Эволюция жанров военной прозы в русской литературе XX века. Тема войны в прозе XX века Тема войны в отечественной прозе 20 века

В повести К. Воробьева «Убиты под Москвой» рассказывается о трагедии молодых кремлевских курсантов, посланных на смерть во время наступления немцев под Москвой зимой 1941 года. Писатель ставит важную проблему убийства своих своими же. Ему удалось показать весь ужас предательства своих мальчишек, которые вначале «почти радостно» реагировали на пролетавшие юнкерсы. Главный герой повести Алеша Ястребов, как и все, «нес в себе неуемное, притаившееся счастье», «радость гибкого молодого тела». Описанию юности, свежести в ребятах соответствует и пейзаж: «…Снег- легкий, сухой, голубой.

Он отдавал запахом антоновских яблок… ногам сообщалось что-то бодрое и веселое, как при музыке». Молодые лейтенанты ели галеты, хохотали, рыли окопы и рвались в бой. Они не догадывались о подступавшей беде. «Какая-то щупающая душу усмешка» на губах майора НКВД, предупреждение подполковника, что 240 курсантов не получат ни одного пулемета, насторожили Алексея, знавшего наизусть речь Сталина, что «мы будем бить врага на его территории», и он догадался об обмане. «В его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны», но читатель догадался, что мальчики-курсанты станут ее заложниками.

Завязкой сюжета становится появление самолетов-разведчиков. Командир капитан Рюмин уже знал: «на нашем направлении прорван фронт», когда в расположении роты появился генерал Переверзев - странный, растерянный, утративший волю. Алексею Ястребову Рюмин посоветовал сказать ребятам, что Переверзев - контуженый боец, изображающий себя генералом. Об истинном положении на фронте рассказал раненый боец: «Нас там хоть и полегла тьма, но живых-то еще больше осталось! Вот и блуждаем теперь». Появление политрука Анисимова вызвало надежду, когда он «призвал кремлевцев к стойкости и сказал, что из тыла сюда тянут связь и подходят соседи». Но это было очередное вранье. Начинался минометный обстрел, показанный Воробьевым в натуралистических подробностях страданий раненного в живот Анисимова: «Отрежь… Ну, пожалуйста, отре-жь…» - умолял он Алексея. «Ненужный слезный крик» накапливался в душе Алексея. Человек «стремительного действия», капитан Рюмин понял: они никому не нужны, они пушечное мясо для отвлечения внимания противника. «Только вперед!» - решает он про себя, ведя в ночной бой курсантов. Они не орали «ура! за Сталина!».

Война, как трагедия народа в литературе двадцатого века Война Ч это смерть, страдания, боль людей. О ней написано немало произведений. Авторы книг о войне исследовали военные будни, достоверно изображали сражения, говорили они также о мужестве родной земли, о бесценности человеческой жизни, о том, как обыкновенные люди, имеющие совесть и чувство долга перед Родиной, жертвовали собой. Георгий Бакланов в повести Ч Навеки - девятнадцатилетние Ч рассказывает о короткой жизни своего героя. До войны Виктор Третьяков жил, как все обычные люди. Мальчишка был счастлив, любил отца и мать, но война отняла у него все. Незадолго до начала Великой Отечественной войны, отца Виктора Третьякова, ни в чем не виновного, арестовали. В семье появился чужой человек Ч отчим. Третьяков не принял его, отношения с матерью изменились. Герой осуждал ее, считая, что мать изменила отцу. И вот война. Сначала уходит на нее отчим, затем и сам Третьяков. Писатель показывает, насколько честен и добр юноша. Третьякову свойственны самые лучшие качества. На войне он не прячется за чужие спины. Лейтенант Третьяков ценит, жалеет солдат, не боится трудностей, способен на подвиг, верен своему слову, понимает, что слово Ч тоже поступок. На войне Третьяков взрослеет. Он видит смерть и теперь знает истинную цену жизни. Воспоминания о близких, о доме, о мирном времени помогают герою сохранить в трагических условиях в себе человека. Находясь в госпитале, Третьяков размышляет о жизни, ругает себя за мальчишескую дерзость, глупость. Он юнец, не имеющий никакого права, осудил мать за принятое ею решение снова выйти замуж. Герой невзлюбил отчима, не понимая того, что приносил боль матери, дорогому, любимому человеку. Теперь он просит в письме у нее прощения, хочет, чтобы она была счастлива. В госпитале Виктор Третьяков встретил свою первую любовь. Его чувство нежное, сильное, чистое. Саша Ч та девушка, которая бесконечно дорога ему. Герой готов разделить ее беду, тревогу. Он любит ее по-настоящему, старается помочь ей во всем. Читаешь страницы повести, посвященные их встречам, и переживаешь за любовь героев. Хочется, чтобы счастье состоялось. Но война разрушит все. Можно было сделать вид, что ты не замечаешь ее. Третьякову предлагают остаться в этом маленьком городке, где расположен был госпиталь, но честь и долг, присущие юноше, не дают ему такой возможности. Снова фронт. Теперь Виктор в ответе не только за мать, сестру, отчима, от которого нет давно уже писем, но и за Сашу, за ее мать. В Сашиной семье нет покоя: мать имеет немецкое отчество, и поэтому переживает. Как сложится их жизнь дальше? Война Ч то с немцами! Третьяков, а вместе с ним и мы, понимаем, сколько горя принесла с собой война. Она разлучила героя с отцом, отчимом, унесла и его жизнь. Виктор так и не дожил до 20 лет, навеки остался девятнадцатилетним. Он получил письмо, в котором его мать и сестра поздравляли с днем рождения.

