Экскурсия «Вдохновение рук ненецких мастериц. Художественный мир сибири Ненецкие узоры

Ненцы кочуют в сибирских северных тундрах, от лесных таежных массивов до прибрежья океана, и в тундре европейской части страны. И азиатские и европейские ненцы - один народ, в ремеслах и искусстве их много общего, хотя и имеются некоторые различия, обусловленные географией их расселения и историко-этнографическими факторами.

Художественные, эстетические потребности ненцев на протяжении веков находили удовлетворение в создании довольно ограниченного круга предметов. Это объяснялось особенностями их кочевой жизни. Все изделия ненецких мастеров исключительно хорошо приспособлены к кочевому хозяйству. Это прежде всего теплая меховая одежда, деревянная, берестяная и металлическая посуда, жилище-чум, в чуме низкий столик для еды, сумки для перевозки домашних предметов, берестяные легкие детские люльки, орудия труда. Женщины выделывали шкуры и шили одежду, мужчины изготовляли предметы из дерева и кости, а также из металла, которого, правда, было очень мало.

Наиболее интересной в художественном отношении была у ненцев, несомненно, меховая одежда. Это и понятно. Потребность в удобной и очень теплой одежде вызывалась окружающей природой, суровым климатом Заполярья. В фольклоре ненцев часто говорится о том, что благополучно живущий человек - это тот, у кого есть хорошая одежда, совсем счастливый человек, у которого есть про запас вторая одежда, а не имеющий в жизни удачи тот, у кого через истертую одежонку ветер холодит тело.

Ненецкая меховая одежда отличается совершенно особой архитектоникой. Нередко ее декоративная выразительность достигается только за счет выделения цветной полоской конструктивных швов. Небогато расцвеченная узорами, почти не имеющая украшений, не расшитая бисером, она, тем не менее, красива своей строгостью, монументальностью. Красота эта основана на гармоничном сочетании всех элементов целого. С большим вкусом используются оттенки меха и отделочные материалы: сукно или ровдуга. На цветовое решение одежды мастерицы всегда обращали большое внимание, они избегали резких, грубых сочетаний цветов.

Мужская одежда и азиатских и европейских ненцев - глухая меховая малица. Характер этой одежды нашел отражение в меткой ненецкой загадке: "В одну дыру входишь - из трех выходишь".

Мужская промысловая одежда - одежда оленеводов, охотников и рыбаков - обычно шьется из более грубых шкур оленя, не имеет украшений.

Женская и зимняя и летняя одежда очень декоративна.

Женская зимняя меховая одежда бывает нескольких типов, из которых ученые выделяют два европейских - малоземельский и болыпеземельский - и один аналогичный болыпеземельскому сибирский (рис. 214).

Малоземельная женская зимняя одежда имеет распашной покрой со сходящимися полами, расширяется к низу. Шьют ее или всю из камуса, или верхнюю часть делают из шкурок белки, бобра, лисицы. Конструктивные швы - горизонтальные, подкладка не подшивается, а поддевается. Встречные полы имеют завязки. Воротник к шубе пришивают из меха песца или рыжей лисицы. Такую одежду прежде носили и мужчины. Лишь позднее, к XVIII веку, они стали носить малицы глухого северного типа.

Малоземельскую женскую зимнюю шубу обязательно украшали два ряда темных мохнатых опушек из собачьего меха, придающих ей то своеобразие, которое так отличает ее от одежды ненок других районов (цв. ил. 118, 119). Опушка из меха разделена красочными полосами, сшитыми из кусочков разноцветного сукна. От рукавов и плеч развеваются суконные цветные ленточки: красные, синие, желтые, зеленые. В давние времена на месте суконных вставок были полосы ярко-оранжевой ровдуги.

Любовь к красному цвету - древняя особенность эстетического восприятия многих народов. Красный цвет, - это цвет крови, огня, солнца - цвет жизни в отличие от черного. Детские люльки ненцы украшали густыми кисточками красного цвета, чтобы ребенку было теплее в ореоле "красного огня". Кисточками из красного сукна обильно украшали одежду, на ненецких шапках весело торчат в разные стороны кусочки красной материи, и каждый элемент орнамента на меховых изделиях, хотя это и очень трудно, старательно обведен красным кантиком.

Полоса собачьего меха в шубах сшита из отдельных кусков исключительно из эстетической потребности сделать вещь красивой. Причем это чувство иногда приходит в противоречие с практическим смыслом, который требовал в интересах сохранения тепла оставить шкуру целой, неразрезанной.

Мех мастерица-ненка всегда подбирает с тонким пониманием его фактурных и цветовых особенностей: поверх полосы белого блестящего меха ложится темно-рыжий, пламенеюще-золотистый и тем более темного оттенка, чем ближе к белому; создается сочный контраст, ясный цветовой рисунок. Кроме того, принимается во внимание длина волоса, его жесткость, цвет. Более светлый золотистый мех вверху примыкает к суконной вставке, в которой чередуются желтые, красные и зеленые кусочки. Внизу, в самом центре опушки, - большой и несколько тяжеловесный по цвету темно-рыжий мех с коричневым отливом. Именно он и организует композицию. От темного центрального пятна разбегаются пестрые куски меха и сукна, при движении женщины они ритмично переливаются. В полосе сукна, которая располагается выше опушки, каждый цветной кусочек отделен от другого узким кантом, который, однако, обрывается, на одну треть длины не доходя до края, тем самым снимается излишняя сухость, четкость членений суконной полосы.

