Цикл уроков по обломов т а поспеловой. Положительные моменты обломовской жизни

Тип урока: урок изучения художественного произведения.

Вид урока: урок углубленной работы над текстом произведения.

Форма урока: урок-беседа (с элементами художественного чтения, дискуссии).

Цели и задачи урока:

  • сформулировать проблемный и исследовательский вопросы урока;
  • развивать умение анализировать художественное произведение, делать сравнительный анализ;
  • воспитывать у обучающихся интерес к русской литературе, развивать их творческие способности.

Материалы к уроку:

  • текст романа И.А. Гончарова «Обломов»;
  • учебник «Русская литература 19 века 10 класс» Ю.В. Лебедев;
  • задание индивидуальное для исследования (2 человека);
  • задание для исследования в группах.

ХОД УРОКА

Короткая справка (запись на доске):

Илья Ильич Обломов – «человек лет тридцати двух трех лет от роду».
Андрей Иваныч Штольц – «ровесник Обломова».
Захар (слуга Обломова) – «за пятьдесят лет».
Анисья (жена Захара) – «лет сорока семи», прислуживала Обломову.

I. Первый этап урока

а) Образ жизни Обломова вызывал у Штольца жажду деятельности:
«Надо же выйти из этого сна… Нет, я тебя не оставлю так, через неделю ты не узнаешь себя, ужо вечером я сообщу тебе подробный план о том, что я намерен я собой и тобой делать…»
Штольц считал, что жизнь – это труд , «труд – образ, содержание, стихия и цель жизни».
Обломов считал, что жизнь – есть покой и праздность .
Признание Обломова (как он представляет себе жизнь, как он хочет её прожить) вызвало обратную реакцию:
«Это не жизнь… это… какая-то обломовщина». (стр. 163)

б) Отношение к просвещению:

в) Отношение ко всему новому:

г) Отношение к Ольге Ильинской:

*Штольц познакомил «Обломова с Ольгой и её тёткой».

II. Второй этап урока

Ольга Сергеевна Ильинская

Агафья Матвеевна Пшеницына (около 30 лет)

Ольга жила со своей тетушкой.

– отношение к Штольцу:
«Называла его другом, любила за то, что он всегда смешил её и не давал скучать, но немного и боялась, потому что чувствовала себя слишком ребенком перед ним». (стр. 170)

– любила она музыку, но пела чаще втихомолку.

– с удвоенным любопытством переносила глаза на Обломова, а Обломову от этих взглядов – хоть сквозь землю провалиться. (стр. 171)

– Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня, ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миниатюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда…

– Ольга заставила своим знакомством, своим присутствием, своим пением «оживить» Обломова.

Илья был с Ольгой с утра до вечера, он читал с ней, посылал цветы, гулял по озеру, по горам … он, Обломов, «Чего только не бывает на свете!»

До Ольги:
глагол – лежал.

После знакомства с Ольгой:
глаголы – читал, посылал (цветы), скучал, гулял, отвечал, вздыхал, готовился, переживал, слушал…

«По ночам Обломову не спалось, напрасно он во весь рост лег на спину, напрасно брал самые ленивые и самые покойные позы – не спится, да и только». (стр. 172)

«– Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь! – тихо сказал Обломов. Проходили дни за днями: он там и обеими ногами, и руками, и головой».

После переезда на Выборгскую сторону (перевёз Тарантьев к своей куме) Обломов дня три провел, как давно не проводил: без постели, без дивана, обедал у Ольгиной тетки.

Обломову среди ленивого лежанья в ленивых позах, среди тупой дремоты и среди вдохновенных порывов, на первом плане всегда грезилась женщина как жена и никогда – как любовница (стр. 182).

Обломов проживает жизнь во снах.

Ветка сирени. Запах любви (стр. 195).

«Сиреневая (ветка) – цвет жизни и …» (стр. 208).

«Опять жизнь, опять надежда!»

Встреча в парке! Признание в любви. Обломов предлагает Ольге встречаться тайно, а значит быть любовницей (стр. 215).

Ольга не соглашается, уходит. Обломов переживает. Ольга – не уходит. Обломов предлагает ей своё сердце.

«Жизнь есть жизнь, долг, – говорит Ольга, – обязанность, а обязанность бывает тяжела. Исполним же долг…»

Он (Обломов) вздохнул. «Не увидимся с Ольгой… Боже мой! Ты открыл мне глаза и указал на долг…» (стр. 219).

стр. 252 – конец II части.

После переезда Обломов и Ольга не перестают общаться.
Обломов становится всё более ленивым, действие его покидает.
«Ольга требовала ответа о здоровье». Обломов написал «клевету».
Он обрадовался предложению Ольги поберечься и не приходить в воскресенье.
Он написал ей, что действительно, для совершенного выздоровления нужно просидеть ещё несколько дней дома» (стр. 295).

«В воскресенье он был с визитом у хозяйки (Пшеницыной), пил кофе, ел горячий пирог и к обеду посылал Захара на ту сторону за мороженным и за конфетами для детей».

«Мосты сняли, и Нева собралась уже замерзнуть. Обломову нельзя было думать … ехать к Ольге».
«… жестокая судьба лишает его счастья ещё на несколько дней видеть ненаглядную Ольгу».
Ольга ждала, надеялась, что мосты будут наведены и они встретятся.

Встреча с Ольгой, объяснение. (стр. 302)

Ольга требует конкретного решения, ответа от Обломова.

Ольга плакала.
– Отчего погибла все?
– Кто проклял тебя, Илья?
– Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден… и… гибнешь! Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…
– Есть, – сказал он чуть слышно.
– Обломовщина! – прошептал он. Не поднимая головы, не показывая ей лица, он обернулся и пошёл.

Ольга вышла замуж за Штольца, родила ему ребенка.

«Дом вдовы коллежского секретаря Пшеницына», прочитал Обломов на воротах и велел въехать на двор.

Обломов – новый жилец.

Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у ней почти не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил» (стр. 260).

«Она вошла робко и остановилась, глядя застенчиво на Обломова.»

«Она тупо выслушала и тупо задумалась».

«У ней простое, но приятное лицо, – снисходительно решил Обломов, – должно быть, добрая женщина!» (стр. 262)

«– Нет, двое детей со мной, от покойного мужа: мальчик по восьмому году да девочка по шестому, – довольно словоохотливо начала хозяйка, и лицо у ней стало поживее, – ещё бабушка наша, больная, еле ходит, и то в церковь только; … Вот и только» (стр. 262)

«Какая ещё свежая, здоровая женщина и какая хозяйка! Право бы замуж бы ей … – говорил он сам себе и погружался в мысль … об Ольге».

«Приходили хозяйские дети к нему: он проверил сложение и вычитание у Вани и нашел две ошибки. Маше налиновал тетрадь и написал большие азы, потом слушал, как трещали канарейки, и смотрел в полуотворенную дверь, как мелькали и двигались локти хозяйки». (стр. 292)

Мосты развели на Неве.

Проблема с Ольгой развелась сама по себе

Зато он чаще занимается с детьми хозяйки. (стр. 296)

С хозяйкой он беседовал беспрестанно, лишь только завидит её локти в полуотворенную дверь. Он уже, по движению локтей, привык распознавать, что делает хозяйка, сеет, мелет или гладит.

«Однажды, лишь только беззаботно проснулся и принялся за кофе, вдруг Захар донес, что мосты наведены. У Обломова стукнуло сердце.» (стр. 297)

После возвращения от Ольги:
(стр. 322)

Илья Ильич – Захар раздел его, стащил сапоги и накинул на него халат »!

