Эстетика и художественная практика эпохи возрождения. Основные принципы эстетики возрождения

Переходный характер эпохи, ее гуманистическая направленность и мировоззренческие новации

В эпохе Ренессанса различаются: Проторенессанс (дученто и треченто, 12-13 – 13-14 века), Раннее Возрождение (кватроченто, 14-15 вв.), Высокое Возрождение (чинквеченто, 15-16 вв).

Эстетика Возрождения связана с тем грандиозным переворотом, который совершается во всех областях общественной жизни: в экономике, идеологии, культуре, науке и философии. К этому времени относятся расцвет городской культуры, великие географические открытия, безмерно расширившие кругозор человека, переход от ремесла к мануфактуре.

Развитие производительных сил, разложение феодальных сословных отношений, которые сковывали производство, приводят к освобождению личности, создают условия ее свободного и универсального развития.

Благоприятные условия для всестороннего и универсального развития личности создаются не только благодаря разложению феодального способа производства, но и недостаточной развитостью капитализма, который находился еще только на заре своего становления. Этот двойственный, переходный характер культуры Возрождения по отношению к феодальному и капиталистическому способам производства необходимо учитывать при рассмотрении эстетических идей этой эпохи. Ренессанс представляет собой не состояние, а процесс, и притом процесс переходного характера. Все это отражается на характере мировоззрения.

В эпоху Возрождения происходит процесс коренной ломки средневековой системы взглядов на мир и формирование новой, гуманистической идеологии. В широком смысле гуманизм – исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. В узком смысле – это культурное движение эпохи Возрождения. Все формы итальянского гуманизма относятся не столько к истории эстетики Ренессанса, сколько к общественно-политической атмосфере эстетики.

Основные принципы ренессансной эстетики

Прежде всего, новизной является в данную эпоху выдвижение примата красоты, и притом чувственной красоты. Бог создал мир, но как же этот мир прекрасен, как же много красоты в человеческой жизни и в человеческом теле, в живом выражении человеческого лица и в гармонии человеческого тела!

Художник сначала будто бы тоже творит дело божье и по воле самого Бога. Но, кроме того, что художник должен быть послушен и смиренен, он должен быть образован и воспитан, он должен много понимать во всех науках и в философии, в том числе. Самым первым учителем художника должна быть математика, направленная на тщательное измерение обнаженного человеческого тела. Если античность делила фигуру человека на шесть или семь частей, то Альберти в целях достижения точности в живописи и скульптуре делил его на 600, а Дюрер впоследствии – на 1800 частей.

Средневековый иконописец мало интересовался реальными пропорциями человеческого тела, поскольку оно для него было лишь носителем духа. Гармония тела заключалась для него в аскетической обрисовке, в плоскостном отражении на нем сверхтелесного мира. А вот у возрожденца Джорджоне «Венера» представляет собой полноценное женское обнаженное тело, которое хотя и является созданием божьим, но о Боге, глядя на него как-то уже забываешь. На первом плане здесь знание реальной анатомии. Поэтому возрожденческий художник является не только знатоком всех наук, но в первую очередь математики и анатомии.

Возрожденческая теория как и античная проповедует подражание природе. Однако на первом плане здесь не столько природа, сколько художник. В своем произведении художник хочет вскрыть ту красоту, которая кроется в тайниках самой природы. Поэтому художник считает, что искусство даже выше природы. У теоретиков возрожденческой эстетики встречается, например, сравнение: художник должен творить так, как Бог творил мир, и даже совершеннее того. О художнике теперь не только говорят, что он должен быть знатоком всех наук, но и выдвигают на первый план его труд, в котором пытаются найти даже критерий красоты.

Эстетическое мышление Ренессанса впервые доверилось человеческому зрению как таковому, без античной космологии и без средневековой теологии. В эпоху Ренессанса человек впервые стал думать, что реально и субъективно-чувственно видимая им картина мира и есть самая настоящая его картина, что это не выдумка, не иллюзия, не ошибка зрения и не умозрительный эмпиризм, но то, что мы видим своими глазами, -- это и есть на самом деле.

И, прежде всего, мы реально видим, как по мере удаления от нас зримого нами предмета он принимает совсем другие формы и, в частности, сокращается в размерах. Две линии, которые около нас кажутся вполне параллельными, по мере их удаления от нас все больше и больше сближаются, а на горизонте, то есть на достаточно большом расстоянии от нас, они просто сближаются между собой до полного слияния в одной единственной точке. С позиции здравого смысла, казалось бы, это нелепость. Если линии параллельны здесь, то они параллельны вообще везде. Но здесь – настолько большая уверенность возрожденческой эстетики в реальности этого слияния параллельных линий на достаточно далеком от нас расстоянии, что из подобного рода реальных человеческих ощущений появилась позже целая наука – перспективная геометрия.

Основные эстетико-философские учения и теории искусств

В раннем гуманизме особенно сильно чувствовалось влияние эпикуреизма, который служил формой полемики против средневекового аскетизма и средством реабилитации чувственной телесной красоты, которую средневековые мыслители ставили под сомнение.

Возрождение по-своему интерпретировало эпикурейскую философию, что может быть рассмотрено на примере творчества писателя Валла и его трактата «О наслаждении». Проповедь наслаждения у Валлы обладает созерцательно-самодовлеющим, значением. В своем трактате Валла учит только о таком удовольствии или наслаждении, которое ничем не отягощено, ничем плохим не грозит, которое бескорыстно и беззаботно, которое глубоко человечно и в то же время божественно.

Возрожденческий неоплатонизм представляет совершенно новый тип неоплатонизма, который выступил против средневековой схоластики и «схоластизированного» аристотелизма. Первые этапы в развитии неоплатонической эстетики были связаны с именем Николая Кузанского.

Свою концепцию прекрасного Кузанский развивает в трактате «О красоте». У него красота выступает не просто как тень или слабый отпечаток божественного первообраза, как это было свойственно для эстетики средневековья. В каждой форме реального, чувственного просвечивает бесконечная единая красота, которая адекватна всем своим частным проявлениям. Кузанский отвергает всякое представление об иерархических ступенях красоты, о красоте высшей и низшей, абсолютной и относительной, чувственной и божественной. Все виды и формы красоты совершенно равноценны. Красота у Кузанского – универсальное свойство бытия. Кузанский эстетизирует всякое бытие, всякую, в том числе и прозаическую, бытовую реальность. Во всем, в чем есть форма, оформленность, присутствует и красота. Поэтому безобразное не содержится в самом бытии, оно возникает только от воспринимающих это бытие. «Безобразие – от приемлющих…», -- утверждает мыслитель. Поэтому бытие не содержит в себе безобразия. В мире существует только красота как универсальное свойство природы и бытия вообще.

