Елена Корнилова: У Любимова было много женщин. Жалею, что стала одной из них! Юрий Любимов: биография, личная жизнь Возвращение на Родину

Другие скажут, что он ещё был режиссером, от которого артисты много раз пытались избавиться, но связи Любимова были крепки. Жил он долго, богато и счастливо.

Известность к Любимову пришла в 60-ые, поскольку у него была идея театра-балагана. Собственно, это была не его идея, а Брехта. Любимов успешно её позаимствовал. Идея великолепна, поскольку позволяет создать эффект - поют, маршируют, декламируют. Брехт специально развил идею балагана, поскольку писал для пролетариев громко, талантливо и доходчиво. А пролетарские театры в 20-ые на хороших актеров денег не имели. Про Брехта не скажу ничего дурного - он был, действительно, великолепен. Он учитывал, с кем приходилось работать. Создавал спектакли, где эффект больше зависил от режиссера, чем от подбора актеров.

Вся проблема с Любимовым была в том, что народ менялся. В 60-ые годы идея театра-балагана воспринималась хороши. Потом, кстати, никому балаган особой славы не принес. Как ни пиарили Константина Райкина в 80-ые и 90-ые, всё равно особой славы он не стяжал. Другой народ, другое время.

Любимову повезло с Высоцким. Именно он сделал Таганку популярным театром. Высоцкий умер в 80-ом, а в 84-ом Любимов не выдержал необходимости поддерживать популярность театра и уехал за границу. Поработал во Франции и успеха не стяжал. В итоге переехал в Израиль с огромным понижением в зарплате и снова успеха не стяжал. В итоге вернулся в Россию. Тоже успеха не стяжал. Ему просто нечего было сказать миру.

Любимов - классический образчик еврейского псевдо искусства в России. Много воплей о том, что русские его плохо понимают, а на проверку в Израиле выясняется, что евреи его тоже не понимают.

5 октября 2014 года на 98 году жизни умер театральный режиссер Ю.Любимов. Как известно, об умерших говорят хорошо или молчат. Мы не будем говорить о нём ничего как о личности, но, поскольку «либеральные» политические силы в своё время сделали из этого режиссера «кумира», проанализируем его исключительно как символ ушедшей эпохи. Для этого приведем статью, которую публиковали в 2011 году - тогда она называлась «Конвульсии шестидесятничества им. "Ансамбля песни и пляски НКВД"». Сегодня мы изменили её название на «Смерть шестидесятничества...»

«Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им»

Разгоревшийся летом 2011 года конфликт между диктатором режиссером, присваивающим себе деньги и бесправными актерами Театра на Таганке имеет более глубокую основу, чем это кажется на первый взгляд.

Режиссер, который несколько десятков лет тому назад являлся «кумиром поколения» не захотел выплачивать гонорары своими актерами. А актеры, которые с советских времен сносили диктаторский стиль «режиссерского театра», не захотели больше мириться со своим рабским положением. Старейшие артисты труппы утверждают, что эти финансовые разногласия стали лишь поводом для открытого конфликта, а проблема уже существует не первый год. Это не первые «имиджевые гастроли», за которые они не получает деньги, при том, что все гонорары уходят руководству театра. Но в это раз терпение лопнуло. Актеры потребовали выплатить им гонорары за гастроли в Чехии, которые предусматривались организаторами, но до актеров не дошли.

Фабула

«Перед репетицией актеры пригласили Любимова … и вежливо что-то стали говорить. Это было, в общем-то, не наше дело, мы не прислушивались поначалу. Но потом они повторили свою просьбу, мы услышали, как Любимов отказывается, но на третий раз Юрий Петрович как-то грубо сказал: “Ладно, идите, все вы получите". Каталин Кунц-Любимова сказала: “Что ты с ними разговариваешь, это же русское быдло". Но Юрий Петрович сказал отдать деньги, она бросила артистам конверт и послала матом », - рассказала переводчица Анна Евсина .

Появилась и аудиозапись части конфликта, которую сделал актер Сергей Трифонов . На попытки актеров завести разговор о задолженности, Любимов их перебивает и призывает «сесть и молчать». На жалобу артистов о том, что они не получили ни копейки, Любимов отвечает, что у них «неправильная информация». Его жена Каталин Кунц обвинила актеров в том, что они «поступают не по закону», и высказала мнение, что коллектива театра не существует. При этом Любимов советует жене «не разговаривать с хамами», а актеру говорит: «Вы для меня человек, которого мне не нужно для театра». В конце Любимов пообещал выдать актерам деньги, но заявил, что они «позорятся в чужой стране». «Не вам выдавали эти деньги! Не вы их добыли, а я вам их добыл! », — кричти 93-летний режиссер. Характерно, что при этом Любимов и его жена называют русских актеров… «оккупантами» - из-за событий «пражской весны» 1968 года…

Юрий Петрович Любимов

актер и театральный режиссер, создатель и руководитель театра на Таганке. Родился в 1917 году в Ярославле - городе, откуда начал свою карьеру Ю.Андропов . Отец - русский, мать - по распространяемой Любимовым легенде - являлась «склонной к чтению» цыганкой . В 1934 Юрий принят в Студию МХАТ, в 1936 году перешел в Щукинское театральное училище (при театре им. Вахтангова ), которое закончил в 1940 году и был призван в армию. Во время Великой Отечественной с 1941 по 1946 год служит артистом Ансамбля песни и пляски НКВД, основанным в 1939-м Лаврентием Берия . Кроме Любимова с ансамблем сотрудничали и драматург Н.Эрдман , и многие другие будущие шестидесятники .

С 1946 по 1964 год являлся ведущим артистом театра Вахтангова . В 1952 году становится лауреатом Сталинской премии. Здесь же в 1959 году он ставит «оттепельскую» пьесу А.Галича/Гинзбурга «Много ли человеку надо». Через пару лет Любимов становится преподавателем «Щуки». В 1963 году он ставит со студентами училища спектакль «Добрый человек из Сезуана » Б.Брехта , с которого и началась история Театра на Таганке в 1964 г, где он поставит 38 спектаклей.

Театр молодому режиссеру удается открыть с помощью его тогдашней жены Людмилы Целиковской , обладавшей не только талантом актрисы, но и громадными связями по её трём предыдущим бракам. Нужно отметить, что благодаря многогранному таланту Целиковской, составлявшей инсценировки повестей и романов, были созданы и лучшие спектакли театра. Именно она добилась приема у Косыгина, на котором ей удалось получить для мужа театр. Позже к Косыгину Любимов обращался по многим вопросам - даже тогда, когда ему нужна была особая ткань для занавеса . И всегда получал разрешение.

