Что значит "золотой век". Что такое Золотой Век? Что значит золотой век

Золотой век - мифологическое представление, существовавшее в античном мире, - счастливые времена, когда люди вели беззаботную жизнь, не омрачаемую раздорами, войнами и тяжелым подневольным трудом. По Гесиоду, 3. в. царил на земле, когда на небе еще властвовал Кронос. Земли в те времена были изобильными, а люди жили как боги, не зная ни горя, ни трудов, ни старости. Они проводили жизнь в пирах и довольстве, а умирали, словно бы засыпая. Люди этого поколения после смерти превратились в добрых духов, охраняющих порядок на земле. Римский поэт Овидий так описывает 3. в., видимо, заимствовав этот миф у греков: «Первым посеян был век золотой, не знавший возмездья, Сам соблюдавший всегда, без законов, и правду, и верность, Не было шлемов, мечей, упражнений военных не зная, Сладкий вкушали покой безопасно живущие люди. Также, от дани вольна, не тронута острой мотыгой, Плугом не ранена, все земля им сама приносила... Вечно стояла весна; приятный прохладным дыханьем, Ласково нежил эфир цветы, не знавшие сева. Боле того, урожай без распашки земля приносила; Не отдыхая, поля золотились в тяжелых колосьях, Реки текли молока, струились и нектара реки, Капал и мед золотой, сочась из зеленого дуба...» За 3. в. следовали в порядке ухудшения серебряный, медный и, наконец, железный век, самый тяжелый из всех. Представления о 3. в. существовали во многих мифологиях - скандинавской, китайской, египетской, вавилонской, ацтекской и т. д. В христианской мифологии они отразились в виде жизни прародителей человечества в Эдеме.

Смотреть больше слов в «

золотой век

в представлениях многих древних народов самая ранняя пора человеческого существования, когда люди оставались вечно юными, не знали забот и огорчений, были подобны богам, но подвержены смерти, приходившей к ним как сладкий сон (описан в "Трудах и днях" Гесиода, "Метаморфозах" Овидия и др.). В переносном смысле - время расцвета искусства, науки, также счастливая пора.

Мифологический словарь

золотой век

Мифологическое представление, существовавшее в античном мире, - счастливые времена, когда люди вели беззаботную жизнь, не омрачаемую раздорами, войнами и тяжелым подневольным трудом. По Гесиоду, 3. в. царил на земле, когда на небе еще властвовал Кронос. Земли в те времена были изобильными, а люди жили как боги, не зная ни горя, ни трудов, ни старости. Они проводили жизнь в пирах и довольстве, а умирали, словно бы засыпая. Люди этого поколения после смерти превратились в добрых духов, охраняющих порядок на земле. Римский поэт Овидий так описывает 3. в., видимо, заимствовав этот миф у греков: «Первым посеян был век золотой, не знавший возмездья, Сам соблюдавший всегда, без законов, и правду, и верность, Не было шлемов, мечей, упражнений военных не зная, Сладкий вкушали покой безопасно живущие люди. Также, от дани вольна, не тронута острой мотыгой, Плугом не ранена, все земля им сама приносила… Вечно стояла весна; приятный прохладным дыханьем, Ласково нежил эфир цветы, не знавшие сева. Боле того, урожай без распашки земля приносила; Не отдыхая, поля золотились в тяжелых колосьях, Реки текли молока, струились и нектара реки, Капал и мед золотой, сочась из зеленого дуба…» За 3. в. следовали в порядке ухудшения серебряный, медный и, наконец, железный век, самый тяжелый из всех. Представления о 3. в. существовали во многих мифологиях - скандинавской, китайской, египетской, вавилонской, ацтекской и т. д. В христианской мифологии они отразились в виде жизни прародителей человечества в Эдеме.

Википедия

Золотой век (фильм, 1930)

«Золотой век » - один из первых звуковых французских фильмов. Снят в 1930 году режиссёром Луисом Бунюэлем. В рейтинге величайших кинофильмов всех времён, составленном журналом Sight & Sound в 2012 году по итогам опроса 846 ведущих мировых кинокритиков, «Золотой век» занял 110-ю позицию.

