Дымковские игрушки. На берегу реки Вятки стоит село – Дымковская слобода

Дымковская игрушка - один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в нашей стране и далеко за ее пределами. Родиной промысла является город Киров (ранее - Вятка и Хлынов), а точнее Дымковская слобода, ныне вошедшая в состав города.

Легенда

Бытует легенда, что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим. Со временем эта история забылась. Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья - праздник свистуньи, или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины.

Возникновение промысла

Ежегодный спрос на глиняные свистульки и расписные шары, а также собственные залежи глины, пригодной для керамического дела, предопределили судьбу Дымковской слободы. Постепенно сложились особые приемы лепки и росписи, что сделало местные игрушки узнаваемыми и востребованными.

В XV-XVI веках, когда появилась дымковская народная игрушка, языческие представления славян во многом утратили свое значение. Игрушки более раннего периода были предельно просты по форме, потому что определяющим считался их сакральный смысл. С отказом от дохристианских обрядов и ритуалов формы игрушек стали меняться, приобретая изысканность и красоту.

Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века. Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время. Тем не менее мастера бережно хранят традиции и приемы, сложившиеся в период зарождения этого искусства.

В начале XX века дымковский промысел был практически утрачен. Осталась одна потомственная мастерица, хранившая традиции изготовления и росписи игрушек, - А. А. Мезрина. Благодаря ей и художнику А. И. Деныпину, первому исследователю дымковского искусства, в начале 30-х годов промысел удалось возродить. Вокруг Деныпина и Мезриной сосредоточилась группа энтузиастов, большинство из которых были связаны семейными узами. Их стараниями дымковская игрушка вернула себе былую славу.

Промыслы живут не только благодаря сохранению традиций, но и при условии появления новых сюжетов. Это называется естественным развитием. Мастерицы 20-30-х годов XX века существенно обогатили набор образов дымковской игрушки.

А. А. Мезрина довольно строго соблюдала традиционные правила лепки и росписи. Е. А. Кошкина сделала популярными групповые композиции. Особенно известна ее работа «Продажа дымковских игрушек», изготовленная для международной выставки в Париже в 1937 году. Е. И. Пенкина переключила внимание на изображение бытовых прозаических сюжетов, а О. И. Коновалова (дочь мастерицы Мезриной) известна своей любовью к изображению животных.

Образы и сюжеты

При всей своей внешней простоте очень образна и выразительна дымковская игрушка. История хранит изображения первых изделий дымковских мастериц, которые были скорее условными, чем декоративными. Современные игрушки более разнообразны и художественны. Приверженцы промысла любят повторять, что не существует двух одинаковых фигурок. Впрочем, все разнообразие их видов можно условно разделить на пять основных групп:

Тип Состав Описание
Женские образы Барыни, кормилицы, модницы, водоноски, няньки с младенцами на руках. Фигурки статичные, с крупными головами, украшенными кокошниками или модными шляпками. Весь внешний вид выражает достоинство и величественность.
Мужские образы Кавалеры. Они меньше по размеру и скромнее по внешнему виду, чем женские персонажи. Как правило, изображаются верхом на животных.
Животные Первоначально игрушки имели формы тотемных животных: медведя, барана, оленя, козла. Но со временем в ассортименте появились и домашние питомцы. Все животные имеют вскинутые головы и короткие широко расставленные устойчивые ножки. Часто они изображаются в ироничной форме: в ярких костюмах и с музыкальными инструментами.
Птицы Утки, индюки, петухи. Индюки и петухи изображаются с фигурными, ярко расписанными хвостами, утки - в оборчатых пышных пелеринах.
Композиции Группы из нескольких фигур, среди которых могут присутствовать и люди, и животные. Многофигурные композиции очень разнообразны, они изображают быт русских городов и деревень. Здесь и прогулки на лодках, и праздничные гулянья, и застолья, и многое другое.

Особенности формы

Все дымковские игрушки монолитны и даже монументальны. Они всегда расширяются книзу: дамы за счет пышных юбок, кавалеры всегда верхом, животные имеют коротенькие и устойчивые ножки. Такие формы обусловлены технологией изготовления. Вылепить фигурки на тонких длинных ногах практически невозможно, ведь необходимо сделать так, чтобы они не оседали под тяжестью корпуса во время сушки.

Этапы изготовления дымковской игрушки

Технология изготовления довольно проста. Делается дымковская игрушка поэтапно. Основные этапы: лепка, сушка и обжиг, побелка и роспись. Остановимся на каждом из них подробнее.