(Хозяйка вымыла и почистила)

Обломов как сел, так и остался в кресле. Все погрузилось в сон и мрак около него.

Часть IV.

Год прошел со времени болезни Ильи Ильича.

В доме вдовы Пшеницыной дни и ночи текут смирно. Агафья была образцовая хозяйка. (стр. 326-327)

Чувство Пшеницыной, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружающих ее и для нее самой.

Отношение Обломова к Агафье:

«Его отношения к ней были гораздо проще: для него в Агафье Матвеевне, в ее вечно движущихся локтях, в заботливо останавливающихся на всем глазах, в вечном хождении из шкафа в кухню, из кухни в кладовую, оттуда в погреб …» (стр. 332)

«Он сближался с Агафьей Матвеевной – как будто подвигался к огню, от которого становится все теплее и теплее, но которого любить нельзя…»

«Но ему не было скучно…»

«И главное, все это делалось покойно...»

«Тоски, бессонных ночей – ничего не испытывал он».

«Никаких понуканий, никаких требований не предъявляет Агафья Матвеевна».

Жизнь у Агафьи напоминала ему жизнь в родной Обломовке.

Было тепло, покойно и сытно.

Она родила ему сына Андрея (назвали как и Штольца, в память). (стр. 416)

Прошло 5 лет

Нет ни Захара (стал нищим, поберушкой), ни Анисьи (умерла).
Опять появился брат Агафьи – Тарантьев.
Обломов – на ближайшем кладбище под скромной урной покоится его тело, между кустов, в затишье. Ветки сирени, посаженные дружеской рукой.
«Сам ангел тишины охраняет его сон».

Три года вдовеет Агафья Матвеевна.

Дети:
Ванюша – кончил курс наук и поступил на службу.
Машенька – вышла замуж за смотрителя.
Андрюша – выпросили на воспитание Штольц и жена (Ольга).

«Она так полно и много любила: любила Обломова – как любовника, как мужа и как барина; только рассказать никогда она этого как прежде, не могла никому». (стр. 420)

«Их всех (Ольга, Андрей, Агафья) связывала одна общая симпатия, одна память о чистой, как хрусталь, душе покойного».

Почему Обломов выбрал Пшеницыну?

«Обломов» И.А. Гончарова – это роман о человеке, борющемся с самим собой. Среди испытаний, выпавших на долю героя, наиболее трудным для него оказалось испытание любовью. Основная сюжетная линия романа – взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской.

Преданность, безотчетная нежность, воплощенные в бескорыстной материнской любви, – вот идеал Обломова. Интуитивно Илья понимает, что в чувствах Ольги от этого не найдёт. Действие, решительность в поступках – эти требования со стороны Ольги – испугали Обломова.

Агафья Матвеевна Пшеницына – женщина, олицетворяющая ту умиротворенность, о которой мечтал Обломов.
Чувство этой женщины проникнуто жертвенностью, самоотречением во имя любимого человека. Агафья словно пришла из сказок, рассказанных Илюше в детстве.
Обломову было тепло, сытно, а главное – покойно с Агафьей, поэтому он её и выбрал.

Жизнь – это покой и праздность для Обломова. Состояние печали, трагичности – таков результат испытания любовью.

«Если Штольц – антипод Обломова, то Пшеницына в такой же степени – антипод* Ольги…» Критик Ю.М. Лощин.

_________________________

* Антипод – человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам.

Список используемой литературы :

1. И.А. Гончаров . Избранные сочинения. «Библиотека учителя», «Художественная литература», Москва, 1990 г.
2. Уроки литературы в 10м классе. Поурочные планы, часть I. Савина Л.Н. , кандидат педагогических наук, Издательство «Волгоград».
3. Поурочные разработки по русской литературе, Первая половина XIX века, И.В. Золоторёва, Т.И. Михайлова , «ВАКО», Москва, 2004 г.

Уроки по роману И.А.Гончарова «Обломов» с элементами РКМ,

Тема: Образ главного героя в романе «Обломов».

Цель: осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной, общечеловеческой и нравственной позиции.

Методические приемы: комментированное чтение, ключевые слова, синквейн, слово учителя, логическая цепочка.

Оснащение урока: художественный текст, учебник Ю.В.Лебедева, «Литература» 10 класс. 1 часть.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Слово учителя.

Сам писатель определил идейную направленность романа: «Я старался показать в «Обломове» как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в …кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».

Эпиграф на доске. «…капитальнейшая вещь, какой равных давно не было…Я в восторге от Обломова»

Л.Н.Толстой.

3. Вызов. Чем же так интересен главный герой романа Илья Ильич Обломов?

Комментированное чтение 1 части, 1 главы.

Кластер.

Обломов род занятий

портрет интерьер

вещи

Информация после чтения 1 части, 1 главы. Учитель записывает на доске.

- выражение лица, халат; тапочки, диван, слуга Захар, паутина, пыль, лежанье, мечты, бывший чиновник

Выскажите свои предположения о личности главного героя. « Я считаю, что…..»

(« Я считаю, что перед нами очень ленивый и безразличный человек…)

    Чтение эпизода ч.1, гл.2. «Письмо из деревни от старосты».

Вопрос.1) Что вы можете сказать о старосте? (Староста ворует и лжет)

2) Какова реакция Обломова на письмо? (5,6 гл. часть1)

Обсуждение. Подчеркнуть причину такой реакции.

5. Рефлексия. Синквейн.

Мысли и чувства, которые возникли у вас по поводу личности главного героя?

Варианты ответов.

    Обломов.

    Ленивый, добрый (апатичный)

    Лежит, мечтает, сибаритствует

    Обломов – главный герой романа.

    Помещик.

6. Домашнее задание.

Чтение главы «Сон Обломова» (гл.9, часть 1) Увертюра романа. Условия воспитания маленького Обломова.

Составить логическую цепочку событий жизни деревни Обломовки.

(В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой смысл и назначение?

Обломовцы очень просто понимали её « как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными

неприятными случайностями, как то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они

сносили труд как наказание. В таких условиях воспитывался Илья Ильич Обломов.)

Логическая цепочка .

Тишина - неподвижность - еда – сон, подобный смерти – тишина …..счастливые люди!?

Вопрос для размышления. Зачем жизнь, что она такое, какой её смысл и назначение?

Вывод. Обломовка «как идеал покоя и бездействия»

Урок по роману « Обломов» (продолжение).

Тема: « Или я не понял этой жизни,

Или она никуда не годится».

Цель урока: выяснить «что такое обломовщина» и какую роль в жизни Обломова сыграли Андрей Штольц и Ольга Ильинская.

Методические приемы: комментированное чтение, сравнение, ключевые слова, синквейн, беседа.

Оснащение урока: художественный текст, портрет Обломова, Ольги, Андрея.

Ход урока.

    Оргмомент.

    Проверка д/з.

    Ознакомить учащихся с темой урока и целью.

    Центром анализа романа становится обломовский вопрос: «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится». Противостоит Обломову на страницах романа Андрей Штольц со своей оценкой – «обломовщина».

    Сравнительная характеристика Штольца и Обломова. В чем видят смысл жизни?

Чтение части 2, гл.3,4,5.

Андрей Штольц

Он весь в делах, нет свободного времени; смысл жизни – деятельность. Он беспрестанно в движении.

Илья Обломов

Мечтает о тихой семейной жизни: еда – спокойствие – сон, нега; ноты, книги, рояль, изящная мебель. Жизнь есть поэзия.

Синквейн.

    Штольц.

    Настойчивый, целеустремленный;

    Учится, работает, служит.

    Он шел твердо, бодро.