Золотой век (фильм)

Золотой век - может означать:

  • « Золотой век (фильм, 1930) » - французский фильм 1930 года по мотивам романа Маркиза де Сада «120 дней Содома».
  • « Золотой век (фильм, 1984) » (Златният век ) - болгарский фильм 1984 года режиссёра Lyuben Morchev.
  • « Золотой век (фильм, 2003) » - российский фильм 2003 года режиссёра Ильи Хотиненко.
  • « Золотой век (фильм, 2007) » - историческая драма, снятая в 2007 году, о правлении английской королевы Елизаветы I с Кейт Бланшетт в главной роли.

Золотой век (значения)

Золотой век - метафора, характеризующая период благоденствия человечества или отдельных народов, наивысших достижений в культуре, искусстве, науке и иных направлениях человеческой деятельности. Относится ко многим, разным по продолжительности периодам в истории, обычно для каждой территории или государства своему:

Золотой век (балет)

«Золотой век» - первый балет Дмитрия Шостаковича в трёх действиях, шести картинах. Либретто Александра Ивановского (оригинальное название либретто - «Динамиада» - от названия команды « Динамо »).

Золотой век (фильм, 2003)

«Золотой век» - российский кинофильм о событиях конца XVIII - начала XIX вв. в России, Англии и Франции.

Золотой век (фильм, 2007)

«Золотой век» - костюмированный фильм-драма 2007 года о периоде правления с 1585 по 1590 год английской королевы Елизаветы I во время англо-испанской войны, победе над Непобедимой армадой, а также о сложных взаимоотношениях королевы с искателем приключений сэром Уолтером Рэли.

Фильм является продолжением фильма 1998 года « Елизавета ». Сценарий фильма был написан Уильямом Николсоном и Майклом Хёрстом, режиссёром фильма, так же как и первой части, стал Шекхар Капур. В главных ролях снялись Кейт Бланшетт и Клайв Оуэн.

Премьера фильма состоялась 9 сентября 2007 года на ежегодном кинофестивале в Торонто. Фильм является лауреатом премии Оскар в номинации «Лучшие костюмы» и был номинирован и на премию « Золотой глобус » в категории «Лучшая актриса » (Кейт Бланшетт за роль Елизаветы I).

Слоган (тэглайн) фильма: Женщина. Воин. Королева.

Золотой век

Золото́й век - представление, присутствующее в мифологии практически всех народов, блаженное состояние первобытного человечества, жившего в гармонии с природой.

Как установил Мирча Элиаде, подробно исследовавший эту тему, мифологема золотого века восходит ко временам неолитической революции и является реакцией на введение земледелия. Золотому веку неизменно сопутствуют мифологемы « потерянного рая » и « благородного дикаря ». Это архетипический образ, лежащий в основе любой утопии.

Термин «золотой век» возводят обычно к « Трудам и дням » Гесиода, однако у Гесиода в оригинале фигурирует «золотой род» .

Само понятие «золотой век» (aurea saecula ) впервые в античной литературе фиксируется только в I в. до н. э.: в "Метаморфозах" Овидия (Метаторфозы, 1:89 - 90), « Энеиде » Вергилия (Aen. VI. 792-794). До этого в античной традиции была распространена не «хронологическая», а «генеалогическая» интерпретация мифа о жизни при Кроносе, каждый из которых поочередно создавался богами и затем исчезал с лица земли. Отмечаемый у Вергилия и почти всех его последователей переход от «золотого рода» к «золотому веку» явился важнейшим качественным сдвигом в интерпретации мифа, позволившим актуализировать утопическое содержание древних преданий.

Согласно легендам, во время золотого века люди и боги жили совместно.

Золотой век

согласно представлениям древних, период, когда люди вели счастливую жизнь - без раздоров, войн и тяжелого труда. Легенда возникла в Элладе в период становления классового общества, когда жизнь части общинников ухудшилась: они должны были трудиться для знати, испытывая унижения. Как рассказывает Гесиод в поэме «Труды и дни» (109 - 201), людей «з.в.» создали боги, когда правил Крон (Кронос). Они не знали ни горя, ни забот, ни старости, проводя дни в застольях. Земля сама приносила плоды, и на ней паслись многочисленные стада.

Пришедший на смену «з.в.» серебряный век наделил людей всяческими благами. Однако Зевс истребил людей за то, что они не пожелали приносить богам жертвы. Затем, по Гесиоду, наступил медный век: люди создавали медные орудия труда и оружие, они существовали за счет войн и грабежей, чем уничтожили самих себя.

