Евгений онегин образование и воспитание. Проблемы воспитания и образования в романе А.С

Роман "Евгений Онегин" создавался Пушкиным в течение 8 лет (с 1823 по 1831). Если первые главы романа были написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жизненным опытом. Это "взросление" поэта отражено в романе. Главный герой - Евгений Онегин - так же как и сам поэт взрослеет, умнеет, набирается жизненного опыта, теряет друзей, заблуждается, страдает. Как же показаны этапы жизни героя в произведении? Названием романа Пушкин подчеркивает центральное положение Онегина среди других героев произведения.

Онегин - светский молодой человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени воспитание под руководством француза-гувернера в духе литературы, оторванной от национальной и народной почвы. Он ведет образ жизни "золотой молодежи": балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Хотя Онегин и учился "чему-нибудь и как-нибудь", он все же имеет высокий уровень культуры, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества. Пушкинский герой - порождение этого общества, но вместе с тем он и чужд ему. Благородство души, "резкий охлажденный ум" выделяют его из среды аристократической молодежи, постепенно приводят к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой: "Нет, рано чувства в нем остыли. Ему наскучил света шум..."

Пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и он покидает светское общество, пробуя заняться общественно-полезной деятельностью. Барское воспитание, отсутствие привычки к труду ("труд упорный ему был тошен") сыграли свою роль, и Онегин не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Он живет "без цели, без трудов". В деревне Онегин ведет себя гуманно по отношению к крестьянам, но он не задумывается над их судьбой, его больше мучают свои собственные настроения, ощущение пустоты жизни. Порвав со светским обществом и будучи оторван от жизни народа, он теряет связь с людьми. Он отвергает любовь Татьяны Лариной, одаренной, нравственно чистой девушки, не сумев разгадать глубины ее запросов, своеобразие натуры. Онегин убивает своего друга Ленского, поддавшись сословным предрассудкам, испугавшись "шепота, хохота глупцов". В подавленном состоянии духа Онегин покидает деревню и начинает странствия по России. Эти странствия дают ему возможность полнее взглянуть на жизнь, переоценить свое отношение к окружающей действительности, понять сколь бесплодно растратил он свою жизнь. Онегин возвращается в Столицу и встречает ту же картину жизни светского общества.

В нем вспыхивает любовь к Татьяне - теперь уже замужней женщине. Но Татьяна разгадала себялюбие и эгоизм, лежащие в основе чувства к ней, и отвергает любовь Онегина. Любовью Онегина к Татьяне Пушкин подчеркивает, что его герой способен к нравственному возрождению, что это не охладевший ко всему человек, в нем еще кипят силы жизни, что по замыслу поэта, должно было пробудить в Онегине и стремление к общественной деятельности. Образ Евгения Онегина открывает целую галерею "лишних людей". Вслед за Онегиным были созданы образы Печорина, Обломова, Рудина, Лаевского. Все эти образы являются художественным отражением русской действительности.

Задачи и тесты по теме "Образ Евгения Онегина в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин "

  • СПП с придаточными обстоятельственными (придаточные сравнения, образа действия, меры и степени) - Сложноподчинённое предложение 9 класс
  • Вид, возвратность и переходность глаголов - Глагол 5 класс

    Уроков: 3 Заданий: 7 Тестов: 1


12 билет 1 вопрос.

Истоки характера и духовная эволюция Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Вступление. Онегин – типичный представитель своего поколения

Воспитание и образование Онегина

День Онегина

Изменения, произошедшие с Онегиным после дуэли и путешествия по России

1. Онегин - типичная фигура для дворянской молодежи 20-х годов 19 века. Еще в поэме "Кавказский пленник" А.С.Пушкин ставил своей задачей показать в герое "ту преждевременную старость души, которая стала основной чертой молодого поколения". Но поэт, по его же собственным словам, не справился с этой задачей. В романе "Евгений Онегин" эта цель была достигнута. Поэт создал глубоко типичный образ.