Алексей Николаевич Косыгин

Нужно помнить, что именно он стоял не только во главе крайне неудачных экономических реформ 1965 года , разработанных Е.Либерманом , но он стал фактически и крестным отцом перестройки.

После дефолта США в 1971 году и понимания, что капиталистическая система терпит крах, началась операция по её спасению. 2 марта 1972 года в Вашингтоне состоялся доклад Римского клуба «Пределы роста ». Уже 6 марта 1972 года от Римского клуба посылается приглашение к участию советским представителям. Операция по дезинтеграции СССР началась. Начинаются первые контакты ученых (акадмики Капица , Богомолов , Федоров ) и чиновников СССР с Римским Клубом. Вводится термин «устойчивое развитие » (sustainable development) на его основании происходит создание международных неправительственных научных организаций по изучению глобальных процессов на Земле, таких как Международная федерация институтов перспективных исследований (ИФИАС , октябрь 1972) и Международный институт системного анализа. Весной 1974 г. состоялось первое заседание ИФИАС в СССР. В тоже году состоялся доклад Римского клуба «Человечество на перепутье ». В нем развивалось понятие «золотой миллиард» и использовалась новая методика анализа и расчета сложных систем, созданная М.Месаровичем (Кливленд, США), и названная им «теория многоуровневых систем ». Мир в этой модели был разделен на 10 региональных подсистем, что теоретически позволяло решать проблемы одних регионов за счет других.

В 70-е годы из советской пропаганды полностью исчезает лозунг «догнать и перегнать», при том, что объёмы производства СССР по отношению к США в эти годы всё равно росли.

В СССР открывается , ставший кузнецей мондиалистских кадров. Его возглавил зять Косыгина Джермен Гвишиани , сын генерала НКВД, который стал представителем мондиалистских оганизаций в СССР. Через него до членов Политбюро доводились пояснения по поводу действий этих организаций. Окружение М.Горбачева оказалось насквозь пропитано мондиалистскими воззрениями.

Вот краткий список людей работающих в свое время в этом институте: С.Шаталин , Б.Мильнер , П.Авен , Е.Гайдар , В.Данилов-Данилян , А.Д.Жуков , М.Зурабов , А.Шохин , А.Вавилов , А.А.Нечаев , Г.Х.Попов , А.Чубайс , Е.Ясин . Из-под крыла Института Системных Исследований вышел и одиозный Б.Березовский и другие .

Вся история номенклатуры

Это борьба за свои социально-экономические гарантии (как метко подметил А.Фурсов ). В 1953 году со смертью «отца народа» номенклатура прежде всего обеспечила себе гарантию физического существования - на первом же пленуме партии было решено, что члена ЦК можно арестовать только с разрешения ЦК. После этого номенклатура стала решать уже вопросы социальных и экономических гарантий. Так началась либерализация по-советски . Функцией этой либерализации было такое явление, как «шестидесятничество». Оно было отчасти побочным явлением, субпродуктом номенклатуры, но при этом действовало немного дальше, чем требовалось самой номенклатуре. Но отрывать это явление от самого процесса ни в коем случае нельзя. Политически номенклатура боролась за физические и социально-экономические гарантии своего существования под знаменем возвращения к «ленинским нормам». Что они из себя представляли?

Ленинский режим был классическим олигархическим режимом, в отличие от сталинского, который можно назвать как абсолютистский, а самого Сталина определить как создателя Советской Империи. Не «стандартной» империи, поскольку абсолютизм Сталина опирался не на традиционную власть «божьей милостью» и не на «священную и неприкосновенную» частную собственность, а на идею коммунистического равенства. При этом права коммунистической олигархии (или номенклатуры), были не гарантированны.

Обратите внимание на лейтмотив шестидесятников - как писал Окуджава : «и комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной » - фактически отражавший декларируемое номенклатурой возвращение к «ленинским нормам». Но эти нормы можно определить, как олигархические - коллективное руководство страной ограниченной группой людей и все, что не было связано со Сталиным . И здесь шестидесятники работали абсолютно в унисон с либеральной номенклатурой. При этом самими шестидесятниками декларировалось некое противостояние «консервативной власти» и «либеральной интеллигенции». Но, на самом деле, была консервативная фракция номенклатуры (и ее консервативная интеллигенция - например журнал «Октябрь») и была либеральная фракция номенклатуры (со «своей» интеллигенцией - журнал «Новый мир»). Две фракции номенклатуры вели борьбы между собой, выясняя отношения с помощью двух фракций интеллигенции, не вступая при этом в непосредственное столкновение между собой, подобно противостоянию Советского Союза и США в то время - борьба была, но непосредственного контакта двух стран в ней практически не было. В мифологии шестидесятников же этот процесс подан, как противостояние «либералов-интеллигентов» с «консерваторами-номенклатурщиками».

Советская интеллигенция никогда не была самостоятельной социальной группой. Она всегда транслировала интересы своей фракции номенклатуры. Либеральная часть номенклатуры, после снятия Хрущева, в период «брежневского застоя» решила свои проблемы социально-экономических гарантий, через остановку ротации кадров - единственно возможную в тех идеологических рамках. Горбачевский термин «застой», изначально подразумевал именно отсутствие ротации кадров, а не остановку в экономическом развитии. Брежневский период «застоя» - это период правления олигархического строя.

Либеральная часть партноменклатуры

позволяла Любимову практически все. Соответственно и использовала его в своих целях. Так театр на Таганке стал «островом свободы в несвободной стране» - писал Н.Эйдельман . В члены худсовета ввели ученого П.Капицу, писателей А.Твардовского , Н.Эрдмана , Ю.Трифонова , А.Вознесенского , Е.Евтушенко , Б.Ахмадулину , Б.Окуджаву ; театральных критиков Б.Зингермана , К.Рудницкого , А.Аникста ; композиторов А.Шнитке , Э.Денисов , кинорежиссеры С.Параджанова , Э.Климова и других. Театр на Таганке стал инструментом либерализации.

Вторым покровителем Любимова стал его «земляк» Ю.Андропов, не до конца проясненная фигура руководителя КГБ (1967-1982 гг) и Генсекретарь ЦК КПСС (1982-1983 гг). Известно, что в созданном по инициативе Андропова 5-м (идеологическом) управлении КГБ был образован «отдел по борьбе с враждебной сионистской деятельностью ». Знающие люди говорили, что этот отдел выполнял противоположные функции.

К середине 70-х Таганку активно продвигают за рубежом. В 1976 в Югославии спектакль «Гамлет» с В.Высоцким получает Гран-при. В 1975 году на сцене миланского La Scala Любимов ставит свой первый оперный спектакль. «Не совсем традиционно» для «железного занавеса»? С тех пор Любимовым было поставлено около 2 десятков спектаклей в парижской Гран-Опера, лондонском Ковент-Гардене, театрах Гамбурга, Мюнхена, Тель-Авива, Бонна, Неаполя, Болоньи, Турина, Будапешта.

