Эдгар дега 1834 1917 гг. Эдгар дега

Биография и творчество

Дега родился 19 июля 1834 года в Париже, в обеспеченной семье аристократического происхождения Огюста де Га и Селестины Мюссон. Он был старшим из пятерых детей. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что стало для него серьёзнейшим ударом. Позже, в молодости, под влиянием новых социальных идей, Эдгар изменил свою фамилию с де Га на менее «аристократическую» Дега.

Отец художника, Огюст де Га, управлял французским отделением крупного банка, основанного в Италии дедом Эдгара Дега, Рене Илером де Га. Илер де Га эмигрировал в Италию в годы Французской революции, полагая, что его жизнь в опасности. Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке. Её отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане.

Ранний период

Желание рисовать начало проявляться у Дега уже в детстве. Впрочем, отец ему пророчил карьеру юриста, однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции, а обеспеченность семьи позволяла ему заниматься живописью, не особо заботясь о пропитании. Не нуждаясь остро в деньгах, Дега мог себе позволить не продавать свои работы и трудиться над ними снова и снова, стремясь к совершенству. Дега был явным перфекционистом, доходящим в своей страсти к идеальной гармонии до потери ощущения реальности. Уже в начале своего долгого творческого пути Дега был художником, у которого, как шутили, только отобрав картину, можно было прекратить работу над ней.

В 20 лет (1854 год) Дега поступает в ученичество в мастерскую известного в своё время художника Ламота, бывшего в свою очередь учеником великого Энгра. В знакомой семье Дега случалось видеть Энгра, и он надолго сохранил в памяти его облик, и на всю жизнь сохранил любовь к энгровской певучей линии и к ясной форме. Дега любил также других великих рисовальщиков -Никола Пуссена, Ганса Гольбейна - и копировал в Лувре их работы с таким усердием и мастерством, что трудно бывало отличить копию от оригинала.
Луи Ламот - фигура по тем временам достаточно известная, хотя в наше время творчество этого художника практически забыто. Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 лет, и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Курбе и Делакруа оказали определенное влияние на творчество Дега, однако действительным, признаваемым им авторитетом до конца жизни для художника оставался Энгр.

Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Особый интерес у живописца вызывали такие старые итальянские мастера как Мантенья, Беллини, Гирландайо и Джотто. В этот период кумирами для него становятся Андреа Мантенья и Паоло Веронезе, одухотворенная и красочная живопись которых буквально поразила молодого художника. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856-1857, Лувр, Париж; рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).

Э. Дега. Семейство Беллели. 1860-1862. Музей Орсе, Париж.
На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Основой его творчества являлась портретная живопись, но много внимания Дега уделял также историческим полотнам. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. После этого на протяжении нескольких лет портрет оставался одним из сильных его увлечений, чередуясь с исторической тематикой. Однако уже в начале 1860-х годов Дега вновь заинтересовался сценами из современной жизни, и в первую очередь скачками

Илер Жермен Эдгар де Газ родился 19 июля 1834 г. в Париже в семье богатого банковского служащего. Образование получил в лицее Луи-ле-Гран в Париже, где изучал латинский и греческий языки и древнюю историю. Дега намеривался получить юридическое образование для чего в 1953 году поступил в Сорбонну.

Однако с 1855 года он стал изучать живопись в Школе изящных искусств у Луи Ламота, обучение у которого проходило в традиционном академическом стиле с его акцентом на линии и соблдением пропорций. Дега также находился под влиянием картин и фресок, которые увидел во время нескольких поездок в Италию в конце 1850-х гг.

Как художник Дега начинал с написания исторических картин, таких как "Несчастья города Орлеана", что была выставлена в Салоне в 1865 году, но после этого он сфокусировался на отображении сцен современной жизни. Героями его картин становятся артисты балета, прачки, модистки, скачки и другие сцены повседневной жизни. В 1870-е годы увеличился его го интерес к балету и он исполнил на эту тему более 600 работ.

До 1880 года Дега для написания картин обычно использовал масло, при этом используя предварительные эскизы, сделанные карандашом или пастелью. После 1875 года, он всё чаще использует пастель, для написания конечных работ, а к 1885 году, большинство его более картин были выполнены пастелью. В середине 1870-х годов Дега обращался к экспериментам с эстампами для газет и журналов.

