Феномен антикультуры. Основы культурологии - Л.Г

1. Понятие «субкультура»

Начнем с истории термина. В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности. Стиль молодежной субкультуры оказывается не просто внешним ее выражением; посредством своих ритуалов и знаковых форм, он бросает вызов существующему моральному порядку и господствующей идеологии, являясь в этом смысле символической формой сопротивления тех, кто находится на другом полюсе властной субординации.

В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи».

В современной отечественной науке под субкультурой понимается «особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами.»

Субкультура, как правило, частный случай культуры в целом, подкультура (лат. sub -- под). Она всегда отличается некоторой локальностью и в определенной степени замкнутостью, в той или иной степени лояльна к основным ценностным установкам господствующей культуры, хотя бывают и исключения. Важным нюансом содержания субкультуры является момент инаковости, непохожести, а также определенной самостоятельности и даже автономности.

Субкультура обладает следующими характерными чертами: спецеффический стиль жизни и поведения участников; свойственный данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятие; также наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи.

Благодаря собственной субкультуре происходит, как говорят ученые, «социальная идентификация членов определенного сообщества». Иными словами, только через субкультуру молодой человек может дать себе ответ на вопрос: «Какой я?»-- и ответ этот будет звучать так: «Я такой же, как мы». «Мы»-- это представители одной субкультуры, будь то хиппи, панки, скины, хакеры и т.д. Молодой человек определяет себя среди других как принимающего ту же парадигму, а благодаря этому определяется (как говорят ученые, позиционирует себя) в обществе.

Принято разделять понятия «субкультура» и «молодежная субкультура». Считается, что молодежная субкультура -- это культура, создаваемая молодыми людьми для самих себя, это культура «не для всех», культурная подсистема внутри официальной системы. Она определяет стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. Молодежная субкультура -- это частный случай, одна из многочисленных субкультур в современном обществе.

Эпитет «молодежная» сразу определяет некую культурную нишу, которую занимают люди, объединенные по принципу возраста. Возраст в этом случае весьма важная демографическая характеристика. Учет особой психологии возраста в культуре бесспорно важен, так как он накладывает существенный отпечаток на духовность и менталитет.

Молодежь - это социально-демографическая группа в возрастных границах от 14 до 30 лет. Рассмотрим далее специфику молодежи как социокультурного явления.

Молодежная субкультура рождается и существует в связи с определенными потребностями молодых людей социализироваться и при этом активно заявить о себе. Принято считать, что молодым «свойственен дух противоречия, что для них нет пророков в своем отечестве», другими словами, они по сути своей во многом слывут нигилистами, оппозиционерами по отношению к традиционно-консервативным ценностям и процессам. Им тесно в рамках тех жизненных норм и правил, которые исповедовали их отцы и деды. Часто молодежи свойственна категоричность суждений, максимализм, неприятие советов, их тяготит подчинение существующим моделям общественного развития, они негативно относятся ко всему нормативно-регламентированному, для них характерны динамичность, открытость миру, ранимость, повышенная эмоциональная реакция, оптимизм, романтические устремления, идеализация новизны.

Именно в силу этих особенностей молодежь вступает в конфликт с теми, кто не разделяет их мировоззренческих позиций. Наиболее типичным в этом плане является конфликт «отцов и детей». Но это совершенно не значит, что внутри себя молодежная субкультура монолитна. Здесь можно найти целый спектр разнообразных молодежных субкультур, особенно в период господства культуры постмодернизма: хиппи, панки, металлисты, рокеры и многие другие. В наше время «главное русло культуры» утрачивает роль центрального, распадаясь на множество течений -- а значит, «ритуалы противостояния» теряют смысл. Однако почему же в таком случае возникают и существуют молодежные субкультуры как таковые, если повод для противостояния в лице единой доминирующей культуры постепенно исчезает на наших глазах? -- Вот вопрос, на который пытаются ответить современные исследователи молодежных субкультур.

В основе молодежной субкультуры лежит особая система духовных ценностей. Молодежная субкультура - это и особый образ жизни, который разделяют в основном живущие им непосредственно или сочувствующие. Молодежная субкультура - это не что иное, как форма самовыражения и самовысказывания молодых. Какие цели ставят перед собой молодые в жизни: изменить мир, свою жизнь, сделать ее другой, сбросить с себя ярмо стереотипов, отказаться от социальных канонов, утвердить жизненную альтернативную позицию по отношению к ранее существующей и закрепить ее в различных социокультурных догмах. Система ценностей, разделяемая молодежью, носит, как правило, автономный характер.

Молодежная субкультура, по мнению немецкого ученого Л. Хаузера, это «форма выражения процесса поиска и овладения мировоззрением». Другими словами, молодежная субкультура - это, обычно, явление временное, это особая форма жизненного поиска.

В дальнейшем мы будем исследовать именно молодежные субкультуры. Термин субкультуры будет использоваться в следующем понимании:

Субкультура -- часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура создает собственную уникальную культуру, включающую особую систему ценностей, язык, манеру поведения, одежду и другие аспекты. Для нашей работы такая особенность субкультур представляет большой интерес, так как это все имеет связь с феноменом моды.

Виды и структура культуры

Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, то есть система ценностей и правил поведения...

Голливуд - фабрика грез

Миф об «обществе равных возможностей», на который работает и Голливуд, превратился его в своего рода «субкультуру»: влияние Голливуда становится все ощутим ее, оно выходит даже за пределы американского общества...

Готическая субкультура

В конце 80-х годов ХХ века интерес масс-медиа к готической субкультуре утих, и по всем признакам культура должна была вообще исчезнуть. Тем не менее, она не умерла. Она просто «избрала» новый путь своего развития, благодаря чему...

Исследование "аниме" как социально-культурного феномена

Рассмотрев основные культурные характеристики сообщества анимешников надо сделать непростой вывод: является ли оно своеобразной субкультурой в рамках современной культуры постмодерна? Прежде всего...

Криминальная культура: истоки и специфика воспроизведения

Культура? это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Культура в широком понимании означает высокий уровень чего-либо, высокое развитие и умение...

Культурология как продукт современной культуры

культурология субкультура массовая элитарная общество Субкультура с точки зрения культурологии же субкультура - это такие объединения людей, которые не противоречат традиционным ценностям культуры, а дополняют ее...

Молодежная культура и субкультура

В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура - это подкультура или культура в культуре...

Молодежные стили в моде 60-х

В 1960-е гг. начали выходить специализированные журналы для тинейджеров и молодежи: в Британии "Petticoat" (имевший подзаголовок "Новая молодая женщина") и "Honey"...

Молодежные субкультуры

Субкультура -- (лат. sub -- под и cultura -- культура) система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура (подкультура) -- понятие, характеризующее культуру группы или класса...

Неформальные молодёжные центры и объединения

Как часто мы слышим термин «молодёжная субкультура» или «субкультура»? Газеты, журналы, телевидение, интернет довольно часто используют данный термин в своём обращении - к месту и не к месту, - порой доводя его до состояния неопределённости...

Рок-музыка как культурно-онтологический феномен

Субкультура - особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами...