В 1976 году в 59-летнем возрасте на гастролях в Венгрии он знакомится с венгерской переводчицей еврейского происхождения Каталиной Кунц, которая моложе его на 30 лет. Любимов разводится с Целиковской и женится на Кунц в Будапеште.

В начале 1980-го театр получает новое шикарное здание. В том же году умирает Высоцкий. Его похороны в затихшей в ожидании готовящихся провокаций Олимпийской Москве превращаются в шествие, напугавшее ЦК. Спектакль его памяти запрещают, как и следующую (1982) постановку Любимова - «Борис Годунов», зато позволяют выезд в Англию для постановки «Преступления и наказания». В феврале 1984 умирает Андропов. Уже через месяц - в марте 1984 года после ряда скандальных интервью западной прессе Любимова освобождают от должности худрука театра, а через месяц лишает его и советского гражданства. Указ подписан Генсекретарем ЦК К.Черненко .

И такой подарок на Западе не упускают. Для подрыва имиджа СССР Любимов мгновенно получает израильское и венгерское гражданство, кроме того, ему дают много работы... Спектакль «Преступление и наказание» в Австрии, Англии, США и Италии получает театральные премии. Любимову заказывают постановки «Бесов» в Лондоне, «Пир во время чумы» (1986) и «Мастера и Маргариту» (1988) в Стокгольме. Но его популярность на Западе постепенно падает. На волне перестройки в том же году Любимов возвращается в Москву и восстанавливает «Бориса Годунова» и «Владимира Высоцкого». В 1989 году Горбачев возвращает Любимову гражданство. После этого Любимов ставит еще с десяток спектаклей, но они уже не пользуются былой популярностью. В 1992 году театр распался надвое. Часть труппы под руководством Губенко образовала новый театр «Содружество актёров Таганки » и заняла часть здания, выходящую на Садовое кольцо, оставшаяся часть труппы во главе с Любимовым осталась в старой части здания.

Сегодня Любимов заявляет

что уйдет из театра 15 июля, потому что «не желает работать с актерами, срывающими репетиции ради денег». Он кричит, что ставит спектакли и не желает никому объяснять, что ему для этого нужно, сводя все к «высокой планке искусства театра на Таганке » (заметим, что в Чехии играли все того же "Доброго человека из Сезуана", что и в 1964 году).

«Мы уже привыкли к таким жестам Юрия Петровича. Это не первый и даже не десятый раз. Думаю, очередная попытка привлечь внимание к своей персоне… Непонятно, куда уходят деньги от аренды помещений театра - например, театр сдает якобы за копейки площадь "Кулинарной лавке братьев Караваевых". Но мы этих денег не видим. Все якобы идет в фонд Юрия Любимова ». Артисты театра считают, что нормальной обстановки в театре не будет до тех пор, пока театром фактически руководит жена Любимова Каталин Кунц. «Она давно взяла бразды правления в свои руки, а Любимова подмяла под себя целиком, он действует только по ее указке. Каталин - человек не очень здоровый, да еще с дурным характером » - заявил народный артист России Феликс Антипов . Он сказал, что у актеров нет претензий к художественному руководству театром, но, по их мнению, совмещать должность главного режиссера и директора театра, как это делает Любимов, нельзя.

Пока актеры составили свое требование : «Просим расторгнуть трудовой договор с заместителем директора театра Каталин Кунц-Любимовой, разделить должности художественного руководителя и директора театра, создать художественный совет и назначить директора, предварительно согласовав кандидатуры с коллективом театра. Оформить данное решение в соответствии с законом и направить его в департамент культуры города Москвы ».

Актеры Таганки пытались рассказать о конфликте с режиссером в помещении театра, но «уволившийся» Любимов приказал не пускать их на порог. Потому пресс-конференцию им пришлось давать на улице.

Громогласно объявив о своем уходе Юрий Любимов подписал приказ об увольнении двадцати актёров театра и нескольких технических работников , работавших по срочным договорам. Артисты считают, что это - начало «чистки» в театре, и данная ситуация только подтверждает их уверенность в том, что Любимов уходить не намерен. Но он просто выродился в банального кооператора, который в принадлежащем государству театру и его здании позволял себе бесконтрольно нанимать и увольнять актёров, платя им столько, сколько ему заблагорассудится.

Скандал в театре на Таганке

является последней предсмертной судорогой шестидесятничества. После перестройки шестидесятники стали не нужны. Все что они могли делать - производить идеологию - искусство ансамбля песен и плясок НКВД. Советская система могла позволить себе чистое искусство, она производила мифы и идеологию, но не товары и услуги. Все шестидесятники активно подрывали эту систему и в 80-е и 90-е активно занялись любимым и знакомым делом: участвовали в разных политических движениях, производили и потребляли идеологию. Но в либерализме никакая идеология не нужна, кроме идеологии потребления. И шестидесятникам сегодня просто нечего делать, они вымирают.

Глист не может жить долго, умертвив тело, от которого он питался.


Каталин Любимова, жена Юрия Петровича Любимова, как-то призналась, что для неё роль любящей и понимающей жены была не менее значима, чем роль матери. Она говорит, что никогда не была матерью-наседкой, которая заботится только о детях. На протяжении долгих тридцати шести лет Каталин была верной помощницей во всех творческих начинаниях Любимова.

Идеальная жена

Юрий Петрович до конца своих дней не переставал заниматься делом всей своей жизни - театром. Хотя он и говорил, что устал от творчества в условиях окружающей нестабильности, но тут же признавался, что намерен работать над постановкой спектаклей до последнего дня своей жизни, как человек, которому дорога его профессия.

Жена Юрия Любимова Каталин работала в Театре на Таганке до момента его ухода оттуда. Никакой официальной должности она не занимала, но помогала в руководстве хозяйственными делами в качестве волонтёра. Рабочий день обоих супругов продолжался по десять-двенадцать часов.

Готовила для мужа Каталин Любимова тоже сама. Ещё до начала рабочего дня она успевала сходить в магазин, чтобы купить для дорогого мужа овощей, из которых главным образом состоял рацион питания всей их семьи - Каталин считала, что жареные и копчёные продукты питания могут неблагоприятно отразиться на здоровье Юрия Петровича.

Секреты счастья

Ещё в семье существовало правило, которое установила Каталин: когда Любимов отдыхал, то тревожить его по любым вопросам запрещалось. Она запрещала сыну шуметь и играть в такие игры, которые могли бы нарушить покой отца.