2. Прежде всего, Пушкин показал, как воспитывались такие люди, как Онегин. Он получил домашнее воспитание, что было нехарактерно для дворян начала 19 века. Как правило, они получали либо военное, либо светское воспитание в университете. Онегина же воспитывал месье Лабе, «француз убогой», который, «чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил». Таким же образом воспитывался и Пушкин до поступления в Лицей. Онегин же не получил глубокого образования, и Пушкин сетует по этому поводу:

Мы все учились понемногу,

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас не мудрено блеснуть…

3. Он вышел в свет в 17 лет и сразу кинулся во все развлечения, которые ему мог дать «Петербург неугомонный». Вот его распорядок дня. Утренний туалет и чашка кофе или чаю сменялись к двум-трем часам дня прогулкой. Излюбленными местами гуляний петербургских франтов были Невский проспект и Английская набережная Невы, именно там Онегин и гулял: "Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар". Около четырех часов пополудни наступало время обеда. Молодой человек, ведущий холостой образ жизни, редко содержал повара и предпочитал обедать в ресторане.

Послеобеденное время молодой франт стремился "убить", заполнив промежуток между рестораном и балом. Такую возможность давал театр, он был не только местом художественных зрелищ и своеобразным клубом, где происходили светские встречи, но и местом любовных интриг:

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла - все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Все хлопает. Онегин входит,

Идет меж кресел по ногам,

Двойной лорнет, скосясь, наводит

На ложи незнакомых дам.

Бал имел двойственное свойство. С одной стороны, был областью непринужденного общения, светского отдыха, местом, где ослаблялись социально-экономические различия. С другой стороны, бал был местом представительства различных общественных слоев. Конечно, такая жизнь «в вихре света» не может удовлетворять умную личность, а Онегин, без сомнения, умная и недюжинная натура. Он быстро устаёт и от своих минутных любовниц, и от друзей. Отравленный скепсисом, он уезжает в деревню, пытаясь сменить обстановку и образ жизни, но хандра и там «гонится за ним, как тень».

Онегин - современник Пушкина и декабристов. Онегиных не удовлетворяет светская жизнь, карьера чиновника и помещика. Белинский указывает на то, что Онегин не мог заняться полезной деятельностью "по некоторым неотвратимым и не от нашей воли зависящим обстоятельствам", то есть из-за общественно-политических условий. Онегин, "страдающий эгоист", - все же незаурядная личность. Поэт отмечает такие его черты, как "мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий охлажденный ум". По словам Белинского, Онегин "был не из числа обыкновенных людей". Пушкин подчеркивает, что скука Онегина происходит оттого, что у него не было общественно-полезного дела.

Онегин ведет жизнь молодого человека, свободного от служебных обязанностей.

4. Устав от городской жизни, Онегин поселяется в деревне. Важным событием в его жизни стала дружба с Ленским, хотя Пушкин отмечает, что они сошлись "от делать нечего". Это, в конце концов, привело к дуэли.

Поведение Онегина на дуэли неопровержимо свидетельствует, что автор хотел сделать его убийцей поневоле. Онегин стреляет с дальней дистанции, сделав только четыре шага, причем первым, явно не желая попасть в Ленского. Возникает, однако, вопрос: почему все-таки Онегин стрелял в Ленского, а не мимо? Основным механизмом, при помощи которого общество, презираемое Онегиным, все же властно управляет его поступками, является боязнь быть смешным или сделаться предметом сплетен. В ту пору нерезультативные дуэли вызывали ироническое отношение. Человек, выходивший к барьеру, должен был проявить незаурядную духовную волю, чтобы сохранить свое поведение, а не принять навязанные ему нормы. Поведение Онегина определялось колебаниями между чувствами, которые он испытывал к Ленскому, и боязнью показаться смешным или трусливым, нарушив правила поведения на дуэли. Что победило нам, известно:

Поэт, задумчивый мечтатель

Убит приятельской рукой!

После дуэли Онегин уезжает, так как его преследовала окровавленная тень. Он путешествует по России. Главу «Путешествие Онегина» Пушкин убрал оп цензурным причинам. По мысли поэта, Онегин должен был побывать на Нижегородской ярмарке, увидеть аракчеевские военные поселения. К тому же, мучения совести, осознание того, что юный поэт был убит в угоду света, потому что Онегин боялся хохотни глупцов, - всё это привело к изменениям в душе героя. Встретясь с Татьяной в Петербурге, он понимает, что он потерял, отказавшись от неё. Он перерождается. Он способен теперь на настоящее чувство.

