Егэ по литературе баллы за задания. Критерии егэ по литературе

Темы очень общие и звучат как тезисы. Результаты очень важны, потому что от него зависит допуск к ЕГЭ. Поэтому нужно знать критерии, по которым ставится оценка "зачет".

Критерий №1 « Соответствие теме »

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

« Незачет » ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется « зачет »).

Критерий №2 « Аргументация. Привлечение литературного материала »

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

« Незачет » ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется « зачет »).

Критерий №3 « Композиция »

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

« Незачет » ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях "зачет") .

Критерий №4 « Качество речи »

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

« Незачет » ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется « зачет »).

Критерий №5 « Грамотность »

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

« Незачет » ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

_______________________________________________________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Методические материалы для председателей
и членов региональных предметных комиссий

По проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 года

ЛИТЕРАТУРА

Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 г. по литературе подготовлены в соответствии с Тематическим планом работ Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» на 2016 г. Пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом, которые являются частью контрольных измерительных материалов (КИМ) для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) по литературе.

В методических материалах дается краткое описание структуры контрольных измерительных материалов 2016 г. по литературе, характеризуются типы заданий с развернутым ответом, используемые в КИМ ЕГЭ по литературе, и критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку.

© Зинин С.А., Новикова Л.В., Беляева Н.В., Гороховская Л.Н., Марьина О.Б, Попова Н.А., 2016

© Федеральный институт педагогических измерений. 2016


1. Общая характеристика контрольных измерительных материалов ЕГЭ по литературе 2016 года. 4



2. Задания с развернутым ответом в системе контрольных измерительных материалов по литературе 2016 года. Система оценивания выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ по литературе. 7

3. Методический комментарий к критериям проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом ограниченного объема 8 (С1), 9 (С2), 15 (С3), 16 (С4) 9

3.1. Специфика заданий 8 (С1) и 15 (С3) 11

3.2. Специфика заданий 9 (С2) и 16 (С4) 13

3.3. Критерии и параметры оценивания выполнения заданий 8 (С1), 9 (С2), 15 (С3), 16 (С4) 16

4. Методический комментарий к критериям проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом 17.1–17.3 (С5.1–С5.3) 24

4.1. Критерий «Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений» . 27

4.2. Критерий «Уровень владения теоретико-литературными понятиями» . 28

4.3. Критерий «Обоснованность привлечения текста произведения» . 32

4.4. Критерий «Композиционная цельность и логичность изложения» . 33

4.5. Критерий «Следование нормам речи» . 34

5. Типы ошибок (фактические, логические, речевые) 34

5.1. Фактические ошибки . 35

5.2.Логические ошибки. Ошибки при аргументации, в композиции сочинения . 35

5.3. Речевые ошибки . 36

6. Проблемы, связанные с расхождением экспертных оценок при проверке выполнения заданий с развернутым ответом.. 37

7. Примеры использования системы оценивания ответов экзаменуемых при проверке заданий с развернутым ответом.. 43

7.1. Примеры выполнения заданий с развёрнутым ответом ограниченного объема 8(С1), 9(С2), 15(С3), 16(С4) 43

7.2. Примеры выполнения заданий части 2 экзаменационной работы 17(С5)) 45

Приложение 1. Критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.. 49

Приложение 2. Памятка для эксперта, проверяющего ответы на задания с развернутым ответом 8, 9, 15, 16, 17.1-17.3 по литературе. 57

Приложение 3. Список литературы.. 58


Общая характеристика контрольных измерительных материалов ЕГЭ по литературе 2016 года

Единый государственный экзамен (далее – ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов). ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы (КИМ) по литературе единого государственного экзамена позволяют дифференцировать выпускников школы по уровню предметной подготовки с целью государственной итоговой аттестации и отбора для поступления в вузы. Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.). Некоторые позиции данного документа конкретизированы с опорой на обязательные минимумы содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе, утвержденные приказами Минобразования России № 1236 от 19.05.1998 г. и № 56 от 30.06.1999 г. (обоснование приводится в пояснительной записке к кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по литературе).

Экзаменационные испытания отвечают специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины.

Изучение литературы в школе направлено на достижение следующих целей:

· воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

· развитие потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры; формирование представлений о специфике литературы, развитие культуры устной и письменной речи учащихся;

· овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Основные планируемые результаты обучения предмету в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют:

Глубину и самостоятельность освоения идейно–художественного содержания литературных произведений;

Уровень овладения знаниями по теории и истории литературы, включая умение применять важнейшие из них при анализе и оценке художественных произведений;

Качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы.