Больше всего Юрий Любимов ценил в семейной жизни именно покой и уют. Сам он никогда не отвечал на вопросы журналистов о личной жизни, следуя правилу «мой дом - моя крепость».

На вопросы о ревности Каталин отвечает, что всегда была очень ревнивой, но старалась не давать воли своим эмоциям, и никогда не ревновала мужа без повода. Она признаётся, что всегда следила за тем, чтобы и другие люди не нарушали прав её мужа и его спокойствия.

Курить - здоровью вредить

Единственное условие, которое поставила Каталин Кунц Любимову, когда выходила за него замуж - он непременно должен был бросить курить. В то время Юрий Петрович выкуривал до трёх пачек в день, что, конечно же, неблагоприятно сказывалось на его здоровье. Каталин поставила вопрос ребром: если хотите быть со мной - о пагубной привычке нужно забыть.

Юрий исполнил это пожелание и больше никогда не притрагивался к сигаретам.

Неукротимая Катерина

Возможно, что именно тогда и появилось прозвище «Неукротимая Катерина», которым Любимов наделил свою супругу. Сама же она говорит, что согласна с этим прозвищем, поскольку действительно отличается невероятно сильным характером, благодаря которому смогла пережить и годы странствий по миру, и непростые времена в нашей стране. Но она с достоинством прошла через все испытания, помогая и мужу в осуществлении его творческих замыслов, и сыну Петру, заботясь о том, чтобы тот получил достойное образование. Переезжая из города в город и из страны в страну, Каталин Любимова старалась создать хотя бы видимую стабильность для своей семьи. Она всякий раз перевозила с собой на новое место жительства какие-нибудь предметы мебели и домашнего обихода. А если этого сделать не получалось, то она долго бегала по магазинам в поисках похожих вещей. Это помогало создать ощущение того, что никакого переезда не было.

Тяжёлое время

Одним из самых сложных периодов жизни режиссёра и его жены были несколько дней после смерти Владимира Высоцкого. В Москве проходила Олимпиада и правительство дало указание похоронить артиста как можно незаметнее, чтобы не создавать волнений среди народных масс. Но Юрий Петрович не мог допустить, чтобы всенародно любимого артиста похоронили без должных почестей, не дав многочисленным почитателям его творчества возможности попрощаться с ним. Пришлось обегать множество кабинетов высокопоставленных лиц. Во время таких визитов, Каталин ждала своего мужа в машине. По её настоянию, в автомобиле всегда находился также врач, ведь Любимов часто выходил из таких кабинетов в предынфарктном состоянии.

Сын Юрия и Каталин Любимовых. Биография Петра Юрьевича

Говоря о детях, Каталин Любимова признаётся, что по её мнению, самое главное для ребёнка - это тёплый, доброжелательный климат внутри семьи. При поддержке понимающих родителей, единственный сын супружеской четы не только успешно получил школьный аттестат, но и впоследствие не потерял интерес к образованию и окончил университет в Кембридже. А ведь школьные годы мальчика проходили не в самых лёгких условиях: за десять лет учёбы он сменил более двадцати пяти школ в Америке и в Европе.

Бывало, что за один учебный год ему приходилось учиться в пяти учебных заведениях. Нелёгкие условия только укрепили его любовь к родителям. И когда после окончания университета перед молодым специалистом открылись большие перспективы в строительном бизнесе на западе, он счёл нужным отложить на некоторое время собственную карьеру и переехать в Москву, чтобы помогать отцу и матери в работе в театре.

Любовь и свобода

Каталин Любимова никогда не препятствовала мужу в его творческой деятельности. Она всегда была с ним, где бы ему ни приходилось работать: он ставил спектакли в театрах США, Англии, Италии и многих других стран. Она признаётся, что когда Юрия Петровича попросили вернуться в Советский Союз, то он спрашивал у неё совета как поступить. Поскольку она понимала, как много значит для её супруга Театр на Таганке, то сказала, что ему нужно поехать на родину. Вместе с этим, Каталин никогда не вмешивалась в творческие дела театра и в дела, касающиеся его руководства. Когда в начале 2010-х годов в театре начались бесконечные пересуды и выступления против режиссёра, которые привели к его увольнению по собственному желанию, она говорила, что не хочет влезать в дела, которые её не касаются, предоставив мужу самому распоряжаться своей судьбой.

Она говорит, что её долг состоял в том, чтобы заботиться о создании домашнего уюта и заботе о благоустройстве помещения театра. Часто ей приходилось ложиться спать только в три часа ночи. На вопрос: «Как вы выдерживали такой бешеный ритм жизни?», она отвечает просто: «Я любила своего мужа. В этом весь секрет».

Встреча, изменившая всю жизнь

Познакомились они в середине семидесятых годов. Тогда Театр на Таганке был на гастролях в Венгрии. Ещё до знакомства молодая венгерская сотрудница отдела советско-венгерских отношений успела посмотреть два спектакля из репертуара театра. На неё, как и на многих других венгерских театралов, эти спектакли произвели огромное впечатление. Все представления проходили при полном аншлаге. Иногда было просто невозможно достать билет. Люди были готовы прибегать к различным ухищрениям, вплоть до висения на люстрах, чтобы посмотреть спектакль знаменитой труппы. Каталин ужасно обрадовалась, когда её направили работать переводчиком режиссёра этого театра - Юрия Петровича Любимова. В список её обязанностей входило, в том числе и смягчение острых, неполиткорректных, с точки зрения венгерского правительства, высказываний Любимова. Каталин на тот момент была замужем. Её муж, крупный учёный, некоторое время жил вместе с Каталин в Москве. Во время этого визита в Советский Союз она и выучила русский язык. А любовь к русской литературе привил ей отец, который настоятельно порекомендовал ей прочитать русских классиков: Пушкина, Достоевского, Гоголя и многих других.

Юрий Петрович тоже на момент знакомства состоял в браке. Его женой была актриса театра и кино Людмила Целиковская.

Когда Театр на Таганке вернулся в Москву из венгерских гастролей, Любимов поставил спектакль «Мастер и Маргарита», который посвятил Каталин.

Свадьба и рождение сына

Судьба распорядилась так, что через два года Юрий Петрович и Каталин поженились. Регистрировать брак пришлось в Венгрии, поскольку в Советском Союзе для этого было множество препятствий. По протекции высокопоставленных лиц Венгрии, которым очень нравилось творчество Любимова, его новая жена была направлена в Москву в качестве корреспондента журнала, посвящённого театру и кино. Венгерской журналистке и театральному режиссёру приходилось ютиться в маленькой однокомнатной квартире.

