Cочинение «Ради чего стоит жить, или почему погасло сердце Данко. Образ и характеристика данко в рассказе старуха изергиль горького сочинение Данко нашего времени кто он эссе

Горьковский герой своим пылающим сердцем осветил людям путь из тьмы. Долгие годы многие поколения советских детей мечтали быть похожими на Данко. Но пришли иные времена со своими кумирами, где правят алчность и насилие. Здесь нет героев, есть хозяева жизни. Здесь нет бескорыстия, есть жажда наживы и стяжательство. Здесь честность стала атавизмом и вот-вот отпадет за ненадобностью. Мир погрузился во тьму, которая сродни мраку горьковского леса. А люди, испуганные и отчаявшиеся, все еще верят, что они кому-то нужны, важны…

Родом из детства

Тем не менее и сегодня люди с сердцами Данко встречаются. К такому типу безусловно относится и А.С.Сидорко, молодой коммунист (ему всего 22 года), который своими делами уже снискал себе уважение среди ровесников и более старших товарищей. Антон из семьи военнослужащих. Все мужчины в их роду служили Отечеству верой и правдой. Деды воевали в Великую Отечественную, отец – офицер-подводник, капитан 1-го ранга запаса. Сейчас преподает во Владимирском госуниверситете, кандидат технических наук, профессор. Два старших брата Андрей и Максим – тоже офицеры-подводники. Мама Евгения Валериановна – переводчик итальянского языка. Как признается сам Антон, чувство патриотизма, верность идеям Ленина в нем воспитал дед-фронтовик, кавалер ордена Александра Невского, участник боев на Курской дуге и битвы за Днепр В.Г.Цыбышев.

Детство Антона прошло на Тихоокеанском побережье. Его и сейчас завораживает шум моря. Парень всегда был любознательным, много читал, причем (что совсем не характерно для современной молодежи) тяготел к произведениям крупной формы с несколькими сюжетными линиями. Одна из его любимых книг – «Война и мир» Л.Толстого. Этот роман-эпопею Антон перечитал несколько раз. Среди любимых авторов – Ф.Достоевский, М. Булгаков, О.Уайльд, Д.Лондон. Стремление в изучаемом предмете дойти до сути – вот главное качество Антона – школьника и студента. Школьная учеба давалась ему легко. В 2004 году он с золотой медалью окончил школу. В 2009 получил диплом с отличием ВлГУ факультета «Права и психологии». Поступил в аспирантуру и параллельно продолжил учебу по второму высшему образованию в академии госслужбы по специальности «Государственное и муниципальное управление». Но и это не все. Одновременно со всей этой учебной деятельностью А.С.Сидорко получает дополнительное образование в ВлГУ по специальности «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».

Работа как призвание

Жажда знаний, как и врожденное чувство справедливости, нетерпимость к барству за народный счет привели Антона в 2005 году в ряды членов КПРФ. В то время, впрочем, как и сейчас, быть коммунистом было немодно и ничего, кроме проблем с представителями партии власти, не приносило. Но горячее сердце требовало действий. Действий на благо народа. Уже через два года А.С. Сидорко создал и возглавил «Союз молодых лидеров» – организацию, где молодые, талантливые и сильные духом ребята могли не только свободно выражать свои мысли, но участвовать в акциях, направленных на реальное изменение их жизни. Вместе со своими единомышленниками-лидерами Антон организовал научно-практическую конференцию по теме: «Деструктивная социальная среда как основной фактор неблагополучной социализации современной личности», где еще раз спустя полторы сотни лет после К.Маркса было доказано: «Бытие определяет сознание!», провел «круглые столы» по таким актуальным вопросам, как «Молодежь и экономика», «О нравственных и правовых аспектах воспитания молодого поколения».

Последняя дискуссия, считает Антон, сегодня одна из центральных тем для нашего общества. Уже выросло поколение россиян, живущих в стране без какой-либо идеологии, не имеющих никакой базы для личностного роста. «В результате это ведет к деградации нации, – говорит Антон. – Если это не остановить сейчас, то ни о каком чувстве патриотизма, ни о каких, даже спортивных великих победах, речи быть не может».

