Детям о душе. Раздаренная душа

Благодарю Виктора Рупасова за стихотворение <Душу дьяволу не продам>http://www.stihi.ru/2015/05/22/5765,которое стало моим вдохновением...

Душа Поэта возвышенная и огромная искрилась золотыми и серебряными искорками на голубом светлом фоне ауры. Она выделялась ярким светом в сумрачном мире, куда попал человек после смерти, очаровывая здесь всех присутствующих. С ней стало намного светлее, и люди или сущности со слабой искоркой души или малым свечением старались держаться к ней поближе – не так было страшно возле света, как в жутком и темном мире. Возле Поэта собиралось все больше и больше народу. Сущности отпечатывались в сумраке и становились рядом, идти от света никуда не хотелось. Поэт оглядел присутствующих и одобрительно закивал головой. <Вот и тут ко мне тянутся люди, так же как и в физическом мире, когда читали мои стихи.> Он попытался вспомнить хотя бы строчку из своих произведений, но тщетно, смертные переживания затупили совсем память. Но, вот проскользнула часть стихов, и он воспрянул духом, стараясь передать сущностям свои поэтические переживания. И,сразу его душа увеличилась почти вдвое и засияла еще ярче. Далеко было видно ее свечение и сущности, находившиеся в темном мире, увидели ее далекий свет и устремились к ней.
Демон никак не мог понять, почему сегодня нет в мире сумрака людей, только что покинувших физический мир. Все посланники его пришли пустые, без напуганных душ, злые и вредные.
-Ну, что там?- проговорил демон.
Он сверкнул огненными страшными глазами, из которых вылетели молнии. Шерсть на теле встала дыбом от негодования, длинные уши узкие и тоже обросшие шерстью мотались туда–сюда без ветра.
-Где души?- прорычал он.
Вот и последний посланец явился и тоже пустым.
-Ну?-демон грозно сверкнул глазами.
-В сумраке нет сущностей. Они все тянутся к свету души Поэта, которая озаряет округу на несколько метров.
-Откуда он взялся на нашу голову?
-Он, так же как и остальные, пришел к нам из мира физики, и у него огромная душа возвышенная и чистая. Она сияет и освещает округу яркими молниями света и добра. Именно к ней и стремятся все вокруг, в ее свет и любовь.
Демон побагровел от злости.
-Я сам поговорю с ним, с этим удивительным поэтом,-съязвил он.
Демон распустил черные крылья и устремился туда, где ярко манил к себе золотой искрящийся свет. Вот он встал перед огромной душой, которая искрилась теперь голубыми искорками света и счастья.
-Послушай, Поэт. Мне нужна твоя душа. Я тебе за нее дам все, что ты захочешь:драгоценности, славу, вторую жизнь…
-Зачем тебе душа поэта? Что ты с ней собираешься делать?- не удивился Поэт.
-Я дам тебе власть–власть над всем миром и людьми!
-Она мне не нужна, так же как и драгоценности, деньги, слава. Это у меня все было и при жизни. А еще мне люди отдали свою признательность и любовь… А это самое дорогое в нашей человеческой жизни!
Поэт огляделся вокруг и раскинул руки, обнимая присутствующих.
-Вон сколько у меня поклонников и пусть не все знают мои стихи, но душа притянула и их ко мне.
Люди зашумели и встали поплотнее к Поэту.
-Он наш,-люди пытались загородить поэта.-Его талант принадлежит людям, и мы его без боя не отдадим.
-Глупые, людишки,- прорычал демон. -Что вы будете делать, когда его душа померкнет или уйдет со мной? Вы останетесь в полумраке, дрожа от страха предо мной и своими грехами.
-Не бойтесь, люди,- проговорил Поэт. Я вам помогу. Я вас так люблю, что готов дать по кусочку света каждому в этом царстве сумрака, так же как я оставлял кусочки души в своих произведениях.
Он притянул к себе душу, искрящуюся последней искоркой добра и света, и обнял ее. Она вдруг всколыхнула ярким светом и озарила молнией округу. Еще и еще становились ярче души вокруг Поэта. Им уже не грозил никакой демон, с таким светом они могут долго путешествовать по мирам, пока не найдут светлого провожатого.
И только душа Поэта потихоньку меркла. Она теряла свой свет среди сущностей, которые смотрели со страхом на нее. И, вот она совсем погасла.
Мир сумрака стал темнее, и только вспышки душ людей светились в темноте как великий подарок Поэта!
-Ха-ха–ха,- засмеялся демон.-Глупый Поэт. Ты раздарил свою душу и поэтому мне больше не интересен.
Вот он с досадой распустил свои черные крылья и уже хотел взлететь.
Как вдруг прямо перед толпой проявилась изумительной красоты сущность. Она была такая яркая, что люди на мгновение ослепли. Когда они начали видеть, то поняли, что сущность переливается всеми цветами радуги. И, такое добро, и любовь шли от нее, что мир, в котором господствовал сумрак, стал еще намного светлее.
-Смотрите, это Ангел!-c восторгом проговорила одна из женщин, когда увидела искрящиеся светлые крылья за спиной у светящегося существа.
-Боже! Это же наш Поэт!
-Он, что теперь, Ангел?-люди от счастья просто засияли.
Демон пришел в ярость. Он шагнул навстречу Поэту, но неведомый свет обжог его крылья. Он, почувствовав запах гари и поспешил убраться прочь. Вскоре демон исчез из поля зрения.
-Вперед, друзья мои! У нас еще далекий и трудный путь,–сказал Поэт. -Не бойтесь, я вас прикрою,-и он распустил свои сияющие ярким светом крылья и закрыл ими души людей…