Дега считал своё творчество "реалистичным" или "независимым", ему не нравилось считаться "импрессионистом", хотя он и считается одним из основателей группы, организатором его выставок, и одна из его основных членов. Как импрессионисту, его целью было захватить моменты современной жизни, но у него не было большого интереса к живописи пленэра пейзажам и он использовал единственный среди импрессионистов в своих работах четкие, жесткие очертания. При написании повседневных сцен жизни, Дега отображал естественное положение и движения человеческого тела.

Дега продолжал работать примерно до 1912 года, когда он был вынужден покинуть свой старую студию на Монмартре. Он никогда не был женат и его эмоциональный мир остаётся не ясным. Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917 года в возрасте восьмидесяти трех лет.

Репетиция балета

После ванны

Четырнадцатилетняя танцовщица


Эдгар Дега (1834-1917)
Danseuse au repos - Отдыхающая танцовщица
Подпись "Дега (внизу справа), надпись "si le corsage descend plus bas dans le dos on voit" (в центре справа)
Пастель и уголь на бумаге
12 х 18 5 / 8 дюйма (30,7 х 47,5 см).
Исполнено около 1879 г. Продано на торгах в Лондоне 10 февраля 2011 года за £241,250 ($387,689)

Эдгар Дега (1834-1917)
Danseuse tirant son maillot (La précaution) Танцовщица (Предосторожности)
Подпись "Дега" (внизу справа)
Пастель и уголь на бумаге
10 ½ х 11 ¾ дюйма (26,8 х 29,7 см).
Исполнено около 1882-1885

Эдгар Дега (Edgar Degas) 1834-1917 г.

Французский художник, скульптор, график. Признанный мастер изображения фигуры человека в движении. Биография и картины.

Эдгару Дега (реально его фамилия писалась, как «де Га») несказанно повезло – в отличие от подавляющего числа гениальных живописцев, его родители искренне поддерживали увлечение сына рисованием. Однако сознательность подсказывала юноше, что он должен продолжить семейное дело, став брокером - он даже успел поступить в Парижский университет на факультет права, но внутренние стремления были сильнее его, и, бросив учёбу, Дега с головой окунулся в волшебный мир изобразительного искусства.

Художественный опыт как почва для формирования стиля

1850-е годы – переломное время для юноши. Он полностью меняет жизнь, уходит в живопись, берёт уроки у Луи Ламота, последователя Энгра, и наконец, в 1854 году поступает в Школу изящных искусств.

Затем Дега неожиданно уезжает в Италию для того, чтобы окунуться в атмосферу этой удивительной страны, пронизанной светом искусства мастеров эпохи Ренессанса. При этом короткая поездка его не устроила – он оставил Францию на целых два года, так как утверждал: чтобы понять другой город, страну, полюбить её жителей «шапочного» знакомства недостаточно.

В 1858 году Дега знакомится с Гюставом Моро, который тесно знакомит его с творчеством Караваджо, Рафаэля, Тициана, да Винчи, Веронезе. Именно Моро привил Дега любовь к технике акварели и пастели. Работы, которые создал молодой Дега в Риме, отличаются чёткостью линии, реалистичностью и индивидуализмом. («Римская нищенка», «Дочь Иеффая»).

Возвращение и портреты

Вернувшись в 1859 году в Париж, Дега, поддерживаемый финансово своим отцом, обустроил себе мастерскую, где много работал и экспериментировал. В 1962 году он знакомиться с импрессионистами, которые перевернули его жизнь и представления об эстетики живописного искусства. В компании с Ренуаром, Сислеем, Моне, художник устраивал свои выставки в противовес официальному Салону. К слову, в отличие от многих свих «собратьев», Дега успешно продавал свои картины на этих выставках.

Ещё одной отличительной чертой живописца была любовь к городу. В то время как другие импрессионисты внимательно разглядывали природу, Дега путешествовал по городу, запечатлевая в своей памяти его суетливый мир и яркие картинки, которые он переносил на свои полотна.

Однако отец художника видел будущий заработок сына в портретной живописи – богатые заказчики всегда будут приносить доход, и Дега немало преуспел в этом жанре. Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей. Кого бы Дега ни писал он никогда не стремился приукрасить свою модель, придать эстетичную позу, облагородить – его портреты отличаются естественностью, непринуждённостью и психологизмом. Часто светские дамы в роскошных облачениях уходили из мастерской Дега разозлёнными и недовольными, сетуя на непочтение мастера.