Субкультуры

Субкультура (лат. Sub - под и cultura - культура; подкультура) - часть общества, которая отличается от преобладающей культуры своей собственной культурой, а также социальные группы, являющиеся носителями этой культуры. Г.В.Осипов. Социология. М. 2008. С...

Субкультуры: типология, признаки, виды

Само понятие "субкультура" сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в урбанизированном обществе. Прежде под "культурою" понималась господствующая этическая, эстетическая...

Феномен готики в истории культуры: традиционный и современный аспект

В современном обществе уже нет того однообразия, которое наблюдалось еще лет 20 назад. Сейчас мы повсеместно наблюдаем молодых людей, стиль которых не вписывается в привычные представления о внешнем виде современного молодого человека...

СУБКУЛЬТУРА - особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собств. ценностным строем, обычаями, нормами. Культура любой эпохи обладает относит, цельностью, но сама по себе она неоднородна. Внутри конкр. культуры городская среда отличается от деревенской, офиц. - от народной, аристократич. - от демократич., христианская - от языческой, взрослая - от детской. Об-ву грозит опасность разбиться на группы и атомы. Любая культурная эпоха предстает нам в виде сложного спектра культурных тенденций, стилей, традиций и манифестаций человеч. духа.

Культуры различных эпох демонстрируют сложный спектр субкультурных феноменов. Отдельные отсеки культуры как бы отгорожены от магистрального пути духовного творчества. В самом деле, какое отношение имеют карнавальная атмосфера мистерий, “праздники дураков”, уличные шествия к прославлению турнирных победителей, посвящению в рыцари, королевским ритуалам или священнодействию? В сложном игровом социокультурном аспекте эти компоненты, как показывает Бахтин, взаимодействуют. Но офиц. серьезная культура определяет собой как бы главенствующее содержание эпохи. Она отделена от площадной культуры смеха. И за пределами эпохи Возрождения эта оппозиция официальной и народной культуры не исчезает. Культурное творчество при всей своей динамике вовсе не приводит к тому, что народная культура вдруг оказывается более значимой или определяющей доминантой эпохи. В этом смысле можно провести различие между понятиями “контркультура” и “субкультура”. Через них можно разглядеть механизмы социокультурной динамики.

Нек-рые образования культуры отражают социальные или демографич. особенности ее развития. Внутри разл. обществ, групп рождаются специфич. культурные феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка. По отношению к субкультурным явлениям возникла характеристика особой ментальности как специфич. настроенности опр.групп.

Субкультурные образования культуры в изв. мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру, вытеснить ее как данность. Можно говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса. Цыгане, напр., не считают зазорным воровать у “чужих”. Однако такой поступок, совершенный внутри табора, оценивается как преступление. Здесь не практикуется также строго правовая жизнь. Судьбу человека, к-рый нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями и собственным разумением. Непочтит. отношение к старому человеку не будет воспринято на Кавказе как добродетель.

Среди заключенных, говорящих на особом жаргоне, также складываются своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной среды.

Подобного рода феномены мы называем С.: это обозначение фиксирует герметичность данного явления. Цыгане вовсе не претендуют на всеобщность их жизненных и практич. установок. Напротив, они заинтересованы в том, чтобы сохранить лишь собств. законы в противовес господствующим в культуре, к-рую они воспринимают как “чужую”. То же самое можно сказать и о криминальном мире. Смеховая карнавальная культура остается субкультурным образованием и вовсе не стремится превратиться в официоз. С. призвана держать социокультурные признаки в опр. изоляции от “иного” культурного слоя.

В совр. мире примером С. можно считать религ. секты. Эти культовые объединения нередко называют авторитарными. Во главе сект обычно стоят харизматич. лидеры, к-рые мнят себя пророками или даже божествами. Во многих сектах царят единомыслие, строжайшая дисциплина. Дух свободного общества здесь зачастую утрачен. Однако, несмотря на жесткие меры, к-рые применяются к адептам “новых религий”, прокурорские заключения и угрозы, многолетняя работа с культовыми объединениями не дала ощутимых результатов. Напротив, она нередко вызывает эффект бумеранга. Сторонники эксцентричных верований предстают жертвами, мучениками, страдальцами.

Субкультурные тенденции в об-ве во многом вызваны к жизни стремлением офиц. культуры заполнить собой все поры социального организма. Партийная идеология автоматически рождала диссидентство. Тотальный рационализм не может не вызвать ответную аналогичную реакцию. Так, фундаментализм служит источником модернизма.

С. обладают стойкостью и в то же время не оказывают воздействия на генеральный ствол культуры, они рождаются, живут и устраняются, а ведущий строй культуры при этом сохраняется. Мангейм осмыслил эту проблему в традиц. рамках философии жизни. Культурные циклы уподоблены нем. социологом жизненным, биологическим. Решение сводилось к тому, что С. обусловлены различиями поколений.

Проблема С. рассматривается в культурологии в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры, адаптация к ней - процесс сложный и противоречивый, насыщенный психол. и иными трудностями. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, к-рая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву, ценностным исканиям.

Так, по мнению многих культурологов, рождаются опр. культурные циклы, обусловленные, в общем, сменой поколений. Юношество воплощает в себе новую истор. реальность, творит собственную С., к-рая, хотя и не вызывает немедленных ощутимых изменений в магистральном пути культуры, вместе с тем влияет на многообразные срезы культуры, моду, стиль жизни, поведение и в целом на стиль культурной эпохи.

10) Как соотносятся понятия "субкультура" и "контркультура"?

понятие в совр. культурологии и социологии; используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкр. культуре, а также отождествляется с молодежной субкультурой 60-х гг., отражающей критич. отношение к совр. культуре и отвержение ее как “культуры отцов”.

Термин “К.” появился в зап. лит-ре в 60-е гг. и отражал либеральную оценку ранних хиппи и битников; принадлежит амер. социологу Т. Роззаку, к-рый попытался объединить разл. духовные веяния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен - К.

В к. 20 в. культурологи обратили внимание на феномен К., его роль в истор. динамике; тема эта перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока. К обсуждению проблемы присоединились не только социологи и культурологи, но и культурфилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что именно данный вопрос позволяет наконец приблизиться к постижению самой культуры как специфич. явления, к распознаванию механизмов ее обновления и преображения.

В истории культуры складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей начинают претендовать на некую универсальность. Они выходят за рамки собств. культурной среды, возвещают новые ценностные и практич. установки для широких социальных общностей. В этом случае это уже не субкультуры, а скорее контркультурные тенденции.

Стойкость и возобновляемость молодежных субкультур как будто делает излишним термин К. Между тем в контексте совр. исканий он обретает глубокий культурфилос. смысл. Культура вовсе не развивается путем простого приращения духовных сокровищ. Если бы процесс культурного творчества шел плавно, без поворотов и мучительных мутаций, человечество располагало бы сегодня разветвленной монокультурой. В Европе, в частности, все еще экспансионистски развертывала бы себя античная культура.

