Древнеегипетский изобразительный канон. Древнеегипетский скульптурный канон Каноны изображения человека в древнеегипетской скульптуре

Скульптура в культуре древнейшей цивилизации на Земле играет важнейшую роль. Согласно представлениям египтян, одна из человеческих душ - ка - обладает способностью пребывать сразу в двух мирах: земном и загробном. Отсюда стремление любыми способами сохранить тело умершего человека (бальзамирование и мумифицирование), а также создание большого количества скульптур, которые могут служить оболочкой для души "ка".

Другая особенность скульптуры Египта - строгие каноны (правила), по которым создавались все изображения. С одной стороны, скульптура должна была быть достаточно реалистичной, чтобы душа могла "распознать" свою оболочку, с другой стороны, канон требовал полной симметричности в изображении человека, а телосложение также подчинялось строгим правилам. Именно поэтому многочисленные изображения фараонов, жрецов и богов кажутся однотипными, а различия существуют лишь в чертах лица. Отход от правил допускался лишь при изображении людей низкого сословия: чиновников, военных и т. д.

Абсолютное большинство скульптур Древнего Египта статичны. Чаще всего цари и боги изображаются сидящими на троне, или стоящими, руки фигур покоятся на коленях, или скрещены на груди, взгляд устремлен прямо перед собой. Подобный ракурс создавал удивительный эффект, зрителю кажется, что статуя смотрит прямо на него, с какого бы ракурса он не смотрел на скульптуру. Огромные глаза скульптур - также имеет культовое значение. Египтяне были уверены, что душа человека находится в его глазах. Поэтому все скульптуры раскрашивались очень тщательно.


Самая известная египетская скульптура - Большой сфинкс. Мифическое существо с головой фараона Хафра и телом львицы. Монументальная скульптура, стража пирамид выполняла роль охранника покоя царей в долине пирамид. Величественная поза, полный покоя и отрешенности взгляд, мощь и внутренняя сила до сих пор производят неизгладимое впечатление на туристов.

Особого внимания заслуживают храмовые скульптуры фараонов и богов. Выполненные в строгом соответствии с каноном, египетские цари представлены величественными, отлично сложенными и отрешенными. Изображать фараона, живого бога, можно было только вне времени и быта. Все стоящие скульптуры изображают царя делающим шаг вперед (так называемый "шаг в вечность"), символически это обозначает переход повелителя от земной жизни в жизнь вечную.


Необыкновенно интересны скульптурные маски фараонов, которые закрывали лицо фараонов в саркофагах. Мастера использовали для создания масок драгоценные металлы и разноцветные эмали. Самая известная маска - фараона Тутанхамона.

Скульптурные портреты египетских мастеров оставили нам блестящие образцы реализма и пластики. Портреты Нефертити, Тейе, Микерина, Аменхотепа III и других - несомненные шедевры древнего искусства. Чаще всего скульптурные портреты - сохранившиеся части статуй, утерянных в веках.

Отдельного разговора достойно искусство периода Амарна. В это время, когда фараон Эхнатон запретил поклонение многочисленным богам египтян и провозгласил единобожие. В это же время художникам разрешили отходить от канона, изображать людей такими, какие они есть на самом деле. Поэтому статуи и изображения самого мятежного фараона кардинально отличаются от изображений других правителей. Перед зрителем некрасивый человек, с кривыми ногами и выпирающим животом. Но ценность этих изображений кроется именно в их исторической достоверности и правдивости.

Для своих скульптур мастера Древнего Египта использовали самый разный материал: дерево, алебастр, базальт, кварцит, известняк. Особенности каждого материала брались в расчет, помогая создавать уникальные, особенные, точные и достоверные изображения в рамках строгих канонов.

Лучшие образцы скульптуры Древнего Египта хранятся в музеях

Стиль скульптуры Древнего царства сложился на основе заупокойного культа с его строгим требованием соблюдения портретного сходства, спокойствия и равновесия поз, фронтальности постановки фигур, величавой торжественности образов.

Статуи устанавливали в специальных нишах, устроенных в погребальных помещениях мастаба, то есть в гробницах знати или в царских заупокойных храмах у стен. Статуи не были рассчитаны на рассматривание их с разных сторон: они прислонены спиной к плоскости стены или блока, служащих для них фоном.

Таким образом, скульптура в значительной степени подчинялась также формам и пропорциям архитектуры - ведущего вида древнеегипетского искусства. Для статуй характерны симметрия, строжайшая уравновешенность правой и левой половины тела. Это правило строго соблюдалось не только при изображении стоящей и сидящей фигуры, но и при передаче ее в других позах. Характерно это было для древнеегипетской скульптуры всех времен.

Египетский художник начинал свою работу обычно с того, что наносил по заранее разграфленной сетке на прямоугольный блок камня (известняка, песчаника, гранита, диорита, алебастра, шифера), из которого он затем высекал статую, рисунок того изображения, которое надлежало получить. Потом он вырубал фигуру, обрабатывая детали, шлифовал и полировал статую. Но и в готовом произведении всегда чувствуются прямоугольные грани каменного блока, из которого оно было «высвобождено» художником.

Общая композиция египетской скульптуры вторит, таким образом, лаконичным плоскостям и объемам архитектуры. У спокойно, прямо стоящей фигуры мужчины левая нога выдвинута вперед, руки или опущены вдоль тела, или же одна из них опирается на посох. Женская фигура обычно стоит с сомкнутыми ногами. Правая рука опущена вдоль тела, левая лежит спереди на талии. В парных супружеских статуях жена ‑ зачастую обнимает одной рукой мужа за талию. У сидящих фигур также фронтальна постановка, тоже близко сдвинуты, а то и сомкнуты колени, ступни ног, и одна, а то и обе руки лежат на коленях.

Каноничные правила требовали никогда не передавать в скульптуре случайные движения и позы. В фигурах фараонов и знатных лиц особенно подчеркивали фи-зическую мощь, силу. Художники обобщали детали, отбрасывая второстепенное, создавали спокойные, бесстрастные лица, могучие, величаво-монументальные тела.

Промежутки между руками и телом, между ногами каменных статуй почти всегда не высечены. Эти части оставшегося камня условно закрашены в так называемые цвета пустоты - черный или белый.

Тела мужских статуй окрашивали красновато-коричневой, а женских - светло-желтой охрой, передавая цвет загорелой кожи. Одежды, которые в Древнем Египте ткали из льна, покрывали белой краской. Волосы - черной. Глаза инкрустировали светлым и темным камнем.