Оно пришло на день раньше торжества. В этот день Третьякова ранили, казалось все будет хорошо, ведь его направили в госпиталь, но война наносит свой окончательный удар. По дороге в госпиталь Третьяков погибает. Перед смертью он думает о людях, с которыми он оказался на одной подводе, старается им помочь, уступает место, сам же идет пешком. Шальная пуля убивает его. Да, бесспорно, герой жил каждую минуту своего существования на земле согласно его нравственным ценностям. Война уничтожила его мечты, а Саша Ч его любимая девушка, сумевшая преодолеть многие трудности, потеряла свое счастье. Война Ч трагедия, боль, смерть. В герое Г.Бакланов воплотил лучшие черты своего поколения Ч чувство долга, патриотизм, ответственность, милосердие. Мне кажется, главное, что мы должны унаследовать у того поколения Ч человечность. Проявляя ее во всем, мы всегда будем жить без войны.

ВТОРОЕ:
Люди чести и долга в современной отечественной литературе Честь, долг Ч эти нравственные категории, бесспорно, очень важны в жизни людей. Для многих героев произведений писателей-классиков честь и долг Ч слова, наполненные глубоким смыслом. Петр Гринев, Пьер Безухов наделены бесстрашием, чувством справедливости и долга, ответственностью, добротой. Проходит время, меняется все вокруг. Долг и честь остаются либо необходимыми человеку, либо нет. Двадцатый век Ч эпоха войн и разрушений. На мой взгляд, в экстремальных ситуациях человек показывает свое истинное лицо. Василий Быков Ч семнадцатилетний участник войны, писатель, размышляющий в своих произведениях о человеке, о его поведении на войне, о долге и чести, которыми руководствуется герой одноименной повести ЧСотников Ч. Двух партизанских разведчиков Ч Сотникова и Рыбака направил писатель в смертный путь. Они должны были доставить продовольствие для укрывшегося отряда в лесу. Вначале герои предстают перед нами как товарищи в партизанском отряде, как единомышленники. Рыбак привлекает внимание больше, чем Сотников, физической силой, удачливостью, жизненной энергией. Сотников же показан человеком хмурым, раздражительным. События повести постепенно разворачиваются, и мы видим, как характеры людей проявляются в их поступках. Рыбак становится нам неприятен, вызывает ненависть, так как он способен на предательство. Сотников же открывается как натура волевая, мужественная. Писатель гордится Сотниковым, последним подвигом которого стала попытка взять всю вину на себя, сняв ее со старосты и Демчихи, попавших к фашистам за помощь партизанским разведчикам. Долг перед Родиной, перед людьми, как главнейшее проявление собственного я Ч вот на что обращает внимание автор. Сознание долга, человеческое достоинство, солдатская честь, любовь к людям Ч такие ценности существуют для Сотникова. Именно о людях, попавших в беду, думает он. Герой жертвует собой, зная о том, что жизнь Ч единственная реальная ценность. А у Рыбака была просто жажда жизни. И главное для него Ч выжить любой ценой.