Культурный процесс, как и научный, рождает новые культурные эпохи, отличающиеся друг от друга радикально. В культуре постоянно происходят парадигмальные сдвиги. Эти глубинные преобразования порождает - К. Культурфилософия не располагает другим понятием, к-рое указывало бы на общесоциол. характер такого рода преображений.

В истории постоянно меняются социальные реалии, рождаются новые духовные ценности. Распад старых форм жизни и появление новых ценностных мотивов приводят к интенсивному брожению, которое требует своего выражения. Далеко не всегда эти искания рождают новую культуру. Но чтобы возникла принципиально иная эпоха, нужны новые ценностные ориентации, меняющие структуру всей жизни.

К., в культурфилос. истолковании, постоянно проявляет себя в виде механизма культурных новаций. Она, следовательно,-обладает огромным потенциалом обновления. Рождение новых ценностных ориентиров есть провозвестие новой культуры. Общим местом стало повторение мысли, что К. - уже истор. факт, архаика. Офиц., господствующая культура устояла, сумев вобрать в себя элементы контркультурных тенденций и сохранить собств. ядро. Натиск новых ценностных ориентации оказался недолговечным.

В совр. мире произошла радикальная переоценка этики труда, смысла жизни, отношений между полами, традиций рациональности. Д. Белл, напр., отметил, что традиц. протестантская культура замещена теперь новой культурой, к-рую он в соответствии со своими неоконсервативными убеждениями называет модернистской.

В контексте подобных исследований понятие “К.” обретает совсем иной смысл, нежели понятие “субкультура”. Контр культур ным значением в совр. мире обладают не отд. феномены, а вся совокупность субкультур. Сохраняя и возобновляя себя, они вместе с тем провоцировали настоящую ценностную революцию. К., следовательно, есть совокупный эффект поисков нового ценностного ядра совр. культуры.

Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностных и практич. установок - процесс, постоянно воспроизводящий себя в мировой культуре. Рождение христианства есть по сути своей контркультурный феномен в столкновении нарождающейся христ. Церкви с Рим. империей.

История христианства в Европе началась с противостояния господствующей культуре, с провозглашения новых святынь и жизненных установлений. В той же мере отход от христ. культуры предполагает вначале смену ценностных установок. Не только религ., но и светская культура, как правило, при своем становлении исповедует отречение от офиц. канонов, идет ли речь о мировоззренч., этнич. или эстетич. установках.

Всякая новая культура, культура конкр. эпохи возникает в процессе осознания кризиса предшествующей социокультурной парадигмы. С этой т.зр. “первое осевое время” (Ясперс) есть своеобр. выход из кризиса культуры эпохи возникновения мировых религий. Христианство возникло как разрыв в языч. сознании античности. Контркультурными были движение киников в античности, движение романтиков в конце просветит. эпохи в Европе.

Э. Тирьякян (Канада) еще в сер. 70-х гг. разглядел в контркультурных феноменах мощные катализаторы культурно-истор. процесса. Зарубеж. публикации к. 80-нач. 90-х гг. свидетельствуют о том, что в совр. мире происходит “революция сознания”. Она знаменует собой рождение новой культуры. Понимание К. как ядра будущих культурных парадигм становится в зап. культурологии традиционным.

Рос. об-во находится сейчас в процессе контркультурного размежевания. Рождаются новые социокультурные группы, имеющие специфич. менталитет, образ жизни, ценностные установки. Несомненно одно: становление новой культуры в нашей стране невозможно без длительной полосы контркультурных феноменов.

Cловарь основных терминов X 201

татах. Стили обладают относительной устойчивостью и зачастую творческой ценностью (романский стиль, барокко, стиль модерн и т. д.).

Субкультура - особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стилями поведения.

Текст (лат. - ткань, единение ) - последовательность символов, образующих сообщение. Выделяют пять функций текста (по Ю. Лотману): 1) сообщение, направленное от носителя информации к субъекту; 2) коллективная память, способная к непрерывному пополнению, актуализации одних аспектов информации и к временному или полному забвению других; 3) общение читателя с самим собой, тем самым текст актуализирует определенные личностные стороны; 4) текст становится собеседником; 5) общение между текстом и культурным подтекстом. В семиотике текст представляет собой осмысленную последовательность любых знаков, любую форму коммуникации; в языкознании - последовательность словесных знаков. Весь мир культуры воспринимается субъектом культуры как бесконечный, безграничный текст.

Техника - совокупность созданных человеком инструментальных средств, артефактов и способов, механизмов осуществления любой деятельности, обогащающих и совершенствующих содержание человеческой жизни, расширяющих взаимоотношения человека с окружающей средой.

Технократизм - стиль мышления и действия, ограничивающий содержание техники и технологии только технико-технологическим смыслом, технико-технологической оптимальностью и эффективностью, не учитывающий (и даже игнорирующий) гуманистические и социокультурные смыслы техники и технологии.

Технологическая культура - степень технологического совершенства.

Технология - способ, механизм осуществления любой деятельности, любого действия и поведения.

Традиция - культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиция включают в себя объекты наследования (духовные ценности, процессы и способы наследования). В качестве традиционных выступают культурные образцы, ценности, нормы, обычаи, обряды, стили и т.д.

Типология культур - выявление типов культур в истории, классификация культур по типам и определение места конкретной культуры в куль- турно–историческом процессе.

Фетишизм - поклонение материальным предметам-фетишам, которым предписываются сверхъестественные свойства. С помощью фетиша

202 W Основы культурологии

человек якобы может осуществлять косвенную власть над природой, принуждать божество выполнять его желания. В религиях фетишизм проявляется в почитании святых мест, мощей, икон и т.п..

Функции культуры - то, чему содействует культура, для чего она предназначена; совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах.

Хронотоп - единство пространственных и временных параметров, обнаруживающее, выражающее и во многом определяющее своеобразие культурных систем.

Ценность - положительная значимость чего–либо (кого–либо) в духовной жизни конкретного человека, социальной группы, общества, воплощаемая в разнообразных носителях значимостей и выражаемая в знаках и знаковых системах данной культуры.

Эволюционизм - представление о едином для человечества пути постепенного исторического развития культуры от низших уровней к высшим состояниям, пути, на котором отдельные культуры не прогрессируют (некоторые вовсе исчезают), а другие достигают все большей культурной значимости.

Эзотерический (внутренний ) - тайный, скрытый, предназначенный для посвященных, в религиозном, мистическом смысле означает духовное развитие, путь становления сознания; относится к религиозным образам, мистическим учениям, магическим знакам; противоположность экзотерического.

Экзотерический (внешний ) - не представляющий тайны, открытый, предназначенный для всех; в противоположность эзотерическому отражает внешний план бытия, его материальные, воплощенные формы, все видимое, ясное, проявленное.

Элитарная (фр. - отборное, выбранное, лучшее) культура - 1) культура «духовной аристократии», высококультурных представителей групп общества; 2) обозначение некоторых субкультур, привилегированных групп общества, которые характеризуются, помимо духовного аристократизма, принципиальной закрытостью, ценностно–смысловой самодостаточностью, противопоставленных массовой в широком смысле культуре (в том числе - потребительской, народной).