    Немец (друг, агент)

    Обломов ищет спасения в Андрее. « Не брани, Андрей, а лучше помоги». Андрей удивлен переменам, произошедшим в Илье.

«Тебе, кажется, жить-то лень»; «ты философ, Илья»; «ты ли это,Илья»; «зачем ты не вырвался, не бежал куда-нибудь, молча погибал?» «Обломовщина!» (диагноз) Теперь или никогда!

Сам Обломов о себе. « …В жизни моей никогда не загоралось никакого – ни спасательного ни разрушительного огня.. Или я не понял этой жизни или она никуда не годится… Куда?»

Вывод. «Обломовщина? Одно слово, а какое …..ядовитое!»

    Д/З. Чтение ч.2, гл. 5-9. Перемены в Обломове.

Урок по роману Гончарова «Обломов» (продолжение).

Тема: Обломов и Ольга.

Цель: рассмотреть, какие перемены произошли в Обломове после знакомства с Ольгой и почему не

состоялась любовь двух героев.

Методические приемы: комментированное чтение, беседа, диаманта.

Оснащение урока: художественный текст.

Ход урока.

    Оргмомент.

    Беседа по дом.зад.

Вопросы:1) Какие перемены произошли в Обломове? (Обломов встал с дивана).

2) Что говорит Штольц о цели знакомства? (Изменить жизнь Обломова)

3) Как повлияла на душевное состояние Обломова музыка?

(музыка приводит его в необыкновенное состояние, оттого что найдена душа; музыка-любовь)

4) Это любовь? (Да)

3. Учитель: Что Ольга? Какие надежды связывала Ольга с Ильей? На эти вопросы попытаемся

найти ответ по мере дальнейшего чтения романа.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 10 классе на тему "Обломов и "обломовщина". Критика о романе "Обломов"»

Урок № 72.

Тема: Обломов и обломовщина. Критика о романе «Обломов»

1 Показать сложность и неоднозначность характера главного героя романа И.А.Гончарова через его сопоставление с образами остальных персонажей. Закрепление умений и навыков анализа литературного текста.

2..Организовать деятельность по развитию умений анализировать, сравнивать, делать выводы.

Создать условия для знакомства с литературной критикой, посвященной роману И. Гончарова «Обломов» и фрагментами фильма Н. Михалкова «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» с целью выявления актуальности романа.

3.Актуальность понятия «обломовщина» в наши дни. Нравственное воспитание учащихся на основе содержания основных проблем романа, воздействие на учащихся с помощью романа и изменение их первоначального впечатления о герое произведения, формирование понятия «обломовщина».

Формы работы – проблемный диалог, исследование, работа в группах, творческая работа,

Оборудование: портрет писателя, портреты героев романа, видеофрагмент фильма «Обломов»

музыкальное сопровождение, карточки с мнениями критиков, диван, халат, тапки

Эпиграф

Это не мечта – это какая – то …обломовщина!

Тип урока: урок-семинар

Технологии: здоровьесберегающие, аналитическая работа, частично-поисковая работа, проблемное обучение, работа в группах, проектная деятельность

Литература: учебник. Литература 10-11. Агеносов, текст И.Гончаров «Обломов»

Словарная работа: Утопия - нечто фантастическое, несбыточная неосуществимая мечта.

План урока

Экскурсия в мир Обломова. Слово учителя

Постановка целей и задач. Объявление темы урока.

Работа в группах. Дискуссия: Кто такой Обломов?

Творческое задание. Это ядовитое слово Обломовщина.

Литературные фантазии: Обломов в наши дни.

Рефлексия. Проект: Что такое Обломовщина?

Ход урока

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний и умений..

Мы проработали над материалом, проанализировали роман, сегодня наша задача- подвести итог нашей работе.

3. беседа на знание текста

1.Какое время года открывает роман Гончарова «Обломов»? (Весна)

2.Что сниться Обломову? (детство)

3.Где (в каком эпизоде находится экспозиция? (1 часть)

4.К какому литературному направлению относится роман7 (Реализм)

5.Где происходит действие романа? (Петербург)

6. Можно ли назвать Обломова деятельным человеком?

3.Материал для наблюдения. Закончите фразы:

Обломов-это роман о…(о самом романе)

Обломов – это герой…

4. Аналитическая работа : Вернемся к домашнему заданию и заполним таблицу. (Анализирую образ героя, попутно открываем карточки)

Каким мы видим героя в отношении к другим героям(Добрый. Открывается карточка добрый)

Как живет Обломов? (стремиться к гармонии, к комфорту)

Почему его все обманывают? (несамостоятельный)

Почему он лежит и ни с кем не общается (протест против жизненной суеты)

(зачитываются слова Обломова: «я устал от вашего Петербурга»)

Назовите положительные качества и отрицательные:

Положит. Отрицат.

Есть желание быть полезным, Но не прилагает никаких училий

Выводы: Он задается вопросами о жизни, но его философия сводится к следующему: «только не сейчас»

Работа над именем героя.

Облом-обломался.

Двойственность героя. Хочет быть полезным, но не прилагает никаких усилий.

Тяготиться ли Обломов своей жизнью?

Просмотр видеофрагмента. Беседа Обломова со Штольцем.

Проблемный диалог.

Сегодня ли он стал таким? Кто или что виновато в этом? (Во-первых, Обломов бездействует, т.к. он барин. Во-вторых, он не берется за дело, если видит в нем бессмысленность. У Штольца он спашивает6 «Зачем тебе столько денег?», в –третьих на становление Обломова сыграло воспитание и влияние общества. Обломов- чуткий, понимающий искусство человек, понимающий гармонию природы, не такой как все. И Ольга Ильинская увидела это « Вы нежный и добрый». Обломов умеет ценить прекрасное и тянется к гармонии, но действительность противоречит миру его души. Он осознанно отстраняется от участия в ней, а не только из-за чувства апатии и лени.)

Кто пытается помочь Обломову поменять отношение к жизни? (Ольга и Штольц. Дать им характеристику: какие качества их связывают) (для них смысл жизни заключается в деятельности)

Составить синквейн образа Обломова (1 группа), Штольца (2 группа0

Что сближает таких разных людей? (Штольц видит в Обломове то, чего не хватает ему в окружении: доброты, внимания. Обломов видит в Штольце откровенность, только он не обманывал его и относился как к родному)

Как складывается личная жизнь Обломова? Почему отношения Обломова и Ольги не состоялись?

Кто стал идеалом женщины для Обломова? ((она посвящает ему свою жизнь)

На слова Ольги: «Кто проклял тебя, Илья»» Обломов дает ответ: Обломовщина

Работа со словарем С.Ожегова. Обдомовщина- безволие, состояние бездеятельности и лени.

Физкультминутка

Исследовательская деятельность. . Работа с критическими статьями . (д.з)

Неслучайно вы сидите за разными столами. В течение работы над романом вы демонстрировали разные точки зрения, высказывались за и против героя, и вот сегодня вам предстоит работать в группе с единомышленниками. Итак, представляю вам: сторонников, противников и литературных критиков.

Николай Александрович Добролюбов видит своего героя как ищущего цель в жизни и не находит: «Обломов не тупая, апатическая фигура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусгая привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других,-развила в нем апатическую недвижимлсть и повергла его в жалкое состояние нравтсвенного рабства. оОьломов не понимал смысла жизни. Служил он – и не мог понять, зачем это бумаги пишутся; не понявши же, ничего лучше на нашел, как выйти в отставку и ничего не писать.

Приложение № 2.