Вторым крупным периодом в развитии эстетической мысли возрожденческого неоплатонизма была платоновская Академия во Флоренции во главе с Фичино . Всякая любовь, по Фичино, есть желание. Красота является не чем иным, как «желанием красоты» или «желанием наслаждаться красотой». Есть божественная красота, духовная красота и телесная красота. Божественная красота есть некий луч, который проникает в ангельский или космический ум, затем в космическую душу или душу всего мира, затем в подлунное или земное царство природы, наконец в бесформенное и безжизненное царство материи.

В эстетике Фичино получает новое истолкование категория безобразного. Если у Николая Кузанского безобразному нет места в самом мире, то в эстетике неоплатоников безобразие получает уже самостоятельное эстетическое значение. Оно связано с сопротивлением материи, противостоящей одухотворяющей деятельности идеальной, божественной красоты. В соответствии с этим меняется и концепция художественного творчества. Художник должен не просто скрывать недостатки природы, но и исправлять их, как бы заново творить природу.

Огромный вклад в развитие эстетической мысли возрождения внес итальянский художник, архитектор, ученый, теоретик искусства и философ Альберти . В центре эстетики Альберти – учение о красоте. Красота, по его мнению, заключается в гармонии. Существует три элемента, которые составляют красоту, в частности красоту архитектурного сооружения. Это – число, ограничение и размещение. Но красота не есть простая арифметическая их сумма. Без гармонии распадается высшее согласие частей.

Характерно, как Альберти трактует понятие «безобразное». Прекрасное для него абсолютный предмет искусства. Безобразное же выступает только как определенного рода ошибка. Отсюда требование, чтобы искусство не исправляло, а скрывало безобразные и уродливые предметы.

Великий итальянский художник да Винчи в своей жизни, научном и художественном творчестве воплотил гуманистический идеал «всесторонне развитой личности». Круг его практических и теоретических интересов был поистине универсален. В него входили живопись, скульптура, архитектура, пиротехника, военная и гражданская инженерия, математические и естественные науки, медицина и музыка.

Так же как и Альберти он видит в живописи не только «передачу видимых творений природы», но и «остроумную выдумку». Вместе с тем он принципиально иначе смотрит на назначение и сущность изобразительного искусства, в первую очередь живописи. Основным вопросом его теории, разрешение которого предопределило все остальные теоретические посылки Леонардо, было определение сущности живописи как способа познания мира. «Живопись – наука и законная дочь природы» и «должна быть поставлена выше всякой другой деятельности, ибо она содержит все формы, как существующие, так и не существующие в природе».

Живопись представляется Леонардо тем универсальным методом познания действительности, который охватывает все предметы реального мира, более того, искусство живописи создает видимые образы, понятные и доступные разумению всем без исключения. В этом случае именно личность художника, обогащенного глубокими знаниями законов мироздания, и будет тем зеркалом, в котором отражается реальный мир, преломляясь сквозь призму творческой индивидуальности.

Личностно-материальная эстетика Ренессанса, весьма ярко выраженная в творчестве Леонардо, наиболее интенсивных форм достигает у Микеланджело . Обнаруживая несостоятельность эстетической возрожденческой программы, поставившей личность в центре всего мира, деятели Высокого Возрождения разными способами выражают эту потерю главной опоры в своем творчестве. Если у Леонардо изображаемые им фигуры готовы раствориться в окружающей их среде, если они как бы окутаны у него некоей легкой дымкой, то для Микеланджело характерна совершенно противоположная черта. Каждая фигура его композиций представляет собой нечто замкнутое в себе, поэтому фигуры оказываются иногда настолько не связанными друг с другом, что разрушается цельность композиции.

Увлеченный к самому концу своей жизни все более нараставшей волной экзальтированной религиозности, Микеланджело приходит к отрицанию всего того, чему он поклонялся в молодости, и прежде всего – к отрицанию цветущего обнаженного тела, выражавшего сверхчеловеческую мощь и энергию. Он перестает служить ренессансным кумирам. В его сознании они оказываются поверженными, как оказывается поверженным и главный кумир Ренессанса – вера в безграничную творческую силу человека, через искусство становящегося равным богу. Весь пройденный им жизненный путь отныне представляется Микеланджело сплошным заблуждением.

Кризис эстетических идеалов Возрождения и эстетические принципы маньеризма

Одним из очень ярких признаков нарастающего падения Ренессанса является то художественное и теоретико-эстетическое направление, которое носит название маньеризма. Слово «манера» первоначально означало особый стиль, то есть отличающийся от заурядного, затем – условный стиль, то есть отличный от естественного. Общей чертой изобразительного искусства маньеризма было стремление освободиться от идеала искусства зрелого Возрождения.

Эта тенденция проявлялась в том, что ставились под сомнение как эстетические идеи, так и художественная практика итальянского кватроченто. Тематике искусства того периода противопоставлялось изображение измененной, преобразованной действительности. Ценились необычные, удивительные темы, мертвая природа, неорганические предметы. Ставились под сомнение культ правил и принципы пропорции.

Изменения в художественной практике вызывали модификации и изменения в акцентировании эстетических теорий. В первую очередь это касается задач искусства и его классификации. Главным вопросом становится проблема искусства, а не проблема прекрасного. Самым высоким эстетическим идеалом становится «искусственность».

Если эстетика Высокого Возрождения искала точные, научно выверенные правила, с помощью которых художник может достигнуть верной передачи природы, то теоретики маньеризма выступают против безусловной значимости всяких правил, в особенности математических.

По-иному в эстетике маньеризма истолковывается проблема взаимоотношения природы и художественного гения. Для художников XV века эта проблема решалась в пользу природы. Художник создает свои произведения, следуя за природой, выбирая и извлекая прекрасное из всего многообразия явлений. Эстетика маньеризма отдает безусловное предпочтение гению художника. Художник должен не только подражать природе, но и исправлять ее, стремиться превзойти ее.