Молодой человек с такими серьезными взглядами не мог остаться незамеченным. И в 2007 г. А.Сидорко стал помощником председателя ЗС Владимирской области 4-го созыва А.В.Боброва. На следующий год Антон был избран секретарем бюро ОК по молодежной политике. Тогда же, в 2008 г., стал штатным советником фракции КПРФ в ЗС области. В 2009 был избран заместителем председателя Молодежного парламента Владимирской области 2-го созыва, стал помощником депутата ГД В.Н.Паутова. В марте нынешнего года баллотировался на выборах в ЗС 5-го созыва по партийному списку КПРФ.

Все это время Антон не переставал заниматься общественной работой. Он вместе с «Союзом молодых лидеров» принимал самое активное участие в работе «круглых столов», организованных различными общественными организациями, стоял в пикетах против ухудшения жизни населения, учредил Владимирскую региональную организацию «Конгресса национальных культур Владимирской области», куда вошли представители нескольких десятков национальных и этнических диаспор, проживающих на территории региона. В активе А.Сидорко и создание первого в области молодежного первичного отделения КПРФ, настоящей школы партийных работников и руководителей нового поколения.

О взглядах

Когда Антону задают вопрос, почему молодой человек с такими блестящими данными стал коммунистом, он спокойно отвечает, что в своем выборе ориентировался на преемственность взглядов в собственной семье. «А кроме того, – добавляет А.Сидорко, – меня привлекают две основные идеи, высказываемые КПРФ. Первое – национализация стратегических отраслей, второе – прогрессивное налогообложение. Я действительно считаю, что в нашей богатейшей стране владеть природными ресурсами должен народ, а не кучка олигархов. Которая, между прочим, никакого отношения, кроме того, что все они в их собственности, к месторождениям не имеет: не искала, не разрабатывала, не модернизировала даже при «золотом» дожде. И по налогообложению. По моему мнению, это несправедливо, что у нас и богатые, и бедные платят одинаковую процентную ставку. Правильнее было бы, если бы до определенной суммы налоги были бы минимальны, а чем выше заработок и богатство, тем выше и налог». Не последним моментом, определившим взгляды Антона, стало и отношение государства к социальной политике. Как он рассказал, ему в отличие от братьев жутко не повезло – он не застал ни бесплатную медицину, ни бесплатное образование. А в связи с тем, что тенденция эта только углубляется, и скоро ни детсадов, ни школ, ни ФАПов за госсчет не останется, Антон пришел к мысли, что только возвращение государственного строя к социализму способно спасти народ от вымирания.

Близость к военным также давала богатую пищу для размышлений: «В СССР была мощная армия. Сейчас же идет такое «реформирование» Вооруженных Сил, которое дает не просто исполнителей, а исполнителей с низким интеллектуальным уровнем, не способных ни тактически, ни стратегически мыслить. Офицерский корпус сокращают, внутри делят на «лучших» и «худших». Все это не способствует ощущению безопасности нашей страны».

Но, пожалуй, основная тема, которая волнует в настоящее время Антона – молодежная политика. И это не удивительно, ведь он сам – молод. Так вот, отсутствие четкой молодежной политики у государства делает все заявления правительства о поддержке молодых пустой декларацией. «Иван Иванович Мельников (заместитель председателя ЦК КПРФ, вице-спикер Госдумы) рассказал нам, что фракция КПРФ в Госдуме разработала законопроект по молодежной политике. Но единороссы, даже в провозглашенный ими Год молодежи, так и не удосужились его принять. Без такого закона все потуги государства ничего не стоят. И потом, а что делают-то чиновники? С одной стороны, кричат о том, что молодежь спивается, что она аполитична и ленива, а с другой – создают массу молодежных мероприятий, но только развлекательного характера: фестивали, смотры и т.д. Все это какое-то скаутство лагерное. Не нужно это молодежи. Им, молодым, надо создавать семьи, и чтобы было где жить, где детей рожать и воспитывать. Им работа, наконец, с нормальной зарплатой и социальными гарантиями нужна. Тогда они сами придумают, как себя в свой законный выходной или в отпуск развлечь. А пока этого нет – молодежь предоставлена самой себе. Поэтому и на все эти фестивали ходит обкуренная или «упитая», а то и того хуже. У молодых должна быть реальная жизненная цель. А государство должно только помогать молодым эту цель достигнуть. И ничего сверхъестественного мы не хотим. Все то же, что и 20, 30, 40 лет назад хотели молодые».