Обсуждение критической статьи учащимися и выдвижение своей теории, Зачитать свои аннотации. (домашнее задание)

Вывод Обломовщина по словам Н.Добролюбова- это явление жизни, в ней предстает перед нами живой современный русский тип, характеризующий подобный образ жизни.

Гончаров отнесся к своему герою отрицательно, но вместе с тем смягчил свою оценку, признавая устами Штольца отмирание обломовщины «прощай, старая Обломовка…Ты отжила свой век». Но Гончаров пытался найти ценное в личности Обломова, у него «гуманное» «золотое» сердце.

Обращение к иллюстрациям.

Как заканчивается роман? (Штольц и Ольга живут тихой спокойной жизнью)

Разве они не пришли к той самой обломовщине? (закончить схему стрелками, ведущими к обломовщине)

Литературная фантазия: Обломов в наши дни . Теперь я вам предлагаю немного пофантазировать и представить, как бы выглядел Обломов в наши дни? Кого можно было бы назвать сторонником и приверженцем обломовщины? Нарисуйте портрет современного Обломова. Порассуждайте над вопросом: «Чем актуальна и страшна обломовщина во все времена?»

Итог. Закончите фразу : Обломов бездействует, потому что…

Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть - иначе будет не жизнь, а прозябание. Надо иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать – писать для себя только, Однако правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим»

Подведение итогов.

Проектная деятельность. Что такое обломовщина?

Для чего живет человек? В чем вы видите смысл жизни?

Что сгубило Обломова? В чем заключалась утопическая мечта Обломова?

Работа со словарем С.И. Ожегова. Утопия-

Какой смысл вкладывает Гончаров в роман «Обломов»? Какие темы затрагивает?

К какому типу литературных героев можно отнести И.И. Обломова? (лишний человек)

В чем актуальность романа?

Приложение №1. Обобщающие тесты:

1.Определите сюжетную основу романа «обломов»

А)история взаимоотношений помещика Обломова с крепостными

Б)описание дружеских отношений Штольца и Обломова

В)История любви Обломова и Ольги

2.В каком эпизоде возникает завязка романного действия

А)признаний Обломова в любви к Ольге Ильинской

Б)встреча Обломова и Штольца

В)переезд на выборгскую сторону

3.Действие романа «Обломов» происходит в

А)Петербурге

В)Орловской губернии

4.Что мешает Обломову быть деятельным человеком?

А)бедность

Б)болезненное состояние

В)воспитание и закономерности современной жизни

5.Какова роль в романе внес южетных персонажей

А)оживляют вялое течение романа

Б)передяют суету петербургской жизни

В)незаметно для героя меняют его жизнь

6.Глава «Сон Обломова» включена в роман для того, чтобы:

А)расширить представление о барской жизни

Б)объяснить происхождение героя

В)объяснить причины и апатии бездеятельности героя.

Оценивание.

Домашнее задание. Домашнее сочинение

1.Обломов и обломовщина

2Тема любви в романе «Обломов»

3.Андрей Штольц как антипод «Обломова»

Приложение № 2.

Вопросы к стороннику:

Назовите положительные черты Обломова

Охарактеризуйте его отношение к деятельности, работе, труду

Кем была для Обломова Ольга Ильинская?

В чем польза созерцания Обломова. Лучше ли созерцание деятельности?

Считаете ли вы диван и халат – бесполезными вещами?

Вопросы к противнику :

Кто симпатичнее Штольц или Обломов и почему?

Назовите положительные черты Штольца. В чем особенность штольцевщины?

Почему не удается визитерам Обломова побудить его к поездке в Петергоф?

Только ли Обломов является воплощением лени и праздной задумчивости? (Захар)

Что плохого в ежедневном лежании на диване? Разве вы бы отказались от этого интереснейшего занятия?

Вопросы к критику:

Назовите, в чем привлекательность Обломова и в чем его недостаток?

Почему русские критики высоко оценили образ Обломова, тогда как рядовые читатели судят его по большей части отрицательно.

Сформулируйте свой тезис относительно образа Обломова, представив себя настоящим критиком.

Легко ли быть беспристрастным в оценке Обломова, когда сидишь на его диване?

Выбрали ли вы образ жизни Обломова, отказавшись от прогулок, поездок, действия и труда?

Тип учебного занятия: урок комплексного применения знаний.

Умом Россию не понять…

Цели:

    Организовать деятельность по развитию умений анализировать, сравнивать, делать выводы.

    Создать условия для знакомства с литературной критикой, посвященной роману И. Гончарова «Обломов» (с фрагментами статей Добролюбова, Дружинина, Бурсова, Кулешова) и фрагментами фильма Н. Михалкова «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» с целью выявления актуальности романа.

    Формирование гуманности, доброты.

Оборудование:

Телевизор, видеоматериалы, раздаточный материал (выдержки из статей литературных критиков)

Ход урока:

    Организационный момент:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я уверена, что наша встреча будет проходить в атмосфере теплой, светлой, наполненной взаимопониманием, уважением друг к другу, открытостью.

А собрались мы по поводу… Какой повод?

Каков же предмет сегодняшнего разговора? Да, это роман Гончарова «Обломов (беру в руки)

И тема сегодняшнего урока: «Роман И. Гончарова «Обломов» вчера и сегодня…» (запись на доске).

Как думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Ответ учеников…

Учитель: Да, верно, мы будем говорить о том, как воспринимали роман и его героев поколения читателей до нас, а также посмотрим на него критическим взглядом сквозь призму сегодняшнего дня.

    Актуализация знаний.

А помните год его рождения?

Ответ учеников (1859)

Да, это было, когда любители журнала «Отечественные записки» прочитали роман в первых четырех номерах за 1859 год. И тогда же появились первые отзывы. Прочтите их, пожалуйста.

Отзывы в напечатанном виде на доске

§ Скажите Гончарову, что я в восторге от «Обломова» и перечитываю еще раз… «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике.

Л. Толстой

§ Пока останется хоть один русский – до тех пор будут помнить «Обломова».

И.С. Тургенев

§ Если бы Гончаров написал лишь одного «Обломова», то и этого было бы достаточно, чтобы признать за ним непререкаемое право на одно из самых выдающихся мест в первом ряду русских писателей.

А. Ф. Кони

Учитель: Это было вчера. Это взгляды из прошлого. Взгляды тех, кто жил рядом с Гончаровым. Что вам кажется сегодня актуальным в этих оценках, с чем вы согласитесь, с чем – нет?

Ответ учеников

Учитель: Да, правы ведь были современники, помнят «Обломова». Вот он в нашем сегодня.(показываю книгу) И хоть на его страницах главного героя… настигла смерть, но сам роман намного пережил своего создателя И.А. Гончарова, тихо «проспав» на стеллажах библиотек, в шкафах и на полках вот уже сколько... (ответ учеников - 147 лет), не давая спать многим поколениям читателей. Как думаете почему? Ведь есть книги, живущие год, два, десять лет, а тут 147… В чем дело?

И цель нашего сегодняшнего урока – раскрыть секрет романа, исследовать его критическим взглядом с позиции прошлого и настоящего и найти в нем то, что является актуальным для сегодняшнего дня.

    Работа на основном этапе.

Учитель: Для этого у нас есть группа учащихся, представляющая литературную критику, кинокритику и свободную молодежную критику.

И свой разговор о романе мы проведем в форме деловой игры. У каждой группы своя роль. Чтобы ее сыграть, надо приготовиться, вспомнить все, что вы знаете о романе, о его героях. Итак, литературные критики исследуют материалы статей Добролюбова Н.А., Б. Бурсова, Л.И. Кулешова, А.В. Дружинина и готовят задания по ним. Это их задача. Задача кинокритиков - изучить киноархив, а задача представителей молодежной критики - еще раз просмотреть страницы самого романа и определить проблемы, которые являются актуальными в наши дни.