Эстетика маньеризма, развивая одни идеи ренессансной эстетики, отрицая другие и заменяя их новыми, отражала тревожную и противоречивую ситуацию своего времени. Гармонической ясности и уравновешенности зрелого Ренессанса она противопоставила динамику, напряженность и изощренность художественной мысли и соответственно ее отражение в эстетических теориях, открывая дорогу одному из главных художественных направлений XYII века -- барокко.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

Введение

Романский и готический стили предшествовали Возрождению. Многие черты Возрождения зрели в их недрах. Не случайно Якоб Буркхардт ввел понятие проторенессанса, хронологически совпадающего с готикой.

Из-за переходного характера эпохи Возрождения хронологические рамки этого исторического периода установить довольно трудно. Если основываться на чертах, которые впоследствии будут указаны (гуманизм, антропоцентризм, модификация христианской традиции, возрождение, античности), то хронология будет выглядеть так: Проторенессанс (дученто и треченто ХП-ХШ -ХШ-Х1У вв.), Раннее Возрождение (кватроченто Х1У-ХУ вв.), Высокое Возрождение (чинквеченто ХУ-ХУ1 вв.).

Итальянское Возрождение представляет собой не одно общеитальянское движение, а ряд либо одновременных, либо чередующихся движений в разных центрах Италии. Раздробленность Италии служила здесь не последней причиной. Наиболее полно черты Возрождения проявились во Флоренции, Риме. Милан, Неаполь и Венеция также пережили эту эпоху, но не столь интенсивно, как Флоренция.

Термин «Возрождение» был введен мыслителем и художником самой этой эпохи Джордже Вазари («Жизнеописание знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550)). Так он назвал время с 1250 по 1550 г. С его точки зрения, это было время возрождения античности. Для Вазари античность предстает идеальным образцом.

В дальнейшем Возрождение стало означать эмансипацию науки и искусства от богословия, охлаждение к христианской этике, зарождение национальных литератур, стремление человека к свободе от ограничений католической церкви. То есть понятие «Возрождение» в сущности стало означать гуманизм.

1. Особенности культуры Возрождения

Городская культура. Почему в культуре и эстетике Возрождения присутствовала такая четкая ориентация на человека? Ссоциологической точки зрения, причиной независимости человека, его растущего самоутверждения стала городская культура. В городе более, чем где-либо, человек открывал достоинства нормальной, обычной жизни. Это происходило потому, что горожане были более независимыми людьми, чем крестьяне. Первоначально города населяли подлинные умельцы, мастера, ведь они, покинув крестьянское хозяйство, рассчитывали прокормится только своим ремесленным мастерством. Пополняли число городских жителей и люди предприимчывые. Реальные обстоятельства заставляли их полагаться только на самих себя, формировали новое отношение к жизни. (Речь, конечно, идет о первых горожанах, л не о тех люмпенах, которые в дальнейшем пополняли ряды пролетариата.)

Роль простого товарного производства. Немалую роль в формировании особого менталитета играло и простое товарное производство. Чувство хозяина, который и производит, и распоряжается доходом сам, безусловно, также способствовало формированию особого независимого духа первых жителей городов.

Особенности расцвета итальянских городов. Итальянские города расцвели не только в силу указанных выше причин, но и из-за активного участия их в транзитной торговле. (Соперничество конкурирующих на внешнем рынке городов явилось, как известно, одной из причин раздробленности Италии.) В VШ-IХ вв. Средиземное море вновь становится местом сосредоточения торговых путей. Все прибрежные жители, как свидетельствует французский историк Ф. Бродель, получали от этого выгоду. Этим во многом объясняется, что города, не имевшие достаточных природных ресурсов, процветали. Они связывали между собой приморские страны. Особую роль в обогащении городов сыграли крестовые походы (перевозка огромного числа людей со снаряжением и конями оказалась очень выгодной).

Итак, городская культура создавала новых людей, формировала новое отношение к жизни, создавала атмосферу, в которой рождались великие идеи и великие произведения. Но идейно все это оформлялось на элитарном уровне.

Новое нарождающееся мироощущение человека нуждалось в мировоззренческой опоре. Такой опорой выступила античность. Конечно, не случайно к ней обратились жители Италии, ведь этот выдающийся в Средиземное море «сапожок» более тысячи лет назад населяли представители ушедшей античной (римской) цивилизации. «Самое обращение к классической древности объясняется не чем иным, как необходимостью найти опору для новых потребностей ума и новых жизненных устремлений», -- писал русский историк Н. Кареев в начале нашего уходящего XX в.

Возрожденческий неоплатонизм. Итак, эпоха Возрождения -- это обращение к античности. Но вся культура этого периода лишний раз доказывает, что Возрождения в чистом виде, Возрождения как такового не бывает. Мыслители-возрожденцы видели в античности то, что хотели. Поэтому совсем не случайно особой интеллектуальной разработке подвергся в эту эпоху неоплатонизм. (А. Ф. Лосев блестяще показывает в своей книге «Эстетика Возрождения» причины особой распространенности этой философской концепции в эпоху итальянского Возрождения. В этом вопросе мы опираемся на его точку зрения.) Античный (собственно космологический) неоплатонизм не мог не привлечь внимания возрожденцев идеей эманации (исхождения) божественного смысла, идеей насыщенности мира (космоса) божественным смыслом, наконец, идеей Единого как максимально конкретного оформления жизни и бытия.

Ориентация на человеческие чувства. Бог становится ближе к человеку. Он мыслится почти пантеистически (Бог слит с миром, он одухотворяет мир). Поэтому-то мир и влечет человека. Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из главных мировоззренческих задач эпохи Возрождения.

Наилучшим способом постижения Божественной Красоты, растворенной в мире, справедливо признается работа человеческих чувств. Поэтому возникает такой пристальный интерес к визуальному восприятию, отсюда -- расцвет пространственных видов искусства (живописи, скульптуры, архитектуры). Ведь именно эти искусства, по убеждению деятелей Возрождения, позволяют более точно запечатлеть Божественную красоту. Поэтому культура Возрождения носит отчетливо художественный характер.

Интерес к античности связан у возрожденцев с модификацией христианской (католической) традиции. Благодаря влиянию неоплатонизма становится сильной пантеистическая тенденция. Это придает уникальность и неповторимость культуре Италии XIV--XVI вв. Возрожденцы по-новому взглянули на самих себя, но при этом не потеряли веру в Бога. Они начали осознавать себя ответственными за свою судьбу, значимыми, но при этом не перестали быть людьми средневековья.