Через год у них родился сын, которого назвали Петром в честь отца Юрия Петровича. Рожать Каталин решила в Венгрии. Любимову с большим трудом удалось получить разрешения на выезд в Венгрию. Ему хотели отказать, объясняя отказ тем, что он недавно уже был в Венгрии на гастролях. Но благодаря помощи венгерского посла, Юрия Петровича всё-таки выпустили. Через некоторое время семья в составе теперь уже трёх человек вернулась в Москву.

Моменты счастья

Эти короткие три года до отъезда за границу Каталин вспоминает как удивительное и очень счастливое время. Тогда ей довелось познакомиться с интереснейшими людьми своего времени, которые входили в число близких друзей Юрия Петровича: Альфредом Шнитке, Сергеем Капицей и его семьёй, Андреем Вознесенским и многими другими. Но это счастливое время, к сожалению, длилось недолго. Уже через три года семья Любимовых вынуждена была покинуть Россию на долгие восемь лет. Юрия Петровича пригласили поставить в Лондоне спектакль «Преступление и наказание». Из Советского Союза режиссёра выпустили, но вернуться обратно не позволили, лишив его гражданства. Власти ему припомнили и инцидент с похоронами Высоцкого, и прочие неприятные поступки своенравного режиссёра.

Странствия

С этих пор и начались долгие странствия семьи по разным странам. Каталин вспоминает это время как ужасно тяжёлое, но вместе с тем и очень плодотворное. Для Юрия Петровича открылась возможность самому выбирать, какие спектакли ставить, а какие нет, с какими театрами заключать контракт, а с какими нет. Творческой свободы было гораздо больше, чем в Советском Союзе. Сразу два государства дали ему гражданство: Венгрия, с которой его связывала давняя творческая дружба и Израиль, куда Любимов был приглашён в качестве режиссёра одного из драматических театров. Каталин говорит, что была счастлива некоторое время пожить в Иерусалиме, в окружении людей своей национальности. Каталин Любимова, как уже было сказано, не возражала и когда мужу предложили вернуться на родину.

Где сейчас Каталин Любимова и чем она занимается?

В последние несколько месяцев она принимает активное участие в организации мероприятий, посвященных столетию со дня рождения Любимова.

Планируется провести целый ряд разнообразных мероприятий, которые будут интересны как профессионалам в области театрального искусства (среди них лекции о специфике режиссуры мастера), так и многочисленным поклонникам творчества выдающегося режиссера и актёра. Одним из главных событий юбилейной программы было очередное вручение премии Юрия Любимова. Эта премия учреждена еще при жизни артиста. Ей награждаются не только театральные режиссеры и актёры, и не только деятели искусства вообще, а люди, которые достигли высокого профессионализма в любой отрасли человеческой деятельности. Мысль о создании такого рода премии показалась знаменитому режиссеру интересной. Премия актуальна в настоящее время по той причине, что примеров подобных премий, которыми могут быть награждены люди, чья деятельность не связана с искусством, крайне мало по сравнению с огромным количеством театральных, музыкальных и кинематографических наград.

Любимов и время

С августа 2017 года в Москве проходит экспозиция под названием "Любимов и время". Непосредственное участие в организации выставки принимала Каталин Любимова. Она так объясняет название выставки: творчество Юрия Петровича Любимова можно рассматривать только в контексте времени, в которое ему довелось жить. Он был свидетелем или непосредственным участником почти всех значимых событий из истории России двадцатого века: был ровесником Октябрьской Революции, участвовал в Великой Отечественной Войне, был выслан из страны, во время Перестройки его гражданство было восстановлено и так далее, и так далее. Также выставка построена на проведении параллелей между историческими событиями и фактами из биографии Любимова. А биография Каталин Любимовой навсегда связана с биографией её мужа. Она и сегодня доказывает свою любовь к нему, участвуя в мероприятиях, проводящихся в его память. Она и сейчас служит делу своей жизни - способствовать творчеству Юрия Любимова. И это прибавляет ей бодрости и жизненной силы, несмотря на солидный возраст (Каталин Любимова его не скрывает, в прошлом году она отметила семидесятилетие).

был и талантлив и харизматичен. Возможно еще и поэтому его всегда окружали яркие и красивые спутницы.

ОЛЬГА КОВАЛЕВА

В конце 40-х годов Юрий Любимов женился на балерине Ольге Евгеньевне Ковалевой. Они вместе выступали в ансамбле НКВД. В 1949 году Ольга Евгеньевна родила Любимову сына Никиту. Но вскоре после рождения ребенка ушла от него к дирижеру Юрию Силантьеву.

Родители познакомились в ансамбле НКВД, - рассказал нам сын Силантьева Егор. - Вместе с отцом служил и Юрий Петрович Любимов. Моя мама танцевала в этом ансамбле после окончания хореографическое училище Большого театра. После войны ансамбль НКВД расформировали. Любимов служил в театре им.Вахтангова. У них с мамой родился сын Никита - мой старший брат. Так что мама сидела с маленьким ребенком. А Юрий Петрович много снимался, играл на сцене. Он был очень популярным артистом, от поклонниц не было отбоя. Отчего они разошлись, мама не рассказывала. Просто в она взяла Никиту, и уехала с ним в Абхазию. А уже позже она вышла замуж за моего отца.

Кстати, старший сын режиссера Никита Любимов после школы поступил в духовную семинарию. Но не закончил ее. Он стал литератором, написал пьесу, которая в 80-х годах шла в театре на Таганке. Он по-прежнему очень религиозный человек. Много времени проводит в храме, а летом уезжает в деревню под Великими Луками, где у него дом. И живет там с женой и тремя детьми.

СЕСТРЫ ПАШКОВЫ

Еще до появления в жизни Юрия Любимова Людмилы Целиковской и Каталин Кунц, у него был бурный роман с актрисами, которые, как и Любимов, служили в театре Вахтангова. Сестры Пашковы - обе были красавицами, обе популярны, Галина, старшая из сестер, слыла конкуренткой самой Целиковской. Любимов якобы разрывался между Галиной и Ларисой... И по некоторым свидетельствам, был момент, когда они даже жили втроем.

ЛЮДМИЛА ЦЕЛИКОВСКАЯ

С Целиковской Любимов познакомился в театральном училище имени Щукина. Она училась тогда на первом курсе, Любимов - на четвертом. Вместе они работали в Театре имени Вахтангова, в 1945 году снялись в фильме «Беспокойное хозяйство». А в начале 60-х стали жить в гражданском браке. Вместе они были более 15 лет. И расстались после того, как Любимов закрутил роман с венгерской переводчицей Каталин.