Финал романа открытый. Мы только можем понять, что, оставив Онегина «в минуту, злую для него», мы его оставляем на распутье. Многие критики предрекали ему судьбу декабристов. Вполне возможно… Вспомнить хотя бы судьбу декабриста Лунина и многих других, начинавших бретёрами, светскими франтами, а закончивших жизнь в ссылке в Сибири.

Сочинение. ОБРАЗ ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».:

Евгений Онегин - это очень неординарный герой. Он интересен мне как человек, резко выделяющийся из остальной массы людей. Пушкин создает образ «лишнего человека». Поэт рисует Онегина очень похожим на себя по воспитанию в детстве (Пушкин воспитывался няней, и Онегин воспитывался не родителями), но очень часто их взгляды на жизнь не совпадали. Пушкин пишет роман так, что, хотя он и не герой, он постоянно присутствует рядом с Онегиным и сравнивает его с собой.

В детстве отцу Онегина неохота было заниматься его воспитанием, и он нанял «убогих»madameи monseir, которые ничему не учили мальчика, а лишь слегка за “слегка за шалости бранили”. Как же показаны этапы жизни героя в произведении? Онегин - светский молодое человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени воспитание под руководством француза-гувернера в духе литературы, оторванной от народной почвы

Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь...

И немудрено, что из Онегина вырос эгоист, думающий только о своих желаниях и удовольствиях. Хорошее в его душе благодаря воспитанию и обществу оставалось в нем. Образование он получил поверхностное, но сам, хотя и без всякого удовольствия, углублялся в чтение книг. Как потом выясняется, он читает не только художественную литературу, но и философские книги. И это очень пошло ему на пользу, потому что, встретившись с Ленским, окончившим один из лучших в мире в то время университетов, он мог спорить даже с ним на такие серьезные темы, как философия и политика.

Онегин вращается в высшем свете. Сначала он живет, как и все светские люди: ездит на балы, ходит в театры, но это он делает без удовольствия, как что-то обязательное, его даже перестало интересовать, что происходит на сцене:

“...потом на сцену

В большом рассеянье взглянул,

Отворотился - и зевнул”.

(Хотя Пушкин называет театр «волшебным краем».)

Но по своим взглядам и требованиям к жизни он стоит намного выше не только своих соседей-помещиков в деревне, но и представителей петербургского света, и потому эта бессодержательная, пустая жизнь ему вскоре надоела:

Но к жизни вовсе охладел.

Как Child Harold, угрюмый, томный

В гостиных появлялся он... В деревне Онегин ведет себя гуманно по отношению к крестьянам, но он не задумывается над их судьбой, его больше мучают свои собственные настроения, ощущение пустоты жизни

Онегин хотел бы расстаться с такой жизнью, но у него не хватает на это ни сил, ни желания. При этом его эгоизм, невнимание к чувствам других постоянно приводят к тому, что, не желая этого, он причиняет зло тем людям, с которыми его сталкивает судьба. Получив любовное письмо Татьяны, он чувствует, что не может ответить ей тем же и отказывает ей,но отказывает вежливо в мягкой форме, не считаясь с ее чувствами. Но, по-моему, это было лучше, чем если бы он обнадежил ее, обещая ей ответить тем же, заведомо не любя ее. Он решает отомстить Ленскому за то,что Владимир сказал Онегину что на именинах Татьяны кроме родных и близких людей никого не будет. он причиняет боль Татьяне и Ленскому на именинах Татьяны, открыто ухаживая за Ольгой. Пушкин показывает Онегина эгоистом, но он «страдающий эгоист», а не самодовольный и влюбленный в себя. Он, видимо, понимает, что основной источник его тоски - это отсутствие труда, общественной деятельности. Но его ум не позволяет ему идти по проложенной дороге, по которой шли многие молодые дворяне, желающие найти себе «полезное» занятие. Пойти служить офицером или чиновником он не мог, так как понимал, что это значит поддерживать тот строй, из-за которого и появляется у него тоска. И единственным трудом для него остается борьба со злом тогдашней русской жизни - крепостным правом и царским самодержавием. Но как раз к этому он не был способен в силу своего воспитания и условий жизни, убивших в нем всякий интерес к труду:

«Труд упорный ему был тошен». Онегин не принадлежал к дворянским революционерам, но то, что он чувствовал себя неуютно в тогдашней обстановке, говорит о том, что он стоял значительно выше дворянской молодежи. Пушкин говорит, что Онегин был «сноснее других».

