Есенин Сергей Александрович – краткая биография. Где родился есенин

Введение

Поэзия настоящих больших мыслей и чувств всегда подлинно народна, всегда покоряет наши сердца суровой правдой жизни, неугасимой верой в Человека. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве» – вот то главное, что выделяет Сергей Есенин в своей поэзии, в чем видит ее пафос, гражданскую устремленность. Как глубоко, самозабвенно надо любить Родину, каким гражданским мужеством, мудростью и стойкостью души обладать, чтобы столь исповедально-бескомпромиссно размышлять о своей дальнейшей судьбе и вместе с тем как пророчески дальновидно и устремленно мечтать о стальном будущем крестьянской России.


Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березкам и тополям.


Чем крупнее художник, масштабнее его творчество, самобытнее талант, противоречивее его эпоха, тем труднее порой современникам оценить истинный вклад его в духовную жизнь нации, раскрыть все грани его дарования. Для Есенина природа – это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо, без какого-либо внешнего нажима, природа врачует людские души, снимая напряжение неминуемых земных перегрузок. Именно так воспринимаем мы стихи поэта о родной природе, именно так, возвышенно - просветленно, воздействуют они на нас.


Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.


Поэт как бы говорит всем нам: остановитесь, хотя бы на мгновенье, оторвитесь от вашей повседневной суеты, посмотрите вокруг себя, на окружающей нас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны. Живые, трепетные картины природы в стихах Есенина не только учат любить и хранить мир земной красоты. Они, как и сама природа, способствуют формированию нашего миросозерцания, нравственных основ нашего характера, более того, нашего гуманистического мировоззрения. Мир человека и мир природы в поэзии Есенина один и неделим. Отсюда – «половодье чувств» и мудрость мысли, естественная их слитность, сопричастность в образной плоти стиха; отсюда – прозрение, нравственная высота Есенинской философской лирики. Поэт прекрасно осознает, что отстранение человека от природы, а тем более конфликт с ней, приносит обществу непоправимый урон и нравственный ущерб.

§1.Детство и юность поэта

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895г. в селе Константинове Рязанской губернии, на берегу Оки. Родился в крестьянской семье. С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду. Дед был старообрядцем, человеком суровых религиозных правил, хорошо знал священное писание. Он очень любил внука. По субботам и воскресным дням он рассказывал ему библию и священную историю. Но уже в детские годы весьма ощутимо давало о себе знать и более широкое влияние – стихия народного творчества, в которой рос мальчик. Кроме деда мальчика знакомила с народным творчеством и его бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами ему не нравились, и он их переделывал на свой лад. Таким образом, духовная жизнь мальчика складывалась под влиянием священной истории и народной поэзии. Мальчик жил свободно и беззаботно. Он не был знаком с ранними тяготами крестьянского труда. Дома бывал мало, особенно весной и летом, рос на лоне раздольной рязанской природы. Ловил рыбу, целыми днями пропадал с мальчишками на берегу реки. Детство прошло среди полей и степей. Здесь зарождалась та великая любовь к родной природе, которая позже питала его поэтическое воображение. Еще в раннем детстве у Есенина возникла искренняя и сердечная жалость ко всему живому. Любовь к животным осталась у него на всю жизнь. Когда пришла пора учиться, мальчика отдали в константиновскую начальную школу. Есенину учение давалось легко. В свидетельстве об окончании школы говорилось: «Сергей Александрович Есенин в мае месяце сего 1909 года успешно окончил курс в Константиновском земском 4-годичном училище». Затем поступил в Спас-Клепиковское училище. Окончившие его имели право преподавать в начальных классах общеобразовательных школ, служить в гражданских учреждениях.

Интересно проходили уроки русской словесности и родного языка. Здесь Есенина окружала преимущественно крестьянская молодежь, которая тянулась к знаниям, самостоятельно размышляя над жизнью, искала свое место в нем. Именно здесь, в Спас-Клепиковской школе, начинается поэтический путь Есенина. Закончив эту школу с отличием, он вышел из нее «учителем школы грамоты». Летом 1912г. Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. Есенин целиком был предоставлен самому себе, не было мыслящей среды, не оказалось и человека, который мог бы стать советчиком и наставником. Отец не мог стать для Есенина таким человеком. Чисто материальные расчеты заслоняли от него духовную жизнь юноши. Между ними возникла отчужденность. Между отцом и сыном наступил разрыв.


§2.Литературный дебют

В поисках средств к существованию Есенин с осени 1912 года работает в книжном магазине. Но в начале 1913г. этот магазин закрывают, Есенин ненадолго едет в Константиново и в марте возвращается в Москву. На этот раз он устраивается в типографию известного издателя И.Д. Сытина, в которой работает до лета 1914 г. В этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. Тяга к самообразованию приводит его в 1913 году в Московский народный университет имени А.Л. Шанявского. Целью университета было расширить сферу высшего образования в России, сделать его доступным для малоимущих, демократических слоев. Университет быстро вырос и окреп. Преподавание велось на высоком уровне. Есенин учился на историко-философском отделении, в программу которого входили политическая экономия, теория права, история новой философии. В университете Есенин проучился около полутора лет, что было не легким делом. Один из современников поэта литератор Семен Фомин в своих воспоминаниях утверждал, что с первых же литературных шагов у Есенина не было слабых стихов. Он якобы сразу начал писать вещи яркие, самобытные, сильные.

Это не так. Поначалу и у Есенина выходили стихи бледные, невыразительные, подражательные, вроде, например таких

Загорелась зорька красная

В небе темно-голубом,

Полоса явилась ясная

В своем блеске золотом.


Но при всей примитивности подобных строк они шли от увиденного, пережитого. Минуют лишь два года, и чувство поэта, обретя глубину, выплеснется уже в стихе собственно есенинском, неземном: «Выткался на озере алый свет зари…» По-русски смело, размашисто, озорно перетряхнув своими золотистыми кудрями, он вошел в горницу русской поэзии, чтобы остаться там навсегда. С детства слагавший стихи (в основном в подражание А.В. Кольцову, И.С. Никитину, С.Д. Дрожнику), Есенин обретает единомышленников в «Суриковском литературно-музыкальном кружке». Кружок по своему составу был довольно пестрым. Организационно кружок оформился в 1905 году. В «Суриковский кружок» Есенина привел в начале 1914 года его московский знакомый С.Н. Кошкаров. Есенин был принят в кружок. У начинающего молодого поэта появилась литературная среда. Устраивались выставки литературных работ, издавались литературные сборники, выходил литературно-общественный журнал «Друг народа». Есенин быстро освоился с обстановкой, царившей в кружке. Юношу довольно сильно захватила общественно-политическая деятельность суриковцев. Новое положение Есенина, естественно, порождало у него новые думы и настроения. Еще в 1912 году он пытался написать стихотворную декларацию, которой дает программное название «Поэт».

Тот поэт, врагов кто губит,

Чья родная правда мать,

Кто людей, как братьев, любит

И готов за них страдать.