Вместо эпилога

Он идет по улице. Взгляд с прищуром и мягкая улыбка. Под ногами шелестят первые осенние листья. «Я люблю весну, - говорит Антон. – Не ту, что в марте. А майскую, когда природа активно пробуждается». Потом грустно смотрит на обшарпанный фасад старого детского сада: «Нам говорят – рожайте, а детских садов нет». И, немного помолчав, добавляет: «Я не против опыта в политике, но он должен разумно сочетаться с молодостью, чтобы не окостенеть, чтобы видеть перспективу и не бояться замахнуться на серьезное переустройство. Вот почему Владимир до сих пор не является официальной столицей Владимирской области? Ведь в этом случае 10% своих доходов он мог бы оставлять себе на развитие, минуя федеральный и областной бюджеты. Или еще – почему у нас в городе все ремонтируют только с фасада? А зайдешь во дворы – там горы свалок, все заросло бурьяном. Неужели наш героический народ не заслуживает ничего лучшего?» Вопрос риторический, и я молчу в ответ. А он как-то погрустнел.

…Парень с сердцем Данко… Спасибо Антон, что такие еще есть. И покуда вы есть, мы верим в свое и ваше будущее.

К.АЛЕКСАНДРОВА.

Сегодня с ранья выглянула в окошко и первое, что попалось на глаза - воронок, т.б. по-теперешнему - автозак. К чему бы это, думаю, он ни свет, ни заря, рассекает? Но глянув в мобилку, увидела - ага, дык сегодня ж красный день календаря, день седьмого ноября .
Ну, понятно, выехали на парад ловлю недовольных трудящихся. Сегодня многие такие недовольные обещались показать властям кузькину мать.
Но… это, довольно активное в последнее время шевеление трудящихся, как-то не радует…
Потому что стало понятно: выйти на улицу народ заставили вовсе не идейные соображения, не уязвлённые честь, гордость и достоинство, не жажда всеобщей справедливости, не надоевшая лапша на ушах, а более прозаический, и более действенный для многих фактор - власть залезла практически в каждый конкретный карман каждого конкретного гражданина. И только такое у нас не прощают. Даже тем, за которых крутили «карусели» и помогали фальсифицировать результаты всех последних выборов.
Когда обещали «почути кожного (услышать каждого)», но дозвониться невозможно было ещё до выборов - молчали.
Когда, ничтоже сумняшеся, переделывали «под себя» Конституцию и законы - молчали.
Когда, самых насоливших из оппозиции, начали отлавливать в самых неподходящих для этого местах и сажать - молчали.
Когда суд над Луценко и ЮВТ превратили в цирк беспредела - молчали.
Когда видели, как разворовывается всё, что не так лежит - молчали, не у них конкретно потому что.
А вот когда бесцеремонно залезли в карман «кожного почутого» - вдруг пришло «осознание», что пора в сарай за вилами. Конкретно обидели так как.
Но что удивительно, просвещённая, законопослушная и свободолюбивая Европа тоже молчала, слегка прижмуривши глазки, типа, не замечает баловства, не говоря уже о мировом сообществе. Всполошились только, когда сделать уже почти ничего нельзя.
(Я не говорю о тех единицах, пусть десятках или даже сотнях непродавшихся политиков, с самого начала предвидевших и упреждавших грядущее беззаконие. Их так мало, что ими можно пренебречь (в количественном смысле, в качественном - честь им и хвала)).
Удивляет разобщённость возмущённых и непонимание того, что только массой можно подействовать на наших, с позволения сказать, «слуг».
Такое впечатление, что каждая отдельная общественная группировка боится затеряться в массах и не быть услышанной. Вот выйдем мы, чернобыльцы, и нас услышат. И дадут. (На всех-то явно не хватит). Вот выйдем мы, афганцы, и нас услышат. И дадут. Вот выйдем мы, учителя, медики, пенсионеры… Ну и так далее… Только, как там молодёжь говорит? Догонят и ещё дадут. Там давать не привыкли, там привыкли брать. Пришёл, увидел, отобрал. Вот и вся философия. А мы тут о высоких материях распотякиваем.

Так что же делать? Вопрос уже перестал быть риторическим, вопрос - насущный и требующий немедленного ответа. Иначе и до крепостного права недалеко.
Некоторые говорят, дескать, ждать, когда у народа проснётся самосознание и чувство собсного достоинства….. М-да…. А вдруг не проснётся? А вдруг его просто генетически нет и нечему просыпаться?
Но так не бывает, чтобы совсем уж ни у кого, ведь герои всегда были и будут.
Так, где же они, наши герои, молодые, бесстрашные, которых полюбят и за которыми пойдут?
Где он, Данко нашего времени?

