, кочевавшего в Белоруссии) была участницей посиделок накануне указа 1956 года. Ниже я приведу запись её воспоминаний:
"Когда ребятам и девчонкам уже лет по 15-16, они вечерами собирались у костра. Иногда их много. Человек пятьдесят. Они пели, плясали, играли в фанты. Вначале соберут со всех залог. Что-то, чем дорожишь - например, колечко или бусы.
Вот девушке скажут отвернуться, а сами передают эту вещь из рук в руки. Потом ей надо угадать по глазам, у кого залог.
- У тебя!
- Не попала!
Теперь, чтобы вернуть своё колечко, надо сделать, что скажут. Например, загадают ей спеть или станцевать. Бывало и так. Все знают, что за девушкой парень ухлёстывает. Тогда им велят целоваться. Здесь же сидит её брат двоюродный, или ещё кто. Но он не вмешивается, потому что знает - их вот-вот поженят.
Конечно, девушка отказывается целоваться при всех. Тут этой паре говорят: "Ладно, принесите дрова". Они уходят и в темноте целуются. Ну а если девчонка ещё никого не любит, ей дают другое задание - например, испечь для всех картошку.
Случалось и нехорошо. Мою двоюродную сестру Маню, красавицу, парень сватал, но родители её не отдавали. И вот вечером у костра в фанты играли, и послали их за водой.
Они не вернулись.
Наутро в таборе крик: "Нашлэ!" (сбежали)
Появились они только через три дня. Пришлось играть свадьбу."
Примерно ту же картину описывали мне и другие пожилые женщины. Так, при полевой работе под Петербургом я расспрашивал русских цыганок из родов сетки и малявчонки. По их словам, после песен и веселья начинались игры. Карты считались делом взрослым, а вот в "фанты" и "ремешки" все играли охотно. Тот, кого выбрали водящим, собирал в шапку залог. Это могли быть серёжки, кольца, дорогие платки - словом вещи, с которыми жалко расстаться. Потом, держа предмет за спиной, водящий говорил: "Что этому фанту сделать?". Назначалось какое-нибудь смешное или затруднительное задание, которое волей-неволей приходилось исполнять к общему удовольствию всей компании. При игре "в ремешки" штрафные санкции были серьёзнее. Водящий бил по ладони ремнём 15 раз. И здесь требовалось проявлять стойкость.
В Смоленской области я записал от цыганки Марии Тимченковой подробности упомянутой выше игры "в ремешки". Ребята и девушки 17-18-летнего возраста, рассаживались парами. Водящий подходил к первой паре и спрашивал:
- Ну со, чяво,бикнэса пэскирья ромня? (Ну что, парень, продаёшь свою жену?)
- На, мэ на бикнава, миры ромны гожо - джяла дэ гав, янэла балэвас, мас, парнорэ, ловэ. Хуланы мандэ ромны, хуланы! (Нет, не продаю. У меня жена хорошая - ходит в деревню, приносит мясо, яйца, деньги. Хозяюшка моя жена, хозяюшка!)
- Ну, чяво, рикир-пэ! Бишто панч сымири! Дэ васт. (Ну, парень, держись! Двадцать пять ремешков. Давай руку.)
С этими словами водящий бьёт по руке 25 ударов. Парень терпит, виду не подаёт. Водящий переходит к следующей паре.
- Ну со, чяво, ту бикнэса пэскирья ромня? (Ну что, парень, ты продаёшь свою жену?)
Тот не хочет ради этой девушки страдать и отвечает:
- Ай, морэ, миры ромны на дасави, сыр раньше ёй исыс добисарка. Бикнава мэ ла. (Нет, дружище, моя жена не такая, как раньше была добытчица. Продаю её.)
Девочка от него уходит, он берёт себе другую "жену". А водящий идёт дальше от пары к паре и проверяет стойкость "мужей". Потом начинается второй круг.
- Ну со, чяво, бикнэса пэскирья ромня? (Ну что, парень, продаёшь свою жену?)
- Миры ромны хуланы. Каравэла лачё хабэ, драбакирла куч - на бикнава. (Моя жена - хозяйка. Готовит хорошо еду, гадает удачно - не продаю).
- Дэ васт. (Давай руку)
Парень снова подставляет ладонь. Дают ему 30 ударов, но уже полегче.
Далее игра продолжается до тех пор, пока не составятся прочные пары. Суть игры "в ремешки" состояла в том, чтобы ребята имели возможность проявить свои мужские качества перед девушками. Терпя удары, парень показывал своей избраннице, что готов ради неё пострадать, а она делала из этого выводы.
Была ещё одна игра с использованием ремешка, причём более вольного характера. Парня с девушкой усаживали на бревно рядом. Водящий хлестал по бревну, и при звуке удара надо было повернуть голову направо или налево. Если парень с девчонкой поворачивали головы в одну сторону, им надо было поцеловаться. Если в разные, они вставали и расходились.
Как известно, игра "в ремешок" изначально практиковалась в русской деревне. При этом также существовало разделение на пары. Свою верность избраннице крестьянский парень подтверждал, подставляя ладонь под удары "с оттяжкой", влюблённые пары уходили в сени целоваться и т.д. Нет сомнений, что цыгане переняли эту своеобразную форму ухаживания во время зимовок в русских избах.
Некоторые сведения удалось собрать о детском досуге в таборах кишинёвцев и плащунов. Разумеется, и у этих этнических групп игры были заимствованными. Так у кишинёвцев распространена была игра "в крёмушки" - ей увлекались и мальчишки, и девчонки (последние даже чаще). Суть этого развлечения была такова. Девочки усаживались на землю и клали перед собой пять камешков. Первая брала камешек и подбрасывала его вверх. Пока он находился в воздухе, следовало подхватить с земли камень и подставить ладонь под тот, что падает. Это игра на ловкость. Дальше операция с подбрасыванием повторялась, но с земли надо было взять уже два камешка. Потом три, потом четыре. Разумеется, если на любом этапе возникала неудача, очередь переходила к другой девочке. Та, что сумела дойти до конца, получала право бить щелчки по лбу сопернице. Количество щелчков зависело опять-таки от ловкости. На следующем этапе игры пять камешков подбрасывали вверх и ловили уже тыльной стороной ладони. Если на руке удержались все пять, то давалось право на пять ударов. Потом камешки можно снова подбросить вверх и поймать в горстку. Это ещё пять щелчков. В принципе самые умелые игроки могли довести счёт до двадцати щелчков.
Поскольку кишинёвцы кочевали по России, широкое распространение у них получили русские детские игры. Мальчишки играли в лапту. Играли "в ножички" по тем же правилам, которым подчинялся в детстве и автор этой статьи. Впрочем, финал был более жёстким. Проигравший должен был зубами выдёргивать из земли колышек, забитый почти до конца. Девочки-кишинёвки скакали "в классики", перебрасывались мячом. Была перенята и ролевая игра "в краски" с такими диалогами:
- Тук-тук!
- Кто тут?
- Я монах в красных штанах.
- Зачем пришёл?
- За краской.
- За какой?
- За голубой.
- Её нет. Беги по голубой дорожке на одной ножке, и т.д.
У плащунов мальчишки прыгали друг через друга, играли в мяч, делая ворота из камней. Встречались те же "крёмушки" и "ножички", но в то же время родители не имели ничего против, когда ребята играли в карты. <...>