Вместо золотистого меха мастером может быть введен черный мех. И тогда соответственно в цветовой суконной вставке будут другие цветовые отношения - черного с золотым. Красный, зеленый, синий цвета - отсутствуют. И изделие получится исключительно гармоничным. Старые мастерицы очень тонко чувствовали цвет (цв. ил. 120).

Иногда в нижней массивной меховой опушке шубы сочетали контрастные белый и черный меха. Контраст слегка смягчался живописной пушистостью мягкого мехового ворса. Тяжелая монументальная полоса из крупных кусков меха придает зрительную устойчивость всей шубе. В суконных вставках - цветовые отношения черного с золотистым, и лишь в одном месте, в центре, строгий цветовой ритм прерывается алым всплеском - почти квадратным красным клеймом. Выше, над суконной полосой, - узкая меховая вставка как отзвук нижней, более массивной полосы, а затем опять оранжево-черный орнамент, но более спокойный, менее насыщенный.

Весьма своеобразна одежда ненцев с острова Колгуева: прямые короткие со складками меховые шубы, богато орнаментированная высокая обувь, плоские шапки, сшитые из двух половинок, или другие, с длинными ушами. Эти уши обильно украшались орнаментами, кисточками, зубчиками из цветного сукна, бисерными привесками.

В отличие от малоземельской женской зимней одежды паницы большеземельской тундры монументальны, строги. Их шили только из меха оленя (цв. ил. 121, 123). Большеземельские паницы длинные, почти до полу. В них трудно ходить, и они более приспособлены к ночевкам на снегу и езде на нартах. Распашная, имеющая конструктивные вертикальные швы, эта шуба имеет надставленный перед, широкие прямолинейные полы и спинку. Рукава выкраиваются отдельно и имеют ластовицы. Спина состоит из трех полос, причем боковые делаются иного, более светлого цвета.

Шубы малоземельских ненцев не украшены орнаментами, только колгуевские ненцы орнаментируют обувь, головные уборы и шубы. Большеземельские шубы, наоборот, декорированы орнаментальными полосами. Орнамент располагается впереди, не доходя до низа, переходит на бока и спину. Нередко полоса орнамента проходит вдоль всех конструктивных швов, включая плечи, проймы и обшлага рукавов. Полы заходят одна за другую, рукавицы пришиваются к рукаву. Подол оторачивают широкой полосой короткошерстного оленьего меха, который берут от оленей летнего забоя после линьки. Обычно шубу подвязывают тканым поясом из шерсти, а впереди на поясе делают большую металлическую круглую пряжку.

Особым видом прикладного искусства ненцев было изготовление одежды для кукол. Видимо, раньше это были не только детские куклы, но и ритуальные фигурки.

Кукольные меховые паницы привлекают внимание исследователей совершенством декоративного решения. Мастерица как будто рисует мехом, выкладывает кусочки меха как живописные мазки. В кукольной панице из Канинской тундры, которая была выполнена в конце XIX века и хранится в Ленинградском музее этнографии народов СССР, длинные мягкие ворсинки переплетаются, границы полосок смазываются, орнамент становится прозрачным, легким. Полочки впереди обшиты мехом рыжей белочки, плечи и спинка сделаны из меховых полос, а внизу шубки две традиционные массивные полосы собачьего меха. Спинка кукольных паниц нередко имеет центральный темный квадрат из меха, по бокам которого всегда делают четкие белые полосы. Такие кукольные паницы делают в самых равных местах. Они имеют общие черты с одеждой нганасан. И это не случайно. Эти родственные народы имеют много сходного в изделиях прикладного искусства и особенно в одежде малых форм.

В собрании Свердловского краеведческого музея имеется маленькая кукольная ягушка. Она вся сделана только из меха, но зато разнообразны и выразительны приемы его художественного осмысления: белоснежная ягушка по полам впереди и по низу окаймлена полоской темного оленьего меха, и сразу же под темной полоской проходит белая, как бы опушка всего изделия. На спинке шубки - естественные темные пятнышки оленьего меха; одно из них помещено прямо по центру, а два других, более удлиненных, по бокам. Белый рукавчик оканчивается темной полоской, так же, как и полы, а опушен рукавчик тоже белым мягким мехом.

Естественным дополнением к шубам были головные уборы (цв. ил. 122).

Чаще других был распространен капор, шитый из шкурки оленя, снятой с его головы. Места рогов и глазниц не только сохранены, но и подчеркнуты обрамлением - красными суконными полосками. Один из наиболее декоративных капоров хранится в Воркутинском краеведческом музее. Он пошит из белоснежной мягкой шкурки оленя. На белый мех нашиты полоски цветного сукна, которые свободно торчат в разные стороны, С затылочной части свисают декоративные полосы, выполненные из белого и голубого бисера. Бисер сплетен в орнаментальные ромбы, красиво мерцает при поворотах капора, возникают мягкие бело-голубые искры. По бокам бисерных цветных лент подвешены медные полые трубочки - пронизки. Пронизки внизу оканчиваются медными ромбами - подвесками. Ромбы металлические повторяются в ромбах орнамента бисерных лент. Что привлекает в этом головном уборе? Прежде всего его цветовое решение: белый мех и белый бисер, голубой бисер и медь. Мастерица не ввела ярких красок, и поэтому вся композиция изделия получилась особенно гармоничной. Органичность достигается и путем единства рисунка - ромбов медных украшений и ромбов орнамента бисерных лент. Вот такому тонкому пониманию материала, рисунка и цвета следует учить ребят на примерах работ старых мастеров.

