Что такое темпера? История необычной краски. Что такое темперные краски Что такое темпера

Поливинилацетатная темпера представляет собой высокодисперсную пастообразную водоэмульсионную смесь синтетической смолы, стабилизаторов и структирующих веществ. Этот вид темперы отличается от масляно-казенновой и яичной рядом свойств.

Краски поливинилацетатной темперы прозрачны, эластичны и могут наноситься как пастозно, так и лессировочно.

Живопись синтетической темперой - может быть, многослойной, каждый новый слой накладывается на высохший предыдущий без опасений отслаивания красок.

Отличительной особенностью темперы является ее быстрое высы­хание: через 1 - 2 часа в тонких слоях и за 3-4 часа в пастозных.

Поливинилацетатную темперу, которая сама водорастворимая, нельзя смешивать с другими водорастворимыми красками. Так, в смеси с масляно-казеиновой темперой краски створаживаются и пло­хо разносятся по поверхности живописного основания.

Разбавителем красок является вода, но после высыхания их можно растворить лишь специальной смывкой, представляющей смесь этилацетата с раствором этилового спирта, взятых в соотношении 1: 1.

В процессе работы краски, хотя они и содержат до 50% воды, следует выдавливать из туб в колечки из мокрой ваты для удержания в них влажности. Поливинилацетатные темперные краски быстро высыхают. Это требует от живописца определенных навыков.

Кисти в процессе работы необходимо держать в банке с водой, по окончании работы их следует тщательно промыть водой. В случае засыхания краски на кистях их промывают смывкой или 70-75 - процентным этиловым спиртом.

Поливинилацетатной темперой можно работать на самых различных поверхностях: на холсте с синтетическим и эмульсионным (масляно-клеевым) грунтом, на бумаге, картоне, дереве, штукатурке, бетоне, линоксиновом линолеуме, стекле и многих других поверхностях, т. е. краски эти являются универсальным живописным материалом, особенно в декоративно-прикладном и оформительском искусстве.

Высыхая, некоторые краски несколько изменяются в оттенке:

Слегка светлеют: окись хрома и окись жженая.

Значительно светлеют: кобальт синий и охра.

Слегка темнеют: кадмий желтый и красный, охра светлая и сиена жженая. При этом охра светлая и сиена жженая, нанесенные на бумагу, значительно темнеют, а затем степень их потемнения уменьшается.

Заметнее темнеют: английская красная, капут-мортуум, умбра жженая и краплак красный.

Сильно темнеют: сиена натуральная, изумрудно-зеленая и, ультра­марин (в корпусном слое).

Поверхность поливинилацетатной живописи матовая. Для получения поверхности, насыщенной по цвету, живопись покрывают од­ним из покрывных лаков, например даммарным, акрилфисташковым и другими. Разбавляя лак пиненом, можно получить различную степень блеска живописи. Наиболее благоприятно разбавление лака в соотношении 1:1. Живопись, покрытая лаком, приобретает глубину и колористическую насыщенность, но при этом при углубленности тона красок живопись кажется более темной.

Хранить краски следует при комнатной температуре, и не ниже 0 градусов. Гарантийный срок хранения красок - 1 год. Количества звездочек указывает на степень светостойкости краски: три звездочки - высокая светостойкость, две звездочки - средняя, одна звездочке - низкая светостойкость.

При нанесении краски на основание образуются эластичные пленки. Для смывания высохшего красочного покрытия употребляется смесь этилацетата с водным этиловым спиртом. Поливинилацетатные краски нельзя смешивать в процессе работы с казеиново-масляной темперой, что часто делают художники при недостатке каких-либо цветов в тех или иных красках.

Современная темпера вполне может соперничать по прочности со старинной темперой и масляной живописью, а ее свойства и возможности хорошо отвечают требованиям различных видов современного изобразительного искусства.

Кроме перечисленных выше видов темперы, которые являются наиболее распространенными, существует также восковая и камедная темпера. Однако в состав связующих этих красок входят более редкие вещества и приготовление их значительно сложнее.

