Достижения в культуре индии средние века. Основные черты культуры средневековой индии

Средневековая Индия - страна развитой культуры, фундамент которой закладывался с глубокой древности. Средневековая культура страны формировалась под влиянием многих факторов, среди которых главным оказалось иноземное мусульманское влияние. В эпоху мусульманского господства родилось национальное сознание индийского народа, оформилась общность индийской культуры и религии.

Общая характеристика периода

В эпоху Средневековья Индия вступила в VII в. раздробленной на ряд мелких государств, которые образовались после недолгого господства кочевников-эф-талитов, уничтоживших империю Гуптов. Эпоха Гуптов стала восприниматься как золотой век индийской культуры. Однако обособления районов и упадка культуры в феодальных центрах не произошло из-за развития портовой торговли. В результате слияния пришлых народов с местным населением возникла компактная этническая общность раджпутов , возводивших свои родословные к кшатрийским Солнечной, Лунной и Огненной династиям. Под эгидой раджпутских кланов оформилась система устойчивых политических центров - Северная Индия, Бенгалия, Декан и крайний юг (VII-XII вв.).

Религиозные воззрения

Раздробленность страны и кастовое неравенство ее жителей поддерживала религия - индуизм , вобравшая в себя многие древнеиндийские культы. В период раздробленности индуизм окончательно взял верх над буддизмом. В Х-XII вв. последние очаги буддизма, вытеснявшегося в страны Юго-Восточной Азии, угасали в Кашмире, Бихаре и Бенгалии, а к XIII в. буддизм в Индии и вовсе перестал существовать. На юге страны прочно утвердились джайны , которые пользовались поддержкой многих царствующих династий.

Идеологическим центром религии вплоть до XIII в. оставался г. Мадураи, оказывавший огромное влияние на культуру. В VIII в. в Индию переселились, спасаясь от преследований мусульманских завоевателей, парсы (то есть персы), последователи пророка Заратустры, потомки иранских зороастрийцев. Объявленные мусульманскими правителями Средневекового Ирана неверными, парсы вплоть до XII в. мигрировали на западное побережье полуострова Индостан, где и осели, сделав порт Сурат своим центром.

Определяющую роль в утверждении индуизма в Индии сыграли шиваизм (поклонение Шиве , одному из трех лиц индуистской Троицы, наряду с Брахмой и Вишну) и деятельность философа Шанкарачарьи (788-820), способствовавшего основанию шиваитских монастырей по всей Индии. В XI в. философ Рамануджа (?-1137) дал теоретическое обоснование течению бхакти , поставив в центр идею любви к Богу и показав возможность прямого, без обрядов и жрецов, эмоционального контакта с Ним. Это послужило импульсом для развития вишнуизма (поклонение Вишну, в том числе одной из наиболее популярных его персонификаций - Кришне). Роль первого лица индуистской Троицы (Брахмы) была оттеснена на второй план. Он все больше стал ассоциироваться с Вишну и изображался сидящим на лотосе, который вырастал из пупа покоящегося Вишну.

При отсутствии канона, церкви и догматики общим для индуистских сект было учение о долге, поступках, непричинении вреда живым существам и обряд поднесения цветов и плодов богам. Течение бхакти было широко распространено географически и этнически и наименее организованно в социальном плане. С ним связаны «взрыв» храмового строительства и установление регулярного храмового богослужения, а также расцвет гимнотворчества.

Особенностью религиозной жизни Индии эпохи Раннего Средневековья стало широкое распространение тантризма (от «тантра» - система, традиция, текст), берущего свои истоки в древнейшем культе Великой Богини-Матери (Дэви). Этот животворный мифологический образ, вошедший в официальный индуистский пантеон в облике супруги Шивы (под разными именами), был широко популярен в Индии, но особенно почитался в Бенгалии и на дравидском юге. Тантризм отождествляет мироздание с телом человека, обоготворяет женщину, допускает для особо зрелых духом ритуальное снятие обычных социальных и религиозных запретов во имя высших целей. Тантризм имел множество верных почитателей, особенно из среды женщин.

Праздники, обряды, обычаи

Праздники Индии, большинство которых имеет религиозную основу, дают наглядное представление о красочном многообразии индийской культуры. В стране с древности и по сей день действует лунный календарь , поэтому новолуние и полнолуние обрели здесь священный смысл. Осенью, обычно в конце октября, в самую лунную ночь года индийцы отмечают праздник полной луны. Существуют праздники в честь священного дерева, в честь змей. Особый праздник - целый месяц с января по февраль отмечают у слияния Ганги и Ямуны. Раз в 12 лет здесь проходит праздник, во время которого в день зарождения новой луны к устью приходит более 5 млн. человек, чтобы произвести священное омовение.

Многие праздники посвящаются какому-либо божеству, в честь которого произносятся торжественные речи, поются гимны, читаются священные тексты. Так, богиню Дурги (Недосягаемую) прославляют в октябре, богиню знаний и искусств, мудрости и красноречия Сарасвати - ранней весной.

Один из трех центральных индуистских праздников - Холи - самый красочный праздник. Он отмечается в день полнолуния месяца пхальгун (март-апрель). Это праздник весны и расцветающей природы, посвященный Кришне. Особенно весело праздник проходит на его легендарной родине во Вриндаване. На перекрестках разжигают костры, символизирующие очищение от злых сил, а утром люди, и старые, и молодые, выходят на улицы и начинают поливать друг друга подкрашенной водой, женщины выходят из своего уединения, ломаются кастовые барьеры. После купания в священной реке люди обнимают друг друга и угощают сладостями. Согласно легенде, Холи знаменует победу Кришны над дьяволицей по имени Холика. Это был любимый праздник Кришны, героя-пастуха, пленявшего своей красотой деревенских девушек.

Другой популярный персонаж индуистских празднеств - герой, легендарный царевич Рама , седьмое воплощение великого Вишну, сошедший на землю ради уничтожения зла, персонифицированного в образе царя демонов Раваны. В марте-апреле празднуется день рождения Рамы. Наиболее ревностные почитатели Рамы покрывают все тело татуировкой имен Рамы, его возлюбленной Ситы, его друга, обезьяньего полководца Ханумана. Герою Раме посвящены также два из трех самых больших индуистских праздников. Один из них (отмечаемый в октябре) посвящается победе Рамы над Раваной, добра над злом, другой праздник света (три недели спустя), в этот день люди воздают благодарность орудиям своего труда, очищают их, украшают цветами, воздают им почести.

Еще один популярный праздник - Шиваратри , его называют еще Великой ночью бога Шивы. Праздничный обряд его предписывает пост, повторение имени бога, пение гимнов в его честь, почитание его священного изображения - осыпание листьями дерева бэль-бильва и экстатические пляски.

В эпоху индийского Средневековья стремительно набрал популярность образ слоноголового бога Ганеши . Это бог - устранитель препятствий, благой покровитель любых начинаний, он стал воплощением мудрости и образованности, патроном искусств и литературы. Этому богу посвящалось много праздников. Гигантские гипсовые изображения четырехрукого Ганеши, восседающего на лотосе, украшали цветами, драгоценностями, подносили ему сладости и фрукты, а после всех церемоний бросали в воду.

Философия и наука

В Раджпутской Индии философия впервые превращается в самостоятельную отрасль знания. В рамках индуизма завершается оформление шести классических философских учений - даршан . Особенностью индийской философии является ее интеллектуальная терпимость. Различные учения не опровергают, а дополняют друг друга, утверждая, что истина одна, но она многогранна. Философское знание - не самоцель, а средство внутренней трансформации, ведущей к освобождению. Последнее же не может исходить от какой-либо внешней силы (например, судьбы), но достигается собственными делами и мыслями на протяжении всей жизни. Точкой соприкосновения философов всех направлений была уверенность в том, что для достижения высшей мудрости недостаточно проникнуть разумом в сущность вещей, нужны еще нравственная чистота и восприимчивость поэта.

В индийской философской мысли выделяются шесть основных ортодоксальных школ . Первая (санкхья) признает две исходные реальности: дух, сознание и материальную первопричину существования любых объектов. Независимые, сами по себе, при соприкосновении друг с другом они дают начало миру объектов путем нарушения исконного равновесия трех составляющих сил: ясности, активности и инертности. Вторая школа (йога) принимает учение первой школы и применяет его на практике с целью наибольшей самореализации человека. Йога главным образом стремится разрушить искажения, порождаемые умом, и в первую очередь (смещение), неразличение интеллекта и духа.

Третья школа (ньяя) рассматривает логические проблемы познания, четвертая (вайшешика) - различные категории материи, утверждая, что все физические объекты состоят из несотворенных и вечных атомов четырех видов. Пятая школа (миманса) изучает причинные связи, шестая - венец классической индийской философии (веданта) - объединяет в себе множество религиозно-философских направлений. Ее наиболее влиятельная разновидность - адвайта, занявшая господствующее положение в индийской философии. Представители этой школы утверждали реальность одного Брахмана, мирового духа, а все сущее объявлялось результатом Его деятельности.

Неортодоксальные школы стояли на материалистических позициях, отрицали реальность каких бы то ни было духовных субстанций. Исповедуя объективный детерминизм, они утверждали, что все происходит в силу рока, обстоятельств и природы существ.