Весьма распространенными были и меховые сумки. Большого размера, немного вытянутые по горизонтали, и меньшего размера вертикальные сумочки. В таких сумках до сего времени ненка перевозит свои принадлежности для рукоделия: заготовки для шитья, одежду, нитки, иголки... Всего два типа сумок, но из-за огромного разнообразия декора кажется, что их больше. Особенно богатая коллекция таких сумок хранится в Архангельском краеведческом музее.

Несколько различались сумки малоземельских, большеземельских и ямальских, азиатских, ненцев (цв. ил. 124-128).

Малоземельские сумки почти не имели украшений в виде лент орнамента. Они украшались одной центральной композицией с лицевой стороны. Нередко для сумок использовали мех нерпы наряду с традиционным мехом оленя. Очень красиво смотрятся такие сумки: белый и темный мех оленя чередуется с зеленоватым мехом нерпы. Между полосками меха оранжево-красные вставки из окрашенной ровдуги или сукна.

Большеземельские сумки украшались протяженным ленточным орнаментом. Отличительный признак этих сумок - замшевая окрашенная горловина, которая стягивается ремешком. И вся такая сумочка украшалась множеством красных ровдужных кисточек. Наиболее древним видом сумочек европейских ненцев, которые широко распространены и теперь, являются те, у которых украшение состоит лишь из двух косых клиньев в том месте, где у шкурки, снятой с головы олененка, были глазные отверстия. Косые клинья обшиты полоской красного сукна.

Сумки азиатских ненцев - таких же форм, как и большеземельские. Их обильно украшали орнаментами. Своеобразным приемом, используемым только при украшении сумок, было украшение их копытцами новорожденных оленят. Темные и светлые, распластанные по лицевой поверхности сумки, они образовывали интересный шашечный узор.

Маленькие вертикальные сумочки имели конвертики для иголок и ниток. Эти конвертики украшались бисером.

К сумкам крепились многочисленные металлические привески: это цепочки, колечки, пуговицы и монетки. Бесчисленные металлические привески, бусины, а также подвешенные высушенные зубы-резцы оленей издавали веселое бренчание, шуршание, нарушающее тягостное для человека молчание заснеженной тундры.

Меховые сумки широко распространены и сегодня. Однако их формы несколько изменились под воздействием времени.

В 1973 году на выставке в Москве, на которой были представлены произведения народных мастеров Крайнего Севера и Дальнего Востока, обратили на себя внимание работы учащихся педучилища г. Салехарда. Что в них было особенного? Сохранив многие черты традиционного ненецкого народного искусства, ребята создали принципиально новые, вполне современные вещи, которые хорошо дополняют современную одежду.

Народное искусство всегда отражает все изменения жизни людей. Сейчас на Севере многое стало иным, изменился быт, произошли изменения и в костюме. Естественно, что некоторые традиционные бытовые предметы приобрели другой внешний вид, сохранив, однако, все то лучшее, что веками создавал народ. Появились сумки новых современных форм, ковры на стенах домов, прежде в чумах им не было места. Появились новые головные уборы, но по-прежнему носят традиционный капор и колгуевскую шапку с длинными ушами.

От поколения к поколению на протяжении столетий передавался эстетический опыт создания бытовых предметов, многие из которых становились произведениями искусства. Девочек рано учили шить. Еще в начале этого века пяти-шестилетние дети умели шить одежду. И всегда мастерицы особенно остро чувствовали цвет. Может быть, потому, что в тундре мало красок: в течение более чем восьми месяцев однообразная белая поверхность. Лишь на короткое время зацветает тундра, повсюду сразу, торопясь использовать короткое лето. И тогда везде можно видеть пестрый: голубой, желтый, изумрудно-зеленый, ковер трав и цветов. У природы училась мастерица сочетанию цветов. О работе ненки красиво говорит такая загадка: "Чернобурая лисичка перебегает в обе стороны узенькую ивняковую речку" (игла). А почему ивняковую речку? Потому что шкурки сшивает, проходит через волосинки.

Остановимся немного подробнее на наиболее типичных для ненецких меховых изделий орнаментах (рис. 215). Напомним, что в одежде малоземельских ненцев орнаментов нет.

У колгуевских ненцев распространены три элемента орнамента. Это "заячьи ушки", "головешки" и "телячьи рожки". В одежде и на сумках большеземельских ненцев часто встречаются "головешки" и "оленьи рога".

Богаче других орнаментирована одежда сибирских ненцев, кочующих в азиатских тундрах. Простейшим и наиболее древним орнаментом является ромбовидный узор, которым украшают женские шубы ягушки и женские кисы - меховые чулки. Часто встречается орнамент "головешки". Некоторые другие северные народы элементы этого орнамента так и называют "ненецкие головы". Его используют не только для декорирования верхней одежды, но и обуви. Вариантами "головешек" являются: "мужская голова" - "двойные головешки" и "женская голова" - "одинарные головешки". Появившийся в недавнем прошлом орнамент "нарядная голова" был часто украшением ягушек в Приуральском районе и на Ямале.

Орнамент "оленья тропа" чаще всего употребляется на мужских кисах, редко, но встречается и на сумках. "Волчий капкан" имеет распространение в Байдаракских тундрах Приуральского района. Очень распространен на Ямальском севере орнамент "медвежьи уши". Наиболее популярный на Колгуеве орнамент "заячьи ушки" редко встречается в азиатских тундрах, и только в южных районах: Приуральском, Пуровском и Надымском.