Наиболее часто в приготовлении темперы употребляют следующие красящие вещества:

белые - свинцовые, цинковые, титановые белила;

желтые - желтые охры, сиена натуральная, марс желтый, марс оранжевый, кадмий желтый, кадмий оранжевый, ауреолин, стронциановая желтая, желтый лак из крушины;

красные - киноварь натуральная и искусственная (розовая, красная и вишневая), кадмий красный, английская красная, марс красный, кармин натуральный, краплак натуральный;

фиолетовые - марс фиолетовый, кобальт фиолетовый, фиолетовые лаки из ягод ежевики, черняки;

зеленые - изумрудная зелень, окись хрома, зеленая земля, волконскоит, глауконитовая зеленая, зеленый кобальт, зеленые лаки из крушины;

синие - ультрамарин натуральный и искусственный, кобальт синий, лазурь горная, лазурь берлинская, индиго;

коричневые - марс коричневый, коричневый лак из коры ольхи, коричневые земли, жженые охры, жженая сиена, Ван-Дик коричневый;

черные - виноградная черная, франкфуртская черная, кость слоновая жженая, древесная чернь, косточковые черные из косточек вишни, абрикоса, персика.

Воскомасляная темпера

В модернизированной темпере в качестве связующего (которое обладает большей прочностью из-за содержания в составе масла и смолы) применяют эмульсию ПВА и казеиново-масляную эмульсию.

Казеиновая темпера быстро твердеет становясь нерастворимой в воде, имеет хорошую адгезию с материалом, на который наносится (дерево, холст, металл, камень и стекло), однако со временем растрескивается.

Краска, изготовленная на основе эмульсии ПВА и пигмента, получила название темперы ПВА. Она применяется преимущественно при наружной настенной живописи и при росписи декораций. Главный недостаток темперы ПВА - низкая светостойкость.

Энкаустические краски - краски, приготовленные путем смешивания пигмента с воском, смолой и маслом. История этих красок уходит в античные времена. В Египте их использовали для росписи гробниц и мумий. В Греции восковые краски были известны древним художникам, но, к сожалению, до нашего времени ни одна из работ не сохранилась, остались только упоминание в литературных источниках.

Что такое воскомасляная темпера?

Воскомасляная темпера - это новый вид красок с уникальными качествами, сочетающими в себе свойства энкаустических, масляных и акварельных красок. Они изготовлены на основе высококачественных пигментов, связующим для которых является сложная композиция из растительного масла, дистиллированной воды, натурального пчелиного воска, мягкой смолы и других компонентов. Краски удобны в работе благодаря своей пастозности и разносимости.

Уникальность воскомасляной темперы заключается в том, что это прозрачные краски, позволяющие создавать сложные цвета и оттенки и получать объемное изображение путем наложения одного цвета на другой. Воск и мягкая смола в составе связующего обеспечивают более продолжительную подвижность красок по сравнению с казеиново-масляной, поливинилацетатной и акриловой темперой.

При высыхании воскомасляная темпера не растворяется водой, обладает повышенной устойчивостью к внешним воздействиям окружающей агрессивной среды, не изменяется в тонах с течением времени по сравнению с живописью маслом, образует матовую поверхность.

Скорость высыхания воскомасляных темперных красок несколько выше в сравнении с масляными из-за содержания в составе воска. Однако благодаря воску краски не меняют тон при высыхании и хорошо смешиваются с другими художественными материалами как на масляной, так и на водной основе. Ускорить высыхание темперы можно, добавив в неесиккатив.


Похожая информация.


Этот вид красок используют уже более 3 тысяч лет – именно их веками применяли в станковой живописи, широко использовали в иконописи. Саркофаги фараонов древнего Египта расписаны ими. Микеланджело и Леонардо да Винчи, Рафаэль и Коррэджо использовали ее при написании своих работ. Масляные краски при своем появлении на некоторое время стали более популярны среди профессиональных художников, темперные же продолжали жить в народной росписи.

Разницу показало время – когда картины, написанные маслом, тускнеют, темнеют, полотна, выполненные темперой, сохраняют яркость и насыщенность оттенков.

Что представляют собой темперные краски?

Название возникло от сочетания «смешивание красок» (от латинского «temperare»), так как этот тип краски, как раньше, так и сейчас, получают путем смешивания составляющих. Темперная краска состоит из нескольких компонентов – порошковый красящий пигмент в основе, связующее вещество (один из нескольких вариантов – натуральный или искусственный), масло, вода.