Эта теория была впервые озвучена выдающимся богословом христианства первых веков Оригеном. Являясь приверженцем античной , Ориген попробовал несколько переработать учения Платона, Пифагора и иных древних философов о душе, вложив в теорию христианский смысл. Так, Ориген утверждал, что Бог изначально множество душ, которые находились в созерцании Творца. Затем, по каким-то причинам, душам надоело заниматься созерцанием и они отклонились от этого.


Наиболее согрешившие души стали бесами, а наименее – ангелами. А когда был сотворен человек, в него вселились души «средней греховности». Это учение было отвергнуто Церковью в V веке, как противоречащее Священному Писанию. Если рассматривать посылание души в тело в качестве наказания, то тогда не было бы пришествия Христа в мир. Да и сам грех появился только при грехопадении людей.

Теория творения человеческих душ

Согласно этой , души творятся Богом из ничего для каждого отдельно взятого человека. В таком случае возникает вопрос о времени творения души. Существует два мнения. Первое – момент зачатия, второе – сороковой день. Церковь приняла учение о творении души в момент зачатия. Плюсы этой теории в том, что она показывает нематериальность души, поясняет ее высокое достоинство. Кроме того, можно объяснить разные таланты людей, сообразуясь с мыслью об индивидуальном творении душ Богом для каждого. Однако, и в этой теории есть . Она не объясняет путей греховности человеческой природы. Ведь, если душа творится Богом каждый раз из ничего, то откуда в ней берется грех? Сам грех заключен в воле, душе, а не теле. Получается некоторое несоответствие.

Теория рождения человеческих душ

Теория появляется в IV веке одновременно со вторым взглядом на человеческих душ. Так, предполагается, что душа человека «рождается» от своих . Образно говоря, души рождаются одна от другой, как огонь от огня или свет от света. Но и в этой теории есть минусы. Порой сложно объяснить качественное различие между детьми и их родителями. Или, например, человеку неизвестно от кого именно рождается душа – от души матери или отца, а, может быть, от обоих? Тут можно сказать, что человеку это неизвестно в меру незнания законов духовного мира, установленного Богом. положительной стороной можно назвать передачи греховности человеческой природы от родителей (первородный грех).


В настоящий момент времени Церковь принимает теории о творении душ Богом и рождения последних от родителей. Эти мнения дополняют друг друга и являют возможный взгляд на сущность человеческих душ. Для христианина следует знать, что в моменте происхождения души человек является соработником Богу. То есть, можно предположить, что духовную природу души человек получает именно от родителей, но уникальной личностью люди становятся при непосредственном воздействии Бога, который способен наделить человека различными талантами.