Орнамент "оленьи рога" в настоящее время распространен повсеместно. Он встречается на ягушках и на меховых сумках. Этот орнамент может быть и более сложным, разветвленным. Орнамент "красивые рога" - это импровизированные производные варианты простейшего орнамента "оленьи рога". Интересен один из вариантов этого орнамента - "сломанные рога". Орнаментом "оленьи рога" могли украшать одежду, другие предметы, но им никогда не украшали обувь. В этом, видимо, находило отражение нравственное чувство народа, с которым нам сегодня нельзя не считаться. Особенно мужественным, монументальным был крупный и выразительный орнамент "рога лося". Он встречается только в южных районах, особенно в Пуровском. На женских и детских капорах, паницах, меховых сумках большое распространение имеет орнамент "телячьи рожки". В самое последнее время появился орнамент "острые рога" - наиболее динамичный, несколько колючий.

Оленьи попоны украшают орнаментом "сломанный сук".

В ненецких изделиях орнаменты имеют четкое построение, в них не много составляющих элементов, крупных по отношению к изделию. В настоящее время мех орнаментов в изделиях стали подстригать щеточкой. Тем самым узор становится более четким. Но не всегда следует делать так. Если важнее подчеркнуть легкость орнамента, его слитность с меховым изделием, то лучше оставить длинный ворс меха. Каждый раз этот вопрос нужно решать в зависимости от задачи, которую ставит перед собой художник.

Орнамент одновременно кроится из двух полос меха оленя - темного и светлого, которые сложены мехом внутрь. После того как орнамент выкроен, его сшивают с изнаночной стороны встык и выворачивают. Получается узор в зеркальном отражении.

Кроме изделий из меха и кожи, ненецкие мастера, правда, в небольшом количестве, производили изделия из бересты и дерева, из металла, из кости. Для производства деревянных изделий использовался главным образом плавун, который находили у берегов океана. Металла было очень мало, из него делали орудия труда, украшения для одежды. До нашего времени сохранилось совсем немного изделий из кости, хотя известно, что кость раньше была широко распространена. Сейчас из кости тоже делают некоторые предметы, нужные для оленеводства, охоты, рыбной ловли. Во многих музеях сохранились выполненные из кости табакерки, пороховницы, пуговицы, пряжки для поясов, черенки ножей, которые ненцы очень бережно хранили, передавали от отца к сыну. У старых ненецких ножей черенки были исключительно продуманной, целесообразной формы. Ближе к торцу ручка расширяется, к середине заметно сужается. При такой форме черенка нож не выскользнет из руки. Кость на вид желтоватая, теплого тона. Ее не полировали, а, напротив, всю иссекали мелкими полосками для того, чтобы не скользила. Иногда черенок делали наборным из костяных колец с кожаными прокладками. Сегодня часто черенок из кости украшают накладным металлическим просечным орнаментом. Гвоздиками он крепится к поверхности кости. Ненецкие ножи очень красивы. Деревянные черенки ножей часто были украшены прекрасной металлической инкрустацией. У других северных народов мы не находим подобной металлической инкрустации. Деревянный черенок, инкрустированный оловом, чаще всего покрывается сетеподобным орнаментом. Серебристо-серые, отсвечивающие тусклым металлическим блеском, четкие линии орнамента стелются по желтоватой поверхности дерева, свободно обтекая форму, как бы растворяясь в ней. Эти кожи очень ценились коми и русскими, торговавшими с ненцами (цв. ил. 129).

Металлическую инкрустацию на черенке ножа делали следующим образом: на инкрустируемую поверхность наносили рисунок будущего орнамента, все линии которого не прерываются. По рисунку вырезали желобки 2 мм глубиной. Потом черенок плотно, в несколько слоев обертывали берестой, бересту туго завязывали веревкой или сухожильной ниткой; у нижнего конца черенка излишек бересты плотно стягивали веревкой. Потом расплавленное олово вливали в трубку, образованную выступающим краем обертки и верхним концом черенка. Оттуда олово течет но желобкам - контурам орнамента. После застывания металла обертку снимали и металл сглаживали напильником.

Ножны ножей чаще всего декорировали крупным орнаментом из полос яркой меди, скрепленных медными гвоздиками; такие ножны были и у европейских и у азиатских ненцев.

У азиатских венцев было широко развито искусство деревянной скульптуры. В прошлом это была культовая скульптура. Однако опыт художественной резьбы, который накопил народ, выходит далеко за рамки чисто культового искусства. И сегодня, увидев такую скульптуру, невольно поражаешься художественным находкам мастера. В отличие от домашних божков эти скульптуры были больших размеров, до 2,5-3 м высотой. Скупая и точная порезка придает круглому деревянному столбу человеческие черты. Однако связь с блоком дерева не утрачена. Лицо как бы проступает из массива дерева. Это и образ человека и часть природы одновременно. Человек слит с природой естественно и органично. Сурово-спокойный, немного грозный и отрешенный от земного образ, внутренняя сила которого подчеркивалась связью с окружающей природой. Эти скульптуры устанавливали на открытых пространствах тундры. Настроение погруженности в себя, углубленной замкнутости создают глубокие тени глазниц. Самих глаз нет, но интересный чисто скульптурный прием постепенного заглубления в блок дерева под надбровные дуги позволяет уловить взгляд скульптуры; намечен напряженно сжатый рот, сдвинуты и слегка приподняты брови. Настроение, передаваемое такой фигурой, выражение ее лица постоянно меняются, так как зависят от состояния природы, времени дня, изменчивости освещения. Видимая издалека среди пустынных мест, потемневшая от снега и дождей, фигура эта действительно олицетворяла природные силы, которые не зависели от практической деятельности человека.