В Индии издавна считается, что каждый элемент мироздания имеет свой смысл и потому заслуживает тщательного изучения. Поэтому такие фундаментальные науки, как астрономия и медицина, развивались непрерывно и интенсивно с самой глубокой древности. Выдающимися математиками Раджпутского периода являются Брахмагупта (VII в.), Махавира (IX в.) и Бхаскара (XII в.). Они поняли значение положительных и отрицательных величин, решили множество сложнейших уравнений, впервые стали извлекать квадратный и кубический корни, а также вскрыли смысл таких понятий, как ноль и бесконечность. Бхаскара математически доказал, что бесконечность, как бы ее ни делили, все равно останется бесконечностью. Считается также, что именно в Индии позаимствовали свою десятичную систему с использованием ноля арабы, от которых она затем попала к европейцам.

В Раджпутскую эпоху была создана оригинальная по своим методам лечебная школа - аюрведа (наука о долголетии), отводившая главное место профилактике болезни, гигиене и диете. Индийские медики особо подчеркивали значение свежего воздуха и водных процедур. Важную терапевтическую роль играла также йога, дававшая ценную информацию о значении дыхания и физиологических последствиях эмоциональных состояний. Хорошо разработанной областью индийской медицины оставалась хирургия. Вера в священность всего живого способствовала расцвету ветеринарии и появлению трактатов о лечении животных.

Литература

В Раджпутский период в большинстве районов Индии развивается литература на местных языках. Перевод «Махабхараты» и «Рамаяны» с санскрита на эти языки становился этапом в развитии их зрелости и выразительности. Так появляются бенгальская, тамильская, маратхская, гуджаратская и телугу литература. На местных языках создавалась и оригинальная литература. На юге Индии наиболее развитой была литература на тамильском языке. В Северной Индии появился новый жанр героической поэмы на языке хинди. Такова поэма Чанда Бардаи (1126-1196) «Баллада о Притхвирадже», где в жанре панегирика описана борьба Притхвираджа Чаухана с монгольскими завоевателями.

На санскритском языке в Средние века развивалась в основном поэзия, которая становилась все более изысканной. Ярким образцом этого направления является поэма «Рамачарита», написанная Сандхьякаром Нандином (1077-1119), который жил при дворе бенгальского правителя Рамапалы. Каждый стих произведения имеет двойной смысл: один относится к эпическому Раме, другой - к царю Рамапале, тем самым как бы приравнивая их друг другу. Большую популярность приобретала также поэма «Песнь пастуху» бенгальца Джаядевы (вторая пол. XII в.), повествующая о любви Кришны и Радхи, которая символизирует стремление человеческой души к богу. Благодаря тесной связи с фольклором, образному строю эта поэма перешагнула рамки традиционной санскритской поэтики и оказала влияние на развитие поэзии почти всех новоиндийских языков.

Значительное место в средневековой индийской литературе занимает так называемая обрамленная повесть . Это жанр небольших рассказов, связанных единым сюжетом и героями. Они, как правило, носят единое название и представляют собой сборники притчей, историй, басен, загадок с вкраплением стихов. Многие из них фольклорного происхождения. Наиболее известны «Хитопадеша» («Доброе наставление», IX-Х вв.), «Катхасаритсагара» («Океан из потока сказаний») поэта Сомадевы , созданные между 1063-1081 гг., «Синхасанадватринщика» («Тридцать два рассказа царского трона», или «Деяния Викрамы», XI в.).

Искусство

Потребность индуизма в прославлении божеств вызвала к жизни строительство грандиозных храмовых комплексов. До IX в. строили в основном либо пещерные храмы, либо храмы, высеченные из скалы-монолита. Выдающимся образцом пещерного зодчества стал шиваитский комплекс храмов острова Элефанта близ Бомбея, сооружение которого началось в VII в. и продолжалось вплоть до XIII в. Двух- и трехэтажные залы, высеченные друг над другом на глубину 40 метров в толще скалы, были сплошь украшены горельефными, почти отрывающимися от стен скульптурными изображениями божеств и героев в смелых ракурсах и динамичных позах.

Тип скального монолитного храма представлен ансамблем Махабалипурама (VII в.) близ г. Мадраса и храмом Кайласанатха (725-755) в Эллоре, неподалеку от Аджанты. Храмовый комплекс Махабалипурама был высечен целиком из огромных валунов, которым зодчие придали формы ступенчатых пирамидальных колесниц божества - ратха, воспроизводивших то образ сельской хижины, то шатра, то сводчатой постройки. Дополнял ансамбль девятиметровый многофигурный скальный рельеф. На нем представлен миф о нисхождении реки Ганга на землю к людям, после того как гневный Шива отпустил плененные им струи. Рельеф расщеплен надвое естественной впадиной, так что в период дождей по ней стекают потоки воды, оживотворяя всю грандиозную панораму фигур людей, животных, духов, божеств.

Скальный храм Кайласанатха - единственный в своем роде. Он посвящен владыке гор Кайласы - Шиве. Вырубание храма началось сверху. Трехчастный храм-монумент, увенчанный ребристым куполом, включал залы, галереи, портики, пилоны, рельефные композиции и статуи. Восьмиметровый цоколь здания опоясали горельефные фигуры священных львов и слонов трехметровой высоты. Главная горельефная композиция цоколя представляет Шиву и Парвати, возлежащих на вершине горы Кайласы, которую снизу пытается сокрушить демон Равана.

С IX в. храмовые комплексы стали возводить из тесаных камней и придавать им самые разнообразные и причудливые формы. На севере их, как правило, делали удлиненно-овальными, располагая на верхушке зонт в виде лотоса.

На юге храмы строили в виде прямоугольных пирамид. Постройки северных и южных районов отличались также и материалом (на севере - известняк, на юге - песчаник, мрамор, гранит). Вместе с тем сохранялось общее для индийских зодчих понимание храма как памятника и уподобление его священной горе. Существовали также единые каноны культовых наземных построек, создававшихся из крупных блоков тесаного камня. Ядро индуистского храма составляло кубическое святилище с главной святыней и башней, за святилищем следовали притвор и помещение для молящихся. Особенностью архитектурных построек IX-XII вв. было изобилие скульптурных украшений, так что сами храмы стали служить как бы постаментом для них.

Наиболее совершенные архитектурные сооружения северного типа - храмы Кхаджурахо (ок. 954-1050) в Центральной Индии, где барельефы преимущественно эротического содержания иллюстрируют трактат об искусстве любви «Камасутра»; храмы Конарака (1234-1264), один из которых изваян в форме ступенчатой пирамиды; храмы Бхубанешвара в штате Орисса, покрытые от основания до крыши тонким и сложным скульптурным орнаментом, так что каждый камень представляет собой совершенное ювелирное изделие.

Вершиной средневекового зодчества Южной Индии является «Большой храм» - Брихадешвара в Танджуре (X в.), посвященный Шиве. Идею могущества Шивы зодчие воплотили в 63-метровой башне из 13 ярусов четкой конусообразной формы и в обилии покрывающих ярусы скульптур.

Выдвижение скульптуры на первое место в изобразительном искусстве связано с прекращением росписей стен буддийских монастырей фресками, а также с использованием скульптуры в религиозном ритуале, что предопределило консервацию изобразительного канона. Однако в тамильских районах, где широко развивалось искусство бронзового мелкого литья, сохранилась жизненность жеста скульптурных изображений. Классической здесь стала статуэтка «Танцующий Шива» , впоследствии неоднократно воспроизводившаяся с небольшими вариациями на всем юге Индии.

Общая характеристика периода

В XIII в. на севере Индии утверждается крупное мусульманское государство - Делийский султанат , главенствующее положение в котором занимали мусульманские военачальники из среднеазиатских тюрок. Государственной религией становится ислам суннитского направления, а официальным языком - персидский. Просуществовало это государственное образование почти триста лет вплоть до 1526 г., когда султанат пал под натиском войск правителя Кабула тимурида Бабура . В эпоху мусульманского завоевания Индии наряду с Делийским султанатом существовали и другие крупные мусульманские государства: империя Брахманидов на Декане, султанат Голконда на восточном побережье полуострова, государство Гуджарат на западе Индии. Единственным немусульманским централизованным государством была империя Виджаянагар на юге, просуществовавшая почти 200 лет, с середины XIV до середины XVI вв.

С утверждением власти Делийского, султаната, в котором ислам был насильственно насаждавшейся государственной религией, Индия оказалась втянутой в культурную орбиту мусульманского мира. Однако несмотря на ожесточенную борьбу индусов и мусульман, длительное совместное проживание привело к взаимному проникновению идей, обычаев и образа жизни. Именно в эпоху мусульманского господства в стране начало складываться осознание общности всех индийских религий и появился термин для их обозначения - хинду . В результате индийского влияния ислам получил ярко выраженную пантеистическую окраску и стал распространяться в стране в форме суфизма - мистического учения о наличии разных дорог к единению с Богом.

Разные суфийские ордены неоднозначно относились к индуизму. Одни резко возражали против проникавших в индийский ислам новшеств, другие защищали идеи и практику, близкие к индуизму. Большой популярностью пользовался шейх Фарид уд-дин Гандж-и-Шакар , переведший на язык хинди мистические высказывания суфиев своего ордена. Он был известен своей гуманностью. Ему приписывают афоризм

Игла лучше ножа: она сшивает, а нож разрезает.