Пребывание Есенина в «Суриковском кружке» еще не означало, что он стал сознательным революционером. Но оно помогло ему уйти от одиночества, приобщило к коллективу трудовых людей, сделало причастным к социальной жизни. Здесь произошло духовное пробуждение Есенина. Вполне самостоятельная жизнь Есенина начинается с 1914г., когда его имя уже довольно часто встречается на страницах литературно-художественных журналов. Первые печатные стихи Есенина – это стихи о русской природе. Картинки времен года, сказочные мотивы как нельзя лучше подходили для детских журналов, где Есенин преимущественно и помещал их. Главным образом, он печатался в двух из них «Проталинка» и «Мирок».

«Береза», «Черемуха», «Пороша» – таковы названия стихотворений Есенина 1914 года. Весной 1915 года Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А.А. Блоком, С.М. Городетским, А.М. Ремисовым и др., сближается с Н.А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под «крестьянскую», «народную» манеру (Есенин является публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех.


§3.Сборник Радуница

Всего двадцать лет было поэту, когда появилась первая книга его стихов. Сборник «Радуница» вышел в свет в начале 1916 года. «Радуница» – восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в ней свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора.

С названием сборника связаны многие стихи, навеянные религиозными представлениями и поверьями, хорошо знакомыми Есенину еще по рассказам деда и по урокам закона божьего в Спас-Клепиковской школе. Для таких стихотворений характерно использование христианской символики.


Я вижу – в просиничном плате,

На легкокрылых облаках

Идет возлюбленная мать

С пречистым сыном на руках...

В стихах такого типа даже природа окрашена в религиозно-христианские тона. Однако подобные стихи гораздо чаще идут у Есенина не от Евангелия, не от канонической церковной литературы, а как раз от тех источников, которые отвергались официальной церковью, от так называемой «отрешенной» литературы – апокрифов, легенд. Апокриф – это значит тайный, скрытый, сокровенный. Апокрифы отличались большой поэтичностью, богатством мысли, близостью к сказочной фантазии. Апокрифическое сказание лежит в основе такого, например, стихотворения Есенина, наполненного отнюдь не религиозным, а житейско – философским содержанием:


Шел господь пытать людей в любви,

Выходил он нищим на кулужку.

Старый дед на пне сухом, в дуброве,

Жамкал деснами зачерствелую пышку.


Ведь это не столько христианская, сколько чисто человеческая мораль. Старик проявляет человеческую доброту, а образ Христа лишь оттеняет ее, подчеркивает гуманистическую идею. На первом месте не идея бога, а идея человечности. Слова Есенина и его Исусах и Миколах были сказаны им уже после революции, но это не было запоздалой попыткой оправдаться перед советскими читателями. Еще тогда, когда Есенин писал стихи с религиозной оболочкой, им владели настроения далеко не религиозные. Религиозность в стихах Есенина по-разному проявляется в разные периоды его творческой деятельности. Если в стихах 1914г. довольно легко улавливается ироническое отношение Есенина к религии, по позже, в 1915-1916 годах, поэт создает немало произведений, в которых религиозная тема берется, так сказать, всерьез. Победа реальной жизни над религиозными легендами весьма ощутима в «Радунице». Значительная часть этого сборника – стихи, идущие от жизни, от знания крестьянского быта. Главное место в них занимает реалистическое изображение деревенского быта. Мирно протекают ничем не примечательные крестьянские будни в хате. Но он показывает деревню лишь с одной, бытовой стороны, не касаясь социальных процессов, происходивших в крестьянской среде. Есенин, несомненно, был знаком с социальной жизнью деревни. И нельзя сказать, что он не делал попыток отразить ее в своих стихах. Но материал такого рода не поддавался у него подлинно поэтическому воплощению. Достаточно привести такие, например, стихи:


Тяжело и прискорбно мне видеть,

Как мой брат погибает родной.

И стараюсь я всех ненавидеть,

Кто враждует с его тишиной.


Здесь Есенин не нашел еще собственного голоса. Эти стихи напоминают плохое переложение Сурикова, Никитина и других крестьянских поэтов. С другой стороны, нельзя оставить без внимания то, в чем признавался сам поэт, когда говорил, что он «происходит не из рядового крестьянства», а из «верхнего слоя». В «Радунице» отразились первые детские и юношеские впечатления Есенина. Эти впечатления не были связаны с тяжестью крестьянской жизни, с подневольным трудом, с той нищетой, в которой жило «рядовое» крестьянство и которая рождала чувство социального протеста. Все это не было знакомо поэту по собственному жизненному опыту, не было пережито и перечувствовано им. Основная лирическая тема сборника – любовь к России. В стихах на эту тему сразу же отходили на задний план действительные и кажущиеся религиозные увлечения Есенина, ветхая христианская символика, все атрибуты церковной книжности. В стихотворении «Рой ты, Русь моя родная…» он не отказывается от таких сравнений, как «хаты – в ризах образа», упоминает о «Кротком Спасе», но главное и основное в другом.


Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою».

Если даже допустить, что здесь не в условном, а в прямом смысле взяты «Спас» и «рать святая», то тем сильнее звучит в этих стихах любовь к родному краю, победа жизни над религией. Сила есенинской лирики заключается в том, что в ней чувство любви к Родине всегда выражается не отвлеченно и риторично, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа. Но любовь Есенина к Родине порождалась не только грустными картинами нищей крестьянской России. Он видел ее и другой: в радостном весеннем убранстве, с пахучими летними цветами, веселыми рощами, с малиновыми закатами и звездными ночами. И поэт не жалел красок, чтобы ярче передать богатство и красоту русской природы.


«Я молюсь за алы зори,

Причащаюсь у ручья».

§4.Великий Октябрь в творчестве С.А. Есенина


Великий Октябрь… Есенин увидел в нем события, с которого началось новая эра. («Второй год первого века» – так обозначил он дату выхода трех своих книг – 1918 год). Уже в преддверии ее – после Февральской революции – поэт был полон радостных предчувствий.

О Русь, о степь и ветры,

И ты мой отчим дом!

На золотой повети

Гнездится вешний гром, -

Восклицал он воодушевленно.

В «маленьких» (так он называл) поэмах «Товарищ», «Певущий зов», «Отчарь», «Октоих» Есенин, как и многие поэты той поры, использует церковную лексику, библейские образы. Это было время широких жестов, ораторских интонаций, торжественных песнопений…

Поэт ликует, весь он – в восторге, восхищение. Его думы – о счастливом и неисходном часе отчизны.


Тебе, твоим туманам

И овцам на полях

Несу, как сноп овсяный,

Я солнце на руках...

Современники, встречавшиеся с поэтом в те бурные дни вспоминают о его внутреннем подъеме, о его стремлении быть в гуще народа, впитывает в себя все, что волновало самых разных людей, открывших сердца ветру революции.

Через несколько дней после Октябрьского восстания Есенин присутствует на митинге «интеллигенция и народ», слушает речь А.В. Луначарского. Оглядывая переполненный зал, улыбается:

Да, это аудитория!

Учащаются встречи с Александром Блоком, с которым он познакомился по приезде в Петроград (март 1915 года). При всей разности их путей к революции, их миропонимания поэтов сближали раздумья о судьбе России, веру в ее великое будущее. То, что Блок и Есенин встали на сторону восставшего народа, сразу же отмежевало от них многих буржуазных литераторов. «Звонил Есенин, рассказывал о вчерашнем «утре России» в тенишевском зале. Газеты и толпа кричали по адресу его, А.Белого и моему: «изменники». Не подают руки», - заносит Блок в записную книжку 22 января 1918 года и добавляет: «Господа, вы никогда не знали России и никогда ее не любили!»