Работа в группах

На работу отводим 5-6 минут

Задание группе литературных критиков: Изучите материалы статей Н.А. Добролюбова,А.В. Дружинина,Б Бурсова,Я. И, Кулешова, посвященные роману «Обломов» и его героям и подготовьте ответ на вопрос, указанный в вашем задании.

Раздаточный материал

Как Н.А. Добролюбов объясняет причины бездействия Обломова?

<...>В чем заключаются главные черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного раз­вития. По внешнему своему положению - он барин; «у не­го есть Захар и еще триста Захаров», по выражению ав­тора.

<...>.Ясно, что Обломов не тупая, статическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собствен­ных усилий, а от других, - развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравст­венного рабства. Рабство это так переплетается с барст­вом Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обусловливаются, что, кажется, нет ни малей­шей возможности провести между ними какую-нибудь гра­ницу. Это нравственное рабство Обломова составляет ед­ва ли не самую любопытную сторону его личности и всей его истории...

Н.А. Добролюбов. Что такое обломовщина? 1859

Как Б. Бурсов объясняет причины бездействия Обломова?

Обломов угасает и потому, что он как помещик может ничего не де­лать, и потому, что как человек он не желает ничем заниматься в ущерб сво­ему человеческому достоинству <...> Человек сознательно идет на то, чтобы совсем угаснуть, но не стать чиновником или дельцом, не вступить в сделку со своей совестью <...> В обрисовке Гончарова Обломов предстает как чело­век, хотя и безнадежно отставший от требований времени, все же не идущий на компромиссы.

Б. Бурсов. Национальное своеобразие русской литературы. 1964

Каким видит Обломова-человека критик А.В. Дружинин?

Не за комические стороны, не за жалостную жизнь, не за проявления общих всем нам слабостей любим мы Илью Ильича Обломова. Он дорог нам как человек своего края и своего времени, как незлобный и нежный ребе­нок, способный, при иных обстоятельствах жизни и ином развитии, на дела истинной любви и милосердия. Он до­рог нам как самостоятельная и чистая натура, вполне не­зависимая от той схоластико-моральной истасканности, что пятнает собою огромное большинство людей, его пре­зирающих. Он дорог нам по истине, какой проникнуто все его создание, по тысяче корней, которыми поэт-художник связал его с нашей родной почвой. И, наконец, он любе­зен нам, как чудак, который в нашу эпоху себялюбия и неправды мирно покончил свой век, не обидевши ни од­ного человека, не обманувши ни одного человека к не на­учивши ни одного человека чему-нибудь скверному.

(Русская критика эпохи Чернышевского и Добролюбова, - М., 1989.)

Как А.В. Дружинин говорит о причинах бездействия Обломова?

(…) Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственных болезней, какими страдает не один из практических лю­дей, кидающих в него камнями. Он не имеет ничего общего с бесчисленной массой грешников нашего време­ни, самонадеянно берущихся за дела, к которым не имеют призвания.

Как Добролюбов говорит о причинах деятельности Штольца?

…Из романа Гончарова мы и видим только, что Штольц - человек деятель­ный, все о чем-то хлопочет, бегает, приобретает, говорит, что жить - значит трудиться и пр. Но что он делает, и как он ухитряется делать что-нибудь по­рядочное там, где другие ничего не могут сделать, - это для нас остается тай­ной <…> Штольц не дорос еще до идеала общественного русского деятеля. <…> И мы не понимаем, как мог Штольц в своей деятельности успокоиться от всех стремлений и потребностей, которые одолевали даже Обломова, как мог он удовлетвориться своим положением, успокоиться на своем одиноком, от­дельном, исключительном счастье… Не надо забывать, что под ним болото, что вблизи находится старая Обломовка, что нужно еще расчищать лес, чтобы выйти на большую дорогу и убежать от обломовщины. Делал ли что-нибудь для этого Штольц, что именно делал и как делал, - мы не знаем. А без этого мы не можем удовлетвориться его личностью… Можем сказать только то, что не он тот человек, который сумеет на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово: «вперед!»

Как критик Я.И. Кулешов говорит о причинах деятельности Штольца?

Каков нравственный облик Штольца в представлении критика?

Штольц-это машина, методически работающая. Он напичкан добро­детелями, чтобы во всем покрасоваться перед Обломовым, во всех случаях быть «на высоте». Но цельного характера, его души мы не видим. Он деяте­лен, в меру цивилизован, знает рациональные принципы хозяйства и даже ценит Бетховена, он вежлив, но никогда не увлечен. Все дело для него - средство, а не цель. Он и Ольгу оставляет с поручением увлечь Обломова, вызволить в светские гостиные, а остальное Штольца не интересовало. Штольц трудится ради самого труда, а высшего идеала он не имел и не подоз­ревал, что идеалы нужны. Над целью жизни он никогда не задумывался. <…> Штольц на высокой ступени своей активной жизни оказывался тем же Обло­мовым, уготавливающим Ольге роль «матери-созидательницы и участницы нравственной и общественной жизни целого счастливого поколения.

Задание группе «Молодежная критика»

Какие вопросы, поднятые в романе, относятся к разряду вечных вопросов, назовите их. Какой из них был актуальным для Н. Гончарова? Как он его разрешил?

Прочитайте материалы о жизни и творчестве режиссера и актера Н. Михалкова. Подготовьте сообщение о нем и его фильме «Несколько дней из жизни Обломова»

Раздаточный материал для кинокритиков.

Никита Михалков родился в Москве 21 октября 1945 года. Отец – Сергей Михалков – поэт и драматург. Мать – Наталья Кончаловская – поэтесса и переводчик. Никита Михалков окончил театральное училище им. Б. Щукина, учился на режиссерском факультете Всесоюзного государственного института кинематографии в классе Михаила Ромма.

Отправной точкой, дебютом в кинематографе, стал фильм "Солнце светит всем" (режиссер К. Воинов, 1959 г.). Первой заметной работой в кино стала главная роль в фильме "Я шагаю по Москве" режиссера Георгия Данелии (1963 г.).

Первыми режиссерскими работами Никиты Михалкова стали курсовые короткометражные фильмы. Как режиссер Михалков снял 15 полнометражных, 12 короткометражных фильмов, поставил несколько спектаклей. Среди них: "Неоконченная пьеса для механического пианино" (1976 г.), "Пять вечеров" (1978 г., снят в процессе съемок фильма "Несколько дней из жизни Обломова"), "Несколько дней из жизни Обломова" (1979 г.), "Родня" (1981 г.), "Утомленные солнцем" (1994 г.).

В 1998 года Михалков основал студию "Три Тэ", является ее художественным руководителем. Имя Никиты Михалкова неразрывно связано с различными благотворительными акциями, направленными на возрождение России, памятников отечественной культуры, русской Православной церкви и их святынь.

Фильмы Никиты Михалкова, совершая триумфальное шествие по экранам мира, покоряли сердца зрителей, удостаивались самых престижных кинематографических премий. В списке наград - более 30 отечественных и международных призов.
Никита Михалков - Народный артист России (1984 г.), лауреат Государственных премий России.
Михалков удостоен также специальных почетных призов за вклад в киноискусство и развитие культуры.

Несколько дней из жизни И.И. Обломова

Художественный фильм (Мосфильм, 1979). 2 серии
Режиссер - Никита Михалков.
Сценарий - Никита Михалков, Александр Адабашьян.
Оператор - Павел Лебешев.
Музыка - Эдуард Артемьев.
Текст песен - Анатолий Ромашин.