Хоть он людей, конечно, знал

И вообще их презирал -

Но (нет правил без исключений)

Иных он очень отличал

И вчуже чувство уважал,

То есть он видел в других и ценил то живое, чего уже не осталось в нем.

Почти на протяжении всего романа действия, мысли, речи Онегина остаются неизменными, принадлежащими умному человеку, озлобленному на общество (у него злой, острый язык, он зло отзывается обо всем окружающем), разочарованному во всем и неспособному к каким-либо сильным чувствам и переживаниям. Но события, о которых Пушкин рассказывает в последних главах, производят на Онегина сильное впечатление. И мы видим, что он обнаруживает такие черты характера, которых даже не подозревал в себе. Дуэль с Ленским дает ему возможность понять, к чему его привел эгоизм, его невнимательность к людям, забота только о себе. Онегин убивает своего друга Ленского, поддавшись сословным предрассудкам, испугавшись "шепота, хохота глупцов".. Он уже не такой высокомерный, не эгоист, стоящий выше всех жизненных впечатлений, он приходит в ужас от своего бессмысленного поступка:

Мгновенным холодом облит,

В тоске сердечных угрызений...

Убийство Ленского перевернуло всю его жизнь. В подавленном состоянии духа Онегин покидает деревню и начинает странствия по России. Эти странствия дают ему возможность полнее взглянуть на жизнь, переоценить свое отношение к окружающей действительности, понять сколь бесплодно растратил он свою жизнь.Теперь уже Онегин не может игнорировать чувства и переживания людей, с которыми он сталкивается. Теперь он может чувствовать и любить. Повлияла на него действительность жизни русского народа, которую он увидел во время путешествий. После пережитого Онегин изменяется, становится совершенно другим человеком. Но, несмотря на странствия, эгоизм и самолюбие в Онегине не поубавились. Это и есть «перерождение» Онегин возвращается в Столицу и встречает ту же картину жизни светского общества. В нем вспыхивает любовь к Татьяне - теперь уже замужней женщине.Написав письио Татьяне Онегин не задумывается о её чувствах,думает только о себе. Но Татьяна разгадала себялюбие и эгоизм, лежащие в основе чувства к ней, и отвергает любовь Онегина.

Образ Онегина - это образ, вобравший в себя общие черты, типичные для целого слоя тогдашней молодежи. Это молодые люди, обеспеченные трудом, но получившие плохое, беспорядочное образование и воспитание, которые ведут пустую, бессодержательную жизнь с развлечениями на балах, в гостях, на праздниках. Но в отличие от остальных слоев, то есть господствующего класса, относящегося к своему безделию спокойно, эти молодые люди более умны, у них есть хоть какая-то доля совести, они испытывают неудовлетворенность от окружающей среды, от того общественного строя и недовольны собой, но все-таки они так же, как Онегин, благодаря своему воспитанию, не могут порвать с такой жизнью. Пушкин очень хорошо характеризует скуку и чувства, свойственные этим людям:

Несносно видеть пред собою

Одних обедов длинный ряд,

Глядеть на жизнь, как на обряд,

И вслед за чинною толпою

Идти, не разделяя с ней

Ни общих мнений, ни страстей.

Хотя весь роман - это повествование о Евгении Онегине как об индивидуальности, здесь он показан как типичный представитель дворянской молодежи того времени.

Роман «Евгений Онегин» – это великое творение гениального Пушкина. В бессмертном произведении отражена со всей силой авторского реализма русская жизнь первых десятилетий XIX века. Поэт описывает все стороны русской действительности, все слои нации, показывает типичных представителей дворянского общества той эпохи. Таким типичным образом в романе является главный герой – Евгений Онегин, в котором ярко видны черты «страдающего эгоиста», «лишнего человека».