“Легенда о Данко” повествует нам об огромной любви и самопожертвовании во имя людей. Далеко немногие способны на такие поступки, порой кажется, что таких людей просто не осталось. Такая личность как Данко – редкая в наше время. У героя горячая любовь к окружающим. В условиях которых жило его племя такие качества как смелость и сила – были необходимы для выживания. Этим сильным людям пришлось сменить свое место обитание, что надломило их, сделало слабее и трусливее. Племя ждало спасения, но его не было. “Там были болота и тьма, потому что лес был старый и так густо переплетались его ветки, что сквозь них не выдать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим”.
Наступило время для решительного шага, так как на племя опустилась глубокая тоска. Возник вопрос, что же делать? Повернуть назад к злы врагам для уничтожения, или попытаться спастись. Выбор стоял тяжелый, и вольные люди выбрали

Свободу любой ценой. Дорога для них назад была закрыта, так как их целью было сберечь свои учения для будущего поколения. Решение было сделано, но не так просто сделать первый шаг: “Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых,- и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче… “
И вот нашелся один герой, который осмелился на первый шаг: “Но тут явился Данко и спас всех один”. Они “посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня”. Он смог зажечь своим огнем других людей. Именно любовь к людям, желание спасти их, а не себя помогли ему вселить надежду в спасение. Он шел впереди и вел за собой народ.
Решимость, вспыхнувшая так быстро в сердца, с такой же скоростью погасла. Люди осмелились идти за Данко, но справляться с трудностями на своем пути они не были готовы. И не желая признавать свою трусость и бессилие, они в злобе и гневе обрушились на Данко. Но не смотря ни на что, юноша нашел в себе силы оставаться сильным и смелым до конца. Именно его безмерная любовь к людям дала Данко свежую силу и энергию. Что показать всю силу и размерность этой любви, автор использовал специальный прием. “Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота”. Увидев это, люди побежали за ним, не замечая опасностей и трудностей на своем пути.
В своем произведении М. Горький показал, какой может быть сила по-настоящему любящего сердца, способная победить темное и непроходимое на пути человека.




  1. М. Горький написал романтическое произведение “Старуха Изергиль”, в котором главная героиня – старая, умудренная жизнью женщина – рассказывает легенды о двух сильных личностях: Ларра и...
  2. Время, в которое создавались ранние романтические произведения Горького, было тяжелым и неопределенным: над страной сгущались революционные тучи, были обострены до предела все социальные противоречия. Лучшие...
  3. Рассказ “Старуха Изергиль” (1895 г.) занимает важное место в раннем творчестве Максима Горького. В произведении явственно ощущаются черты революционного романтизма. Оригинально композиционное построение рассказа: реалистическое...
  4. Литературная критика из всех ранних произведений Максима Горького выделила рассказ “Старуха Изергиль” как самый романтический и поэтичный. Его герои – смелые, сильные духом люди. На...
  5. Максим Горький Старуха Изергиль Рассказчик слушал эти истории в Бессарабии, на морском берегу. Он тогда работал с группой молдаван. Они вечером ушли к морю, а...
  6. На мой взгляд, из всех ранних произве- дений Максима Горького рассказ “Старуха Изергиль” самый романтический и поэтич- ный. Его герои – смелые, сильные духом люди....
  7. Героями ранних произведений Горького становятся люди гордые, сильные, смелые, которые в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений – рассказ “Старуха...
  8. Рассказ “Старуха Изергиль” относится к ранним произведениям Максима Горького. Он написан в 1895 году, когда автор писал романтические произведения. Для романтических произведений характерны идеи раздвоения...
  9. Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ...
  10. Рассказчик услышал эти истории на морском берегу в Бессарабии, от старухи Изергиль. Взошла луна, и по степи пошли тени от пробегающих облаков. Старуха сказала, что...
  11. “Мечтать – это не значит жить. Нужны подвиги, подвиги!” М. Горький Революционный романтизм в раннем творчестве Максима Горького был вызван жизнью и творческими поисками молодого...
  12. М. Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес у читателей. Современники...

Раньше или позже перед человеком встает вопрос: зачем, для чего жить? И каждый решает его по-своему. Все люди разные. Поэтому они отбрасывают его прочь, погружаясь в суету и поиск материальных благ, другие мучаются. Лев Толстой признавался, что очень долго не мог найти ответа на проклятый вопрос. Да, хотя уже тысячи лет бьются над решением этой проблемы, готового ответа нет.