Лепка дымковских игрушек

Лепят дымковские игрушки по частям. Сначала из промытой жирной глины, разбавленной песком, катают шарики разных размеров. Затем расплющивают их для получения плоских лепешек, из которых и делается корпус игрушки. К корпусу прикрепляются более мелкие детали (руки, головы, хвосты). Места скрепления деталей обильно смачивают водой, затем заглаживают стыки влажной тряпкой. Выравнивают фигурку мокрыми пальцами.

Например, изготовление барыни начинается с лепки конусообразной юбки. К ней крепится туловище с несколько вытянутой шеей. На шее закрепляется шарик, изображающий голову. Чуть пониже - колбаска, из которой аккуратными движениями делаются руки, сложенные на талии. После этого наступает время наряжать игрушку. Ей делают прическу из витых буклей, шляпку или кокошник, на плечи набрасывают узорчатый платок или делают жакет с пышным воротником и рукавами. И, наконец, в руки женщине дают сумочку, собачку или ребенка.

Дымковская игрушка лошадка состоит из следующих частей: цилиндрический корпус, четыре короткие конусообразные ноги, изогнутая шея, переходящая в удлиненную мордочку. После того как основа игрушки готова, ее дополняют гривой, хвостом и маленькими ушками.

Сушка и обжиг

Каждая дымковская игрушка перед обжигом должна пройти этап сушки, длительность которого зависит от размеров фигурки, а также от характеристик помещения (влажности, температуры воздуха и т. д.). В среднем этот этап занимает от 2-3 дней до 2-3 недель.

После этого наступает время обжига. Раньше он производился в русской печи на железном противне, устанавливаемом непосредственно над дровами. Игрушки накаляли докрасна, а затем оставляли остывать там же в печи. Сейчас для обжига используется специальное электрическое оборудование, которое позволило сделать процесс менее трудоемким и опасным.

Побелка

После обжига в печи игрушка становится красно-коричневой, поэтому перед нанесением узоров ее выбеливают. Для этого готовится специальный раствор из мелового порошка и молока. При скисании молока этот раствор затвердевает, образуя на поверхности игрушки равномерный казеиновый слой.

Многочисленные попытки изменить состав и способ нанесения побелки не давали положительных результатов. Оттенок получался желтоватым, а фактура неравномерной, поэтому побелку до сих пор делают таким способом, каким пользовались и несколько веков назад. От этой технологии отступают лишь в отдельных случаях, например в детском творчестве, когда поделки делает младшая группа. Дымковская игрушка в этом случае раскрашивается обычной гуашью.

Роспись

После того как побелка высыхает, начинается этап росписи - нанесение незамысловатых узоров яркими красками. Выбор цветов невелик: синий, оранжевый, зеленый, коричневый, желтый, малиновый. Дополнительные цвета можно получить, разбавляя основные мелом. Так, высветленный синий и малиновый дают голубой и розовый соответственно.

Вместо кисточек в старые времена пользовались деревянными палочками с обмоткой из льняного лоскута. Поэтому и орнамент был предельно прост: прямые или волнистые линии, круги, ромбы и т. п. В настоящее время мастерицы используют кисти из колонка или хорька.

В краску, кстати, добавляют сырое яйцо. Это позволяет сделать цвета более насыщенными и придает фигурке блеск. В последнюю очередь игрушку украшают сусальным золотом. Вырезанные из него геометрические фигуры приклеивают на шляпки и воротники барынь, уши или рога животных. От этого особую праздничность приобретает дымковская игрушка. Фото не всегда может передать их великолепие.

Роспись, как правило, наносится по определенной схеме. У человечков лица выглядят довольно однообразно. Малиновой краской намечаются щеки и рот, черной рисуются дуги бровей и круглые глазки. Волосы окрашиваются преимущественно в темный цвет: черный или коричневый. Рубахи и головные уборы делаются однотонными, а юбки барынь и шкура животных покрывается орнаментом поверх белого цвета.

Орнамент

Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги. Мастерицы не продумывают узор заранее. Он рождается в процессе росписи, в зависимости от формы и размера фигурки. Поэтому принято считать, что связь декора и основы неразрывна, и двух одинаковых игрушек найти невозможно.

Несмотря на нарочитую простоту орнамента, он очень символичен и изображает важные для русского человека понятия. Так, волнистая линия ассоциируется с рекой или водой в широком смысле, клетки, образованные пересекающимися линиями, напоминают сруб дома или колодца, а окружность с точкой в центре - символ солнца и других небесных светил.

