Дуть на молоко что значит. Что означает выражение «дуть на воду, обжегшись на молоке»? Смотреть что такое "обжегшись на молоке, будешь дуть и на воду" в других словарях

Пословица иносказательно говорит о том, что человек, подвергшийся опасности, начинает её всегда ожидать и поэтому перестраховывается.

К чему это я?
Готовясь к новому учебному году, просматриваю свеженькую информацию на педагогических сайтах, что-то интересное выискиваю. И тут мне попалась статья про учителя, который попал в неприятную ситуацию. Я стараюсь в таких обсуждениях не участвовать, т.к. считаю это сотрясанием воздуха. Учителя-родители-чиновники-дети - у каждого своя правда и сдавать позиции в этой баталии никто не намерен. Никто не готов к компромиссу, но уроки из таких моментов обязательно надо извлекать.

Учительницу одной из школ Центрального района Петербурга оштрафовали на 10 тысяч рублей из-за того, что дети на перемене бегали и столкнулись головами, передаёт “Петербургский дневник”. Учащиеся столкнулись на перемене в мае текущего года в присутствии педагога. В результате один школьник получил черепно-мозговую травму и сотрясение головного мозга. В отношении учителя возбуждено дело об административном нарушении по ч.2 ст.5.57 КоАП РФ (нарушение права на образование). По решению мирового судьи она была привлечена к ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 тыс. рублей.
Скажите, где тут нарушение права на образование?
Если учитель отвечает за жизнь и здоровье детей, то это какая статья?
Почему родителей не штрафуют, когда при них дети сталкиваются и падают?


Прочитав эту статью, я подумала: "Господи, пусть следующий учебный год пройдёт спокойно, без травм, скандалов, обид и прочего негатива". Не потому, что у меня это было, нет, слава богу крупные неприятности меня за прошедшие года миновали, а рабочие моменты, конечно, бывали, куда же без них, но всё старались разрешать миром. Большинство понимают, что дети существа подвижные, вспыльчивые, они импульсивны в словах и в действиях. Никогда не знаешь, в какой момент они что-нибудь вытворят хоть при родителях, хоть в школе.
Коллеги, да минуют Вас такие ситуации, как в первой истории!!! Перестраховывайтесь, берегите себя.

В мае учителя из Златоуста обвинили в жестоком обращении с детьми из-за сложных заданий. Прокурорская проверка показала, что учитель начальных классов задавала первоклассникам домашние задания в виде письменных работ, а также в виде ежедневного заучивания сложных стихотворений. "По своей инициативе она удлиняла продолжительность занятий, сокращала продолжительность перемен, оставляя детей после занятий продолжать изучать пройденный материал. Задаваемые домашние задания не имели рекомендательный характер, по результатам их выполнения выставлялись баллы, что запрещено приказом Минобрнауки России", - отметили в прокуратуре. В результате действий учителя некоторые ученики были лишены полноценного отдыха, а также возможности заниматься в дополнительных кружках, посещать секции. "С сентября 2015 года по апрель 2016 года в своей педагогической деятельности учитель применяла в отношении учеников 1 класса недопустимые способы воспитания: грубое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение", - добавили в ведомстве.


После прочтения этой истории мне вспомнились слова некоторых родителей: "Почему у нас нет домашнего задания и отметок, в других школах есть и ничего". А вот потому, дорогие мои!

И никто не будет разбираться, что раньше были и отметки, и задания и никого не судили, а сейчас вот так, потому что так решило министерство образования. А моё и ваше мнение никого не интересует. Тем более оно у нас может и не совпадать, а как договариваться будем? Да к тому же со всех сторон идёт стравливание школы и родителей. Не нравится что в школе, пишите жалобу! Синяк - жалоба, косой взгляд (как показалось ребёнку) - жалоба, невкусно кормят (а вкусы у всех разные) - жалоба! Нет уж, я не хочу жить в ожидании неприятности.


Хочу сказать и коллегам, а я знаю таких, кто машет рукой "да ладно!" и делает так, как считает лучше, поберегите себя, не рискуйте. Конечно, всё что мы делаем, всё это из благих побуждений. Но это к делу не пришьёшь, как говорится. И себя я уже десять раз поругала, был у меня моментик инициативы в прошлом году, но я вовремя остановила себя. Раз уж мы слуги закона, то и в работе должны руководствоваться законом.