Этнос (греч. - народ, племя ) - исторически сложившаяся устойчивая группа людей (племя, народность, нация), говорящая на одном языке, признающая свое единое происхождение, обладающая единым укладом жизни, комплексом обычаев, традиций и отличающаяся всем этим от других народов. Культурная общность членов этноса обусловливает единство их психического склада.

Cловарь основных терминов X 203

Этос (греч. - обычай, нрав, характер ) - обобщенная характеристика культуры данной социальной общности или отдельного человека, выражающаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения.

Язык - система знаков, имеющих значение, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение. Это средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи информации. Сущностью языка является то, что он расчленяет мир на дискретные понятия, то есть присваивает отдельным элементам мира определенные значения и особым способом их классифицирует.

Языки культуры - знаковые системы, в которых и с помощью которых выражаются разнообразные ценностные смыслы и обеспечиваются культурное и межкультурное общение, сохранение и трансляция ценностей культуры.

ПЕРСОНАЛИИ

Аверинцев Сергей Сергеевич (1937–2004) - российский литературовед, культуролог, исследователь позднеантичной и средневековой литературы. Изучал культуру переходных эпох (ранняя Византия, раннее средневековье), большое внимание уделял христианской культуре и теологии. Основные труды: «Поэтика ранневизантийской литературы», «Византия и Русь: два типа духовности», «Культура и религия» и др.

Арутюнов Сергей Александрович (род. в 1932) - российский этнолог, член-корреспондент РАН, исследователь культур эскимосов, японцев, народов Кавказа (в настоящее время возглавляет отдел Кавказа в Институте этнографии РАН). Один из создателей информационной теории этноса, которая базируется на представлении о наличии в социальных образованиях (этносах) циркулирующих информационных потоков, соответственно имеющих генераторов и реципиентов. Основные работы: «Культуры, традиции, их развитие и взаимодействие», «Культурная антропология»

Барт Ролан (1915–1980) - французский литературовед, сторонник структурного анализа культуры. К сфере его интересов относились семиотика, принципы и методы обоснования знания, массовые коммуникации, мифология и мода. Основные работы: «Нулевая степень письма», «Элементы семиологии», «Мифологии» и др.

Бахтин Михаил Михайлович (1895–1975) - русский философ, культуролог, литературовед. Культурологическая концепция Бахтина основана на идее диалога, который рассматривался не только как способ взаимодействия личностей, но и как способ взаимодействия личности с объектами культуры и искусства, взаимодействия различных культур. Основные работы: «Эстетика словесного творчества», «Проблемы поэтики Достоевского» и др.

Бердяев Николай Александрович(1874–1948) - русский религиозный философ. Большое внимание в его концепции занимают проблемы творчества. Культурный смысл истории видел в актах творчества, понимая историю как дискретный творческий процесс. Рассматривал личность как кон-

Персоналии X 205

центрацию душевных и духовных способностей человека. Основные работы: «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии», «Конец Европы», «Смысл творчества», «Судьба России».

Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944) - русский религиозный философ, экономист. В 1912 г. защитил докторскую диссертацию «Философия хозяйства», в 1918 г. принял сан священника. В 1922 г. был выслан из России, работал в Праге, затем в Париже, был профессором богословия и деканом православного богословского института. Он пытался преодолеть утвердившееся в церковном сознании представление, что в культуре царит темнота, сатанинское начало, что она дело языческое, а не христианское, пытался соединить культурность и церковность. Основные работы: «Два града. Исследование о природе общественных идеалов», «Философия имени», «Христианство и еврейский вопрос».

Вебер Макс (1864–1920) - немецкий социолог, историк, экономист. Его считают основателем социологии религии, он внес крупнейший вклад

в такие области социального знания, как общая социология, методология социального знания, социология права, экономическая социология. Основные работы: «Протестантская этика и дух капитализм», «Исследования по методологии наук» и др.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) - немецкий философ, теолог по образованию. Прошел путь от критической философии, как последователь Канта, Фихте и Шеллинга, до философии объективного идеализма, в рамках которой разработал теорию диалектики. Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении,

в развитии. Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики и целиком направлено против метафизики. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества

в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. В этих трех принципах, хотя и в идеалистической форме, Гегель вскрыл всеобщие законы развития. Основные работы: «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия права» и др.

Гердер Иоганн Готфрид (1744–1803) - немецкий философ, просветитель. Занимаясь историей культуры, Гердер считал, что необходимо рассматривать искусство в историческом контексте, «с точки зрения духа своего времени». Также историю человечества и планеты Земля надо рассматривать как часть Вселенной, с которой она неразрывно связана. Человек представлялся Гердеру как часть природы, и в то же время как высшее божественное творение, главное качество которого - гуманность. Философия культуры Гердера способствовала формированию культурологичес-

206 W Основы культурологии

кой науки. Основные работы: «Идеи к философии истории человечества», «О происхождении языка» и др.

Гумилев Лев Николаевич (1912–1992) - историк, географ, этнограф, сумел объединить эти науки и создать на их основе оригинальную теорию этногенеза. Человечество представлял как антропосферу - высокоорганизованный слой биосферы, состоящую из этносов, то есть общностей связанных «комплиментарностью» (взаимным тяготением) и возникающих благодаря «пассионарному» толчку. Пассионарностью Гумилев называл сверхактивность человека, вызванную влиянием особой энергии живого вещества, образующего биосферу. Основные работы: «Этногенез и биосфера Земли», «Древняя Русь и великая степь», «От Руси к России» и др.

Данилевский Николая Яковлевич (1822–1885) - русский публицист, культуролог, идеолог панславизма. Автор теории культурно-исторических типов, проявляющихся в религиозной, культурной, политической и со- циально-экономической сферах. Славянский культурно-исторический тип провозглашался им наиболее перспективным, призванным объединить все славянские народы в противовес Европе, переживающей период упадка. Основные работы: «Россия и Европа», «Дарвинизм. Критическое исследование».

Каган Моисей Самойлович (1921–2006) - российский философ, культуролог, разрабатывал системный и синергетический подход к изучению культуры и их применение в изучении человеческой деятельности. Основные работы: «Начала эстетики», «Человеческая деятельность», «Морфология искусства» и др.

Кассирер Эрнст (1874–1945) - немецкий философ, который показал, что существует единый мир - «мир культуры», идеи разума из регулятивных становятся, как и категории, конститутивными, то есть созидающими мир принципами. Кассирер называет их «символическими функциями», поскольку они представляют высшие ценности, связанные с «божественным» в человеке. Разнообразные сферы культуры он называет «символическими формами» (язык, миф, религия, искусство, наука) и рассматривает их как самостоятельные, не сводимые друг к другу образования. Основные работы: «Философия символических форм», «Опыт о человеке» и др.

Конт Огюст (1798–1857) - французский философ, социолог, основатель школы позитивизма.

Лакан Жак (1901–1981) - французский исследователь, создатель структурного, или лингвистического, психоанализа, который исходил из того, что бессознательное структурировано как язык, а значит, оно поддается рационализации, окультуриванию, преобразованию в произведения искусства и другие явления культуры. Основные работы: «Функция и поле речи и языка в психоанализе», «О бессмыслице и структуре Бога» и др.