Самыми знаменитыми работами Дега в портретном жанре считаются: «Автопортрет в мягкой шляпе», «Семья Беллелли», «Мадмуазель Гортензия Вальпинсон», «Портрет виконта Лепика с дочерьми» и др.

«Первый импрессионист ночи»

70-е гг. были невероятно насыщенными для мастера. Едва началась франко-прусская война, Дега поспешил записаться в пехотный полк, но на медицинской комиссии узнал, что у него отслоение сетчатки глаза. Если сегодня эта болезнь легко лечиться, то во времена Дега это грозило слепотой (что и произошло с живописцем).

Теперь Дега очень берёг себя – старался не перетруждаться, редко выходил днём на улицу, рисуя, главным образом, после заката, за что и получил прозвище «первый импрессионист ночи». Поменялась и манера мастера – теперь это более острое восприятие, динамизм, большая роль цвета, упрощённый рисунок. Одной из выдающихся работ того времени является картина «Абсент».

Вынужденный творить ночью при газовом освещении, Дега открывает для себя новую главу – кафешантаны. Певицы, танцовщицы, хмельные гости, разгульная раскрепощённая атмосфера нашли в полотнах живописца удивительно эстетичное претворение. Нельзя не восхититься такими работами мастера, как «Концерт в кафе», «Певица с перчаткой», «Амбассадор».

Балет, модистки и…лошади

Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета. Тяжёлый кропотливый труд танцовщиц и музыкантов, который претворяется на сцене невероятное великолепие, дарящее наслаждение зрителю – вот что всегда удивляло и восхищало художника. Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио. Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц.

Ещё одной сюжетной страстью Дега были лошади и собственно скачки. Автор создал множество произведений на данную тему отличных друг от друга и по драматизму, и по содержанию («Проездка скаковых лошадей», «Упавший жокей», «Жокеи-любители» и др.).

Огромное количество произведений Дега посвящены модисткам и женскому туалету, где автор также отказывается от изящных поз в угоду реальности и правдивости.

«Он, как и я, очень любил рисовать…»

В последние годы жизни Дега занимался «ремеслом слепого» (со слов самого Дега) – лепил скульптуры. Потеряв зрение, мастер оставил кисти и холст, занимаясь лепкой. Его произведения были небольшого размера и не предназначались для публики, именно поэтому большинство из скульптур не было закончено.

В его дом приходили лишь только самые близкие люди, сам Дега уже почти его не покидал. 27 сентября 1917 года живописца не стало. Проводить его пришли Форен, Воллар, Моне, Бонна, Кассетт, однако, пылких речей не было, так как сам Дега настаивал, что не нужно пространных эпитафий. По завещанию Дега его друг Форен произнёс всего одну фразу: «Он, как и я, любил рисовать…»

Сегодня Дега по-прежнему знаменит и уважаем. Огромный тематический диапазон работ и индивидуальная техника делают его исключительным явлением в мировом искусстве.


БИОГРАФИЯ Дега рoдился в 19 июля 1834 г. в Париже, в oбеcпеченной семье аристoкратическoгo прoисхождения Огюста де Га и Селестины Мюссон. Он был cтаршим из пятерых детей. Позже, в молодоcти, под влиянием новых coциальных идей, Эдгар изменил cвою фамилию с де Га на менee «аристократическую» Дега получил основательную академическую подготовку в Школе изящных искусств под руководством Ламотта, ученика Энгра. Много копировал старых мастеров в Лувре, где встретился с Мане, а также в Неаполе, где подолгу жил в 1855 - 1859 годах. Но интересы начинающего художника этим не ограничивались. Он увлекался японской гравюрой, новыми открытиями в области фотографии. В ранний период творчества Дега писал портреты. Самый значительный из них - "Портрет семьи Беллели" (1860). Занимался также исторической живописью. Дебютировал в Салоне 1865 г. картиной "Сцены из жизни Средних веков". В середине 1860 -х годов Дега сближается с будущими импрессионистами, посещает кафе Гербуа, их постоянное место встреч. Обращается к современной тематике: в Салоне 1866 г. показывает картину "Раненый жокей", а в Салоне 1868 г. - "Мадмуазель Фиокр в спектакле "Источник""" - свою первую балетную сцену. С тех пор художник все чаще обращается к сюжетам их жизни балерин, изображает скачки, музыкантов оркестра. Он разрабатывает смелые композиции, необычные для того времени.