Изучение «дымки» на уроках ИЗО

Во всех школах и детских садах России, студиях детского творчества изучается сегодня дымковская игрушка. История этого промысла тесно связана с историей нашей страны. Сами фигурки и роспись, покрывающая их, отражают быт и верования русских людей. Кроме того, процесс изготовления и декорирования игрушек достаточно прост, чтобы его могли освоить даже маленькие дети, разумеется в значительно упрощенном виде. Дымковская игрушка для дошкольников - это, прежде всего, изучение традиционных орнаментов. Старательно вырисовывая ромбики, линии и кружочки, дети создают интересные рисунки и приобщаются к культуре своей родины.

Рисование дымковской игрушки (для малышей) или лепка фигурок в дымковском стиле (для детей постарше) - это увлекательно занятие, за которое ребята принимаются с большим энтузиазмом.

Современное состояние промысла

Дымковский промысел до сих пор не имеет серийного производства. Каждая игрушка является ручной работой, выполненной по всем канонам, которые складывались веками. У каждой мастерицы свой узнаваемый почерк, каждое изделие уникально и неповторимо. Благодаря этому промысел не теряет своей популярности.

Праздник свистопляски давно не отмечается, поэтому дымковские игрушки утратили свое ритуальное значение. Теперь они служат яркими сувенирами и напоминанием о богатой истории и культуре русского народа.

Сегодня за сохранение и развитие промысла выступают не только отдельные энтузиасты, но и целые организации - коммерческие, государственные, общественные. Так, в 2010 году в центре Кирова (бывшая Вятка) при участии компании «Мегафон» был установлен памятник дымковской игрушке. Он представляет собой скульптурную группу под названием «Семья», которая включает барыню с младенцем на руках, кавалера, играющего на гармошке, ребенка и домашних питомцев.

В 2014 году на открытии Олимпиады в Сочи среди прочих достояний русского искусства была представлена и дымковская игрушка. Фото с церемонии напоминает, каким зрелищным и ярким было это представление.

Дымковские игрушки - наряду с другими художественными промыслами - говорят о богатстве и самобытности русской культуры.

НОД по художественно - эстетическому развитию (рисование)в старшей гр

Тема: «Дымковская слобода»

Цель: Приобщение детей к народному прикладному искусству, к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Художественно - эстетическое развитие: формировать представление о дымковской игрушке, особенностях её росписи. Воспитывать чувство эстетического восприятия при рассматривании работы мастеров. Развивать чувство прекрасного, чувство ритма, цвета, композиции. Формировать художественно-творческие способности. Закреплять навыки работы кистью, акварельными красками, использование характерных элементов росписи (точки, круги, линии).

Познавательное развитие: развивать умение анализировать и выделять существенные признаки предметов, выполненных дымковскими мастерами.

Речевое развитие: развивать умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы, поощрять попытки высказывать свою точку зрения.

Социально - коммуникативное развитие: формировать умение оценивать свою работу и работу сверстников находить для этого различные речевые средства. Воспитывать чувство гордости за свою страну Россию.

Физическое развитие: формировать умение самостоятельно следить за своей осанкой при работе за столом.

Материалы и оборудование:

Силуэты дымковских игрушек, вырезанные из белой бумаги (барышни, скоморохи, индюки, козлики, лошадки, петухи). Краски, баночки с водой, кисти, салфетки. Компьютерная презентация «Дымковская игрушка». Большой лист ватмана с деревенскими домиками. Дымковская игрушка.

Методические приемы:

Игровой (приход дымковской игрушки в гости к детям), наглядный (просмотр слайдов по дымковской росписи), художественное слово (загадка о дымке), проблемный (как помочь игрушке попасть в дымковскую слободу), продуктивный (роспись силуэтов), методы стимулирования и мотивации (одобрение, похвала, поощрение), подвижная русская народная игра «Шатер», рефлексия.

Связь с другими видами деятельности:

познавательно-исследовательская («Мы - россияне, наш язык русский», рассматривание тематического альбома «Дымка»); музыкальная деятельность (прослушивание русских народных песен «Пошла млада за водой», «Калинка»); коммуникативная деятельность (Д/Игры «Подбери узор», «Наша родина» , «Угадай русский народный промысел») ; изобразительная деятельность (рисование «Укрась платочек», «Красивый коврик» лепка «Барашек»); чтение художественной литературы «Народные промыслы»; двигательная деятельность (русские народные подвижные игры «Гуси-лебеди», «Платок», «Лошадки», «Петух»); самостоятельная деятельность (внесение дидактических игр по теме, выкладывание энциклопедического и наглядного материала).

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, в какой стране мы с вами живём?

Дети: (В России).