Персоналии X 207

Леви-Стросс Клод (1908–2009) - французский философ, социолог

и этнограф. Он внес огромный вклад в современную антропологию, разработав метод структуралистского анализа. Цель его исследований - обнаружить фундаментальные закономерности структур, лежащих в человеческом подсознании, которые проявляются в мифе и языке. Он полагал, что эти фундаментальные структуры лучше всего сохранились у представителей первобытных племен. В рамках структурной антропологии можно получить объективное знание о человеке, так как она синтезирует достижения таких сфер знания, как этнография, этнология, антропология, структурная лингвистика. Основные работы: «Тотемизм сегодня», «Структурная антропология», «Первобытное мышление», «Мифологики» и др.

Лихачев Дмитрий Сергеевич (1906–1999) - филолог, историк культуры, культуролог, автор сотен работ по истории и теории русской литературы и культуры. Создатель культурологической концепции, в основе которой гуманизация жизни людей. Большое значение придавал культурной памяти, традициям. Выдвигал идею взаимосвязи культуры и природы, ввел понятие «экология культуры». Основные работы: «Слово о полку Игореве» и культура его времени», «Память истории священна», «Прошлое будущему. Статьи

и очерки» и др.

Лотман Юрий Михайлович (1922–1993) - отечественный литературовед, культуролог, искусствовед, глава тартусско-московской школы, который все многообразные феномены культуры рассматривал и анализировал как «тексты культуры», имеющие свою знаково-символическую природу. Основные работы: «Семиотика кино и проблемы киноэстетики», «Беседы о русской культуре», «Миф - имя - культура» и др.

Маритен Жак (1882–1973) - французский религиозный философ. Он считал, что культурно-исторический процесс зависит от божественного провидения, однако в нем заключается некое постоянно совершенствующееся гуманистическое содержание. Отождествлял культуру и цивилизацию, наделяя их духовностью. Стоя на позициях антропоцентризма и в то же время провозглашая католические ценности, Маритен создал концепцию «интегрального гуманизма», объединяющую эти два достижения европейской цивилизации. Основные работы: «Интегральный гуманизм», «Христианство и демократия», «Личность и общее благо» и др.

Маркарян Эдуард Саркисович (род. 1929) - российско-армянский социолог и культуролог, стоял у истоков российской культурологи. Автор теории адаптивного поведения социокультурных систем. Сторонник технологической концепции культуры. В его культурологической концепции большое внимание уделено науке о динамике традиций (традициологии). Основные работы: «О концепции локальных цивилизаций», «Очерки теории культуры», «Культура жизнеобеспечения и этнос» и др.

208 W Основы культурологии

Мень Александр Владимирович (1935–1990) - священник, историк религии. В представлениях Меня религия и культура неразрывно связаны между собой. В самой же культуре Мень видел огромные возможности облагораживающего воздействия на общество и человека, для реализации которого необходима духовная энергия христианства. Основные работы: «История религии» в 2-х томах, «В поисках пути, истины и жизни» в 6-ти томах, «Сын человеческий» и др.

Моль Абраам Антуан (род. 1930) - французский ученый, физик, философ, культуролог. Применял естественно-научные методы к исследованию культуры, исследовал культурологические аспекты массовой коммуникации. В его книге «Социодинамика культуры» рассматривается динамика культуры в специфическом аспекте, в терминах теории информации. Основные работы: «Теория информации и эстетическое восприятие», «Социодинамика культуры».

Ортега-и-Гассет Хосе (1883–1955) - испанский философ и культуролог, создатель учения рациовитализма, согласно которому культура должна быть жизненна, а жизнь - культурна. Разрабатывал концепцию элитарной и массовой культуры; считал, что критерием деления общества должно стать отношение к модернистскому искусству; кризис европейской культуры в XX в. связывал с разрушением мировоззрения, крушением ценностных оснований буржуазного общества. Основные работы: «Восстание масс», «Человек и люди», «Дегуманизация искусства» и др.

Оствальд Вильгельм Фридрих (1853–1932) - немецкий ученый, лауреат Нобелевской премии по химии, философ. Уделял большое внимание философии культуры и науки. Разработал «энергетическую» теорию культуры: представлял энергию, свободно содержащуюся в природе, в качестве первоосновы жизни и культуры. Увлекаясь живописью создал собственную систематику цветов. Основные работы: «Натурфилософия», «Энергия и ее превращения», «Цветоведение», «Письма о живописи» и др.

Риккерт Генрих (1863–1936) - немецкий философ. Он разработал проблему различения наук о природе и наук о культуре (о духе), причем различение не по предмету, а по методу. Риккерт полагает, что главное различие между науками о природе и науками о культуре в том, что значение культурных процессов покоится в большинстве случаев именно на их своеобразии и особенности, отличающей их от других процессов, а естественные науки рассматривают ту же действительность как «природу». Основные работы: «Науки о природе и науки о культуре», «Ценности жизни ценности культуры», «Философия жизни» и др.

Сорокин Питирим Александрович (1889–1968) - выдающийся русский и американский социальный мыслитель XX в., оказавший значительное влияние на социальную науку и далеко за ее пределы. С его именем свя-

Персоналии X 209

заны идеи интегральной социологии, концепция социальной стратификации, теория социокультурной динамики. Выдвинул теорию суперсистем культуры. Основные работы: «Социокультурная динамика», «Человек. Цивилизация. Общество» и др.

Тайлор Эдуард Бернард (1832–1917) - основоположник эволюционистской школы, который понимал культуру как сложное целое, слагающееся из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев

и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Его заслугой является то, что он дал довольно широкое понимание культуры, которое охватывает большой круг жизненных общественных проявлений. Основные работы: «Первобытная культура», «Антропология: введение к изучению человека и цивилизации» и др.

Тейяр де Шарден Мари Жозеф Пьер (1881–1955) - французский антрополог, палеонтолог и теолог-космист, один из авторов теории ноосферы. Тейяр де Шарден полагал необходимым сочетание божественной

и эволюционной теории происхождения и развития культуры. Чтобы наиболее полно воплотить замысел Бога, человек должен глубоко осознать свое предназначение, а для этого необходима концентрация его душевных и мыслительных усилий. Главным способом достижения этой задачи, по мнению Шардена, является рефлексия. Основные работы: «Феномен человека», «Божественная среда».

Тойнби Арнольд Джозеф (1889–1975) - английский историк, философ, создатель оригинальной концепции локальных цивилизаций. Тойнби в многообразии локальных цивилизаций видел неизменные черты родовой природы человека, обусловливающие единую основу истории человечества. К ним он относил сознание, волю, способность к различению добра и зла, религиозность. Он полагал, что именно религия задает общие смыслы бытия человечества. Основные работы: «Постижение истории», «Цивилизация перед судом истории» и др.