Важнейшими знаниями и умениями, которыми должны овладеть учащиеся, могут быть признаны:

Знание текстов программных художественных произведений;

Знание основных этапов творческой биографии крупнейших писателей;

Умение определять тему, идею и основную проблему художественного произведения;

Умение определять конкретно–историческое и общечеловеческое значение художественного произведения;

Знание и понимание теоретико–литературных понятий и терминов: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма), их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и т. д.), литературные направления и течения (романтизм, классицизм, символизм и т. д.), стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль и др.) и т. д.;

Умение применять при анализе художественного произведения сведения по теории и истории литературы: средства художественной изобразительности (метафора, эпитет, сравнение, антитеза, гротеск, аллегория и т. д.); структурообразующие элементы художественного текста (система образов, сюжет, композиция, внесюжетные элементы) и т. д.;

Овладение необходимыми видами логически связного, образного речевого высказывания, навыки которого формируются в процессе изучения литературы.

Помимо указанных выше нормативных документов по предмету, названные цели и результаты обучения отражаются в Примерных программах по литературе основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе, соответствующих Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года (сайт Минобрнауки России http://www.mon.gov.ru), а также в учебниках, имеющих гриф Минобрнауки России.

Контрольные измерительные материалы ЕГЭ по литературе составлялись таким образом, чтобы отразить важнейшие из названных целей литературного образования, в основе которого лежит чтение и изучение литературных произведений русской классики ХIХ и ХХ вв. Все задания ориентированы на проверку понимания и умения анализировать и интерпретировать произведения, изучаемые в школе. Основными в экзаменационной модели по литературе являются задания с развернутым ответом, в которых свободно выражается знание литературного произведения, понимание его проблематики и авторской позиции, личное отношение к прочитанному. На этой основе становится возможным выявить отношение к литературе как к высокой ценности отечественной культуры, аналитические умения и особенности образного восприятия, знание необходимых сведений по теории и истории литературы и навыки использования их при анализе литературных произведений.

Экзаменационная модель ЕГЭ по литературе – результат многолетней экспериментальной работы, цель которой – поиск экзаменационной модели, наиболее адекватной специфике предмета. С этой точки зрения наименее эффективными показали себя задания с выбором ответа, структура которых не учитывает особенности литературного анализа, далеко не всегда предполагающего выбор единственно правильных, обобщенно–формализованных ответов. Использование в заданиях указанного типа так называемых ложных дистракторов (неверных ответов) применительно к литературе может привести к их актуализации в памяти учащихся в ущерб верным представлениям (в 2008 году задания с выбором ответа были изъяты из экзаменационной работы). В большей степени при работе с художественным текстом эффективно использование заданий с кратким ответом, проверяющих знание конкретных литературных фактов и отдельных элементов художественной формы (особенности композиции, жанровая специфика произведения, виды изобразительно–выразительных средств и т. п.). Однако наиболее важной, «несущей» конструктивной частью экзаменационной модели является ныне расширенный комплекс заданий, требующих развернутого связного ответа.

В целом итоги ЕГЭ последних лет свидетельствуют об эффективности разработанной экзаменационной модели. Результаты экзамена позволяют сделать вывод о том, что настоящая экзаменационная модель обеспечивает необходимую содержательную валидность экзамена, выявляет уровень сформированности у выпускников основных учебных умений по предмету.

Экзаменационная модель по литературе 2016 года не претерпела изменений.

В экзаменационной работе 2016 г (как и 2015 г.) выделены две части и принята сквозная нумерация заданий.

КИМ включает в себя 17 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

В части 1 предлагается выполнение заданий, включающих вопросы
к анализу литературных произведений. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т. п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи
с материалом курса.

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.

Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1–7), требующих написания слóва, или словосочетания, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений: 8 (С1), 9 (С2).

Второй комплекс заданий относится к лирическому произведению:
5 заданий с кратким ответом (10–14) и 2 задания с развернутым ответом в объеме 5–10 предложений: 15(С3), 16(С4).

Общая структура части 1 подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют проверить не только знание выпускниками конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учетом его жанровой принадлежности, 2 задания предполагают выход в широкий литературный контекст (обоснование связи данного художественного текста с другими произведениями по указанным в заданиях аспектам сопоставления). Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала.

Следование предложенному алгоритму работы позволяет экзаменуемым выявить место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.