Зачем я всё это писала? Не для того, чтобы искать, кто прав, а кто виноват. Правда дело скользкое. Правда - это то, во что мы верим, а вера у каждого своя. Писала я для того, чтобы напомнить:
- вам, коллеги, что, скорее всего, учительство - это наше призвание и в бизнес нам уже поздно.
Кому не подходит, уходят в самом начале профессионального пути. Что надо стараться соблюдать баланс между самоотдачей на работе и заботе о себе.
- вам, родители, что не стоит винить во всех бедах ребёнка школу. Мы не враги, успешный ученик и воспитанный ребёнок - это и наша цель. Нам это даже нужнее!
- вам, чиновники, что задача учителя не бумаги "нянчить", а учить детей.
- вам, ребята, хочу напомнить, что школа и уроки - это не наказание, не мучение. Найдите свой интерес в учёбе, полюбите её и она тоже ответит вам взаимностью.
Всем удачи в будущем учебном году!

Дует на воду

Обжегшись на молоке, дуют на воду — негативный опыт, опасения повторить прошлые ошибки заставляют действовать осторожно даже тогда, когда обстоятельства того не требуют

Синонимы поговорки

  • Пугана ворона куста боится
  • Битому псу только плеть покажи
  • Потерпевший кораблекрушение и тихой воды страшится
  • Кошка, укушенная змей, боится и веревки
  • Кого укусила собака, тот трясется от её лая
  • Мнительность
  • Недоверчивость
  • Скептицизм
  • Осторожность
  • Рассудительность
  • Здравомыслие

1. A burnt child dreads the fire — обжегшийся ребенок огня боится;
2. Once bitten, twice shy — однажды укушенный вдвойне пуглив
3. A scalded cat fears cold water — Ошпаренная кошка боится холодной воды

Chat échaudé craint l’eau froide — ошпаренный кот и холодной воды боится

Wer sich an der Suppe verbrannt hat, bläst auf kalten Fisch — обжегшийся горячим супом, дует на холодную рыбу

Происхождение фразеологизма

Сборник «Пчела»

Выражение «обжегшись на молоке, дуют на воду» имеется в сборнике «Пчела», составленном из изречений и афоризмов отцов церкви и античных писателей жившим в конце XI — начале XII века в Византии монахом Антонием. Сборник содержит 71 главу, содержащую примерно 20 изречений Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Александра Македонского, Василия Великого, Игнатия Богоносца, Филона, Плутарха, Пифагора, Солона, Св. Писания. «Пчела» была переведена на древнерусский язык около ХII века. Было четыре славянских редакции, имевших Хождение на Руси имели четыре редакции: древнерусская, сербская, болгарская и волынская. Последняя — перевод с немецкого печатного издания, выполненного в Цюрихе швейцарским учёным-энциклопедистом Конрадом Геснером в первой четверти XVI века .

Применение пословицы в литературе

«У него сердце предоброе. И он далеко не глуп. Какие он мне давал полезные советы… особенно… особенно насчет отношений к женщинам. - Ага! На своем молоке обжегся, на чужую воду дует. Знаем мы это! » (Тургенев «Отцы и дети»)
«Может быт он отнюдь не имел никакого намерения устраивать мне… ловушку, но обжегшиеся на молоке, дуют и на воду; в этом самая дурная сторона предательства! оно родит подозрительность в душах самых доверчивых » (Лесковъ «Смех и горе»)
«С Семёновым-то мы, верно, обожглись, - насупив брови, буркнул Капитоныч. - А обжёгшись на молоке, дуешь и на воду » (К. Седых «Даурия»)
«Столько в прошлых плаваниях намучились мы с веслами, что ни в коем случае не хотели повторений печального опыта, жаждали обезопаситься ― и, обжегшись на молоке, возможно, дули на воду » (Юрий Сенкевич «Путешествие длиною в жизнь»)
«Обжегшись на молоке, он теперь дул на воду ― вместо того, чтобы ехать напрямик, он старательно объезжал стороной, делая страшный крюк» (В. П. Катаев «Время, вперед!»)

Обжегшись на молоке, будешь дуть и на воду

Ср. Может быть, он отнюдь не имел никакого намерения устраивать мне... ловушку, но обжегшиеся на молоке, дуют и на воду ; в этом самая дурная сторона предательства! оно родит подозрительность в душах самых доверчивых.

Лесков. Смех и горе. 48.

Ср. Какие он мне давал полезные советы... особенно... на счет отношений к женщинам... "Ага, на своем молоке обжегся, на чужую воду дует !"