БИОГРАФИЯ Начиная с 1870 -х годов Дега много пишет пастелью. В 1880 -е годы создает серии: "В мастерской модистки", "Гладильщицы", "Обнаженные женщины за туалетом". В этот период он участвует во всех выставках импрессионистов, за исключением одной - 1882 года. Но Дега лишь отчасти принадлежал к импрессионизму. Его искусство ближе к постимпрессионистической живописи. В последние годы жизни, когда прогрессирующая болезнь глаз заставила почти отказаться от живописи, художник много работал в скульптуре. Стоит отметить, что Эдгар Дега был практически универсальным художником не только в плане жанров, но и в плане техники, в которой он выполнял свои работы. Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917 г. в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, по праву считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом.

ИПРЕССИОНИЗМ Наметившийся у Дега в конце 1860 -х гг. принцип острого, динамичного восприятия окружающей среды и повседневного бытия человека сблизил художника в 1870 -х гг. с импрессионизмом. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах, воссоздавая атмосферу капиталистического города («Площадь Согласия» , около 1875; «Абсент» , 1876). Дега показывает характерность поведения и облика людей, порождённую спецификой их труда и быта («Женщины на террасе кафе» , 1877, «Гладильщицы» , около 1884); он выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, их пластическую красоту. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного, и прозаического; передавая в многочисленных сценах балета притягательнопраздничный дух театра («Звезда» , 1878,), Дега, трезвый и тонкий наблюдатель, фиксирует одновременно скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд («Экзамен танца» , 1880).

ИПРЕССИОНИЗМ Дега принял участие в семи из восьми выставок, организованных импрессионистами, и играл ведущую роль во всем их движении. Однако работы самого Дега можно назвать импрессионистскими только в определенном смысле. Его мало интересовал пейзаж, занимавший центральное место в творчестве импрессионистов, и он не стремился, в отличие от своих товарищей, запечатлеть на полотне ускользающую игру света и тени. Можно сказать даже больше, - как художник Дега вырос на традиционной живописи, которая так мало значила для других импрессионистов, например для того же Моне. Общим, как для Дега, так и для остальных импрессионистов, был, пожалуй, только жадный интерес к современной жизни и стремление запечатлеть ее на полотне каким-то новым, необычным способом. Надо сказать, что Дега, как никому другому, удалось наиболее полно передать все разнообразие городской жизни XIX века.

ПОЗДНЕЕ ТВОРЧЕСТВО Утончённая сдержанность колорита, присущая работам 1870 -х гг. , со временем всё больше дополняется эффектами резкого искусственного света. Напряжённый характер обретают произведения Дега 1880- 90 -х гг. (изображения балерин и занятых туалетом обнажённых женщин, выполненные главным образом пастелью), более интенсивные и богатые по цвету, с укрупнёнными и почти плоскостными формами, тесным пространством («Голубые танцовщицы»). В конце 1880 -х - начале 1910 -х гг. Дега много занимался скульптурой; в фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры.

ПОЗДНЕЕ ТВОРЧЕСТВО Дега всегда тщательно продумывал композицию своих картин, зачастую делая множество набросков и этюдов, а в последние годы жизни, когда угасающее зрение уже не давало ему возможности искать новые темы, он снова и снова обращался к своим любимым образам, переводя иногда контуры фигур со старых полотен с помощью копировальной бумаги. Подобные методы предполагают скорее точный расчет, чем свободу и вдохновение, однако они отражают только одну сторону многогранной творческой натуры Дега, поскольку в творческих поисках он выступает как один из самых смелых и оригинальных художников своего времени. В начале профессионального пути Дега доказал, что может мастерски писать в традиционной манере маслом по холсту, однако в зрелые годы он широко экспериментировал с различной техникой или с сочетанием материалов. Он чаще рисовал не на полотне, а на картоне и использовал разную технику, например масло и пастель, в рамках одной картины.

«Я до сих пор не встречал человека, который умел бы лучше изображать современную жизнь, душу этой жизни» , - так писал о Дега Эдмон Гонкур, сам будучи выдающимся писателем, одним из братьев, именем которых названа самая престижная во Франции ежегодная литературная премия.