для него Ч выжить любой ценой. Конечно, многое зависит от человека, его принципов, убеждений. У Рыбака много достоинств: ему свойственно чувство товарищества, он сочувствует заболевшему Сотникову, делится с ним остатками пареной ржи, в бою ведет себя достойно. Но как же случилось, что он становится предателем и участвует в казни своего товарища? На мой взгляд, в сознании Рыбака нет четкой границы между нравственным и безнравственным. Находясь со всеми в строю, он добросовестно несет все тяготы партизанской жизни, глубоко не задумываясь ни о жизни, ни о смерти. Долг, честь Ч эти категории не тревожат его душу. Столкнувшись же один на один с бесчеловечными обстоятельствами, он оказывается духовно слабым человеком. Если Сотников думал только о том, как умереть достойно, то Рыбак хитрит, обманывает себя и в результате сдается врагам. Он считает, что в минуты опасности каждый думает только о себе. Сотников, несмотря на неудачи: плен, побег, затем опять плен, побег, а потом партизанский отряд, не ожесточился, не стал равнодушным к людям, а сохранил в себе верность, ответственность, любовь. Автор не обращает внимание на то, как однажды в бою Сотников спасает жизнь Рыбаку, как больной Сотников все же идет на задание. Отказаться Сотников не мог, так как это противоречило его жизненным принципам. В последнюю ночь своей жизни герой вспоминает юность. Ложь отцу в детстве стало для него уроком мук совести. Поэтому герой строго судит себя и держит ответ перед совестью. Он остался человеком в жестоких условиях войны. В этом подвиг Сотникова. Мне кажется, что в трагических ситуациях войны трудно остаться верным себе, своим нравственным принципам. Но именно такие люди долга и чести борются со злом, делают жизнь прекраснее, а нас они заставляют задуматься: умеем ли мы жить по-совести.

Военная проза второй половины XX века. В чем состоят важнейшие особенности этого литературного течения? (На примере 1-2 произведений.)

Важнейшая тема 1960-1980-х годов – военная. Ос­мысление событий Великой Отечественной войны, ху­дожественные пути решения темы в этот период существенно изменяются. «Окопная правда» войны, собы­тия, не отличающиеся масштабностью, нравственные конфликты на нашей стороне фронта интересуют писа­телей все в большей степени.

Юрий Васильевич Бондарев (р. 1924) один из при­знанных представителей так называемой «лейтенант­ской прозы». Бондарев умеет как бы перенести читателя в самый центр боя. Звуки, огонь взрывов и выстрелов, крики злобы, отчаяния, боли в словесных картинах пи­сателя сочетаются с умением поведать о том, что пережи­вают реальные участники сражения. Все это оставляет у читателя ощущение ожога от прикосновения к реаль­ности войны. Особенно сильно это впечатление, потому что в страшных схватках и нечеловеческих испытаниях действуют зачастую отнюдь не супермены и богатыри, а очень юные, обыкновенные, даже слабые «мальчики», солдаты и офицеры. Фронт стал суровой школой муже­ства и нравственных испытаний для вчерашних студен­тов и школьников. Нравственная чистота, человечность, умение понимать людей, дружить и любить – неожи­данно оказываются главными качествами, которые тре­бует борьба со смертью, врагом.

Офицеры Ермаков («Батальоны просят огня») и Но­виков («Последние залпы») – тоже совсем еще моло­дые люди. Их человеческое становление еще не завер­шено, а они уже вынуждены больше думать о других, чем о себе. Крупным планом изображены переживания человека на войне в экстремальной ситуации.

Роман «Горячий снег» (1969) свидетельствовал о творческой зрелости писателя.

Историческое основание сюжета романа – попыт­ка танковой армии Манштейна зимой 1942 года про­рваться к попавшей в окружение группировке фельд­маршала Паулюса. Остановить танки в широкой степи должны были артиллеристы. Генерал Бессонов отда­ет суровый приказ: «Стоять на занимаемых рубежах до последнего. Для всех без исключения объективная причина ухода с позиции может быть одна – смерть…» И солдаты стоят насмерть, уничтожая немецкие танки.

Ю. Бондарев создает целую галерею портретов солдат и офицеров: от командира артиллерийской батареи Дроздовского и командира взвода Кузнецова до командующего армией Бессонова, от совсем юного ездового Сергуненкова, посланного Дроздовским на бессмысленную смерть в неравной схватке один на один с танком, до человечного члена Военного совета Веснина, всегда заботившегося о сохранении солдатских жизней и по­гибшего в скоротечном бою просто, отнюдь не героически, случайно – по-солдатски.

Это не безликая масса, а яркие личности, непохожие друг на друга характеры. Дроздовский внешне выигрывает, отличается командирской статью, готовностью решать и принимать ответственность. Но постепенно выясняется, что он эгоистичен, стремится всем показать свою храбрость, сделать на войне карьеру. И в решающие моменты боя он пасует. Писатель не говорит о прямой трусости, но и не показывает никакого реального вклада Дроздовского в победу, единственного, чем измеряется мера свершенного в бою солдатом, офицером. Кузнецов, напротив, скромен, поначалу не очень уверен в себе. Но в конце концов обнаруживается его нравственное превосходство. Именно это не позволяет Кузнецову смотреть на подчиненных как на материал для достижения военных целей. Сам он до последне­го снаряда продолжает схватку с танками, в наиболее опасные моменты боя оказывается в нужном месте.