При смешивании в нужной пропорции, получается густая однородная масса, легко смешивающаяся с водой для получения более светлого оттенка или выполнения более тонкого письма, лессировки. Многообразие приемов и текстур, возможных с использованием темперы, делает работу художника действительно творческой. Темперные краски позволяют писать в разных техниках, на различной основе – холст, дерево, картон, бумага – самые распространенные из современных основ для темперной живописи.

Какие темперные краски купить?

По своему составу темперные краски отличаются по связующему компоненту, определяющему свойства и внешний вид готового произведения. В качестве эмульсии используют:

  • Целое яйцо или только его желток, разведенные водой;
  • Казеиново-масляная, (здесь растительное масло используется для разведения казеина, высыхая впоследствии);
  • ПВА (поливинилацетатная);
  • Акриловая;
  • Восково-масляная.

Яичную готовят в домашних условиях, остальные – промышленным способом.

Использование различных эмульсий делает более разнообразной и текстуру готового произведения. Например, можно купить темперные краски с акрилом в качестве эмульсии матовые, полуматовые или глянцевые. Традиционная яичная смесь будет после высыхания иметь более бархатистую текстуру. А выполненное восково-масляной темперой произведение не требует дополнительного покрытия (воск отлично справляется с защитной функцией). Какие темперные краски купить – зависит от эффекта, который художник стремится получить в итоге.

Преимущества покупки темперных красок

Изготавливаемые ранее самостоятельно художниками в домашних условиях, темперные краски сейчас производятся в промышленных масштабах. Краски домашнего приготовления имеют меньший срок хранения, чем фабричные. В домашних условиях их, как правило, готовят из яйца (или только желтка) на один раз.

Промышленное производство темперы решило целый ряд вопросов – точное соблюдение пропорций позволяет получать стабильные предсказуемые оттенки, тубы более компактны, их удобно использовать. Увеличение срока хранения позволяет приступать к работе и заканчивать ее, не ориентируясь на количество заготовленной краски. Кроме того, у художника снижается количество подготовительных работ и больше времени остается для непосредственного творчества.

Сегодня купить темперные краски можно готовыми как в наборах, так и в отдельных тубах. Кроме уже описанных, есть и другие преимущества использования этого вида красок:

    Легко и плотно ложатся, обеспечивая равномерное покрытие, четкую детализацию;Используются для разных поверхностей;Широкие возможности письма в разных техниках;Разнообразие эмульсий позволяет еще более расширить возможности художника;Не трескаются со временем;Сохраняют цвет и оттенки столетиями, не изменяясь (некоторые виды эмульсии потребуют дополнительного лакирования для долговечности);Яркие насыщенные цвета, удобные и интересные в творчестве.

Учитывая количество преимуществ современной темперы, неудивительно, что эта разновидность красок пользуется такой популярностью среди современных художников. Купить темперные краски нужных оттенков, в требуемом количестве, у которых срок использования не ограничивается сутками, безусловно, проще, чем изготовить.

Как сохранить высокое качество красок?

Несмотря на то, что срок хранения темперных красок, купить которые можно прямо на сайте, существенно выше, чем приготовленных дома, необходимо соблюдать некоторые условия, чтобы сохранить качественные показатели, структуру и иметь возможность полноценно использовать в своем творчестве.

Качественная краска, независимо от типа эмульсии представляет собой густую однородную смесь, которая не расслаивается, не густеет и не имеет неприятных запахов после хранения в тубе. Если при открытии тюбика, обнаружится один из перечисленных недостатков – не стоит его использовать – краска или низкого качества, или хранилась в неправильных условиях, или истек срок годности.

В таком случае купить темперные краски этого оттенка, скорее всего, придется снова, поэтому важно изначально выбирать надежного производителя и магазин, а также соблюдать правила хранения после покупки. Замораживать или перегревать такую краску нельзя, идеальная температура для нее – комнатная. Также, не стоит оставлять под прямыми солнечными лучами – от этого нарушается структура темперы.

Некоторые виды темперной краски могут незначительно изменять оттенок после высыхания – это зависит от типа эмульсии, но ни одна из них не растрескивается со временем.

Современная основа для письма темперой

Разнообразие интересов современной творческой личности может не ограничиваться одним или двумя видами рабочего материала. Пейзаж на холсте, роспись на шкатулке, миниатюра на камне – одной из самых широких областей применения обладает темпера. Одинаково хорошо ложится и на деревянную поверхность, и на холст, и на камень. Универсальная профессиональная краска удовлетворит запросам самых требовательных художников.