Размышления о душе человеческой. Из рассказов рыбака.
Костёр догорал, язычки пламени лениво слизывали хвоинки, брошенные неугомонным ветром на угли, от чьего таинственного мерцания не хотелось отвести взгляд. Усталость дня отступала, ощущение покоя, умиротворённости охватывало тело и душу, позволяя острее чувствовать свою слиянность с окружающим миром. Митрич, как мы все называли нашего наставника по рыбалке, вёл неторопливыё разговор с внуком, впервые оказавшемся с ним на этом озере.
- Вот ты спрашиваешь, что такое человеческая душа…Думаю, что и в различных словарях не удастся найти её точного определения. Душа, дух, духовность… Часто слышим мы эти слова, но не всегда над ними размышляем. Я считаю, что дух человека – это его собственное «я», его совесть, его сознание. Всё в нас определяется совестью, что мы выбираем, положительное или отрицательное, доброе или злое, идём к свету или во тьму. Поэтому для меня совесть – голос Бога внутри каждого из нас; если человек живёт по совести, значит у него светлая душа, значит он – духовная личность. Да, таких людей не часто встретишь, но мне посчастливилось.
Елена Ефимовна, бабушка Лена, была простой бесхитростной женщиной. Вокруг неё всегда находились люди, одним помогала сочувствием или советом, других покормит, чаем напоит, поделится копейкой, приютит. Никому не отказывала, часто говорила, что в войну ей люди добрые помогали, вот теперь и она это должна делать. Вот запомнившийся случай из её жизни, он поможет нам с тобой лучше понять, что же такое душа человеческая.
Была Елена ещё подростком, когда военное время оставило её без родителей, выживать надо было самостоятельно. Она с подружками частенько ходила по окрестным деревням, просила Христа ради, и люди подавали им кто хлебушка, кто оладушек, кто картошечки. Так было и на этот раз, собрали девчушки пропитание себе на два – три дня и хотели уже возвращаться, но решили зайти в последний дом. Хозяин, сидевший за починкой чьих-то сапог, встретил их виноватой улыбкой: «Уж простите вы меня, нечем угостить вас, разве только поделюсь картошечкой. Чиню обувь односельчанам, да платить им нечем, вот и перебиваемся, как можем.» Он откинул фартук с колен, потянулся за посудиной и девчушки увидели, что хозяин без ног, перемещается по комнате с помощью рук. А когда он подал им ковшик, в котором сиротливо лежало пять варёных картофелин, то Елену как будто током ударило, жалость затопила сердце, ни слова не сказав товаркам, а взяв их торбочку, развязала и вытряхнула содержимое ему на стол. «Вот возьмите, а мы ещё походим,» - сказала она. На глазах мужчины появились с трудом сдерживаемые слёзы.
С тем и вышли на улицу, на недовольство подружек она просто сказала, что они -то ходить могут, а ему нечем…
Вот такими моментами и определяется душа человеческая, способна ли она на проявление возвышенных чувств, наполнена ли добротой, порядочностью, любовью к людям.
А над озером расплескалось роскошной синевы небо, узорчатые облака прихотливо раскинулись на всём его пространстве. Облачное отражение этого чуда захватывало своей неповторимостью и удивительной глубиной. Хотелось думать, мечтать, жить…
Татьяна Иванищева

Одним из наиболее известных произведений Николая Васильевича Гоголя принято считать поэму «Мёртвые души». Над этим произведением о приключениях авантюриста средних лет автор скрупулёзно трудился в течение долгих 17 лет. История создания «Мёртвых душ» Гоголя по-настоящему интересна. Работа над поэмой началась в 1835 году. Изначально «Мёртвые души» задумывались как комическое произведение, но сюжет постоянно усложнялся. Гоголь хотел отобразить всю русскую душу с присущими ей пороками и добродетелями, а задуманная трёхчастная структура должна была отсылать читателей к «Божественной комедии» Данте.

Известно, что сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Александр Сергеевич кратко изложил историю о предприимчивом человеке, который продавал мёртвые души в опекунский совет, за что и получал немалые деньги. Гоголь писал в своём дневнике: «Пушкин находил, что такой сюжет «Мёртвых душ» хорош для меня тем, что даёт полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров» . Кстати, в те времена эта история была не единственной. О героях вроде Чичикова говорилось постоянно, поэтому можно сказать, что в своём произведении Гоголь отразил реальность. Гоголь считал Пушкина своим наставникам в вопросах писательства, поэтому первые главы произведения читал ему, ожидая, что фабула вызовет у Пушкина смех. Однако великий поэт был мрачнее тучи – слишком безнадёжна была Россия.