Тургенев. Отцы и дети. 7.

Ср. Будешь мнительна, по пословице: кто обжегся на молоке, станет дуть и на воду .

Писемский. Мещане. 2, 4.

Ср. Gebrühte Katze scheut auch kaltes Wasser.

Ср. Ein gebranntes Kind scheut das Feuer.

Ср. A burnt child dreads the fire.

Ср. Chat échaudé craint l"eau froide.

Ср. Eschaudez - chaude yaue crient. (Celui qui est échaudé craint l"eau chaude. )

Ancien prov. manuscr. XIII s. Ср. Roman du Renart. XIII s.


Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896-1912 .

Смотреть что такое "обжегшись на молоке, будешь дуть и на воду" в других словарях:

    Обжегшись на молокѣ, будешь дуть и на воду. Ср. Можетъ быть онъ отнюдь не имѣлъ никакого намѣренія устраивать мнѣ... ловушку, но обжегшіеся на молокѣ, дуютъ и на воду; въ этомъ самая дурная сторона предательства! оно родитъ подозрительность въ… …

    Битому псу только плеть покажи. Ср. Тебе все волки мерещатся пуганая ворона куста боится. А меня ты куда ж?.. уж лучше в волки запиши; я хоть и женщина, а овцой с тобой в одном стаде быть не хочу. Островский. Волки и овцы. 1, 10. Ср. Cui dolet,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Пугана ворона куста боится. Битому псу только плеть покажи. Ср. Тебѣ все волки мерещатся пуганая ворона куста боится. А меня ты куда жъ?... ужъ лучше въ волки запиши; я хоть и женщина, а овцой съ тобой въ одномъ стадѣ быть не хочу. Островскій.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Стараго воробья на мякинѣ не обманешь. Ср. Меня, братъ, на мякинѣ не проведешь. Я травленый волкъ. Боборыкинъ. Ходокъ. 1, 26. Ср. Онъ набилъ мамонъ мякиной и правъ; а насъ вѣдь на мякинѣ не проведешъ мы знаемъ гдѣ раки зимуютъ. Салтыковъ. Сказки … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    См. Обжегшись на молоке, будешь дуть и на воду … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Ср. Может быть, он отнюдь не имел никакого намерения устраивать мне... ловушку, но обжегшиеся на молоке, дуют и на воду; в этом самая дурная сторона предательства! оно родит подозрительность в душах самых доверчивых. Лесков. Смех и горе. 48. Ср.… …

    Битому псу только плеть покажи. Ср. Тебе все волки мерещатся пуганая ворона куста боится. А меня ты куда ж?.. уж лучше в волки запиши; я хоть и женщина, а овцой с тобой в одном стаде быть не хочу. Островский. Волки и овцы. 1, 10. Ср. Cui dolet,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Пугана ворона куста боится. Битому псу только плеть покажи. Ср. Тебѣ все волки мерещатся пуганая ворона куста боится. А меня ты куда жъ?... ужъ лучше въ волки запиши; я хоть и женщина, а овцой съ тобой въ одномъ стадѣ быть не хочу. Островскій.… …

    Стараго воробья на мякинѣ не обманешь. Ср. Меня, братъ, на мякинѣ не проведешь. Я травленый волкъ. Боборыкинъ. Ходокъ. 1, 26. Ср. Онъ набилъ мамонъ мякиной и правъ; а насъ вѣдь на мякинѣ не проведешъ мы знаемъ гдѣ раки зимуютъ. Салтыковъ. Сказки … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    См. Обжегшись на молоке, будешь дуть и на воду … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    См. Обжегшись на молоке, будешь дуть и на воду … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    См. Обжегшись на молоке, будешь дуть и на воду … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    См. Обжегшись на молоке, будешь дуть и на воду … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    ОБЖЕЧЬСЯ, обожгусь, обожжёшься, обожгутся, прош. вр. обжёгся, обожглась, совер. (к обжигаться), чем или на чем. 1. Получить ожог, повредить себе кожу от прикосновения огня или чего нибудь горячего, едкого, жгучего. Обжечься горячим чаем.… … Толковый словарь Ушакова

И, видно, неспроста. Но чем это объяснить? Наверное, многим знаком невольный эксперимент: быстро вынув палец из кипятка, хочется на него подуть или помахать рукой (лучше не пробуйте повторить этот эксперимент). Ясно, что тут речь идет об усилении теплоотвода от пальца в воздух. Физики давно научились описывать этот процесс. Считается, что плотность потока тепловой энергии j т, измеряемая в Дж/(м 2 ·c), в направлении некоторой координаты r пропорциональна скорости изменения (точнее, темпу изменения) температуры в противоположном направлении:

Здесь Δr - расстояние между двумя точками среды, температуры которых отличаются на ΔT . А знак «минус» говорит о том, что тепло течет от горячих участков к холодным.