При желании в формах детского досуга можно всё же выделить цыганскую специфику. Отличием было в частности поведение во время купания. Как известно, русские мальчишки в возрасте 12-13 лет не стеснялись купаться в трусах или даже совершенно раздетыми. Их сверстники из сэрвицких или русско-цыганских таборов имели более строгие понятия о приличиях. Поскольку мальчики и девочки заходили в воду рядом, они вообще не снимали одежду. В своих воспоминаниях Иван Корсун описывает одно из послевоенных купаний в речке: "Недалеко было песчаное место. Там мы увидели плавающую русскую девушку и спросили: "Какое дно? Чистое ли?" Она плавала хорошо. Сказала: "Не бойтесь". С нами были девочки из табора. Они стали купаться прямо в широких юбках и кофтах, ну а мы в штанах и рубахах. Девушка засмеялась над нами".
У польских цыган дети совмещали развлечение с заработком, танцуя для коренного населения. Подчеркну, что это не было формой подготовки ко взрослым заработкам. Женатые мужчины и замужние женщины из этногруппы польска рома пели и плясали только на таборных стоянках. Уже упоминавшаяся выше Анна Орловская вспоминает о своём детстве следующее:
"Когда мы были маленькие, ходили плясать для русских. Соберёмся вместе - пять или шесть мальчишек и девчонок. Ищем больницу, магазин или базар - где людей много. Начинаем петь, в ладоши подхлопывать и по очереди танцевать. Хорошо плясали! Нам бросают деньги, гостинцы. Как закончим, многие спрашивают: "Когда ещё к нам придёте?"
- Завтра!
Обратно идём. Ноги до крови о щебёнку сбиты. Но довольные! У каждой девочки полный передник конфет, шоколадок. Даже в дома нас звали цыганские танцы посмотреть. Помню, однажды мужик накормил супом, напоил молоком. Потом попросил спеть. Ну, мы для него постарались. А он смотрел-смотрел, растрогался и говорит: "Вас в артисты надо".
Мы перепугались, что нас заберут - и бегом! Больше в ту деревню не ходили." "