Творческая история «Мёртвых душ» Гоголя могла бы оборваться на этом моменте, однако писатель с энтузиазмом вносил правки, стараясь убрать тягостное впечатление и добавляя комичные моменты. В дальнейшем Гоголь читал произведение в семье Аскаковых, главой которой был известный театральный критик и общественный деятель. Поэма была высоко оценена. Жуковский тоже был знаком с произведением, а Гоголь несколько раз вносил правки в соответствии с предложениями Василия Андреевича. В конце 1836 года Гоголь пишет Жуковскому: «Всё начатое я переделал вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись.… Если я совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет!.. Вся Русь явится в нем!» Николай Васильевич всячески старался показать все стороны русской жизни, а не только негатив, как это было в первых редакциях.

Первые главы Николай Васильевич писал в России. Но в 1837 году Гоголь уезжает в Италию, где продолжает работу над текстом. Рукопись перенесла несколько правок, множество сцен были удалены и переделаны, а автору пришлось идти на уступки, чтобы произведение вышло в печать. Цензура не могла пропустить в печать «Повесть о капитане Копейкине», поскольку в ней сатирически изображалась жизнь столицы: высокие цены, произвол царя и правящей верхушки, злоупотребление властью. Гоголь не хотел убирать историю капитана Копейкина, поэтому ему пришлось «потушить» сатирические мотивы. Автор считал эту часть одной из лучших в поэме, которую легче было переделать, чем убрать вовсе.

Кто бы мог подумать, что история создания поэмы «Мёртвые души» полна интриг! В 1841 году рукопись была готова к печати, однако цензура в последний момент изменила своё решение. Гоголь был подавлен. В расстроенных чувствах он пишет Белинскому, который соглашается помочь с изданием книги. Через время решение было принято в пользу Гоголя, однако ему было поставлено новое условие: сменить название с «Мёртвые души» на «Похождения Чичикова, или мёртвые души». Это было сделано с целью отвлечь потенциальных читателей от актуальных общественных проблем, сделав акцент на приключениях главного героя.

Весной 1842 года поэма была напечатана, это событие вызвало ожесточённые споры в литературной среде. Гоголя обвиняли в клевете и ненависти к России, но на защиту писателя стал Белинский, высоко оценив произведение.

Гоголь вновь уезжает за границу, где продолжает работу над вторым томом «Мёртвых душ». Работа шла ещё более тяжело. История написания второй части полна душевных страданий и личной драмы писателя. К тому моменту Гоголь чувствовал внутренний разлад, с которым никак не мог справиться. Реальность не совпадала с христианскими идеалами, на которых был воспитан Николай Васильевич, и эта пропасть с каждым днём становилась всё больше. Во втором томе автор хотел изобразить героев, отличных от персонажей первой части, - положительных. А Чичиков должен был пройти некий обряд очищения, став на путь истинный. Многие черновики поэмы были уничтожены по приказу автора, однако некоторые части всё же удалось сохранить. Гоголь считал, что во втором томе совершенно отсутствует жизнь и правда, он усомнился в себе как в художнике, возненавидев продолжение поэмы.

К сожалению, Гоголь не воплотил свой изначальный замысел, однако «Мёртвые души» по праву играют свою очень важную роль в истории русской литературы.

Тест по произведению

Главное произведение Николая Васильевича Гоголя не только по масштабу и глубине художественных обобщений. Для этого автора работа над ним стала длительным процессом писательского и человеческого самопознания. Анализ "Мертвых душ" будет представлен в этой статье.

Гоголь заметил после публикации первого тома, что главный предмет его произведения - вовсе не уродливые помещики и не губерния, а "тайна", которая вдруг должна была раскрыться читателям в следующих томах.

"Бледное начало" грандиозного замысла

Поиски жанра, изменение замысла, работа над текстом двух первых томов, а также обдумывание третьего - это фрагменты грандиозной "постройки", осуществленной Николаем Васильевичем лишь частично. Проводя анализ "Мертвых душ", следует понимать, что первый том - это лишь часть, в которой намечены очертания целого. Это "бледное начало" труда, по определению самого писателя. Недаром Николай Васильевич сравнивал его с крыльцом, приделанным наскоро к "дворцу" губернским архитектором.

Как возник замысел произведения?