Отношение называют градиентом температуры вдоль r , а сама зависимость (1) есть закон Фурье - по имени французского физика и математика Жана Батиста Фурье (1768–1830).

Но, оказывается, такая пропорциональность встречается не только в теории теплопроводности. Например, плотность электрического тока j э, измеряемая в А/м 2 = Кл/(м 2 ·с), пропорциональна градиенту электрического потенциала φ, который непосредственно определяет напряженность электрического поля :

(2)

Этот закон называется (обобщенным) законом Ома, по имени немецкого физика Георга Симона Ома (1787–1854). Сравнивая выражения (1) и (2), можно и температуру T назвать потенциалом - разность значений этого потенциала вызывает поток тепла.

Далее, если в каком-либо растворе, например сахара в воде или духов в воздухе, концентрация вещества неодинакова в разных точках, то возникает диффузия, и плотность потока молекул этого вещества j n оказывается пропорциональной градиенту концентрации n , т. е. темпу ее изменения в пространстве:

(3)

Это соотношение - закон Фика, в честь немецкого физиолога Адольфа Фика (1829–1901). Теперь можно и концентрацию вещества назвать потенциалом, разность значений которого вызывает диффузионный поток массы.

Но и это еще не все. Когда мы дуем на палец, скорость потока воздуха у его поверхности близка к нулю, а с удалением от поверхности она возрастает. Иными словами, имеет место изменение касательной составляющей скорости по направлению нормали Δu r . В результате возникает касательное напряжение j u , измеряемое в Н/м 2 , т. е. трение слоев воздуха друг о друга и, в конечном счете, о саму поверхность обтекаемого тела. И, оказывается,

(4)

А ведь это напряжение можно назвать плотностью потока импульса: Н/м 2 = (кг·м/с)/(м 2 ·с)! Сравнивая выражение (4) с предыдущими, как не назвать скорость потенциалом? Жидкости, подчиняющиеся этому закону, называются ньютоновскими. Вы догадались, почему? Правильно: его установил великий Ньютон еще в 1687 году.

Теперь можно удивиться и восхититься: различные по своей природе физические процессы, описание которых более чем 100–300 лет назад предложено замечательными учеными разных стран, отражают некий общий факт: плотность потока любой физической сущности - тепловой энергии, электрического заряда, растворимого вещества, импульса... пропорциональна темпу пространственного изменения соответствующего потенциала - температуры, электрического напряжения, концентрации, скорости...

Все упомянутые процессы называются явлениями переноса. Знак пропорциональности в приведенных соотношениях можно заменить знаком равенства, если при каждом градиенте написать соответствующий коэффициент: теплопроводности, электропроводности, диффузии, вязкости... - это хорошо знают студенты уже первого курса университета.

Однако вернемся к обваренному кипятком пальцу. Кто же переносит тепло от пальца и почему хочется на него подуть? Конечно, этим занимаются молекулы, и, конечно, дуновение ускоряет теплоотвод.

Рассмотрим сферу (или полусферу) радиусом R с температурой поверхности T п, моделирующую кончик пальца. Если окружающий воздух спокоен, «горячие» молекулы, тепловая скорость которых соответствует T п, проталкиваются в направлении от поверхности (рис.1,а ), а навстречу им так же проталкиваются холодные молекулы из «бесконечности», где температура равна T ∞ . Устанавливается некоторое распределение температуры, которое качественно представлено кривой а на рисунке 2. Можно показать, что температура падает в радиальном направлении довольно плавно, по гиперболическому закону, существенно изменяясь на расстоянии порядка R . (В этих рассуждениях не принята во внимание сила Архимеда, заставляющая всплывать теплый газ в атмосфере холодного и, конечно, помогающая отводу тепла.) В результате плотность потока тепловой энергии от поверхности можно записать в виде зависимости от конечной разности температур и расстояния, на котором происходит ее существенное изменение:

Теперь начнем потихоньку дуть на палец. Ясно, что молекулы, уносящие тепло, «сдуваются» потоком воздуха (рис.1,б ). Наконец, подуем что есть силы, тогда все молекулы, «стартующие» от поверхности, уместятся в тонком слое характерной толщины δ (рис.1,в ), существенно меньшей радиуса сферы R (δ << R). (Соответствующие этим случаям графики распределения температуры качественно представлены кривыми б и в на рисунке 2.) В результате поток тепла увеличится:

Этот тонкий слой называют пограничным. Он был впервые введен известным немецким аэродинамиком Людвигом Прандтлем (1875–1953) - конечно, не в применении к пальцу, а при решении проблем сопротивления тел в потоке жидкости или газа. Есть мнение, что только за введение этого плодотворного понятия Прандтлю следовало бы присудить Нобелевскую премию.

Но продолжим наши рассуждения. Мы знаем, что именно молекулы уносят тепло от пальца (и приносят «холод» из окружающей среды). Значит, для оценки толщины теплового погранслоя следует использовать характеристики молекулярного хаоса. Какие именно? Разумеется, прежде всего это средняя скорость теплового движения - чем быстрее движутся молекулы, тем интенсивнее теплообмен. Далее, это средняя длина свободного пробега молекулы l - чем она больше, тем дальше унесет молекула энергию, передав ее следующей молекуле при столкновении. Произведение этих двух величин имеет размерность м 2 /с, а если его умножить на время прохождения воздухом характерного расстояния порядка радиуса R , то получим оценку квадрата толщины погранслоя:

(5)

(Кстати сказать, именно Фурье первым стал применять метод размерностей.)

Соотношение (5) характерно для всех процессов блуждания. Оно восходит к первым попыткам описания броуновского движения частиц. А его образным аналогом является проблема пьяного матроса в незнакомом городе. Оказавшись на любом перекрестке, матрос наугад выбирает одно из четырех направлений. Спрашивается: как далеко матрос уйдет от начальной точки, пройдя N кварталов? Ответ: средний ожидаемый квадрат этого удаления пропорционален N . Понятно, что удаление δ будет зависеть и от скорости движения , и от длины кварталов l , т. е. будет описываться выражением (5). Осталось подставить его в формулу для плотности потока тепла от поверхности пальца:

Отсюда видно, что от нас зависит только скорость потока воздуха u . Именно она превращает медленную диффузию молекул на дне погранслоя в быстрый конвективный перенос на его внешней границе. Так что дуйте посильнее. Но не переусердствуйте. Ибо если достичь сверхзвуковой скорости, то, наоборот, большая кинетическая энергия потока воздуха перейдет в точке торможения в тепло и даст высокую температуру поверхности. Действительно, из закона сохранения энергии

записанного для одного моля воздуха, при скорости обдува, например, u ∞ = 1000 м/с получим

Впрочем, едва ли наши губы и легкие позволят обеспечить сверхзвуковое обтекание пальца воздухом.

Интересно заметить, что при ковке знаменитых сабель из дамасской стали кузнец вручал джигиту раскаленный клинок и джигит немедленно скакал во весь опор, усиленно размахивая им. По-видимому, такой режим охлаждения был оптимальным для тогдашней инновационной технологии.

Но все ли мы учли? Нет, не все: палец-то после кипятка мокрый! И тут вступает в силу еще процесс испарения молекул воды, за которым следует их диффузия в погранслое и унос воздухом. Для описания этого процесса нужно использовать соотношение (3). Нам это не в новинку - ведь и рассмотренная ранее теплопроводность есть не что иное, как диффузия тепловой энергии. И теперь к отводу тепла молекулами воздуха добавится унос теплоты фазового перехода L вместе с испаряющейся массой воды:

Здесь j m = j n m (m - масса молекулы) - это плотность потока массы, уносимой с обдуваемого тела, n п и n ∞ - соответствующие значения концентрации молекул воды. Этот унос тепла максимален, если окружающий воздух сухой (n ∞ → 0). И это значительная добавка - ведь удельная теплота парообразования для воды достаточно велика: L ≈ 2МДж/кг.

Вот почему для охлаждения летательных аппаратов, входящих в атмосферу с большой скоростью, используют жидкость, продавливаемую изнутри через пористую поверхность тела: испаряясь, она уносит тепло и спасает аппарат от сгорания. Не напрасно также в жарких пустынях для охлаждения пепси ставят бутылку, обернутую мокрой тряпкой, на крышу автомобиля и гонят его как можно быстрее. Тут уж работают и u , и L , и...

Вот как полезно знать газотермодинамику!