Наличие двух перекрещивающихся тенденций (античность и модификация католицизма) определило противоречивость культуры и эстетики Возрождения. С одной стороны, человек Возрождения познал радость самоутверждения, об этом говорят многие источники этой эпохи. С другой стороны, постиг всю трагичность своего существования. И одно, и другое связано в мироощущении человека Возрождения с Богом.

2.Основные принципы эстетики Возрождения

Истоки трагизма творчества художников Возрождения

Столкновение античных и христианских начал послужило причиной глубокого раздвоения человека, считал русский философ Н. Бердяев. Великие художники Возрождения были одержимы, считал он, прорывом в иной, трансцендентный мир. Мечта о нем была уже дана человеку Христом. Художники были ориентированы на создание иного бытия, ощущали в себе силы, подобные силам Творца; ставили перед собой по существу онтологические задачи. Однако эти задачи были заведомо невыполнимы в земной жизни, в мире культуры. Художественное творчество, отличающееся не онтологической, но психологической природой, таких задач не решает и решить не может. Опора художников на достижения эпохи античности и их устремленность в высший мир, открытый Христом, не совпадают. Это и приводит к трагическому мироощущению, к возрожденческой тоске. Бердяев пишет: «Тайна Возрождения в том, что оно не удалось. Никогда еще не было послано в мир таких творческих сил, и никогда еще не была так обнаружена трагедия общества».

В эстетике Возрождения категория трагического занимает значительное место. Суть трагического мироощущения заключается в неустойчивости личности, в ^конечном итоге опирающейся только на саму себя. Как уже подчеркивалось, трагическое мироощущение великих возрожденцев связано с противоречивостью этой культуры. (С одной стороны, в ней присутствует переосмысление античности, с другой -- продолжает доминировать, хотя и в модифицированном виде, христианская (католическая) тенденция. С одной стороны, Возрождение -- эпоха радостного самоутверждения человека, с другой, эпоха глубочайшего постижения всей трагичности своего существования).

Итак, в центре внимания возрожденцев стоял человек.

В связи с изменением отношения к человеку изменяется и отношение к искусству. Оно приобретает высокую социальную сущнностъ.

Эстетические исследования велись не учеными, не философами, а практиками искусства -- художниками. Общеэстетические проблемы ставились в рамках того или иного вида искусства, преимущественно живописи, скульптуры, архитектуры, тех искусств, которые получили наиболее полное развитие в эту эпоху. Правда, довольно условно в эпоху Возрождения было разделение деятелей Возрождения на ученых, философов и художников. Все они являлись универсальными личностями.

Общий исследовательский дух эпохи был связан с их стремлением собрать в одно целое, в один образ всю ту красоту, что растворена в окружающем, Богом созданном мире» Философской основой этих взглядов, как отмечалось был антропологически переработанный неоплатонизм. Этот неоплатонизм Возрождения утверждал личность; устремленную к космосу, стремящуюся и способную постичь красоту и совершенство мира, созданного Богом, утвердить себя в мире. Это и отразилось на эстетических взглядах эпохи. эстетика возрождение человек

Интерес к теории искусства. В связи с основной мировоззренческой установкой -- отображением реального, признанного прекрасным мира, в связи с подражанием природе, особенно важными становятся разработки теории искусств, правил, которым должен следовать художник, ведь только благодаря им и возможно создать произведение, достойное красоты реального мира.

Логическая организация пространства. Художники эпохи Возрождения и заняты этими проблемами, в частности, изучением логической организации пространства. Ченнино Ченнини («Трактат о живописи»), Мазаччо, Донателло, Брунеллески, Паоло Учелло, Анто-нио Поллайола, Леон-Батиста Альберти (Раннее Возрождение), Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти поглощены исследованием технических проблем искусства (линейная и воздушная перспектива, светотень, колорит, пропорциональность, симметрия, общая композиция, гармония).

Эстетика Возрождения может быть охарактеризована как материалистическая (основной гносеологический вопрос эстетики об отношении искусства к действительности решается материалистически), но с известной долей условности.

Художники Возрождения обращаются в своем творчестве к окружающему миру, но он достоин воспроизведения только потому, что является произведением Творца. Художники отображают мир идеализированно. Эстетика Возрождения -- эстетика идеала.

Утверждая идеалы, гуманисты ищут равновесия в художественном образе между идеалом и действительностью, правдой и вымыслом. Так они непроизвольно выходят на проблему общего и единичного в художественном образе. Эта проблема присутствует у многих художников Возрождения. Особенно четко она поставлена у Альберти в его трактате «О статуе»: «У скульпторов, если только я правильно это толкую, пути схватывания сходства направляются по двум руслам, а именно: с одной стороны, создаваемое ими изображение должно быть в конечном счете как можно более похожим на живое существо, в данном случае на человека, причем, совершенно не важно, воспроизводят ли они образ Сократа, Платона или какого-нибудь другого известного человека, -- они считают вполне достаточным, если достигнут того, что произведение их похоже на человека вообще, хотя бы самого неизвестного; с другой стороны, надо постараться воспроизвести и изобразить не только человека вообще, но лицо и все телесное обличие именно этого человека, например, Цезаря, или Катона, или любого другого известного человека, именно так, в данном положении -- восседающим на трибунале или произносящим речь в Народном собрании» (Цит. по кн.: Овсянников М. Ф. История эстетической мысли. М., 1978. С. 68).

Альберти также писал, что надо прилагать как можно больше сил к изучению как можно большего количества красоты, но «в одном теле не найти всех красот вместе, они распределены по многим телам и встречаются редко...» (История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. М., 1961. С. 534). Здесь налицо проблема воспроизведения прекрасного. Его единичное изображение мыслится как обобщение множества прекрасных образов. Показательна сама постановка Альберти проблемы общего и единичного в художественном образе.

И Леонардо отмечал, что художники должны «подстерегать красоту природы и человека», наблюдать ее в те мгновения, когда она наиболее полно выявляется в них.

Заключение

Художники Возрождения, обращаясь к воспроизведению окружающего мира, не были ни реалистами, ни натуралистами. Реалистическое воспроизведение действительности предполагает правдивое (в отличие от правдоподобного) воспроизведение жизни, где наряду с прекрасным и возвышенным присутствуют и явления другого порядка. Реализм предполагает, чтобы изображаемое лицо было типом. Вспомним Белинского: «У истинного таланта каждое лицо -- тип и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец». Типическое -- способ художественного обобщения в реализме. Идеализация -- способ обобщения в системе искусства Возрождения.