Онегин – дитя светского общества, он получил типичные для молодого дворянина воспитание и образование. Главный герой романа владеет в совершенстве французским языком, хорошо танцует и изящно кланяется, чего вполне достаточно в высшем свете. Онегина считают умным и милым человеком. Пушкин иронично замечает:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

Евгений ведет жизнь баловня судьбы, сибарита. Он проводит время на бесконечных балах, вечерах, посещает рестораны, театры. Молодой дворянин прекрасно овладел «наукой страсти нежной», но автор замечает, что любовные интриги занимали «тоскующую лень» Онегина. Однообразие и пестрота жизни светского общества постепенно надоедают главному герою. Он разочаровывается в пустоте и бесцельности такого существования:

Но рано чувства в нем остыли,

Ему наскучил света шум…

Онегин отличается от других представителей светского Петербурга. Он умен и талантлив, способен правильно оценивать жизнь и людей, которые его окружают. Недаром Пушкин с большой симпатией говорит о своем герое. Евгений – это «добрый… приятель» автора. Что же так мило Пушкину в натуре главного героя? Поэт пишет:

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Именно эти качества не позволяют Онегину и дальше вести праздную жизнь. Однако трагедия героя в том, что он хорошо понимает неправильность такой жизни, но не знает, как надо жить. Евгений пытается изменить вялый ход времени, он пробует заняться полезной деятельностью, чтобы как-то расшевелить себя. Главный герой начинает читать книги, занимается писательским трудом, но это ни к чему хорошему не приводит. Пушкин открывает нам истину:

… но труд упорный Ему был тошен…

Жизнь в высшем свете уничтожает в человеке привычку к труду, желание действовать. Так происходит и с Онегиным. Его душа просто увяла под влиянием света. Евгений откровенно скучает в любом обществе. Он все делает «скуки ради», «чтоб только время проводить». Именно этим объясняются дружба Онегина с Ленским, проведение реформ в имении главного героя. Евгений больше всего ценит свой покой, поэтому не хочет ответить взаимностью Татьяне Лариной, когда девушка сама признается герою в любви. Онегин видит, что Татьяна – это самобытная и глубокая натура, но эгоист в Евгении сильнее, чем «добрый приятель» Пушкина. Онегин наносит душевную рану «милой Тане», он вызывает ревность наивного и пылкого Ленского, а причиной всему служит «тоскующая лень» главного героя. Он эгоист, но эгоист страдающий. Поступки и поведение Онегина приносят несчастье не только окружающим, но и ему самому. Он слишком долго жил в высшем свете и впитал в себя все пороки того общества, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов». Евгений пытался уйти, порвать со светским Петербургом, но этого ему осуществить не удалось. Дитя света, он не может возвыситься над окружающим героя убогим поместным дворянством и предпочитает стреляться с Ленским, чтобы не стать объектом насмешек. Понимая что ему нужно помириться с Владимиром, Евгений тем не менее делает роковой для юного поэта выстрел. После убийства Ленского Евгений страдает, но боязнь сплетен и клеветы оказалась сильнее ощущения собственной неправоты. Онегин испугался мнения тех людей, которых сам же презирал, над кем смеялся в разговорах с Ленским. Эгоизм лежит и а основе отношения Евгения к Татьяне Лариной. Герой пушкинского романа не пожелал ответить на чувства наивной девушки, даже понимая, что она достойна любви. Онегин не захотел менять свои привычки:

Я, сколько ни любил бы вас,

Привыкнув, разлюблю тотчас.

Однако Евгений страстно влюбляется в Татьяну, когда та становится знатной дамой, представительницей столичного общества, и Ларина хорошо понимает, что является причиной чувства Онегина к ней. Это любовь эгоиста, воспитанного в светском Петербурге и отлично знающего «науку страсти нежной».

Образ Онегина открывает галерею «лишних людей» в русской литературе XIX века. Без него был бы невозможен Печорин, справедливо названный «младшим братом» пушкинского героя, черты Евгения есть в Обломове, Рудине. Евгений Онегин – это типичный герой эпохи двадцатых годов, «страдающий эгоист», которого таким сделано общество.

Нет похожих записей.

Обратим внимание на эпиграф к I главе: «И жить торопится, и чувствовать спешит» - из стихотворения П.А.Вяземского «Первый снег». Эпиграф отмечает существенную сторону личности героя и его юношеские годы.


Без вступления Пушкин сразу дает эпизод из жизни героя: Онегин едет в деревню к больному дяде. Автор называет Онегина «молодым повесой», но тут же говорит о нем как о «добром» своем приятеле.