Виктория Сахно

Физическое развитие ребенка является приоритетным направлением весь дошкольный период. И, несмотря на все многообразие форм физической активности, которые предлагают ребенку взрослые, будь то зарядка, физкультминутки или занятия в , подвижные игры остаются самыми любимыми и востребованными у детей.

Особенно популярными являются народные подвижные игры , благодаря которым дети учатся взаимодействию в коллективе, развивают силу, ловкость и выносливость. У каждого народа подвижные игры свои, но мы предлагаем вам поиграть в самые интересные из них.

Палка-кидалка (башкирская игра)

Чертят на земле круг (диаметр 1,5 м), в центр кладут палку и выбирают водящего. Один из игроков бросает палку за пределы круга. Водящий убегает за палкой и возвращает ее в круг, в то время как остальные игроки разбегаются и прячутся.

Только когда палка оказалась в круге, водящему разрешено идти на поиски. Как только он найдет спрятавшегося игрока, то должен назвать его имя, и они вместе бегут к кругу за палкой. Если первым добегает до палки игрок, то он выбрасывает палку и снова прячется, а водящий бежит за палкой, возвращает ее в круг и опять приступает к поискам.

Если первый пришел водящий, то игрок берется в плен, и его сможет спасти только другой найденный игрок, который первым добежит до палки и назовет имя пленника. Игра заканчивается, когда все игроки найдены, а водящим становится игрок, которого нашли первым.

Ягнята и волк (бурятская игра)

Дети с помощью считалки выбирают, кто будет волком и овцой, а все остальные становятся ягнятами. Ягнята выстраиваются за мамой «паровозиком». Овца с ягнятами подходит к волку, и между ними происходит диалог:

— Что делаешь, волк?

— Сижу, вас поджидаю.

— А зачем?

— Чтобы съесть вас!

На последних словах волк бросается к ягнятам и пытается поймать самого последнего, а овца преграждает ему путь. Ягнята уворачиваются от волка, держась друг за друга и следуя поворотам овцы. При этом волк не может отталкивать овцу. Игра оканчивается, когда все ягнята будут пойманы.

Лиса и сокол (якутская игра)

Из группы детей с помощью считалки выбирают сокола и лису, а другие игроки – соколята. Соколята выстраиваются за соколом, и он учит детей летать: бежит, расставив руки и выполняя ими различные движения, увлекает детей за собой. Соколята летят, точно повторяя движения. По сигналу ведущего выскакивает лиса и пытается поймать соколят, а они, услышав сигнал, присаживаются на корточки, чтобы стать «невидимыми». Лиса может ловить только детей, не успевших присесть.

Рыбки (чувашская игра)

На асфальте чертят две линии, расстояние между которыми составляет 10 – 12 м, и с помощью считалки выбирают акулу. Дети делятся на 2 команды рыбок, каждая из которых выстраивается в шеренгу за противоположными линиями (в домиках), при этом акула плавает между линиями (по морю). По сигналу рыбки перебегают из одного домика в другой, а акула их салит. Проигрывает команда рыб, у которой осалили больше рыбешек, чем у другой.

Одежда (литовская игра)

Дети становятся в круг на расстоянии 1 метра друг от друга и очерчивают кругом свое место. Считалкой выбирается ведущий, который становится в центр круга. Игроки распределяют названия одежды между собой (одно название может принадлежать нескольким игрокам). Ведущий говорит: «Мне нужен пиджак» и все пиджаки, обежав круг, становятся возле него. То же повторяется с другими видами одежды.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Однажды ведущий говорит, что ему нужна вся одежда, и тогда они все вместе бегут по кругу, пока ведущий не станет на один из кружков. В тот же момент игроки должны занять свободные места. Кому не хватило места, становится ведущим. Выигрывает тот, кто ни разу не побывал на месте ведущего.