Поэтому-то мне кажутся наивными люди, слепо верящие книжным идеалам. Даже самым умным и честным мыслителям я не могу во всем доверять: ведь между ними и мной нет знака равенства. Но, разумеется у них я учусь многому. К числу таких учителей я всегда причисляю А.М.Горького. В этом сочинении я остановлюсь на его ранних, но очень известных произведениях.

В чем же смысл жизни по Горькому? Он максималист. Этот горячий революционер-романтик считает, что человек должен стать факелом, который осветит людям путь к лучшей жизни.

“ О смелый сокол! .. Пускай ты умер! ..” Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! ”

Все другие люди, не принимающие эту мораль, - гагары, чайки, стонущие перед бурей, ужи, которым небо не нужно, им “здесь прекрасно... тепло и сыро”.

Те, кто живет не для людей, кто ставит себя выше всех остальных, - это лишь тень человека, Ларра. Вот что рассказывала об этом смелом и гордом юноше старая Изергиль: “В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира”.

Не подумайте, что мне так нравятся эти ужи, гагары или Ларра.
Нет, мне, конечно, больше по душе мужественный, бескорыстный красавец Данко, идеал писателя. То, что сделал юноша, - прекраснейший, благороднейший подвиг. Он помог сородичам, увел их от врагов, которые грозили истреблением племени, увел через страшный, бесконечно длинный, полный опасности лес. Когда людям стало страшно, они, чтобы скрыть это, начали грозить Данко. “Вы сказали: “Веди!” - и я повел!” - возражал им смелый юноша, но те ревели: “Ты умрешь!”. И тогда в порыве великого благородства Данко разорвал свою грудь и своим сердцем осветил лес. Люди вышли, но он умер.

Мне больно, когда я читаю это место. Я вижу этих людей, их грубую натуру, не способную понять истин- ное благородство, подчиняющуюся диким, животным инстинктам. Вот они пляшут у костра, радуясь, что опасность миновала, а трудности позади. Но все забыли, кому обязаны спасением. А тот лежит бездыханный, и на его благородное сердце наступают грязной ногой.

Разве вам не больно? Ради кого пожертвовал жизнью чудесный юноша?
Ради этих людей?! Но их трудно назвать людьми, это дикари. Пусть их большинство, все равно. Но мне жизнь Данко дороже всех их жизней, вместе взятых. Почему Данко должен умереть, а тот “осторожный человек” остаться? Разве жизнь так мало стоит, что ее можно отдать ради тех, кто наступит на твое сердце? Ведь жизнь - все, что у нас есть!

Я думаю, можно умереть, пожертвовать собой лишь для тех людей, которые сами способны на это, для настоящих людей. Здесь не жалко ничего!

Подвиг... А как часто жизнь не похожа на представления некоторых о подвиге. Подвиг чаще незаметен.
Иногда нужно отказаться от сотни важных, необходимых дел, чтобы закончить одно - самое важное, которое можешь сделать только ты.

Примером тому может служить обращение к уже больному
Горькому, бывшему за границей, молодого поэта В.Маяковского:

Алексей Максимыч, из-за Ваших стекол виден
Вам еще парящий сокол?

Или с Вами начали дружить по саду ползущие ужи?

Говорили (объяснения ходкие!), будто вы не едете из-за чахотки.

Да, жизнь сложна, и смысл ее найти не просто. Но как все-таки прекрасно, что есть символы, как Данко!

Сочинение может быть использовано как сочинение на свободную тему:

“ В чем я вижу смысл жизни? ”

“ Мое представление о том, каким должен быть истинные герой ”

Сегодня об Александре Галиче говорят все, и даже федеральные телеканалы. А было время, когда имя Галича было фактически запрещенным, когда он нигде не выступал, нигде не пел, и только между собой советские люди узнавали, а где можно послушать Галича. В те времена его можно было послушать разве что на наших кухнях. Кухнях, которые в чаду, о чем пел и он сам.

"А кто-то постучится, и кого-то в итоге уведут". Боялись хозяева и устроители квартирников, и тем не менее было довольно много людей, которые открывали ему двери и нам, слушателям.

А Галич поднял это восстание. Это было восстание одиночки. Одиночки, который со своей гитарой, своим замечательным голосом, вышел на площадь и не молчал. Он не из тех молчальников, которые потом попадали в палачи. Он не боялся. Он говорил. Он пел.