Художников Возрождения нельзя назвать и натуралистами. Они осуществляли при воспроизведении действительности некоторый отбор тех или иных черт природы, человека, что отсутствует в натурализме.

С определенной мерой условности можно сказать, что к образу-типу вплотную подошел Микеланджело. У Леонардо и Рафаэля художественные образы растворены в стихии универсального.

Культура итальянского Возрождения дала миру поэта Данте Алигьери (1265-1321), живописца Джотто ди Бондоне (1266-1337), поэта, гуманиста Франческо Петрарку (1304-1374), поэта, писателя, гуманиста Джованни Бокаччо (1313-1375), архитектора Филиппо Брунеллески (1377-1446), скульптора Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди) (1386-1466), живописца Мазаччо (Томмазо ди Джованни ди Симоне Гвиди) (1401-1428), гуманиста, писателя Лоренцо Баллу (1407-1457), гуманиста, писателя Пико Делла Мирандолу (1463-1494), философа, гуманиста Марсилио Фичино (1433-1499), живописца Сандро Боттичелли (1445-1510), живописца, ученого Леонардо да Винчи (1452-1519), живописца, скульптора, архитектора Микеланджело Буонаротти (1475-1564), живописца Джорджоне (1477-1510), живописца Тициана (Тициано Вечеллио ди Кадоре) (1477-1556), живописца Рафаэля Санти (1483-1520), живописца Якопо Тинторетто (1518-1594) и многих других.

Список использованной литературы

1.Борев Ю.Б. Эстетика.- М.: Политиздат,1993.-494 с;

2.Гулыга А.В. Принципы эстетики.- М.:Политиздат,1987.- 285 с.;

3.Худушин Ф.Е. Слово о красоте земной.- М.: Мол. гвардия,1982.- 272 с.4.;

4.Чичина Е.А. Эстетика.- Ростов/Д,1999.- 542 с.;

5.Эстетика:словарь.-М.:Политиздат,1985.- 447 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Идейное многоцветье эпохи Возрождения, ее светский характер, взаимоисключающие концепции. Искусство в сфере познания: Альберти, Пьеро делла Франческа. Этические взгляды эпохи Возрождения. Этика итальянских гуманистов (Пико дела Мирандола, Лоренцо Валла).

    контрольная работа , добавлен 19.02.2011

    Изучение особенностей эстетики эпохи Возрождения, когда происходит процесс коренной ломки средневековой системы взглядов на мир и формирование новой, гуманистической идеологии. Характеристика эстетических и гуманистических концепций Кампанеллы и Бруно.

    эссе , добавлен 01.06.2010

    Эстетика Возрождения связана с переворотом, который совершается во всех областях общественной жизни. Эстетика раннего Возрождения как эстетика раннего гуманизма, высокого Возрождения – неоплатонизма, позднего – натурфилософия. Д. Бруно, Т. Кампанелла.

    реферат , добавлен 30.12.2008

    Характерные черты эстетики Ренессанса. Особенности и основные этапы чайной церемонии, которая возникла под влиянием эстетики и философии дзен-буддизма. Исследование символики брачной церемонии в эпоху Возрождения и полонеза, как церемониального танца.

    реферат , добавлен 03.05.2010

    Основы гуманистического итальянского Возрождения. Гуманистическая этика Италии эпохи Возрождения. Новое понимание благородства человека. Ренессансное свободомыслие. В эпоху гуманизма было оправдано человеческое стремление к земным радостям.

    курсовая работа , добавлен 30.07.2007

    Ренессанс как возрождение античных наук и искусств, его сущность и сравнение со средневековой культурой. Характерные черты эстетики эпохи Ренессанса, особенности ее влияния на различные сферы науки и искусства, а также взгляды их основных представителей.

    реферат , добавлен 17.05.2010

    Причина возникновения и успеха христианского учения. Христианство как религия бедноты и его социальный идеал и изменения. Борьба народа с официальной церковью и Государством в средние века. Учение о нравственности и прогресс учений в эпоху Возрождения.

    контрольная работа , добавлен 17.02.2009

    История эстетических учений. Эстетика как учение о красоте и об искусстве, наука о прекрасном. Развитие эстетических учений в периоды Античности, Средних веков, эпохи Возрождения, Нового времени. Европейские художественные направления XIX-XX веков.

    презентация , добавлен 27.11.2014

    Экспериментально-поисковый этап в современной эстетике. "Эстетическое" как наиболее общая категория ХХв. предметом эстетики является искусство. Основные исторически сложившиеся категории постклассической эстетики. Эстетическая наука накануне ХХIв.

    реферат , добавлен 19.09.2010

    Утонченная женская эстетика как часть гармонии, охватывающей жизнь Италии в эпоху Ренессанса. Идеалы красоты знатных итальянских дам; появление парфюмерных средств "для поддержания красоты". Трактат Екатерины Сфорца о правилах и приемах наложения грима.

Эпоха Возрождения - один из самых замечательных периодов в истории европейской эстетической мысли. Сам термин «ренессанс» (возрождение) впервые был употреблен в книге Д. Вазари «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1568). И это было очень точным определением эпохи, когда перед человеком возникли совершенно новые горизонты, когда мир как будто стал в несколько раз обширней. В течение трех веков, с XIII по XVI вв., Европа стала огромной кузницей, где выковывались новые формы жизни и новые человеческие, характеры. Уходило средневековье, уходил феодальный мир, менялись общественные отношения, возникало новое светское мировоззрение. «О, дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, чем он хочет». Эти гордые слова итальянского гуманиста Пико делла Мирандолы объясняют нам, почему главной темой эстетики и художественной культуры Возрождения стал человек.

Наиболее ярко и раньше, чем в других европейских странах, Возрождение проявилось в Италии. И дело не только в том, что страна занимала выгодное географическое положение, располагаясь на перекрестке традиционных торговых путей. К XIII в. в Италии, помимо Рима, выросли, окрепли, расцвели и другие города на правах отдельных независимых государств - Венеция, Неаполь, Флоренция, Мантуя. Именно в XII-XIII вв. в итальянских городах-государствах обнаруживаются значительные, глубокие сдвиги в социально-экономических отношениях, которые приводят к ослаблению феодальной системы в целом. Италия, с ее процветающими городами, в этом отношении оказалась как бы на острие исторического прогресса.

Нарождающийся мир нуждался не только в новых формах политической жизни и производства, но и в духовном обновлении. Италия находит эту новую духовную пищу на своей почве: в памятниках великой античной культуры - в древних рукописях, руинах храмов, в римском скульптурном портрете.