В ролях: Олег Табаков, Андрей Разумовский, Юрий Богатырев, Елена Соловей, Авангард Леонтьев, Олег Козлов, Елена Клещевская, Галина Шостко, Глеб Стриженов, Евгений Стеблов, Евгения Глушенко, Николай Пастухов.

Экранизация знаменитого романа И.А. Гончарова "Обломов": история незаурядного человека, который оказывается, поглощен рутиной своего существования. Любовь внезапно пробуждает в Обломове желание жить, чувствовать, страдать, но порыв столь же внезапно угасает.

Приз «Золотой щит Оксфорда» режиссеру, оператору (П. Лебешеву), актеру (О. Табакову), актрисе (Е. Соловей) на МКФ в Оксфорде (1980 г.)

Признан Национальным советом кинокритиков США лучшим иностранным фильмом 1981 года.

Работа на основном этапе. Выступление групп.

Учитель: Какие вопросы, поднятые в романе, относятся к разряду вечных вопросов, назовите их.

Ответ: Смысл жизни, счастья, равноправие женщины, настоящей любви и дружбы, гуманизма и т.д.

Учитель: Да, это все вопросы вечные. Они интересны всегда. Но вы не назвали…

Давайте остановимся на гамлетовском «быть или не быть?» Как он трансформируется в романе?

С какими героями, прежде всего, связан? В какой форме?

Ответ: Обломов не быть, а Штольц – быть.

Обломов – остаться, а Штольц – идти вперед.

Обломов – жить чувством, а Штольц – разумом.

Обломов - созерцание, Штольц – действие.

Что выше и необходимее? Созерцание или действие?

Почему Обломов созерцает, а Штольц действует? Что их побуждает к этому?

Ответы учащихся

Давайте изменим ситуацию и глубже исследуем мотивы действий героев. Не изменится ли ваша позиция? Для этого мы обратимся к литературной критике.

Ответ группы « Литературные критики»

Каково мнение Добролюбова по поводу бездействия Обломова?(Обломов – барин)

Каково мнение Б. Бурсова по поводу бездействия Обломова?(не идет на компромиссы, не вступает в сделку с совестью)

Каково мнение Дружинина А.В. по поводу бездействия Обломова?(не хочет браться за дело, к которому не имеет призвания, понимая его бессмысленность)

Учитель: Чье мнение по поводу бездействия главного героя вам ближе? Чем? Может быть, у вас сложился свой взгляд на Обломова, на его бездействие? Сформулируйте и обоснуйте, докажите текстом, используйте речевой образец: Обломов бездействует, потому что…

Антиподом Обломову выступает Штольц. Он действует, трудится, почему?

Как об этом говорит литературная критика?

Каково мнение Добролюбова по этому вопросу?

Ответ учащихся (жить – значит трудиться)

Каково мнение критика Кулешова по этому вопросу? (трудиться ради самого труда)

Чье мнение по поводу действия Штольца вам ближе?

Чем? Может быть, у вас сложился свой взгляд на это. Сформулируйте и обоснуйте, докажите текстом, используйте речевой образец: Штольц действует, потому что…

Учитель: Мы исследовали мотивы. Попробуем ответить на вопрос: что же необходимее? Созерцание или действие уже с позиции новых фактов, с позиции исследования мотивов. Изменилось ли ваше мнение?

Ответы учащихся

А что же выше: созерцание или действие. Как вы понимаете этот вопрос?

Учитель: А что критика говорит о нравственном облике героев?

Каким Обломов показан у Дружинина? Каково отношение критика к герою и почему? (он дорог критику, никого не обидел и не обманул, не научил скверному)

А как критика говорит о нравственном облике Штольца? Мнение Кулешова. (это машина, методически работающая)

Что выше: созерцание или действие? (ответы)

Мы с вами выслушали мнение литературных критиков, а теперь слово предоставляется кинокритикам. Как на этот вопрос отвечает наш современник Н. Михалков, но прежде сообщение о нем и его фильме, посвященном роману «Обломов».

Сообщение группы кинокритиков о Михалкове и его фильме.

Кстати, основная проблема в фильме именно, что выше: созерцание или действие?

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, два кинофрагмента и скажите, кому, на ваш взгляд, отдает предпочтение режиссер Н.Михалков? Обломову или Штольцу?

Показ фрагментов фильма.

Задание группе «Кинокритики» . Анализ фрагмента «Разговор в аллее». Проанализируйте поведение героев.

О чем говорят Обломов и Штольц?

Какими их показывает режиссер (лицо, глаза)?

Как вы оцениваете поведение Штольца в разговоре с Обломовым?

Почему плачет Обломов?

Кто выше: Обломов или Штольц в данном эпизоде?

Анализ фрагмента «Семейная сцена в доме Штольцев». Проанализируйте поведение героев.

О чем говорит Штольц Ольге?

Почему плачет Ольга?

Как вы относитесь к Штольцу в данном фрагменте?

Обобщающий вопрос : Какая мысль объединяет оба кинофрагмента? Как с этой мыслью связан мотив слез?

После просмотра фильма вопрос учителя:

Кому же отдает нравственное предпочтение режиссер Михалков? Кто выше: Обломов или Штольц? Что выше: созерцание или действие?

А вот как думает об этом Михалков. Слова Михалкова: "Есть ли смысл сегодня возвращаться к разговору об обломовщине, которая давно и справедливо осуждена, и все, что можно было сказать о ней, уже сказано. Потому-то нам хотелось подойти к существу романа с несколько иной стороны, повести разговор не об опасности обломовщины, а об опасности, если можно так выразиться, штольцевщины, о прагматизме, вытесняющем, пожирающем в человеческой душе духовность."

Словарная работа: прагматизм – это… направление в философии, признающее истиной лишь то, что дает практические полезные результаты.

Учитель: является ли проблема штольцевщины актуальной? На столько ли она опасна,как считает режиссер и актер Михалков?

В чем видит главную опасность штольцевщины наш современник, режиссер и актер Н. Михалков. Согласны ли вы с ним?

Что ближе нашему национальному характеру, нашему менталитету: созерцание или деятельность?

Словарная работа: менталитет – это…

Учитель: ТРИ черты отличают нашу нацию: соборность, патриотизм, духовность.

Умом Россию не понять… А можно понять только сердцем и душой!

1. Обощение.

Так в чем же актуальность романа и проблемы, поднятой в нем?

Что же выше и необходимее: созерцание или действие?

Домашняя работа:

Написать сочинение на выбор:

    «В чем актуальность романа «Обломов»?»

    «Обломов» вчера и сегодня…»

    «Чем страшна штольцевщина?»