Те же слова мог адресовать «господам» и Есенин. Ему, крестьянскому сыну, было отрадно чувствовать себя близким людям, разбившим рабские оковы. «Мать моя – родина, я – большевик». Пусть это утверждение в устах Есенина звучало слишком категорично, но правдой чувств он не поступился ни на йоту. Ему казалось, что революция, разрушив старый мир, сразу же воздвигнет «чаемый град», страну Инонию (от слова оно – ладно, хорошо), крестьянский рай. В этой стране нет податей за пашни, вся земля крестьянская, «божья», нет помещиков, чиновников, попов, вольные хлебопашцы живут в достатке, исповедуя свою «свободную» религию, поклоняясь своему «коровьему богу». Да, царь и все его прихвостни были изгнаны, земля стала крестьянской, народ стал свободен. Но «земной рай», каким он рисовался в произведениях Есенина, не наступил. Хозяйственная разруха. Голод. Нехватка топлива. Наступление интервентов, разгул белогвардейских и анархистских банд…

«Кто это? Русь моя, кто ты? Кто? – в растерянности спрашивал поэт, вглядываясь в обезображенный войной и лишениями лик родной земли.

О, кого же, кого же петь

В этом бешеном зареве трупов?


И над этим страшным видением, как в годину бед и несчастий «трубит, трубит погибельный рог»… Город, протягивающий руку деревне, представляется поэту железным чудовищем, «страшным вестником», бездушным врагом лугов и пашен, всего живого. Тревожными, тяжелыми чувствами и мыслями наполнены есенинские стихотворения «Кобыльи корабли», «Сорокоуст», «Мир таинственный, мир мой древний…»

Стынет поле в тоске волоокой,

Телеграфными столбами давясь, -


В стихах этих сама мука поэта как бы обретает плоть и кровь, становится зримой и поэтому особенно впечатляющей. И отчаянье это, внутренняя боль подчас прикрывались напускным ухарством, бездумной бравадой, цинизмом. Но добрая, отзывчивая душа не могла укрыться ни под какими масками. И поэтому так естественен и глубок вздох:


Я люблю родину,

Я очень люблю родину.

Ответ на вопрос: «куда несет нас рок событий?» – ему должны были подсказать сама жизнь и это чувство – в сердце хранимое, неизбывное.

Так оно и получилось.

5.Встреча с Айседорой Дункан

Поездки за границу

В 1921 году во время своего пребывания за границей А.Луначарский имел беседу с американской танцовщицей Айседорой Дункан, слава которой облетела весь мир. Дункан (1878 – 1927) ирландка по происхождению, родилась в Калифорнии, став американской подданной. Она была зачинательницей новой школы танцев, возрождавшей хореографические традиции древней Греции, пластической гимнастики. Дункан терпеливо изучала античный танец по изображениям на древних вазах. Она предложила А. Луначарскому организовать танцевальную школу в Москве, полагая, что самый дух свободного античного танца отвечает настроениям, господствующим в Советской России. В 1921 году Дункан прибыла в Москву. Это ее решение было совершенно бескорыстным. Ее школе был отведен один из просторных московских особняков. Она с энтузиазмом взялась обучать молодежь античному танцу, начала разрабатывать хореографическое воплощение таких тем, как «Красное знамя». Айседоре Дункан сравнительно нетрудно было привыкнуть к московской обстановке, так как до этого она уже дважды гастролировала в России. Осенью 1921 года на квартире художника Г. Якулова она познакомилась с Есениным. Они быстро сблизились. 2 мая 1922 года был зарегистрирован их брак. Ко времени их встречи Дункан была чуть ли не вдвое старше Есенина. Это, конечно, не могло не отразиться на их отношениях. Были и другие обстоятельства, говорившие о ненадежности их быстрого сближения. Дункан не говорила по-русски, Есенин не знал ни одного европейского языка. Кроме того, слишком разными были и их жизненные взгляды и привычки. Все это невольно создавало впечатление неестественности их совместной жизни.

Дункан несколько раз была замужем. У нее были дети, которых она заботливо растила. И оба они – мальчик и девочка – погибли в Париже, когда автомобиль, в котором они совершали прогулку, неожиданно упал в Сену. Когда она встречалась с Есениным, ей показалось, что его лицо чем-то напоминает черты ее сына. Это придало ее привязанности к Есенину несколько болезненный характер. Дункан была внимательна к Есенину, всегда тревожилась о нем. Есенин расстался с Дункан осенью 1923г. В последнем письме к ней он признавался: «Часто вспоминаю тебя со всей моей благодарностью к тебе». Встреча Есенина с Дункан явилась одной из причин его заграничной поездки. Отправившись в турне по Европе и Америке, Дункан пригласила с собой Есенина. Но в решении поэта побывать за рубежом большое значение имели и чисто литературные соображения.

10 мая 1922 года Есенин и Дункан отправились самолетом в Германию. Очевидно, для того чтобы легче получить визу у заграничных чиновников, Есенин и Дункан, будучи уже мужем и женой, вынуждены были вторично вступить в брак за границей. Есенин писал 21 июня 1922 года из Висбадена: «Исидора вышла за меня замуж второй раз и теперь уже на Дункан – Есенина, а просто Есенина. Вскоре в Берлине выходит его сборник стихотворений. Поездка оказалась для Есенина беспокойной. Как жалоба звучат его слова: «Если бы Изадора не была сумасбродной и дала мне возможность где–нибудь присесть. Она же как ни в чем ни бывало скачет на автомобиле то в Любек, то в Лейпциг, то во Франкфурт, по в Веймар».

Побывав в Америке, Есенин снова оказался в Париже. На этот раз на него кинулся сам Д. Мережковский. 16 июня 1923 года он опубликовал в газете «Eclair» статью, в которой истерически заклинал французов не поддаваться пропаганде «представителей большевистской тирании». Мережковский отнес и «Изадору Дункан и ее мужа, мужика Есенина». Он выражал надежду, что Дункан «не удастся заразить Париж» «своей пляской, приукрашенной пропагандой», о Есенине сообщались жуткие подробности, вроде того, что он пытался ограбить в гостинице американского миллионера.

Вдали от Родины Есенин чувствовал себя тоскливо и одиноко. Вслед за Европой Есенин посетил Америку. Она показалась ему тесной, неуютной и бездушной. Есенин пробыл в Америке четыре месяца. Уже вскоре после их приезда в Америку начались неприятности, связанные с выступлениями Дункан, Дункан придавала своим выступлениям агитационный характер: каждый раз она исполняла разработанный ею в Москве танец «Интернационал», что порою кончалось вмешательством полиции. Всю эту сложную политическую операцию Есенин определил простыми словами, сообщив в письме, что его и Дункан «попросили обратно».