Большинство известных нам подобных скульптур обладают большой силой эмоционального воздействия на человека. Вероятно, схематизм и известная условность изображения, присущие им, были не следствием несовершенства мастерства, а особым художественным приемом, позволяющим мастеру вдохнуть в свое произведение ту необыкновенную силу, которая оказывает воздействие и на современного человека.

В последние годы многие мастера работают с увлечением над созданием произведений реалистической скульптуры. Тут и изображения животных, прежде всего оленей, и жанровые сцены: охотник идет с добычей, женщина занимается хозяйственным трудом, рабочие нефтепромыслов и др. Жанровые скульптуры небольшого размера выполняются из целого блока дерева: березы, кедра или осины; иногда употребляется лиственница. При создании современной скульптуры не следует забывать те художественные достижения, которые имелись в работах старых мастеров, прежде всего лаконизм изобразительного языка. Не стоит делать много порезок, дробить форму, тем самым создавая сложные, запутанные переходы одного объема формы в другой. В скульптурной форме не должно быть ничего лишнего. Большое внимание нужно уделять поискам выразительного силуэта скульптуры. Силуэт должен легко читаться и к тому же быть красивым, плавных и чистых линий.

Нередко приходится видеть, что молодые мастера стремятся сделать поверхность деревянной скульптуры такой гладкой, чтобы она напоминала кость. Это неверный путь. Каждый материал красив, и художнику нужно подумать, как лучше выявить эту красоту. Прежде лучшие мастера не только не скрывали качеств материала, с которым они работали, но своими приемами художественной обработки материала подчеркивали красоту его фактурной поверхности, текстуру дерева. Благородный естественный цвет дерева дополняет эстетические качества произведения.

Многосложность, "многоречивость" никогда не была достоинством скульптуры, которая требует ясности замысла и простоты его выражения. Хорошо смотрятся те работы, в которых продуман каждый штрих. Можно подкрашивать скульптуру, но делать это нужно очень осторожно, не яркими, не плотными красителями, а прозрачными акварельными.

Самые богатые коллекции ненецкого прикладного искусства в настоящее время хранятся в Ленинградском музее этнографии народов СССР, Ленинградском музее Арктики и Антарктики, в Свердловском краеведческом музее, где не просто собрано большое количество предметов, но имеются исключительно интересные экспонаты, дающие прекрасный материал к размышлению о путях развития ненецкого прикладного искусства. Небольшие коллекции хранятся в музеях Архангельска, Воркуты, Салехарда и Нарьян-Мара; произведения ненецкого искусства имеются также в музеях Тюмени, Тобольска и Томска.

Все экспонаты поступили в музеи в результате благородной деятельности многих русских ученых и путешественников, а также благодаря работе Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), которое много сделало для изучения северного народного искусства.

Рассматривая старинное изделие ненецких мастеров, необходимо учить ребят самостоятельно раскрывать его художественные особенности, высокие эстетические качества, постигать замысел старого мастера, видеть его находки, приемы, различать художественный язык произведения. Именно с этого следует начинать обучение мастерству изготовления предметов ненецкого прикладного искусства. Причем из отдельных приемов, навыков, черт и деталей складывается художественный образ, основным компонентом которого является умение использовать природные материалы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ямальская школа-интернат.

Проект

учащегося 5а класса

МБОУ Ямальская школа-интернат

по теме: «Ненецкие орнаменты».

Руководитель Предеина Любовь Андреевна,

Учитель математики МБОУ Ямальская школа-интернат.

Апрель 2015год.

Пояснительная записка.

Тема проекта «Ненецкие орнаменты» выбрана потому, что орнаменты и узоры на наших одеждах напоминают геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник,. ромб, квадрат и др. Я поставила перед собой цель : собрать из разных источников виды орнаментов.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.Узнать какие бывают орнаменты;

2.Научиться составлять орнаменты;

3.Познакомить окружающих с видами орнаментов

4.Обобщить полученные знания, сделать выводы, составить памятку о видах орнаментов.

Гипотеза:

предполагаю, что узнаю больше орнаментов, буду использовать их при изготовлении различных вещей, познакомлю окружающих и подруг с видами орнаментов и это будет играть большую роль в сохранении традиций моего народа.

Планируемые результаты: повышение интереса к орнаментам как украшению национальной одежды; умение начертить любой орнамент, перенести его на бумагу и на материал; повышение культуры и традиций народа.

Этапы работы над проектом:

    Подготовительный: определение темы, цели, гипотезы и задач проекта.

    Планирование работы: определение источников и способов получения информации.

    Осуществление проектной деятельности: сбор информации, обработка полученной информации.

    Оформление результатов: подготовка презентации и набор видов орнаментов.

Литература :

    Энциклопедия ЯНАО.

    Ядрихинская Ю.В. Наглядная геометрия. 5 класс. Орнаменты.

    Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.-М. «Язь»,1992

    Интернет –ресурсы. http :// russiansib . ru / yamal

В ходе выполнении проекта я узнала, что слово « орнамент » происходит от латинского ornamentum , что означает украшение. В орнаменте отражаются характер и художественные особенности культуры народа, создавшего этот орнамент.