Одна из национальных религий Индии - сикхизм (от слова «шишья» - ученик) - сложилась в XV в., когда страна стала местом встречи двух религиозных традиций - индуистской и мусульманской. Основатель религии индус Нанак (1469-1539) происходил из семьи мелкого торговца зерном из касты кхатри в г. Лахоре, штат Пенджаб. Его последователями кроме торговцев и ремесленников были крестьяне из касты джатов. Все они и стали называть себя сикхами - учениками. Нанак выступал против кастового неравенства и требовал от своих соратников участия в общей трапезе. Отвергал он идею отшельничества и аскетизма. Около четверти века Нанак ходил по стране в сопровождении мусульманина-музыканта и индуса, записывающего за учителем проповеди и гимны во славу Бога. Конец жизни он провел в г. Картапуре, где и начала складываться сикхская община, превратившаяся со временем в компактную этноконфессиональную организацию. Ее члены до сих пор преимущественно сосредоточены в штатах Пенджаб и Хариана.

Организация религиозной общины имела много общего с суфийскими орденами. С самого начала в сикхизме утвердились идеи монотеизма и принципы индо-мусульманского единства. Одним из важнейших ритуалов для сикхов являлась общая трапеза, за которой собирались все желающие вне зависимости от касты, пола, возраста и религиозной принадлежности. Центром религиозной жизни у сикхов являются молельные дома. В них находится главная святыня сикхов - священная книга «Ади Грантх» (букв. «Изначальная книга»), символический представитель всех сикхских учителей (гуру). Наряду с их сочинениями в книгу вошли стихи средневековых поэтов - индусов и мусульман - всего свыше 6 тысяч произведений.

Учение сикхов проповедует глубокую преданность личному Богу и непосредственную эмоциональную связь с ним как главный способ спасения. Отсюда неприятие жрецов-священников и канонических текстов, в том числе Корана и Вед. Истинное служение богу рассматривается как служение людям, поэтому сикхизм высоко ценит активную жизнь на благо людей. Основополагающим моментом сикхизма является наставничество гуру. Все сикхские учителя жили в обществе, имели семьи и занимались духовным развитием своих подопечных, а подопечный беспрекословно подчинялся авторитету своего гуру.

Литература

Значительные сдвиги в развитии литературы Индии XIII-XVI вв. были связаны с утверждением в Делийском султанате нового государственного языка фарси , на основе которого велось официальное делопроизводство и преимущественно создавались поэтические произведения. Этот язык оказал большое влияние на формирование в Северной Индии нового языка с индийской грамматикой и преобладанием персидско-арабской лексики, названного урду . Крупнейшим поэтом этого времени, писавшим на фарси и урду, был Амир Хосров Дехлеви (1253-1325), автор «Хамсе» и многих других поэм.

Проза на фарси представлена в основном хрониками. До мусульманского завоевания в Индии летописных произведений не составляли. Первый энциклопедический труд «Индия» , содержавший сведения и по истории страны, написал хорезмиец Рейхан Бируни (973-1048). Первая же подлинная летопись принадлежала перу иранца Минхаджа уд-дина Дзуждани (ок. 1193-?), бежавшего от монгольских завоевателей в Индию и назвавшего свою хронику «Табакат-и-Насири» - в честь делийского султана. В XIV в. в честь султана Фируза Туглака были составлены две одноименные хроники на фарси - «Тарих-и Фируз-шахи» .

Произведения на языке урду по системе стихосложения и изобразительных средств, жанровым формам и тематике восходили к традициям персидской литературы. Особенностью этой литературы было и то, что, развившись на основе делийского разговорного диалекта, она сначала возникла на юге страны, в мусульманских княжествах Декана, куда этот язык был принесен войсками мусульманских завоевателей с севера Индии. Здесь язык получил новое название дакхини (что значит «деканский», «южный»).

Так же стали называть раннюю деканскую литературу на урду. Традиции этого языка оформились к концу XVI в. На начальном же этапе (XIV-XV вв.) развивалась религиозная литература, в форме трактатов суфийских проповедников. Первое такое прозаическое произведение на урду (дакхини), дошедшее до настоящего времени, принадлежало перу Гейсудараза (1318-1422), известного суфийского проповедника, родившегося на Декане, но большую часть жизни проведшего на севере страны. В своем трактате «Восхождение влюбленных» (1420-1422) он изложил религиозно-мистические идеи суфизма.

Другие, кроме фарси и урду, индийские литературы на живых языках развивались в XIII-XV вв. по двум направлениям: либо в русле придворной поэзии под санскритским влиянием, либо как литературы новых религиозных движений, мало связанные с нормами санскритской поэтики и ориентированные преимущественно на фольклор. Санскритская литература в эту эпоху продолжала переводиться и перелагаться на все языки средневековой Индии, на которых оформлялись под ее воздействием самобытные жанры, равно как использовались и традиционные: эпическая поэма, лирическая поэма-послание, поэма из ста строф (шатака), чампа - смесь стихов и прозы. Гуманистические устремления в литературах Индии также проявлялись с разной степенью зрелости. В одних (литература телугу) они давали о себе знать в виде неосознанных тенденций, в других (хинди, бенгальская) обозначились вполне определенно.

Крупнейшими представителями южноиндийской поэзии телугу XV в. были Шринатх (1380-1465) и Баммер Потана (1405-1480). Для Шринатха характерно воспевание красот и радостей жизни (поэмы «Повествование о любви нишадца», «Воспевание любви»), патриотическая тематика (поэма «Сказание о героях Палнаду»). Главное произведение Баммера Потаны «Андхра-Махабхагаватаму» («Великое сказание о Господе») было создано на основе санскритской «Бхагаваты-пураны» и приобрело в Андхаре популярность, большую, чем великая поэма древности «Рамаяна».

Яркими выразителями гуманистических идеалов в средневековой индийской литературе стали представители мощного демократического направления в поэзии, связанные с религиозно-реформаторским движением бхакти (букв. - преданность). В своем творчестве они утверждали, что жизнь человека самоценна и определяется не обстоятельствами его рождения, а силой преданности и любви к Богу. Объявив стремление к Богу естественной целью человеческой жизни, они выводили его из единства души человеческой и божественной души (Мирового духа). Идею равенства людей перед Богом они переносили также в социальную сферу. Независимо от языка и локализации литература бхакти - явление общеиндийское.

Искусство

Проникновение ислама в Индию привело к изменениям в национальной архитектуре и изобразительном искусстве, внедрению новых типов зданий - мечетей, минаретов, мавзолеев, медресе, утверждению плоского узорчатого орнамента взамен объемного скульптурного декора. Запрет ислама изображать живые существа нанес тяжелый урон индийской скульптуре и живописи. Многие индусские храмы разрушались, а новые не возводились. Лишь с середины XV в. при воцарении династии Лоди в мусульманскую архитектуру начали проникать некоторые элементы индусского стиля. Здания стали выглядеть изящнее и были невелики по размерам, являя яркий контраст величественной архитектуре династии Туглаков (XIV в.), о которой дают представление развалины города Сири и Туглакабада.

Шедевром мусульманской архитектуры стал возведенный в Дели в 1220 г. 73-метровый минарет Кутб-Минар . Он представляет собой мощную, ребристую башню, облицованную красным и золотистым песчаником, с резным сплетением геометрического орнамента и арабской вязи. Схватывающие ствол минарета массивные полуколонны (гофры), перехваченные узорными поясами и балконами, роднят Кутб-Минар с индуистскими храмовыми башнями - шикхарами . По типу постройки минарет (от араб. минара - маяк, сигнальная световая башня) представлял собой высокую башню, предназначенную для призыва мусульман на молитву, совершаемого служителем мечети - муэдзином (от араб. взывающий) с кругового балкона, галереи или верхней площадки башни, обычно увенчанной фонарем. Минарет - один из главных наружных признаков мечети, мусульманского культового здания, предназначенного для молитвы, символ мусульманского присутствия на завоеванных арабами землях. Рядом с гигантским минаретом, построенном при султане династии Гулямов, Ильтутмыше (1210-1246), находится и гробница правителя - мавзолей Ильтутмыша - другой яркий образец архитектуры эпохи. Это квадратное купольное здание с арочными входами с четырех сторон, стены которого украшены орнаментом и каллиграфией, послужило образцом для более поздних мавзолеев.

Общая характеристика эпохи

Начало Могольской империи, просуществовавшей в Индии почти 200 лет (XVI-XVIII вв.) и охватившей большую часть полуострова Индостан, положил правитель Кабула тимурид Бабур (1483-1530), который разбил войска делийского султана Ибрахима в битве при Панипате в 1526 г. В годы правления Акбара (1556-1605) власть Моголов окончательно утвердилась в Индии, а столица была перенесена в г. Агру на реке Джамне. При преемниках Акбара Могольская держава достигла наивысшего расцвета. В XVIII в., когда страну сотрясали междоусобные войны, она стала легкой добычей английских колонизаторов.

В Могольскую эпоху активизируются религиозные споры, на основе которых рождаются широкие народные движения. Так, в XV в. в Гуджарате в среде мусульманских городских торгово-ремесленных кругов зародилось махдистское движение . Ученый Мир Сайид Мухаммад (1443-1505) объявил себя махди (мессией) и призывал вернуться к демократическим принципам раннего ислама, проповедуя восстановление имущественного равенства среди мусульман. В отличие от бхакти махдисты обращались только к мусульманам.