Лучшие произведения скульптуры эпохи Древнего царства, наделенные всеми перечисленными признаками, были выполнены в северной части страны, в придворных мастерских столицы, города Мемфиса.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Искусство древнего египта

Роль погребального культа и заупокойного обряда в сложении основных архитектурных и изобразительных типов древнеегипетского искусства канон в.. египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру.. с самого начала образования классовых отношений искусство стало мощным средством воздействия на сознание народных масс..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Искусство Древнего Египта
Древний Египет располагался на севере-востоке Африки, вдоль течения реки Нил. Жаркий климат, плодородная почва способствовали развитию орошаемого земледелия. Урожаи собирались 2 раза в год, что соз

Додинастический период в египетском искусстве, его значение
Расписная керамика и произведения мелкой пластики. Палетка фараона Нармера. (4 тыс. до н.э.) Следы человеческой деятельности в долине Нила восходят к древнейшим временам.

Искусство Древнего царства
Египет Древнего царства являлся примитивным рабовладельческим обществом, в котором наряду с эксплуатацией рабов существовала и эксплуатация труда свободного земледельческого населен

Египетская архитектура в эпоху Древнего Царства. Заупокойный комплекс фараона Джосера в некрополе Саккары
Мысль зодчих и совершенствование технических приемов шли по линиям наращивания надземной массы здания, однако горизонтальное увеличение последнего в конце концов не могло уже произв

Египетское изобразительное искусство в поздний период Древнего Царства. Особенности египетской архитектуры времени V-VI династий
Иной характер носит оформление усыпальниц фараонов V и VI династий (около 2700 - 2400 гг. до н.э.). Хотя эти усыпальницы и сохраняют все основные элементы гробниц царей IV династии

Египетское изобразительное искусство эпохи Древнего Царства. Развитие типа заупокойной статуи
Статуи составляли неотъемлемую часть гробниц царей и знати. Религиозные представления определили предъявлявшиеся к скульптуре требования. Дошедшие до нас в значительном количестве заупокойные стату

Полихромные рельефы в египетских гробницах времени Древнего Царства
Большое место в искусстве Древнего царства занимали рельефы и росписи, покрывавшие стены гробниц и храмов, причем и здесь были выработаны основные принципы всего дальнейшего развит

Египетская архитектура в эпоху Среднего Царства (21 в. - начало 19 в. до н.э.). Заупокойный комплекс Ментухотепа II в Деир-эль-Бахари
Частые грабительские войны, которые вели фараоны Древнего царства, так же как и производившиеся ими гигантские строительные работы, подорвали экономическую мощь Египта и привели к ослаблению царско

Египетская монументальная живопись в эпоху Древнего и Среднего Царства. Гробница Хнум-Хотепа II в Бени-Хасане
Особенно больших успехов достигли художники номов среднего Египта в изображении животных, где они также были меньше стеснены каноном. В знаменитых росписях со сценой охоты дикой кошки среди

Искусство первой половины Нового царства
Рост имущественного неравенства и общественных противоречий привел в 18 в. до н.э. к новому ослаблению центральной власти и крупным социальным волнениям. Последовавшее длительное завоевание

Террасный заупокойный храм царицы Хатшепсут у скал Деир-эль-Бахари
Царицы Хатшепсут (конец 16 в. до н.э.) построила свой храм у скал Деир-Эль-Бахри около Фив, рядом с храмом царей XI династии Ментухотепов, родоначальников фараонов-фиванцев, желая


Декоративность, которая все больше развивалась в искусстве ХVIII династии и ко времени Аменхотепа III стала одной из главных особенностей стиля этого периода. Примером такого развития было оформлен


С середины периода XVIII династии в развитии фиванского искусства наметилось наступление нового этапа, который, начавшись в годы правления Тутмоса IV, достиг высшего расцвета при Аменхотепе III, по


Аналогичными путями шло развитие стиля и в фиванской стенной живописи и рельефе. Фиванские храмы и гробницы XVIII династии сохранили большое количество рельефов и р

Ранне- и зрелоамарнский стили
Искусство времени Эхнатона и его преемников (конец 15 - начало 14 в. до н.э.) Следствием завоевательных войн царей XVIII династии был рост богатств знати и тесно связанног


Расцвету искусства Ахетатона внезапно был положен конец. Реформы Эхнатона не могли прочно закрепиться, так как рядовые свободные не получили никаких существенных преимуществ, и вскоре после

Искусство второй половины Нового царства
Время правления XIX династии было для Египта годами нового политического» и экономического подъема. Походы Сети I и Рамсеса II вернули часть азиатских владений, был заключен союз с хеттами,

Скульптурный египетский портрет во времена 25-26 династий, произведения мелкой пластики
Войны, которые вели фараоны Нового царства, помогая обогащению царей, храмов и верхушки рабовладельцев, истощали Египет и задерживали развитие его производительных сил. В течение первого тыс. до н.

Памятники совершенно другого порядка, с явным интересом к передаче конкретной действительности, с острой реалистической характеристикой образа
Саисское искусство имело существенное значение для последующего развития египетского искусства, которое еще далеко не исчерпало себя. Несмотря на тяжелые последствия персидского завоевания

Изображается в виде мужчины с головой черного шакала. Изображался в виде человека с головой сокола и символами власти в руках. Изображали его в виде уродца – карлика с кривыми ногами широким бородатым лицом одетого в львиную шкуру. Изображался в виде человека с головой лягушки или мужчины синего цвета.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный архитектурно-строительный университет»

Кафедра теории и истории архитектуры

Реферат

по истории на тему:

Древнеегипетский канон в изображении богов и человека.

Томск

2014 г.

Введени 3

Канон в изображении человека 5

Додинастический период и раннее царство 5

Древнее царства (3200 - 2400 гг. до н.э.) 6

Среднее царство (21 в. — начало 19 в. до н.э.) 9

Новое царство (16 - 15 вв. до н.э.) 11

Канон в изображении богов 14

Зооморфные божества. 14

Антропоморфные божества 19

Заключение 24

Список литературы 25

Введение

Древний Египет – одна из величайших цивилизаций прошлого. Изучение наследия этой удивительной страны началось около трехсот лет назад. С тех пор появилось целое направление в науке – «египтология». Но египетская история по-прежнему хранит множество тайн.

Само население называло свою страну kmt (Кемет) или Та-кемет, на русском это означает «черная земля», в честь плодородной черной земли, столь ценимой египтянами.