В развитии эстетики Ренессанса выделяются следующие этапы: эстетика раннего гуманизма (Петрарка, Боккаччо, Н. Кузанский, Альберти), эстетика высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский) и позднее Возрождение, связанное с кризисом гуманизма (Шекспир, Сервантес). Прослеживаются две особенности эстетики этого периода: 1. эстетика Возрождения преемственна, так как именно в эту эпоху появились последователи Платона и Аристотеля; 2. эстетические идеи оказали огромное влияние на творчество многих европейских художников и целых художественных школ.

Европейский гуманизм XIV-XV вв. имел несколько иной смысл, чем тот, который мы вкладываем в него сегодня. Помимо чисто профессионального значения (то есть связанного с изучением тех дисциплин, которые раскрывали традиции античной культуры) гуманизм, как понятие, включал и мировоззренческое содержание. Гуманисты были творцами новой системы знания. В центр этой системы встала проблема человека. Основная идея гуманизма и состояла в том, что реальный, земной и внутренне свободный человек был у гуманистов мерой всех вещей. «Человека по праву называют и считают великим чудом, живым существом, действительно достойным восхищения », - говорил в «Речи о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандола (Эстетика Ренессанса. В 2-х тт. Т. 1.-М., 1981-С. 248).



Эстетика Возрождения обосновывает и совершенно иное отношение к личности художника, исключая средневековое представление о нем, как о ремесленнике. Творец новой эпохи - это конкретное воплощение универсального человека, всесторонне образованная личность. В эпоху Возрождения художника называют «божественным гением», появляется специальный литературный жанр, связанный с описанием биографии творческой личности - так называемые «жизнеописания». Считалось, что каждый человек если не по роду занятий, то хотя бы по своим интересам должен подражать художнику.

Теоретики Ренессанса продолжали разрабатывать целый ряд основных категорий. Природа и сущность прекрасного понимались ими с помощью категорий гармонии и грации. Широко применяемый в живописи и поэзии античный принцип «мимезиса» (подражания), достаточно глубоко обосновывался в трактатах Франческа Патрици (1529-1597) и Томазо Кампанеллы(1568-1639). Категория пропорции ассоциировалась у теоретиков и практиков Возрождения прежде всего с правилом «золотого деления» (или «золотого сечения»). В трактате «О божественной пропорции» итальянский математик Луиджи Пачоли (1445-1514) писал о том, что правилу «золотого деления» подчиняются все земные предметы, претендующие быть красивыми.

Значительным явлением эстетики Возрождения явилось творчество блестящего итальянского гуманиста, ученого и архитектора Леона Батиста Альберти (1404-1472). В своих основных теоретических работах «О статуе» (1435), «О живописи» (1450), «О зодчестве» (1450) он обобщил опыт современного ему искусства, поставил вопросы гармонического развития личности, проанализировал состояние эстетической организации окружающей среды.

В своем ключевом сочинении - трактате «О зодчестве», который был издан после смерти автора в 1484 г., Альберти обратился к вопросам практической эстетики и попытался создать образ эстетически гармоничной общественной среды. Такой средой, в его представлении, был «идеальный город». Красота этого города (которую Альберти трактовал не саму по себе, а только в связи с человеком), должна быть рационально продумана с точки зрения архитектурных сооружений и благоустроена для всех социальных слоев, начиная от богатых граждан и кончая бедными людьми. В таком идеальном городе должны быть созданы все условия для нравственного совершенствования личности и для ее творческой реализации. Подобным образом устроенная среда должна была сформировать и идеального человека, которого Альберти понимал как творчески активную и душевно спокойную, мудрую и величественную личность. Этот гуманистический идеал Альберти повлиял на формирование ренессансного искусства. Именно образ такого человека становится предметом изображения в художественном творчестве многих западноевропейских художников.

Следует заметить, что эстетика Возрождения не представляла собой абсолютно однородного и устойчивого явления. Она пережила ряд этапов, в которых менялись различные направления, понятия и теории. Середина XVI в. отмечена появлением первых признаков кризиса идеалов Высокого Возрождения. В искусстве все чаще и все сильнее ощущается драматизм, трагедийный пафос, состояние исторического пессимизма.

В этот исторический период заявляет о себе и новое художественное направление, получившее название маньеризм. Под термином «маньеризм» подразумевалось искусство (в частности, живописное), отличавшееся многосюжетной и сложной комбинацией, пристрастием к абстрактным линейным конструкциям, манерной изощренностью формы. Форма и стала доминирующим элементом в художественном произведении, содержанию придавалось меньшее значение. В теории маньеризм опирался на идеи неоплатонизма, в которых господствовала средневековая схоластика, астрология, символика чисел. Маньеризм открыл дорогу одному из главных художественных направлений XVII века - барокко и способствовал появлению новой художественной эпохи в Европе - Классицизму.

№29 Эстетика хх столетия. Постмодернизм.

ПОСТМОДЕРНИЗМ:
ЧЕЛОВЕК НЕ ВЫДЕРЖИВАЕТ ДАВЛЕНИЯ МИРА И СТАНОВИТСЯ ПОСТЧЕЛОВЕКОМ

Эстетика эпохи. Возрождения возникает закономерным продолжением идей эстетики предыдущих эпох, в частности античной время она является вполне оригинальным явлением, отражающим целостный, опытно-чувственный и разум мно-осмысливающее подход к природному миру и человека. В эпоху. Возрождения складывалась новая мировоззренческая парадигма. Она органично вписывает человека в земной жизни, не противопоставляя идеальное и реальное, духо вне и телесно-чувственное начала ее сущности, причем дух считается активной силой, которая"обрабатывает"материю жизни и организует ее проявления в формах совершенства. Эпоха. Возрождения преодолевала аскетизм средневекового о. Браге красоты, придавая ему жизненной полноты проявлений в формах художественно-прекрасного. Олицетворением прекрасного предстает человек, ее рассматривают как творческое начало жизни:"земной. Бог"Выраженное творческое направление с тосункив человека с миром - характерная черта ренессансной эпохи. Именно с нее началось бурное развитие различных отраслей научного познания, утверждалось научное естествознание, становилось искусство - особая сфера духовного опыта, укреплялась свобода творческого само-осуществления художникарчого само-здійснення митця.