Воспитатель: А как нас с вами называют? Дети:(русские, россияне).

Воспитатель: В нашей стране очень трудолюбивый народ, у нас много народных промыслов, русские мастера используют для своей работы все природные богатства нашей родины. Какие природные материалы вы знаете?

Дети: (дерево, глина и т. д.)

Воспитатель: Глина - один из самых распространенных материалов в России. Что делали из глины, как вы думаете? Дети: (посуду, игрушки)

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Весёлая белая глина,

Круги и полоски на ней.

Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребятня.

Собачки, гусары и рыба.

А ну, назови-ка меня! Дети: (Дымка)

Воспитатель: Да, это наша знаменитая дымка, которая дошла до наших времён, из-под Новгорода. Далеко за дремучими лесами стояло красивое русское село.

Каждое утро вставали жители, затапливали печи, и из труб домов поднимался голубой дымок. Вот и прозвали то село Дымково. Любили люди этой деревни лепить из глины веселые игрушки, яркие и красивые. Хотите посмотреть какие?

Дети: да!

Просмотр компьютерной презентации «Дымковская игрушка»

Понравились вам игрушки? Дети: да, красивые игрушки.

Воспитатель: ребята, давайте поиграем в русскую народную игру.

Пока звучит русская народная музыка, водим хороводы вокруг трех стульев с красивыми платками, затем собираемся в один большой хоровод. Как только музыка закончится, быстро подбегаем к своему платку и делаем из него шатёр, натягивая над головой, прячемся.

Игра «Шатёр»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это грустит здесь в сторонке?

Воспитатель показывает детям дымковскую игрушку.

Воспитатель: Её уже давно увезли из родной деревни, из Дымковской слободы и она очень скучает по своим друзьям.

Как вы думаете, чем мы можем помочь дымковской игрушке?

Дети: сделать для неё подарок, нарисовать для неё друзей и т. д. (варианты решения проблемы)

Воспитатель: Я предлагаю всем вместе создать Дымковскую слободу, как мы это можем сделать?

Дети: нарисовать, расписать игрушки.

Воспитатель: посмотрите, у нас есть большой лист бумаги, на котором есть дома - это деревня, в которой еще никого нет, давайте поселим здесь веселых жителей и пригласим нашу гостью. На столе много силуэтов различных дымковских игрушек. Выбирайте любую игрушку, подумайте какой узор ей больше подходит и начинайте расписывать, думаю, что у вас получатся очень красивые друзья для нашей гостьи. Вспомните какими цвета и элементы используют мастера дымки. Не забывайте о правильной осанке при работе за столом.

Дети расписывают силуэты игрушек.

(Воспитатель подходит к каждому ребёнку, поощряет его, хвалит, одобряет выбранные элементы узора, цвет.)

Готовые игрушки, по мере окончания работы располагают на большом листе ватмана.

Воспитатель: Посмотрите, как повеселела наша гостья, она благодарит вас за дружную работу, за радость, которую вы ей доставили. Расскажите ей, какие игрушки вам самим понравились больше и почему. Как вы думаете, какая игрушка самая яркая, нарядная? Какие элементы дымковской росписи вы использовали в своей работе?

Воспитатель: Ребята, вы сегодня работали как настоящие русские мастера, я горжусь вами.

Литература:

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В.

Конспекты занятий в старшей группе детского сада.

Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж. ТЦ «Учитель» 2005 207с.

  1. Князева О.Л., Маханёва М.Д.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников. Издательство «Детство- Пресс», 2004.

  1. Комарова Т.С.

Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа –М: Мозаика-Синтез, 2014- 128с.

4. Казакова Т.Г.

Развивайте у детей творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией) Пособие для воспитателей детского сада.М.Просвещение1985г.

5. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей, художественных студий. Под редакцией Т.С. Комаровой М: Издательство «Российское педагогическое агентство» 1997 – 208с.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №11 «Детский сад «Колокольчик» Тутаевского района Ярославской области

НОД по декоративному рисованию «Весёлая дымка»

составила и провела – воспитатель Семенова Елена Владимировна

Программное содержание: Развивать эмоциональную сферу через восприятие музыкальных и художественных произведений. Совершенствовать память, речь, мелкую моторику руки, слаженную работу в коллективе. Продолжать учить детей расписывать узором по дымковским мотивам объемные игрушки, используя разные элементы дымковской росписи. Развивать эстетическое восприятие, творческие способности детей. Продолжать совершенствовать технику выполнения дымковского узора. Воспитывать любовь к народным промыслам.