В следующих строфах речь идет об образовании Онегина и круге его интересов.
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь...
Пушкин отмечает случайность, бессистемность обычного дворянского воспитания. Из дальнейших стихов выясняется, действительно, отсутствие у Онегина систематического образования, однако круг интересов Онегина был весьма широк.

Обращаемся к следующим строкам:

Имел он счастливый талант
С ученым видом знатока
Без принужденья в разговоре
хранить молчанье в важном споре
Коснуться до всего слегка,
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм...


Эти строки говорят об отсутствии глубины в образовании Онегина. Но упоминание «нежданных эпиграмм» в то же время характеризует ироническую, язвительную направленность разговоров Онегина. Эпиграмма была нередко проявлением оппозиционных настроений и мыслей.
Исторические анекдоты, которые привлекали Онегина - рассказы о случаях из жизни исторических деятелей - в известной мере свидетельствуют об интересе Онегина к истории.

Как видно, несмотря на всю бессистемность образования Онегина, он не остается в стороне от культурных, исторических и политических интересов. У него широкий круг интересов, причем отбор имен читаемых Онегиным авторов таков, что можно сказать об оппозиционной, критической настроенности молодого Онегина.
Далее обращаемся к строфам, рисующим обычный день Онегина.
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Три дома на вечер зовут...
Пока недремлющий брегет
Покамест в утреннем уборе,
Не прозвонит ему обед.
В изображении обеда обращает на себя внимание перечень блюд сплошь нерусской кухни, характеризующий пристрастие ко всему заграничному.

Далее, читаем строфы, посвященные описанию кабинета Онегина и его туалету. Перечисление украшающих кабинет Онегина вещей (янтарь, бронза, фарфор, духи в граненом хрустале, гребенки, пилочки и т.д.), воссоздает типичную обстановку жизни молодого человека петербургского света. В XXVI строфе Пушкин, перечисляя предметы одежды Онегина, использует иностранные названия. В иронической форме он дает мотивировку необходимости включения иностранных слов в русский литературный язык:
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет.

Строфа XXXV заканчивает описание обычного, рядового дня молодого человека петербургского света. Онегин возвращается домой уже поутру,
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден... -
т.е. начался развод караулов в военной столице. На улицах показываются люди, представляющие совсем другую часть населения: купец, разносчик, извозчик, молочница-охтенка. Начинается трудовой день большого города.
XXXVI строфа как бы обобщает ряд прошедших перед нами картин, указывает, что изображенный день Онегина был для него обычным днем:
Проснется за полдень, и снова
Однообразна и пестра.
До утра жизнь его готова,
И завтра то же, что вчера...
И в этой строфе поэт переходит к освещению внутреннего мира Онегина, ставя вопрос:
Но был ли счастлив мой Евгений,
Свободный, в цвете лучших лет,
Среди вседневных наслаждений?
Сотни, а может быть и тысячи молодых дворян были довольны этой пустой жизнью. А Онегин?


Евгений не удовлетворен жизнью, он скучает, им овладевает «хандра». Это состояние Онегина выделяет его среди молодежи, удовлетворявшейся описанным существованием. Он - выше, содержательнее обычных молодых людей петербургского общества. В нем живут какие-то большие запросы, и пустая светская жизнь не приносит ему счастья. Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум...


Эта авторская характеристика очень важна. Все эти качества резко выделяют Онегина из той среды, которая его окружала, здесь Пушкин высоко ценит своего героя. Дворянское светское общество было неоднородно, и наряду с массой пустых посредственностей в нем были и люди другого типа. И некоторыми чертами своей личности Онегин близок к ним. Недовольство Онегина окружающим поэт подчеркивает и в XIV! строфе.
Сперва Онегина язык
И к шутке, с желчью пополам,
Меня смущал; но я привык
И к злости мрачных эпиграмм.
К его язвительному спору,


Итак, из I главы романа мы узнали о происхождении Онегина, воспитании и образовании. Выяснили, какая среда его окружала и формировала его взгляды и вкусы. Познакомились с кругом его интересов. Выяснили некоторые отрицательные стороны его жизни, которые не могли не наложить отпечатка на его личность: Онегин живет без труда и определенного занятия; он не связан ни с родной природой, ни с жизнью своего народа. Начиная с французского воспитания и кончая чтение преимущественно ино странных книг, - все в его жизни лишает Онегина возможности сближения со своим, национальным, русским. У Онегина появляется недовольство жизнью, тоска. Он чувствует бесцельность своего существования.