§6.Возвращение в Россию

В августе 1923 года Есенин вернулся в Москву. «Доволен больше всего тем, что вернулся в Советскую Россию», - писал он вскоре после приезда из-за границы. Все, кому в ту пору приходилось встречаться с Есениным, видели, как теперь особенно пристально всматривался поэт в жизнь, в те преобразования, которые произошли на его родной земле во время его заграничных странствий. Из Америки, как отмечал Маяковский, Есенин вернулся «с ясной тягой к новому». Утратили во многом для поэта интерес его прежние литературные связи. «Мне кажется, - писал один из современников поэта, - что Есенин, изъездив Европу и Америку, начал задыхаться в узком кругу. Есенин все больше пытается понять, осмыслить, что происходит в эти годы в России, во всем мире. Расширяются горизонты, масштабы его поэзии. С радостью говорит теперь Есенин в стихах о своем «прозрении», о той великой исторической правде, которая ныне все полнее открывается ему:


Я вижу все

Я ясно понимаю,

Что эра новая –

Не фунт изюма вам.


Это строки из «Стансов», написанных в 1924г. «В нашем литературном строительстве со всеми устоями на советской платформе», - скажет Есенин о своей гражданской позиции еще раньше, в очерке «Железный Миргорода», осенью 1923 г.

Тема двух Россий – уходящей и советской, - уже ясно обозначенная Есениным в «возвращении на родину», получает свое дальнейшее развитие в его маленьких поэмах, названия которых – «Русь Советская» и «Русь уходящая» – полны глубокого внутреннего смысла. Эти маленькие поэмы, емкие и масштабные по мысли, воспринимаются как этические произведения большого общественно-социального накала. Намеченный еще в стихотворении «Сорокоус» мотив состязания старого и нового («Красногривый жеребенок» и «на лапках чугунный поезд») получает развитие в стихах последних лет: фиксируя приметы новой жизни, приветствуя «каменное и стальное», Есенин все больше ощущает себя певцом «золотой бревенчатой избы», поэзия которого «здесь больше не нужна». Поездка Есенина в страны Западной Европы и в США (май 1922 – август 1923 г.г.) заставила его о многом задуматься. Из мира, где «в страшной моде Господин доллар», где душу «сдали за ненадобностью под смордяковщину», он яснее увидел смысл преобразований в Советской России. «…Жизнь не здесь, а у нас, - со всей определенностью писал он из Германии своему московскому другу. За рубежом ему не работалось. А то, что ложилось на бумагу, было внутренне связано с воспоминаниями об отчей земле. Он мог бы повторить стихи Некрасова:


Не небесам чужой отчизны –

Я песни родине слагал!

Такой «песней родине», Советской России стал монолог комиссара Рассветова из неоконченной драматической поэмы «Страна негодяев», набросанной в Америке. В «Стальной» Америке капитализм опустошил душу человека, поставив надо всем доллар, наживу. Мир стяжательства, чистогана породил предприимчивых дельцов, бизнесменов.


Эти люди – гнилая рыба

Вся Америка – жадная пасть.

Но Россия…. Вот это глыба…..

Лишь бы только Советская власть.


В «стальной» России Советская власть, социализм возвысят человека, ибо во имя его счастья и строится новая жизнь – «в республике будет, что кому надо». Поэту явно по душе комиссар Рассветов, убежденный коммунист, собранный, волевой человек, знающий, что он отстаивает, за что борется. Ему нравилось, что «бывшие» считали его «агентом большевиков», «красным пропагандистом», «сотрудником Чека». За границей был сделан решительный шаг к тому, чтобы прочь отогнать «черного человека». Отогнать зловещее порождение «Москвы кабацкой», душевной сумятицы, трагических заблуждений. В раздумьях о родной земле, своей жизни его «сердце напилось кровь отрезвляющею брагой». Первыми словами, которые он сказал дома, были: «Доволен больше всего тем, что вернулся в Советскую Россию». Лирика – самая сильная сторона есенинского дарования.

Славу Есенину принесли не поэмы, а его лирические стихотворения. Даже в лучшей из его поэм, «Анне Снежиной», лирик одержал верх над эпическим поэтом. Вплоть до сегодняшнего дня бытует мнение, что, любовная лирика Есенина изолирована от эпохи, лишена каких-либо примет времени, что в ней нет связи с общественной биографией поэмы, а есть связь лишь с фактами узко личными. С этой точки зрения, Есенин предстает целиком погруженным в себя «чистым лириком». Его любовная лирика никогда не была оторвана от общих настроений и размышлений, владевших поэтом, она всегда была обусловлена его общественными взглядами, которые властно накладывали свой отпечаток на его стихи самого интимного содержания. Эта растерянность, подавленное состояние, пессимистические мысли накладывали тогда трагический отпечаток на любовную лирику поэта. Вот характерные строки одного из стихотворений этого цикла:

Пой же, пой. На проклятой гитаре.

Пальцы пляшут твои в полукруг.

Захлебнуться бы в этом угаре,

Мой последний, единственный друг.


К началу 1923 года становится заметным стремление Есенина выйти из кризисного состояния, в котором он оказался. Постепенно он обретает все более твердую почву, глубже осознает советскую действительность, начинает себя чувствовать не приемным, а родным сыном Советской России. Это в сильнейшей степени отразилось не только в политической, но и в любовной лирике.

Именно к 1923 году относятся его стихи, в которых он впервые пишет о настоящей, глубокой любви, чистой, светлой и подлинно человечной.

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я затем про любовь,

Первый раз отрекаюсь скандалить.


Нельзя не обратить внимание на строку:

«В первый раз я запел про любовь». Ведь о любви Есенин писал и в «Москве кабацкой». Значит, сам поэт не признавал настоящей ту любовь, о которой он писал в своем мрачном цикле стихотворений. В эту пору (1923-1925) в его произведениях появляется один настойчивый мотив, к которому он неоднократно возвращается, - поэт более строго судит о настоящей любви, которую не следует смешивать со случайными порывами:

Этот пыл не называй судьбою,

Легкодумна вспыльчивая связь, -

Как случайно встретился с тобою,

Улыбнусь спокойно разойдясь.


В «Персидских мотивах» Есенин силой своего поэтического воображения создал реально осязаемую атмосферу Востока: Есенин как бы конструирует его из своих личных впечатлений о советском Востоке и книжных представлений о Востоке древнем. Этот условный Восток обозначен как Персия. В основе «Персидских мотивов» лежат впечатления от его длительных поездок по Кавказу (Тифлис, Батуми, Баку). В книге видное место занимала лирика таких крупнейших поэтов, как Фирдоуси, Омар Хаям, Саади. В их лирике содержится большой жизненный опыт. Излюбленная тема прославленных лириков – тема любви, согретая чувством дружбы и уважения к женщине. Это любовь без роковых страстей, испепеляющих душу. Такова общая атмосфера древней персидской лирики, она занимает господствующее положение и в «Персидских мотивах» Есенина. Вспомним одно из характернейших стихотворений цикла:


Я спросил сегодня у менялы,

Что дает за полтумана по рублю,

Как сказать мне для прекрасной дамы

По-персидски нежное «люблю»..?