Темпера – одна из старейших красок, которая использовалась в Древнем Египте. Археологами при раскопках найдены уникальные росписи на саркофагах, выполненные аналогами современных темперных красок. Есть несколько видов этой краски, но все они имеют одну общую особенность – основа красящего состава – эмульсия, которая растворяется водой, однако, в процессе высыхания ода испаряется и темпера становится устойчивой к воде.

Общая информация

Слово «темпера» имеет итальянские корни, в переводе означает – смешивать краски. Темперные окрашивающие составы состоят из:

  • порошкового натурального пигмента;
  • синтетического пигмента (аналог натурального);
  • связующего вещества – применяется эмульсия из натурального желтка, растительных соков, также используются искусственные компоненты на основе клеевого раствора, масел и полимеров.

Темперная живопись разнообразна по приемам, фактурам, подобные краски отлично подходят для гладкого письма и для пастозной живописи.

По статистике, темпера лишь немногим уступает акварели по популярности. Специалисты выделяют две особенности окрашивающих составов:

  1. темпера современного производства – поливинилацетатная – имеет хорошую кроющую способность;
  2. прекрасно перемешивается с акварельными красками, таким образом, можно получить новые оттенки и сохранить художественную ценность акварели.

Темпера в большей степени подходит для рабочих основ с высокой впитывающей способностью, а также для полотен, обработанных впитывающим грунтовым составом. После высыхания картина приобретает бархатную, матовую поверхность, которая по своим характеристикам напоминает гуашь, только с одним отличием – темпера незначительно меняет оттенок.

Это важно! Для станковой живописи темпера не подходит, но в истории живописи известны случаи, когда мастер работал исключительно темперными красками.

При пастозной технике, необходимо учесть – краска достаточно быстро сохнет, это происходит на палитре. Перемешивать темперу на рабочем холсте сложно, такой процесс доступен только при работе маслом. Важно помнить, что темпера менее пластична, чем масло, следовательно, когда слой слишком толстый, краска растрескивается.

Основное предназначение – лессировочная техника. Посредством темперы можно прорисовывать мелкие детали. Также выделяют следующие особенности темперных красок:

  • под слоем лака не меняет оттенок;
  • нет текстурности – на полотне не остается след от кисти;
  • отличная кроющая способность;
  • не размывается водой;
  • проникает в слои древесины, удалить темперу можно наждачной бумагой.

Новички опасаются использовать темперой, поскольку считается, что она непростая в работе. Да, к такому художественному материалу необходимо привыкнуть, приноровиться, но тренировки помогут преодолеть любые сложности. Если вы хотите отточить свое мастерство, потренируйтесь на гуаши – ее легко превратить в аналог темперы, добавив клей ПВА.

Это важно! Если использовать темперные краски в комбинации с акварелью, необязательно покупать большую палитру. При этом определенные оттенки каждый художник подбирает индивидуально, исходя из техники, жанра живописи и, конечно, личных предпочтений.

Историческая справка

Вплоть до 15 столетия именно темпера повсеместно применялась в иконописи, настенной живописи, а также народном творчестве, например, палехские изделия выполнялись исключительно темперой. Основной компонент – яичный желток, его смешивали вместе с водой, добавляли вино, квас или уксус. Такие краски были не пригодными для пастозной техники. По мере высыхания краски светлели, приобретали матовость. После высыхания полотно покрывали олифой или лаком на масляной основе.

Иногда для приготовления темперы использовалось целое яйцо, вместе с белком, плотность окрашивающего состава получалась меньшей, однако, для фресок отлично подходила.

Интересный факт! В некоторых российских городах до сих пор сохранились старинные церкви, расписанные темперными красками.

В 16 столетии знаменитый фламандский художник Ван-Эйк усовершенствовал окрашивающие составы на основе масла, после этого темпера утратила свою актуальность в живописи. Интерес к ней остается довольно высоким только в России и Греции, в этих странах художники до сих пор работают в старинной технике. Кроме этого, темпера актуальна в церковной живописи.