Литература и история неотделимы друг от друга. Творческие люди в любую эпоху берут ручку с бумагой и пишут о том, что происходит в их душе на фоне глобальных перемен. Поэты и писатели Серебряного века говорили в своих произведениях о революции, авторы 90-х годов – о перестройке. Но, несомненно, наибольший след в отечественной литературе ХХ века оставила так называемая «военная проза». Романы, рассказы и повести, написанные участниками Великой Отечественной Войны, должны занимать отдельную полку в библиотеке тех людей, которые помнят и ценят подвиг советских людей.

Война для многих солдат стала не временным испытанием, не трагическим эпизодом жизни, а местом встречи со смертью. Когда тебе 22 года, ты вряд ли задумываешься о том, что дни твои сочтены, что не будет у тебя светлого будущего, любви, детей, внуков, открытий и подвигов. И когда смерть уже рядом, ты думаешь про долг родине и последний выбор, а не про несбывшиеся мечты…

Главному герою повести В.Быкова «Дожить до рассвета» было именно 22 года. И он героически погиб в одиночестве, раненый, в полубессознательном состоянии, но вложив пусть маленькую, но личную лепту в победу.

В этом произведении от имени лейтенанта Ивановского рассказывается о том, как отряд из десяти человек зимней холодной ночью пробирается в немецкий тыл для того, чтобы взорвать базу с боеприпасами. Главный герой, несмотря на молодость, руководит отрядом и готов любой ценой выполнить задачу.

А цена оказалась высокой: Ивановский героически погибает в конце повести. Базу с боеприпасами взорвать не удалось, поскольку ее успели перебазировать. Ивановский, оставшийся в живых, сумел добраться до дороги и убить только одного рядового немца.

Сам Ивановский прямо никого не винит в этом, он просто выполняет свой долг, но, читая повесть, из отдельных авторских фраз становится понятно, что отряд не был подготовлен к походу должным образом. Смелым и крепким духом мужчинам не хватало тренировки. Руководству не хватало осведомленности. Спешка, суета, неопределенность, слабая подготовка к походу, нетщательный подбор людей для ответственного задания – все эти факторы сказались на результате. Ивановский понимал, что «очень важно было держать всех в одном кулаке, в такой ситуации разобщенность граничит с бедой». Но как он ни пытался подгонять и подбадривать солдат, они уставали и отставали.

Значительное место в повести занимают размышления и воспоминания Ивановского. Находясь в тылу врага, в чудом найденной деревянной баньке, в непосредственной близости с немцами, главный герой спросил у Пивоварова: «Жить, хочешь?». Простой, казалось бы, вопрос, на который можно ответить только «Да!». Однако, война меняет слишком многое в сознании человека. Пивоваров ответил: «Жить? Не худо бы. Но…» С одной стороны у этих ребят желание жить обычной жизнью с «немудрящими, но такими нужными человеку радостями». А с другой – обыденные военные будни, где смерть ходит настолько рядом, что к этому начинаешь привыкать и перестаешь бояться. Боязнь ничего не сделать для победы больше боязни смерти. Ивановский и весь его отряд жили не для того, чтобы радоваться жизни, а для того, чтобы сделать победу реальностью. «Разумеется, чтобы выжить, надобно было победить, но победить можно было, лишь выжив, - в такое чертово колесо ввергла людей война», - размышлял главный герой.

Однако, человек и на войне остается человеком. В десятой главе взрослые мужчины, Иваненко и Пивоваров вспомнили, что у них есть родители. Теплота, с которой Пивоваров говорил о матери, в очередной раз убеждает нас, что на войне начинаешь понимать важность простых человеческих чувств. Забота, приготовленный обед, переживания из-за детских болезней – все это безусловная материнская любовь, которую осознаешь только тогда, когда жизнь ставит тебя перед лицом смерти. У Иваненко, наоборот, не было матери, но был отец. Не такой заботливый, как женщина, но по-мужски любящий своего сына. И оба героя поняли: если их убьют, то в первую очередь будет жаль родителей. С которыми, к сожалению, даже не удалось нормально попрощаться перед фронтом…