Древний Египет находился в долине реки Нил до первого порога и в дельте Нила, образованной несколькими руслами, впадающими в Средиземное море. На первых этапах своего развития страна оказалась изолирована. Раскаленные пески ограничивали долину от Красного моря, заболоченная дельта мешала выходу в Средиземное, а труднопроходимые пороги отделяли с Юга. Эта замкнутость, в какой – то мере способствовала самобытному и уникальному развитию культуры Египта.

Единственным источников влаги для местных жителей служил Нил. Сельскохозяйственный цикл полностью зависел от разлива реки. Такое положение стало толчком к созданию и развитию ирригационной системы, а наносной ил служил отличным удобрениям и не позволял почве истощаться.

Нильская долина имела богатый природный и растительный мир. На землях, орошаемых ирригацией выращивали ячмень и полбу, лен и кунжут. В заводях разрастались лотос и папирус. Долина в изобилии давала финики и кокосы, древовидная акация стала основным строительным материалом. Жители возделывали виноградники и обширные фруктовые сады.

В Ниле в огромном количестве водилась рыба, ставшая основой рациона питания, а прибрежные заросли изобиловали разнообразной птицей. Травянистая долина дала возможность развиться скотоводству. В пустыне обитали львы, гепарды, страусы, змеи, шакалы, многие из который почитались как божества.

Окружающие области имели богатые залежи всех необходимых полезных ископаемых: гранит, базальт, алебастр, известняк, шифер, залежи медной руды.

Древни египтяне были невысокого роста, крепкого телосложения, коротко стригли волосы и брили бороды. Лицо немного вытянуто, скуластое с пухлыми губами. Жаркий климат позволял обходиться минимумом одежды. Обычные работники обходились одним передником. Знать носила юбку до колен и рубаху с коротким рукавом, женщины предпочитали длинные платья с одной или двумя лямками.

Земную жизнь жители этой уникальной страны считали лишь этапом на пути к вечной жизни в мире загробном. Колоссальные пирамиду, устремленные в небеса, помпезный и детально разработанный обряд захоронения, огромное количество погребального инвентаря – все это говорит о скором воскрешении и дальнейшей счастливой жизни.

Задачей художника было не запечатление момента жизни, а напротив, создание и оживление образа, внесение в него магического смысла. Сакральное изображение служило мостом между мирами, помогающим пройти сложный путь перерождения.

Именно здесь и нигде больше, не могла зародиться столь уникальная и самобытная культура. Именно здесь сложились уникальные каноны изобразительно искусства, сохраняющие отличительные черты на протяжении всей истории Египта.

Канон в изображении человека

Древние папирусные тексты и надписи на стенах хранят упоминания о специальных трактатах, в которых содержались правила строительства храмов и создания художественных произведений. По легенде, величайшие матера получили эти трактаты от самих богов и передавали их от поколения к поколению. Таким образом, каноны были не просто правилами, а своеобразным сводом законов данным богами. Их нарушение подобно святотатству. Однако, ни один из этих сводов до сих пор не найден.

Додинастический период и раннее царство

Первые изображения людей в росписях на керамике и примитивных статуэтках передают лишь общие черты человека, выделяя только существенные черты. Однако, уже на начальном этапе можно проследить основы зарождения канонов. Так еще на древнейших росписях художник поворачивает разные части тела, но ступни ног неизменно изображаются в профиль.

Подобные изображения писались не с натуры, а по памяти, основной задачей была не реалистичность, а передача сюжета: движение рук в замахе, ноги в беге или в танце.

Искусство в Египте со временем все больше носит культово-официальный характер, что и приводит к появлению более жестких канонов.

Плита Фараона Нармера является первым памятником, в котом уже четко прослеживаются сложившиеся правила. Как и прежде, с разных точек зрения показано изображение частей тела, социальный статус нарисованных фигур показан с помощью разницы в размере, так фараон в два раза выше вельмож и в три раза превосходит рядовых воинов. Новым веянием здесь является более правильное начертание пропорций, прорисовка деталей – видны мускулы, социальный статус дополнительно выделен с помощью одежды и атрибутов власти, таких, как корона.

Однако отступая от канона, нарисованы два человека, держащие мистических зверей на поводке. Характерно, что отступая от правил, нарисованы простолюдины, здесь и далее в истории египетского искусства такое возможно только при начертании людей низших сословии, в то время, как царей и вельмож изображали строго соблюдая канон.

Древнее царства (3200 - 2400 гг. до н.э.)

Скульптура.

Особый пласт скульптурного искусства представляют собой заупокойные статуи царей и знати.

Несмотря на четкое портретное сходство, все они выполнены в едином стилистическом решении. Основные позы:

  • Стоя,
  • Сидя на кубообразном троне
  • Синя на земле с поджатыми скрещенными ногами.

Голова всегда расположена прямо, взгляд устремлен на горизонт. Стоящие фигуры словно делают шаг вперед левой ногой, руки напряжены и расположены строго вдоль тела. У сидячих статуй руки на коленях.

В целом, все статуи однотипны и повторяю одни и те же позы. Окраска тоже не имеет особых различий. Мужчины окрашены в красно–коричневый цвет, женщины – в желтый, у всех белые одеяния и черные волосы. Материалом для изготовления скульптур служил известняк или дерево.

Важной чертой египетского искусства является геометричность. В этом аспекте интересно рассмотреть статуи писцов. Композиция этих изваяний позволяет вписать их в треугольник, подобный треугольнику пирамид.

Совсем иначе исполнялись статуэтки слуг и рабов, которые должны были обслуживать господина и в загробной жизни. Здесь мы можем наблюдать большое разнообразие: это и труженики сельского хозяйства, повара, носильщики, гребцы. Их изображения выполнялись без использования жестких канонов и давали египетским мастерам простор для творчества. Для изготовления этих статуэток так же использовался камень и дерево, но они были гораздо красочнее помпезных вельмож.

Рельефы и росписи

Уже в эпоху древнего царства сложились основные правила в написании росписей и рельефов. Сложились основы композиционных решений стен в целом, эпизодов и групп. В древнем Египте были уже известны обе техники рельефа, и обычный барельеф, когда фигура выступает над фоном, и свойственный только в этом регионе особый горельеф, в котором фигуры врезаны внутрь, при этом, фоновая поверхность остается не тронутой.