Помимо того в «Персидских мотивах» есть внутренние соотношения с персидским материалом. Так, например, Есенин пишет: «Если перс слагает плохо песнь, Значит, он вовек не из Шираза». Это переложение персидской поговорки, которую Есенин хорошо знал и проводил в одном из писем: «И недаром мусульмане говорят: если он не поет, значит, он не из Шуму, если он не пишет, значит, он не из Шираза». Мы помним, что во время своей заграничной поездки на Запад Есенин почти ничего не написал. Его мучила тоска по Родине, западный мир показался ему антипоэтическим. «Персидские мотивы» Есенин создавал в совершенно иных условиях: он находился на советском Востоке, ему был близок романтический и поэтический мир восточной жизни. Есенин углубляет этот принцип. У него березка «девушка», «невеста», она олицетворение всего чистого и красивого. Поэт говорит о ней так, как можно говорить только о человеке, наделяет ее конкретными человеческими приметами «Зеленокосая, в юбочке белой стоит береза над прудом». В некоторых стихах Есенина мы встречаем даже с фактами «биографии», с «переживаниями» березы:


Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?


Такой принцип изображения необычно приближает природу к человеку. В этом одна из сильнейших сторон лирики Есенина – он как бы заставляет человека полюбить природу. Творчество Есенина двух последних лет его жизни не оставляет сомнений в том, что поэт обрел прочную почву под ногами. Современная Есенину критика отмечала обозначившийся процесс духовного выздоровления поэта. Значительные перемены во внутреннем облике поэта были заметны и в его стремлении окончательно порвать с нездоровым бытом, омрачавшим жизнь, пересилить старые привычки, подчинить свои действия рассудку. В стихах того же 1925г мы довольно часто встречаем прямое выражение любви и привязанности Есенина к жизни, бодрого настроения, душевного равновесия. Об этом, например, можно судить хотя бы по таким его поэтическим признаниям:


«Снова я ожил и снова надеюсь

Так же, как в детстве, на лучший удел»,

«Мне все равно эта жизнь полюбилась,

Так полюбилась, как будто вначале»,

«И земля милей мне с каждым днем».

§7.Смерть поэта

Самым опасным было то, что в результате постоянного перенапряжения сил начали обнаруживаться признаки душевной неуравновешенности Есенина. В нем стала развиваться крайняя мнительность: он постоянно ощущает угрозу заболевания неврастенией, грудной жабой, скоротечной чахоткой, ему кажется, что за ним следят, даже покушаются на его жизнь, у него начинают появляться болезненные фантазии. В медицинском заключении психиатрической клинике Московского университета от 24 марта 1924г. говорилось, что он «страдает тяжелым нервно-психическим заболеванием, выражающимся в тяжелых приступах расстройства настроения и навязчивых мыслей и влечениях». Близким человеком, другом, товарищем, помощником стала Бениславская для Есенина. Участие Бениславской в судьбе Есенина особенно возросло в 1924 – 1925 годах. Во время частых отлучек Есенина из Москвы Бениславская ведала всеми его литературными делами: публиковала его произведения в периодической печати. С огромным интересом относилась Бениславская к каждому новому произведению Есенина, высказывала ему свои мнения о них. Ее оценки носили нелицеприятный характер, и Есенин считался с ними. Во время своих отъездов из Москвы Есенин узнавал все литературные новости главным образом от Бениславской, которая интересовалась современной литературой и хорошо разбиралась в ней. Он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз – в Константиново. Горячо любимая поэтом природа, для которой он всегда находил яркие, радостные краски и тона, все чаще в его стихах становится мрачной, печальной и зловещей:


Снежная равнина, белая луна,

Саванном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?


Появляются мысли о том, что кончилась творческая пора, иссякли поэтические силы, поэту начинает казаться, что «Потеряла тальянка голос, Разучившись вести разговор». Неверие в собственные силы было самым страшным для Есенина. Но и в этом тяжелом состоянии Есенин еще боролся с самим собой. В минуты просветления он выражал надежду, что справится с положением, в которое попал. Стремясь вырваться из мрака, окружавшего его, он пытался переломить течение событий, решительно переломить жизнь.

В очередной раз пытается начать семейную жизнь, 18 сентября 1925 года был зарегистрирован брак Есенина и Софьи Андреевны Толстой (внучкой Л.Н. Толстого). За короткую совместную жизнь с Есениным Толстая сделала многое: она стремилась оторвать Есенина от нездоровой среды, наладить семейный очаг. И все же их совместная жизнь не ладилась. Видно, не просто было Есенину привыкать к новому, упорядоченному быту. И поэтому брак распадается. Его отъезд из Москвы похож на побег. Он торопливо собирает вещи, телеграфирует своему ленинградскому другу В. Эрлиху «Немедленно найди две-три комнаты. 20 числах переезжаю жить в Ленинград». Еще в Москве было решено, что к Есенину в Ленинград переедут сестры. Для того чтобы всем обосноваться, Есенин и просил найти две-три комнаты. Прибыв в Ленинград 24 декабря, Есенин с вокзала заехал к В. Эрлиху и, не застав его дома, оставил записку, на обороте которой написал веселый экспромт. Да, действительно он ехал в Ленинград жить, а не умирать. Однако все то, что вселяло надежду, желание верить в будущее поэта, что вызывало радость истинных друзей, рухнуло в ночь с 27 на 28 декабря. Этой ночью Есенин покончил жизнь самоубийством в гостинице «Англетер». Он повесился на трубе парового отопления, не сделав из веревки петли, а обмотав ее вокруг шеи. Одной рукой он держался за трубу, - может быть, в последние мгновения у него еще мелькнула мысль о жизни. Но было уже поздно. Есенин умер не от удушья, а от разрыва шейных позвонков.

Трагическая смерть поэта, безусловно, была связана с его неуравновешенным душевным состоянием. Она произошла в один из жесточайших приступов меланхолии и пессимизма.

Заключение

Истинная поэзия всегда глубоко человечна. Она покоряет наши сердца любовью к человеку, верой в лучшие порывы его души; она помогает человеку в самые трагические минуты его жизни. Поэзия ведет вечный бой за Человека! Великие художники – всегда великие гуманисты. Как негасимый огонь, проносят они через века свою неколебимую любовь и веру в человека, в то, что будущее его светло и прекрасно. По своей творческой сути, по своим убеждениям и идеям они великие мыслители и революционеры духа; они постоянно и настойчиво вслушиваются в биение народного сердца, в могучее дыхание своей родины, чутко улавливая при этом нарастающие раскаты новых революционных бурь и потрясений. Глубоко национальная основа поэзии Есенина всегда волновала Алексея Толстого. После смерти Есенина он написал: «Умер великий национальный поэт. Он уже стучался во все стены. Он сжег свою жизнь, как костер. Он сгорел перед нами. Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души. Считаю, что нация должна надеть траур по Есенину». «Большое и дорогое мы все потеряли. Такой это был органический ароматный талант, этот Есенин, вся эта гамма простых и мудрых стихов – нет ей равного в том, что у нас перед глазами» – писал Александр Серафимович о своем друге. Многие поэты, чья лира зазвучала уже после Есенина, пережили радость первой встречи с его стихами, у каждого из них в душе. «Свой Есенин», каждый из них сказал свое живое, взволнованное слово о великом поэте. Поэзия Есенина близка и дорога всем народам нашей страны. Стихи его звучат на разных языках, например: грузинском и казахском, молдавском и узбекском.