В конце 19 столетия многие живописцы разочаровались в масле, поэтому, активно искали достойную замену. Специалисты занимались поисками новых компонентов и вспомнили о темпере. Однако темперная живопись к этому моменту уже изжила себя и не могла удовлетворить запросы мастеров. В связи с этим в состав краски вводятся новые компоненты, которые в значительной степени меняют ее эксплуатационные качества. Главное изменение – вместо натуральной эмульсии использовалась искусственная эмульсия. Новая краска получила широкое распространение в странах Европы.

Учитывая, что традиционная русская школа живописи больше использует масляные краски, поэтому современная темпера до недавнего времени не находила должного применения в России. Сегодня ситуация меняется и в живописи активно применяются темперные краски.

Виды красок

1. Казеиново-масляная.

Готовят из эмульсии на основе растительного масла и казеинового клея, растирая с порошковым пигментом. После высыхания темпера приобретает более темный оттенок, но если использовать вместо белил гуашь, картина потемнеет гораздо меньше. Работать лучше всего упругими кистями с синтетическим ворсом, также подойдут колонковые и щетинные кисти.

2. Яичная темпера.

Связующим элементом применяется яичный желток. Основная сфера использования иконописи. Чтобы продлить срок использования, в краску добавляют консерванты и расфасовывают в тубы.

Полезно знать! Сегодня яичные темперные краски готовят в Италии и Франции.

В процессе высыхания темпера незначительно темнеет. Вместо белил предпочтительно добавлять гуашь. Если состав на палитре высыхает, его можно развести водой, при этом ее характеристики не меняются.

Работают темперой следующим образом:

  • выполняется полупрозрачный подмалевок;
  • наносятся составы густой консистенции.

Также можно работать в один слой, для прорисовки штриховки используют тонкую кисть.

3. Гуммиарабиковая темпера.

Яичный желток и казеин – не единственные компоненты, применяемые для производства темперных красок. Также используют клеевые составы растительного происхождения – гуммиарабик, декстрин или вишневый клей.

Необходимо отметить, что подобная темпера по эксплуатационным характеристикам уступает краскам на основе яичного желтка и казеина. Однако некоторым мастерам нравится работать именно этими составами. Гуммиарабиковая краска имеет незначительную степень прилипания.

Это важно! Гуммиарабиковая темпера не подходит для пастозной живописи, поскольку растрескиваются.

4. Воскомасляная темпера.

Новый тип красок, сочетающий качества масляных, энкаустических и акварельных красок. В состав входят пигменты высокого качества, а в качестве связующего вещества используют многокомпонентную композицию из:

  • растительного масла;
  • пчелиного воска;
  • дистиллированной воды;
  • смолы.

Красками комфортно работать, они имеют пастозную структуру. Главное преимущество воскомасляной краски – прозрачность, благодаря этому можно создавать сложные оттенки. Для создания объемного изображения цвета накладываются друг на друга.

Это важно! Благодаря наличию воска в составе краски дольше остаются подвижными в сравнении с темперой на основе казеина, акрила и поливинилацетата.

После высыхания воскомасляную краску нельзя растворять водой, такая краска устойчива к внешним факторам и агрессивной среде. Темпера на основе воска и масла хорошо смешивается с масляными и водными красками. Чтобы ускорить ее высыхание, достаточно добавить сиккатив. Необходимо учесть, что по мере высыхания краски меняют свой оттенок и темнеют. Чтобы этого избежать, можно в краску добавить белую гуашь.

Работать лучше щетинными кистями.

5. Поливинилацетатная темпера.

Темпера на основе клея ПВА является предшественницей акриловой краски. В сравнении с акрилом поливинилацетатная краска менее устойчива к механическим повреждениям. Используют ее преимущественно для наружной живописи и росписи декораций. Основной недостаток – недостаточная светостойкость.

Акриловая темпера наиболее популярная среди художников. Основные преимущества:

  • чистый цвет и насыщенные оттенки;
  • быстрое высыхание;
  • устойчивость к механическим воздействиям.

Особенности акриловой темперы:

  • краска по мере высыхания сильно темнеет;
  • после высыхания акрил светлеет, поэтому проступают нижние слои краски.

Если работать на холсте, от воды, которой разводится акриловая темпера, полотно провисает. На палитре краска быстро засыхает, поэтому ее сложно отмывать, иногда приходится работать мастихином.