Трубецкой Евгений Николаевич (1863–1920) - один из крупнейших представителей русской религиозно-философской мысли XX в., обладающий редким писательским дарованием. «Умозрение в красках» и «Два мира в древнерусской иконописи» - публичные лекции Трубецкого, в которых дается целостное, художественное, историческое и богословское толкование древнерусской иконописи; вышли отдельными брошюрами в 1915

и 1916 гг. и приобрели широкую известность.

Хайдеггер Мартин (1889–1976) - немецкий философ, один из основоположников экзистенциализма. В основу своей философской системы Хайдеггер положил анализ человеческого существования. Его глубокая и оригинальная концепция «технической цивилизации» и кризиса современной западной культуры оказала значительное влияние на

210 W Основы культурологии

гуманитарное знание. Основные работы: «Бытие и время», «Введение в метафизику» и др.

Хейзинга Йохан (1872–1945) - нидерландский историк, теоретик культуры. Его работы отличает оригинальное и глубокое понимание культуры, которого он достиг благодаря морфологическому анализу. Его главный труд - «Осень средневековья», где он провел блестящий анализ средневековой культуры, обратившись к социальной психологии и исследуя ментальные структуры. Другая известная его работа - «Человек играющий» (1939), где Хейзинга синтезирует игровую концепцию культуры.

Шпенглер Освальд (1880 -1936) - немецкий философ, теоретик культуры. Его концепция культуры, изложенная в произведении «Закат Европы» оказала огромное влияние на европейскую культурологическую мысль XX столетия. Основные идеи: утверждение множественности культур, цикличности их развития, неизбежной гибели «культурного организма» и перехода культуры в цивилизацию.

Юнг Карл Густав (1875–1961) - швейцарский культуролог и психолог, родоначальник аналитической психологии. Последователь учения 3. Фрейда, но отошел от ортодоксального фрейдизма, не приняв основные его постулаты: о доминирующей роли сексуального начала в жизни человека и интерпретации природы бессознательного. Ввел понятие архетипа - об- раза-символа, носителя коллективного бессознательного как импульса возникновения культуры.

Ясперс Карл (1883–1969) - немецкий философ, предполагал единое происхождение человечества и единую историю культуры, считал, что в истории большое значение имеет духовная составляющая. Разработал собственную линейную схему мировой истории: прометеевская эпоха, великие исторические культуры древности, осевое время, техническая эпоха. Основные работы: «Смысл и назначение истории», «Философская вера» и др.

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основания анализа субкультурных явлений российской молодежи

1.1 Концептуальные основы молодежной субкультуры

1.2 Методологический инструментарий в социологическом исследовании субкультурных явлений

Глава 2. Презентация японской культуры в российском пространстве

2.1 Виды популярной японской кинопродукции в российском культурном пространстве

2.2 Возрастные предпочтения в выборе аниме как объекта сетевой коммуникации

2.3 Влияние аниме на формирование ценностных установок молодежи

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

субкультура молодежь методологический культура

Введение

Длинная розового цвета челка, узкие джинсы, выкрашенные в черный цвет ногти, глаза и губы: все это - признаки «молодежной субкультуры» -явления вневременного, возникшего давным-давно и не исчезающего, а только меняющего обличие. В чем же секрет молодежной субкультуры как явления? Что представляет из себя явление молодежных субкультур, почему они так живучи?

Субкультуры существовали всегда, в этом нет ничего нового. Любой коллектив более 10-20 человек уже разбивается на небольшие группы через какое-то время, А что уж говорить о целых народах! Паника людей старшего возраста связана не с тем, что это явление существует, а с тем, что это стало очень наглядно, модно. Основной корень у понятия - «культура». Как и у культуры в целом, у субкультуры те же задачи, в том числе объединение группы людей в единое целое, У субкультуры, как и у культуры, есть общепринятые символы, системы убеждений, ритуалы и язык общения. Именно наличие символов в широком смысле этого слова определяет саму суть субкультуры. По символам ее можно воссоздать почти с нуля, даже если ее время давно прошло.

Субкультура - это особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, которое отличается собственной системой ценностей, обычаями, нормами, традициями. Молодежной субкультуре как специфическому, характерному для этой социальной группы способу поведения, общения, проведения досуга, представления о мире, воплощенному в особом молодежном образе жизни, принадлежит особое место в числе разнообразных субкультур современного общества .

В наше время количество субкультур сильно увеличилось, связано это с теми изменениями, что происходят в нашем обществе. Если общество и родители не могут предложить ребенку или подростку эффективных культурных образцов и символов выживания, социализации - то он ищет их сам. Подросток стремится войти в группу людей, в которой он перестает чувствовать себя одиноким, ему есть о чем поговорить с другими людьми, а значит, у него снижается чувство тревоги. Чувство тревоги, активный поиск себя и реализации своих способностей способствуют активному распространению субкультур.

Следует учитывать, что молодежная культура не представляет собой некое содержательное единство (какой-то набор обязательно однородных ценностей), а объединяет молодежь, причем молодежь из разных социальных групп, с помощью специфического механизма своего функционирования. Сущность этого механизма состоит в том, что существуют некоторые общепринятые формы поведения и их «символическое» обеспечение, с которым молодые люди соприкасаются, и чувствуют себя «в своей тарелке», то есть в обществе себе подобных, объединенных в данной локальной ситуации вокруг определенным образом внешне выраженных ценностей, недоступных взрослым. Если родители полностью обеспечивают своих детей культурными образцами, и если ребенку это актуально и интересно, то тогда он не будет заполнять культурный вакуум. Ведь, по сути, субкультура занимает собою образовавшуюся пустоту.

Мне бы хотелось подчеркнуть, что пребывание внутри какой-либо субкультуры - это временный период в жизни человека. Даже сама субкультура - временное явление, она имеет свой ограниченный срок жизни, а потом она угасает. Временное явление она и в жизни ребенка. Как только у человека происходит переоценка ценностей, изменения в личной жизни, карьере, и ценности субкультуры перестают быть для него актуальными - то он выходит из нее.

Существуют классификации субкультур. Причастность к той или иной группе может быть связана со способом времяпрепровождения (музыкальные и спортивные фанаты, металлисты и даже нацисты), с социальной позицией (экокультурные), с образом жизни («системники» и их многочисленные ответвления), с альтернативным творчеством (официально не признанные художники, скульпторы, музыканты, актеры и т. д.). Группы, объединенные по способу времяпрепровождения, включают в себя музыкальных и спортивных фанатов и т. д. Всех их объединяет одиночество, неумение найти для себя более достойное занятие.

Неформальные объединения по социальной позиции являются формой социальной и политической активности. Круг их проблем включает в себя сохранение и восстановление памятников истории и культуры, улучшение окружающей среды, формирование духовно-нравственной и гражданской ответственности, политические проблемы. Они выступают на собраниях и митингах, в печати. Некоторые их акции наталкиваются на противодействие органов правопорядка, когда они носят противоправный характер.