В дальнейших главах романа образ Онегина развивается, претерпевает некоторые изменения. Автор ставит Онегина в новые ситуации, сталкивает его с новыми людьми, и в этих столкновениях в ряде новых обстоятельств в полной мере раскрывается сущность образа, его со циальный смысл, типическое для части молодежи 20-х годов, отраженное в образе Онегина.
В конце I главы и во II главе рассказывается о жизни Онегина в
деревне.
Два дня ему казались новы
Потом уж наводили сон;
Уединенные поля...
Потом увидел ясно он,
Что и в деревне скука та же...
...На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле;


«Скука», «хандра» не оставляют Онегина и в новых условиях жизни. Природа не привлекает его, хозяйством он не занимается. Как помещик, Онегин должен вступить в какие-то отношения с крестьянами. Об этом есть в романе только одно сообщение:
В своей глуши мудрец пустынный,
Оброком легким заменил;
Ярем он барщины старинной
и раб судьбу благословил.

Однако это сделано было «чтоб только время проводить». Как отнеслись к «реформе» Онегина окрестные помещики:
...в углу своем надулся,
Другой лукаво улыбнулся,
Увидя в этом страшный вред,
И в голос все решили так,
Его расчетливый сосед:
Что он опаснейший чудак.
Какие взаимоотношения установились между Онегиным и соседями-помещиками? Онегин замкнулся в себе и четко разделял себя и своих соседей.
А те, в свою очередь, сочли его «чудаком», «фармазоном» и «дружбу прекратили с ним».

В I главе Онегин был автором выделен из среды светского столичного дворянства. Во II главе он резко отграничен от обычного круга помещиков, в среду которых попал волею судьбы.
Стоит обратить внимание на дружбу Онегина с Ленским. При всем различии характеров и темпераментов они, тем не менее, заключают в себе и нечто общее: они оба противопоставлены Буяновым, Петушковым, Простаковым, Мизинчиковым, Дуриным. Общее в них - большие запросы к жизни, широкие умственные интересы. Здесь и история, и философские и моральные вопросы, и чтение литературных произведений.
В III главе - первая встреча Онегина с Татьяной. Обратим внимание на диалог двух приятелей, когда они «дорогой самой краткой домой летят во весь опор». Из разговора видно, что Онегин обратил внимание не на Ольгу: «Я выбрал бы другую», т.е. Татьяну. Онегин умеет разбираться в людях, его не привлекла бессодержательная, пустая Ольга. Да и то обстоятельство, что Онегин сразу произвел необыкновенное впечатление на Татьяну, нельзя отнести только за счет ее мечтательного, воспитанного на чтении сентиментальных романов, воображения.


Однако, наряду со всем этим, как бы поднимающим героя, не стоит забывать о его эгоизме и холодности - следствии условий его воспитания и светской жизни.
ВIV главе наше внимание привлечет строфа о первом впечатлении, какое произвело на Онегина полученное письмо: Но, получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был...


Эти и последующие строки говорят о том, что душа «модного тирана» не совсем опустошена и не окончательно зачерствела. Однако Онегин не в силах ответить на любовь Татьяны, а «волочиться», «флиртовать» не позволяет ему порядочность. Конечно, проблема Евгения в том, что, несмотря на свой ум и неудовлетворенность всем строем жизни людей своего круга, он не может с ней порвать и искать смысла жизни в другом, поставить перед собой ка кую-то значительную задачу. Однако смутное сознание того, что не узкий круг «домашних» интересов, а какая-то другая жизнь могла бы дать смысл его существованию, в нем живет.
"Но я не создан для блаженства..." - и Онегин развертывает иронически картину семейной жизни, к которой он неспособен. В этой «проповеди», несмотря на ее обдуманность и некоторую высокомерность, звучит, однако, и какая-то грусть. Онегину жаль Татьяну, но жаль и себя.