Особенности композиции и сюжета, своеобразие жанра связаны с углублением и развитием первоначального замысла "Мертвых душ". У истоков произведения стоял Пушкин. Как говорил Николай Васильевич, поэт посоветовал ему приняться за большое сочинение и даже подсказал сюжет, из которого хотел сам создать "нечто вроде поэмы". Однако не столько сам сюжет, сколько заключенная в нем "мысль" была "подсказкой" Пушкина Гоголю. Хорошо были известны будущему автору поэмы реальные истории, которые основаны на аферах с так называемыми "мертвыми душами". В юношеские годы Гоголя в Миргороде произошел один из подобных случаев.

"Мертвые души" в России времен Гоголя

"Мертвые души" - которые умерли, но продолжали числиться живыми до следующей "ревизской сказки". Только после нее они официально считались умершими. Именно после помещики переставали платить за них - особый налог. Существовавшие на бумаге крестьяне могли быть заложены, подарены или проданы, чем мошенники иногда пользовались, соблазнив помещиков не только возможностью избавиться от не приносивших дохода крепостных, но и получить деньги за них.

Покупатель "мертвых душ" при этом становился владельцем состояния вполне реального. Авантюра главного героя произведения, Чичикова, - следствие "вдохновеннейшей мысли", осенившей его, - опекунский совет даст за каждого крепостного крестьянина по 200 рублей.

Авантюрно-плутовской роман

Основу для так называемого авантюрно-плутовского романа давал "анекдот" с "мертвыми душами". Данная разновидность романа всегда была весьма популярной, поскольку отличалась занимательностью. Старшие современники Гоголя создавали произведения в этом жанре (В. Т. Нарежный, Ф. В. Булгарин и др.). Их романы, несмотря на довольно невысокий художественный уровень, при этом имели большой успех.

Видоизменение жанра авантюрно-плутовского романа в процессе работы

Жанровая модель интересующего нас произведения - это именно авантюрно-плутовской роман, как показывает анализ "Мертвых душ". Она, однако, сильно видоизменилась в процессе работы писателя над этим творением. Свидетельствует об этом, например, авторское обозначение "поэма", которое появилось после того, как общий план и главную идею скорректировал Гоголь ("Мертвые души").

Анализ произведения выявляет следующие интересные особенности. "Вся Русь явится в нем" - тезис Гоголя, который не только подчеркнул масштабность замысла "Мертвых душ" по сравнению с первоначальным стремлением "хотя с одного боку" показать Россию, но и означал вместе с тем коренной пересмотр жанровой модели, избранной ранее. Стали тесными Николаю Васильевичу рамки традиционного авантюрно-плутовского романа, поскольку он не мог вместить богатства нового замысла. Лишь в один из способов видения России превратилась "одиссея" Чичикова.

Авантюрно-плутовской роман, утратив ведущее значение в "Мертвых душах", остался при этом жанровой оболочкой для эпической и нравоописательной тенденций поэмы.

Особенности изображения Чичикова

Один из приемов, который используется в этом жанре, - тайна происхождения героя. Главный персонаж был в первых главах либо человеком из простонародья, либо подкидышем, а в конце произведения, преодолев жизненные препятствия, он оказывался вдруг сыном богатых родителей, получал наследство. Решительно отказался Николай Васильевич от такого шаблона.

Проводя анализ поэмы "Мертвые души", следует непременно отметить, что Чичиков является человеком "середины". Сам автор говорит про него, что он "недурной наружности", но и не красавец, не слишком тонок, но и не слишком толст, не очень стар и не очень молод. От читателя скрыта история жизни этого авантюриста вплоть до заключительной, одиннадцатой главы. В этом вы убедитесь, прочитав внимательно "Мертвые души". Анализ по главам выявляет тот факт, что предысторию автор рассказывает лишь в одиннадцатой. Решившись это сделать, Гоголь начинает с того, что подчеркивает "пошлость", заурядность своего героя. Он пишет о том, что "скромно" и "темно" его происхождение. Николай Васильевич вновь отвергает крайности в определении своего персонажа (не подлец, но и не герой), но останавливается на главном качестве Чичикова - это "приобретатель", "хозяин".