Оборудование и материалы: Ноутбук, презентация «Дымковская игрушка», на столах - дымковские игрушки: индюк, водоноска, барыня и др.; Для каждого ребенка: силует игрушки из бумаги, гуашь, кисти, тычки, салфетки, баночки с водой. Варежки-петушки для театра.

Дети с варежками-петушками (дымковскими и филимоновскими) строятся отдельно в двух уг¬лах изостудии, в каждом из них мастерица (воспита¬тель). Дети держат подносы с филимоновскими и дымковскими игрушками.

Мастерицы. С разных уголков России Мы на праздник прикатили. 1- я мастерица. Мы из Дымкова, а вы? 2- я мастерица. Мы из Тульской области! Деревня Филимоново, Надеемся, знакома вам! (Кланяются.) Мастерицы (вместе). Промысел у нас старинный, Игрушки лепим мы из глины. Но игрушки разные и своеобразные.

1- я мастерица. Удивит ваш чудо-взор этот дымковский узор. Линии волнистые, оборки, клетки, точки, Здесь колечки всякие, тут - разные кружочки. Краски многоцветные, и на белой глине Золота кусочек, чтоб были красивей. Все игрушки пышные, праздничные, яркие, Просто чудо-загляденье, настоящие подарки! Кисточкою мы умело свой узор выводим смело. Вот так чудо-красота, Дымковская слобода!

2- я мастерица. Наши игрушки немного скромнее, Ростом повыше они, постройнее. Красим не кистью, гусиным пером (показыва¬ет перо), Краску на краску с любовью кладем. Ромб, треугольник, круг солнышка здесь, Линии, звездочки, елочки есть, В наших узорах - природы краса... Мастерицы (вместе). И не состарят игрушки года!

Ребенок (с дымковским петушком). Как из дымковской слободки...

Ребенок (с филимоновским петушком). Филимоновской сторонки...

Дети (вместе). Вас порадовать пришли Наши чудо-петушки.

Исполняется пляска-игра.

1. Вас повеселить пришли наши чудо-петушки. Хоть мы разные на вид, каждый чем-то знаменит.

(Дети поют все вместе.) Припев. Ку-ка-ре-ку, ко-ко-ко, Ку-ка-ре-ку, ко-ко-ко. Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. (Делают четыре притопа, кружатся вокруг себя. Дети с филимоновскими петушками пря¬чут их за спину!)

2. Дымковский я петушок, пышный хвост и гребешок. (Дымковские петушки поют и показывают рукой хвост, потом гребешок.) Точки, клеточки, кружки. Краски сочны и ярки. Припев.

3. Филимоновский дружок, тот же хвост и гребешок (поют филимоновские петушки, показывают), Солнышко и елочки, полосы и звездочки. Припев. Группы петушков поворачиваются лицом друг к другу, боком к зрителям.

4. Раз поднялся шум и крик, кто красивее из них. (Рука с варежкой идет вверх-вниз.")

5. Спорят петушки-друзья, так вести себя нельзя. (Грозят пальцем свободной руки.)

6. Припев. 7. На проигрыш идут друг за другом в своих груп¬пах, образуют кружочки.

Воспитатель: (беседа) - Ребята, а вы хотите стать дымковскими мастерами? Д: - Да! - Сегодня мы с вами будем расписывать узор дымковским игрушкам. Но сначала давайте вспомним, этапы изготовления дымковских игрушек. Просмотр презентации «Дымковская игрушка» и беседа по увиденному. :- Какие краски используют мастера при росписи дымковских игрушек? Д: - Красный, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый. В: - Какие элементы входят в дымковский узор? Д: -Полоски, клеточки, волнистые линии, круги, колечки, точки. Воспитатель обращает внимание детей на то, что и цвета, и элементы узора сочетаются друг с другом и повторяются в определенной последовательности.

Воспитатель: -А сейчас я приглашаю всех в нашу художественную мастерскую, где вас ждут игрушки. Сегодня мы будем расписывать дымковскую лошадку. Каждую дымковскую игрушку лепит и расписывает мастер по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Сегодня вы изобразите каждый свою лошадку по своему желанию. Я предлагаю подумать немного о том, каким узором вы распишете свою игрушку. (Дает детям возможность обдумать предстоящую работу). Подумали, а теперь приступайте к рисованию: полоски и точки мы рисуем кончиком кисти, круги делаем тычками. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетку.

Когда работы будут выполнены, предложить детям оставить их на столах, чтобы просохли, и исполнить частушки. (Музыкальная пуза).

1. Наши руки крендельком,

Щеки будто яблоки.