10 класс Подготовила: Т. В. Курьянова Учитель литературы МОУ СОШ №9 Урок №1 Тема: «И. А. Гончаров. Очерк жизни и творчества. Три романа Гончарова. «Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика русской литературы.» Цели урока: Исследовать предпосылки создания произведения: определить авторско – личностный, историко – литературный контексты возникновения произведения. Формировать умения самостоятельной исследовательско - поисковой работы, подготовки сообщений в соответствии с заданной темой. Воспитывать интерес к личности писателя и его творчества. Форма урока – урок – семинар Тематический план к семинару: 1. Жизненный очерк И. А. Гончарова: яркие эпизоды жизни. 2. Сближение с позднеромантическим кружком Майковых на первом этапе творчества: романтические традиции и их переосмысление в прозе И. А. Гончарова. 3. Неповторимые штрихи творчества И. А. Гончарова: первые повести. 4. Трилогия И. А. Гончарова как «русская история в лицах». 5. Роман «Обломов»: история создания. 6. Социально – политические предпосылки возникновения романа И. А. Гончарова «Обломов». Урок №2 - 3 Тема: «Обломов – главный герой романа: его сущность, характер, судьба». Цели урока: Определить особенности характера главного героя. Формировать умения работы с текстом с выявлением ключевых деталей, характеризующих главного героя; умения работы в группах. Определить воспитывающее значение особенностей характера главного героя в общефилософском контексте. Форма урока – работа в группах. Мне давно совестно жить на свете. Все знаю, все понимаю, но силы и воли нет. Первая часть работы Особенности характера Обломова Г №1 Г №4 портрет (глава 1) Г №2 Г №3 интерьер Образ жизни (глава 1) Философия жизни (глава 5) (глава 6) Задание: 1. Внимательно поработайте с текстом: выделите ключевые слова, детали, имеющие значение для раскрытия характера главного героя, обобщите и аргументируйте мысли. 2. Оформите работу своей группы в виде сообщения. Групповой функционал:      Руководитель группы Мыслители Работающий с текстом Секретарь Спикер *Каждая группа делает сообщение по своему вопросу. Формулируем общий вывод об особенностях характера главного героя из всех обозначенных нами составляющих, вывод записываем в тетрадь. Вторая часть работы Опорный вопрос: «На что мог бы поменять Обломов сложившийся образ жизни?» Г №1 Г №2 Г №3 Г №4 Светская жизнь Волков Карьера Судьбинский «Творчество» Пенкин «Безликость» Алексеев Вопросы для работы групп: 1. Для чего автор вводит этих героев? 2. Какую суть жизни воплощает каждый из этих героев? 3. Отношение Обломова к образу жизни каждого из них: есть ли это цель, смысл жизни, по мысли Обломова? 4. Согласны ли вы с Обломовым? Аргументируйте свое мнение. Вывод (глава 8): «Обрисовка» характера Обломова. Осознает ли он реальное положение своих дел и своей натуры (соотнесите с эпиграфом урока)? «Мечта» Обломова – что она для него? Критерии оценивания работы групп:  Включенность в работу всех участников группы.  Качество подготовленного сообщения: полнота раскрытия вопроса, аргументированность, внимание к детали (умение работать с текстом), конкретика и точность ответа.  Качество монологического ответа спикера: развернутость, связность, логическая последовательность, языковое оформление. Домашнее задание: Составить цепочку из ключевых слов, раскрывающих особенности характера Обломова. Урок №4 Тема: «Обломов и Штольц: сопоставительная характеристика героев». Цели урока:    Определить особенности характера и мировоззрения Штольца, сопоставить с Обломовым. Формировать умения самостоятельной работы с текстом: анализ ключевых эпизодов, сравнительная характеристика героев. Воспитательное значение жизненной философии Штольца: раскрытие внутреннего потенциала человека, стремление к самосовершенствованию, духовной и физической динамики. Форма урока – аналитическая беседа. ? Антитеза жизненных идеалов героев: «…Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее...» «Труд – образ, содержание, стихия, цель жизни». Чья философия позитивна и конструктивна? План работы: 1. Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2, главы 1 – 4) 2. Выстроить и записать цепочку ключевых слов, раскрывающих характер Штольца, Обломова (проверка домашнего задания) 3. Сопоставить характер Штольца с характером Обломова: Обломов: Покой (апатия) Сон (бездействие) Мечта – «скорлупа, самообман» Страх перед обстоятельствами Бесцельность существования Труд наказание Штольц: «…он беспрестанно в движении…» «равновесие практических сторон с тонкими потребностями духа» «он боялся всякой мечты,…хотел видеть идеал бытия и стремления человека в строгом понимании и отправлении жизни» «причину всякого страдания приписывал себе» «Выше всего ставил настойчивость в достижении целей» «Труд – образ, стихия, содержание, цель жизни» 4. Сделать вывод о том, на каких уровнях, в каких деталях раскрывается антитеза между Обломовым и Штольцем. 5. Антагонизм жизненных воззрений героев. (Спор Обломова и Штольца - ч. 2 глава 9). «Провокационные» вопросы:     Не слишком ли положителен в своих воззрениях Штольц? А может быть, Обломов прав: люди, ищущие смысл в светской жизни – мертвецы, такая жизнь – бесполезная суета. Чем он, лежащий на диване, хуже?! Поэтическое восприятие жизни Обломова – это утонченность души героя, «тонкая поэтическая натура» или способ спрятаться от реальности? Сила и слабость характеров Обломова и Штольца: герой и обстоятельства, ложный и позитивный смысл существования? Итог: Оцените критически жизненное восприятие Обломова / Штольца. Чью позицию ты считаешь приемлемой для себя? Аргументируй. Какие ценностные установки (кого из героев) ты возьмешь в свой жизненный багаж? Урок №5 - 6 Тема: «Любовь в жизни Обломова: образы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны в романе». Цели урока:    Проследить динамику развития взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской, определить значение этих отношений в романе. Роль образа Агафьи Матвеевны в романе. Формировать умения поисковой работы с текстом, умения вести диалог, аргументировать свою точку зрения. Определить воспитывающее значение духовно – ценностных установок героев. Форма урока – литературная мастерская (аналитическая работа с текстом). Любовь – претрудная школа жизни! ? Прошел ли Обломов эту школу? Изменила ли она его? Работа в аналитических группах: Анализ ключевых эпизодов и глав, раскрывающих развитие взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской: 1. Знакомство Обломова с Ольгой («говорящие» детали в портрете Ольги, найти характерные детали, отражающие перемену в Обломове). 2. 2часть 8 глава: определите перемены, происходящие в Ольге, чем их можно объяснить? Почему пылкий огонь в душе Обломова начинает угасать? Какое чувство в Обломове оказывается сильнее любви? Почему? 3. 9 глава: встреча в парке: что помогает Ольге «воскресить» Обломова? Роль пейзажа, «говорящие» детали, символизирующие любовь? 4. 10 глава: письмо Обломова: стремление уберечь Ольгу от ошибки или способ избежать перемен и остаться в прежней душевной статике? 5. 3 часть 2 глава: почему Обломов возвращается в прежнее состояние (опишите образ жизни, который ведет Обломов на Выборгской стороне)? Появление Агафьи Матвеевны в жизни Обломова – сравнить с отношениями Обломова и Ольги. 6. 6 глава: почему женитьба Обломова на Ольге так и не состоялась? Делал ли он что – то реально, чтобы добиться поставленной цели? Что помешало ему? Можно ли оправдать Обломова? 7. 