После них пришло воинственное, но справедливое и благородное поколение героев. Они погибли во время похода семерых против Фив и Троянской войны. Свой век Гесиод называет железным: люди вынуждены постоянно трудиться, горе и заботы не оставляют их, а сама жизнь стала краткой. Вместо законов на земле правит сила; исчез стыд, и человечество идет к гибели - Зевс погубит и это поколение.

Легенда о «з.в.» была популярной и в римской литературе (см., напр., «Метаморфозы» Овидия).

Гесиод. Работы и дни // Эллинские поэты в переводах В.В. Вересаева. М., 1963; Овидий. Метаморфозы / Пер. С. Шервинского. М., 1977; Тренчени-Вальдапфель И. Гомер и Гесиод / Пер. с венг. М., 1956; Burn A.R. The world of Hesiod. New York, 1966.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

мифологическое представление, существовавшее в античном мире, - счастливые времена, когда люди вели беззаботную жизнь, не омрачаемую раздорами, войнами и тяжелым подневольным трудом. По Гесиоду, З.в. царил на земле, когда на небе еще властвовал Кронос. Земли в те времена были изобильными, а люди жили как боги, не зная ни горя, ни трудов, ни старости. Они проводили жизнь в пирах и довольстве, а умирали, словно бы засыпая. Люди этого поколения после смерти превратились в добрых духов, охраняющих порядок на земле. Римский поэт Овидий так описывает З.в., видимо, заимствовав этот миф у греков: «Первым посеян был век золотой, не знавший возмездья, Сам соблюдавший всегда, без законов, и правду, и верность, Не было шлемов, мечей, упражнений военных не зная, Сладкий вкушали покой безопасно живущие люди. Также, от дани вольна, не тронута острой мотыгой, Плугом не ранена, все земля им сама приносила... Вечно стояла весна; приятный прохладным дыханьем, Ласково нежил эфир цветы, не знавшие сева. Боле того, урожай без распашки земля приносила; Не отдыхая, поля золотились в тяжелых колосьях, Реки текли молока, струились и нектара реки, Капал и мед золотой, сочась из зеленого дуба...» За З.в. следовали в порядке ухудшения серебряный, медный и, наконец, железный век, самый тяжелый из всех. Представления о З.в. существовали во многих мифологиях - скандинавской, китайской, египетской, вавилонской, ацтекской и т.д. В христианской мифологии они отразились в виде жизни прародителей человечества в Эдеме.

(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)

Золотой век, наряду с серебряным, бронзовым и железным, - один из четырех периодов развития человечества. Именно так, в виде последовательного чередования этих четырех эпох, описывает греческий поэт Гесиод в своей поэме "Труды и дни" современные ему взгляды на происхождение человека и на смену веков. Впрочем, Гесиод вносит некоторое дополнение - между медным и железным веками он располагает век героев-полубогов. Именно тогда, по его представлению, жили герои Гомера и другие персонажи древнегреческой мифологии. Его собственная жизнь, полная труда и лишений, пришлась на тревожные, безрадостные времена, названные Гесиодом железным веком. Мирной и идиллической была жизнь в золотой век (см. ). Бог Кронос справедливо и великодушно правил на небесах; люди оставались вечно молодыми и счастливыми. Гораций, Вергилий в "Георгиках" и Овидий в "Метаморфозах" обращали свои взоры к золотому веку; всю классическую литературу пронизывает ностальгическое отношение к счастливому прошлому. Надежды на изменения к лучшему нашли свое отражение в шестой эклоге Вергилия, навеянной предсказаниями пророчицы Сивиллы, согласно которым мировой круг жизни представляет собой смену периодов, кругов, соотносимых с десятью месяцами и находящихся под покровительством определенных божеств. Ко времени написания эклоги кончался круг Дианы (железный век) и начинался новый круг - Аполлона, в котором ожидалось возвращение золотого века. Эту же тему находим в стихах Шелли:

В мир возвращается великий век,

Приходят золотые годы...