С нами издавна знаком

Весь Народ на ярмарке.

2. Дымковские барыни

Всех на свете краше,

А гусары баловни -

Кавалеры наши.

3. Мы игрушки расписные -

Хохотушки вятские,

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

4. С лентами, да с бантами,

Да под ручку с франтами

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.

5. Мы игрушки знатные,

Складные, да ладные.

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся.

Анализ работ: Воспитатель: - Ребята, посмотрите на своих лошадок. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какая лошадка вам больше всего понравилась? Расскажи, чем тебе понравилась работа... (Ответы 2-3 детей). В: - Молодцы, ребята. Сегодня на занятии мы еще раз встретились с дымковскими игрушками, побывали дымковскими мастерами и, вы очень хорошо справились с этой работой.

Дымковская игрушка является одним из старейших русских народных глиняных промыслов. Он впервые возник 400 лет назад и до сих пор не потерял своей актуальности. На протяжении этого времени менялся облик дымковской игрушки, но особенность ее изготовления, делающая ее уникальной, оставалась прежней. Наш рассказ о дымковской игрушке предназначен в первую очередь для детей, младших школьников, но интересующимся взрослым почитать тоже будет интересно.

История создания дымковской игрушки

Родом этот промысел из Дымковской слободы, которая входит сейчас в состав города Кирова (ранее - Вятка).

Существует интересная легенда, связанная с созданием дымковской игрушки. Согласно ей, однажды, много веков назад, у стен города встретились два дружественных войска, но из-за того, что было темно, они решили, что перед ними враг и начался бой. В сражении погибло много воинов, считается, что их злые духи и по сей день летают над полем боя. И после этого трагического события было принято каждый год весной справлять тризну.

Постепенно это происшествие было забыто, а вместо тризны появились народные гуляния, которые называли «свистопляски». В этот день женщины лепили из глины различные фигурки и шарики, которые красиво и тщательно расписывали. Фигурками на гулянье весело свистели, а цветными шариками, внутри которых находились горошины, было принято кидаться друг в друга, что создавало дополнительный шум.

Конечно, не только трагическое происшествие способствовало образованию праздника и созданию дымковской игрушки. Важным было и то, что вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которую можно было использовать в керамике. Особый способ лепки и оригинальная роспись сделали дымковские игрушки востребованными не только в Кирове, но и далеко за его пределами.

Особенности дымковской игрушки

Характерной чертой дымковской игрушки, отличающей ее от других фигурок и статуэток, является то, что все они могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. Эта особенность связана с тем, что злые духи не любят шума, а игрушка как раз призвана этих духов разогнать. В весеннее время с началом сельскохозяйственных работ их присутствие было совсем не нужным. Считалось, что они появлялись на полях еще зимой и одним из способов борьбы с ними были весенние праздники, которые отличались шумным весельем. В изгнании духов с помощью свиста и грохота и состояла задача дымковской игрушки.

Таким образом, в первую очередь, фигурки должны были издавать шум и свист. В настоящее время, это не является необходимым атрибутом дымковской игрушки, однако, способы ее изготовления и росписи остались прежними.

Процесс изготовления дымковской игрушки

Весь путь создания уникальной и неповторимой дымковской игрушки сродни волшебству и делится на несколько этапов. Основными из них являются:

Лепка,
сушка,
обжиг,
побелка,
роспись.

Как лепить дымковскую игрушку

Процесс лепки проводится вручную и поэтому нет двух одинаковых дымковских игрушек, каждая из них уникальна и хранит в себе частичку души мастера, ее изготовившего.

Для создания поделки используется ярко-красная глина, смешанная с мелким речным песком. Игрушка создается по частям, а, затем, все детали скрепляются между собой с помощью жидкой красной глины, стыки же для более плавного перехода заглаживают мокрой тряпицей.

Лепку можно условно разделить на несколько этапов:

1. Создание основы.
2. Изготовление придатков.
3. Соединение придатков с туловищем.
4. Добавление украшений.

Основой в лепке дымковской игрушки является туловище. Сначала из кусочка глины скатывают шарик. Затем из этого шарика вытягивают нужную форму тела, при этом, чем плавнее проводится этот процесс, тем более правильной и красивой получается форма.

Изготовление придатков производится также из глиняного шарика, но меньшего размера. Под придатками подразумеваются конечности, голова, шея и т. д. Они крепятся к туловищу, а места соединения скрепляют глиной и водой, чтобы переход был более плавным.

В качестве украшений можно создавать из глины шарики, колечки, канавки, колбаски, а затем крепить их на фигурку.