Так же было выработано два вида росписи:

  1. Темперой по сухой поверхности,
  2. Специально сделанной пастой, в этом случае пастой заполнялись заранее сделанные углубления.

Египетские мастера использовали натуральные краски изготовленные из минералов. Основным содержанием рельефов и росписей в заупокойных храмах царей и гробницах вельмож было прославление его деяний и изображения для блаженства.

Художник измерял пропорции рисунка с помощью сетки. Пример такой схемы был найден на обломке известняковой питы. Не ней изображены иероглифы и профильные изображения мужчин.

Центральное место в рельефах и росписях везде занимает фигура царя или вельможи, их изображения отличаются следующими признаками:

  • Главная фигура намного больше всех остальных;
  • Абсолютно спокойна и неподвижна, в отличие от других действующих лиц сюжета;
  • В руках непременно находится атрибут власти – жезл.

В остальном сохраняются каноны, которые были свойственны еще плите Нармера, созданной в эпоху раннего царства.

В более свободной форме, как и скульптурные изображения, показаны простые жители. Здесь художникам уже есть, где развернуться. Сохранилось множество сюжетных изображений сельскохозяйственных работ, ловли рыбы, песни и танцы музыкантов.

Наряду с некоторой свободой, определенные принципы работы все же сохранялись. Так сохраняется схематическая структура композиции, а род деятельности изображенного мы можем угадать только по определенным атрибутам в руках и поворотам головы и рук.

Условность и постоянство приемов поддерживалось верой в магическую силу изображений, считалось, что они могут влиять на настоящий мир, и поэтому, враги непременно изображались поверженными, а звери пронзенные копьями и стрелами.

Среднее царство (21 в. — начало 19 в. до н.э.)

Скульптура.

Заупокойные статуи фараонов начала среднего царства выполнены подражание канонам, сложившимися в предыдущую эпоху. Та же застывшая поза и монументальность фигуры стараются продолжить создавшийся образ бога – царя. Но изображение уже менее персонифицированно и является лишь жалкой тенью былого величия. В этих изображениях нарушаются правильные пропорции тела, фигуры становятся либо слишком приземистыми, либо вытянутыми. В период распада совершенно исчезают изображения фараонов из росписей и рельефов.

Ко времени правления XII династии меняется трактовка скульптур фараона. Человеческое начало выходит на первый план, отодвигая божественность его происхождения. Появляются новые приемы стиля:

  • Объемное моделирование поверхностей,
  • Усиление детализации лица,
  • Использование светотеней пространства.

Цари этой эпохи уже не имели такой мощной деспотической власти, как в древнем царстве. Отсюда и смещение в изображении в сторону человеческого. Исчезает гармонический покой божественного в выражении и лица и появляется все больше индивидуальных черт.

С ослаблением царской власти выделяются местные номовые художественные школы. Номархи стремились подражать царским гробницам, и в то же время видоизменяли каноны. Именно на окраинах появился новый тип заупокойных статуй – фигуры заключенные в каменный блок – так называемая кубообразная композиция.

Рельеф и роспись

Техника выполнения росписи сохранилась с прежних эпох. Мастер делал предварительный эскиз, который затем переносил на стену сохраняя масштаб с помощью сетки квадратов. Однако усложняются приемы рисования

  • Фон тонально связывается с композицией,
  • Контур становится тоньше или вовсе отсутствует,
  • Прорисовка становится подробнее и тоньше.

С помощью примеси белил и смешиванию красок значительно расширяется цветовая палитра. Появляется нежно - голубой, светло - зеленый, желтый.

При раскрашивании человеческих фигур мастера придерживаются традиционной манеры. Пересечение фигур создает впечатление многоплановости изображения.

Меняются каноны в изображении знати. Если раньше номархи подражали монументальности фараонов, то теперь их фигуры становятся более динамичными, они не стоят в зафиксированной позе, а принимают активное участие в развитии сюжета.

Новое царство (16 - 15 вв. до н.э.)

Скульптура

В эту эпоху начинается строительство монументальных храмов, что повлекло за собой развитие скульптурного мастерства. Скульптура выходит за рамки заупокойного культа, теперь статуи устанавливаются в открытых дворах и по своей структуре рассчитаны на восприятие издалека. В период нового царства заканчивается оформление двух основных направлений: официальное искусство при дворе царя и частное искусство в регионах.

В официальном направление продолжается развитие

канонического изображения. Усиливается портретность изображения, однако условность изображения по-прежнему сохраняется. Частные портреты вельмож более реалистичны, детальнее проработана мимика.

Изменения в монументальной скульптуре происходят в период правления Аменхотепа IV . Связаны эти перемены с тем, что образ царя перестает обожествляться. Следование прежним канонам сохраняется в позе. Наряду с портретным изображением лица, более детально и реалистично начинают изображать и тело фараона.

Начиная со скульптуры Аменхотепа IV , утверждается новый канон в изображении фараонов. Выделяются характерные черты лица:

  • Удлиненная черепная коробка;
  • Тяжелая нижняя челюсть;
  • Узкий разрез глаз, поставленных наискось к переносице;

Меланхоличность выражению лица придают полуопущенные тяжелые веки.

Основными чертами при изображении тела становятся:

  • Чрезмерно длинная шея,
  • Округлые бедра,
  • Выступающий круглый живот,
  • Тонкие руки и ноги.

Активное развитие получает скульптура малых форм. В отличии от предыдущих периодов, они становятся более изысканными. Плечи и бедра становятся уже, формы более округлые, туловище вытягивается, и фигура приобретает стройность и изящество.

Рельеф и роспись

Рельефы гробниц в Фивах отличаются большей живописностью, фигуры становятся мягче и пластичнее. Появляются новые композиционные решения. Если раньше чаще встречался четкий ритм, то теперь фигуры свободно пересекаются в танце, появляется большое разнообразие поз.

В период Аменхотепа IV меняется изображение царя. В целом оно соответствует новым скульптурным канонам. Если раньше фараона изображали только как застывшею центральную фигуру в строгой позе, то теперь, фараон часто находится в движении. Кроме того, он часто изображается в круги семьи, с женой и детьми.

Канон в изображении богов

Расцвет религиозного и жреческого культа приходится на эпохи среднего и нового царства, именно тогда были построены грандиозные храмы, украшенный многочисленными статуями, росписями и рельефами с изображениями богов. Первоначально культовая столица находилась в Мемфисе, но позднее была перенесена в Фивы (современный Луксор), где гробницы и храмы стали высекаться прямо в скальных пародах. Строились грандиозные храмы и храмовые комплексы для поклонения богам египетского пантеона.