Первым видом научного познания, что вполне соответствует духу эпохи и служит своеобразной ее характеристикой, является гуманитарное знание, а первым предметом - культура человечества, в частности культура греческой и римс ькои античности критического переосмысления претерпела культура. Средневековья . Обращение к жизнерадостной культуры античного мира , центром которой был человек, позволило избавиться от чувства греховности т а страха существования, которым жила средневековая европейская культурра.

Культура. Ренессанса обратила внимание человека на земной мир и его прелести, открывая глаза на его красоту и формируя потребность активного взаимодействия в познании тайн, а также в творческом переформировании и ув вичненни его образа художественно-эстетическими средствами. Красота мира стала эстетической моделью творчески формирующей деятельности художников, придавая ей высокого (возвышенного, величественного) звучания и неповторимой красоты и интересами к познанию земных вещей, отвержение бесспорного авторитета церкви, рост светских элементов в культуре исследователи называют характерной приметой. Возрождения .

Человек. Возрождения впервые обратила взгляд на себя не как на предмет греха и отрицание себя - греховной. Деятельная творческая личность утверждается в культуре как самый проявление красоты природного сви и ту. Она осознает собственные творческие силы, исполняется самоуважения и потребности объективации опыта в различных видах духовной и предметно-формирующей деятельности. Универсализм - характерная черта личности суток. Возрождения. По известной характеристикой. Ф. Энгельса, эпоха. Возрождения - это"величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титан ей по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености". Это эпоха, которая проложила путь развития европейской культуре последующих эпорі наступних епох.

Правда, именно с эпохи. Возрождения критерием и измерением совершенства для человека предстает она сама. Идеал. Возрождения -. Человек с большой буквы, почти равна. Богу"Божественное в эстетике и искусстве роду ния тяготеет к человеческому, но, с другой стороны, и человеческое тяготеет к божественному (или, возможно, демонического, но в любом случае -"не смертного")". С прогрессом истории абсолютизация людсь кого начала приведет к субъективизму и потери объективного критерия эстетической ценности явлений. На субъективизме героев позднего. Возрождения подчеркивает, в частности,. В. Гегель, характеризуя творчество. В. Шек спорзуючи творчість. В.. Шекспіра.

Дух. Возрождения формировался на определенных социальных и духовных предпосылках. Начинался он в. Италии, родине римской античности (на нее значительное влияние греческий античность), чтобы впоследствии распространиться в всех странах. Западной,. Центральной и. Восточной. Европы. Социальными предпосылками. Возрождения были прежде демократические принципы итальянских городов, основанные на принципах самоуправленияня.

Начиналась эпоха. Возрождения в последней четверти XIII в и продолжалась до XVI в в странах. Западной. Европы, а в восточноевропейском регионе. Возрождения продолжалось до XVII в. Исследователи разделяют шаров ьтуру. Возрождения на несколько этапов. Каждый из них характерен своей спецификой и достижениями. Первый -. Проторенессанс (конец XIII-XIV вв), второй - ранний. Ренессанс (XV в), третий - высокий. Ренессанс (кине ц XV - 30-е годы XVI в) четвертый - поздний. Ренессанс (до конца XVI в XVI ст.).

От XV в идеи ренессансного гуманизма, его мировоззренческие принципы и эстетически-художественные принципы распространялись в других странах. Западной. Европы, свидетельствуя становления светской культурной парадигмы. Рос в масштаб доминирования идей. Ренессанса в философии, гуманитарных науках, естествознании, эстетике и искусстве, в стиле жизни, этических и эстетических идеалах эпохи яркими выразителями духа. Возрожд ения в. Италии были. Данте (от его творчества. Возрождения начинает отсчет),. Петрарка,. Боккаччо,. Альберти,. Леонардо да. Винчи,. Рафаэль,. Микеланджело. Буонаротти,. Марсилио. Фичино,. Джованни. Пико де ла. Мера. Ндола,. Джордано. Бруно,. Томазо. Кампанелла. В. Германии выдающимся представителем ренессансной эстетики был. Альбрехт. Дюрер,. Англии -. Шекспир,. Франции -. Франсуа. Рабле,. Испании -. Мигель. Сервантес. О. Лосе в замечает:"Уже через поверхностного рассмотрения материалов. Западного. Ренессанса нас удивляет огромная и, можно сказать, несметное количество разнообразных имен, стран, периодов развития, направлений и стилей, обычно именуют ренессансными".

Само понятие"ренессанс"(лат re - снова и nasci - рождаться) впервые использовал. Дж. Вазари в труде"Жизнеописание знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих"(1550)

Эстетические идеи. Возрождения органично вплетены в философские, этические, социальные, естественные знания, художественное творчество, образуя духовный синтез и определяя общее эстетическое окраски эпохи. Поэтому п правомерно отметить всепроникающий характер эстетического, свойственный культуре. Возрождения, что сближает ее с культурой античности, питаясь духом которой она, собственно, и формироваласьь.

Эстетика Ренессанса (Возрождения), которая казалась прекрасно изученной, во второй половине XX в. вновь вызывает вопросы.

Распространенная хронология и периодизация Ренессанса - XIV-XVI вв. Однако в разных странах наступление эпохи Возрождения шло не одновременно, например, в Италии и в Германии (Северное Возрождение) мы видим совершенно разную ситуацию. Для некоторых стран исследователи считают возможным говорить о XIV-XV вв. как о позднем Средневековье.

Неоднозначна и мировоззренческая сущность самого Ренессанса и эстетики этого периода. Иногда ее определяют как возврат к античности. Однако следует помнить, что при достаточно большом количестве "переоткрытых" памятников античности систематического представления о ней в ту пору не было. Если имелась ориентация на античность, то скорее на тот ее образ, который создали для себя деятели ренессансной культуры.

Также неоднозначными оказываются и оценки Возрождения, которое долгое время рассматривалось как долгожданная эпоха освобождения от "мрачного Средневековья". Однако по оценкам многих современных исследователей, мрачность Средневековья во многом преувеличена, а внутренняя гармония Ренессанса не столь безусловна, как может показаться при поверхностном изложении. П. А. Флоренский разработал теорию двух типов культур - "ренессансной" и "средневековой", где приоритет, безусловно, отдается второй. Д. С. Мережковский в своих философско-исторических романах рисует культуру времен Леонардо да Винчи с явным неприятием. Наконец, А. Ф. Лосев, классик отечественной философии, в монографии "Эстетика Ренессанса" указывает на целый ряд негативных черт этой эпохи. Кроме того, именно Ренессансу принадлежат некоторые явления, которые часто "списываются" на Средневековье, например, разгул суеверий и "охота на ведьм". Не следует забывать, что само словосочетание "средние века" появилось именно в эпоху Ренессанса и свидетельствовало о том, что новая эпоха мыслилась как апофеоз культуры, а предшествующая - как некий провал.