В отличие от Каталин, предыдущая жена Юрия Любимова – блистательная красавица, кумир миллионов актриса Людмила Целиковская не считала Любимова гением. Она безусловно признавала его талант, но и понимала, что созданию театра на Таганке, его успеху, выбору репертуара, в значительной степени режиссер обязан именно ей.


Фото: РИА Новости

Несмотря на кинообраз эдакой «попрыгуньи», очаровательной, но недалекой девушки, в жизни Людмила Васильевна была очень образованной женщиной. Много читала, прекрасно знала зарубежную литературу, у нее был хороший вкус, кроме того, она была известна на всю страну. Ее популярность служила «ключом-вездеходом» в самые высоки кабинеты. Как говорят, именно она познакомила Любимова с «правильным» кругом людей, советовала, какие книжки читать, находила для театра пьесы. Она руководила его интеллектуальным штабом. А он был гением коллективного разума, в совет театра на Таганке пригласил Бориса Можаева, Федора Абрамов, Андрея Вознесенского, академика Петра Капицу...

Людмила Васильевна сочинила поэтическое представление «Товарищ, верь», поставленное на Таганке, - рассказал нам один из создателей театра его директор Николая Дупак. - Целиковская помогла Любимову стать Любимовым. Она знала, кому нужно позвонить в случае, когда над театром сгущались тучи. Чиновники реагировали на ее имя, когда им говорили, что «Людмила Целиковская очень просила помочь Юрию Любимову...»

ЕЛЕНА КОРНИЛОВА

Актрису театра на Таганке с Любимовым связывали долгие годы не только рабочих отношений.

Наш роман с Юрием Петровичем длился 13 лет, - рассказывает Елена Корнилова. - Конечно, в основном у меня к нему была платоническая любовь, как к Учителю. Но Юрий Петрович был невероятный красавец, когда он выходил на сцену все актрисы театра попадали под магию его обаяния. Между мной и им как будто бы электрический разряд проходил. Это были 13 лет счастья и страданья одновременно. Он был несвободен, Я прекрасно знала его жену Людмилу Целиковскую. И очень виню себя за грехи молодости, не надо было обижать Людмилу Васильевну. Но я не могла противиться обаянию Любимова. Да и никто бы не смог. В театре была такая творческая атмосфера, что актеры пропадали там с утра и до ночи. Все сходили по Любимову с ума.

Мне кажется, Юрий Петрович был очень зависим от окружавших его волевых женщин. Ему не нужна была жена милая, а нужна была женщина с твердым характером. Целиковская была резковата, у нее был большой авторитет и талант. У Каталин тоже жесткий, боевой характер. Если бы не Каталин, наверное, Любимов не прожил бы такую долгую жизнь. Правда без нее эта жизнь могла быть духовно богаче. Возможно, я к Каталин необъективна, считаю, что она привила нелюбовь Любимова к актерам. С нее начались все беды и раздел театра.

КАТАЛИН КУНЦ

Любимов познакомился с венгерской журналисткой и переводчицей Каталин Кунц в 1976 году, когда театр на Таганке приехал в Венгрию на гастроли. Затем Каталин приехала в Москву как собственный корреспондент венгерского журнала «Фильм, театр и музыка». В 1978 году Любимов - ему тогда было 61 год - и 32-летняя Каталин поженились, а через год у них родился сын Пётр (сейчас ему 35 лет). Каталин не так давно вспоминала, что когда была беременна, она слушала фуги Баха и смотрела старые фильмы с участием высокого и стройного красавца Юрия Любимова. И в этой мело-кинематографичной атмосфере она мечтала, чтобы родился сын, похожий на ее необыкновенного мужа...

Многие обвиняли жену режиссера Каталин в том, что она установила в театре на Таганке диктатуру, сеяла раздор между актерами и Любимовым, явилась причиной скандалов и раскола в труппе. Но это одна точка зрения. Существует и другая. В разговоре со мной актер Таганки Иван Бортник сказал: «И что все накинулись на Катю? Она прекрасная жена. Если бы не Катя, Любимов бы не дожил до таких лет. Катя совершила подвиг».

В этих словах есть правда. Лично я помню такой эпизод. Полтора года назад в Большом театре устроили открытую репетицию оперы «Князь Игорь» в постановке Любимова. Юрий Петрович вышел на сцену, как король: ухоженный, несмотря на свой солидный возраст, стильно одетый, с элегантной тросточкой в руках. Его цветущий вид совсем не вязался с тем обстоятельством, что за несколько месяцев до этой встречи Любимов впал в кому. Его жена Каталин наравне с врачами смогла вывести его из почти безнадежной ситуации. На протяжении почти сорока лет она всегда была рядом. Вот и на той репетиции стояла у Любимова за спиной. Она попросила журналистов близко не подходить к Юрию Петровичу и вообще на него... не дышать в прямом смысле слова. Говорили, что причиной его болезни был грипп. Поэтому надо было оберегать Любимова от микробов и вирусов. Во время короткого интервью она несколько раз протирала антисептиком микрофон и руки Любимову. И когда заметила в глазах мужа усталость, сразу оборвала ненасытных журналистов.

Многие обвиняют Каталин в резкости, в чрезмерном вмешательстве в дела мужа. Но с другой стороны, так защищать его, беречь его силы, здоровье, отсекать ненужные по ее мнению контакты может только очень любящая женщина. Каталин - жесткий человек, ее в театре боялись. Она гоняла и увольняла актеров, нередко называла их обидным словом «быдло». Но, как признают старожилы Таганки, такого порядка и дисциплины, как при ней, в театре никогда в театре не было. Она лично ходила по фойе и гримеркам и платком протирала углы и стены – нет ли пыли. В театре была идеальная чистота, повсюду цветы, какие-то невероятные люстры, ковры - все было очень красиво, но... не вписывалось в эстетику «театра улиц».

Брак Любимова с Каталин был похож на идеальный союз, точно выстроенную жизненную программу, когда жена создает все условия для работы и успеха мужа, печется о его здоровье, продлевает ему жизнь. А он является не только кумиром и Гением, но и кормильцем.