Восхищение Есениным звучат в словах литовского поэта Юстинаса Марцинкявичюса: «Есенин – чудо поэзии. И как о всяком чуде, о нем трудно говорить. Чудо нужно пережить. И надо в него верить. Чудо есенинской поэзии не только убеждает, но и всегда волнует, как проявление большого человеческого сердца». Наполненная любовь к людям, к человеку, к красоте земной земли, проникнуться душевностью, добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу не только своих соотечественников, но и народов других стран и наций, гуманистическая поэзия Есенина активно живет и действует в наши дни, помогая сохранению и управлению мира во всем мире. Глубоко человечное, свободолюбивое в высшей степени патриотическое поэтическое слово Есенина доходит ныне до сердец миллионов людей во всех уголках нашей планеты, пробуждая в них все лучшие человеческие черты, объединяя их нравственно, духовно, помогая им познать и открывать для себя еще полнее Родину поэта – страну октябрьской революции, первую страну социализма, давшую миру самого «человечного человека». «Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня. Сила и ярость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь вечно живой поэзии». Творчество Есенина, очень противоречивое и неоднородное, порою беспросветно грустное и безысходное, порою бодрое и смеющееся. Мне кажется, что именно в лирике выражено все то, что составляет душу Есенинского творчества. А это до краев наполненные неувядаемой свежестью картины русской природы – «половодье» самых сокровенных человеческих чувств и желаний.

Список литературы


1. Избранные стихи - М.: «Огонек», 1925

2. «Березовый ситец» – М.:, ГИЗ, 1925

3. С. Есенин. Образ, стихи, эпоха – 1979

4. С. Есенин. Стихотворения и поэмы – 1988

5. С. Есенин. Собрание сочинений в пяти томах: Т 1-Ш, художественная литература – 1966-1967


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо , от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.

Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ ?

Знаю я - они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.

Пусть твои полузакрыты очи
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.

Этот пыл не называй судьбою ,
Легкодумна вспыльчивая связь , -
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь , спокойно разойдясь.

Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.

И когда с другим по переулку
Ты пройдешь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.

Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: "Добрый вечер!"
Я отвечу: "Добры вечер, miss".

И ничто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь, -
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.

Русский поэт. С первых сборников ("Радуница", 1916, "Сельский часослов", 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919 — 23 входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах "Кобыльи корабли" (1920), "Москва кабацкая" (1924, поэме "Черный человек" (1925. В поэме "Баллада о двадцати шести" (1924), посвященной бакинским комиссарам, сборнике "Русь Советская" (1925), поэме "Анна Снегина" (1925) С. Есенин стремился постигнуть "коммуной вздыбленную Русь", хотя продолжал чувствовать себя поэтом "Руси уходящей", "золотой бревенчатой избы". Драматическая поэма "Пугачев" (1921). В состоянии депрессии покончил жизнь самоубийством.

Биография

Родился 21 сентября (3 октября н. с.) в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. С двух лет "по бедности отца и многочисленности семейства" был отдан на воспитание зажиточному деду по матери. В пять лет научился читать, в девять лет начал писать стихи, подражая частушкам.

Учился Есенин в Константиновском земском училище, затем в Спас-Клепиковской школе, готовящей сельских учителей. После окончания школы год жил в селе. Семнадцати лет уехал в Москву, работал в конторе у купца, корректором в типографии; продолжая писать стихи, участвовал в Суриковском литературно-музыкальном кружке. В 1912 поступил в Народный университет А. Шанявского на историко-философское отделение, проучился полтора года.

С начала 1914 в московских журналах появились стихи Есенина. В 1915 он переехал в Петроград, сам пришел к Блоку знакомиться. Радушный прием в доме Блока, одобрение его стихов окрылили молодого поэта. Его талант признали Городецкий и Клюев, с которыми его познакомил Блок. Почти все стихи, которые он привез, были напечатаны, он стал известен. В этом же году Есенин примкнул к группе "крестьянских" поэтов (Н. Клюев, С. Городецкий и др.). В 1916 выходит в свет первая книга Есенина "Радуница", затем — "Голубень", "Русь", "Микола", "Марфа Посадница" и др. (1914 — 17).

В 1916 был призван на военную службу. Революция застала его в одном дисциплинарном батальоне, куда он попал за отказ написать стихи в честь царя. Самовольно покинул армию, работал с эсерами ("не как партийный, а как поэт"). При расколе партии пошел с левой группой, был в их боевой дружине. Октябрьскую революцию принял радостно, но по-своему, "с крестьянским уклоном". В 1918 — 1921 много ездил по стране: Мурманск, Архангельск, Крым, Кавказ, Туркестан, Бессарабия. В 1922 — 1923 вместе с Айседорой Дункан, известной американской танцовщицей, предпринял длительное заграничное путешествие по Европе (Германия, Франция, Бельгия, Италия); четыре месяца жил в США.

В 1924 — 1925 появились такие известные стихотворения, как "Русь уходящая", "Письмо к женщине", "Письмо матери", "Стансы"; особое место занимают "Персидские мотивы".

В своей поэзии Есенин сумел выразить горячую любовь в своей земле, природе, людям, но есть в ней и ощущение тревоги, ожидания и разочарования. Незадолго до смерти создал трагическую поэму "Черный человек".

М. Горький написал о Есенине: "...не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой "печали полей", любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком". Жизнь Сергея Есенина трагически оборвалась 28 декабря 1925. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Дню рождения Сергея Есенина посвящается. Он прошел путь от деревенского мальчика-херувима до самого известного дебошира и матершинника России. На выступлениях голубоглазого пастушка, читавшего что-то о простых радостях сельской жизни, девушки хором визжали: «Душка Есенин!» Того, раннего Есенина Маяковский называл «декоративным мужиком», слишком слащавым, неискренним, а его стихи - «ожившим лампадным маслом». Но «лапти да петушки-гребешки» недолго занимали поэта. Да и ангельского в нем осталось немного: он писал похабные стихи на стене Страстного монастыря и, расщепив икону, мог топить ею самовар, запросто мог и прикурить от лампадки. Его поведение неизменно находили вызывающим, эпатажным, шокирующим. Его стихи - особая страница русской поэзии. Есенина невозможно загнать в тесные рамки литературных направлений начала ХХ века, он - сам по себе, бунтующий, страстный, с огромной русской душой нараспашку. Наверное, поэтому поэзия Сергея Есенина никого не оставляет равнодушным: ее либо обожают, либо отказываются принимать и понимать. 3 октября исполнилось 119 лет со дня рождения великого русского поэта. К этой дате AdMe.ru собрал интересные истории из жизни Есенина и его самые известные фотографии. Сергей Есенин с сестрами Катей и Шурой

Образование Есенина

Известный поэт мог бы стать учителем: Сергей Есенин с отличием окончил в 1909 году Константиновское земское училище, затем поступил в церковно-учительскую школу, но, проучившись полтора года, ушел из нее - профессия педагога его мало привлекала. Уже в Москве с сентября 1913 года Есенин начал посещать народный университет имени Шанявского. Полтора года университета дали Есенину ту основу образования, которой ему так не хватало. Впоследствии поэт занимался самообразованием, много читал и был известен своей эрудицией. Сергей Есенин и Анна Изряднова среди работников типографии «Товарищества И.Д.Сытина»