Античный мир. Словарь-справочник . EdwART . 2011 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Золотой век" в других словарях:

    Золотой век - Впервые встречается у древнегреческого Поэта Гесиода (VIII VII вв. до н. э.) в поэме «Дела и дни». Как пишет Гесиод, было некогда такое время, когда люди жили без забот, без войн, без страданий. И это время он называет «золотым веком»: Жили те… … Словарь крылатых слов и выражений

    ЗОЛОТОЙ ВЕК - мифологическое представление, существовавшее в античном мире, о счастливом и беззаботном состоянии первобытного человечества. Отчётливее всего это представление выражено в поэме «Труды и дни» Гесиода и в «Метаморфозах» Овидия. По Гесиоду (Hes.… … Энциклопедия мифологии

    золотой век - подъем, вершина, процветание, лучшая пора, расцвет, пик, век астреи Словарь русских синонимов. золотой век век Астреи (устар. книжн.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    ЗОЛОТОЙ\ ВЕК Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

    ЗОЛОТОЙ ВЕК - Золотой век, наряду с серебряным, бронзовым и железным, – один из четырех периодов развития человечества. Именно так, в виде последовательного чередования этих четырех эпох, описывает греческий поэт Гесиод в своей поэме «Труды и дни» современные… … Список древнегреческих имен

    ЗОЛОТОЙ ВЕК Современная энциклопедия

    ЗОЛОТОЙ ВЕК - в представлениях многих древних народов самая ранняя пора человеческого существования, когда люди оставались вечно юными, не знали забот и огорчений, были подобны богам, но подвержены смерти, приходившей к ним как сладкий сон (описан в Трудах и… … Большой Энциклопедический словарь

    Золотой век - ЗОЛОТОЙ ВЕК, в представлениях многих древних народов счастливая ранняя пора человечества, когда люди оставались вечно юными, не знали забот, были подобны богам, но подвержены смерти, приходившей к ним как сладкий сон. В переносном смысле время… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Золотой век - это целая эпоха в искусстве, которая отличается от других своими образами и стилистическими манерами. Взглянем на особенности, которые отличают эту эпоху искусства от всех остальных. Почему золотой век стал основным и фундаментальным в развитии русской культуры? Попробуем разобраться.

Основные элементы этой эпохи

Выражение «золотой век» появилось тогда, когда все искусство начали делить на временные отрезки. Именно тогда стали выделять золотой и серебряный века. Золотой век - это девятнадцатый век, когда русское искусство стало процветать и включать в себя художественные элементы, которые уже были известны и активно использовались в Западной Европе.

В литературе этого времени стали преобладать элементы стиля просвещения, которые были наиболее популярны в Европе. Кроме того, важно сказать, что золотой век - это период, когда русский язык начал свое развитие, благодаря которому он стал намного красивее и обширнее. Появляются новые слова, обороты, средства выразительности и поэтические образы.

Значение этой эпохи

После того как значение золотого века было раскрыто, нужно сказать несколько слов о том, какие направления были открыты для русского искусства в эту эпоху. Золотой век поспособствовал развитию русского языка, во время которого стали раскрываться важные черты русской национальной культуры. Стали выделять несколько основных течений золотого века - это гуманизм, социальность и гражданственность.

Девятнадцатый век становится очень важным в формировании социальной жизни, где литература выходит на первое место и играет центральную роль в деятельности общественности.

Поскольку именно девятнадцатый век стал именно тем временем, на которое выпала Гражданская война 1812 года, то эта эпоха стала ключевой в создании русского патриотического духа. Именно в эту же эпоху началось восстание декабристов (1825 год), а вскоре и отмена крепостного права. Это все оказало очень большое влияние на дух русского народа, изменило всю его жизнь во всех сферах, создало новые представление о мире и быте.

Кроме того, важно сказать о том, что золотой век - это время, когда люди стали больше интересоваться историей. Это было обусловлено победой в Гражданской войне 1812 года. Национальное самосознание стало намного более развитым. Огромным культурным памятником стало произведение Н. Карамзина «История государства Российского». Это творение стало первым в жанре истории, которое читала вся страна, ища ответ на вопрос о том, какое место занимает Россия в истории всего мира.

Литература этой эпохи

В литературе золотой век - это именно та эпоха, когда начинается самый рассвет всего художественного творчества. Новые литературные направления, например тот же романтизм, новые поэтические образы, новые формы стихосложения. Все это начинает развиваться в эпоху Елизаветы - в золотой век русской литературы.

Александр Пушкин

Самым известным поэтом, который сделал огромный вклад в развитие литературы золотого века, считается Александр Сергеевич Пушкин. Именно благодаря поэту русский язык стал развиваться. Появилось огромное количество новых, ранее неиспользуемых изобразительно-выразительных средств, которые начинают встречаться в каждом произведении Пушкина.

Одним из центральных персонажей золотого века, который как нельзя лучше характеризует данную эпоху, стал Евгений Онегин - главный герой одноименного романа Александра Сергеевича. Онегин поддерживает все те взгляды, которые были характерны для людей, живущих в эту эпоху.