Чичиков - "средний" человек

В этом герое, таким образом, ничего необычного нет - это так называемый "средний" человек, в котором Гоголь усилил черту, многим людям свойственную. Николай Васильевич видит в заменившей все остальное его страсть к наживе, в погоне за призраком легкой и красивой жизни проявление "человеческой бедности", скудости и духовных интересов - всего того, что многими людьми столь тщательно скрывается. Анализ "Мертвых душ" показывает, что Гоголю понадобилось жизнеописание героя не столько для того, чтобы раскрыть в конце произведения "тайну" его жизни, сколько чтобы напомнить читателям, что это не исключительный человек, а вполне заурядный. Любой может обнаружить в себе некоторую "часть Чичикова".

"Положительные" герои произведения

В авантюрно-плутовских романах традиционной сюжетной "пружиной" является преследование злонамеренными, алчными и порочными людьми главного героя. Боровшийся за собственные права плут на их фоне казался едва ли не "совершенства образцом". Как правило, ему помогали сердобольные и добродетельные люди, наивно выражавшие идеалы автора.

Однако Чичикова в первом томе произведения никто не преследует. Также в романе нет персонажей, которые могли бы хоть в какой-то степени быть последователями точки зрения писателя. Проводя анализ произведения "Мертвые души", мы можем заметить, что лишь во втором томе возникают "положительные" герои: помещик Костанжогло, откупщик Муразов, непримиримый к злоупотреблениям различных чиновников губернатор. Но и эти, необычные для Николая Васильевича персонажи являются очень далекими от романных шаблонов.

Что интересует Николая Васильевича в первую очередь?

Надуманными, искусственными были сюжеты многих произведений, написанных в жанре авантюрно-плутовского романа. Акцент при этом делался на приключениях, "похождениях" героев-плутов. А Николая Васильевича интересуют не похождения главного героя сами по себе, не их "материальный" результат (Чичиков в конце концов получил-таки состояние мошенническим путем), а их нравственное и социальное содержание, которое позволило автору сделать плутовство "зеркалом", отражающим современную Россию в произведении "Мертвые души". Анализ показывает, что это страна помещиков, которые продают "воздух" (то есть умерших крестьян), а также чиновников, которые оказывают мошеннику содействие, вместо того чтобы препятствовать ему. Огромным смысловым потенциалом обладает сюжет этого произведения - на реальную его основу накладываются различные слои других значений - символических и философских. Очень интересно провести анализ помещиков ("Мертвые души"). Каждый из пяти персонажей весьма символичен - в их изображении Николай Васильевич использует гротеск.

Замедление движения сюжета

Гоголь движение сюжета замедляет сознательно, каждое событие сопровождая подробными описаниями материального мира, в котором живут герои, а также их внешности, рассуждениями об их Не только динамику, но и значимость теряет авантюрно-плутовской сюжет. Каждое событие произведения вызывает "лавину" авторских оценок и суждений, подробностей, фактов. Действие романа вопреки требованиям данного жанра почти полностью останавливается в последних главах. В этом можно убедиться, самостоятельно сделав анализ поэмы Гоголя "Мертвые души". Для развития действия имеют значение лишь два события из всех остальных, которые происходят с седьмой по одиннадцатую главу. Это отъезд из города Чичикова и оформление им купчей.

Требовательность к читателям

Николай Васильевич к читателям очень требователен - он хочет, чтобы они проникали в самую суть явлений, а не скользили по их поверхности, вдумывались в скрытый смысл произведения "Мертвые души". Анализировать его следует очень тщательно. Необходимо увидеть за "предметным" или информативным значением слов автора не явное, однако самое важное значение - символически-обобщенное. Столь же необходимо, как и Пушкину в "Евгении Онегине", сотворчество читателей автору "Мертвых душ". Важно отметить, что художественный эффект гоголевской прозы создается не тем, о чем рассказывается, что изображается, а тем, как это делается. Вы убедитесь в этом, проведя однажды анализ произведения "Мертвые души". Слово является тонким инструментом, которым в совершенстве владел Гоголь.

Николай Васильевич подчеркивал, что писатель, обращаясь к людям, должен учитывать страх и неуверенность, живущие в тех, кто совершает плохие поступки. И одобрение, и упрек должно нести слово "лирического поэта". Рассуждения о двойственной природе явлений жизни - излюбленная тема автора интересующего нас произведения.

Таков краткий анализ ("Мертвые души"). О произведении Гоголя говорить можно много. Мы выделили лишь основные моменты. Любопытно также остановиться на образах помещиков и автора. Сделать это вы можете самостоятельно, основываясь на проведенном нами анализе.