4 стихии (армянская игра)

Дети становятся в круг, а ведущий при этом находится с мячом в центре. Из центра он бросает мяч любому игроку, называя одну из стихий. На слово «Вода» задача игрока поймать мяч и назвать какую-нибудь рыбу, на стихию «Воздух» — любую птицу, на «Земля» — . На стихию «Огонь» мяч нужно отбить и всем игрокам повернуться вокруг себя, помахивая руками. Кто ошибется, тот выбывает из игры.

Посадка картошки (белорусская игра)

Игроки делятся на две одинаковые команды, у каждой из которых есть сумка с 5 картофелинами (камнями). На расстоянии 15 метров от расположения команд (отмечается линией) чертят по 5 кругов, в которые игроки будут сажать картофель.

По сигналу ведущего, первые игроки бегут сажать картофель, раскладывая камни в «лунки», после чего возвращаются назад и передают пустую сумку второму участнику. Он в свою очередь бежит, собирает картофель в сумку и передает третьему игроку и т.д. При этом выходить за линию без сумки нельзя. Выигрывает команда, игроки которой сумеют быстрее всех посадить/собрать картофель.

Вызов (кубинская игра)

Необходимо начертить круг диаметром около 10 м. Игроки становятся за линией, а в центре ведущий. Он бьет мячом о землю три раза и после этого подбрасывает высоко вверх мяч, выкрикивая имя любого игрока. Тот, чье имя назвали, вбегает в круг, ловит мяч и старается осалить ведущего или другого игрока. За ведущего начисляется 2 очка, за другого игрока 1 очко. Выигрывает тот, кто сумеет набрать большее количество очков.

Ночной сторож (болгарская игра)

Выбирают двух игроков (сторожей), завязывают им глаза и ставят на расстоянии 1 метра лицом к лицу. Остальные игроки – это лисы, которые хотят пролезть в «курятник» между двух сторожей. Изначально игроки располагаются вдалеке от сторожей, потом один игрок направляется в «курятник», в то время как другие игроки отвлекают сторожей, издавая различные звуки: свист, щелчки, имитация ветра и др., чтобы сторожа не поймали вора. Кто пробрался в курятник, тот и выиграл.

Утконосы (австралийская игра)

Для этой игры необходимо сделать приманку: к палочке привязывают веревку длиной до 1 м, на конце которой прикрепляют «рыбку». В оригинальной игре рыбку вырезали из дерева, но можно сделать и из любого бросового материала.

Все игроки – это утконосы, которые ходят в пределах обозначенного круга (диаметром 10 м) и пытаются поймать чужую приманку, наступив на нее. В то же время следят за тем, чтобы их приманку не словили. Тот, чью приманку поймали, выбывает из игры. В конечном счете выигрывает внимательный и ловкий утконос.

Слепая корова (немецкая игра)

Дети, используя считалку, выбирают водящего и завязывают ему глаза. Остальные игроки разбегаются от «слепой коровы», которая пытается их поймать, помогая ей при этом обнаружить свое местоположение хлопками. После того, как игрока поймали, корова должна узнать его и назвать по имени. Если игрока узнали, то он становится «слепой коровой», если нет, то его отпускают, и игра продолжается.

Бодающийся бычок (датская игра)

Для этой народной понадобится короткий кнут (палка) и веревка. Дети выбирают пастуха и бычка. Пастух привязывает к ноге быка веревку и садится с кнутом его пасти. Другие игроки находятся в 4-5 м от них.

По сигналу игроки подбегают к быку и дразнят его, пытаясь ухватиться за веревку которой привязан бык. Бычок при этом злится и старается схватить игрока, а пастух отгоняет обидчика легкими ударами кнута по ногам игрока. Тот, к кому дотронулся бык или пастух, выбывают из игры. При этом пастуху нельзя сходить с места, а быку — вырываться в погоне за дразнящими. Конечная цель — это веревка, кто за нее схватится — сам станет пастухом.

Русская народная подвижная игра «Золотые ворота» в этом видео:

Веселых и интересных вам игр!