Михаил Лермонтов

Произведения Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» и «Демон» стали творениями, подчеркивающими уровень литературного развития в девятнадцатом веке. Как и у Александра Пушкина, главные герои стали изображением «лишнего человека», который не может найти своего места в мире, скитаясь в одиночку и преодолевая жизненные трудности, порой идя нечестным путем.

Антон Чехов

Сатирические произведения Антона Павловича Чехова также относятся к русской классике золотого века. Отражающие истинную человеческую суть многие пьесы Антона Павловича до сих пор ставят в театрах по всему миру. В своих произведениях Антон Чехов всегда затрагивал очень важные проблемы современного человека. Причем важно сказать, что то, как преподносит автор эти человеческие недостатки, вызывает и смех, и жалость одновременно. Про всегда говорили «смех сквозь слезы».

Федор Достоевский

Творчество Федора Михайловича также стало очень важным для золотого века. Новые взгляды, которые основывались на свободе личности, перевернули все восприятие мира. Именно эту проблему поднимает Федор Достоевский в ряде своих произведений. Например, «Игрок» даже произносит такую фразу, которая заставляет задуматься: «Если десять лет назад это было постыдно, а сегодня это выставляется напоказ, то что можно ожидать от последующих поколений?..» В другом своем произведении, «Преступление и наказание», Достоевский через своего главного героя - Раскольникова показывает, что человеку подвластно все, он свободен и вправе делать все, что ему будет угодно. Однако совесть и моральные принципы должны удерживать человека от совершения очень больших и непоправимых ошибок.

Иван Тургенев

Творчество Ивана Сергеевича Тургенева также ярко подчеркивает все аспекты нового бытового строя в обществе. Его произведение «Отцы и дети» описывает период, когда новые взгляды только начинают появляться среди молодежи. Более взрослое поколение, выросшее в совсем другой период, не может понять и поддержать нововведенные общественные мнения. Это неприятие отлично характеризует все воспитание более взрослого поколения. Произведения Ивана Тургенева могут помочь тем, кто пытается разобраться, как и почему человек рассуждает сегодня так, а не как-либо иначе.

Лев Толстой

Произведения Льва Николаевича Толстого, столь же известного представителя золотого века, - это творения, которые способны показать читателям все те нормы и принципы нравственности, которые поддерживались на протяжении очень долгих столетий. Многочисленные произведения, которые рассказывают об одиночестве безнравственных людей, об их муках и переживаниях, несут особую мораль для всех читателей.

«Война и мир» - роман-эпопея, который кроме проблемы человеческой безнравственности раскрывает все ужасы военного искусства. Описанная писателем Гражданская война 1812 года имеет центральное место в произведении. Главные герои понимают всю жестокость и глупость войны, бессмысленность принесенных в жертву жизней.

Федор Тютчев

Творчество Федора Ивановича стало завершающим. Именно произведения Ивана Тютчева заключили золотой век в литературе, таким образом, отделив от всех последующих эпох. Лирические произведения, которые выходили из под руки писателя, уже больше напоминают серебряный век своими образами, однако все же не имеют особенности, присущей следующей эпохе.

Общий вывод

Девятнадцатый век, или золотой век, стал очень важным в развитии русского языка, литературы и культуры в целом. подробно разобрано выше. Сложно представить, что было бы с русской культурой, если бы не было всех тех прекрасных писателей, благодаря которым произошел такой быстрый и стремительный переворот всех взглядов, как политических, так и общественных.

Золотой век — это метафора, т. к., во-первых, обозначает промежуток времени совсем не обязательно равный ста годам, а во-вторых, благородный металл здесь является лишь поэтической фигурой, показывающей особо высокую ценность, качество, выделенность чего-либо (как золотые руки, золотая молодёжь, золотая середина, золотое сечение, золотая свадьба).

С античных времён в культурах многих народов присутствует миф о существовании в далёком прошлом периода, когда люди жили в гармонии с природой и друг с другом, не было ни войн, ни болезней, ни тяжёлого труда, земля сама давала человеку всё необходимое, не было необходимости в законах, наказаниях, т. к. не совершались никакие преступления и был всеобщий достаток. Это незапамятное блаженное время получило название золотого века.