Условно изображения божеств можно разделить на антропоморфных и зооморфных. Отдельно стоят некоторые божества, имеющие только символ, но не имеющие прямого воплощения.

Зооморфные божества.

Акер.

Покровитель мертвых, страж ворот в потусторонний мир, защитник людей и помощник Ра в борьбе с Апопом. Два льва или сфинкса смотрящие в разные стороны на восток и запад, между ними знаки солнца и горизонта.

Анубис

Сын Осириса и Нефтиды, брат бога Баты, отец Кебхут. Бог - покровитель смерти, защитник умерших и их некрополей. Один из судей царства мертвых, создатель ядов и лекарств. Изображается в виде мужчины с головой черного шакала. Его атрибуты: жезл, анкх и пальмовый лист.

Апоп

Олицетворение зла и всего негативного, извечный противник бога Ра, который борется с ним в подземном мире каждую ночь. Изображается в образе огромной змеи. Сохранилось множество изображений сцен борьбы Апопа с Ра.

Аш

Местное божество, покровитель Аравийской пустыни. Изображался в виде человека с головой сокола и символами власти в руках.

Бастед

Женское божество любви, красоты и домашнего очага, а так же, радости. Дочь Ра и Хатор, жена Беса, мать Маахеса. Изображалась с головой кошки или львицы.

Бес

В древнем Египте ему поклонялись простолюдины. Бог танцев и пиров. Изображали его в виде уродца – карлика с кривыми ногами, широким бородатым лицом, одетого в львиную шкуру. Считался покровителем и защитником семьи, поэтому его статуэтки были почти в каждом доме.

Монту

Бог войны. Изображался с головой сокола, увенчанный короной с солнечным диском и двумя перьями.

Нун

Бог-демиург, отождествляется с водной стихией, член гермопольской девятки. Изображался в виде человека с головой лягушки или мужчины синего цвета.

Ра

Бог солнца, создатель всех богов и людей. В эпоху среднего царства считалось, что царское семейство ведет род напрямую от него. Изображался с головой сокола увенчанной солнечным диском, который обвивает змея.

Рененет

Богиня - покровительница детей. Давала детям имена, оберегала от несчастий и предопределяла судьбы. Изображали ее в виде змеи с женским лицом.

Себек

Бог пресных вод: рек и озер, и связанного с ними в Египте плодородия. изображавшийся в облике крокодила или человека с головой крокодила, на голове козлиные рога с солнечным диском и двумя перьями. Большое количество крокодилов в реке было символом плодородного урожая. Тем не менее, Себек считался жестоким богом, чтобы его умилостивить нужные обильные жертвы.

Селкет (Серкет)

Богиня, покровительница мертвых, изображающаяся до торса в виде человека, ниже тело скорпиона, или в виде женщины со скорпионом на голове. Она помогала своему отцу богу Ра истреблять врагов. Была благосклонна к людям, помогала воинам залечивать раны.

Сет

Повелитель бурь и владыка пустыни. Хотел захватить власть, но остальные боги этого не допустили. Сет изображается с головой трубкозуба, с длинными ушами, красными глазами и гривой.

Маат

Дочь Ра, богиня истины и справедливости, устанавливает нормы этики. Маат наблюдает за тем, чтобы люди вели себя правильно в отношениях друг с другом и с богами. Изображалась крылатой или с со страусиным пером на голове.

Меритсегер

Местная богиня Фив. Праведникам она помогала, а грешников наказывала своим ядовитым укусом. Изображавшаяся в виде змеи с головой женщины или женщины с головой змеи.

Сехмет

Богиня плоящего солнца и войны. Покровительница медицины и волшебства. супруга Птаха, мать Нефертума. Защитница фараонов. Изображалась в виде женщины с головой львицы. Голову венчала корона из солнечного диска, обвитого змеей.

Тефнут

Богиня влаги, росы дождя и плодородия. Она – первое творение бога Ра. Изображалась в виде женщины с головой кошки, на голове солнечный диск со змеей. Первоначальные изображения с кожей зеленого цвета.

Тот

Лунное божество, владыка мудрости и магии, покровитель красноречия, по легенде, именно он изобрел письменность. Изображался с головой ибиса и палеткой писца. Помогает Осирису вершить суд в загробном мире, записывает показания весов, на которых взвешивалась душа умершего.

Хнум

Создал людей на гончарном круге, покровитель гончарного мастерства. Жизнь в тела людей вдохнула жена Хнума, Хегет. Согласно некоторым мифам, он же сотворил также богов. Его изображают с головой барана.

Хор (Гор)

Сын Осириса и Исиды. Бог неба и солнца в ранний период истории Древнего Египта фараон считался земным воплощением бога Хора. Изображался с головой сокола с высокой короной на голове.

Антропоморфные божества

Амон - Ра

В Фивах (Верхний Египет) Амон был местным богом ветра. После объединения Египта культ Амона постепенно набрал силу и слился с культом Ра. После чего Амон-Ра стал верховным богом Египта. Изображался в виде мужчины. Голова увенчана короной с двумя золотыми перьями или солнечным диском.

Анукет

Покровительница первого порога Нила и его разливов. Изображается в виде женщины с тиарой из папируса на голове.

Атум

Бог заходящего солнца, считается прародителем гермопольской восьмерки. Изображается в виде человека преклонного возраста в одежде фараона и двойной короне, как символа верхнего и нижнего Египта.

Геб

Один из девяти богов Гермополя, покровитель земли. Изображался в виде старца с бородой в кроне объединенного Египта или с уткой на голове. Встречаются изображения где он распростерт во всю длину, на него опирается Нут которую поднимает Шу.

Исида

Богиня судьбы и любви, оберегает младенцев и мертвых, помогает женщинам при родах. От Осириса родила сына Гора. Часто изображается с маленьким Гором на руках. На голове убор в виде трона.

Месхент

Встречает человека появляющегося на свет, покровительница родов, помогает женщина терпеть муки рождения. Изображается в виде молодой женщины в головном уборе из разноцветных перьев.

Мин

Бог мужской силы, Во время праздника в его честь ставили священный столб, участники ритуала должны были на него вскарабкаться. Изображается с фаллосом во время эрекции, в одной руке плеть, другая поднята вверх, на голове корона с двумя перьями.

