Девятый вал история создания. Описание картины «Девятый вал» И.Айвазовского

13. К картине И. К.Айвазовского «Девятый вал»
Размер картины – 221 х 332 см.
http://www.stihi.ru/2015/07/31/474

Талант от Бога в каждом вложен,
Сумей ты сам его встревожить...

Только трудолюбием и своим мастерством Иван Константинович Айвазовский написал в 1850 году во второй половине дня (РМ) «Девятый вал» – одну из самых знаменитых картин русского художника-мариниста, которая вошла в сто самых великолепных картин мира как мировой шедевр! Красивая глазурь морских волн с воздушной пеной отражает солнечные блики, окутанное облаками солнце создаёт ощущение покоя и гармонии с природой, – что значит импровизация, в природе такого не встретишь. Не оторвать глаз... Какое буйство стихии!.. Потрясающе! Настолько проникаешься этим зрелищем, что будто слышишь шум бушующего моря... рокот волн... крики и стоны потерпевших кораблекрушение... ощущаешь соль морской воды на губах, чувствуя ужас происходящего!
Шторм? Так бывает и намного сильнее. Я очевидец шторма, – когда всё море покрывается пеной, – видимость нулевая. А на картине – я так поняла, что всё уже заканчивается. Даже солнце, как надежда на выживание, появилось.
Но не каждому известно, что картина «Девятый вал» написана, как и многие его картины, во второй половине дня. Он работал в мастерской, которая находилась в северной части его дома в Феодосии, куда доступ солнечным лучам и белому свету открывался только к трём, а может быть, и позже, во второй половине дня. Также не каждому известно, что на написание этого шедевра, где он изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение, у художника ушло всего три часа. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них – девятый вал – готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты. Несмотря на то, что корабль разрушен и осталась только мачта, люди на мачте живы и продолжают бороться со стихией. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены. А также не каждому известно, что он написал несколько подобных «Девятому валу» картин, придвигая ракурс ближе или дальше вместе с людьми, или же в разное время суток, показывая меняющийся фон: в ночь, в день и на рассвете, – и разноцветный тон восхода, создавая видимость движения людей, борющихся со стихией за жизнь, по разбушевавшимся волнам. И если собрать все картины вместе, вы увидите передвижение людей, изнурённых борьбой за выживание, в течение нескольких суток...
Картина «Девятый вал» восхищала всех созерцающих её ещё ранее в Феодосии в музее Айвазовского. Не верилось, что это рукотворно. Некоторые даже заглядывали за картину, чтобы убедиться, что это не подсветка, а дело в таланте художника. И в то, что человек своими руками создал эту картину, до сих пор не верится.
Неповторимое искусство Айвазовского, оригинал «Девятый вал», находится в музее Ивана Айвазовского в городе Феодосии. По данным интернета, в Эрмитаже существует копия. Хотя на самом деле, где копия, а
где оригинал, неизвестно, – а может быть, всё это подлинные картины, потому что он писал их несколько. И все, посмотрев на неё, перенесут любовь с картины к мастеру живописи.
Художник-живописец Иван Айвазовский несколько раз, наслаждаясь, писал эту картину в любое время суток, вблизи и издалека.... разными оттенками, в зависимости от времени дня. Ведь героям картины долго пришлось плыть, чтобы добраться до берега... но я выбрала самую, на мой взгляд, хорошую, которая долго оставалась в памяти с детства.

«Девятый вал» И.К.Айвазовского
Размер картины - 221 ; 332 см

Ольга!Спасибо!А как можно было всё запомнить утром или же днём,чтобы писать картины наизусть у себя в кабинете после трёх часов...когда в его кабинет только всходило солнце...это талант мариниста на все эпохи...с уважением,Нина

В этом году 29 июля исполнилось 199 лет со дня рождения выдающегося русского художника Ивана Айвазовского. За 82 года своей плодотворной жизни он создал около шести тысяч работ. Айвазовский прежде всего известен как мастер изображения безграничного морского пространства. Постоянно меняющаяся среда на его полотнах выглядит так живо, что зрители как будто слышат шум волн.

Российский маринист, живописец Главного морского штаба был известен в Европе, Парижский Совет Академий наградил его золотой медалью. Художник Иван Крамской говорил о маринисте: «Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины, во всяком случае; и не только у нас, а в истории искусства вообще».

Скопив немалый капитал благодаря популярности своих работ, Иван Айвазовский стал заниматься благотворительностью в своем родном городе Феодосии. Прославленный маринист был инициатором строительства железной дороги «Феодосия – Джанкой», художник открыл школу искусств и картинную галерею, делал пожертвования на благоустройство города, занимался вопросами устройства водопровода в Феодосии и охраны памятников Крыма. При жизни Айвазовского Феодосия стала чуть ли не главным центром живописной культуры на юге России.