Группы, объединенные по образу жизни, составляют «системники» с многочисленными ответвлениями. Для них совместное общение становится образом жизни. Для «системников» главное - человеческое общение, их декларируемые ценности - мир и любовь. Живут они скрытой от посторонних глаз жизнью, пользуются собственным языком, не имеют постоянного места обитания, многие считают их бездельниками, ищущими кайфа и наркотиков. Но многие из них действительно верят в идеи братства, взаимопомощи, работают и имеют семьи, Людей сюда приводит чувство отчужденности, одиночество. Их отличие в том, что для других групп - это досуг, а для них - образ жизни, сама жизнь. Именно поэтому многие не уходят, даже повзрослев.

Группы альтернативного творчества отличаются от остальных групп. Их творчество не вписывается в рамки общественно и официально признанного искусства. В последние годы отношение к ним изменилось, они проводят выставки, выступают в СМИ, издаются,

Проблема классификаций, многочисленных исследований состоит, в основном, в том, что основное внимание уделяется именно классификации, типологии, а не глубокому анализу. Изучаются, прежде всего, политизированные или асоциальные группировки типа нацистов. Все остальное остается в тени.

Основная тенденция сегодняшних субкультур - это омоложение ее участников. Если раньше это могли быть взрослые люди, то сегодня в различных субкультурных группах начинают принимать участие школьники. Причем, намечается заметное искажение: школьники средне-младшего возраста просто стремятся подражать своим старшим товарищам. Они не столько улавливают и усваивают суть явления, сколько просто копируют внешние признаки, то, что на поверхности: стиль одежды, манеру разговаривать. Это становится просто модно.

Вообще, исследования последних лет свидетельствуют о системном кризисе современного общества. Этот кризис не мог не коснуться и сферы культуры в целом, и молодежной культуры в том числе. Это поставило под угрозу процесс преемственности поколений, а, следовательно, и объединяющую функцию культуры. Многие авторитетные исследователи этих вопросов при описании современного состояния молодежной субкультуры чаще всего делают выводы о коренных изменениях, происходящих в ней. Но даже при всем многообразии тем исследований ни одно из них не дает всесторонней оценки феномену молодежной субкультуры.

Быть причастным к какой-либо субкультуре происходит в силу возраста: молодой человек стремится найти себя, понять себя и мир вокруг, это занятие непростое, каждый идет своим путем. И есть второй фактор: молодежь как наиболее чуткая, восприимчивая и мобильная группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга вместе со всеми позитивными и негативными явлениями.

Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разные группы, движения. Эти условия и являются сплачивающим фактором, формирующим коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях.

Объектом исследования является московская молодежь.

Предметом исследования выступают любители аниме среди московской молодежи.

Цель работы заключается в выявлении формирование субкультуры аниме среди московской молодежи.

Реализация намеченной цели предполагает постановку и последовательное решение ряда нижеследующих задач:

1. Описать концепт субкультуры.

2. Выяснить методологические и методические инструменты исследования субкультурных явлений.

3. Выявить виды аниме, презентируемых в российском пространстве.

4. Вычленить различные возрастные группы любителей аниме.

5. Определить предпочтения в выборе различных видов аниме, влияющих на конструирование сетевых сообществ.

6. Описать роль аниме в формировании ценностных установок (или эстетических вкусов, или мировоззренческих взглядов).

Данная работа имеет, прежде всего, научную значимость, причем как в плане теоретических, так и в плане практических результатов. В своей теоретической части работа представляет рассмотрение концептуальных основ молодежной субкультуры как культурного. Кроме того, в этой части молодежная субкультура рассматривается как закономерное явление современного общества, возникновение которого обусловлено определенными характеристиками его развития. В практической части работы рассматриваются молодежная субкультура - аниме.

Результаты данной работы могут быть использованы в качестве основы для дальнейших исследований в этой области, а, также при разработке социальной политики по отношению к молодежным субкультурам.

Культура - это стремление к совершенству
посредством познания того, что более всего
нас заботит, того, о чем думают и говорят...
Арнолд М.

Исследования различных субкультур стало модным занятием в последние годы. Это вполне логично. Единое поле современной культуры распадается на множество ценностно-нормативных подсистем благодаря все большему усложнению социальной структуры. У каждого человека есть список своих личных субкультур, в которых он существует в реальном или виртуальном мире. Человек идет на работу и попадает в профессиональную субкультуру; участвует в анкетировании и понимает, что безнадежно застрял в своей возрастной группе, которая тоже является субкультурой; влюбляется и остро ощущает принадлежность к половой или сексуально-ориентированной субкультуре.

Субкультура – это особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственной системой ценностей, обычаями, нормами, традициями. Особое место среди разнообразных субкультур современного общества принадлежит молодежной субкультуре как специфическому, характерному только для этой социальной группы, способу поведения, общения, проведения досуга, представления о мире, воплощаемом в особом молодежном образе жизни.

Влияние субкультуры хоть не вызывает немедленных изменений в обществе, но существенно влияет в дальнейшем на различные аспекты нашей жизни – культуру, моду, поведенческие тенденции, взаимоотношения с миром и самим собой. Что впоследствии и формирует восприятие того или иного временного периода или даже целой эпохи в наших умах.

Молодежная субкультура проектирует жизненные ситуации, которые учат подростков адаптироваться к жизни в обществе. В современном мире успешность реформ во многом зависит от активного участия в них молодых. При этом очень важно адекватно оценивать молодежь, понимать, какие ценности превалируют в их сознании, какие особенности характеризуют ту или иную субкультуру.

Также здесь встает вопрос: как это можно сделать методами, например, дизайна? Ведь сегодня именно дизайн может влиять на людей и формировать образы субкультуры безболезненно, легко и естественно, так как именно дизайн дает реальные проекты, которые можно растиражировать и применить к разным слоям населения, и именно дизайн имеет большое влияние на молодежь. Дизайн помогает создать коммуникацию между глобальным обществом и субкультурой значительно быстрее и с выверенными интонациями, так как происходит это естественно, в естественном режиме. Необходимо раскрыть весь дизайнерский потенциал субкультуры и использовать его при построении данной коммуникации, дабы избежать смысловых потерь.

«Научный дизайн» имеет возможность внутри такой коммуникации черпать новые идеи, рассматривать контент субкультуры как средство пополнения проектного багажа, обогащения новыми визуальными и графическими методами. Ведь с проектной точки зрения субкультура может рассматриваться как набор новых приемов, как источник вдохновения. Так что дизайн в системе взаимодействия субкультуры и общества играет несколько ролей. Например, с одной стороны, субкультура может быть источником вдохновения для дизайнера и «поставщиком» дизайна, с другой стороны, субкультура – это специфическая целевая аудитория с узкой направленностью, на которой дизайнер может оттачивать методы воздействия на потенциального получателя.

Что скрывает в себе термин «субкультура»?

«Тинейджеры» – английское слово, вошедшее в наш повседневный обиход сравнительно недавно, означает молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет. Здесь стоит уточнить, что под этим термином подразумевается, что этот индивидуум является подростком потребляющим или подростком, взятым в его досугово-потребительском измерении. Начиная с работ Марка Абрамса, этот термин применяется именно в рамках молодежного потребления.