Часть 2 работы требует от участников ЕГЭ написания полноформатного развернутого сочинения на литературную тему (таким образом, к отработанному в части 1 литературному материалу добавляется еще один содержательный компонент проверяемого курса). Выпускнику предлагаются 3 вопроса 17.1–17.3 (С5.1 –С5.3), охватывающих важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 17.1 (С5.1) – по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в. и первой половины XIX в.; 17.2 (С5.2)– по произведениям второй половины XIX в.; 17.3 (С5.3) – по произведениям XX в. Выпускник выбирает только один из вопросов и дает на него ответ в форме сочинения, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Работа такого типа дает выпускнику возможность показать свое отношение к проблемам, поднимаемым писателем, понимание художественного своеобразия произведения. Написание сочинения требует большой меры познавательной самостоятельности и в наибольшей степени отвечает специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя
с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному
и культурному развитию.

В структурном отношении два комплекса заданий части 1 выстроены ступенчато: от вопросов базового уровня, нацеленных на проверку теоретико-литературных знаний (1–7 и 10–14), к заданиям повышенного уровня обобщающего типа (8, 9 и 15, 16). Часть 2 содержит альтернативное задание высокого уровня сложности (17.1–17.3), в наибольшей степени отражающее требования стандарта профильного уровня.

Оценка выполнения заданий 17.1-17.3 требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов

Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке работы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется. По четырём другим критериям (2, 3, 4, 5) в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.
Оценка по первой позиции оценивания задания части 2 ставится в колонку 7 протокола; по второй позиции - в колонку 8; по третьей - в колонку 9; по четвёртой - в колонку 10; по пятой - в колонку 11. При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.

Критерий Баллы
1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений
Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию; формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы; фактические ошибки и неточности отсутствуют 3
Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию; формулирует свою точку зрения, но не все тезисы убедительно обосновывает и/или допускает одну-две фактические ошибки 2
Экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне, не опираясь на авторскую позицию, и/или не обосновывает свои тезисы, и/или допускает три-четыре фактические ошибки 1
Экзаменуемый не раскрывает тему сочинения и/или допускает более четырёх фактических ошибок 0
2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями
Экзаменуемый использует теоретико-литературные понятия для анализа произведения, ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют 2
Экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико-литературные понятия, но не использует их для анализа произведения и/или допускает одну ошибку в их употреблении 1
Экзаменуемый не использует теоретико-литературные понятия или допускает более одной ошибки в их употреблении 0
3. Обоснованность привлечения текста произведения
Текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним; краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений; обращение к микротемам текста и их интерпретация; разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.) 3
Текст привлекается разносторонне, но не всегда обоснованно, и/или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой связи с выдвинутым тезисом 2
Текст привлекается только как пересказ изображённого 1
Текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются 0
4. Композиционная цельность и логичность изложения
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов 3
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы 2
В сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается 1
В сочинении не прослеживается композиционного замысла; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения 0
5. Следование нормам речи
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка 3
Допущено две-три речевые ошибки 2
Допущено четыре речевые ошибки 1
Количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок) 0
Максимальный балл 14

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014 № 31205) «61. По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом... 62. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету. Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу». 1. Если расхождение составляет 2 и более балла по любому из заданий 8, 9, 15, 16, то третий эксперт проверяет только те ответы на задания (8, 9, 15, 16), которые вызвали расхождение в 2 и более балла. 2. Если расхождение между баллами двух экспертов составляет 2 и более балла по любому из пяти критериев задания части 2 (17.1-17.3), то третий эксперт проверяет ответ только по тем критериям задания части 2, которые вызвали расхождение в оценивании в 2 и более балла.

Как это ни удивительно, но для того, чтобы набрать высокие баллы на ЕГЭ по литературе, недостаточно просто уметь хорошо писать и иметь в своем багаже огромное количество прочитанных книг. Нет, это, безусловно, важно и необходимо, но надо помнить, что выпускной экзамен в форме ЕГЭ имеет четкую структуру, а у проверяющих есть определенные критерии, по которым они и оценивают работы одиннадцатиклассников. Как бы вы не были креативны и оригинальны, если ваша работа не отвечает основным требованиям задания, то, увы, 100 баллов вы не наберёте. Поэтому в этой статье мы раскроем все секреты и дадим вам полезные советы, прислушавшись к которым, вы сможете получить высокий результат и поступить в университет своей мечты.

Как уже было отмечено, выпускникам, сдающим экзамен по литературе, просто необходимо точно знать, как именно оценивается ЕГЭ по литературе. На самом деле, все очень просто и не так страшно, как кажется на первый взгляд.

При выполнении 8 и 15 заданий, требующих развёрнутого ответа в 5-10 предложений, надо дать прямой и лаконичный ответ на вопрос. есть у нас на сайте. Старайтесь не отходить от темы, не использовать пространных рассуждений, следуйте простой схеме – тезис, доказательства. Ничего сверхсложного от вас не требуется, важно внимательно прочитать отрывок из приведённого художественного произведения, проанализировать его и дать краткий, но четкий ответ на вопрос, приводя в пример доказательства из текста. Критериями являются:

  1. глубина приводимых суждений
  2. убедительность аргументов
  3. следование нормам речи.