К движению махдистов примкнул суфийский шейх Мубарак. Его сын Абу-л Фазл (XVI в.), в ранней юности скитавшийся с отцом в изгнании, впоследствии стал великим писателем, другом и советником могольского правителя Акбара. Под его влиянием правитель познакомился с верованиями индусов, джайнов, парсов, христиан и стал вводить их обычаи при дворе. В 1575 г. Акбар повелел выстроить молитвенный дом для религиозных дискуссий. Все эти мероприятия вызвали в 1580 г. опасное для правителя восстание мусульманских шейхов, которое Акбар подавил с большим трудом. Вернувшись в столицу победителем, он ввел при дворе новую религию - «дин-и-илахи» («божественную веру»), в которой должны были слиться воедино разумные элементы основных религий Индии. Сам же Акбар при этом возвеличивался как справедливый правитель в махдистском духе. Хотя «божественная вера» после смерти Акбара просуществовала только полвека, исповедуемая небольшой сектой, заложенный им дух веротерпимости оказал сильное влияние на культуру индийского общества.

Воцарение Аурангзеба (1618-1707), фанатичного приверженца ортодоксального ислама суннитского толка, означало крутой поворот в религиозной политике государства - бесправие для индусов и преследование мусульман-шиитов.

В 1665-1669 гг. Аурангзеб приказал разрушить все индусские храмы и из их камней построить мечети. Им были также запрещены шиитские праздники, музыка, танцы, живопись, употребление вина, восстановлен джизыо с индусского населения. В ответ на эти преследования народы восстали.

Сикхи при Моголах превратились в сильную и влиятельную организацию на северо-западной границе империи, в Пенджабе. Во второй половине XVI в. движению сикхов покровительствовал сам Акбар, разрешивший общине купить земли и обустроить на них религиозный центр. Так, в 1577 г. была заложена будущая столица сикхов город Амритсар в Пенджабе. Город получил свое название от священного пруда, в центре которого был возведен главный молитвенный дом - Золотой храм . Рядом с ним на западной стороне пруда с 1606 г. находилась другая святыня - Акал Тахт (букв. Трон Бессмертного), построенная как символ светской власти и место решения мирских дел общины. Здесь же хранилась ее документация. По традиции в Акал Тахт помещалась на ночь священная книга сикхов «Ади Грантх» из Золотого храма, которую каждое утро торжественно переносили обратно.

Община сикхов в конце XV - начале XVI вв. упрочилась в структурном отношении и значительно возросла в численности, распространившись в пределах всего Пенджаба. Противостояние общины и имперских властей становилось неизбежным. Результатом его явилось преобразование мирной религиозной общины в могущественную военную организацию и обретение сикхами того воинственного духа, который неизменно стал ассоциироваться с ними с XVII в. Военные преобразования особенно активными были при Харгобинде (1606-1645) и Гобинде Сингхе (1675-1708). Не случайно правители сикхских княжеств носят имя Сингх - лев.

История и литература

Новый этап в развитии исторических сочинений, посвященных Индии, открыли всемирно известные записки основателя империи Моголов, узбекского писателя и поэта Захиреддина Мухаммеда Бабура (1483-1530) - «Бабур-наме» , в которых отражена история народов Средней Азии, Афганистана и Индии конца XV - начала XVI вв. В последней, третьей, части книги описываются политические события в Северной Индии 1525-1530 гг., географические данные страны, содержатся сведения о народах Индии. В отличие от большинства восточных историков современной ему эпохи, которые компилятивно повторяли сведения более ранних источников, Бабур в своем трактате остается оригинальным повествователем, описывая все исходя из своих наблюдений.

Перу Абу-л Фазла принадлежат книги «Акбар-наме» («Деяния Акбара») и «Аин-и Акбари» («Установления Акбара»), в которой особое внимание уделялось изложению философских систем Индии, нравам и обычаям индусов, их мифологии. В одной из глав этого труда («Обзор десяти суб») Абу-л Фазл подробно описывает каждую область страны (суба), приводя сведения о священных местах индусов и их памятниках. При Аурангзебе традиции летописания начали слабеть. От его времени до нас дошли «Избранные отрывки» Хафи-хана .

Государственным языком Индии в Могольской империи оставался фарси (таджикско-персидский), а в деканских государствах - североиндийскцй язык урду. И хотя эти языки во многом были чуждыми коренному населению страны, на них были созданы высокохудожественные произведения. По выражению религиозного деятеля Дары Шуроха, процесс «слияния двух океанов» - индусской и мусульманской культур, приостановить было не под силу никому. В придворной персоязычной поэзии (на фарси) все чаще звучали мотивы веротерпимости, воспевалась всеобщая любовь людей друг к другу, в нее все более проникали индийские герои и боги, вместо привычных роз и соловьев поэты воспевали лотос, а жителя пустыни верблюда заменили индийские слоны и леопарды.

Крупнейшим персоязычным поэтом времени Акбара был Файзи (вторая половина XVI в.), автор знаменитой поэмы «Наль и Даман» , сюжет которой заимствован из индийского эпоса. Выдающимся персоязычным литератором был также Мирза Абдулкадир Бедиль (1644-1720). В юности дервиш, знахарь и аскет, он после долгих странствий отошел от крайних вероучений и, как никто, восславил мир земной, человека и его труд, знания и разум, справедливость и равенство. Особо знаменитой стала его последняя поэма «Ирфан» («Откровение»):

Сколько может чудес создать этот чародей (человек), какую смуту он способен посеять!

Ведущими центрами южной, деканской школы литературы на урду были Биджапур и Голконда. Выдающийся поэт биджапурского двора Мухаммад Нусрати (? - 1684) - автор трех выдающихся классических поэм: «Цветник любви», «Али-наме», «История царствования Искандера» . Султан Голконды Мухаммад Кули Кутуб-шах (годы правления 1580-1611), государственный деятель, полководец, ученый, писатель, основатель города Хайдерабад на Декане, прославил свое имя еще и как автор самого крупного в литературе урду средних веков стихотворного сборника «Куллият» , насчитывающего 50 тыс. строк. Особой известностью пользуются его лирические газели . Они позволяют считать Кутуб-шаха родоначальником любовной лирики на урду.

Придворный поэт Кутуб-шаха Мулла Ваджахи (? - 1660) в 1608 г. по заказу правителя создал одно из самых ранних маснави на урду - «Кутуб и Муштари» . Сделанная по традиционным канонам маснави имеет типичный для этого жанра сказочный характер, однако в ее основе лежали подлинные события - любовь юного наследника престола Кутуб-шаха к бенгальской принцессе Муштари и их счастливое соединение. Аллегорическую повесть «Саб рас» («Трогающий все сердца»), написанную Ваджахи в 1634 г., считают первым значительным прозаическим произведением на урду. В ней действуют аллегорические герои Страсть, Разум, Красота, Сердце, Взгляд, излагаются философские концепции суфийского толка.

В эпоху Моголов продолжалось развитие литератур на новоиндийских языках (хинди, бенгали, педжаби, маратхи, телугу и др.). Крупнейшим поэтом эпохи, писавшим на различных наречиях хинди, был Тулси Дас (1532-1624). Филологи признают достоверно принадлежащими поэту 12 из 20 приписываемых ему поэтических произведений. Самой знаменитой являются поэма «Рамачарита-манаса» («Священное озеро деяний Рамы»), именуемая «Рамаяной» Тулси Даса. Широко известная в народе, она распевалась на индусских праздниках.

В культуре Индии XVII в. на хинди возникло новое явление - поэзия рити - орнаментальная поэзия усложненного стиля, ориентировавшаяся на санскритскую поэтику. Сам термин, буквально означавший «стиль», в средневековой индийской литературе стал употребляться для обозначения высокой поэзии (ритикавья) в противовес литературе бхакти. Поэты рити преимущественно создавали любовную лирику. Среди них наиболее талантливым признается Бихарилал Чаубе (1603-1665), автор свободного поэтического произведения «Семьсот строф» (1663), самого популярного на хинди после «Рамаяны» Тулси Даса. Не связанное единым сюжетом произведение состоит из отдельных двустиший, каждое из которых представляет собой законченную миниатюру.

Еще одним новым явлением на языке хинди было рождение прозаического жанра житийной литературы . Наиболее известные ее образцы - «Жития 84 вишнуитов» и «Жития 252 вишнуитов» (XVII в.).

Расцвет бенгальской литературы связан с именем Мукундорама Чокроборти (XVI в.), автора поэмы «Песнь о благодарении Чонди» , написанной уже после покорения Бенгалии Акбаром. Это реалистический рассказ о жизни Бенгалии того времени, в который вплетались элементы фантастики и фольклора. Другое выдающееся произведение бенгальской литературы - «Нектар деяний Чайтаньи» - принадлежало Кришнодасу Кобираджи (1517-1615). Оно представляет собой жизнеописание крупнейшего проповедника бхакти в Бенгалии Чайтаньи и по художественным достоинствам не имеет себе равных в средневековой бенгальской литературе.

В XVII в. идеи бхакти продолжали развиваться в литературе сикхов и маратхов, но в отличие от произведений на других новоиндийских языках они были пронизаны призывами к активной борьбе. С 1609 г. началась военная история сикхской общины, все члены которой должны были к своему имени прибавлять окончание «сингх» - «лев».