Первая московская муза

Когда Есенин приехал в Москву, ему было всего семнадцать лет. Цель у него была одна: стать самым известным в России поэтом. Спустя год он без памяти влюбился в Анну Изряднову, которая работала вместе с ним корректором в типографии. Гражданский брак с Анной с первых дней показался поэту ошибкой. В этот момент его больше заботила карьера. Он оставил семью и уехал искать счастья в Петроград. В своих воспоминаниях Изряднова пишет: «Видела его незадолго до смерти. Пришел, говорит, проститься. На мой вопрос почему, говорит: „Смываюсь, уезжаю, чувствую себя плохо, наверно, умру“. Просил не баловать, беречь сына». Трагически сложилась судьба Юрия, сына Сергея и Анны: 13 августа 1937 года он был расстрелян по обвинению в подготовке к покушению на Сталина. Есенин с друзьями юности

Есенин и бумага

В 1918 году в Москве было организовано издательство «Трудовая артель художников слова». Его организовали Сергей Клычков, Сергей Есенин, Андрей Белый, Петр Орешин и Лев Повицкий. Хотелось издавать свои книги, но бумага в Москве была на строжайшем учете. Есенин все же вызвался достать бумагу. Он надел длиннополую поддевку, причесался на крестьянский манер и отправился к дежурному члену Президиума Московского Совета. Есенин стал перед ним без шапки, начал кланяться и, старательно окая, попросил «Христа ради сделать божескую милость и отпустить бумаги для крестьянских поэтов». Для такой важной цели бумага, конечно же, нашлась, а первой была издана книжка стихов Есенина «Радуница». «Артель», правда, вскоре распалась, но успела выпустить несколько книг. Есенин читает стихи своей матери
«Быть поэтом - это значит то же, Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души».

Чтение стихов

В конце 1918 года Есенин несколько недель прожил в Туле, спасаясь от московского голода. Каждый вечер в доме, где он жил, собиралась образованная публика, и Есенин читал свои стихи, которые он помнил наизусть - все до единого. Декламацию Есенин сопровождал очень выразительной жестикуляцией, что придавало его стихам дополнительную выразительность и силу. Иногда Есенин имитировал Блока и Белого. Стихи Блока он читал серьезно и с уважением, а стихи Белого - с издевкой, пародируя его. Зинаида Райх «Вы помните, Вы все, конечно, помните, Как я стоял, Приблизившись к стене, Взволнованно ходили вы по комнате И что-то резкое В лицо бросали мне. Вы говорили: Нам пора расстаться, Что вас измучила Моя шальная жизнь, Что вам пора за дело приниматься, А мой удел - Катиться дальше, вниз. Любимая! Меня вы не любили. Не знали вы, что в сонмище людском Я был, как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком».

Прекрасная Зинаида

Одной из самых красивых женщин в жизни Есенина была Зинаида Райх, известная актриса. Она была настолько хороша собой, что поэт просто не мог не сделать ей предложение. Они поженились в 1917 году, Зинаида родила двух детей - Татьяну и Константина, но Есенин никогда не отличался верностью. Райх терпела в течение трех лет, затем они расстались. Самое известное стихотворение о ней - «Письмо к женщине». Сергей Есенин и имажинист Анатолий Мариенгоф

Страхи Есенина

Сергей Есенин страдал сифилофобией - боязнью заразиться сифилисом. Друг поэта Анатолий Мариенгоф рассказывал: «Выскочит, бывало, на носу у него прыщик величиной с хлебную крошку, и уж ходит он от зеркала к зеркалу суров и мрачен. Однажды отправился даже в библиотеку вычитывать признаки страшной хворобы. После того стало еще хуже, чуть что: венчик Венеры!» Но не меньший страх в Есенине вызывали милиционеры. Однажды, проходя с Вольфом Эрлихом мимо Летнего сада, поэт заметил стоящего у ворот стража порядка. «Он вдруг хватает меня за плечи так, что сам становится лицом к закату, и я вижу его пожелтевшим, полные непонятного страха глаза. Он тяжело дышит и хрипит: „Слушай, а! Только никому ни слова! Я тебе правду скажу! Я боюсь милиции. Понимаешь? Боюсь!..“», - вспоминал Эрлих. Айседора Дункан и Есенин
«Пой же, пой. На проклятой гитаре Пальцы пляшут твои вполукруг. Захлебнуться бы в этом угаре, Мой последний, единственный друг. Не гляди на ее запястья И с плечей ее льющийся шелк. Я искал в этой женщине счастья, А нечаянно гибель нашел. Я не знал, что любовь - зараза, Я не знал, что любовь - чума. Подошла и прищуренным глазом Хулигана свела с ума».

Айседора

В начале 20-х годов Есенин вел праздную жизнь: пил, скандалил в кабаках, легко относился к случайным связям, пока не встретил ее - известную американскую танцовщицу Айседору Дункан. Дункан была старше поэта на 18 лет, не знала русского языка, а Есенин не говорил по-английски. Они поженились через полгода после знакомства. Когда их спросили, какую фамилию выбирают, оба пожелали носить двойную фамилию - Дункан-Есенин. Так и записали в брачном свидетельстве и в их паспортах. «Теперь я - Дункан», - кричал Есенин, когда они вышли на улицу. Эта страница жизни Сергея Есенина - самая сумбурная, с бесконечными ссорами и скандалами. Они много раз расходились и сходились вновь, но в итоге так и не смогли преодолеть «взаимонепонимание». Именно этой страсти посвящено стихотворение «Сыпь, гармоника! Скука... Скука...». Айседора трагически погибла спустя два года после смерти Есенина, удушившись собственным шарфом. Есенин и Маяковский
«Ах, сыпь, ах, жарь, Маяковский - бездарь. Рожа краской питана, Обокрал Уитмана».

Вечные враги

Миф о взаимной ненависти Сергея Есенина и Владимира Маяковского - один из самых известных в истории литературных течений ХХ века. Поэты действительно были непримиримыми идейными оппонентами и в публичных выступлениях были готовы бесконечно поливать друг друга грязью. Однако это не означает, что один из них недооценивал силу таланта другого. Современники подтверждают, что Есенин понимал значение творчества Маяковского и выделял его из всех футуристов: «Что ни говори, а Маяковского не выкинешь. Ляжет в литературе бревном, и многие о него споткнутся». Поэт неоднократно читал отрывки из стихов Маяковского, - в частности, ему нравились стихотворения о войне «Мама и убитый немцами вечер» и «Война объявлена». В свою очередь, Маяковский также был высокого мнения о Есенине, хотя и скрывал это со всевозможной тщательностью. Известный мемуарист М.Ройзман вспоминает, что однажды, придя на прием к редактору «Нового мира», «сидел в приемной и слышал, как в секретариате Маяковский громко хвалил стихи Есенина, а в заключение сказал: „Смотрите, Есенину ни слова о том, что я говорил“». Оценка, которую Маяковский дал Есенину, была однозначной: «Чертовски талантлив!» Есенин на пляже в Венеции
О себе Есенин очень точно подметил: «Прокатилась дурная слава, что похабник я и скандалист». Это утверждение соответствовало действительности, так как поэт в пьяном угаре любил развлекать публику сочинениями весьма скабрезного содержания. По воспоминаниям очевидцев, Есенин практически никогда не записывал матерные стихи, они рождались у него спонтанно и тут же забывались. Подобных сиюминутных стихов у Есенина было довольно много. Например, его авторству приписывают стихотворение «Не тужи, дорогой, и не ахай», в котором поэт призывает своих врагов пойти по всем известному адресу, упреждая их желание послать самого Есенина куда подальше. Сергей Есенин и Софья Толстая «Видно, так заведено навеки - К тридцати годам перебесясь, Все сильней, прожженные калеки, С жизнью мы удерживаем связь. Милая, мне скоро стукнет тридцать, И земля милей мне с каждым днем. Оттого и сердцу стало сниться, Что горю я розовым огнем. Коль гореть, так уж гореть сгорая, И недаром в липовую цветь Вынул я кольцо у попугая - Знак того, что вместе нам сгореть. То кольцо надела мне цыганка. Сняв с руки, я дал его тебе, И теперь, когда грустит шарманка, Не могу не думать, не робеть».