Выбор кисти зависит от жанра, в котором работает мастер, а также стиля картины. Лучше всего использовать синтетические кисти или мастихин. Акриловая темпера накладывается прозрачными слоями или толстым слоем, ею также выполняют подмалевок для дальнейшей работы маслом.

Вспомогательные средства для работы темперой

Разбавлять краски можно водой или другими красками на водной основе – гуашью, акварелью, акриловыми и темперными красками. Если использовать в качестве разбавителя воскомасляную темперу, получится окрашивающий состав, близкий по характеристикам к акварели. При этом краски обладают отличными лессировочными качествами и позволяют создавать оригинальные цветовые эффекты.

Воскомасляную темперу можно разбавлять пиненом, уайт-спиритом, скипидаром, водой – в этом соучае после высыхания поверхность картины получается матовая. Чтобы добиться глянцевого эффекта, темперу смешивают с лаками – мастичным, дамарным, а также растительным маслом, лучше работать льняным. Этот тип темперы отлично спешивается с масляными красками.

Это важно! При добавлении лака скорость высыхания воскомасляной краски уменьшается.

Особенности работы темперными красками

Темперные краски обладают хорошей текучестью, легко стекают с кисти, образуют четкий, тонкий штрих, а в сравнении с масляными красками сохнут несколько быстрее. Темпера твердеет по мере испарения из нее воды, на этом этапе процесс высыхания считается практически завершенным.

Мельчайшие частицы пигмента надежно скрепляются с рабочей основой, благодаря этому исключается вероятность растрескивания краски. В сравнении с гуашью и акварелью темпера держится прочнее на полотне, устойчива к механическим повреждениям и не подвергается влиянию воды. В этом темпера схожа с масляными красками. Однако в сравнении с маслом темперные краски смешиваются сложнее и меняют свой оттенок.

Основу для темперы покрывают грунтовкой, для этого выбирают клеевой или эмульсионный состав, также подойдет водоэмульсионная краска на акриловой основе. В качестве рабочего полотна используют плотный картон, холст, дерево, штукатурку. Учитывая, что темпера быстро высыхает, цвета подбирают на палитре.

Что касается кистей, лучше подобрать инструмент из щетины, а для прорисовки мелких элементов – колонковый инструмент.

Если вы работаете современной темперой, можно не придерживаться особых техник и приемов в работе. Работать можно жидкими красками или в пастозной технике. Если на полотне преобладают светлые оттенки и нужно выдержать прозрачные оттенки, работать нужно на белом грунте. Добиться необходимого оттенка можно посредством лессировки. Покрывать картину можно теми же лаками, которые используются в масляной живописи.

Продают темперные краски в тубах объемом 33 мл, в палитру входят 47 оттенков. Также в продаже представлены наборы, которые состоят из 9 и 12 цветов.

Краски темперные известны с древних времен. Так художники именовали приготовленные на основе сухих порошковых пигментов и связующего их клея материалы для создания своих бессмертных произведений. Прилагательное «темперные» происходит от латинского слова temperare, переводимое как «соединять, смешивать».

Особенности темперы

Чем же своеобразны краски темперные? В старину добывали, в основном, из минералов, полученный порошок тщательно смешивали с клейким веществом - яичным желтком, соком некоторых растений, или нефтью. Сегодня темперные краски готовят на основе синтетических красителей и эмульсий. До того как были изобретены (XV век), темпера была самым популярным материалом для создания фресок, икон и произведений станкового искусства. Стиль такой живописи неповторим и своеобразен, вот почему и в наши не утрачивают интереса к темперным краскам.

Яичная темперная краска

Краски темперные на основе яичной эмульсии включают в состав куриный желток, масло и скипидарный лак. От пропорции этих веществ зависят свойства и художественные возможности краски. Например, избыток масла делает краску похожей на масляную, а излишки лака придадут нанесенному на холст материалу больше хрупкости. В Византии и в России яичная темпера широко использовалась в иконописи, в народных промыслах, при помощи нее на стены храмов наносились фрески. В те далекие времена связывающее сухой пигмент вещество готовили, добавляя к куриному желтку воду, квас, вино или уксус. Краски накладывали слой за слоем, а затем покрывали олифой или масляным лаком.