Например, чтобы изготовить барышню, вначале необходимо вылепить конусообразную юбку. Затем, к ней крепится тело с продолговатой шеей. Следующим этапом является прикрепление головы и рук, после чего настает время нарядить барышню в красивый платок, одеть на голову шляпку и поместить в руки домашнее животное или ребенка.

Мужские фигурки лепятся немного по-другому. Туловище и головы крепятся к ногам, которые представляют собой две толстые колбаски, изогнув нижние части которых получают ножки. Головные уборы и волосы также отличаются от женских образов.

Туловище животного напоминает по строению конус, к острой части которого крепится голова и шея. Конечности обычно крупные, немного сужающиеся книзу. Хвост с рогами крепятся к туловищу в последнюю очередь.

Интересным моментом является то, что все дымковские игрушки делаются расширяющимися книзу. Например, у дам всегда пышные платья, кавалеры чаще всего восседают на лошади, а у животных короткие ножки. Это связано с тем, что хрупкий низ может не выдержать тяжести всей игрушки после процесса сушки.

Сушка и обжиг дымковской игрушки

После окончания процесса лепки производится сушка игрушки с последующим обжигом. Длительность сушки зависит от размеров статуэтки и особенностей климата внутри помещения. Обязательно учитывается влажность, температура и другие показатели. В зависимости от этих значений процесс сушки занимает от 3 дней до 3 недель.

После сушки наступает момент обжига. Раньше, игрушки обжигали в деревенской печи. Их клали на металлический противень и устанавливали непосредственно на дрова. После того, как игрушка накалялась ее остужали в той же печи. В настоящее время применяются современные печи, которые позволяют сэкономить время и делают процесс прокаливания игрушки более безопасным.

Побелка (беление) дымковской игрушки

После сушки и обжига дымковская игрушка приобретает красно-коричневый цвет, поэтому перед нанесением узоров проводится ее выбеливание. Для этого статуэтку покрывают специальным раствором, состоящим из мелового порошка и молока. После того, как молоко скисает, раствор становится твердым и на поверхности игрушки создается ровный белый слой. Выбеливание фигурок позволяет не только сделать их поверхность более ровной, но и придать наносимым краскам особую живую яркость.

Несмотря на многочисленные попытки изменить состав раствора, они оказались неудачными. В результате фигурки получались желтоватыми или поверхность выглядела неровной. Поэтому, сейчас, как и много веков назад, побелка дымковской игрушки производится именно указанным выше составом.

Особенности росписи дымковской игрушки

Для того, чтобы придать неповторимый образ дымковской игрушке использует сочетание ярких, контрастных цветов и геометрических форм. Благодаря этому фигурки приобретают праздничный раскрас.

Изначально, для росписи использовали темперные краски, разведенные уксусом, квасом или растертые на яйце. Чаще всего наносились восемь цветов. Роспись производилась с помощью палочек с накрученными на них тряпочками, а для прорисовки глаз и бровей использовали лучинки-палочки. В настоящее время, применяются специальные краски для керамики, акриловые краски, растертые на яйце, или гуашевые краски. Наносят их на игрушку хорьковыми или колонковыми кистями.

Классическая роспись дымковских игрушек состоит из сочетания крупных геометрических узоров и гладкоокрашенных частей. При нанесении используются контрастные цвета, перемежаемые с белым и черным, а также небольшие листки сусального золота. Все это позволяет создать неповторимую цветовую гамму и подчеркнуть сочность оттенков. Наиболее ярко расписывались фигурки животных и орнамент юбок. Квадратики сусального золота наносились на эполеты военных, головные уборы дам, хвосты индюков. Чаще всего при росписи игрушек использовали такие цвета, как: синий, зеленый, красный, малиновый, оранжевый, голубой, изумрудный, коричневый, черный.

Особенностью нанесения рисунка была и является его последовательность. Вначале рисовали волосы, глаза и брови, затем раскрашивали головной убор и юбку. Чтобы придать узору дополнительный блеск, в некоторых местах наклеивали кусочки сусального золота.

Сам узор представляет собой разнообразное сочетание различных по форме геометрических фигур и цветовых решений, которые придают особый колорит дымковской игрушке и помогают создать огромное множество композиций. Наиболее часто применяются такие геометрические формы, как: круги, полоски, кольца, змеи.

Важно было начинать раскрашивание со светлых оттенков, к которым добавлялся более темный цвет. Настоящий мастер должен был знать, что символизировали основные цвета. Например, зеленый - это символ природы, пашни и земли, красный - красоты, здоровья, огня, белый - доброты, правды, честности, черный - горя, зла, а голубой - цвет неба.