Мут

Богиня мать, покровительница материнства и царица неба. Имела двух сыновей: родного - Хонсу, и приемного – Монту. Изображалась в виде женщины с короной и грифом на голове.

Нефтида

Младшая из детей Геба и Нут, родилась в последний день года. Богиня смерти, врачевания, возбуждения и сексуальности. Изображалась в виде женщины со своим иероглифом на голове – дом на верху со строительной корзиной.

Нейт

Богиня рукоделия, охоты и войны. По легенде именно она соткала мир. Охраняет мумию до ее захоронения. Изображается в короне, одетая в красное, в руках держит лук и стрелы.

Нефертум

Является олицетворением перволотоса. Изображается в виде младенца в цветке лотоса или бородатого мужчины с кривым мечом в руке и цветком лотоса на голове.

Осирис

бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии и судит души умерших людей. Изображался в виде завернутой мумии с зелёным лицом, кисти рук свободны, в них символы царской власти хекет и нехеху (скипетр и цеп).

Птах

Бог ремесла и искусства, истины и справедливости. Птах изображался в виде мужчины с бород в одеянии, плотно облегающем и закрывающем его, кроме кистей рук, держащих посох «уас». Характерным является синяя голова.

Сешат

Богиня письма. Считалась дочерью или сестрой бога мудрости Тота. Священным животным Сешат считалася леопард, поэтому она изображалась в шкуре этого животного, накинутой поверх рубашки. Над головой семиконечная звезда, в одной руке инструмент для письма, в другой фонарь.

Хатор

Богиня любви и плодородия. Ее изображали либо в облике коровы, либо в виде женщины, чью голову венчает солнечный диск между коровьими рогами. Один из мифов повествует о том, как Ра послал Хатор уничтожить человечество, и тогда эта богиня превратилась в Сехмет, богиню войны и разрушения.

Хонсу

Сын Амона-Ра и Мут, олицетворение луны. Хонсу наделяет фараона властью и могуществом. Его изображают в облике прекрасного сильного юноши с бородой, волосы заплетены в косу, а увенчана лунным серпом.

Атон

Не является антропоморфным божеством. Единой бог солнца, попытка ввести в Египте монотеизм. Изображался в виде солнца с лучами, на концах лучей – ладошки и знак анкх.

Заключение

Египетское искусство было создано одним из древнейших цивилизованных народов. Он было самым развитым среди народов древнего востока. По сравнению с первобытным искусством был сделан большой шаг вперед. Впервые появилось реалистичное изображение человека. Был изобретен уникальный способ наглядного рассказа.

Самая характерная особенность египетского искусства: длительное следование принятым в древности образцам. Связанно это с тем, что искусство имело сакральный характер. Нарисованные образы считались живыми воплощениями богов и людей.

Однако, не следует считать, что египетское искусство было полностью сковано канонами и никак не развивалось. Развитие шло как внутри канона, так и вне него. Определенная свобода творчества позволялась в изображении простолюдинов и низших божков.

Развитие канона большей частью происходило толчками, и опять же было связано с изменениями культа по личной воле фараона.

Рисунки Древнего Египта – как вечные египетские пирамиды, имеют ясные и строгие линии, олицетворяющие незыблемость и космическую вечность мироздания. Даже маленькие статуэтки египетских служанок имеют изящно-строгую линию контура с намеком на монументальность.

Каждый культурный период создаёт собственное свое искусство, которое не может повториться однозначно, но может преображаться в культурном пространстве времени

Список литературы

  1. Афанасьева В. К. «Малая история искусств. Искусство Древнего Востока» М.: 1976
  2. Колтыпин А. В. «Боги и демоны древнего Египта и Шумера». М.: 2014.
  3. Кростовцев М. «Религия древнего Египта». М.: 1976.
  4. Матье М. Э. «Искусство Древнего Египта». М.: 1970.
  5. Османкина Г. Ю. «Канон изобразительного искусства древний египтян как синехология культуры» // Омский научный вестник №4 2009.
  6. Померанцева Н. «Размышляя о древнеегипетском каноне» // Урания № 1 1997.
  7. Хаген Р. «Искусство древнего Египта». М.: 2009.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

5627. Православная икона. язык иконы, канон и стиль 2.54 MB
Учитывая всё возрастающий интерес к православному искусству, в особенности к иконописи, возникает необходимость передачи знаний следующим поколениям, причём именно классических, чтобы в дальнейшем иконопись продолжила своё существование и развитие, сохраняя своё духовное наследие.
21761. Общий пантеон богов древней Мессопотамии. Боги древнего Шумера 24.7 KB
Древняя религия народов Месопотамии, несмотря на собственный консерватизм, постепенно, в ходе общественного развития, претерпевала изменения, отражаюшие в себе и политические, и социально-экономические процессы, происходящие на территории Месопотамии.
9966. Использование имитационной модели нейронной сети для оценки ее эффективности при поиске заданного объекта на изображении 926.18 KB
Разработать программный пакет, выполняющий поиск заданного фрагмента на изображении. Оценить эффективность использования имитационной модели нейронной сети в задачах распознавания образов.
10246. Анатомия и физиология человека: структура тела человека, жизнедеятельность организма и ее регуляция 120.93 KB
Нервная ткань нейроны нейроглия. Сердечная мышечная ткань устроена как поперечнополосатая работает как гладкая соединительная ткань. Гладкая мышечная ткань эпителий жидкая соединительная ткань – кровь. Гладкая мышечная ткань хрящ мерцательный эпителий плотная соединительная ткань.
2413. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 16.73 KB
Особенности конституционных прав и свобод: Конституционные права и свободы а также обязанности возникают непосредственно на основе Конституции а не на основе конкретных правоотношений. Данные права свободы и обязанности реализуются через правоотношения регулируемые другими отраслями права. По времени своего формирования: а права и свободы первого поколения – были сформулированы в процессе буржуазных революций...
623. Физиологическое воздействие электрического тока на организм человека и его последствия. Сопротивление организма человека прохождению электрического тока 10.95 KB
Сопротивление организма человека прохождению электрического тока. Проходя через тело ток действует двояко: вопервых встречая сопротивление тканей он превращается в тепло которое тем больше чем больше сопротивление. Наиболее велико сопротивление кожи вследствие чего возникают её ожоги от незначительных местных изменений до тяжёлых ожогов вплоть до обугливания отдельных участков тела; вовторых ток приводит мышцы в частности дыхательные и сердечные в состояние длительного сокращения что может вызвать остановку...
7931. Происхождение человека 12.15 KB
Отличия человека. У человека есть вторая сигнальная система – общение с помощью слов. Все вышеперечисленное стало теми путями по которым пошло обособление человека от природы.
19225. В чем польза человека 7.77 KB
Польза человека есть во всем по не многу что нас окружает. Человек – это то единственное что может продвигать мир своими действиями. Люди сжигают книги думая что этим приносят пользу. Ведь каждый писатель то есть каждый человек излагал свои мысли в книге а некоторые может даже за всю жизнь не смогли передать всего что хотели донести до общества.
19447. Экология эволюции человека 22.43 KB
Начнем с места человека как биологического вида среди других живых организмов. Данные ДНК-гибридизации показывают что уровень гомологии ДНК человека составляет с ДНК макак 66 с ДНК гиббонов 76 с ДНК гориллы 96 с ДНК шимпанзе 99. Рассмотрение эволюции человека обычно начинают с сопоставления основных биологических особенностей вида Homo Spience и видов близких ему приматов как современных так и исчезнувших.
7120. Понятие о потребностях человека 182.54 KB
Второй этап сестринского процесса сестринская диагностика начинается с анализа полученных при обследовании данных и выявления проблем пациента трудностей препятствующих ему достигать оптимального состояния здоровья в любой сложившейся ситуации включая состояние болезни и процесс умирания. Эти затруднения касаются прежде всего удовлетворения основных жизненно важных потребностей пациента. В уходе за пациентом медсестра должна ежедневно выявлять проблемы пациента и способствовать их ликвидации. играть учиться работать Модель...