Другой областью Индии, где бхакти стало официальной религией, а бхак-тийская литература - официальной литературой, была Махараштра. Маратхскую литературу, как никакую другую, отличала живая связь религиозных идей с политикой. Так, автор одного из маратхских вариантов «Махабхараты» Муктешавара (1608-1660) ввел в традиционный эпос современные ему исторические реалии, заставив героя древнего произведения царя Душьянту сражаться с моголами, англичанами и французами. В XVII в. в Махараштре, славившейся своим независимым национально-патриотическим духом, жили два больших поэта - Тукарам (1608-1649) и Рамдас (1608-1681). В юности оба они были монахами, сподвижниками героя маратхского сопротивления Шиваджи, оба воспевали радость соединения с Богом, а не страх перед Ним, в то же время проповедуя радикальные методы борьбы с иноземцами. В своей самой знаменитой книге «Дасбодх» Рамдас от мотива аскезы и безысходности, который он развивал в первой части, переходит к утверждению земной жизни и проповеди служения ближнему. Становление Махараштры как самостоятельного государства под руководством Шиваджи заставило Рамдаса превратить свои идеи в оружие борьбы. Его молитвы все более становились похожи на военные гимны.

Расцвет виджаянагорской литературы на телугу пришелся на XVI в. Обратившись к человеческой личности, эта школа ставила своей целью не поучение, а развлечение читателя. Распространенным прозаическим жанром была поэма, представленная произведением правителя Кришнадевы Райя (1487-1530) «Гирлянду цветов подарившая» , поэмами Аласини Педдана (1475-1535) «История Ману» и Тенали Рамакришны (1585-1614) «Величие Пандуранги» .

Искусство

При Великих Моголах архитектура в большей степени, чем другие искусства, стала зависеть от богатых меценатов. С распространением могущества государства все больше появлялось выдающихся архитектурных сооружений, прославлявших власть Моголов. Мусульманские мотивы начали все больше сочетаться с индийскими традициями. Развернулось строительство крепостей (Агра-форт, Аллахабад), городов-резиденций (сикхской столицы Амритсара, Фатхпур-Сикри с беломраморной гробницей шейха Салима Чишти).

Своего расцвета богатство и пышность построек достигли при султане Шах-Джахане (1592-1666). Основным декоративным материалом построек, особенно в столицах Агре и Дели, был отборный белый мрамор, инкрустированный полудрагоценными камнями, которые доставляли из Тибета (бирюзу), Багдада (сердолик), с острова Шри-Ланка (ляпис-лазурь), из Египта (хризолит), из горного Бадахшана (рубины) и даже с Урала (самоцветы). Жемчужиной архитектуры Агры эпохи Шах-Джахана является мавзолей Тадж-Махал («Венец Дворца»), построенный им для любимой жены-персиянки, которую любящий муж называл только Мумтаз-и-Махал (Избранница дворца). Несмотря на внушительные размеры (высота сооружения 74 м), мавзолей кажется невесомым и легким, удивительно гармонирующим с окружающей природой. По обеим сторонам усыпальницы находятся два одинаковых сооружения из красного песчаника: мечеть и джамаат-хана (дом для гостей).

Во время правления последнего Великого Могола, могущественного Ауран-гзеба, здания сначала также возводились из дорогостоящих материалов, как например, знаменитая Моти-Масджид (Жемчужная мечеть) в Дели. Но позднее недостаток средств заставил его упростить сооружения.

Построенный в Аурангабаде мавзолей Рабия-Даурани по форме повторяет Тадж-Махал, но белым мрамором облицован у него лишь фасад на высоту человеческого роста, остальная облицовка - из светлого песчаника. Кирпичные минареты мавзолея оштукатурены чинамом - штукатуркой из мелких ракушек.

Могольская школа индийской миниатюры возникла как придворная еще в XVI в. при Акбаре, но достигла своего высшего расцвета в XVII в. Основанная мастерами из Тебриза и Шираза могольская школа первоначально находилась под сильным иранским влиянием. К моменту оформления самобытности стиль могольской миниатюры уже отличался особенной красочностью, динамичностью композиции, точностью в передаче архитектурных и этнических деталей, индивидуальностью характеристик персонажей. Наиболее популярными были сцены историко-героического содержания и портретный жанр. Местные школы живописи, которые в XVI-XVII вв. развивались в Раджастхане, Пенджабе, Декане, объединяются под одним названием - раджпутская миниатюра . Воспринявшая традиции древней и средневековой индийской живописи, эта миниатюра характеризуется преобладанием сюжетов, связанных с культом Кришны, и развитием иллюстративного жанра. В XVIII в. прежние стили живописи пришли в упадок, но в мелких раджпутских княжествах развились новые школы живописи, получившие название «пахари» (гордые).

Культура средневековой Индии складывалась на стыке самых разнообразных религиозных, бытовых, этнических традиций, которые она переплавила в своих недрах, дав начало неповторимому по многоликости феномену индийского межнационального синкретизма. При этом не терялась опора на богатейшие традиции древности, которые продолжали питать культуру своими соками. «Страной чудес» называли Индию познакомившиеся с ней впервые в XV в. европейцы. Посетивший в 1469 г. страну русский путешественник Афанасий Никитин был поражен великолепием дворцов и храмов. Однако процесс притирания индусской и мусульманской культур не всегда шел гладко, что нередко определялось личными симпатиями правителей. Вместе с тем веротерпимость, столь свойственная индийцам, оказала свое благотворное влияние на мусульманских завоевателей страны. Лишь в Позднее Средневековье вместе с ростом общеполитической нестабильности, обусловленной интенсивным проникновением в страну англичан, все чаще вспыхивали конфликты на почве религиозных и этнических противоречий, все более предавались забвению лучшие традиции культурной консолидации, яркий образец которых оставила эпоха Акбара.

Если говорить о культуре Древней Индии, то можно выделить в данном случае четыре основных направления - это письменность, литература, искусство, а так же научные знания. Все это в более доступном и кратком виде изложено ниже.

Религия Древней Индии кратко

В древнейшие времена индийцы поклонялись силам природы, от которых зависела их производственная деятельность. Бог Индра был благодетельным божеством, подателем дождя, борцом с духами засухи и грозным богом бури, вооруженным молнией.

Бог солнца Сурия, по представлению древних индийцев, каждое утро выезжал на золотой колеснице, запряженной огненно- рыжими конями. Богам приносили жертвы, молились им. Считалось, что боги не могут отказать человеку в просьбе, если она сопровождалась правильно произнесенными заклинаниями и правильно выполненным жертвоприношением.

В эпоху образования классового общества и государства боги природы превращаются в богов — покровителей государства и царской власти. Бог Индра превратился в покровителя царя, в божество грозной войны.
Со временем, в древней Индии складывается особая жреческая религиозная система — брахманизм. Жрецы-брахманы считали себя единственными знатоками и хранителями священного знания. Они объявили себя лучшими из людей:
божествами в облике человека. В период распространения брахманизма богам приносили обильные жертвы. Выгоду от этого получали жрецы-брахманы. Брахманизм освящал рабовладельческое государство, как якобы установленное самими богами, укреплял выгодную рабовладельцам кастовую систему.

Против кастовой системы и поддерживавшего ее брахманизма в Древней Индии возникло движение протеста. Оно нашло выражение и в новой религии — буддизме. Первоначально буддизм выступил против кастового деления. Приверженцы новой религии учили, что все люди должны быть равны независимо от того, к какой касте они принадлежат. В то же самое время последователи буддизма не боролись против кастовой системы и общественной несправедливости, так как буддизм проповедовал отказ от всякой борьбы. Буддизм получил широкое
распространение в Индии в середине первого тысячелетия до н. э. Из Индии он перешел в соседние страны и является в настоящее время одной из наиболее распространенных религий Востока.

Письменность и литература (краткое содержание)

Крупнейшим культурным достижением древних индийцев было создание алфавитного письма из содержащего 50 знаков. Эти знаки обозначали отдельные гласные и согласные звуки, а также слоги. Индийское письмо гораздо проще египетских иероглифов и вавилонской клинописи. Правила письма излагались в особых учебниках грамматики, созданных в V в. до н. э. индийским ученым Панини.
Грамота в древней Индии была доступна главным образом брахманам. Они записали в своих законах, что бог Брахма создал индийское письмо и только брахманам разрешил им пользоваться.

Уже в XI—X вв. до и. э. индийские певцы исполняли гимны богам. Сборники этих гимнов называются Ведами. Они были впоследствии записаны и стали памятниками литературы. Веды знакомят нас с древнейшими религиозными верованиями индийцев. Они содержат множество легенд, легших в основу произведений художественной литературы.
В прекрасных поэмах «Махабхара- та» и «Рамаяна» содержится информация о подвигах древних царей и героев, об их походах и завоеваниях, о войнах между индийскими племенами.
Индийцы создали множество сказок, в которых отразилось отношение народа к угнетателям. В этих
сказках цари выведены безрассудными, жрецы — глупыми и жадными, а простые люди — смелыми и находчивыми.
В одной из индийских сказок говорится о купце, жалевшем деньги на корм для своего осла. Купец надевал на своего осла львиную шкуру и пускал его пастись на поля бедняков. Сторожа и земледельцы в ужасе разбегались, думая, что видят льва, и осел наедался досыта. Но однажды осел закричал. Жители деревни узнали осла по голосу и забили его палками. Так был наказан купец, привыкший обманывать людей и наживаться за их счет.
Многие индийские сказки были еще в древности переведены на китайский, тибетский и другие языки народов Востока. Они живут и по сей день, свидетельствуя о таланте и мудрости их создателя—: великого индийского народа.