Всего за 8 и 15 задания можно получить 4 балла за каждое (не забывайте, что набранные вами первичные баллы переводятся в стобалльную систему, и даже 1 допущенная вами ошибка может стоить 4 тестовых балла, так что будьте внимательны).

В 9 и 16 вопросах от вас требуется сопоставить предложенный отрывок из литературного произведения с двумя другими текстами. вы можете посмотреть на сайте. Здесь самым важным является убедительное обоснование, почему вы считаете приведённые вами примеры из художественных произведений подходящими и в чем именно вы находите их сходство. Не стоит забывать, что нужно правильно указать названия произведений и их авторов. Критерии, по которым будут оцениваться ваши ответы:

  1. включение произведения в литературный контекст
  2. убедительность аргументов
  3. Так как экзамен всегда является для выпускников стрессовой ситуацией, мы советуем вам заранее продумать примеры произведений под различные тематики, удобнее это сделать в таблице. Разделить ее на конкретные темы, к примеру, война, безответная любовь и т.д. (брать их можно из примерных КИМов), и подбирать тексты, в которых встречаются эти проблемы. Так в час икс вам будет гораздо легче, и вы сможете набрать высший балл за это задание.

    И, наконец, последнее задание – написание большого эссе на одну из трех предложенных тем. вы можете посмотреть на сайте. Здесь вы должны показать:

    1. знание художественного текста
    2. владение литературоведческими терминами
    3. литературный кругозор
    4. Проверяющий будет оценивать:

      1. глубину понимания темы
      2. убедительность приводимых в качестве аргументов суждений
      3. уровень владения теоретико-литературными знаниями
      4. обоснованность привлечения текста произведения
      5. композиционную цельность
      6. логичность изложения
      7. следование нормам речи.

      Единственный совет, который мы можем вам дать при написании этого сочинения, – это подготовиться к нему. Вы должны знать все критерии оценки и, следуя им, написать цельную работу, которая будет отражать глубину ваших знаний и осмысленность приводимых вами аргументов.

      Что нужно знать?

      Перед тем, как начать готовиться к ЕГЭ по литературе, вы должны узнать, из чего состоит экзамен, сколько времени отведено на решение каждого задания, что нужно прочитать и многое другое.

      Начнём по порядку:

      1. Сколько длится ЕГЭ по литературе?

      Выпускникам даётся 3 часа 55 минут. Поверьте, этого времени достаточно для выполнения и проверки всех заданий. Но, несмотря на это, из года в год многие выпускники теряют драгоценные баллы как раз из-за того, что просто не успевают ответить на все вопросы или переписать сочинение на чистовик. Поэтому мы настоятельно рекомендуем всем, кто готовится сдавать ЕГЭ по литературе, потренироваться написать КИМ за время, которое будет отведено на экзамене. Засеките время и объективно оцените, успеваете ли вы написать, проверить и переписать все сочинения. Если нет, то попробуйте пересмотреть свои затраты времени, может быть, вам удобнее начать с последнего задания, а потом вернуться к первой части работы. Определите, какое максимальное количество минут вы можете потратить для ответа на тот или иной вопрос и старайтесь не превышать данный лимит.

      1. Сколько заданий на экзамене?
      2. ЕГЭ по литературе состоит из двух частей. 1 часть делится на 2 блока – в первом от вас требуется ответить на 7 вопросов, которые проверяют ваше знание теории литературы, и на 2 вопроса с развёрнутым ответом в 5-10 предложений. Весь первый блок посвящён эпическому или драматическому родам литературы. 2 блок касается лирики и также состоит из 7 вопросов по теории и 2 вопросов, при ответе на которые вы должны написать «маленькое сочинение».

        Часть 2 представляет собой написание сочинений на одну из трех предложенных тем. Каждая тема касается определённой эпохи (1 тема – древнерусская литература, литература 18 века или литература первой половины 19 века, 2 тема – вторая половина 19 века и 3 тема затрагивает литературные произведения, написанные с конца 19 до начала 20 века). Объём сочинения должен составлять не менее 200 слов.

        1. Что читать?

        Для сдачи ЕГЭ по литературе достаточно прочитать весь перечень художественной литературы, составленный именно для этого экзамена, так называемый, , который вы можете прочесть на сайте.