Казеиновые и растительные темперные краски

Кроме распространенной яичной эмульсии темпера нередко готовилась на основе раствора казеина, лака и масла. Также краски темперные делали на базе растительных эмульсий. С этой целью использовали гуммиарабик, клейкое вещество из картофельного или кукурузного крахмала (декстрин) или вишневый клей. Такие краски отличаются невесомостью тонов и дольше остаются свежими, а потому их охотно используют на фабриках, производящих материалы для живописи.

Современные технологии в изготовлении красок

Новые темперные краски основаны на искусственных пигментах и полимерах. Они обладают большей прочностью и не требуют лакового покрытия, поскольку не смываются и не растворяются водой.

Среди востребованных современных средств живописи выделяются темперные краски «Мастер-класс». Серия изготавливается из натуральных и искусственных пигментов на основе поливинилацетатной дисперсии. Пастообразная краска серии «Мастер-класс» широко используется в живописи и дизайнерских работах. Высыхая, она образует несмываемую

Достоинства и недостатки, которыми обладают темперные краски

Как рисовать подобным материалом и каких тонкостей техники он требует - тема для отдельного разговора. Коснемся здесь лишь плюсов и минусов темперы, не потерявшей привлекательности для современных мастеров. Главным достоинством этого материала считают красоту и долговечность. В отличие от образцов масляной живописи, полотна, написанные темперой, не меняют оттенков, не желтеют и не темнеют со временем. Поскольку темперные краски высыхают быстро, можно не беспокоиться о том, что с течением времени цветной слой будет претерпевать изменения в объеме, а значит, картина не облупится и не растрескается. В то же время, быстрое высыхание создает определенные проблемы для художника. Также мастеру придется учитывать, что при высыхании темперные краски меняют тон - светлеют или темнеют.

Темперная краска, или как ее еще называют темпера, изготовленная на основе эмульсионного связующего и пигмента. Название происходит от латинского слова «темпере», что переводится как «смешивать».

Темперные краски использовались еще до появления и имели широкое распространение. Например, они были совершенно незаменимы в иконописи. Их история насчитывает более 3500 лет.

Связующая темперных красок состоит из трех элементов: воды, различных видов клея, который варьируется от вида темперы, и масла. К эмульгирующим веществам относят , белок и желток яйца, гуммиарабик, декстрин и мыло. Клеевой раствор при соединении с частицами масла создает эмульсию. В таком состоянии масло делает краски эластичными и не дает им растрескиваться.

По своим свойствам темпера – нечто промежуточное между клеевыми и масляными красками. Ее также можно разводить водой, как и маслом. А работать ей можно и на бумаге, и на холсте. В принципе они применимы для любого вида поверхности, а вот кисти лучше использовать мягкие и эластичные. По форме же рекомендуются плоские кисти или круглые.

К основным преимуществам темперы можно отнести скорость ее высыхания, которая значительно ускоряет процесс , и ее удивительную стойкость – работы, выполненные темперой, сохраняют свою яркость на протяжении мноих веков.

Сегодня темперные краски изготавливаются промышленно и продаются в наборах.

Виды темперных красок

Исходя из компонента, на основе которого изготавливают эмульсию для разведения темперы, различают яичную, казеиново-масляную и гуммиарабиковую темперу, которую также называют клеевой. Другими словами, название краски получается от связующего, используемого для «затирания» сухого пигмента.

Яичная темпера была особенно распространена в средние века и долгое время применялась даже после появления масляных красок. Краска, приготовленная на яичной основе, легко растворяется, смешивается и практически не изменяет свои цвета при высыхании, не светлея и не темнея. Работы, выполненные яичной темперой, очень долго сохраняют насыщенность и яркость цвета.

Казеиново-масляная темпера – это водорастворимая краска, которая состоит из мельчайших пигментов, смешанных с эмульсией из льняного масла и водного раствора казеина. Этот вид краски подразумевает работу на грунтованном холсте, картоне и дереве. После высыхания она быстро твердеет и прочно пристает к основанию. На сегодняшний день это самый распространенный вид темперы.

Гуммиарабиковая, или клеевая, темпера имеет в своей основе клей, например, ПВА. Ей рекомендуют работать не только на бумаге, картоне и фанере, но и на линолеуме, штукатурке, бетоне, стекле. Однако клеевую темперу не следует смешивать с другими видами красок.