Особенности орнамента состоят в следующем:

1. Каждый орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся узоров.

2. Орнамент не существует самостоятельно, а входит как составной элемент в общее оформление предмета, сооружения, печатного издания, текстильного изделия и т.п.

Флаг и герб ЯНАО украшены орнаментом «оленьи рога».

Орнаменты нашего народа основан на прямом восприятии природы. Об этом прямо говорят его названия: «оленьи рога», «заячьи уши», «рыбьи хвосты», «сосновая шишка», «лебеди».


Орнаменты неразрывно связаны с фольклорным наследием народа, сохранившимся до наших времён.

Оно поражает своим остроумием и глубокой смысловой нагрузкой, отражает многовековой опыт народа, его меткий ум.

Тематика большинства загадок, пословиц и поговорок связана с природой, животным и растительным миром.

Вот загадка из растительного мира.

Летом, красным сукном одетая, на одной ножке стоит. (Морошка)

А вот и изображение этой северной ягоды в виде орнамента.

Узор состоит из строгих геометрических фигур, ритмически чередующихся.

Вот несколько загадок про одного представителя нашей фауны.

Днём и ночью дрожит, всего боится.

Зимой около пенька его не видно.

Длинноухий модник: летом - в сером кафтане бегает, а зимой шубку надевает. (Заяц)

В украшении национальной одежды, обуви часто используется орнамент «уши зайца». Как вы себе его представляете?

Оленю отводится большая роль и в ненецком фольклоре.

Про него загадывают загадки:

В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье? (Олень)

Как олень гордо несёт голову свою, так же высоко держи имя своё.

Тот, кто оленя может побить, сам не уйдёт от его копыт.

Оленю лучшая мерка – в дороге проверка.

Оленя узнаешь в упряжке, а человека на промысле.

Не остались в стороне от этого вида искусства и явления природы, в том числе и одно из красивейших, наблюдать которое посчастливилось жителям заполярного Севера.

Небо красноватое играет –

будто там бруснику собирает.

Мажет ею огненные тучи

Ставший на дыбы медведь могучий...

Пляшет золотистыми столбами,

Плещется искристыми цветами

Над землёю радужное пламя.

(Полярное сияние)


Очень сложным для изображения является орнамент «Северное сияние», но он очень точно изображает это природное явление.

Особенности орнамента состоят в следующем.

1. Каждый орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов. Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) - художественный элемент орнамента. При сочетании мотивов создается художественный образ орнамента.

2. Орнамент, в отличие от живописной картины, не существует самостоятельно, а входит как составной элемент в общее оформление того или иного предмета, сооружения, ечатного издания, текстильного изделия и т.п

Любой орнамент можно вычертить с помощью клетчатой бумаги.

Например, этот орнамент «оленьи рога» можно построить по такой схеме:

1. 4 клетки вправо

2. 2 клетки вверх

3. 1 клетка влево

4. 2 клетки вверх

5. 2 клетки вправо

6. 1 клетка вверх

7. 1 клетка вправо

8. 2 клетки вверх

9. 1 клетка вправо

10. 1 клетка вниз

11. 1 клетка вправо

12. 1 клетка вверх

13. 1 клетка вправо

14. 1 клетка вниз

15. 1 клетка вправо

16. 1 клетка вверх

«Теория большого взрыва» - Периодом Большого взрыва условно называют интервал времени от нуля до нескольких сот секунд. А.Гангнус. Теорию Большого взрыва предложили ученые Фридман и Леметр. Видимо такие комплексы были прообразом будущих клеток. Биохимическая эволюция. Теория большого взрыва. Пространство быстро расширилось, t разлетающихся частиц, обладающих высокой энергией начала снижаться.

«Проблемы возникновения жизни на Земле» - Возникновение много­клеточных организмов. Теории происхождения жизни. Представления древних и средневековых философов. Истории представлений о возникновении жизни. Возникновение жизни на Земле. Возникновение первичных организмов. Работы Л.Пастера. Возраст Земли. Развитие жизни. Коацерватные капельки.

«Теория жизни на Земле» - Следовательно, «большинство насекомых и червей не самозарождается». Теория панспермии. Опыты Ладзаро Спалланцани. Средние века. Теория стационарного состояния жизни. Опыты Франческо Реди. Теории возникновения жизни на Земле: Древний мир. В Вавилоне же люди верили, что черви появляются сами по себе в каналах.

«Как появилась жизнь на Земле» - Черви не заводятся сами собой в гниющем мясе. Сформировать знания об основных гипотезах возникновения жизни на Земле. Жизнь возникала неоднократно в результате самозарождения. Так возник древний мир РНК. Что изображено на рисунке? Образование органических биополимеров – белков, нуклеиновых кислот, сложных углеводов.

«Развитие представлений о жизни на Земле» - Проверим ваши знания. Разгадайте кроссворд. Жизнь на Земле. Способ существования белковых тел. Проблемные вопросы. Опыты. Готфрид Лейбниц. Ладзаро Спалланцани. Земная кора. Демокрит. Английский биолог. Антони ван Левенгук. Советский биохимик. Луи Пастер. Живое происходит только от живого. Божественное сотворение мира.

«Гипотезы возникновения жизни» - Гипотеза пансмермии. Гипотеза биохимической эволюции, или «коацерватная гипотеза». Станционарное состояние. Гипотезы возникновения жизни: Первенство в образовании жизни А.И.Опарин отдавал белкам, а Дж.Холдейн – нуклеиновым кислотам. Теория опарина-холдина. Происхождения человека. Самопроизвольное зарождение.