Стоит рассматривать субкультуру с позиции социального конструктивизма и его концепции мира как совокупности интерпретаций, смыслов и идей думающих и действующих индивидов . При этом сохраняется акцент на субъективной природе восприятия социального явления, процесса или феномена, то есть на интерпретациях и смыслах, вкладываемых в них социальными субъектами. С таких позиций подчеркивается, что возрастные группы являются не объективными феноменами, а результатом классификации со стороны общества и приписывания им определенных культурных смыслов и характеристик. В таком случае при отнесении человека к той или иной возрастной группе более значимой будет самоидентификация.

Отрицая существование «объективной» реальности, конструктивизм отстаивает идею «реальности» интерпретаций . Люди видят мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким они его воспринимают, и действуют не на основе того, что происходит в действительности, а на основе их представлений о происходящем. Человеку вообще свойственно видеть лишь то, что он хочет видеть. Соответственно, рассмотрение возрастных групп в качестве социальных конструктов актуализирует проблему самоидентификации как основного принципа отнесения индивида к той или иной возрастной группе. Однако встает проблема источников интерпретаций: являются ли они действительно индивидуальными или же задаются различными дискурсами? Современная философская традиция склоняется ко второй точке зрения, при этом наши представления о действительности, в том числе и о возрасте, зависят от различных форм распространяемых социальных конструктов, в ряду которых особое место занимает мадиадискурс.

Сама молодежь не рассматривает себя как однородную группу (ни по взглядам, ни по стилю жизни, ни по возрасту). Вся эта масса людей дробится на свои субкультуры. Они создают свои стили и свою моду, свою культуру.

В научной литературе есть множество разных трактовок термина субкультура. Стоит рассмотреть четыре основных трактовки этого понятия:

1. Субкультура рассматривается как совокупность некоторых негативно интерпретируемых норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества (так называемая делинквентная субкультура) .

2. Под субкультурой понимается трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску .

3. Субкультура – в чем-то ограниченная культура социальной общности, обусловленная бедностью ее социальных связей, неполнотой или затрудненностью доступа для нее к культурному наследию. Фактически, это определение ограничивает понятие «субкультура» и позволяет использовать его только для обозначения «неполноценных», «упрощенных форм культур» .

4. Субкультура как система ценностей, установок, моделей поведения, жизненного стиля и так далее какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.

Подобное разнообразие объясняется во многом тем, что за время своего существования термин претерпел определенную смысловую эволюцию. Как отмечает Т.Б. Щепанская, «само понятие субкультура сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в урбанизированном обществе» . Термин же появился в научной литературе только в 30-х годах двадцатого века, а его широкое распространение пришло на шестидесятые и семидесятые годы. Это было связано с большим интересом к молодежным движениям, в первую очередь, с движением хиппи. Первоначально в значении термина подчеркивалось значимость приставки sub- (под-), которая указывала на подчиненный характер. В качестве «культура» рассматривалась система мировоззрения господствующей элиты, «субкультура» же обозначала скрытые, неофициальные пласты культуры, которые воспринимались как неполноценные формы культурного творчества и как потенциальный источник социальной нестабильности. Данное понятие ставилось в один ряд с понятиями «андеграунд» и «контркультура».

Безусловно, спустя некоторое время понятие субкультура приобрело иной смысл. С одной стороны, эстетика, этика и идеология молодежных сообществ получила признание со стороны общества как особая «молодежная культура», с другой – было открыто существование и других культур (например, детской). Это придало новое значение понятию, которое стало применяться для обозначения «подсистемы» культуры, указывая на мультикультурный характер современного общества .

При этом постмодернистская мысль ставит под сомнение адекватность использования термина «субкультура» при исследовании современных течений. Дело в том, что рассмотрение «классического» значения этого термина подразумевает, что концепция субкультуры предполагает существование достаточно легко распознаваемой господствующей культуры. Однако фрагментация современного общества делает подобное выделение практически невозможным. Помимо этого, при классическом подходе субкультуры рассматриваются как достаточно устойчивые и замкнутые явления, выстраивающие свою систему символов, ценностей, языка, норм поведения, целостный образ жизни. Предполагается, что человек, принадлежащий к подобной группе, воспроизводит этот образ жизни постоянно. Но большинство современных сообществ носят подвижный и временный характер. Современный человек находится в «супермаркете идентичностей», он имеет возможность каждый день менять как свой облик, так и свое поведение и свою социальную роль. Набор его саморепрезентаций почти бесконечен. Безусловно, это наиболее характерно для клубных культур и виртуальных сообществ. Ведь в Интернете границ для выбора своей роли вообще нет. Здесь можно поменять социальный статус, пол, возраст, внешность, словом, абсолютно все. «Субкультуры в таком прочтении являются «дискурсивными группами», которые концентрируются вокруг «своих» знаков, символических практик и ценностей. Они соединяются лишь на короткое время, а затем трансформируются, переходя во что-то новое» .

Подобная трансформация понятия шла в русле более широкой дискуссии о содержании и специфике любых форм идентичности. Р. Брубейкер и Ф. Купер отмечают, что произошел переход от «сильной» к «слабой» трактовке идентичности. В первом случае подразумевается высокая степень групповой сплоченности, четкая граница между «своими» и «чужими» и однородность группы. Слабое же понимание идентичности исходит из представления о ее многогранности, нестабильности, подвижности, неоднородности, фрагментированности и сконструированности .

Тут стоит понять систему формирования методов организации субкультур и то, как происходит формирование коммуникативной связи между этими подгруппами. То есть, как происходит формирование на уровне горизонтальной связи, на уровне «равный – равному»; как эта связь влияет на дальнейшее их развитие. Сейчас в культурном пространстве (а также в социальном) формируется совершенно новая, доселе не виданная обстановка. Происходит наполнение единого пространства большим количеством оппозиций господствующей культуре (точкой отсчета стоит считать появление культуры хиппи). Раньше ничего подобного не происходило: была одна официальная позиция и одна оппозиция. Сейчас же появилось множество оппозиций, каждая из которых считает себя наиболее ценной и истинной, предлагая свои культуру, ценности, свое мировоззрение и даже свой язык.

Термин «субкультура» на данный момент еще не до конца сформирован. Он еще будет претерпевать изменения. Само понятие и его смысловое наполнение будет определяться тем, как будут развиваться субкультуры. Эти изменения будут связаны не только с расширением понятия, но и с развитием культуры (как культуры господствующей, так и подкультур), с расширением медиапространства, в котором эти подкультуры/субкультуры находятся и развиваются, и с трансформацией общества, идущего по пути дробления одного большого культурного пространства на множества мелких.

Теплов Б. М. Психология / Б. М.Теплов.– М.: Учпедгиз, 1950. – 216 с.

Чалдини Р. Психология влияния / Р.Чалдини. – СПб.: Питер, 2000. – 272 с. – сер. Мастера психологии

Щепанская Т.Б. Субкультуры/ Т.Б. Щепанская // Современный городской фольклор. – М.: РГГУ, 2003. – С. 12-24

Глушкова Ольга Михайловна,
аспирант УралГАХА
Научный руководитель:
доктор искусствоведения,
профессор Павловская Е.Э.