Все его песни - юмористические, сатирические - грустные. И даже смешная «Прибавочная стоимость», например, грустная. Когда ее слушаешь, то всегда жалеешь этого героя, этого Володьку, который не имел ничего, ни копейки, чтоб даже пропить это свое счастье, что вот он стал таким богатым наследником. И было смешно и грустно.

А потом смешное стало исчезать из песен Галича. И все лучшие его песни несмешные. Это песни навзрыд. Это песни разорванного сердца. Это песни обожженного мозга.

Когда я впервые услышала «Кадиш» в исполнении Галича, не я одна, мы все там рыдали. Уже и не помню, в какой квартире я эту песню впервые услышала. У меня погибли в одесском гетто и бабушка, и братья двоюродные, и тети, а в Бабьем Яру погиб бабушкин брат со всей своей семьей. И все-таки я мало что чувствовала и понимала, мало, мало… Пока я не услышала «Кадиш» в исполнении Галича.

Я хорошо помню, как в Дубне (Галич часто туда приезжал, и я там часто бывала со своей мамой и сыном, мы там жили в одной уютной чудной гостинице) физики-лирики устраивали там ему квартирники, и мы довольно часто там слушали его.

И это были минуты откровения, такого желания - сделать, то, к чему он, собственно, призывал. Не обязывал, нет, ни в коем случае. И не навязывал. Но то, о чем он пел и говорил, - это было обращением к каждому из нас… Потом закрыли этот квартирник, и этот физик, не вспомню точно имени, искренний, светлый человек кончил очень плохо…

В то время мало кто мог что-то делать, а страдание от того, что сделать ничего нельзя, было, конечно, велико…

За время общения с Галичем я заметила, что в его поведении не было такого напыщенного трагизма или фанфаронства. Или чего-то пропагандисткого, мол, чего вы тут сидите, что вы тут молчите, надо выходить на площадь. Сможешь выйти на площадь?! Нет-нет.

Он шутил, говорил, смеясь, и достаточно по серьезным поводам. Я могу вспомнить и рассказать об этом. Потому что это было как-то очень мило. Я была тогда убежденным атеистом, не понимала, зачем нужно креститься. В 1973 году Галич, как известно, крестился. И я его спросила: «Ну хорошо, вы поверили в Бога, уверовали в христианство, ну и хорошо. Но зачем надо было креститься? Зачем надо было получать своего рода партийный билет?»

Он посмотрел на меня, (к сожалению, письмо не передаст интонацию, но я не забуду ее никогда) и сказал: «Аллочка, как вы не понимаете, я актер». Он сказал это весело. Хотя он крестился не потому, что он актер, он хотел, скорее всего, поставить меня на место: «Ну подумайте сами, почему я крестился…»

Он умел шутить, вести красиво застолья, умел видеть женщину и не забыть сказать ей, как она хороша, если она была хороша.

Моей маме он никогда не забывал сказать: «Вы прекрасны, вы - королева». Мама была намного старше его, но всегда краснела и говорила: «Какой он уникальный».

Он был уникален во всем - как ходил, как говорил, как смеялся, как улыбался.

И когда мы в 90-е вышли в конце концов на площади, это было, конечно, по завещанию Галича. Он нам это сказал, и с ним, с его словами мы вышли на площадь.

Я думаю, что это вообще его завещание, что век все время пробует нас, как он говорил, испытывает нас, предлагает нам думать, решать, что нам делать.

Одну из первых песен - «Облака» - я услышала несколько позже, и я всегда, когда ее слышала, вспоминала, как мы с мамой моей в начале 50-х шли по мытищенскому железнодорожному мосту, несли посылку папе, сидящему в лагере особого режима. Как американский агент сидел, будучи скромным инженером. Потом перед ним извинились, больного уже, конечно, выпустили, но свои семь лет он в этих лагерях провел.

Когда я слушала «Облака», я всегда вспоминала этот мост, сгорбленную маму, которой я помогала, несла вместе с ней этот ящик. Однажды ящик развалился, и желтые лимоны попадали куда-то вниз, это были галичевские «коньяку принял 200 грамм»…

Помните Александра Галича, слушайте его, думайте вместе с ним. Он никуда не ушел, потому что все, о чем он пел, он мог бы петь и сейчас, в наших квартирах, на наших кухнях, а может быть, даже и в больших залах.