Каковы же основные черты эстетики Ренессанса? Обобщенно их можно представить следующим образом, заранее оговорив неизбежные поправки на регион (страну) и период (ранний, высокий, поздний Ренессанс).

  • 1. Гуманизм. Неверно понимать гуманизм в контексте Ренессанса как "человеколюбие". Само слово вошло в широкий обиход, благодаря комплексу гуманитарных дисциплин, на необходимость изучения которых настаивали деятели той эпохи.
  • 2. Антропоцентризм. Человек в мировоззрении и, соответственно, эстетике Ренессанса перемещается в центр мира, хотя атеизм не был явлением, характерным для Ренессанса. Мы скорее сталкиваемся с оптимистическими иллюзиями относительно человека, позволяющими "максимально приблизить" его к Богу.
  • 3. Смещение акцентов на тело, материю прекрасно заметно в искусстве Возрождения. Но "reabilitatio carnis" - оправдание (реабилитация) плоти - быстро перешло в "rebellio carnis" - бунт плоти.
  • 4. Гедонизм - установка на наслаждение легко вытекает из предыдущей особенности.
  • 5. Теургизм - представления о художнике как о самостоятельном творце, фактически начинающем соперничать с Богом.
  • 6. Титанизм - тесно связан с теургизмом, подразумевает исключительное творческое богатство личности, когда художник способен одинаково успешно проявлять себя в самых разных областях деятельности.
  • 7. Элитарность. Поскольку гуманистический идеал воспитания человека-титана, человека-демиурга довольно быстро продемонстрировал свою ограниченную осуществимость, началось формирование элиты утонченных, образованных, во всех смыслах современных людей с характерным презрением к отсталой массе. Даже в таком известном произведении, как "Декамерон" Дж. Боккаччо, герои изначально удаляются из города, в котором бушует эпидемия, не просто для спасения жизни, а для приятного времяпрепровождения, для чего необходим тщательный выбор спутников, способных поддерживать изящные (впрочем, сплошь и рядом не столь уж изящные) разговоры. Уединившийся круг знакомых - символ ренессансного элитизма.
  • 8. В искусстве господствовал ренессансный реализм. Несмотря на растущий интерес к искусству и проникнутость ренессансного мировоззрения эстетическим, собственно памятников философской эстетики мы видим немного. Как правило, тексты ренессансных авторов изначально являются, скорее, трудами по теории искусства. Наконец, для некоторых философов периода Ренессанса эстетическая тематика не была магистральной, хотя они и касались ее.

Поздний Ренессанс являет признаки кризиса, прежде всего, связанные с антропоцентристскими представлениями. Выражаясь фигурально, воздвигнув пьедестал для человека, деятели Возрождения обнаружили, что человек не достоин возведения на него. Отсюда более сдержанный, скептический, даже разочарованно-горький характер искусства позднего Ренессанса. Характерно, что в этот период растет интерес художников к изображению бытовых сцен с элементами безобразного. Именно поэтому опасно выбирать, как это порою делается, какое-то произведение эпохи Ренессанса в качестве его символа. "Джоконда" Леонардо может считаться таким символом наряду с гравюрой Дюрера, изображающих баню, где моются старухи, а "Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф. Рабле так же принадлежит Ренессансу, как и скептически-грустный "Дон Кихот" С. Сервантеса и безжалостная поэма "Корабль дураков" С. Бранта (понятно, что, создавая поэтическую энциклопедию всех видов человеческой глупости, Брант вряд ли мог вдохновляться абсолютизированной идеей самодостаточности человека-демиурга и титана; автор выступает скорее как представитель немногочисленной "просвещенной" элиты). На знаменитой фреске Б. Микеланджело "Страшный суд" изображен разгневанный Христос и низвержение в ад грешников. С одной стороны, это иллюстрация к церковному учению о Страшном суде, с другой - выражение разочарования и неприязни к человеку, "не оправдавшему надежд" теоретиков и деятелей Ренессанса.

Николай Кузанский (настоящая фамилия - Кребс, устойчивое прозвище, что обычно для Средневековья, дано по месту рождения - Куза на Мозеле), видный церковный деятель (кардинал Римско-католической церкви) действительно не может быть ограничен только рамками Ренессанса и ренессансной эстетики. В его взглядах оригинально совместились элементы собственно ренессансные, средневековые и предвосхищающие философию более поздних периодов. Николай Кузанский тяготел к неоплатонизму, а значит, в его эстетике присутствуют все основные черты этой философии.

Эстетические взгляды Кузанца проистекали из его неоплатонических установок в философии вообще. Он сохранял выработанную в Средневековье концепцию прекрасного как подразумевающего пропорциональность, ряд идей "метафизики света" и т.д. Наиболее известно учение философа о трех аспектах прекрасного:

  • - сияние формы;
  • - пропорции частей;
  • - собирание всего воедино.

Последнее становится понятным из общего контекста философии Кузанца, разрабатывавшего (с привлечением математики и натурфилософии) философию целого. Противоречия, наличествующие в тварном мире, разрешаются, по Николаю Кузанскому, в Боге. Красота дает различие красоты и блага, красота порождает любовь, которая, в свою очередь, оказывается наивысшим завершением прекрасного. Нелишне напомнить, что любовь Кузанец понимал достаточно традиционно, в христианско-платоническом духе, - это восхождение от видимого к невидимому. Такие превращения, ведущие к максимальному выявлению красоты, можно характеризовать как диалектические. Здесь видится нечто похожее на "диалектический треугольник" Георга Гегеля (см. ниже). Красота, будучи единой, может порождать многообразие, служащее в итоге тому же единству. В представлениях Кузанца о красоте как свойстве любой сотворенной вещи, бытия в целом (эстетический онтологизм), несомненно влияние эстетики зрелого Средневековья, в частности Фомы Аквинского. То, что безобразно, просто не является бытием - у Аквината мы находим весьма похожие идеи.

Ренессансный элемент эстетики Николая Кузанского - учение о творчестве, когда художник выступает как творец, в немалой степени свободный и автономный. Однако общий религиозный характер эстетики Кузанца не позволяет довести этот взгляд до предела, как произошло со многими авторами данного периода (рис. 11).