Контрольная работа для 10 класса

по теме «Художественная культура Древнего Египта»

    Перечислите основные периоды истории художественной культуры Древнего Египта.

(V- IV вв. до н.э.- додинастический период;

ХХХ – ХХVIII вв. до н.э. – раннее царство;

ХХVIII- ХХIII вв. до н.э. – древнее царство;

ХХI – ХVIII вв. до н.э. – среднее царство;

ХVI – ХI вв. до н.э. – новое царство;

ХI – 332 г. до н.э. – позднее время)

    Расскажите о верованиях египтян.

(испытывали чувство родства с живыми существами, населяющими землю. В мифологии сохранились поверья о происхождении человека от животного. Многоликость богов. Существовал ряд животных, птиц, насекомых, змей, которых обожествляли. В основе религии лежит мдея о вечной жизни человека).

    Бог Солнца –

а) Осирис;

б) Зевс;

в) Геракл;

г) Ра (г)

    Мумификация человеческого тела совершалась для того,

а) чтобы после смерти душа умершего человека смогла найти своё тело;

в) передать в музей восковых фигур (а)

    Первым восстал против многобожия и магии жрецов, утвердил культ единого Бога Солнца и провозгласил равенство перед ним всех племён и народов –

а) фараон Нармер;

б) фараон Аменхотеп IV – Эхнатон;

в) фараон Тутанхамон (б)

    Расскажите об особенности постройки пирамиды Джосера, назовите архитекторва проекта.

(архитектор Имхотеп, жрец, врач. Возводились в 3 этапа: первый 0 построена большая мастаба; второй – четырёхступенчатая пирамида;

2 -

третий – восточный фасад мастабы был доведён до шести ступеней; высота – более 60 метров)

    Мастаба – это

а) маленькая пирамида для вельмож;

б) прямоугольной формы усыпальница, по форме напоминавшая

скамью;

в) южная окраина Мемфиса (б)

    Самое большое сооружение, когда – либо построенное из камня:

а) пирамида Хеопса;

б) пирамида Осириса;

в) пирамида Хефрена (а)

    Расскажите, что вы знаете о «Книге мёртвых»?

(подробно описывается загробное странствование в загробный суд. В 125-й главе содержится текст оправдательной речи. Имеется специальное обращение к сердцу).

    Расскажите, что вы знаете о «Текстах пирамид»?

(писались зелёной краской – цвет жизни на стенах усыпальниц. Подробно описывалась счастливая жизнь владыки, вступающего в круг богов, попадающего в рай).

    Сфинкс – это

а) сакральный образ Хефрена в виде льва с головой фараона;

б) образ богини с человеческой головой и телом змеи;

в) памятник Хелопсу в виде мраморной скульптуры (а)

    Какие канонические установки сложились в египетской скульптуре. Приведите примеры.

(стоящие или сидящие люди в величавых позах с выдвинутой вперёд левой ногой с прижатыми к торсу или сложенными на груди руками. Сходство с оригиналом. В глазницы вставляли кусочки алебастра и помещали драгоценный камень вместо зрачка. Например, принц Рахотеп и его жена; писец Каи).

    По канону египетского изобразительного искусства художники изображали человеческую фигуру на плоскости:

а) только в профиль;

б) только в фас;

в) поворачивали одновременно в фас и профиль (а)

3 -

    Расскажите о театре и музыке Древнего Египта.

(в городах разыгрывались мистерии. Большой популярностью пользовались действа, посвящённые Богу Осирису, его жизни, смерти, воскрешению. Добро побеждало зло – главная идея мистерии. Актёрами выступали жрецы).

    Назовите музыкальные инструменты, которыми пользовались египтяне.

(лютня, барабан, шумовые инструменты)

    Капитель – это

а) лепное украшение на стене здания;

б) изображение действий фараона при жизни на стенах гробниц;

в) венчающая часть колонны или столба (в)

    По мнению древних египтян, у человека имелось три души:

первая душа - … (имеет облик человека, от тела которого она отделилась);

вторая душа - … (представлялась в виде птицы с лицом человека);

третья душа - … (в виде солнечного луча)

4 –

АННОТАЦИЯ

Данная контрольная работа может быть проведена в 10 классе с целью проверки усвоения материала после изучения раздела «Художественная культура Древнего Египта» по программе Л.Рапацкой.

При необходимости задания могут быть разделены на два варианта.

Контрольная работа выполняется весь урок (45 минут).

С самого начала египетской культуры живопись играла роль главного декоративного искусства. Живопись Древнего Египта неспешно развивалась в течение тысячелетий. Чего достигли египтяне за это время?

Основой для живописи чаще всего служили стены с барельефами. Краски наносились на оштукатуренные стены. Размещение росписей подчинялось строгим нормам, которые диктовали жрецы. Неукоснительно соблюдались такие принципы, как правильность геометрических форм и созерцание природы. Живопись Древнего Египта всегда сопровождалась иероглифами, поясняющими смысл изображаемого.