Научные знания (кратко)

Больших успехов достигли древние индийцы в математике. Около V в. они создали цифры, которые мы называем «арабскими». На самом деле арабы лишь передали в Европу цифры, с которыми познакомились в Индии. Среди цифр, написание которых было дано индийцами, имелась цифра «О» (ноль). Она облегчила счет, позволив считать десятками, сотнями, тысячами с помощью одних и тех же десяти цифр
Древним индийцам было известно, что Земля имеет форму шара и что она вращается вокруг своей оси. Индийцы совершали путешествия в далекие страны. Это способствовало развитию географических знаний.
Индийские агрономы, опираясь на многовековой опыт земледельцев, выработали правила обработки почвы, севооборота, внесения удобрений, ухода за посевами.
Высокого развития достигла в Индии медицина. Индийские врачи имели разные специальности (внутренние болезни, хирургия, глазные и др.). Им были известны желтуха, ревматизм и другие болезни, а также способы их лечения. Они умели изготавливать лекарства из целебных трав и солей, производить сложные операции. Появились первые медицинские труды.
В Индии были изобретены шахматы, являющиеся в настоящее время любимой игрой миллионов людей разных стран, в частности нашей страны. Индийцы называли шахматы «чатуранга», т. е. «четыре рода войск».

Про искусство (кратко)

Индийские архитекторы сооружали замечательные храмы и дворцы, отличающиеся необычайной тщательностью отделки. Поражал великолепием царский дворец в Паталипутре. Главные входы этого огромного деревянного здания представляли собой ряды колонн. Колонны были украшены
позолоченными виноградными лозами и птицами, искусно отлитыми из серебра. Чужестранцы не могли поверить, что дворец в Паталипутре сооружен людьми; им казалось, что его создали боги.
На священных для древних индийцев местах воздвигались ступы — огромные сооружения из кирпича или камня в форме кургана. Ступу окружала каменная ограда с одним или несколькими воротами. Ворота были сложным архитектурным сооружением, украшенным богатой резьбой и скульптурой.

Памятниками упорного труда являются сохранившиеся в горах древние пещерные храмы и монастыри. В скалах вырубались обширные залы и коридоры. Они украшались резными колон¬нами и цветной росписью, вызывающей восхищение современных художников.

Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно- технического мира, их культурное единство и обретает значимость.

С другой стороны, если считать цивилизацию, нравственным, интеллектуальным и техническим оснащением культуры, как способа преодоления этносом исторического пространства на одной и той же географической территории, то здесь на первый план выходит своеобразие культур и их способность сосуществовать не проникая друг в друга. Более того, состояние современного общества перестает быть обязательным, становятся возможными иные культурные варианты. Древние культуры Востока и Запада около 500 лет до н. э. пережили коренной исторический поворот - появление человека современного типа. Пришел конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, началась борьба рационального опыта с мифом, вырабатывались основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время, закалывались основы мировых религий. В Индии в настоящее время возникли Упанишады, жид Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы, в Иране учил Заратустра, в Палестине выступали пророки, в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Архимеда.

Именно тогда перед человеком открылись и собственная беспомощность и величие окружающего мира; для жизни понадобились новые способы и инструменты ее организации. Человек ищет новые ответы на вопросы ранее принятые на веру, пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Новый человек способен слушать и понимать то, о чем ранее он не задумывался, и благодаря этому открывать в себе все новые возможности.

1 Религия Древней Индии.

Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии. Достижениями древних индийцев в самых различных областях - литературе, искусстве, науки, философии вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран. Особенно значительным было индийское влияние в Юго-Восточной, Центральной Азии и на дальнем востоке.

Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм (ему сейчас следует более 80 % населения Индии), Корни этой религии уходят в глубокую древность.

§ 1. Ведизм

О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода - ведам. содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли. Совокупность этих верований называют ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар. Продеш которые заселила группа индоарийских племен. Именно она и явилась создателем « Ригведы» и других ведийских сборников (самхит).

Для ведизма характерным было обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений: Так Индра - бог грозы и могущественной воли; Варуна-бог мирового порядка и справедливости; Агни бог огня и домашнего очага; Сома - бог священного напитка. Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы - небо, землю, антарижну (пространство между ними), и с каждой из этих сфер ассоциировались определенные божества. К богам неба относился Варуна; к богам земли - Агни и Сома. Строгой иерархии богов не существовало; обращаясь к конкретному богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов. Творьцом всего: богов, людей, земли, неба, солнца - было некое абстрактное божество Пуруша. Всего вокруг- растения, горы, реки - считалось божественным, чуть позже появилось учение о переселение душ. Ведийцы верили, что после смерти душа святого отправляется в рай, а грешника в страну Ямы. Боги как и люди способны были умереть.

Многие черты ведизма вошли в индуизм, это был новый этап в развитии духовной жизни т. е. появление первой религии.

§ 2. Индуизм.

В индуизме на первый план выдвигается бог - творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм), деление на варны; он - каратель неверных и грешников. Вишну - это бог охранитель; Шиву - бог - разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появление двух направление в индуизме- вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран- главных памятников индуистской мысли сложившейся в первом веке нашей эры.

В ранних индуистских текстах говорится о десяти оватарах (низхождениях) Вишну. В восьмом из них он предстает в облике Кришны- героя племени Ядавов. Это оватара стала излюбленным сюжетом, а ее герой персонажем многочисленных сочинений. Культ Кришны такую популярность, что из Вишнаизма выделилось одноименное направление. Девятая аватару, где Вишну предстает в виде Будды - результат включения в индуизм, буддистских представлений.

Большую популярность очень рано приобрел культ шивы, который в триаде главных богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с разными качествами - он и божество плодородия аскет, и покровитель скота, и танцор- шаман. Это говорит о том, что в ортодоксальный культ Шивы примешались местные верования.

Индийцы считали, что индуистом нельзя стать им можно только родится; что варна- социальная роль предопределена навсегда и менять ее это грех. Особую силу индуизм набрал в средние века став основной религией населения. «Книгой книг» индуизма была и остается «Бхагавадгита» часть этической поэмы « Махамхарата», в центре которой - любовь к богу и через это - путь религиозному освобождению.

§ 3. Буддизм.

Значительно позднее чем ведизм Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно, но то что Будда реальное историческое лицо - это факт.

Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении - в буддизме она именуется «нирваной». Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным заповедям. Жизнь - страдания, которое возникает в связи с желанием, стремлением к земному существованию и его радостям. Поэтому следует отказаться от желаний и следовать «восьмеричному пути» - праведным взглядам, праведному поведения, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению. В буддизме огромную роль играла этическая сторона. Следуя «восьмеричному пути» человек должен полагаться на самого себя, а неискать помощи извне. Буддизм не признавал существование бога творца от которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий человека заключается в его лично ослеплении; неспособность отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного «я» можно достичь нирваны.

К периоду маурьев в буддизме оформились два направления: стхавиравадины и махасангики. Последнее учение легло в основу махаяны. Древнейшие махаянские тексты появляются еще в первом веке до нашей эры. одним из важнейших в доктрине махаямы является учение о ботхисатве-существе способное стать буддой, приближающееся к достижении нирваны, но из сострадания к людям в нее не вступающие. Будда считался не реальным человеком, а высшим абсолютным существом. И будда и ботхисатва являются объектами почитания. Согласно махаяне, достижение нирваны происходит посредством ботхисатв и из-за этого в первом веке нашей эры монастыри получали щедрые подношения от сильных мира сего.

Отношение к миру в индо-буддийской культуре противоречиво. В учении о сансаре он рисуется ужасным, полным страданий и боли. Куда вы не посмотрите везде стремления и страсти, пустота и зной разрушительных желаний. »Мир полон связи и изменений. Все это и есть сансара». Человек, живущий в мире сансары должен ориентироваться на сочетание четырех этических норм. Тхарма-важнейшая часть основного морального закона, который направляет жизнь вселенной, определяет долг и обязанности людей различных каст; Артха - норм практического поведения; Кама- ценности удовлетворения чувственных побуждений; Мокша - учение о том, как избавиться от сансары. Не отвечая злом на зло, твори добро, будь терпеливым- таковы нравственные ориентиры древней индии.

2. Философия, литература, лингвистика Древней Индии

В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Наиболее известная школа древнеиндийских материалистов была локаята. Локаятики выступали против основных положений религиозно-философских школ, против религиозного «освобождения» и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Большим достижением древнеиндийской философии было атомистическое учение школы вайнишика. Школа санкхья отразила многие достижения в науке одним из крупнейших древне- индийских философов был Начартжуна, выступивший с концепцией всеобщий относительности или «всеобщей относительности» или» всеобщей пустоты», а также заложивший основы школы логики в Индии. К концу древности наибольшим влиянием пользовалась идеалистическая школа веданта, но не малую роль играли рационалистические концепции.

Средневековая Индия - страна развитой культуры, фундамент которой закладывался с глубокой древности. Средневековая культура страны формировалась под влиянием многих факторов, среди которых главным оказалось иноземное мусульманское влияние. В эпоху мусульманского господства родилось национальное сознание индийского народа, оформилась общность индийской культуры и религии

17.1. Раджпутский период

Общая характеристика периода

В эпоху Средневековья Индия вступила в VII в. раздробленной на ряд мелких государств, которые образовались после недолгого господства кочевников-эф-талитов, уничтоживших империю Гуптов. Эпоха Гуптов стала восприниматься как золотой век индийской культуры. Однако обособления районов и упадка культуры в феодальных центрах не произошло из-за развития портовой торговли. В результате слияния пришлых народов с местным населением возникла компактная этническая общность раджпутов, возводивших свои родословные к кшатрийским Солнечной, Лунной и Огненной династиям. Под эгидой раджпутских кланов оформилась система устойчивых политических центров - Северная Индия, Бенгалия, Декан и крайний юг (VII-XII вв.).