БИОГРАФИЯ ЮРИЯ ЛЮБИМОВА и ЖЕНЩИНЫ ЕГО ЖИЗНИ. Юрий Петрович родился под Ярославлем, но уже в 1922 году вся семья перебралась в Москву. Во время НЭПа отец будущей знаменитости начал заниматься бизнесом, у него был магазин в Охотном ряду. Мама Любимова трудилась учительницей. В стране начались репрессии, под них попал и отец Любимова. По воспоминаниям Юрия, его папу забирали дважды. За деньги, не по политике. Называли Петру Захаровичу суммы, которых у него не было. Досталось в этот период и деду Юрия Любимова, который тоже переехал в Москву. Но, в отличие от многих, в семье от родственников не отказывались, поддерживали, даже если кто-то сидел в тюрьме. Из-за трудного времени Юрий бросил в школу и поступил в электромеханический техникум. Одновременно он работал и защищал себя на улице от посягательств. Однажды Любимова избили, выбили два зуба и рассекли голову. Будущий артист на следующий день пошел на улицу с финкой и однозарядным пистолетом, но до разборок не дошло. Зато Любимова начали уважать и больше не трогали. Лицедейство В 1934 году Юрий Любимов пошел учиться в студию, которая находилась при МХАТе 2-м. И через год артист вышел на сцену с первой эпизодической ролью в постановку «Мольба о жизни». Спустя еще год театр и студию закрыли. Юрия перевелся в Щуку. И здесь он начал играть в спектаклях «Человек с ружьем», «Много шума из ничего», «Принцесса Турандот», «Путь к победе» и других.

Ну а в качестве диплома пошла работа в постановке «Мещане» по произведению Максима Горького. В 1939 году после театрального училища Любимов пошел работать в труппу театра имени Вахтангова. Война В 1941 году Любимова призвали в армию. Он нес службу в ансамбле песни и пляски НКВД. И жил по армейским правилам, с дедовщиной. Но в обиду себя не давал. А во время войны Юрий Петрович выезжал на передовую и с ансамблем давал концерты перед бойцами. Во время войны Юрий Любимов дебютировал в кино. В 1941 году он сыграл Принца-свинопаса в новелле «Свинопас» альманаха «Цветные киноновеллы». Потом ему досталась главная роль в военной драме «Дни и ночи» Александра Столпера. А после войны вышла комедия «Беспокойное хозяйство» Михаила Жарова. Театр Вахтангова После демобилизации в 1946 году Юрий Любимов вернулся в труппу театра Вахтангова. Актер начал активно работать и вскоре получил заслуженное признание. Среди первых работ на сцене: Олег Кошевой в «Молодой гвардии», Крис во «Все мои сыновья», Шубин в «Накануне».

Позже были спектакли «Заговоре обреченные», «Миссурийский вальс», «Петвые радости», «Отверженные». В 1951 году Любимова ввели в постановку «Много шума из ничего» на роль Венедикта. Сам актер признается, что роль играл с большим удовольствием, причем, нашел там интересные драматургические принципы. Самые знаковые работы Юрия Любимова в 50-е: спектакли «Два веронца», «Чайка», «Идиот», «Маленькие трагедии», «Иркутская история». И в это же время, а точнее в 1959 году, мужчина дебютировал в качестве режиссера, он поставил пьесу «Много ли человеку надо». Одновременно Любимов начал преподавать в Щукинском училище. В это время в кино у Юрия Любимова работы было мало. Он всегда предпочитал театр, нежели съемочную площадку. Но все же основные киноработы пришлись на 50-е. Это фильмы «Белинский», «Прощай, Америка!», «Композитор Глинка», «Егор Булычов и другие», «Город зажигает огни», «Человек с планеты Земля». Таганка В 1963 году режиссер поставил на сцене Щукинского училища спектакль «Добрый человек из Сезуана». Актеры были подобраны из числа студентов. И постановка была поистине выдающейся в то время. Во время политической «оттепели» пьесу могли спокойно закрыть, но помешали этому влиятельные люди. Любимову предложили встать у руля Театра драмы и комедии. Он находился на Таганской площади и вел жалкое существование. За работу Юрий Петрович принялся активно, смог добиться изменения репертуара и труппы из актеров-студентов Щуки. В итоге на сцене театра, который назвали «театр на Таганке», поставили первый спектакль «Добрый человек из Сезуана» 23 апреля 1964 года.

овольно быстро театр стал одним из ведущих в столице. Сначала здесь, в основном, ставили драматические спектакли, потом начали обращаться к классике и произведениям современников. Опера Успешной была работа Юрия Любимова и в оперном театре, где он значился режиссером. Первый опыт – постановка оперы «Под жарким солнцем любви» Луиджи Ноно. Ее сыграли в 1975 году на сцене итальянской «Ла Скалы». В 1979 году там же поставили «Бориса Годунова», а через два года «Хованщину». Лишение гражданства Начало 80-х годов для Любимова было тяжелым временем. Сначала была смерть Владимира Высоцкого, который долго трудился на Таганке. Потом запретили постановку в честь этого выдающегося поэта и актера, а позже запретили и блестящего «Бориса Годунова». В 1984 году Юрия Петровича лишили гражданства, об этом он узнал в Лондоне. Причина такого действия: активная гражданская позиция, которая шла вразрез с советской политикой. Но Запад принял Любимова с восторгом. Актер и режиссер начал активно работать в Израиле, Италии, Франции, Германии, США, Финляндии и ряде других стран. И всем его постановкам сопутствовал успех. Возвращение В 1988 году артист приехал в Москву. И здесь его встретили, как победителя. Через год Любимову вернули гражданство. И он тут же принялся работать в театре на Таганке. Юрий Петрович ставил пьесы на сцене родного театра и продолжал трудиться за рубежом. В новом веке В 2000-х, будучи уже в преклонном возрасте, Юрий Любимов продолжал ставить интересные спектакли. Среди них «До и после», «Суф(ф)ле», «Антигона», «Горе от ума - Горе уму - Горе ума», «Замок», «Арабески».

Видео удалено или не является публично доступным

После конфликта между актерами театра и Любимовым летом 2011 года, Юрий Петрович подал в отставку. Знаменитость по собственному желанию освободили от должности худрука и директора Театра на Таганке. А в 2012 году Юрий Любимов представил на сцене Театра имени Вахтангова постановку «Бесов» Достоевского. Ее встретили довольно восторженно. Личная жизнь Много лет Юрий Петрович женат на венгерской переводчице и журналистке Каталин Кунц. В браке появился сын Петр. Смерть Юрия Любимова Осенью 2012 года режиссера госпитализировали с сердечным приступом. После курса интенсивной терапии Юрий Любимов впал в кому, но через сутки вышел из нее. Летом 2013 года режиссер восстанавливал силы и отдыхал, готовился к новому сезону. Осенью он представил новый оперный проект в Италии, где так же отпраздновал свой день рождения. Весной следующего года уже в Москве состоялась премьера оперы-буфф «Школа жён» по комедии Мольера в постановке Любимова. 2 октября 2014 года Юрий Любимов в тяжелом состоянии был доставлен в больницу. Диагноз - острая сердечная недостаточность. Через три дня он скончался. Церемония прощания с режиссером и заслуженным педагогом прошла в театре им. Е. Вахтангова. Юрий Любимов был похоронен 8 октября 2014 года на Донском кладбище.