На мой взгляд, самым напряженным в повести является заключительный эпизод, когда лейтенант Иваненко с нечеловеческими усилиями добирается до дороги, по которой должны ездить немецкие генералы. Раненый, замерзший, с ускользающим сознанием, один в холодной зимней ночи он ждет врага, зажав гранату. Ближе к рассвету он начал мучительно понимать, что по этой дороге вряд ли поедет кто-то из командования. На исходе сил он видит повозку с двумя рядовыми немцами. «Но ведь должна же его мучительная смерть, как и тысячи других не менее мучительных смертей, привести к какому-то результату в этой войне», - размышляет автор повести. Ценой неимоверных стараний Иваненко взрывает гранату, умирает сам и забирает с собой в мир иной одного из немцев. «Хоть какой-то» результат достигнут. Но жизнь 22-летнего мужчины оборвалась насовсем…

Сейчас, спустя 65 лет после Победы, война кажется нам больше похожей на приключение, где человек может проявить смелость, мужество и отвагу, совершить подвиг, которому нет места в мирной жизни. Цифры статистики из учебников истории тоже не передают целостную картину. Количество сбитых самолетов и потраченных боеприпасов не покажут ужас войны в жизни отдельно взятого человека. И только рассказы участников войны дают нам возможность понять, что это такое. Только так мы можем хотя бы на сотую долю узнать, о чем думали люди, умирая в тылу врага.

Повесть В.Быкова «Дожить до рассвета» была экранизирована в 1975 году. Пока мы, молодое поколение, читаем и смотрим такие книги и фильмы, память о великом подвиге наших бабушек и дедушек живет вместе с нами.

Тема Великой Отечественной войны в прозе XX века (на примере одного произведения)

Тема Великой Отечественной войны в литературе. Ве­ликая Отечественная война 1941-1945 гг., унесшая жизни многих миллионов, стала одним из самых трагических фактов истории XX в. Такое событие, как война, Л. Н. Толс­той определял как «противное человеческому разуму и всей человеческой природе». Военное лихолетье, человек на войне, память потомков о подвиге солдат - тематика многих художественных произведений, созданных как в военные годы, так и после Победы, разнообразна: К. Си­монов «Живые и мертвые», В. Некрасов «В окопах Ста­линграда», В. Быков «Альпийская баллада», «Сотников», Б. Васильев «В списках не значился», «А зори здесь тихие…», К. Воробьев «Убиты под Москвой», В. Кондратьев «Сашка» и другие. Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…». Страдания и беды войны ложатся не только на плечи воюющих мужчин - не обходят они стороной и хрупких женщин. Так, например, С. Алексиевич назвала свою книгу «У войны неженское ли­цо», отразив в заглавии основную мысль: убийства против­ны женской сущности, главному назначению женщины на земле - дарить жизнь. Подвигу девушек-зенитчиц посвящена повесть Б. Ва­сильева «А зори здесь тихие…» (1969). В центре произведе­ния - пять женщин с разными характерами, разными судьбами. Они даже на войне не перестают быть девушка­ми, не теряют своего неповторимого очарования: Соня Гурвич любит поэзию Блока, Рита Осянина постоянно ду­мает о своем маленьком сыне, красотой Жени Комельковой, получавшей наряды за стремление отстоять свое пра­во оставаться женщиной на войне, любуются остальные девочки. Под командованием старшины Васкова пять дев­чонок отправляются на перехват двух диверсантов, а их оказалось два десятка. Вернуться из этого похода было не суждено солдатам Гурвич, Комельковой, Осяниной, Бричкиной и Четвертак. Стремление не пропустить фашистов, любой ценой остановить захватчиков, отомстить за пору­шенную любовь, уничтоженные семьи, придает хрупким девчонкам недюжинную силу духа. Попрание правил чело­веческого общежития ставит самих фашистов вне всяче­ских законов, а потому подвиг зенитчиц обретает общече­ловеческое значение. Трагичен образ старшины, стремившегося спасти своих «солдат», но не сумевшего защитить их. Мысль о том, что с них, с мужчин, спросится после войны, терзает совесть Вас­кова: «Что же вы, мужики, мам наших от пуль защитить не смогли? Со смертью их оженили?» Символичность финала повести (Васков выполняет обе­щание, данное Рите, позаботиться о ее сынишке) вводит в произведение тему памяти. Повесть легла в основу знаменитого художественного фильма С. Ростоцкого, а в последние годы была снята ки­тайская версия. Тема Великой Отечественной войны еще долгие годы будет находить свое отражение в литературе, кино, живописи. Память - это то, что отличает человека от других живых существ. Пока жива память, подвиг пав­ших в годы войны будет предостерегать потомков от страшных и жестоких войн, от бессмысленного кровопро­лития.