Религиозные воззрения

Раздробленность страны и кастовое неравенство ее жителей поддерживала религия - индуизм, вобравшая в себя многие древнеиндийские культы. В период раздробленности индуизм окончательно взял верх над буддизмом. В Х-XII вв. последние очаги буддизма, вытеснявшегося в страны Юго-Восточной Азии, угасали в Кашмире, Бихаре и Бенгалии, а к XIII в. буддизм в Индии и вовсе перестал существовать. На юге страны прочно утвердились джайны, которые пользовались поддержкой многих царствующих династий.

Идеологическим центром религии вплоть до XIII в. оставался г. Мадураи, оказывавший огромное влияние на культуру. В VIII в. в Индию переселились, спасаясь от преследований мусульманских завоевателей, парсы (то есть персы), последователи пророка Заратустры, потомки иранских зороастрийцев. Объявленные мусульманскими правителями Средневекового Ирана неверными, парсы вплоть до XII в. мигрировали на западное побережье полуострова Индостан, где и осели, сделав порт Сурат своим центром.

Определяющую роль в утверждении индуизма в Индии сыграли шиваизм (поклонение Шиве, одному из трех лиц индуистской Троицы, наряду с Брахмой и Вишну) и деятельность философа Шанкарачарьи (788-820), способствовавшего основанию шиваитских монастырей по всей Индии. В XI в. философ Рстануджа (? - 1137) дал теоретическое обоснование течению бхакти, поставив в центр идею любви к Богу и показав возможность прямого, без обрядов и жрецов, эмоционального контакта с Ним. Это послужило импульсом для развития вишнуизма (поклонение Вишну, в том числе одной из наиболее популярных его персонификаций - Кришне). Роль первого лица индуистской Троицы (Брахмы) была оттеснена на второй план. Он все больше стал ассоциироваться с Вишну и изображался сидящим на лотосе, который вырастал из пупа покоящегося Вишну.

Шива и его жена Парвати

При отсутствии канона, церкви и догматики общим для индуистских сект было учение о долге, поступках, непричинении вреда живым существам и обряд поднесения цветов и плодов богам. Течение бхакти было широко распространено географически и этнически и наименее организованно в социальном плане. С ним связаны «взрыв» храмового строительства и установление регулярного храмового богослужения, а также расцвет гимнотворчества.

Особенностью религиозной жизни Индии эпохи Раннего Средневековья стало широкое распространение тантризма (от «тантра» - система, традиция, текст), берущего свои истоки в древнейшем культе Великой Богини-Матери (Дэви). Этот животворный мифологический образ, вошедший в официальный индуистский пантеон в облике супруги Шивы (под разными именами), был широко популярен в Индии, но особенно почитался в Бенгалии и на дравидском юге. Тантризм отождествляет мироздание с телом человека, обоготворяет женщину, допускает для особо зрелых духом ритуальное снятие обычных социальных и религиозных запретов во имя высших целей. Тантризм имел множество верных почитателей, особенно из среды женщин.

Культура Древней и Средневековой Индии - одна из самых интересных тем для тех, кто хочет узнать что-то действительно необычное и экзотическое. Дело в том, что традиции этой страны настолько отличаются от всего, что можно увидеть в мире, что сперва даже не верится, что все это происходило на нашей планете. Однако затем, когда приходит осознание, что эти люди жили и продолжают жить с нами на одной Земле, появляется вопрос: «А много ли мы знаем о человечестве?»

Попробуем разобраться, что же собой представляла культура Древней Индии. Кратко, но максимально подробно постараемся раскрыть данную тему.

История страны

Культура Древней Индии делится на два этапа: хараппский и индоарийский.

О первом из них наши знания сегодня весьма скудны. Так, ученые могут лишь утверждать, что первая цивилизация, находившаяся на территории полуострова Индостан и Пакистана, была невероятно развита для своего времени. Местные жители имели водопровод, тщательно распланированные города и обладали письменностью. И все это за 2000 лет до нашей эры!

К сожалению, никаких полноценных литературных источников эти древние предшественники индусов нам не оставили. Представление об искусстве хараппов мы имеем только благодаря миниатюрным скульптурам, которые сделаны с невероятной детальностью и точностью. К сожалению, и их осталось не так много. Сегодня найти такую скульптуру для археолога означает огромный успех. Сама же цивилизация хараппов бесследно исчезла по неизвестным нам причинам.

Скорее всего, она была уничтожена по причине быстро меняющимся в то время климата. Также исчезновение хараппов могли повлечь действия кровожадных племен кочевников, объединенных общим именем «арии». К слову, очень быстро они осели на полуострове Индостан и стали задавать на нем новый культурный тон.

Все, что мы знаем об ариях, дошло до наших дней в виде написанных ими «Ведах». Это один из древнейших литературных источников в мире. И хотя история Древней Индии в ней приобретает больше религиозный оттенок, эта книга остается для нас единственной возможностью заглянуть в прошлое.

В те времена единого государства Индия не существовало. Впервые все города-царства, которые находились на территории полуострова в первом тысячелетии до н. э., объединились для борьбы с Александром Македонским. Кстати, именно благодаря отражению нападения этой мощной армии культура Древней Индии осталась столь самобытной. Ведь ей так и не сделали «инъекцию» античности, которую сполна получили персидские народы.

Позже полуостров многократно разделялся различными захватчиками и самовлюбленными царьками. Именно нежелание индусов становиться одной сверхдержавой и стало основной слабостью во время экспансии Британской Империи.

К счастью, благодаря стараниям Ганди и его сторонников, сейчас на карте мы имеем одно цельное индийское государство.

Кастовая система

Жизнь в Древней Индии была настоящим испытанием смиренности духа. Дело в том, что те самые арийские «Веды» создали уникальное правило социального распределения благ и прав внутри культуры. Эта система получила название кастовой. Всего в этом делении присутствует четыре группы - как их называют индусы, варны.

К первой и наиболее почитаемой группе относятся жрецы. Для индуса они были не только связью с богами, но еще и лекарями, мудрейшими мужами, к мнению которых стоило обязательно прислушиваться.

Вторыми по важности становились воины (только профессиональное многочисленное сословие, а не ополчение).

К третьей группе относились простые люди - разнообразные ремесленники, купцы и крестьяне. Все они были свободными и могли распоряжаться своей судьбой как угодно (в рамках своей варны, само собой). Это была наиболее многочисленная, основная каста.

К четвертой группе относились рабы и военнопленные, которые были в каждом древнем государстве. Они, ясное дело, толком и за людей не считались - это были низшие существа, навсегда обреченные на труд и страдание.

С течением времени кастовая система развивалась и обрастала новыми подвидами, но все они появлялись в рамках одной из четырех варн. Особенности культуры Древней Индиипоявились благодаря той философии, которой объяснялось подобное деление: считалось, что каждый рожденный на земле человек имеет свою роль и не имеет права ее менять, раз боги уготовили ему подобную судьбу. Из варны в варну перебраться было нелегко, особенно если идет речь идет о подъеме вверх по социальной лестнице. Хотя даже падения не всегда приходилось опасаться: редкий правитель после завоевания земель менял людей, делая жрецов рабами. Это рассматривалось как вызов богам и попытка разрушения хрупкого мирового порядка, который поддерживался благодаря четко отложенной системе.

Индуизм

Религия и культура Древней Индии переплетены друг с другом так, что фактически невозможно рассматривать их порознь. Ведь весь жизненный уклад и культура жителей полуострова держится на вере.

Наиболее распространенная религия Индии - индуизм. Основы этой веры заложены еще в «Ведах», и именно благодаря ей была установлена система каст. Ее необходимость объяснялась постоянным действием «колеса перерождения душ», или «сансары». Считалось, что то, в какую варну человек попадет при следующем рождении, зависит от кармы, которую он приобрел в течение жизни - плохой или хорошей.

Примечательно, что в западной традиции теория кармы трактуется неверно с точки зрения индуизма, потому что работает она исключительно в кастовой системе, а не базируется на понятии «добро» и «зло». То, что для раба добродетель (например, подчинение) и станет плюсом для него во время перерождения, может быть абсолютным минусом для царя. То есть, карма зависит, прежде всего, от того, насколько добросовестно человек выполнял свою роль в обществе.

Столько парадоксов не имеет ни одна культура древних цивилизаций. Индия вместе со своей религией уверенно занимает первое место в этом списке, ведь в ее религии присутствует одновременно монотеизм, политеизм и тотемизм. Это звучит дико для европейского человека. Но последователи индуизма спокойно объясняют это: есть один, верховный бог Вишну, он всеведущ и всемогущ. Он находится вне сансары, а в нее попадает в различных образах, которые и являются остальными богами, или, как их называют, аватарами. Но и это не все, ведь конкретно на землю, в наш материальный человеческий мир, Верховный Бог через своих аватаров спускается в образе животных: обезьяны, коровы, кобры.

То есть кому бы не поклонялся адепт религии, он в любом случае служит Вишну. Именно это объясняет, почему история культуры Древней Индии почти не имеет религиозных конфликтов. Тот же Будда, о котором пойдет разговор далее, воспринимался в индуизме как очередной аватар Вишну.

Буддизм

История Древней Индии также рассказывает нам про появление одной из трех мировых религий - буддизма. По сути, истоки этой веры тоже необходимо искать в индуизме, поскольку основная идея «колеса перерождения» пришла именно оттуда.