При нанесении узоров в первую очередь стремились наносить те, которые символизировали правду, красоту, здоровую жизнь. Такие игрушки становились своеобразным оберегом.

Для каждой фигурки существовали определенные приемы росписи. Наиболее ярко раскрашивали петухов, индюков, всадников, уток, козлов. Узор часто носил не только оригинальный, но и фантастический характер. Несколько реже создавали фигурки баранов, свиней и коров.

Дополнительным украшением узора служили маленькие квадратики сусального золота. Его использование являлось характерной и отличительной чертой дымковской игрушки. Вырезанные из листиков сусального золота квадратики с помощью кисти, смоченной в яичном белке, наносили на игрушку и расправляли с помощью сухой кисточки.

Существуют ли сейчас мастера дымковской игрушки?

Традиции создания дымковской игрушки живы до сих пор. Этот процесс так и не стал автоматизированным и серийным. Фигурки и сейчас расписывают вручную, согласно правилам, существовавшим 400 лет назад, когда только появился этот народный промысел. Однако, не всем молодым мастерам хватает терпения пройти до конца процесс обучения, но те, кто постигают его полностью, становятся настоящими профессионалами. Они создают своими руками завораживающие образы дымковской игрушки, каждый из которых индивидуален и неповторим.

Создание дымковской игрушки было и остается женской профессией. Полет фантазии и знание древних традиций и обычаев помогает прекрасному полу создавать невероятные образы и передавать их целой гаммой сочных красок.

Благодаря дымковской игрушке, существующей уже более 400 лет, продолжается богатая история русского народа и его культурного наследия. Эти яркие и необычные статуэтки непросто радуют глаз и поднимают настроение, они погружают в захватывающую сказку, неповторимый и оригинальныйсюжет которой каждый человек придумывает для себя сам. И, хотя, дымковская игрушка в настоящее время утратила свой ритуальный смысл, она продолжает являться символом щедрости души, бодрости духа и безграничной доброты русского народа.

На берегу реки Вятки стоит село – Дымковская слобода. Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Кировской области, в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары.

Картинка 6 из презентации «Роспись дымковской игрушки» к урокам изо на тему «Игрушка»

Размеры: 400 х 320 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока изо, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Роспись дымковской игрушки.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 2999 КБ.

Скачать презентацию

Игрушка

«Филимоновская народная игрушка» - Своё название получил от деревни Филимоново где жили в 1960-х годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Cтарейший народный художественный промысел России. Филимоновская игрушка.

«Изготовление дымковской игрушки» - Замачивали красную глину, добавляя речной песок, тщательно перемешивали. Сушили на воздухе, в тени. Расписывали яркими красками. Технология изготовления игрушек. Декоративно-прикладное искусство. Отсюда и пошло название «дымковская игрушка». Выбери, какими материалами ты будешь работать при изготовлении дымковской игрушки.

«Глиняные игрушки» - Свистульки раскрашены ярким эмалевыми красками. Дымковская игрушка. Фигурки из глины обязательно украшались узорами. Роспись дымковской игрушки необычайно нарядна. Фигурки имеют удлинённое туловище. Народная глиняная игрушка. Птицы – знаки воскресения природы, пробуждения земли, хорошего урожая. Олень – символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия.

«Роспись дымковской игрушки» - Особенности росписи. Дымковский индюк хорош. Яркие, народные игрушки. Изготовление дымковской игрушки сегодня. Есть на Вятке слобода. Дымковские игрушки. На берегу реки Вятки стоит село – Дымковская слобода. Набор элементов и композиций для средней группы. Есть солярные солнечные знаки. Украшение платочка.

«Народные игрушки России» - Филимоновская игрушка. Способ обработки дерева. Путешествие в мир игрушки. Точёная игрушка. Можно ли прожить без игры. Крупнейшая коллекция народной игрушки. Соломенная кукла. Японский старичок. Тряпичная кукла. Моховики. Семёновская матрёшка. Работы мастеров. Купец. Глиняная игрушка. Мастер. Забавная игрушка.

«Дымковская игрушка детям» - Абашевская игрушка. Орнаменты. Дымково. Цвета и орнаменты. Каргопольские игрушки. Какими орнаментами украшают игрушки. Абашевские мастера. Окраска яркими масляными красками. Филимоновская игрушка. Каргопольская игрушка. Образ Полкана. Мастера Каргополя. Дымковские игрушки. Форма абашевской фигурки. Продолговатая форма.

Всего в теме 30 презентаций