Всего в теме 22 презентации

Филиппова О.А.

Вдохновение рук ненецких мастериц

1-ый ребенок экскурсовод :

Суров мой север лишь на первый взгляд.

Пусть ветры завывают за стеною.

Вас каждый видеть будет рад

И обогреть душевной теплотою.

Дороже нет родного края,

Где отчий дом, семья, друзья.

Его я славлю, воспеваю,

Ведь это родина моя.

(слайд 1)

Ненцы - очень мужественные люди. Они живут в тундре в необыкновенных домах - чумах. Вместе со стадом оленей ненцы кочуют по тундре. Очень, очень давно ненцы не умели ни читать, ни писать. Как же они передавали знания своим детям и внукам?

Сегодня мы с вами узнаем о древней письменности ненцев, поговорим о ненецких орнаментах . Узнаем о том, что рассказывает нам орнамент. Много народов населяет нашу Россию и у каждого есть свои праздники, обычаи, своя национальная одежда, свои узоры, свой орнамент.

Нить вплела в узоры паниц.

Всё, чем славен мой народ.

Крылья песен, плавный танец,

Стад оленьих хоровод.

Зашифрованы в узорах,

Чтобы радовать людей

Синь озёр, а на озёрах,

Гордый контур лебедей.

Рыбы лов, охоты сценки,

Ритм труда, азарт игры.

С древних пор владеют ненки

Тайной мастерства иглы .

Орнамент – это узор, в котором ритмически повторяются какие–то элементы (в нашем случае геометрические фигуры) . Орнаменты, которые есть на всех изделиях ненцев “говорящие”, но только их надо уметь “читать”.

Составление орнаментов – настоящее искусство. Мир орнамента - большой и разнообразный, он живет и развивается по своим законам.

2-ой ребенок экскурсовод :

Самые первые орнаменты вырезала древняя бабушка-ненка. В них она выражала свою мысль, которую хотела передать своим детям, внукам, правнукам. В своих узорах ненки рисуют тундру и чум, ведь с чума начинается жизнь ненцев, и он является самым главным в тундре. Показ фотографии чума (рисунок 1) и орнамента “ Подобие чума”.

(слайд 3 и 4)

А если есть чум, значит рядом, должны быть люди. Людей в орнаменте древняя бабушка - ненка изобразила в виде узора “Головки”.

Узор ненецкого орнамента строго геометричен и состоит из прямоугольников, зигзагов, углов, ромбов. Орнамент ненцев основан на восприятии природы. Об этом прямо говорят его названия : «оленьи рога» , «заячьи уши» , «рыбьи хвосты» , «сосновая шишка» , «лебеди» .

Ненецкие орнаменты широко используются в оформлении. Также они встречаются и в официальных символах округа – флаге, гербе.

(слайд 5)

3-ий ребенок экскурсовод :

Орнаменты неразрывно связаны с фольклором ненцев. Большинства загадок, пословиц и поговорок связаны с природой, животным и растительным миром.

Вот загадка из растительного мира.

Летом, красным сукном одетая, на одной ножке стоит. (Морошка)

А вот и орнаментальное изображение этой северной ягоды.

(слайд 6)

А вот несколько загадок про одного представителя нашего края.

Днём и ночью дрожит, всего боится.

Зимой около пенька его не видно.

Длинноухий модник : летом - в сером кафтане бегает, а зимой шубку надевает. (Заяц)

В украшении национальной одежды, обуви часто используется орнамент «уши зайца» . Как вы себе его представляете?

(слайд 7)

Какое название вы дали бы этому орнаменту? («оленьи рога» или «рога быка» ). Оленю отводится большая роль и в ненецком фольклоре .

В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье? (Олень)

(слайд 8)

Не остались в стороне и явления природы, в том числе и одно из красивейших, которое посчастливилось наблюдать жителям заполярного Севера.

Небо красноватое играет –

будто там бруснику собирает.

Мажет ею огненные тучи

Ставший на дыбы медведь могучий.

Пляшет золотистыми столбами,

Плещется искристыми цветами

Над землёю радужное пламя. (Полярное сияние)

(слайд 9)

4-ый ребенок экскурсовод :

Очень сложным для изображения является орнамент «Северное сияние» , но он очень точно изображает это природное явление

Белым пламенем стынут снега

Где-то зябнут в сугробах селенья.

А в узорах я вижу рога

Красоту и отвагу оленью.

Вот они разбрелись на пимах,

На паницах я вижу узоры.

Будто стадо на вольном просторе,

Утопает в снегу, как во мхах.

И проворная тянет игла

В том узоре не чувствуешь фальши,

Познакомить детей с культурой ненцев, с содержанием ненецких орнаментов.

  • Научить делать закладку с ненецким орнаментом.
  • Развивать наблюдательность и внимание.
  • Активизировать словарный запас и расширить кругозор детей.
  • Обогатить жизненный опыт детей.
  • Развивать речь, познавательную активность, творческий потенциал учащихся.
  • Воспитывать чувства прекрасного, любовь и гордость к родному краю, умение ценить культуру коренного народа - ненцев.
  • Оборудование: аншлаг, трафареты, образцы орнаментов, картинки тундры, чума, оленей, куклы в ненецкой одежде, бурки, шапки, ненецкие игрушки, украшения, значки и книги с ненецким орнаментом, флаг нашего округа, образцы закладок.