Другой вопрос: как его представили в своей вере буддисты. В первом тысячелетии до н. э. в Индии возникла новая идея поиска спасения из цикла бесконечных перерождений и зависимости от кармы. В стране в гигантском количестве стали появляться аскеты и отшельники, искавшие истину всеми возможными способами.

Среди них выделялся Сиддхартха Гаутама - принц небольшого индийского государства, который, прожив большую часть своей жизни в роскоши, сбежал из дворца для выяснения природы человеческих страданий. Через 7 лет скитаний, подробности которой нам известны из легенд, он нашел просвещение.

Вместе с его открытием изменилась и культура древней Индии. Кратко пересказать взгляд на мир через призму буддизма можно так: человек по определению обречен страдать, находясь в бесконечном колесе самсары. Однако спасение возможно. Называется оно «нирвана» и является состоянием покоя человеческой души, отказом от всех страстей. Именно в постепенном отказе от эмоций и желаний и лежит секрет спасения. Когда человек доходит до состояния нирваны, он становится просвещенным, то есть Буддой. Им может быть каждый, и для этого не обязательно рождаться каким-то сверхчеловеком или царем. Эта религия уверяет нас, что спастись может каждый, вне зависимости от кастовой системы, надо только захотеть и приложить усилия.

Также буддизм учит человека философии «среднего пути»: ни в чем нельзя ударяться в крайности, всегда стоит искать нечто в центре. Как правило, именно так находится истинный ответ на вопрос. Вообще назвать все это «религией» в традиционном смысле этого слова очень сложно. Это, скорее, философское течение, имеющее свои монастыри и крепкую традицию.

Буддизм абсолютно не занимается природой вопроса высшего существа - его в этой религии просто нет. Но если человеку хочется верить во Всевышнего, двери в буддийский храм для него все равно открыты: философия Будды официально не принимает и не отвергает присутствие Бога в мире, оставляя это на личное рассмотрение каждого.

Научные знания

Следует отметить, что Древняя Индия характеризуется не только своей самобытной культурой, но и развитой наукой. Так, эта страна испокон веков славилась своей математикой и астрономией.

Местные звездочеты еще в начале I века н. э. утверждали, что Земля является шаром, вращающимся как вокруг своей оси, так и вокруг Солнца. А те самые цифры, которые у нас принято называть арабскими, на самом деле пришли к нам через Персию из Индии, где их и придумали. Кроме того, ученые этой страны были первыми, кто ввел в математику понятие нуля, абсолютной пустоты. До них никто не додумывался до этого - ибо зачем считать то, чего нет.

В своей науке индусы прежде всего развивали абсолютно практические знания, связанные с календарным подсчетом времени, хирургическими операциями и созданием лекарств. Однако дальше необходимого, например, в ту же анатомию, они никогда не углублялись. А все от того, что каждый индус ставил перед собой цель познания мира через философию, которая отводилась в отдельную категорию.

В отличие от того же Китая, государство Древней Индиипочти не имело известных изобретателей. Наука здесь существенно отличалась от того, что подразумевается под этим термином в остальном мире. Прежде всего наука у древних индусов представляла собой познание натуры и души человека, а не, к примеру, физику и арифметику. Тот же ноль появился исключительно в контексте поиска душевного равновесия.

Литература

Художественная культура Древней Индии с точки зрения литературы базируется, прежде всего, на различных сакральных текстах.

Первый из них и наиболее важный - это уже упомянутые «Веды». Сюжетно они рассказывают о борьбе ариев за выживание на территории полуострова. «Веды» делятся на четыре равнозначные части: жертвенные формулы, магические заклинания, песни и религиозные гимны. Эта книга является самым древним литературным источником Индии, однако в письменном виде она появилась гораздо позже. По крайней мере, представители жреческой варны знали тексты наизусть гораздо раньше, чем они появились на бумаге.

Также искусство пера в древнем государстве было представлено различными эпическими произведениями, самые известные из которых - это «Махабхарата» и «Рамаяна», поэмы о путешествии двух аватаров Вишну. Однако большая часть текста в этих произведениях далека от основных сюжетных линий и является пересказом мифов и легенд, а также различных древнеиндийских притч.

Вообще литература этого государства в древние времена в основном была построена исключительно на притчевой форме или баснях. Благодаря этому она совмещала в себе моральные нравоучения и некий религиозный смысл.

Кроме того, индийская литература была богата на различные трактаты религиозного толка, хотя слово «религия» в нашем понимании не применимо к вероисповеданиям древних жителей полуострова. В этих произведениях разбирались и анализировались основы буддийского и индуистского мировоззрения.

Изобразительное искусство и архитектура

Художественная культура Древней Индии неразрывно связана с архитектурой и изобразительным искусством. И дело тут, прежде всего, в невозможности для нас узнать, как именно жили самые древние народы полуострова. Их картины, скульптуры и здания в основном были сделаны на деревянной основе, а потому просто не пережили испытание временем в несколько тысячелетий.

Для нашего взгляда индийская архитектура раскрывается только начиная с I тысячелетия н. э., когда буддисты начали использовать камень для создания ступ. Это сакральные объекты, в которых, по поверьям, хранятся материальные части Будды - например, его волос. По всей Индии подобных сооружений довольно много, и они создают наше основное впечатление об индийской архитектуре. Для местных жителей они представляют собой то же самое, что для православных - храм.

Традиция скульптуры до нас тоже дошла, начиная с того времени, исключая те небольшие скульптурки хараппской эпохи, о которых упоминалось ранее. По факту же весь мир знает гигантские статуи Будды возле храмов и изображения пророка, выбитые в скалах. Кроме того, у индусов большим почетом пользуются статуэтки различных воплощений Вишну, которые они расставляют в своих домах и алтарях. Однако четкого понятия скульптуры как искусства, лишенного религиозной направленности, потомки ариев не имеют.

Изобразительное искусство Древней Индии дошло до нас благодаря пещерам-монастырям. Местные жители никогда не пользовались холстом и бумагой для живописи, избирая для этого каменные стены. Поэтому сходить в галерею древнеиндийского рисунка не получится, а для того, чтобы увидеть работы художников, придется объездить всю страну. И, опять-таки, сюжетно-бытовая тематика в этом виде творчества почти не нашла отражения: основой его были притчевые истории из буддийской и индуисткой мифологии.

Театр

Самостоятельные достижения культуры Древней Индии в вопросах театра куда меньшие, чем у, к примеру, японских представлений. В основном это связанно с тем, что от первобытного разыгрывания сценок взаимоотношений богов и мифов представления местных жителей не ушли. В итоге они так и не заимели серьезной и многослойной драматургии, которой славится европейская традиция.

Основа индийского спектакля - это зрелище, музыка и хореография. Многие выступления абсолютно пластичны и не имеют текста. Главное для театра в индийской культуре - это зрелищность и поучительная (с точки зрения их философии) мораль.

Яркий пример подобного вида представлений - широко известный театр теней, который дал возможность без проявления особых декоративных изысков показать все мистичность природы богов. В этом фактически заключается индийский вариант представлений - минимальное число выразительных средств, которые созданы исключительно для донесения одной мысли и передачи философии.

Индийская музыка возникла в том же контексте, что и театр, и неразрывно связана с ним. Сложно сказать, существует ли некое самостоятельное направление - в основном все эти этнические напевы и мелодии являлись просто дополнением к спектаклям и не воспринимались индусами как отдельное искусство.

Влияние индийской культуры

Многие века Индия сама «варилась» в котле своей культуры и дополнялась лишь влиянием народов, живших по соседству. Однако в XX веке европейцы открыли для себя самобытность обычаев этой страны.

Сейчас огромное количество западных людей вовлечены в изучение предмета «культура Древней Индии». Они пользуются ее философскими и эзотерическими достижениями, увлекаются буддизмом и различными его ответвлениями.

Система обеспечения своего тела и духа правильными нагрузками, названная йогой, сейчас вышла далеко за пределы ореола обитания отшельников. Теперь подобная практика стала мировым достоянием. Школы йоги открыты почти в каждой цивилизованной стране мира.

Также многие люди, чей дух озабочен поиском истины, находят успокоение благодаря религиозным достижения культуры Индии. Те же «Веды», как наиболее старый религиозный текст в мире, для многих становится настоящим открытием, поскольку кажется, что через него можно увидеть истинную сущность божественного начала.

Понятное дело, что культура Индии очень изменилась, и не все западные народы понимают ее правильно. Та же карма, как уже было сказано, в своем оригинальном мире просто в теории не может существовать до тех пор, пока не используется кастовая система общества.

Заключение

Многих сегодня интересует история и культура Древнего Востока. Индия же занимает в этой теме особое место. В культуре этой страны существует множество традиций и практик, которые могут быть неправильно поняты нами. Однако необходимо знать, что все это возникло не от хорошей жизни: парадоксальный комок, называющийся «культура и искусство Древней Индии», был продиктован индусам самой их жизнью и необходимостью как-то объяснять сложности существования.

Сейчас индийская культура стремительно модернизируется, изменяется на западный манер. Кастовая система в цивилизованных больших городах исчезла. Однако она все еще остается уникальной и необходимой для изучения тем людям, которые желают расширить свой кругозор. Особенно же рекомендуется изучать ее тем, кто пытается найти в мире хотя бы какую-то точку опоры и спокойствия, а предложенные западной традицией способы не помогают.