Представление о золотом веке культурологически прослеживается от поэмы «Труды и дни» древнегреческого поэта Гесиода (примерно 700 год до нашей эры), хотя самого термина «золотой век» ещё не было. Гесиод говорит о «золотом роде» или «золотом поколении» человечества, после которого пришёл серебряный род, потом бронзовый (или медный) и, наконец, железный. Сменам поколений соотвествует смена эпох в порядке ухудшения. Историю Гесиод интерптретирует как регрессивный процесс.

Термин «золотой век» впервые встречается во второй половине первого века до н. э. в поэме «Энеида» древнеримского поэта Вергилия.

В христианстве и других авраамических религиях существует то же самое понятие о золотом веке — потерянном рае, жизни до грехопадения.

По всей видимости, представление о золотом веке не чисто мифологическое, а имеет под собой некоторые реальные основания. Как полагают историки, первобытное общество было бесклассовым, не было ни государства, ни частной собственности, люди занимались собирательством и охотой, потребности людей были таковыми, что всё необходимое можно было получать минимальными усилиями. Не зря классики обществоведения назвали экономическое устройство того общества первобытным коммунизмом. Лишь в эпоху неолитической революции не позднее 10 тыс. лет назад произошёл переход к производящей экономике — возникли земледелие и животноводство, разделение труда, социальное неравенство.

Вряд ли историческая память человечества могла донести о том далёком времени хоть какие-то воспоминания, которые якобы дополнились впоследствии утопическими представлениями людей о счастливом идеальном обществе и художественно выразились в понятии «золотого века». Скорее всего, возникновение (и существование до сих пор) понятия золотого века объясняется образом «мышления» большой части людей — констатирующе-описательным, чувственно-интуитивным, для которого характерны догматизм, метафизичность, бездоказательность, отсутствие диалектического подхода, вера в незыблемость давным-давно установленного порядка, изначально сообщённую людям истину в какой-либо священной книге или учениях пророков, консерватизм (в отличие от противоположного типа мышления - рационального, критического, сомневающегося, самостоятельно и упорно эту истину ищущего, не верящего ни в какие авторитеты, священные книги и тайные эзотерические знания). Вместо видения истории как последовательного совершенствования общества, т. е. прогресса, в головах таких людей присутствует представление о существовании идеала в прошлом, а история для них есть регресс — последовательный отход от совершенства, скатывание в пропасть. Из философов, исповедующих данный взгляд, можно назвать Ж. Ж. Руссо, который видел историю, как процесс уклонения от естественного блаженного и непорочного состояния. Противоположный пример — Анри Сен-Симон, который считал, что золотой век не в прошлом, а в будущем.

Появлению представления о золотом веке способствовало, по всей видимости, отношение каждого человека к своему детству, как самому беззаботному периоду жизни. Человечество в представлении людей с чувственно-эмоциональным взглядом на действительность метафорически уподобляется человеку, проходящему разные периоды своего развития. Золотой век, таким образом, есть детство человечества.

Каждое уходящее поколение (некоторые, хотя и многочисленные его представители) ругает новые времена, говоря, что раньше было лучше. Это объясняется психологически субъективным изменением восприятия мира с возрастом, когда детская беззаботность, юношеские надежды, вера в лучшее будущее сменяются болезнями, разочарованием, боязнью приближающейся смерти. Люди с недиалектическим мышлением склонны своим чувствам придавать большое значение, распространять свои внутренние переживания на объективный мир, считая что это весь мир становится хуже, а не их психологическое его восприятие. Кроме того, для таких людей характерен консерватизм, неприятие всего нового. Всё новое им кажется плохим только потому, что оно отличается от старого.

Необходимо заметить, что религиозная вера является идеальной иллюстрацией догматического, метафизического взгляда на жизнь: мир сразу был создан идеальным (Бог не может создать несовершенный мир), потом произошло грехопадение, в дальнейшем не стоит ждать ничего хорошего, будет только хуже и неизбежен конец света, Армагеддон («Откровение Иооанна Богослова» или «Апокалипсис»). Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о необходимости адекватного представления о реальности вообще и вреде подобных воззрений в частности, из которых логически следует смирение с существующим положением вещей и бесполезность любых действий по изменению жизни человечества к лучшему.

С течением времени выражение «золотой век» приобрело ещё один смысл. Золотым веком стали называть вообще любой период истории, в течение которого в искусстве, науке, культуре, других видах человеческой деятельности были достигнуты наивысшие результаты: золотой век русской поэзии, золотой век голландской живописи и т. д.