Пространство и композиция. В египетской живописи все элементы композиции выглядят плоскими. Когда требуется представить фигуры вглубь, художники накладывают их друг на друга. Рисунки распределяются горизонтальными полосами, которые разделены линиями. Самые важные сцены всегда располагаются в центре.

Изображение человеческой фигуры. Египетские рисунки людей в одинаковой степени включают черты в фас и в профиль. Для соблюдения пропорции художники чертили на стене сетку. Более древние образцы состоят из 18 квадратов (4 локтя), в то время как более новые насчитывают 21 квадрат. Женщины изображались с бледно-желтой или розовой кожей. Для создания мужского образа применялся коричневый или темно-красный цвет. Людей было принято изображать в расцвете лет.

для соблюдения пропорций художники использовали сетку

Египетской живописи свойственен так называемый «иерархический» взгляд. К примеру, чем выше социальный статус изображаемого человека, тем больше размер фигуры. Поэтому в сценах битвы фараон нередко выглядит гигантом. Изображения людей можно разделить по архетипам: фараон, писец, ремесленник и т.д. Фигуры низших социальных слоев всегда более реалистичны и динамичны.

Применение цвета. Художники следовали заранее установленной программе, а значит каждый цвет имел определенную символику. Считается, что истоки значения цветов египетской живописи были в созерцании цветовых переливов Нила. Выделим значение главных цветов, использовавшихся художниками:

  • голубой – обещание новой жизни;
  • зеленый – выражение жизненных надежд, возрождения и молодости;
  • красный – символ зла и бесплодной земли;
  • белый – признак победы и радости;
  • черный – символ смерти и возвращения к жизни в потустороннем мире;
  • желтый – выражение вечности и нетленной божественной плоти.

Тон фона зависит от эпохи. Для Древнего Царства характерен серый фон, а для Нового Царства – бледно-желтый.

Живопись Древнего царства

Древнее Царство охватывает период с 27 по 22 века до н.э. Именно тогда происходило строительство Великих пирамид. В это время барельеф и живопись ещё не различались между собою. Оба средства выражения использовались для украшения гробниц фараонов, членов царской семьи и должностных особ. Во времена Древнего царства формируется единообразный для всей страны стиль живописи.

Особенности

Первые настенные росписи отличаются достаточно узкой цветовой гаммой, в основном это черные, коричневые, белые, красные и зеленые оттенки. Изображение людей подчинено жесткому канону, строгость которого тем выше, чем выше статус изображаемого. Динамизм и экспрессия свойственны фигурам, изображающих второстепенных персонажей.

В основном изображались сцены из жизни богов и фараонов. Красочные фрески и рельефы воссоздают обстановку, которая должна окружать покойника, в каком бы мире он не находился. Живопись достигает высокой филигранности, как в изображениях персонажей, так и в силуэтах иероглифов.

Пример

Одним из самых значительных памятников Древнего царства считаются скульптуры царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (27 в. до н. э.). Мужская фигура окрашена в кирпично-красный цвет, а женская - в желтый. Волосы фигур черные, а одежды белые. Полутона отсутствуют.

Живопись Среднего царства

Речь пойдет о периоде, который продолжался с 22 по 18 век до н.э. На протяжении этой эпохи в настенной живописи проявляется структура и упорядоченность, отсутствовавшие в эпоху Древнего Царства. Особое место занимает расписанный многоцветный рельеф.

Особенности

В пещерных гробницах можно увидеть сложные сцены, отличающиеся большим динамизмом, чем в предыдущие эпохи. Дополнительное внимание уделяется созерцанию природы. Росписи все чаще украшаются растительными орнаментами. Внимание уделяется не только правящему классу, но и обычным египтянам, например можно увидеть земледельцев за работой. При этом неотъемлемыми чертами живописи являются совершенный порядок и четкость изображаемого.

Пример

Больше всего на фоне других памятников выделяются росписи гробницы номарха Хнумхотепа II. Особого внимания заслуживают сцены охоты, где фигуры животных переданы с применением полутонов. Не менее впечатляют росписи гробниц в Фивах.

Живопись Нового царства

Новым царством ученые называют период с 16 по 11 века до н.э. Данная эпоха выделяется лучшими образцами египетского искусства. В это время живопись достигла своего наивысшего расцвета. Распространение гробниц способствует развитию живописи на стенах, покрытых штукатуркой. Ярче всего свобода выражения проявляется в гробницах частных лиц.

Особенности

Для эпохи Нового царства характерна неизвестная до той поры цветовая градация и светопроницаемость. Контакты с народами Азии привносят увлечение деталями и орнаментированные формы. Усиливается впечатление движения. Красители перестают наноситься ровным матовым слоем, художники стараются показать мягкие тональные переливы.

Через живопись фараоны демонстрировали свою силу пограничным народам. Поэтому распространенным было изображение сцен, воспроизводивших военные эпизоды. Отдельно стоит упомянуть тему фараона в запряженной боевой колеснице, последняя была привнесена гиксосами. Появляются изображения исторического характера. Искусство все чаще перекликается с национальной гордостью. Правители превращают стены храмов в «полотна», которые сосредотачивают внимание на роли фараона как защитника.

Пример

Гробница Нефертари. Это совершенный ансамбль живописи и архитектуры. В настоящий момент это самая красивая гробница Долины цариц. Росписи занимают площадь в 520 м². На стенах можно увидеть некоторые главы из Книги Мертвых, а также путь царицы в загробное царство.

  • Первая сохранившаяся древнеегипетская монументальная живопись была обнаружена в погребальном склепе 4 тыс. до н.э., расположенном в Гиераконполе. Она изображает людей и животных.
  • Древние египтяне рисовали минеральными красками. Черная краска добывалась из сажи, белая – из известняка, зеленая – из малахита, красная – из охры, синяя – из кобальта.
  • В древнеегипетской культуре изображение играло роль двойника действительности. Роспись гробниц гарантировала усопшим, что в загробной жизни их ждут те же блага, что и в мире людей.
  • В Древнем Египте считалось, что изображения обладают магическими свойствами. При этом их сила напрямую зависела от качества росписи, что объясняет особую тщательность, с которой египтяне относились к живописи.

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные живописи Древнего Египта, разгаданы ещё далеко не все тайны этого искусства. Чтобы понять истинный смысл каждого рисунка и каждой скульптуры ученым придется трудиться ещё не один век.

6 октября 2017