Свои картины художник писал не с натуры, а по памяти, используя схематичные рисунки. Не стала исключением и, наверное, самая известная картина Айвазовского «Девятый вал» (холст, масло 221х332 см). Маринист написал ее в1950 году. Критики считают эту картину самым ярким произведением русской живописи романтического направления. Айвазовский изобразил море после сильнейшего шторма. Нескольким людям удалось спастись, зацепившись за обломок мачты, но на них вот-вот обрушится огромная волна – девятый вал, который у моряков считается самым разрушительным. Но теплый свет неба дает зрителям надежду, что выжившим после шторма удастся спастись. Существует легенда, что Айвазовский написал собственное приключение в Бискайском заливе. В 1944 году он потерпел кораблекрушение и чудом уцелел.

Иван Айвазовский «Девятый вал»

Картина «Девятый вал» выставлялась в Петербурге, затем в Москве. Работу приобрел император Николай I для Эрмитажа. Позже картина была передана в Русский музей, где находится до сих пор. Специально для выставки к 200-летию Ивана Айвазовского «Девятый вал» перевезли в Третьяковскую галерею. Экспозиция, в которую вошли около 150 живописных и графических произведений, будет работать с 29 июля по 20 ноября.

Три интересных факта об Иване Айвазовском

* У художника были армянские корни, его настоящее имя Ованнес Айвазян.
* Первая жена Айвазовского англичанка Юлия Гревс, которая родила живописцу четыре дочери, ушла от него. Причиной было то, что Юлия хотела жить в столице, а художник – в Крыму. Кстати, несколько внуков Айвазовского тоже стали художниками.
* В собрании воронежского музея им. И. Н. Крамского хранится две картины Ивана Айвазовского «Морской вид» и «Корвет в тумане».

Описание

«...он моментально изобразил качающийся на волнах корабль, и одним движением кисти дал ему полную оснастку. Картина была готова и подписана. Один час пятьдесят минут тому назад был чистый холст. Теперь на нем бушует море...» Так вспоминали современники о творческом процессе Ивана Константиновича Айвазовского.
Достоевский назвал художника «мастером без соперников» и сравнил его с французским писателем Дюма-отцом – по плодовитости и стремительности дарования. Удивительным образом судьба столько подарила одному человеку: талант импровизации и невероятную трудоспособность, признание публики и внимание сильных мира сего. И при этом – возвышенную романтическую душу, щедрое сердце и долгую-долгую жизнь. Жизнь, после которой осталось имя, подобное знаку или символу, но при этом понятное и знакомое каждому: АЙВАЗОВСКИЙ.


Картина «Девятый вал» была написана в 1850 году. Художник использовал народное поверье о том, что, в общем ритме накатывающихся волн, одна всегда больше по размерам и несет особую опасность. В представлениях многих мореплавателей самым сокрушительным была - девятая волна. Герои Айвазовского, противостоят этой страшной волне с отчаянным мужеством и верой в спасение. Как только художник выставил картину в Москве, она была тут же признана абсолютным шедевром, о ней начали складываться легенды. А спустя полтора столетия родилась новая - удивительная – легенда…
Впервые эту картину Айвазовского показали в Японии при открытии в Токио нового тогда музея «Фуджи музей». А в 2003 году, в год 30-летия музея, администрация провела опрос среди посетителей: какое из произведений, виденных ими за эти тридцать лет, больше всего запомнилось? И японские зрители дружно ответили: "Девятый вал» Айвазовского". Вот так картина русского художника оказалась на юбилее Фуджи - музея.
После Токио полотно переехало в город Кобэ, где картину ждали с особым нетерпением. Девять лет назад в Кобэ случилось страшное землетрясение. Половина города была разрушена, погибли тысячи людей. Японцы вообще любят Айвазовского, но именно эта его картина вызвала в душах людей, переживших недавно страшную трагедию, особые чувства - ассоциации с их собственной драмой, ведь на полотне тоже было изображено стихийное бедствие и – попытка спасения.
«В луче света, который видят люди, спасающиеся на обломках корабля, японцы увидели надежду, - рассказала заместитель директора Русского музея по научной части Евгения Петрова. - На открытии зрители подолгу стояли у картины, многие плакали. И это было нам лучшей наградой за решение показать "Девятый вал" в Японии».
Н. Жукова

Все от мала до велика знают, кто такой Айвазовский. Он прославился тем, что писал удивительной красоты и силы морские пейзажи. Интересно, что художника привлекала непосредственно морская тематика, все картины, которые он написал, вызывают искреннее восхищение. Самой известной работой, которая, безусловно, является шедевром русской живописи, является «Девятый вал». Картина написала в 1850 году, но до сих пор привлекает в себе всеобщее внимание и собирает вокруг себя множество восторженных поклонников.