Если короля играет свита, то и мужчину делают окружающие его женщины. Юрий Любимов был и талантлив и харизматичен. Возможно еще и поэтому его всегда окружали яркие и красивые спутницы. ОЛЬГА КОВАЛЕВА В конце 40-х годов Юрий Любимов женился на балерине Ольге Евгеньевне Ковалевой. Они вместе выступали в ансамбле НКВД. В 1949 году Ольга Евгеньевна родила Любимову сына Никиту. Но вскоре после рождения ребенка ушла от него к дирижеру Юрию Силантьеву. - Родители познакомились в ансамбле НКВД, - рассказал нам сын Силантьева Егор. - Вместе с отцом служил и Юрий Петрович Любимов. Моя мама танцевала в этом ансамбле после окончания хореографическое училище Большого театра. После войны ансамбль НКВД расформировали. Любимов служил в театре им.Вахтангова. У них с мамой родился сын Никита - мой старший брат. Так что мама сидела с маленьким ребенком. А Юрий Петрович много снимался, играл на сцене. Он был очень популярным артистом, от поклонниц не было отбоя. Отчего они разошлись, мама не рассказывала. Просто в она взяла Никиту, и уехала с ним в Абхазию. А уже позже она вышла замуж за моего отца. Кстати, старший сын режиссера Никита Любимов после школы поступил в духовную семинарию. Но не закончил ее. Он стал литератором, написал пьесу, которая в 80-х годах шла в театре на Таганке. Он по-прежнему очень религиозный человек. Много времени проводит в храме, а летом уезжает в деревню под Великими Луками, где у него дом. И живет там с женой и тремя детьми. СЕСТРЫ ПАШКОВЫ Еще до появления в жизни Юрия Любимова Людмилы Целиковской и Каталин Кунц, у него был бурный роман с актрисами, которые, как и Любимов, служили в театре Вахтангова. Сестры Пашковы - обе были красавицами, обе популярны, Галина, старшая из сестер, слыла конкуренткой самой Целиковской. Любимов якобы разрывался между Галиной и Ларисой... И по некоторым свидетельствам, был момент, когда они даже жили втроем.

ЛЮДМИЛА ЦЕЛИКОВСКАЯ С Целиковской Любимов познакомился в театральном училище имени Щукина. Она училась тогда на первом курсе, Любимов - на четвертом. Вместе они работали в Театре имени Вахтангова, в 1945 году снялись в фильме «Беспокойное хозяйство». А в начале 60-х стали жить в гражданском браке. Вместе они были более 15 лет. И расстались после того, как Любимов закрутил роман с венгерской переводчицей Каталин.

В отличие от Каталин, предыдущая жена Юрия Любимова – блистательная красавица, кумир миллионов актриса Людмила Целиковская не считала Любимова гением. Она безусловно признавала его талант, но и понимала, что созданию театра на Таганке, его успеху, выбору репертуара, в значительной степени режиссер обязан именно ей.

Несмотря на кинообраз эдакой «попрыгуньи», очаровательной, но недалекой девушки, в жизни Людмила Васильевна была очень образованной женщиной. Много читала, прекрасно знала зарубежную литературу, у нее был хороший вкус, кроме того, она была известна на всю страну. Ее популярность служила «ключом-вездеходом» в самые высоки кабинеты. Как говорят, именно она познакомила Любимова с «правильным» кругом людей, советовала, какие книжки читать, находила для театра пьесы. Она руководила его интеллектуальным штабом. А он был гением коллективного разума, в совет театра на Таганке пригласил Бориса Можаева, Федора Абрамов, Андрея Вознесенского, академика Петра Капицу...- Людмила Васильевна сочинила поэтическое представление «Товарищ, верь», поставленное на Таганке, - рассказал нам один из создателей театра его директор Николая Дупак. - Целиковская помогла Любимову стать Любимовым. Она знала, кому нужно позвонить в случае, когда над театром сгущались тучи. Чиновники реагировали на ее имя, когда им говорили, что «Людмила Целиковская очень просила помочь Юрию Любимову...» ЕЛЕНА КОРНИЛОВА Актрису театра на Таганке с Любимовым связывали долгие годы не только рабочих отношений.- Наш роман с Юрием Петровичем длился 13 лет, - рассказывает Елена Корнилова. - Конечно, в основном у меня к нему была платоническая любовь, как к Учителю. Но Юрий Петрович был невероятный красавец, когда он выходил на сцену все актрисы театра попадали под магию его обаяния. Между мной и им как будто бы электрический разряд проходил. Это были 13 лет счастья и страданья одновременно. Он был несвободен, Я прекрасно знала его жену Людмилу Целиковскую. И очень виню себя за грехи молодости, не надо было обижать Людмилу Васильевну. Но я не могла противиться обаянию Любимова. Да и никто бы не смог. В театре была такая творческая атмосфера, что актеры пропадали там с утра и до ночи. Все сходили по Любимову с ума.Мне кажется, Юрий Петрович был очень зависим от окружавших его волевых женщин. Ему не нужна была жена милая, а нужна была женщина с твердым характером. Целиковская была резковата, у нее был большой авторитет и талант. У Каталин тоже жесткий, боевой характер. Если бы не Каталин, наверное, Любимов не прожил бы такую долгую жизнь. Правда без нее эта жизнь могла быть духовно богаче. Возможно, я к Каталин необъективна, считаю, что она привила нелюбовь Любимова к актерам. С нее начались все беды и раздел театра.

КАТАЛИН КУНЦ Любимов познакомился с венгерской журналисткой и переводчицей Каталин Кунц в 1976 году, когда театр на Таганке приехал в Венгрию на гастроли. Затем Каталин приехала в Москву как собственный корреспондент венгерского журнала «Фильм, театр и музыка». В 1978 году Любимов - ему тогда было 61 год - и 32-летняя Каталин поженились, а через год у них родился сын Пётр (сейчас ему 35 лет). Каталин не так давно вспоминала, что когда была беременна, она слушала фуги Баха и смотрела старые фильмы с участием высокого и стройного красавца Юрия Любимова. И в этой мело-кинематографичной атмосфере она мечтала, чтобы родился сын, похожий на ее необыкновенного мужа... Многие обвиняли жену режиссера Каталин в том, что она установила в театре на Таганке диктатуру, сеяла раздор между актерами и Любимовым, явилась причиной скандалов и раскола в труппе. Но это одна точка зрения. Существует и другая. В разговоре со мной актер Таганки Иван Бортник сказал: «И что все накинулись на Катю? Она прекрасная жена. Если бы не Катя, Любимов бы не дожил до таких лет. Катя совершила подвиг».