    Музыкальный ряд: песни о Нарьян-Маре, диск с аранжировками детских ненецких песен.

    Ход урока

    I. Организационный момент, проверка готовности к уроку. Вступительная беседа.

    Дети читают стихи:

    Суров мой север лишь на первый взгляд.
    Пусть ветры завывают за стеною.
    Вас каждый видеть будет рад
    И обогреть душевной теплотою.

    Дороже нет родного края,
    Где отчий дом, семья, друзья.
    Его я славлю, воспеваю,
    Ведь это родина моя.

    Звучит один куплет песни “Нарьян-Мар, мой, Нарьян-Мар”.

    Мы с вами живём в городе Нарьян-Маре.

    Столицей чего является город Нарьян-Мар? (НАО)

    Люди каких национальностей живут в нашем округе?

    Люди какой национальности являются коренными жителями нашего округа? (Ненцы).

    Ненцы - очень мужественные люди. Они живут в тундре в необыкновенных домах - чумах. Вместе со стадом оленей ненцы кочуют по тундре. Очень, очень давно ненцы не умели ни читать, ни писать. Как же они передавали знания своим детям и внукам?

    II. Объявление темы и цели урока.

    Сегодня на уроке мы с вами узнаем о древней письменности ненцев, поговорим о ненецких орнаментах. Узнаем о том, что рассказывает нам орнамент и сделаем своими руками закладку с ненецким орнаментом.

    Много народов населяет нашу Россию и у каждого есть свои праздники, обычаи, своя национальная одежда, свои узоры, свой орнамент.

    Что же такое орнамент? (Ответы детей)

    Орнамент (слово на доске) - это узор для украшения одежды и быта. Женщины - ненки сами шьют на всю семью одежду из меха оленя, украшают её цветными лоскутками и узорами из меха.

    Где можно встретить ненецкие орнаменты?

    III. Показ изделий из меха оленя с орнаментами.

    1. Куклы в мужской и женской ненецкой одежде.
    2. Бурки с ненецким орнаментом.
    3. Большеземельская и Канинская ненецкие шапки.
    4. Ненецкие игрушки.
    5. Ненецкие панно и украшения.
    6. Значки и книги с ненецким орнаментом.
    7. Флаг нашего округа.

    Орнаменты, которые есть на всех изделиях ненцев “говорящие”, но только их надо уметь “читать”.

    Ученики класса (ненцы) читают стихи:

    Нить вплела в узоры паниц.
    Всё, чем славен мой народ.
    Крылья песен, плавный танец,
    Стад оленьих хоровод.

    Зашифрованы в узорах,
    Чтобы радовать людей
    Синь озёр, а на озёрах,
    Гордый контур лебедей.

    Рыбы лов, охоты сценки,
    Ритм труда, азарт игры...
    С древних пор владеют ненки
    Тайной мастерства иглы. (П. Явтысый)

    Самые первые орнаменты вырезала древняя бабушка-ненка. В них она выражала свою мысль, которую хотела передать своим детям, внукам, правнукам. В своих узорах ненки рисуют тундру и чум, ведь с чума начинается жизнь ненцев, и он является самым главным в тундре. Показ фотографии чума (рисунок 1) и орнамента “ Подобие чума”.

    А если есть чум, значит рядом должны быть люди. Людей в орнаменте древняя бабушка - ненка изобразила в виде узора “Головки”.

    Возле чума всегда должны быть олени. Вот узор “Оленьи рога”.

    Кто же охраняет оленей? Оленеводы, вся их жизнь связана с дорогой.

    Вот узор “Тропы оленьи”.

    В тундре, кроме людей живут птицы, звери, в озёрах - рыба, поэтому появились такие орнаменты, как “Уши зайца”, “ Медвежьи уши”, “След медведя”, “Красивые оленьи рога”, “Кости щуки”, “Вороны”.

    Кроме этих, существует ещё много разных узоров - орнаментов. Мы с вами пока ещё маленькие, чтобы украшать одежду ненецким орнаментом, поэтому сегодня на память о нашем уроке, мы выполним закладку и украсим её ненецким орнаментом.

    1. Показ образцов закладки.
    2. Анализ выполненного образца.
    3. Повторение последовательности выполнения закладки.
    4. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами и клеем.

    IV. Самостоятельная работа учащихся. (Звучит музыка с аранжировками детских ненецких песен)

    Анализ детских работ.

    Итоговое слово учителя:

    Женщины тундры смогли создать и сохранить сказочный, образный язык - узорную письменность, донёсшую до нас из глубины веков обычаи, традиции, легенды ненецкого народа. Глядя на ненецкие узоры, мы видим, что ненцы издавна жили в тундре, разводили оленей. Тундра тогда и теперь полна зверьём, птицей. С помощью орнаментов ненцы украшали одежду, предметы быта. А нам с вами важно уметь читать эти орнаменты и создавать новые.

    Наш урок я хочу закончить прекрасными стихами ненецкого поэта А.Пичкова.

    Белым пламенем стынут снега
    Где-то зябнут в сугробах селенья.
    А в узорах я вижу рога
    Красоту и отвагу оленью.
    Вот они разбрелись на пимах,
    На паницах я вижу узоры.
    Будто стадо на вольном просторе,
    Утопает в снегу, как во мхах.
    И проворная тянет игла
    Нитку прочную дальше и дальше.
    В том узоре не чувствуешь фальши,
    Где так вложено много тепла.