12 глава: какие «говорящие» детали символизируют полный возврат Обломова к прежнему образу жизни? Роль зимнего пейзажа, усиливающего мрачную картину? Какие сравнительные обороты использует автор? Почему? *Каждая группа ищет ответ на поставленные вопросы, анализируя ключевые эпизоды, выявляя «говорящие» детали и определяя их значение. Общий вывод оформляется в виде опорной схемы. Опорная схема: «Развитие отношений Обломова и Ольги Ильинской». Ей хотелось заставить его взойти на гору. Она хотела доследить, как в его ленивой душе любовь совершит переворот… Итог: Что, как вы думаете символизирует собой выстроенная нами схема? (это есть сама жизнь с ее взлетами и падениями, внутренняя динамика героя – поиски, сомнения). Прошел ли Обломов «претрудную школу жизни»? Почему? Домашнее задание: Записать вывод – ответ на поставленные вопросы. Вывод. Обломов отказался от любви, он выбрал покой: «мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне, а с бурями я не управлюсь!» Эпизод последнего объяснения Обломова с Ольгой отражает глубокое разочарование и боль Ольги: «Я думала. Что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, а ты уж давно умер…» Ольга с горечью осознала, что «от него можно было ожидать только глубокого впечатления, страстно – ленивой покорности. Вечной гармонии с каждым биением ее импульса, никакого движения воли, никакой активности». После всех сомнений и внутренней борьбы Обломов вновь оказался «на той же точке невозможности двинуться вперед». Любовь – это взлеты и падения, противоречия и сомнения, поиск, это движение, это жизнь, насыщенная, яркая, меняющаяся. В конце концов, развитие этого чувства требует исходных обязательств, долга, предполагающего стремление взять на себя ответственность. Обломов испугался этого – чувство страха в Обломове постоянно усиливается и подавляет в нем все остальные чувства и желания. Нужно было принимать решения, действовать, что – то менять. Обломов оказался не способен на это. Почему? После поисков и терзаний, так и не найдя в себе силы и воли для борьбы за свою любовь, Обломов возвращается в прежнее состояние покоя и инертности, душевной статики (возвращается в свое «болото»). И это состояние, по мысли автора, подобно «смерти души», что подчеркивает зимний пейзаж: падающий большими хлопьями снег, превращающий все в белый саван. Агафья Матвеевна вновь достает халат, символизирующий жизненную «скорлупу». Урок №7 Тема: «Обломовщина – одно слово, … а какое ядовитое!» Цели урока:    Определить общефилософское значение понятия «обломовщина» как основы характера главного героя романа. Формировать умения полного текстуального анализа главы (часть 1, глава 9 – «Сон Обломова) Актуальность понятия «обломовщина» в наши дни. Форма урока – проблемный диалог. Это не мечта – это какая – то …обломовщина! Нет, жизнь моя началась с погасания. Наше имя – легион! I. Проверка домашнего задания: вывод по теме предыдущего урока. Из всех тезисов, обозначенных учениками в выводе, вычленяем ключевые вопросы, которые послужат основой для разговора на этом уроке. ? Что имела в виду Ольга, когда в последнем разговоре с Обломовым сказала, что он «уж давно умер»? Почему Обломов оказался не способен бороться за свою любовь, в чем причины его «лежанья»? Анализ «Сна Обломова»: Композиционная роль этой главы. Месторасположение, описание Обломовки: какие художественные средства используются автором, для чего? Детство Обломова: в какой атмосфере рос, какие люди его окружали, как и почему к нему относились? Образ жизни обломовцев: ежедневные «занятия» отца, матери Обломова. Какой прием использует автор?(культ еды, культ сна в Обломовке, как воспринимают обломовцы чужих людей?). проведите литературную параллель: кого и почему напоминают жители Обломовки? Отношение к образованию Обломова и его родителей (провести литературную параллель), сравнить с отношением к образованию в семье Штольца. Сказки и байки нянюшек: какое влияние оказали на формирующееся сознание маленького Ильюши? Какую связь, на ваш взгляд и по мысли автора, имеют корни русского народного менталитета и определенных черт характера русского человека? Раскройте положительные и отрицательные стороны этой взаимосвязи. «Счастье» в понимании обломовцев? (сравнить с «мечтой» Обломова). Согласны ли вы с мыслью автора, что «жизнь, как покойная река, текла мимо их»? Внимание к эпиграфу (к словам Штольца о»мечте»). II. Сделайте общий вывод о том, как воспитание Обломова и та атмосфера, в которой он рос, повлияли на его дальнейшую жизнь, на жизненную позицию Обломова (внимание ко второму эпиграфу). Соотнесите свою мысль со словами Ольги. III. Анализ эпизода: «сделка» Тарантьева и брата Агафьи Матвеевны. Как и почему ведет себя в этой ситуации Обломов? Как вы думаете, можно ли оправдать поступок Тарантьева и согласиться с его словами: «Да, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги не читая, нашему брату можно жить» Актуальна ли данная ситуация в наши дни? Можно ли искать причины в «отголосках» обломовщины? IV. Анализ финального эпизода: встреча Штольца с Захаром. Как сложилась дальнейшая судьба Захара? Что, по – вашему, стало причиной такой судьбы? Как вы понимаете слова Штольца: «Пропал…какая причина? Обломовщина?» Итог: Сформулируйте свое понимание понятия «обломовщина» в виде тезисов. Страх жить (желание спрятаться от проблем) бесцельность существования неумение делать выбор и принимать решения обломовщина неумение брать на себя ответственность за свою судьбу неспособность устраивать свою жизнь существование «сегодняшним днем»: жить на «авось». Докажите, что обломовщина стала главной причиной «несостоятельности» Обломова в любви и в жизни. Домашнее задание: Как вы понимаете слова Обломова: «Наше имя – легион!». Докажите типичность характера Обломова. Порассуждайте над вопросом: «Чем актуальна и страшна обломовщина во все времена?» Сочинение – эссе. Трагедия судьбы Обломова. Отвернувшись от труда, ты отворачиваешься от себя как от личности. После прочтения произведения И. А. Гончарова «Обломов» у многих людей возникают противоречивые точки зрения на вопрос, действительно ли Обломов – трагический герой, тогда в чем причина его трагической судьбы? С одной стороны, причину его «лени» нужно искать в Обломовке: в атмосфере, в которой воспитывался Илюша, в сказках и в образе жизни обломовцев, которые «запрограммировали» ребенка на бесцельное существование «по кругу» в дальнейшем. С другой стороны, вся проблема Обломова в том, что он превратился в ленивого и апатичного мужика, проводящего целые дни на диване, он не смог сопротивляться «программе». Ведь в любом случае ты должен пытаться сделать все в своей жизни самостоятельно, а не ждать пока какой – нибудь «Захар» придет и завяжет тебе шнурки на ботинках, а какой – нибудь Тарантьев «облопошит» тебя, воспользовавшись твоей простотой. И все потому, что тебе просто лень решать самостоятельно свои проблемы. Честно говоря, жуткое раздражение вызвала у меня так называемая «вулканическая работа» Обломова, которой он занимается лежа на диване. Он обустраивает дом, хочет, чтобы его крестьяне жили в достатке, но все это только в мечтах, а на самом деле все как раз наоборот: хозяйство заброшено, доходов почти нет, крестьяне от голода и нищеты убегают из деревни. Что это за работа? Это мечты неприспособленного ребенка, в этой «мечте» Обломов пытается спрятаться от реальности со всеми ее проблемами. Обломов оказался слабым и жалким. Ведь, по – моему, нужно жить реальностью, а не грезами. Обломовщина, везде обломовщина: в его жизни, в жизни Захара да и многих других людей, которые боятся самостоятельно распоряжаться своей судьбой, а только ждут, когда за них это кто – то сделает. Как просто утопить свою жизнь в бутылке или в бесполезной «мечте»(позавтракаю, погуляю, пообедаю, посплю – и так каждый день)! Итак, подводя итог, я могу с уверенностью сказать, что истинная причина такой судьбы Обломова – внутри него самого. У него не было личностного стержня: он слабый, бесхарактерный и в своих мечтах далек от реальности. Да, с моей точки зрения, он жалкий и несчастный, хотя сам Обломов себя таковым не считает, ведь он вполне доволен своим жалким физиологическим существованием. Я думаю, что в своих жизненных ориентирах нужно придерживаться позиции Штольца: он всего в жизни добился сам, практически без чьей – либо помощи. Он не прячется от жизни, а стремится обрести смысл в труде, в постоянном движении. Просто нужно признать, что труд – это главная цель жизни, а также нужно верить в свои силы. И все получится! Малышев Денис 10а класс