О чем картина, ее история

Романтической искусство особенно отчетливо видно именно в этой работе Айвазовского. Это означает, что картина описывает то, что сложно встретить в повседневности, то, что выходит за рамки обычного и способно удивить человека, оставить в нем след и действительно запомниться.

Прежде всего, картина показывает нам бурю, при этом не только в качестве природного явления. Это можно трактовать и как переизбыток эмоций, взрыв ощущений, которые вырываются наружу, которые невозможно держать в себе. О том, что картина действительно является шедевром, говорит и факт того, что после ее написания она практически моментально стала популярной.

Благодаря тому, что о картине все говорили, она была, как говорится, на слуху, произошли еще некоторые события:

  • Полотно попало к царю Николаю I.
  • Творчеством Айвазовского стал интересоваться знаменитый коллекционер Третьяков.

Последний начал наблюдать за творчеством художника-живописца, восхощался его умением писать и талантом. Он также просил Айвазовского о том, чтобы тот преподнес в подарок ему одну из написанных картин

Что хотел показать автор

Как известно, картина называется именно «девятый вал» потому что на ней изображен сильнейший шторм. Именно такой разрушительной силы ветер и называется на море девятым валом. На картине можно увидеть не сам шторм. Здесь изображено море, на котором только что был сильный ветер. Море беспокойное, оно не может оправиться от того, чтобы здесь было. Вместе с тем, море и небо дают понять, что надвигается что-то страшное. Небо здесь очень мрачное, присутствует в основном серый цвет всех его оттенков.

Судно, на котором плыли моряки, не уцелело, выжило лишь несколько людей, которые сейчас находятся на нескольких связанных между собой бревнах и пытаются хоть что-то привести в пригодное состояние. Волны неустанно бьются о плот, будто бы предупреждая моряков, что самое страшное еще только впереди.

Если судить по количеству разнообразных копий и репродукций, которых она удостоилась за время своего существования, то картина "Девятый вал" Айвазовского является одной из самых значительных в истории русской живописи. Трудно найти человека, которому бы она не была известна. Примечательна история этого произведения. Созданная в начале самостоятельного творческого пути, картина"Девятый вал" Айвазовского стала одной из безусловных вершин в его творчестве. Это была далеко не первая, но, безусловно, самая мощная работа выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств. Она была представлена публике в 1850 году. Впереди было ещё пятьдесят лет творчества и десятки грандиозных шедевров.

"Девятый вал", Иван Айвазовский. Сюжет картины

Здесь изображены люди, попавшие в исключительные обстоятельства. Они потерпели кораблекрушение и на обломке балансируют между жизнью и смертью. Буря, отправившая на дно их корабль, ещё не стихла. На них движется самая большая и страшная волна - легендарный Девятый вал. Волна надвигается на фоне неправдоподобной красоты солнечного заката. Этот образ самодостаточен в своей выразительности. Он давно стал общеизвестным и классическим. Каждый его может легко представить, услышав название картины и фамилию автора - "Девятый вал", Айвазовский. Описание словами здесь излишне. Остаётся молча застыть в восхищении перед творением великого мастера.

Картина некоторые факты из её истории

Это грандиозное полотно (размеры его превышают три на два метра) является одним из украшений Государственного Русского музея. Первым его собственником был Государь Император Российский монарх был не единственным поклонником этого шедевра. Широкая публика была потрясена виртуозным мастерством Ивана Айвазовского. Игра света и тени, глубина неба и иллюзорная прозрачность на холсте мастера заставляли людей на выставках долгими часами стоять именно перед этим полотном. Картина "Девятый вал" Айвазовского остаётся и по сей день непревзойдённой вершиной русской живописи. По стилистическому и жанровому определению её, безусловно, следует отнести к романтизму. Здесь изображены люди в смертельном поединке и противостоянии с исключительными природными обстоятельствами. А это характерные признаки подобного

"Девятый вал" в обыденной жизни

Это произведение давно стало знаковым для нескольких поколений русской публики. Оно известно всем. Визуальный образ, созданный в середине девятнадцатого века талантом Ивана Айвазовского, бесконечно растиражирован и сопровождает людей с детства до глубокой старости. Само название этой картины успело отделиться от произведения и стать нарицательным обозначением. Его употребляют, когда хотят сказать, что чего-то очень много, и в этом можно утонуть. А саму картину люди по-прежнему любят. Её репродукциями украшают интерьеры жилищ и офисов, а нередко размещают и на самых неожиданных предметах быта, на одежде и нижнем белье.