Последняя жена

В начале 1925 года Сергей Есенин познакомился с внучкой Льва Толстого Софьей. Она была младше Есенина на 5 лет, в ее жилах текла кровь величайшего писателя мира. Софья Андреевна заведовала библиотекой Союза писателей. Поэт до дрожи в коленях робел перед ее аристократизмом. Когда они поженились, Софья стала образцовой женой: занималась его здоровьем, готовила его стихи для собрания сочинений. И была абсолютно счастлива. А Есенин, встретив приятеля, отвечал на вопрос: «Как жизнь?» - «Готовлю собрание сочинений в трех томах и живу с нелюбимой женщиной». Нелюбимой Софье предстояло стать вдовой скандального поэта. Посмертное фото Сергея Есенина
«До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди. До свиданья, друг мой, без руки, без слова, Не грусти и не печаль бровей, - В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей».

Смерть поэта

28 декабря 1925 года Есенина нашли мертвым в ленинградской гостинице «Англетер». Последнее его стихотворение - «До свиданья, друг мой, до свиданья...», - по свидетельству Вольфа Эрлиха, было передано ему накануне: Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать своей кровью. Тайна гибели поэта до сих пор остается неразгаданной. Официальной общепринятой версией является самоубийство, однако существует предположение, что на самом деле Есенин был убит из политических соображений, а суицид стал лишь инсценировкой.

«Жить нужно проще»

И все-таки Есенин - не трагический поэт. Его стихи - гимн жизни во всех ее проявлениях. Гимн жизни непредсказуемой, трудной, полной разочарований, но по-прежнему прекрасной. Это гимн хулигана и скандалиста, вечного мальчишки и великого мудреца.

Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинова Рязанской губернии 3 октября (21 сентября) 1895 года в семье зажиточных крестьян Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных. Т.к. мать поэта была выдана замуж не по своей воле, то вскоре вместе с малолетним сыном ушла жить к родителям. Через некоторое время Татьяна Фёдоровна отправилась на заработки в Рязань, а Сергей остался на попечении бабушки и дедушки Титовых. Дедушка Сергея Есенина был знатоком церковных книг, а бабушка знала множество песен, сказок, частушек, и как утверждал сам поэт, именно бабушка подталкнула его к написанию первых стихотворений.

В 1904 году С. А. Есенина отдают на учёбу в в Константиновское земское училище. Через несколько лет он поступает в церковно-учительскую школу.

В 1912 году, после окончания школы, Сергей Александрович Есенин отправляется на заработки в Москву. Там он устраивается в типографию И.Д.Сытина помощником корректора. Работа в типографии позволяла молодому поэту читать множество книг, дала возможность стать членом литературно-музыкального Суриковского кружка. Первая гражданская жена поэта, Анна Изряднова, так описывает Есенина тех лет: «Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить…».

В 1913 году С. А. Есенин поступил на историко-философский факультет Московского городского народного университета им. Шанявского. Это был первый в стране бесплатный университет для вольнослушателей. Там Сергей Есенин слушал лекции о западноевропейской литературе и о русских поэтах.

Но, в 1914 году Есенин бросает работу и учёбу, и по словам Анны Изрядновой, весь отдаётся в стихам. В 1914 году в детском журнале «Мирок» были впервые опубликованы стихи поэта. В январе его стихи начинают печататься в газетах «Новь», «Парус», «Заря». В этом же году у С.Есенина и А.Изрядновой родился сын Юрий, который был расстрелян в 1937 году.

В 1915 году молодой Есенин покидает Москву и переезжает в Петроград. Там с его творчеством знакомятся многие поэты и писатели того времени. Его стихотворения читали А.А.Блок и С.М.Городецкий. В это время Сергей Александрович вступает в группу так называемых «новокрестьянских поэтов» и издаёт первый сборник «Радуница», который сделал поэта очень известным.

В январе 1916 года Есенина призвали на военную службу. Весной молодого поэта приглашают читать стихи императрице, что в будущем помагает ему избежать фронта.

Весной 1917 года Сергей Есенин в редакции газеты «Дело народа» знакомится с Зинаидой Райх. А в июле того же года они обвенчались. В это время разворачивалась Октябрьская революция, которую поэт принял безоговорочно.

В 1918 году в Петрограде публикуется вторая книга стихотворений С. А. Есенина «Голубень».

С 1917 по 1921 год Сергей Александрович Есенин был женат на актрисе Зинаиде Николаевне Райх. От этого брака у Есенина родилась дочь Татьяна и сын Константин.

Уже в апреле 1918 года Есенин расстается с З. Райх и перебирается в Москву, котора к тому времени стала литературным центром.

Во время совместного проживания с переводчецей Надеждой Вольпин у Сергея Есенина родился сын Александр.

В 1921 году поэт отправился в путишествие по Средней Азии, посетил Урал и Оренбуржье.

В 1922 году Есенин женился на известной американской танцовщицей Айседоре Дункан. Вскоре уехал с ней в длительное турне по Европе и Америке. В газете известия были опубликованы записи С. А. Есенина об Америке «Железный Миргород». Брак С.Есенина и А.Дункан распался вскоре после возвращения из турне.

В одной из последних поэм «Страна негодяев» Сергей Александрович Есенин очень резко пишет о лидерах России, что влечёт за собой критику и запрет публикаций поэта.

В 1924 году творческие разногласия и личные мотивы побудили С. А. Есенина порвать с имажинизмом и уехать в Закавказье.

Осенью 1925 года у Есенин женился на внучке Льва Толстого Софье, но брак был не удачным. В это время он активно выступал против еврейского засилья в России. Поэт и его друзья обвиняются в антисеметизме, за что полагался расстрел. Последний год жизни Есенин провёл в болезнях, скитаниях и пьянстве. По причине сильного пьянства С. А. Есенин некоторое время прибывал в психоневрологической клинике Московского университета. Однако из-за преследований со стороны правоохранительных органов поэт был вынужден покинуть клинику. 23 декабря Сергей Есенин уезжает из Москвы в Ленинград. Останавливается в гостинице «Англетер».

В ночь на 28 декабря 1925 года при не выясненых обстоятельствах погиб русский поет – Сергей Александрович Есенин.