        Но должны сразу предупредить вас, если в течение всех школьных лет вы не читали практически ничего из школьной программы, то наверстать упущенное за 1 год невозможно. А вот если вы, напротив, всегда ответственно относились к списку школьной литературы, то ничего дополнительного вам читать уже не придётся.

        1. Когда придут результаты?

        И на самом экзамене, и на официальном сайте ЕГЭ будут обозначены сроки получения результатов. Не переживайте, в неведении вы не останетесь. Постарайтесь сохранять спокойствие, даже если ваши результаты по литературе задерживаются (такое бывает), все, что было в ваших силах, вы уже сделали. И не бойтесь, проверяющие – не звери, они просто выполняют свою работу, и если вы усердно трудились, то ваш труд оценят по достоинству.

        Как готовиться?

        Смотри предыдущий пункт. Действительно, начинать подготовку к ЕГЭ по литературе, если ты еще не прочитал большую часть произведений, просто бесполезно. Если же со списком прочитанной литературы все в порядке, то стоит обратиться к теории литературы. В первой части есть целых 14 вопросов, касающихся литературоведческих терминов (жанр и род литературы, размер стихотворения и т.д). Все эти вопросы абсолютно несложные, так что терять на них свои баллы будет очень обидно. А чтобы подготовиться, вам достаточно просмотреть, знание которых будет проверяться, понять и подробно разобрать их, тогда вы никогда не перепутаете ямб с хореем.

        Ну а к заданиям с развёрнутым ответом способ подготовиться только один – тренировка. Пишите как можно больше сочинений, старайтесь соблюдать все требования, внимательно перечитывайте свои работы (очень важно уметь замечать собственные ошибки), и, конечно, будет очень хорошо, если найдётся человек, который будет проверять ваши литературные достижения хотя бы в первое время (думаю, ваш школьный учитель не должен отказать в такой просьбе).

        Как проходит экзамен?

        Точно так же, как и любой другой ЕГЭ. Вы приходите в пункт проведения экзамена, оставив перед этим все электронные устройства дома (вы ведь весь год усиленно готовились, и они вам ни к чему, правда?), идёте в определённую аудиторию и ждёте начала экзамена. Когда наступает час икс, наблюдающий еще раз подробно озвучивает правила проведения мероприятия. Далее вы приступаете к заполнению бланков (отнеситесь к этому серьезно, не забудьте перепроверить, все ли вы заполнили верно, иначе будет обидно, если на блестяще выполненной, стобалльной работе не будет вашей фамилии).

        Когда все организационные моменты закончатся, вы наконец-то получите свой КИМ и сможете приступить к его выполнению. Очень внимательно читайте задания! В стрессовой ситуации можно легко перепутать Толстого с Достоевским, так что перечитывайте несколько раз не только свои ответы, но и вопросы (даже прекрасно написанная работа о проблеме маленького человека в творчестве Чехова не будет засчитана, если вопрос был о Гоголе). Проходит 3 часа 55 минут, вы сдаёте все свои заполненные бланки и со спокойной душой идёте домой.

        Как сдали ЕГЭ по литературе в 2017 году?

        Немного статистических данных: в 2017 году ЕГЭ по литературе сдавали 43548 выпускников, из них только 4,3% не смогли пройти порог (минимальный балл) в 32 балла. А 44% сдававших экзамен смогли набрать более 61 балла. Так что, дорогие выпускники, не все так страшно.

        Каждый одиннадцатиклассник, сдающий литературу, однажды спрашивал в отчаянии: «Что нужно, чтобы сдать ЕГЭ по литературе?». Но вы даже не представляете, насколько прост ответ – нужно готовиться. Не нужно считать, что если на экзамене от вас требуется не конкретный, единственно правильный ответ на вопрос, а развёрнутый ответ в виде сочинения, то можно пустить процесс подготовки на самотёк и довериться интуиции, а при написании сочинений дать волю фантазии и просто порассуждать на заданную тему. Такой подход не приведёт вас к успеху, вы должны четко знать, что от вас требуется, ваши эссе должны соответствовать «запрашиваемому» формату, а знания по литературе в вашей голове должны быть четко структурированы. В идеале вам необходимо хорошо представлять себе тот или иной исторический контекст, чтобы лучше понять темы творчества того или иного автора. Также вы должны уметь подтверждать свои мысли цитатами (которые нужно знать наизусть), а это возможно только при одном условии – начать готовиться к ЕГЭ по литературе нужно заранее! Тогда у вас не возникнет никаких проблем, и даже если вы очень эмоциональный человек (какими становятся все в момент сдачи экзамена), вы будете более спокойны и уверены в себе, а это и есть залог отличного результата.

        Интересно? Сохрани у себя на стенке!