Живя в деревенской глуши, скучая и томясь, Онегин проявляет способность уважать полюбившую его провинциальную девушку, не хочет играть серьезным и большим чувством.
Поведение Онегина на именинах Татьяны ничего нового к его образу не добавляет. Однако вновь проявляется пренебрежение Онегина к людям и его эгоизм.
Чудак, попав на пир огромный,
Уж был сердит...
Хотя сердиться ему было не на что, и Ленский, и Ларины к нему расположены. И Онегин не только «стал чертить в душе своей карикатуры всех гостей», но легкомысленно обижает своего приятеля, ухаживая за Ольгой. В главе VI эпизод вызова и дуэли красноречиво характеризует Онегина.
Приняв «без лишних слов» вызов, Онегин
Наедине с своей душой
И поделом: в разборе строгом,
Был недоволен сам собой.
На тайный суд себя призвав,
Он обвинял себя во многом...


И дальше - честные, верные мысли о своей неправоте. Итак, - высокое и благородное представление о людских отношениях и резкое самоосуждение. Неожиданно опять честь оказывается причиной того, что герой сдает свои гуманные, благородные позиции и плывет по течению событий. Но это другая честь, не та, о какой думал Онегин раньше. Это - фальшивая честь, регулируемая «общественным мнением» дворянского общества. И она побеждает Онегина: он, при всем своем презрении к дворянско-светскому кругу, сам является его порождением и не может вырваться за его пределы, порвать с ним. Онегин уступает «общественному мнению» в важном вопросе. Это не мешает ему посмеяться над традициями своего круга в делах некрупного масштаба.

И секундантом он берет с собой француза-лакея:
Хоть человек он неизвестный,
Но уж конечно малый честный.


В картине поединка мы отмечаем выдержку и хладнокровие Онегина, а после убийства Ленского - раскаяние, потрясение, переживаемое им:
В тоске сердечных угрызений,
Рукою стиснув пистолет,
Глядит на Ленского Евгений...
Такова вековая тяжба, раздвоенность сознания, типичная для дворянского интеллигента того времени.


Следующий эпизод «Татьяна в кабинете Онегина» поднимает целый ряд литературных и жизненных ассоциаций, которые говорят о сложности и противоречивости образа героя, об отражении в его личности «духа времени». Снова и снова Татьяна приходит в кабинет Онегина. Она перебирает книги, «жадною душою» «предается» чтению. Отбор Онегиным книг, отметки на полях приоткрывают ей многое в личности героя.

Чудак печальный и опасный,
Теперь яснее - слава богу -
Созданье ада иль небес,
Того, по ком она вздыхать
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Чужих причуд истолкованье,
Ничтожный призрак, иль еще
Слов модный полный лексикон?..
Москвич в Гарольдовом плаще,
Уж не пародия ли он?
Ответа на вопросы нет.


Обратимся к Онегину в VIII главе. В ней новый цикл событий в жиз ни Онегина, открывающийся встречей в Петербурге с Татьяной. Онегин на светском рауте:
Но это кто в толпе избранной
Стоит безмолвный и туманный?
Для всех он кажется чужим.


Онегин потому оказался лишним, чужим среди светского раута.
Пушкину искренне жаль своего героя, при всем богатстве своей
личности оказавшегося лишним, чужим, не нашедшим своего места в жизни. Глубоко трагична его судьба.


Встреча с Татьяной пробуждает Онегина. Прошли долгие годы, он много пережил, передумал с тех пор, как "читал наставленья» уездной барышне. Евгений поменялся, мировоззрение его стало более серьезным, но герой по-прежнему не доволен жизнью. Наконец, встреча с Татьяной пробуждает в нем неизведанное чувство.
История любви Онегина - это в своем роде повторение истории любви Татьяны, но только роли переменились. Письмо Евгения написанно искренне, со стастью, без светского этикета. Наконец, последнее свиданье, но теперь Онегин слушает отповедь Татьяны. В душе Онегина целая «буря ощущений». Роман за канчивается.

И здесь героя моего,
Читатель, мы теперь оставим,
В минуту, злую для него,
Надолго... навсегда...

Пушкин понимал, что развязка в VIII главе оставляет вопрос о судьбе героя открытым. Он как бы указывал этой развязкой на бесконечное разнообразие вариантов этой судьбы в сложной и противоречивой действительности.